Skip to content

Эмоции человека психология: Об эмоциях и чувствах

Эмоции человека и чувства — виды

Эмоции человека – это оценочное отношение личности к возникающим явлениям. Эмоции человека изучены недостаточно хорошо, поэтому часто встречаются различные определения этого явления у разных авторов. Но можно выразить общее утверждение, по которому эмоции – это регуляторы деятельности, отображающие смысл существующей или возможной ситуации в жизнедеятельности индивида. Исходя из этого, эмоции человека порождают у него переживания радости, страха, удовольствия и другие чувства. Эмоции человека, сами по себе, могут не порождать переживание, их главная задача – это внутренняя регуляция деятельности.

Эмоции прошли долгую эволюцию, они развивались из простых врождённых инстинктивных процессов (органических и двигательных изменений) в более сложные процессы, утратившие инстинктивную основу, но имеющие привязку к определенной ситуации. То есть сложные эмоциональные процессы начали выражать индивидуальное оценочное отношение к обстоятельствам и своему непосредственному участию в них.

Определяют витальные первичные эмоции, которые обеспечивают человеку выживание. К ним относят боль, ярость, страх и другие похожие.

Эмоции в жизни человека имеют непередаваемое словами значение. Так, благодаря, интересу, удивлению, печали, злости, радости, страху люди передают информацию. Их выражение сопровождается телесными проявлениями – жестами, мимикой, изменениями цвета кожи (покраснение, побледнение).

Эмоции в жизни человека – это регуляторы социальной активности и его направляющие. Человек без эмоций становится пустым, не интересным. Он перестает видеть смысл во всем, что он делает, поэтому становится апатичным, отрешенным. Иногда такое апатичное состояние захватывает человека, но со временем возвращается хорошее настроение, которое движет им вперед.

Эмоции в жизни человека выступают, как сигналы. С их помощью отображается актуальное состояние организма. Если наблюдаются положительные эмоции, то значит, он всем доволен, негативные указывают на неудовлетворенность каких-то потребностей.

Эмоции защищают организм от перегрузок и сохраняют внутреннюю энергию. Каждое эмоциональное состояние о чём-то оповещает. Так, при переживании стресса, у человека снижается активность, этим самым он оставляет энергию для выполнения чего-то более важного.

Влияние эмоций на человека очень многообразное. Они воздействуют на восприятие. Человек, переживающий позитивные эмоции, например, радость, смотрит на мир с оптимистической точки зрения. Те, кто переживает страдание или гнев, во всем видят злые намерения и негатив.

Эмоции имеют влияние на психические процессы. Так, человек в состоянии стресса не может запомнить событий, внешнего вида людей, у него происходит смешивание всех фактов и он не понимает, что правдиво, а что он мог выдумать.

Влияние эмоций на человека отображается в его учебе и работе. Если он принимается за работу с интересом, то тогда будет действовать быстро, и не утомляясь.

Эмоциональное состояние оказывает влияние на сознание. Сильные эмоции человека делают его неуправляемым, он может совсем не соображать, что он делает. Например, в состоянии аффекта (чрезвычайно сильного эмоционального состояния) человек способен на убийство, вандализм, может сделать что-то, совершенно несвойственное ему.

Виды эмоций человека

Роль любой эмоции в жизни человека невозможно переоценить. Люди могут быть из разных культур, по-разному воспитаны, жить в разных уголках мира, отличаться внешностью, говорить на разных языках, но эмоции у всех у них одинаковые и выражают одно и то же отношение человека к определенной ситуации или предмету. Даже животные понимают некоторые эмоции людей. Например, когда человек радуется и смеется, то собака также начинает проявлять свою радость, пританцовывая вокруг человека и виляя хвостом. Если человек грустный, собака спокойно укладывается возле него. Эти процессы не изучены должным образом, но это факт.

Виды эмоций человека существует много и они могут очень быстро менять друг друга. Например, человек находится в одном состоянии и на него внезапно действует некий стимул, и он критически изменяет свое отношение к ситуации. Человек может в один миг, будучи в веселом настроении перейти в мрачное, или, наоборот, под воздействием происшедшего события из грустного состояния переключиться на радостное.

Человек способен переживать относительно одного индивида противоположные чувства, причём одновременно. Эмоции, волнующие человека, моментально отражаются на его лице, поэтому скрыть их очень тяжело. Люди могут попытаться спрятать свои истинные чувства, свое выражение на лице, но есть и другие факторы, через которые можно определить, что испытывает человек – это поза, мимика, походка, жестикуляция и другие.

Все эмоции подразделяются на положительные эмоции людей, нейтральные и отрицательные эмоции человека.

Положительные эмоции людей — это радость, восторг, уверенность, удовлетворенность, нежность, доверие, восхищение, симпатия, любовь, признательность, умиление, облегченность, блаженство.

Негативные эмоции человека — это грусть, отчаяние, тревога, неудовольствие, тоска, огорчение, обида, страх, досада, сожаление, негодование, неприязнь, злость, оскорбление, ненависть, зависть, ревность, неуверенность, стыд, недоверие, ярость, отвращение, презрение, разочарование, нетерпение.

К нейтральным относятся безразличие, изумление, любопытство.

Каждая эмоция человека создает некий резонанс, и все что находится вокруг индивида, начинает вбирать в себя это состояние. В большей степени здесь имеются в виду люди, но благодаря некоторым исследованиям, стало известно о том, что животные и растения также способны реагировать на разные виды эмоциональных состояний.

