Skip to content

Как рассказать подростку о наркотиках: Как говорить с детьми о вреде алкоголя и наркотиков

Как говорить с детьми о вреде алкоголя и наркотиков

Жизнь с детьми

Андрей Бородкин

22 февраля 2019 17:50

«Афиша Daily» поговорила с психотерапевтом, социальным педагогом, психологом, токсикологом и сельским учителем о том, можно ли повлиять на отношение детей к алкоголю и наркотикам, а также как и в каком возрасте начинать об этом разговор, чтобы их не спугнуть.

Для подростка употребление алкоголя и других запрещенных веществ — это в первую очередь индивидуальная история и азарт. Это ведь такой «квест»: алкоголь купить детям сейчас трудно, контроль за этим усиливается, не говоря уже о наркотиках. Ввиду труднодоступности и происходит некая романтизация таких поисков. А после, если удалось, подростки не стесняются этим и похвастаться.

Зависимость между употреблением алкоголя и наркотиков и окружением подростка, его социальной средой, есть. Но здесь стоит отметить несколько моментов. С развитием интернет-технологий у подростка появилась возможность выбора своего окружения. Ребенок может жить в одной среде (допустим, очень неблагоприятной), а общаться совершенно с другой группой детей. Причем он может выбрать почти любое окружение — то, где употреблять не принято, например, или где старшие дети могут повлиять на него, и он бросит это делать. Такие случаи были в моей практике. Дети приезжали из сибирских моногородов, где окружение, включая семью, употребляло. Но сами они этого не делали, хорошо учились, поступали в вузы столицы и говорили, что интернет-общение стало этому причиной.

Но, чтобы пойти против среды, нужна мотивация. В случае с подростком это может быть кажущаяся взрослому мелочь: мнение учителя, другого взрослого, даже строчка из песни — и такие случаи я наблюдал. Поэтому при сегодняшнем развитии технологий совершенно неправильно говорить, что все подростки употребляют алкоголь и вещества. Нельзя всех мести под одну гребенку, сегодня это уже не работает.

Буллинг или сложная адаптация в школе могут подтолкнуть подростка к употреблению алкоголя или веществ только в том случае, если у него уже складывается мотивация к этому, в том числе под воздействием среды. Тогда стрессовая ситуация станет толчком. То есть такие явления не формируют мотивацию к употреблению, а стимулируют, если уже есть проблемы в семье.

Универсального рецепта для родителей, чтобы уберечь подростка от употребления, не существует. Однако одну рекомендацию я все же могу дать: работайте на восстановление доверия между вами и ребенком и не бойтесь обращаться за помощью к специалистам.

Ведь если ребенок сломал руку или ногу, мы идем к профессионалам, а не стараемся вылечить его сами. В случае с алкоголем и наркотикам, скорее всего, внешние проявления — это следствие внутренних проблем.

Родители должны знать, что они не одиноки, что они не должны все решать сами. Гораздо легче работать над восстановлением доверия в семье под руководством опытного психолога. И необязательно школьного. В каждой школе есть телефоны горячих линий, по которым родителям окажут первую психологическую помощь и помогут подобрать специалиста. Существует общероссийский телефон доверия для подростков: +7 800 200 01 22. Звонить на него могут и родители. Также в каждом регионе можно найти контакты специализированных центров: можно, например, набрать в поисковике «центр помощи семье и детям» и название своего региона.

Сколько родителей, например, знают, что существует несколько стратегий коммуникации с подростком? Например, «гибкое общение», «обучение самостоятельности», «общие цели», «Я-высказывание» и другие. Зачастую первая реакция у родителей происходит интуитивно: уберечь ребенка от всего вредного. Но метод запретов — худшая стратегия. Я сам отец, моему ребенку пять лет. И, несмотря на собственный педагогический опыт, справиться с некоторыми кризисными явлениями в воспитании мне легче, когда я знаю, что не одинок и что могу воспользоваться советами коллег-профессионалов.

