Содержание
Читать онлайн «Эмоции и чувства», Е. П. Ильин – ЛитРес
Предисловие
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.
Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1966, 1976, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997), Г. М. Бреслава (1984, 2004). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.
Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Е. П. Ильин, 2000 а, б[1]), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Разговор об эмоциях в этих книгах шел вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую составляющую, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, 1894; В. К. Вилюнас, 1990; Б. И. Додонов, 1987; К. Изард, 1980; А. Н. Леонтьев, 1982; П. Фресс, 1975; Я. Рейковский, 1979; П. В. Симонов, и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эткинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. – Å. È.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место… По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия “холодные” попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем “горячие” акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).
Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.
Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал еще швейцарский психолог Э. Клапаред (1928): «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь в процессе написания этой книги. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается “научной психологии” чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273).
Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей “нелюбви” много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования, и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1996, с. 255).
Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.
С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (1933), что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге – профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор заголовок статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций, без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б. Райм (1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет собой разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве «Human physiology» (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, приводящихся в отечественной литературе (Е. В. Левченко и А. Ю. Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.
А. Н. Леонтьев (1971) справедливо считает, что те трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии» А. Н. Леонтьев (1975) пишет: «Совершенно очевидно (…) что, например, внезапная вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют» (с. 7). По этому же поводу пишут Ф. Тайсон и Р. Тайсон (1998): «Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины “аффект”, “эмоция”, “чувство” нередко используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов» (с. 173). Добавлю к этому, что нередко за чувства принимаются нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии (И. А. Васильев, 1992). Подтверждением этому служит и то обстоятельство, что в отечественной психологии за последнюю четверть века практически не обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой человека, не делаются попытки навести хоть какой-то порядок в используемом понятийном аппарате (появившаяся статья А. Ш. Тхостова и Т. Г. Колымба (1998) не только не проясняет затронутые в ней вопросы, но и еще больше их запутывает; например, авторы рассматривают эмоцию как знак, не учитывая, что в психологической литературе говорится о знаке эмоций; своеобразно понимание авторами различий между аффектом и эмоцией, о чем я скажу в соответствующем разделе книги, и т. д.).
Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций, даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде.
Не претендуя на полное и законченное раскрытие данной темы (осуществить это практически невозможно, поэтому ряда вопросов я не касался, например влияния эмоций на интеллектуальную и физическую деятельность, а по некоторым дал только краткий обзор работ, как, например, о стрессе), я постарался дать не столько углубленное рассмотрение отдельных вопросов (хотя оно и не исключалось), сколько панорамное освещение проблемы. Главной задачей было попытаться навести хоть какой-то порядок в «эмоциональном хозяйстве», т. е., с одной стороны, развести, а с другой – сгруппировать эмоциональные явления по определенным классам, разделам, а заодно и отсечь те психологические феномены, которые не имеют отношения к эмоциональной сфере, но которые почему-то у разных авторов в ней присутствуют.
В связи с этим одной из задумок данной книги была разработка подхода к созданию дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей популярной теории дифференциальных эмоций С. Томкинса и К. Изарда. Однако эта теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не охватывающей всех эмоциональных явлений, образующих мотивационную сферу человека, а с другой стороны, по содержанию – слишком широкой и неадекватной своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон ощущений (удовольствие – отвращение), чувства (любовь, зависть и др. ), эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность). Мне представляется, что эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое кроме эмоций входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), – и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.
Таким образом, эта книга не только об эмоциях и чувствах, в ней говорится об эмоциональной сфере человека как более емком понятии, включающем и многие другие эмоциональные явления.
Я старался широко представить в этой книге исследования отечественных авторов, тем более что обобщения их публикаций отсутствуют, из-за чего, после издания в нашей стране книги К. Изарда, возник некоторый перекос в оценке значимости наших и зарубежных ученых в изучении проблемы эмоций, естественно, в пользу последних. Наконец, одной из задач являлась необходимость собрать и систематизировать методики изучения эмоциональных явлений, большинство из которых широкой психологической аудитории мало известны и трудно доступны.
Предисловие ко второму изданию
После выхода первого издания этой книги прошло пять лет. Два дополнительных выпуска книги, последовавших за первым, не смогли удовлетворить запросы читателей, постоянно обращавшихся в издательство, книжные магазины и лично ко мне в поисках этой книги, несмотря на переиздание книги К. Изарда (2005) и выход в свет книги Г. М. Бреслава (2004) под одним и тем же названием – «Психология эмоций». В связи с этим возникла необходимость второго издания моей книги с включением в нее новых данных и некоторым ее переструктурированием. Однако новое издание в основном сохранило и прежнюю идею книги (показать эволюционно-иерархическое развитие эмоциональной сферы человека – от эмоционального тона ощущений, через эмоции и чувства к эмоциональным свойствам и типам личности), и прежние структуру и содержание.
Надо сказать, что первое издание книги вызвало у психологов разные отклики. Так, уже упомянутый Гершон Бреслав во «Введении» к своей книге пишет: «Недавно вышедшее большое учебное издание Евгения Ильина вряд ли может ликвидировать этот дефицит и дать хоть в какой-то мере адекватное представление о современной научной психологии эмоций. Большинство выводов, которые в ней делает автор, или основаны на очень старой и непрофильной литературе, или носят чисто произвольный характер. При этом ни одна из излагаемых в книге методик не оценена с точки зрения ее способности давать достоверные данные. Сравнивая ее с подобными изданиями, нетрудно заметить, что эта книга – адекватное отражение общего состояния психологии в постсоветском пространстве, однако ни в коей мере она не может претендовать на роль университетского учебника» (с. 3–4).
