Содержание
Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.
Эмоции в психологии это? Эмоции людей список. Аффекты. Чувства. Настроение. Определения. Структура переживаний. Секс и оргазм. Порождение эволюции.
Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье мы препарируем важный психический элемент – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Казалось бы, у всех этот феномен на слуху и представляется чем-то знакомым, простым. Однако, денотат этого выражения в научной картине мира несколько отличается от денотата в наивной модели мира, распространенной повсеместно. Для того, чтобы исключить ложное толкование языковой конструкции — эмоциональные переживания, я постараюсь простым языком рассказать о сути явления. Итак, приступим.
Блок 1. Эмоции в психологии. Что такое эмоциональные переживания?
Начнем с определения.
Эмоциональное переживание — это психический процесс, протекающий в форме переживания, отражает субъективную значимость событий для жизнедеятельности человека, оценку явлений физического и собственного психического миров.
У многих существует сложившееся представление о том, что ключом к разгадке механизма, действительно запускающего социальную целенаправленную деятельность человека, являются инстинкты, потребности, мотивы, желания. А где расположены эмоциональные переживания? Присутствуют ли они в механизме запуска поступков?
ВИДЕО «Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 2. Эмоции в психологии. Структура переживаний.
Сейчас мы с Вами рассмотрим составляющие эмоциональных переживаний на примере с секретаршей.
2.1. Субъективное эмоциональное переживание.
Секретарша разливает минеральную воду руководителям двух компаний перед предстоящими переговорами. И в этот момент, возможно, она волнуется. Настроение у нее не самое лучшее. Секретарша испытывает беспокойство при автобиографических воспоминаниях. Возможно она переживает конфликт с коллегой накануне и поэтому находится в контексте «там и тогда» вместо того, чтобы быть «здесь и сейчас». Такое состояние является легким трансом.
2.2. Совокупная реакция организма.
В связи с воспоминаниями у секретарши увеличивается частота сердечных сокращений, возникают небольшие задержки дыхания. Она в состоянии легкого стресса. Этому сопутствует повышенный тонус мышц плечевого пояса. В результате рука у секретарши «дрогнула», и вода оказывается не внутри стакана, а на столе переговоров, где разложены документы.
2.3. Внутренний монолог, сопровождающий эмоцию.
У секретарши моментально происходит смена внутреннего монолога. Она говорит себе примерно следующее: «Какая я растяпа, что же теперь будет, как это неловко перед гостем и своим боссом.»
2.4. Двигательные реакции на лице, теле.
У секретарши можно наблюдать сенсомоторные реакции, брови поднимаются вверх, губы «скривились», она побледнела, зрачки сузились. Общий мышечный тонус увеличился. Возникает моментальная телесная реакция на стресс.
2.5. Генерализованная эмоциональная реакция.
Секретарша испытывает коктейль из смешанных переживаний: стыд, страх, гнев на себя.
2.6. Штампованные действия, сопровождающие эту эмоциональную реакцию.
Секретарша начинает извиняться «угнетенным» голосом, старается сгладить ситуацию. Ищет салфетки и пытается просушить лужицу воды на столе.
Все эти составляющие проявляются практически одновременно. Каждая из них не является самостоятельной, и они оказывают воздействие друг на друга. Переживая сильную эмоцию, в теле человека запускаются процессы соответствия данному переживанию. Организм становится готов к деятельности. Затем эмоция затухает и тело человека возвращается в обычное состояние.
Все психические процессы покрыты «изоляцией» эмоциональных переживаний.
Блок 3. Эмоции в психологии. Формы переживаний.
Эмоциональные переживания включают в себя аффекты, чувства, настроения и собственно эмоции.
3.1. Эмоции в психологии. Аффект.
АФФЕКТ
Это высокоинтенсивная, кратковременная эмоциональная вспышка, как реакция на конкретный раздражитель, протекает в форме гнева, ярости, ужаса, восторга, отчаяния.
Аффект – это самая мощная эмоциональная реакция. Подобная эмоциональная реакция захватывает все содержание психической деятельности человека. Возникает непреодолимое желание у субъекта реализоваться в действиях, чтобы «разрядить» настолько мощное внутреннее напряжение. Субъект «канализирует» аффект, «разжимает пружину».
Статья «Как справиться с раздражением? Техника управления гневом.»
Волевой контроль деятельности при аффекте становится минимальным. Возбуждение настолько мощное, что человек способен, например, во время паники совершать абсолютно бессмысленные элементарные движения или наоборот входить в состояние оцепенения. Внимание при этом становится узко сфокусированным, поле сужается, переключаемость замедляется, вплоть до остановки. В этот период «достучаться» до человека сложно, если только использовать мощный раздражитель. Этого бывает иногда достаточно, чтобы внимание человека переключилось. Во время аффекта возбуждение генерализованно, тем не менее осознание своих поступков присутствует, но незначительно. А вот способность к волевой деятельности может варьировать от полной неспособности к полноценному контролю. Это связано с особенностями протекания эмоциональных процессов и уровнем развития волевых характеристик.
Статья «Как управлять гневом и раздражением? Дыхание при стрессе.»
3.2. Эмоции в психологии. Чувства.
ЧУВСТВА
Это длительное эмоциональное переживание с выраженным предметным характером, всегда осознаваемое и социализированное.
Чувства в отличие от эмоций возникают и формируются в течении социальной жизни и обусловлены влиянием социальных факторов. Человек стремиться находиться в комфорте, это естественно для него. Соответственно избегать тех ситуаций, которые вызывают негативные чувства. При этом одно и то же событие у одного человека вызовет неприятие, а другого одобрение. Это связано с тем, что чувства определяются убеждениями, верованиями, ценностными установками. Также можно разделить в зависимости от предмета чувства на нравственные, социально-общественные, интеллектуальные, эстетические.
