Содержание
«…и молят небо о любви» / Православие.Ru
Вдовы твои пусть надеются
на Меня.
(Иер. 49: 11)
Не будь вдов среди нас, многие ли узнают, как иногда
трагично и всегда потрясающе входит Господь в человеческую
судьбу, меняя ее навсегда? Милосердием преображая
мир…
Христос и вдовица |
В
Иерусалимском храме встречали Младенца Христа
Симеон-Богоприимец и благочестивая вдова –
праведная пророчица Анна, дочь Фануилова, от колена
Асирова, «которая не отходила от храма, постом и
молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время,
подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем,
ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:
37–38). Сретение Иисуса Христа состоялось…
И с тех пор повелось: первыми на земле встречают Бога
священники и вдовы. Священников на службу призывает
Господь, вдов – Он же – через ушедших к
Нему мужей, умоливших Его стать оставленным на земле
женам надеждой и опорой. Потому и живут вдовы
при храмах, и каждой из них Бог назначает свое
служение.
Вдовицы церковные
Так в первые века христианства называли особый род
церковнослужителей из вдов – низшую ступень в
иерархии. Они, по словам Иоанна Златоуста, украшали храмы
и воспевали в них псалмы, посещали больных, утешали
страждущих, по преимуществу женщин-христианок. Подчинялись
вдовицы церковные диакониссам, которые также избирались из
вдов, но поставлялись через рукоположение, участвовали в
совершении литургии примерно в той же роли, в какой сейчас
служат иподиаконы. Диакониссы занимались катехизацией
женщин, помогали при крещении женщин, служили больным и
заключенным. С развитием института монашества церковные
вдовицы, как и диакониссы, постепенно исчезли из церковной
иерархии. Заботу о немощных, странниках и заключенных
взяли на себя монашествующие женщины.
Сердобольные вдовы
Именно вдовы стали родоначальницами российской системы
благотворительности и милосердия. Институт сердобольных
вдов, идея организации которого принадлежала вдовствующей
императрице Марии Федоровне, был предшественником
российских общин сестер милосердия. В 1804 году мечта
императрицы об «организованном» привлечении
вдов к служению немощным и обездоленным была воплощена в
Москве, а в 1813 году – в Санкт-Петербурге. С 1815
года после годового испытательного срока в церкви
Петербургского вдовьего дома женщин впервые привели к
присяге, вместе со свидетельством вручив знаки отличия
– золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной
стороне: «Всех скорбящих радость», а на другой
– «Сердоболие». Клятва вдов включала
такие слова: «Желая… подражать
сердоболию… Иисуса Христа, из любви к страждущему
человечеству, исцелявшему всякий недуг и всякую
болезнь… клянусь… что доколе сил моих
достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на
богоугодное служение болящим…» Это была
частная, а не церковная, как теперь бы сказали, инициатива
особы царского дома. За «инициативой» стояла
встреча со Христом во вдовьем сердце и невозможность
отказать Ему в любви ко всем людям.
Попытку возродить чин диаконисс как служительниц
Православной Церкви предприняла вдова великого князя
Сергея Александровича – святая великая княгиня
Елисавета Феодоровна Романова, создавая в 1909 году
Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Николаю II она
писала: «Мы просили о присвоении имени
“диаконис”, что по-гречески означает
“служительницы”, то есть служительницы Церкви,
чтобы сделать наше положение в стране более ясным: мы
– организация Православной Церкви». Вопрос
введения чина диаконисс был утвердительно решен отделом
церковной дисциплины в марте 1918 года на Поместном Соборе
Православной Российской Церкви, однако соборного решения
принять не успели…
Великая княгиня Елисавета Феодоровна в 1918 году
претерпела мученическую кончину и была причислена к лику
святых, став небесной покровительницей всех
сострадательных сердец. «Быть не от мира сего и,
однако, жить и действовать среди мира, чтобы преображать
его – вот основание, на котором она хотела утвердить
свою обитель», – вспоминал о ней митрополит
Анастасий (Грибановский).
Проповедь делами любви по-прежнему преображает мир: в
современных сестричествах милосердия, которых в России
насчитывается уже более 70, более половины – вдовы.
Не будь их при больных и умирающих, многие ли исцелятся
или оставят землю с Богом-Любовью?
Вдовьи кирпичики
Вдовы не любят откровенничать, как они пришли к Богу.
Отвечают: «Муж привел», – и никогда не
говорят о нем, как о мертвом. О своем же для мира
удивительном самоотречении говорят простенько и скупо.
