Содержание
Чувства в психологии: виды, понятие и функции
Психология призвана найти ответы на самые сложные вопросы о психической деятельности. К таким вопросам относится понимание и разделение эмоций, чувств. В отличие от философов и литераторов, психологи рассматривают их комплексно. Чувства в психологии — совокупность психофизических реакций.
Понятие и этапы формирования
Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.
Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.
Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.
У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.
Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.
Возрастные этапы развития
Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:
- Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
- От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
- 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
- 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
- 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
- 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
- 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.
Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.
Адаптация ребенка в коллективе
Качественная характеристика
У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:
- Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
- Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
- Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
- Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.
Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.
Функции и значение
Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:
- отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
- стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
- подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
- переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
- приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
- коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.
Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.
Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.
Классификация по типам и сфере проявления
Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:
- Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
- Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
- Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
- Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
- Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.
Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.
Влияние на настроение
В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.
У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.
Сходства и различия с эмоциями
У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.
Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.
Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.
Базовые эмоции человека. Чувства, настроение, аффекты
Наиболее противоречивым вопросом в психологии всегда являлось определение и разделение понятия об эмоциях и чувствах.
Разные точки зрения на происхождение и точное определение эмоциональных проявлений человека породили в психологии много споров о том, чем отличаются чувства от эмоций и существует ли между этими понятиями тесная связь. Стратегия «Скрепки» для достижения цели
Эмоции и чувства являются взаимосвязанными частями сложной эмоциональной сферы человека. Кроме эмоций и чувств психика человека наделена также природными инстинктами.
Инстинкты человека
Как у каждого дерева есть корни, так и у нашей психики есть свои истоки. Эти эмоциональные проявления психики человека называются инстинкты. Именно инстинкты лежат в основе разветвленной системы эмоций, чувств, состояний и аффектов. Каждый из нас является счастливым или несчастным обладателем этого природного механизма, который доказывал свою эффективность на протяжении миллионов лет.
В инстинктах просматривается фундамент для эмоций и чувств, которые появляются в процессе эволюции у организмов с более развитой и сложной нервной системой. Инстинкты относятся к врожденным формам поведения. Сам инстинкт состоит из множества рефлексов.
Инстинкты – это врожденные поведенческие сценарии.
Цель инстинктов состоит в автоматизации всех процессов, которые помогают человеческому организму выжить. К основным инстинктам относятся: инстинкт бегства, отвращения, инстинкт любознательности, агрессивности, инстинкт самоуничижения и самоутверждения, родительский инстинкт, пищевой инстинкт и стадный инстинкт.
Некоторые психологи считают, что человеком движут три основных его инстинкта — это сексуальный инстинкт, инстинкт власти и инстинкт самосохранения.
Эмоции человека
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей.
Эмоции – это те же инстинкты, но более высокого порядка. Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов.
Под влиянием эмоций человек способен совершить героический поступок или преступление. Доказано, что скорость возникновения эмоций значительно затрудняет процесс управления ими. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Эмоции под контролем
Эмоциональные проявления могут возникать настолько быстро, что наше сознательное «я» не принимает участия в формировании в нашей психике того, что дает импульс к возникновению конкретной эмоции – и даже может не осознавать источник этого импульса.
Психологи выделяют 7 базовых эмоций человека:
• Интерес – рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия. Это положительное эмоциональное проявление, которое способствует развитию умений и приобретению знаний. Как стать интересным в общении?
• Радость — положительная базовая эмоция человека, она говорит о том, что человек может удовлетворить какую-либо потребность.
• Печаль – реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие. Это негативное эмоциональное проявление, связанное с переживанием потери как стрессового фактора.
Другие стрессовые факторы
• Злость (гнев) — отрицательная базовая эмоция человека, и возникает она, если на пути удовлетворения потребности стоит преграда. Как перестать злиться?
• Страх – реакция защиты, бегства или предупреждения возможной боли или угрозы. Эмоциональное проявление, которое возникает при опасности
• Отвращение – эмоциональная реакция отторжения. Это отрицательная базовая эмоция, которая возникает из — за резкого противоречия с эстетическими или нравственными установками человека.
