Skip to content

Эмоции в психологии это определение: ЭМОЦИИ | это… Что такое ЭМОЦИИ?

Эмоции – это в психологии: как они возникают, проявляются и что к ним относится

В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с проявлением эмоций, не задумываясь о том, какова их роль в жизни человека. А между тем их количество огромно. Причем это понятие в психологии означает не то же самое, что чувство, настроение и прочие состояния.

Содержание

Определение понятия

Одним из видов эмоциональных процессов являются эмоции, в жизни человека их огромное множество. 

Википедия определяет это понятие как средней продолжительности психический процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к объективному миру и к наступившим или возможным ситуациям.

Характеризуют ее три компонента:

  1. Ощущение, которое переживается или осознается в психике.
  2. Процессы, которые происходят в пищеварительной, дыхательной, нервной и прочих системах организма.
  3. Наблюдаемые выразительные комплексы.

Это определение эмоции дано с пометкой, что в психологии это психическое явление изучено недостаточно, поэтому в различных источниках можно встретить несколько отличающиеся от этого варианты определений.

Говоря простыми словами, это непродолжительная психическая реакция на ту или иную ситуацию. Зачастую это понятие путают с чувствами. Более того, современные ученые, которые изучают эмоции и чувства, условно разделились на четыре группы.

Первая группа, рассматривая соотношение понятий, отождествляет их и считает синонимичными. Психологи дают им схожее определение. Другие утверждают, что чувства являются подклассом. Ученые третьей группы объединяют различные виды психических процессов как формы переживаний, включая аффекты, настроения, страсти и чувства.

Одна и та же эмоция может выражать разные чувства, как и одно и то же чувство может выражать разные эмоции.

Представители последней, четвертой группы, разделяют понятия. Хотя они и тесно взаимосвязаны, между данными видами эмоциональных процессов существует разница.

Сравниваемые характеристикиЧувстваЭмоции
ПродолжительностьДлительные, стабильныеКратковременные
Привязка к объектуОтражают устойчивое отношение к какому-либо объектуВозникают по отношению к ситуации в целом, а не по отношению к кому-либо или чему-либо
ПроявлениеЗачастую не имеют внешнего проявления. Они скрыты глубоко, о них можно лишь догадыватьсяВнешне проявляются мгновенно, очевидно, ярко. Это может быть интонация, мимика лица, жест и т. п.
ВозникновениеСвязано с социальной сферойСвязано с биологическими процессами

Чувства к какому-либо объекту могут быть выражены посредством определенных эмоциональных реакций в зависимости от той ситуации, в которой оказывается объект.

Например, мать, которая любит своего ребенка, может переживать во время сдачи ребенком экзаменов, в зависимости от результата: тревогу в течение экзамена, в момент сообщения об успешной сдаче экзамена – радость, в момент известия о провале – разочарование, злость. Этот и ему подобные примеры наглядно демонстрируют отличие эмоций от чувств.

Это интересно! Что это такое – девиантное поведение

Классификация и функции

Эмоций существует огромное множество – несколько десятков. Большинство людей, исходя из жизненного опыта или интуитивно, легко могут их различать у других по внешним проявлениям. В психологии выделяют базовые, элементарные их виды. Из них складываются более сложные эмоциональные явления.

Виды эмоций

Различные ученые предлагают свои варианты определения основных характеристик понятия. Так, Грог считает, что разделять их надо, исходя из двух основных душевных состояний: пессимизма и оптимизма.

Ученый полагал, что эти состояния способны только уменьшать энергию деятельности человека, поскольку мешают ему распознать то, что имеется, чего следует хотеть и ради чего проявлять активность.

Психолог В. Вундт предлагал классифицировать их в системе трех осей: положительные – отрицательные, напряжение – покой, энергия – вялость. Но широкого распространения в науке такая система группировки не получила, хотя и вызвала широкий интерес и была поддержана в экспериментальных исследованиях.

