Содержание
Эмоции человека и чувства — виды
Эмоции человека – это оценочное отношение личности к возникающим явлениям. Эмоции человека изучены недостаточно хорошо, поэтому часто встречаются различные определения этого явления у разных авторов. Но можно выразить общее утверждение, по которому эмоции – это регуляторы деятельности, отображающие смысл существующей или возможной ситуации в жизнедеятельности индивида. Исходя из этого, эмоции человека порождают у него переживания радости, страха, удовольствия и другие чувства. Эмоции человека, сами по себе, могут не порождать переживание, их главная задача – это внутренняя регуляция деятельности.
Эмоции прошли долгую эволюцию, они развивались из простых врождённых инстинктивных процессов (органических и двигательных изменений) в более сложные процессы, утратившие инстинктивную основу, но имеющие привязку к определенной ситуации. То есть сложные эмоциональные процессы начали выражать индивидуальное оценочное отношение к обстоятельствам и своему непосредственному участию в них.
Определяют витальные первичные эмоции, которые обеспечивают человеку выживание. К ним относят боль, ярость, страх и другие похожие.
Эмоции в жизни человека имеют непередаваемое словами значение. Так, благодаря, интересу, удивлению, печали, злости, радости, страху люди передают информацию. Их выражение сопровождается телесными проявлениями – жестами, мимикой, изменениями цвета кожи (покраснение, побледнение).
Эмоции в жизни человека – это регуляторы социальной активности и его направляющие. Человек без эмоций становится пустым, не интересным. Он перестает видеть смысл во всем, что он делает, поэтому становится апатичным, отрешенным. Иногда такое апатичное состояние захватывает человека, но со временем возвращается хорошее настроение, которое движет им вперед.
Эмоции в жизни человека выступают, как сигналы. С их помощью отображается актуальное состояние организма. Если наблюдаются положительные эмоции, то значит, он всем доволен, негативные указывают на неудовлетворенность каких-то потребностей.
Эмоции защищают организм от перегрузок и сохраняют внутреннюю энергию. Каждое эмоциональное состояние о чём-то оповещает. Так, при переживании стресса, у человека снижается активность, этим самым он оставляет энергию для выполнения чего-то более важного.
Влияние эмоций на человека очень многообразное. Они воздействуют на восприятие. Человек, переживающий позитивные эмоции, например, радость, смотрит на мир с оптимистической точки зрения. Те, кто переживает страдание или гнев, во всем видят злые намерения и негатив.
Эмоции имеют влияние на психические процессы. Так, человек в состоянии стресса не может запомнить событий, внешнего вида людей, у него происходит смешивание всех фактов и он не понимает, что правдиво, а что он мог выдумать.
Влияние эмоций на человека отображается в его учебе и работе. Если он принимается за работу с интересом, то тогда будет действовать быстро, и не утомляясь.
Эмоциональное состояние оказывает влияние на сознание. Сильные эмоции человека делают его неуправляемым, он может совсем не соображать, что он делает. Например, в состоянии аффекта (чрезвычайно сильного эмоционального состояния) человек способен на убийство, вандализм, может сделать что-то, совершенно несвойственное ему.
Виды эмоций человека
Роль любой эмоции в жизни человека невозможно переоценить. Люди могут быть из разных культур, по-разному воспитаны, жить в разных уголках мира, отличаться внешностью, говорить на разных языках, но эмоции у всех у них одинаковые и выражают одно и то же отношение человека к определенной ситуации или предмету. Даже животные понимают некоторые эмоции людей. Например, когда человек радуется и смеется, то собака также начинает проявлять свою радость, пританцовывая вокруг человека и виляя хвостом. Если человек грустный, собака спокойно укладывается возле него. Эти процессы не изучены должным образом, но это факт.
Виды эмоций человека существует много и они могут очень быстро менять друг друга. Например, человек находится в одном состоянии и на него внезапно действует некий стимул, и он критически изменяет свое отношение к ситуации. Человек может в один миг, будучи в веселом настроении перейти в мрачное, или, наоборот, под воздействием происшедшего события из грустного состояния переключиться на радостное.
Человек способен переживать относительно одного индивида противоположные чувства, причём одновременно. Эмоции, волнующие человека, моментально отражаются на его лице, поэтому скрыть их очень тяжело. Люди могут попытаться спрятать свои истинные чувства, свое выражение на лице, но есть и другие факторы, через которые можно определить, что испытывает человек – это поза, мимика, походка, жестикуляция и другие.
Все эмоции подразделяются на положительные эмоции людей, нейтральные и отрицательные эмоции человека.
Положительные эмоции людей — это радость, восторг, уверенность, удовлетворенность, нежность, доверие, восхищение, симпатия, любовь, признательность, умиление, облегченность, блаженство.