«Приросла я к хоспису, теперь и жизни без него не
мыслю – приезжаю каждую субботу, помогаю… У
вдов одна стезя – отдавать то, что нажито в
страданиях: сердечное тепло, опыт, понимание. Мы же знаем,
как это – терять любимых… 15 лет назад здесь
умер мой 42-летний муж, его смерть меня к Богу
привела», – это слова матушки Натальи, она
пока волонтер в Лахтинском хосписе № 1, но в сестричество
вступит обязательно.
Матушка София, скрипачка, семь лет плакала на плече
приходского священника – по покойному супругу
тосковала «до ужаса», священник даже упрекал
ее, что собственное горе «культивирует»
– вера была еще слаба. А однажды она увидела сон, в
котором покойный муж сказал ей всего четыре слова:
«Моли небо о любви». И стала молиться…
Теперь она умеет улыбаться без слез. Работает в приходской
лавке.
Матушка Надежда, бывший PR-менеджер, самая активистка
прихода, говорит, что к Богу ее привели покойный муж и
Серафим Саровский. Готовит к изданию первый номер газеты
благочиния и регистрирует приходское сестричество, которое
будет «особенным»: его деятельность будет
связана с патриотическими начинаниями, увековечиванием
памяти защитников Отечества.
Много их, и не перечесть всех, и каждая несет по
«кирпичику» на строительство своего храма, как
когда-то покровительница всех верных вдов, матерей и
сестер – невест Христовых – блаженная Ксения
Петербургская на строительство храма Смоленской иконы
Божией Матери. Вот и получается, да простят меня батюшки,
что главные миссионеры в миру –
«негромкие» Божии соработницы – с делами
любви.
В России, по результатам
«Переписи–2010», 11 миллионов 800 тысяч
вдов![1]
Сколько из них православных, никто не считал… Но
пока на Смоленском кладбище Петербурга прижимается
щекой к стене часовенки Ксении Петербургской
неизвестная заплаканная женщина, пока славится делами
милосердия Марфо-Мариинская обитель, пока в роддоме
принимает на руки младенца верующая акушерка
«баба Анна» и «пашет» на трех
работах безвестная София, растя трех дочек –
Веру, Надежду и Любовь, будет жить в миру Бог.
Вдовство, Сокровищница духовной мудрости
Сокровищница духовной мудрости
Брань духовнаяВедение
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf84Мб
Если муж или жена умрет. .. и один из них вступит в брак, – согрешает ли вступающий в брак? Не согрешает… но если останется сам по себе, то приобретает себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие и будешь жить с Богом (св. Ерм, 94, 185–186).
* * *
Рассказывают о горлице, что она, будучи разлучена с супругом, не терпит уже общения с другим, но проводит безбрачную жизнь, в память прежнего супруга отказываясь от нового союза. Слышите, жены, как честно вдовство и у бессловесных предпочитается неприличию многобрачия! (свт. Василий Великий, 5, 130). Источник.
* * *
Вдова, достигшая шестидесяти лет, если захочет опять жить с мужем, да не сподобится приобщения Благого, пока не исцелится от нечистой страсти (свт. Василий Великий, 11,43). Источник.
* * *
…Оружие вдовы – это слезы, воздыхания и непрестанные молитвы; этим она может отразить не только обиду человеческую, но и нападения бесовские (свт. Иоанн Златоуст, 47, 331).
* * *
Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к Небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные (свт. Иоанн Златоуст, 47, 331).
* * *
Невоздержная вдовица – дикий зверь… (свт. Иоанн Златоуст, 50, 867). Источник.
* * *
Если решилась ты пребывать во вдовстве, то не веди себя, как юная. Если же и нарядов не слагаешь с себя, и присваиваешь себе имя плачущей, то одно к другому не идет. Посему, или оставь то или другое, или не оскорбляй стыдливости (прп. Исидор Пелусиот, 61, 117). Источник.
* * *
В одном селении жили два купца, дружившие с детства. Один был весьма богатый, а другой несколько беднее его. Первый имел необыкновенно целомудренную жену. Он вскоре умер, а второй купец захотел жениться на ней. Вдова узнала о его желании и однажды сказала ему: «Господин мой! Я вижу, что ты, смотря на меня, смущаешься.
