Skip to content

Эмоции что это: Что такое эмоции (простыми словами) и Как научиться понимать свои чувства

Примитивные и сложные эмоции

Запорожченко Наталья Викторовна1, Сахнюк Сергей Владимирович2, Лисецкая Елена Яковлевна3, Лисецкий Михаил Александрович4, Ефремова Наталья Геннадиевна5, Тушинская Наталья Владимировна6
1Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (Украина), кандидат медицинских наук, ассистент кафедры патоморфологии
2Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог
3Мариупольский государственный университет (Украина), ассистент кафедры физического воспитания и здоровья человека
4Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог
5Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог
6Институт интеграции и развития нейротехнологий (Украина), практический психолог

Аннотация
Существует четыре примитивные (первичные) эмоции: радость, страх, горе (печаль), интерес. Все остальные эмоции являются сложными. Их ощущение возникает при наложении друг на друга примитивных эмоций. Длительное переживание однобразных эмоциональных состояний приводит к моральному и физическому истощению человека. Можно избежать потери психической и физической энергии, приобретя навык воспринимать и чувствовать примитивные эмоции в чистом виде. Такой повсеместный подход к чувствованию эмоциональных состояний, сохраняет психическое и физическое здоровье и создаёт конструктивное социальное взаимодействие.

Ключевые слова: стратегия жизни, функции эмоций, эмоции, эмоциональный смысл, эмоциональный фон

Zaporozhchenko Natalya Viktorovna1, Sahnyuk Sergey Vladimirovich2, Lisieckiaya Elena Yakovlevna3, Lisieckiy Michael Aleksandrovich4, Efremova Natalya Gennadievna5, Tushinskaya Natalya Vladimirovna6
1Donetsk State Medical University. Gorky (Ukraine), PhD, Assistant of the Department Pathomorphology
2Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
3Mariupol State University (Ukraine), assistant of the department of physical education and health
4Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
5Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist
6Integration and Development Institute Neurotechnology (Ukraine), practicing psychologist

Abstract
There are four primitive (primary) emotions: joy, fear, sorrow, interest. All other emotions are complex. With the combination of the primitive emotions to each other there is a feeling the complex (mixed) emotions. Staying of the person in the emotional state for a long time, leading to emotional and physical exhaustion of the organism. You can avoid the loss of psychical and physical energy. Learning to feel primitive emotions in a pure form, provides the ability to manage their own energy-realization. The massive use of this skill enables better communication, preservation of health.

Библиографическая ссылка на статью:
Запорожченко Н.В., Сахнюк С.В., Лисецкая Е.Я., Лисецкий М.А., Ефремова Н.Г., Тушинская Н.В. Примитивные и сложные эмоции // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/12967 (дата обращения: 25.12.2022).

Эмоции – это жизненная сила, движущая и в тоже время  сохраняющая энергия, благодаря которой можно свернуть горы или сломать шею, достать до луны, или зарыться в подземелье, быть счастливым, или всю жизнь оставаться не у дел.

Ощущаемая эмоция, является внутренней реакцией тела на внешний раздражитель. Она запускает сложную биохимическую, физиологическую и психологическую реакцию организма для реагирования на этот стимул. Социальное окружение и мораль предписывают сдерживать любые эмоции и чувства, их проявление в обществе считается не этичным, тогда как в животном мире все инстинкты и рефлексы, направленны на реализацию эмоционального смысла. Навязанные устоявшиеся рамки социального поведения, ограничивают его реализацию, что приводит к хроническому подавлению получаемых эмоциональных сигналов и чувств [1, с. 127–136.].

В ответ на подавление эмоций и чувств возникают неврозы, депрессии [3, с. 37], уход от реальности, развитие психосоматических заболеваний [Клиническая психология / 3, с.54]. Эти состояния развиваются вследствие отсутствия завершенности эмоционального сигнала,  на физическом уровне. Нет слез в ответ на обиду, нет раскаяния – на вину, нет победы – как результата агрессии. Хроническая незавершенность и длительность таких состояний развивает гипертрофированное или искаженное восприятие и переживание эмоциональных сигналов и чувств. На малейший раздражитель человек обижается на всю жизнь. Длительно злится. Чувствует себя обязанным и виноватым даже за мелкие одолжения. То есть находится в каком-то чувстве или состоянии вследствие хронического подавления эмоциональных сигналов и приобретенных искажений, на основании пережитого опыта. Подавляется внешнее проявление эмоций, тогда как в теле уже среагировали нервная и эндокринная система. В крови бушуют адреналин (усиливает сердцебиение, приводит в тонус мускулатуру, резко повышает работоспособность всего организма), кортизол (увеличивает количество гликогена в печени, увеличивает концентрацию натрия в крови уменьшает количество калия, снижает всасывание кальция в кишечнике) [4, с.315-318]. При длительном присутствии высокой концентрации этих гормонов, происходит  истощение компенсаторных систем организма. Возникают психосоматические заболевания: атеросклероз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония и т.д. [5, с. 6].