Негативные эмоции человека — это грусть, отчаяние, тревога, неудовольствие, тоска, огорчение, обида, страх, досада, сожаление, негодование, неприязнь, злость, оскорбление, ненависть, зависть, ревность, неуверенность, стыд, недоверие, ярость, отвращение, презрение, разочарование, нетерпение.
К нейтральным относятся безразличие, изумление, любопытство.
Каждая эмоция человека создает некий резонанс, и все что находится вокруг индивида, начинает вбирать в себя это состояние. В большей степени здесь имеются в виду люди, но благодаря некоторым исследованиям, стало известно о том, что животные и растения также способны реагировать на разные виды эмоциональных состояний.
Все люди могут испытывать базовые эмоции, но не каждому доступно прочувствовать более широкий их спектр. Таких людей в быту называют «толстокожими». Они не слишком чувствительны и не могут полностью оценить свои чувства, им трудно их идентифицировать.
Есть отдельный вид эмоций, называющийся аффектом. Аффект – это сильное эмоциональное состояние, во время которого отключается рациональное мышление и в тот момент человек начинает действовать стереотипно. Он выражается в оцепенении, агрессии, бегстве.
Эмоции готовят человека к определенным действиям. Например, когда человек попадает в критические стрессовые обстоятельства, у него появляются определенные эмоциональные и физиологические реакции. Так, в состоянии страха, тело человека может оцепенеть, но может и приготовиться бежать.
Если человек грустный, то у него вялая походка, опущенные плечи и уголки рта. В состоянии агрессии человек занимает оборонительную позицию, тело становится щитом, спина выпрямляется, все тело напрягается. В экстремальной ситуации, когда есть угроза жизни, кровь в теле сгущается и в случае ранения можно избежать её сильной потери. Когда человек переживает радость, у него вырабатываются гормоны, способные защитить организм и укрепить общий тонус.
Различные эмоциональные состояния влияют на сердечно-сосудистую систему. Длительный стресс способен нарушать нормальную работу сердца, и привести к гипертонии. Кровообращение также находится в зависимости от общего состояния.
Положительные эмоции людей влияют на приток крови к коже, на ритм дыхания. Если человек переживает длительный стресс, то у него могут возникнуть проблемы с дыханием.
Отрицательные эмоции человека очень негативно влияют на него, провоцируют различные заболевания.
Положительные эмоции людей позитивно влияют на крепкий сон, улучшая общее состояние. Оптимистичный образ жизни позитивно влияет на здоровье, поэтому нужно в любом случае мыслить позитивно.
Еще одну группу эмоциональных состояний представляют аффекты. Аффекты – сильные эмоции человека, сопровождающиеся активными действиями по разрешению острой, экстремальной, конфликтной или стрессовой ситуации. Аффект возникает внезапно и выражается во временной дезорганизации (сужении) сознания и острой активизации импульсных реакций. Они могут проявляться в различных формах.
Страх является формой аффекта, это рефлекторная реакция, которая служит биологическим защитным механизмом психики. Основные проявления страха — бегство, крик, гримаса, снижение или сильное повышение мышечного тонуса, дрожание тела, учащение пульса, повышение артериального давления, сухость во рту, расстройства кишечника и прочее.
Гнев человека также может привести к состоянию аффекта. Гнев проявляется в повышенном тоне голоса, доходящим до крика, позой нападения и угрожающей мимике.
Состояние разочарования является менее эмоционально окрашенным, чтобы привести к возникновению аффекта, но иногда и это происходит.
Чувства и эмоции человека
Чувства и эмоции человека сильно связаны с внутренними личностными качествами. Они отображают всё то, чем живёт человек, что происходит у него внутри. Человек часто боится выражать собственные эмоции или отрицает их, может перепутать их с чувствами. Некоторые вовсе их не осознают, им тяжело что-то сказать в ответ на вопрос, что они испытывают. Но это не значит, что эти люди бесчувственные. Значит, нужно разобраться, в чем причина такого состояния, почему человек не способен определить, что он чувствует к человеку, как относится к определенному событию или явлению. Человек, который не может идентифицировать свои эмоции и чувства не способен на решение жизненных проблем.
Для многих людей так и остаётся неизвестным то, что они переживают или чувствуют, но в большей степени их волнуют причины их ощущений. Причины многих состояний и чувств являются социальными. Вследствие активного развития общества, появляются новые эмоции или им предается новое значение. Например, некоторые чувства человек не способен ощущать после рождения, но может научиться позже у своего ближайшего окружения. С раннего детства родители и знакомые учат ребенка выражать свои эмоции, поощряют показывать свои чувства, рассказывают им, какие эмоции и в каких ситуациях можно выражать, а когда лучше себя сдерживать. Когда человек не в состоянии по какому-то поводу испытывать ту гамму чувств, которые захватывают всех, кроме него, тогда его считают эгоистичным и бесчувственным.
