Skip to content

Переживания эмоциональные: Виды эмоциональных переживаний

Виды эмоциональных переживаний

   Любой элемент повседневной жизни вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже отдельные свойства предметов, а не предметы целиком, то есть цвет, вкус, запах или запах, не бывают безразличны для нас.

Воспринимая тот или иной объект или ситуацию, ощущая свойства предметов, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Иногда это отношение отчетливо выражено, так что даже сложно скрыть его от окружающих, иногда оно едва заметно даже для самого обладателя.

Своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение, по сравнению с объектами или их свойствами, вызывают к себе жизненные факты, ситуации, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношение к факту или ситуации выражается в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.

Эмоции теснейшим образом связаны с потребностями человека. Если в отношении какого-то объекта или обстоятельства нет выраженных потребностей, то и сильных эмоций, связанных с этим объектом или обстоятельством, сложно ожидать (исключение, пожалуй, составляет чувство юмора: смеяться человек готов над чем угодно).

Эмоции тесно связаны не только с потребностями человека, но и его состоянием. То, что удивляет или радует в обычном состоянии, может быть безразлично в состоянии, например, переутомления.

В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. То есть эмоции — в какой-то мере всего лишь один из способов саморегуляции организма.

Значение разных эмоций для организма различное, как и характерные особенности протекания. Значение многих эмоций заключается в предупреждении о негативном характере каких-либо факторов. Попав поздно вечером в незнакомом районе на темную улицу, человек испытывает эмоцию тревоги, которая как бы предупреждает сознание о негативной ситуации, побуждает человека быстрее избавиться от этого раздражителя (то есть выйти на светлую улицу).

Поэтому считается, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Если усилий разума не хватает для напряжения физических и душевных сил, то эмоции вполне могут помочь. Как гласит древняя латинская пословица: «Страх придает ногам крылья».

Для любой эмоции характерно три обстоятельства:

— она имеет субъективную значимость для обладателя,

— имеются кратковременные соматические изменения,

— в той или иной степени эмоция меняет поведение.

Часто еще можно встретить упоминание того, что любая эмоция имеет положительный или отрицательный характер. В основном это так, но есть, например, такая эмоция как удивление, которая может иметь нейтральный характер (но бывает и «радостное удивление», «неприятное удивление»).

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Это и есть субъективная значимость эмоций. Потому что именно в эмоциях как бы «проскакивают» основные «зерна», из которых сложен человек. Во многом — надо это тоже понимать — эмоции являются тем каналом, по которым многомиллионный жизненный опыт предков влияет на поведение ныне живущих потомков. Если какой-то человек сознательно пошел гулять ночью по темным улицам, то через эмоции страха опыт предков доводит до сознания этого человека, что так делать не рекомендуется из соображений безопасности.

В человеке заложено довольно много инстинктов, из которых далеко не все еще идентифицированы наукой. Инстинкты сами по себе не могут осознаваться. Но через эмоции — да. Через эмоции человек именно осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.

Любая эмоция это не какое-то интеллектуальное, холодное умозаключение, плод разума человека. Каждая эмоция ощущается человеком, как ощущается, например, горячее или яркое, приятное или болезненное. Эти ощущения происходят из кратковременных соматических изменений в организме. От волнения, например, может приостановиться работа слюнных желез, тогда возникает неприятное ощущение сухости во рту. И это ощущение будет одним из мазков в эмоциональной картине. Может подняться или упасть гипертоническое давление, и это тоже будет частью эмоции. Поэтому можно утверждать, что любую эмоцию человек воспринимает всем телом.

Эмоция это некоторое волнение, которое в той или иной степени меняет (отклоняет) поведение. Если человек после окончания рабочего дня уселся на диване и расслабился, то нельзя утверждать, что у человека «эмоция расслабленности». Однако если мимо его окна пролетит какой-то не очень опознанный летающий объект, то человек проявит эмоцию удивления. Он повернет голову к окну, приоткроет рот (чтобы лучше слышать), зрачки его расширятся. При этом нельзя сказать, что эмоция удивления заставила человека повернуть голову и приоткрыть рот. Все вместе это и есть эмоция.

