Skip to content

Как жить вдове по православному: «Вдова в первые годы – это ходячая незаживающая рана»

«…и молят небо о любви» / Православие.Ru

Вдовы твои пусть надеются
на Меня.
(Иер. 49: 11)

Не будь вдов среди нас, многие ли узнают, как иногда
трагично и всегда потрясающе входит Господь в человеческую
судьбу, меняя ее навсегда? Милосердием преображая
мир…



Христос и вдовица

В
Иерусалимском храме встречали Младенца Христа
Симеон-Богоприимец и благочестивая вдова –
праведная пророчица Анна, дочь Фануилова, от колена
Асирова, «которая не отходила от храма, постом и
молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время,
подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем,
ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:
37–38). Сретение Иисуса Христа состоялось…
И с тех пор повелось: первыми на земле встречают Бога
священники и вдовы. Священников на службу призывает
Господь, вдов – Он же – через ушедших к
Нему мужей, умоливших Его стать оставленным на земле
женам надеждой и опорой. Потому и живут вдовы
при храмах, и каждой из них Бог назначает свое
служение.

Вдовицы церковные

Так в первые века христианства называли особый род
церковнослужителей из вдов – низшую ступень в
иерархии. Они, по словам Иоанна Златоуста, украшали храмы
и воспевали в них псалмы, посещали больных, утешали
страждущих, по преимуществу женщин-христианок. Подчинялись
вдовицы церковные диакониссам, которые также избирались из
вдов, но поставлялись через рукоположение, участвовали в
совершении литургии примерно в той же роли, в какой сейчас
служат иподиаконы. Диакониссы занимались катехизацией
женщин, помогали при крещении женщин, служили больным и
заключенным. С развитием института монашества церковные
вдовицы, как и диакониссы, постепенно исчезли из церковной
иерархии. Заботу о немощных, странниках и заключенных
взяли на себя монашествующие женщины.

Сердобольные вдовы

Именно вдовы стали родоначальницами российской системы
благотворительности и милосердия. Институт сердобольных
вдов, идея организации которого принадлежала вдовствующей
императрице Марии Федоровне, был предшественником
российских общин сестер милосердия. В 1804 году мечта
императрицы об «организованном» привлечении
вдов к служению немощным и обездоленным была воплощена в
Москве, а в 1813 году – в Санкт-Петербурге. С 1815
года после годового испытательного срока в церкви
Петербургского вдовьего дома женщин впервые привели к
присяге, вместе со свидетельством вручив знаки отличия
– золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной
стороне: «Всех скорбящих радость», а на другой
– «Сердоболие». Клятва вдов включала
такие слова: «Желая… подражать
сердоболию… Иисуса Христа, из любви к страждущему
человечеству, исцелявшему всякий недуг и всякую
болезнь… клянусь… что доколе сил моих
достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на
богоугодное служение болящим…» Это была
частная, а не церковная, как теперь бы сказали, инициатива
особы царского дома. За «инициативой» стояла
встреча со Христом во вдовьем сердце и невозможность
отказать Ему в любви ко всем людям.

Попытку возродить чин диаконисс как служительниц
Православной Церкви предприняла вдова великого князя
Сергея Александровича – святая великая княгиня
Елисавета Феодоровна Романова, создавая в 1909 году
Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Николаю II она
писала: «Мы просили о присвоении имени
“диаконис”, что по-гречески означает
“служительницы”, то есть служительницы Церкви,
чтобы сделать наше положение в стране более ясным: мы
– организация Православной Церкви». Вопрос
введения чина диаконисс был утвердительно решен отделом
церковной дисциплины в марте 1918 года на Поместном Соборе
Православной Российской Церкви, однако соборного решения
принять не успели…

Великая княгиня Елисавета Феодоровна в 1918 году
претерпела мученическую кончину и была причислена к лику
святых, став небесной покровительницей всех
сострадательных сердец. «Быть не от мира сего и,
однако, жить и действовать среди мира, чтобы преображать
его – вот основание, на котором она хотела утвердить
свою обитель», – вспоминал о ней митрополит
Анастасий (Грибановский).

Проповедь делами любви по-прежнему преображает мир: в
современных сестричествах милосердия, которых в России
насчитывается уже более 70, более половины – вдовы.
Не будь их при больных и умирающих, многие ли исцелятся
или оставят землю с Богом-Любовью?

Вдовьи кирпичики

Вдовы не любят откровенничать, как они пришли к Богу.
Отвечают: «Муж привел», – и никогда не
говорят о нем, как о мертвом. О своем же для мира
удивительном самоотречении говорят простенько и скупо.
«Приросла я к хоспису, теперь и жизни без него не
мыслю – приезжаю каждую субботу, помогаю… У
вдов одна стезя – отдавать то, что нажито в
страданиях: сердечное тепло, опыт, понимание. Мы же знаем,
как это – терять любимых… 15 лет назад здесь
умер мой 42-летний муж, его смерть меня к Богу
привела», – это слова матушки Натальи, она
пока волонтер в Лахтинском хосписе № 1, но в сестричество
вступит обязательно.

Матушка София, скрипачка, семь лет плакала на плече
приходского священника – по покойному супругу
тосковала «до ужаса», священник даже упрекал
ее, что собственное горе «культивирует»
– вера была еще слаба. А однажды она увидела сон, в
котором покойный муж сказал ей всего четыре слова:
«Моли небо о любви». И стала молиться…
Теперь она умеет улыбаться без слез. Работает в приходской
лавке.

Матушка Надежда, бывший PR-менеджер, самая активистка
прихода, говорит, что к Богу ее привели покойный муж и
Серафим Саровский. Готовит к изданию первый номер газеты
благочиния и регистрирует приходское сестричество, которое
будет «особенным»: его деятельность будет
связана с патриотическими начинаниями, увековечиванием
памяти защитников Отечества.

Много их, и не перечесть всех, и каждая несет по
«кирпичику» на строительство своего храма, как
когда-то покровительница всех верных вдов, матерей и
сестер – невест Христовых – блаженная Ксения
Петербургская на строительство храма Смоленской иконы
Божией Матери. Вот и получается, да простят меня батюшки,
что главные миссионеры в миру –
«негромкие» Божии соработницы – с делами
любви.

В России, по результатам
«Переписи–2010», 11 миллионов 800 тысяч
вдов![1]
Сколько из них православных, никто не считал… Но
пока на Смоленском кладбище Петербурга прижимается
щекой к стене часовенки Ксении Петербургской
неизвестная заплаканная женщина, пока славится делами
милосердия Марфо-Мариинская обитель, пока в роддоме
принимает на руки младенца верующая акушерка
«баба Анна» и «пашет» на трех
работах безвестная София, растя трех дочек –
Веру, Надежду и Любовь, будет жить в миру Бог.

Вдовство, Сокровищница духовной мудрости

Сокровищница духовной мудрости

Брань духовнаяВедение

Скачать