Skip to content

Чем отличается характер от темперамента: Чем отличается темперамент от характера

Содержание

Отличия темперамента от характера: можно ли изменить себя

Содержание

  1. Что такое темперамент
  2. Типы темперамента
  3. Сангвиник
  4. Флегматик
  5. Холерик
  6. Меланхолик
  7. Что такое характер
  8. Отличия характера и темперамента: сравнение
  9. Связь характера и темперамента
  10. Можно ли изменить темперамент

Не все знают, чем отличается характер от темперамента, как они взаимосвязаны, как влияют на жизнь человека в целом и можно ли их изменить. Как они формируются, почему так отличаются у одних людей и так похожи у других? Темперамент и характер – это основные понятия, которые определяют человека как личность: его привычки, жизненную позицию, систему ценностей, социальное окружение, даже черты внешности.

Что такое темперамент

Еще со времен Гиппократа людей интересовало, влияет ли биологическое и физиологическое строение организма на личность. Есть ли врожденные черты характера, могут ли гены определить судьбу.

Темперамент – это совокупность психических особенностей человека, которая определяется свойствами нервной системы: эмоциональной возбудимостью, силой и глубиной переживаний, уравновешенностью, быстротой реакций.

Говоря простыми словами, темперамент – это базовые настройки, которые определяют, насколько человек будет активным, эмоциональным, какой у него будет темп действий, речи. Все эти характеристики являются устойчивыми и долговременными, с годами они практически не меняются.

Темперамент определяет:

  • насколько человек подвижный или медлительный;
  • как быстро он адаптируется к новым условиям;
  • насколько легко он переключается с одного действия на другое;
  • насколько может контролировать свои эмоции;
  • как глубоко он переживает то или иное событие;
  • какие эмоции у него доминируют – положительные или отрицательные;
  • насколько он активный и целенаправленный.

Во многом от темперамента зависят ваши предпочтения: какой отдых вам нравится, какая сфера деятельности вам больше подходит, какие отношения вы будете строить, насколько вы будете успешны или не успешны в определенной деятельности.

Не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый из них дает ряд преимуществ. С другой стороны, он предполагает и некоторые недостатки. Всё будет зависеть от того, как личность справляется со своим темпераментом.

Типы темперамента

Не бывает чистых типов темперамента, это всегда определенное соотношение одного и другого. Обычно выделяется доминирующий тип, но в разных условиях человек может проявлять свойства, которые не свойственны этому типу.

Сангвиник

Ему характерны быстро возникающие чувства, которые отражаются во внешних проявлениях: он подвижен, у него активная мимика, жестикуляция, речь. Сангвиник дает эмоциональный отклик на всё, что с ним происходит. Его чувства появляются так же быстро, как и исчезают. Он легко переключается с одной деятельности на другую, мобилен, умеет адаптироваться к новым обстоятельствам.

Например, он может засмеяться в голос, а через минуту уже быть серьезным. Даже если сангвиника что-то расстроит, то он способен быстро взять себя в руки, когда это необходимо.

Флегматик

Ему характерны медленно возникающие чувства, которые он проживает не слишком интенсивно. Флегматик уравновешен, спокоен, его трудно вывести из себя, разозлить. Он не подвержен бурным эмоциональным реакциям. Например, даже если все в компании смеются, он может лишь сдержанно улыбнуться. Когда все волнуются, он будет сохранять спокойствие и выдержку.

Флегматики малоподвижны, у них скудная мимика, сдержанная и неторопливая речь. При этом они целеустремленные, работоспособные, взявшись за какую-то задачу, доведут ее до конца не отвлекаясь. Но они плохо адаптируются к новым условиям, с трудом меняют образ жизни и привычки.

Холерик

При этом типе темперамента чувства возникают быстро, проживаются интенсивно. Такие люди быстро загораются, сразу приходят в движение. У них широкий спектр эмоций. Они порывистые, активные, порой вспыльчивые, нетерпеливые. Они обладают страстной натурой, всегда полны энергии, у них живая мимика.

Порой их движения суетливы и хаотичны, им трудно усидеть на одном месте.

Меланхолик

Для таких людей характерны медленно возникающие, но очень сильные длительные эмоции. Если меланхолика что-то расстроило, он может находиться в упадническом настроении несколько дней. Такие люди устойчивые, спокойные. У них тихий голос, неторопливая речь, сдержанные движения.

Меланхолики внешне похожи на флегматиков, они не суетятся, у них мало энергии. Несмотря на то что они переживают сильные эмоции, они редко их демонстрируют, обладают внешней сдержанностью. Меланхолики чувствительны, они могут сильно переживать даже по незначительному поводу.

Что такое характер

В отличие от темперамента, характер – это совокупность устойчивых черт личности, которые проявляются, когда вы взаимодействуете с реальностью. Характер не является врожденным, он формируется в течение всей жизни. На него влияет темперамент, воспитание, социальная и культурная среда, люди, которые окружали человека и стали примером для подражания, книги, которые читались.

С одной стороны, характер определяет, какие решения вы принимаете, с другой – каждое решение влияет на формирование той или иной его черты.

На характер влияют не все черты личности, а только те, которые доминируют и сохраняются относительно длительное время. Например, человек иногда может испытывать грусть, лень, но это еще не значит, что эти качества являются частью его личности.

В зависимости от того, какой у личности характер, будет определяться его отношение:

  • к другим людям – общительность, честность, отзывчивость, эмпатия;
  • деятельности – целенаправленность, трудолюбие, активность, настойчивость, круг интересов, амбициозность, мотивация на достижение успеха или избегание неудачи;
  • самому себе – уверенность, самокритичность, эгоистичность или альтруизм;
  • жизненным целям, принципам, установкам – мировоззренческая позиция, материальные и духовные ценности.

Также черты характера разделяют на три большие группы:

  • волевые качества – решительность, самообладание, настойчивость, самостоятельность, инициативность;
  • эмоциональные качества – впечатлительность, пассивность или активность, вовлеченность или безразличие;
  • интеллектуальные качества – любознательность, сообразительность, находчивость и пр.

Активное формирование характера, в отличие от темперамента, происходит еще в детстве, когда ребенок находит для себя ответы на базовые вопросы: доверять или не доверять людям, всё зависит от него или от других, нужно стремиться к успеху или избегать неудач, стоит быть добрым или думать только о себе.

Но, несмотря на такие устойчивые позиции, характер может меняться на протяжении всей жизни. С новым опытом, с событиями, которые вы проживаете, с изменением социального статуса, ближайшего окружения, с появлением новых интересов характер частично корректируется, потому что отражает ту реальность, в которой вы живете здесь и сейчас.

Даже с помощью осознанного решения и силы воли можно сформировать в себе ту или иную черту характера или уменьшить проявление каких-то негативных качеств.

Отличия характера и темперамента: сравнение

Они достаточно близки друг к другу, но, помимо сходства, имеют и существенные различия.

Сравнительная таблица разницы между характером и темпераментом:

Темперамент Характер
Является врожденным Формируется по мере взросления
Проявляется в раннем детстве и остается практически неизменным В раннем детстве подвержен трансформации, пластичен и может меняться
Не влияет на отношение к миру Определяет отношение к миру, принципы и ценности
Наиболее ярко проявляется в трудных и экстремальных ситуациях Проявляется в типичных для человека ситуациях
Отражается в мимике, жестах, речи Отражается в поступках и выборе, который делает человек
Проявляется во всех сферах жизни Те или иные черты ярче проявляются в различных ситуациях
Определяется физиологией Определяется воспитанием, социальным окружением, культурной средой

Связь характера и темперамента

Свойства нервной системы оказывают значительное влияние на то, какой у человека будет характер.