Чтобы избежать проблем с алкоголем и наркотиками в подростковом возрасте, в более ранний период надо использовать любую возможность, чтобы поиграть с ребенком, пообщаться — быть инициатором совместной деятельности. Нельзя допускать двойных стандартов в воспитании ребенка — это приучает манипулировать, врать, и впоследствии ребенок теряет связь с родителем.

Многие родители считают, что быть другом ребенку — значит «все позволять». На самом деле это значит быть открытым для ребенка и не использовать информацию, которой он поделился в откровенном разговоре, против него же. И еще это значит учить взаимоуважению и ответственности.

Психоактивные вещества (этанол и другие наркотики) действуют в основном в центральной нервной системе (ЦНС). У подростков еще не закончено формирование связей между нейронами и не окончательно налажено корректное функционирование всех систем. Поэтому их мозг может пострадать значительно сильнее, чем мозг взрослого человека.

Это все не голословные утверждения — в мире регулярно проводятся исследования по этой теме. Например, свежее — канадско-британско-американское, в котором ученые пришли к неутешительному выводу: между употреблением марихуаны в подростковом возрасте и депрессивным расстройством во взрослом есть взаимосвязь. У употреблявших марихуану в подростковом возрасте депрессивные расстройства диагностированы в 1,37 раза чаще.

Есть подобные данные и по алкоголю, особенно опасным считается его сочетание с энергетиками. Популярный у подростков микс может спровоцировать инфаркт миокарда даже у 19–20-летних молодых людей. Отдельный фактор риска — различные челленджи как в интернете, так и просто в компаниях. Спиртное закапывают в глаза, на спор выпивают залпом бутылку водки (после чего такой подросток оказывается в токсикологической реанимации с 1,5–2 промилле этанола в крови и очень туманными перспективами относительно восстановления функций ЦНС).

С передозировками психоактивных веществ справляться очень тяжело, самостоятельно помочь вряд ли получится. Никаких домашних средств, помогающих при именно передозировке (ну или отравлении ПАВ), не существует. Чай с лимоном, как показано в некоторых фильмах, здесь не поможет. Если отравление сильное, единственное, что можно сделать — положить подростка на бок (на случай, если начнется рвота), и вызвать скорую помощь.

Моя врачебная практика сформировала у меня желание, чтобы подростки знакомились со спиртным как можно позже, а с прочими психоактивными веществами не сталкивались вообще никогда.

Подростковый возраст — это период экспериментов над внешним миром, когда проверяются на прочность его границы, а также проводятся опыты над собственным телом и испытываются его возможности. В этом возрасте гормональные сдвиги провоцируют повышение уровня агрессии, которая в том числе обращается и против самого себя, подталкивая ребенка к рискованному или самоповреждающему поведению.

Часто этими яркими впечатлениями подростки бессознательно стремятся отметить границу между детством и взрослостью, символически «убить» свое детство, показав себе и другим, что возвращение в него невозможно. В некоторых культурах эти подростковые особенности обслуживаются специальными ритуалами, сопряженными с реальным риском или имитирующими его. В развитых странах подростки хотят доказать, что они уже не маленькие дети именно употреблением алкоголя и запрещенных веществ.

В этот период общение родителей с детьми ни в коем случае не должно подаваться «сверху», как поучения («давай я тебе все про тебя объясню») или нотации.

Разговор должен строиться на искренней готовности поделиться чем-то о себе или узнать что-то новое о ребенке.

Не стоит забывать, что способ «быть крутым» сильно зависит от тех, кто окружает ребенка, — как в семье, так и в среде сверстников. Задолго до подросткового возраста стоит прикладывать усилия к тому, чтобы ценности этого окружения соответствовали вашей планке.

