Skip to content

Эмоции определение в психологии: Microsoft Word — № 24_119__вып 12.doc

Психология эмоций | Диплом по психологии

Понятие эмоций

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта.

Формула эмоций

По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения.

Симонов разработал следующую формулу эмоций:

Э = f [П,(Ин – Ис),…],

где:

  • Э – эмоция, ее степень, качество и риск,
  • П – сила и качество актуальной потребности,
  • Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
  • Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент,
  • (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Функции эмоций

  1. Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со­знания.
  2. Сигнальная – состоит в оповещении организма (нервной сис­темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет­ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.
  3. Защитная состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ­ции.
  4. Управляющая – эмоции являются внут­ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про­дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций
  5. Мобилизующая – эмоции могут быть по­будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Виды эмоций

Эмоции удовольствия, отражающие высокую вероятность удовлетворения потребности, называются положительными эмоциями; эмоции неудовольствия, отражающие низкую вероятность удовлетворения потребности, – отрицательными эмоциями.

Эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции).

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:

  1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.
  2. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта.
  3. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния,   возникающие в конкретной  обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.
  4. Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
  5. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля над действиями. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на протекание психических процессов, поведение и деятельность человека.
  6. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость.

См.также:

  • Эмоциональная сфера личности
  • Фрустрация
  • Эмоциональный стресс

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. Радость. Удивление. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Зависть.

Всем привет, уважаемые читатели! Сегодня мы продолжаем рассматривать психическую составляющую — эмоциональные переживания, а если конкретно, то одну из форм – собственно эмоции человека.

Первую часть про переживания Вы сможете прочитать здесь:

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Что такое собственно эмоции человека?

Эмоции — это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны

Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Эмоции связаны в том числе с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями. Так, например, в переговорах «тяжелая развязка» в прошлом может вызывать отрицательные эмоции при воспоминаниях, но в то же время человек испытывает облегчение, потому что это уже закончилось, а затем опять может возникнуть страх от того, что ожидает в будущем. Эмоции различаются в зависимости от оценки явления на разных участках персональной стрелы времени.

Различают четыре основных вектора направления эмоций.

 — Удовольствие – неудовольствие.

 — Напряжение – облегчение.

 — Возбуждение – успокоение.

 — Стеничность – астеничность.

Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции.

Можно выделить «фундаментальные» эмоции, которые частично пересекаются с классификацией Пола Экмана.

Скачать книгу Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».

Скачать книгу Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня»

Блок 1. Эмоции. Радость.

Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей.

Радость можно разделить на несколько вариантов:

 — Восторг – человек удовлетворен происходящим с избытком. «Чаша ожиданий» субъекта переполнена.

 — Собственно, радость – «чаша ожиданий» заполнена настолько, насколько планировалось.

 — Смех – человек оказывается внезапно удовлетворенным.

 — Удовлетворенность, «тихая радость» – человек находится в состоянии спокойного удовлетворения фактом наполненной «чаши ожиданий».

Блок 2. Эмоции. Удивление.

Удивление — это эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания.

Удивление самая краткосрочная реакция, поскольку человек практически сразу начинает «трудиться» над событием и рационализировать его. Удивление можно разделить на ряд вариантов:

— Изумление — человек оказывается в ситуации крайнего удивления. Нередко это сопровождается шоковым состоянием. Произошедшее событие никак не вписывается в когнитивную модель мира и противоречит основным принципам, схемам категоризации знаний индивида.

— Собственно, удивление – человек сталкивается с неожиданным в условно объективной реальности.

— Сомнение – человек полагает, что причинно-следственная связь явлений, или источник некого явления, или структура, или содержание не являются правдивыми, истинными.

— Недоумение — состояние человека, возникающее при столкновении с искажениями информации, неадекватным поведением, сопоставляемыми с стандартными шаблонами, образцами, очевидным.

Блок 3. Эмоции. Печаль.

Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения.

 Печаль проявляет себя в настоящем относительно прошлых событий, когда была утрата доступа к целевым ресурсам или прогностически к будущему, когда ожидается отсутствие возможности получить доступ к ценным ресурсам. Также можно выделить несколько вариантов печали:

— Скорбь/горе – данное переживание связано с потерей преимущественно живого существа, представлявшего большую ценность для человека.

— Тоска – данное переживание характеризуется длительным периодом, когда человек не может удовлетворить собственные потребности и это стимулирует его поменять данную ситуацию.

— Уныние — человек пребывает в состояние пассивного созерцания отсутствия доступа к субъективно значимым целевым ресурсам.

— Собственно, печаль — человек страдает из-за неполучение желаемого.

— Грусть – данное переживание представляет собой самую легкую степень печали. Обычно сопровождает потерю доступа к результату, ценность которого не значительна.

Блок 4. Эмоции. Гнев.

Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности.

Совсем не обязательно, чтобы обстоятельства произошли в действительности, возможно возникновение гнева в результате собственных выводов.

Причины возникновения гнева весьма различны.

1. Это может быть «пробка» на дороге, из-за которой человек опаздывает по своим делам, т.е. возникают препятствия, блоки, мешающие получить доступ к целевым ресурсам.

