Skip to content

Чувства эмоции: Об эмоциях и чувствах

Как культура влияет на чувства • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЛюбовь при Екатерине ВеликойЛекцииМатериалы

Андрей Зорин — о культурных представлениях подравшихся механиков, мужских слезах в Турции и в Советском Союзе и роковой ошибке любителя Хемингуэя

Записала Ирина Калитеевская

Публика на «Дне американской чести», организованном сторонниками президента Ричарда Никсона. 1970 год © David Fenton / Getty Images

Кому принадлежат наши чувства, эмоции и переживания? И что дает нам основание обсуждать, что чувствовали и что испытывали давно умершие люди?


Сам вопрос о том, что чувствовал человек, ушедший сто, двести или больше лет тому назад, может показаться совершенно некорректным: откуда мы знаем? В то же время, когда мы рассуждаем об истории, мы так или иначе говорим о мотивах поступков разных персонажей, обсуждаем их эмоции. Мы говорим: «Наполеон хотел того-то», «Петр I думал так-то» — эта тематика в историческом разговоре оказывается практически неустранима. Поэтому, не обсуждая эмоциональный мир людей прошлого всерьез, мы просто механически, часто бессознательно, подставляем в их душевные переживания свои собственные представления о том, что они должны были бы чувствовать и какие эмоции могли заставить их так себя вести. Чтобы этого избежать, нам необходимо выработать какие-то проверяемые и осторожные процедуры реконструкции.


Всякая человеческая эмоция основана на специфических парадоксах. С одной стороны, испытывая те или иные чувства, человек уверен, во-первых, в том, что они возникли у него мгновенно и спонтанно, и во-вторых, в том, что они принадлежат ему, и только ему, что они являются его индивидуальным достоянием. С другой стороны, мы хорошо знаем, что эмоциональная реакция человека достаточно предсказуема. Человек примерно знает, что он будет чувствовать в той или иной ситуации, и, общаясь с другими, исходит из гипотез о том, что чувствуют (или почувствуют) они, — гипотезы эти, как правило, подтверждаются, хотя и не всегда. То есть мы имеем представление о том, что тот или иной человек должен почувствовать в тех или иных ситуациях при тех или иных раздражителях.


В практике американского психолога Теодора Сарбина  Теодор Рой Сарбин (1911–2005) — профессор психологии и криминологии Калифорнийского университета. Имел прозвище Мистер Ролевая Теория. проанализирован такой любопытный эпизод. Одного американского механика отвели в полицию, поскольку он ударил другого американского механика по голове гаечным ключом. В полиции он сказал, что находился в ярости, поскольку тот оскорбил его, показав неприличный жест. Весь этот эпизод продолжался несколько секунд, а может быть и меньше. Но за ним стоит целая толща фундаментальных культурных представлений. Во-первых, нападавший был уверен, что продемонстрированный жест был обращен к нему и является оскорблением. Откуда он знал, что этот жест неприличный? Как он понял, что его хотели оскорбить, а не, например, рассмешить? Во-вторых, он знал, что правильным ответом на то, что он прочитал как оскорбление, является агрессия. Это тоже не очевидно: можно же не обратить внимания, самому показать неприличный жест в ответ или сделать еще что-нибудь, например вызвать на дуэль. Но в его арсенале на этот случай уже был адекватный ответ — удар гаечным ключом. В-третьих, он знал, что эта его мгновенная и спонтанная эмоция является смягчающим обстоятельством. И что если сослаться на нее в полиции, то наказание, вероятно, будет меньшим. И так далее.



Митинг протеста против вмешательства США во внутренние дела Советской Литвы. Вильнюс, 1988 год © Мариус Баранаускас / РИА «Новости»

Разумеется, люди то и дело ошибаются в оценке и в предсказаниях по поводу своих и чужих эмоций. Но сами эти ошибки всегда свидетельствуют о наличии тех или иных прогностических гипотез.


С низшего слоя культуры, от драк американских механиков, я перейду к высшему слою культуры. Есть известное стихотворение Пушкина, написанное им после окончания романа «Евгений Онегин».


Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

     Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,

     Плату приявший свою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

     Друга Авроры златой, друга пенатов святых?