• Удивление – сиюминутная реакция на контакт с чем — то незнакомым, необычным. Данная базовая эмоция может быть как негативной, так и положительной, зависит это от внешних обстоятельств.
Эмоции человека проявляются в чувствах, настроении, аффектах
Чувства = Эмоция + Мысль
Чувства – это эмоции более высокого порядка. Различные комбинации эмоций и мыслей рождают более широкое разнообразие и диапазон чувственной палитры.
Чувство – это эмоциональное проявление отношения человека к предмету, событию или другому человеку. К основным чувствам относятся:
благодарность, вина, восхищение, враждебность, возмущение, жалость, зависть, любовь, нежность, ненависть, неприятие, интерес, отвращение, презрение, пренебрежение, привязанность, раздражение, разочарование, раскаяние, ревность, симпатия, скорбь, страсть, страх, стыд, трепет и т. д.
Чем чувства отличаются от эмоций?
Осознать эмоции довольно просто, человек почти всегда может объяснить, почему он испытывает конкретную эмоцию. Но если спросить, почему он любит кого-то, то в лучшем случае можно услышать лишь неточные и запутанные объяснения без конкретики.
Чувства носят устойчивый характер, а некоторые из них даже могут сопровождать человека всю его жизнь. При этом эмоциональные проявления, которые сопровождают это чувство, могут постоянно меняться.
Настроение
Настроение человека – это продолжительное переживание чувства, которое создает эмоциональный фон. Сильная фиксация человека на определенной эмоции или чувстве, приводит его к определенному состоянию и создавать определенное настроение. Это эмоциональное проявление может длится от нескольких часов до нескольких месяцев.
Настроение – это продолжительное эмоциональное состояние человека в определенный момент времени.
Настроение не зависит от каких — либо вещей или действий человека. Данное эмоциональное проявление зависит только от жизненной ситуации в целом, а также тесно взаимосвязано с нашим самочувствием. Одежда и настроение. Это интересно!
По тому, какое настроение у человека мы часто можем узнать о том, какова жизненная ситуация у человека, как он себя чувствует, можем определить как и на какие темы следует с ним разговаривать. От настроения зависит то, какие решения примет человек или как отреагирует на любую жизненную ситуацию. Что может улучшить наше настроение?
Настроение человека может быть положительным, отрицательным или нейтральным.
К другим временным эмоциональным состояниям относятся: скука, уныние, уверенность, энтузиазм, тревога, спокойствие, оптимизм, подавленность, надежда.
Аффект
Аффекты, как эмоциональные проявления, быстро возникают и интенсивно проявляются в нашей психике. Энергетический потенциал аффекта настолько велик, что может мобилизовать в нас огромные ресурсы для преодоления опасности либо разрушения живых или неживых объектов.
Аффект – крайняя точка внутреннего напряжения, возникающая из — за невозможности найти решение в какой-то ситуации.
Аффект в психологии рассматривается как определенная форма проявления эмоций человека, как относительно короткое по длительности, но в тоже время довольно сильное эмоциональное состояние.
Эмоциональный интеллект человека
Данному проявлению эмоций сопутствуют яркие, хорошо выраженные двигательные (внешние) и органические (внутренние) проявления. К аффектам относятся: испуг, паника, ужас, эйфория, экстаз, ярость.
Подобное эмоциональное состояние человек чаще всего испытывает в том случае, если он не может найти нужный вариант решения некоторой проблемы (травмирующей, стрессовой) или же, когда у него возникает ощущения отсутствия выхода из критической, угрожающей ситуации.
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ошибки женщин в отношениях
Оговорки по Фрейду
Эмоции и память — Мир психологов
Вопрос о том, как наш мозг запоминает повседневный опыт, десятилетиями интересовал когнитивных психологов и нейробиологов. Среди множества теорий, пытающихся объяснить, как мы кодируем и позже вспоминаем информацию, было замечено любопытное влияние на кодирование памяти: наше эмоциональное состояние во время события может повлиять на нашу способность запоминать его детали.
