Skip to content

Кумбхака и питта: Кумбхака или смерть

Содержание

Нади Шодхана — этап 4 (Бахир Кумбхака)

Опрос

Результаты опроса

Хочу начать заниматься йогой, но…

У меня абсолютно ничего не получается

В моем возрасте уже поздновато

Стесняюсь ходить в группу

Поблизости нет групп йоги

У меня есть заболевания, мешающие практике

Не могу заставить себя начать

Не знаю с чего начать

Мне мешает лишний вес

Не знаю, как найти настоящего Учителя

Голосовать
Другие опросы

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ >

Нади Шодхана — этап 4 (Бахир Кумбхака)

См.: Этап 1,   Этап 2  ,   Этап 2 — продолжение   ,   Этап 3 (Антар Кумбхака)   ,  Этап 4 (Бахир Кумбхака)

На этой стадии практики пранаямы вам следует начать выполнять внешнюю задержку дыхания. То есть, пора дополнить вдох, выдох и внутреннюю задержку дыхания (антар кумбхака) задержкой процесса дыхания в тот момент, когда лёгкие в максимальной степени опустошены. На санскрите этот этап называется бахир кумбхака или иногда бахиранга кумбхака.

Бахир кумбхака — очень важная часть занятий пранаямой, которая принесёт вам множество благ. Однако, как мы уже подчёркивали, вы должны медленно и постепенно развивать способность внешней задержки дыхания. Не пытайтесь с самого начала задерживать дыхание слишком надолго, даже если сперва это покажется нетрудным делом. Это особенно касается внешней задержки, так как от лёгких и связанных с ними нервов редко требуются подобные действия. Каждый из нас много раз задерживал дыхание, но это почти всегда делалось после предварительного вдоха. То есть, перед задержкой дыхания мы, как правило, делаем глубокий вдох. Это применяется во многих видах спорта, например, в плавании. Обычно мы не опустошаем лёгкие непосредственно перед тем, как задержать дыхание, а, напротив, максимально наполняем их воздухом. Таким образом, людям более привычна внутренняя задержка дыхания.

Нади шодхана Этап 4 — Бахир Кумбхака
  • Вам следует продолжать придерживаться того же соотношения длительностей различных стадий дыхания, которое мы предложили в предыдущем уроке, однако добавив к нему новый элемент — бахир кумбхаку. Соотношение будет выглядеть как 1:8:6:1:8:6:1, а дыхание должно происходить следующим образом:
  • Вдох через левую ноздрю (пурака) 1
  • Внутренняя задержка дыхания после вдоха (антар кумбхака) 8
  • Выдох через правую ноздрю (речака) 6
  • Внешняя задержка дыхания после выдоха (бахир кумбхака) 1
  • Вдох через правую ноздрю (пурака) 1
  • Внутренняя задержка дыхания после вдоха (антар кумбхака) 8
  • Выдох через левую ноздрю (речака) 6
  • Внешняя задержка дыхания после выдоха (бахир кумбхака) 1
  • Это один цикл дыхания. Каждый цикл следует выполнять одинаковым образом, один за другим.
  • Помните, что соотношение, которое мы дали, соответствует реальной относительной продолжительности вдоха, выдоха, а также внешней и внутренней задержки дыхания. То есть, если вы делаете вдох, например, за 5 секунд, то вам следует после него задерживать дыхание на 40 секунд, делать выдох за 30 секунд, и после него задерживать дыхание на 5 секунд. Это просто пример. Только вы знаете свои возможности и должны устанавливать продолжительность каждой стадии в соответствии с данным соотношением в зависимости от уровня своего мастерства. Не важно, делаете ли вы вдох за 1, 2 или 10 секунд, в ходе практики не должно быть никакого напряжения.
Практический совет

Практика окажется для вас гораздо легче, если непосредственно перед окончанием бахир кумбхаки вы будете делать очень небольшой выдох. То есть, когда вы закончили бахир кумбхаку, следует слегка выдохнуть, прежде чем вдыхать. Это помогает снять своего рода блок, под воздействием которого находятся лёгкие после внешней кумбхаки. Этот маленький трюк плавно приводит в действие лёгкие и связанные с ними нервы, позволяя сделать следующий вдох.

Такую же маленькую хитрость можно использовать и в конце внутренней задержки дыхания, то есть, после её окончания вы можете сделать очень небольшой вдох, перед тем, как делать выдох.

Осознание

Старайтесь сохранять осознание как дыхания, так и мысленного счёта. Это необходимо для того, чтобы делать ум расслабленным и сосредоточенным.

Предупреждение

Мы ещё раз хотим подчеркнуть, что вы должны следить за своим самочувствием. Если вы замечаете любые отрицательные умственные или физические последствия практики пранаямы, вам следует обратиться за советом к специалисту.

Ещё одно обстоятельство, о котором следует помнить, состоит в том, что люди с серьёзными расстройствами физического или психического здоровья должны соблюдать осторожность, начиная заниматься пранаямой, особенно, её высшими этапами. К этой категории относятся лица с повышенным кровяным давлением, невротики и т.д.

См.: Этап 1,   Этап 2  ,   Этап 2 — продолжение   ,   Этап 3 (Антар Кумбхака)   ,  Этап 4 (Бахир Кумбхака)

По книге Свами Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный Курс

Нравится

Твитнуть

Советуем посмотреть

Перенос в пространстве

Неужели я попал в какие то врата которые перенесли меня на 3 км. или я попал в параллельный мир. ?

Сила реакции сустава, падмасана и колени

В ортопедии есть понятие, известное как конгруэнтность сустава. Оно означает сохранение поверхностью сустава своих естественных изгибов при контакте с другой поверхностью. С понятием конгруэнтности связано понятие  сила реакции сустава.

Может ли веганское питание вылечить диабет?

Диабет — это не обязательно приговор. Ранние исследования показывают, что люди с диабетом могут улучшить течение болезни или даже совсем избавиться от нее, если перейдут на веганскую диету, состоящую из натуральных, нерафинированных продуктов. К сожалению, ни в одно из этих исследований не входила сравнительная группа. Поэтому Фонд исследований диабета и действий против диабета предоставил Комитету врачей за сознательную медицину грант на проведение такого исследования.