3.2.1. Нравственные чувства переживаются человеком, когда он сталкивается с социальными явлениями, и сравнивает их со своими представлениями о нормах, принятых в обществе. Нравственные правила формируются как опорные компоненты мировоззрения в процессе развития человека, его воспитания, и опосредуются существующими именно в данном «родном» социуме коллективными, общими нормами поведения формального либо неформального характера. К нравственным чувствам относят долг, гуманность, любовь, сочувствие, дружбу, сопереживание, патриотизм. К безнравственным чувствам относят эгоизм, жадность, алчность, жестокость, высокомерие.
3.2.2. Социально-общественные чувства определяются через отношение индивида к стране, к общественным организациям, властным структурам, к политической ситуации в мире, в государстве, к людям другой национальности и вероисповедания, к компании, где работает человек, к коррупции в силовых структурах и т.д. Данные чувства являются мощнейшей силой, когда они объединены общим выражением большого количества людей. Контроль и управление данными чувствами это не просто задача, а необходимость со стороны любой власти.
3.2.3. Интеллектуальные чувства – это все переживания человека, связанные с познавательной деятельностью. Какая-то проблемная ситуация запускает подобные чувства. Сама познавательная деятельность определяется этими чувствами, они ее усиливают, развивают, определяют скорость, продуктивность, содержание, точность. К ним относятся – удивление, любознательность, чувство огорчения при неудачах в поиске решения, чувство восторга при озарениях, чувство сомнения при оценке приводимых аргументов во время переговоров.
3.2.4. Эстетические чувства отражают эмоциональное отношение человека к искусству, к красоте окружающего мира, к гармонии явлений, к переливам музыкальных композиций. Люди испытывают восхищение, наслаждение, восторг, радость или отвращение, презрение, тоску и пр. Это проявляется в ситуациях чтения художественных произведений, прослушивания концерта классической музыки, просмотра картин великих художников.
Подобное разделение является условным, поскольку чувства пересекаются, объединяются, формируют целые комплексы чувств. Высшим проявлением чувств является страсть. Это сложный ансамбль эмоциональных состояний, связанный с конкретным предметом или видом деятельности. Страсть доминирует над всеми остальными чувствами и предопределяет всю целевую деятельность человека.
3.3. Эмоции в психологии. Настроение.
НАСТРОЕНИЕ
Это фон переживаний, на котором осуществляется жизнедеятельность человека, интенсивность низкая, связь с конкретным предметом отсутствует.
Наиболее естественным эмоциональным состоянием является настроение человека. Данное переживание характеризует жизненную ситуацию на текущем временном этапе. Настроение может быть спокойным, веселым, печальным, угрюмым, подавленным, оптимистичным, позитивным. Причины настроения субъекты часто пытаются найти там, где их нет. Человек склонен рационализировать, объяснять явления видимыми аспектами причинно-следственных связей. Тогда как именно скрытая часть, недоступная для непосредственного наблюдения предопределяет формирование настроение.
Процессы, протекающие вне сознательного контроля, такие как состояние гомеостаза, гуморальный фон, болезни, отклонение щелочного, водно-солевого балансов, электрическая активность головного мозга, недостаток микроэлементов, основных питательных веществ и подобное, наиболее значимым образом определяют настроение человека. Это не означает, что настроение почти не связано с ситуациями, возникающими в процессе межличностного общения. Любое обстоятельство способно изменить настроение человека, если порог восприимчивости низкий. Даже взгляд человека, идущего навстречу по улице может испортить настроение на весь день, если произвести оценку и классифицировать его, как негативный (статья «Общая семантика Альфреда Коржибски. Карта не равна территории.»)
В следующей статье мы с Вами внимательно рассмотрим, что представляют собой собственно эмоции человека.
Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»
Блок 4. Эмоции в психологии. Секс и оргазм.
Выживание в биологическом мире популяции живых существ определяется возможностью и способностью воспроизвести потомство. Секс в человеческом обществе занимает по своей важности одну из ключевых позиций. Эта тема беспощадно эксплуатируется имплицитно и эксплицитно если не во всех проявлениях социальной жизни, культуры, то безусловно в значительном ее количестве. Сам по себе секс не является бесспорно интересным актом на протяжении жизни. С позиции механики для большинства людей он достаточно примитивен, вне зависимости от партнера. Однако, природой предусмотрено получение оргазма, «эмоциональной бури», «острого наслаждения» во время секса, который по эволюционному сценарию приводит к оплодотворению яйцеклетки, последующему развитие плода и появлению нового субъекта на «белом свете».
Статья «Как женщина выбирает мужчин? Стратегия и тактика поведения.»
И в этом большая «мудрость» естественного отбора, который отсек менее совершенные механизмы сотворения жизни человека! Ведь сама потребность воспроизводства себе подобных через копуляцию без соотнесения с оргазмом не будет реализована надежным способом. Это не значит, что люди перестанут без оргазма размножаться. Все-таки данная потребность человеком осознается.
А лично ВАМ будет достаточно лишь рассудочного решения, чтобы заняться поиском подходящего партнера для размножения, осуществления соответствующих «привлекающих» действий и совершения полового акта? Готов ли человек, действующий как рациональный агент, расходовать в течении многих лет огромное количество личной энергии на поддержание, обеспечение, повышения качества жизни своего одного ребенка, двух, трех? Не приведет ли отсутствие оргазма к тому, что процесс воспроизведения себе подобных для людей станет формальной процедурой, от которой желательно увильнуть?
Статья «Каких женщин выбирает мужчина? Инстинкты мужчин. Виды мужчин.»
