Skip to content

Эмоции и чувства человека: Об эмоциях и чувствах

Болезнь «замерзших чувств» — Красноярский краевой наркологический диспансер №1



Жизнь человека течет в бешеном ритме, каждый день в нашей жизни есть взлеты и падения, удачи и огорчения. Ежедневно мы испытываем гамму абсолютно разных чувств и эмоций. В день их количество может быть очень разным, как позитивных, так и негативных. И в норме мы умеем различать эти эмоции: понимать, где печаль, где тоска, где уныние, а где радость, удовлетворенность, восторг, умиротворение и т.д.

Ребенок с рождения имеет способность чувствовать. Он радуется, когда видит маму; плачет и огорчается, когда мамы рядом нет. Сначала это всего лишь очень малый набор чувств, но благодаря родителям, ребенок учится видеть и, самое главное, определять другие, очень схожие, но, все же, оттененные другим, чувства и эмоции. Ребенок начинает это понимать. Поэтому так важно всегда проговаривать свои чувства и эмоции, и задавать вопрос ребенку «Что ты сейчас чувствуешь?». Так должно быть, но не всегда это есть на самом деле.

Однако часто, в процессе воспитания многие взрослые мешают нормальному формированию эмоциональных переживаний у детей, поскольку у них самих есть с этим проблемы. В одних семьях восхваляют только положительные эмоции, заглушая отрицательные; в других семьях, наоборот, ребенок привыкает только к крикам и выплескам отрицательных эмоций. В таких семьях не принято выражать любовь. А в третьих семьях вообще никаких эмоций не выражается. И тогда ребенок учится «глотать» боль, а вместе с ней и выражение чувств и эмоций.

Впоследствии такие люди очень скупы на эмоции, не имеют представления, как выразить свои чувства другим людям и все их эмоции становятся очень примитивными. Люди становятся «неживыми», начинают понимать, что им не хватает эмоций, и хотят наполнить эту внутреннюю пустоту чем-нибудь, чтобы уйти от реальности, боли, напряжения и забыться. Такие люди автоматически попадают в группу риска от химических зависимостей, так как хотят получить много эмоций и чувств сразу. А все ПАВ умеют лживо «отключать» механизмы чувств, стимулировать одни чувства, и глушить другие. Когда действие ПАВ заканчивается, человек хочет достичь этого состояния снова и снова, и тут он становится уже зависимым.

Именно поэтому зависимому человеку помимо медикаментозного лечения, необходима помощь психолога и психотерапевта, для работы с эмоциональной сферой. Без изменений в этой сфере вероятность, что аддикт снова начнет употреблять, очень высока.

 Что происходит по мере того, как чувства размораживаются и дифференцируются? Сперва зависимому человеку приходится столкнуться с большим количеством боли, потому что в первую очередь размораживаются чувства, порождающие душевную боль. Это может испугать и даже остановить аддикта на пути выздоровления. Но важно не сдаваться и идти вперед, и тогда вслед за негативом придет позитив.

Важно всегда продолжать работу над собой, ведь химическая зависимость — хроническая болезнь. Любому срыву, приводящему к употреблению ПАВ, предшествует эмоциональный взрыв. И если не обратить в этот момент внимание на свое эмоциональное состояние, то далее следует возврат опять к ПАВ.

И, конечно, не стоит бояться своих «негативных чувств». Потому что «негативных чувств» не бывает – бывают «неприятные», но и они – важная часть нашей жизни. Ведь «жить» — значит «чувствовать», а «чувствовать» — значит «жить». И попытка притупить часть чувств – это попытка наполовину не жить. Когда возвращаются чувства – возвращается ощущение жизни, возвращается желание жить, и уже нет потребности убегать в иллюзорный мир химической ирреальности.

Когда мы не отрицаем своих эмоций, когда мы постигаем язык чувств, мы становимся обладателями незаменимого средства решения проблем, подбрасываемых нам жизнью. Такая способность – основная предпосылка нашего выздоровления и духовного развития. Постижение наших собственных эмоций открывает нам новые перспективы и увеличивает вероятность реализации нашего потенциала. Мы превращаемся в думающего, чувствующего и действующего человека. 