Потребность воспринимать и ощущать разнообразные эмоциональные сигналы заложена во все живое на земле. От доброго слова и цветы лучше растут, и тесто подходит, и корова больше молока дает. Ведь эмоции – это энергия реализации, стимул действовать либо бездействовать. Эмоции чаще, чем логика определяют наш выбор, потому что стремление к счастью, пониманию и удовлетворенности является естественной и необходимой в сравнение с раздражением, ненавистью, и т.д.  В мире множество примеров необдуманных эмоциональных поступков, которые общество осуждает,  потому что они не вписываются в рамки социальной морали.  Но обычно то, что общество определяет как плохое, для отдельной личности очень даже хорошо. Учитывая, что эмоции являются энергией жизни, само разделение их на позитивные и негативные абсурдно, поскольку сама оценка уже вносит эмоциональные искажения. Оценивать эмоции и эмоциональные сигналы – это как разделять  цвета на плохие и хорошие, на добрые и злые.

Гипотеза: существование простых эмоций. Наложение простых эмоций друг на друга приводит к возникновению новых смешанных состояний.

Цель: выделить основные (примитивные) эмоции человека, которые являются составляющими для всех остальных эмоциональных состояний. Разложить смешанные эмоции на примитивные. Определить смысловую нагрузку эмоций.

Исследование проводилось в течение 1 года 2015 г. в рамках  проекта «доступная профориентация» Всеукраинской молодежной общественной организации «Молодіжний центр працевлаштування» при поддержке Министерства молодежи и спорта Украины. Было проведено 26 групп по 20 человек. Общее количество участников составило 520 человек в возрасте от 17 до 35 лет.

Все участники тестировались в трансперсоональном подходе  с использованием «прогностической тетралеммы».

Методология:

 «Прогностическая тетралемма»

Основа игрового поля взята из буддийской философии и логики. Тетралемма формулирует четыре возможности: существования, не существования, того и другого и ни того, ни другого [6, с. 13].

Шкалы: Страх, грусть (печаль), радость, интерес, удивление, обида, вина, агрессия, уверенность (их субъективное восприятие). Точкой «ноля» считалось спокойствие.

Тестируем: эмоциональную стратегию развития личности в профессиональном, экономическом и социальном аспектах.

Тип метода: трансперсоональный, феноменологический.

Назначение методики

Прогностическая тетралемма решает проблему осуществления выбора, направления деятельности, или бездеятельности для максимально эффективной самореализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах. Методика может использоваться для обследования, как взрослых, так и детей.

Описание методики: Идея методики принадлежит «Институт развития и интеграции нейротехнологий». Авторы методики Сергей Сахнюк, Наталья Запорожченко. В теории обоснования авторы исходят из положения о законах системного взаимодействия открытой целостной системы организма с окружающими его системами [7, с. 74-75]. Маркерами взаимодействия с окружающими системами являются эмоции и чувства исследуемого. Эмоциональное возбуждение теснейшим образом связано с удовлетворением  потребностей человека: пищевой, защитной, половой и т.д. Любая возникшая эмоция, как активное состояние мозговых структур, определяет изменения в поведении организма в направлении минимизации либо максимизации этого состояния. Мотивационное возбуждение, ассоциируемое с различными эмоциональными состояниями. Мобилизует организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Эмоции позволяют животному и человеку быстро оценить потребности организма, а также действие на него различных факторов внешней и внутренней среды [8, с. 599].

Исходя из личностных потребностей в максимально эффективной самореализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах, каждый человек выстраивает эмоциональную и поведенческую модель самореализации. [9, с. 267-279]. Модель самореализации основана на последовательном переживании тез или иных жизненных ситуаций с возникновением определенных эмоциональных состояний. Для полного понимания картины происходящего, человеку необходимо понимать эмоциональный смысл каждой эмоции, её составляющие и возможности перехода из одного состояния в другое, более ресурсное.

Прогностическая тетралемма позволяет смоделировать погружение индивида в ситуацию, максимально отражающую базовые принципы деятельности (бездеятельности) и последствий деятельности (бездеятельности) в выбранной ситуации, которая требует решения или разъяснения. Спрогнозировать эмоциональную стратегию для эффективной и само реализации в профессиональном, экономическом и социальном аспектах.

Описание эксперимента.

В эксперименте систематично проверялось утверждение   высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания. При этом площадка исследования делится на 4 сектора: 1 сектор – это утверждение. То, что человек чувствует в момент протекания процесса, как для него процесс протекает на эмоциональном уровне. 2 сектор  – это  отрицание. Это сектор, в котором клиент описывает, как бы он хотел себя чувствовать в момент протекания процесса, или он думает, что может себя так чувствовать. 3 сектор – это соединение его утверждения и отрицания.  Это, какие эмоции  испытывает клиент, когда процесс начинается. Те эмоциональные состояния, которыми событие начинается, и то, что человек позволяет себе чувствовать. 4 сектор —  отклонение и его утверждения, и его отрицания. То, чем процесс завершается. То, что клиент чувствует в результате завершения ситуации, или в результате события.