Чего точно родителям делать не стоит — покупать ребенку алкоголь или другие вещества, считая, что «лучше пусть употребляет под присмотром». Во-первых, это запрещено законом. Вряд ли пренебрежительное отношение к нормам законодательства — это то, что мы хотим передать подростку. Во-вторых, в этом возрасте ребенок по-прежнему нуждается в том, чтобы ему ставили границы. Это дает ощущение безопасности, а еще позволяет подростку протестовать (ему это очень нужно). От слишком мягких границ невозможно оттолкнуться, и человек может заходить все дальше и дальше, чтобы найти наконец что-то, чего нельзя. Ну и конечно, мы не должны быть приятелями нашим детям, подростки продолжают нуждаться в нас как в родителях.

Тем не менее любые запреты и границы не должны выглядеть абсурдом, а родители не должны быть одержимы идеями фикс. Глупо отказывать подросшим детям в напитках с 1–2%-ным содержанием алкоголя (разрешенных для продажи несовершеннолетним) или за три дня до 18-летия не позволить поднять тост на семейном празднике.

Что могут сделать родители до подросткового возраста, чтобы снизить риск возникновения таких проблем? В первую очередь не употреблять алкоголь и наркотики самим. Личный пример — лучшее для подростков. Также риск зависимости от психоактивных веществ ниже для подростков, растущих в среде сверстников с высоким интеллектуальным уровнем, увлеченных познанием или творчеством, не вовлеченных в употребление психоактивных веществ, не имеющих к ним доступа. То есть родители должны как своим примером показать, что жизнь без вредных веществ может быть интересной, так и понимать, какие сверстники окружают их ребенка. Для этого надо быть с ним в постоянном контакте. Это не панацея и не гарантия, что проблем с алкоголем и веществами не возникнет, но такие меры точно помогут снизить риски.

На мой взгляд, корни употребления алкоголя и других вредных веществ лежат не в дурной компании. Мой клинический опыт говорит о том, что в большинстве случаев причиной становится хроническое психическое напряжение, психотравмирующие (психогенные) ситуации в семье и молчаливое согласие родителей, которые предпочитают не замечать симптомов употребления веществ ребенком. Подавляющее большинство научных работ на русском и на английском сегодня говорят, что в основе девиантного поведения подростков всегда лежат проблемы в семье.

Конечно, существует и так называемое коморбидное употребление. Когда у подростка началось какое-либо психическое заболевание (рекуррентная депрессия, циклотимия, биполярное расстройство, расстройства поведения, шизотипическое расстройство) и употребление — это такой вариант самолечения, попытка самостоятельно избавиться от симптомов, суть которых подросток не понимает.

Если вы узнали, что ваш ребенок употребляет алкоголь или любые формы наркотиков, на мой взгляд, другого решения быть не может: ноги в руки и срочно бежать к специалисту — наркологу или психотерапевту. Если подростку меньше 18 лет и он хотя бы раз употребил наркотики или пару раз позволил себе прийти пьяным домой, не нужно ждать появления синдрома зависимости. Любое промедление — и может быть уже слишком поздно.

Говоря о профилактике, есть два момента, о которых родители забывают или вовсе не знают. Во-первых, это умение говорить «нет». В Европе и США существует тренинг для детей младшего школьного возраста. Их сажают в круг и под руководством психолога дети уговаривают друг друга совершить какое-либо действие — например, съесть конфету. Задача того, кого уговаривают, сказать «нет» и удержаться от действия. Исследования в классах, где такой тренинг проводился, показали, что количество тех, кто начал курить, сокращается на треть по сравнению с теми классами, где просто показывали фильмы о вреде курения.

Во-вторых, головной мозг ребенка и подростка еще только формируется. В том числе и префронтальная кора, которая участвует в контроле поведения. Помочь ей сформироваться помогают систематические упражнения, направленные на то, чтобы делать то, чего делать не хочется. То есть — учиться. В большинстве случаев психически здоровый подросток не хочет учиться, он хочет гулять с девочками или мальчиками, играть в приставку и так далее. Но если не помочь префронтальной коре сформироваться, то есть не заставить учиться вопреки всем этим желаниям, то и отказываться от алкоголя и наркотиков подростку будет гораздо сложнее. Мой опыт говорит, что в 9 из 10 семей полностью отсутствует правильная система контроля за успехами или провалами в учебе. И в результате мы имеем то, что имеем.