Что касается моих претензий на университетский учебник, то это фантазия Бреслава; больше чем на учебное пособие я не претендовал и не претендую сейчас, что и обозначено в аннотации к книге в ее первом издании. В отношении же адекватного представления о проблеме эмоции в современной западной психологии сошлюсь лишь на один из последних солидных трудов зарубежных авторов (например, Дж. Капрара, Д. Сервон, 2003), который, по мнению рецензентов, дает всесторонний обзор самых последних экспериментальных достижений в психологии, однако в котором, с одной стороны, эмоции и настроение то разграничиваются, то отождествляются, а с другой стороны, к эмоциям причисляются чувства (ревность, гордость). Лично меня такое современное положение дел в проблеме эмоций не устраивает, так же как и неразведение базовых эмоциональных понятий и отсутствие их определений в учебном пособии Г. М. Бреслава (в целом безусловно полезном для тех, кто на профессиональном уровне занимается изучением проблемы эмоций). В связи с этим я высказываю свой взгляд на проблему и думаю, что имею на это право, хотя и предполагаю, что кому-то мои представления о структуре эмоциональной сферы человека могут не нравиться, как, впрочем, и появление самой книги. Ведь у некоторых психологов существует мнение, что в их «владения» другим ученым лезть не следует. Именно такая позиция и приводит к стагнации науки.
Утверждение же, что в моей книге нет хотя бы одной методики, способной давать достоверные данные, вызывает недоумение. Если Г. Бреслав не доверяет методикам Леонгарда, Спилбергера, Тейлор, Айзенка, Розенцвейга, приведенным в моей книге, зачем же он тогда описывает некоторые из них в своем учебном пособии? Многие отечественные методики изучения эмоциональных явлений были апробированы в диссертационных исследованиях, которые, судя по приводимому Бреславом списку литературы, остались ему совершенно неизвестными. В связи с этим его претензии на обобщение современной литературы по эмоциям в постсоветском пространстве выглядят совершенно необоснованными. Если исходить из того, как эта литература представлена в книге Бреслава, то создается впечатление, что отечественные ученые ничего существенного по данной проблеме не сделали, да и вообще ее не изучают.
Однако, как говорится, на вкус и на цвет товарищей нет. Поэтому имеется и другая оценка моей книги. Так, С. Степанов пишет, что «выход крупной монографии… Е. П. Ильина восполняет этот пробел (отсутствие книг по психологии эмоций. – Е. И.). Написанная исключительно обстоятельно и подробно, с упоминанием множества теорий и экспериментов, со ссылками на сотни научных источников (…) книга Ильина подобна настоящей энциклопедии по психологии эмоций. Выпущенная в серии «Мастера психологии» (наверно, именно такого уровня книги и должны в этой серии выходить), книга по форме представляет учебное пособие и в этом качестве может быть использована каждым, кто изучает психологию…» (Школьный психолог. 2002. № 4. С. 15).
Такая оценка и читательский спрос на книгу и подвигли меня на подготовку второго ее издания. В новом издании расширено научное содержание почти всех глав книги с учетом анализа отечественных и зарубежных исследований, опубликованных в основном за последние 15 лет.
Е. П. Ильин
Сентябрь 2006 г.
Глава 1
Эмоциональное реагирование
Известный ученый В. К. Вилюнас отмечает, что можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование.
В одном случае оно не является чем-то специфичным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль (Вундт, Грот, 1879—1880; Рубинштейн, 1999).
В другом случае эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения (Сартр, 1984; Симонов, 1966). Близка к этому и точка зрения А. В. Вальдмана с соавторами (1976), согласно которой внутренние сигналы организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлении в том случае, если они выходят за пределы обычных значений. Таким образом, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования. А это свидетельствует в пользу того, что эмоциональное реагирование является самостоятельным феноменом.
1.1. Эмоциогенные ситуации, или В каких случаях человек реагирует эмоционально
Эмоциональная реакция – это специфический ответ человека и животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности). Но есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для человека эмоциогенными, т. е. вызывающими ту или иную эмоцию?
П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Следовательно, это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.
Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые, т. е. сулящие ему или констатирующие успех или неудачу в удовлетворении потребностей (достижении целей), благополучие или опасность. Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы или нет и т. д.). Н. В. Боровикова с соавторами (1998) отчетливо продемонстрировали это на эмоциональности беременных женщин, приобретающей эгоцентрический характер. У беременных наблюдается сужение диапазона источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для большинства из них приобретают лично значимые события – все, что относится к самой женщине или ожидаемому ребенку. Социально значимые события, общественные процессы отходят на второй план. Ни одна из обследованных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует, прежде всего, ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.
По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (1968) же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.
Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вейнер (1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству и т. п.
Если, например, нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были не зависящие от человека обстоятельства).
Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации – например, у зрителей, плачущих в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.
Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безусловного рефлекса, – это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта.
П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:
1) недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при новизне, необычности и внезапности ситуации;
2) избыточная мотивация, не находящая применения, при фрустрации, при присутствии других лиц и при конфликтах.