Мотивом сексуального поведения является стремление получить удовольствие. УДОВОЛЬСТВИЕ является эмоциональным переживанием. Эмоциональные переживания обволакивают потребности и желания. ПОТРЕБНОСТИ/ЖЕЛАНИЯ запускают сексуальное поведение человека опосредованно через актуализированный МОТИВ. Сначала это окрашенный чувствами интерес (когда в первый раз), а затем это стремление, побуждение получить удовольствие, оргазм, т.е. испытать эмоции.
А что подталкивает людей на измены свои супругам с каким-то конкретным человеком? Мотив простого сексуального удовлетворения не единственный, возможно у кого-то приоритетным становится мотив получить переживания заботы и нежности или мотив проявить свою месть супругу (супруге). Во всех случаях наградой становятся эмоциональные переживания, которые важны не по отдельности, а в смешанном состоянии. Это коктейль из разных удовольствий.
Ведущим мотивом в сексуальном поведении человека является получении оргазма. И данный мотив угаснет, если удовольствие в результате будет отсутствовать.
Эмоциональные переживания являются ПРОВОДНИКОМ для возникновения, существования или затухания тех или иных мотивов.
В социуме совершенно не выглядит фантастической картина некоторого будущего или даже настоящего, когда часть людей откажутся от зачатия традиционным способом. Реализация инстинктивной программы возможно трансформируется в социальном мире, потому что представления, установки, ценности, убеждения и верования людей играют ведущую роль в регуляции собственного поведения. Несмотря на это, секс – как источник удовольствия, останется!
Заказать тренинг «Переговоры — Победить начальника»
Блок 5. Эмоции в психологии. Порождение эволюции.
Эмоциональные переживания – это фон, на котором протекают все другие психические процессы. Почти все, с чем индивид сталкивается в мире, вызывает переживания. Эти переживания следствие реакции человека на раздражители. В свою очередь эмоциональные переживания оказываются причиной поступков.
Так, одуванчик, который срывает ребенок с лужайки в парке, чтобы вместе с мамой сдуть «парашютики», вызовет скорее всего радость! Однако в ситуации, когда ребенок страдает поллинозом (аллергия на пыльцу), такое поведение скорее вызовет другое переживание по своей окраски – беспокойство у мамы. Цвет созревшей земляники на лугу не будет безразличен человеку, как и звуки из динамика смартфона соседа маршрутного автобуса.
Субъект еще не успеет сознательно ответить на вопрос — хорошо или плохо для него, когда кто-то сзади на улице прикасается к нему, а его эмоциональные переживания уже сформированы. Человек испытывает, например, страх, если это касание было влажной рукой его шеи. А когда оборачиваемся, то видит своего друга, весело кричащего, что сегодня жара и пора ехать купаться. Страх проходит, появляется радость, связанная с другом и его предложением.
Каждый день, каждый час, каждую минуту люди находятся под влиянием собственных эмоциональных переживаний. Это радость, грусть, восторг, печаль, одобрение, отвращение, гордость, стыд, симпатия, пренебрежение.
Эволюционный процесс путем перебора создал надежный механизм обратной связи во взаимодействиях систем: субъект – среда с помощью переживаний. Эмоции обеспечили не просто выживание популяции, а и наилучшее приспособление к быстро изменяющимся условиям существования через реализацию целенаправленной деятельности.
На сегодня, пожалуй, закончим. Спасибо за Ваше внимание!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, ставьте лайки, делитесь своим позитивом, пусть Ваш вклад будет существенным! Пишите комментарии, пусть все узнают Ваше мнение, потому что это важно!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
Проявляйте свои эмоциональные переживания и будьте счастливы! С Вами был Владислав Якимов! Пока!
Все статьи сайта !
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
5 эффективных приемов, как контролировать свои эмоции
Содержание статьи
В последнее время все чаще стали говорить об эмоциональном интеллекте. Эмоциональный интеллект — это совокупность навыков человека, с помощью которых он может распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и управлять ими. Способность сдерживать свои эмоции пригодится практически в любой сфере жизни — от личных отношений с близкими людьми до рабочих переговоров с коллегами, руководством, клиентами. Эмоции могут настигнуть в самый неподходящий момент, мешая рациональному мышлению найти верное решение. Поэтому важно научиться контролировать себя, чтобы понимать свои истинные желания и мотивы. Мы собрали 5 простых приемов из бесплатного онлайн-курса «Эмоциональный интеллект», которые помогут проработать эмоции в моменте и избежать неприятных последствий.
Отстранение от происходящего
Негативные эмоции в большинстве случаев возникают в тот момент, когда другой человек вымещает на вас свое недовольство, зло, плохое настроение или обиду. Нам автоматически хочется ответить тем же, защититься от потока негатива. Но такое действие может только усугубить ситуацию. В этот момент лучше не реагировать на эмоциональные проявления человека, пропустить мимо себя неприятные слова и не дать эмоциям взять вверх над вами. Отвлекитесь на что-то, уйдите в другое место. Дайте человеку остыть и попробуйте опять начать разговор.
Самовнушение
Порой нас одолевает сильный гнев, в этот момент тяжело быстро успокоиться и прийти в себя. Попробуйте посмотреть на проблему с другой стороны. Подумайте, что эта ситуация — очередной опыт в жизни, который просто нужно пережить. Эмоциональные всплески делают нас сильнее и выносливее, поэтому ко всему нужно относиться по-философски. В первое время будет сложно контролировать свои эмоции, поэтому напоминайте себе, что вы таким способом формируете в себе внутренний стержень.
Пауза
Иногда сложно сразу полностью успокоиться, сказав себе «стоп, хватит нервничать». Основная задача эмоционального интеллекта — уметь затормозить, сделать паузу. В этот момент нужно включить мозг и подумать о том, что произошло, почему вы реагируете так. Затем примите решение, как лучше поступить в этой ситуации, и только потом начинайте действовать.