Скажи, что тебе нужно, и я чем могу помогу тебе». Купец признался, что хочет жениться на ней. Она отвечала: «Если ты исполнишь, что я предложу тебе, то и я твое желание удовлетворю». Купец обещал все, что она повелит, исполнить. Вдова сказала: «Ступай домой и ничего не вкушай, пока я тебя не позову». Купец с радостью обещал поститься. На четвертый день, когда она его позвала, он настолько ослабел от поста, что только поддерживаемый другими дошел до нее. Вдова сказала: «Теперь можешь делать, что хочешь». «Сначала дай мне вкусить пищи, ибо я умираю от голода», – отвечал купец. – «Вот ты теперь от голода забыл все и желаешь одного хлеба. Так и впредь, когда плотские помыслы будут искушать тебя, постись и успокоишься, и знай, что по смерти мужа я ни за тебя, ни за кого другого не выйду замуж и пребуду в чистоте». Купец удивился ее целомудрию. «И так как я уверена, что ты любишь Бога больше всего, – продолжала вдова, – то расстанемся в этой жизни друг с другом навсегда, оставим этот мир и удалимся в монастыри». И как сказала, так и сделала. Она ушла в женский монастырь, а купец – в мужской. И оба они, угодив Богу святой жизнью, перешли в Вечное Царство Отца Небесного (113, 902–903).
Брань духовнаяВедение
Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах — Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.
О домостроительстве и православной жизни — Часть 54: Вдова и сирота
«Религия чистая и непорочная пред Богом и Отцом такова: посещать сирот и вдов в скорбях их и хранить себя неоскверненными от мир» (Иакова 1:27 RSV).
Стюарды мудры в том, как они помогают нуждающимся. Даяние нуждающимся без мудрости и проницательности может привести к еще большей бедности. Я уже говорил о раздаче голодным беднякам на улицах города. Раньше я предлагал продуктовый купон из местной сети быстрого питания в качестве подарка тем, кто просил денег, когда говорил, что им нужно поесть. Я изменил свой подход. Теперь я приглашаю брата или сестру в этот ресторан, чтобы поесть со мной. В большинстве случаев якобы голодные нищие отклоняют приглашения. Требуется мудрость и проницательность, чтобы отличить бедняка от манипулятора.
Среди всех тех, чьи нужды требуют нашего внимания, именно вдовы и сироты больше всего претендуют на наше управление. Святой Апостол Иаков: Религия чистая и непорочная пред Богом и Отцом такова: посещать сирот и вдов в скорбях их, и хранить себя неоскверненным от мира. Как Бог заботится о семье, брошенной из-за несчастного случая, войны или проблем со здоровьем?
Бог не посылает чудесную манну с небес, как Он посылал израильтянам в пустыне. Он не совершает чуда, посылая воронов с едой, как Он сделал для святого Илии. Бог скорее совершает чудо над человеческими сердцами. Это чудо — избавление от эгоизма, открытие источника доброты.
Бог испытывает любовь Своих возлюбленных управителей, возлагая на них ответственность заботиться о тех, кто остался без главы семьи: вдове и сироте. Как и в любом другом акте управления и доброты к кому-то в нужде, действие, предпринятое не просто по отношению к этому человеку — это акт доброты, направленный на Самого Христа.
Наша обязанность не просто как финансовых управителей, заботящихся о том, что Божие, но просто как православных христиан быть матерями и отцами для семей, которые не имеют. Таких семей сейчас очень много. Смерть главы семьи на войне и на улицах наших городов стала обычным явлением. Акты доброты должны соответствовать потребностям.
Религия чистая и незапятнанная перед Богом и Отцом такова: посещать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя незапятнанными от мира.
Эта еженедельная серия кратких размышлений о домостроительстве и православной жизни подготовлена для вас вашей Епархиальной комиссией по управлению.
Связанные статьи блога
- Об управлении домом и православной жизни. Часть 113: Разногласия (25.09.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 114: Ленивость (02.10.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 116: Даяние (16.10.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 120: Вы потребитель или управитель? (13.11.16)
- Об управлении и православной жизни. Часть 149: Радости щедрости (04.06.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 109: Как нас судят? (28.08.16)
- О управлении и православной жизни — Часть 110: Щедрость (04.
09.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 111: Что я должен дать? (9/11/16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 112: Адам и Ева (18.09.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 115: Где твое сердце? (09.10.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 117: Почему я здесь? Часть 1 (23.10.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 118: Почему я здесь? Часть II (30.10.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 119: Почему я здесь? Часть III (06.11.16)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 121: Милостыня (20.11.16)
- Об управлении и православной жизни. Часть 122. Для чего нужны ваши дары? (27.11.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 123: Целеустремленная жизнь (4.12.16)
- О управлении и православной жизни. Часть 124. Лучшее благодарение — это даяние (11.12.16)
- О управлении и православной жизни. Часть 125. Обнаружил ли мы свои дары (18.