Пранаяма для начинающих: задержка дыхания (кумбхака)

Skip to content

  • View Larger Image

Пранаяма устраняет все недуги, пранаяма пробуждает жизненную силу, пранаяма порождает устойчивое состояние ума. Счастлив тот, кто упражняется в пранаяме. Гхеранда самхита

Пранаяма для начинающих или сахита пранаяма — это практика сознательного управления дыханием, посредством вдоха, выдоха и задержки дыхания. Дыхание — это внешнее проявление жизненной силы (праны). Управляя дыханием, мы управляем праной. Прана и сознание тесно связаны друг с другом, и если вы контролируете прану, то вы контролируете ум. Пранаяма для начинающих представляет собой систему дыхательных упражнений, посредством которых мы можем регулировать физиологические и психические процессы в организме.

Польза пранаямы для здоровья

Пранаяма для начинающих: особенности дыхания

Дыхание периодически меняется так, что иногда оно больше через правую ноздрю, а иногда — через левую. Ритм попеременного дыхания левой и правой ноздрей органично связан с биоритмами человека.

Дыхание в ноздрях естественно меняется в соответствии с циркадным ритмом. Во время сна преобладает дыхание в левой ноздре, а в течение дня — в правой.

Дыхание изменяется в соответствии с обстоятельствами. Когда доминирует дыхание в правой ноздре, человек занят активной деятельностью, наблюдается бета ритм головного мозга. Когда человек находится в состоянии покоя, появляется альфа ритм, а дыхание сильнее в левой ноздре. Состояние концентрации и остановки дыхания сопровождается гамма ритмом.

Левая ноздря связана с ида нади, правая — с пингала нади. Пингала возбуждает и приводит в движение тело, ида успокаивает и сдерживает движения тела. Пингала связана с симпатической нервной системой и левым полушарием мозга, ида — с парасимпатической нервной системой и правым полушарием.

Сушумна — это центральный канал, расположенный в спинном мозге. Он соответствует центральной нервной системе. Когда выполняется задержка дыхания (кумбхака), или, когда воздух равномерно движется через обе ноздри, прана входит в сушумну. В результате сознание становится уравновешенным, жизненная сила возрастает, а кундалини пробуждается.

Пранаяма для начинающих: изменение костного и головного мозга

Равновесие ума можно приобрести путем сдерживания выдоха или задержки дыхания. Йога сутра

Обычно дыхание происходит бессознательно. Дыхательная функция осуществляется дыхательным центром в стволе головного мозга. Сознательно управляя дыханием, мы перемещаем эту функцию из продолговатого мозга в лобные доли.

Управление дыханием модифицирует умственную деятельность. В Хатха йога прадипике говорится: «Когда дыхание движется, тогда и ум беспокоен. Сдерживая дыхание йогин достигает устойчивости ума».

Пранаяма модулирует деятельность мозга на нейронном уровне: возбуждение дорсолатеральной префронтальной коры снижается, в то время как активность медиальной префронтальной коры повышается; наблюдается высокий уровень согласованности во взаимодействии обоих полушарий головного мозга.

Управление дыханием приводит к нейропластическим изменениям в головном мозге, таким как образование новых нейронных связей, увеличение толщины префронтальной коры и увеличение плотности серого вещества в стволе мозга.

Практика пранаямы вызывает биомеханические эффекты в позвоночном столбе и головном мозге, которые выражаются в изменении натяжения мембран мозговой оболочки, перемещении спинномозговой жидкости, смещении костей черепа и ритмических движениях мозга.

Костный мозг содержится во внутренних полостях костей. Он отвечает за производство красных (эритроцитов) и белых (лейкоцитов) клеток крови. Кроме того, это единственная ткань организма, которая содержит большое количество недифференцированных стволовых клеток.

По мере старения костный мозг производит все меньше и меньше полезных клеток крови. При задержке дыхания повышается концентрация углекислого газа в крови. Это стимулирует костный мозг, и он снова начинает производить свежую и здоровую кровь, которая омолаживает и наполняет энергией тело.

Пранаяма для начинающих: увеличение жизненной силы

Через удержание выдоха, жизненная сила остается в теле. Горакша шатака

Жизненные дыхания тела — это прана, апана, самана, удана и вьяна. Прану называют внутренним дыханием, апану — внешним дыханием, саману — уравнивающим дыханием, удану — поднимающим дыханием, вьяну — проникающим дыханием. Из пяти дыханий два самые важные — это прана (вдох) и апана (выдох). Во время выдоха жизненная сила выходит из тела, во время вдоха — входит.

Прана входит в тело при вдохе на длину 10 пальцев и выходит из него при выдохе на длину 12 пальцев. При пении это расстояние равно 16 пальцам, при еде — 18 пальцам, при ходьбе — 24, при сне — 30, при совокуплении — 36, а при беге — до 42 пальцев». Обычно у человека длина выдоха превышает длину вдоха. Это приводит к тому, что постепенно энергия выталкивается из физического тела на периферию энергетической оболочки (пранамайя коша), где она становится недоступной.

В Шива свародайе пранаямой называется сокращение длины выдоха. Когда мы делаем глубокий вдох и затем сдерживаем дыхание, сокращая длину выдыхаемого воздуха, мы возвращаем энергию назад в физическое тело.

Пранаяма для начинающих: дыхательные упражнения кумбхаки

Когда энергетические каналы очищены нади шодхана пранаямой, следует выполнять восемь кумбхак, которые повышают осознанность, увеличивают прану и устраняют дисбаланс трех дош тела.

Существует три типа пранаямы: пурака, речака и кумбхака. Когда человек всасывает воздух, словно стебель лотоса воду, это называется пурака (вдох). Когда между вдохом и началом выдоха движение воздуха останавливается, это состояние называется кумбхака (задержка дыхания). Почувствовав неспособность продолжать задержку, мягко в начале и в конце, и с ровным усилием в середине, выпускай воздух наружу, — таков признак речаки (выдоха).

Пранаяма начинается с полного выдоха через нос. В конце вдоха прижми подбородок к груди (джаландхара бандха), в конце задержки и в начале выдоха подними голову и медленно втягивай живот (уддияна бандха).

Пранаяма для начинающих состоит из восьми кумбхак: сурьябхеда, уджайи, ситкари, ситали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини.

Прими сиддхасану: помести правую пятку над половым органом, а левую — над правой. Установи позвоночный столб в выпрямленном положении. Когда завершено принятие позы, положи руки, обращенные ладонями вверх (правая ладонь поверх левой, большие пальцы рук касаются кончиками друг друга), на левую ступню.

Когда дыхание осуществляется через нос, кончик языка прижат к верхнему небу у корней зубов. Регулируй движение воздуха в ноздрях правой рукой. Зажимай ноздри большим пальцем, мизинцем и безымянным пальцем правой руки, не пользуясь указательным и средним пальцами.