Упражнения на дыхание
Наверняка вы уже слышали советы про глубокое дыхание во время всплеска эмоций. Это действительно работает. Дыхание помогает расслабиться, отвлечься от ситуации и прийти в себя. Достаточно просто глубоко дышать на протяжении нескольких минут, чтобы почувствовать внутреннее облегчение
Физические упражнения
Занятия спортом являются одним из лучших инструментов по развитию силы воли и самоконтроля. Часто можно встретить людей, которые вымещают свои негативные эмоции на боксерской груше, занимаются йогой, танцами или аэробикой. Спорт помогает улучшить не только физическое состояние, но и психологическое. Даже утренняя зарядка наполнит вас энергией и хорошим настроением.
Путеводитель по эмоциям | Инструменты психологии
Эта глава адаптирована из книги Инструменты психологии для хорошей жизни . Если вы хотите узнать больше о роли эмоций в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), то это отличное место для начала.
зонд
сын-дер сущ. .
Осознание того, что каждый случайный прохожий живет такой же яркой и сложной жизнью, как и ваша, со своими амбициями, друзьями, рутиной, заботами и унаследованным сумасшествием, эпической историей, которая незримо продолжается вокруг вас, как муравейник, раскинувшийся глубоко под землей. , с замысловатыми проходами в тысячи других жизней, о существовании которых вы никогда не узнаете, в которых вы можете появиться только один раз, как лишний потягивающий кофе на заднем плане, как размытие проезжающего транспорта на шоссе, как освещенное окно в сумерках .
Выдержка из: Словарь неясных печалей [1].
Вы когда-нибудь находили время, чтобы понаблюдать за людьми вокруг вас? Если да, то вы уже размышляли над тем, что у каждого есть богатый внутренний эмоциональный мир. Каждый находится в центре своей собственной истории, со своими героями и злодеями, поворотами сюжета, борьбой и успехами. Мы все хотим жить счастливой жизнью, так почему же иногда нам это так трудно?
Одна из популярных теорий в психологии состоит в том, что люди не созданы для того, чтобы быть счастливыми, а вместо этого «предназначены» для выживания. Если это правда, то это немного меняет правила игры. Наша работа заключается в том, чтобы понять, как мы можем обитать в этих разумах и телах, предназначенных для выживания, а не для счастья, и жить лучшей жизнью, на которую мы способны. В этой главе мы узнаем, почему эмоции важны, и подумаем о том, как они могут влиять на нашу жизнь.
Цель эмоций
В: Почему у нас есть эмоции?
A: Эмоции мотивируют нас, они заставляют нас хотеть что-то делать
Давайте проведем небольшой мысленный эксперимент. Представьте, что однажды вы проснулись и не испытываете никаких эмоций. Как бы вы решили, что делать в этот день? Как узнать, что важно, а что нет? Если бы у вас не было никаких эмоций, было бы вам «приятно» оказаться в теплой, удобной постели? Вы были бы рады идти на работу? Или беспокоился о том, что произойдет, если вы не пойдете? Что, если бы вы успели встать и перейти дорогу – стали бы вы торопиться, если бы к вам приближалась машина? Зачем вообще что-то делать?
Наши эмоции помогают нам принимать решения каждую минуту нашей жизни. Окружающий мир (и мысли в наших головах) постоянно вызывают эмоциональные реакции. Многое из того, что мы делаем, мотивировано желанием изменить или сохранить эмоциональное состояние — сохранить хорошие чувства или избежать плохих.
Различные эмоции побуждают нас действовать по-разному
У вас когда-нибудь возникало желание накричать на кого-то, кто был в ярости? Или желание обнять кого-то, когда ему было очень грустно? Вы когда-нибудь действительно хотели взять последний кусок пирога? Все эти побуждения движимы нашими эмоциями. Эмоции заставляют нас хотеть действовать, а разные эмоции направляют нас к разным действиям. Нам не обязательно действовать так, как подсказывают наши эмоции, но у каждого был опыт желания что-то сделать. На изображении ниже показано разнообразие действий, к которым нас могут подтолкнуть наши эмоции.
Рисунок 2.1: Наши эмоции мотивируют наши действия.
Как и все живое на Земле, люди произошли от других организмов. Большая часть нашего биологического «железа» очень похожа на то, что есть у других видов, даже если многое из нашего психологического «программного обеспечения» отличается. Если мы хотим понять наши эмоции, мы должны подумать о том, откуда они произошли из и во что они превратились в .
Рисунок 2.2: Наше биологическое «оборудование» является продуктом эволюции.
Откуда берутся наши эмоции?
С точки зрения эволюции, человеческий способ решения проблем путем размышлений о них и осознанного взвешивания за и против — это совсем недавнее дополнение к миру. Животные думают и рассуждают не так, как мы, но в течение миллионов лет им приходилось решать сложные проблемы, такие как : «Должен ли я съесть эту новую пищу, которую я нашел?» и «Это безопасное место для сна?» . Как они это делают? Ответ заключается в том, что эмоции и «состояния чувств» помогают им принимать решения о том, как действовать в мире.
Как проявляются эмоции у других животных?
Проще говоря, эмоции и «чувственные состояния» помогают животным принимать решения о том, к каким вещам подходить и избегать .
Избегание вещей может принести огромные плоды. Если животное испытывает страх при встрече с чем-то новым, оно будет проявлять осторожность или, возможно, полностью избегать этого. Если животное испытывает отвращение, когда ест новую пищу, оно будет избегать употребления этой пищи в будущем. Эти решения влияют на выживание животных: те, кто осторожен в отношении опасности, как правило, живут дольше, чем те, кто этого не делает, а горькие на вкус вещи часто содержат токсины, поэтому животным полезно иметь эмоцию отвращения, которая говорит 9.0003 «Эй, не ешь это!» . Животные, которые живут дольше, имеют больше возможностей воспроизводить и передавать свои гены, поэтому вы (и ваши гены) являетесь потомками животных, которые хоть немного избегали.