12.16)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 126. Страдаем ли мы плеонексией? (25.12.16)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 127: Самоотречение и Святой Крест (1/1/17)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 128: Семейные праздники (08.01.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 129: Партнерство с Богом (15.01.17)
- О управлении и православной жизни — Часть 130: Успех (22.01.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 131: Духовная трусость (29.01.17)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 132. Хватит ли у тебя фишек? (05.02.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 133: Желание (12.02.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 134: Свобода (19.02.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 135: Память (26.02.17)
- О управлении и православной жизни — Часть 136: Причащение — Часть 1 (05.03.17)
- Об управлении и православной жизни – Часть 137: Причащение – Часть II (12.
03.17)
- О управлении и православной жизни — Часть 138: Причащение — Часть lll (19.03.17)
- О управлении и православной жизни — Часть 139: Закладка основания (26.03.17)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 140: Клерикализм (02.04.17)
- О управлении и православной жизни — Часть 141: Духовное воспитание (09.04.17)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 142: Христос Воскресе! (16.04.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 143: Приглашающая церковь (23.04.17)
- О управлении и православной жизни — Часть 144: Благодарность (30.04.17)
- О управлении и православной жизни — Часть 145: Невообразимый потенциал (07.05.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 146: Два пути (14.05.17)
- Об управлении и православной жизни. Часть 147. Библейский смысл управления (21.05.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 148. Почему я должен быть хорошим управителем? (28.
05.17)
- О управлении и православной жизни — Часть 150: Справедливость и достоверность (11.06.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 151: Раздача Царства (18.06.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 152: Плохие оправдания (25.06.17)
- Об управлении и православной жизни — Часть 108: Молодец! (21.08.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 107: Дары (14.08.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 106: Сколько я должен? (07.08.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 105: ВЫ ВЕРИТЕ? (31.07.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 104: Духовная больница (24.07.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 103: Любовь к себе (17.07.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 102: Страсти мешают управлению (10.07.16)
- Об управлении и православной жизни. Часть 101. Обожение без управления (7/3/16)
- О домостроительстве и православной жизни.
Часть 100. Спас II (26.06.16)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 99. Спас I (19.06.16)
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 98. Царство священников (12.06.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 97: Трата на нужды носить (05.06.16)
- Об управлении и православной жизни — Часть 96: Дети и жизнь управления II (29.05.16)
- Об управлении домом и православной жизни. Часть 95: Дети и жизнь управления I
- Об управлении и православной жизни — Часть 94: Отправлено
- Об управлении и православной жизни — Часть 93: Самоотречение
- Об управлении и православной жизни — Часть 92: Это зависит от нас
- Об управлении и православной жизни. Часть 91: Мы не можем достаточно простить
- Об управлении и православной жизни. Часть 90: Авраам: управление гостеприимством
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 89: Абрам: Ответ одного стюарда
- Об управлении и православной жизни — Часть 88: Долг III: Приходской долг
- Об управлении и православной жизни — Часть 87: Долг II: Личный долг
- Об управлении и православной жизни.
Часть 86. Долг I: Все в долгу
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 85. Не беспокойтесь
- Об управлении и православной жизни. Часть 84. Соблазн лотереи
- Об управлении и православной жизни — Часть 83: Дар щедрости
- Об управлении и православной жизни. Часть 82. Подсчитайте стоимость
- Об управлении и православной жизни. Часть 81. Даяние без любви
- Об управлении и православной жизни. Часть 80. Оглядываясь назад
- Об управлении и православной жизни. Часть 79: Большой обман
- Об управлении и православной жизни — Часть 78: В долгу перед Богом
- Об управлении и православной жизни. Часть 77: Совершенство
- Об управлении и православной жизни — Часть 76: Искушение
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 75. Сокровища, ржавчина и воры
- Об управлении и православной жизни. Часть 74: Любовь к деньгам
- Об управлении и православной жизни. Часть 73: Подарочная упаковка
- О домостроительстве и православной жизни.