 

 

 

 



Избранные материалы:
статьи, книги, журналы,
буклеты, видео



Присоединяйтесь к нам в социальных сетях! Узнавайте новости первыми!
Группа Вконтакте



Вопрос-ответ
Здесь Вы можете задать нам
любой вопрос

Эмоции и чувства в жизни человека | Рефераты Психология личности

Скачай Эмоции и чувства в жизни человека и еще Рефераты в формате PDF Психология личности только на Docsity! Тема № 5. Эмоции и чувства. Содержание Введение 3 1. Понятие об эмоциях 4 – 6 2. Значение эмоций в жизни человека 7 – 8 3. Основные функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная) 9 – 11 4. Отличия эмоций от ощущений и чувств 12 – 13 5. Классификация и виды эмоций (совместной эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) 14 – 16 6. Психологические теории эмоций 17 – 19 7. Эмоции и личность 20 – 21 8. Связь эмоций и потребностей человека 22 – 24 9. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств 25 – 26 10. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека 27 – 28 Заключение 29 Список литературы 30 – 31 2 Введение Эмоции и чувства – очень близкие понятия, часто используются как синонимы. Чувство гнева или эмоция гнева – можно сказать и так и так, вас поймут. Эмоции кратковременны и ситуативны: «я раздражен», «ты меня бесишь», «я в восхищении», «обожаю тебя» — обычно это реакции на какую- то конкретную ситуацию. А чувства, живя потоками под волнением мелькающих эмоций, более стабильны и говорят больше о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации. Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов. Если лицо меняет выражение быстро и быстро возвращается к исходному (спокойному) состоянию – это эмоция. Если лицо медленно начало менять свое выражение и осталось в новом выражении (относительно) надолго – это чувство. А поскольку это быстро или медленно относительно, то и четких границ между этими двумя понятиями нет. Эмоции видны на лице, они насыщены, они ярко проявляются и иногда похожи на взрыв. А чувства — всегда немного загадка. Это нечто более сглаженное, глубинное и, по крайней мере, вначале их нужно разгадывать — и окружающим, и самому человеку. Случается так, что человек не понимая, что он на самом деле чувствует, говорит об эмоциях и это вводит в заблуждение тех, кто пытается понять его. Впрочем, и значение каждой конкретной эмоции можно понять только в контексте того чувства, которое оно выражает. 3 Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида — происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого — гнев. [1] Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются слабыми местами для данного индивида. Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. [1] Можно сказать, что эмоции — механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. 6 2. Значение эмоций в жизни человека Роль эмоций в жизни человека крайне важна. Эмоции представляют собой специфическую группу состояний психики субъективного характера, которые находят выражение в форме переживаний и ощущений позитивного либо негативного характера, восприятия человеком окружающего мира и людей, собственных поступков и результатов действий. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроения и аффекты, а также стрессы. Все процессы психики протекают в сопровождении данных состояний. Другими словами, любое проявление человеческой активности окрашивается какими-либо эмоциями. Основная роль эмоций в жизни человека состоит в том, что посредством них люди лучше находят язык с окружающими, оказываются способными, не используя вербальные сигналы, делать выводы о состоянии своего ближнего. [4] Эмоциональные движения человека, включающие жесты и мимику, а также пантомимику, играют роль средства межличностного общения. Иными словами, сообщают собеседнику характер состояния говорящего, его мироощущение и отношение к предмету разговора. Кроме того, эмоции в жизни человека играют роль воздействующего средства. Под этим подразумевается, что при помощи эмоций человек может оказывать воздействие на того, кто в данный момент играет роль воспринимающего субъекта. Истолкование эмоциональных проявлений происходит на основании соотнесения человеком эмоции с контекстом, сопровождающим межличностное общение. [4] Роль эмоций в жизни человека трудно переоценить, так как эмоции – это своеобразная организация сигналов, которые дают понять собеседнику характер потребностей человека. Специфика эмоций в жизни человека заключается в том, что они выступают прямым выражением связи потребности и способов ее удовлетворения. Роль эмоций в жизни человека состоит и в том, что они, по сути, являются направляющими указателями и стимулами для человеческой деятельности любого рода. [10] 7 С точки зрения эволюционного процесса эмоции в жизни человека зафиксировались как так называемое средство выражения оптимальных условий жизни человека, как отражение его недовольства или удовлетворенности жизнью. Чем сложнее физиологическая и психическая организация живого существа, тем более обширен набор его эмоциональных переживаний и состояний. [10] Основные эмоции в жизни человека подразделяются на непосредственно эмоции, аффективные состояния и чувственные переживания. Эмоции и чувственные переживания являются преддверием процесса удовлетворения той или иной потребности. Другими словами, эмоции и чувственные переживания отражают важность текущего процесса удовлетворения потребностей для человека, то, что для него актуально в данный момент. При этом специфика именно эмоций состоит в том, что они могут быть вызваны как реальными