Ограниченность этой классификации очевидна, так как она касается только случаев появления негативных эмоций.
Как правильно толковать эмоции партнера – DW – 06.08.2020
Фото: Colourbox
Культура
Анн-Кристин Хербе | Виктор Вайц
6 августа 2020 г.
Эмоции играют важную роль в общении. Умение понимать чувства других помогает сохранить любовь. Как этому научиться? Советы психологов.
https://p.dw.com/p/3gSsT
Реклама
Улыбка на губах, нежные прикосновения или скрещенные руки, а то и насмешливо искривленный рот, — выражение лица и язык тела часто говорят о нашем эмоциональном состоянии больше, чем слова. Правильное толкование эмоций — основа для общения, особенно со спутниками жизни. Его важность демонстрирует и исследование, проведенное психологами из университетов в американском Рочестере и канадском Торонто. Ученые ставили перед собой цель выяснить, при каких обстоятельствах отношения выигрывают от правильного толкования эмоций партнера.
Как лучше выйти из конфликта
Они пришли к выводу, что пары, которые способны распознать так называемые эмоции умиротворения, счастливее. К этим эмоциям психологи относят стыд или ощущение вины. «Тот, кто пытается успокоить или не скрывает своего стыда, дает понять партнеру, что чувства другого для него важны», — подчеркивает Бонни Ли, автор исследования и доцент кафедры психологии Рочестерского университета.
Даже самые счастливые пары не обходятся без конфликтов. В спорах с партнерами существуют две возможности. Первая: через гнев и презрение сигнализировать уверенность в своей правоте. Вторая: если вы демонстрируете стыд или чувство вины, то предпринимаете невербальную попытку исправить ситуацию.
Общение, ориентированное на эмоции
Если вы так поступаете, то это свидетельствует о том, что вы работаете над своими взаимоотношениями c партнером. «Эмпатия очень важна. Если я правильно истолковываю эмоции своего партнера, то могу тщательнее выбирать выражения», — отмечает немецкий эксперт по эмоциональному интеллекту Дирк Айлерт (Dirk Eilert). При этом значение имеет не только, насколько правильно подобраны слова, но и в какой момент они произносятся. «Общение с учетом эмоций собеседника хорошо функционирует потому, что партнер может лучше следовать нашим словам и усваивать информацию. Кроме того, он чувствует, что к нему относятся с уважением», — уверен Айлерт. В конце концов, в общении важно не только донести свой месседж, но и правильно воспринять реакцию собеседника.
Родители влияют на способность ребенка распознавать эмоцииФото: picture-alliance/blickwinkel/McPHOTO/M. Begsteiger
Удивил психологов еще один результат исследования. Уже само ощущение негативных эмоций, как гнев или презрение, плохо сказывается на отношениях. Они подрывают веру в стабильное совместное будущее. Пары, в которых один из партнеров испытывает такие ощущения, обычно более несчастны, подчеркивает Бонни Ли, и неважно, были ли эти эмоции правильно раскодированы. «Отвращение и презрение становятся причиной отчуждения друг от друга. Это реакция психической иммунной системы», — считает Айлерт. Если эти эмоции становятся привычными в общении, то они могут указывать на то, что ваш союз скоро распадется.
Дорогой/ая, изменись к лучшему
Ученые хотели больше узнать и о том, как умение правильно воспринимать эмоции сказывается на желании соответствовать представлениям партнера. Для этого они попросили участников исследования сформулировать, что им хотелось бы изменить в поведении партнера, например, чтобы он обуздал свой темперамент. Затем они должны были описать свое собственное восприятие эмоций партнера и оценить качество взаимоотношений, а также сообщить, готовы ли они следовать адресованным им пожеланиям и корректировать свое поведение.
В итоге выяснилось, что если человек умеет правильно интерпретировать эмоции партнера, то его готовность что-то в себе изменить ради другого от этого не выше. Но тот, кто свои пожелания формулирует с долей смущения, имеет больше шансов быть услышанным. «Тем самым человек сигнализирует, что ему понятно, что его желание перемен может ранить партнера, но он готов обсудить это с ним и инвестировать в улучшение отношений», — говорит американский психолог Бонни Ли.
Почему мы разучились распознавать эмоции
По словам ее немецкого коллеги Айлерта, уровень распознавания эмоций среди населения составляет менее 60 процентов. Это результат эксперимента, в рамках которого 2000 участников показывали фотографии людей c выражениями лиц, понятными в разных культурах, и просили интерпретировать их мимику. «Более чем каждое второе выражение лица было неверно истолковано», — говорит Айлерт.
Причины разные. Негативно сказывается использование электронных средств коммуникации. «Сегодня это норма — больше смотреть в смартфон, чем всматриваться в лица людей», — резюмирует Дирк Fйлерт. Мы все реже озадачиваем мозг правильной интерпретацией мимики и эмоций, и это умение постепенно утрачивается.
Смартфоны отучили нас понимать эмоцииФото: Picture-alliance/F. May
Свою роль играет и воспитание. «Особенно в детском возрасте мы способны распознавать эмоции в виде мимики и жестов», — говорит Айлерт. — Но воспитание портит восприятие». Классическая ситуация: родители ссорятся, ребенок спрашивает, почему. «Вместо того, чтобы отвечать честно, родители часто говорят: «Мы не ссоримся, мы спорим», — объясняет Эйлерт. Таким образом, ребенку заменяют правильную интерпретацию на неправильную. Другая причина кроется в высоком статусе языка в обществе. «Мы забываем о том, что человек изначально общался на невербальном уровне. В детстве мы ориентируемся на жесты и язык тела, а со временем больше полагаемся на слова», — подчеркивает эксперт. Поэтому он рекомендует при встрече с друзьями или своей пассией оставить мобильный телефон в кармане и внимательно вглядываться им в лица. Пользы от этого больше, чем вы думаете.
