Содержание
Читать онлайн «Эмоции и чувства», Е. П. Ильин – ЛитРес, страница 2
1.2. Филогенетические корни эмоционального реагирования человека
Ч. Дарвин показал, что чувства человека, которые считались «святая святых» человеческой души, имеют животное происхождение. В частности, выразительные движения как проявления эмоций у человека, по Дарвину, являются рудиментами прежде целесообразных движений. Теперь же они превратились в ассоциированные привычки, возникая при соответствующих эмоциях вне зависимости от их полезности. Однако сходство механизмов эмоций и их проявления у человека и животных не означает их полного тождества. Концепция Дарвина была чисто биологической и не вскрывала происхождение специфических человеческих эмоций и чувств, несущих на себе отпечаток социальной природы человека. Больше того, она способствовала возникновению «рудиментарной» теории эмоций. Это же относится и к взглядам Г. Спенсера (1876), Т. Рибо (1897), В. Макдауголла (1923), которые развили идею о биологическом происхождении эмоций человека из аффективных и инстинктивных реакций животных. Макдауголл, например, полагал, что инстинкты присущи не только животным, но и человеку, и что каждому инстинкту соответствует определенная эмоция.
Р. Плутчик (1980 б) рассматривает эмоции как средство адаптации животных на всех эволюционных ступенях их развития. Ниже приведены выделенные им адаптивные комплексы и соответствующие им первичные эмоции (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Адаптивные комплексы и соответствующие им первичные эмоции.
Как отмечают В. А. Вальдман с соавторами (1976), существуют различные точки зрения по поводу того, что можно считать эмоцией у животных. В одних случаях говорят об эмоциях животных, в других – об эмоциональных реакциях, в третьих – об аффективном поведении. Некоторыми высказывается мнение, что об эмоциях у животных можно судить только по их экспрессии и аффективному поведению. При этом не учитывается, что у животных, как и у человека, возникает эмоциональное состояние, которое может быть зафиксировано физиологическими методиками.
По поводу наличия субъективного компонента эмоций у животных В. К. Вилюнас пишет: «…строго говоря, абсолютных доказательств тому, что животные переживают эмоции (и вообще что-либо переживают), нет. Однако представляется, что данное возражение на формальном основании искусственно драматизирует проблему, поскольку при отсутствии абсолютных возможны косвенные аргументы, основанные на суждениях о необходимости субъективного отражения, о невозможности регуляции поведения в изменчивой среде на основе только физиологических процессов и т. п. (…) Не существует доказательств и тому, что животные эмоций не переживают. (…) Отказом признавать существование простых эмоций у животных мы лишаемся возможности объяснения, откуда они появляются у людей» (1986, с. 91—92).
Однако доказательства наличия у животных переживания эмоций все же имеются. Как пишет В. С. Дерябин (1974), некоторые собаки при выходе на охоту оскаливаются, оттягивают верхнюю губу, прыгают и лают, что можно расценивать как выражение радостного волнения. Многие могли неоднократно наблюдать проявление радости у собак при встрече хозяина после долгой разлуки: собака виляет хвостом, скулит, лижет хозяина. Они способны испытывать страдания, тоску по хозяину. При этом у них появляются слезы.
У высших животных появляются и схожие с человеком экспрессивные реакции. Например, смех у обезьян. При щекотании шимпанзе издает резкий звук, похожий на смех. При прекращении смеха у него остается выражение, которое можно расценивать как улыбку. Обезьяна при приятном ощущении оттягивает углы рта назад (улыбка), увидев любимую особь, испускает хихикающий звук.
Изучение сходства эмоций человека с эмоциями животных имеет значение для выяснения вопроса о врожденности эмоциональных реакций человека. Вопрос этот довольно дискуссионен. О врожденности некоторых «базовых» эмоций (страх, ярость) писал Д. Уотсон (1926). Замечено, что у маленького ребенка и шимпанзе имеется сходство в мимике (Н. Н. Ладыгина-Котс, 1935), а у зрячих и слепых детей в раннем детстве имеется сходство выражения эмоций (Galati et al. , 2001).
С другой стороны, эмоции у человека носят иной характер, поскольку на них накладывает отпечаток социальный образ жизни. Об этом писал еще А. Шопенгауэр: «Жизнь животных заключает в себе менее страданий, а также и менее радостей, и это прежде всего основывается на том, что оно, с одной стороны, остается свободным от заботы и опасения вместе с их муками, а с другой – лишено истинной надежды, а следовательно, не причастно мысленным предощущениям радостного будущего и сопровождающей их одушевительной фантасмагории, вызываемой силой воображения. (…) Сознание животного ограничивается видимым, созерцаемым, а следовательно, только настоящим» (2000, с. 640).
П. В. Симонов (1970) пишет, что «попытки представить эмоции как относительно простую, низшую “биологическую” деятельность мозга по сравнению с интеллектом вряд ли правомерны. Эмоции человека не менее отличаются от эмоций животных, чем его социально детерминированное мышление от условно-рефлекторной деятельности человекообразных обезьян» (с. 97). Вследствие этого изменились как характер эмоций, так и формы их выражения. У человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.