событиями, так и выдуманными обстоятельствами. Как и чувственные переживания, эмоции человек воспринимает как собственные переживания, которые могут передаваться окружающим и находить в ответ сочувствие и сопереживание. Внешнее поведение человека редко носит печать каких-либо эмоций. А посторонние люди вовсе могут не замечать переживаемых человеком эмоций, особенно если человек умеет их тщательно скрывать. Сам человек может даже не отдавать себе отчета в том, что он переживает какую-либо эмоцию в процессе выполнение определенного действия, невзирая на то, что любое действие человека, по сути, направляется на удовлетворение какой-то актуальной потребности. Эмоции не только являются школой жизни, но пробуждают в нас лучшие, благородные чувства, которые весьма благотворно влияют на общее настроение, активизируют творческие силы человека, укрепляют волю и делают его духовно более сильным. 8 Стимулирующая функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. [8] Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность. Таким образом, чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать. 11 4. Отличия эмоций от ощущений и чувств Эмоции представляют собой особого рода внутренние ощущения. Но ощущения, связанные с эмоциями и входящие в их состав, существенно отличаются от ощущений, которые человек получает в процессе восприятия окружающего мира. Разберемся, в чем состоит принципиальная разница между ощущениями и эмоциями. Ощущения, входя в состав образа какого-либо предмета или явления, существующего в действительности, отражают свойства данного предмета или явления, присущие или приписываемые сознанием человека ему. Но в любом случае ощущения относятся к соответствующему предмету или явлению, расположенному, как правило, вне человека. [14] Эмоции в отличие от этого характеризуют не объективно, вне человека существующие (или предполагаемые существующими) предметы и явления, а его собственные физические или психологические состояния. Иными словами, ощущения всегда имеют вполне определенную, предметную отнесенность, а эмоции такой отнесенности не имеют. Правда, иногда возникает впечатление, что эмоции вызваны воздействием какого-либо специфического предмета, реально происшедшим событием, объективно случившимся явлением, однако в действительности эмоции все же характеризуют не данный предмет, не событие и не явление, а собственное состояние человека, возникающее при его восприятии в связи с нашими собственными потребностями и интересами. Ощущения же всегда представляют собой свойства воспринимаемого предмета, явления, события, а не наши состояния. Ощущения человека не имеют временных ограничений в том смысле слова, что они существуют до тех пор, пока человек воспринимает порождающий их предмет или явление. Их динамика не поддается каким-либо общим закономерностям, например они не могут возникать и исчезать периодически. Что касается эмоций, то они имеют временные, закономерные, периодические изменения. Ощущения, хотя они также в определенной степени зависят от состояния 12 организма в фиксированный момент времени, в гораздо большей мере определяются тем, что и как человек воспринимает. Качество ощущений практически не зависит от актуальных потребностей и интересов человека, а качество эмоциональных переживаний непосредственно определяется ими. Ощущения характеризуют познавательные процессы человека, а эмоции — его индивидуальные, личностные особенности. [19] Эмоции не всегда осознаются, иногда достаточно четко человек не может сформулировать, какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада? Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость. [14] Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает, и какие конкретные эмоции, чувства же всегда осознаваемы, человек осознает, почему он дружит или гордится, чувства — это личностное отношение к окружающей действительности (объектам и предметам). Эмоции человека связаны с конкретной ситуацией, только «здесь и сейчас» возникает эмоция, т. е. эмоции — ситуативные и отражают наше оценочное отношение к ситуации (настоящей или будущей, или только возможной). Чувства — это устойчивое эмоциональное отношение к предмету (объекту), т. е. чувства — предметные и не связаны с ситуацией. [19] А вот выражаются чувства через эмоции, в зависимости от того в какой ситуации человек оказывается. При этом эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу, например, горячо любимый человек может в определенной ситуации вызвать эмоцию гнева. Таким образом, чувства как бы «выделяют» из ситуации конкретный объект, независимо от того, что происходит вокруг, а эмоции «срабатывают» на ситуацию в целом. 13 К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции. [21] Чувства украшают личность человека, делают ее привлекательнее и ярче. Наоборот, в наше время неестественно вид сухого формалиста и педанта, не проявляющего эмоциональных реакций в соответствующей обстановке. Эмоции обогащают нас, способствуют творческому подъему, интенсифицируют интеллектуально-умственные процессы, способствуют стойкости внимания и т. п. Несомненно, что положительные чувства оказывают благоприятное влияние и на наш организм. 16 6. Психологические теории эмоций Несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают людей по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, человек реагирует так, а не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. [21] Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны. Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т. п. [29] 17 Теория Джемса-Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К. Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудодвигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). [29] Таким образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов. Биологическая теория эмоций разработана П. К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой. [29] Потребностно — информационная теория предложена П. В. Симоновым. Здесь позиционируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Теория активации эмоций происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит 18 личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах. Существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало (совесть). [20] Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, — это любовь. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью. [20] Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. п. 21 8. Связь эмоций и потребностей человека В формировании личности эмоции занимают ведущее положение. Эмоции имеют врожденные предпосылки, но формируются под влиянием конкретной социальной среды, в процессе постепенного, последовательного удовлетворения потребностей, начиная с низшего уровня и кончая высшим. Движущей силой человеческих поступков является желание (мотивация) удовлетворить свои потребности. В каждый данный момент времени неудовлетворенная доминирующая (главная) потребность рассматривается как наиболее мощный стимул, т. к. она вызывает отрицательные эмоции, сигнализирующие о неблагополучии организма. [11] Человеку присуще множество потребностей различного ранга, которые находятся в определенной иерархической взаимосвязи. В этой иерархии имеются низшие и высшие потребности. Человек в течение одного дня может перемещаться по иерархии потребностей вверх и вниз, но он будет стремиться больше энергии сконцентрировать на каких-то определенных уровнях. Развитие человеческой личности может остановиться на любом уровне. Так, многие люди на протяжении всей жизни сражаются за удовлетворение самых примитивных потребностей, и это будет характеризовать уровень развития его личностных качеств. [22] Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко — в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной форме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удовольствия — неудовольствия, радости — печали и т. п. [23] 22 С другой стороны — сама потребность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. То или иное чувство наше к определенному предмету или лицу — любовь или ненависть и т. п. — формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудовольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. [11] Поскольку человек испытываем саму зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у него формируется по отношению к этому то или иное чувство. Одно явно неотрывно от другого. Вполне раздельное существование самостоятельных функций или способностей эти две формы проявления единого ведут разве только в некоторых учебниках психологии и нигде больше. [22] В соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей заключенное в потребности двойственное активно-пассивное отношение человека к миру. Двойственной, или, точнее, двусторонней, оказывается и роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности. [23] Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже 23 идеологические, все его отношение к миру и прежде всего к другим людям. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии. [25] Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоций в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых чувств, уже отживших. Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности. 26 10. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека Эмоциональное развитие личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных сфер. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. Ряд психологов считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки. Биологическая интерпретация эмоций предполагает жесткую связь между различными компонентами эмоций, в частности, между стимулами и эмоциональными состояниями, между эмоциональными состояниями и эмоциональной экспрессией, между эмоциональными состояниями и переживаниями. [24] Эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Выделяются три уровня эмоциональной жизни человека. Первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер. Следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него как составная часть эмоций. Третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. [24] Эмоциональное развитие человека проходит путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития 27 оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг — чувство становиться избирательным. Существуют фазы эмоционально-личностного развития, эмоциональной регуляции — сочувствие, сопереживание, содействие. Выделяются следующие параметры развития эмоциональной сферы человека [24]: • умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира; • умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других; • многообразие способов эмоционального реагирования; • широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; • интенсивность и глубину переживания; • уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; • терминологическую оснащенность языка. Под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства. В области изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального Развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности. 28

