Содержание
ПТСР у героев фильмов — Кино и сериалы на DTF
На примере персонажей кино рассказываем о посттравматическом стрессовом расстройстве.
10 742
просмотров
В бытовой лексикон вошли многие психологические термины и понятия — ПТСР, биполярное расстройство, сублимация, гештальт. Но их настоящее значение знают далеко не все. На примере киногероев, — их поведения, поступков, эмоций, — рассказываем о ПТСР, тяжёлом психическом состоянии, от которого никто не застрахован.
Посттравматическое стрессовое расстройство обычно ассоциируется с боевыми действиями, но на самом деле оно может развиться у любого человека. Как распознать ПТСР, почему оно возникает и к чему приводит.
Кто страдает ПТСР
Термин ПТСР сейчас звучит часто: порой кажется, будто это расстройство может появиться даже после простого стресса на работе. Но на практике его диагностируют всего у 5–7% людей, переживших трагедию. Причём далеко не у всех участников травмирующей ситуации первый шок, страх и тревожность, что является нормальной реакцией психики на стресс, перерастают в расстройство. Ключевыми показателями становятся продолжительность переживаний, их степень и влияние на жизнь.
Основные симптомы ПТСР — постоянное чувство тревожности, раздражительность, злость, возбудимость, навязчивые мысли, бессонница, повторяющиеся ночные кошмары, апатия. Триггером может стать любой внешний фактор — встреча с человеком, ассоциирующимся с трагедией, услышанный звук, например, резкий хлопок для тех, кто пережил теракт, и даже запах, который напоминает о произошедшем стрессе.
Насовсем отгородиться от окружающей среды очень сложно, поэтому застраховаться от болезненных воспоминаний почти невозможно. Если ПТСР есть, игнорировать его бесполезно.
Проблема ПТСР среди ветеранов стала одной из важнейших для американских психиатров после Вьетнамской войны. Конечно, похожую симптоматику врачи уже наблюдали задолго до этого, но её чаще всего называли «военным неврозом», «солдатским сердцем».
Экспертам потребовались годы на детальное изучение поведения и самочувствия ветеранов Вьетнамской войны, чтобы скомпоновать причины, симптомы, последствия тяжелого стресса. И в 1980 году термин ПТСР был официально введён в МКБ — международную классификацию болезней.
Однако чуть позже исследования состояния жертв сексуального насилия показали, что они демонстрируют те же самые симптомы, что и ветераны войны. Это позволило говорить, что не только боевые действия могут стать причиной появления ПТСР. Тем не менее в процентном соотношении шанс развития расстройства у переживших военные действия выше, чем у тех, кто прошёл стресс иного рода.
На 2021 год медики говорили о том, что около 20% вернувшихся из горячих точек демонстрируют признаки ПТСР. Это при том, что многие ветераны не желают официально обращаться за помощью, даже если осознают, что у них есть проблемы. Неофициально называют цифру — 70%. Среди мирного населения США, пережившего любую другую трагедию в прошлом, число людей с ПТСР составляет около 7%.
Помимо войны, причиной расстройства могут стать: пережитое стихийное бедствие, автомобильная авария, террористическая атака, насилие, смерть близкого человека, развод и многое другое. Но что для одного превратится в психическую травму и приведёт к ПТСР, для другого пройдёт практически бесследно.
Кроме того, врачи так и не могут определиться с теми, кто в группе риска. Предположение, что люди, выросшие в проблемных семьях, более склонны к возникновению ПТСР, научно так и не подтвердилось. Статистически у женщин расстройство развивается чаще, чем у мужчин.
Более важными считаются факторы, не предшествующие травме, а которые происходят позже. Например, отсутствие поддержки окружающих, последующие стрессовые ситуации. Разберём ПТСР на конкретных примерах с помощью кинематографа.
Тяжёлые воспоминания, страшные сновидения
Классическим примером людей с ПТСР можно считать героев фильма «Повелитель бури» (2008). По сюжету команда американских сапёров работает в Ираке. Постоянная опасность, регулярные подрывы, травмы и смерть — рутина для военнослужащих. Но у сильных, смелых, взрослых мужчин тоже уязвимая психика и потихоньку она начинает давать сбои.