2. В «пробке» на дороге соседний водитель может совершить опасный маневр и заблокировать автомобиль человека, после чего выскочить из салона собственного «четырехколесного друга» с намерением наказать «обидчика» и броситься к машине неприятеля. В результате, человек-мишень категоризует события как угрозу своей собственности или даже здоровью, жизни, и сам бросается с пистолетом на потенциального обидчика в гневе. Гнев порождается угрозой.

3. В той же самой пробке проезжающий мимо водитель может обозвать человека обидным плохим словом, что будет восприниматься как оскорбление и также вызовет гнев.

4. Автомобиль, находящийся впереди, вместо того, чтобы двигаться в прямом направлении, поскольку возник просвет в «пробке», продолжает «цепляться колесами» места. Водитель начинает испытывать гнев по отношению к «тормозному автомобилисту», потому что ситуация видится неадекватной и не соответствует ожиданиям.

5. В «пробке» водитель соседнего автомобиля может громко кричать, пребывая в состоянии гнева и «заражать» словно вирусом своим состоянием других водителей.

6. Автомобиль, проезжающий мимо на скорости может забрызгать грязью только что помытого «железного коня» человека, что вызовет опять же гнев, поскольку нарушено относительно комфортное состояние.

7. Проезжающий в попутном направлении по встречной полосе люксовый автомобиль с престижными номерами, объезжающий пробку, также способен вызвать гнев своим «несправедливым поведением» и претензией на исключительность.

8. Наконец, гнев может быть направлен против самого себя, когда человек оказался в «пробке», вместо того, чтобы заранее посмотреть в смартфоне электронную карту, отображающую текущую дорожную ситуацию и выбрать другой путь.

Гнев также может быть представлен в различных вариантах:

— Ярость – это высшее проявление гнева. Человек почти теряет способность контролировать собственное поведение.

— Злость/собственно гнев – это переживание человеком сильного напряжения, сопровождающееся желанием разрушить причину, породившую дискомфорт.

— Возмущение – это переживание человеком несправедливости по отношению к себе и «СВОИМ».

— Обида – мягкая форма гнева. Данное переживание возникает обычно как реакция человека на раздражитель, которая не реализуется «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» в достойном ответе обидчику. Возникает затяжной характер. Это гнев, растянутый во времени.

Блок 5. Эмоции. Отвращение.

Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.

Отвращение тесно связано с пищей, водой, т.е. с теми ресурсами, которые необходимо регулярно восполнять в течении жизни. Качество пищи, ее съедобность, полезность являются факторами высокой важности для благополучного существования.

Отвращение в процессе эволюции способствовало выживанию особей, видов. Данное эмоциональное переживание является сигналом, регулирующим пригодность продукта для последующего поедания, установления контакта или категорического отрицания.

На отвращение оказывают не меньшее влияние социокультурные факторы, разграничивающие приемлемые формы поведения и категорически не приемлемые, отвратительные.

Отвращение помогает человеку отвергнуть то, что может нанести ему вред, ущерб. При отвращении субъект стремиться прервать контакт с предметом и отказаться от будущих столкновений. Люди различных религиозных вероисповеданий могут с отвращением относится к «ЧУЖИМ», например, «неверным». Субъект воспринимает коллегу на работе, совершившего аморальный поступок, как отвратительного человека. Пища отвратительного содержания вызывает тошноту и рвоту. Отвращение усиливается по мере усиления внутреннего диалога, связанного с «плохим» объектом и ситуаций в целом.

Блок 6. Эмоции. Презрение.

Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении оценок, убеждений и верований относительно предмета или явления.

 Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые — это низшая «каста».

Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.

Блок 7. Эмоции. Страх.

Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность.

При страхе человек боится. Страх возникает, когда субъект воспринимает предмет, как несущий угрозу здоровью, жизни, благополучию собственному и «СВОИМ». Страх можно разделить на три варианта:

— Ужас — высшая степень страха. Проявляется в том, что человек в большей степени теряет способность к сознательному контролю собственного поведения. Все его психическое пространство заполнено причиной ужаса.

— Собственно, страх – это реакция, при которой человек стремиться скорее убежать от источника, несущего угрозу.

— Тревога/беспокойство — переживание, связанное с потенциальной опасностью, которая четко не локализована в пространстве и времени.

Блок 8. Эмоции. Стыд.

Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям — верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей.

Различают варианты стыда:

— Вина – это переживание человеком своего поведения или поведения «СВОИХ», как не соответствующее установившимся нормам, правилам, поставленным задачам.

— Совесть – это сложное переживания человеком соотношения личных мыслей, поступков культурным, религиозным, социальным нормам, как они представлены в собственной когнитивной модели мира.

— Непосредственно стыд – это острое переживание собственной негативной оценки своих поступков.

Заказать тренинг «Переговоры — Партнерство»

Блок 9. Эмоции. Зависть.

Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей.

Встречаются и формы зависти по отношению к предметам за пределами человеческого общества. Некоторые люди могут испытывать зависть к цветущему дереву, к довольному коту, развалившемуся на диване. Происходит в некотором смысле очеловечивание таких объектов.

Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.

 В основе зависти лежит острое переживание отсутствия доступа «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» к ценным и важным результатам, которое зачастую тщательно скрывается от других людей и от самого себя, в то время как у другого человека такой доступ присутствует, как это представлено в модели мира завидующего субъекта.