Сурьябхеда (солнечное проникновение)

Медленно вдохни воздух через правую ноздрю. Задержи дыхание и продолжай задержку пока воздух не наполнит все тело и не выступит из-под ногтей и из корней волос. Потом выдохни через левую ноздрю с постоянным устойчивым усилием. Снова вдохни через правую ноздрю, задержи дыхание, и выдохни тем же способом. В сурьябхеде используется дыхание йогов, как и в нади шодхана пранаяме.

Благодаря солнечной энергии грубая материя тела делается чистой. Сурьябхеда устраняет дисбаланс в вата доше и содействует долголетию. Ее следует выполнять утром для пробуждения энергии и сознания. Если дышать только через правую ноздрю, это сильно возбуждает пингалу и угнетает ида нади, поэтому выдох должен осуществляться через левую ноздрю, чтобы уравновесить воздействие пингалы.

Уджайи (побеждающее дыхание)

Втяни воздух обеими ноздрями, слегка сузив гортань. Воздух идет через горло к сердцу, создавая шум. Удерживай дыхание так долго, как сможешь. Сделай выдох через левую ноздрю как прежде. Уджайи означает «покорять», это дыхание противоположно брюшному, поэтому называется обратным. В брюшном дыхании живот выпячивается при вдохе и втягивается при выдохе. В обратном дыхании нижняя часть живота втягивается при вдохе и расширяется при выдохе.

В уджайи прана поднимается через средний канал — концентрация становится более глубокой и интенсивной. Этим устраняется произошедшее расстройство капха доши, всех нади и семи дхату (элементов) тела. Уджайи может выполняться стоя, сидя, при ходьбе или выполнении асан.

Ситкари (дыхание с шипением)

Медленно вдыхай через рот, язык между губами, при этом издается шипящий звук. Выдохни через обе ноздри равномерно. При выполнении вдоха живот втягивается, при выполнении выдоха — расслабляется.

Когда вы вдыхаете через рот, ноздри не задействованы, и дыхание входит в сушумну. Ситкари устраняет желания и лень, повышает самоконтроль. Саттва (чистота) тела становится свободной от примесей.

Ситали (охлаждающее дыхание)

Вдохни воздух через язык, свернутый в трубку, и медленно наполни живот. Сделай на короткое время задержку и выдохни через обе ноздри равномерно. В ситали пранаяме выполняйте брюшное дыхание.

Вдыхаемый воздух охлаждается слюной, и прохлада ощущается во всем теле. Расстройства, происходящие в питта доше, уничтожаются этой пранаямой.

Бхастрика (кузнечные меха)

Быстро вдыхай и выдыхай через обе ноздри, производя шум подобно кузнечным мехам. Держи воздух в своем теле постоянно движущимся между вдохом и выдохом, пока не возникнет в теле усталость. Дыхание производится за счет движения диафрагмы: вверх на вдохе и вниз на выдохе. Сила вдоха и выдоха должна быть равной. Почувствовав усталость, сделай полный выдох. Затем вдохни через правую ноздрю, сделай задержку и осторожно выдохни через левую ноздрю.

Бхастрика удаляет препятствия внутри сушумны, разжигает телесный огонь, уничтожает дисбаланс трех дош, прана и апана смешиваются.

Бхрамари (жужжание пчелы)

Вдохни воздух через обе ноздри без какого-либо звука и сделай задержку дыхания. Подними голову и зажав уши руками, выдыхай воздух, производя звук, подобный жужжанию пчелы. В бхрамари применяется полное дыхание йогов.

Движение выдыхаемого воздуха в этой пранаяме сильно замедляется, так что апана, опускаясь, останавливается в сердце. Это приносит удовлетворение.

Мурчха (замирающее дыхание)

Вдохни воздух через обе ноздри без какого-либо звука. В конце вдоха прижми подбородок к груди и сделай задержку дыхания. Затем медленно выдохни, сохраняя джаландхара бандху. Движение воздуха во время выдоха не должно ощущаться. В мурчха кумбхаке используется полное дыхание йогов.

Эта пранаяма приводит к состоянию маномурчха (остановка ума). Когда движение воздуха на выдохе прекращается, прана (жизненная сила) соединяется с манасом (умом). Добившись успеха в этой кумбхаке, изучающий йогу достигает самадхи.

Плавини (наполняющее дыхание)

В Хатха йога прадипике сказано: «Наполни легкие воздухом до предела, и ты сможешь свободно держаться на воде подобно плавающему листу лотоса». Вдохни воздух через обе ноздри без какого-либо звука и сделай задержку дыхания.

Когда больше не способен удерживать кумбхаку, подними голову и втягивай воздух короткими вдохами, прессуя вдохнутый воздух вправо и влево, с тем чтобы уравнять расширение легких. Когда почувствуешь неспособность продолжать это уравнивание, снова задержи дыхание. Затем медленно выдохни через обе ноздри.

Заголовок

Page load link

Go to Top

Пранаяма, йога и аюрведа — Калифорнийский колледж аюрведы

Abstract

С ростом осведомленности об аюрведе Literally means » the=»» science=»» of=»»> и  на Западе начинает формироваться более полная картина йогического пути. Этот путь воссоединяет знания двух величайших древних наук Индии. Вместе они составляют единое целое, две стороны которого, как две стороны монеты, неразделимы. Аюрведа привносит в йогу понимание того, как оставаться физически и эмоционально здоровыми на пути к просветлению. Йога привносит в Аюрведу более глубокую цель оставаться здоровым, эта цель заключается в достижении просветления.

Определение

Пранаяма, йогическое искусство дыхания, происходит от корней слов прана и аяма. Прана означает «жизненная сила», а аяма означает «расширение, проявление или продление». Таким образом, практика пранаямы — это практика расширения нашей собственной праны, чтобы она гармонировала с универсальной праной. Это приводит к единству; слияние собственного сознания человека с сознанием вселенским. Именно в этом союзе мы осознаем, что являемся не просто ограниченным физическим телом, а на самом деле являемся бессмертным духом.

Пранаяма – это контроль дыхания на физическом уровне и контроль праны (жизненной силы) на тонком уровне. Это достигается сознательным вдохом (пурака), выдохом (речака) и задержкой (кумбхака) дыхания, а также сосредоточением внимания на какой-то конкретной части или области физического или тонкого тела, например, на сердечной или шестой чакре (так называемой шестой чакре). называется «третьим глазом») в середине лба.