С фактами употребления алкоголя или других веществ в школе я сталкивалась крайне редко. В основном это был алкоголь у старшеклассников во время проведения каких-то мероприятий, вечеров или дискотек в школе. Во время занятий или учебного процесса я с таким не сталкивалась: подростки боятся осуждения взрослых, учителей и родителей. Мне кажется, что подростки, которые напиваются или употребляют целыми классами прямо на уроках, — это такой миф из кино о российской глубинке.

Сегодня у учителя есть большой выбор рычагов давления. Если ему станет известно, что ребенок употребляет алкоголь или другие вещества, он может сообщить об этом завучу, социальному педагогу, Комитету по делам несовершеннолетних. Тогда ребенка очень быстро поставят на учет и будут следить за его поведением. Проблема в том, что это очень негативно скажется на самом учителе. Если ты классный руководитель такого ребенка, то зачастую несешь ответственность большую, чем его родители. Тебя обяжут посещать вместе с ребенком все заседания комиссии по делам несовершеннолетних, приезжать к нему домой, составлять план индивидуальной работы с таким учеником, писать характеристики, общаться с инспектором по делам несовершеннолетних, вести документацию. Это негативно скажется и на портфолио. Так устроена система — школа сегодня отвечает за воспитание детей больше, чем родители.

Поэтому учителя предпочитают не только не рассказывать о таких случаях, но и максимально сократить количество людей, которые об этом знают; решить проблему в узком кругу между родителем, учителем и учеником. Иногда даже директор не знает о таких случаях. А когда знает — он тоже не заинтересован в афишировании такой информации из-за рейтинга школы.

В целом поведение детей в школе во многом продиктовано модой и образом жизни тех, кого дети считают авторитетом. Например, блогеров.

Сейчас нет тренда на то, чтобы находиться под действием алкоголя или веществ в школе и других людных местах, — и дети этого не делают.

Есть тренд на своеобразный нигилизм и «ничегонеделание», но не на алкоголь и вещества. Наверное, это к лучшему.

Работа с детьми до подросткового возраста должна вестись не только учителями, но и родителями, и социальными службами. Мой личный опыт говорит: чем чаще ребенок будет слышать в своем окружении мнение о том, что алкоголь и наркотики — это вред, тем меньше шанс, что он начнет их употреблять. Но это комплексная работа по просвещению и образованию. Одним учителям здесь не справиться.

расскажите друзьям

теги

воспитаниеобществоподросткикак житьдетисемьяалкогольобщение

люди

Алексей Водовозов

Как рассказать ребенку о наркотиках, когда, что нельзя говорить

Как рассказать ребенку о наркотиках, когда, что нельзя говорить

Дополнительные настройки поиска

Практически каждого родителя рано или поздно парализует страх при мысли о том, что ребенок может столкнуться с наркоманией. Сообщения в родительских чатах полны тревоги — подростку могут в любой момент предложить то, что сделает его «крутым» в компании, и он подумает, что это — прекрасно. Как донести до ребенка опасность употребления наркотиков? Как рассказать правду […]

19 февраля, 2012.

Редакция «Правмира»

Практически каждого родителя рано или поздно парализует страх при мысли о том, что ребенок может столкнуться с наркоманией. Сообщения в родительских чатах полны тревоги — подростку могут в любой момент предложить то, что сделает его «крутым» в компании, и он подумает, что это — прекрасно. Как донести до ребенка опасность употребления наркотиков? Как рассказать правду […]

Содержание статьи

  • Как рассказать ребенку о наркотиках убедительно и честно
  • Чего не стоит говорить ребенку о наркотиках
  • Как рассказать ребенку о наркотиках, если он их употреблял

Практически каждого родителя рано или поздно парализует страх при мысли о том, что ребенок может столкнуться с наркоманией. Сообщения в родительских чатах полны тревоги — подростку могут в любой момент предложить то, что сделает его «крутым» в компании, и он подумает, что это — прекрасно. Как донести до ребенка опасность употребления наркотиков? Как рассказать правду о трагических последствиях наркомании?