Два центральных персонажа — опытный сержант Уильям Джеймс (Джереми Реннер) и молодой солдат Оуэн Элдридж (Брайан Герати) — на протяжении фильма демонстрируют проявления ПТСР, на которое накладываются всё новые и новые травмирующие ситуации. Элдридж понимает, что у него есть проблемы, и ищет помощь в регулярных разговорах с местным военным психиатром.
Вскоре ситуация усугубляется ещё одной трагедией. На и так нестабильное состояние Элдриджа накладывается новая травма — на его глазах гибнет один из его друзей. Позже герой демонстрирует классические проявления шока: не верит в смерть товарища, испытывает чувство вины, хочет отомстить.
Другой персонаж, Уильям Джеймс, думает, что лучше всех знает, как надо работать. Ради желания всё сделать по-своему, он постоянно подвергает себя и своих напарников ненужной опасности. Для него не существует авторитетов, и на первый взгляд он кажется абсолютно бесстрашным.
По ходу сюжета становится очевидно, что поведение Джеймса вызвано желанием почувствовать адреналин, ведь его мало что может действительно испугать. Но в один из дней герой переживает сильнейший стресс, когда находит тело мальчика с бомбой внутри. Сапёру кажется, что он узнал в погибшем подростке приятеля, у которого покупал диски и с которым играл в футбол. Но через какое-то время он понимает, что ошибся, и видит своего знакомого мальчика живым. Однако тот вдруг становится безразличен Джеймсу, и сапёр просто проходит мимо. Это его реакция на стресс — отстранённость, холодность, некая даже злость и агрессивность.
Ключевым моментом становится возвращение Джеймса домой. Режиссёр Кэтрин Бигелоу показала классическую ситуацию: ветеран войны в мирное время. Казалось бы, человек вернулся к семье и теперь может жить спокойно. Но на практике многие военные просто перестают понимать, как существовать в новой реальности, и не могут к ней адаптироваться.
Своё отношение к происходящему герой демонстрирует в супермаркете, когда оказывается перед стеллажами, заваленными коробками с хлопьями. Ещё недавно Джеймс выполнял сапёрскую работу, рискуя жизнью, а теперь он растеряно взирает на никому ненужный, огромный выбор сухих завтраков. На его лице отражена бессмысленность всего происходящего.
Нередко ветеранам войны кажется, что никто не может разделить их чувств (что часто действительно так), они отдаляются от семьи, друзей, предпочитая одиночество. Любые заботы в мирной жизни кажутся им наивными и никчёмными, они не знают, чем себя занять, и прибегают к алкоголю или наркотикам.
Часто общество не замечает ПТСР у военных, потому что у расстройства нет физических признаков. Ветераны могут по-прежнему выглядеть здоровыми, сильными, подтянутыми. Ошибочное внешнее впечатление вводит окружающих в заблуждение, и ПТСР остаётся незамеченным.
Вытеснение из памяти и забывание травмы
Ещё одним типичным признаком ПТСР является избегание любых воспоминаний о стрессовой ситуации, нежелание о ней говорить, вычёркивание её из памяти. Например, человеку настолько больно и неприятно вспоминать о травме, что он запрещает кому-либо из родных и близких даже говорить о ней. Также он может прерывать общение с теми, кто хоть как-то ассоциируются у него с травмировавшей ситуацией.
На самом деле человеку только кажется, что так он защищает себя от травмирующих воспоминаний: достаточно небольшого триггера, и память вернётся. Сколько бы лет ни прошло с момента события, нужна лишь секунда — и человек снова погружается в болезненную ситуацию. Интересно, что первыми притупляются зрительные воспоминания, а вот дольше всего в памяти хранится запах.
Даже спустя несколько десятилетий человек, почувствовать знакомый запах, мгновенно возвращается в детство или вспоминает любимого человека, с которым давно расстался. Это касается как приятных ситуаций, так и травм, которые моментально всплывают в голове.