Для определения общего смысла эмоции, в игровой пространственной модели все члены группы (20 человек) назначали считывающий элемент одной эмоцией, например: страх, грусть (печаль), радость, интерес, удивление, обида, вина, агрессия, уверенность. Это проводилось для получения чистой эмоции, с минимизацией личных искажений считывающего элемента.  Почувствовав назначение всех членов группы по одной эмоции, считывающий элемент проходил по 4 секторам, в которых отслеживалась смена эмоциональных состояний. Эмоции, которые не менялись при переходе из сектора в сектор, или приобретали только свои оттенки, считались  примитивными (первичными). К смешанным эмоциям были отнесены эмоции, которые при переходе из сектора в сектор раскладывались на составляющие (таблица 1). В четвертом секторе всегда проявлялся смысл этой эмоции.

Таблица 1. Распределение эмоциональных состояний в тетралемме.

Эмоция

Эмоция

1 поле2 поле3 поле4 поле
абс%абс%абс%абс%
СтрахСтрах1557,71661,51765,51453,9
Тревога1142,31038,5311,4519,2
Паника623,1311,5
Ужас0415,4
Всего26100261002610026100
ПечальГрусть726,9311,6623,1934,6
Печаль623,113,81453,9830,8
Тоска519,2934,6519,227,7
Горе830,81350,013,8726,9
 Всего26100261002610026100
РадостьРадость934,62076,91973,01453,9
Удовольствие1142,3623,1311,627,7
Счастье415,4415,41038,4
Наслаждение27,7
 Всего26100261002610026100
ИнтересУдивление519,2311,6415,427,7
Любопытство311,61661,5623,127,7
Интерес1869,2726,91453,82284,6
Страсть (азарт)27,7
 Всего26100261002610026100

Из таблицы можно сделать выводы, что страх, грусть, радость и интерес состоят только из оттенков этих эмоций, и по сути, отражают их интенсивность. Эти состояния мы отнесли к примитивным, и назвали примитивными (простыми эмоциями).

При моделировании страха, как общего понятия, во всех 26 проведенных группах, страх состоял из эмоциональных состояний отражающих его интенсивность: тревога, паника, ужас. Моделирование грусти-печали отличалось по интенсивности в каждом поле. Все эмоциональные состояния находились в пределах переживания эмоции горя.

Радость чаще всех фиксировалась, как эмоция её оттенки назывались реже, но в том же, понятийном ряду. Интерес, как фиксация внимания, определялся чаще всего без оттенков.

Примитивные эмоции несут очень конкретную информационную нагрузку:

Интерес – исследовать, находить новое, усовершенствоваться, через познание мира.

Страх – выживание путем избегания. Выжить и остаться целым и здоровым.

Огорчение – в следующий раз нужно делать по-другому, не получилось – я огорчен. Работа над ошибками анализ. У огорчения есть и другая функциональная нагрузка – понимание того, что ситуация была не правильно оценена. И если в следующий раз случится что-то подобное – наступит истинная радость. Функция горя – понимать, что субъект сделал что-то не так, в том числе и не оценил результат, который был достигнут и который был правильным, к которому на самом деле стремился.

Радость – закреплять результат, понимание, что все правильно.

Таким образом, каждая эмоция несет конкретную функциональную нагрузку, имеет свой смысл. Она заключается в энергетическом взаимодействии между объектами, субъектами, группами субъектов, системами разного уровня. Эмоции, в этом понятийном поле, похожи на аромат растений и цвета. Есть приятные и неприятные ароматы, но их функция остается одной привлекать насекомых и животных. Функция цвета в природе  привлекать партнеров, или отталкивать врагов. Для объекта эмоции является неким сигналом. Это запускающий механизм, направленный на выживание, развитие, закрепление результата, исправление ошибок.

Эмоциональный смысл – это функция эмоции, которая определяет патерн поведения объекта.

Эмоции: обида, вина агрессия, уверенность в исследовании имели большой вариационный ряд своих составляющих. В каждом секторе считывающий элемент называл эмоцию не соответствующую заданной при этом, состояния объекта менялись несколько раз. Так при исследовании общего смысла обиды вначале определялись страх, который сменился радостью. Затем наступало удивление, которое сменялось тревогой или паникой. В зависимости от сектора эти состояния менялись местами.

Эмоциональными составляющими вины были печаль, которая сменялась страхом, затем интересом. При переходе в другие сектора мы наблюдали эмоциональные оттенки грусти, страха и интереса.