Например, сангвиник из-за быстро возникающих, но не слишком интенсивных чувств может демонстрировать такие качества характера, как подвижность, живость, отзывчивость. С ним легко общаться, он быстро сходится даже с незнакомыми людьми, вызывает симпатию, внушает чувство доверия и кажется открытым человеком.

Но из-за типа темперамента сангвиник может демонстрировать легкомыслие, разбрасываться, устанавливать лишь поверхностные контакты с другими людьми. Он не склонен к сильным и глубоким переживаниям по какому-либо поводу.

Из-за особенностей нервной системы флегматик спокойный и неторопливый, поэтому в характере это может проявляться вялостью, безразличием. Он может занять в жизни пассивную позицию, избегать принятия серьезных решений, действовать «как все». Они часто бывают интровертами.

Холерический темперамент формирует такие черты характера, как несдержанность, резкость. С другой стороны, они настойчивы, всегда придерживаются намеченного пути. Холерики настойчивые, следуют своим интересам и стремлениям, могут со страстью погрузиться в свое дело. Но бывает, что им трудно переключиться с одной задачи на другую. Обычно им свойственны черты экстравертов.

Медлительность нервной системы меланхоликов в сочетании с силой и глубиной эмоциональных переживаний может сформировать такие черты характера, как замкнутость, застенчивость, робость, обидчивость, сентиментальность. Им трудно преодолевать трудности, они ненастойчивы, легко отвлекаются.

Связь между темпераментом и характером выражается в том, что:

  • темперамент является основой для формирования характера;
  • характер является прямым отражением темперамента;
  • характер может компенсировать недостатки темперамента.

Личность определяется как биологическими особенностями, так и той социальной средой, в которой она находится. Поэтому порой возникает парадокс – люди с одинаковыми свойствами нервной системы могут иметь совершенно разный характер, в отличие от темперамента, который будет одинаковым. Так происходит, потому что они росли в разной среде, их по-разному воспитывали, у них сформировалось разное мировоззрение.

В таком случае сходство двух холериков может быть только в том, что у них активная мимика, движения и они эмоциональны. А в характере будет мало общего. Один из них будет успешным, уверенным, целеустремленным и альтруистичным, а второй – замкнутым, обиженным и разочарованным в жизни.

Можно ли изменить темперамент

Это практически невозможно. Это всё равно что изменить особенности своей нервной системы. Обычно люди хотят изменить не сам темперамент, а какие-то негативные качества.

Например, меланхолик хочет меньше переживать по пустякам и научиться позитивному мышлению, флегматик – быть более активным и эмоционально открытым. Сангвинику может мешать поверхностное отношение к жизни и людям, а холерику хочется быть менее раздражительным и вспыльчивым.

Темперамент, в отличие от характера, изменить нельзя. Поэтому нужно сосредоточиться не на темпераменте в принципе, а на тех чертах, которые сформировались на его основе. Ведь именно через изменения в характере человек может противостоять своему врожденному темпераменту.

Например, если флегматику свойственна пассивность, он может выработать такие черты характера, как сила воли, настойчивость, инициативность.

Отличие темперамента от характера в том, что последний можно изменить. И именно он оказывает влияние на качество жизни человека, на решения, которые он принимает, и привязанности, которые он строит. Если вы хотите изменить определенные личностные черты, приглашаем вас в школу профессионально-практической психологии «Центр ИнтерАктив». Пройдя курс НЛП-практик, вы сможете избавиться от тех черт, которые вам не нравятся, ведь они – это просто привычный способ взаимодействия с реальностью. Вы найдете более адаптивные решения, которые помогут вам раскрыть свой потенциал и добиться успеха.

Что Такое Темперамент? Определение, Виды И Характеристика

Порой люди путают понятия характер и темперамент, считая это одним и тем же. Объяснить, что такое темперамент простыми словами, и как он пересекается с характером, в двух словах не получится. У каждого человека свой характер, свой темперамент и всё это влияет на его собственную жизнь, и жизнь окружающих его людей. Кому-то задачи даются проще, кому-то сложнее. Для кого-то стакан наполовину пуст, для других – он наполовину полон. К чему это? Рассмотрим подробнее, что такое темперамент и как он влияет на жизнь человека.

Краткое содержание:

Что такое темперамент человека?

В современной психологии изучение типов темперамента помогает более качественно изучать личность человека, и с некоторой долей вероятности предсказать его вероятные психические проблемы и психологические расстройства. Темперамент — это в психологии определение, которое позволяет выявить основные психофизические свойства организма, его устойчивость к внешнему влиянию и поведенческие рефлексы.

Темперамент — это простыми словами свойство конкретного индивидуума, определяющее его эмоциональность, поведение и многое другое. Каждый тип темперамента имеет свои слабые и сильные стороны, свои плюсы и свои минусы.

Кто разработал классификацию темпераментов?

Из истории известно, кто придумал темпераменты, дал им названия и определение. Эта классификация далеко не нова и впервые об отличиях в темпераменте заговорил древнегреческий врач и философ Гиппократ.

Его заинтересовал факт, что пациенты по-разному реагируют на лечение. Кто-то выздоравливал легко, других же болезни преследовали по пятам, несмотря на выполнение всех рекомендаций. Его коллеги современники объясняли такую разницу между поведением пациентов климатическими и природными факторами, но Гиппократ предположил, что виной всему мозговая деятельность и нейрогуморальные жидкости организма. Их соотношение индивидуально и преобладание одной из них влияет на поведение человека и на его устойчивость к внешним факторам.

Теория Гиппократа некоторое время так и оставалась теорией, пока её не развил другой античный лекарь, последователь Гиппократа.

Кто первым ввёл классификацию личности по темпераменту, нам также известно по древним рукописям. Это Клавдий Гален, чьи работы легли в основу современной медицины и его наработки являлись обязательными к изучению всеми студентами медиками, вплоть до XIX века.

Типы темперамента человека и их характеристика

С течением времени, виды темперамента человека и их характеристика тщательно изучались и дополнялись. В современной психиатрии типы темпераментов используют для диагностики психических расстройств и заболеваний. В зависимости от типа темперамента, можно с большой долей вероятности предположить то, или иное расстройство. Ведь высшая нервная деятельность контролирует взаимодействие человека с окружающей средой и его психофизическую реакцию на внешние раздражители.

Иммануил Кант и Рудольф Герман Лотце доказали, что баланс (и дисбаланс) в нейротрансмиттерных системах является основной причиной психиатрических расстройств и существует 4 типа темперамента, описанных ещё Галеном и Гиппократом. Эти 4 типа в случае их яркой выраженности, укладываются в психиатрические профили.

Описание темпераментов, используемое Галеном и Гиппократом гласит, что на поведение человека влияют «жизненные соки» и их соотношение с другими «соками».

Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик — что это такое, и какие «соки» определяют тип человека, описано достаточно чётко.

► Лимфа (др.-гр. флегма) мокрота – преобладание этого «сока» делает человека флегматиком.

► Жёлтая желчь (др.-гр. холе) яд – характеризует холерика.