Смотрите также:
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
53 способа выразить то, что вы чувствуете
Практикуясь, вы сможете говорить о своих эмоциях, даже если поначалу это кажется неудобным.
Эмоции являются неотъемлемой частью того, кто вы есть, но иногда они могут быть запутанными, сложными и совершенно запутанными. Умение называть свои эмоции и говорить о них — как с собой, так и с другими — является ключевой частью развития эмоционального здоровья.
Вам не нужно ориентироваться в процессе определения своих эмоций в одиночку.
Пол Экман, психолог и ведущий исследователь эмоций, провел опрос более 100 ученых и использовал их мнения для разработки так называемого Атласа эмоций.
Этот интерактивный онлайн-инструмент разделяет эмоции на пять основных категорий:
- гнев
- страх
- печаль
- отвращение
- удовольствие
Имейте в виду, что это всего лишь один из способов классификации эмоций. Например, исследование 2017 года предполагает, что существует 27 категорий эмоций.
Но концепция Экмана о пяти основных типах эмоций предлагает хорошую основу для анализа сложности всех чувств. Вот посмотрите, что включает в себя каждая из этих пяти категорий.
Обычно людям нравится чувствовать себя счастливыми, спокойными и хорошими. Вы можете выражать эти чувства, улыбаясь, смеясь или балуя себя.
Вы можете испытывать удовольствие, когда:
- Вы чувствуете близость и связь с людьми, которые вам небезразличны.
- Вы чувствуете себя в безопасности.
- Вы делаете что-то, что вызывает сенсорное удовольствие.
- Вы поглощены делом.
- Вы чувствуете себя расслабленным и умиротворенным.
How to talk about it
Some words you can use to describe different kinds of enjoyment include:
- happiness
- love
- relief
- contentment
- amusement
- joy
- pride
- excitement
- мир
- удовлетворение
Если удовольствие и связанные с ним чувства кажутся недосягаемыми, постарайтесь понять, как другие эмоции или чувства могут мешать, например:
- проблемы с концентрацией внимания на том, что происходит в настоящем
- стресс
- плохое или тревожное настроение
Каждый человек время от времени чувствует грусть. Эта эмоция может быть связана с конкретным событием, таким как потеря или отказ. Но в других случаях вы можете понятия не иметь, почему вам грустно.
Как поговорить об этом
Когда вам грустно, вы можете описать себя как ощущение:
- Lonely
- Разбитый сердце
- покорность
- несчастье
От грусти бывает трудно избавиться, но в зависимости от вашей ситуации эти советы могут помочь:
- Скорбь. Траур — типичная часть горя. Независимо от того, пытаетесь ли вы оправиться от потери, расставания, перемен или неудачи в достижении цели, признание своей потери может помочь вам принять ее и справиться с ней. Каждый скорбит по-своему, так что делайте то, что считаете правильным. Это может помочь поговорить о боли, в которой вы находитесь, но также может помочь просто посидеть некоторое время со своими чувствами или выразить их творчески.
- Займитесь чем-нибудь значимым. Делая что-то, чтобы помочь другим или принести пользу обществу, вы почувствуете себя более связанным с другими людьми. Если вы недавно потеряли кого-то, кого вы любите, подумайте о том, чтобы завершить проект, о котором они заботились, или пожертвовать свое время делу, которое они поддерживали.
- Обратитесь за поддержкой. Легче сказать, чем сделать, когда ты на дне. Постарайтесь вспомнить людей в своей жизни, которые заботятся о вас и, вероятно, хотят вам помочь. Душевная боль со временем ослабевает, даже если вы не можете себе этого представить в данный момент.
Поговорите с психотерапевтом, если ваша грусть не проходит или начинает оказывать значительное влияние на повседневную жизнь и мешает работать, ходить в школу или поддерживать отношения.
Страх возникает, когда вы чувствуете какую-либо угрозу. В зависимости от предполагаемой угрозы страх может варьироваться от легкого до сильного.
Имейте в виду, что уровень страха, который вы испытываете, не всегда соответствует силе угрозы. Например, если вы живете с тревогой, вы можете испытывать страх перед ситуациями, которые на самом деле не представляют большой угрозы, хотя это не делает страх менее реальным.
How to talk about it
Fear can make you feel:
- worried
- doubtful
- nervous
- anxious
- terrified
- panicked
- horrified
- desperate
- confused
- stressed
Fear — совершенно нормальная эмоция, которая, вероятно, спасла ваших предков от того, чтобы их съели заживо. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы справиться с этим чувством:
- Противостоять страху, а не избегать его. Если вы чего-то боитесь, будь то серьезный разговор, знакомство с новыми людьми или вождение автомобиля, естественно хотеть держаться подальше от источника вашего страха. Но это часто может усугубить ваш страх. Вместо этого постарайтесь безопасно противостоять своему страху. Например, если у вас развился страх вождения, немедленно вернитесь в машину и снова садитесь за руль. Сначала держитесь ближе к дому, если это помогает, но не избегайте его.
