Skip to content

Почему укачивает в: Что делать если укачало в машиние, автобусе, самолете, поезде, марштрутке

Почему людей укачивает и как с этим справиться. Новости общества

Привет, кинетоз!

— Валентина Николаевна, почему людей укачивает?

— Это неприятное состояние организма называется кинетоз, и связано оно с нашим вестибулярным аппаратом, который отвечает за равновесие. Благодаря специальным рецепторам мозг воспринимает положение тела. Но во время движения в транспорте рецепторы вестибулярного аппарата сообщают, что тело неподвижно, а глаза подают другой сигнал: всё вокруг движется. Такой конфликт вызывает симптомы укачивания.

— Почему тогда укачивает в пробках? Ведь там картинка почти не меняется?

— Благодаря рецепторам мозг воспринимает не только положение головы в пространстве, но и все наши движения. При наклоне, повороте головы рецепторы раздражаются, а мышцы, благодаря которым тело выпрямляется, рефлекторно сокращаются. Поэтому если человек страдает кинетозом, он плохо чувствует себя в пробках, где машина то трогается, то тормозит.

— То же самое происходит и на аттракционах, верно?

— Мы привыкли к движениям в горизонтальной плоскости, а при перемещениях вверх-вниз, вправо-влево организм теряет ориентацию. Многим это ощущение нравится, а у человека с кинетозом вызывает головокружение и тошноту. Неприятные ощущения возникают на каруселях, американских горках, серпантине. Некоторые люди спокойно переносят морскую качку, но их укачивает в движущемся лифте.

 

Валентина Бугорская / Фото: Елена Мирошниченко

Читайте также

Загляните селёдке в глаза. Что можно съесть вместе с рыбой
09 Окт 2022 15:15


Андрей Иконников рассказал о встрече с мобилизованными белгородцами в войсковых частях
30 Сен 2022 18:08


Поверил в плохое – и заболел. Как эффект ноцебо влияет на нашу жизнь
21 Авг 2022 15:30


Опасности лета. Как в жару быть энергичным и здоровым
10 Авг 2022 14:32


Наше, родное! Что помогает жителям прохоровского села укреплять здоровье
07 Июл 2022 15:23

Турник, плавание, бег

— Почему всех укачивает по‑разному? Одни обливаются холодным потом, других тошнит.

— На укачивание также влияет смещение подвижных органов: печени, желудка, сердца. Раздражаются их чувствительные нервы, и мозг посылает сигналы сердечно-сосудистой и пищеварительной системам. У кого‑то учащается сердцебиение, появляется одышка, дыхание затрудняется, а у кого‑то сразу тошнота и рвота. Всё зависит от адаптационных возможностей организма.

Провоцируют укачивание многие болезни пищеварительного тракта и все органические нарушения функций головного мозга. Чаще других страдают от укачивания люди с проблемами зрения.

Фото: shutterstock.com

Сторожевой пёс здоровья. О чём может рассказать боль

Если человек недавно перенёс отит, он переутомлён, у женщин ежемесячный цикл или беременность, то вероятность укачивания намного выше – страдают даже те, кто раньше мог этих симптомов не испытывать. Специалисты считают, что некоторые люди имеют какие‑то генетические особенности, поэтому их вестибулярный аппарат так бурно реагирует. Провоцируют укачивание духота, алкоголь, запахи еды, сигаретный дым.

— Почему так часто укачивает детей? Не является ли это признаком болезни?

— Для детей от двух до 14 лет укачивание совершенно естественно: их вестибулярный аппарат ещё не созрел. У подавляющего большинства этот неприятный синдром уходит с началом полового созревания.

— Как помочь детям?

— Нужно тренировать вестибулярный аппарат. Это несложно: ребёнок может ходить по бордюрам, удерживая равновесие, качаться и крутиться на качелях и каруселях. Отлично помогает большой резиновый мяч – фитбол, удержаться на нём можно, только координируя свои движения. И детям и взрослым помогут наклоны, раскачивания на турнике, плавание, бег, вращательные движения головой и туловищем. В целом спорт помогает, ведь, как правило, тренированные люди имеют хороший вестибулярный аппарат.

— Что делать, чтобы не укачало?