В качестве доказательства приводятся факты, что человек не набрасывается на питье и еду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения (Виноградова, 1981). С этим мнением можно поспорить в той его части, где говорится об изменении характера эмоций. Во-первых, изменение способа удовлетворения потребности не свидетельствует об изменении характера испытываемых при этом человеком эмоций. Во-вторых, страх и ярость у животного и человека проявляются одинаково и физиологически, и поведенчески. Другое дело, что у человека имеется волевой механизм подавления экспрессии эмоций. Они как бы загоняются внутрь, не обнаруживают себя. Удовлетворение же потребностей в соответствии с культурными нормами вообще не имеет отношения к эмоциям, если не считать получение удовольствия от обстановки удовлетворения (например, от приема пищи за празднично сервированном столом). Правильнее, на мой взгляд, было бы сказать, что для эмоциональных переживаний человек имеет гораздо больше поводов, чем животные.
Кроме того, как уже говорилось, в соответствии с механизмами произвольного управления человек может вызывать у себя эмоциональные переживания путем представления каких-либо ситуаций или объектов.
1.3. Характеристики эмоционального реагирования
Эмоциональное реагирование характеризуется интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом и ситуацией), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), модальностью (качественная специфика эмоционального реагирования) и знаком (положительные или отрицательные переживания).
Е. Д. Хомская (1987) наряду со знаком, интенсивностью, длительностью и предметностью выделяет такие характеристики эмоционального реагирования, как реактивность (быстрота возникновения или изменения), качество (связь с потребностью), степень произвольного контроля. Первая из них не вызывает возражений. Хотя, говоря о быстроте возникновения эмоциональных реакций, следует сказать и о быстроте их исчезновения. Сомнение вызывают две другие характеристики, особенно последняя. Произвольный контроль эмоций – это прерогатива волевой, а не эмоциональной сферы личности.
Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наоборот, глотая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу.
Высшая степень положительного эмоционального реагирования называется экстазом, или экстатическим состоянием. Это может быть религиозный экстаз, переживавшийся средневековыми мистиками, а в настоящее время наблюдающийся у членов некоторых религиозных сект; такое состояние также свойственно шаманам. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья.
Это состояние характеризуется тем, что оно захватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир и человек находится вне времени и пространства. В двигательной сфере при этом наблюдается либо неподвижность – человек надолго остается в принятой позе, либо, наоборот, человек испытывает телесную легкость, проявляет доходящую до исступления радость, выражающуюся в бурных движениях.
Экстатические состояния наблюдаются и при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко отмечаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.
Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни. Эта характеристика, наряду с интенсивностью, послужила В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву (1974) основанием для выделения разных видов эмоционального реагирования.
Они выделяют эмоциональные реакции и эмоциональные состояния.
Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект). Эмоциональный отклик является, по мнению авторов, самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика невелики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека. Примером эмоционального отклика могут быть эмоциональные реагирования спортсменов в процессе игры в ответ на быстро меняющиеся удачные и неудачные действия.
Наличие таких мгновенных реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом (Haggard, Isaacs, 1966). Они открыли существование «кратковременных выражений» лица, заключающихся в сильном изменении мимики в пределах 1¤8–1¤5 секунды при озвучании в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов.
Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость.
Еще более продолжительным является эмоциональное состояние. Эмоциональные состояния, согласно В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний, которая близка к эмоциональному тонусу (настроению).
Предметность как характеристика эмоционального реагирования. Как пишет В. К. Вилюнас (1986), мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Так называемые беспредметные эмоции, пишет он, обычно тоже имеют предмет, только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться). Действительно, бывает плохое настроение, которое трудно объяснить. А если я не могу этого сделать, значит, я не могу связать его с определенным предметом, объектом (конечно, это не значит, что то или иное настроение не имеет причины, просто эту причину «сходу» мы не можем осознать).
Удовольствие – это то, без чего жить скучно, но жить ради него глупо.
Эмиль Кроткий
Модальность является характеристикой эмоций и чувств. Она означает, что в ответ на ту или иную ситуацию или в отношении того или иного объекта возникают специфичные эмоции и чувства: при достижении цели – радость, а если цель значительная – гордость, при опасной ситуации – страх и т. д.
Выявлено, что проявление эмоции или чувства той или иной модальности зависит от социального статуса человека, т. е. от социальной ситуации. Люди с высоким статусом в ответ на неблагопрниятные результаты более склонны проявлять гнев, а люди с низким статусом – вину и печаль; при благоприятных результатах люди с высоким статусом более склонны испытывать гордость, в то время как люди с низким статусом чаще испытывают признательность (Tiedens et al., 2000).
Знак эмоционального реагирования (положительный или отрицательный). В зависимости от того, каков результат (предвидимый, прогнозируемый, предвкушаемый или уже свершившийся) того или иного события, человек испытывает разные переживания: приятные, если предвидимый или реальный результат соответствует потребности, и неприятные, если предвидимый или реальный результат вступает в противоречие с потребностями. В связи с этим исторически, начиная с Вундта, в психологии принято делить эмоциональные реакции (в связи с тем, что человек переживает и какие физиологические изменения в организме и экспрессия им сопутствуют) на положительные (удовольствие, радость) и отрицательные (гнев, печаль, уныние, и др. )[2]. Причем количество положительных эмоциональных реакций значительно меньше, чем отрицательных. Это связывают с тем, что отрицательные эмоциональные реакции более важны для выживания животных и человека. Следует отметить, что между учеными нет согласия по поводу состава положительных эмоций. Например, Фредриксон (Fredrickson, 1998) отнес к ним интерес, удовлетворенность, безмятежность (спокойствие), т. е. практически все, что не является отрицательным эмоциональным состоянием. Однако многие психологи с ним не согласны. Действительно, почему спокойствие является положительным эмоциональным, а не нейтральным состоянием?