Атлас эмоций Экмана

Континенты эмоций

Каждая эмоция представлена ​​в виде континента. Движение фигур отражает то, как меняются наши эмоции.
по силе и частоте в жизни людей.

Триггеры Эмоции

Триггеры автоматически вызывают эмоцию, не задумываясь.

Действия состояния

Каждое эмоциональное состояние обычно приводит к ряду действий. Нажмите на состояние, чтобы увидеть
конструктивные и деструктивные действия, которые могут возникнуть.

Настроение эмоции

Настроение — это более продолжительный родственник эмоции, который вызывает большее ощущение связанной с ней эмоции.
часто и интенсивно. Не всегда очевидно, что вызывает настроение.

Достижение спокойствия

Спокойствие — это состояние ума, которое активно использует интеллект и мудрость для оценки
меняющийся мир.

О

Пол Экман — американский психолог, пионер в изучении эмоций и их связи
к выражению лица. Он заработал репутацию «лучшего в мире детектора лжи среди людей». Канун
Экман в настоящее время является постдокторантом в Центре интегративной медицины Ошера Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Экмана
исследовательские интересы были вдохновлены ее опытом работы медицинским социальным работником в условиях неотложной помощи.
отделение общей больницы Сан-Франциско в сочетании с ее обучением прикладным эмоциям
регулирование и вмешательство осознанности: культивирование эмоционального баланса, CEB.

Пожертвовать

Этот проект был щедро поддержан Фондом Далай-ламы. Чтобы вернуть и помочь принести больше
осознание эмоций миру, рассмотрите возможность пожертвования здесь.

Дополнительные ресурсы

Вот некоторые из публикаций, которыми мы руководствовались или которые вам могут быть интересны.
учить больше.

Индивидуальная черта

Каждая эмоция имеет соответствующую личностную черту, которая представляет собой долгосрочное проявление
эмоция.

Психопатология

Каждая эмоция относится к отдельным психопатологиям, описывающим постоянное поведение, которое
мешает человеку функционировать.

Сигнал и сообщение

Описание сигналов

Частично обозначенные эмоции

Половина или менее половины эмоций Ученые считают, что существуют убедительные доказательства того, что каждый из
далее эмоции.

Научная основа этой работы

Атлас эмоций основан на консенсусе среди ученых (в выборе пяти эмоций
континенты и связь эмоций с настроениями, личностью и психопатологией), работа
из нескольких ученых, которые сосредоточились на именовании состояний внутри эмоций, словарные определения
в глоссарии, а также теория или наилучшие предположения о действиях для каждого состояния и о том,
являются конструктивными или деструктивными. Для получения дополнительной информации см. «О чем согласны ученые, занимающиеся эмоциями».
О нас», Пол Экман «Перспективы психологической науки», в печати. ​​

Хронология эмоциональных эпизодов

Препятствия и противоядия

Вот несколько способов противодействия эмоциональным состояниям. Препятствия применяются к блокированию положительного
эмоции, противоядия применяются для обращения вспять негативных.

Внутренний или преднамеренный?

Действия могут быть внутренними (происходят без намерения) или преднамеренными (активная попытка совершить
изменение) или оба.

Что люди могут узнать об эмоциях у животных: выстрелы

Чтобы изучить эмоции у животных, ученым необходимо заглянуть за чувства в состояния мозга, которые вызывают определенное поведение.

Фрэн Лорандо/RooM RF/Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Фрэн Лорандо/RooM RF/Getty Images

Чтобы изучить эмоции животных, ученым необходимо заглянуть за чувства в состояния мозга, которые вызывают определенное поведение.

Фрэн Лорандо/RooM RF/Getty Images

Мы, люди, часто говорим, что рычащая собака «сердится», а мурлыкающая кошка «счастлива».

Но эти термины малопригодны для таких ученых, как Дэвид Андерсон, профессор биологии Калифорнийского технологического института, изучающий мозговые цепи, участвующие в эмоциональном поведении. «Мы должны делать больше, чем просто проецировать свои эмоции на других животных, — говорит он, — потому что животные — это не маленькие люди в пушистых костюмах».

И животные не могут рассказать нам, что они чувствуют. Тем не менее, Андерсон считает, что существует связь между эмоциями животных и человека.

«Эмоции — это функции мозга, которые со временем эволюционировали в результате естественного отбора», — говорит он. «Они не просто так появились на планете с появлением Homo sapiens ».

Эта идея лежит в основе последней книги Андерсона, Природа зверя: как эмоции управляют нами . Это также играет центральную роль в растущих научных усилиях по поиску новых методов лечения расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, путем манипулирования цепями мозга, связанными с эмоциями, у животных.

В своей книге Андерсон описывает исследования, проведенные в его лаборатории, которые предполагают, что мозговые цепи, лежащие в основе человеческих эмоций, имеют много общего с цепями, обнаруженными у мышей и даже плодовых мушек.

Чувства против эмоций

Для изучения эмоций у животных, по словам Андерсона, ученым сначала нужно отложить в сторону свое собственное восприятие того, что люди обычно считают эмоциями, например гнев, страх, печаль или радость.