Агрессия проявлялась в основном в эмоциях удивления и страха, которые быстро сменялись с генерацией новых состояний: злости, ярости, ненависти, возмущения или раздражения.

Уверенность практически всегда начиналась со спокойствия и только затем менялась на радость и интерес. В различных секторах по разному комбинировались радость, наслаждение, любопытство и удивление с интересом.

Поскольку обида, вина, агрессия, уверенность состояли из оттенков интенсивности примитивных эмоций, и являлись смесью примитивных эмоций, их отнесли к смешанным эмоциям. В тетралемме редко отражали саму заданную эмоцию.

Смысл каждой смешанной эмоции отражал смысл её составных. Например, агрессия – как способ выжить, но путем борьбы, когда невозможно выжить путем избегания (это более тяжелый вариант, потому что речь не идет о том, чтобы остаться целым и здоровым). Агрессия – это одновременное ощущение страха и удивления. И тогда, сразу становится понятным сообщение, посылаемое в виде эмоционального сигнала агрессии: «я тебя боюсь, и удивлен, что до сих пор здесь остаюсь. Удивлен, что могу остаться и драться, чтобы устранить препятствие, или преграду». Когда победа одержана, страх проходит, а к удивлению добавляется радость. Радость, смешанная с удивлением – это триумф.

Обида является смесью страха и радости. Вариант развития события, когда победа не достигнута и субъект потерпел поражение, сопровождается переживанием обиды. В этом случае удивление исчезает, оно замещается радостью. Опасность миновала, при этом остаётся страх повторения события, когда ты повержен. Радость, наложенная на предсуществующий страх, переживается в виде эмоции обиды. Это жесткая связка страха с радостью, как Н2О если есть Н и 2О они обязательно свяжутся в жесткую связку – воду. Радость, как эмоция закрепления результата, не стабильна, она быстро улетучивается. Люди с фоновой обидой, искаженно воспринимают сигнал радости.  И даже та радость, которая входит, является недостаточной для восприятия, развивается синдром «хронического недовольства». Даже при получении эмоционального сигнала радости, у человека активизируется страх из эмоционального фона субъекта. Живя в постоянном страхе человек, привыкает и начинает ожидать, что все будет плохо. Отсюда и поговорки: «Сильно радоваться – будешь плакать», «За смехом всегда стоят слезы». Для таких людей жизнь состоит из черных и белых полос. Во время праздника, когда все радуются, обиженные высказывают свое недовольство, демонстрируя, что чужие на этом празднике жизни.   Потому что после радости они ощущают страх.  Потому что, в данном примере, человеку так привычней. Для того чтобы воспроизводить знакомые им состояния, они извлекают страх из любых эмоциональных связок: обида, вина, ревность и т.д., каждая эмоция несёт свою смысловую нагрузку и является мотивацией к определённым действиям.

Таким образом, если смешанная эмоция состоит из определенного набора простых эмоций, человек может ощущать эмоциональное состояние не как одну эмоцию, а как несколько её составляющих. И тогда вину мы можем ощущать не как вину, а как страх и агрессию и плюс отдельно еще и грусть печаль. Т.е. страх с удивлением складываются в агрессию и отдельно, еще человек чувствует  грусть печаль.

Знание смысла примитивных эмоций позволяет разложить на составляющие любую декларируемую объектом эмоцию. Это даёт понимание, что на данный момент важно клиенту, что происходит с человеком на здесь и сейчас. Выбрать наиболее оптимальную стратегию поведения. Вывести клиента из привычного, но замкнутого круга. Построить модель поведения при возникновении тех, или иных ситуаций, которые сопровождаются привычными эмоциональными состояниями. Сделать жизнь понятной, предсказуемой и управляемой.

Таким образом, понимание эмоционального смысла позволяет считывать эмоциональный сигнал, как информацию, для продуктивной коммуникации с окружающим миром.

Выводы:

  1. Чистыми или примитивными эмоциями являются страх, горе, интерес и радость.
  2. Все остальные эмоции есть производными примитивных, они называются смешанными, например, вина, обида, агрессия и т.д.
  3. Восприятие эмоции в чистом виде, как примитивной позволяет реализовывать индивидуальный системный смысл человека.