Александр Пушкин. «Труд»



Поэт исходит из того, что окончание многолетнего труда должно вызывать радость. За всем этим стоит фундаментальная толща культурных представлений: это поговорки вроде «Кончил дело, гуляй смело», «Конец — делу венец», это само значение слова «труд», это классические представления о поэте, завершающем свои труды и увенчанном лаврами, и многое другое. То есть стихотворению предшествует очевидный и понятный прогноз: завершив труд многолетний, человек должен чувствовать освобождение, гордость. Но он с недоумением отмечает: «Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?» За этим стоит совершенно другая модель переживаний — романтическая, в которой поэтическое творчество является частью души автора, а расставание с ним становится формой отчуждения собственной души.  В этой модели продукт, художественное произведение, воспринимается как живое существо, а завершение труда над ним концептуализируется как разлука. Сегодня нам, уже знакомым с романтической культурой, эта эмоция хорошо знакома, поэтому никому из нас не пришло бы в голову характеризовать ее как непонятную. Но Пушкин сам в значительной степени принимал участие в ее создании, и в тот момент она была настолько новой, что он называл эту грусть непонятной. Здесь прямо на наших глазах формируется символическая модель чувства, которую мы до сих пор можем наблюдать в культуре.


Для того чтобы человек понимал, что он переживает, ему необходимо то, что называется символическим образом чувства. Другими словами, надо видеть образцы, на которые можно ориентироваться, чтобы осознать и оценить свое чувство. Откуда берутся эти образцы? Самый стереотипный образ дает религия: люди приходят в церковь, ежедневно участвуют в одних и тех же ритуалах, видят одни и те же темы, сюжеты, и это отливается в определенные стереотипы. Совершенно очевидно, что в христианской культуре материнская любовь будет восприниматься совершенно иначе, чем у людей, для которых фигура Мадонны с младенцем или взгляд Мадонны на крест не являются частью ежедневного воспитания чувств и эмоциональных реакций.


Или, например, сегодня мы хорошо знаем, что мальчики не плачут. Слезы — это очень четко гендерно структурированное проявление эмоций: девочкам можно, мальчикам нельзя. Но так было далеко не всегда. В целом ряде культур слезы мужчины — это вполне правильная, положительная эмоциональная реакция. Для меня стало совершенным откровением то обстоятельство, что в классической исламской культуре, в центре которой стоит образ сильного мужчины-воина, янычары, настоящие герои, убивающие и сражающиеся на поле боя, постоянно плачут. В этой культуре слезы легко уживаются с мужеством и героизмом: слезы — это сильная эмоциональная реакция, которая свидетельствует о силе твоей страсти и добавляет краски к твоему образу могучего и героического воина.



Болельщики «Ливерпуля» на домашнем матче с «Црвеной Звездой» в рамках Кубка европейских чемпионов. 1973 год © Liverpool FC / Getty Images

Это прямо противоположно той желаемой реакции, к которой привыкли мы: надо стиснуть зубы, промолчать. Как писал Маяковский:


Если бы

       выставить в музее

плачущего большевика,

весь день бы

       в музее

            торчали ротозеи.

Еще бы —

       такое

            не увидишь и в века!


Владимир Маяковский. «Владимир Ильич Ленин»



Большевик может позволить себе плакать только в одном случае: если Ленин умер. Итак, переживания обладают очень высоким уровнем культурной нормативности. Помимо религии, традиционных обрядов и мифов, важнейшим инструментом создания этих символических моделей чувства является искусство. Оно обеспечивало человеку эти символические модели во все века, но в секулярном мире эта его роль, конечно, становится особенно значимой.


В XX веке мы можем также говорить о средствах массовой информации как о важном источнике подобного рода символических моделей. Если мы, например, посмотрим, как реагируют на гол футбольные болельщики, мы увидим два типа реакции, и выбор одной из них будет зависеть от того, твоей команде забили гол или твоя команда забила гол. Перед нами оказывается огромный стадион, на котором каждый мгновенно знает, какую эмоцию надо испытывать и в каких социально приемлемых формах ее нужно выражать.