Кроме того, считается, что эмоции играют роль в определении того, можем ли мы вспомнить сохраненное воспоминание в то время, когда пытаемся вернуться к нему. Например, было обнаружено, что уговорить себя войти в то же самое настроение, которое мы испытывали, когда были свидетелями какого-либо события, часто оказывалось положительное влияние на наши шансы вспомнить конкретные детали, относящиеся к нему.
Похоже, что эмоционально заряженные ситуации могут привести к тому, что у нас останутся более продолжительные воспоминания о событии. Когда мы испытываем чувство восторга, гнева или других состояний ума, живые воспоминания часто более возможны, чем в повседневных ситуациях, когда мы чувствуем слабую эмоциональную привязанность к событию или вообще не чувствуем ее.
Результаты ряда исследований показали, что эмоции играют роль на различных этапах запоминания ( кодирования ) информации, объединяет воспоминаний и во время вспоминает переживаний в более поздние сроки. Например, когнитивный психолог Дональд Маккей и группа исследователей попросили участников принять участие в эмоциональном тесте Струпа , в котором им предъявлялись разные слова в быстрой последовательности. Каждое слово было напечатано разным цветом, и испытуемых просили назвать цвет. Позже их также попросили вспомнить слова после первоначального теста. Маккей обнаружил, что табуированные слова, призванные вызвать эмоциональную реакцию, вспоминаются чаще, чем слова с менее эмоциональным подтекстом (MacKay et al, 2004). 1
Результаты эксперимента Маккея и других экспериментов с аналогичными результатами позволяют предположить, что эмоциональное состояние в момент, когда мы воспринимаем и обрабатываем наблюдение, может положительно влиять на кодирование информации в кратковременной или даже долговременной памяти.
Хотя эмоциональный тест Струпа демонстрирует эту связь между эмоциями и памятью, роль эмоций давно подозревается.
В 1977 году исследователи из Гарварда опубликовали статью под названием Воспоминания о вспышках 9.0026, в котором они отметили, что люди часто могут живо вспомнить, где они были, когда произошло значимое для них событие. Они использовали пример убийства президента США Джона Ф. Кеннеди, но многие люди сохранят столь же подробные воспоминания о том, что они делали, когда узнавали о терактах 11 сентября 2001 года или о смерти такого известного человека, как Элвис. Пресли или Майкла Джексона. В отличие от фотографической памяти, эти «воспоминания-вспышки», как правило, возникают только тогда, когда событие ощущается как имеющее особое значение для человека или когда оно вызывает состояние удивления, подтверждая идею о том, что эмоциональное состояние человека во время событие может влиять на то, кодируется оно как воспоминание или нет (Браун и Кулик, 19). 77). 2
Теперь мысль о том, что мы с большей вероятностью запомним событие исторического значения, чем обыденное наблюдение по дороге на работу, может показаться очевидной. Убийство Джона Кеннеди часто считается одним из самых значительных событий в истории США 20-го века, даже теми, кто родился после этого события и узнал о нем только на уроках истории. Однако другое исследование, в котором участников просили заполнить анкеты, чтобы оценить их воспоминания о покушении на Рональда Рейгана, показало, что значение события, как правило, оказывает меньшее влияние, чем эмоции, испытанные во время кодирования. Пилемер (1984) обнаружили, что сообщаемое эмоциональное состояние людей во время покушения помогало влиять на то, будут ли воспоминания храниться в большей степени, чем то, просто ли они репетировали — обдумывали или обсуждали — воспоминание впоследствии. 3
Почему эмоции влияют на память?
Хотя появляется все больше свидетельств в поддержку роли эмоций в памяти, остается вопрос, почему эмоции, а не суждения, над которыми мы больше контролируем, влияют на наше кодирование событий таким образом. Какой цели служит способность вспомнить печальный случай, который мы предпочли бы забыть, лучше, чем факты, которые нам нужно выучить для экзамена?