Характерный пример хорошо описан в фильме «Спящие» (1996). По сюжету картины малолетние герои в результате мелкого хулиганства оказываются в исправительном учреждении. Произошедшие там события навсегда меняют жизнь четверых друзей. Пережившие насилие и издевательства мальчики решают никогда больше не обсуждать те страшные дни — даже друг с другом.
Они всячески пытаются забыть травмирующую ситуацию и начать жизнь с чистого листа. Но не у всех это получается: двое из четверых в итоге связываются с криминалом и злоупотребляют алкоголем. Тем не менее фильм не об этом.
Спустя годы совершенно случайно один из героев узнаёт в баре надзирателя (Кевин Бэйкон), который жестоко издевался над ним и его друзьями много лет назад. Долгие годы, проведённые в попытках забыть о травме, не приносят плодов: на глазах у посетителей бара два друга хладнокровно расстреливают обидчика. А послесловие фильма лишь подчёркивает, что с последствиями травмы одинаково сложно справиться и успешному юристу, и безнадёжному алкоголику.
Ещё один отличный пример проживания ПТСР можно увидеть в первом сезоне сериала «Грешница» (2017) с Джессикой Бил в главной роли. Только в её случае забывание травмирующей ситуации произошло неосознанно, в первую очередь сработал защитный механизм памяти, вытеснив болезненные воспоминания. Теперь она и сама не до конца понимает, что произошло в прошлом, хотя и испытывает беспокойство, тревожность и даже страх в настоящем.
История начинается с того, что любящая мать и жена Кора отдыхает на пляже с сыном и мужем. Они мило общаются и перекусывают фруктами. Внезапно девушка встаёт и без каких-либо видимых для окружающих причин набрасывается с ножом в руках на молодого человека из неподалёку отдыхающей компании. Кора до смерти закалывает мужчину, а тот не особо сопротивляется, что даёт повод детективу Гарри Эмброузу подвергнуть сомнению версию о том, что девушка напала беспричинно.
Дело усложняется тем, что главная героиня и сама не до конца помнит и понимает мотивы своего поступка. Очевидно, что была какая-то стрессовая ситуация, которая заблокировала память девушки.
Дальше говорить о сюжете без спойлеров невозможно, поэтому остаётся только отметить, что ПТСР именно так и работает — вытесненные воспоминания мгновенно возвращаются, стоит только появиться малейшему триггеру. В фильме им становится услышанная фраза. Характерное для расстройства забывание на самом деле не решает проблему, человек продолжает всё это время жить в стрессе, даже если сам этого не осознаёт.
Нарушения мышления и эмоционального состояния
Одним из очевидных и самых ярко выраженных симптомов ПТСР является нарушение психического состояния. Этот признак проявляется далеко не всегда, но его присутствие — одно из основных доказательств наличия расстройства.
Появляющиеся после травмирующего события тревожность, нервозность и страх не уходят, а постепенно перетекают в депрессию и панические атаки. Постоянные ночные кошмары, переживания травмирующих событий во сне приводят к бессоннице. Человек всё чаще ищет одиночества и сам не замечает, как изолирует себя от окружающих, замыкается в своих мыслях, воспоминаниях.
Затянувшиеся проявления расстройства могут приводить к агрессии, направленной на окружающих: человек ввязывается в конфликты, вымещает свои эмоции на других. Или к аутоагрессии, когда человек калечит самого себя или пытается совершить суицид.
При наличии таких тяжёлых симптомов уже нет возможности жить обычной жизнью, даже просто обратившись к психиатру, поэтому человеку требуется стационарное лечение в клинике. Примером такого состояния может служить героиня из фильма «Не говори ни слова» (2001).
Молодая девушка Элизабет (Бриттани Мёрфи) находится в психиатрической клинике. Когда ей было восемь лет, на её глазах убили отца. С тех пор на протяжении десяти лет она кочует из одного лечебного учреждения в другое. После того, как девушка напала на санитара и исполосовала его бритвой, осмотреть её приглашают опытного психиатра Натана Конрада (Майкл Дуглас).