Возникает вопрос: есть ли тогда в эмоции что-то совершенно индивидуальное, что-то особенное, если мы постоянно исходим из культурных нормативов, из символических моделей? Я думаю, что, безусловно, есть. Дело в том, что у каждого человека есть большой запас такого рода символических моделей на разные случаи жизни. И периодически они пересекаются, сталкиваются между собой, не совпадают друг с другом, вступают в сложные отношения. Между разными символическими моделями возникают напряжения, несовпадения, противоречия и конфликты — и, я думаю, именно в этих точках возникает индивидуальное переживание.


Как-то Иосиф Бродский написал в стихотворении «Посвящается Ялте»:


…Пока

мы думаем, что мы неповторимы,

мы ничего не знаем. Ужас, ужас.


И действительно, в каких-то фундаментальных вещах мы повторимы. Но повторимое в нас каждый раз складывается в уникальную констелляцию, и в конечном счете точки индивидуального — это точки плохой подгонки, несоответствия разных символических моделей, которые владеют человеком.



Концерт группы The Osmonds в Стокгольме. 1975 год © Getty Images

В заключение я расскажу еще один случай, описанный тем же американским психологом Теодором Сарбином и, с моей точки зрения, абсолютно неправильно им интерпретированный. Дело было в начале 1950‑х годов. У Сарбина был клиент — студент-филолог, бесконечно читавший Хемингуэя. На фоне идеала мужественного, немногословного мужчины из прозы Хемингуэя он сам себе казался недостойным и слабым. Он не соответствовал тем символическим моделям, которые ему предлагала проза Хемингуэя.


В какой-то момент, как пишет Сарбин, он был потрясен новой повестью Хемингуэя «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера». Главный герой этой повести — нью-йоркский финансист, жалкий и ничтожный, в сущности, человек. Действие происходит на охоте, где он испытывает страх. В результате жена ему изменяет с персонажем, который руководит их охотой. Герой чувствует отвращение к самому себе, но от этого отвращения перерождается и наконец на следующий день испытывает настоящее счастье, когда, рискуя собой, героически стреляет во львов и носорогов, убивает их и сам не боится смерти. Это чувство захлестывающего его счастья обрывается тем, что в него попадает пуля, пущенная его женой. Сарбин пишет, что жена у Хемингуэя хочет выстрелить в нападающего на мужа бизона, но случайно попадает в самого Фрэнсиса Макомбера.


Прочитав эту повесть, молодой человек увидел, что для него есть выход, и ушел добровольцем на корейский фронт. Он написал своему психотерапевту несколько восторженных писем с фронтов корейской войны о том, как он счастлив, а через месяц погиб в патруле.


Однако, судя по всему, Сарбин неправильно понял и неправильно интерпретировал повесть Хемингуэя. Вероятно, он просто ее не перечитал, доверившись восприятию клиента. Если мы перечитаем повесть, то увидим, что ни о какой случайной пуле речи быть не может. Жена Фрэнсиса Макомбера убивает его сознательно, она стреляет именно в него — тут не может быть сомнений. Во-первых, потому что она боится, что этот новый человек, настоящий мужчина, который родился на ее глазах, может ее бросить — а он очень богатый. А во-вторых, в неменьшей степени, потому что в качестве героя, убивающего диких животных, он ей еще более отвратителен, чем в качестве труса и ничтожества.


Это совершенно иная история, чем та, которую прочитал клиент Сарбина. И значит, если бы вместо психотерапевта этот молодой человек обратился к хорошему научному руководителю, он, возможно, остался бы жив и сейчас мог бы отмечать свое девяностолетие в качестве professor emeritus какого‑нибудь провинциального американского университета.






В конце марта 2016 года в издательстве «НЛО» выйдет книга Андрея Зорина «Появление героя (Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века)». А пока о чувствах русских дворян можно прочитать в следующих его статьях:


Поход в бордель в Москве в январе 1800 года (Шиллер, гонорея и первородный грех в эмоциональном мире русского дворянина) // НЛО. № 92. 2008.


Прогулка верхом в Москве в августе 1799 года (из истории эмоциональной культуры) // НЛО. № 65. 2004.


Разлука с семьей весной 1797 года: двойная идентичность Михаила Муравьева // НЛО. № 110. 2011.


«Смерть в Петербурге в июле 1803 года» // НЛО. № 120. 2013.


«Венский журнал» Андрея Тургенева // Memento vivere: сборник памяти Л. Н. Ивановой. СПб., 2009.