Исторический контекст в йоге

Одним из первых дошедших до нас текстов по хатха-йоге (включая пранаяму) является «Хатха-йога-прадипика», написанная Сватмарамой. Более поздние важные тексты включают Шива-Самхит и Гхеранда-Самхита. Йога-сутра Патанджали, самый известный из всех текстов по йоге, был написан более чем за тысячу лет до Хатха-йоги-прадипики. Описывая восьмеричный путь раджа-йоги (который включает в себя хатха-йогу), он не вдается в подробности ни пранаямы, ни асан, а вместо этого исследует философию йоги и дает обзор ее методологии. С другой стороны, «Хатха-йога-прадипика» содержит подробные описания правильной подготовки к пранаяме, а также инструкции по ее практике и предупреждения против ее неправильного использования.

Овладение праной — одна из главных целей йога или йогини на пути к просветлению. Контроль над потоком праны открывает дверь к высшему сознанию и овладению иллюзией времени и пространства в физическом теле.

Исторический контекст пранаямы в аюрведе

В классических аюрведических текстах, таких как Чарака-самхита, пранаяма конкретно не упоминается. Однако эти тексты широко касаются темы праны и ее функций как в здоровье, так и в болезнях. Современные аюрведические практики подходят к техникам йогической пранаямы с точки зрения поддержания здоровья и лечения болезней, а не столько с духовной точки зрения.

Записи о функциях тонкого тела были написаны многими великими йогами и мудрецами на протяжении веков. Наиболее плодовитым современным автором, исследовавшим и повторно излагавшим эти идеи, является Дэвид Фроули, автор книг «Тантрическая йога и богини мудрости» , «Аюрведа и разум» и «Йога и аюрведа» . Эти три текста рекомендуются для более глубокого изучения этой темы.

Предостережения относительно практики пранаямы

Практика пранаямы всегда была окружена атмосферой тайны. Поскольку такая практика является воротами к йогическим силам (сиддхам), гуру традиционно не решались учить ее, пока ученик не смог доказать свою готовность. Готовность означала достижение значительной степени успеха в ямах и ниямах, а также в асанах. Эти практики подготавливают тело и ум к управлению повышенной вибрационной энергией, которая приходит с усилением праны. Утверждается, что неправильное или незрелое использование пранаямы наносит большой вред как телу, так и уму. 1 Кроме того, считается, что безрассудное распространение знания пранаямы рассеивает его силу. 2

Многие великие йоги знали об опасностях неправильного выполнения пранаямы: «…неправильная практика создает чрезмерную нагрузку на легкие и диафрагму. Страдает дыхательная система и страдает нервная система. Сама основа здорового тела и здравого ума расшатывается из-за неправильной практики пранаямы». 3

Дисбаланс, вызванный неправильной практикой пранаямы, наблюдался как йогами, так и аюрведическими практиками. Когда человек начинает практиковать преждевременно, до того, как диета и образ жизни должным образом отрегулированы, он рискует усилить прану, в то время как энергетические каналы (нади) все еще закрыты. Это приводит к тому, что прана безрассудно проходит через тело, вызывая как физический, так и психологический дисбаланс. 4

Частой причиной дисбаланса является попытка слишком быстрого прогресса. При агрессивной практике пранаямы без надлежащей подготовки благополучие ученика подвергается большому риску — возможна даже смерть. 5 Следовательно, рекомендуется постепенный, медленный прогресс.

Некоторые опасности пранаямы заключаются в бандхах и кумбхаках, которые при неправильном выполнении вызывают нарушения праны. Бандха означает «связывание» или «удержание», имея в виду сжатие и удержание части тела. Это метод, с помощью которого йоги контролируют и направляют поток праны, в конечном итоге направляя его в центральный канал, сушумна-нади. Кумбхака — это задержка дыхания. Обе эти практики мощно взаимодействуют с пранической энергией и при неправильном выполнении могут привести к катастрофическим последствиям. Три основные бандхи:

(1) Джаландхара-бандха : Здесь подбородок опускается до выемки на вершине грудины. Это регулирует поток праны к мозгу, легким и сердцу. Выполняется в конце вдоха и во время задержки. Это толкает прана-вайю вниз к груди.

(2) Уддияна-бандха : Здесь живот сжимается и втягивается, что поднимает диафрагму в грудную клетку. Выполняется в конце выдоха, во время бахья-кумбхаки (задержки после выдоха). 6 В комментарии Брахмананды к «Хатха-йоге-прадипике» говорится, что это естественный опыт выдоха, и его не нужно практиковать сознательно 7 .

(3) Мула-бандха : Здесь стягивается промежность. Это увеличивает восходящий поток удана-вайю и уменьшает апана-вайю.

При правильной практике и сочетании этих трех бандх энергия апана-вайю движется вверх, чтобы соединиться с прана-вайю в груди, которая была направлена ​​вниз. Их объединение толкает слившиеся энергии в сушумна-нади, где реализуются высшие блага пранаямы.

Подходящая среда для практики йогической пранаямы

Идеальная среда для занятий йогой в целом — это среда без насекомых, чистая, тихая и безопасная, с провизией и умеренным климатом. Чистота способствует здоровью. Покой помогает внутреннему путешествию практикующего. Безопасность рассеивает страх. Положения сводят на нет необходимость сбора или заработка. Умеренный климат, свободный от насекомых, гарантирует комфорт. Йог или йогини, свободный от забот, теперь может сосредоточиться на своих практиках. Если исторически йогу приходилось строить хижину в малонаселенном районе, то сегодня идеальным местом для этого являются ашрамы.

Воздействие на тонкое тело

Пранаяма служит нескольким целям в йоге. Во-первых, это метод, с помощью которого нади, особенно ида-нади и пингала-нади, очищаются, чтобы позволить пране течь в центральный канал, сушумна-нади.

В обычном состоянии прана течет с регулярно чередующимся преобладанием через ида-нади и пингала-нади. Результатом этих возвратно-поступательных колебаний является умственная деятельность. Прана-вайю (одна из пяти основных модальностей праны) функционирует внутри поверхностного ума (манаса), который обрабатывает мир, в котором мы живем. Привязанная к пяти чувствам и находящаяся во власти поверхностного ума, наполненного праздной болтовней, прана-вайю несет в себе энергию эмоций.

Когда нади очищаются с помощью правильного образа жизни и практики пранаямы, прана втягивается в сушумна-нади и поднимается вверх с помощью удана-вайю (движущейся вверх модальности праны). Тогда прана становится энергией бессмертия и направляет раскрытие нашего сознания. Дыхание и обмен веществ чрезвычайно медленны, умственная болтовня прекращается, и йог испытывает блаженство — то, что не имеет слов.