Зависть к тому, кто улыбается, что означает наличие хорошего настроения у человека, связана с отсутствием доступа к хорошему настроению. Не высока вероятность того, что возникнет зависть одного индивида к хорошему настроению другого, если оба в прекрасном расположении духа.

В повседневной жизни субъект в больше степени завидует тем, кого он знает, кто как он полагает не лучше, чем он сам. При этом сравнение обычно происходит с людьми, находящимися в точно таком же культурно — социальном срезе. Так, балерина завидует другой балерине, которой подарили больше цветов после концерта или дали главную роль. Балерина оценивает себя как более достойного человека вообще и в частности. Отсюда образ восприятия сложившегося положения дел оценивается как социально несправедливый. Балерина при этом вряд ли будет завидовать министру культуры либо обслуживающему техническому персоналу театра.

Наличие доступа к результату у «счастливого» соседа при зависти со стороны субъекта равноценно проявлению «несправедливости», которую человек нередко стремиться исправить, что проявляет себя в сформированном намерении «усложнить жизнь» предмету зависти.

Субъект может проявлять агрессию прямо/косвенно или усложнять жизнь самому себя, возникает аутоагрессия.

В некоторых случаях индивид учиться каждый раз справляться с завистью, рационализируя ее, и смещает фокус с агрессии, независимо от формы/направления ее проявления, на формирование намерения обрести доступ к целевым результатам, либо происходит сознательное обесценивание предмета зависти.

Полагаю, что тема про эмоциональные переживания раскрыта с моей стороны достаточно и Вы получили ответы на большинство вопросов. Но если это вдруг не так, то с удовольствием расскажу еще больше, просто в комментариях задавайте вопросы. На этом сегодня откланиваюсь и до новых встреч!

Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, пишите комментарии, Ваше мнение очень важно услышать другим людям! Поверьте! Иногда комментарии читают с большим аппетитом!

Ребята и девчата! Ставьте лайки, для автора это важно, хватит думать только о себе и быть зацикленными на себе, прочитали статью, отблагодарите автора своим позитивом, поставьте лайк!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Владислав Якимов! До свидания! Пока!

Все статьи сайта !

Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!

Имя *

Адрес электронной почты *

Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)

Эмоциональный интеллект: определение, компоненты и примеры
2022 | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


Эмоциональный интеллект, или ЭИ, относится к восприятию, контролю и оценке эмоций. Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональный интеллект можно изучить и укрепить, в то время как другие утверждают, что это врожденная характеристика.

Способность выражать эмоции и управлять ими важна, но так же важна способность понимать, диагностировать и реагировать на эмоции других. Представьте себе мир, в котором нельзя было понять, когда другу стало грустно или одноклассник рассердился. Психологи называют это знание эмоциональным интеллектом, а некоторые эксперты даже предполагают, что он может иметь большее значение, чем IQ, для общего успеха на протяжении всей жизни.

Почему эмоциональный интеллект имеет решающее значение?

Эмоциональный интеллект — это «способность отслеживать собственные эмоции и эмоции других людей, различать различные эмоции и обозначать их соответствующим образом, а также использовать эмоциональную информацию для управления мышлением и поведением» (Salovey and Mayer, 1990).

Обладание более высоким уровнем эмоционального интеллекта позволяет сопереживать другим, эффективно общаться и осознавать себя и общество. То, как люди реагируют на себя и других, влияет на все типы окружающей среды.

Жизнь в этом мире означает взаимодействие с самыми разными людьми и постоянные перемены с сюрпризами, меняющими жизнь. Эмоциональный интеллект является ключом к тому, как человек реагирует на то, что жизнь бросает ему на пути. Кроме того, это фундаментальный элемент сострадания и понимания более глубоких причин действий других людей.

Не самые умные люди являются самыми преуспевающими или наиболее реализованными в жизни. Есть много людей, которые гениальны в учебе, но при этом социально некомпетентны и неудачливы в своей карьере или в личных отношениях.

Интеллектуальные способности или коэффициент интеллекта (IQ) сами по себе недостаточны для достижения успеха в жизни. Несомненно, IQ может помочь поступить в университет, но ваш эмоциональный интеллект (ЭИ) поможет справиться со стрессом и эмоциями перед выпускными экзаменами. IQ и EI существуют в тандеме и оказывают наибольшее влияние, когда они дополняют друг друга.

Эмоциональный интеллект также важен для руководителей, задающих тон своей организации. Если лидерам не хватает эмоционального интеллекта, это может иметь более далеко идущие последствия, что приведет к снижению вовлеченности сотрудников и повышению текучести кадров.

Хотя человек может преуспеть в своей работе технически, если он не может эффективно общаться со своей командой или сотрудничать с другими, эти специальные навыки будут забыты. Овладев эмоциональным интеллектом, можно оказывать положительное влияние в любом месте и продолжать продвигать свое положение и карьеру в жизни.

EI жизненно необходим в стрессовых ситуациях, таких как конфронтация, перемены и препятствия. Эмоциональный интеллект помогает построить крепкие отношения, добиться успеха на работе или в школе, достичь карьерных и личных целей, а также снизить групповой стресс, разрядить конфликты и повысить удовлетворенность работой.