- Отвлекитесь от своего страха. Иногда страх может стать настолько непреодолимым, что трудно думать о чем-то еще. Но размышления или повторение одних и тех же мыслей снова и снова могут оказать негативное влияние на ваше эмоциональное состояние. Это также может усугубить страх. Если вы чувствуете, что зациклились на беспокойстве или источнике стресса, попробуйте сделать что-нибудь, что отвлекает. Слушайте аудиокниги или подкасты, готовьте по новому рецепту или отправляйтесь на прогулку или пробежку под бодрящую музыку.
- Рассмотрите страх логически. Найдите минутку, чтобы подумать о своем страхе. Есть ли что-нибудь, что вы можете с этим поделать? Может ли это на самом деле навредить вам? Что самое худшее может случиться, если ваш страх сбудется? Что бы вы сделали в этом сценарии? Знание того, как вы справитесь со своим страхом, поможет вам меньше бояться.
Важно не отчаиваться, если эти советы кажутся невыполнимыми или непосильными — их может быть трудно выполнить самостоятельно.
Рассмотрите возможность работы с терапевтом, который может помочь вам справиться с проблемами психического здоровья, связанными со страхом, такими как:
- панические атаки
- фобии
- тревога
Гнев обычно возникает, когда вы сталкиваетесь с какой-либо несправедливостью. Этот опыт может заставить вас чувствовать угрозу, ловушку и неспособность защитить себя.
Многие люди считают гнев чем-то негативным, но это нормальная эмоция, которая может помочь вам понять, когда ситуация становится токсичной.
Как говорить об этом
Слова, которые вы можете использовать, когда чувствуете гнев, включают:
- annoyed
- frustrated
- peeved
- contrary
- bitter
- infuriated
- irritated
- mad
- cheated
- vengeful
- insulted
There are a lot of ways to deal with anger, many of which can создавать проблемы себе и окружающим.
В следующий раз, когда вы окажетесь в гневе, попробуйте эти советы для более продуктивного управления гневом:
- Сделайте перерыв. Когда вы чувствуете разочарование, держите себя на некотором расстоянии от расстраивающей ситуации, это поможет вам избежать сиюминутных реакций или вспышек гнева. Попробуйте прогуляться или послушать успокаивающую песню. Пока вас нет, уделите несколько минут тому, чтобы подумать, что вызывает ваш гнев. Есть ли у ситуации другой взгляд? Можете ли вы сделать что-нибудь, чтобы сделать его лучше?
- Выражайте свой гнев конструктивно. Вы можете не говорить о своем гневе, чтобы предотвратить конфликт. Усвоение может показаться безопасной стратегией, но ваш гнев может разгореться, и вы можете в конечном итоге затаить обиду. Это может повлиять на ваши межличностные отношения, а также на ваше эмоциональное благополучие. Вместо этого найдите время, чтобы остыть, если вам это нужно, а затем попытайтесь выразить свои чувства спокойно и уважительно.
- Сосредоточьтесь на поиске решения. С гневом часто трудно справиться, потому что он заставляет вас чувствовать себя беспомощным. Работа над решением проблемы, которая вызывает ваш гнев, может помочь облегчить это разочарование. Возможно, вы не сможете исправить каждую ситуацию, которая вас злит, но обычно вы можете добиться некоторого улучшения. Спросите других участников, что они думают и работают вместе. Вы также можете попробовать попросить своих близких поделиться своим мнением. Различные точки зрения могут помочь вам рассмотреть решения, которые вы, возможно, не видели сами.
Все время от времени злятся. Но если вы чувствуете, что у вас есть проблемы с гневом, терапевт может помочь вам разработать эффективные инструменты для борьбы с этими эмоциями.
Обычно вы испытываете отвращение как реакцию на неприятные или нежелательные ситуации. Как и гнев, чувство отвращения может защитить вас от вещей, которых вы хотите избежать.
Это также может создавать проблемы, если вы не любите определенных людей, в том числе себя, или ситуации, которые не обязательно плохи для вас.
How to talk about it
Disgust might cause you to feel:
- dislike
- revulsion
- loathing
- disapproving
- offended
- horrified
- uncomfortable
- nauseated
- disturbed
- withdrawn
- aversion
Отвращение может возникнуть как естественная реакция на то, что вам не нравится. В некоторых ситуациях вам может понадобиться проработать или преодолеть свое отвращение. Эти стратегии могут помочь:
- Практикуйте сострадание. Обычно вы чувствуете себя некомфортно, сталкиваясь с вещами, которых боитесь или не понимаете. Например, многим людям не нравится находиться рядом с больными людьми. Если вы чувствуете беспокойство, думая о больных людях, попробуйте провести некоторое время с нездоровым другом или любимым человеком или предложить им помощь. Важно принять меры для защиты собственного здоровья, поэтому сначала убедитесь, что их болезнь не заразна.
- Сосредоточьтесь на поведении, а не на человеке. Если кто-то, о ком вы заботитесь, делает что-то, что вас оскорбляет или вызывает отвращение, вы можете не одобрить это и отреагировать, отстранившись, оттолкнув его или разозлившись. Вместо этого попробуйте поговорить с этим человеком. Например, если ваша сестра курит, не кашляйте громко и не делайте резких замечаний по поводу запаха табака. Вместо этого скажите ей, что от сигаретного дыма вас тошнит и что вы беспокоитесь о ее здоровье. Предложите помочь ей бросить курить или поработать с ней над поиском поддержки.