Как рассказать ребенку о наркотиках убедительно и честно

  • Порой родители выбирают стратегию молчания. Правильным выбором кажется не обсуждать алкоголь и наркотики так, как-будто этой проблемы не существует. Создание ореола тайны вокруг этой темы, увы, напротив, лишь подогревает интерес ребенка и в подростковом возрасте, возможно, и раньше, стоит пригласить ребенка к честному разговору. Романтика «секретности», запретные «радости» будут играть против вас, поэтому не молчите.
  • Стараться поместить ребенка в идеальную среду, где будут только вежливые воспитанные дети, играющие в свободное время на скрипочке — тоже не лучшая стратегия. За стенами любой школы будет огромный мир, полный соблазнов. И однажды ребенок все равно туда выйдет. Кроме того, никакое мнимое благополучие, интеллигентность и высокая нравственность сами по себе не страхуют от риска однажды попробовать наркотики. Зато умение отказывать, говорить твердое «нет», кто бы ни убеждал — это хорошее оружие против «плохих» компаний. Когда ребенок знает, что имеет право отказаться от того, что ему не нравится, должен оставаться в этом твердым, он сможет противостоять уговорам приятелей во дворе или на дискотеке.
  • Если у вас с ребенком доверительные отношения, у вас уже есть хорошая база для этого разговора. Мнение, которое транслирует авторитет будет важным, к нему проще прислушаться. Разумеется, важен и личный пример. Если вы употребляете наркотики, но запрещаете ребенку это делать, ни один аргумент не будет убедительным. Напротив, если ребенок уважает вас за ваши достижения, видит в вас опору и поддержку во всем, ваш рассказ о том, как важно отказать тем, кто предлагает «только разок попробовать запрещенное вещество» будет эффективным.
  • Покажите ребенку, что жизнь может быть веселой и радостной без употребления наркотиков и алкоголя. Активная жизненная позиция вырабатывается часто под влиянием семейных устоев. Если каждые выходные вы ходили вместе гулять на лыжах, в поход, имеете много прекрасных семейных традиций, риск, что ребенок будет искать способы себя развлечь из-за отсутствия должного внимания, снижается.

Чего не стоит говорить ребенку о наркотиках

  • Даже, если вам совсем не хочется пугать ребенка страшными фотографиями и историями о том, что случилось с людьми, страдающими наркотической зависимостью, объясните последствия употребления наркотиков честно, доступно и просто. «Нельзя, потому что я так сказал» и «нельзя, потому что я твоя мать, и я запрещаю» — плохой аргумент для ребенка. Метод запрета в целом крайне редко работает. Ребенку важно иметь право принять решение на основе информации, которую вы ему дадите. Объясните, как больно вам будет, если с ним произойдет трагедия, если он будет страдать и причинит себе вред.
  • При этом не стоит предоставлять и полную свободу. Фраза «наркотики — это плохо, но ты сам решай, нам все равно, если ты решишь себя погубить» будет воспринята подростком, как чистая правда. Подросток — это все еще ребенок, который нуждается в границах, в семейных правилах: «мы все друг другу рассказываем, ты можешь поделиться, и я не буду тебя ругать или осуждать, мы спокойно поговорим». Важно, чтобы ребенок не боялся обсудить с родителями ни одну тему, в том числе — наркотики.
  • Если ребенок рассказал вам, что уже однажды пробовал наркотики, худшее, что можно сделать — начать его стыдить и ругать. Признаться в этом — акт большого доверия, вы вместе должны обсудить, что подтолкнуло его к этому? Что он почувствовал? Понимает ли он опасность того, что с ним произошло? Спокойный разбор этой ситуации и откровенная беседа помогут больше, чем бурная эмоциональная реакция.
  • Если вы употребляете при детях алкоголь, наркотики и говорите им нечто похожее на «мне можно, потому что я взрослый, а ты еще не дорос», вы одобряете тот же путь ребенку. Нет ничего важнее личного примера здорового образа жизни.