Исследования показывают, что чаще всего положительные и отрицательные эмоциональные реакции имеют самостоятельные зависимости от эмоциогенных ситуаций и различные проявления на физиологическом и психологическом уровнях. Например, при благоприятном течении физической деятельности человек обеспечивает себе позитивные эмоции, не обязательно при этом уменьшая негативные. При неблагоприятном результате уменьшается позитивная эмоция, но не обязательно возрастает негативная. В случае выполнения интеллектуальной деятельности ее позитивные результаты избавят человека от отрицательных переживаний (гарантированных в случае неудачи), но лишь в малой степени повлияют на позитивное эмоциональное состояние человека (P. Ekman, R. Davidson, 1994).
Противоположные по знаку эмоции имеют разные связи со свойствами темперамента. С экстраверсией значительно сильнее коррелируют положительные эмоции, а нейротизм более тесно связан с отрицательными эмоциями, чем с положительными (R. Larsen, T. Ketelaar, 1991). Нетождественность положительных и отрицательных эмоций обнаруживается и на физиологическом уровне: степень активизаации мозговых процессов неодинакова при восприятии позитивно и негативноэмоционально окрашенных изображений. На последние физиологическая реакция обычно сильнее.
Вследствие этого появились теоретические представления об относительной независимости положительных и отрицательных эмоций друг от друга, получившие и эмпирическую поддержку (N. Bredburn, 1969; E. Diener, R. Emmons, 1985). Это противоречит нашему обыденному сознанию, которое, как пишет А. А. Горбатков (2000), «трактует положительные и отрицательные эмоции как не только логически, но и психологически противоположные, взаимоисключающие, находящиеся в так называемых реципрокных (антагонистических) отношениях. Если говорить об эмоциональных состояниях, то, согласно таким взглядам, в каждый данный момент человек может быть либо радостным, либо грустным, но не радостным и грустным одновременно» (с. 12).
Выяснение соотношения между склонностью к проявлению положительных и отрицательных эмоций показало правоту таких взглядов.
Как показано В. Г. Пинигиным, между выраженностью склонности к проявлению эмоций различных модальностей корреляций не так много, и в основном связи касаются отрицательных эмоций (табл. 1.2).
Н. В. Беломестнова с соавторами (2002) находят, что отрицательные эмоции положительно коррелируют друг с другом, а с радостью – отрицательно.
При вычислении М. С. Пономаревой (2005) ранговой корреляции между показателями выраженности базовых эмоций у школьников было выявлено отсутствие связи между ними (табл. 1.3).
По мнению А. А. Горбаткова, «есть основания считать, что корреляционная связь между положительными и отрицательными эмоциями может быть обратной, близкой к нулю и прямой. (…) А если так, то вопрос типа “или … или” (зависимы или нет, прямая связь или обратная) должен быть заменен на вопрос типа “и … и”: не столько наличие или отсутствие зависимости между позитивными и негативными эмоциями должно нас интересовать (хотя в настоящее время так иногда и ставится вопрос), сколько то, в каких случаях они зависимы (прямо или обратно), а в каких случаях независимы друг от друга. Иначе говоря, на первый план выходит вопрос о модераторах, опосредствующих связь между положительными и отрицательными эмоциями» (2000, с. 14). Такими модераторами, по мнению автора, могут быть возраст человека, его личностные особенности и другие факторы.
Таблица 1.2. Корреляции между степенью выраженности разных эмоций (по самооценке испытуемых).
Таблица 1.3. Коэффициенты ранговой корреляции между показателями выраженности базовых эмоций.
Следует, однако, отметить, что деление эмоциональных реакций на положительные и отрицательные во многом условно и по крайней мере не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. Например, такую эмоцию, как страх, безоговорочно относят к отрицательным, но она, безусловно, имеет положительное значение для животных и человека и может доставлять человеку удовольствие. М. Арнолд (M. Arnold, 1960) к положительным эмоциям отнесла гнев, поскольку он отражает готовность к действию по сближению с объектом, его вызвавшим. К. Изард отмечает положительную роль и такой отрицательной эмоции, как стыд. Кроме того, он отмечает, что и радость, проявляемая в форме злорадства, может принести испытывающему ее человеку такой же вред, как и гнев. Показано (Bless et al., 1990), что человек, находящийся в хорошем настроении, мало обращает внимания на аргументированность доводов, следовательно, больше подвержен манипуляции со стороны другого человека, чем человек, находящийся в плохом настроении, который более внимателен к аргументам и меняет свои взгляды только тогда, когда эти аргументы убедительны.
Поэтому К. Изард полагает, что «вместо того чтобы, говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволит нам отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этологических и экологических факторов» (2000, с. 34).
Мне представляется, что маркировка эмоционального реагирования тем или иным знаком в качестве постоянной его характеристики не оправдывает себя и лишь вводит людей в заблуждение. Положительными или отрицательными бывают не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека, а также впечатление, которое они производят (об этой характеристике эмоционального реагирования подробно говорится в гл. 4 настоящего пособия).
1.4. Уровни (виды, классы) эмоционального реагирования
С. Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.
Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия – неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейну, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).
Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, – интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.
Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, связанные с определенным случаем, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.
Таким образом, заключает Рубинштейн, «в развитии эмоций можно (…) наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств; 2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний; 3) обобщенные мировоззренческие чувства; все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности» (1999, с. 579).