Все люди могут испытывать базовые эмоции, но не каждому доступно прочувствовать более широкий их спектр. Таких людей в быту называют «толстокожими». Они не слишком чувствительны и не могут полностью оценить свои чувства, им трудно их идентифицировать.

Есть отдельный вид эмоций, называющийся аффектом. Аффект – это сильное эмоциональное состояние, во время которого отключается рациональное мышление и в тот момент человек начинает действовать стереотипно. Он выражается в оцепенении, агрессии, бегстве.

Эмоции готовят человека к определенным действиям. Например, когда человек попадает в критические стрессовые обстоятельства, у него появляются определенные эмоциональные и физиологические реакции. Так, в состоянии страха, тело человека может оцепенеть, но может и приготовиться бежать.

Если человек грустный, то у него вялая походка, опущенные плечи и уголки рта. В состоянии агрессии человек занимает оборонительную позицию, тело становится щитом, спина выпрямляется, все тело напрягается. В экстремальной ситуации, когда есть угроза жизни, кровь в теле сгущается и в случае ранения можно избежать её сильной потери. Когда человек переживает радость, у него вырабатываются гормоны, способные защитить организм и укрепить общий тонус.

Различные эмоциональные состояния влияют на сердечно-сосудистую систему. Длительный стресс способен нарушать нормальную работу сердца, и привести к гипертонии. Кровообращение также находится в зависимости от общего состояния.

Положительные эмоции людей влияют на приток крови к коже, на ритм дыхания. Если человек переживает длительный стресс, то у него могут возникнуть проблемы с дыханием.

Отрицательные эмоции человека очень негативно влияют на него, провоцируют различные заболевания.

Положительные эмоции людей позитивно влияют на крепкий сон, улучшая общее состояние. Оптимистичный образ жизни позитивно влияет на здоровье, поэтому нужно в любом случае мыслить позитивно.

Еще одну группу эмоциональных состояний представляют аффекты. Аффекты – сильные эмоции человека, сопровождающиеся активными действиями по разрешению острой, экстремальной, конфликтной или стрессовой ситуации. Аффект возникает внезапно и выражается во временной дезорганизации (сужении) сознания и острой активизации импульсных реакций. Они могут проявляться в различных формах.

Страх является формой аффекта, это рефлекторная реакция, которая служит биологическим защитным механизмом психики. Основные проявления страха — бегство, крик, гримаса, снижение или сильное повышение мышечного тонуса, дрожание тела, учащение пульса, повышение артериального давления, сухость во рту, расстройства кишечника и прочее.

Гнев человека также может привести к состоянию аффекта. Гнев проявляется в повышенном тоне голоса, доходящим до крика, позой нападения и угрожающей мимике.

Состояние разочарования является менее эмоционально окрашенным, чтобы привести к возникновению аффекта, но иногда и это происходит.

Чувства и эмоции человека

Чувства и эмоции человека сильно связаны с внутренними личностными качествами. Они отображают всё то, чем живёт человек, что происходит у него внутри. Человек часто боится выражать собственные эмоции или отрицает их, может перепутать их с чувствами. Некоторые вовсе их не осознают, им тяжело что-то сказать в ответ на вопрос, что они испытывают. Но это не значит, что эти люди бесчувственные. Значит, нужно разобраться, в чем причина такого состояния, почему человек не способен определить, что он чувствует к человеку, как относится к определенному событию или явлению. Человек, который не может идентифицировать свои эмоции и чувства не способен на решение жизненных проблем.

Для многих людей так и остаётся неизвестным то, что они переживают или чувствуют, но в большей степени их волнуют причины их ощущений. Причины многих состояний и чувств являются социальными. Вследствие активного развития общества, появляются новые эмоции или им предается новое значение. Например, некоторые чувства человек не способен ощущать после рождения, но может научиться позже у своего ближайшего окружения. С раннего детства родители и знакомые учат ребенка выражать свои эмоции, поощряют показывать свои чувства, рассказывают им, какие эмоции и в каких ситуациях можно выражать, а когда лучше себя сдерживать. Когда человек не в состоянии по какому-то поводу испытывать ту гамму чувств, которые захватывают всех, кроме него, тогда его считают эгоистичным и бесчувственным.

Эмоции и чувства могут выражать одно и тоже, например, человек может ощущать эмоцию и чувство радости. Эмоции появляются, когда возникает потребность и заканчиваются сразу после удовлетворения данной потребности, чувства носят предметный характер. Утоление жажды, голода и других потребностей связано с эмоцией радости. Чувство удовлетворения прямо связанно с каким-то одним незаменимым объектом, например, человеку хочется пить кофе, но есть только чай, но он не заменит кофе, он не доставит, то удовлетворение, которого ожидает человек от кофе. Чувства проявляются исключительно к какому-то объекту, если он отсутствует, тогда они не возникают.

Чувства могут воспитываться и развиваться. Выделяют уровни человеческих чувств – от практических, таких, как удовлетворение или собственность, до возвышенных чувств, которые выделяются наряду с духовными идеалами и ценностями.

Чувства развивались исторически, и в разные эпохи одно явление могло вызывать у людей разное отношение. Также чувства поддаются воздействию культуры и религии. Поэтому к одному и тому же объекту у людей разных народов возникают противоположные чувства. Например, в европейских странах женщина вполне свободно может гулять в шортах, короткой юбке и майке, это считается нормой. Если женщина в таком виде пройдется возле верующих мусульман, то это вызовет у них возмущение и презрение, поскольку их религия и культура не позволяет, чтобы тело женщины было открытым.