Основные признаки классификации следующие:

По валентности, или тону:

  • положительные. К ним относятся все состояния, связанные с чувством радости, с приятными ощущениями, с состоянием счастья,
  • отрицательные. Эта группа самая обширная,

По интенсивности. Интенсивность зависит от множества факторов, в том числе полноценности центральной и вегетативной нервной системы. 

Для иллюстрации принципа формирования положительных либо отрицательных проявлений явления различной интенсивности применяется формула психофизиолога П. В. Симонова.

По стеничности:

  • стенические (от др.-греч. Σθένος – сила). Они способны стимулировать активную деятельность. К ним относятся радость, энтузиазм и прочее,
  • астенические (от др.-греч.ἀσθένεια – бессилие). Способствуют расслабленности, подавлению воли. К ним относится, например, тоска.

По содержанию. Данная классификация включает в себя десятки различных наименований, каждое из которых сопровождается определенной физиологической реакцией. Основные эмоции человека условно можно разделить на три категории: негативные, позитивные и нейтральные.

Отдельно можно выделить злорадство. При классификации с ним возникают затруднения. Злорадство, возникая, приносит человеку положительные реакции. Определяется как радость, вызванная неудачами других людей.

Но одновременно происходят разрушительные, негативные процессы в душе самого человека, испытывающего его. Получается, что злорадство все же относится к отрицательным эмоциям.

Функции

Человек, являясь самым эмоциональным представителем животного мира, в каждой конкретной ситуации испытывает определенные эмоции, что помогает ему жить полноценной жизнью и адекватно реагировать на происходящие события.

И их основные функции в психологии следующие: оценочная, мобилизационная, компенсирующая, коммуникативная и функция дезорганизации.

Оценочная функция

Каждому человеку известно, что очень важным является именно первое впечатление, которое он производит на нового знакомого. Сначала дается эмоциональная оценка объекта или ситуации.

Затем происходит сознательная переработка этой информации. То есть, если первое эмоциональное восприятие было положительным, то в дальнейшем формируется позитивное мнение, изменить которое не просто.

В случае с негативным восприятием также бывает трудно заменить его противоположным.

Эмоциональная оценка дается независимо от желания человека. Подсознательно происходит мгновенное оценивание всего, что происходит, формируется впечатление от знакомства и общения с другим субъектом.

Мобилизационная функция

Суть данной функции состоит в возможности стимулировать все силы организма для преодоления преград и решения возникших проблем. Функция работает на физиологическом уровне таким образом:

  1. Эмоция страха выброс в кровь адреналина способность к бегству.
  2. Эмоция страха выброс в кровь чрезмерной дозы адреналина наступает ступор.
  3. Эмоция радости, счастья выброс в кровь определенного гормона прилив сил.

При возникновении сильной стрессовой ситуации, организм мобилизует внутренние ресурсы, перестраивается и функционирует в режиме стресса. Это делает возможным сделать значительно больше, чем обычно.

Затем, после решения поставленных задач, на смену подъему энергии приходит сильная усталость. Это связано с повышенным расходованием сил организма в чрезвычайной ситуации.

Компенсирующая и коммуникативная функции

Эта функция используется организмом при нехватке информации для рационального принятия решения.

В этой ситуации организм ориентируется на эмоциональную оценку, которая при встрече с незнакомым объектом придает ему определенную окраску по аналогии с ранее встречающимися объектами.

Эта информации обобщенная, но дает возможность человеку выйти из тупика. Гипотеза проявления данного психического процесса как механизма принадлежит П. В. Симонову.

Выразительные проявления легко распознаются окружающими. Некоторые из них могут вызывать альтруистические настроения. Когда человеку понятно эмоциональное настроение другого, он может «заразиться» им. 

Например, если один из компании людей начинает весело хохотать, его смех подхватывается и остальными членами этой компании.