► Кровь (др.-гр. сангвис) – определяется у сангвиников.

► Чёрная желчь (др.-гр. милэна холе) – преобладание чёрной желчи проявляется у меланхоликов.

Краткая характеристика типов описывает поведение и темперамент человека, и помогает объяснить, почему при одинаковых условиях, люди реагируют по-разному. Иногда это помогает в понимании самого себя, и даёт возможность измениться, чтобы улучшить качество своей жизни и обрести душевное равновесие.

Холерик

Рассмотрим подробнее типы темперамента, и как определить, какие характеристики присущи каждой категории.

Кто такой холерик? Холерик — это человек, в организме которого преобладает жёлтая желчь или яд, как это называл Гиппократ. Преобладание желчи оказывает своеобразное действие на нервную систему человека.

Холерический тип темперамента характеризуется как сильный, но неуравновешенный тип. Ему присущи порывистость, страстность и безудержность. Такие люди быстро хватаются за новое дело и отдаются ему без остатка, но быстро остывают, если дело не получается. Свойства темперамента холерика таковы, что они способны устроить скандал из-за любого пустяка, и попадаться под «горячую руку» им может быть опасно. Они нередко переходят черту, и часто страдают от собственной несдержанности.

Характеристика холерика на самом деле не такая мрачная, и в этом типе есть и свои положительные стороны. Холерики невероятно работоспособны. Они могут трудиться не покладая рук день и ночь, разметая все препятствия на своём пути. Им не нужны планы и они способны воспользоваться любым случаем, чтобы добиться результата. Нередко холерики работают на износ, что приводит к нервному истощению и длительному периоду восстановления.

В семье холерик однозначно будет лидером и требовать беспрекословного подчинения от партнёра и детей. Для него нет авторитетов, кроме самого себя, либо того, кого он сам возведёт на этот пьедестал.

Основные черты характера холерика – это амбициозность, общительность, независимость, оптимизм и решительность. Из холериков получаются отличные руководители, спортсмены и изобретатели. Конкуренция и постоянная гонка им необходима, чтобы чувствовать себя счастливым.

Можно назвать известных личностей, у которых преобладает холеричный темперамент.

Сангвиник

По определению Гиппократа, у людей, доминирующей жидкостью которых является кровь, следует относить к сангвиникам. Несколько странное определение, однако, оно больше всего подходит для описания этого типа темперамента. Разберёмся, кто такой сангвиник, и что даёт кровь своему обладателю.

Мы часто слышим выражение «горячая кровь», и именно так можно охарактеризовать сангвиника. Он всё время бурлит, двигается и просто фонтанирует новыми идеями. Сангвиник — это человек, который не терпит скуки и постоянно в поисках приключений. В его доме всегда полно друзей, шумно, весело и своей энергией и позитивом сангвиник заражает всех окружающих.

Сангвиник несколько хвастлив, но окружающие всё прощают ему, за его харизматичность и доброжелательность. В любой компании можно безошибочно отличить сангвиника. Он всегда в центре внимания, обожает рассказывать забавные истории, причём в лицах, устраивая настоящее шоу. Это человек-оркестр, который наслаждается вниманием окружающих и это приносит ему счастье.

В работе свойства темперамента сангвиника помогают ему достигать лучших результатов, чем холерикам. Если холерик работает до упаду, то сангвиник умело чередует отдых с работой, что повышает продуктивность и не ведёт к переутомлению.

Характеристика сангвиника-семьянина не всегда радует его половину. Ведь ей придётся смириться с кучей друзей, фанатов и поклонников. Сангвиник всегда готов прийти на помощь другу по первому зову, что нередко влечёт конфликты в семье.

Человек, имеющий сангвинический темперамент, не выносит рутину и монотонную работу. Обязанности, которые ему навязывают, его убивают и он во что бы то ни стало стремится к свободе.

Темперамент сангвиник характеризуется как позитивный, сильный, эмоциональный и работоспособный человек, знающий себе цену. Из недостатков можно отметить непостоянство, легкомысленность, азартность, хвастовство и невыполнение собственных обещаний.

Сангвиники обычно выбирают себе профессию, связанную с общественной деятельностью, политикой или актёрским мастерством.

Флегматик

Существует множество стереотипов и вымыслов при определении кто такой флегматик. Согласно этим стереотипам, флегматик — это человек, который равнодушен к окружающим, а его медлительность путают с ленью, что нередко раздражает окружающих. На первый взгляд – это ленивый, безответственный эгоист, не способный проявлять чувства или эмоции. Бывает и так, но только при ярко выраженном флегматичном темпераменте, что случается не так часто. В большинстве случаев, когда о человеке говорят что он флегматичный — это означает лишь то, что человек невозмутимый и надёжный.

Свойства темперамента флегматика делают этот тип людей наиболее предпочтительным в качестве исполнителя для практически любого работодателя. Это стрессоустойчивый тип, который лучше всего справляется с монотонной и скучной работой. У него свой ритм, налаженный и размеренный. Он не пойдёт на поводу чувств и будет действовать руководствуясь логикой, разумом, здравым смыслом, и только после тщательного анализа ситуации примет решение.

Подгонять подобный тип крайне неразумно. Это лишь выведет флегматика из равновесия и затянет процесс решения задачи. Такие люди редко переезжают или меняют работу. Флегматики внимательны и обладают хорошей памятью. Даже если они при разговоре не проявляют эмоций, это не означает, что они всё пропускают мимо ушей. Внутри может бушевать целый океан страстей, но флегматик ничем и никогда это не выдаст.

Флегматики в принципе не любят перемен и предпочитают жить в собственной «ракушке» где им спокойно и комфортно. Нередко у флегматиков бывает заниженная самооценка, что заставляет их искать профессии, где они смогут работать в одиночестве или небольшой командой. Архивариус, библиотекарь, бухгалтер, писатель, научный сотрудник – вот эти профессии обычно привлекают флегматиков. Именно особенности флегматика позволяют им справляться с рутиной, а не терпеть бесконечно нудную работу, и скрупулёзно её выполнять, не отвлекаясь на «Пасьянс» с «Косынкой», или болтовню по телефону о пустяках.

В дружбе флегматичность проявляется в полной мере. Они не развеселят попавшего в беду приятеля, но внимательно выслушают и дадут дельный совет.

В браке флегматизм может несколько мешать. Ведь их замкнутость не позволяет им раскрыть свои чувства, что затрудняет поиски второй половины. Они годами могут вздыхать по любимому человеку, но так и не решатся проявить инициативу. Чаще всего флегматики женятся на тех, кто сам отведёт их за руку в ЗАГС, и они будут верны своей половине до конца своих дней. Это однолюбы, бесконечно преданные и порядочные.

Краткая характеристика данного типа не раскрывает сущность, и может показаться, что флегматик — это «мальчик для битья». Это совсем не так. Флегматик стерпит раз, пропустит мимо ушей в другой раз, и чаша его терпения довольно большая, но она не бесконечна.

Флегматический темперамент опасен тем, что если его довести до ручки, его гнев сокрушит всё на своем пути и пока все накопленные чувства не выплеснуться наружу, успокоить его невозможно. После такого взрыва флегматик может впасть в длительную депрессию, которая будет длиться месяцами.