В жизни человека формируются практические чувства, которые напрямую связаны с его деятельностью. В теоретической деятельности формируются интеллектуальные чувства, которые связанны с познавательной деятельностью (любознательность, интерес, удивление). В отношении развития образно-избирательной деятельности возникли эстетические, такие как чувство гармонии и красоты, восхищение.

Нравственные чувства включают в себя совесть, переживание вины, долга, солидарности, справедливости, благородства. Благодаря моральным чувствам человек выражает свои переживания и отношение к другим. Еще выделяют духовные чувства, к которым относят чувства святости, просветления, благоговения, мистичности.

В многообразности чувств индивида отображается его система ценностей, потребностей и сущность личности. Относительно внешнего мира человек желает действовать так, чтобы быть к нему положительно настроенным. Поэтому чувства в отличие от эмоций можно самостоятельно регулировать.

Когда человек испытывает сильное устойчивое, положительное чувство к чему бы то ни было, которое возникает на основе недостаточно удовлетворенной потребности, он ощущает страсть. Страсть является сильным эмоциональным состоянием, которое плохо контролируется человеком, и не каждая личность может с ним справиться.

Эмоциональные состояния разнятся по их знаку (положительные или отрицательные), интенсивности, глубине, продолжительности влияния и значимости отражения в действительности (глубокие и неглубокие).

Чувства и эмоции бывают стеническими или астеническими, зависимо от воздействия на активность деятельности. Стенические активизируют человека, побуждают к деятельности, мобилизуют ресурсы и силы, к ним относят радость, интерес, воодушевление. Астенические расслабляют и сковывают силы, например, негативные эмоции человека, униженность, переживание вины, подавленности.

Эмоциональный тон ощущения показывает отношение человека к качеству чувств. То есть определенное явление или раздражитель отвечает за состояние человека. Например, шум моря, звук от потрескивания полена в костре, вид заката и тому подобное. Некоторые раздражители способны вызывать у человека идиосинкразию – болезненное отвращение к определенным индивидуально непереносимым звукам, запахам, вкусам.

Эмоциональный отклик – это быстрая реакция на изменения во внешней среде. Например, человек увидел красивый цветок — восхитился, услышал громкий гром – испугался. Эмоциональный отклик выражает эмоциональную возбудимость человека. Выделяется такой вид эмоционального отклика, как синтония, она проявляется в способности человека быть отзывчивым к другим людям и откликаться на явления и изменения явлений в окружающем мире. Синтония выражается через состояние гармонии человека с природой, в умении понимать и принимать переживания и чувства других.

Эмоциональная устойчивость проявляется в стабильности поведения человека в разнообразных ситуациях, в устойчивости перед разными жизненными трудностями, проявлении терпимости к другим людям. Преобладание положительных или негативных эмоций в опыте человека формирует у человека соответствующее устойчивое настроение.

Существует также связь между эмоциями, чувствами и мотивацией. Эмоции могут вызывать определенные поведенческие акты подобно мотивации и сопровождать саму мотивацию, переживая при этом определенные чувства. Например, еда – это не только мотивация, но и источник чувства удовлетворенности, а сам процесс, при котором человек ест, сопровождается эмоцией радости. Мотивация «включается» с помощью внутренних процессов организма и ориентируется на подавление внутреннего дисбаланса. В отличие от мотивации эмоция является ответной реакцией на внешние процессы и направляется на источник информации извне.

В природе встречается такое явление, как алекситимия. О личности с алекситимией говорят – человек без эмоций. Такие люди вычеркивают и эмоции, и чувства из своей жизни. Вместо них они занимаются размышлениями. Алекситимики считают, что важно понять смысл жизни, а не прожить её, расходуя время на ненужные переживания. Они ничего никогда не чувствуют, или по крайней мере говорят так, им трудно разобраться в себе и идентифицировать свои ощущения.

Если человек здоровый, то он испытывает чувства и переживает эмоции. Поскольку внешний мир воздействует на человека, значит, он должен отвечать на эти воздействия каким-то образом, поэтому все действия и мысли человека имеют эмоциональную окраску, что является признаком психически здоровой личности.

Алекситимия формируется в основном в детстве, когда взрослые в процессе воспитания своих детей, сами действуют так, что вызывают это расстройство. Они мешают полноценному формированию эмоций и чувств у детей, поскольку сами имеют проблемы с их выражением. Тогда, как другие родители поощряют своих детей к выражению чувств, алекситимики не в состоянии обучить этому собственного ребенка, так как им самим трудно осознать и выразить свои чувства. В большинстве случаев алекситимия проявляется у мужчин. Поскольку их с детства обучают тому, что они не обязаны плакать или выявлять свои истинные переживания, а все держать в себе или даже не допускать себе никаких чувств.

Не только в детстве, а и во взрослом возрасте алекситимия может развиваться. Это происходит в связи со стрессовыми переживаниями, сопровождающимися сильными эмоциями. При неумении осознать и пережить свои эмоции у человека появляется к ним некий барьер, он не допускает их к своему сознанию, блокирует и игнорирует. Выходит, что человек остерегает себя от внутренних переживаний, из-за невозможности делиться ими с кем-то или должным образом их проработать.