На заметку! Особенно важна коммуникативная функция в развитии малышей, которые еще не владеют речью, а могут общаться и познавать окружающий мир только на эмоциональном уровне.

Возникновение

На каждую жизненную ситуацию человек реагирует той или иной реакцией. Бывает так, что в схожих обстоятельствах эмоционально люди реагируют по-разному.

Чтобы понять, как возникают эмоции, следует уяснить, что происходит это не автоматически, а по причине определенных факторов и обстоятельств:

  • конкретная ситуация. Например, в обидной ситуации возникает обида,
  • тип личности и настроение человека на момент возникновения ситуации. В раздраженном состоянии человек будет испытывать раздражение в большинстве случаев. И, напротив, если человек находится в позитивном настроении, большинство обстоятельств будут вызывать у него положительные реакции,
  • конкретное видение той или иной ситуации. Например, когда бегущий малыш внезапно падает, он может испытывать страх, если увидит в этом падении опасность, плачь от обиды, если ему падение покажется обидным, смех от радости, если падение будет им воспринять как приключение,
  • получение внутренних выгод. Например, нашкодивший малыш плачет: его выгода – вместо наказания родители его жалеют, в процессе спора у свекрови начинает болеть сердце: ее выгода – спор прекращается в ее пользу, девушка обижается на молодого человека, при этом может расплакаться: ее выгода – она получает желаемое.

Это интересно! Принципы устройства бытия: что это такое онтология

Внешнее проявление

Поскольку классификаций очень много, для изучения их внешнего проявления потребуется продолжительное время. Но для повседневной жизни достаточно знать, как проявляются базовые семь наименований. Это поможет лучше понимать окружающих и позволит скорректировать собственные реакции.

Распознать эмоции зачастую бывает достаточно трудно, поскольку человек редко испытывает одну из них, обычно их возникает сразу несколько.

Например, при появлении страха человек одновременно может испытывать стыд, тревогу, недовольство собой или отчаяние.

Также трудности распознания связаны с тем, что реакции человека не всегда бывают искренними, они часто рассчитаны на окружающую аудиторию.

Только человек способен испытывать огромное количество самых разнообразных психических процессов. Но в современном мире считается неприличным открыто демонстрировать собственные переживания.

Кроме того, открытый человек становится более уязвимым для окружающих. С другой стороны, насильно скрывая проявления эмоциональности, подавляя естественные реакции, можно разрушить психику.

Важно! Подавлять естественные эмоции вредно и категорически не рекомендуется. А вот бороться с чрезмерной эмоциональностью нужно

Самое меньшее, что грозит человеку при подавлении естественных реакций, – это депрессия, различные формы неврозов. Также при подавлении естественных реакций страдает эндокринная система организма.

Это приводит к гормональным сбоям и нарушениям в работе щитовидной железы и всех остальных желез организма.

Как следствие – возникновение физических и психических болезней. Поэтому подавлять естественные психические реакции вредно и категорически не рекомендуется.

Однако некоторые люди являются чрезмерно эмоциональными. У них вытеснение происходит медленнее, чем накопление. Как следствие, такой человек быстро раздражается и происходит взрыв эмоций, характеризующийся бурной эмоциональной реакцией.

Надо понимать, что это – эмоциональное реагирование, при котором происходит ослабление волевого контроля поведения. Такое состояние облегчает человеку переход к действию. Явление кратковременное, после которого появляется бессилие, полная апатия, сонливость.

Бороться с излишней эмоциональностью нужно. Рекомендуется использовать для этого физические упражнения, крик в подушку, медитации и дыхательные комплексы.

Полезное видео

Подведем итоги

Психические процессы человека играют огромную роль в его развитии выживании. Жизнь без них совершенно невозможна. Благодаря эмоциональности люди способны понимать друг друга, оценивать состояние друг друга, осуществлять совместную деятельность.

Это самая интересная, разнообразная и загадочная область человеческой психики.