Не придав большого значения знакомству с новой пациенткой, доктор вынужден подробнее ознакомиться с её делом, когда неизвестные похищают его дочь. Преступники требуют, чтобы Конрад начал работать с Элизабет и вытянул из неё некий код. Психиатру предстоит заставить пациентку в кратчайшие сроки вспомнить все детали травмирующего события, чтобы спасти собственную дочь.
Поскольку у доктора совершенно нет времени на классическую терапию, он прибегает к шоковому методу и заставляет девушку раз за разом переживать стрессовую ситуацию и вспомнить необходимые цифры. В реальности такой способ не применяется к людям, страдающим ПТСР, особенно учитывая тяжесть нарушения психического состояния героини, показанное в фильме.
Однако метод возвращения — медленного, плавного — к месту травмы с целью пережить опыт ещё раз действительно используется и считается вполне успешным. Примером может служить работа норвежских психологов после трагедии в 2011 году на острове Утёйе. Тогда Андерс Брейвик совершил двойной теракт (в Осло и на острове), в результате которого погибли 77 человек.
Психологи предложили выжившим и родственникам погибших, которые также проявляли признаки ПТСР, вновь посетить остров. Те, кто был там в момент события, смогли пережить травмирующие воспоминания. А те, кто потерял близких, — увидели место гибели своими глазами. Как показали исследования, сами люди, побывавшие там, признавались, что это помогло прояснить события того дня и поменять взгляд на ситуацию.
Спасшимся подросткам психологи рекомендовали поделиться воспоминаниями с другими учениками, когда они сами будут готовы к этому. На самом деле многим было достаточно проговаривания, чтобы справиться с травмой и в дальнейшем не проявлять признаков ПТСР.
Если есть подозрение на посттравматическое расстройство, необходимо обратиться к специалисту, который сможет подобрать способ лечения и оказать реальную помощь. В случае подтверждённого диагноза выписывают медикаментозные средства и направляют на групповую или индивидуальную психотерапию.
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей младшего возраста
Александра Де Янг, PhD, Джастин Кенарди, PhD
Национально-исследовательский центр нарушений здоровья и реабилитации, медицинский факультет, Университет Квинсленда, Австралия
(Английский язык). Перевод: Июнь 2015
Документ PDF
Введение
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – одно из самых серьезных и ослабляющих здоровье расстройств, сопровождающих пережитую травму. Согласно исследованиям, у детей младшего возраста, как и у детей постарше и подростков, обычно проявляются три традиционных симптома ПТСР: повторное переживание события (через ночные кошмары или посредством отыгрывания травматических событий), стремление избежать напоминаний о пережитом событии, а также психологическое перевозбуждение (например, раздражительность, расстройство сна, немотивированное вздрагивание).1 Однако результаты исследований говорят о том, что признаки ПТСР, указанные в The Diagnostic and statistical Manual of mental Disorders (Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств, 4-ое издание, переработанное),2 неадекватно отражают специфику появления симптомов у младенцев и детей дошкольного возраста. В Руководстве также дана заниженная статистика относительно количества детей, переживающих посттравматический стресс и последующее ухудшение состояния здоровья.3 Соответственно, проведение новых исследований стимулирует включение подтипа ПТСР, встречающегося у детей дошкольного возраста, в Руководство по диагностике и статистике в 5-ом издании. 4,5
Частота, течение и последствия реакций на травму
Результаты исследований маленьких детей, авторы которых приняли адекватные возрасту критерии ПТСР, показали, что в 6.5–29% случаев дети испытывают острую реакцию на стресс в течение первого месяца после дорожно-транспортного происшествия (ДТП)6 или случаев получения ожоговых травм7; в 14.3–25% случаев – в течение двух месяцев после получения различных видов травм (например, ожоги, пулевые ранения, ДТП, травмы во время занятий спортом или во время игры),8,9 в 10 % случаев – в течение шести месяцев после ДТП или получения ожоговых травм6,8 и в 13.2% случаев – в среднем в течение 15 месяцев после получения ожоговых травм.10 Признаки возрастно-специфического ПТСР проявляются в 26-60%1,3,11 случаев как следствие физического или сексуального насилия. Наше исследование показало, что у детей младшего возраста развивается депрессия, тревожное расстройство, связанное с разлукой, оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) и специфические фобии вследствие получения ожоговых травм,8 и что данные расстройства в высокой степени являются сопутствующими симптомами ПТСР.