Эмоции и чувства могут выражать одно и тоже, например, человек может ощущать эмоцию и чувство радости. Эмоции появляются, когда возникает потребность и заканчиваются сразу после удовлетворения данной потребности, чувства носят предметный характер. Утоление жажды, голода и других потребностей связано с эмоцией радости. Чувство удовлетворения прямо связанно с каким-то одним незаменимым объектом, например, человеку хочется пить кофе, но есть только чай, но он не заменит кофе, он не доставит, то удовлетворение, которого ожидает человек от кофе. Чувства проявляются исключительно к какому-то объекту, если он отсутствует, тогда они не возникают.
Чувства могут воспитываться и развиваться. Выделяют уровни человеческих чувств – от практических, таких, как удовлетворение или собственность, до возвышенных чувств, которые выделяются наряду с духовными идеалами и ценностями.
Чувства развивались исторически, и в разные эпохи одно явление могло вызывать у людей разное отношение. Также чувства поддаются воздействию культуры и религии. Поэтому к одному и тому же объекту у людей разных народов возникают противоположные чувства. Например, в европейских странах женщина вполне свободно может гулять в шортах, короткой юбке и майке, это считается нормой. Если женщина в таком виде пройдется возле верующих мусульман, то это вызовет у них возмущение и презрение, поскольку их религия и культура не позволяет, чтобы тело женщины было открытым.
В жизни человека формируются практические чувства, которые напрямую связаны с его деятельностью. В теоретической деятельности формируются интеллектуальные чувства, которые связанны с познавательной деятельностью (любознательность, интерес, удивление). В отношении развития образно-избирательной деятельности возникли эстетические, такие как чувство гармонии и красоты, восхищение.
Нравственные чувства включают в себя совесть, переживание вины, долга, солидарности, справедливости, благородства. Благодаря моральным чувствам человек выражает свои переживания и отношение к другим. Еще выделяют духовные чувства, к которым относят чувства святости, просветления, благоговения, мистичности.
В многообразности чувств индивида отображается его система ценностей, потребностей и сущность личности. Относительно внешнего мира человек желает действовать так, чтобы быть к нему положительно настроенным. Поэтому чувства в отличие от эмоций можно самостоятельно регулировать.
Когда человек испытывает сильное устойчивое, положительное чувство к чему бы то ни было, которое возникает на основе недостаточно удовлетворенной потребности, он ощущает страсть. Страсть является сильным эмоциональным состоянием, которое плохо контролируется человеком, и не каждая личность может с ним справиться.
Эмоциональные состояния разнятся по их знаку (положительные или отрицательные), интенсивности, глубине, продолжительности влияния и значимости отражения в действительности (глубокие и неглубокие).
Чувства и эмоции бывают стеническими или астеническими, зависимо от воздействия на активность деятельности. Стенические активизируют человека, побуждают к деятельности, мобилизуют ресурсы и силы, к ним относят радость, интерес, воодушевление. Астенические расслабляют и сковывают силы, например, негативные эмоции человека, униженность, переживание вины, подавленности.
Эмоциональный тон ощущения показывает отношение человека к качеству чувств. То есть определенное явление или раздражитель отвечает за состояние человека. Например, шум моря, звук от потрескивания полена в костре, вид заката и тому подобное. Некоторые раздражители способны вызывать у человека идиосинкразию – болезненное отвращение к определенным индивидуально непереносимым звукам, запахам, вкусам.
Эмоциональный отклик – это быстрая реакция на изменения во внешней среде. Например, человек увидел красивый цветок — восхитился, услышал громкий гром – испугался. Эмоциональный отклик выражает эмоциональную возбудимость человека. Выделяется такой вид эмоционального отклика, как синтония, она проявляется в способности человека быть отзывчивым к другим людям и откликаться на явления и изменения явлений в окружающем мире. Синтония выражается через состояние гармонии человека с природой, в умении понимать и принимать переживания и чувства других.
Эмоциональная устойчивость проявляется в стабильности поведения человека в разнообразных ситуациях, в устойчивости перед разными жизненными трудностями, проявлении терпимости к другим людям. Преобладание положительных или негативных эмоций в опыте человека формирует у человека соответствующее устойчивое настроение.
Существует также связь между эмоциями, чувствами и мотивацией. Эмоции могут вызывать определенные поведенческие акты подобно мотивации и сопровождать саму мотивацию, переживая при этом определенные чувства. Например, еда – это не только мотивация, но и источник чувства удовлетворенности, а сам процесс, при котором человек ест, сопровождается эмоцией радости. Мотивация «включается» с помощью внутренних процессов организма и ориентируется на подавление внутреннего дисбаланса. В отличие от мотивации эмоция является ответной реакцией на внешние процессы и направляется на источник информации извне.
В природе встречается такое явление, как алекситимия. О личности с алекситимией говорят – человек без эмоций. Такие люди вычеркивают и эмоции, и чувства из своей жизни. Вместо них они занимаются размышлениями. Алекситимики считают, что важно понять смысл жизни, а не прожить её, расходуя время на ненужные переживания. Они ничего никогда не чувствуют, или по крайней мере говорят так, им трудно разобраться в себе и идентифицировать свои ощущения.