Меланхолик

Наверняка вы знаете, кто такой меланхолик. Многие стараются избегать людей, склонных к меланхолии, опасаясь «заразиться» мрачным настроением и пессимизмом. В этом нет ничьей вины, и именно свойства темперамента меланхолика делают его унылым и несчастным человеком.

Меланхолик — это человек, который всегда найдёт о чём погрустить. Он не способен чувствовать радость и в каждом событии видит негатив. Это мнительный, чувствительный человек, в душе которого живёт миллион страхов, с которыми он и не пытается бороться. По статистике, почти половина самоубийц имели меланхолический темперамент и близким следует внимательно относиться к настроению меланхолика.

В медицинской литературе описано, какой тип нервной системы характерен для меланхолика. Этот тип обладает слабой нервной системой, повышенной ранимостью и тревожностью. Нередко меланхолики имеют какие-либо дефекты речи, которых они стесняются, и предпочитают большую часть времени проводить в одиночестве. Меланхолики всегда избегают шумных вечеринок, и даже семейные праздники становятся для них испытанием. Меланхолика можно узнать по его позе. Руки и ноги скрещены, движения вялые, а глаза вечно опущены. В одежде меланхолики предпочитают невзрачные цвета, чтобы ни в коем случае не привлекать к себе внимания.

Характеристика меланхолика в браке сложная. Меланхолики часто не могут завести семью, так как неохотно идут на контакт с другими людьми. Им важнее собственный мир и собственные переживания. Одиночество и затяжные депрессии преследуют меланхолика всю его жизнь. Если же меланхолика всё же женят, он будет счастлив находиться под защитой партнёра с более сильным темпераментом и будет стремиться сохранить семью. Разумеется, если только второй партнёр готов смириться с апатичностью и пессимизмом меланхолика. Уступчивость и покладистость меланхолика понравится деспотичным холерикам, и такие пары живут до глубокой старости, дополняя и уравновешивая друг друга.

Не все черты характера меланхолика такие мрачные и этот тип обладает некоторыми достоинствами. Достоинства меланхолика в его тонком понимании мира и умении его выразить. Многие творческие люди имеют черты меланхолика, и характеризуются крайне нестабильной психикой. Творческие порывы и взлёты сменяются длительной апатией, особенно если их творчество не ценят. Меланхолики крайне остро воспринимают критику и довести их до слёз можно не прилагая к этому никаких усилий. Достаточно просто неодобрительного или равнодушного взгляда.

Подытожим: сильными, уравновешенными типами темперамента являются сангвиник и флегматик. Сильный, уравновешенный, подвижный тип темперамента характеризует сангвиника. Флегматик также является сильным и уравновешенным, однако, его нервные процессы инертны. Холерик – сильный, но его нельзя назвать уравновешенным. Его нервная возбудимость и раздражительность делает его безудержным. Меланхолик обладает слабой нервной системой, с низким порогом возбуждённости.

Как определить свой темперамент?

Смотрите видео — тест на темперамент, и определите свой тип личности. Возможно, это поможет кому-то примириться с самим собой, или лучше понять своих окружающих.

Чем темперамент отличается от характера?

Некоторых людей раздражает буйный характер холерика или вечная депрессия меланхолика. Их пытаются «исправить», или перевоспитать, в надежде подкорректировать поведение под общепринятые стандарты. Следует знать, что радикальные изменения в поведении невозможны. Человек не может изменить свой темперамент и на это есть целый ряд причин.

При рассмотрении, чем отличается темперамент от характера – следует отметить факт, что темперамент — это врождённая черта, в отличие от характера. Темперамент – это врождённое свойство нервной системы, которое регулируется генами. Баланс нейрохимических элементов оказывает на нервную систему огромное влияние, регулируя силу реакций, такие как возбудимость и торможение нервной системы.

Характер же формируется под влиянием внешней окружающей среды. Прежде всего, это воспитание родителей и социальная среда обитания.

Дифференциальная психология изучает и систематизирует различия между темпераментом и характером, и их влияние на поведение у представителей различных возрастных, этнических, социальных и других групп. Это изучение помогает объяснить многие психологические проблемы и разрабатывать новые методики лечения, для разных типов темпераментов.

Основное отличие темперамента от характера в том, что именно темперамент руководит поведением и закладывает основные черты характера. Воспитание может сгладить некоторые неприятные черты определённых типов, и научиться контролировать их, но радикально человек измениться не может. Однако, есть некоторые факторы, которые нужно учесть.

На самом деле, очень немного существует людей, с каким-либо ярко выраженным темпераментом. Большинство обладает сразу несколькими типами, которые проявляются наиболее ярко, в зависимости от ситуации. Также темперамент может измениться с возрастом, так как изменяются нейрохимические процессы в организме, и сдвиг может произойти в любую сторону. Например, если в молодости холерик старался держать себя в руках и не взрываться по пустякам, то в старости контролировать эти процессы намного сложнее. Тот же холерик может уйти в меланхолию и предсказать, как изменится темперамент с возрастом – невозможно.

Взаимосвязь характера и темперамента сильна, но никто всерьёз не занимался изучением возможности изменить темперамент. Просто воспитания и разговоров недостаточно, чтобы повлиять на нейрохимические процессы в организме. Можно изменить привычки, приучить себя чему-либо, но если темперамент ярко выражен, рано или поздно он даст о себе знать. Это природа человека, с которой нужно не воевать, а научиться договариваться. В зависимости от темперамента человека, нужно искать различные методики воздействия, которые подействуют именно на этот тип.

Изучение собственного темперамента и работа над своим характером необходима, чтобы наладить взаимодействие между окружающими. Понимание самого себя, раскрытие собственного потенциала – это путь к самому себе, который необходимо пройти каждому думающему человеку.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Разница между личностью и чертами

Личность и черты
 

Личность и черты, имеющие определенное различие между собой, относятся к двум разным словам. Следовательно, два понятия, личность и черты, не могут использоваться взаимозаменяемо, даже если они взаимосвязаны. В психологии личности психологи были очарованы различиями и уникальностью человеческой личности и чертами, которые можно увидеть в людях. Не только психологи, даже неспециалисты занимаются оценкой личности других людей в различных социальных ситуациях. Во-первых, давайте определим слово личность. Личность относится к различным характеристикам, которые способствуют тому, чтобы сделать человека уникальным. Это влияет на мысли, поведение и эмоции человека. Проще говоря, личность можно понимать как то, кто мы есть. Личность состоит из множества элементов. Их можно рассматривать как черты. Черты относятся к различным характеристикам человека, которые помогают в создании личности. В этом основное отличие личности от черты. В этой статье делается попытка прояснить эту разницу.

Что такое личность?

Как упоминалось выше, личность включает в себя различные характеристики и модели, влияющие на наши эмоции, мысли и поведение . Обычно это уникально для человека . Например, то, как человек ведет себя, реагирует, думает и чувствует в конкретной ситуации, может полностью отличаться от того, как другой человек реагирует на ту же ситуацию. Это связано с различиями в характере.

Психологи утверждают, что человеческая личность в основном последовательна. Вот почему поведение или реакция человека на подобные ситуации остаются прежними. Наша личность сильно влияет на то, как мы взаимодействуем с окружающим миром. Однако когда мы говорим о личности, это не ограничивается нашим поведением, а выходит за его пределы. Личность влияет на наши отношения, наши мысли и то, как мы подходим к вещам. Вот почему личность следует понимать как психологический и физиологический конструкт.

