Содержание
5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор
В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.
Чем базовые эмоции отличаются от сложных
У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.
Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.
Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.
Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями
Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.
Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.
Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.
Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.
Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:
- узнать, что такое эмоции;
- понять, откуда и почему они взялись;
- признать свои чувства и чувства других;
- разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.
Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.
Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».
Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев. Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!
Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.
Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других
Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.
Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.
Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).
Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить
Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?
Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.
Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!
В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.
Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?
Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.
Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.
Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).
В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.
Как справляться со сложными эмоциями?
- Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
- Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа. На верхнем этаже живут мыслители, а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.
Эмоции и их роль в жизни человека — Унiверсiтэт
Эмоции – (в переводе с латинского «потрясаю, волную») особый класс субъективных психологических и, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.
Роль эмоций в жизни человека крайне важна. Эмоции представляют собой специфическую группу состояний психики субъективного характера, которые находят выражение в форме переживаний и ощущений позитивного либо негативного характера, восприятия человеком окружающего мира и людей, собственных поступков и результатов действий. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроения и аффекты, а также стрессы. Все процессы психики протекают в сопровождении данных состояний. Другими словами, любое проявление человеческой активности окрашивается какими-либо эмоциями. Именно благодаря эмоциям и чувствам люди лучше находят язык с окружающими, оказываются способными, не используя вербальные сигналы, делать выводы о состоянии своего ближнего.
Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства наряду с отрицательными повышают нашу энергию и трудоспособность.
Также не стоит забывать о физическом состоянии организма человека. Эмоции и чувства оказывают воздействие на многие внутренние органы, такие как, например, сердце, зрение. Есть несколько предположений, по которым положительный настрой может защищать человека от проблем со здоровьем на протяжении всей жизни. Например, более счастливые люди скорее применяют активный метод для борьбы со старением, обычно, регулярно выполняя физические упражнения и проводя больше времени с пользой для здоровья. В то же самое время, эти люди могут избегать нездорового поведения, как например, курение и рискованный секс. Учеными доказано, что люди, которые в своей жизни испытывали больше положительных эмоций и чувств, чем отрицательных живут намного дольше. С одной стороны, отрицательные чувства и эмоции могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. С другой, они мотивируют человека решать насущные проблемы, менять то, что его не устраивает. Страх необходим для выживания и сохранения безопасности. Чувство вины побуждает к сотрудничеству. Гнев мотивирует поиск справедливости.
Часто отрицательные эмоции доносят до человека важную информацию, и поэтому иногда они даже превосходят положительные эмоции по полезности. Печаль сигнализирует о потере, страх — об угрозе, а гнев предупреждает о недостойном поступке.
Таким образом, роль эмоций как положительных, так и отрицательных крайне важна для человека. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью личности. Они содействуют росту личности и обогащают её. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нашему Я о том, какое значение, какую ценность лично для нас имеют те предметы или те отношения с другими людьми, которые в настоящий момент оказались в центре нашего внимания. Человек может не задумываться о том или ином происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость, отвращение – сообщит ему об истинном отношении. Или, скажем, мы еще только представляем себе некоторую пока не существующую в реальности ситуацию, а эмоции уже оценивают ее как желаемую или неприятную. Таким образом, эмоции выполняют функцию оценки.
Эмоции помогают человеку решить, в каком направлении ему дальше действовать, помогают сделать выбор в ситуации, предполагающей несколько возможностей. Иначе говоря, они регулируют поступки и действия человека. Доверяя своим чувствам (при условии, конечно, что мы эти чувства действительно осознаем и понимаем), мы порой принимаем самые верные решения.
Эмоции в нашей жизни выполняют также мобилизующую функцию. Они как бы подключают дополнительные источники энергии, увеличивают силы и возможности человека. Причем такой способностью обладают как положительные, так и некоторые отрицательные эмоциональные переживания. Дополнительные силы у уставшего человека могут появиться и дать ему возможность еще некоторое время плодотворно поработать как благодаря настоящей радости, так и благодаря сильной злости. Вспомните, было ли с вами такое, когда кто-то говорил вам: «Да брось ты это дело, все равно ведь у тебя не получится!» Разве хотя бы однажды вы не отвечали (может быть, только про себя) со злостью: «Ну уж нетушки!» – и не делали с удвоенной энергией то, что вас призывали бросить?