Если человек здоровый, то он испытывает чувства и переживает эмоции. Поскольку внешний мир воздействует на человека, значит, он должен отвечать на эти воздействия каким-то образом, поэтому все действия и мысли человека имеют эмоциональную окраску, что является признаком психически здоровой личности.
Алекситимия формируется в основном в детстве, когда взрослые в процессе воспитания своих детей, сами действуют так, что вызывают это расстройство. Они мешают полноценному формированию эмоций и чувств у детей, поскольку сами имеют проблемы с их выражением. Тогда, как другие родители поощряют своих детей к выражению чувств, алекситимики не в состоянии обучить этому собственного ребенка, так как им самим трудно осознать и выразить свои чувства. В большинстве случаев алекситимия проявляется у мужчин. Поскольку их с детства обучают тому, что они не обязаны плакать или выявлять свои истинные переживания, а все держать в себе или даже не допускать себе никаких чувств.
Не только в детстве, а и во взрослом возрасте алекситимия может развиваться. Это происходит в связи со стрессовыми переживаниями, сопровождающимися сильными эмоциями. При неумении осознать и пережить свои эмоции у человека появляется к ним некий барьер, он не допускает их к своему сознанию, блокирует и игнорирует. Выходит, что человек остерегает себя от внутренних переживаний, из-за невозможности делиться ими с кем-то или должным образом их проработать.
Есть люди, которые вполне осознанно отключают у себя эмоции. Они это объясняют тем, что так жить легче и намного выгоднее. Так, например, эти люди могут свободно «идти по головам», не смотря на то, что другим людям от этого плохо. Они не испытывают к людям жалость, если причинили им боль, просто бесчувственно используют их в личных целях. Они организовывают свою жизнь на все сто, делают то, что важно в первую очередь им. Вот только, со временем приходит некое понимание того, что жить нужно было иначе. Это случается, когда человек осознает всю боль, которую он причинял другим, когда его самого покидают близкие, и он ничего с этим сделать не может. Очень важно понять все это вовремя и перестать быть бесчувственным человеком.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
ЭМОЦИИ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. А. Леонтьев
ЭМО́ЦИИ (от лат. emoveo – волновать, возбуждать), класс психич. процессов и состояний, отражающих непосредственную субъективную оценку и переживание отношения к разл. объектам, явлениям и ситуациям (предметные Э.) или к жизнедеятельности в целом (беспредметные Э.). Э. тесно связаны с телесными процессами, в т. ч. двигательными, секреторными реакциями, биохимич. и нейродинамич. процессами в теле, мозге и нервной системе. На переживание Э. человеком влияют также познават. процессы, в частности интерпретация и языковое обозначение эмоциональных состояний (Э. как «когнитивно-аффективно-соматические гибриды», Р. Харре, Великобритания). Э. различаются по своей интенсивности, длительности и общей динамике протекания, по направленности на оценку случившихся или лишь предвосхищаемых событий.
Э. получают выражение в мимике, пантомимике, жестикуляции и характеристиках речи. Ч. Дарвин, отмечая общность выражения эмоциональных состояний у человека и животных, подчёркивал их приспособительное значение для организма («Выражение эмоций у человека и животных», 1872). Влияние Дарвина проявилось, в частности, в т. н. периферич. теории эмоций У. Джеймса и Г. Ланге (Дания), согласно которой человек реагирует на значимые ситуации прежде всего висцеральными реакциями – в двигательной сфере (торможение, дискоординация, двигательное перевозбуждение) и особенно в сфере непроизвольных движений (в сердечной деятельности, вазомоторных реакциях, внешней и внутр. секреции), а собственно Э. представляют собой отражение этих телесных реакций: «Мы плачем не потому, что мы печальны, наоборот, мы печальны потому, что мы плачем». Эта теория получила опровержение в результате проведённых в сер. 20 в. экспериментов (Ч. С. Шеррингтон, У. Б. Кеннон, Ф. Бард, США, и др.), установивших, что одинаковые висцеральные изменения соответствуют разным эмоциональным и неэмоциональным состояниям и что висцеральные изменения наступают уже после того, как возникла Э., а искусств. вызывание у людей висцеральных изменений путём введения адреналина не вызывает соответствующей эмоции.
Исследования мозговых процессов, лежащих в основе Э., связывали их с лимбич. системой, таламусом, ретикулярной формацией, гиппокампом и др. Совр. исследования позволяют говорить об определяющей роли миндалины (миндалевидного тела), гипоталамуса, а также префронтальной и сингулярной коры. Биохимич. основой Э. выступают медиаторы (нейротрансмиттеры) – вещества, передающие нервные импульсы от одного нейрона к другому химич. путём (в их числе серотонин, выработка которого связана с подъёмом настроения, дофамин, участвующий в регуляции эмоционального состояния, и эндорфины).