Другими словами, им нужно смотреть за пределы человеческих чувств .

«Чувствующая часть — это лишь верхушка айсберга над морем нашего сознания», — говорит Андерсон. «Часть ниже — это то, что у нас общего с животными».

Под чувствами, по его словам, скрываются состояния мозга, вызывающие определенное поведение. И это та часть эмоций, которую могут изучать ученые. Например, лаборатория Андерсона исследовала плодовых мушек, которые становятся гораздо более активными, когда видят движущуюся тень, подобную той, которую отбрасывает летающий хищник.

«Мы видим, что чем больше раз мы доставляем тень, тем больше прыгают мухи, пока они буквально не прыгают, как попкорн», — говорит он.

И мухи продолжают прыгать после того, как тень исчезла.

Андерсон вел бы себя точно так же, если бы в походе увидел гремучей змеи.

«Я бы прыгнул в воздух», — говорит он. «Но даже в течение нескольких минут после того, как змея уползла в кусты, мое сердце бешено колотилось, во рту было сухо, и я, вероятно, подпрыгивал каждый раз, когда видел перед собой змееподобный предмет — даже если это была палка. .»

Такое поведение типично для стойкого состояния мозга, называемого защитным возбуждением. Он присутствует как у плодовых мушек, так и у людей, поэтому Андерсон считает, что изучение страха у насекомых или мыши может многое рассказать о человеческих эмоциях.

«Мы можем попытаться выяснить, как мозг генерирует это состояние, что заставляет его длиться так долго и что заставляет животное, наконец, успокоиться», — говорит Андерсон.

У мышей ответом, по-видимому, являются специализированные клетки мозга, которые становятся гиперактивными, когда мышь обнаруживает угрозу, и постепенно возвращаются к нормальному состоянию после того, как угроза миновала. Андерсон подозревает, что у людей есть похожая группа клеток, которые генерируют чувство, известное нам как страх.

Агрессия между видами

Еще одно человеческое чувство, которое, вероятно, уходит своими корнями в эмоции животных, — это гнев.

Невозможно узнать, испытывают ли животные чувство гнева, говорит Даю Лин, нейробиолог из Нью-Йоркского университета. Но агрессивное поведение, связанное с человеческим гневом, можно обнаружить у рыб, рептилий, птиц и млекопитающих.

Со Лин изучает участки мозга, отвечающие за агрессию. И она нашла один, который кажется критическим.

«Это крошечная, крошечная область глубоко в мозгу, и она есть у всех нас», — говорит она.

У людей эта область находится в нижней части гипоталамуса, чуть выше гипофиза. И исследования показывают, что у мышей и других животных этот скопление мозговых клеток является частью основного контура агрессии.

«Мы можем вызвать агрессию, просто искусственно активировав эту область у грызунов», — говорит Лин.

Включите его, и мышь нападет. Выключите его, и исчезнет даже природная агрессия животного. Есть некоторые свидетельства того, что это может происходить и у людей. Врачи иногда используют глубокую стимуляцию мозга, чтобы деактивировать цепь агрессии у крайне агрессивных психиатрических пациентов.

«Обычно агрессия не поддается контролю», — говорит Лин. «Обычно это крайняя мера».

Травма, страх и посттравматическое стрессовое расстройство

Эмоции животных также помогают ученым понять некоторые психические расстройства, включая посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

«На самом деле мы рассматриваем посттравматическое стрессовое расстройство как расстройство, при котором эта развившаяся важная реакция на страх зашла слишком далеко», — говорит доктор Керри Ресслер из Гарвардской медицинской школы и больницы Маклина.

У человека с посттравматическим стрессовым расстройством даже незначительное событие может вызвать реакцию стресса и страха, которая длится часами, говорит Ресслер. И есть аналогия с животными.

Обычная мышь замирает, когда слышит звук, напоминающий легкий удар электрическим током. Но если толчки перестают поступать, животное вскоре научится игнорировать тон.

Травма меняет эту кривую обучения.

«Если у животного была предыдущая травма, оно обучается быстрее, оно дольше замирает, и ему требуется больше времени, чтобы погасить или понять, что этот тон на самом деле безопасен», — говорит Ресслер.

Как у людей, так и у мышей травма, по-видимому, изменяет цепь мозга, включающую миндалевидное тело и префронтальную кору.