Как рассказать ребенку о наркотиках, если он их употреблял

  • Если у подростка уже есть негативный опыт коммуникации с наркотическими веществами, одного разговора и поддержки родителей будет недостаточно. Важно будет обратиться к наркологу и детскому психологу, потому что наркотики часто становятся для ребенка попыткой убежать от глубинного страха, тяжелых переживаний, метод стать «своим» в компании, не подвергаться травле со стороны сверстников.
  • Придти на помощь ребенку в такой ситуации — это не наказать его как можно суровее, а предоставить помощь квалифицированных специалистов. Употребление наркотиков — большое испытание для семьи. Не стоит стараться преодолеть его исключительно своими силами.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Лучшие материалы

{{/is_layout_small}}
{{#is_layout_fullwidth}}

{{{ title }}}

{{#is_video}}

{{/is_video}}
{{#is_photo}}

{{/is_photo}}

Подробнее

{{/is_layout_fullwidth}}

Подростки и наркотики: 5 советов, как поговорить с детьми

Родители подростков сталкиваются с трудной дилеммой в отношении употребления психоактивных веществ: мы можем хотеть, чтобы наши дети воздерживались от употребления наркотиков, но что мы делаем, если они этого не делают? Риски высоки, как мы обсуждали в нашем блоге об употреблении психоактивных веществ подростками и развитии мозга. Хотя родители могут и должны четко объяснить, что отказ от употребления наркотиков — лучшее решение для здоровья, мы просто не можем контролировать каждый аспект жизни молодых людей. Не существует универсального подхода к успешному диалогу с подростками об употреблении психоактивных веществ, но эти принципы могут оказаться полезными.

1. Четко разъясняйте свои ценности и правила

Родители иногда используют такие фразы, как «будь умнее» или «принимай правильные решения», хотя эти термины могут иметь совершенно разное значение для разных людей. Например, родитель, который говорит: «Будь умнее!» может подумать, что он просит своего ребенка не пить, в то время как ребенок может интерпретировать инструкции как «Не пейте столько, чтобы потерять сознание». Итак, будьте конкретны. Если вы имеете в виду: «Ты можешь встречаться со своими друзьями, если можешь заверить меня, что не будешь употреблять марихуану», — скажи это именно так.

2.   Спрашивайте и слушайте, но не поддавайтесь искушению читать лекции

Будучи взрослыми, мы очень хотим передать как можно больше мудрости, чтобы помочь молодым людям избежать тех же ошибок, которые совершили мы. Но, вероятно, полезнее выявлять их врожденное любопытство и побуждать искать ответы самостоятельно. Попробуйте начать с вопроса вроде: «Скажи мне, что ты знаешь о марихуане?» Подростки, которые чувствуют, что их точка зрения ценится, могут быть более склонны участвовать в разговоре. В ответ на то, что говорит ваш ребенок, используйте непредвзятые рефлексивные утверждения, чтобы убедиться, что он чувствует, что его слушают, а затем задайте вопрос. Например: «Итак, вы слышали, что марихуана довольно безопасна, потому что она натуральная. Как вы думаете, это правильно?» Вам не нужно соглашаться со всем, что говорит ваш подросток; вам просто нужно дать понять, что вы слушаете. Дополнительные рекомендации по навыкам активного слушания см. в этом ресурсе Центра обучения родителей.

3.    Если ваш ребенок употреблял психоактивные вещества, постарайтесь выяснить причины.