1. Определение эмоций и основные аспекты их изучения

Сразу введем важное
предупреждение. Когда будете читать
тексты для семинарских занятий, то не
пугайтесь пестроты терминологии.
Терминология что в психологии эмоций,
что воли – очень разнообразна. Термины
эффект,эмоции,чувства
и каждый раз нужно выяснять, что означает
данный термин у конкретного автора.
Все[ми]эти[ми]тр[емя]слова[ми]как мя­чи­к[а­ми]жонглируют в психологии,[начиная]с Вундта.

Мы выбираем в
качестве родового термина термин эмоция.
Все остальное будем называть «эмоция».
Хотя многообразие явлений, процессов
существует, и термины будут разные.

[Мы
дадим]два определения
эмоции, обращаясь при этом к отечественным
авторам…

Чтобы в принципе
понять… на каком смысловом поле дается
определение эмоции, нужно представить
дело так: эмоции занимают в психологии
промежуточное положение между
потребностями и деятельностью.

Но у А.Н.Леонтьева
[в его] последней
книжке – «Де­я­тель­ность. Сознание.
Личность» – ведется длительное обсуждение
– «Что стоит вначале? Потребность или
деятельность?» Это серьезное теоретическое
положение, на котором мы остановимся в
нескольких словах.

Леонтьев: Пока
деятельность не началась, потребность
не определилась до конца. Субъект родился
– есть потребности. Но пока [они]не реализованы, трудно говорить[о
них]как о чем-то состоявшемся,
подвластном для изучения.

Но у Леонтьева был
постоянный оппонент. Это – С.Л.Ру­бин­штейн.

Начать [разговор]
об эмоциях следует с Рубинштейна.[Он]связывает
эмоции с потребностями, причем с
потребностями такими,[которые]
еще не удовлетворены. Эмоции легче
выявить тогда, когда потребности не
удовлетворены.

Вспоминаем, когда
говорили о потребностях в теме 6, [там
мы] уже давали определение
эмоции:

1.Эмоции– есть психическое отражение, психическая
представленность актуального состояния
потребности.

Рассуждение таково
(упрощенно): не будь эмоции, нельзя
изучать потребность. Нам нужно что-то
психически представленное, чтобы изучать
объективные необходимости субъекта.

Легче всего
представить дело так: если потребность
не удовлетворена, то возникает эмоция
фрустрациикак состояния, которое
возникает при невозможности реализовать
потребность или достичь основную цель.

Данная связка –
потребность и эмоция – необычайно
популярна, и даже, скажем сразу, среди
тех авторов которых вы читаете – наиболее
популярна у физиологов.

Например, читаете
физиолога, который стал психологом;
которого психологи считают своим…
Павел Васильевич Симонов. Поскольку он
хорошо изложен в семинарском материале,
не буду [го­во­рить]
подробно. Скажу: для Симонова, который
строит даже формулу эмоции, для него
эмоция – это результат действия двух
факторов, и первый из них – этонеудовлетворенная потребность.
Ставит знак минус и ставит букву «П».
Второй фактор, определяющий эмоцию –
это будет, как выражается Симонов,
различие в информации (информация –
термин,[ко­то­рый]он использует),различие между
информацией, которая требуется для
удовлетворения потребности, и той,
которая имеется реально
. Простейшие
эмоции, согласимся с Симоновым, особенно
эмоции негативные, объясняются по этой
простой формуле –эмоция отражает
неудовлетворенность потребность
.

Это [было]
одно определение, а теперь – второе

2.Второе
определение восходит к Леонтьеву, и оно
связывает эмоции с деятельностью. Можно
дать определение коротко и просто. Я
это сделаю, но этим не ограничусь.

Второй фактор по
Симонову – это различие – можно назвать
оценкой, оценкой данной информации,
события, лица, объекта и т.д. Эмоция
выполняет функцию оценки.