Характерно, что С. Л. Рубинштейн ничего не говорит о настроении, а аффекты и страсти выделяет отдельно от этих уровней эмоционального реагирования, хотя и пишет, что они родственны им.
Отдавая должное попытке Рубинштейна наметить эволюционный путь развития мотивационной сферы человека (от эмоционального тона ощущений через эмоции к чувствам), что является очень важным методологическим подходом, следует все же признать недостаточную его разработанность. Это скорее наметки к дальнейшему развитию этого направления в изучении эмоциональной сферы. Тем более что С. Л. Рубинштейн (1957) аффективные процессы подразделял и по-другому, а именно, на: 1) стремления, влечения, желания и 2) эмоции, чувства. Таким образом, в разряд аффективных у него попали и мотивационные образования. Оправданием этому может быть только то, что в них представлен и эмоциональный компонент. Но тогда есть опасность, что любое психологическое образование будет причислено к эмоциональным процессам.
А. Н. Леонтьев (1971) все эмоциональные явления разделил на три класса: 1) аффект; 2) собственно эмоции, включая стресс; 3) чувства, т. е. длительные и обобщенные отношения к себе и миру.
По Э. Хармсу (Harms, 1967), эмоциональные явления тоже делятся на три группы: чувства счастья – несчастья, удовольствия – неудовольствия и аффекты (ярость, ужас и т. п.). О. Эверт (Ewert, 1970) в традиционную триаду включил настроение, чувствование, или эмоциональную окраску, и собственно эмоции.
До сих пор имеются большие трудности в отнесении разных видов эмоционального реагирования к тому или иному их виду (классу), чему во многом способствует терминологическая неразбериха. Так, Макклелланд (2006) и радость, и удовольствие относит к эмоциям, хотя последнее может быть и самостоятельным видом эмоционального реагирования как эмоциональный тон ощущений. По мнению В. К. Вилюнаса, это является свидетельством того, что «феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание» (1984, с. 5).
С учетом приведенных выше характеристик эмоциональных реакций в отечественной психологии традиционно выделяют следующие их классы: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты), настроения.
Многие физиологи, занимающиеся изучением эмоций животных, говорят об эмоциональном поведении как комплексе целенаправленных, сложных поведенческих проявлений определенного биологического содержания (например, В. А. Вальдман и др., 1976). В качестве примера приводится агрессивно-оборонительное поведение, сексуальное поведение и др.
Рис. 1.1. Виды эмоционального реагирования.
Целесообразно объединить традиционную классификацию видов эмоционального реагирования с классификацией Смирнова и Трохачева, так как они не противоречат, а дополняют друг друга (рис. 1.1). В связи с этим встает вопрос о том, что теория дифференциальных эмоций, разработанная С. Томкинсом и К. Изардом и говорящая о существовании ряда частных эмоций, каждая из которых рассматривается отдельно от другой как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, должна трансформироваться в концепцию дифференциальных эмоциональных реакций, в которую первая теория войдет составной частью, касающейся только одного вида пристрастного реагирования – эмоций.
Разум и эмоции: союзники или враги?
Мешают ли друг другу разум и эмоции? Возможно, кому-то хотелось бы мыслить рационально, но постоянно вмешиваются эмоции. И наоборот, кто-то сознательно отодвигает разум на второй план, стремясь жить только своими эмоциями и страстями, полагаясь на интуицию и чувства. Существует ли золотая середина, возможно ли примирить мятежный дух и холодный рассудок?
Для того, чтобы постараться ответить на этот вопрос, нам необходимо разобраться: что такое эмоции и чувства, и для чего они нам нужны.
Эмоции – это инструмент нашей психики, который помогает нам лучше приспосабливаться и выживать в окружающей действительности через переживания чувств (удовлетворения, радости, сытости, страха, гнева, голода и т.д.), которые являются индикаторами нашего благополучия либо неблагополучия. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека
к окружающему миру.
Итак, эмоции и чувства — это инструменты, и тем они полезнее, чем виртуознее человек ими владеет. Если же о виртуозности приходится только мечтать, мы получаем ситуацию, когда наши переживания толкают нас на плохо обдуманные поступки с непредсказуемыми, а иногда и негативными последствиями. Виртуозно владеть, в данном контексте, означает уметь распознавать свои эмоции и чувства, уметь влиять
на собственное состояние, отодвигая при необходимости эмоции на второй план.
Большую часть времени мы живем в условиях, которые нам привычны, мы с успехом можем решать задачи, которые уже когда-то научились решать, и отвечать на вопросы, которые уже привычно возникают в нашей жизни. Всё меняется, когда мы попадаем в новые для себя ситуации, отличающиеся от нашей повседневной жизни, когда привычный мир рушится, иногда просто в одно мгновение. Тогда перед нами возникает необходимость искать решения для новых и непривычных для нас задач. Кто-то действует в таких ситуациях очень эффективно, кто-то менее эффективно, а кто-то вообще неспособен к действию, сознательно или бессознательно отказываясь принимать ту новую реальность, в которой он оказался. В таких ситуациях и важно наличие развитой эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, в том числе,
и врождённые, характеризующие содержание, качество и динамику
его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. На сегодняшний момент многими исследованиями доказано, что люди, обладающие достаточно развитой эмоционально-волевой сферой, эффективнее адаптируются к различным условиям и справляются со многими жизненными ситуациями.
Если мы плохо осознаем свои эмоции, недостаточно успешно умеем их контролировать, то позволяем им играть решающую роль в нашей жизни и преобладать над разумом. И тогда мы склонны делать то, что нам хочется здесь и сейчас, а не то, что наиболее эффективно в данной конкретной ситуации или окажет благотворное влияние на развитие ситуации в будущем.