Часть 72. Пустыни жизни
- Об управлении и православной жизни. Часть 71. Успокойтесь и знайте, что Я Бог
- Об управлении и православной жизни — Часть 70: Приемлемое приношение? (Часть 3)
- Об управлении и православной жизни — Часть 69: Приемлемое приношение? (Часть 2)
- Об управлении и православной жизни — Часть 68: Приемлемое приношение? (Часть I)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 67: Дар Божий — Наш дар
- Об управлении и православной жизни. Часть 66. Мотивация
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 65: Жизнь, прожитая напрасно
- Об управлении и православной жизни — Часть 64: Что есть Божие?
- Об управлении и православной жизни. Часть 63: Ношение правильной одежды
- Об управлении и православной жизни — Часть 62: Нет других богов
- Об управлении и православной жизни — Часть 61: Отдавать все, что у вас есть: Часть 3
- Об управлении и православной жизни — Часть 60: Отдавать все, что у вас есть: Часть 2
- Об управлении и православной жизни.
Часть 59. Отдавать все, что у вас есть. Часть 1
- Об управлении и православной жизни — Часть 58: Давать безвозмездно
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 57. Талант от Бога
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 56: «А кто мой ближний?» (Луки 10:29 RSV)
- О домостроительстве и православной жизни — Часть 55: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». (Луки 6:36 RSV)
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 54. Вдова и сирота
- Об управлении и православной жизни. Часть 53: Управители и бедняки III
- Об управлении и православной жизни. Часть 52. Управители и бедняки II
- Об управлении и православной жизни. Часть 51: Управители и нищие I
- Об управлении и православной жизни — Часть 50: Мамона
- Об управлении и православной жизни — Часть 49: Твое собственное
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 48. Не бойся
- Об управлении и православной жизни.
Часть 47. Растрата Божьих даров
- Об управлении и православной жизни — Часть 46: Решения
- Об управлении и православной жизни. Часть 45. Что мне делать?
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 44. Выбор за вами, часть 2
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 43. Выбор за вами, часть I
- Об управлении и православной жизни. Часть 42: Он стал одним из нас
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 41: «Как были дни Ноя…»
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 40. Деньги – доверенный талант
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 39: Общая жизнь в духе
- Об управлении и православной жизни. Часть 38. Докажи это
- Об управлении и православной жизни. Часть 37. Ответьте, пожалуйста
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 36. Таланты II
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 35: Таланты I
- О домостроительстве и православной жизни.
Часть 34: Православная жизнь
- Об управлении и православной жизни — Часть 33: Формирование управления
- Об управлении и православной жизни. Часть 32. Обет Иакова
- Об управлении и православной жизни — Часть 31: За полученную ценность
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 30: Время и талант IV
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 29: Время и талант III
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 28: Время и талант II
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 27: Время и талант I
- Об управлении и православной жизни — Часть 26: День первый — первые плоды
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 25: Ограбление и благословение
- Об управлении и православной жизни. Часть 24: Пропорциональное пожертвование
- Об управлении и православной жизни. Часть 23: Старая десятина – Новое управление
- Об управлении и православной жизни — Часть 22: Младенец.
Одни пастухи. Волхвы.
- Об управлении и православной жизни. Часть 21. Управление молитвой и постом
- Об управлении и православной жизни. Часть 20. Испытание на верность III
- О управлении и православной жизни. Часть 20: Испытание на верность II
- Об управлении и православной жизни. Часть 20: Испытание на верность I
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 19: «Так возлюбил Бог мир, что дал…» (Ин. 3:16, RSV)
- Об управлении и православной жизни. Часть 18: Тимофей спешит на помощь
- Об управлении и православной жизни. Часть 17: Стоя на пути
- Об управлении и православной жизни — Часть 16: Чьими они будут?
- Об управлении и православной жизни. Часть 15. Наименьшее из этого
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 14: Крещение и обращение спиной к Церкви
- Об управлении и православной жизни. Часть 13: Жертвоприношение
- Об управлении и православной жизни — Часть 12: Получать, чтобы давать.
- Об управлении и православной жизни. Часть 11: Земля возможностей
- Об управлении и православной жизни – Часть 10: Простой план – Часть 3
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 9. Простой план. Часть 2
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 8. Простой план. Часть I
- Об управлении и православной жизни. Часть 7: Об эгоизме
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 6: «Вы не свои»
- Об управлении и православной жизни. Часть 5: Св. Павел о эгоизме
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 4: Наш Щедрый Благодетель
- Об управлении и православной жизни. Часть 3. Благословения управления
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 2: Соработники у Бога
- О домостроительстве и православной жизни. Часть 1. Введение
Вдовы в еврейской традиции | Мои еврейские знания
Перепечатано из Еврейская религия: компаньон , опубликованной Oxford University Press.