В психологии личности существует ряд теорий о человеческой личности. Теория типов, теория черт, гуманистические теории, психодинамические теории, поведенческие теории — вот некоторые из таких примеров.

Личность — это то, кто мы есть как личность

Что такое Черта?

Как было сказано ранее, личность относится к совокупности характеристик, которые делают человека уникальным. Однако черта относится не к этой совокупности, а к этим индивидуальным характеристикам, которые способствуют созданию личности 9.0005 . Например, все мы состоим из различных черт, таких как общительность, доброта, вспыльчивость, агрессивность, жесткость и т. д. Именно совокупность черт составляет личность. В психологии личности одной из самых известных теорий является «Большая пятерка ». Согласно этой теории, личность состоит из пяти элементов или черт. Это экстраверсия, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость. Каждая черта играет ключевую роль в построении личности.

Гордон Олпорт также представил теорию черт. По его словам, черты в основном можно разделить на три категории. Они есть,

  • Кардинальные черты – Честный, самоотверженный, фрейдистский, безжалостный, самовлюбленный
  • Центральные черты – умный, дружелюбный, щедрый, чувствительный
  • Второстепенные черты – тревога, страх

Кардинальные черты доминируют в личности и известны этим. Центральные черты закладывают основу личности. Они могут не быть доминирующими как основные черты, но являются важными характеристиками. Вторичные черты – это те, которые могут проявляться в определенных ситуациях. Это подчеркивает, что личность и черты относятся к двум разным вещам, и их не следует путать.

Интеллект — главная черта

В чем разница между личностью и чертами?

• Определения личности и черт:

• Личность относится к различным характеристикам, которые делают человека уникальным.

• Черты относятся к различным характеристикам человека, которые помогают в создании личности.

• Ссылка:

• Личность относится к совокупности характеристик.

• Черты относятся к индивидуальным характеристикам, которые создают личность.

• Постоянство:

• Личность остается неизменной на протяжении всей жизни человека.

• Все черты могут не совпадать на протяжении всей жизни человека. В разных ситуациях могут доминировать разные черты.

• Природа:

• У личности могут быть определенные черты, которые проявляются только в определенных ситуациях, например, тревожность.

 

Изображения предоставлены:

  1. Глядя в зеркало через Wikicommons (Public Domain)
  2. Интеллектуальный через Pixabay (общественное достояние)

16.1 Черты личности – Введение в психологию

Глава 16. Личность

Эдвард Динер; Ричард Э. Лукас; и Джорден А. Каммингс

Черты личности отражают характерные модели мыслей, чувств и поведения людей. Черты личности подразумевают постоянство и стабильность: от человека с высокими показателями по определенной черте, такой как экстраверсия, ожидается, что он будет общительным в различных ситуациях и в течение долгого времени. Таким образом, психология черт основывается на идее, что люди отличаются друг от друга с точки зрения того, на каком уровне они находятся, в наборе базовых параметров черт, которые сохраняются с течением времени и в разных ситуациях. Наиболее широко используемая система признаков называется пятифакторной моделью. Эта система включает в себя пять общих черт, которые можно запомнить с помощью аббревиатуры ОКЕАН: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Каждую из основных черт из «большой пятерки» можно разделить на аспекты, чтобы дать более детальный анализ чьей-либо личности. Кроме того, некоторые теоретики черт утверждают, что есть и другие черты, которые не могут быть полностью отражены в пятифакторной модели. Критики концепции черт утверждают, что люди не действуют последовательно от одной ситуации к другой и что на них очень сильно влияют ситуационные силы. Таким образом, одна из основных дискуссий в этой области касается относительной силы черт людей по сравнению с ситуациями, в которых они оказываются, как предикторов их поведения.

Цели обучения

  1. Перечислите и опишите черты личности «Большой пятерки» («ОКЕАН»), составляющие Пятифакторную модель личности.
  2. Опишите, как фасетный подход расширяет широкие черты личности.
  3. Объясните критику концепции личностных черт.
  4. Опишите, как черты личности могут проявляться в повседневном поведении.
  5. Опишите каждую из личностных черт Большой пятерки, а также нижний и верхний предел измерения.
  6. Приведите примеры каждой из личностных черт Большой пятерки, включая как низкие, так и высокие примеры.
  7. Опишите дебаты о человеке и ситуации и то, как ситуационные факторы могут усложнить попытки определить и измерить личностные черты.

Рисунок 16.1 «Вы интроверт»? В популярной культуре принято говорить об интровертах или экстравертах, как будто это точные описания, означающие одно и то же для всех. Но исследования показывают, что эти и другие черты весьма разнообразны у разных людей.

Когда мы наблюдаем за окружающими нас людьми, первое, что бросается в глаза, это то, насколько они отличаются друг от друга. Некоторые люди очень разговорчивы, а другие очень тихи. Некоторые активны, тогда как другие домоседы. Одни сильно переживают, другие почти никогда не тревожатся. Каждый раз, когда мы используем одно из этих слов, таких как «разговорчивый», «тихий», «активный» или «беспокойный», для описания окружающих нас людей, мы говорим о личности человека характерных способностях, которые люди отличаются друг от друга. Психологи личности пытаются описать и понять эти различия.

Несмотря на то, что есть много способов думать о личности людей, Гордон Олпорт и другие «персонологи» утверждали, что лучше всего мы можем понять различия между людьми, поняв их личностные черты. Черты личности  отражают основные параметры, по которым люди различаются (Matthews, Deary, & Whiteman, 2003). По мнению специалистов по психологии черт, существует ограниченное количество этих измерений (таких как экстраверсия, добросовестность или доброжелательность), и каждый человек находится где-то в каждом измерении, а это означает, что он может быть низким, средним или высоким по какой-либо конкретной черте.

Важной особенностью черт личности является то, что они отражают непрерывные распределения , а не отдельные типы личности. Это означает, что когда психологи личности говорят об интровертах и ​​экстравертах, они на самом деле не имеют в виду два различных типа людей, полностью и качественно отличающихся друг от друга. Вместо этого они говорят о людях, которые набирают относительно низкие или относительно высокие баллы по непрерывному распределению. На самом деле, когда личностные психологи измеряют такие черты, как Экстраверсия , они обычно обнаруживают, что большинство людей оценивают где-то посередине, а меньшие числа показывают более экстремальные уровни. На рис. 16.2 показано распределение баллов экстраверсии по результатам опроса тысяч людей. Как видите, большинство людей сообщают об умеренной, но не чрезвычайной экстравертности, и лишь немногие сообщают об очень высоких или очень низких показателях.

Рисунок 16.2. Распределение показателей экстраверсии в выборке. Более высокие столбцы означают, что больше людей имеют показатели этого уровня. На этом рисунке показано, что большинство людей находятся ближе к середине шкалы экстраверсии, и меньше людей с высокой экстравертностью или высокой интровертностью.

Есть три критерия, характеризующие черты личности: (1) постоянство, (2) стабильность и (3) индивидуальные различия.

  1. Чтобы иметь черту характера, люди должны быть в определенной степени последовательны в различных ситуациях в своем поведении, связанном с этой чертой. Например, если они разговорчивы дома, они, как правило, болтливы и на работе.
  2. Люди с чертой также несколько стабильны с течением времени в поведении, связанном с этой чертой. Если они разговорчивы, например, в 30 лет, они будут склонны к разговорчивости и в 40 лет.
  3. Люди отличаются друг от друга поведением, связанным с чертой. Использование речи не является чертой личности, равно как и хождение на двух ногах — практически все люди занимаются этим, и индивидуальных различий почти нет. Но люди различаются по тому, как часто они разговаривают и насколько они активны, и, таким образом, такие личностные черты, как болтливость и уровень активности, существуют.