Импорт чувств: К истории эмоциональной европеизации русского дворянства // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций. М., 2010.


Понятие «литературного переживания» и конструкция психологического протонарратива // История и повествование. Helsinki; М., 2006.


Соблазнение à la Rousseau // Европа в России. М., 2010.  

Теги

Эксперт

Радио Arzamas«Как училась Россия»

В третьем выпуске подкаста Arzamas и «Рыбаков Фонда» Алексей Вдовин и Александр Архангельский разговаривают о том, почему в XIX веке в гимназиях учили латынь и греческий, что входило в программу по литературе и чем были недовольны студенты

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

15 минут

1/4

Проект воспитания чувств

Как Екатерина II и Иван Бецкой создавали в Смольном институте европейского человека Нового времени

Читает Андрей Зорин

Как Екатерина II и Иван Бецкой создавали в Смольном институте европейского человека Нового времени

12 минут

2/4

Странная любовь

Как попечитель Смольного института любил и мучил свою воспитанницу, но так и не сделал ей предложения

Читает Андрей Зорин

Как попечитель Смольного института любил и мучил свою воспитанницу, но так и не сделал ей предложения

12 минут

3/4

Роли старого вельможи

Как комедии Вольтера помогают реконструировать чувства, пережитые больше 200 лет назад

Читает Андрей Зорин

Как комедии Вольтера помогают реконструировать чувства, пережитые больше 200 лет назад

15 минут

4/4

Интрига императрицы

Как Екатерина II поставила спектакль, чтобы выдать замуж актрису

Читает Андрей Зорин

Как Екатерина II поставила спектакль, чтобы выдать замуж актрису

Материалы

Как культура влияет на чувства

Андрей Зорин — о подравшихся механиках, мужских слезах и роковой ошибке любителя Хемингуэя

Откуда взялось русское дворянство

Появление дворянского сословия, служба Отечеству, роль чинов и корни дворянской фронды

Императорский тиндер

Найдите императрицам правильных фаворитов

Как ухаживать за девушкой

10 советов человеку, решившему устроить свою личную жизнь в XVIII веке

Что такое любовная магия

О заговорах XVII–XVIII веков, любовной болезни и целях приворота

Чувства широких масс

Что мы знаем о переживаниях тех, кто не умел писать

Любовь и эротика в сталинских комедиях

Советский кинематограф как учебник чувств

Как правильно чувствовать

Размышления Карамзина об эмоциях, вырванные из контекста

Love is…

Что такое любовь по мнению философов, писателей и исторических деятелей

Как изучают любовь антропологи

Является ли романтическая любовь свойством человеческой природы

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Эмоциональный интеллект. Как его развивать?

Один из современных трендов в психологии — развитие эмоционального интеллекта. Но прежде чем пытаться его развивать, стоит разобраться, что он собой представляет. Эмоция — это субъективная реакция на какое-то событие, человека или что-то другое. Она возникает очень быстро, поэтому мы часто сначала делаем, а потом думаем.

Интеллект — это способность мозга к обучению, к усвоению новых знаний и привычек. Отсюда эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, умение направлять их в нужное русло.

Эмоций очень много: более 220 штук! На первый взгляд, это огромная цифра. Как научиться различать их все? Просто попробуйте вспомнить свои ощущения, когда чувствуете умиление, тревогу, одиночество, уверенность или злорадство.

Возможно, вы ощущали что-то подобное, но не могли назвать это правильно. И это даже не самые яркие эмоции, такие как страх, гнев, обида или стыд. Поэтому мы можем распознать целый спектр чувств, если начнем об этом задумываться.

Не бывает «плохих» и «хороших» эмоций. Они все несут важную информацию. Например, гнев, страх и грусть могут сообщать об опасности или неудовлетворенной потребности. Понимая это, можно изменить ситуацию в лучшую для себя сторону.

Для чего нужно понимать свои эмоции?

В идеале ребенка должны к этому приучать родители. Но часто детские эмоции подавляются. И происходит это так: «Не плачь, что ты как девочка!», «Ты не должен злиться или обижаться на родителей», «Хватит так громко смеяться, что люди подумают!».

Ребенок начинает скрывать свои чувства, чтобы не расстраивать родителей. И продолжает это делать во взрослом возрасте. Это не самая удачная стратегия поведения.