Эмоции «приближения» также влияют на выживание. За миллионы лет животные были запрограммированы получать удовольствие и приближаться к тем вещам, которые помогали их предкам выживать и размножаться. Многие виды предпочитают тепло холоду, сухость мокрости и предпочитают есть вкусную пищу. Мы тоже животные — мы — продукт миллионов лет эволюции — и у нас во многом такая же программа, которая заставляет нас хотеть приближаться к вещам, которые доставляют нам удовольствие.
Приближаться и избегать
Давайте рассмотрим идею приближения и уклонения более подробно.
Эмоции, которые заставляют нас ПРИБЛИЖАТЬСЯ | Эмоции, которые заставляют нас ИЗБЕГАТЬ |
---|---|
Зачем они? В далеком прошлом ситуации, которые вызывали эмоции «приближения», как правило, помогали нам жить лучше. Например, если еда была вкусной, то, скорее всего, она была питательной и полной энергии. Подумайте о голодном пещерном человеке, который находит немного мяса или меда | Зачем они? В прошлом ситуации, которые вызывали реакцию «избегания», как правило, угрожали нашей жизни или благополучию. Представьте пещерного человека, натыкающегося в темноте на саблезубого тигра |
На что мы запрограммированы?
| Какие вещи могут вызвать реакцию угроза>избегание?
Короткий ответ: ЧТО-НИБУДЬ. Наши системы защиты от угроз чрезвычайно чувствительны и рассчитаны на быстрое обучение. Если вы когда-либо встречали кого-то со страхом или фобией, то вы видели результат сверхактивной системы угроз. |
Какие проблемы могут возникнуть, если эта система подхода выйдет из-под контроля? Мы можем в конечном итоге делать слишком много того, что нам нравится:
| Какие проблемы связаны с чрезмерной активностью системы предотвращения?
|
В некотором смысле странно думать об эмоциях как о проблеме. В конце концов, чувствовать их — это нормальный человеческий опыт, и они часто являются хорошим руководством к тому, что нам нужно делать. Нервозность может заставить нас проявлять осторожность, чувство вины может помочь нам исправить любой ущерб, который мы, возможно, причинили, а чувство, что мы разлюбили, может привести нас к прекращению несчастливых отношений. Эмоции могут вызвать у нас 9Однако 0003 страдает от , так что давайте подумаем, почему так должно быть.
Проблема эмоций «пещерных людей» в 21 веке
Возможно, наши развитые эмоции и биологическое «железо» были запрограммированы, чтобы помочь нам выжить в прошлом, но они должны справляться с тем, что мы живем современной жизнью в 21 веке . Это делает нас уязвимыми для самых разных проблем.
Например, наше программирование означает, что мы любим высококалорийную пищу. Жиры, сахар и соль обычно улучшают наше самочувствие, и мы ищем больше этих продуктов. Это имело смысл в нашей развитой среде, где продуктов, богатых энергией, было мало (когда угощения трудно достать, это хорошая стратегия, чтобы максимально использовать их, пока вы можете). Но это стремление к соленой и богатой сахаром пище вызывает проблемы теперь, когда они легко доступны. Мы должны научиться регулировать свои желания, и это не всегда легко.
Другой пример нашего «программирования» касается других людей. Исторически сложилось так, что люди жили относительно небольшими группами — обычно вы знаете большинство людей в своем племени. «Посторонние» часто были опасны, и имело смысл иметь режим подозрительного отношения к незнакомцам по умолчанию. Это правило не так хорошо работает в современном мире. Мы живем в городах с тысячами или миллионами других людей, и у нас нет надежды узнать их всех. Стоит ли удивляться, что некоторые из нас склонны к паранойе, подозрительности, осуждению или беспокойству?
Если бы вы хотели забрать домой одно сообщение об эволюции эмоций, то оно должно было бы быть таким: эмоции развились, чтобы помочь животным выжить, а не сделать их счастливыми. Учитывая, что это так, наша задача состоит в том, чтобы понять, как мы можем обитать в этих разумах и телах, предназначенных для выживания, а не для счастья, и жить лучшей жизнью, на которую мы способны.
Когда эмоции становятся проблемой?
Некоторые люди предпочитают смотреть на эмоции как на руководство, а не как на проблему. Когда они чувствуют что-то сильное, они могут спросить «Что это чувство говорит мне делать?» или «Что подсказывает мне мое сердце (или нутро)?» . При условии, что мы не говорим, что что-то «не так» с эмоциями, у психологов есть несколько «эмпирических правил» относительно того, когда эмоции могут стать проблематичными:
Сильные чувства продолжаются слишком долго
Например, когда (нормальный ) «бэби-блюз» после родов перерастает в послеродовую депрессию. Или когда (нормальное) сильное чувство горя сохраняется в течение многих лет после потери любимого человека.
Они мешают нам жить своей жизнью
Например, чувствуя такое беспокойство, что мы боимся выходить из дома или встречаться с людьми. Или чувствуя себя настолько грустными и демотивированными, что мы вообще не можем ничего делать. У всех нас есть цели (планы) и ценности (вещи, которые важны лично для нас), и эмоции заслуживают изучения, когда они блокируют наше продвижение к ним.