Когда эмоционально-волевая сфера человека развита, то противоречия между разумом и эмоциями, между «хочу» и «надо» сводятся к минимуму. Чувства, эмоции и разум ладят между собой.
Человек, «живущий одной головой», не всегда понимает окружающих, часто проигрывая им в спонтанности, в яркости и силе напора. С другой стороны, человек, живущий исключительно эмоциями и чувствами, слишком часто попадает в проблемные ситуации, которых можно было бы избежать. Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом она состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства в этом помогают.
Подводя итог, можно сказать, что успешные люди эмоциями раскрашивают жизнь, но в ситуации принятия решений умеют эмоции отодвигать и обращаться к разуму.
Работа с психологом поможет научиться распознавать и регулировать свои эмоции, для этого необходимо записаться на консультацию в Психологическую службу РУТ (МИИТ). Психологические консультации студентам оказываются бесплатно.
Александр Блинков,
педагог-психолог
Как отличить
Перейти к разделу
Чувства и эмоции: в чем разница?
Чувства, эмоции и ваше психическое здоровье
4 совета по управлению своими чувствами и эмоциями
Итог
В некоторые дни было бы проще быть роботом.
Они умны, обладают сверхчеловеческой силой, и им не приходится иметь дело с беспорядком человеческих эмоций. Но роботы, при всем своем великолепии, упускают прекрасные стороны жизни, в том числе беспорядок. Вместо того, чтобы отказываться от своих эмоций, мы должны жить с ними в гармонии.
А для этого нам нужно понять, как работают эмоции и чувства.
На протяжении сотен лет ученые и философы пытались понять, как работает разум. А с развитием нейронауки и передовой психологии мы прошли долгий путь.
Теперь мы знаем, что между чувствами и эмоциями есть разница, и они также по-разному влияют на наше поведение. Понимание их может улучшить ваши отношения, а также ваше психическое и эмоциональное здоровье.
Вот как понять эмоции и чувства, а также несколько советов по управлению ими.
Чувства и эмоции: в чем разница?
Люди часто путают чувства и эмоции, и легко понять почему. Чувства не могут существовать без эмоций, тогда как эмоции в основном существуют независимо. Давайте погрузимся, чтобы понять их лучше.
Что такое эмоции?
Эмоции естественны для всех людей, независимо от культуры. Нейробиолог Антонио Дамасио предположил, что они возникают в лимбической системе миндалевидного тела — одной из областей коры головного мозга, которая определяет реакцию человека на раздражители. Эта активность мозга влияет на наше человеческое поведение и эмоциональные реакции и даже может вызывать физические ощущения (также известные как соматические реакции).
Например, если мы сталкиваемся с опасным животным в дикой природе, имеет смысл только одна эмоция: Страх. Это первичная, генетическая эмоция. Страх увеличивает частоту сердечных сокращений, говорит нам, что ситуация небезопасна, и требует, чтобы мы что-то с этим сделали.
Мы можем убежать или скоординировать нападение на хищника, но в любом случае страх заставляет нас действовать.
Есть восемь из этих основных, отрицательных или положительных эмоций, которые испытывают все люди. У них много синонимов, но вот основы нашего эмоционального колеса:
- Радость возникает, когда мы испытываем что-то захватывающее и позитивное
- Грусть возникает, когда мы переживаем потерю
- Гнев заставляет нас действовать, когда нас предают
- Страх наша реакция на опасность
- Счастье появляется, когда мы чувствуем себя в безопасности и о нас заботятся
- Отвращение наша реакция на неприятные вещи
- Доверие это наше восхищение и признание других
- Ожидание может быть чем угодно, от интереса до любопытства и осведомленности
Некоторые терапевты используют инструмент, называемый колесом эмоций, чтобы помочь клиентам точно определить, что они чувствуют. Есть несколько разных версий, но основная определяет 8 основных эмоций.
Почему у нас есть эмоции?
Эмоции определяют нашу реакцию на большинство раздражителей, независимо от того, что для нас важно или вредно. Без наших эмоций у нас были бы ужасные социальные навыки, плохие инстинкты и неспособность вести себя должным образом в сложных ситуациях.
Работа с бессознательными эмоциями
Суть эмоций в том, что они всегда присутствуют, даже если мы их не осознаем. Их подавление или игнорирование может привести к токсичному поведению и ухудшению психического здоровья, поэтому психотерапевты заставляют своих клиентов идентифицировать свои эмоции; как только они это сделают, они смогут вырваться из этих ядовитых циклов и обратиться к этим эмоциям лицом к лицу.
Понимание своего эмоционального состояния имеет решающее значение для достижения успеха в личной жизни и на работе. Это улучшит ваш эмоциональный интеллект и способность принимать решения, а также поможет вам обрести эмоциональный баланс.
Работа с тренером BetterUp может помочь вам развить навыки, необходимые для того, чтобы оставаться на земле, выражать свои эмоции и улучшать свою психологическую форму.
Что такое чувства?
Чувства связаны с базовыми эмоциями, но в нашей жизни они играют другую роль. Вот как они работают вместе, чтобы сформировать ваш опыт.
1. Чувства более специфичны, чем эмоции
Хотя существует шесть универсальных эмоций, люди могут испытывать их по-разному. Например, мы можем испытывать «гнев» через чувства агрессии, мстительности или обиды. Это разные выражения этой основной эмоции. Они более конкретны, чем просто сказать: «Я злюсь».