Библиографический список

  1. Павлов И.П. Полное собрание сочинений Т. 1. Изд. 2-е. М., 1951. C. 127–136.
  2. Бек А.,. Когнитивная терапия депрессии. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. – СПб.: Питер, 2003.  –  37 с.
  3. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 864 с.
  4. Биохимия: Учеб. для вузов, Под ред. Е.С. Северина., 2003. – 779 с.
  5. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 864 с.
  6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
  7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского университета, 1999. – 154 с.
  8. Физиология человека: Учебник/ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.. ил.: [2] – (Учеб. Лит. Для студ. Мед. вузов). ISBN 5-225-04729-7
  9. Н.Р. Салихова. Построение жизни субъектам: само регуляция и/или самоорганизация. Ученые записки казанского университета. 2012 т. 154 кн 6 с. 267-279


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «irint_4»

Карта сайта

Карта сайта


  • О компании
    • Информация о компании









    • История









    • Миссия









    • Руководство









    • Правовая информация









    • Специалисты









    • Вакансии








  • Новости

    Новости Научного центра персонализированной психиатрии

    • Видеобеседы наших специалистов









    • Истории жизни с болезнью









    • Лекции по психиатрии









    • Советы психиатров








  • Услуги и цены
    • Психиатрия









    • Психотерапия









    • Психосоциальная реабилитация









    • Психообразование








  • Словарь понятий
    • Генетика









    • Личность и ее характеристики









    • Нейрофизиология









    • Психические процессы









    • Психические состояния









    • Психические и поведенческие расстройства









    • Психофармакотерапия






  • Публикации
    • Лекции по психиатрии









    • Научные публикации









    • Наши публикации на Фейсбуке









    • Популярные публикации









    • Тезисы конференции «Персонализированная психиатрия: современные возможности генетики в психиатрии»








  • Видео

    Видео PersonPsy

    • Видеобеседы









    • Видеовстречи









    • Конференция по персонализированной психиатрии

      Конференция по персонализированной психиатрии впервые была проведена 2-3 ноября 2015 года в Москве. Открыл конференцию известный врач Рошаль Леонид Михайлович. Конференция посвящена 80-летию Дроздова Эдуарда Семеновича










    • Наши специалисты на TV









    • Популярные лекции по психиатрии









    • Семинары по аутизму









    • Семинары по деменции









    • Семинары для людей с транссексуализмом








  • Контакты
    • Контактная информация









    • Реквизиты









    • Задать вопрос






Каково это никогда не испытывать эмоций?

Загрузка

Подробнее | Неврология

Каково это, никогда не испытывать эмоций?

(Изображение предоставлено Getty Images)

Дэвид Робсон, 19 августа 2015 г.

Кажется, некоторым людям не хватает способности чувствовать радость, печаль или любовь. Дэвид Робсон открывает проблемы и удивительные преимущества «алекситимии».

C

Калеб рассказывает мне о рождении сына, которому сейчас восемь месяцев. «Знаете, вы слышали, как родители говорят, что, когда они впервые посмотрели на своего ребенка, их охватило это чувство радости и привязанности?» — спрашивает он меня, прежде чем сделать паузу. «Я не испытывал ничего из этого».

День его свадьбы был таким же скучным. Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, он сравнивает это с бродвейским шоу. Перед сценой, по его словам, публика переносится драмой. Однако загляните за кулисы, и вы увидите технических инженеров, сосредоточенных на анализе технических деталей мероприятия.

Несмотря на то, что он занимал центральное место на церемонии, он чувствовал себя таким же отстраненным от волн эмоций, нарастающих в людях вокруг него. «Для меня это было механическое производство», — говорит Калеб (попросивший нас не называть его полное имя). Даже когда его жена шла по проходу, он чувствовал только покраснение лица и тяжесть в ногах; его ум был совершенно свободен от радости, счастья или любви в их обычном смысле.

На самом деле, Калеб утверждает, что практически не испытывает никаких эмоций — ни хороших, ни плохих. Я познакомился с ним на интернет-форуме для людей с «алекситимией» — разновидностью эмоциональной «дальтонизма», которая мешает им воспринимать или выражать множество оттенков чувств, которые обычно украшают нашу жизнь. Это состояние встречается примерно у 50% людей с аутизмом, но многие «алексы» (как они себя называют), такие как Калеб, не проявляют никаких других аутичных черт, таких как компульсивное или повторяющееся поведение.

Когда вы сами изо всех сил пытаетесь испытывать какие-либо эмоции, поведение других может показаться вам чуждым (Фото: Getty Images)

Докопаться до сути этой эмоциональной слепоты может пролить свет на многие серьезные заболевания, от анорексии и шизофрении до хронической боли и синдром раздраженного кишечника. В более личном плане истории из «алекс-сообщества» заставят вас переосмыслить опыт, который, как вам может показаться, вы так хорошо знаете. Как вы можете влюбиться, например, если вам не хватает всех основных нежных чувств привязанности, которые обычно зажигают роман?

Оболочки чувств

Чтобы понять, что такое эмоциональное оцепенение, полезно представить эмоции как некую матрешку, состоящую из разных оболочек, каждая из которых становится все более замысловатой. В основе лежит телесное ощущение — скачок в сердце, когда вы видите человека, которого любите, или вздутие живота, которое приходит от гнева. Затем мозг может присвоить значение этим чувствам — вы знаете, хорошо это или плохо, и является ли это чувство сильным или слабым; аморфные ощущения начинают обретать форму и формировать сознательное представление эмоции. Чувства могут иметь нюансы, возможно, смешивая различные типы эмоций, такие как горько-сладкая печаль, и в конечном итоге мы присоединяем к ним слова — вы можете описать свое отчаяние или свою радость, и вы можете объяснить, как вы пришли к таким чувствам.