Они несоразмерны тому, что большинство других людей чувствовало бы в такой ситуации
Например, определенная степень застенчивости является нормальным явлением, но некоторые люди испытывают такую парализующую тревогу, когда находятся рядом с другими людьми, что это называется «социальным тревожным расстройством» (и может быть успешно вылечено). После травмирующего события обычно чувствуется «настороженность» и «настороженность», но некоторые люди, у которых развивается состояние, называемое посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), испытывают сильный страх, который может сохраняться в течение многих лет.
Мы пугаемся собственных телесных ощущений
Многие люди боятся ощущений в собственном теле и, в частности, того, что значит иметь эти телесные ощущения. Например, когда Анна находилась в месте, где она чувствовала себя замкнутой, у нее начиналась одышка, и она ужасно пугалась. Она думала, что, должно быть, теряет контроль над своим телом, и беспокоилась, что потеряет сознание. На самом деле она просто замечала нормальные ощущения беспокойства, и ей не грозила потеря сознания.
Правильное количество эмоций
Еще один способ осмыслить влияние эмоций — разделить их на проблемы «слишком много», «слишком мало» и «слишком сложно контролировать»:
Когда мы чувствуем слишком много
- Мы можем чувствовать себя слишком напуганными в определенных ситуациях или при столкновении с определенными вещами. Иногда это называют тревогой или фобией.
- Мы можем бояться того, что происходит у нас в голове, или того, что мы думаем, что можем сделать. Иногда это называют обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР).
- Мы можем беспокоиться о том, что другие люди подумают о нас или как они отреагируют. Это можно назвать стыдом или социальной тревогой.
Когда мы чувствуем себя слишком маленькими
- Нам может быть трудно испытывать удовольствие или мы можем чувствовать безнадежность и отсутствие мотивации что-либо делать. Депрессия может быть связана с чувством «оцепенения» или с отсутствием нужного количества эмоций.
- Некоторые люди, пережившие серьезную травму, чувствуют себя «оцепеневшими» или «отстраненными» от своих эмоций. Это распространенный симптом у переживших травму, которые борются с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
- Некоторые люди, которые чувствуют себя эмоционально оцепеневшими, могут действовать весьма импульсивно, пытаясь что-то почувствовать. Отсутствие эмоций может привести к проблемному (а иногда и опасному) поведению.
- Некоторые люди, у которых развивается психоз, могут испытывать симптомы «плоского аффекта» или чувствовать себя «эмоционально притупленным».
Когда мы не можем эффективно управлять своими эмоциями
- У некоторых людей настроение меняется между «подъемами», когда они чувствуют себя на вершине мира (что часто приводит к принятию иррациональных решений), и периодами «падений», когда они испытывают сильную депрессию. Этот паттерн часто наблюдается у людей, страдающих биполярным аффективным расстройством.
- Некоторые люди очень быстро переключаются с чувства оцепенения и отстраненности на сильные всплески эмоций. Иногда это называют проблемой регуляции эмоций.
- Некоторые люди вырабатывают нездоровые способы управления своим эмоциональным состоянием. Примеры включают людей, у которых развились расстройства пищевого поведения, такие как анорексия или булимия, или люди, которые причиняют себе вред или используют психоактивные вещества для управления своими эмоциями.
Как люди борются со своими эмоциями?
Сиан
У Сиан были проблемы с паникой. Она чувствовала бы, как бьется ее сердце в груди. Она беспокоилась, что если это будет продолжаться слишком долго, у нее случится сердечный приступ и она умрет. Она изо всех сил старалась избегать мест, где раньше испытывала панику, и чувствовала тревогу, если ей приходилось идти куда-то в новое место. Сиан чувствовала слишком много страха, и это влияло на ее жизнь.
Ее психолог говорил с ней о том, как тело естественным образом реагирует на угрозу и о том, как наши привычки мышления могут вызывать сильные чувства. Постепенно она помогла Сиан проверить некоторые из своих представлений об опасности учащенного сердцебиения. Сиан стала меньше бояться своего тела и его реакций и смогла приблизиться к вещам, которые раньше вызывали у нее страх.
Дэвид
Дэвид никогда не чувствовал себя хорошо. Над ним издевались в школе, и его родители никогда не проявляли к нему особого интереса. У него сложилось очень низкое мнение о себе. Теперь он редко выходил на улицу и не находил в жизни особого удовлетворения. Дэвид часто чувствовал оцепенение — он не чувствовал здоровой смеси эмоций, и это мешало ему жить полноценной жизнью.
Терапевт Дэвида проводил с ним время, выясняя, как он пришел к такому отношению к себе. Они обнаружили, что у него были очень суровые способы судить себя, и у него были некоторые правила, которые он не посмел бы применить к другим людям. Со временем и с практикой Дэвид научился быть добрее к себе и начал осваивать здоровые способы выражения своих чувств.
Тара
Тара была зла. Ей причиняли боль люди, которые должны были заботиться о ней, она стыдилась того, кем она была, и так и не научилась успокаивать себя. Когда возникали трудности, Тара винила себя, злилась и часто набрасывалась. Вспыльчивость Тары означала, что люди часто держались от нее на расстоянии, в результате чего у нее не было никого, кто мог бы помочь ей справиться со своими чувствами. Непреодолимые эмоции Тары мешали ей функционировать в жизни.
Психолог Тары помог ей понять, почему она так злится. Они исследовали альтернативные способы реагирования Тары на ситуации, которые ее расстраивали, и Тара научилась новым способам управления эмоциями, которые ее подавляли. Самое главное, Тара стала относиться к себе более благосклонно.
Клинические и консультативные психологи, терапевты и консультанты во всем мире практикуют множество различных форм психотерапии. Каждая школа терапии имеет разные теории, техники и учения, но все они направлены на то, чтобы помочь людям управлять своей эмоциональной жизнью. Здесь описаны отношения к эмоциям двух популярных моделей терапии: когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и терапии принятия и приверженности (ACT).