Эмоции отклоняют поведение от обычного «норматива». Если человек в обычном, обыденном своем состоянии, например, не подает нищим денег, то в состоянии сильной радости или сильного горя в нем может проснуться потребность это сделать. Какие инстинкты включили эту коррекцию — вопрос сложный, и притом в разных ситуациях у разных людей может быть по-разному. Вполне вероятно, что радость от обретения того или иного жизненного блага (например получения новой хорошо оплачиваемой работы) запускает инстинкт «А поделиться с соплеменниками?»

Чувства и эмоции


   Не стоит перечислять всех точек зрения на то, как соотносятся между собой понятия «чувство» и «эмоция». Сколько может быть разных вариантов соотнесения этих понятий, столько и точек зрения.

По происхождению, как несложно догадаться, «чувство» происходит от «чувствовать» или «чуять», то есть это на самом деле близкий синоним «ощущению». «Эмоция» восходит к латинскому глаголу emovere (потрясать, волновать, отодвигать, вывихнуть) и производным от него словам. У Сенеки, например, встречается «mens emota» — безумие, помешательство (буквально можно перевести как «рассудок вывихнутый»). То есть с лингвистических позиций можно утверждать, что слово «чувство» означает что-то вроде внутреннего ощущения, а «эмоция» — возбуждение, волнение.

Среди психологов можно встретить позицию, что чувства это некоторые предметные и долгоиграющие эмоции. Эмоция пришла и ушла, а чувство остается. Эмоция беспредметна, поэтому быстро улетучивается, чувство предметно, завязано на отношениях, поэтому во времени долго сохраняется. Однако часто можно услышать: «чувство удивления» или «она вся в расстроенных чувствах».

С другой стороны, человек не испытывает то или иное чувство постоянно. Предположим, один человек очень сильно ненавидит другого человека. При встрече он приходит в возбуждение, злится, ругается. Потом иногда вспоминает про объект неприязни, и опять — уже в меньшей степени — приходит в возбуждение, злится, ругается. Но большую часть времени он ведет себя как обычно, совершенно не вспоминая про существование объекта неприязни. И лишь встречи или воспоминания вызывают… негативные эмоции. Вот и получается, что это чувство ненависти — всего лишь цепочка из негативных эмоций, распределенная во времени. Такие долгоиграющие чувства точнее было бы обозначать через термин «отношение». В данном примере можно сказать, что у первого человека имеется ко второму отношение ненависти.

Резюмируя, следует отметить, что разница между словами «эмоция» и «чувство» небольшая и не очень принципиальная. Можно просто считать, что эмоция это чувство с выраженным возбуждением (гнев, радость, слезы и т.п.), а чувство это эмоция с не очень выраженным возбуждением (печаль, удивление, тоска, восхищение и др.). И чувства, и эмоции удобно обозначать общим термином «эмоциональные переживания».

Виды эмоциональных переживаний


   Эмоциональная жизнь человека весьма сложна, а у многих людей она еще и очень запутана. Поэтому кроме эмоций и чувств выделяют другие эмоциональные переживания, слишком характерные, чтобы для них не было какого-то специального слова.

Аффект


   Аффект — наиболее мощный, бурный вид эмоционального возбуждения, крайний вид эмоции, полностью или почти полностью подчиняющий поведение человека. Аффект обычно очень интенсивен и довольно кратковременен. Примеры аффекта:

— сильный гнев или ярость,

— подавляющий ужас,

— бурная радость,

— глубокое горе,

— бесконечное отчаяние.

Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Аффект очень опасное состояние, потому что неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, полностью снижается критичность. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает, не понимать состояния, в котором находится.

В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.

Но бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.

Аффект влияет на функционирование всех психических процессов. Резко (обычно) изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.