Любая эмоция — это напряжение, которое требует выхода. Что будет с рекой, если перекрыть течение? С одной стороны, она постепенно высохнет, а с другой, будет расти давление. Рано или поздно вода польется через край или переломит преграду, помчится бурным потоком, сметая все на своем пути.

Примерно то же самое происходит с эмоциями: когда мы их подавляем, внутри растет напряжение. Если вовремя его не осознать и не выпустить, могут быть опасные последствия. Что же делать? Развивать эмоциональную сферу.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Чтобы разобраться со своими эмоциями, нужно учиться осознанности. Большую часть времени мы живем на автопилоте: чистим зубы, пьем кофе, едем на работу… Если появляется какое-то чувство, которое нам не нравится, мы его подавляем, переключаемся и стараемся думать о чем-то другом.

Известный психолог Дэниел Гоулман считает, что эмоциональный интеллект намного важнее общего интеллекта, известного как IQ. На пути к пониманию себя и своих состояний есть несколько простых шагов.

Осознание своих действий

Здесь может возникнуть вопрос: что за глупости, разве я не знаю, чем занимаюсь в данный момент? На самом деле много времени уходит на проверку почты и социальных сетей, на чтение комментариев, на деструктивные мысли и другие незаметные мелочи.

Соответственно, первый шаг — меньше отвлекающих факторов. Отложите телефон, пообщайтесь с коллегой или другом. Попробуйте с утра не включать музыку или телевизор, а просто понаблюдать за своими ощущениями и действиями. Сначала в голове может возникнуть хаос, не пугайтесь этого. Просто сосредоточьтесь на том, что делаете.

Осознание своих чувств

Когда станет меньше отвлечений, вам будет проще наблюдать за эмоциями. Может быть, у вас улучшится настроение, потому что вы отписались от блога про политику. А может быть, наоборот, вы поймете, что убегаете в социальные сети от внутренней тревоги.

На этом этапе важно не осуждать себя. Возможно, вы почувствуете, что часто раздражаетесь или грустите. Не натягивайте маску позитива, не изображайте весельчака. Разрешите себе побыть в этом состоянии некоторое время, наблюдая и анализируя.

Книги издательства «Сфера» и «Карапуз» про эмоциональное воспитание

Практически все психологи работают через открытые вопросы. Так почему бы и нам не использовать этот прием? Если чувствуете какое-то напряжение, спросите себя:

  • Что сейчас со мной происходит?
  • Как я могу назвать то, что чувствую?
  • От 1 до 100, насколько это сильная эмоция?
  • Чем она может быть вызвана?
  • Что мне хочется сделать в данный момент?
  • Что я могу сделать, чтобы уменьшить дискомфорт?

Станет легче уже от задавания вопросов: вы не убегаете от внутреннего состояния, вы с ним взаимодействуете и решаете проблему.

Осознание своих слабых сторон

Когда вы начнете понимать свои чувства, откроются ваши слабые места. Например, «мне обидно, когда меня не слушают». Это ваша уязвимость, и только осознавая ее, получается правильно реагировать. Тогда в ситуации, где вас не слушали, вы не будете обижаться. Вы начнете анализировать:

  • Что я ожидал от него?
  • Какое было его реальное поведение?
  • Мог ли он знать о том, что мне будет неприятно?
  • Хотел ли он специально меня обидеть?

Такие вопросы помогают вывести на осознание, что это не окружающие злые и хотят вас задеть. Это дает о себе знать не до конца зажившая душевная рана. Значит, вы не почувствуете обиду.

Эмоциональный интеллект у детей: как развить?

Как уже упоминалось, этот навык должен формироваться в детском возрасте с помощью родителей. Для этого последние должны понимать себя и свои чувства, тогда они успешно передадут этот навык ребенку. Есть рекомендации психологов, которые чаще всего используются: они основаны на играх и общении.

