Содержание
Колесо эмоций Роберта Плутчика — Областная детская больница
Попыток классификации эмоций было бессчетное множество, и большинство разбивалось об эту «жучиную» проблему. Ну, в самом деле, как классифицировать штуки, которые нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одну от другой? Однако даже на такой почве какую-никакую определенность можно прорастить.
Совместными усилиями социальных психологов было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной, на мой взгляд, является «колесо эмоций» Роберта Плутчика.
Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции. Получилось впечатляющее и наглядное «колесо эмоций».
Основными эмоциями, согласно Роберту, являются радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие. Они располагаются во второй линии круга от центра.
Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции. Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль. Итак, эмоции бывают базовые и сложные.
Сложные эмоции получаются из базовых, базовые – из аффективно-поведенческих реакций на типичные ситуации. Аффект – это как непосредственное чувство, вызванное раздражителем. Он не длится долго – с исчезновением стимула почти сразу (или спустя недолгое «время затухания») исчезает и вызванный им аффект. В отличие от аффекта, который является всего лишь психической реакцией на раздражитель и личностно еще не интегрирован, эмоция – это продукт «преломления» аффекта через призму субъективных ценностей.
«Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – это не реакция, а своего рода внутренняя речь». Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.
Эмоция состоит из нескольких компонентов. Во-первых, это некое возбуждение в организме человека. Во-вторых, это особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щёки, трясутся руки). В-третьих, эмоции экспрессивны, т.е. люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.
Эмоции являются очень полезным приобретением эволюции человека. Благодаря эмоциональному реагированию люди лучше понимают друг друга, поскольку эмоции передают большое количество информации. Например, если собеседник злится, то можно делать некоторые предположения относительно его дальнейшего поведения и решений.
Кроме того, эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Они предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.
Эмоции подкрепляют нашу мотивацию и решимость совершить то, что хочется. Если бы наши цели были нам безразличны, мы бы к ним не стремились.
Однако эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую это сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.
Вот простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:
- Что сейчас со мной происходит?
- Что чувствует моё тело?
- Что я хочу сделать?
- Как называется это переживание?
Если у вас появился интерес к разнообразию эмоций или возникли вопросы, можно направить их психологу Центра здоровья для детей Юдиной Юлии Алексеевне @yudina_psycholog
5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор и советы родителям, как с этим помочь
Изображение Pete Linforth с сайта Pixabay
В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.
Чем базовые эмоции отличаются от сложных
У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.
Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.
Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.
Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями
Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.
Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.
Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.
Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.
Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:
- узнать, что такое эмоции;
- понять, откуда и почему они взялись;
- признать свои чувства и чувства других;
- разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.
Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.
Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».
Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев. Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!
Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.
Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других
Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.
Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.
Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).
Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить
Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?
Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.
Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!
В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.
Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?
Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.
Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.
Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).
В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.
Как справляться со ;сложными эмоциями?
- Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
- Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа. На верхнем этаже живут мыслители, а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
автор материала
Инна Прибора
#развитие личностного потенциала
#социальный и эмоциональный интеллект
#социально-эмоциональное развитие
#универсальные компетентности
#школа
#МЕЛ
Назад
универсальных эмоций | Что такое эмоции?
Гнев | Презрение | Отвращение | Наслаждение | Страх | Грусть | Сюрприз |
Гнев |
Презрение |
Отвращение |
Наслаждение |
Страх |
Грусть |
Сюрприз |
Что такое эмоции?
«Эмоции — это процесс, особый вид автоматической оценки, на который повлияло наше эволюционное и личное прошлое, когда мы чувствуем, что происходит что-то важное для нашего благополучия, и набор психологических изменений и эмоционального поведения начинает реагировать на ситуацию.
.» — Пол Экман, доктор философии
Другими словами, эмоции подготавливают нас к тому, чтобы иметь дело с важными событиями, не задумываясь о них. Эти эмоциональные реакции являются непрошеным явлением, а это означает, что мы не выбираем их чувствовать, они просто происходят с нами автоматически. Из всех человеческих эмоций, которые мы испытываем, есть семь универсальных эмоций, которые мы все чувствуем, преодолевая языковые, региональные, культурные и этнические различия
Каждая из универсальных эмоций имеет отличительные сигналы, физиологию и временные рамки. Хотя они различаются по продолжительности начала и угасания, эмоции обычно длятся не дольше часа. Если эмоция сохраняется в течение длительного периода времени без перерыва, более вероятно, что ее можно отнести к категории настроения или расстройства.