Пранаяма также является подготовительной практикой для более глубоких стадий медитации. С этой целью пранаяма начинает процесс уравновешивания потока энергии через ида-нади и пингала-нади, которые связаны с активностью правого и левого полушарий мозга. 8 Энергия праны обычно находится в этих каналах, но когда они становятся чистыми и их поток уравновешивается, прана перемещается в сушумна-нади. Оказавшись там, ум йога успокаивается, колебания мысли исчезают, а сознание расширяется. Дальнейшие стадии дхараны (концентрации на одной точке) и дхьяны (устойчивой концентрации или медитации) фокусируют и удерживают внимание йога в пустоте сушумна-нади.

Благодаря пранаяме, правильно выполненной вместе с соответствующими бандхами, пробуждается кундалини, «змеиный огонь», который обычно дремлет в основании позвоночника. Затем она поднимается по сушумна-нади, и сознание йога освобождается.

Третьей целью пранаямы является продление жизни. 9 Прана — это жизнь, и овладение ею посредством пранаямы продлевает жизнь. При должной практике йог способен контролировать прану таким образом, что не происходит рассеяния жизненной силы.

Аюрведа учит, что одной из основных причин болезней и смерти является паринама, или время по отношению к движению. Другими словами, чем быстрее мы движемся, тем быстрее движется вперед биологическое время. Это движение не только физическое, но и умственное. Результат – старение, разложение и смерть. Благодаря пранаяме и медитации движение ума замедляется и даже может быть остановлено. Результатом является удлинение и возможная приостановка биологического времени. В созданной тишине тело расслабляется, и прана свободно течет, беспрепятственно, через физическое тело, исцеляя и восстанавливая любые поврежденные участки.

Аюрведа признает три телесные жидкости (доши), называемые вата, питта и капха (ветер, желчь и флегма), которые тесно связаны с тремя энергиями праной, теджасом и оджасом — жизненной силой, «огонь/сияние» и тонкая энергия. В то время как доши функционируют в первую очередь на анна-майя-коше (физическом теле), их энергетические аналоги действуют в первую очередь на мано-майя-коше (тонком теле).

Ум (манас) и интеллект (буддхи) являются поверхностными аспектами и действуют в более широком поле сознания (читта). Манас обрабатывает обычный физический мир, и буддхи также имеет два аспекта, высший и низший. Нижний аспект, связанный с чувствами, организует сенсорный ввод из нашего мира и разделяет наш опыт, чтобы мы могли учиться на нем. Высший аспект не привязан к чувствам. Он черпает знания и мудрость из атмана, который связан с космическим потоком знаний, «Великим» (махат). Благодаря этой связи человек получает «высшее руководство», чтобы действовать саттвичными, а не сенсорными способами (раджасическими и тамасическими).

Прана проявляется в нашем уме и сознании как жизнелюбие. Его нормальная функция обеспечивает мотивацию к жизни. Теджас — это аспект огня, дающий сияние. Его нормальная функция обеспечивает мотивацию к познанию истины, а его внешнее выражение проявляется через наш интеллект. Оджас, субстанция, придающая уму устойчивость, проявляется в нашем сознании и уме как удовлетворенность.

В сушумна-нади теджас можно понимать как дремлющую энергию кундалини. Повышенная прана — это сила, которая поднимает кундалини через центральную нади, которая стабилизируется и поддерживается оджасом.

Йогические практики очищают нади и устраняют препятствия для потока кундалини. Они также увеличивают активность праны, которая разжигает огонь кундалини. Когда кундалини пробуждается, она поднимается по центральному каналу. В идеале это приводит к умиротворению, высшему сознанию и силам (сиддхи). Однако возможны осложнения.

Дисбаланс в тонком теле, вызванный неправильной практикой пранаямы

В то время как идеальный баланс трех дош определяется при зачатии и обычный человек стремится поддерживать баланс, йог стремится неуклонно увеличивать тонкие энергии праны, теджаса и оджас. По мере подъема праны расширяется сознание, по мере подъема теджаса расширяется восприятие, а по мере подъема оджаса углубляется удовлетворенность. Когда все три энергии возрастают пропорционально, человек поддерживает здоровье и равновесие физически и эмоционально, получая при этом пользу от практики. Однако когда прана или теджас поднимаются без оджаса, возникают серьезные осложнения.

Когда прана поднимается в теле, она имеет тенденцию высыхать оджас. Это просто функция его сухости, воздухоподобности. Точно так же, когда теджас поднимается, он имеет тенденцию сжигать оджас, что является функцией его огнеподобной природы. Оджас, состоящий в основном из воды, выполняет защитную функцию, хотя ему грозит истощение по мере подъема праны и теджаса. После истощения результатом является серьезный дисбаланс как в физическом, так и в тонком теле.

Оджас отвечает за удержание праны и теджаса (кундалини), поскольку последний поднимается по сушумна-нади. Если оджас истощается, энергия кундалини выходит из сушумны и бушует, как лесной пожар, через тело и ум, вызывая разрушения. Аюрведа понимает, что это является причиной многих дисбалансов.

Симптомы низкого оджаса включают плохую выносливость, легкую потерю умственного или эмоционального равновесия, хроническую раздражительность и чувствительность к незначительным экологическим, психическим или физическим стрессам. Нарушения праны проявляются в виде беспокойства, гиперактивности, депрессии и нескоординированных мыслительных процессов. Наконец, дисбаланс теджаса проявляется в доверчивости или цинизме. Точная природа дисбаланса может быть определена знающими йогами или вайдьями (практикующими аюрведу), которые затем могут дать рецепт для восстановления баланса в организме.

Этот дисбаланс угрожает не только сушумне. Эти три тонкие энергии также действуют в мановаха-шроте и самджня-ваха-шроте. Это каналы ума и сознания. Если оджас истощается, ум становится нестабильным и поток сознания прерывается. Результатом являются нарушенные эмоции, патологические мысли и восприимчивость к влияниям из тонких миров. Западные психологи классифицировали бы это как психоз.

Знание тонких энергий тела, будь то через йогу или аюрведу, учит, что перед тем, как стремящийся попытается использовать йогические техники, такие как пранаяма, требуется надлежащая подготовка. Йогические тексты ясно предупреждают неподготовленных учеников, не вдаваясь в подробности, чтобы объяснить физиологию этих предупреждений. Знание тонких энергий праны, теджаса и оджаса ясно показывает, почему необходима правильная подготовка.