Есть люди, которые вполне осознанно отключают у себя эмоции. Они это объясняют тем, что так жить легче и намного выгоднее. Так, например, эти люди могут свободно «идти по головам», не смотря на то, что другим людям от этого плохо. Они не испытывают к людям жалость, если причинили им боль, просто бесчувственно используют их в личных целях. Они организовывают свою жизнь на все сто, делают то, что важно в первую очередь им. Вот только, со временем приходит некое понимание того, что жить нужно было иначе. Это случается, когда человек осознает всю боль, которую он причинял другим, когда его самого покидают близкие, и он ничего с этим сделать не может. Очень важно понять все это вовремя и перестать быть бесчувственным человеком.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»


ЭМОЦИИ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. А. Леонтьев

ЭМО́ЦИИ (от лат. emoveo – вол­но­вать, воз­бу­ж­дать), класс пси­хич. про­цес­сов и со­стоя­ний, от­ра­жаю­щих не­по­сред­ст­вен­ную субъ­ек­тив­ную оцен­ку и пе­ре­жи­ва­ние от­но­ше­ния к разл. объ­ек­там, яв­ле­ни­ям и си­туа­ци­ям (пред­мет­ные Э.) или к жиз­не­дея­тель­но­сти в це­лом (бес­пред­мет­ные Э.). Э. тес­но свя­за­ны с те­лес­ны­ми про­цес­са­ми, в т. ч. дви­га­тель­ны­ми, сек­ре­тор­ны­ми ре­ак­ция­ми, био­хи­мич. и ней­ро­ди­на­мич. про­цес­са­ми в те­ле, моз­ге и нерв­ной сис­те­ме. На пе­ре­жи­ва­ние Э. че­ло­ве­ком влия­ют так­же по­зна­ват. про­цес­сы, в ча­ст­но­сти ин­тер­пре­та­ция и язы­ко­вое обо­зна­че­ние эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний (Э. как «ког­ни­тив­но-аф­фек­тив­но-со­ма­ти­че­ские гиб­ри­ды», Р. Хар­ре, Ве­ли­ко­бри­та­ния). Э. раз­ли­ча­ют­ся по сво­ей ин­тен­сив­но­сти, дли­тель­но­сти и об­щей ди­на­ми­ке про­те­ка­ния, по на­прав­лен­но­сти на оцен­ку слу­чив­ших­ся или лишь пред­вос­хи­щае­мых со­бы­тий.

Э. по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние в ми­ми­ке, пан­то­ми­ми­ке, жес­ти­ку­ля­ции и ха­рак­те­ри­сти­ках ре­чи. Ч. Дар­вин, от­ме­чая общ­ность вы­ра­же­ния эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, под­чёр­ки­вал их при­спо­со­би­тель­ное зна­че­ние для ор­га­низ­ма («Вы­ра­же­ние эмо­ций у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных», 1872). Влия­ние Дар­ви­на про­яви­лось, в ча­ст­но­сти, в т. н. пе­ри­фе­рич. тео­рии эмо­ций У. Джейм­са и Г. Лан­ге (Да­ния), со­глас­но ко­то­рой че­ло­век реа­ги­ру­ет на зна­чи­мые си­туа­ции пре­ж­де все­го вис­це­раль­ны­ми ре­ак­ция­ми – в дви­га­тель­ной сфе­ре (тор­мо­же­ние, дис­ко­ор­ди­на­ция, дви­га­тель­ное пе­ре­воз­бу­ж­де­ние) и осо­бен­но в сфе­ре не­про­из­воль­ных дви­же­ний (в сер­деч­ной дея­тель­но­сти, ва­зо­мо­тор­ных ре­ак­ци­ях, внеш­ней и внутр. сек­ре­ции), а соб­ст­вен­но Э. пред­став­ля­ют со­бой от­ра­же­ние этих те­лес­ных ре­ак­ций: «Мы пла­чем не по­то­му, что мы пе­чаль­ны, на­обо­рот, мы пе­чаль­ны по­то­му, что мы пла­чем». Эта тео­рия по­лу­чи­ла оп­ро­вер­же­ние в ре­зуль­та­те про­ве­дён­ных в сер. 20 в. экс­пе­ри­мен­тов (Ч.  С. Шер­ринг­тон, У. Б. Кен­нон, Ф. Бард, США, и др.), ус­та­но­вив­ших, что оди­на­ко­вые вис­це­раль­ные из­ме­не­ния со­от­вет­ст­ву­ют раз­ным эмо­цио­наль­ным и не­эмо­цио­наль­ным со­стоя­ни­ям и что вис­це­раль­ные из­ме­не­ния на­сту­па­ют уже по­сле то­го, как воз­ник­ла Э., а ис­кусств. вы­зы­ва­ние у лю­дей вис­це­раль­ных из­ме­не­ний пу­тём вве­де­ния ад­ре­на­ли­на не вы­зы­ва­ет со­от­вет­ст­вую­щей эмо­ции.

Ис­сле­до­ва­ния моз­го­вых про­цес­сов, ле­жа­щих в ос­но­ве Э., свя­зы­ва­ли их с лим­бич. сис­те­мой, та­ла­му­сом, ре­ти­ку­ляр­ной фор­ма­ци­ей, гип­по­кам­пом и др. Совр. ис­сле­до­ва­ния по­зво­ля­ют го­во­рить об оп­ре­де­ляю­щей ро­ли мин­да­ли­ны (мин­да­ле­вид­но­го те­ла), ги­по­та­ла­му­са, а так­же пре­фрон­таль­ной и син­гу­ляр­ной ко­ры. Био­хи­мич. ос­но­вой Э. вы­сту­па­ют ме­диа­то­ры (ней­ротранс­мит­те­ры) – ве­ще­ст­ва, пе­ре­даю­щие нерв­ные им­пуль­сы от од­но­го ней­ро­на к дру­го­му хи­мич. пу­тём (в их чис­ле се­ро­то­нин, вы­ра­бот­ка ко­то­ро­го свя­за­на с подъ­ё­мом на­строе­ния, до­фа­мин, уча­ст­вую­щий в ре­гу­ля­ции эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния, и эн­дор­фи­ны).