Действительно,
хорошо знакомо и на бытовом уровне –
если осуществляется деятельность, то
эмоции, которые возникают в ходе, нужны
для чего? Оценивать результаты – простая,
ясная, неосознанная, и тем не менее
психически представленная оценка
события.

Но по Леонтьеву
хотелось бы сказать чуть подробнее.

Дело в том, что
деятельность имеет строение, которое
мы прекрасно знаем… Это нужно для того,
чтобы сказать одно слово – деятельность
направляется мотивом, она (в операциональном
смысле) состоит из действий, подчиненных
целям. А далее способы выполнения
действий – операции.

Для чего напомним?
Для того, чтобы сказать: между деятельностью
и действием есть различие, которое как
раз и надо оценить. Деятельность
направляется мотивом, и тем не менее
мотив (мотивы) выполняют свои функции
даже тогда, когда они не осознаются.

Но вспомним: мотив
побуждает действовать, и что более важно
для нас – мотив образует смысл. Это –
то ключевое слово, которое нужно
произнести – мотивы образуют смыслы.
Смысл действия (4) есть понимание отношения
мотива к цели.

И тогда Леонтьев
предлагает задать нам простой вопрос.
Мотивы образуют смыслы. А как эти смыслы
представлены в сознании? Если это
разумный смысл, то это смысл осознаваемый,
до конца; но часто бывает так, что мотив
еще не осознан, а смысл, который он
образовал, уже есть, уже представлен.

И тогда получается
еще одно определение эмоции.

Эмоции– это
психическое отражение смысл[ов].
Смыслов чего? Прежде всего смыслов
действия и условий (спустимся на этаж
ниже, и добавим) их выполнения.Эмоция– психическая представленность смыслом,
который образует мотив.

Это позволяет
добавить еще одну вещь: эмоции – ключ
к осознанию мотивов.

Тот, кто внимательно
читал Леонтьева в этой части, тот
наверняка заметил пример, когда
перед отходом ко сну человек
(про­фес­си­о­наль­ный
исследователь), порадовавшийся на работе
вместе с другими успеху своего коллеги,
перед сном испытывает негативную
эмоцию… (Не буду касаться[того],
что это – биографический пример… Не
надо. Этот пример взят из Леонтьева, но
мог посетить и другого человека –
эмоции, которые[он]пережил после счастливого для всех
профессионального дня. )

Надо задавать
вопрос. Испытал эмоцию. Ради чего? Там
в конце концов оказывается… как во
всякой бочке меда… Почему во всех этих
событиях главный участник не я? За
эмоцией стоит мотив, эмоция – поверхностное
проявление…

Часто Леонтьев
называл эмоциями еще и задачи. Он говорил:
это – задачи на личностный смысл.
Особенно сильные эмоции, те которые
обращают на себя наше внимание, привлек
к себе – это задачи на осознание мотивов,
на личностный смысл.

Эти два определения
не исключают друг друга, но первое
тяготеет к психофизиологии, а второе –
к психологии личности.

А теперь давайте
перечислим, а потом поочередно раскроем
основные аспекты изучения эмоций.

Когда мы обращаемся
ко всему богатству терминологии,
встречаем три термина. Это – три аспекта,
которые имеем в виду…

1. Эмоции как
явление. Забегая чуть вперед – . ..и
его составная часть –переживание.
Впрочем, это будет нуждаться в пояснениях.

2. Эмоции как
психотелесные состояния. И сразу
обратим внимание: когда произносится
слово «состояние», имеется в виду не
только психическая жизнь, а то, что
эмоция выражена телесно. Дарвин говорил
об эмоциях аргументированно как о
рудиментах, остатках…

3. Эмоция как
процесс. Здесь, пожалуй, исследовательский
вопрос: когда встречаем слово «процесс»
– вопрос… – как разворачивается эмоция
во времени, или какова последовательность
событий при возникновении эмоции.