— Если вы едете в автобусе, садитесь по хожу движения и ближе к водителю, на передних местах укачивает значительно меньше. При жаре и духоте включайте кондиционер или следите, чтобы был приток свежего воздуха. На регистрации рейса на самолёт попросите места в рядах между крыльев – там полётная тряска переносится легче.

В салоне автобуса старайтесь смотреть на неподвижный предмет или на линию горизонта, а не на мелькающие виды за окном. Отвлекайтесь от дороги, общайтесь со спутниками.

 

Фото: pixabay.com

Горькое, кислое, солёное

— Почему от книг, фильмов, видеоигр, которые вроде бы так хорошо отвлекают от дороги, становится только хуже?

— Они увеличивают нагрузку на глаза, картинка постоянно прыгает. Несогласованность между информацией зрительных рецепторов и вестибулярного аппарата нарастает. В этой ситуации укачать может даже человека с хорошим вестибулярным аппаратом. Для переключения внимания лучше слушать спокойную музыку, аудиокниги.

— Может быть, чтобы избежать тошноты, лучше ехать голодным?

— Ни в коем случае! Это как раз один из факторов, провоцирующих укачивание. Есть лучше за полтора-два часа до отправления, но не переедать. Постарайтесь обойтись без жирных, копчёных продуктов, спиртного и газированных напитков, выбирайте пищу, которая максимально легко усваивается. В пути с укачиванием помогают справиться продукты с горьковатым, солёным или кислым вкусом: орешки, крекеры, твёрдый сыр, кисловатые овощи и фрукты.

В дороге часто пейте небольшими глотками прохладную негазированную воду, детей поите так же. Сладкая газировка вызывает тошноту, так как сильно раздражает вкусовые рецепторы.

Из народных способов хорошо зарекомендовал себя имбирь. Подойдут имбирные леденцы и пастилки, но лучше всего рассасывать кусочек имбирного корня каждые 20–30 минут.

Если тошноту провоцируют неприятные запахи, от которых в дороге никуда не деться, нюхайте дольку лимона или пейте воду с натуральным лимонным соком.

 

Фото: pixabay.com

 

— А если ни один из этих советов не помогает?

— В аптеках много препаратов от укачивания. Их много, они отличаются по механизму действия. Биодобавки из натуральных веществ и трав подходят детям – они повышают устойчивость вестибулярного аппарата и устраняют неприятные синдромы.

У лекарств есть ограничения по возрасту, от многих долго клонит в сон, чувствуется вялость, но они хорошо снимают тошноту и головокружение. Их принимают за 30–60 минут до поездки, и действуют эти препараты от четырёх до шести часов.

Многие предпочитают специальные браслеты. Возле нашего запястья есть акупунктурная точка, на которую воздействует браслет и тем самым снимает неприятные симптомы. К тому же, в отличие от таблеток, его можно применять в качестве скорой помощи от укачивания, ведь его действие начинается через несколько минут.

— Может ли кинетоз повлиять на состояние здоровья?

— Как правило, с окончанием поездки никакой медицинской и лекарственной помощи ужк не требуется.

 

Фото: Наталия Козлова


Елена Двориникова:

«Когда я окончила девятый класс, родители купили мне путёвку на морской корабль, который шёл от Владивостока до Камчатки. Время было доперестроечное, путёвка бешеных денег не стоила, да и нас, школьников, засунули в каюты нижней палубы, где даже туалеты были общими.

Я подружилась со Стасиком, мы гуляли по палубам, держась за руки, и я была нереально счастлива. До тех пор, пока не начался шторм. Корабль медленно поднимается верх, а потом так же медленно катится вниз. Это всё равно что секунда, когда ты опускаешься вниз на качелях и у тебя ухает в животе, но растянутая на целую минуту. Сначала это было прикольно, но потом я поняла, что меня укачало.

Я забегаю в туалет и склоняюсь над раковиной, но тут же от чьего‑то толчка отлетаю в сторону. Я толкаю обидчика в ответ и вдруг вижу, что это мой Стасик. Раковину мы делили на двоих, потому что соседние были заняты такими же страдальцами.