2. Чувства — это наша заученная реакция на эмоциональный триггер
Несмотря на то, что каждый способен испытывать радость и страх, у каждого человека будет разное переживание эмоций. Наши усвоенные и бессознательные ментальные ассоциации будут определять этот субъективный опыт.
Допустим, у вас арахнофобия. В какой-то момент своей жизни из-за негативного опыта вы узнали, что на пауков нужно реагировать с ужасом.
Но вот в чем дело. Это чувство ужаса — всего лишь один из способов испытать страх. Есть и другие способы реагировать на эту эмоцию. Кто-то может чувствовать себя взволнованным, когда боится, поэтому, хотя вы оба боитесь паука, вы будете реагировать по-разному.
3. Чувства — это сознательное переживание иногда бессознательных эмоций — часто из-за травмы
Чувства могут проявляться как сознательные мысли о бессознательных негативных эмоциях.
Некоторые взрослые обижаются на своих родителей, но за этим чувством может скрываться множество эмоций; в детстве вы, возможно, испытывали страх из-за жестокого обращения с родителями или злились из-за развода родителей.
Эти травмирующие эмоции могут быть невидимы для нас долгое время. И, если мы не идентифицируем их, наши чувства могут навредить нашему психическому здоровью.
Если вы считаете, что это ваш случай, мы рекомендуем обратиться к терапевту или специалисту в области психического здоровья, чтобы справиться с травматическим опытом.
4. Ваше окружение может влиять на ваши чувства
Наша семья, социальные круги, вера и культура определяют, как мы реагируем на определенные эмоции.
Например, социальные круги, пропагандирующие токсичную мужественность, могут заставить мужчин выражать эмоции нездоровым образом. В таких условиях их часто стыдят за то, что они выражают чувства, связанные с грустью (например, «Мальчики не плачут! Почему бы вам не стать мужественными?»).
Этот вид обусловленности учит мужчин выражать эту эмоцию через ярость, злоупотребление психоактивными веществами или расстройства пищевого поведения. Это нездоровые реакции на в остальном здоровую эмоцию.
Религия и культура также могут влиять на то, как мы переживаем смерть и утрату. В Соединенных Штатах распространены поминки, похороны, поминки и послепоминальные службы — традиции, на которые сильно повлиял католицизм. Обычно это мрачное дело.
В Южной Африке, однако, некоторые скорбящие придерживаются несколько иного подхода. Они все еще испытывают горе и печаль, но быстро переходят на вечеринку «после слез». Эти торжества направлены на то, чтобы утешить оставшихся в живых родственников и с любовью вспомнить об умерших.
Обе культуры испытывают чувства горя и печали, но подходят к ним по-разному.
Чувства, эмоции и ваше психическое здоровье
Навигация по своему внутреннему миру может быть ошеломляющей. Чувства и эмоции беспорядочны, и нелегко понять, как они влияют на ваше поведение.
Но если их не контролировать, они могут иметь серьезные последствия. У людей с непризнанными эмоциями и травмами могут развиться расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, тревога и депрессия, среди других проблем с психическим здоровьем. Они также могут выражать свои эмоции нездоровым образом, причиняя боль окружающим.
В офисе это может означать нарциссическое поведение, например присваивание себе чужой работы, но дома это может проявляться частым спонтанным плачем.
Если ваше поведение причиняет боль вам или другим людям, возможно, пришло время обратиться за профессиональной помощью.
4 совета по управлению своими чувствами и эмоциями
Если не считать профессиональной помощи, есть много вещей, которые вы можете сделать дома, чтобы управлять своими чувствами и эмоциями. Вот четыре вещи, которые вы можете попробовать:
1. Признайте свои эмоции — не подавляйте их
Эмоции — неотъемлемая часть жизни. Подавление их приведет только к проблемам в будущем. Они могут вызвать даже проблемы с вашим физическим состоянием, например:
- Беспокойство
- Депрессия
- Лишение сна
- Боль и ломота в теле
- Стресс
- Злоупотребление психоактивными веществами
Попробуйте назвать то, что вы чувствуете. Иногда этого достаточно, чтобы уменьшить их власть над вами. Кроме того, если вы сможете определить свои чувства, вы сможете принять меры, чтобы смягчить их.
2. Примите свои эмоции
«Принять» и «признать» — не одно и то же. Одно дело назвать свои эмоции; другое — позволить им существовать внутри вас. Если вы сможете принять тот факт, что эмоции всегда будут играть определенную роль в вашей жизни, вы сможете работать над тем, чтобы чувствовать себя комфортно с ними.
3. Дышите
Когда мы испытываем сильные эмоции, наш разум мчится во всех направлениях. Медленные, глубокие вдохи помогают нам вернуться к реальности.
Частично это связано с биологией. Когда вы дышите медленно, это напоминает вашему мозгу, что вы вне опасности. Как вы могли быть? Если бы вы были, вы, вероятно, убегали бы, полные адреналина и запыхавшись. Дыхание напоминает нам, что на самом деле мы в безопасности.
Дыхание также помогает перенаправить внимание. Это фокусирует ваш разум на вашем теле, а не на ваших эмоциях.
4. Узнайте, как и когда выражать себя
Наши эмоции так или иначе нуждаются в освобождении. Ваша задача — найти здоровые способы для этого. Возможно, вам придется плакать, если вам грустно, или кричать в подушку, если вы злитесь, но суть в том, чтобы не направлять свои эмоции на других.