Исследования, проведенные с участием детей всех возрастных категорий, показали, что в отсутствии лечения ПТСР может развиться в хроническую форму, подрывающую здоровье.8,12,13 Результаты данного исследования вызывают опасения, принимая во внимание тот факт, что нейрофизиологические системы у детей младшего возраста, включая системы модуляции стресса и регуляции эмоций, все еще находятся в процессе стремительного развития.14 Кроме того, травмы, полученные в детстве, ассоциируются с перманентным структурным15 и функциональным16 повреждением мозга, так же, как и с появлением психиатрических расстройств,17 поведением, связанным с риском для здоровья, и соответствующим состоянием физического здоровья у взрослых.18 Таким образом, травма, полученная в раннем детстве, может иметь гораздо более серьезные последствия в отношении траектории развития, чем травмы, полученные на более поздних этапах развития.
Роль родителей
Во время работы с детьми очень важно осознавать, что сама травма и реакция ребенка на нее – серьезное испытание для родителей, которое может также стать источником хронического стресса. Результаты исследований показали, что примерно 25% родителей переживают клинически повышенный уровень острого стресса, ПТСР, тревожность, депрессию и стресс в течение первых шести месяцев после случая травмы у ребенка.19-21 Хотя большинство родителей остаются относительно устойчивыми, и уровень их стресса со временем приходит в клиническую норму, страдания родителей в течение стадии острого стресса способствуют развитию и сохранению травматической симптоматики у пострадавших детей.19,20,22
Общепризнано, что качество привязанности детей и родителей друг к другу, душевное здоровье родителей и их действия по воспитанию являются ключевыми факторами, влияющими на восстановление ребенка после пережитой травмы.14,23,24 Для детей младшего возраста отношения с родителями особенно важны, поскольку дети не обладают достаточными приспособительными возможностями, чтобы регулировать сильные эмоции самостоятельно. Таким образом, они зависят от чувствительного и эмоционально открытого воспитателя, который мог бы помочь им регулировать эмоциональную реакцию в минуты душевного страдания. 14,23 Кроме того, дети младшего возраста особенно полагаются на эмоции родителей с целью понять, как интерпретировать то или иное событие или реагировать на него. В дальнейшем дети могут имитировать реакцию своих родителей на страх и их неадекватные приспособительные реакции.25 Родители также могут напрямую влиять на контакт ребенка с напоминаниями о пережитой травме (например, позволять избегать обсуждения произошедшего) и таким образом препятствовать адаптации ребенка к восприятию события.25
Влияние неблагоприятных психологических реакций на отношения между детьми и родителями, развитие травматических симптомов у ребенка в сочетании с душевными страданиями родителей – важные аргументы, побуждающие уделять больше внимания потребностям родителей с целью снизить уровень их переживаний и стимулировать у них способность поддержать детей в трудную минуту. Адекватные меры, нацеленные на облегчение душевного недомогания ребенка и родителей, а также на улучшение отношений между ними, благотворно скажутся на процессе торможения развития посттравматических реакций у родителей и детей. Однако имеются лишь предварительные данные в поддержку данных видов вмешательства в период обострения, требуется проведение дополнительных исследований по этому вопросу.