Это также может помочь установить связь со своими внутренними чувствами, превратить цель в действие и принять обоснованное решение о том, что для вас важнее всего. В это время очень важно помнить о доброте, и контакт со своими эмоциями может помочь в этом.

Каковы четыре компонента эмоционального интеллекта?

Как стать эмоционально интеллигентным? Ниже мы обсудим, что можно сделать, чтобы научиться улучшать навыки, лежащие в основе эмоционального интеллекта (ЭИ).

Эмоциональный интеллект относится к способности распознавать значения эмоций, рассуждать и решать проблемы на их основе (Mayer, Caruso, & Salovey, 1999).

Работая над этими навыками и совершенствуя их, можно стать более эмоционально развитым и, следовательно, более успешным!

Эмоциональное осознание и понимание

Самосознание, или способность распознавать и понимать собственные эмоции, является жизненно важным навыком эмоционального интеллекта. Однако помимо простого признания своих чувств необходимо осознавать влияние своих действий, настроений и эмоций на других людей.

Согласно исследованию, проведенному Ташей Эйрих, организационным психологом, 95% людей считают, что обладают самосознанием. Тем не менее, на самом деле только от 10 до 15 процентов действительно таковы, и это может вызвать проблемы у людей, с которыми вы общаетесь. Пребывание с людьми, которые не осознают себя, может разочаровать и привести к повышенному стрессу и снижению воодушевления.

Чтобы стать самосознательным, человек должен уметь отслеживать свои эмоции, распознавая различные эмоциональные реакции и правильно определяя каждую отдельную эмоцию. Самосознательные люди также обладают способностью распознавать связи между тем, что они чувствуют, и тем, как они действуют.

Эти люди также признают свои сильные и слабые стороны, открыты для новых данных и опыта и учатся на обмене мнениями с другими. Кроме того, люди, сохраняющие самосознание, обладают прекрасным чувством юмора, уверены в себе и своих возможностях и знают, как их воспринимают другие.

Вот несколько советов по улучшению самосознания:

  • Попросите конструктивную обратную связь от других.

  • Ведите дневник своих мыслей и чувств.

  • Практикуйте осознанность — попробуйте медитировать.

  • Будьте внимательны к своим мыслям и эмоциям.

  • Следуй своим страстям и делай то, что делает тебя счастливым.

  • Изучайте новые навыки и ставьте перед собой цели.

  • Размышляйте о своем опыте и будьте благодарны.

  • Ежедневно говорите себе позитивно.

  • Работа над формированием установки на рост.

Эмоциональная саморегуляция (управление эмоциями)

В дополнение к осознанию собственных эмоций и их влияния на других, эмоциональный интеллект требует от человека способности регулировать свои эмоции и управлять ими.

Это не означает убрать эмоции из поля зрения и, по сути, «запереть» их, то есть скрыть свои истинные чувства. Это просто означает ожидание подходящего времени и места, чтобы выразить их. Саморегуляция заключается в том, чтобы правильно выражать свои эмоции в контексте. Реакция имеет тенденцию быть непроизвольной.

Чем лучше человек находится в гармонии со своим эмоциональным интеллектом, тем легче он может перейти от мгновенной реакции к хорошо продуманному ответу. Крайне важно не забывать делать паузы, дышать, сохранять спокойствие и делать все возможное, чтобы управлять своими эмоциями. Для себя это может означать что угодно, например прогулку или разговор с другом, чтобы можно было более уместно и преднамеренно реагировать на напряжение и невзгоды.

Те, кто владеют навыками саморегуляции, склонны быть гибкими и хорошо приспосабливаются к изменениям. Они также подходят для разрешения конфликтов и разрешения неудобных или сложных ситуаций.

Люди со здоровыми навыками саморегуляции также склонны к повышенной сознательности. Они размышляют о том, как они влияют на других, и берут на себя ответственность за свои действия.

Вот несколько советов по улучшению самоконтроля:

  • Воспринимайте трудности как возможности.

  • Будьте внимательны к своим мыслям и чувствам.

  • Развитие навыков преодоления стресса и тревоги.

  • Работа над принятием своих размышлений и эмоций.

  • Найдите способы справляться со сложными эмоциями.

  • Практикуйте коммуникативные и социальные навыки.

  • Признайте, что у человека есть выбор, как реагировать.

  • Используйте когнитивный рефрейминг для изменения эмоциональных реакций и моделей мышления.

Социальная эмпатия (восприятие эмоций)

Эмпатия, или способность понимать, что чувствуют другие люди, имеет решающее значение для совершенствования эмоционального интеллекта.

Однако для этого нужно больше, чем просто способность определять эмоциональное состояние других. Это также влияет на реакцию человека на людей, основанную на этом знании. Как реагировать, когда чувствуешь, что кто-то чувствует грусть или безнадежность? Можно относиться к ним с особой заботой и вниманием, а можно сделать толчок, чтобы поднять им настроение.

Чуткость также позволяет понять динамику авторитета, которая часто влияет на социальные отношения, особенно на рабочем месте. Это необходимо для руководства ежедневным взаимодействием с различными людьми. На самом деле установлено, что эмпатия считается лидерским навыком номер один.