Озвучивайте свои эмоции

Вместо того, чтобы кричать на ребенка за то, что он разбил вазу, остановитесь и скажите: «Я сейчас злюсь из-за того, что ты разбил вазу. Ты мог пораниться». Не переходите на личность, укажите на поступок. Когда родитель ругается, малыш может воспринимать это искаженно — я плохой, родители меня не любят. Когда вы проговариваете свои чувства, приходит понимание, что «со мной все в порядке, просто я сделал что-то не так». Многие родители знают это в теории, но приучить себя действовать по такому алгоритму, особенно в стрессовой ситуации, когда ребенок разбил вазу, может не каждый. Осознать важность обсуждения эмоций поможет книга «Зайка обиделся». В книге на примерах взаимодействия Зайки с его игрушками показываются негативные эмоции, ситуации неправильного поведения и его результаты. После каждой зарисовки родителям предлагается поразмышлять с ребенком о поведении главного героя. Наряду с обидой детей часто охватывает такое чувство как ревность. Особенно, когда в семье ожидается второй ребенок. Эмоционально подготовить первенца к появлению младшего братика или сестренки поможет книга из серии «Для самых-самых маленьких» «Кого я люблю». На каждой странице пособия лучшие специалисты по раннему развитию дают разнообразные рекомендации родителям, как воспитывать чувства у старшего малыша. Например, стараться вызвать у него чувства гордости и лидерские качества. В свою очередь, в художественной истории про белого медвежонка каждый ревнивый первенец может узнать себя и понять, как справиться со своими эмоциями. В этой же серии есть замечательная книга с выразительными иллюстрациями «Люблю бабу и деда», которая отражает любовь старших, семейные ценности и поддерживает преемственность.

Развивать эмоции ребенка можно и при чтении небольших рассказов с понятными сюжетами и персонажами, с которыми малыш легко себя отождествляет. Например, книга «Грустно. Весело Радостно». Пространство страниц книги поделено на два поля. В левом, основном поле, размещены сами рассказы, а в правом — методические рекомендации о том, с какими эмоциями должно быть прочитано то или иное предложение. Аналогичным образом поделены поля страниц в серии «Развитие эмоций», где представлены книги И.В. Мальцевой «Ко, ко, ко!», «Тучка-злючка», «Кораблик».

Таким образом, эмоциональное чтение книги превращается в мини-спектакль, где в подражании эмоций читающего рассказ взрослого дети неизбежно учатся адекватно проявлять свои чувства.

Очень хорошей методикой эмоционального развития является и разбор жизненных ситуаций вместе с детьми. Подобные сюжеты, ежедневно встречающиеся в жизни, представлены в книгах: «Не надо обижаться», «Вот какой упрямый», «Не хочу, не буду».

Эта серия книг «Для самых-самых маленьких» еще двадцать лет назад была рекомендована Министерством образования России в качестве пособий для развития детей раннего возраста. Тексты в книгах этой серии написаны не в виде монологов, а в виде «провокаций» к разговору. Это сделано для того, чтобы при погружении в проблему у ребенка создавалось впечатление, что ситуации придуманы самими родителями. Яркие иллюстрации с четкими понятными изображениями помогают вызвать большую речевую и двигательную активность, что способствует плодотворности бесед-диалогов.

Обсудите искусство

В сказках, фильмах и картинах часто заложен глубокий смысл, поэтому через них тоже можно развивать эмоциональную сферу ребенка. Обсудите, что чувствовали герои фильма, какие эмоции вызывает картина. После прочтения главы спросите: «Как ты думаешь, что почувствовала Пеппи, когда встретила своего папу?» или «А ты когда-нибудь чувствовал такое?». Обсуждайте с детьми эмоции, и это станет для них нормой. В продолжение темы предлагаем вам книгу Е.А. Алябьевой «Эмоциональные сказки», в которой представлены авторские рассказы, стихи и беседы, где отражаются различные оттенки человеческих эмоций, от любви и радости до гнева и страха. Каждая сказка имеет методические рекомендации и наводящие вопросы, которые помогут раскрыться ребенку и сделать беседу более доверительной.

Назовите, что чувствует ребенок

Большинство сильных чувств можно понять по выражению лица. Злость — брови сведены к переносице. Грусть — уголки глаз и губ опущены. Когда вы видите своего ребенка расстроенным, поговорите с ним: «Мне кажется, ты сейчас грустишь. Это так?» Обязательно уточняйте, правильно ли вы поняли эмоцию. Помочь распознать эмоции ребенка призвана книга Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». Пособие выстроено в виде конспектов занятий с детьми. Автор предлагает рассуждать о качествах характера, таких как смелость, жадность, трудолюбие, опираясь на познавательные истории. Во время занятий проводится анализ конкретных случаев, которые возникают в детском саду или семье. Детям предлагается самим найти ответы на вопросы, как выйти из той или иной ситуации. В серии также представлена книга «Беседы о характере и чувствах». Рассуждая о поступках героев авторских сказок, посвященных характеру и чувствам людей, ребенок сможет выработать сильные качества личности.