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — хорошо зарекомендовавшая себя психологическая терапия. Ее практикуют тысячи терапевтов по всему миру, и многочисленные исследования показывают, что это эффективная форма лечения огромного количества проблем. «Способ когнитивно-поведенческой терапии» для понимания эмоций гласит, что то, что мы чувствуем, является результатом того, что мы думаем и как действуем. Он предполагает, что если наша цель состоит в том, чтобы управлять своими чувствами, то нам необходимо внести изменения в свое мышление и поведение. КПТ имеет набор техник для изучения и изменения того, как мы думаем и действуем.
Терапия принятия и приверженности (ACT)
ACT — более поздняя ветвь в «семействе» терапий CBT, и она занимает другую позицию по отношению к эмоциям. Позиция ACT заключается в том, что проблемы возникают, когда наши эмоции или наши попытки контролировать их мешают нам жить в соответствии с нашими ценностями. «Ценная жизнь» — это та жизнь, которую мы находим лично значимой, но наша борьба с эмоциями часто означает, что мы «сбиваемся с курса». ACT делает другой акцент на том, что важно ( жить осмысленной жизнью , а не регулировать свои чувства ). В центре внимания работы в ACT находится «содействие людям в продвижении к более ценной и личностно полноценной жизни в контексте, в котором ранее препятствующие неприятные эмоции больше не служат препятствиями» [2]. АСТ-терапевты часто используют метафоры, которые предлагают людям взять под контроль направление своей жизни, например, «управлять собственным автобусом» или «управлять собственным кораблем».
Если мы хотим управлять своими эмоциями (или жить рядом с ними более комфортно), сначала мы должны понять, как они влияют на нашу жизнь. Найдите время, чтобы подумать о том, какую роль эмоции играют в вашей жизни в данный момент, задав себе приведенные ниже вопросы. Вы можете заполнить свои ответы на Как эмоции влияют на вашу жизнь рабочий лист.
- Чего я слишком много чувствую?
- Чего мне мало?
- Что мои эмоции мешают мне делать?
- Что мои эмоции заставляют меня делать слишком много?
- Где в моем теле я сильнее всего замечаю эмоции?
- Что для меня важно? (Каковы мои цели? Каковы мои ценности?)
- Если бы я жил так, как действительно хотел, чем бы я занимался больше?
Если вы чувствуете себя перегруженным, вы можете попробовать один (или несколько) из следующих способов помочь себе
Переключить внимание
- Сменить обстановку. Погулять, пойти куда-нибудь новое
- Посмотреть фильм, телешоу или забавное видео в Интернете
- Сделайте что-нибудь практичное. Можете ли вы найти что-нибудь, что нуждается в чистке, покраске или ремонте? Сделай это сейчас
- Читать книгу
Проанализируйте свои чувства
- Поговорите с кем-нибудь о своих чувствах
- Напишите о том, что вы чувствуете (вы можете написать это кому-нибудь в письме, не обязательно публиковать)
- Нарисуйте картинку, чтобы представить, как вы себя чувствуете в данный момент
- Кричи в подушку
Работайте со своим телом
- Попробуйте расслабляющее дыхательное упражнение
- Попробуйте прогрессивную мышечную релаксацию
- Делайте физические упражнения. Отправьтесь на пробежку, плавание, быструю прогулку, займитесь йогой или растяжкой
Следующая глава посвящена мыслям в когнитивно-поведенческой терапии.
[1] Кениг, Дж. Словарь неясных печалей. Получено с http://www.dictionaryofobscuresorrows.com/.
[2] Блэкледж, Дж. Т., и Хейс, С. К. (2001). Регуляция эмоций в терапии принятия и приверженности. Журнал клинической психологии , 57 (2), 243–255.
Психология эмоциональной и когнитивной эмпатии
Эмпатия — это широкое понятие, которое относится к когнитивным и эмоциональным реакциям человека на наблюдаемый опыт другого. Наличие сочувствия увеличивает вероятность оказания помощи другим и проявления сострадания. «Эмпатия является строительным блоком морали: людям, которые следуют Золотому правилу, помогает, если они могут поставить себя на чье-то место», — сообщает Научный центр Большого Добра, исследовательский институт, изучающий психологию, социологию и неврологию. благополучия. «Это также ключевой компонент успешных отношений, потому что помогает нам понять точки зрения, потребности и намерения других».
Хотя они могут показаться похожими, между эмпатией и симпатией существует четкое различие. Согласно Ходжесу и Майерсу в Энциклопедии социальной психологии , «Эмпатия часто определяется как понимание опыта другого человека путем представления себя в ситуации этого другого человека: человек понимает опыт другого человека, как если бы он переживался им самим, но без фактического переживания этого «я». Сохраняется различие между собой и другими. Симпатия, напротив, включает в себя переживание того, что другой человек тронут или отвечает ему созвучно».
Эмоциональная и когнитивная эмпатия
Исследователи различают два типа эмпатии. Особенно в социальной психологии эмпатия может быть классифицирована как эмоциональная или когнитивная реакция. По словам Ходжеса и Майерса, эмоциональная эмпатия состоит из трех отдельных компонентов. «Первый — это переживание тех же эмоций, что и у другого человека… Второй компонент, личный дистресс, относится к собственному чувству дистресса в ответ на осознание бедственного положения другого… Третий эмоциональный компонент, чувство сострадания к другому человеку, чаще всего ассоциируется с с изучением эмпатии в психологии», — объясняют они.