В 20 в. сформировались взгляды на Э. как сигналы обратной связи, играющие важную роль в саморегуляции жизнедеятельности. Согласно биологич. теории эмоций П. К. Анохина, напряжение потребности вызывает отрицательные Э., а их удовлетворение – положительные Э. Отрицательные Э. возникают в результате несовпадения сигналов, которые несёт обратная афферентация, с параметрами акцептора действия (ожидания), что делает необходимым коррекцию поведения; положительные Э. возникают, наоборот, в случае их совпадения и подкрепляют данное действие. П. В. Симонов отмечал важную роль соотношения необходимой и наличной информации в возникновении разных эмоций.
В сер. 20 в. сложилось представление о т. н. базовых Э. человека – универсальных независимых от культуры эмоциональных модальностях, за каждой из которых может стоять отд. система регуляции (напр., радость, печаль, страх, гнев, удивление, отвращение, ожидание – в перечне, предложенном Р. Плачеком, США, и др.). Проводимые при этом многочисл. исследования внешнего выражения и опознания Э. показывают, что даже т. н. низшие Э. являются у человека продуктом культурно-историч. развития.
К числу выраженных Э., нарушающих нормальное течение деятельности, относятся прежде всего аффекты (иногда этот термин используют как синоним Э. вообще). Дезорганизующее влияние аффективных комплексов одновременно на физиологич. реакции, моторную координацию и ассоциативные поля лежит в основе совр. методов диагностики скрываемых обстоятельств (т. н. детекция лжи). В сер. 20 в. оформилось понятие стресса, или общего адаптационного синдрома (Г. Селье), изучение которого и психологич. способов совладания с ним сейчас занимает центр. место в исследованиях эмоциональных состояний. В позитивной психологии усилилось внимание к положительным Э. (радость, переживание «потока» и т. п.) как предпосылкам успеха и благополучия.
Прижизненное развитие Э. человека заключается в их дифференциации, усложнении, отделении от телесных реакций и соединении с познават. процессами («единство аффекта и интеллекта» – Л. С. Выготский). Способность человека контролировать свои Э. выражается понятиями эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта (Дж. Майер, Д. Карузо, П. Саловей, все – США), включающего в себя опознание, использование, понимание Э. и управление эмоциями.
Определение эмоции – психология человеческих эмоций
Перейти к содержимому
Глава 1: Что такое эмоция?
Эмоция?
Ниже приведены два интерактивных действия, требующих от вас перетаскивания «Да» или «Нет» в раскрывающиеся поля рядом с терминами, которые могут быть или не быть эмоциями. Если вы считаете, что термин рядом с раскрывающимся списком является эмоцией, перетащите метку «Да» в поле. Если вы не считаете, что этот термин является эмоцией, перетащите метку «Нет» в соответствующий раскрывающийся список.
Ниже приведены два действия H5P, которые требуют от пользователя перетащить метку «да» или «нет» в раскрывающееся поле, соответствующее термину рядом с ним, чтобы ответить на вопрос «Является ли это эмоцией»? Коробки для выпадения помечены термином в названии для облегчения идентификации. Например: ячейка для термина «приятное самочувствие» помечена как «Ящик для приятных ощущений». «приятное самочувствие» — это термин, который пользователь должен оценивать как эмоцию или нет. перетащите текстовое поле «да» или «нет» в поле «приятное самочувствие», чтобы ответить.
Как определяется эмоция?
Келтнер и Гросс (1999, стр. 468) определяют эмоцию как «эпизодические, относительно краткосрочные, биологически обоснованные паттерны восприятия, опыта, физиологии, действия и коммуникации, возникающие в ответ на определенные физические и социальные вызовы и возможности». Разберем это определение.
Эмоция состоит из четырех компонентов, как показано на рис. 1. Как определили Келтнер и Гросс (1999): Четыре компонента — это поведение («действие» и «общение»), субъективные чувства («опыт»), мысли («восприятие») и физиология («физиология»). Эти четыре компонента изменяются после того, как происходит вызывающее событие. Вызывающее событие — это ситуационная причина, которая активирует изменения в этих четырех компонентах. Вызывающее событие может быть внешним по отношению к «я», например, когда присутствие медведя в нашем окружении вызывает страх. Вызывающее событие может быть внутренним по отношению к себе, например, когда мы испытываем падение самооценки из-за того, что солгали нашему другу, вызывая эмоциональную вину.
Важно отметить, что определение Кельтнера и Гросса (1999) предполагает, что эмоции эволюционно адаптивны («возникают в ответ на физические и социальные проблемы и возможности»). Это означает, что эмоция помогает нам решать адаптивные проблемы («вызовы и возможности») и, таким образом, увеличивает выживаемость генов. Например, эмоция отвращения помогает нам решить адаптивную проблему употребления ядовитой пищи. Таким образом, отвращение было бы адаптацией, которая развилась таким образом, что когда мы испытываем отвращение, мы избегаем пищи, вызвавшей отвращение. Как мы обсудим позже, некоторые исследователи считают, что эмоции адаптивны, тогда как другие считают, что они не адаптивны.