В состоянии аффекта не работает привычная система целеполагания, человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления и человек становится как бы непонятен сам себе.

В очень сильном состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, а потом — в более спокойной ситуации — не может вспомнить того, что с ним было. А если и может, то вспоминает, что происходило с ним — как во сне.

Обычно сильный аффект заканчивается «провалом» в расслабленность.

Эмоции


   Эмоции — по сравнению с аффектом — менее интенсивные, но зато значительно более разнообразные эмоциональные переживания. Аффект всегда есть реакция на обстоятельства. Эмоции могут быть вызваны теми или иными воспоминаниями.

Когда говорят про какого-то человека, что он эмоционален, то этим самым имеют в виду, что человек часто проявляет свои эмоции: громко смеется или плачет, под влиянием эмоций может сделать какой-то сильный жест или поступок. Одним словом, он ведет себя совсем не так, как человек безэмоциональный.

Здесь важно понимать (об этом уже говорилось выше), что эмоции во многом носят внешний, активный характер. Человек может быть очень чувствительным, ранимым, постоянно испытывать множество чувств, но при этом уметь хорошо скрывать свои эмоции. Такого человека мало кто назовет эмоциональным, скорее чувствительным.

Чувства


   Про них достаточно уже написано. Стоит напомнить, что чувства — в сравнении с эмоциями, а тем более аффектом, носят характер внутреннего переживания (внутренней эмоции).

Еще одно интересное отличие чувства от эмоции — эмоции как бы стандартны, а чувства могут быть смутными. Эмоции теснее связаны с поведением, поэтому по поведенческим особенностям легче отделить одну эмоцию от другой. С чувствами значительно сложнее. Спонтанное изменение соматического состояния может привести к псевдо-чувству.

Бывают к тому же смешанные чувства. И это обстоятельство может породить большое количество психологических проблем невротического характера. Вплоть до фобий, например.

Чувства опираются не только на реальный мир, но и на вымышленный мир, мир сложных конструктов. Так, оказывается, что можно любить не реальную девушку, а изображение девушки или литературный персонаж. Можно не любить картинные галереи сами по себе, но любить себя в картинной галерее.

Чувства активно и более тонко по сравнению с эмоциями участвуют в установлении и поддержании социальных контактов. При любом более-менее продолжительном контакте одного человека интересуют чувства, которые испытывает к нему другой человек. Одно дело — чувство уважения, доверия, заинтересованности, симпатии. Другое дело — чувство презрения, недоверия, антипатии. При этом, что характерно, чувства очень часто обладают взаимностью. Если кто-то к кому-то проявляет чувство симпатии, то или тот другой человек со временем начинает отвечать симпатией, или первый человек со временем охладевает.

Таким образом, чувства выступают в роде некоторых таких валентных связей между людьми в социальных отношениях разного уровня.

Чувства более очевидно связаны с чертами характера человека. Так, если человек постоянно испытывает чувство радости при получении новых знаний, то про него можно сказать, что он любопытный. Если человек часто испытывает чувство зависти — завистливым. Выделяют даже моральные (нравственные) чувства: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Существуют аморальные чувства: жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

Интеллектуальные чувства


   Большую группу чувств составляют интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только

сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют,

усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на

содержательность и точность полученных знаний.

Примеры интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства. Во время работы большинство ученых внешне (эмоционально) спокойны, но это не значит, что у них в это время нет никаких эмоциональных переживаний. Интеллектуальные чувства — довольно тонкие и своеобразные — ярко показывают, что существует теснейшая связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства


   Эстетические чувства во много тоже носят интеллектуальный характер. Найти прекрасное — в том числе это означает и найти какую-то взаимосвязь, скрытую гармонию, решить загадку, заложенную автором.

Вместе с тем эстетические чувства представляют собой проявление потребности в выработке эмоционального отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.