Во-первых, давайте вспомним эволюционную цель, которой служат эмоциональные переживания. Одна из теорий предполагает, что наша способность испытывать неприятные эмоции, страх и тревогу является унаследованной чертой, которая исторически давала нашим предкам преимущество в выживании. Оман и Минека (2001) утверждали, что, поскольку эмоции имеют тенденцию действовать вне нашего сознательного контроля, их интуитивная природа дает нам раннее предупреждение о надвигающихся угрозах или опасностях в нашем внешнем окружении (Оман и Минека, 2001). 4 Например, при переходе через сильное течение реки чувство страха предупреждает нас об опасности для нашей жизни и помогает нам обращать внимание на опасности. Негативные эмоции также могут удерживать нас от участия в таких мероприятиях! Точно так же чувство счастья, создаваемое безопасной средой, например, домом, теплым и свободным от угроз, может побудить нас продолжать избегание риска и адаптивное поведение.
Внимание, эмоции и память
В то время как эмоциональное искажение памяти, связанной с кодированием и воспоминанием, кажется контрпродуктивным для поддержания точного представления о внешнем мире, их влияние можно лучше понять с точки зрения того, как оно влияет на наше внимание и как объект нашего внимания в очередь влияет на то, что кодируют наши воспоминания.
Исследования показывают, что наш мозг чаще фокусируется на эмоциональных стимулах. Это было продемонстрировано в исследовании, в котором участникам показывали контрольный набор эмоционально нейтральных изображений с картинками, например, изображающими различные травмы, вызывающими эмоциональный отклик. Schupp et al (2007) обнаружили, что внимание испытуемых повышается, когда им демонстрируются эмоциональные образы, предполагая, что наше внимание инстинктивно привлекается к эмоциональным предметам. 5
Поскольку мы склонны запоминать, сосредотачиваясь и обрабатывая наблюдение, это может помочь нам понять, почему эмоции влияют на воспоминания.
Хотя эмоции могут привлечь наше внимание к предметам, их влияние на наше сознательное восприятие мира на этом не заканчивается. После переключения нашего внимания с одного предмета на другой может произойти кратковременное явление, известное как моргание внимания , во время которого мы не можем полностью сосредоточиться на вторых стимулах.
В результате мы можем помнить что-то хуже, если непосредственно перед этим сосредоточились на чем-то другом. Исследования показали, что в этом моргании внимания есть эмоциональный компонент.
В одном эксперименте исследователи смогли ограничить способность участников запоминать нейтральную информацию, предоставив им эмоциональные стимулы незадолго до этого (Smith et al, 2006). 6
Эффект конгруэнтности настроения
Фокус внимания человека неизбежно влияет на то, что он помнит во время переживания, но эмоции, по-видимому, влияют на кодирование памяти более глубоко, чем простое привлечение внимания к конкретному эмоциональному предмету, а не к нейтральному.
Ваше эмоциональное состояние во время события может помочь определить, будут ли ваши наблюдения во время него сохранены для последующего использования.
Одно исследование показало, что участники эксперимента были более способны ассоциироваться с историями, содержание которых соответствовало их настроению в момент их рассказывания. Счастливый человек, например, может больше ассоциироваться с персонажами, которые позитивны и полны энтузиазма, в то время как грустный человек может идентифицировать себя с персонажем, который является объектом преследования. Гордон Бауэр, проводивший исследование, обнаружил, что это эффект соответствия настроению — ассоциация со стимулами, отражающими наше текущее настроение, — влиял на способность людей запоминать информацию (Bower, 1981). 7 Результатом этого эффекта является то, что вы можете лучше вспомнить, что читали негативный отчет в газете, если вы были в плохом настроении, а не в хорошем настроении во время его чтения.
Роль миндалевидного тела
Средства, с помощью которых эмоции могут помочь определить, какие воспоминания обрабатываются, также являются предметом текущих исследований.
Хотя этот процесс до сих пор полностью не изучен, считается, что гиппокамп и две области миндалины в мозге играют ключевую роль в обработке как воспоминаний, так и эмоций, и что взаимодействие между ними может усиливать связь между памятью и эмоции.