Итак, психическое
явление это сама структура эмоции,
эмоциональное состояние – это связь
эмоции с природной, телесной жизнью.
Процесс – развернутость во времени.

Эмоции | Определение, примеры, область применения, структуры и факты

Рембрандт: Аристотель созерцает бюст Гомера

Просмотреть все медиа

Ключевые люди:
Ван Би
Джейкоб Молешотт
Марта Нуссбаум
Похожие темы:
счастье
депрессия
одиночество
злорадство
отчуждение

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

эмоция , сложный опыт сознания, телесных ощущений и поведения, отражающий личную значимость вещи, события или положения дел.

«Эмоции,— писал Аристотель (384–322 до н. Таковы гнев, жалость, страх и тому подобное с их противоположностями». Эмоции действительно являются гетерогенной категорией, охватывающей широкий спектр важных психологических явлений. Некоторые эмоции очень специфичны, поскольку относятся к конкретному человеку, объекту или ситуации. Другие, такие как дистресс, радость или депрессия, носят очень общий характер. Некоторые эмоции очень кратковременны и едва осознаются, например внезапный прилив смущения или вспышка гнева. Другие, такие как длительная любовь или кипящая обида, носят затяжной характер, длятся часы, месяцы или даже годы (в этом случае они могут стать устойчивой чертой личности человека). Эмоция может иметь выраженное физическое сопровождение, такое как выражение лица, или может быть невидимой для наблюдателей. Эмоция может включать в себя сознательное переживание и размышление, например, когда кто-то «погрязает» в ней, или она может пройти практически незамеченной и неосознанной субъектом. Эмоция может быть глубокой в ​​том смысле, что она необходима для физического выживания или психического здоровья, или она может быть тривиальной или дисфункциональной. Эмоция может быть социально уместной или неуместной. Это может быть даже социально обязательным — например, чувство раскаяния после совершения преступления или чувство горя на похоронах.

Соответственно, существует огромный диапазон эмоций, и даже внутри одних и тех же «семейств эмоций» существуют значительные различия. Панику и страх, например, часто считают родственными эмоциями, но есть существенная разница между паникой, проявляющейся в иррациональном страхе или фобии, и разумным страхом, таким как страх перед ядерной войной, который требует много информации и анализа. Ужас и ужас, две другие родственные эмоции, тем не менее отличны от страха. Или рассмотрим огромное семейство враждебных эмоций, родственных гневу: ярость, ярость, ненависть, негодование, презрение, ненависть и презрение, и это лишь некоторые из них. Интересно, что все эти эмоции отличаются по своей структуре и соответствующему контексту, как и члены «самокритичной семьи», в которую входят стыд, смущение, вина, раскаяние и сожаление. Большое разнообразие и обилие эмоций предполагает, что категория эмоций может быть не отдельным классом психологических явлений, а большим семейством свободно связанных психических состояний и процессов.

Для простоты исследователи и непрофессионалы часто делят эмоции на «положительные» и «отрицательные». (Научные исследователи называют эти качества эмоции ее «аффективной валентностью».) Но сложность эмоций делает подобные оппозиции подозрительными. Хотя любовь и ненависть, например, часто воспринимаются как полярные противоположности, стоит отметить (как показывают сюжеты многих романов и драм), что они часто сосуществуют не как противоположности, а как дополнения. Более того, любовь часто бывает болезненной и разрушительной, а ненависть иногда может быть и положительной. (Как спросила американский психолог Шула Соммерс: «Является ли ненависть ко злу отрицательной эмоцией?») Но такая эмоция, как гнев, другая так называемая отрицательная эмоция, показывает тщетность такой классификации. Гнев действительно является негативным чувством (если не враждебным), направленным на другого человека, но он может быть поучительным для человека, который сердится, и в соответствующем контексте — в контексте, в котором следует злиться, — он может иметь благотворное влияние на ситуацию или отношения. Таким образом, феминистское движение сделало большой шаг вперед, когда женщины осознали, что у них есть право злиться и на что злиться. Возможно, как заметил Аристотель, эмоции сопровождаются удовольствием или болью (часто и тем, и другим), но они слишком сложны и часто слишком тонки, чтобы классифицировать их только на этом основании.