В эстетических чувствах переплетается и чисто эстетическое, и моральное, и интеллектуальное. Эстетические чувства настолько сильны, что человечество «тратит» на искусство огромные ресурсы: и временные, и финансовые, и иные. Даже самому опустившемуся человеку не чуждо чувство прекрасного.

Эмоциональное состояние


   Если эмоция сама по себе довольно скоротечна, то эмоциональное состояние более длительно. Часто эмоциональное состояние является следствием невозможности для эмоции найти должную разрядку. Например, если человек испытал «укол тревоги», но не смог разобраться в том, что же его именно беспокоит, что же именно он способен сделать, то тревога как эмоция может перейти в тревогу как состояние. Часто эмоциональное состояние является «хвостом», «отголоском» породившей эмоции. Если человек испытал сильную радость (эмоцию), то затем довольно длительное время (до нескольких дней) у него может быть приподнятое радостное настроение (состояние).

Страсть


   Страсть тоже некоторые авторы относят к самостоятельному эмоциональному переживанию. По своему характеру страсть — это что-то вроде аффекта, только более растянутое во времени переживание. С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. .. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С.Л., 1998).

Настроение


   Настроение общий эмоциональный окрас поведения человека. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Основная суть настроения — обобщенная (валовая, если можно так сказать) оценка текущей ситуации. Если ситуация удовлетворительная, то исчезает настороженность, поведение становится более спонтанным — то есть какое-то время можно действовать так, как хочется, а не так, как надо. Это и есть хорошее настроение. Если ситуация неудовлетворительная, появляется и не исчезает настороженность, поведение становится направленным на ликвидацию угроз, явных и потенциальных, жить приходится так, как надо. Это и есть плохое настроение.

Настроение довольно инертно. Особенно это касается перехода из плохого настроения в хорошее. Как известно, испортить настроение значительно легче, чем поднять его. Даже если действие угрожающих факторов уже давно сведено на нет, инстинктивно человек продолжает еще какое-то время «быть начеку».

Положительные эмоции во время хорошего настроения — фактически есть плата за успешное преодоление проблемной ситуации («ты успешно решил проблему — поэтому ты молодец»). Отрицательные эмоции во время плохого настроения — дополнительная мотивация к тому, чтобы человек быстрее справился с проблемной ситуацией.

Так это задумано природой. Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением. Наркотики, азартные игры и другие аддикции позволяют на время забыть про проблемы, снизить тревожность, создать на время иллюзию того, что все нормально, и тем самым поднять настроение. Помогает и погружение в атмосферу коллективного веселья. Когда все вокруг веселятся — это признак того, что все идет нормально. Плохо только то, что забытая проблема не есть решенная проблема. И манипулирование своим настроением есть на самом деле раскачивание маятника настроения. Чем веселее сегодня, тем грустнее завтра.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Эмоции, чувства

  • Активационная теория эмоций Линдсея-Хебба
  • Альтернатива к теории Джемса и Ланге
  • Аспекты эмоций
  • Биологическая и информационная теория эмоций
  • Боль
  • Воспитание и самовоспитание чувств в процессе формирования личности
  • Выражение веселья и радости
  • Гнев
  • Динамика чувств человека
  •     … и другое

 


   RSS  
  [email protected] 

Эмоциональные переживания маленького ребёнка — Детский сад №119 г. Калининград

Статью подготовила: педагог-психолог Постнова Инна Владимировна

У детей в раннем возрасте два основных эмоциональных переживания — разлука с мамой и встреча с новым, неизвестным.

С этими переживаниями малыши точно сталкиваются, когда приходят в детский сад каждый день: расстаются на время со своими близкими и встречаются с чем-то новым для себя.   НОВОЕ, конечно ИНТЕРЕСНО, и оно привлекает, развивает, удовлетворяет природное любопытство детей. НО, все же это НОВОЕ: новые правилами, занятия, деятельность, взрослые, которые посещают группу (педагоги, специалисты, медработники, другие родители, другие дети), а еще новые запахи, вкусы, звуки, новые ощущения.