Одно исследование, в котором томография использовалась для наблюдения за миндалевидным телом, выявила повышенную активность при запоминании эмоциональных стимулов, независимо от того, были ли они положительными или отрицательными.
Хаманн и др. (1999) также предположил, что одной из функций миндалевидного тела является «модуляция» активности гиппокампа, который, как полагают, играет роль в формировании новых воспоминаний (Hamann et al, 1999). 8
Репетиция и поиск
Хотя считается, что эмоции влияют на преобразование событий в воспоминания в момент кодирования, наше настроение, когда мы пытаемся вспомнить события в более поздние сроки, может повлиять на нашу способность получить доступ к этим воспоминаниям.
В радостном настроении мы можем лучше вспомнить прошлые события, которые принесли нам радость. Например, находясь на пляже, вы можете вспомнить счастливые воспоминания о памятном семейном собрании по поводу негативного события. Напротив, но следуя тому же принципу, в плохом настроении вы можете легче вспоминать грустные воспоминания. Эта корреляция между нашим настроением в момент припоминания и типом воспоминаний, которые мы можем вспомнить, известна как память, зависящая от состояния настроения.
Джеймс Лэрд из Университета Кларка продемонстрировал этот эффект в серии экспериментов, в которых они смогли искусственно вызвать настроение, соответственно изменив выражения лиц участников.
Когда испытуемых просили изобразить выражение лица, например, вызывающее страх, они сообщали об усилении чувства страха. Лэрд и его коллеги-исследователи обнаружили, что индуцированное настроение затем влияло на воспоминания, к которым участник мог получить доступ — кто-то, испытывающий некоторые эмоции, такие как страх, может лучше помнить другие воспоминания о таких же пугающих событиях, чем когда он находится в более тяжелом состоянии. эмоционально нейтральное состояние (Laird et al, 1989). 9 Это исследование подтверждает идею о том, что воспоминание часто зависит от настроения.
Эмоции и забывание
Если эмоции помогают определить, консолидировано ли воспоминание в долговременную память, в равной степени правдоподобно и то, что эмоции, связанные с воспоминанием, могут влиять на способность человека обращаться к нему.
Психоаналитик Зигмунд Фрейд был одним из первых специалистов в области психологии, исследовавших эмоциональные ассоциации, связанные с воспоминаниями. Фрейд считал, что воспоминания об особенно травмирующих событиях или о тех, которые причинили бы человеку страдания, если бы на них сосредоточивались, могут быть вытеснены.
Связанные
- Зигмунд Фрейд
Такие воспоминания не забываются полностью, но сознательный разум не может вспомнить их, если, согласно Фрейду, они вызывают чувство вины или стыда. Вместо этого они остаются в бессознательном уме и воздействуют на нас так, как мы этого не осознаем. Например, в серии исследований Фрейд определил, что подавленные чувства и воспоминания являются источником различных фобий.
Используя регрессию в состоянии гипноза, наряду с такими методами, как свободные ассоциации, Фрейд считал, что эти воспоминания могут быть возвращены в сознательный разум, чтобы человек мог принять их и решить проблемы, связанные с такими подавленными воспоминаниями.
Розовые очки? Смещение аффекта угасания
Совсем недавно влияние эмоций на воспоминания, которые мы забываем, было определено в виде смещения аффекта угасания. Это предубеждение приводит к тому, что мы склонны забывать воспоминания отрицательной эмоциональной валентности и сосредотачиваться на воспоминаниях, которые влияют на нас более положительно. Идеализированные воспоминания о детстве, например, могут быть связаны с тем, что наш разум сосредотачивается на положительных, а не на отрицательных событиях, которые произошли во время взросления.