Лидеры, обладающие навыками эмпатии, более чем на 40 % эффективнее тренируют, вовлекают других и принимают решения. В другом исследовании исследователи обнаружили, что руководители, которые проявляют больше сочувствия к своим коллегам и конструктивной критике, рассматриваются их руководителями как более эффективные.

Те, кто компетентен в этом элементе, способны распознать, кто поддерживает власть в различных отношениях. Они также понимают, как эти силы влияют на чувства и поведение. Благодаря этому они могут точно анализировать различные ситуации, которые зависят от такой динамики власти.

Вот несколько советов по развитию социальной эмпатии:

  • Будьте готовы поделиться своими эмоциями.

  • Слушайте других людей.

  • Практика медитации.

  • Примите участие в общественном проекте.

  • Знакомьтесь и общайтесь с новыми людьми.

  • Попробуйте представить себя на чьем-то месте.

Социальные навыки (использование эмоций)

Способность хорошо взаимодействовать с другими — еще один важный аспект эмоционального интеллекта. Твердые социальные навыки позволяют людям строить значимые отношения с другими и развивать более четкое понимание себя и других.

Правильное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Также необходимо уметь использовать эту информацию в своих повседневных взаимодействиях и общении.

На рабочем месте или в профессиональной среде менеджеры выигрывают, имея возможность строить отношения и связи с сотрудниками. Работники получают пользу от установления прочных взаимоотношений с руководителями и коллегами. Некоторые предпочитают избегать конфликтов, но очень важно правильно решать проблемы по мере их возникновения.

Исследования показывают, что каждый неурегулированный конфликт может привести к потере почти восьми часов рабочего времени компании на непродуктивные действия, наносящие ущерб ресурсам и моральному духу. Основные социальные навыки включают активное слушание, вербальное общение, невербальное общение, лидерство и способность убеждать.

Вот несколько советов по улучшению социальных навыков:

  • Задавайте открытые вопросы.

  • Найдите ледоколы, которые помогут начать разговор.

  • Практикуйте хороший зрительный контакт.

  • Практикуйте активное слушание всем телом.

  • Обратите внимание на социальные навыки других людей.

  • Проявляйте интерес к другим и задавайте им личные вопросы.

  • Следите за своим языком тела и языком тела других людей.

Эмоциональный интеллект включает в себя проявление искреннего сострадания, сопереживание нуждам людей и поощрение постоянного личностного роста людей.

Когда лидер принимает во внимание эмоции своих последователей, он узнает, как лучше с ними взаимодействовать.

1. Сострадательно выслушать расстроенного коллегу

Работники неизбежно будут расстраиваться, иметь плохое настроение, спорить и вообще иметь плохие дни. На практике сострадание, понимание и осознание являются определенными признаками эмоционального интеллекта.

Осознание и реакция на эмоциональное состояние других людей показывает понимание того, что все люди испытывают сильные эмоции, и говорит о том, что чувства человека имеют значение.

2. Слушать других с уважением

Вы когда-нибудь были на конференции, когда кажется, что все говорят друг над другом, пытаясь сказать последнее слово?

Это не только указание на то, что эго берет верх, и на отсутствие внимания к другим; это также свидетельствует об отсутствии эмоционального интеллекта.

Когда людям разрешают говорить, а другие слушают без постоянных перебиваний, это хороший признак ЭИ. Это показывает взаимное уважение между сторонами и с большей вероятностью приведет к продуктивному завершению встреч.

3. Быть гибким

Гибкость является важным термином в современных организациях. Создание гибкости в том, как люди работают, может быть разницей между сохранением лучших работников и уходом за дверь.

Лидеры с эмоциональным интеллектом понимают меняющиеся потребности других и готовы работать с ними, а не пытаются наложить жесткие ограничения на то, как люди выполняют свою работу.

Они не ожидают, что все будут работать столько же часов, сколько они, иметь одни и те же приоритеты или жить в соответствии с одними и теми же ценностями.

1. Терпеливо относиться к причиняющим боль людям

Ожидается, что в сфере здравоохранения врачам и медсестрам придется лечить людей, страдающих от боли. Эмоциональный интеллект позволяет не только лучше заботиться о пациентах, но и лучше заботиться о себе.

Например, если пациент набрасывается, и видно, что ему больно, гораздо меньше вероятность того, что он воспримет его воинственность на свой счет и будет относиться к нему лучше.

2. Эффективный лидер

В сфере здравоохранения необходимы влиятельные лидеры, доверительная среда с полезной командой, критическое мышление и качественный уход, ориентированный на пациента и семью.

Более высокий эмоциональный интеллект позволит медицинским работникам лучше реагировать и реагировать на пациентов. Исследования показали корреляцию между эмоциональным интеллектом и положительными результатами лечения пациентов.

3. Лучшее реагирование на стрессовые ситуации

Во многих случаях в сфере здравоохранения возникает неотложная ситуация, связанная со сценарием жизни или смерти. Врачи и медсестры должны контролировать свои эмоции. Работа в сфере здравоохранения — это очень эмоциональная карьера, и осознание своих чувств, когда они возникают, является ключом к эффективной заботе о себе.

Взаимодействие с пациентами может вызвать непреодолимую радость или глубокую печаль, и эти колебания могут быть крайне утомительными.

Способность справляться с этими чувствами, делать перерывы и просить о помощи, когда она вам нужна, — еще один пример хорошего эмоционального интеллекта, который медсестры должны практиковать.