Еще одно важное свойство эмоций: во многом благодаря им мы воспринимаем то, что с нами сейчас происходит, не как сумму отдельных фрагментов (подошел – увидел – заговорил – подарил цветы – послушал), коротких эпизодов, а как нечто целое, всеохватывающее (например, свидание). То есть как часть жизни. Все, что с нами происходит в отдельный момент времени, что окружает нас, объединяется некоторым чувством, с которым мы проживаем этот момент. Мы часто и называем тот или иной прожитый нами отрезок времени, указывая на доминирующее эмоциональное состояние: интересная поездка, тяжелый месяц, веселая встреча и т. д. Таким образом, эмоции выполняют синтезирующую функцию.
В целом, эмоциональные состояния регулируют поведение и мысли человека. Кроме того, они позволяют человеку понять самого себя: что мне нравится и что мне претит? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям? Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Мы разговариваем со своим внутренним Я на языке эмоций и чувств. Правда, этому языку надо еще научиться. Нужно знать о том, какие бывают эмоции и чувства, как они проявляются лично у вас, каковы индивидуальные особенности вашего эмоционального мира. Тогда разговор с самим собой может состояться. Автоматически возникает вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции? Отвечая на него, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль — с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся. Однако несомненна главная функция эмоций — их участие в управлении поведением человека и животных
Курлович Мария Михайловна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
Сколько существует различных человеческих эмоций?
Пролистать наверх
Новое исследование определяет 27 категорий эмоций и показывает, как они сочетаются друг с другом в нашем повседневном опыте.
По
Ясмин Анвар
| 8 сентября 2017 г.
Печать
Когда-то психологи предполагали, что большинство человеческих эмоций подпадают под универсальные категории счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения. Но новое исследование, проведенное директором факультета Greater Good Science Center Дачером Келтнером, предполагает, что существует по крайней мере 27 различных эмоций, и они тесно связаны друг с другом.
Используя новые статистические модели для анализа ответов более 800 мужчин и женщин на более чем 2000 эмоционально вызывающих воспоминания видеоклипов, Келтнер и его коллеги из Калифорнийского университета в Беркли создали многомерную интерактивную карту, показывающую, как такие чувства, как зависть, радость, гордость и грусть связана друг с другом.
«Мы обнаружили, что 27 различных измерений, а не шесть, необходимы для того, чтобы сотни людей достоверно сообщали о своих чувствах в ответ на каждое видео», — сказал старший автор исследования Келтнер, результаты которого недавно были опубликованы в Труды Национальной академии наук .
Рекламное объявление
Икс
Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Карта человеческих эмоций
Более того, в отличие от представления о том, что каждое эмоциональное состояние представляет собой остров, исследование показало, что «существуют плавные градиенты эмоций между, скажем, благоговением и умиротворением, ужасом и печалью, весельем и обожанием». «, — сказал Кельтнер.
«Мы не получаем конечных кластеров эмоций на карте, потому что все взаимосвязано», — сказал ведущий автор исследования Алан Коуэн, докторант в области неврологии в Калифорнийском университете в Беркли. «Эмоциональные переживания намного богаче и разнообразнее, чем считалось ранее».
«Мы надеемся, что наши результаты помогут другим ученым и инженерам более точно фиксировать эмоциональные состояния, лежащие в основе настроения, активности мозга и экспрессивных сигналов, что приведет к улучшению психиатрического лечения, пониманию мозговой основы эмоций и технологии, отвечающей к нашим эмоциональным потребностям», — добавил он.
В ходе исследования демографически разнообразная группа из 853 мужчин и женщин вышла в интернет, чтобы просмотреть случайную выборку немых 5-10-секундных видеороликов, призванных вызвать широкий спектр эмоций.
Темы из 2185 видеоклипов, собранных из различных онлайн-источников для исследования, включали рождение и младенцев, свадьбы и предложения, смерть и страдания, пауков и змей, физические падения и рискованные трюки, половые акты, стихийные бедствия, чудесную природу, и неловкие рукопожатия.
«Есть плавные переходы эмоций между благоговением и спокойствием, ужасом и печалью, весельем и обожанием»
―Дачер Кельтнер, доктор философии.
Три отдельные группы участников исследования просматривали последовательности видеороликов и после просмотра каждого клипа выполняли отчетное задание. Первая группа свободно сообщала о своих эмоциональных реакциях на каждый из 30 видеоклипов.