Человеческие эмоции — это раздел социальной психологии. Социальная психология — это область психологии, которая фокусируется на ситуационных причинах поведения, мыслей и чувств. Таким образом, с точки зрения социальной психологии, вызывающим событием является ситуационное влияние, вызывающее эмоцию. Когда ситуация или вызывающее событие меняется, мы испытываем эти 4 последовательных изменения, которые составляют эмоцию.
Рисунок 1
Представление взаимосвязи между вызывающими событиями и четырьмя компонентами эмоций
Диаграмма, показывающая 4 различных изменения на основе вызывающего события.
Изменения в поведении определяются как любые изменения в наблюдаемом поведении во время эмоционального эпизода. Изменения в поведении включают выражение лица, поведение приближения/избегания и изменения тона голоса. Субъективные чувства — это осознанные чувства, о которых сообщают сами. Как вы себя чувствуете сейчас? Скучающий? Злой? Радостный? Это ваши субъективные ощущения. Физиологические изменения включают любые изменения активности симпатической нервной системы (СНС), изменения активности парасимпатической нервной системы (ПНС), изменения активности головного мозга и изменения уровня гормонов и нейротрансмиттеров. Например, когда мы испытываем страх, у нас увеличивается частота сердечных сокращений, что приводит к изменению нашей физиологии. Наконец, термин, который мы использовали для описания наших мыслей о вызывающем событии и наших мыслей о наших эмоциональных переживаниях, — это когнитивные оценки. Когнитивные оценки представляют любые изменения в мыслях, восприятиях и интерпретациях. В частности, когнитивные оценки могут включать интерпретацию вызвавшего события (т. е. что вызвало эмоцию?) и интерпретации изменений других компонентов (почему наше сердце бьется? Почему мы убегаем?). Позже в ходе курса мы обсудим различные аспекты когнитивной оценки. Вот некоторые из них:
- Мы чувствуем себя неприятными или приятными?
- Является ли вызывающее событие ожидаемым или новым и неожиданным?
- Понимаем ли мы, что кто-то нарушил мораль?
- Заметим ли мы, упала ли наша самооценка? или увеличилось?
Исследователи эмоций в целом согласны с тем, что эмоция состоит из этих четырех компонентных изменений и что эти компоненты меняются после того, как происходит вызывающее событие. Хотя некоторые расходятся во мнениях относительно того, необходимы ли два компонента — изменения поведения и когнитивные оценки (обведены кружками на рисунке 1 выше). Часто исследователи эмоций сосредотачивают свою область исследований на определенной области компонента. Например, некоторые исследователи сосредотачиваются на когнитивных оценках, тогда как другие могут сосредотачиваться на физиологических изменениях.
Повторить действие «Это эмоция?»
Ниже приведены два интерактивных действия, требующих перетаскивания «Да» или «Нет» в раскрывающиеся поля рядом с терминами, которые могут или могут не быть эмоцией. Если вы считаете, что термин рядом с раскрывающимся списком является эмоцией, перетащите метку «Да» в поле. Если вы не считаете, что этот термин является эмоцией, перетащите метку «Нет» в соответствующий раскрывающийся список. Вы можете просмотреть свои предыдущие ответы, нажав здесь
Ниже приведены два действия H5P, которые требуют от пользователя перетаскивания метки «да» или «нет» в раскрывающееся поле, соответствующее термину рядом с ним, чтобы ответить на вопрос «Является ли это эмоцией»? Коробки для выпадения помечены термином в названии для облегчения идентификации. Например: ячейка для термина «приятное самочувствие» помечена как «Ящик для приятных ощущений». «приятное самочувствие» — это термин, который пользователь должен оценивать как эмоцию или нет. перетащите текстовое поле «да» или «нет» в поле «приятное самочувствие», чтобы ответить.
Лицензия
Психология человеческих эмоций Мишель Ярвуд находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Эмоции и человеческий потенциал – Психология
Глава 4. Эмоции, мотивация и человеческий потенциал
Человеческое поведение вытекает из трех основных источников: желания, эмоций и знаний.