Сколько существует эмоций?
Хотя мнения экспертов расходятся, большинство ученых, изучающих эмоции, согласны с тем, что существует по крайней мере пяти основных эмоций. Исследование доктора Экмана демонстрирует самые убедительные на сегодняшний день доказательства существования семи универсальных выражений эмоций на лице.
Какие эмоции универсальны?
Несмотря на то, что изображения ниже изображают семь универсальных эмоций по отдельности, ни одна эмоция не существует как единое аффективное или психологическое состояние. Вместо этого эмоции состоят из семейства связанных эмоциональных состояний , которые являются вариациями на общую тему.
презрение
Desgust
наслаждение
Печаль
Сюрприз
ГРУДЕНТ
Сюрприз
SADNESS
Сюрприз
. Что является нам эмоцией?
Эмоции возникают в ответ на какой-либо стимул (действительный, воображаемый или пережитый), например:
- физическое событие
- социальное взаимодействие
- воспоминание или воображение события
- говорить, думать или физически воспроизводить прошлый эмоциональный опыт
Однако то, что на самом деле делает нас эмоциональными, варьируется от человека к человеку в зависимости от нашей общей эволюции, культурных влияний и уникального личного опыта. Таким образом, даже если мы не можем выбирать эмоции, которые мы чувствуем, мы можем выбирать способы, которыми мы реагируем посредством эмоционального осознания.
Что такое эмоциональное осознание?
Чтобы иметь больший выбор в отношении наших эмоциональных реакций, мы должны сначала осознать эмоциональное поведение, переживания и триггеры, с которыми сталкиваемся мы и другие. Этот процесс позволяет нам найти понимание в осознании, чтобы помочь формировать наши эмоциональные реакции более продуманными и конструктивными способами.
Как мы практикуем эмоциональное осознавание?
Как мы узнали, мы не выбираем эмоции, которые испытываем. Однако наши эмоциональные реакции формируют наше восприятие мира. Чтобы мудро выбирать свои ответы, мы должны сначала лучше осознать и познакомиться со своими собственными эмоциональными переживаниями.
Доктор Экман, один из ведущих мировых экспертов в области эмоций, посвятил свою жизнь исследованию эмоций и разработке инструментов, которые помогут нам лучше понять эмоциональную жизнь самих себя и других.
Дополнительные ресурсы
Научитесь распознавать выражения эмоций других и реагировать на них с помощью наших онлайн-инструментов для обучения микровыражениям, чтобы повысить свою способность обнаруживать обман и улавливать тонкие эмоциональные сигналы.
Расширьте свои знания об эмоциональных навыках и компетенциях на очных семинарах, предлагаемых Paul Ekman International.
Пополните свой эмоциональный словарный запас с помощью Атласа эмоций, бесплатного интерактивного учебного пособия, созданного Drs. Пол и Ева Экман по просьбе Далай-ламы.
Прочтите руководство доктора Экмана по эмоциям в его бестселлере Emotions Revealed.
Дополнительные ресурсы
Инструменты для обучения микровыражениям
Научитесь распознавать выражения эмоций других и реагировать на них с помощью наших онлайн-инструментов для обучения микровыражениям, чтобы повысить свою способность обнаруживать обман и улавливать тонкие эмоциональные сигналы.
Эмоциональные навыки и компетенции
Расширьте свои знания об эмоциональных навыках и компетенциях с помощью интерактивных и личных семинаров.
Атлас эмоций
Расширьте свой эмоциональный словарный запас с помощью Атласа эмоций, бесплатного интерактивного учебного пособия, созданного Drs. Пол и Ева Экман по просьбе Далай-ламы.
Раскрытие эмоций
Прочтите руководство доктора Экмана по эмоциям в его бестселлере «Раскрытие эмоций».
