Skip to content

Эмоции чувства состояния: Эмоции, чувства, состояния — что это?

Содержание

Список чувств, чувства человека, какие бывают чувства, чувства и эмоции.

Какое то время назад, я не принимал того, что я испытываю чувства, а уж тем более того что они влияют на мою жизнь.

То время ассоциируется у меня с маленькой комнаткой с задернутыми шторами, в которой я прячусь сам от себя, глуша все переживания чем угодно.

Сейчас в течении каждого дня я наблюдаю за состоянием своих чувств, и не переставая анализирую природу их появления, и характер влияния на мою жизнь.

На сегодняшний день у меня нет необходимости прятаться от своих чувств. Мне нравится переживать чувства.

Чувства не обманут, теперь я в любой ситуации знаю как следует поступать, чувства которые я испытываю точно указывают на будущий результат моих действий или бездействия.

Отношение к чему-то вызывают события, которые происходят с человеком и влияют на его состояние.

Существуют позитивные, негативные и нейтральные состояния человека.

Они имеют обобщенное название — эмоции и чувства человека.

Формы переживаний, которые отражаются в жизни человека теми или иными последствиями — называются эмоции человека.

Чувства — устойчивое психическое состояние, которое отображает отношение к тем или иным объектам.

Чувства от эмоций отделяет их главное различие: чувствами управляют желания человека и его потребности, а эмоциями человека — эмоциональное состояние.

Эмоции и чувства человека — какие бывают

Эмоции влияют на человеческую деятельность. Называются практичными. Они связаны с переживаниями человека.

Эмоций человека существует два вида: стенические, астенические. Делятся эмоции человека на такие типы: настроение, фрустрация, аффект, страсти.

Чувства человека отличаются по состояниям.

Чувства человека разделяют на:

  • моральные или нравственные,
  • интеллектуальные,
  • эстетические.

Моральные — отношение людей к человеческому поведению, а также оценка собственного поведения.

Психологи сюда относят чувство симпатии и антипатии, любви, влюбленности, ненависти, признательности, совести, дружбы, неблагодарности и коллективизма.

В процессе умственной деятельности возникают интеллектуальные чувства, характеризуются поиском решения научной проблемы.

Такие черты человека относятся этим чувствам: удивление, уверенность, сомнение, любопытство.

Эстетические — отношение человека к прекрасному.

Человек наблюдая за предметами способен испытывать чувство восхищения.

При восприятии произведения художественной литературы, изобретательного, музыкального, а также других видов искусства человек испытывает глубокие переживания.

Восторг, радость, страдание, тоска проявляется через эстетические чувства.

Ярким примером эстетических чувств можно назвать чувство влюбленности, которые со временем перерастает в любовь.

Любовь — смесь эмоционального, когнитивного и мотивационного компонента.

Изард, назвал это чувство фундаментальными эмоциями.

Ученый утверждал, что любовь сопровождается, как позитивными, так и негативными характеристиками.

Негативные характеристики: Гнев, злость, печаль.

Позитивная: радость. Любовь — предмет удовольствия.

Многие ученые рассматривали этот загадочный компонент чувств.

Например, Фром, говорит, что проблему человеческого существования решает любовь.

Согласно этому ученым, заинтересованность в жизни и развитии того человека, который нравится.

Классификации любви:

  1. Материнская. Этот вид любви очень необходим для ребёнка.
  2. Сиблинговая. Старший брат или сестра ребенка занимается воспитанием своего младшего родственника. Старший ребёнок обеспечивает младшему социальную поддержку. Детская ревность формируется под влиянием такой любви.
  3. Романтическая. Любовные отношения между парнем и девушкой.

Классификация любви по Фромму:

  1. Братская. Наиболее фундаментальный вид любви. Основывается на чувстве на чувстве единого целого.
  2. Материнская. Считается высшим видом любви. Утверждение потребностей в жизни ребенка.
  3. Эротическая. Жажда слияния с близким человеком.
  4. Самолюбие. Чрезмерная забота о себе.
  5. Любовь к Богу.

Функции эмоций

Формируются болезни под воздействием негативных эмоций человека. Иногда, происходит исцеление под влиянием эмоционального состояния.