Платон
Глава 4 — третья и последняя глава в разделе «В основном наследственность». В главе о биологической психологии мы подчеркивали генетическую эволюцию нервной системы человека, особенно мозга. В следующей главе мы рассмотрели, как наша нервная система передает и интерпретирует сенсорную информацию, передавая ее частям тела, способным реагировать. Структура наших органов чувств определяла сырую сенсорную информацию, которая (за исключением боли) интегрировалась и интерпретировалась мозгом. Вундт и структурные психологи считали ощущения, образы и эмоции фундаментальными элементами сознательного опыта. Пять чувств Аристотеля (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) реагируют на раздражители, возникающие вне нашего тела. Чувства равновесия и мышечного напряжения реагируют на стимулы, исходящие из нашего тела. В настоящей главе рассматриваются источники внутренней стимуляции, определяющие наши эмоции. Эта стимуляция побуждает нас реагировать на наши основные и высшие человеческие потребности. Что-то должно заставить нас хотеть есть, выживать и размножаться. Что-то должно побуждать нас понимать и преобразовывать наш мир и создавать прекрасные вещи. Как и в случае с человеческим восприятием, здесь задействованы восходящие и нисходящие процессы. Существуют биологические подкорковые основы наших эмоций и мотиваций, на которые затем может влиять когнитивная обработка более высокого уровня, основанная на опыте.
Инстинкты как объяснение поведения
Как описано в главе 1, психология изучает, как наследственность (природа) и опыт (воспитание) влияют на поведение отдельных животных, включая людей. Ранние психологи (Wundt, 1873; James, 1890) приписывали большую часть человеческого поведения, включая эмоции и мотивы, наследственности в форме s. McDougall (1908) перечислил 18 инстинктов, включая те, которые относятся к нижней части пирамиды человеческих потребностей Маслоу. Вскоре другие стали расширять список. Термин «инстинкт» стал псевдообъяснением практически любого поведения. Зачем люди создают вещи? Из-за творческого инстинкта. Почему люди говорят? Из-за языкового инстинкта и т. д. и т. д. Психологическое объяснение требует описания конкретных генетических и/или эмпирических переменных, влияющих на определенное поведение. Недостаточно просто назвать новый инстинкт.
В словарях и учебниках существует множество различных определений термина «инстинкт». Сочетая в себе их основные элементы, инстинкт представляет собой необученное, сложное, стереотипное поведение, свойственное всем представителям вида. Слово «комплекс» включено, чтобы исключить простые рефлексы, такие как копание и сосание у младенцев или моргание глазами и подергивание колена у взрослых. Стереотипное поведение проявляется одинаково у разных особей одного вида. Например, плетение паутины определенных видов пауков или строительство гнезд определенных видов птиц кажутся удивительно похожими. Если мы ограничим термин «инстинкт» поведением, соответствующим этим критериям, будет трудно найти хоть один пример у взрослых людей. Например, как примирить материнский инстинкт с тем фактом, что некоторые традиционные кочевые племена занимаются детоубийством, когда еще одного новорожденного нельзя взять с собой в походы за пищей (Diamond, 2012, 177–179). ). К сожалению, в наше время нередки случаи, когда мать бросает своего ребенка или жестоко обращается с ним. Многому сложному человеческому поведению учат в школе, а не «разучивают». Несмотря на эти и другие веские аргументы в пользу отказа от инстинктов как объяснения сложного человеческого поведения (Herrnstein, 1972; Lehrman, 1953), этот термин сохраняется. Например, в недавно предложенном «языковом инстинкте» (Пинкер, 1994) не указана конкретная человеческая ДНК (см. рис. 1.2) или части мозга (см. рис. 2.2), участвующие в овладении речью или другими формами языка (например, , американский язык жестов). Термин «инстинкт» не уточняет и, возможно, отрицает ту важную роль, которую играет опыт. Язык, на котором мы говорим (или читаем, или пишем, или жестикулируем и т. д.), очевидно, зависит от того, где мы родились и выросли. В главе 6 мы обсудим важность учебного опыта, связанного с овладением языком.
Дарвин последовал за «Происхождение видов » с двумя другими чрезвычайно влиятельными и противоречивыми книгами; Происхождение человека , и отбор по половому признаку (1871) и Выражение эмоций у человека и животных (1872). Эти две работы поместили наше понимание биологии и психологии человека в контекст остального царства животных. В первой книге проводится различие между естественным отбором, основанным на наследовании признаков, повышающих вероятность выживания, и естественным отбором, основанным на признаках, увеличивающих вероятность спаривания. Если вид должен был выжить, отдельным людям было недостаточно есть и избегать хищников; некоторые также должны воспроизводиться. Позже в этой главе мы рассмотрим биологию и психологию секса. Сейчас мы рассмотрим важную роль, которую играют в обогащении нашей жизни и влиянии на наше выживание как индивидуумов и вида.
Дарвин был проницательным наблюдателем природы. Он пришел к выводу, что выражения лиц разных людей, сообщающих об одних и тех же эмоциях, были схожими. Он также считал, что есть сходство в выражении лиц людей и других животных, выражающих одни и те же эмоции. Он пришел к выводу, что эмоции должны быть универсально адаптивными, чтобы они сохранились у разных видов животных. Доказательства в поддержку веры Дарвина в существование семи различных эмоций, показанных на рис. 4.1, были получены (Экман и Фризен, 1971). Можете ли вы угадать, когда женщина на картинке чувствовала радость, печаль, презрение, страх, отвращение, гнев и удивление?