- Медленно раскрывайтесь. Некоторые вещи могут вызвать у вас тошноту, несмотря ни на что. Может быть, вы терпеть не можете никаких жутких ползающих существ, но хотели бы попробовать заняться садоводством. Чтобы преодолеть отвращение к червям, вы можете начать с чтения о них и просмотра их изображений. Если вы боитесь, что они попадут вам на руки, попробуйте надеть садовые перчатки. Если вам не нравится смотреть, как они двигаются, попробуйте посмотреть короткие видеоролики о червях, чтобы привыкнуть к ним, прежде чем увидеть их в реальной жизни.
Если вы чувствуете сильную неприязнь к группе людей, конкретному человеку или к себе, подумайте о том, чтобы поговорить с психотерапевтом о своих чувствах (заметили здесь тему?).
Даже если вы точно не знаете, что стоит за вашим отвращением, терапевт может помочь вам справиться с эмоцией и изучить положительные способы справиться с ней.
Эмоции могут быть сложными. Некоторые могут казаться интенсивными, в то время как другие кажутся мягкими по сравнению с ними. Вы можете испытывать противоречивые эмоции в любой момент времени.
Но эмоции могут служить цели, даже когда они негативны. Вместо того, чтобы пытаться изменить эмоции, которые вы испытываете, подумайте, как вы на них реагируете. Обычно трудности создают реакции, а не сами эмоции.
Чувства и эмоции: в чем разница?
Мы все это видели. Что-то сказано или написано, а кто-то уйдет. Я имею в виду от . Ярость, ненависть или то и другое сразу. Начинается драка, и, возможно, эти сильные эмоции передаются между двумя людьми, а может быть, и нет (онлайн-взаимодействия специализируются на категории , а не на категории ).
Итак, разбушевавшиеся люди приглашают союзников, чтобы разделить (и оправдать) свои сильные эмоции, и начинается пламенная война. Если с этим взрывом не справиться, поведение останется неконтролируемым, и люди узнают, что позволять своим эмоциям взрываться — это нормально. Умеренные люди могут пытаться решать эмоциональные проблемы, но как только формируются союзы и люди делятся своими эмоциями в группах, взрывы начинают выглядеть оправданными и совсем не похожими на эмоциональные решения… они становятся неопровержимыми фактами, и эмоциональное осознание утрачивается.
В моей книге Язык эмоций я называю сильные эмоции, такие как ярость и ненависть (а также панику и побуждение к самоубийству) бушующими порогами эмоций, потому что, если вы не знаете, что эти эмоции должны делать или какие дары они содержат, вы можете очень легко попасть в их пороги, утянуться под воду и неоднократно разбиваться о скалы! Вы можете стать марионеткой своих эмоций вместо их партнера.
Ключ к тому, чтобы справляться с большими, сильными или тревожными эмоциональными состояниями, заключается в том, чтобы сначала понять, что эмоции всегда верны (по поводу чего-то), но они не всегда правильные .
Эмоции дают вам важную информацию о каждом аспекте вашего мира — и вы не можете думать, рассуждать, учиться, принимать решения или взаимодействовать без них. Однако, когда ваши эмоции очень сильны, вы должны вставлять когнитивно-модерированные паузы между проявлением ваших эмоций, чувством их и их выражением .
С яростью и ненавистью эти когнитивные паузы должны быть оооооооооооооооооооооооооооооое, потому что вы можете действительно навредить себе и другим людям, если вы не умеете обращаться со своей яростью и ненавистью — или если вы даже не знаете, что чувствуете ярость и ненависть в первую очередь.
Но прежде чем возникнут необходимые когнитивные паузы, вы должны понять разницу между эмоцией и чувством.
Чувства и эмоции: в чем разница?
Кто-то спросил меня о разнице между эмоцией и чувством в прошлом году, и я ответил, что эмоция — это существительное, а чувство — это глагол. Я действительно не понимал, почему это различие было важно, но я много думал об этом. Мне действительно было интересно, в чем была путаница — я имею в виду, у вас есть эмоция, вы ее чувствуете, она идентифицируется, бз. Верно?
Тогда, поскольку вы знаете, что это за эмоции, вы точно знаете, как с ними работать. Верно? Да ведь так просто, ребенок мог… ой.
Стук.
Я понимаю, что для многих это не так просто.
Итак, я вернулся к книгам и, перечитав книги Антонио Дамасио ( «Ошибка Декарта», «Ощущение того, что происходит» и В поисках Спинозы ), немного социологии эмоций ( «Как работают эмоции» автора Джек Кац) и немного неврологии эмоций ( Эмоциональный мозг Джозефа Леду и Об уверенности Роберта Бертона), я наконец понял, в чем дело.
Это разница между
обладанием и знанием
Эмоция — это физиологический опыт (или состояние осознания), который дает вам информацию о мире, а чувство — это ваше сознательное осознание самой эмоции . Я действительно не понимал, почему разница была такой большой, потому что я не испытываю огромного разрыва между эмоциями и чувствами. Я имею в виду, если есть эмоции, я их чувствую. Бинг.
Но это верно не для всех.