Поднимает эмоциональное состояние пациента позитивные слова врача.

Такое действие называется регулирующей функцией.

Сигнальная характеризуется запоминанием громких событий, которые остаются в памяти на долгий период.

Эмоции влияют на характер человека.

Когнитивная теория эмоций — согласно этой теории все ситуации, которые произошли с человеком, определяются когнитивными оценками.

Когнитивная оценка — объяснения тех или иных ситуаций, которые произошли в процессе жизненной деятельности.
Другие состояния человека

Грубость — недостаток воспитания. Характеризуется вторжением в личное пространство другого человека, силовая добавка в речи, цель который не допустить на свою территорию другую особь рода «Homo sapiens».

Бескорыстие — нежелание приносить вред окружающим, нежелание получить вознаграждение за доброе деяние.

Бескорыстные люди думают о других, намного больше, чем о себе.

Личная выгода таких людей не волнует. Люди, которые занимаются бескорыстием ради других.

Доброта — добрые люди знают, как вести себя в любых ситуациях и знают, как помочь остальным.

Доброчестие — другое название доброты.

Ради блага других граждан добрый гражданин поступает сурово к окружающим.

Такие обыватели планеты Земля обладают мягким сердцем.

Гордость — опасная страсть человечества.

Гордость находится наравне самолюбием и тщеславием.

Тот, кто гордится, обречён на самоуничтожение.

Нежность — ласковое чувство по отношению к другим людям.

Характеризуется ласковыми словами или проявлением физической слабости.

Терпение — упорство, настойчивость, напряжение, с которым человек преодолевает все пороки жизни через настойчивые тренировки своего внутреннего состояния. Наши предки о терпении создали множество скороговорок.

Злоба — чувство гневного раздражения. Возникает в результате ненависти.

Интерес — привычка, которой обучают с детства. Ребёнок не будет ничем интересоваться, если ему ни к чему не привить интерес. Главная характеристики интереса: новизна информации, важность, доступность.

Удовольствие — означает телесную и душевную удовлетворенность.

Существует несколько видов удовольствия: ложное, истинное, душевное и душевно телесное.

Восхищение — состояние человека, при котором он радуется окружающим событиям.

Восхищение — то , что видим глазами.

Восхищаться можно чем угодно.

Ощущение — отображает в мозгу человека отдельные свойства предметов и явлений , и при этом является познавательным психологическим процессам.

Ощущения — самый простой психологический процесс.

Положительное или отрицательное эмоциональное состояние характерно для ощущений.

Восприятие — отображает в мозгу человека все качества и свойства предмета, которые отображаются в мозгу человека.

Восприятие — это формирование субъективных образов.

Адекватное восприятие предметов осуществляется благодаря практическим действиям.

Высшая форма абстрактного познания окружающей действительности называется мышлением.

Мышление — непосредственное обобщенное отображение человеком предметов и событий окружающей действительности.

Мышление — процесс формирования умственных качеств и осведомленный деятельности человечества.

Память — хранение, укрепление, сохранение и воспроизведение человеком его предыдущего опыта.

Свойства памяти: забывание, запоминание, воспроизведение, запоминание. Виды памяти: оперативная, долговременная и кратковременная.

Потребности

Потребность — необходимость в чем-либо для развития личностных качеств. Человек вынужден вступать в деловые отношения с другими людьми для удовлетворения своих потребностей.

Только после того, как человек удовлетворил чужую потребность, только тогда он может удовлетворить свою потребность.

Когда человек удовлетворил старые потребности, ему требуется новое.

Основными потребностями являются высшие , а также социальные потребности.

Высшие — характеризуются необходимостью в пище, воде, в чистом воздухе, любви.

Высшие потребности, то без чего, человек не может обойтись.

Социальные — потребность в межличностных связях, общении, привязанности, заботе.

Социальные потребности являются психологическими и ментальными.

Занимает они среднее место между физическими и высшими потребностями.

Саморегуляция эмоций //Психологическая газета


Отрывок из книги «Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности» Климова Е.К., Помазина О.А. Проект «Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности» (учебно-методическое пособие) является номинантом  XVIII Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2016 года


Дискомфортное состояние человека включает в себя негативные (отрицательные) эмоции по отношению к себе или к другим.