Быть более самосознательным

Осознание своих эмоций и эмоциональных реакций на других может значительно улучшить эмоциональный интеллект человека. Знание того, когда человек чувствует беспокойство или злость, может помочь обработать и передать эти чувства таким образом, который способствует здоровым результатам.

Распознавать чувства других

Эмоциональный интеллект можно начать с саморефлексии, но очень важно измерять, как другие воспринимают ваше поведение и общение. Корректировка сообщения в зависимости от того, как его воспринимают, является неотъемлемой частью эмоционального интеллекта.

Практика активного слушания

Люди общаются вербально и невербально, поэтому очень важно слушать и отслеживать потенциально положительные и отрицательные реакции. Уделение времени тому, чтобы выслушать других, также демонстрирует уровень уважения, который может стать основой для здоровых отношений.

Четкое общение

Прочные коммуникативные навыки имеют решающее значение для эмоционального интеллекта. Знание того, что выражать или писать и когда предлагать информацию, имеет решающее значение для построения прочных отношений.

Например, в качестве менеджера в рабочей среде необходимо сообщать об ожиданиях и целях, чтобы все были в курсе.

Оставайтесь позитивными

Позитивный настрой невероятно заразителен. Эмоционально интеллигентные люди осознают силу позитивных слов, ободряющих электронных писем и дружеских жестов. Когда человек также может оставаться позитивным в стрессовой ситуации, он может помочь другим сохранять спокойствие. Это также может стимулировать дальнейшее решение проблем и сотрудничество.

Сопереживание

Думать о том, что могут чувствовать другие, — важное качество эмоционального интеллекта. Это означает, что вы можете сопереживать чувствам, которые человек может не чувствовать, и реагировать уважительно и расслабляюще по отношению к другим.

Будьте непредубежденными

К людям с эмоциональным интеллектом удобно обращаться, потому что они хорошие слушатели и могут учитывать и понимать другие точки зрения. Они также восприимчивы к изучению новых вещей и принятию новых идей.

Прислушивайтесь к отзывам

Очень важно быть из тех людей, которые могут услышать отзывы, будь то положительные отзывы о недавней презентации или более критические советы о том, как более эффективно выполнять задания.

Быть восприимчивым к обратной связи означает брать на себя ответственность за свои действия и быть готовым улучшить свое общение с другими.

Сохраняйте спокойствие под давлением

Очень важно подходить к стрессовым ситуациям со спокойным и позитивным настроем. Давление может быстро нарастать, особенно когда люди работают в сжатые сроки, поэтому сохранение стабильности и концентрация на поиске решения помогут каждому достичь своих целей.

История эмоционального интеллекта

В 1930-х годах психолог Эдвард Торндайк объяснил понятие «социальный интеллект» как способность ладить с другими людьми.

В 1940-х годах психолог Дэвид Векслер предположил, что различные практические элементы интеллекта могут играть решающую роль в том, насколько успешны люди в жизни.

В 1950-х годах школа мысли была известна как гуманистическая психология, и такие ученые, как Абрахам Маслоу, сосредоточили внимание на том, как люди могут развивать эмоциональную силу.

Еще одной важной концепцией, возникшей в развитии эмоционального интеллекта, была концепция множественного интеллекта. Эта идея была выдвинута в середине 1970-х годов Говардом Гарднером, представившим идею о том, что интеллект — это нечто большее, чем просто одна широкая способность.

Эмоциональный интеллект не входил в наш обиход примерно до 1990 года. Термин «эмоциональный интеллект» впервые был использован в 1985 году, когда он был представлен в докторской диссертации Уэйна Пейна. В 1987 году была статья, написанная Китом Бизли и опубликованная в журнале Mensa Magazine, в которой использовался термин 9.0362 эмоциональный коэффициент или EQ.

Затем, в 1990 году, психологи Джон Майер и Питер Саловей опубликовали свою знаменательную статью Эмоциональный интеллект в журнале Воображение, познание и личность . Они описали эмоциональный интеллект как способность отслеживать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эти знания для управления своим мышлением и действиями.

Саловей и Майер также инициировали исследование для разработки точных показателей эмоционального интеллекта и изучения его значения. Например, в ходе одного исследования они обнаружили, что когда группа людей смотрела огорчительный фильм, те, у кого была высокая эмоциональная ясность или способность распознавать и обозначать пережитое настроение, быстрее выздоравливали.

В другом исследовании люди с более высокими показателями способности точно воспринимать, понимать и оценивать эмоции других были достаточно способны гибко реагировать на изменения в своем социальном окружении и создавать поддерживающие социальные сети.

Но, несмотря на то, что это относительно новый термин, привлекательность этой концепции чрезвычайно возросла. В 1995 году концепция эмоционального интеллекта была популяризирована после публикации книги Дэниела Гоулмана  Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ 9.0363 .

 

Исследователи показали, что эмоциональный интеллект влияет на то, насколько хорошо сотрудники взаимодействуют со своими коллегами, и считается, что эмоциональный интеллект также играет роль в том, как сотрудники справляются со стрессом и конфликтами.