Многие люди честно не осознают, что испытывают эмоции. Для них эмоция и ее осознание не сильно связаны, и они даже не осознают, что они напуганы, злы или подавлены. Их эмоциональное состояние должно стать настолько устойчивым, что оно втягивает их в суровое настроение (или на это указывает кто-то другой), и , а затем они могут понять: «О, я думаю, я очень расстроился из-за мамы или боится денег или злится на работу».
Для многих людей существует разрыв между эмоциями и чувствами; вообще нет осознания эмоций. У них есть эмоции, но они не знают об этом. Эмоция, безусловно, есть, и их поведение отображает эмоцию (по крайней мере, для других), но они не чувствуют ее ясно.
Может быть, им нужна диаграмма, чтобы показать, как выглядят эмоции! Слава богу, Департамент Лолкатц предоставил нам его!
Но srssly, я выдвигаю гипотезу в своей книге, что этот разрыв между эмоциями и чувствами происходит из-за постоянной, повторяющейся и неустанной антиэмоциональной тренировки, которую мы получаем, когда эмоции якобы противоположны рациональности (неправильно), противоположны духовности. (неправильно) и центр всех мировых проблем (неправильно [иш]).
Я думаю, что люди не осознают свои эмоции, потому что с рождения приучены подавлять, подавлять, игнорировать, демонизировать и избегать их. Или же они поворачиваются к противоположному полюсу и позволяют своим эмоциям взорваться вскоре после их возникновения.
Этот тренинг никому не поможет. Это делает нас эмоционально неосознанными и эмоционально хаотичными, потому что непрочувствованная эмоция может вращаться внутри нас, как гиперактивный пинбол.
К счастью, если вы можете чувствовать свои эмоции, вы можете лучше осознавать и понимать их. И вопреки гнилому обучению, которое мы получаем об эмоциях, чувство и знание своих эмоций действительно может помочь вам работать с ними.
Чувствовать, называть и знать
Мэтью Либерман из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провел интересное исследование по распознаванию эмоций, и, по-видимому, если вы можете просто имя тревожная эмоция, вы можете успокоить себя и свой мозг. Исследование Либермана показывает нам, что существует здоровая связь между наличием эмоций, их переживанием и когнитивным определением эмоций.
В своей книге я пишу об использовании ваших вербальных и когнитивных способностей для определения, формулирования и поддержки своих эмоций, и за десятилетия практики и преподавания я заметил, что это дает три вещи:
1) Это помогает вам учиться чувствовать и определять свои эмоции, что помогает успокоиться и сосредоточиться;
2) Это поможет вам понять, когда, почему и как возникают ваши эмоции, чтобы вы могли лучше осознавать свои эмоции, и;
3) Он задействует ваши вербальные навыки, чтобы поддерживать эмоцию и консультироваться с ней, чтобы вы могли учиться на ней и предпринимать конструктивные, эмоционально адекватные действия.
В Язык эмоций вы используете свой вербальный интеллект, чтобы поддерживать свое эмоциональное осознание, и это огромный скачок в сторону от старой, заезженной чепухи «эмоции противоположны рациональности».
Эмоции, безусловно, не противоречат рациональности. Эмоции — это физиологические сигнализаторы того, что происходит в вашем мире. Эмоции — это просто данные; вы являетесь интерпретатором этих данных, и то, как вы интерпретируете свои эмоции и работаете со своими эмоциями, определяет, будет ли результат рациональным или нет.
Современная неврология показывает нам, насколько важны эмоции для нашего мышления и процессов принятия решений. Если мы научимся разумно чувствовать эмоции, мы сможем расширить границы нашего интеллекта, чтобы эмоции и рациональность стали партнерами, а не противниками.
Очень важно знать, как чувствовать, называть и понимать эмоции, особенно , когда эмоции сильные, неприятные или опасные.
Блок-схемы!
Давайте рассмотрим простейший здоровый путь от эмоции к действию (эти блок-схемы, очевидно, упрощены, и в них гораздо больше сложности, но эти общие штрихи заслуживают понимания):
Эмоция → Чувство → Называние → Действие информация, которую дает эмоция
Давайте поместим грусть в эту блок-схему. Это будет выглядеть так: у меня есть эмоция; я чувствую что это печаль; Я имя печаль; и я совершаю действие, которого требует моя грусть (это может быть вздох, замедление темпа, снятие напряжения или плач, среди многих других действий, основанных на печали).
Но подождите! Я не включал ситуации и стимулы, вызывающие эмоции; давайте не будем оставлять их. Эмоциональные ситуации могут быть любыми вызывает эмоции, включая ваши собственные мысли. Эмоции говорят вам, что что-то не так, и это что-то может включать в себя ваши собственные мысли.
Обратите внимание, что здесь я использую слово , вызывающее . Эмоции не создаются из воздуха и не вашими мыслями; эмоции развивались миллионы лет, чтобы помочь вам понять мир и реагировать на него. Эмоции существуют в вашем мозгу и теле, и они вызываются конкретными ситуациями.
Эмоционально вызывающая ситуация → Эмоция → Чувство → Обозначение → Действие в соответствии с информацией, которую дает эмоция
Но подождите еще раз! Вы можете неправильно понять ситуацию!
Например, вы можете увидеть свернутую веревку и испытать страх, как будто видите змею. Или, если ваши эмоции вызваны вашими мыслями, вы можете неправильно воспринимать реальность. Ваши мысли могут быть неправильными, особенно если вы не останавливаетесь регулярно, чтобы задавать им вопросы. Если вы действуете на эмоции, вызванной недопустимыми ситуациями, вы можете сделать что-то ошибочное или нездоровое.