Когда алекситимия была впервые описана в 1972 году, считалось, что проблема связана с последней, лингвистической стадией: в глубине души люди с алекситимией чувствовали то же, что и все остальные, но просто не могли выразить свои эмоции словами. Ученые предположили, что это может быть связано с нарушением связи между двумя полушариями, из-за чего сигналы от эмоциональных областей, преимущественно правого, не достигают языковых областей, преимущественно левого. «Вам нужен этот эмоциональный перенос, чтобы выразить словами то, что вы чувствуете», — говорит Катарина Гёрлих-Добре из Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене. Наиболее ярко это можно было увидеть, когда хирурги пытались вылечить эпилепсию, перерезая волокна, соединяющие два полушария; хотя это уменьшило приступы, в результате пациенты также казались эмоционально немыми. Менее сенсационно сканирование мозга Герлих-Добре показало, что у других людей с алекситимией, по-видимому, аномально плотные связи в этом нервном мосту. Это может создать шумный сигнал (немного похожий на плохо настроенное радио), который предотвращает эмоциональные перекрестные помехи, считает она.

Когда хирурги перерезают плотные связи между двумя полушариями, пациенты становятся эмоционально немыми и неспособными выразить свои чувства (Фото: Science Photo Library)

Сегодня кажется очевидным, что может быть много типов алекситимии. В то время как у некоторых могут быть проблемы с выражением эмоций, другие (например, Калеб) могут даже не осознавать свои чувства. Ричард Лейн из Аризонского университета сравнивает это с людьми, ослепшими после повреждения зрительной коры; несмотря на то, что у них здоровые глаза, они не могут видеть изображения. Точно так же поврежденная нейронная цепь, участвующая в обработке эмоций, может помешать печали, радости или гневу прорваться в сознание. (Используя аналогию с матрешкой, их эмоции разрушаются на второй оболочке чувства — их тела реагируют нормально, но ощущения не сливаются в эмоциональную мысль или чувство. ) «Может быть, эмоция активируется, у вас даже есть телесные реакции, но это происходит без вашего сознательного осознания эмоций», — говорит он.

В соответствии с этим несколько недавних исследований фМРТ обнаружили признаки более фундаментальной проблемы восприятия при некоторых типах алекситимии. Гёрлих-Добре, например, обнаружил уменьшенное количество серого вещества в областях поясной извилины, обслуживающих самосознание, что потенциально блокирует сознательное представление эмоций. А Андре Алеман из Университетского медицинского центра в Гронингене, Нидерланды, обнаружил некоторый дефицит в областях, связанных с вниманием, когда алекситимики смотрят на эмоционально заряженные картинки; как будто их мозг просто не регистрировал чувства. «Я думаю, что это вполне согласуется с теорией [Лейна]», — говорит Алеман, который изначально подозревал другие причины. «Мы должны признать, что они правы».

Сам Калеб описывает «сознательное отключение», которое не дает эмоциям проникнуть в его разум. Например, однажды в школе он работал со студенческим театром. Всю неделю он пытался создать правильные звуковые эффекты, но ничего не получалось. В конце концов, его босс потерял хладнокровие и начал набрасываться на него. «Я ответил, что с моим телом происходит что-то странное», — говорит он. «Я чувствовал напряжение, как будто сердце колотилось, но разум был рассеян… Это было академическое любопытство, а потом я совсем забыл обо всей ситуации», — говорит он. Кажется, что почти никакое событие не может проникнуть в это равнодушие. «Чем более экстремальные эмоции я должен испытывать, тем сильнее они должны влиять на то, как я думаю. На самом деле у меня проясняется голова — я становлюсь более аналитическим».

Вопреки стереотипу, не все аутичные люди испытывают эмоциональные или социальные трудности (Фото: Science Photo Library)

Есть одно незначительное преимущество: ему легче справляться с медицинскими процедурами, так как он не страха, печали или беспокойства к нему. «Я могу смириться с огромным количеством боли или неприятных переживаний, потому что знаю, что очень скоро у меня не будет связанных с этим эмоциональных воспоминаний», — говорит он. «Но это означает, что и положительные воспоминания тоже смываются».