В 20 в. сфор­ми­ро­ва­лись взгля­ды на Э. как сиг­на­лы об­рат­ной свя­зи, иг­раю­щие важ­ную роль в са­мо­ре­гу­ля­ции жиз­не­дея­тель­но­сти. Со­глас­но био­ло­гич. тео­рии эмо­ций П. К. Ано­хи­на, на­пря­же­ние по­треб­но­сти вы­зы­ва­ет от­ри­ца­тель­ные Э., а их удов­ле­тво­ре­ние – по­ло­жи­тель­ные Э. От­ри­ца­тель­ные Э. воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те не­сов­па­де­ния сиг­на­лов, ко­то­рые не­сёт об­рат­ная аф­фе­рен­та­ция, с па­ра­мет­ра­ми ак­цеп­то­ра дей­ст­вия (ожи­да­ния), что де­ла­ет не­об­хо­ди­мым кор­рек­цию по­ве­де­ния; по­ло­жи­тель­ные Э. воз­ни­ка­ют, на­обо­рот, в слу­чае их сов­па­де­ния и под­кре­п­ля­ют дан­ное дей­ст­вие. П. В. Си­мо­нов от­ме­чал важ­ную роль со­от­но­ше­ния не­об­хо­ди­мой и на­лич­ной ин­фор­ма­ции в воз­ник­но­ве­нии раз­ных эмо­ций.

В сер. 20 в. сло­жи­лось пред­став­ле­ние о т. н. ба­зо­вых Э. че­ло­ве­ка – уни­вер­саль­ных не­за­ви­си­мых от куль­ту­ры эмо­цио­наль­ных мо­даль­но­стях, за ка­ж­дой из ко­то­рых мо­жет сто­ять отд. сис­те­ма ре­гу­ля­ции (напр., ра­дость, пе­чаль, страх, гнев, удив­ле­ние, от­вра­ще­ние, ожи­да­ние – в пе­реч­не, пред­ло­жен­ном Р. Пла­че­ком, США, и др.). Про­во­ди­мые при этом мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния внеш­не­го вы­ра­же­ния и опо­зна­ния Э. по­ка­зы­ва­ют, что да­же т. н. низ­шие Э. яв­ля­ют­ся у че­ло­ве­ка про­дук­том куль­тур­но-ис­то­рич. раз­ви­тия.

К чис­лу вы­ра­жен­ных Э., на­ру­шаю­щих нор­маль­ное те­че­ние дея­тель­но­сти, от­но­сят­ся пре­ж­де все­го аф­фек­ты (ино­гда этот тер­мин ис­поль­зу­ют как си­но­ним Э. во­об­ще). Дез­ор­га­ни­зую­щее влия­ние аф­фек­тив­ных ком­плек­сов од­но­вре­мен­но на фи­зио­ло­гич. ре­ак­ции, мо­тор­ную ко­ор­ди­на­цию и ас­со­циа­тив­ные по­ля ле­жит в ос­но­ве совр. ме­то­дов ди­аг­но­сти­ки скры­вае­мых об­стоя­тельств (т. н. де­тек­ция лжи). В сер. 20 в. офор­ми­лось по­ня­тие стрес­са, или об­ще­го адап­та­ци­он­но­го син­дро­ма (Г. Се­лье), изу­че­ние ко­то­ро­го и пси­хо­ло­гич. спо­со­бов сов­ла­да­ния с ним сей­час за­ни­ма­ет центр. ме­сто в ис­сле­до­ва­ни­ях эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний. В по­зи­тив­ной пси­хо­ло­гии уси­ли­лось вни­ма­ние к по­ло­жи­тель­ным Э. (ра­дость, пе­ре­жи­ва­ние «по­то­ка» и т. п.) как пред­по­сыл­кам ус­пе­ха и бла­го­по­лу­чия.

При­жиз­нен­ное раз­ви­тие Э. че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в их диф­фе­рен­циа­ции, ус­лож­не­нии, от­де­ле­нии от те­лес­ных ре­ак­ций и со­еди­не­нии с по­зна­ват. про­цес­са­ми («един­ст­во аф­фек­та и ин­тел­лек­та» – Л. С. Вы­гот­ский). Спо­соб­ность че­ло­ве­ка кон­тро­ли­ро­вать свои Э. вы­ра­жа­ет­ся по­ня­тия­ми эмо­цио­наль­ной ком­пе­тент­но­сти и эмо­цио­наль­но­го ин­тел­лек­та (Дж. Май­ер, Д. Ка­ру­зо, П. Са­ло­вей, все – США), вклю­чаю­ще­го в се­бя опо­зна­ние, ис­поль­зо­ва­ние, по­ни­ма­ние Э. и управ­ле­ние эмо­ция­ми.

Определение эмоции – психология человеческих эмоций

Перейти к содержимому

Глава 1: Что такое эмоция?

Эмоция?

Ниже приведены два интерактивных действия, требующих от вас перетаскивания «Да» или «Нет» в раскрывающиеся поля рядом с терминами, которые могут быть или не быть эмоциями. Если вы считаете, что термин рядом с раскрывающимся списком является эмоцией, перетащите метку «Да» в поле. Если вы не считаете, что этот термин является эмоцией, перетащите метку «Нет» в соответствующий раскрывающийся список.