Ситуации также могут быть не связаны с эмоциями, но все же вызывать эмоции. Например, если у вас повышается частота сердечных сокращений или уровень адреналина, ваше тело может реагировать так, как будто присутствует пугающий раздражитель.
Точно так же, если вы улыбаетесь или хмуритесь, ваше тело может реагировать так, как будто вы счастливы или злы. Например, может случиться так, что ваш гнев и депрессия вызваны тем фактом, что вы сутулитесь и хмуритесь, не осознавая этого! Эмоции дают вам ценную информацию о что-то , что происходит, но вам решать, что это может быть.
Вот почему я вставил шаг, который позволяет вам определить ситуацию и (надеюсь) понять, что происходит на самом деле.
Эмоционально вызывающая ситуация → Эмоция → Чувство → Обозначение → Взаимодействие с эмоцией → Действие в соответствии с информацией, которую дает эмоция ИЛИ решение не действовать , потому что ситуация не требует действия
Я знаю, что это кажется долгим путем, но вы можете пройти его за доли секунды, как только освоите свои эмоциональные навыки. Это не трудно.
На самом деле в долгосрочной перспективе намного сложнее ходить по жизни во сне, находясь под влиянием эмоций, которые вы не можете определить или понять.
Давайте посмотрим на ярость
Итак, давайте поместим ярость в блок-схему и посмотрим, как это работает, когда люди хотят взорваться от ярости.
Что-то угрожает вашему самоощущению, точке зрения или голосу → Пробуждение гнева → Вы не останавливаетесь, чтобы назвать гнев; вместо этого вы добавляете предположения и обвинения поверх этого → вызывается больше гнева (на этот раз на вы ), и гнев превращается в ярость → Вы атакуете → Другой человек отступает или атакует в ответ → Промойте и повторите → Добро пожаловать в ад
Хорошо, мы все знаем эту блок-схему! Он активен в Интернете (а также в Сенате и Конгрессе США) почти каждый день!
Теперь давайте снова посмотрим на гнев, на этот раз с когнитивно-модерируемыми паузами (обратите внимание, что я не описываю расстройство гнева ни в одной из этих блок-схем. При расстройстве гнева ситуация часто связана с невылеченной депрессией, другими нейрохимическими факторов или, возможно, посттравматического стрессового расстройства).
Что-то угрожает вашему самоощущению, точке зрения или голосу → Возникает гнев → Вы чувствуете гнев → Вы называете гнев и отмечаете его точную интенсивность, что дает вам время для самоорганизации → Вы задаете себе вопросы о гневе ( Что я ценю? Что нужно защищать и восстанавливать? ) → Вы обнаруживаете, в чем проблема, устанавливаете четкие границы без насилия и восстанавливаете свое самоощущение, не оскорбляя человечность другого человека → Гнев разрешается, поздравления
Вы заметили, что во второй блок-схеме не нужно было впадать в ярость? Когда вы понимаете, что испытываете эмоцию, что можете идентифицировать эту эмоцию и что есть определенные вещи, которые вы можете сделать, чтобы изучить ситуацию, тогда вам не нужно бросаться в бушующие потоки каждый раз, когда возникает эмоция. .
Когда у вас есть эмоциональные навыки, у вас есть варианты — и свобода, и передышка — независимо от того, что происходит внутри вас или вокруг вас.
Итак, эмоция делает следующее: она дает вам информацию об эмоционально значимой ситуации. Он говорит вам, что вы восприняли и что вы испытываете.
И ваша работа как партнера ваших эмоций состоит в том, чтобы чувствовать эмоцию, называть ее, задавать правильные вопросы и действовать эмоционально и рационально. Я говорю, что это выполнимо — не говоря уже о том, что это жизненно важно для вашего психического здоровья, здоровья ваших отношений и здоровья вашего сообщества.
Да ведь это так просто, ребенок может…
Ладно, я не буду заходить так далеко, но когда вы знаете, как чувствовать свои эмоции, процесс становится легким (и веселым, и поучительным), когда вы получаете повесить его! Что еще более важно, когда вы знаете, как чувствовать свои эмоции, называть их и делать необходимые когнитивно-модерированные паузы, которые помогут вам понять, действительна ли ситуация (или ваша реакция), тогда ваши большие, интенсивные и потенциально опасные эмоции станет менее токсичным, и вы тоже.
Поддержка ваших навыков восприятия и называния
Наш Эмоциональный словарь был создан с помощью эмпатического краудсорсинга здесь, на моем веб-сайте (и на Facebook). Я и моя группа эмпатов распределили все эмоции по категориям (гнев, страх и т. д.) и по степени интенсивности (мягкая, средняя и интенсивная).
Например, гнев не появляется в этом списке сам по себе; у нас есть слова для мягкого гнева, среднего гнева и сильного гнева. Мы сделали то же самое с печалью, страхом, стыдом, счастьем и так далее.
Этот список — то, что просили читатели Язык эмоций , когда они делятся своим новым эмоциональным пониманием с людьми в своей жизни. Мои эмпатические товарищи сообщили, что многие люди не имеют функционального словаря для своих эмоций, потому что им не хватает областей чувств и названий, как показано на блок-схеме выше; поэтому мы создали этот список, чтобы помочь людям осознать различную интенсивность эмоций и развить лучшую эмоциональную артикуляцию и осознанность.