Меры профилактики и коррекции на раннем этапе
К сожалению, у большинства детей и их родителей, переживающих психологические трудности после травмы, не диагностируют характерных симптомов, вследствие чего и дети, и родители не получают адекватной поддержки. Принимая во внимание распространенность случаев получения травм, а также учитывая тот факт, что период раннего детства является сензитивным периодом развития мозга, необходимо ввести эффективные меры, способные снизить риск развития хронических посттравматических стрессовых реакций у детей и родителей. Целесообразно принимать подобные меры в обстановке с повышенным риском возникновения стрессовых реакций, например, в лечебном учреждении. Данное решение позволило бы снизить риск возникновения травматических стрессовых реакций или вовсе предотвратить их с помощью проведения обследования и внедрения программы профилактических мер. 26 Ранняя диагностика выраженных симптомов и принятие соответствующих мер в семьях, находящихся в группе риска, поможет предотвратить возникновение проблем и их укоренения или, по меньшей мере, свести к минимуму влияние этих проблем на ребенка, семью и общество. Однако первостепенная задача состоит в том, чтобы научиться различать категории пациентов, переживающих кратковременное душевное расстройство и тех, кто находится в зоне риска развития хронического ПТСР,13 не создавая при этом дополнительных перегрузок для заполненных лечебных учреждений. Психометрически выверенных методик обследования для очень маленьких детей не существует, что является существенным недочетом в данной области.
До настоящего времени большинство исследований проводилось скорее на предмет лечения хронического ПТСР, чем на предмет ранней профилактики его симптомов. Как в детской, так и во взрослой литературе нет данных о том, какие категории пациентов нуждаются в проведении мероприятий профилактики на раннем этапе, какую продолжительность и содержание должны иметь данные мероприятия. 27 На сегодняшний момент систематические обзоры свидетельствуют о наибольшей эффективности продолжительной когнитивно-бихевиоральной терапии травмы (КБТ), которая проводится в течение первых трех месяцев после пережитых событий.27
Результаты исследований с участием детей говорят о том, что предупредительные меры на основе информации об инциденте в течение двух недель после случаев получения травмы способны снизить симптомы тревожности у детей в 1-ый 28 и 6-ой месяцы после пережитого события.29 Кроме того, Landolt и соавторы получили положительный отклик на проведение разового сеанса предупредительной терапии, направленной на нейтрализацию симптомов депрессии и поведенческих проблем у группы детей предподросткового возраста (7-11 лет), затронутых дорожно-транспортными происшествиями.30 Berkowitz с коллегами31 создали единственную индивидуально-ориентированную программу профилактики (4 сеанса для ребенка с родителем/опекуном, включающие диагностику, обучение психологической самопомощи и адаптационным навыкам) для детей 7-17 лет. Программа показала свою эффективность при снижении проявлений ПТСР и различных посттравматических симптомов.
Тем не менее, не существует обнародованных исследований эффективности превентивных посттравматических психологических мероприятий для детей младшего возраста (до шести лет). Однако исследования Scheeringа показали, что 12 сеансов когнитивно-бихевиоральной терапии, построенные в соответствии со специальным планом для ПТСР, проведенные с детьми 3-6 лет, переживших разнообразные травмирующие события, показали свою целесообразность и эффективность при снижении существующих посттравматических симптомов стресса.32
Немногие исследования рассматривают компонент предупредительной терапии для взрослых с целью профилактики расстройств после получения ребенком травмы. Kenardy и соавторы обнаружили, что обучение психологической самопомощи, предоставленное родителям в течение 72 часов после несчастного случая, показало свою эффективность при снижении посттравматических симптомов у родителей в период 6 месяцев после случившегося. 28 Melnyk и соавторы33 рассматривали эффективность программы профилактики у родителей детей 2-7 лет, находящихся под пристальным наблюдением педиатров. Исследователи обнаружили, что у родителей в группе профилактики заметно снизился уровень стресса, депрессии и симптомов ПТСР, а их дети после выписки испытывали меньше поведенческих проблем интернализующего и экстернализующего типа.