Нервное короткое замыкание

Однако это небольшая отдача: алекситимия, по-видимому, связана с различными другими заболеваниями, включая шизофрению и расстройства пищевого поведения, возможно, потому, что эмоции обычно побуждают нас лучше заботиться о своем физическом и психическом состоянии. здоровье. Таким образом, более точное определение алекситимии может дать представление об этих расстройствах. Это также может дать нам более тонкое понимание аутизма. Несмотря на стереотипы, Джеффри Берд из Королевского колледжа Лондона отмечает, что около половины аутичных людей прекрасно способны воспринимать других и реагировать на них, а люди с социальными проблемами, как правило, также страдают от алекситимии. По этой причине он считает, что различение двух различных расстройств может привести к лучшему руководству. В настоящее время недопонимание часто может стоять на пути некоторых аутичных людей к получению необходимой им помощи. «Одна взрослая, страдающая аутизмом, с которой я работал, хотела быть сиделкой, но ей сказали: «У тебя нет эмпатии, поэтому ты не можешь получить эту работу», — говорит он. «Наше исследование показывает, что у многих людей с аутизмом все в порядке с эмоциями».

Дальнейшая работа также может выявить загадочную связь с так называемыми «соматикой расстройствами», такими как хроническая боль и синдром раздраженного кишечника, которые, по-видимому, необычно распространены у людей с алекситимией. Лейн предполагает, что это своего рода «короткое замыкание» в мозгу, вызванное эмоциональной слепотой. Обычно, говорит он, сознательное восприятие эмоций может помочь приглушить физические ощущения, связанные с этим чувством. «Если вы можете сознательно обрабатывать и позволять чувству развиваться — если вы задействуете лобные области мозга, вы задействуете механизмы, которые оказывают модулирующее влияние сверху вниз на телесные процессы», — говорит Лейн. Однако без эмоционального выхода разум может застрять на физических ощущениях, потенциально усиливая реакцию. Как говорит Гёрлих-Добре: «Они сверхчувствительны к телесным ощущениям и не могут сосредоточиться ни на чем другом, что может быть одной из причин, по которым у них развивается хроническая боль». (Некоторые исследования фактически показали, что алексы часто ненормально чувствительны к телесным ощущениям, хотя другие эксперименты обнаружили противоречивые доказательства.)

Люди с алекситимией часто идут по одинокой дороге, пытаясь соединиться со своими эмоциями. «Я не скучаю по людям, насколько я могу судить. Если я ухожу и долго не вижу кого-то, то это случай с глаз долой, с глаз долой», — говорит он. «Но я чувствую физически своего рода давление или стресс, когда я не рядом с женой или ребенком в течение нескольких дней».

Воссоединение с утраченными чувствами

Есть надежда, что в конце концов врачи смогут отследить причины алекситимии и остановить последствия снежного кома. Калеб считает, что его алекситимия проявилась при рождении и могла быть генетической. Воспитание — и эмоциональная беглость ваших родителей — также могут играть роль, в то время как для других это может быть вызвано травмой, которая отключает способность людей обрабатывать некоторые или все свои эмоции.

Лейн, например, познакомил меня с одним из своих пациентов, Патриком Дастом, который подвергся жестокому насилию со стороны своего отца-алкоголика, что поставило его жизнь под угрозу. «Однажды ночью, когда он пришел домой, у них с мамой произошел еще один ожесточенный словесный спор. Он сказал: «Я возьму дробовик и убью вас всех»… Мы побежали к соседям, где вызвали полицию». В течение десятилетий после этого ему было трудно интерпретировать и понимать свои эмоции, особенно страх и гнев, которые он все еще испытывал по отношению к своим родителям. Он подозревает, что это привело к его фибромиалгии — хронической диффузной боли и болезненности во всем теле — и расстройству пищевого поведения.

Под начальным руководством Лейна, а затем и самостоятельно, Даст смог вернуться в прошлое и воссоединиться с эмоциями, которые он сдерживал, что, по его мнению, также принесло некоторое облегчение фибромиалгии. «Я обнаружил огромный гнев, который я чувствовал, даже не осознавая этого», — объясняет он. «Это самое важное, что я сделал в своей жизни». Он только что закончил писать книгу об этом процессе.

Сознательно прилагая усилия к любви, алекситимичные люди могут обеспечить стабильность в отношениях (Фото: Getty Images)

Калеб тоже посещал когнитивно-поведенческого терапевта, чтобы помочь ему разобраться в социальных проблемах, и благодаря сознательным усилиям он теперь лучше способен анализировать физические ощущения и сопоставлять их с эмоциями, которые могут испытывать другие люди. Хотя это остается несколько академическим упражнением, этот процесс помогает ему попытаться понять чувства жены и понять, почему она ведет себя так, а не иначе.

Однако не каждый с алекситимией обладает такой решимостью и терпением. Они также не могут найти спутника жизни, который готов сделать скидку, которую требует его состояние. «Со стороны моей жены требуется много понимания… Она понимает, что мои представления о таких вещах, как любовь, немного отличаются», — говорит он. Взамен она может извлечь выгоду из его стабильности — его не колеблют изменчивые приливы чувств. «Компромисс заключается в том, что мои отношения с женой — это сознательный выбор», — говорит он, — он действует не по прихоти, а очень обдуманно решает заботиться о ней. Это было особенно полезно в последние восемь месяцев. «Это означает, что если мы переживаем сложную ситуацию — если ребенок плачет всю ночь — для меня это совершенно не влияет на наши отношения, потому что связь не строится на эмоциях», — говорит Калеб.