Подростки могут употреблять психоактивные вещества, чтобы справиться с тревогой, снять стресс, отвлечься от неприятных эмоций или пообщаться со сверстниками. Интерес к этим причинам может помочь ему чувствовать себя менее осуждаемым. Это также может дать вам представление о глубинных проблемах вашего подростка, помочь ему лучше понять свое поведение и указать на проблемы, которые могут потребовать профессиональной поддержки. С другой стороны, такие разговоры с ребенком могут быть сложными для родителей, и некоторые молодые люди плохо понимают, почему они употребляют психоактивные вещества. Подросткам, регулярно употребляющим психоактивные вещества, мы рекомендуем обследование у специалиста, который может помочь им изменить поведение.

4. Знайте, когда (и как) вмешаться

Общение с подростками на тему употребления психоактивных веществ может быть деликатным танцем. Мы хотим поощрять открытость и честность, а также хотим, чтобы они получали четкие сообщения, которые помогают им оставаться в безопасности. Подростки, которые периодически употребляют психоактивные вещества и/или у которых были проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ, могут находиться на траектории развития расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ. Это хорошая идея для них, чтобы иметь профессиональную оценку. Вы можете найти подробный список признаков и симптомов, а также информацию о конкретных веществах на веб-сайте программы подростковой наркомании и употребления психоактивных веществ в Бостонской детской больнице. Если оценка необходима, вы можете начать с педиатра, который при необходимости поможет направить вас к специалисту.

5. Помните о любой семейной истории расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Воздействие употребления психоактивных веществ в домашних условиях также является важным фактором риска. И то, и другое может повлиять на детей, у которых есть родственники первой или второй степени родства (например, родитель, бабушка или дедушка, тетя или дядя) с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ. Хотя из исследований мы знаем, что генетическая наследуемость зависимости сильна, она также сложна, передается через серию генов и, как правило, не ограничивается одним веществом. Другими словами, дети, у которых есть родственник с расстройством, связанным с употреблением опиоидов, могут сами заболеть расстройством, связанным с употреблением каннабиса или седативных средств. Честные разговоры о нездоровом употреблении психоактивных веществ, зависимости и семейном риске расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, могут помочь дать подросткам хорошую, вескую причину для принятия разумного решения не начинать употреблять.

Как поговорить с подростком об употреблении психоактивных веществ

Подростковый возраст — сложное время. Подростки только начинают устанавливать свою личность, и это часто означает проверку пределов родительского контроля. Когда дело доходит до наркотиков и алкоголя, расширение границ может привести к опасным последствиям.

Установление четких правил употребления психоактивных веществ помогает подросткам создать структуру, необходимую им для обеспечения безопасности. Давайте будем реалистами: вы не можете гарантировать, что ваши правила не будут нарушены. Но исследования показывают, что у детей, у которых есть четкие правила, меньше шансов попасть в серьезные неприятности, чем у детей, у которых их нет. Даже когда правила нарушаются, подростки, чьи родители четко обозначили, что приемлемо, а что нет, с меньшей вероятностью впадут в крайности и с большей вероятностью сделают более безопасный выбор.

Итак, вам нужно выговориться, но для многих родителей инициирование потенциально сложного разговора пугает. Несколько рекомендаций помогут сдвинуть дело с мертвой точки и сделать работу более плавной и продуктивной для всех.

Спланируйте разговор

Серьезный разговор с подростком может вызвать у него чувство засады и оборонительную позицию. Предупредите ее заранее и убедитесь, что четко понимаете, о чем будет разговор, чтобы все могли быть на одной волне. «Завтра вечером давай поговорим о пьянстве и наркотиках. Вы не в беде. Я просто хочу поговорить о нашем положении и услышать любые опасения, которые могут у вас возникнуть».