Когда шторм кончился и мы зелёные выползли из кают, почему‑то не могли смотреть друг на друга. В тот же вечер я пошла в кинозал с Антоном, да и Стасик вроде не скучал. Так морская болезнь погубила моё первое серьёзное чувство».


Ольга Самойлова:

 «Я и не подозревала, что мою двухлетнюю дочь так сильно укачивает, пока не полетела с ней на самолёте. Это был небольшой местный рейс, поэтому когда её стошнило, это почувствовал весь салон. Многие демонстративно зажали носы и с неприязнью на нас поглядывали.

Сидели мы с дочерью в хвосте, где сильно болтало, и стюардесса предложила пересесть на пустые передние сиденья. Мы пересели, а через некоторое время из кабины пилотов вышел лётчик и сел рядом. Далее случилась в моём понимании катастрофа: дочь стошнило прямо на его красивый синий китель. Он ничего не сказал, резко встал и ушёл, а мне отчаянно захотелось выпрыгнуть в иллюминатор».

Фото: pixabay.com

Вера Семашко:

«В детстве мы с бабушкой часто ездили в райцентр на автобусе, и меня сильно укачивало. Бабушка всегда брала пакетик, который ой как был нужен.

Как‑то она купила на рынке большой пластмассовый таз. В дороге оказалось, что пакетик куда‑то пропал, и мне пришлось срочно воспользоваться тазом прямо в автобусе. Какое это было, наверное, странное зрелище».


Светлана Гусаренко:

«В прошлом году мы несколькими семьями поехали в Крым. И как‑то после плотного обеда в кафе все пошли отдыхать, а я единственная вызвалась с мужем подруги плыть в море. Резиновая лодка подпрыгивала на волнах, и я поняла: мне надо срочно на берег. А у знакомого рыбацкий азарт, ни о каком возвращении не может быть и речи. Стоит ли говорить, что все чайки были мои: они единственные радовались моей морской болезни и своему неожиданному обеду».


Василий Артемчук, таксист:

 

Фото: личный архив

Новости ВРФ

Укачивание в транспорте


Удовольствие от поездки на машине, авиаперелета и морской прогулки может быть омрачено, если ребенка укачивает. Это состояние также известно как морская болезнь, а по-научному — «болезнь движения». Она проявляется в тошноте, рвоте, общей слабости, потливости и обильном слюнотечении. К укачиванию склонны дети от 2 до 12 лет и некоторые взрослые (чаще женщины). Грудные дети обычно нормально переносят любые передвижения. Чтобы избежать неудобств, нужно знать некоторые правила организации поездок, и ими делится врач-педиатр Александра Жуковская.

Почему укачивает


Морская болезнь возникает из-за несоответствия сигналов, которые мозг получает во время движения. Вестибулярный аппарат фиксирует движение, но другие органы чувств его не замечают: глаза устремлены в телефон, на игрушку или книгу, а мышцы остаются неподвижными. Это приводит к сбою в работе центральной нервной системы, он и проявляется характерными симптомами укачивания. Водителей обычно не укачивает как раз потому, что они принимают активное участие в процессе движения и более сфокусированы на дороге.

Как избежать укачивания


Бороться с болезнью движения лучше до появления симптомов. Чтобы предотвратить укачивание, воспользуйтесь этими простыми советами:


1. Взрослым и детям старше 12 лет будет удобнее на переднем сиденье автомобиля — лучше смотреть на горизонт, а не на проезжающие мимо автомобили.


2. Не стоит читать или использовать гаджеты во время поездки.


3. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, можно закрыть их или надеть солнечные очки.


4. Лишние движения головой могут усилить тошноту, поэтому стоит зафиксировать голову с помощью подголовника или специальной подушки.


5. Перед выездом лучше не переедать и отказаться от жирных и острых блюд. В качестве перекуса в дороге подойдут сухие крекеры и печенья, и очень важно периодически пить воду.


6. Не нужно курить в машине, использовать парфюм или ароматизаторы для салона — резкие запахи провоцируют укачивание.


7. Полезно периодически останавливаться, выходить из машины и дышать свежим воздухом (если он есть).