Это также влияет на общую производительность труда. Другие исследования связывают эмоциональный интеллект с удовлетворенностью работой.
Исследования показали, что работники с более высокими баллами по показателям эмоционального интеллекта также, как правило, получают более высокие оценки по критериям межличностного функционирования, лидерских способностей и управления стрессом.

Хотя стандартный интеллект был связан с успехом лидера, одного его было недостаточно. Люди, преуспевающие в работе, не просто гениальны; они также имеют высокий EI.
Но эмоциональный интеллект нужен не только генеральным директорам и руководителям высшего звена.

Это качество необходимо на любом уровне карьеры человека, от студентов университетов, ищущих стажировки, до опытных работников, надеющихся занять руководящую должность.

Эмоциональный интеллект имеет решающее значение для успеха, если человек хочет добиться успеха на рабочем месте и продвинуться по карьерной лестнице.

Как оказалось, ответить на вопрос, можно ли обучиться эмоциональному интеллекту, непросто.

Некоторые психологи и исследователи утверждают, что эмоциональный интеллект — это навык, который нельзя быстро освоить или улучшить. Однако другие психологи и исследователи считают, что с практикой его можно улучшить.

Одним из ключей к повышению эмоционального интеллекта является постоянная практика, особенно в ситуациях с высокими ставками. Возвращаясь к приведенным выше советам, можно прочитать их и сказать, что эти рекомендации довольно просты.

Но сложная задача состоит в том, чтобы выполнять эти практики в режиме реального времени и последовательно. Для развития этих навыков требуется практика. Затем, когда вы их приобретете, вам придется репетировать их в условиях стресса.

Для измерения уровней эмоционального интеллекта возникло несколько различных оценок. Эти испытания обычно относятся к одному из двух типов: тесты самоотчета и тесты способностей.

Самоотчетные тесты распространены больше всего, потому что их проще всего проводить и оценивать. Респонденты отвечают на вопросы или утверждения таких тестов, оценивая свое поведение.

Например, в отношении такого комментария, как «Я чувствую, что понимаю, что чувствуют другие», испытуемый может охарактеризовать утверждение как «полностью согласен», «отчасти согласен», «отчасти не согласен» или «полностью не согласен».

С другой стороны, в тестах способностей люди реагируют на ситуации и оценивают свои навыки. Эти тесты часто требуют от людей демонстрации своих способностей, которые оценивает третья сторона.

Если кто-то проходит исследование эмоционального интеллекта, проведенное специалистом в области психического здоровья, можно использовать две меры: тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (MSCEIT) и опросник эмоциональной и социальной компетентности (ESCI).

Миа Белль Фротингэм учится в Гарварде на последнем курсе по специальности «Биология и психология». Она страстный автор, научный коммуникатор, а также начинающий астробиолог и астронавт с большим интересом к клинической, когнитивной и поведенческой психологии.

Содержимое тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Фротингем, М.Б. (2022, 26 июня). Эмоциональный интеллект: определение, компоненты и примеры . Просто психология. www.simplypsychology.org/emotional-intelligence.html

Бояцис, Р. Э., и Гоулман, Д. (2011). Перечень эмоциональных и социальных компетенций (ESCI): руководство пользователя для аккредитованных специалистов-практиков. Проверено в декабре , 17 , 2019.

Эйрих, Т. (2018). Что такое самосознание на самом деле (и как его развивать). Гарвардский бизнес-обзор , 1-9.

Гарднер, Х. Е. (2000). Переосмысление интеллекта: множественный интеллект для 21 века . Хашетт Великобритания.

Гоулман, Д. (1996). Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ . Издательство Блумсбери.

Майер, Дж. Д., Карузо, Д. Р., и Саловей, П. (1999). Эмоциональный интеллект соответствует традиционным стандартам интеллекта. Разведка, 27 (4), 267–298.

Майер, Дж. Д., и Саловей, П. (1993). Интеллект эмоционального интеллекта. Разведка, 17 (4), 433-442.

Майер, Дж. Д., и Саловей, П. (2007). Тест эмоционального интеллекта Майера-Саловери-Карузо . Торонто: Multi-Health Systems Incorporated.

Пейн, В.Л. (1985). Изучение эмоций: развитие эмоционального интеллекта; самоинтеграция; связанные со страхом, болью и желанием.

Саловей, П., и Майер, Дж. Д. (1990). Эмоциональный интеллект. Воображение, познание и личность , 9 (3), 185-211.

Торндайк, Р.Л., и Штейн, С. (1937). Оценка попыток измерения социального интеллекта. Психологический бюллетень , 34 (5), 275.

Векслер Д. и Кодама Х. (1949). Шкала интеллекта Векслера для детей  (Том 1). Нью-Йорк: Психологическая корпорация.

Определение эмоции, ее элементов и советов по управлению ими

Эмоция — это реакция, которую люди дают в ответ на событие. Тип эмоций , которые испытывает человек, зависит от обстоятельств, с которыми он сталкивается. Например, когда вы получаете самые высокие оценки на экзамене, вы испытываете приподнятое настроение и очень счастливы. Счастье, которое вы испытываете, – это эмоция.

 

Эмоции могут быть разных типов. Необязательно, чтобы человек все время испытывал какую-то определенную эмоцию. Эмоции динамичны; следовательно, чувствовать себя счастливым в одном случае и грустить в другом — это нормально.