Наизнанку
Познакомьте детей с миром эмоций в увлекательной игровой форме с помощью официального руководства доктора Экмана по мультфильму Disney•Pixar Наизнанку .
Часто задаваемые вопросы
Каковы шесть основных эмоций, согласно Полу Экману?
Доктор Экман определил шесть основных эмоций: гнев, удивление, отвращение, удовольствие, страх и печаль. Его исследование показывает самые убедительные на сегодняшний день доказательства существования седьмой эмоции — презрения.
Перспектива основных эмоций – психология человеческих эмоций
Глава 3: Теория базовых эмоций и теория социального конструктивизма
Базовая теория эмоций: категориальный подход
Базовый эмоциональный подход использует категориальный подход для понимания эмоций. Категориальный подход означает, что целью является выделение отдельных групп или категорий эмоций. В рамках основных эмоций термин дискретная эмоция (или отдельная эмоция) означает, что эта эмоция представляет собой собственную категорию. Например, базовые теоретики рассматривают страх, гнев и отвращение как три отдельных дискретных эмоции. Ярость, раздражение и гнев — это чувства, которые можно отнести к категории дискретных эмоций гнева. Важно отметить, что дискретные/отдельные эмоции могут быть либо универсальными и базовыми, либо социально сконструированными.
Согласно базовой теории эмоций, люди и животные испытывают отдельные категории каждой эмоции, потому что каждая эмоция является адаптацией, разработанной для решения адаптивной проблемы. Например, со временем в ходе эволюции дискретная эмоция страха развилась как механизм, позволяющий избежать опасности и повысить выживаемость наших генов. Согласно базовым теориям эмоций, 90 262 каждая 90 263 дискретная эмоция решает 90 262 уникальных 90 263 адаптивных задач. В таблице 1 ниже приведены примеры дискретных базовых эмоций и адаптивной проблемы, для решения которой эмоция могла эволюционировать.
Таблица 1
Адаптивные проблемы, решаемые каждой дискретной эмоцией
Дискретная эмоция (т. е. адаптация) | Адаптивная проблема |
Страх | Как избежать опасности |
Отвращение | Избегание или исключение ядовитой пищи |
Гнев | Управление физической угрозой в окружающей среде |
Вина | Избегание исключения из группы из-за нарушения моральных/социальных норм или сохранение членства в группе |
Смущение | Избегание отклонения от группы из-за нарушения социальных норм и информирование о нарушении |
Радость | Ищу ценных помощников |
Пол Экман был одним из первых психологов, применивших теорию Дарвина к человеческим эмоциям. Согласно Экману и Кордаро (2011), для того, чтобы конструкт считался базовой эмоцией, должны быть соблюдены два критерия. Во-первых, конструкция должна была развиться в нашем прошлом для решения адаптивной проблемы. Поскольку люди всех культур испытывали бы одни и те же адаптивные проблемы, эмоции должны быть универсальными. Универсальность означает, что для определенной эмоции четыре компонента эмоции должны изменяться одинаково во всех культурах. Второе требование состоит в том, чтобы эмоции были дискретными и категоричными. Поскольку каждая эмоция разработана для решения уникальной адаптивной проблемы, каждая отдельная эмоция должна состоять из уникальных изменений в четырех компонентах. Например, изменения компонентов страха (например, крик, бегство) должны отличаться от изменений компонентов гнева (например, оскорбление кого-либо, нападение, приближение).
Йельский эксперт Интервью: Пол Экман
*Видео ниже представляет собой интервью с Полом Экманом. В начале видео он рассказал, как он пришел к своим идеям по измерению выражения эмоций на лице и как он и Фризен разработали FACS. Около 17:00 он обсуждал свою теорию универсальности эмоций и свою работу с племенем форе Новой Гвинеи.