«Их ответы отражали богатый и нюансированный набор эмоциональных состояний, от ностальгии до чувства «отвратительности», — сказал Коуэн.
Вторая группа ранжировала каждое видео в зависимости от того, насколько сильно оно вызывало у них восхищение, обожание, эстетическую оценку, веселье, гнев, тревогу, благоговение, неловкость, скуку, спокойствие, замешательство, презрение, страстное желание, разочарование, отвращение, эмпатическую боль, очарование, зависть, волнение, страх, вина, ужас, интерес, радость, ностальгия, гордость, облегчение, романтика, печаль, удовлетворение, половое влечение, удивление, сочувствие и триумф.
Здесь экспериментаторы обнаружили, что участники сошлись на схожих ответах, причем более половины зрителей сообщали об одной и той же категории эмоций для каждого видео.
Последняя группа оценивала свои эмоциональные реакции по шкале от 1 до 9 на каждое из дюжины видеороликов на основе таких дихотомий, как позитивное и негативное, возбуждение и спокойствие, доминирование и покорность. Исследователи смогли предсказать, как участники будут оценивать видео, основываясь на том, как предыдущие участники оценивали эмоции, вызванные видео.
В целом, результаты показали, что участники исследования, как правило, разделяли одинаковые или похожие эмоциональные реакции на каждое из видео, предоставляя множество данных, которые позволили исследователям определить 27 различных категорий эмоций.
С помощью методов статистического моделирования и визуализации исследователи организовали эмоциональные реакции на каждое видео в семантический атлас человеческих эмоций. На карте каждая из 27 различных категорий эмоций соответствует определенному цвету.
«Мы стремились пролить свет на всю палитру эмоций, которые окрашивают наш внутренний мир», — сказал Коуэн.
Первоначально эта статья была опубликована в Berkeley News. Прочитайте оригинальную статью.
Greater Good хочет знать: как вы думаете, эта статья повлияет на ваше мнение или поведение?
Отправка оценки
Получите науку о значимой жизни на свой почтовый ящик.
Отправить
Об авторе
Вам также может понравиться
Комментарии
Новое исследование говорит, что есть только четыре эмоции
Здоровье
Обычное научное понимание состоит в том, что их шесть, но новое исследование предполагает, что могут быть только счастье, грусть, страх/удивление и злость/отвращение.
Джули Бек
На самом деле, мы все могли бы иметь. Новое исследование Института неврологии и психологии Университета Глазго, опубликованное на этой неделе в Current Biology , говорит, что диапазон человеческих эмоций может быть немного ближе к чайной ложке, чем считалось ранее.
Общепринятая научная мудрость признает шесть «классических» эмоций: радость, удивление, страх, отвращение, злость и грусть. Но ученые из Глазго изучали выражения лиц людей и эмоции, которые они сигнализируют, показывая им созданные компьютером анимации лиц. Они попросили наблюдателей охарактеризовать лица на основе этих шести основных эмоций и обнаружили, что гнев и отвращение выглядели очень похожими на наблюдателей на ранних стадиях, так же как и страх и удивление. Например, у гнева и отвращения один и тот же сморщенный нос, а у удивления и страха общие поднятые брови.
Эксперимент предполагает, что различия между удивлением и страхом, а также между гневом и отвращением развились позже, больше по социальным причинам, чем по причинам выживания.
Дело в том, что с течением времени лицо показывало различие между ними, но когда эмоция впервые возникает, сигналы лица очень похожи, что позволяет предположить, говорят исследователи, что различие между гневом и отвращением, а также между удивлением и страх, имеет социальную, а не биологическую основу.
Это оставляет нам четыре «базовых» эмоции, согласно этому исследованию: радость, грусть, страх/удивление и гнев/отвращение. Исследователи говорят, что это наши биологические лицевые сигналы — хотя существуют различия между удивлением и страхом, а также между гневом и отвращением, эксперимент предполагает, что эти различия развились позже, больше по социальным причинам, чем по причинам выживания.
«Эти результаты показывают, что динамические модели выражения лица передают эволюционирующую иерархию сигналов с течением времени, характеризующуюся более простыми, биологически укоренившимися сигналами в начале динамики передачи сигналов, за которыми следуют более сложные социально-специфические сигналы, которые точно различают шесть выражений эмоций на лице».