Разделение эмоций на позитивные, негативные и нейтральные является условным. Основанием для такого разделения служит степень комфортности психоэмоционального состояния и его проявлений в поведении для самого человека и окружающих его людей. При таком подходе к негативным (дискомфортным) эмоциям будут относится эмоции, причиняющие дискомфорт самому человеку и/или окружающим.

Важнейшим этапом целенаправленной саморегуляции психоэмоционального состояния человека является осознание своих негативных эмоций и их нейтрализация.


Схема саморегуляции эмоций


Осознание эмоций предполагает постановку человека в позицию наблюдателя. Отделить себя от эмоции помогает техника «Осознание», описанная в притче к занятию. В момент, когда эмоция «захватывает» вас, нужно внутренне остановиться, осознать свою эмоцию, дать ей название (при назывании эмоции важно говорить: «Я чувствую злость» вместо: «Я злюсь»). Это приведет к моментальному эффекту — вы перестанете ощущать себя единым целым с эмоцией. В результате эмоция или совсем исчезнет, или снизится уровень ее переживания вами.

Для регуляции своего эмоционального состояния важно не только понять, какие эмоции и чувства вы испытываете в той или иной ситуации, но и взять на себя ответственность за свои эмоции и чувства, то есть осознать, что в любой ситуации вы можете испытывать нейтральные или даже позитивные эмоции и чувства (например удивление, интерес, чувство юмора и т. п.).

Перейдем к практическим упражнениям, которые помогут вам управлять своими эмоциями.


Упражнение «Регуляция своих эмоций»


1. Вспомните ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции, и кратко опишите ее _______________________

2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете в настоящий момент по поводу этой ситуации___________________

3. Осознайте свою ответственность за свои эмоции и чувства. Запишите, какие нейтральные или позитивные эмоции и чувства вы могли бы испытывать в этой ситуации_____________________________________

. ..

Опасность негативных эмоций заключается в том, что, с одной стороны, они могут выплеснуться наружу в виде агрессивных высказываний и действий, а с другой стороны, не проявленные вовне негативные эмоции приводят к накоплению энергии и различным психосоматическим заболеваниям (физическим заболеваниям, основными причинами которых являются психологические факторы). Попробуем разобраться, что такое агрессия и как она влияет на жизнь человека.


Информация к размышлению: «Агрессия»


Агрессия (от лат. аggressio — нападение) — это деструктивные действия, поведение, эмоции и чувства человека, причиняющие ему и (или) другим психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб.

По месту проявления (во внешнем поведении человека или во внутреннем мире человека) агрессия делится на два вида:


• внешнюю ― слова, действия, поведение человека;

• внутреннюю ― негативные эмоции, чувства и мысли, которые или не отражены в поведении, или проявляются косвенно (например, в мимике, жестах).


По направленности агрессия также подразделяется на два вида:


• агрессию, направленную против других;

• агрессию, направленную на себя (аутоагрессию).

Сочетание двух критериев позволяет выделить четыре вида агрессии (см. рисунок).


Классификация видов агрессии


 


1. Внешняя агрессия по отношению к другому — это агрессия, проявляющаяся в поведении человека в виде высказываний и действий, причиняющих другому человеку моральный и/или физический вред. К данному виду агрессии можно отнести: действия, наносящие физический ущерб здоровью людей, имуществу, окружающей среде; высказывания, нацеленные на самооценку другого человека: обвинения, оскорбления, унижения, поучения («Ты должен…», «Ты не прав…»), упреки, насмешки, демонстративное игнорирование и т. п.


2. Внешняя агрессия по отношению к себе — это агрессия, проявленная в поведении в виде агрессивных действий и высказываний по отношению к себе. Данный вид агрессии может сопровождаться причинением себе физического ущерба (биться головой об стену; шлепать себя по лицу, рукам и т. д.).


3. Внутренняя агрессия по отношению к другому — это агрессия, выражающаяся в негативных эмоциях, чувствах и мыслях по отношению к другому человеку. Например, к данному виду агрессии будут относиться обида, злость, ненависть, гнев, ревность, зависть, страх, разочарование, отвращение, осуждение, презрение, высокомерие и др.