Задача подхода, основанного на чертах, состояла в том, чтобы обнаружить основные черты, по которым все люди различаются. Ученые на протяжении многих десятилетий вырабатывали сотни новых признаков, так что вскоре их было сложно уследить и осмыслить. Например, один психолог может сосредоточиться на индивидуальных различиях в «дружелюбии», тогда как другой может сосредоточиться на тесно связанном понятии «общительность». Ученые начали искать способы систематически сократить количество черт и обнаружить основные черты, которые описывают большинство различий между людьми.

Способ, которым Гордон Олпорт и его коллега Генри Одберт подошли к этому, заключался в поиске в словаре всех дескрипторов личности (Allport & Odbert, 1936). Их подход основывался на лексической гипотезе , которая утверждает, что все важные характеристики личности должны отражаться в языке, который мы используем для описания других людей. Следовательно, если мы хотим понять фундаментальные различия людей друг от друга, мы можем обратиться к словам, которые люди используют для описания друг друга. Итак, если мы хотим знать, какие слова люди используют для описания друг друга, где мы должны искать? Олпорт и Одберт заглянули в самое очевидное место — в словарь. В частности, они взяли все дескрипторы личности, которые смогли найти в словаре (они начали с почти 18 000 слов, но быстро сократили этот список до более приемлемого числа), а затем использовали статистические методы, чтобы определить, какие слова «сочетаются». Другими словами, если бы каждый, кто говорил, что он «дружелюбен», также говорил, что он «общителен», то это могло бы означать, что психологам личности потребовалась бы только одна черта, чтобы уловить индивидуальные различия в этих характеристиках. Статистические методы использовались, чтобы определить, может ли небольшое количество параметров лежать в основе всех тысяч слов, которые мы используем для описания людей.

Пятифакторная модель личности

Исследования, в которых использовался лексический подход, показали, что многие дескрипторы личности, найденные в словаре, действительно перекрываются. Другими словами, многие слова, которые мы используем для описания людей, являются синонимами. Таким образом, если мы хотим узнать, что представляет собой человек, нам не обязательно спрашивать, насколько он общителен, насколько он дружелюбен и общителен. Вместо этого, поскольку общительные люди, как правило, дружелюбны и общительны, мы можем обобщить это личностное измерение одним термином. Кого-то, кто общителен, дружелюбен и общителен, обычно называют «экстравертом». Как только мы узнаем, что она экстраверт, мы можем предположить, что она общительна, дружелюбна и общительна.

Статистические методы (в частности, техника под названием факторный анализ ) помогли определить, лежит ли небольшое количество измерений в основе разнообразия слов, которое определили такие люди, как Олпорт и Одберт. Наиболее широко принятой системой, возникшей в результате этого подхода, была «Большая пятерка» или «Пятифакторная модель » (Goldberg, 1990; McCrae & John, 1992; McCrae & Costa, 1987). «Большая пятерка» включает пять основных характеристик, показанных на рисунке 16.3 ниже. Чтобы запомнить эти пять слов, используйте аббревиатуру OCEAN (O для 9).0003 Открытость ; C для Добросовестность ; E для Экстраверсия ; A для Приятности ; N означает Нейротизм ). На рис. 16.4 представлены описания людей с высокими и низкими баллами по каждой из этих характеристик.

Рисунок 16.3. Описание личностных черт «большой пятерки». Это означает, что отношение человека к одной черте очень мало говорит об его отношении к другим чертам Большой пятерки. Например, у человека может быть чрезвычайно высокая экстраверсия и высокий или низкий уровень невротизма. Точно так же у человека может быть низкая Приятность и высокая или низкая Сознательность. Таким образом, в пятифакторной модели вам нужно пять баллов, чтобы описать большую часть личности человека.

В приложении к этому модулю мы представляем короткую шкалу для оценки пятифакторной модели личности (Donnellan, Oswald, Baird, & Lucas, 2006). Вы можете пройти этот тест, чтобы узнать, где вы находитесь с точки зрения результатов Большой пятерки. Джон Джонсон также создал полезный веб-сайт, на котором есть шкалы индивидуальности, которыми может пользоваться широкая публика: http://www.personal.psu.edu/j5j/IPIP/ipipneo120.htm. Увидев свои баллы, вы можете сами решить, считаете ли вы такие тесты действительными.

Черты важны и интересны, потому что они описывают устойчивые модели поведения, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (Caspi, Roberts, & Shiner, 2005). Важно отметить, что эти стабильные паттерны могут иметь далеко идущие последствия для многих сфер нашей жизни (Roberts, Kuncel, Shiner, Caspi, & Goldberg, 2007). Например, подумайте о факторах, определяющих успех в колледже. Если бы вас попросили угадать, какие факторы влияют на хорошие оценки в колледже, вы могли бы предположить что-то вроде интеллекта. Это предположение было бы правильным, но мы знаем гораздо больше о том, кто, скорее всего, преуспеет. В частности, исследователи личности также обнаружили, что такие черты личности, как добросовестность, играют важную роль в колледже и за его пределами, вероятно, потому, что очень добросовестные люди усердно учатся, выполняют свою работу вовремя и меньше отвлекаются на второстепенные действия, которые отнимают время от школьных занятий. . Кроме того, добросовестные люди часто более здоровы, чем люди с низким уровнем совести, потому что они с большей вероятностью придерживаются здорового питания, занимаются спортом и соблюдают основные меры безопасности, такие как ношение ремней безопасности или велосипедных шлемов. В долгосрочной перспективе эта последовательная модель поведения может привести к существенным различиям в здоровье и долголетии. Таким образом, черты личности — это не просто полезный способ описать людей, которых вы знаете; на самом деле они помогают психологам предсказать, насколько хорошим работником будет тот или иной человек, как долго он или она проживет, а также виды работ и занятий, которые ему будут нравиться. Таким образом, растет интерес к психологии личности среди психологов, которые работают в прикладных условиях, таких как психология здоровья или организационная психология.

Рис. 16.5 Аспекты черт

Итак, как вы себя чувствуете, когда вам говорят, что всю вашу личность можно описать с помощью баллов всего по пяти личностным чертам? Как вы думаете, отражают ли эти пять показателей сложность ваших собственных и чужих характерных паттернов мыслей, чувств и поведения? Большинство людей, вероятно, сказали бы «нет», указав на какое-то исключение в своем поведении, которое идет вразрез с общей моделью, которую могут увидеть другие. Например, вы можете знать теплых и дружелюбных людей, которым легко разговаривать с незнакомцами на вечеринке, но которые боятся выступать перед другими или выступать перед большой группой людей. Тот факт, что существуют разные способы быть экстравертным или добросовестным, показывает, что есть смысл рассматривать единицы личности более низкого уровня, которые более специфичны, чем черты Большой пятерки. Эти более специфические единицы личности более низкого уровня часто называют грани .