Суть
Подавлять свои чувства и эмоции — все равно, что плыть против течения. Это только заставит вас запыхаться и устать, и вы рискуете утонуть. Легче плыть по течению. Позвольте эмоциям пройти через вас — хорошим и плохим.
Вершина не может существовать без долины, и знание того, почему важны чувства, поможет вам принять их.
Эмоциональное регулирование может быть затруднено. Вот почему важно развивать свои навыки совладания с ситуацией прямо сейчас — до того, как ваши чувства станут непреодолимыми.
BetterUp может помочь. Благодаря конфиденциальным индивидуальным занятиям наши тренеры помогут вам понять ваши чувства, установить четкие границы и открыть для себя ценность преднамеренной заботы о себе. Эмоциональных моментов не избежать — и они добавляют остроты жизни.
Но с правильными инструментами вы можете обрабатывать их без вреда для здоровья.
Чувства и эмоции: разница между чувствами и эмоциями?
Люди часто используют термины «чувства» и «эмоции» как синонимы, и хотя они оба являются человеческими чертами, между ними есть различия, о которых вы, вероятно, не знали. В этой статье вы узнаете, как определить разницу между чувствами и эмоциями, а также лучше поймете, как работает человеческий разум.
Чувства и эмоции являются отдельными частями нас самих
Исследуйте себя с помощью онлайн-терапии
В чем разница: эмоции и чувства
Чтобы лучше понять разницу между чувствами и эмоциями , проще начать описание с того, с чего находятся.
Они возникают в подкорковой области, миндалевидном теле и вентромедиальной префронтальной коре, вызывая биохимические реакции и изменяя наше физическое состояние. [1]
Что такое эмоции с технической точки зрения? Почему они у нас есть?
Возможно, вы уже слышали о реакции «бей или беги», когда при столкновении с опасностью или любым стрессовым событием вы испытываете симптомы беспокойства, такие как учащенное сердцебиение или потливость.
Это форма базовой эмоции, и она глубоко укоренилась в генетическом коде людей, потому что помогла нам выжить как виду. Однако мы также можем испытывать подобные наклонности, когда получаем вознаграждение или просто взаимодействуем с окружающей средой, в которой живем. [1]
Поскольку эти склонности в основном являются нейрохимической реакцией на раздражитель, они также считаются бессознательными и инстинктивными. [2] Тем не менее, их можно вывести в сознание с помощью психотерапии. [3]
Психология
Согласно психологам Полу Экману и Уоллесу Фризену, есть шесть основных эмоций, которые могут испытать все люди. Вот эти эмоциональные реакции:
- Счастье
- Печаль
- Страх
- Отвращение
- Гнев
- Удивление
Это было определено на основе проведения исследований изолированного племени фори в Папуа-Новой Гвинее в начале 1970-х годов. При представлении изображений лиц, связанных с каждым эмоциональным состоянием, племя смогло правильно определить их соответствующее настроение. [4]
После этого они продолжили исследование эмоций, сфотографировав фори, выполняющих эти выражения лица, и показав их другим культурам по всему миру, и результаты были точно такими же. [4]
Помимо этих шести основных настроений и универсальных выражений лица, часто их могут сопровождать звуки. Например, если представить что-то дурно пахнущее, люди будут выражать отвращение на лице, обычно в сочетании со звуком «фу» или чем-то подобным, чтобы выразить, что они оскорблены. Это известно как универсальная сигнализация человека. [5]
Некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов по этой теме включают:
В чем разница между эмоциями и чувствами?
Что на первом месте чувства или эмоции?
Печаль — это эмоция или чувство?
Счастье — это эмоция или чувство?
Тревога – это чувство или эмоция?
Страх — это чувство или эмоция?
Какая эмоция самая сильная?
Еще одним примером универсального эмоционального сигнала является улыбка и смех. Улыбка и смех — это две вещи, которые часто сочетаются друг с другом, и это можно увидеть практически во всех культурах.
Однако не обязательно, чтобы все демонстрировали эти знаки; люди все еще могут иметь эмоции внутри, не показывая их внешне окружающим.
Тем не менее, они по-прежнему играют важную роль в человеческом взаимодействии и формировании отношений друг с другом, и они сыграли решающую роль в эволюции нашего вида, поскольку эти основные настроения также наблюдались у нечеловеческих приматов, особенно у человекообразных обезьян.
В чем разница: чувства и эмоции
В отличие от эмоций, чувства возникают в неокортикальной области мозга и являются реакцией на эмоциональный стимул. [1] Они формируются, когда ваш мозг придает значение эмоциональным переживаниям, которые вы испытываете.
Поскольку они основаны на эмоциональном опыте, они могут быть полностью субъективными и варьироваться от человека к человеку. Если мы рассмотрим любую базовую эмоцию, которая обсуждалась в предыдущем разделе, вы можете присоединить к любой из них слово чувствовать, ощущать, или чувствовать .
Например, вы можете чувствовать себя счастливым или злым, или вам стало грустно, или вы чувствуете отвращение.
Больше конкретики в чувствах, чем в эмоциях
Чувства могут быть еще более конкретными, чем эти эмоциональные реакции, и они также могут быть вызваны вашими физическими реакциями на различные вещи. Боль и голод — несколько примеров этого. [3] Если вы ранены, вы можете чувствовать боль, или если вы не ели весь день, в какой-то момент вы обязательно почувствуете голод.