4. Внутренняя агрессия по отношению к себе — это агрессия, выражающаяся в негативных эмоциях, чувствах и мыслях по отношению к себе. К данному виду агрессии можно отнести чувство вины, чувство стыда, обиду на себя, чувство самоуничижения, внутреннее самобичевание и т. п.


Влияние негативных эмоций на жизнь человека. Как отмечалось ранее, к негативным эмоциям относятся эмоции, причиняющие дискомфорт самому человеку или окружающим.


Наличие отрицательных эмоций — это сигнал человеку о том, что задеты значимые для него ценности, нарушены его ожидания относительно себя, других людей, явлений и т. п. Негативные эмоции являются симптомом психологического нездоровья, показателем наличия у человека дисгармонии с собой или миром.


Негативное влияние отрицательных эмоций на здоровье человека было доказано экспериментальным путем. Д. Серван-Шрейбер в своей книге «Антистресс» (Серван-Шрейбер Д. Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. ― М., 2013. ― С. 82–83.)  описывает эксперимент, доказывающий влияние эмоциональных переживаний на функционирование иммунной системы, а именно, на секрецию иммуноглобулина A. Иммуноглобулины A являются первой линией защиты организма от возбудителей инфекций (вирусов, бактерий и грибов). Они непрерывно обновляются на слизистых поверхностях носа, горла, бронхов, кишечника и влагалища — там, где существует постоянная угроза инфекций. В эксперименте добровольцев просили вспомнить какой-либо пережитый эпизод, вовлекший их в состояние гнева. Даже простое воспоминание заставило их сердце биться хаотично. Вследствие утраты баланса на короткий промежуток времени секреция иммуноглобулина A резко снизилась, уменьшив сопротивление возбудителям инфекций в среднем на шесть часов. В том же исследовании позитивные воспоминания привели к увеличению выработки иммуноглобулина A в течение последующих шести часов.


Описанный эксперимент объясняет, как внутренняя агрессия (негативные эмоции) приводит к психосоматическим расстройствам здоровья человека, а в случае затяжного характера негативных переживаний — к серьезным заболеваниям, и показывает важность нейтрализации своей внутренней агрессии для сохранения здоровья.


Ещё одной характерной особенностью агрессии является то, что она функционирует согласно принципу бумеранга (агрессия, отправленная вовне, возвращается отправителю) и принципу «подобное притягивает подобное» (и внутренняя, и внешняя агрессия притягивает агрессию). Иными словами, человек, который ведет себя агрессивно по отношению к окружающим или себе, получает в ответ агрессию со стороны других.


Задумывались ли вы о том, какие отрицательные эмоции и чувства характерны для вас, какой вид агрессии у вас преобладает? Осознать ответы на данные вопросы поможет выполнение следующего упражнения.


Упражнение «Я и агрессия»


1. Опираясь на полученную вами информацию об агрессии, продумайте и запишите на схеме (см. рисунок) примеры агрессивных высказываний, действий, эмоций, чувств, мыслей, характерных для того или иного вида агрессии:


Примеры агрессивных высказываний и действий

2. Запишите характерные для вас агрессивные действия, высказывания, негативные эмоции, чувства, мысли.

Внешняя агрессия по отношению к другому _________________

Внешняя агрессия по отношению к себе _____________________

Внутренняя агрессия по отношению к другому _______________

Внутренняя агрессия по отношению к себе __________________

3. Осознайте, какой вид агрессии наиболее характерен для вас _______________________________________

Комментарий к упражнению. Осознание наличия у себя того или иного вида агрессии — отправная точка для применения приемов саморегуляции. Известно, что признание наличия у себя проблемы определяет половину успеха в ее разрешении. Осознание проблемы позволяет перевести ее в задачу. Можно, например, сказать себе: «Да, я проявляю агрессию по отношению к себе и другим. Но я хочу научиться регулировать свое эмоциональное состояние».