Перед тем, как давать научно обоснованные рекомендации по проведению профилактических мероприятий ПТСР у детей младшего возраста, требуется проведение соответствующих исследований. Однако Landolt и соавторы, основываясь на результатах недавно проведенного мета-анализа, утверждают, что ранние профилактические меры помогают выявить детей, находящихся в зоне риска. Данные мероприятия включают несколько сеансов обучения психологической самопомощи, индивидуальным адаптационным навыкам, вовлечение в процесс родителей и ознакомление с различными формами травматических явлений.34
Рекомендации для родителей, служб и административной политики
На данный момент явлению посттравматического стресса у детей младшего возраста уделяется недостаточно внимания. Сотрудникам лечебных учреждений следует более пристально наблюдать за детьми с целью выявления признаков посттравматического стресса. Возможно, для этого потребуется проведение подготовки и переподготовки персонала. Массовое стандартизованное обследование является идеальным вариантом, однако проведение диагностики групп детей, находящихся в зоне риска, может оказаться более экономичным. Помимо того, любая программа обследования должна быть интегрирована с клинической структурой, предоставляющей возможности для получения соответствующей помощи. Дистресс у родителей – это значительный фактор влияния на посттравматические реакции у детей. Однако в лечебных учреждениях данному критерию уделяется недостаточно внимания. Причиной тому может быть тот факт, что дистресс родителей на фоне получения травмы ребенком может не достигать уровня клинического диагноза, или же то, что больше внимания принято уделять потребностям ребенка, нежели семье в целом.22 Сотрудникам служб следует уделять больше внимания тому, что последствия травмы могут оказать более серьезное влияние на семейную систему в целом.
Литература
- Scheeringa, M., et al., New findings on alternative criteria for PTSD in preschool children. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2003. 42(5): p. 561-570.
- American Psychiatric Association, Diagnostic and statistical manual of mental disorders, (4th edition, Text Revision). 2000, Washington, DC: Author.
- Scheeringa, M.S., et al., Two approaches to the diagnosis of posttraumatic stress disorder in infancy and early childhood. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1995. 34(2): p. 191-200.
- Scheeringa, M.S., C.H. Zeanah, and J.A. Cohen, PTSD in Children and Adolescents: Toward an Empirically Based Algorithm. Depression and Anxiety, 2011. 28(9): p. 770-782.
- De Young, A.C., J.A. Kenardy, and V.E. Cobham, Diagnosis of Posttraumatic Stress Disorder in Preschool Children. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 2011. 40(3): p. 375-384.
- Meiser-Stedman, R., et al., The posttraumatic stress disorder diagnosis in preschool- and elementary school-age children exposed to motor vehicle accidents. American Journal of Psychiatry, 2008. 165(10): p. 1326-1337.
- Stoddard, F.J., et al., Acute stress symptoms in young children with burns. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2006. 45(1): p. 87-93.
- De Young, A.C., et al., Prevalence, comorbidity and course of trauma reactions in young burn-injured children. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2012. 53(1): p. 56-63.
- Scheeringa, M.S., et al., Factors affecting the diagnosis and prediction of PTSD symptomatology in children and adolescents. American Journal of Psychiatry, 2006. 163(4): p. 644-651.
- Graf, A., C. Schiestl, and M.A. Landolt, Posttraumatic Stress and Behavior Problems in Infants and Toddlers With Burns. Journal of Pediatric Psychology, 2011. 36(8): p. 923-931.
- Levendosky, A.A., et al., Trauma symptoms in preschool-age children exposed to domestic violence. Journal of Interpersonal Violence, 2002. 17(2): p. 150-164.
- Scheeringa, M.S., et al., Predictive validity in a prospective follow-up of PTSD in preschool children. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2005. 44(9): p. 899-906.
- Le Brocque, R.M., J. Hendrikz, and J.A. Kenardy, The Course of Posttraumatic Stress in Children: Examination of Recovery Trajectories Following Traumatic Injury. Journal of Pediatric Psychology, 2010. 35(6): p. 637-645.
- Carpenter, G.L. and A.M. Stacks, Developmental effects of exposure to Intimate Partner Violence in early childhood: A review of the literature. Children and Youth Services Review, 2009. 31(8): p. 831-839.
- Carrion, V.G., C.F. Weems, and A.L. Reiss, Stress predicts brain changes in children: A pilot longitudinal study on youth stress, posttraumatic stress disorder, and the hippocampus. Pediatrics, 2007. 119(3): p. 509-516.