Надлежащая подготовка

Учения йоги учат, что подготовка означает выполнение ямы и ниямы, а также соблюдение соответствующей диеты. Кроме того, утверждается, что людям с капха-природой может потребоваться практика шести йогических крий, или очистительных практик. 10 К этим практикам относятся: дхаути, басти, нети, тратака, наули и капалабхати.

Знание трех тонких энергий проясняет важность обеспечения здоровья оджаса, прежде чем человек начнет практиковать йогические техники, активизирующие прану и теджас. Оджас укрепляется деятельностью, обеспечивающей стабильность и питание. Следовательно, здоровый и последовательный распорядок дня в сочетании с правильным питанием закладывает основу для создания оджаса.

Ямы и ниямы йоги, сформулированные Патанджали, обеспечивают живую основу для практики йоги, основанной на честности, проницательности, дисциплине и морали, что ведет к укреплению сознания. Без этого истинное просветление становится невозможным, а любые видимые достижения просто раздувают эго и еще больше привязывают практикующего к бесконечному круговороту жизни и смерти.

Аюрведические режимы, называемые диначарьей («ежедневная работа»), определяют распорядок дня, уникальный для конституции каждого человека, и предназначены для защиты оджаса. По большей части преуменьшая значение моральных и духовных соображений, Аюрведа устанавливает режимы для защиты тела и разума. Для сохранения и поддержания оджаса эти режимы управляют тремя столпами жизни: отдыхом, пищеварением и сексуальной энергией.

Таким образом, практика ямы и ниямы в сочетании с аюрведическим образом жизни и режимом питания предлагает стремящемуся наиболее полную подготовку к его или ее поиску. Они снижают вероятность возникновения осложнений в путешествии.

Йогическая и аюрведическая диета

Правильная диета является важной частью классического пути хатха-йоги. Однако есть некоторые современные йоги, которые не придают этому значения. 11 Йога традиционно делает упор на умеренную диету, состоящую из сладких, питательных продуктов, таких как злаки, некоторые бобы, молоко, топленое масло и мед, а также фрукты и овощи. Следует избегать кислой, соленой и острой пищи. Алкоголь и мясо строго запрещены. Кроме того, следует употреблять только свежие продукты. 12

В общем, саттвичная пища предпочтительнее раджасической или тамасичной. Саттвичная пища — это свежая и чистая пища, которая производит ясность ума и здоровье тела. Раджасическая пища вызывает возбуждение и имеет тенденцию быть острой, в то время как тамастическая пища тяжелая и вызывает умственную тупость и болезни. Мясо, консервы и старые продукты попадают в эту категорию. 13

Сладкий вкус является самым сильным средством для увеличения оджаса; Таким образом, йогическая диета предназначена для создания оджаса. Однако следует соблюдать осторожность, так как многие саттвичные продукты, такие как фрукты и овощи, не создают оджас. Следовательно, чтобы убедиться, что оджас в изобилии, стремящийся должен потреблять молоко, топленое масло, злаки и немного орехов в дополнение к фруктам и овощам.

Правильное пищеварение необходимо организму для производства оджаса. Без правильного пищеварения вместо оджаса создается ама (внутренне создаваемая токсичность). Таким образом, аюрведические тексты описывают режимы, которые включают не только то, что есть, но и то, как готовить пищу и есть ее таким образом, чтобы защитить агни (внутренний огонь тела, который переваривает пищу). Здоровый агни необходим для производства оджаса. Существует много доступной аюрведической литературы, в которой рассматриваются уникальные диетические потребности каждого человека в соответствии с его или ее конституцией, и изучающему йогу настоятельно рекомендуется продолжить чтение или проконсультироваться со специалистом по аюрведе.

Физиологическое воздействие на тело

Практикуя пранаяму, йог наблюдает несколько эффектов. Во-первых, может возникнуть потливость, что является признаком того, что нади очищаются. 14 Кроме того, йог может наблюдать тремор или дрожь, а также различные другие неврологические ощущения, в том числе видеть цвета и свет и слышать внутренние звуки.

Сообщалось также, что пранаяма имеет следующие физиологические эффекты: улучшение кровообращения, очищение легких, физиологическая поддержка печени, селезенки и почек, стимуляция перистальтики, улучшение экскреции фекалий, обострение интеллекта и улучшение памяти. 15 Кроме того, считается, что пранаяма эффективна при лечении заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, которые самым непосредственным образом зависят от потока праны. 16

Практика пранаямы снижает частоту дыхания и удлиняет дыхание. Поскольку йогические тексты приравнивают дыхание к жизни, они интерпретируют это так, что жизнь также удлиняется.

Пранаяма взращивает прана-агни или огонь, который переваривает прану. Именно это пищеварение трансмутирует прану в ее высшую форму, где она действует как сила для преобразования сознания. Также этот агни отвечает за очищение нади. 17 Вдыхание подпитывает огонь. Задержка очищает прану. Выдох избавляет тело от побочных продуктов жизнедеятельности. По мере того, как прана-агни медленно нарастает, тело начинает слегка потеть. Это способствует очищению тонких нади.

Прана-агни — это тепло, связанное с кундалини, но оно не ограничивается кундалини. Прана-агни преобразует дыхание в жизнь на физическом уровне и жизнь в бессмертие или просветление на тонком уровне.

Типы пранаямы и их эффекты с точки зрения аюрведы

Уджайи : Эта пранаяма выполняется путем вдоха через обе ноздри, как если бы вы набирали воду по трубе. Во время вдоха в задней части глотки слышен шипящий звук. За вдохом следует задержка, а выдох делается через левую ноздрю, что уменьшает количество слизи в горле, усиливает пищеварительный огонь и очищает все ткани и нади. 18 Уджайи также проветривает легкие, уменьшает выделение мокроты и тонизирует нервную систему. Людям, страдающим гипертонией или ишемической болезнью сердца, рекомендуется выполнять эту пранаяму без задержки. 19 Эта мягкая форма пранаямы увеличивает прану, что во вторую очередь увеличивает теджас. Чрезмерная практика увеличивает вату и питту в физическом теле.