Потребность в эмоциональной поддержке (потребность в привязанности) и желание открывать мир (встречаться с новым) ВЗАИМОСВЯЗАНЫ и могут находиться в активном состоянии только поочередно. Ребенок может проявлять любопытство, активно, спокойно и сосредоточенно играть только тогда, когда он НЕ нуждается в эмоциональной поддержке, он спокоен.

Во всех образовательных системах действует этот самый основополагающий принцип: чтобы в процессе обучения дома, в детском саду или в школе воспринять учебной задание, детям нужен позитивный эмоциональный настрой и душевное равновесие.

КАК мы ВЗРОСЛЫЕ можем помочь ДЕТЯМ в эмоциональном настрое?

  1. Заранее (с вечера) поговорите с ребенком о его завтрашнем дне, что в нем будет (предвосхищая события, дети настраиваются, да и взрослые тоже).
  2. Предоставьте возможность малышу самостоятельно выбрать и приготовить себе одежду для садика, в чем бы он хотел пойти (конечно, условно «самостоятельно»)))).
  3. Определите утреннее время с запасом чтобы не было спешки и вашего родительского раздражения из-за нехватки времени и медлительности ребенка.
  4. Прислушайтесь к своим переживаниям по поводу пребывания ребенка в детском саду, если есть тревожность или волнение лучше с ними разобраться (проконсультироваться с психологом), т.к. ваши душевные состояния не проходят незаметно для детей.
  5. Придерживайтесь каких-либо выработанных совместно с ребенком правил (ритуалов) прощания. Детям это необходимо, так они настраиваются и успокаиваются, знают чего ожидать, привыкают к определенным действиям и что за ними следует.
  6. Держите свое слово: если обещали забрать малыша (до обеда, после сна, с прогулки…) не нарушайте обещание, иначе малыш перестанет вам (и не только вам) доверять и будет более тревожным.
  7. Обсудите с ребёнком, чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, — приятные ожидания улучшают эмоциональное состояние в разлуке.

И еще несколько слов про ПРОЩАНИЕ.

Есть несколько вариантов прощания с ребенком к которым прибегают взрослые. Одни «забрасывают» малыша в группу (к друзьям, бабушкам, дедушкам, в развивающий центр) и быстрее стараются уйти, на слезы при прощании часто реагируют: «Это что такое? Перестань! Ты большой!». Другие долго прощаются и затягивают ритуал, сами взрослые включаются эмоционально, печалятся и готовы плакать вместе с малышом. Тот и другой варианты не настраивают ребенка эмоционально на разлуку. Есть более эффективные ТРИ ШАГА ПРИ ПРОЩАНИИ.  Не воспринимайте их, как инструкцию, скорее, как  идею предсказуемого ритуала, который помог бы маленькому ребенку при расставании с родителями – не РАЗДЕЛЕНИЕ с родителями, а ВОССОЕДИНЕНИЕ с другим значимым взрослым (воспитателем).

ШАГ ПЕРВЫЙ: родитель завладевает вниманием ребенка (смотрит в глаза на его уровне, прикасается, обнимает, улыбается, сохраняет спокойствие)

ШАГ ВТОРОЙ: родитель приветствует ответственного взрослого (педагога, родственника, знакомого) ведет себя с ним дружелюбно, чтобы ребенок мог видеть, что у них хорошие отношения, и убедиться в том, что этот другой взрослый завладел вниманием ребенка (смотрит в глаза, прикасается, улыбается, приветствует, кивает головой, называет ребенка по имени)

ШАГ ТРЕТИЙ: родитель сообщает ребенку, когда они увидятся в следующий раз, и уходит, поцеловав его или обняв в зависимости от ситуации

Так взрослые смогут снизить тревогу, которую ребенок испытывает при прощании, создадут ощущение внимания к себе, которое для ребенка будет основой эмоциональной поддержки.

Помните, как в фильме «АВАТАР»? «Я тебя вижу» — а значит, и чувствую, и  ощущаю, что ты рядом, и  ты не один.