Эволюционная теория эмоций Дарвина
В 1872 году Дарвин опубликовал Выражение эмоций у человека и животных . (см. изображения ниже для фотографических выдержек из его книги). Дарвин (1872 г.) был первым, кто обсудил, как эмоции могут быть эволюционными адаптациями. В своей работе Дарвин определил три принципа, объясняющих развитие эмоций. Используя дискретную эмоцию отвращения, мы сосредоточимся на одном из его принципов, называемом принципом полезных связанных привычек. Дарвин считал, что в определенных ситуациях животные, в том числе и люди, совершают контролируемые произвольные движения, потому что эти движения помогают им решить задачу. Используя отвращение, это произвольное движение может быть выплевыванием пищи или высовыванием языка после того, как попробуете гнилую пищу. В этот момент Дарвин подчеркнул, что изменения в поведении были добровольными и, следовательно, еще не автоматическими и еще не считались адаптацией. Он сказал, что все люди, передавшие свои гены, испытают такие же изменения поведения в одной и той же ситуации — ситуации, когда они едят испорченную пищу. По прошествии долгого времени, объяснил Дарвин, по мере того как люди продолжают демонстрировать добровольное поведение по отношению к испорченной пище, изменения в поведении становятся автоматической привычкой. Термин «привычка» Дарвина — это то же самое, что и эволюционная адаптация. Эти привычки или приспособления генетически передаются нашему потомству. Теперь, сегодня, когда мы испытываем чувство отвращения, у нас появляется мотивация автоматически вести себя в соответствии с этой выученной привычкой.
Помните, что теоретики базовых эмоций ищут дискретные, универсальные эмоции. Это означает, что поведение, мысли и чувства, относящиеся к каждой категории эмоций, должны отличаться от других категорий эмоций, потому что каждая эмоция развивалась для решения уникальной адаптивной проблемы. Фактически, сам Дарвин считал, что люди и животные демонстрируют уникальные изменения выражения лица для каждой эмоции.
Например, в своей книге Дарвин (рис. 1 ниже) показывает рисунок разочарованного выражения лица шимпанзе. На рис. 2 показаны лицевые мышцы человека, которые Дарвин идентифицировал как задействованные в эмоциональном выражении. Наконец, помните, что Джеймс и Ланге находились под сильным влиянием Дарвина и поэтому согласились бы с его теорией эмоций.
Рисунок 1
Выражение лица разочарования у шимпанзе
Воспроизведено из Выражение эмоций у человека и животных Ч. Дарвина, 1872 г. (https://www.gla.ac.uk/myglasgow/library/files/special/exhibns/month/nov2009. html). Copyright 1872 Джон Мюррей.
Рисунок 2
Лицевые мышцы человека, участвующие в выражении эмоций
Воспроизведено из Выражение эмоций у человека и животных Ч. Дарвина, 1872 г., (https://www.gla.ac.uk/myglasgow/library/files/special/exhibns/month/nov2009.html). Copyright 1872 Джон Мюррей.
Рисунок 3
Заплесневелые нектарины вызывают выражение отвращения на лице
Заплесневелые нектарины Воспроизведено из «Заплесневелых нектаринов», 2006 г. Открытый доступ. Лицензия на бесплатную документацию GNU
Отвратительный эмодзи Воспроизведено из «14 бесплатных векторных изображений отвратительного» от Pixabay. Бесплатно с: https://pixabay.com/vectors/search/disgusting/
Сегодня базовая теория эмоций принимает эволюционную теорию как причину эмоций. В прошлом адаптивная проблема (употребление испорченной пищи) создавала эмоциональную конструкцию (отвращение). Сегодня адаптивная проблема (употребление испорченной пищи) вызывает эмоцию отвращения. Базовая теория эмоций предполагает, что адаптивная эмоция увеличивает выживаемость нашего гена, сталкиваясь с угрозами размножению (например, отвращение помогает нам избежать смерти) или расширяя репродуктивные возможности (например, радость побуждает людей исследовать и встречать новых потенциальных партнеров).
Четыре Критерии базовой эмоции
Четыре критерия должны быть выполнены, чтобы конструкт считался базовой эмоцией. Все эти критерии вытекают из предположения, что эмоции развились для решения проблем адаптации.
- Все люди и животные испытывают одни и те же универсальные, дискретные базовые эмоции.
- Эмоция должна привести к одинаковым универсальным изменениям компонентов у всех людей и животных. Испытывая эмоцию, все люди и животные должны демонстрировать одинаковые изменения в поведении и физиологии. Кроме того, все люди должны сообщать об одних и тех же когнитивных оценках и субъективных ощущениях.