Важно помнить о том, что человека нельзя заставить испытывать негативные эмоции, если он этого не хочет. У него есть право в любой момент своей жизни воспользоваться советом, содержащимся в известном высказывании: «Не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней» (например, переключить свое внимание с мысленного прокручивания негативных последствий сложившейся ситуации и поиска ответа на вопрос: «За что?» на обдумывание ответа на вопрос: «Для чего дана эта ситуация, какие потенциальные возможности она открывает?», на осмысление опыта, полученного благодаря этой ситуации, на поиск решения проблемы и т. п.).


Итак, мы познакомились с тем, что такое агрессия, рассмотрели ее виды и влияние на жизнь человека. Теперь постараемся разобраться, откуда берется агрессия и как ее нейтрализовать.


По большому счету, причиной негативных эмоций и агрессии являются неоправданные ожидания человека. Отрицательные эмоции лишь сигнализируют нам о том, что что-то идет не так, как мы ожидали, поэтому нужно избавляться не от отрицательных эмоций, а от причины, вызывающей эти эмоции. Однако если не снять симптом (негативную эмоцию), то до причины агрессии докопаться сложно (по аналогии, если мы испытываем сильную боль, то вначале нужно снять боль, а уже потом устранять причину заболевания). Поэтому саморегуляцию дискомфортного состояния стоит начинать со снятия симптомов — с нормализации дыхания и мышечного тонуса, с осознания и нейтрализации негативных эмоций. И уже после этого переходить к анализу неоправданных ожиданий.


Познакомимся с приемами регуляции своих ожиданий.


Информация к размышлению «Саморегуляция ожиданий»


Регуляция ожиданий предполагает трансформацию негибких (однозначных) ожиданий в гибкие (многозначные) ожидания (см. рисунок).


Схема регуляции ожиданий


Гибкие ожидания могут включать в себя предположения о вероятных путях развития событий, возможных видах своего будущего поведения (в зависимости от того или иного хода развития событий), способах предотвращения нежелательных сценариев развития событий, наличии непредсказуемых факторов, влияющих на ход развития событий и собственное поведение и т. п. Именно благодаря наличию гибких ожиданий человек способен контролировать свои эмоции и выстраивать конструктивные отношения с внешним миром.

Перейдем от теории к практике. Потренируйтесь трансформировать свои однозначные ожидания в гибкие с помощью техники саморегуляции своего отношения к другому человеку. Техника включает в себя совокупность действий человека по регуляции своего дыхания, мышечного тонуса, эмоций, увеличению гибкости ожиданий относительно собственных действий и поведения других людей.

Выполните упражнение на освоение этой техники.


Упражнение «Саморегуляция отношения к другому человеку»


1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции и чувства по отношению к другому человеку__________

2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________

3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации______________________________________


В случае необходимости нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха.

4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения, боли или сниженного тонуса мышц (вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус, используя изученные техники _________________

5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно этой ситуации не оправдались, какая человеческая ценность наиболее важна для вас в данной ситуации (список ценностей см. в занятии 1), какой вид субъективного управления вы проявили в этой ситуации (классификацию видов субъективного управления см. в занятии 2).


Для примера проанализируем следующую ситуацию: ваш друг опоздал на встречу к вам, и вы высказали ему свое недовольство в категоричной форме. Вероятно, вы ожидали, что друг придет на встречу вовремя. Если это так, то важной для вас человеческой ценностью является пунктуальность. Так как вы обвинили друга в том, что он опоздал, то вы проявили вид субъективного управления «обвинение других».


6. Возьмите ответственность за свои ожидания: осознайте, что они — продукт вашего мышления, то есть вы сами их создали, а значит, можете их изменить. Предположите и запишите, что вам следует изменить в своих ожиданиях, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния._________________________________________________


7. Представьте себя на месте другого человека в описанной вами ситуации и попытайтесь понять, какого поведения он ждал от вас, какие его ожидания не оправдались, какие ценности для него являются значимыми, какой вид субъективного управления он проявил в этой ситуации.


8. Запишите мотивы действий другого человека, которые могли бы объяснить (в идеале, оправдать) его поведение.

___________________________________________

9. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к другому человеку в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 5–8).