Угадывайте эмоции

В эту игру можно играть в любом месте, даже на улице. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, что чувствует вон та девочка?», «А из-за чего у нее такие чувства могут быть?»… Дальше пофантазируйте вместе: она грустит, потому что ее куличик сломали. А мальчик смеется, потому что ему купили мороженое.

Для того, чтобы отрабатывать навыки визуального распознавания эмоций можно воспользоваться наглядным материалом. Например, в пособие «Демонстрационные картинки. Эмоции и чувства» входят 16 картинок размером 173×220 мм, где на лицах отображены различные эмоции для угадывания. Ответы вы найдете на обороте. Есть размер карточек и поменьше — 63×87 мм, которые можно взять с собой на прогулку. Кстати, на обороте каждой карточки ответ дан как на русском, так и на английском языке, так что эти карточки могут послужить еще и хорошим подспорьем в изучении языка.

Для дома или класса можно использовать пособие в виде плаката или разрезать его на карточки.

Эмоциональный интеллект — это интересная область самопознания и саморазвития. Когда вы научитесь понимать свои чувства, вы сможете регулировать их силу, направлять эту энергию не на обиды и гнев, а на бизнес и увлечения. Это гораздо эффективнее.

5 способов лучше узнать свои чувства (для подростков)

Отзыв: Лиза М. Бакло, доктор философии

Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health

на испанском языке
Cinco formas de conocer mejor tus sentimientos

Прежде чем продолжить чтение, сделайте паузу. Закройте глаза, если хотите, и сделайте пару спокойных вдохов. Затем спросите себя — как вы сейчас себя чувствуете?

Придумайте односложные ответы, которые описывают ваши чувства.

Обратите внимание, какие слова приходят на ум. Выделяется ли одно чувство? Или есть несколько? Вы можете даже испытывать противоположные чувства одновременно. Например, взволнованный и нервный. Это нормально.

Просто обратите внимание на эмоции, которые вы испытываете в данный момент. Нет правильного или неправильного ответа.

Это простой способ осознавать свои эмоции .

Иногда легко осознавать свои эмоции. Возможно, есть одно сильное и очевидное для вас чувство. В других случаях вы можете не обращать особого внимания на то, как вы себя чувствуете. Но ваши эмоции есть. И все они нормальные.

Чувства — это сигналы тела, которые помогают нам понять себя и принять правильное решение. Например, чувство страха в такой ситуации, как переход улицы в пробке, является полезным сигналом, чтобы оставаться в безопасности.

Лучшее понимание своих эмоций — это навык, который может помочь вам:

  • лучше узнать себя
  • чувствовать себя лучше и лучше справляться с проблемами
  • будь менее самокритичным
  • пауза вместо действия на сложные эмоции
  • решать, как действовать и поступать в ситуациях
  • лучше ладить с другими

Вот пять способов научиться лучше осознавать свои эмоции:

  1. Замечайте и называйте свои чувства. Для начала просто обратите внимание на то, как вы себя чувствуете, когда что-то происходит. Произнесите про себя название чувства. Вы можете чувствовать гордость , когда что-то идет хорошо. Или разочарует , если вы не справитесь с тестом. Вы можете чувствовать себя расслабленным когда сидите с друзьями за обедом. Или нервный перед тестом.
  2. Отслеживание одной эмоции . Выберите одну эмоцию — например, чувство радости . Отслеживайте весь день. Обратите внимание, как часто вы это чувствуете. Может быть, вы рады, когда происходит что-то хорошее. Или рад, когда появляется друг. Может быть, вы рады, когда кто-то протягивает вам руку или говорит доброе слово. Или рад только потому, что сегодня пятница. Каждый раз, когда вы чувствуете радость, делайте мысленную пометку или записывайте это. Ощущение слабое, среднее или сильное?
  3. Выучите новые слова для обозначения чувств. Сколько слов о чувствах вы можете назвать? Попробуйте подумать еще. Сколько слов для злой ? Например, вы можете быть раздраженным , расстроенным или злым . Вы можете быть разгневанным , раздраженным или возмущенным .
  4. Ведите дневник чувств. Каждый день уделяйте несколько минут тому, чтобы написать о том, что вы чувствуете и почему. Написание о своих чувствах поможет вам узнать их лучше. Творите, пишите стихи или сочиняйте музыку, чтобы выразить эмоции, которые вы испытываете.
  5. Замечайте чувства в искусстве, песнях и фильмах. Сосредоточьтесь на том, что художник сделал, чтобы показать эти чувства. Что вы чувствуете в ответ?