Ниже приведены два действия H5P, которые требуют от пользователя перетащить метку «да» или «нет» в раскрывающееся поле, соответствующее термину рядом с ним, чтобы ответить на вопрос «Является ли это эмоцией»? Коробки для выпадения помечены термином в названии для облегчения идентификации. Например: ячейка для термина «приятное самочувствие» помечена как «Ящик для приятных ощущений». «приятное самочувствие» — это термин, который пользователь должен оценивать как эмоцию или нет. перетащите текстовое поле «да» или «нет» в поле «приятное самочувствие», чтобы ответить.

 

Как определяется эмоция?

Келтнер и Гросс (1999, стр. 468) определяют эмоцию как «эпизодические, относительно краткосрочные, биологически обоснованные паттерны восприятия, опыта, физиологии, действия и коммуникации, возникающие в ответ на определенные физические и социальные вызовы и возможности». Разберем это определение.

Эмоция состоит из четырех компонентов, как показано на рис. 1. Как определили Келтнер и Гросс (1999): Четыре компонента — это поведение («действие» и «общение»), субъективные чувства («опыт»), мысли («восприятие») и физиология («физиология»). Эти четыре компонента изменяются после того, как происходит вызывающее событие. Вызывающее событие — это ситуационная причина, которая активирует изменения в этих четырех компонентах. Вызывающее событие может быть внешним по отношению к «я», например, когда присутствие медведя в нашем окружении вызывает страх. Вызывающее событие может быть внутренним по отношению к себе, например, когда мы испытываем падение самооценки из-за того, что солгали нашему другу, вызывая эмоциональную вину.

Важно отметить, что определение Кельтнера и Гросса (1999) предполагает, что эмоции эволюционно адаптивны («возникают в ответ на физические и социальные проблемы и возможности»). Это означает, что эмоция помогает нам решать адаптивные проблемы («вызовы и возможности») и, таким образом, увеличивает выживаемость генов. Например, эмоция отвращения помогает нам решить адаптивную проблему употребления ядовитой пищи. Таким образом, отвращение было бы адаптацией, которая развилась таким образом, что когда мы испытываем отвращение, мы избегаем пищи, вызвавшей отвращение. Как мы обсудим позже, некоторые исследователи считают, что эмоции адаптивны, тогда как другие считают, что они не адаптивны.

Человеческие эмоции — это раздел социальной психологии. Социальная психология — это область психологии, которая фокусируется на ситуационных причинах поведения, мыслей и чувств. Таким образом, с точки зрения социальной психологии, вызывающим событием является ситуационное влияние, вызывающее эмоцию. Когда ситуация или вызывающее событие меняется, мы испытываем эти 4 последовательных изменения, которые составляют эмоцию.

 

Рисунок 1

Представление взаимосвязи между вызывающими событиями и четырьмя компонентами эмоций

Диаграмма, показывающая 4 различных изменения на основе вызывающего события.

 

 

Изменения в поведении определяются как любые изменения в наблюдаемом поведении во время эмоционального эпизода. Изменения в поведении включают выражение лица, поведение приближения/избегания и изменения тона голоса. Субъективные чувства — это осознанные чувства, о которых сообщают сами. Как вы себя чувствуете сейчас? Скучающий? Злой? Радостный? Это ваши субъективные ощущения. Физиологические изменения включают любые изменения активности симпатической нервной системы (СНС), изменения активности парасимпатической нервной системы (ПНС), изменения активности головного мозга и изменения уровня гормонов и нейротрансмиттеров. Например, когда мы испытываем страх, у нас увеличивается частота сердечных сокращений, что приводит к изменению нашей физиологии. Наконец, термин, который мы использовали для описания наших мыслей о вызывающем событии и наших мыслей о наших эмоциональных переживаниях, — это когнитивные оценки. Когнитивные оценки представляют любые изменения в мыслях, восприятиях и интерпретациях. В частности, когнитивные оценки могут включать интерпретацию вызвавшего события (т. е. что вызвало эмоцию?) и интерпретации изменений других компонентов (почему наше сердце бьется? Почему мы убегаем?). Позже в ходе курса мы обсудим различные аспекты когнитивной оценки. Вот некоторые из них: 

  • Мы чувствуем себя неприятными или приятными?
  • Является ли вызывающее событие ожидаемым или новым и неожиданным?
  • Понимаем ли мы, что кто-то нарушил мораль?
  • Заметим ли мы, упала ли наша самооценка? или увеличилось?

 

Исследователи эмоций в целом согласны с тем, что эмоция состоит из этих четырех компонентных изменений и что эти компоненты меняются после того, как происходит вызывающее событие. Хотя некоторые расходятся во мнениях относительно того, необходимы ли два компонента — изменения поведения и когнитивные оценки (обведены кружками на рисунке 1 выше). Часто исследователи эмоций сосредотачивают свою область исследований на определенной области компонента. Например, некоторые исследователи сосредотачиваются на когнитивных оценках, тогда как другие могут сосредотачиваться на физиологических изменениях.

 

Повторить действие «Это эмоция?»