Изучение эмоций долгое время было прерогативой этики. Эмоции занимали центральное место в этике добродетели Аристотеля и являлись неотъемлемой частью заботы средневековых схоластов о пороках, добродетелях и грехе. Для Аристотеля наличие нужного количества правильных эмоций в правильных обстоятельствах является ключом к добродетельному поведению. Святой Фома Аквинский ( г. ок. 1224–1274 гг.) различал «высшие» и «низшие» эмоции, причем первые представлены верой и любовью, а вторые — гневом и завистью. Хотя моральное размышление об эмоциях всегда было связано с эмоциональными крайностями и уродствами, как в психопатологии и безумии, эти явления никогда не были основной причиной интереса к эмоциям. Как прекрасно понимали Аристотель и средневековые моралисты, эмоции необходимы для здорового человеческого существования, и именно поэтому их нарушение так серьезно.

Правильное развитие и функционирование эмоций позволяют людям жить хорошо и быть счастливыми. Любовь, уважение и сострадание, например, являются важными эмоциональными составляющими межличностных отношений и забот. Эмоции мотивируют нравственное (а также аморальное) поведение и играют существенную роль в творчестве и научном любопытстве. Для многих людей эмоции стимулируются и провоцируются красотой в искусстве и природе, а без эмоций нет эстетической чувствительности. Эмоции, так же как и физические чувства, формируют основные процессы восприятия и памяти и влияют на то, как люди воспринимают и интерпретируют окружающий мир (психологи давно знают, что то, что человек замечает и запоминает, в значительной степени зависит от того, о чем он заботится). ). Хотя некоторые эмоции могут выйти из-под контроля и нанести ущерб личному благополучию и социальным отношениям, большинство эмоций являются функциональными и адаптивными. Тем не менее тот факт, что так много людей в течение жизни страдают от «эмоциональных проблем», делает понимание патологии эмоций постоянной социальной проблемой.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Эмоции | Определение, примеры, область применения, структуры и факты

Рембрандт: Аристотель созерцает бюст Гомера

Просмотреть все медиа

Ключевые люди:
Ван Би
Джейкоб Молешотт
Марта Нуссбаум
Похожие темы:
счастье
депрессия
одиночество
злорадство
отчуждение

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

эмоция , сложный опыт сознания, телесных ощущений и поведения, отражающий личную значимость вещи, события или положения дел.

«Эмоции,— писал Аристотель (384–322 до н. Таковы гнев, жалость, страх и тому подобное с их противоположностями». Эмоции действительно являются гетерогенной категорией, охватывающей широкий спектр важных психологических явлений. Некоторые эмоции очень специфичны, поскольку относятся к конкретному человеку, объекту или ситуации. Другие, такие как дистресс, радость или депрессия, носят очень общий характер. Некоторые эмоции очень кратковременны и едва осознаются, например внезапный прилив смущения или вспышка гнева. Другие, такие как длительная любовь или кипящая обида, носят затяжной характер, длятся часы, месяцы или даже годы (в этом случае они могут стать устойчивой чертой личности человека). Эмоция может иметь выраженное физическое сопровождение, такое как выражение лица, или может быть невидимой для наблюдателей. Эмоция может включать в себя сознательное переживание и размышление, например, когда кто-то «погрязает» в ней, или она может пройти практически незамеченной и неосознанной субъектом. Эмоция может быть глубокой в ​​том смысле, что она необходима для физического выживания или психического здоровья, или она может быть тривиальной или дисфункциональной. Эмоция может быть социально уместной или неуместной. Это может быть даже социально обязательным — например, чувство раскаяния после совершения преступления или чувство горя на похоронах.