Сурья Бхедана : Солнечное Дыхание выполняется путем вдоха через правую ноздрю (пингала), с последующей задержкой, а затем выдохом через левую ноздрю (ида). Эта форма пранаямы согревает тело, увеличивая как теджас, так и прану. Это умеренно агрессивная пранаяма, которая успокаивает капху, увеличивает питту и нейтральна по отношению к вате. Согласно средневековой Хатха-йоге-прадипике, это полезно при заболеваниях ваты. 20

Нади-шодхана : Эта техника, которая также называется «попеременное дыхание через ноздри» или анулома-вилома, 21 выполняется сидя в соответствующей позе и вдыхая через левую ноздрю (ида), затем задержкой и выдохом через правую ноздрю (пингала). Процесс повторяется, начиная со вдоха через правую ноздрю, с последующей задержкой и выдохом через левую ноздрю. 22 Эту пранаяму часто считают самой базовой и наиболее эффективной для очищения нади. Попеременное дыхание через ноздри увеличивает количество праны. Его влияние на теджас мягкое в краткосрочной перспективе; однако чрезмерная практика все равно разожжет огонь теджаса. Считается лучшей практикой пранаямы для людей с вата-конституцией, так как она мягкая и создает спокойствие. У здоровых людей он успокаивает вату и нейтрален к питте и капхе.

Бхастрика : Эта дыхательная практика описывается как имитация действия мехов (бхастрика), дующих в огонь. 23 Как следует из названия, он состоит из серии быстрых вдохов и выдохов. Выдох производится за счет сильного сокращения мышц нижней части живота и выталкивания воздуха из легких. Вдохи делаются путем расслабления этих сокращенных мышц и позволяют дыханию пассивно течь в легкие. Некоторые специалисты по йоге не рекомендуют практиковать эту технику до тех пор, пока нади не будут очищены путем попеременного дыхания через ноздри. 24 Существует несколько вариаций бхастрики, включая вдох через правую ноздрю и выдох через левую. Эта пранаяма очень агрессивна и требует наибольшей подготовки. Он также является одним из самых важных, поскольку пробуждает кундалини и направляет ее через три грантхи (препятствия), расположенные в первой, второй и шестой чакрах. 25 Это пробуждение происходит только при многократной практике и надлежащей подготовке, и на его достижение может уйти целая жизнь. Бхастрика очень согревает и не подходит для людей со слабым телосложением или патологией глаз, ушей или кровяного давления. 26 Аюрведа считает, что эта форма пранаямы увеличивает питту. Это лучше всего подходит для тех, у кого конституция капха, и может практиковаться в ограниченных количествах теми, у кого конституция вата.

Бхрамари-Пранаяма : Это дыхание похоже на уджайи, но вместо шипящего звука сопровождается жужжанием, как у пчелы (бхрамари). Классические тексты очень подробно описывают звук пчелы: звук при вдохе напоминает звук пчелы-самки, а при выдохе — звук пчелы-самца. 27 Сообщалось, что эта форма пранаямы полезна при лечении бессонницы. 28 Охлаждающее дыхание, бхрамари увеличивает прану, умиротворяет питту и может усугубить вату и капху. Охлаждающее действие пранаямы предотвращает быстрое нарастание теджаса.

Ситкари : Выполняется путем вдоха через язык, который слегка высовывается изо рта, с поджатыми губами, с последующей задержкой и затем выдохом через обе ноздри. 29 Ситкари увеличивает прану, охлаждает и умиротворяет питту, возможно усугубляя вату и капху. Охлаждающее действие пранаямы предотвращает быстрое нарастание теджаса.

Шитали : Как и в предыдущей пранаяме, шитали выполняется путем просовывания языка между губами и скручивания его в соломинку. За вдохом следует задержка, а затем выдох через обе ноздри. Описанное как охлаждающее дыхание, оно успокаивает глаза и уши и, как известно, устраняет заболевания селезенки, печени и желчного пузыря, а также устраняет лихорадку. 30 Эта пранаяма также увеличивает прану. Он охлаждает и умиротворяет питту, но, возможно, усугубляет вату и капху. Охлаждающее действие этой практики предотвращает быстрое повышение теджаса.

Надлежащая практика

Хотя пранаяму можно практиковать во многих позах, наиболее высоко ценится сиддхасана. 31 Тем не менее, любая поза, которая держит позвоночник прямо, считается подходящей для практики. 32

Хотя упоминались различные соотношения вдоха, выдоха и задержки, часто рекомендуется начинать просто с выравнивания продолжительности вдоха, выдоха и задержки. Это называется сама вритти пранаяма 9.0035 33 . Чтобы достичь этого, человеку, возможно, сначала придется удерживать задержку после вдоха на меньшем количестве, медленно наращивая со временем, пока оно не станет равным вдоху и выдоху. Задержка дыхания после выдоха, или бахья-кумбхака, не рекомендуется новичкам. Как только ученик освоит сама-вритти пранаяму, можно добавить бахья-кумбхаку, начиная с меньшего количества времени и доводя до количества, равного другим фазам.

Другой способ практиковать пранаяму — с неравными соотношениями. Стандартный подход, называемый вишама-вритти пранаямой, состоит в том, чтобы работать в соотношении 1:4:2:1, то есть вдох, внутренняя задержка, выдох и внешняя задержка соответственно.

Заключение

Знание принципов Аюрведы необходимо каждому ученику, начинающему идти по пути Йоги. Обладая этими знаниями, ученики изучают причины, лежащие в основе практики хатха-йоги, и могут идти своим путем безопасным и полезным образом. Если проблемы действительно возникают на пути, ученикам следует подумать о том, чтобы обратиться к практикующему Аюрведу, чтобы получить понимание и направление, необходимое для собственного исцеления.

Примечания

1. Свами Вишну-девананда, Хатха-йога Прадипика, содержащая комментарий Джйотсны Брахмананды (Дели: Motilal Banarsidass/Om Lotus Publications, 1987), стр. 11 и 19 и глава 2, сутры 15–17.
2. Там же, глава 1, сутра 11.
3. Б. К. С. Айенгар. Свет на йогу (Нью-Йорк: Schocken Books, 1976), с. 434.
4. Vishnudevananda, op cit., p. 56.
5. Там же, глава 2, сутры 15–17.
6. Д-р К. С. Джоши. Йогическая пранаяма (Дели, Индия: Orient Paperbacks, 1983), с. 38.
7. Вишну-девананда, op. соч., с. 74.
8. Там же, с. 5.
9. Там же, глава 2, сутра 3.
10. Там же, глава 2, сутра 23.
11. Айенгар, Light on Yoga, p. 426.
12. Вишну-девананда, op. cit., глава 1, сутры 58–60.
13. Б. К. С. Айенгар, Свет на пранаяме (Нью-Йорк: Перекресток, 1999), с. 43.
14. Вишну-девананда, op. cit., глава 2, сутра 12.
15. Айенгар, Light on Pranayama, стр. 48–49.
16. Ганс-Ульрих Рикер, Йога Света: Хатха-йога Прадипика (Лондон: Георг Аллен и Анвин, 1971), часть 2, глава 6, сутры 56–57.
17. Дэвид Фроули, Йога и Аюрведа (Твин Лейкс, Висконсин: Lotus Press, 1999), с. 114.
18. Вишну-девананда, op. cit., глава 2, сутры 52–53. [Ред.: Предписание выдыхать через левую ноздрю не является универсальным.]
19. Айенгар, Свет на йогу, с. 443.
20. Вишну-девананда, op. cit., глава 2, сутра 50.
21. Там же, с. 51.
22. Там же, глава 2, сутры 7–10.
23. Там же, глава 2, сутры 59–62.
24. Там же, с. 81.
25. Там же, с. 83.
26. Айенгар, Light on Yoga, p. 450.
27. Rieker, op cit., часть 2, глава 6, сутра 67
28. Iyengar, Light on Yoga, p. 451.
29. Rieker, op cit., часть 2, глава 6, сутры 56–57.
30. Там же, часть 2, глава 6, сутры 53–55.
31. Вишну-девананда, op. cit., глава 1, сутра 38.
32. Айенгар, Освещение пранаямы, с. 55.
33. Там же, с. 61.