Определение эмоций

 

Книга Discovering Psychology дает соответствующий ответ на вопрос «Что такое эмоции?» Эмоция — это психологическое состояние, состоящее из трех стадий: субъективного переживания, психологической реакции и поведенческой реакции.

Исследования определили и классифицировали эмоции по разным частям. Различные типы эмоций, идентифицированные различными специалистами на протяжении истории человечества, следующие:

  • В 1972 году Пол Экман пришел к выводу, что существует шесть типов эмоций, включая страх, отвращение, гнев, удивление, счастье и печаль.
  • Во второй половине 1980-х Роберт Путчик открыл новую систему классификации эмоций, названную «когда эмоций». Эта модель давала информацию о различных эмоциях, которые можно комбинировать и смешивать.

 В 1999 году Экман расширил свой список эмоций и включил еще несколько, таких как смущение, стыд, волнение, гордость, удовлетворение и веселье.

 Важные элементы эмоций

Чтобы получить глубокое понимание эмоций, нам нужно сосредоточиться на трех ключевых элементах: субъективном опыте, психологической реакции и поведенческой реакции.

Эксперты считают, что есть некоторые основные эмоции, которые люди испытывают независимо от их происхождения и культуры. Например, гнев — это эмоция, которую люди могут испытывать на разных этапах своей жизни. Вспыльчивые люди могут быстро разозлиться по сравнению с людьми, у которых нет проблем с темпераментом.

Кроме того, нет необходимости каждый раз испытывать чистые формы эмоций. В некоторых ситуациях мы можем испытывать эмоцию, представляющую собой смесь двух или более эмоций. Например, когда вы начинаете новую работу, поначалу вы можете испытывать радость и возбуждение, но по мере взросления ваше возбуждение и радость уменьшаются.

Эмоции напрямую влияют на физиологическое состояние нашего тела. Например, иногда наш желудок вздрагивает от беспокойства, что косвенно влияет на частоту сердечных сокращений и вызывает страх. Таким образом, тревога и страх вызывают незаконные физиологические реакции в нашем организме.

Наша нервная система предназначена для управления физическими реакциями, такими как кровоток и пищеварение. Когда тело сталкивается с угрозой, эти реакции автоматически подготавливают его к тому, чтобы избавиться от опасности или встретиться с опасностью лицом к лицу. Кроме того, недавние исследования показали, что мозг играет важную роль в формировании эмоций. Согласно исследованиям, миндалевидное тело, часть мозга, играет важную роль в формировании эмоций, особенно страха.

Миндалевидное тело представляет собой небольшую миндалевидную структуру, связанную с такими мотивационными состояниями, как голод, жажда, память и эмоции. Чтобы доказать роль миндалевидного тела в создании эмоций, исследователи показывали людям несколько угрожающих изображений. Было обнаружено, что просмотр этих изображений активировал миндалевидное тело.

Поведенческая реакция – это элемент эмоций, с которым вы знакомы. Люди тратят огромное количество времени на интерпретацию эмоциональных выражений окружающих их людей. Способность точно идентифицировать выражения, выдвигаемые людьми, связана с эмоциональным интеллектом, и эти объяснения играют важную роль в языке тела.

Как контролировать эмоции?

Эмоции подталкивают людей к принятию решений, которые могут оказаться для них непродуктивными. Часто, когда люди начинают думать с эмоциональной точки зрения, они теряют рациональное мышление. Когда человек теряет рациональное мышление, есть вероятность, что он примет решение, которое ему не подходит. Следовательно, люди должны понимать, как контролировать эмоции.

Человек, которому не хватает контроля над эмоциями, может выполнить эти простые шаги, чтобы контролировать эмоции.

  • Сделайте глубокий вдох

Когда перед человеком возникает сложная ситуация, первая мысль, которая приходит ему в голову, это отсутствие возможности сделать это. Многие люди терпят неудачу на этом этапе и оставляют задачу без присмотра. Однако в такой ситуации, если человек останавливается и успокаивается, делая глубокие вдохи, есть вероятность, что он выполнит работу. Потому что, когда мы делаем глубокие вдохи, в мозг поступает больше кислорода, и, следовательно, негативная эмоция незавершенного задания уходит.

Часто люди злятся на ситуацию и просто набрасываются на нее. Выражение гнева совершенно нормально и является одним из лучших способов избавиться от стресса. Но в то же время человек должен также сосредоточиться на глубоком изучении проблемы и выявлении причины эмоции. Потому что, если копнуть глубже и найти причину эмоции , в следующий раз они будут контролировать ее.

Негативное отношение – распространенная эмоция. Когда люди сталкиваются с трудными ситуациями, есть вероятность, что в них закрадываются негативные мысли. Однако человек, переживающий фазу борьбы, должен сосредоточиться на том, чтобы не допустить негатива, глядя на более светлую сторону последствий. Более того, они также должны сосредоточиться на следовании процессу, а не результату.

Заключение

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Человек, способный контролировать эмоции в трудных сценариях, определенно выиграет больше войн на протяжении всей своей жизни. Опять же, контроль над эмоциями на каждом этапе вашей жизни — это неправильный способ вести здоровый образ жизни, потому что, если вы постоянно подавляете эмоции, то энергия, которую они приносят, тратится впустую, и, следовательно, работа мозга снижается.