8. В поездах и в общественном транспорте лучше садиться по направлению движения, чтобы не ехать спиной вперед. В автобусах стоит отдавать предпочтение первым рядам, а в самолете самыми стабильными считаются места у крыла. Во время морской прогулки стоит проводить больше времени на палубе, изучая горизонт, а не в закрытой каюте.

Не проще ли выпить таблетку?


У всех лекарств есть побочные эффекты. Прибегать к их помощи нужно в том случае, если по-другому справиться с тошнотой не получается. В России чаще всего используют средства на основе дименгидрината. Это антигистаминный препарат первого поколения, малоэффективный против аллергии, зато с более выраженным седативным эффектом. Иногда используют и другие препараты этой группы: меклозин, прометазин, димедрол —некоторые из них продаются по рецепту, перед их применением всегда нужно проконсультироваться с врачом. За границей популярны пластыри со скополамином (разрешены с 12 лет), но и у этого вещества есть серьезные побочные эффекты. Если без лекарства не обойтись, то лучше протестировать его в домашних условиях за несколько дней до поездки, чтобы избежать сюрпризов в дороге.

Дополнительные рекомендации


Некоторым людям бороться с укачиванием помогают имбирные леденцы и напитки, а также акупрессура – точечный массаж внутренней поверхности руки на 3 пальца выше кисти. Для постоянного массажа можно купить в аптеке специальный браслет, который обеспечит давление в нужном месте. Доказательная база у этих методов невелика, но от их применения точно не будет хуже.


Чтобы поездка была приятной, спланируйте ее заранее. В дороге включите любимую музыку, поиграйте в словесные игры или завяжите разговор на интересную тему — это поможет отвлечься от мыслей об укачивании.

причин раскачивания прицепа и способы их предотвращения

Отчеты NHTSA показывают, что ежегодно происходит примерно 50 000 несчастных случаев, связанных с буксировкой прицепа. Большинство этих несчастных случаев происходит из-за предотвратимого раскачивания прицепа. Интенсивность раскачивания может увеличиться и привести к опрокидыванию прицепа, что, в свою очередь, может привести к опрокидыванию тягача. Если вы буксируете раскачивающийся прицеп, у вас есть все основания для беспокойства, потому что результат может быть совершенно опасным. Вот причины, по которым ваш трейлер может раскачиваться, и шаги, которые вы должны предпринять, чтобы предотвратить это.

Неравномерное распределение веса сцепки

Неравномерное распределение веса является серьезной причиной раскачивания прицепа. Если вы нагружаете слишком большой вес в задней части прицепа, задняя часть прицепа перегружается. В таких случаях задняя часть может действовать как маятник, который качается вперед и назад во время движения вашего прицепа. Когда прицеп совершает это движение, он может тянуть за собой ваш автомобиль. Слишком большая нагрузка на переднюю часть каравана может привести к провисанию тягача, а передние колеса могут потерять сцепление с дорогой. Эта проблема ухудшит вашу управляемость и заставит вас потерять контроль над автомобилем. Производители советуют владельцам прицепов следить за тем, чтобы вес сцепки, создаваемый прицепом в точке сцепки, составлял не менее 10–12 % от всего веса прицепа, чтобы предотвратить раскачивание.

Плохая конструкция прицепа

Если колеса вашего прицепа не выровнены или рама имеет неправильную конструкцию, вы, вероятно, испытаете раскачивание прицепа. Неправильное использование и вождение могут усугубить раскачивание прицепа, если он плохо спроектирован. Таким образом, вы должны регулярно проводить техническое обслуживание и осмотр своего прицепа, чтобы убедиться, что он находится в надлежащем рабочем состоянии.

Превышение допустимого веса прицепа

Если вы превысите вес прицепа, вашему автомобилю может быть трудно буксировать прицеп. Ваша подвеска и рама также будут подвергаться нагрузке, что увеличивает риск раскачивания прицепа. Управление прицепом с избыточным весом является большой проблемой. Таким образом, рекомендуется загружать прицеп в соответствии с его конструктивными характеристиками, чтобы предотвратить раскачивание.