Аюрведа и доши | Квантовая йога

Перейти к содержимому

Аюрведа и доши2021-01-22T06:20:30+00:00

Аюрведа

Наука о жизни

Веда означает «знание». Аюр означает «жизнь». Подход Аюрведы изначально профилактический, а не лечебный. Он показывает человеку, как жить в гармонии со своей природой, а также с естественными циклами дня, времени года и жизни. Поскольку наука Аверведа и йога возникли из одного источника, они дополняют друг друга. Они основаны на одном и том же мировоззрении, за исключением того, что один фокусируется на жизни, а другой на трансцендентности.

Доши

дош или биологические доши являются основными факторами в аюрведической мысли, поскольку они представляют основные силы в работе как тела, так и ума. Доши работают, чтобы поддерживать гармонию между элементами в теле и обеспечивать функционирование систем организма. У каждого человека есть все три доши, но в разном распределении. пракрити человека («природа» или личное распределение дош) определяется при рождении (вы можете узнать свою, заполнив Форму оценки пракрити на этом сайте). Пракрити превращается в vrkriti когда возникает дисбаланс дош из-за неправильного образа жизни. Если практика йоги построена таким образом, чтобы учитывать пракрити, а также влияние времени года, возраста, обстоятельств, эмоционального состояния и т. д. на внутренний баланс, это приведет к идеальному состоянию, при котором тело- ум находится в полной непринужденности.

ВАТА

Вата — это доша воздуха, поэтому она отвечает за движение. Он сухой, изменчивый, холодный, нерегулярный и непостоянный. Человек с преобладанием ваты обычно худощав, с сухой кожей, вьющимися волосами, твердыми, но ломкими ногтями, неровными зубами, а глаза могут иметь сероватый оттенок. Вата-люди обладают отличными идеями, хорошей кратковременной памятью и часто импульсивны, но им не хватает выносливости и дисциплины, чтобы доводить дело до конца. Нарушение ваты обычно вызывается нестабильными обстоятельствами, ветреной погодой и потрясениями или переменами в целом. Это усугубляется сырыми продуктами, марихуаной и психоделиками, а также отсутствием рутины.

Если преобладает вата (воздух), вам нужно сосредоточиться на заземлении и укреплении. Избыток ваты мешает сосредоточиться; человек чувствует себя рассеянным и часто беспокоится. Вы можете быть вата-типом, или дисбаланс в этой области может быть просто результатом тревожных обстоятельств, таких как переезд, путешествие, расставание или даже просто ветреный день. Конечности часто мерзнут, и особое внимание следует уделить защите лодыжек и запястий. Постоянные балансы и любые позы, которые предполагают измененную основу и, следовательно, бросают вызов нашим отношениям с гравитацией, очень полезны. Дыхание часто поверхностное, и его необходимо углубить и удлинить с помощью таких практик пранаямы, как нади шодана.

ПИТТА

Питта — это доша огня и воды, отвечает за пищеварение. Он горячий, страстный и активный. Питта-типы имеют красноватую, раздражительную кожу и склонны обильно потеть. Они среднего и мускулистого телосложения, их волосы часто тонкие и прямые и рано седеют, ногти резиновые, глаза острые, зубы имеют тенденцию желтеть, а десны легко кровоточат. У Питты огненный темперамент, и они относятся к тому типу людей, которым нравится, когда что-то происходит. Память проницательна, половое влечение сильное, а гнев преобладает. Питта усугубляется острой пищей, стимуляторами и жаркими условиями.

Преобладание питты (огненной воды) проявляется как избыток тепла в теле-уме. Вы можете чувствовать себя вспыльчивым, гиперактивным и злым, или тело может чувствовать себя напряженным и беспокойным. Эту энергию нужно использовать и направлять. Основное внимание в практике регулирования питты уделяется равномерному расходованию энергии и пробуждению способности тонко настраивать чувства. Нетерпение и напористость могут привести к травме и ощущению истощения после того, как тело было «наказано» чрезмерно активной практикой. Практикующий должен осознать, что быть добрым к себе означает не расслабляться, а скорее направлять усилия на оттачивание движений, обеспечивающее правильное выравнивание и плавные переходы. Выдох часто намного сильнее и длиннее вдоха, поэтому вдох необходимо поддерживать и делать осознанным с помощью таких практик пранаямы, как велома или бхастрика с антар кумбхакой.

КАПХА

Капха — это доша земли и воды, поэтому она отвечает за заземление. Капха-типы обычно грузные, с жирными густыми волнистыми волосами, большими мягкими глазами, толстой кожей, большими крепкими зубами и ногтями. У них мягкий, часто ленивый нрав, но однажды приведенный в движение, они обладают большой выносливостью. У них хорошая долговременная память, они избегают конфронтации и часто довольно замкнуты. Капха усугубляется жирной тяжелой пищей и алкоголем, малоподвижным образом жизни и отсутствием стимуляции или пребывания на свежем воздухе.

Дисбаланс капхи (земля-вода) проявляется через лень, оцепенение и ленивое чувство тяжести. Прежде чем энергично запустить тело в динамический поток, обязательно подготовьтесь, перенеся внимание на стопы, укрепив корпус и обеспечив устойчивость таза. Капха-типы часто удерживают напряжение в бедрах, и поэтому поддержка способности тела безопасно открывать эту область особенно важна. Любые перевороты и прогибы назад с балансировкой рук очень бодрят и поэтому очень полезны.