___________________________________________

10. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации в будущем:

Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:

___________________________________________

Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:

_________________________________________

Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:

_________________________________________

Комментарий к упражнению. При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к другому человеку. (приложение «Техники для саморазвития»). Эту методику эффективно применять в тех случаях, когда у вас возникнет дискомфортное состояние, связанное с неоправданными ожиданиями по отношению к другому человеку. Данная техника является необходимым условием конструктивного взаимодействия с другими людьми: в агрессивном состоянии невозможно донести до собеседника свои мысли, поскольку он, в первую очередь, реагирует на ваше состояние, и не вдумывается в ваши слова.

Итак, вы познакомились с техникой саморегуляции своего отношения к другому человеку. Если у вас возникли трудности при нахождении мотивов, оправдывающих поведение другого человека, то, вероятно, у вас завышенные требования к определенным значимым для вас ценностям (они превратились для вас в сверхценности). Психологическая практика показывает, что требовательный человек очень часто имеет высокие запросы не только к другим, но и к себе, а следовательно, для него вероятна внутренняя агрессия по отношению к себе.

Осознать свои сверхценности и снять их с пьедестала вам поможет освоение шагов саморегуляции своих ожиданий в отношении значимых ценностей и нейтрализации внутренней агрессии по отношению к себе. Познакомьтесь с техникой саморегуляции своего отношения к себе, выполнив следующее упражнение:


Упражнение «Саморегуляция отношения к себе»


1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас негативные эмоции и чувства по отношению к себе ________________________________________


2. Дайте название эмоциям и чувствам, которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________

3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации. Нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха______________________

4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения (боль, вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус ___________________________

5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно себя не оправдались.

__________________________________________

6. Проанализируйте и запишите, какие ваши ценности вступили в конфликт в этой ситуации; какая значимая для вас ценность победила, а какая — проиграла

7. Осознайте и запишите вид субъективного управления, который вы проявили в этой ситуации.

_________________________________

8. Осознайте свою ответственность за свои ожидания, эмоции и чувства по отношению к себе. Продумайте и запишите, чего вам следует ожидать от себя в подобной ситуации, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния.

_________________________________

9. Осознайте и запишите мотивы, которыми вы руководствовались при выборе победившей ценности: объясните (в идеале, оправдайте) ваши действия в этой ситуации.

_________________________________

10. Осознайте и запишите, какой жизненный опыт вы получили благодаря этой ситуации (что осознали, переосмыслили и т. п. ).

_________________________________

11. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к себе в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 8–10).

_________________________________

12. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации.

Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:

_________________________________

Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:

_________________________________

Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:

_________________________________

При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к себе (приложение «Техники для саморазвития).

Подведем итоги. В ходе данного занятия вы освоили приемы регуляции своего психоэмоционального состояния, отработали техники нейтрализации внутренней агрессии.


Обратите внимание: для профилактики возникновения негативных эмоций полезно вырабатывать у себя гибкие ожидания. Но, поскольку жизнь непредсказуемое явление, то не менее важно научиться быстро нейтрализовать свою внутреннюю агрессию, возникающую при неожиданном ходе развития событий. Это умение позволяет быть способным ставить и конструктивно решать задачи по исправлению ситуации вместо того, чтобы погружаться в ту или иную негативную эмоцию.

Важно понимать, чем отличается поведение человека, охваченного отрицательной эмоцией, от поведения человека, нейтрализовавшего отрицательную эмоцию. Например, пестовать обиду вредно, а вот сказать человеку о том, что вы испытываете обиду, когда он поступает определенным образом, полезно. Это позволяет предотвратить не устраивающее вас поведение другого человека в будущем.

Как определить свои эмоции и почему это полезно

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство. Узнайте больше о файлах cookie или ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.

Как определить свои эмоции и почему это полезно

Вы, наверное, слышали, что эмоциональный интеллект является ключевым показателем успеха в большинстве, если не во всех сферах жизни. Эмоциональный интеллект основан на самосознании — способности чувствовать эмоции и называть их (эмоциональная грамотность), а также не поддаваться им. (На самом деле способность называть эмоции помогает вам не перегружаться.)

Но как вам улучшить свое эмоциональное сознание и эмоциональную грамотность, если вы чувствуете, что вам чего-то не хватает? В этой статье предлагается один метод.