Это смещение аффекта затухания было продемонстрировано в 2009 г. исследование, в котором проверялось воспроизведение памяти у сотен участников, и было обнаружено, что воспоминания положительной валентности, когда они вызываются у других, с большей вероятностью останутся доступными, чем воспоминания отрицательной валентности (Walker et al, 2009). 10
Результаты этих экспериментов подтверждают результаты отдельного исследования, в ходе которого были опрошены сотни монахинь относительно событий их прошлой жизни. Исследователи обнаружили, что чем старше были участники, тем больше у них было воспоминаний о позитивных событиях, чем о негативных (Kennedy, Mather and Cartensen, 2004). 11 Чем старше мы становимся, тем чаще мы можем смотреть на прошлое сквозь «розовые очки».
Эффект подавления эмоций
Могут ли наши сознательные усилия по изменению наших эмоций во время события изменить то, как они влияют на кодировку наших воспоминаний о пережитом?
Исследователи из Стэнфордского университета проверили эту идею с помощью экспериментов, в которых участникам показывали различные стимулы, например видео. В ходе экспериментов некоторых участников просили подавить свои эмоции и не позволять их показывать другим. После этого измерялась их способность вспоминать предъявленные им стимулы. Интересно, что люди, которые пытались подавить свои эмоции, как правило, впоследствии демонстрировали ослабленную способность вспоминать свои переживания по сравнению с теми, кто позволил проявиться своему эмоциональному состоянию (Richards and Gross, 2000). 12 Одно из объяснений результатов этого исследования заключается в том, что сознательная сосредоточенность на своем эмоциональном состоянии и самоосознание могут отвлекать человека от наблюдения за окружающей средой, включая внешние раздражители, такие как видео.
Гендерные различия
То, как мы позволяем проявлять свои эмоции, — не единственный фактор, влияющий на связь между памятью и эмоциональным состоянием. Гендерные различия, по-видимому, тоже влияют на память: мужчины и женщины по-разному обрабатывают эмоциональные воспоминания.
Сканирование фМРТ, проведенное на людях, выполняющих наши задачи на память, в то время как они находятся в негативном эмоциональном состоянии, выявило различия в том, как мозг обрабатывает информацию, когда испытывается определенное эмоциональное состояние. Сканирование показало, что активность может быть сосредоточена в миндалевидном теле, как обсуждалось ранее, у женщин по сравнению с мужчинами (Koch et al, 2007). 13
Также были обнаружены дополнительные гендерные различия между тем, как мужчины и женщины обрабатывают воспоминания в эмоциональном состоянии. Сабрина Кульманн и ее коллеги провели исследование, в ходе которого проверили влияние кортизола, который часто высвобождается во время стрессовых ситуаций, на память. Вызвав состояние стресса и выполнив задание на запоминание, Кульманн обнаружил, что высвобождение кортизола оказывает значительное влияние на память участников-мужчин, чего не происходит в такой степени у женщин (Kuhlmann et al, 2001). 14
Значение
Роль, которую эмоции играют в нашей способности кодировать и вспоминать информацию, может показаться неизбежным, неконтролируемым аспектом повседневной жизни. Однако то, как эмоции искажают наше восприятие и воспоминания о реальности, выходит за рамки изучения психологии.
Взять свидетельские показания, например, в судебных делах. Такие ценные формы доказательств могут играть ключевую роль в судебном процессе и в обеспечении осуждения. Достоверность свидетельских показаний стала предметом пристального внимания в последние годы, поскольку было обнаружено, что влияние методов допроса и других факторов иногда влияет на воспоминания свидетелей о событиях.
Почему эмоции так важны? И как с ними справляться
Эмоции влияют на большее, чем вы можете себе представить, — на мотивацию, обучение, принятие решений, связь и многое другое.
Много раз, часто в периоды больших испытаний, эмоции могут ощущаться скорее как бремя, чем благословение.
Но эмоции могут быть сильными.
Они могут помочь вам выжить, расти и общаться с другими. И они могут направлять ваши решения, поведение и мотивацию.
Будучи младенцами, эмоции — это то, как вы учитесь общаться, еще до того, как вы научитесь говорить.