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ И КАК ОНО ВЛИЯЕТ НА НАШЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ?

Эмоция – это инстинктивное или интуитивное сильное чувство, обычно возникающее при взаимодействии с конкретным объектом, человеком и ситуацией/событием. Ваш способ мышления, сосредоточения внимания, поведения, чувств, восприятия вызовет реакцию эмоций, переживаемых как сильные чувства, и результатом будет эмоциональное переживание. Эмоции не только заставляют вас чувствовать себя хорошо или плохо, они также формируют ваше благополучие, определяют, испытываете ли вы здоровые или нездоровые эмоциональные переживания.

Человеческая жизнь постоянно наполнена чувствами, и эти чувства влияют на то, как мы воспринимаем себя и других и взаимодействуем с ними, и управляют нашими реакциями, действиями и принятием решений. Чувства являются важными элементами нашего бытия и, тем не менее, одними из самых сложных для предсказания и управления. По этой причине огромное количество исследований и исследований было посвящено раскрытию того, как мы можем оптимизировать наши чувства или «эмоциональные переживания», как их называют в психологических исследованиях.

Недавние исследования определяют взаимосвязь между эмоциями и самочувствием как неоспоримый факт, но имеющий довольно сложную взаимосвязь. Сложность взаимосвязи между эмоцией и благополучием возникает из-за существования по крайней мере трех аспектов эмоционального переживания: интенсивности переживаемой эмоции, флуктуации переживаемой эмоции и контекста в которой переживается эмоция.

Хотя, как правило, хорошо испытывать больше положительных эмоций и меньше отрицательных, недавние исследования доказывают, что это не всегда является признаком хорошей жизни. Это открытие заставляет всех чувствовать себя несколько сбитыми с толку, поскольку все мы пытаемся избегать отрицательных эмоций и создавать положительные эмоции. Почему мы? …Потому что приятно испытывать положительные эмоции и неприятно испытывать отрицательные (Russell & Barrett, 19 лет). 99). Современные психологические исследования предоставили эмпирические доказательства того, что каждая эмоция влияет на познание, поведение и людей вокруг нас. Например, чувство горечи или гнева неприятно нам, но также и другим, поскольку заставляет нас вести себя грубо или враждебно по отношению к другим или может привести нас к самоизоляции, таким образом, это может повредить общению и сотрудничеству с другими. Если эти негативные эмоциональные переживания накапливаются, то в какой-то момент они окажут ощутимое влияние на благополучие людей (хорошее психическое и физическое здоровье).

«Влияние негативных эмоций на продолжительность жизни примерно так же сильно, как влияние курения!»

Различные исследования показали, что люди, которые чаще испытывают положительные эмоции и реже отрицательные, имеют более высокое самочувствие (например, Fredrickson, 1998; Lybomirksy, King, & Diener, 2005), включая повышенную удовлетворенность жизнью (Diener , Sandvik, & Pavot, 1991), улучшение физического здоровья (Tugade, Fredrickson, & Barrett, 2004; Veenhoven, 2008), повышение стрессоустойчивости (Folkman & Moskowitz, 2000; Tugade & Fredrickson, 2004), улучшение социальных связей с другими (Фредриксон, 19 лет98), и даже дольше живет (Veenhoven, 2008).

«Известный философ Аристотель подчеркивал достижение хорошей жизни через умеренность во всем».