Что такое эмоция?

Термин «эмоция» достаточно широк и даже расплывчат — он охватывает ряд аспектов переживания:

  • Чувства — под которыми я подразумеваю восприятие или переживание состояний тела. Например, ваше сердце колотится от страха.
  • Мысли и модели мышления — под мыслями я подразумеваю, в частности, внутренний диалог. Например, в гневе у вас возникают мысли о мести. Существуют также стили мышления — при депрессии мышление замедляется и повторяется.
  • Побуждения и импульсы к действию — в гневе вы готовы закричать или даже ударить.
  • Внимание — вы склонны сосредотачиваться определенным образом и на определенных вещах — например. в тревоге вы довольно узко фокусируетесь на том, что может пойти не так.

Циркумплексная модель эмоций

Одной из первых попыток научного анализа эмоций была циркумплексная модель — на самом деле она довольно полезна, даже если не охватывает все нюансы концепции эмоций.

По сути, он видит любую конкретную эмоцию, определяемую в основном двумя параметрами или «переменными»:

  • возбуждение (или сколько физической энергии задействовано)
  • «валентность», которая в основном означает, насколько приятна или неприятна эмоция.

Вот простая диаграмма, показывающая «спектр» эмоциональных состояний согласно модели:

Как определить свое эмоциональное состояние

Циркумплексная модель ясно предлагает способ определить ваше эмоциональное состояние — вы можете выполнить примерно такие шаги:

  1. Спросите себя, насколько хорошо вы чувствуете себя сейчас – хорошо ли вам, приятно ли вам сейчас быть на вашем месте? А может это не так приятно? Оцените свою «эмоциональную валентность» по шкале, скажем, от -5 (неприятно) до +5 (приятно).
  2. Что сейчас происходит в вашем теле? Сколько энергии вы чувствуете? Чувствуете ли вы себя беспокойным, взволнованным, энергичным или, может быть, вялым и вялым? Если бы вам пришлось заниматься физической активностью, например, бегать или использовать силу, как бы вы себя чувствовали? Снова оцените себя по шкале, скажем, от -5 до +5, на этот раз по уровню энергии или возбуждения.
  3. Теперь, когда вы оценили два параметра, вы можете просто считать свое эмоциональное состояние с диаграммы — точно так же, как используя две координаты, чтобы найти точку на карте.

Конечно, вам нужно, чтобы посмотреть ваше состояние — ценность метода явно зависит от наличия хорошей диаграммы.

У меня нет ни одной, которую я мог бы опубликовать здесь, не дыша чьими-то авторскими правами, но вот ссылка на один пример, который, я думаю, работает довольно хорошо.

Вы также можете перейти к изображениям Google и выполнить поиск по «циклической модели эмоций» и найти множество других версий. Вот еще один, который мне очень нравится.

Конечно, каждая версия немного отличается — мы не имеем здесь дело с точными науками.

Приложение «Измеритель настроения»

Приложение для измерения настроения — это программное приложение, доступное для мобильных устройств (как Android, так и Apple), разработанное Центром эмоционального интеллекта Йельского университета. Он основан на методе, который я только что описал, — вы оцениваете себя по каждому из двух параметров, валентности и энергии или возбуждения, а затем он предлагает эмоциональное слово, описывающее ваше состояние — на самом деле оно предлагает несколько, и вы можно выбрать, что подходит лучше всего.

Это стоит совсем немного денег, но если вам не хватает эмоциональной грамотности, я бы порекомендовал его в качестве учебного пособия.

Развитие навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта

Приложение предназначено не только для повышения вашего эмоционального самосознания — оно предназначено для развития навыков эмоциональной регуляции и, в конечном итоге, для повышения эмоционального интеллекта. Итак, есть еще шаги, помимо первоначального определения вашей эмоции, которые я не буду здесь описывать.

Если вы используете его много раз в течение нескольких дней, он может отслеживать ваше эмоциональное состояние и показывать вам отчеты.