Чтобы дать вам представление о том, на что похожи эти узкие единицы, на рис. 16.5 показаны аспекты каждой из черт Большой пятерки. Важно отметить, что, хотя исследователи личности в целом согласны с ценностью черт Большой пятерки как способа обобщить личность, общепринятого списка аспектов, которые следует изучать, не существует. Представленный здесь список, основанный на работе исследователей Пола Косты и Джеффа Маккрея, таким образом, отражает только один возможный список из многих. Однако это должно дать вам представление о некоторых аспектах, составляющих каждую из пятифакторных моделей.

Фасеты могут быть полезны, потому что они дают более конкретное описание того, на что похож человек. Например, если мы возьмем нашего друга, который любит вечеринки, но ненавидит публичные выступления, мы можем сказать, что этот человек имеет высокие баллы по аспектам экстраверсии «общительность» и «теплота», но более низкие баллы по таким аспектам, как «напористость» или «волнение». -Ищу.» Этот точный профиль баллов по аспектам не только обеспечивает лучшее описание, но и может позволить нам лучше предсказать, как этот друг будет справляться с различными видами деятельности (например, работами, требующими публичных выступлений, по сравнению с работами, предполагающими общение один на один). взаимодействие с клиентами; Паунонен и Эштон, 2001). Поскольку различные аспекты такой широкой, глобальной черты, как экстраверсия, имеют тенденцию сочетаться (те, кто общителен, часто, но не всегда напористы), широкая черта часто дает полезную информацию о том, на что похож человек. Но когда мы действительно хотим узнать человека, баллы по аспектам существенно дополняют наши знания.

Несмотря на популярность пятифакторной модели, это, безусловно, не единственная существующая модель. Некоторые предполагают, что существует более пяти основных черт или, возможно, даже меньше. Например, в одной из первых комплексных моделей, предложенных Гансом Айзенком, наиболее важными являются экстраверсия и нейротизм. Айзенк полагал, что, объединяя отношение людей к этим двум основным чертам, мы можем объяснить многие из личностных различий, которые мы наблюдаем у людей (Айзенк, 19).81). Так, например, невротический интроверт будет застенчивым и нервным, в то время как стабильный интроверт может избегать социальных ситуаций и предпочитать уединенную деятельность, но он может делать это спокойно, уравновешенно и с небольшим беспокойством или эмоциями. Интересно, что Айзенк попытался связать эти два основных аспекта с глубинными различиями в биологии людей. Например, он предположил, что интроверты испытывают слишком сильную сенсорную стимуляцию и возбуждение, из-за чего им хочется искать тихую обстановку и менее стимулирующую среду. Совсем недавно Джеффри Грей предположил, что эти две широкие черты связаны с фундаментальными системами вознаграждения и избегания в мозге: экстраверты могут быть мотивированы искать вознаграждение и, таким образом, проявлять напористое, стремящееся к вознаграждению поведение, в то время как люди с высоким невротизмом могут быть мотивированы избегать наказания и, таким образом, могут испытывать тревогу в результате повышенного осознания угроз в окружающем мире (Грей, 19 лет). 81. С тех пор эта модель была обновлена; см. Gray & McNaughton, 2000). Эти ранние теории привели к растущему интересу к выявлению физиологических основ индивидуальных различий, которые мы наблюдаем.

Еще одна версия Большой пятерки — модель HEXACO признаков (Ashton & Lee, 2007). Эта модель похожа на «Большую пятерку», но в ней постулируются несколько иные версии некоторых черт, и ее сторонники утверждают, что в пятифакторной модели был исключен один важный класс индивидуальных различий. HEXACO добавляет Честность-Смирение как шестое измерение личности. Люди с высоким уровнем этой черты искренни, справедливы и скромны, тогда как люди с низким уровнем этой черты склонны к манипулированию, нарциссизму и эгоцентризму. Таким образом, теоретики черт согласны с тем, что черты личности важны для понимания поведения, но до сих пор ведутся споры о точном количестве и составе наиболее важных черт.

Есть и другие важные черты, которые не учитываются во всеобъемлющих моделях, таких как Большая пятерка. Хотя эти пять факторов отражают многое из того, что важно для личности, исследователи предложили и другие черты, которые отражают интересные аспекты нашего поведения. На рис. 16.6 ниже мы представляем лишь некоторые из сотен других характеристик, которые изучались персонологами.

Рис. 16.6 Другие черты помимо тех, что входят в «большую пятерку»

Не все из вышеперечисленных черт в настоящее время популярны среди ученых, однако каждая из них пользовалась популярностью в прошлом. Хотя Пятифакторная модель была объектом более тщательного исследования, чем некоторые из вышеперечисленных черт, эти дополнительные характеристики личности дают хорошее представление о широком спектре поведения и установок, которые могут охватывать черты.

Рис. 16.7. То, как люди себя ведут, лишь отчасти является продуктом их естественной личности. Ситуации также влияют на поведение человека. Например, являетесь ли вы «другим человеком» в качестве ученика в классе по сравнению с тем, когда вы являетесь членом сплоченной социальной группы?

Идеи, описанные в этом модуле, возможно, покажутся вам знакомыми, если не очевидными. Когда нас просят подумать о наших друзьях, врагах, членах семьи и коллегах, первое, что приходит на ум, — это их личностные характеристики. Мы можем подумать о том, каким добрым и отзывчивым был наш первый учитель, каким безответственным и небрежным был наш брат или каким требовательным и оскорбительным был наш первый начальник. Каждый из этих дескрипторов отражает личностную черту, и большинство из нас обычно думает, что описания, которые мы используем для отдельных людей, точно отражают их «характерный образец мыслей, чувств и поведения», или, другими словами, их личность.

Но что, если эта идея была ошибочной? Что, если бы наша вера в личностные качества была иллюзией и люди не постоянны от одной ситуации к другой? Это была возможность, которая потрясла основы психологии личности в конце 1960-х годов, когда Уолтер Мишель опубликовал книгу под названием « Личность и оценка » (1968). В этой книге Мишель предположил, что если внимательно посмотреть на поведение людей в самых разных ситуациях, последовательность на самом деле не так уж впечатляет. Другими словами, дети, списывающие контрольные в школе, могут твердо следовать всем правилам игры и никогда не солгать своим родителям. Другими словами, предположил он, возможно, не существует какой-либо общей черты честности, которая связывала бы эти, казалось бы, родственные виды поведения. Кроме того, Мишель предположил, что наблюдатели могут верить в существование широких личностных качеств, таких как честность, хотя на самом деле это убеждение является иллюзией. Дебаты, последовавшие за публикацией книги Мишеля, были названы «девятым раундом».0003 дебаты между человеком и ситуацией , потому что в них сила личности противопоставляется силе ситуационных факторов как детерминант поведения, которое демонстрируют люди.