Все это указывает на то, что эти предрасположенности замечаются на сознательном уровне, и, по словам Антонио Дамасио, профессора неврологии в Университете Южной Калифорнии, эти склонности представляют собой ментальные переживания состояний тела и возникают по мере того, как вы мозг интерпретирует подсознательные настроения. [1]
В отличие от эмоций, чувства полностью осознаны, и это одно из ключевых различий между ними. Однако не все сознательные переживания обязательно являются склонностями; вы осознаете то, что видите или слышите, или любое из основных чувств, но это не чувства. [3]
Хотя это два отдельных понятия, как вы можете видеть, они никак не связаны друг с другом, и в следующем разделе вы узнаете больше о том, как эти два типа склонностей могут переплетаться друг с другом.
Чувства и эмоции являются отдельными частями нас самих
Изучите себя с помощью онлайн-терапии
Как чувства и эмоции связаны друг с другом: как определить различия
Ваш мозг должен присвоить значение этим настроениям для того, чтобы создать ощущение, но это также может быть и наоборот, в зависимости от опыта, с которым вы сталкиваетесь.
В качестве примера возьмем арахнофобию или боязнь пауков. Возможно, в какой-то момент вашей жизни у вас был негативный опыт общения с пауками, и с тех пор вы чувствуете их страх или угрозу. В то же время вы испытываете эмоциональные переживания, такие как страх или отвращение.
Вам больше не обязательно контактировать с пауком, и простая мысль о нем может вызвать эмоциональную реакцию в мозгу, которая затем автоматически заставляет вас чувствовать дискомфорт, потому что ваш разум уже создал ассоциацию между стимул, эмоции и чувства.
Как эмоции могут влиять на вас?
Ваше настроение также может влиять на ваше поведение по отношению к вещам, и это может позволить чувствам к ним сохраняться. Вы можете активно стараться держаться подальше от пауков или не думать о них, чтобы предотвратить нежелательную эмоциональную реакцию, но это создает больше страха. Точно так же эти эмоциональные реакции могут заставить вас заниматься чем-то, потому что вы ожидаете положительной эмоциональной реакции.
Психология
Однако настроения имеют тенденцию быть временными, и, как упоминалось ранее, эмоциональные реакции могут быть гораздо более стойкими, и люди могут даже не до конца понять, почему. Это может создать цикл эмоций, которые создают негативные чувства, которые затем вызывают больше эмоций. [1]
Поскольку ваши эмоции и чувства оказывают значительное влияние на ваше поведение, они могут сильно влиять на то, как вы взаимодействуете с миром, и это может привести к тому, что люди будут вести себя как нездорово, так и здорово.
Поскольку они формируют ваше поведение, для внесения любых изменений необходимо осознать эти эмоции и полностью понять свои эмоциональные реакции.
Положительное изменение своих чувств: понимание своих эмоций и чувств
Ваши чувства очевидны для вас, и их легко описать или измерить, но из-за подсознательной природы эмоций вам потребуется потрудиться, чтобы вы осознали их; тем не менее, чтобы настроиться на них обоих, необходимо изменить мысли и поведение.
Осознанность как средство перемен
Для этого вам необходимо развить чувство осознанности, и есть несколько способов сделать это, но один из самых простых способов сделать это — заплатить внимание на физические ощущения, такие как сердцебиение или температура.
На самом деле, эти физические ощущения — единственный способ измерить эмоции. Например, расширение зрачков при отслеживании взгляда, частота сердечных сокращений с помощью электрокардиографии (ЭКГ) или просто выражение лица могут дать нам объективное измерение эмоций, потому что это реакции тела. [2]
Когда вы развиваете осознанность как к своим эмоциям, так и к чувствам, вы можете более свободно ориентироваться в окружающем мире. Вы сможете выяснить их причины, сделать сознательные мысли, а затем вы сможете действовать по своему усмотрению — вы можете выбрать, реагировать или реагировать, или вы можете игнорировать вещи, и это может помочь вам вести более позитивный образ жизни и чувствовать себя более спокойно. [1] Тем не менее, это потребует практики.
Чтобы вывести свои эмоции в сознание, вы можете тесно сотрудничать с консультантом или терапевтом, который поможет вам улучшить ваше собственное чувство эмоционального осознания. В BetterHelp доступны онлайн лицензированные специалисты, которые могут помочь вам расти и находить больше радости в жизни, имея возможность идентифицировать и сообщать эмоции и чувства, которые вы испытываете, и принимать правильные решения для себя.
Помимо чувства контроля над собой, вы также сможете лучше понимать других и помогать окружающим. Хотя варианты самопомощи могут быть полезными, никому не нужно учиться справляться со своими эмоциями самостоятельно, и при поддержке больше людей могут жить более счастливой и здоровой жизнью.
Заключение об эмоциях
Хотя эти два понятия иногда ошибочно используют как синонимы или смешивают друг с другом, изучение различий между чувствами и эмоциями может быть весьма полезным для понимания и улучшения вашего психического здоровья. Надеюсь, эта статья помогла вам прояснить ситуацию, чтобы вы могли потенциально изменить свою жизнь к лучшему.
Ссылки
- Хэмптон, Д. (2015, 12 января). В чем разница между чувствами и эмоциями? Получено с https://thebestbrainpossible.com/whats-the-difference-between-feelings-and-emotions/
- Фарнсворт, Б. (2020, 14 апреля). Как измерять эмоции и чувства (и разницу между ними). Получено с https://imotions.com/blog/difference-feelings-emotions/
- Университет Уэйк Форест.