Вы можете узнать больше о Йельском центре эмоционального интеллекта, посмотрев видеопрезентации на YouTube, такие как:

Статьи Главная

Поиск по этому сайту:

ПРОЕКТ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССУ

Я составил краткое изложение того, что нужно каждому для эффективного управления стрессом:
как работать с тревога, паника, раздражительность, утомляемость, бессонница, туман в голове, плохое настроение
и другие симптомы, связанные со стрессом.

Этот план является планом того, что мои услуги и продукты должны предоставлять.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить одностраничное резюме и посмотреть короткий видеокомментарий.

Получить схему устойчивости к стрессу

ПОДРОБНЕЕ О БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ

Интеллект разума и тела
Как управлять своим разумом с помощью биологической обратной связи и осознанности

Книга Глина Блэкетта

  • Основополагающая динамика стресса и тревоги
  • Наука о связи разума и тела и ее применение
  • Почему дыхание лежит в основе управления стрессом
  • Практические модели для постановки проблем и решений самоконтроля

Скачать бесплатные главы

Почему важно «чувствовать» все свои чувства

 

 

Причина, по которой у всех нас есть широкий спектр эмоций: они нам нужны.

 

Эмоции помогают нам общаться с другими, например, когда нам грустно и нам нужна помощь. Они также могут помочь нам действовать быстро в важных ситуациях.

 

Например, когда вы собираетесь перейти улицу и видите быстро приближающуюся машину, страх заставляет вас прыгнуть обратно на бордюр. Эмоции также предоставляют важную информацию и иногда могут восприниматься как «внутреннее чувство» или интуиция.

 

Что такое эмоциональная инвалидность?

 

Эмоциональное обесценивание происходит, когда мы говорим кому-то, что то, что он чувствует, «неправильно».

 

Иногда это может звучать как «вы слишком остро реагируете, просто смиритесь с этим, по крайней мере, у вас [пусто] или только хорошее настроение». Мы также можем сделать то же самое с собой в форме нашего собственного разговора с самим собой.

 

Противоположностью аннулирования является подтверждение, и это происходит, когда мы сообщаем, что чьи-то эмоции имеют смысл или, по крайней мере, понятны.

 

Почему эмоциональное обесценивание причиняет боль?

 

Инвалидация причиняет боль, потому что она сообщает, что понятные чувства в чем-то неверны или плохи.

 

Это затрудняет понимание того, что мы чувствуем, обработку своих эмоций и получение поддержки от других.

 

Инвалидация ослабляет нашу связь с другими и усиливает чувство одиночества, тогда как валидация делает обратное. Валидация помогает нам чувствовать себя более связанными с другими и более эффективно решать проблемы.

 

Как может помочь признание того, что вы не чувствуете себя хорошо?

 

Простое обозначение того, что вы чувствуете (без осуждения), может помочь регулировать ваши эмоции. Эмоции приходят и уходят, как волны, если мы им позволяем. Идея здесь состоит в том, чтобы оседлать волну эмоций, вместо того, чтобы пытаться остановить гигантскую волну и поддаться давлению.

 

Почему игнорирование гнева, горя и печали может быть вредным?

 

Когда мы игнорируем свои чувства, возникает эффект «бумеранга», когда эмоции возвращаются позже, а иногда даже сильнее, чем были раньше. Разрешение себе чувствовать то, что мы чувствуем, помогает нам двигаться вперед, а не застревать.

 

Почему мы боремся со своими чувствами, пока затягивается пандемия COVID-19?

 

Все мы время от времени испытываем негативные и подавляющие эмоции. Факторы, которые делают нас более уязвимыми для негативных эмоций, включают: физические болезни, бессонницу/усталость, употребление психоактивных веществ, голод или переедание, слишком много времени и угрозы в окружающей среде.

 

Пандемия COVID-19 создала ситуацию, когда эти факторы проявляются чаще и/или интенсивнее. Поэтому имеет смысл, что по мере продолжения пандемии все больше из нас борются с более негативными и подавляющими эмоциями.

 

Когда следует обращаться за психиатрической помощью?

 

Если вы обнаружите, что эмоции вызывают дистресс и/или влияют на ваше функционирование, возможно, пришло время обратиться за профессиональной помощью. Терапевты и психиатры создают для вас безопасную среду, в которой вы можете исследовать свои эмоции и помогать находить решения жизненных проблем.