Рис. 4.1 Универсальные выражения лица для семи эмоций.
Во многих письменных и неписьменных культурах существовала большая согласованность в обозначении эмоций, показанных на фотографиях, изображающих эти семь эмоций. В соответствии с Дарвином, Экман (1993) также отметил сходство выражений лица людей и других приматов. Эволюционные психологи предположили, что универсальность выражений лица для разных эмоций облегчает социальное обучение. Например, ребенок (или обезьяна) может научиться бояться объекта, наблюдая за выражением лица родителя. С тех пор Экман расширил свой список основных эмоций до нескольких других, которые не были так четко дифференцированы с выражением лица. К ним относятся развлечение, презрение, удовлетворение, смущение, волнение, вина, гордость за достижение, облегчение, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд (Экман, 19).99).
Биология, мышление, эмоции и поведение
С самого начала дисциплина психология боролась с отношениями между человеческой биологией, мышлением, чувствами и поведением. Как описано в Главе 1, человеческие мысли и чувства невидимы для других. Лучшее, что мы можем сделать для изучения скрытого поведения, — это получить самоотчеты или сделать выводы, основанные на наблюдаемом поведении.
На протяжении веков философы спорили о роли разума и эмоций в человеческом поведении. Платон описывал человека как раздираемого в разные стороны двумя лошадьми! Зигмунд Фрейд, чрезвычайно влиятельный врач (в настоящее время он считается психиатром), разработал сложную теорию, основанную на наблюдениях за своими клиентами (Freud, 19).22, 1923). описал человеческое состояние как конфликт между основными потребностями и влечениями и требованиями совести.
Фрейдизм, как и теория Дарвина, с самого начала был чрезвычайно влиятельным и противоречивым. Изображение состояния человека как борьбы между искушением (иногда изображаемым в виде дьявола на одном плече) и совестью (ангелом на другом плече) захватило воображение публики и творческих писателей. Однако теория разрабатывалась и оценивалась косвенно по отношению к науке психологии. По этой причине возникла путаница в отношении того, как интерпретировать последствия теории или эффективность ее приложений. В той мере, в какой теория генерирует проверяемые гипотезы, уместно рассмотреть результаты и последствия полученных данных. Фрейдистская теория личности будет рассмотрена в главе 9.и его подход к ненормальной психологии и психотерапии в главах 11 и 12.
Традиционно мы считаем, что на человеческое поведение влияют эмоции, разум или и то, и другое. Шерер (2005) перечислил пять компонентов эмоций, включая: биологическую реакцию; когнитивная оценка; мотивационное возбуждение; изменения выражения лица и голоса; и субъективное ощущение. Поведенческие компоненты в списке Шерера можно наблюдать и измерять, а когнитивные и чувственные компоненты — нет. Логический характер изучения эмоций иногда приводит к проблеме «что было раньше, курица или яйцо».
В начале истории психологии Уильям Джеймс сделал противоречивое предположение, что мы обозначаем наши эмоции на основе наших биологических и поведенческих реакций на раздражители, а не наоборот. По его словам, «мы чувствуем грусть, потому что плачем, злимся, потому что бьем, боимся, потому что дрожим, а не потому, что мы плачем, бьемся или дрожим, потому что сожалеем, злимся или боимся, в зависимости от обстоятельств» (Джеймс , 1884). Эта позиция была предложена в то же время Карлом Ланге (датским психологом) и с тех пор получила название .
Уолтер Кэннон (1927) утверждал, что наши эмоциональные реакции возникают слишком быстро и слишком похожи на разные эмоции, чтобы быть результатом биологических или поведенческих реакций. Филип Бард (1928) получил биологические доказательства, подтверждающие этот аргумент. Он продемонстрировал, что большая часть сенсорной, моторной и внутренней вегетативной стимуляции сначала проходит через таламус до обработки более высокого уровня в мозгу. Это говорит о том, что вегетативное возбуждение и наша эмоциональная реакция возникают одновременно в ответ на вызывающий эмоции внешний раздражитель. Эта позиция называется.
В главе 11 (Социальная психология) мы опишем теорию атрибуции (Kelly, 1967). Здесь мы рассматриваем , одно из его важных приложений. Эта теория предполагает, что человеческие эмоции основаны на комбинации восходящей и нисходящей обработки. Первая стадия состоит из стимула, вызывающего эмоцию, приводящего к общему состоянию вегетативного возбуждения. Затем человек исследует обстоятельства окружающей среды, приписывая возбуждение конкретной причине. Затем атрибуция определяет ярлык, который мы применяем к тому, что переживаем. Шахтер и Зингер (1962) провел важный эксперимент по оценке двухфакторной теории. Студентам колледжа сказали, что им делают инъекцию для проверки зрения.