Из-за выводов, на которые обратил внимание Мишель, многие психологи сосредоточились на альтернативной точке зрения на черты. Мишель считал, что вместо того, чтобы изучать широкие, не связанные с контекстом описания, такие как термины черт, которые мы описали до сих пор, психологи должны сосредоточиться на характерных реакциях людей на конкретные ситуации. Например, несмотря на то, что может не быть общего и общего признака честности, некоторые дети могут быть особенно склонны к списыванию на тесте, когда риск быть пойманным низок, а вознаграждение за списывание высокое. Другие могут быть мотивированы чувством риска, связанным с мошенничеством, и могут делать это, даже когда вознаграждение не очень велико. Таким образом, само поведение является результатом уникальной оценки ребенком рисков и вознаграждений, присутствующих в данный момент, наряду с его оценкой своих способностей и ценностей. Из-за этого один и тот же ребенок может вести себя по-разному в разных ситуациях. Таким образом, Мишель считал, что специфическое поведение определяется взаимодействием между очень специфическими, психологически значимыми особенностями ситуации, в которой оказались люди, уникальным способом восприятия этой ситуации человеком и его или ее способностями справляться с ней. Мишель и другие утверждали, что именно эти социально-когнитивные процессы лежат в основе реакций людей на конкретные ситуации, которые обеспечивают некоторую согласованность, когда ситуационные характеристики одинаковы. Если это так, то изучение этих широких черт может быть более плодотворным, чем каталогизация и измерение узких, не зависящих от контекста черт, таких как экстраверсия или невротизм.

В годы после публикации книги Мишеля (1968) бушевали споры о том, действительно ли существует личность, и если да, то как ее следует изучать. И, как это часто бывает, оказывается, что можно было бы достичь более умеренной золотой середины, чем то, что предлагали ситуационисты. Безусловно верно, как указал Мишель, что поведение человека в одной конкретной ситуации не является хорошим показателем того, как этот человек будет вести себя в совершенно другой конкретной ситуации. Кто-то, кто очень разговорчив на одной конкретной вечеринке, иногда может быть сдержан, чтобы говорить во время урока, и может даже вести себя как тихоня на другой вечеринке. Но это не означает, что личности не существует, и не означает, что поведение людей полностью определяется ситуативными факторами. Действительно, исследования, проведенные после дебатов о человеке и ситуации, показывают, что в среднем влияние «ситуации» примерно такое же, как и влияние личностных качеств. Однако также верно и то, что если психологи оценивают широкий спектр поведения во многих различных ситуациях, выявляются общие тенденции. Черты личности дают представление о том, как люди будут действовать в среднем, но часто они не так хорошо предсказывают, как человек будет действовать в конкретной ситуации в определенный момент времени. Таким образом, чтобы наилучшим образом уловить широкие черты, необходимо оценить совокупность вариантов поведения, усредненных по времени и по разным типам ситуаций. Большинство современных исследователей личности согласны с тем, что есть место как для широких личностных черт, так и для более узких единиц, подобных тем, которые изучал Уолтер Мишель.

 

(Donnellan, Oswald, Baird, & Lucas, 2006)

Инструкции: Ниже приведены фразы, описывающие поведение людей. Пожалуйста, используйте оценочную шкалу ниже, чтобы описать, насколько точно каждое утверждение описывает вас. Опишите себя таким, какой вы есть сейчас, а не таким, каким вы хотели бы быть в будущем. Опишите себя так, как вы честно видите себя по отношению к другим знакомым вам людям того же пола, что и вы, и примерно того же возраста. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и поставьте рядом с ним цифру от 1 до 5, чтобы описать, насколько точно это утверждение описывает вас.

1 = Крайне неточны

2 = Умеренно неточны

3 = Ни неточны, ни точны

4 = Средне точны

5 = Очень точны

  1. _______ E 90 (Am the life of the party)
  2. _______ Сочувствовать чувствам других (A)
  3. _______ Выполняйте работу по дому немедленно (C)
  4. _______ Имеют частые перепады настроения (N)
  5. _______ Иметь живое воображение (O)
  6. _______Не говори много (Э)
  7. _______ Меня не интересуют проблемы других людей (A)
  8. _______ Часто забывают положить вещи на место (C)
  9. _______ Большую часть времени я расслаблен (N)
  10. ______ Меня не интересуют абстрактные идеи (O)
  11. ______ Общайтесь с разными людьми на вечеринках (E)
  12. ______ Чувствовать эмоции других (A)
  13. ______ Аналогично заказу (С)
  14. ______ Легко расстраиваться (N)
  15. ______ Имеют трудности с пониманием абстрактных идей (O)
  16. ______ Держите в фоновом режиме (E)
  17. ______ Меня не интересуют другие (A)
  18. ______ Навести беспорядок (C)
  19. ______ Редко бывает синим (N)
  20. ______ Плохое воображение (O)

Подсчет очков: первое, что вы должны сделать, это поменять местами слова, написанные в противоположном направлении. Для этого вычтите число, которое вы поставили для этого пункта, из 6. Таким образом, если вы поставите, например, 4, оно станет 2. Вычеркните балл, который вы поставили, когда брали весы, и поставьте новое число. в представлении вашего балла вычитается из числа 6.

Пункты, которые нужно поменять местами следующим образом: 6, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18, 19, 20

Далее вам нужно сложить баллы по каждой из пяти шкал ОКЕАН ( включая обратные номера, где это уместно). Каждая оценка ОКЕАНА будет суммой четырех пунктов. Поместите сумму рядом с каждой шкалой ниже.

__________ Открытость: Добавить пункты 5, 10, 15, 20

__________ Добросовестность: Добавить пункты 3, 8, 13, 18

__________ Экстраверсия: Добавить пункты 1, 6, 11, 16

__________ Доброжелательность: Добавить пункты 2 , 7, 12, 17

__________ Нейротизм: Добавьте пункты 4, 9,14, 19

Сравните свои баллы с приведенными ниже нормами, чтобы увидеть, где вы находитесь по каждой шкале. Если у вас мало черты, это означает, что вы противоположны ярлыку черты. Например, низкий уровень Экстраверсии означает Интроверсию, низкий уровень Открытости означает Конвенциональность, а низкий уровень Приятности означает Напористость.

19–20 Чрезвычайно высокий, 17–18 Очень высокий, 14–16 Высокий,

11–13 Ни высокий, ни низкий; посередине, 8–10 Низкая, 6–7 Очень низкая, 4–5 Крайне низкая

 


Авторство изображений

Рисунок 16.1: Нгуен Хунг Ву, https://goo.gl/qKJUAC, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7

Рисунок 16.7: UO Education, https://goo.gl/ylgV9T, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/VnKlK8

Ссылки

Allport, GW, & Odbert, HS (1936). Названия черт: психолексическое исследование. Психологические монографии, 47 , 211.

Эштон, М.К., и Ли, К. (2007). Эмпирические, теоретические и практические преимущества модели структуры личности HEXACO. Личностный и социально-психологический обзор, 11 , 150–166.

Каспи, А., Робертс, Б.В., и Шайнер, Р.Л. (2005). Развитие личности: стабильность и изменение. Ежегодные обзоры психологии, 56 , 453–484.

Доннеллан, М.Б., Освальд, Ф.Л., Бэрд, Б.М., и Лукас, Р.Э. (2006). Шкалы мини-IPIP: крошечные, но эффективные измерения Большой пятерки личностных факторов. Психологическая оценка, 18 , 192–203.

Айзенк, Х. Дж. (1981). Модель личности . Нью-Йорк: Springer Verlag.

Голдберг, Л. Р. (1990). Альтернативное описание личности: личностные черты Большой пятерки. Журнал личности и социальной психологии, 59 , 1216–1229.

Грей, Дж. А. (1981). Критика теории личности Айзенка. В HJ Eysenck (Ed.), A Model for Personality  (стр. 246–276). Нью-Йорк: Springer Verlag.

Грей, Дж. А. и Макнотон, Н. (2000). Нейропсихология тревоги: Исследование функций септо-гиппокампальной системы (второе издание) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Мэтьюз, Г.