Соответственно, существует огромный диапазон эмоций, и даже внутри одних и тех же «семейств эмоций» существуют значительные различия. Панику и страх, например, часто считают родственными эмоциями, но есть существенная разница между паникой, проявляющейся в иррациональном страхе или фобии, и разумным страхом, таким как страх перед ядерной войной, который требует много информации и анализа. Ужас и ужас, две другие родственные эмоции, тем не менее отличны от страха. Или рассмотрим огромное семейство враждебных эмоций, родственных гневу: ярость, ярость, ненависть, негодование, презрение, ненависть и презрение, и это лишь некоторые из них. Интересно, что все эти эмоции отличаются по своей структуре и соответствующему контексту, как и члены «самокритичной семьи», в которую входят стыд, смущение, вина, раскаяние и сожаление. Большое разнообразие и обилие эмоций предполагает, что категория эмоций может быть не отдельным классом психологических явлений, а большим семейством свободно связанных психических состояний и процессов.

Для простоты исследователи и непрофессионалы часто делят эмоции на «положительные» и «отрицательные». (Научные исследователи называют эти качества эмоции ее «аффективной валентностью».) Но сложность эмоций делает подобные оппозиции подозрительными. Хотя любовь и ненависть, например, часто воспринимаются как полярные противоположности, стоит отметить (как показывают сюжеты многих романов и драм), что они часто сосуществуют не как противоположности, а как дополнения. Более того, любовь часто бывает болезненной и разрушительной, а ненависть иногда может быть и положительной. (Как спросила американский психолог Шула Соммерс: «Является ли ненависть ко злу отрицательной эмоцией?») Но такая эмоция, как гнев, другая так называемая отрицательная эмоция, показывает тщетность такой классификации. Гнев действительно является негативным чувством (если не враждебным), направленным на другого человека, но он может быть поучительным для человека, который сердится, и в соответствующем контексте — в контексте, в котором следует злиться, — он может иметь благотворное влияние на ситуацию или отношения. Таким образом, феминистское движение сделало большой шаг вперед, когда женщины осознали, что у них есть право злиться и на что злиться. Возможно, как заметил Аристотель, эмоции сопровождаются удовольствием или болью (часто и тем, и другим), но они слишком сложны и часто слишком тонки, чтобы классифицировать их только на этом основании.

Изучение эмоций долгое время было прерогативой этики. Эмоции занимали центральное место в этике добродетели Аристотеля и являлись неотъемлемой частью заботы средневековых схоластов о пороках, добродетелях и грехе. Для Аристотеля наличие нужного количества правильных эмоций в правильных обстоятельствах является ключом к добродетельному поведению. Святой Фома Аквинский ( г. ок. 1224–1274 гг.) различал «высшие» и «низшие» эмоции, причем первые представлены верой и любовью, а вторые — гневом и завистью. Хотя моральное размышление об эмоциях всегда было связано с эмоциональными крайностями и уродствами, как в психопатологии и безумии, эти явления никогда не были основной причиной интереса к эмоциям. Как прекрасно понимали Аристотель и средневековые моралисты, эмоции необходимы для здорового человеческого существования, и именно поэтому их нарушение так серьезно.

Правильное развитие и функционирование эмоций позволяют людям жить хорошо и быть счастливыми. Любовь, уважение и сострадание, например, являются важными эмоциональными составляющими межличностных отношений и забот. Эмоции мотивируют нравственное (а также аморальное) поведение и играют существенную роль в творчестве и научном любопытстве. Для многих людей эмоции стимулируются и провоцируются красотой в искусстве и природе, а без эмоций нет эстетической чувствительности. Эмоции, так же как и физические чувства, формируют основные процессы восприятия и памяти и влияют на то, как люди воспринимают и интерпретируют окружающий мир (психологи давно знают, что то, что человек замечает и запоминает, в значительной степени зависит от того, о чем он заботится).