Калеб, возможно, не был доведен до экстаза своей свадьбой или рождением ребенка, но он провел большую часть своей жизни, глядя внутрь себя, стремясь чувствовать и понимать ощущения себя и окружающих его людей. В результате он, безусловно, один из самых вдумчивых и самосознательных людей, у которых я когда-либо имел удовольствие брать интервью — человек, который, кажется, знает себя и свои ограничения изнутри.

Наконец, он хочет подчеркнуть, что эмоциональная слепота не делает человека недобрым или эгоистичным. «В это может быть трудно поверить, но кто-то может быть полностью отрезан от эмоций и воображения, которые являются такой важной частью того, что делает нас людьми», — говорит он. «И что человек может быть отрезан от эмоций, не будучи бессердечным или психопатом».

Дэвид Робсон — автор статей BBC Future. Его номер @d_a_robson в Твиттере.

Follow BBC Future on Facebook , Twitter , Google+ and LinkedIn .

Природа эмоций

Чтобы глубоко понять природу эмоций, нужно найти ответы на «Пять вечных вопросов об эмоциях», которые были сформулированы Джоном Маршаллом Ривом (2009).).

Откройте 25 еще.

Чтобы улучшить свои знания о природе эмоций, необходимо ответить на «Пять вечных вопросов». К ним относятся:

  1. Что такое эмоция?
  2. Что вызывает эмоцию?
  3. Сколько эмоций?
  4. Что хорошего в эмоциях?
  5. В чем разница между эмоциями и настроением?

Давайте обсудим их один за другим.

1. Что такое эмоция?

Merriam-Webster определяет эмоцию как сознательную и субъективную психическую реакцию на определенное событие, обычно сопровождающуюся изменениями в физиологических и поведенческих аспектах человека. Из этого определения мы можем сделать вывод, что эмоция имеет четыре компонента, а именно: когнитивные реакции, физиологические реакции, поведенческие реакции и аффект. Когнитивные реакции относятся к памяти человека, мышлению и восприятию события. Физиологические реакции в первую очередь вызываются изменениями гормонального фона в организме. С другой стороны, поведенческие реакции включают в себя активное выражение эмоции. Наконец, аффект включает в себя положительное или отрицательное состояние эмоции и делает эмоцию сознательным и субъективным переживанием.

Давайте воспользуемся сценарием, чтобы четко обсудить эти аспекты эмоций. Предположим, вы смотрите страшное телешоу в одиночестве поздно ночью. Вы видите физическую форму антагониста и думаете, что он такой страшный и жуткий (когнитивная реакция). Из-за этого мышления ваше лицо показывает страх перед персонажем (аффект). Персонаж бежит за главным героем, а вы чувствуете, как сильно бьется ваше сердце (физиологическая реакция), и вы от страха закрываете глаза руками (поведенческая реакция).

2. Что вызывает эмоции?

Существует несколько теорий, объясняющих происхождение и процессы эмоций, а также их причины. Эти теории используют концепции эмоционального возбуждения, физиологических реакций и/или субъективного восприятия/интерпретации события при формулировании гипотез об эмоциях и их причинах. В ранних теориях эмоций существует различие между познанием и биологическими реакциями как причинами эмоций, как это объясняется в теории Джеймса-Ланге и теории Кэннона-Барда. С другой стороны, существуют теории, использующие двухсистемный подход, например теория Шахтера-Зингера. Хорошее знание этих теорий позволяет лучше понять теоретические причины эмоций.

3. Сколько существует эмоций?

Согласно определению, эмоция — это субъективное переживание. На Земле более 7 миллиардов человек, и каждый из нас испытывает разные виды эмоций. По этой причине нет однозначного ответа относительно точного количества эмоций и их видов. Роберт Плутчик (1980) утверждает, что существует восемь основных эмоций, к которым относятся: гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, доверие и радость. Многие теоретики также считают, что смесь двух или более эмоций порождает другой вид эмоций, также известный как вторичная эмоция. Например, гнев и отвращение могут привести к презрению. Вероятно, нет «правильного» ответа на вопрос, сколько существует эмоций: это зависит от того, как вы думаете об эмоциях.

4. Что хорошего в эмоциях?

Четвертый вечный вопрос касается функций эмоций. Согласно Кеннеди, Муру и Уотсону, эмоции играют три важные роли в жизни людей. Во-первых, эмоции необходимы для адаптации и выживания. Счастье и доверие мотивируют человека действовать наилучшим образом, а страх и отвращение заставляют человека быть бдительным к опасности.