Найдите время, чтобы лучше узнать свои эмоции. Просто обратите внимание на то, как вы себя чувствуете. Примите то, что вы чувствуете, не осуждая себя. Проявите к себе немного доброты.

Напомните себе, что все ваши эмоции нормальны. Но то, как вы действуете на эмоции, имеет большое значение. Когда вы знаете свои эмоции, вам легче принимать мудрые решения о том, как действовать, независимо от того, что вы чувствуете.

Если вы испытываете тяжелые или подавляющие эмоции, обратитесь за поддержкой. Взрослый, которому вы доверяете, может помочь вам поговорить о любых сложных чувствах, с которыми вы имеете дело. Иногда люди обращаются за помощью к терапевту, чтобы справиться с трудными эмоциями, которые влияют на повседневную жизнь.

Проверил: Лиза М. Бакло, доктор философии

Дата проверки: ноябрь 2021 г.

эмоций, чувств и настроений: в чем разница?

Хотя у большинства из нас есть общее представление о том, что значит быть в хорошем и плохом настроении, нам может быть труднее объяснить разницу между настроением, чувствами и эмоциями.

Проще говоря, эмоции могут превращаться в настроения, настроения могут влиять на эмоции, а чувства — это то, как мы интерпретируем наши эмоции.

Изучение определений настроения, чувств и эмоций — и того, как они взаимодействуют и влияют друг на друга, — может помочь нам управлять ими, когда они влияют на нашу жизнь. Начнем с некоторых определений.

Эмоции

Эмоции, возникающие в виде ощущений в теле, представляют собой сильные чувства (воодушевление, ужас, отчаяние), которые длятся от нескольких секунд до минут. Они контролируются химическими веществами, которые наш мозг выделяет в ответ на триггер или событие — по сути, это реакция нашего тела на все, что происходит вокруг нас. Химические вещества проходят через наше тело, образуя петлю обратной связи между нашим телом и мозгом, создавая эмоции. Эмоции всегда основаны на внешнем раздражителе и почти всегда быстро приходят и утихают. Эмоции не только специфичны и являются реакцией на что-либо, но и имеют соответствующую и универсальную мимику и язык тела.

Чувства

В то время как эмоции начинаются как ощущения в теле, чувства рождаются из наших мыслей об этих эмоциях. Или, другими словами, чувства — это то, как мы интерпретируем эмоции и позволяем им проникнуть внутрь. Мы используем слово «чувствовать» как для физического, так и для эмоционального состояния. Например, мы можем «чувствовать холод» как физически, так и эмоционально. Чувства могут быть разбавлены или искажены историями, которые мы бессознательно создали на основе прошлых событий или опыта.

Настроение

Настроение — это состояние ума или общее чувство, которое может влиять на ваши мысли, поведение и действия. Настроения, как правило, менее интенсивны, чем эмоции, и не обязательно зависят от события или триггера. Ваше настроение — это не то, что вы чувствуете в каждый момент, а то, как вы себя чувствуете с течением времени.

На настроение влияет окружающая среда, диета, упражнения, физическое здоровье и то, о чем вы думаете. Они могут длиться минуты, часы или дни, и у них нет уникальных соответствующих невербальных выражений лица или языка тела.

Как они работают вместе и почему это важно?

Эмоции, чувства и настроения работают вместе, чтобы влиять на то, как мы воспринимаем окружающий мир и живем в нем. Например, когда мы в плохом настроении, мы склонны испытывать печаль, гнев и/или страх, а когда мы в хорошем настроении, мы склонны испытывать счастье и/или надежду.