Ниже приведены два интерактивных действия, требующих перетаскивания «Да» или «Нет» в раскрывающиеся поля рядом с терминами, которые могут или могут не быть эмоцией. Если вы считаете, что термин рядом с раскрывающимся списком является эмоцией, перетащите метку «Да» в поле. Если вы не считаете, что этот термин является эмоцией, перетащите метку «Нет» в соответствующий раскрывающийся список. Вы можете просмотреть свои предыдущие ответы, нажав здесь

 

Ниже приведены два действия H5P, которые требуют от пользователя перетаскивания метки «да» или «нет» в раскрывающееся поле, соответствующее термину рядом с ним, чтобы ответить на вопрос «Является ли это эмоцией»? Коробки для выпадения помечены термином в названии для облегчения идентификации. Например: ячейка для термина «приятное самочувствие» помечена как «Ящик для приятных ощущений». «приятное самочувствие» — это термин, который пользователь должен оценивать как эмоцию или нет. перетащите текстовое поле «да» или «нет» в поле «приятное самочувствие», чтобы ответить.

Лицензия

Психология человеческих эмоций Мишель Ярвуд находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Эмоции и человеческий потенциал – Психология

Глава 4. Эмоции, мотивация и человеческий потенциал

 

Человеческое поведение вытекает из трех основных источников: желания, эмоций и знаний.

Платон

 

 

Глава 4 — третья и последняя глава в разделе «В основном наследственность». В главе о биологической психологии мы подчеркивали генетическую эволюцию нервной системы человека, особенно мозга. В следующей главе мы рассмотрели, как наша нервная система передает и интерпретирует сенсорную информацию, передавая ее частям тела, способным реагировать. Структура наших органов чувств определяла сырую сенсорную информацию, которая (за исключением боли) интегрировалась и интерпретировалась мозгом. Вундт и структурные психологи считали ощущения, образы и эмоции фундаментальными элементами сознательного опыта. Пять чувств Аристотеля (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) реагируют на раздражители, возникающие вне нашего тела. Чувства равновесия и мышечного напряжения реагируют на стимулы, исходящие из нашего тела. В настоящей главе рассматриваются источники внутренней стимуляции, определяющие наши эмоции. Эта стимуляция побуждает нас реагировать на наши основные и высшие человеческие потребности. Что-то должно заставить нас хотеть есть, выживать и размножаться. Что-то должно побуждать нас понимать и преобразовывать наш мир и создавать прекрасные вещи. Как и в случае с человеческим восприятием, здесь задействованы восходящие и нисходящие процессы. Существуют биологические подкорковые основы наших эмоций и мотиваций, на которые затем может влиять когнитивная обработка более высокого уровня, основанная на опыте.

 

Инстинкты как объяснение поведения

Как описано в главе 1, психология изучает, как наследственность (природа) и опыт (воспитание) влияют на поведение отдельных животных, включая людей. Ранние психологи (Wundt, 1873; James, 1890) приписывали большую часть человеческого поведения, включая эмоции и мотивы, наследственности в форме s. McDougall (1908) перечислил 18 инстинктов, включая те, которые относятся к нижней части пирамиды человеческих потребностей Маслоу. Вскоре другие стали расширять список. Термин «инстинкт» стал псевдообъяснением практически любого поведения. Зачем люди создают вещи? Из-за творческого инстинкта. Почему люди говорят? Из-за языкового инстинкта и т. д. и т. д. Психологическое объяснение требует описания конкретных генетических и/или эмпирических переменных, влияющих на определенное поведение. Недостаточно просто назвать новый инстинкт.

В словарях и учебниках существует множество различных определений термина «инстинкт». Сочетая в себе их основные элементы, инстинкт представляет собой необученное, сложное, стереотипное поведение, свойственное всем представителям вида. Слово «комплекс» включено, чтобы исключить простые рефлексы, такие как копание и сосание у младенцев или моргание глазами и подергивание колена у взрослых. Стереотипное поведение проявляется одинаково у разных особей одного вида. Например, плетение паутины определенных видов пауков или строительство гнезд определенных видов птиц кажутся удивительно похожими. Если мы ограничим термин «инстинкт» поведением, соответствующим этим критериям, будет трудно найти хоть один пример у взрослых людей. Например, как примирить материнский инстинкт с тем фактом, что некоторые традиционные кочевые племена занимаются детоубийством, когда еще одного новорожденного нельзя взять с собой в походы за пищей (Diamond, 2012, 177–179). ). К сожалению, в наше время нередки случаи, когда мать бросает своего ребенка или жестоко обращается с ним. Многому сложному человеческому поведению учат в школе, а не «разучивают». Несмотря на эти и другие веские аргументы в пользу отказа от инстинктов как объяснения сложного человеческого поведения (Herrnstein, 1972; Lehrman, 1953), этот термин сохраняется. Например, в недавно предложенном «языковом инстинкте» (Пинкер, 1994) не указана конкретная человеческая ДНК (см. рис. 1.2) или части мозга (см. рис. 2.2), участвующие в овладении речью или другими формами языка (например, , американский язык жестов). Термин «инстинкт» не уточняет и, возможно, отрицает ту важную роль, которую играет опыт. Язык, на котором мы говорим (или читаем, или пишем, или жестикулируем и т. д.), очевидно, зависит от того, где мы родились и выросли. В главе 6 мы обсудим важность учебного опыта, связанного с овладением языком.

Дарвин последовал за «Происхождение видов » с двумя другими чрезвычайно влиятельными и противоречивыми книгами; Происхождение человека , и отбор по половому признаку (1871) и Выражение эмоций у человека и животных (1872). Эти две работы поместили наше понимание биологии и психологии человека в контекст остального царства животных. В первой книге проводится различие между естественным отбором, основанным на наследовании признаков, повышающих вероятность выживания, и естественным отбором, основанным на признаках, увеличивающих вероятность спаривания. Если вид должен был выжить, отдельным людям было недостаточно есть и избегать хищников; некоторые также должны воспроизводиться. Позже в этой главе мы рассмотрим биологию и психологию секса. Сейчас мы рассмотрим важную роль, которую играют в обогащении нашей жизни и влиянии на наше выживание как индивидуумов и вида.