Недавние исследования показывают, что хорошего может быть слишком много, а плохого слишком мало — высокий уровень положительных эмоций может быть вредным (Gruber, 2011; Oishi, Diener, & Lucas, 2007). Оказывается, что переживание положительных эмоций следует перевернутой U-образной кривой в отношении к благополучию: более положительные эмоции связаны с повышением благополучия, но только до определенного момента, после которого еще более положительные эмоции связаны со снижением. благополучие (Grant & Schwartz, 2011). Прежде чем делать какие-либо выводы, нужно рассмотреть еще кое-что об эмоциональном опыте: люди могут чувствовать как положительно, так и отрицательно в рамках одного и того же эмоционального переживания . Положительные и отрицательные эмоции имеют тенденцию быть независимыми друг от друга, что означает, что человек может испытывать положительные и отрицательные эмоции одновременно (Larsen, McGraw, Mellers, & Cacioppo, 2004). Например, когда ваш начальник сообщает вам о получении бонуса, сначала вы чувствуете себя счастливым, но вскоре расстраиваетесь, потому что ожидали большую сумму бонуса. Еще одна особенность эмоций заключается в том, что люди могут испытывать положительные эмоции из негативных ситуаций. Например, «злорадство» — это немецкий термин, определяющий положительный эмоциональный опыт, возникающий в результате изучения или наблюдения чужого несчастья, такого как неприятности, неудачи или унижение другого человека. Кажется, что хорошие эмоции не всегда делают нас хорошими людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благополучие определяется как ощущение психического и физического здоровья и отсутствие расстройств. Отсутствие беспорядка эквивалентно БАЛАНС . Наука йоги определяет баланс как необходимость наличия энергий ян и инь, противостоящих друг другу и имеющих мимолетную природу. Слишком много или слишком мало каждого из них угрожает нашему благополучию. Таким образом, для хорошей жизни, для того, чтобы мы были наполненными и счастливыми, нам, очевидно, нужны оба типа эмоциональных переживаний, плохие и хорошие. Что действительно важно, так это эмоциональный опыт, взятый в целом; среднее количество хороших и плохих эмоциональных переживаний в течение определенного промежутка времени будет определять , если ваш опыт поддерживает ваше здоровье или отравляет вас .

 

Ссылки

Compton, W.C. & Hoffman, E. (2012). — Позитивная психология: наука о счастье и процветании. 3-е издание. Нью-Йорк, Simon & Schuster Inc.

Adler, MJ (1978). Аристотель для всех: трудная мысль стала легкой в ​​мягкой обложке. 2-е издание. Нью-Йорк, Touchstone Inc.

Ford, B. & Mauss, IB (2020). Эмоциональный опыт и благополучие. В Р. Бисвас-Динер и Э. Динер (редакторы), Серия учебников Noba: Психология. Шампейн, Иллинойс: издательство DEF. Получено с http://noba.to/uk6dvwyf (http://noba.to/uk6dvwyf)

Что это за штука называется эмоциональным переживанием? Нейропсихология квалиа.

Эта сумасшедшая штука называется эмоциональным переживанием.

В 1884 году психолог и философ Уильям Джеймс опубликовал теорию о том, что эмоциональный стимул вызывает внутренние изменения (частота сердечных сокращений, дыхание, потоотделение) и изменения скелетных мышц (бег, удары, выражение лица) и что эти изменения являются источником субъективных ощущений. переживание или ощущение эмоции. По мнению Джеймса, ощущение телесной реакции ЯВЛЯЕТСЯ чувством эмоции, которую философы называют эмоцией «qualia». Это переворачивает привычное представление о том, что мы бежим, потому что боимся, или плачем, потому что несчастны. В модели Джеймса мы боимся, потому что бежим, и грустим, потому что плачем. В 1927 физиолог У. Б. Кэннон опубликовал обзор и критику модели Джеймса и выдвинул альтернативную теорию. Среди прочего Кэннон утверждал, что внутренние органы и скелетные мышцы действуют слишком медленно и недостаточно различают, чтобы объяснить все эмоциональные переживания. Точка зрения Кэннона предполагала, что общепринятое представление о том, что мы бежим, потому что боимся, на самом деле верно, и оно установило, что эмоции являются важным мотиватором поведения.