Важно отметить, что чувство бедствия, связанное с эмоциональным сопереживанием, не обязательно отражает эмоции другого человека. Ходжес и Майерс отмечают, что, хотя чуткие люди испытывают страдания, когда кто-то падает, они не испытывают такой же физической боли. Этот тип эмпатии особенно актуален, когда речь идет о сострадательном человеческом поведении. Существует положительная корреляция между чувством эмпатической заботы и готовностью помочь другим. «Считается, что многие из самых благородных примеров человеческого поведения, в том числе помощь незнакомцам и стигматизированным людям, имеют эмпатические корни», — считают Ходжес и Майерс. Продолжаются споры о том, основано ли стремление помочь на альтруизме или личных интересах.
Второй тип эмпатии — когнитивная эмпатия. Это относится к тому, насколько хорошо человек может воспринимать и понимать эмоции другого. Когнитивная эмпатия, также известная как эмпатическая точность, включает в себя «более полные и точные знания о содержании разума другого человека, в том числе о том, что человек чувствует», говорят Ходжес и Майерс. Когнитивная эмпатия больше похожа на навык: люди учатся распознавать и понимать эмоциональное состояние других как способ обработки эмоций и поведения. Хотя точно неясно, как люди испытывают эмпатию, количество исследований по этой теме растет.
Как мы сопереживаем?
Эксперты в области социальной неврологии разработали две теории в попытке лучше понять эмпатию. Первая, теория симуляции, «предполагает, что эмпатия возможна, потому что, когда мы видим другого человека, испытывающего эмоцию, мы «симулируем» или представляем ту же эмоцию в себе, чтобы мы могли из первых рук узнать, на что она похожа», согласно Psychology Today . .
В этой теории есть и биологический компонент. Ученые обнаружили предварительные доказательства наличия «зеркальных нейронов», которые срабатывают, когда люди наблюдают и испытывают эмоции. Есть также «части мозга в медиальной префронтальной коре (отвечающие за мысли более высокого уровня), которые демонстрируют перекрытие активации как для мыслей и суждений, сосредоточенных на себе, так и на других», — поясняется в той же статье.
Некоторые эксперты считают, что другое научное объяснение эмпатии полностью противоречит теории моделирования. Это теория разума, способность «понимать, что думает и чувствует другой человек, основываясь на правилах того, как следует думать или чувствовать», — говорится в Psychology Today . Эта теория предполагает, что люди могут использовать когнитивные мыслительные процессы для объяснения психического состояния других. Согласно этой теории, разрабатывая теории о человеческом поведении, люди могут предсказывать или объяснять действия других.
Хотя однозначного мнения нет, вполне вероятно, что эмпатия включает в себя несколько процессов, включающих как автоматические эмоциональные реакции, так и усвоенные концептуальные рассуждения. В зависимости от контекста и ситуации могут быть вызваны одна или обе эмпатические реакции.
Развитие эмпатии
Эмпатия, кажется, возникает со временем как часть человеческого развития, а также уходит своими корнями в эволюцию. На самом деле, «Элементарные формы эмпатии наблюдались у наших родственников-приматов, у собак и даже у крыс», — говорится в сообщении Центра науки «Большое благо». С точки зрения развития люди начинают проявлять признаки эмпатии в социальных взаимодействиях на втором и третьем годах жизни. Согласно статье Джин Десити «Нейроразвитие эмпатии у людей»: «Существуют убедительные доказательства того, что просоциальное поведение, такое как альтруистическая помощь, возникает в раннем детстве. Младенцы уже в возрасте 12 месяцев начинают утешать жертв бедствия, а дети в возрасте от 14 до 18 месяцев проявляют спонтанную помощь без вознаграждения».
Хотя на способность человека к сопереживанию влияют как факторы окружающей среды, так и генетика, уровень эмпатии у нас, как правило, одинаков на протяжении всей жизни, без возрастных изменений. Согласно «Эмпатии на протяжении всей взрослой жизни: лонгитюдные данные и результаты выборки опыта», «независимо от возраста эмпатия была связана с положительным благополучием и профилем взаимодействия».
И это правда, что мы, вероятно, чувствуем эмпатию из-за эволюционного преимущества: «Сочувствие, вероятно, развилось в контексте родительской заботы, которая характеризует всех млекопитающих. Сигнализируя о своем состоянии с помощью улыбки и плача, человеческие младенцы призывают своего опекуна принять меры… самки, которые реагировали на потребности своего потомства, превосходили тех, кто был холодным и отстраненным», — сообщает Научный центр Greater Good. Это может объяснить гендерные различия в человеческом сочувствии.
Это говорит о том, что у нас есть естественная предрасположенность к развитию эмпатии. Однако социальные и культурные факторы сильно влияют на то, где, как и кому оно выражается. Сопереживание — это то, что мы развиваем с течением времени и по отношению к нашему социальному окружению, и в конце концов становится «настолько сложной реакцией, что трудно распознать ее происхождение в более простых реакциях, таких как мимика тела и эмоциональное заражение», — говорится в том же источнике.
Психология и эмпатия
В области психологии эмпатия является центральным понятием. С точки зрения психического здоровья, те, у кого высокий уровень эмпатии, с большей вероятностью будут хорошо функционировать в обществе, сообщая о «более широких социальных кругах и более удовлетворительных отношениях», согласно Good Therapy, онлайн-ассоциации специалистов в области психического здоровья. Эмпатия жизненно важна для построения успешных межличностных отношений всех типов, в семье, на работе и за ее пределами. Таким образом, отсутствие эмпатии является одним из признаков таких состояний, как антисоциальное расстройство личности и нарциссическое расстройство личности. Кроме того, для специалистов в области психического здоровья, таких как терапевты, сочувствие к клиентам является важной частью успешного лечения. «Терапевты, обладающие высокой эмпатией, могут помочь людям, проходящим лечение, столкнуться с прошлым опытом и получить более глубокое понимание как опыта, так и окружающих его чувств», — объясняет Good Therapy.