Дарвин был проницательным наблюдателем природы. Он пришел к выводу, что выражения лиц разных людей, сообщающих об одних и тех же эмоциях, были схожими. Он также считал, что есть сходство в выражении лиц людей и других животных, выражающих одни и те же эмоции. Он пришел к выводу, что эмоции должны быть универсально адаптивными, чтобы они сохранились у разных видов животных. Доказательства в поддержку веры Дарвина в существование семи различных эмоций, показанных на рис. 4.1, были получены (Экман и Фризен, 1971). Можете ли вы угадать, когда женщина на картинке чувствовала радость, печаль, презрение, страх, отвращение, гнев и удивление?

 

Рис. 4.1 Универсальные выражения лица для семи эмоций.

 

Во многих письменных и неписьменных культурах существовала большая согласованность в обозначении эмоций, показанных на фотографиях, изображающих эти семь эмоций. В соответствии с Дарвином, Экман (1993) также отметил сходство выражений лица людей и других приматов. Эволюционные психологи предположили, что универсальность выражений лица для разных эмоций облегчает социальное обучение. Например, ребенок (или обезьяна) может научиться бояться объекта, наблюдая за выражением лица родителя. С тех пор Экман расширил свой список основных эмоций до нескольких других, которые не были так четко дифференцированы с выражением лица. К ним относятся развлечение, презрение, удовлетворение, смущение, волнение, вина, гордость за достижение, облегчение, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд (Экман, 19).99).

Биология, мышление, эмоции и поведение

С самого начала дисциплина психология боролась с отношениями между человеческой биологией, мышлением, чувствами и поведением. Как описано в Главе 1, человеческие мысли и чувства невидимы для других. Лучшее, что мы можем сделать для изучения скрытого поведения, — это получить самоотчеты или сделать выводы, основанные на наблюдаемом поведении.

На протяжении веков философы спорили о роли разума и эмоций в человеческом поведении. Платон описывал человека как раздираемого в разные стороны двумя лошадьми! Зигмунд Фрейд, чрезвычайно влиятельный врач (в настоящее время он считается психиатром), разработал сложную теорию, основанную на наблюдениях за своими клиентами (Freud, 19).22, 1923). описал человеческое состояние как конфликт между основными потребностями и влечениями и требованиями совести.

Фрейдизм, как и теория Дарвина, с самого начала был чрезвычайно влиятельным и противоречивым. Изображение состояния человека как борьбы между искушением (иногда изображаемым в виде дьявола на одном плече) и совестью (ангелом на другом плече) захватило воображение публики и творческих писателей. Однако теория разрабатывалась и оценивалась косвенно по отношению к науке психологии. По этой причине возникла путаница в отношении того, как интерпретировать последствия теории или эффективность ее приложений. В той мере, в какой теория генерирует проверяемые гипотезы, уместно рассмотреть результаты и последствия полученных данных. Фрейдистская теория личности будет рассмотрена в главе 9.и его подход к ненормальной психологии и психотерапии в главах 11 и 12.

Традиционно мы считаем, что на человеческое поведение влияют эмоции, разум или и то, и другое. Шерер (2005) перечислил пять компонентов эмоций, включая: биологическую реакцию; когнитивная оценка; мотивационное возбуждение; изменения выражения лица и голоса; и субъективное ощущение. Поведенческие компоненты в списке Шерера можно наблюдать и измерять, а когнитивные и чувственные компоненты — нет. Логический характер изучения эмоций иногда приводит к проблеме «что было раньше, курица или яйцо».

В начале истории психологии Уильям Джеймс сделал противоречивое предположение, что мы обозначаем наши эмоции на основе наших биологических и поведенческих реакций на раздражители, а не наоборот. По его словам, «мы чувствуем грусть, потому что плачем, злимся, потому что бьем, боимся, потому что дрожим, а не потому, что мы плачем, бьемся или дрожим, потому что сожалеем, злимся или боимся, в зависимости от обстоятельств» (Джеймс , 1884). Эта позиция была предложена в то же время Карлом Ланге (датским психологом) и с тех пор получила название .

Уолтер Кэннон (1927) утверждал, что наши эмоциональные реакции возникают слишком быстро и слишком похожи на разные эмоции, чтобы быть результатом биологических или поведенческих реакций. Филип Бард (1928) получил биологические доказательства, подтверждающие этот аргумент. Он продемонстрировал, что большая часть сенсорной, моторной и внутренней вегетативной стимуляции сначала проходит через таламус до обработки более высокого уровня в мозгу. Это говорит о том, что вегетативное возбуждение и наша эмоциональная реакция возникают одновременно в ответ на вызывающий эмоции внешний раздражитель. Эта позиция называется.

В главе 11 (Социальная психология) мы опишем теорию атрибуции (Kelly, 1967). Здесь мы рассматриваем , одно из его важных приложений. Эта теория предполагает, что человеческие эмоции основаны на комбинации восходящей и нисходящей обработки. Первая стадия состоит из стимула, вызывающего эмоцию, приводящего к общему состоянию вегетативного возбуждения. Затем человек исследует обстоятельства окружающей среды, приписывая возбуждение конкретной причине. Затем атрибуция определяет ярлык, который мы применяем к тому, что переживаем. Шахтер и Зингер (1962) провел важный эксперимент по оценке двухфакторной теории. Студентам колледжа сказали, что им делают инъекцию для проверки зрения.