Боковой ветер от проезжающих крупных транспортных средств

Сильный порыв ветра от проезжающего мимо грузовика может ударить в бок вашего прицепа и заставить его двигаться из стороны в сторону. Высокий профиль большинства прицепов повышает вероятность их сильного раскачивания. Избежать таких ситуаций на большинстве дорог невозможно. Таким образом, вы должны оборудовать свой грузовик системами контроля раскачивания RV, которые могут уменьшить влияние бокового ветра. Системы контроля раскачивания помогают уменьшить и контролировать раскачивание, вызванное боковым ветром, а также другими упомянутыми причинами «рыбьего хвоста».

Блоки сцепного устройства, регулирующего раскачивание, и то, как они предотвращают занос прицепа

Блок сцепного устройства, предотвращающего раскачивание , устраняет или уменьшает силы раскачивания, которые могут привести к отделению или опрокидыванию прицепа. Различные типы сцепных устройств, регулирующих раскачивание, работают через разные механизмы, чтобы предотвратить раскачивание прицепа. Примеры таких сцепных устройств для управления раскачиванием включают независимую систему управления раскачиванием фрикционного типа, систему управления раскачиванием с двумя кулачками и 4-точечную систему управления раскачиванием.

Контроль раскачивания прицепа необходим для вашей безопасности. Соблюдайте осторожность при сцепке, погрузке и вождении тягача, принимая во внимание приведенные выше полезные советы. Внимательное рассмотрение этих советов в сочетании с установкой систем контроля раскачивания может повысить безопасность буксировки и гарантировать безопасное путешествие.

Продукция Hayes Towing Electronics с гордостью производится в США

Гордые участники

ЧТО ТАКОЕ TRAILER SWAY И КАК ЕГО УПРАВЛЯТЬ?

Теперь, когда мы выяснили, что такое безопасная буксировка, и обсудили, как правильно загружать прицеп, некоторые важные условия буксировки и рекомендации по безопасному перемещению прицепа по дороге, пришло время поговорить о некоторых событиях, которые могут произойти в во время буксировки и как с ними безопасно обращаться. Начнем с  раскачивание прицепа .

Важно знать о раскачивании прицепа, так как это может быстро привести к заносу и создать опасную ситуацию для вас и других участников дорожного движения. Это движение из стороны в сторону, которое начинается, когда вы достигаете определенной скорости при буксировке прицепа. Постоянное раскачивание из стороны в сторону не является нормальным и может привести к биению при увеличении скорости. Виляние — это более сильное и неконтролируемое раскачивание, которое обычно вызывается более тяжелой загрузкой вашего прицепа сзади.

Чтобы предотвратить раскачивание или биение прицепа, убедитесь, что ваш прицеп правильно загружен, и 60% веса груза приходится на переднюю половину кузова прицепа. Кроме того, не превышайте максимальную полную массу вашего прицепа и никогда не перегружайте тягач. Никогда не загружайте груз снаружи прицепа и не позволяйте грузу выступать за заднюю часть прицепа. Перед началом поездки убедитесь, что груз надежно закреплен. Когда вы находитесь в дороге, поддерживайте скорость 55 миль в час или меньше, так как раскачивание или хлесткость более вероятны на более высоких скоростях.

Если вы заметили начало раскачивания, немедленно отпустите педаль газа, чтобы снизить скорость. Вы должны снизить скорость и поддерживать ее как минимум на 10 миль в час ниже скорости, при которой впервые было замечено раскачивание или биение. Не тормозить и не увеличивать скорость. Держите руль прямо и как можно скорее остановитесь и перезагрузите прицеп так, чтобы более тяжелая часть груза находилась впереди.

Помните, что раскачивание и биение прицепа считаются комбинированными нарушениями, которые также включают неправильное обращение с прицепом и тягачом, чрезмерную поворачиваемость и другие отклонения прицепа или тягача от их предполагаемого пути по таким причинам, как неправильная загрузка, чрезмерная скорость, боковой ветер, проезжающие мимо транспортные средства, неровные дороги, рулевое управление и многое другое. Всегда будьте бдительны во время буксировки прицепа и следите за условиями, в которых вы едете, поскольку они могут быть фактором, способствующим раскачиванию или биению.

Обязательно имейте под рукой наш контрольный список перед отъездом и руководство по буксировке, чтобы обеспечить безопасность буксировки с самого начала и быстро распознать признаки раскачивания.