В качестве альтернативы точке зрения Джеймса Кэннон указал, что стимулы достигают шестислойной новой коры головного мозга через подкорковые системы. Если стимулы эмоциональны, подкорковые системы одновременно и независимо информируют как неокортекс, вызывая эмоциональные переживания, так и соответствующие периферические телесные системы, вызывая телесные реакции. Кэннон предположил — как оказалось ошибочно, — что подкорковой структурой, особенно важной для возникновения эмоциональных переживаний, является таламус, и по этой причине его теорию иногда отвергают как «таламическую теорию» эмоций. По мере того, как все больше узнавали о подкорковых и трех-пятислойных палеокортикальных структурах мозга, появилась новая модель. В 1937 нейроанатом Джеймс Папез предположил, что телесное выражение эмоций связано с гипоталамусом, который контролирует вегетативную и эндокринную системы; тогда как эмоциональный опыт включает лимбическую систему, включающую палеокортикальные структуры мозга плюс миндалины. Позже Пол Д. Маклин предложил «теорию триединства», в которой мозг рассматривался как иерархия, части которой последовательно появлялись в ходе эволюции, причем более новые структуры накладывались на более старые. «Рептильная» часть включает самые старые структуры — ствол головного мозга, средний мозг и базальные ганглии, «палеомлекопитающая» часть включает лимбическую систему, а «новая млекопитающая» часть включает неокортекс.

Исследования в области так называемой аффективной нейронауки в целом согласуются с триединой точкой зрения Маклина. В частности, было обнаружено, что психоактивные препараты изменяют эмоциональные переживания способами, в значительной степени независимыми от фактических обстоятельств, по оценке человека. Эти препараты были связаны с определенными нейрохимическими системами, часто структурами миндалевидного тела и лимбической системы. Однако взгляд Джеймса на эмоциональный опыт оказался устойчивым. Он появился, например, в 1963 социально-психологическая модель Стэнли Шахтера и Джерома Сингера, которые рассматривали эмоции как комбинацию физиологического возбуждения и когнитивных объяснений этого возбуждения. Когнитивные факторы помогли объяснить возражения Кэннона относительно медлительности и отсутствия различения висцеральной реакции. Совсем недавно Антонио Дамасио и его коллеги объяснили нарушение принятия решений, связанное с повреждением лобной коры головного мозга, неспособностью генерировать нормальные соматические реакции на эмоциональные события. Гипотеза соматических маркеров утверждает, что положительные или отрицательные значения стимулов, связанные с оценкой и принятием решений, хранятся в виде соматических маркеров в лобной коре. Активация этих маркеров вызывает телесные ощущения приближения или избегания, которые, в свою очередь, способствуют принятию решений.

Другие утверждают, что активность мозга напрямую связана с ощущаемыми эмоциями и что нет необходимости вовлекать в принятие решений периферические соматические процессы. Кроме того, влияние эмоций на суждения и принятие решений, возможно, выходит за рамки валентности или реакций приближения-избегания: определенные эмоции могут иметь определенные эффекты.

Существует еще один источник доказательств, относящихся к гипотезе Джеймса: случаи анестезии, при которой телесные ощущения блокируются. Например, в случаях повреждения верхнего отдела спинного мозга, приводящего к квадриплегии, внутренняя телесная чувствительность обычно блокируется. Исследования пациентов с травмами спинного мозга, проводимые с 19 в.80-х годов не нашли доказательств снижения эмоционального опыта у пациентов с травмой спинного мозга.

Джеймс сам признал актуальность своей теории эмоциональных переживаний, когда телесные ощущения заблокированы. В конце своей статьи 1884 года он процитировал случай полной анестезии 1882 года, опубликованный профессором Штрюмпелем, в котором сообщалось, что пациент выражал стыд из-за того, что испачкал свою постель, и горе, потому что он больше не мог пробовать любимое блюдо. На допросе Джеймса Стрюмпель сообщил, что пациент также выражал и, казалось, испытывал страх и гнев. Джеймс признавал, что если «пациент отчетливо узнает то же самое настроение или чувство, известное под этими названиями в своем прежнем нормальном состоянии, моя теория, конечно, рухнет.