В то время как сильные эмоции могут ощущаться как много , без них жизнь может казаться пресной, приглушенной и пустой. Эмоции – неотъемлемая часть человека.
Эмоции не всегда получают ту репутацию, которую они заслуживают.
Когда вы проявляете эмоции, некоторые люди могут расценить это как проявление слабости. Когда вы проявляете слишком много эмоций, люди могут критиковать вас за то, что вы «слишком эмоциональны».
Но эмоции могут играть роль во многих аспектах жизни, включая:
- рост и развитие
- выживание
- более высокие уровни осознания
- внимание
- мотивация
- обучение и память
1112119 решение проблем и принятие решений управление поведением
- связь и привязанность к другим
- общее благополучие
«Эмоции имеют значение, потому что они обычно диктуют, что будет дальше от нас», — говорит Челси Виньяс, лицензированный брачный и семейный терапевт, владелец Therapize, виртуального частного попрактиковаться в работе с женщинами-лидерами при синдроме самозванца, перфекционизме и травмах.
«То, как вы относитесь к событию, обычно влияет на ваше поведение», — добавляет Виньяс.
Вы можете подумать о времени, когда вы чувствовали себя измотанным и разочарованным, а не о том, когда вы были взволнованы и счастливы. Весь ваш день, включая ваше поведение, ваше физическое и психическое самочувствие, а также ваше внимание, могут зависеть от ваших эмоций.
Что говорят исследования о важности эмоций?
- Небольшое исследование 2014 года показало, что эмоции могут влиять на то, как мы думаем, принимаем решения и решаем проблемы, особенно с мыслительными задачами.
- В обзоре исследований 2021 года исследователи объяснили, как эмоции — это способ, которым люди эволюционировали для решения проблем в постоянно меняющемся мире. Они помогли нам развить способности находить пищу, воду, кров, половых партнеров, поддержку и защищаться от опасностей.
- Согласно обзору 2017 года, эмоции также могут сильно влиять на наше внимание и память. Когда у нас возникают сильные эмоции или эмоциональные события, мы часто обращаем внимание более подробно и помним вещи более четко и дольше. Возможно, именно поэтому травматические события остаются с нами так ярко.
Даже негативные эмоции имеют значение. Они помогли нам выжить как виду, сосредоточив наше внимание на опасности и подготовив тело к ответной реакции. Страх побуждает нас сражаться или бежать, гнев побуждает нас атаковать, а чувство вины может научить нас учиться на своих ошибках.
Хотя никто не хочет грустить или злиться, отрицательные эмоции по-прежнему важны. Они также лежат в основе многих состояний психического здоровья, таких как депрессия и тревожность, поэтому очень важно бороться с ними и регулировать их.
Вы будете всегда чувствовать эмоции, даже если вы их не понимаете, не обращаетесь к ним или не принимаете их. Но это помогает, когда вы это делаете.
В культурах или обществах, где людям говорят, что быть «слишком эмоциональным» — это плохо, может быть трудно выразить то, что вы чувствуете.
Виньяс говорит, что люди также часто осуждают свои эмоции: Я не должен плакать. Не могу поверить, что это все еще беспокоит меня.
«Когда вы сможете распознать свои эмоции в том, что они собой представляют — часть информации в данный момент вашей жизни — тогда вы сможете начать двигаться вперед», — объясняет она.
Подавление эмоций также может негативно сказаться на вашем психическом благополучии, не говоря уже о ваших отношениях, навыках общения, уровне стресса и многом другом.
«Мы созданы для связи, и отказ от самовыражения идет вразрез с нашей биологией», — говорит Виньяс.
Разрешить себе чувствовать — действительно чувствовать — невероятно мощная вещь. И это может помочь вам лучше регулировать и принимать свои эмоции.
Что происходит, когда вы не принимаете свои эмоции?
«Когда мы не принимаем свои эмоции, это может привести к длительной боли, принятию решений, которые не обязательно отвечают нашим интересам, или проявлению негативных чувств», — говорит Виньяс.
Когда вы не принимаете свои эмоции, вам может быть труднее принять себя.
Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что когда люди практикуют принятие, их психологическое благополучие улучшается. Когда вы принимаете вещи такими, какие они есть, вы с меньшей вероятностью сначала отреагируете, а потом подумаете. Это может привести к тому, что вы будете испытывать меньше негативных эмоций, когда испытываете стресс.
Виньяс говорит, что неприятие своих эмоций имеет один положительный момент: вы остаетесь в своей зоне комфорта. «[Но] нет места для роста, любви или исцеления без принятия своих эмоций такими, какие они есть», — говорит она.
Когда вы начнете принимать свои эмоции, вы можете начать чувствовать себя более спокойно и контролировать ситуацию.
Контакт со своими эмоциями может помочь в эмоциональной регуляции. Регулирование эмоций включает в себя способность распознавать эмоции, управлять ими и реагировать на них по мере их поступления.
«Изучение того, как ваши эмоции влияют на вас, а затем способность регулировать их, может повысить самооценку [и] уверенность и привести к более полноценной жизни», — говорит Виньяс.
Она предлагает пять советов, как войти в контакт со своими эмоциями:
Записывайте свои чувства
Вы можете вести дневник или просто записывать их на своем телефоне, но Виньяс рекомендует выделить время, чтобы записать эмоции — отрицательные, положительные, или где-то посередине — и почему это повлияло на вас.
«Таким образом, вы сможете больше узнать о себе и с легкостью выразить себя другим», — говорит она.
Ежедневная проверка вашего психического здоровья
Запись того, что вы чувствуете, может быть частью ежедневной проверки психического здоровья, которая может помочь вам лучше понять себя и то, что вы чувствуете.
Вы можете начать проверять себя, просто выработав привычку спрашивать себя: «Как я сегодня поживаю?»
А если у тебя не все хорошо? Виньяс советует «интересоваться этой эмоцией, а не осуждать ее».
Если вы ругаете себя за то, что вам грустно или сердиты, это может только подготовить почву для того, чтобы вы чувствовали себя плохо до конца дня.
Наклонитесь и примите свои эмоции
«Если вам грустно, позвольте себе плакать вместо того, чтобы сдерживать слезы», — говорит Виньяс. «Если вы чувствуете себя счастливым, улыбнитесь и сообщите об этом другим. Чем раньше вы признаете это чувство, тем быстрее вы сможете пройти через него».
Избавление от негативных мыслей и эмоций
«То, как мы думаем, определяет то, что мы будем чувствовать и, в конечном счете, то, как мы будем действовать», — говорит Виньяс.
Вы не можете взмахнуть волшебной палочкой и изменить свои негативные мысли на позитивные, но вы можете предпринять шаги, чтобы распознать, признать и уйти от негативных историй.
Один из таких шагов — изменить информацию, которой вы себя окружаете.
«Если мы наполняем свой разум плохими мыслями, это может повлиять на то, как мы себя чувствуем, а затем и на то, как мы будем относиться к себе и другим», — говорит она. Она рекомендует просматривать подкасты, книги и видео на YouTube, которые содержат позитивные сообщения или к которым вы можете каким-то образом относиться.
«Это может помочь нам лучше относиться к себе», — добавляет она.
Протяни руку помощи, когда это необходимо
«Хотя все по-разному реагируют на трудные события, в конечном итоге становится невыносимо скрывать все, что вы чувствуете», — говорит Виньяс. «Когда мы начинаем говорить о своих чувствах другим, у нас развивается чувство эмоциональной близости».
Она добавляет, что эмоциональная близость также может уменьшить одиночество и негативные чувства в целом, потому что вы можете дать им выход.
Если вы состоите в отношениях, она говорит, что выражение ваших чувств может дать вам возможность сблизиться. «Однако скрывать свои чувства может означать создание дистанции, предположений и привести к негативным чувствам», — говорит она.
Разговор со специалистом в области психического здоровья действительно может помочь вам разобраться со своими эмоциями, особенно если вам сложно справиться с этим в одиночку или с друзьями или членами семьи.