Изложите правила

Четко изложите свои правила и конкретные последствия их нарушения. Избегание двусмысленности позволяет вашему подростку понять, на чем вы стоите, а исследования показывают, что дети, как правило, чувствуют себя в большей безопасности, когда родители устанавливают ограничения. А для детей, которых заставляют делать что-то, что им не нравится, им будет легче, если они будут знать, что могут использовать своих родителей в качестве предлога для того, чтобы сказать «нет».

Объясните причины

Четко изложите причины, по которым вы запрещаете употребление психоактивных веществ. Подросткам часто приказывают что-то делать без четкой причины, и, объясняя это, вы приглашаете их к более открытому, взрослому разговору.

Потенциальные последствия употребления алкоголя и наркотиков реальны. Любые эксперименты в подростковом возрасте незаконны и опасны.

Будьте честны и рациональны. Очевидно, что некоторые запрещенные вещества более опасны, чем другие. Героин более опасен, чем травка. Но любое вещество может быть вредным: одно пиво опьяняет, а 10 пива могут быть смертельными.

Любое употребление психоактивных веществ ухудшает рассудительность, и дети с большей вероятностью окажутся в проблемных и потенциально опасных ситуациях, таких как вождение в нетрезвом виде или нежелательные или рискованные половые связи. Это может повлиять на них и в школе. Если их поймают, это может попасть в их послужной список — чего они не захотят, когда будут поступать в колледжи, — а если они будут заниматься спортом, их могут исключить из команды.

Соблюдайте золотое правило

Говорите со своими детьми так, как хотите, чтобы с вами разговаривали. Подростки остро чувствительны к снисходительности, и важно помнить, что в конечном итоге именно они будут принимать окончательные решения. Относитесь к ним как к взрослым, которыми вы хотите, чтобы они стали. Проявляя уважение, вы демонстрируете хорошее поведение и даете им понять, что ожидаете от них ответственного поведения не только ради вас, но и ради них самих.

Пусть говорят

Дайте детям возможность выразить свои опасения и чувства. Возможно, они надеялись на возможность задать вопросы или узнать о чем-то тревожном. Открытие равноправного активного диалога повысит шансы на то, что ваш подросток будет чувствовать себя комфортно, будучи честным с вами в будущем.

Дилемма «Я научился этому у тебя, папа»

Родители иногда чувствуют себя лицемерными, скрывая свой собственный опыт. Если ваша дочь спросит, пробовали ли вы когда-нибудь наркотики, вы можете оставить свой опыт в тайне (не все в вашей истории должно быть доступно вашим детям) или поделиться им, но не вспоминайте и не приукрашивайте свой опыт каким-либо иным образом. Вы также можете объяснить, что ваша работа как родителя — помочь им избежать того, о чем они пожалеют, а употребление психоактивных веществ определенно увеличивает шансы совершить то, о чем вы пожалеете.

Условная амнистия

Прежде всего мы хотим, чтобы дети были в безопасности. Открытость и честность со своими детьми в отношении наркотиков побуждает их отвечать взаимностью. Один из способов обеспечить безопасность вашего подростка — это ввести «политику амнистии».

В ситуации амнистии ваш ребенок может позвонить и попросить о помощи, не подвергаясь обычным последствиям, как если бы он пытался скрыть свое поведение. Политика Amnesty обеспечивает безопасность детей и побуждает их делать правильный выбор, не позволяя им сорваться с крючка.

Например: если ваша дочь (или назначенный ею водитель) напилась на вечеринке и хочет уйти, она может позвонить вам и попросить подвезти или вызвать такси, вместо того чтобы подвергать себя риску. Затем ей разрешили прийти домой и лечь спать без крика и заземления. Утром вы с ней могли бы поговорить о ее пьянстве и безопасности.

Непрерывный разговор

Разговор с подростком о злоупотреблении психоактивными веществами должен быть процессом, а не разовым событием. Факторы риска употребления психоактивных веществ могут меняться и множиться по мере того, как подростки переносят испытания и давление подросткового возраста.