В Библии есть многочисленные предписания заботиться о вдовах и сиротах и избегать использования в своих интересах их положения, когда у них нет мужа или отца, которые могли бы их защитить.
Защита прав
К неимущим, которым должна была быть отдана десятина бедняка, относятся «сирота и вдова (Второзаконие 26:12)». Предупреждение не притеснять вдову или сироту сформулировано со всей строгостью: «Вы не должны жестоко обращаться с вдовой или сиротой. Если вы сделаете им зло, Я услышу вопль их, как только они возопиют ко Мне, и воспылает гнев Мой, и предам вас мечу, и ваши жены будут вдовами, а дети ваши сиротами (Исход 22: 21-3)’
Мидраш подчеркивает слово «любой» в стихе, чтобы включить «вдову царя», и в еврейской традиции в целом забота о чувствах вдовы и сироты относится даже к богатым вдовам и сиротам, а не только к бедным и обездоленных.
Со времен Талмуда суды назначали опекуна для сирот, надежного человека, который добросовестно и добровольно управлял имуществом, унаследованным ими от отца. Пророк Исаия призывает свой народ: «Защити права сироты; защищать дело вдовы (Исаия 1:17)».
Точно так же пророк Иеремия заявляет: «Если вы действительно исправите ваши пути и ваши действия; если вы совершите правосудие между одним человеком и другим; если не притеснишь пришельца, сироты и вдовы (Иеремия 7:5-6)».
Иов, заявляя о своей невиновности, говорит: «Ибо я спас бедного, вопиющего, сироту, у которого не было помочь ему. Я получил благословение погибшего, порадовал сердце вдовы» (Иов 29:12-13).
Согласно еврейскому закону, разработанному раввинами, в то время как сироты наследуют имущество своего отца, вдова не наследует имущество своего мужа. Но ketuhah состоит из поселения в поместье, из которого вдова имеет право на содержание до повторного замужества.
Во многих еврейских общинах были приюты, в которых о юных подопечных заботились не всегда так любезно, как следовало бы, судя по частым жалобам, встречающимся в еврейской литературе. Учителю разрешалось наказывать сироту «для его же блага», но в остальном к сиротам следовало относиться с особой нежностью и вниманием. К сожалению, некоторые учителя, по-видимому, интерпретировали «для его же блага» менее чем великодушно.
Повторный брак
Только Первосвященнику было запрещено жениться на вдове (Левит 21:14), из чего и из других библейских отрывков Талмуд (Киддушин 13b) делает вывод, что вдова дозволена другим, кроме Первосвященника.
С другой стороны, в другом отрывке из Талмуда ( Pesahim 111a-b) цитируется совет, данный рабби Акибой рабби Симеону бен Йохаю: «Не варите в котелке, в котором варил ваш ближний», объяснялось в одном версии в Талмуде, означает, что рабби Симеону советовали не жениться на вдове, потому что, как это эвфемистически выражается, «не все пальцы одинаковы», то есть она может сравнивать, в ущерб ему, поведение своего второго мужа с тем из нее в первую очередь.
Хотя это, безусловно, не является советом для всех евреев, в Зохаре (II. 102a-b) говорится, что жениться на вдове опасно, потому что дух ее первого мужа может причинить вред ее нынешнему мужу. И здесь Зоар фактически не запрещает вдове вступать в повторный брак, и, в любом случае, еврейский закон обычно не принимает во внимание Зоар, если его учения противоречат четким постановлениям Талмуда.
В то время как несколько благочестивых мужчин в прошлом действительно отказывались жениться на вдове, нормальное отношение на протяжении веков было снисходительным, и есть много случаев, когда благочестивые ученые женились на вдовах. Однако в некоторых средневековых источниках утверждается, что вдова мученика не должна повторно выходить замуж.
Когда мужчина умирает без потомства, вступают в силу законы левиратного брака и халицы .
Талмуд (Евамот 64b) отмечает, что опасно жениться на женщине, овдовевшей от двух бывших мужей, либо потому, что в ее утробе может быть какая-то злокачественная болезнь, которая стала причиной их смерти, либо потому, что это может быть ее судьбой. не иметь мужа, который бы ее поддерживал. Вторая точка зрения применима к случаям, когда женщина овдовела от своих первых двух мужей, не проживая с ними, или когда смерть наступила в результате несчастного случая.