- Perry, B.D., et al., Childhood trauma, the neurobiology of adaptation, and »use-dependent» development of the brain: How »states» become »traits». Infant Mental Health Journal, 1995. 16(4): p. 271-291.
- Green, J.G., et al., Childhood Adversities and Adult Psychiatric Disorders in the National Comorbidity Survey Replication I Associations With First Onset of DSM-IV Disorders. Archives of General Psychiatry, 2010. 67(2): p. 113-123.
- Felitti, V.J., et al., Relationship of childhood abuse and household dysfunction to many of the leading causes of death in adults — The adverse childhood experiences (ACE) study. American Journal of Preventive Medicine, 1998. 14(4): p. 245-258.
- De Young, A.C., Psychological impact of burn injury on young children and their parents: Implications for diagnosis, assessment and treatment (Unpublished Doctoral dissertation), 2011, School of Psychology, University of Queensland: Brisbane.
- Landolt, M.A., et al., The mutual prospective influence of child and parental post-traumatic stress symptoms in pediatric patients. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2012. 53(7): p. 767-774.
- Hall, E., et al., Posttraumatic stress symptoms in parents of children with acute burns. Journal of Pediatric Psychology, 2006. 31(4): p. 403-412.
- Le Brocque, R.M., J. Hendrikz, and J.A. Kenardy, Parental response to child injury: Examination of parental posttraumatic stress symptom trajectories following child accidental injury. Journal of Pediatric Psychology, 2010. 35(6): p. 646-655.
- Lieberman, A.F., Traumatic stress and quality of attachment: Reality and internalization in disorders of infant mental health. Infant Mental Health Journal, 2004. 25(4): p. 336-351.
- Scheeringa, M.S. and C.H. Zeanah, A relational perspective on PTSD in early childhood. Journal of Traumatic Stress, 2001. 14(4): p. 799-815.
- Nugent, N.R., et al., Parental posttraumatic stress symptoms as a moderator of child’s acute biological response and subsequent posttraumatic stress symptoms in pediatric injury patients. Journal of Pediatric Psychology, 2007. 32(3): p. 309-318.
- Kazak, A.E., et al., An integrative model of pediatric medical traumatic stress. Journal of Pediatric Psychology, 2006. 31(4): p. 343-355.
- Roberts, N.P., et al., Systematic Review and Meta-Analysis of Multiple-Session Early Interventions Following Traumatic Events. American Journal of Psychiatry, 2009. 166(3): p. 293-301.
- Kenardy, J., et al., Information-provision intervention for children and their parents following pediatric accidental injury. European Child & Adolescent Psychiatry, 2008. 17(5): p. 316-325.
- Cox, C.M., J.A. Kenardy, and J.K. Hendrikz, A Randomized Controlled Trial of a Web-Based Early Intervention for Children and their Parents Following Unintentional Injury. Journal of Pediatric Psychology, 2010. 35(6): p. 581-592.
- Zehnder, D., M. Meuli, and M.A. Landolt, Effectiveness of a single-session early psychological intervention for children after road traffic accidents: a randomised controlled trial. Child and adolescent psychiatry and mental health, 2010. 4: p. 7.
- Berkowitz, S.J., C.S. Stover, and S.R. Marans, The Child and Family Traumatic Stress Intervention: Secondary prevention for youth at risk of developing PTSD. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2011. 52(6): p. 676-685.
- Scheeringa, M.S., et al., Trauma-focused cognitive-behavioral therapy for posttraumatic stress disorder in three-through six year-old children: a randomized clinical trial. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2011. 52(8): p. 853-860.
- Melnyk, B.M., et al., Creating opportunities for parent empowerment: Program effects on the mental health/coping outcomes of critically ill young children and their mothers. Pediatrics, 2004. 113(6): p. E597-E607.
- Kramer, D.N. and M.A. Landolt, Characteristics and efficacy of early psychological interventions in children and adolescents after single trauma: a meta-analysis. European journal of psychotraumatology, 2011. 2.
Для цитирования:
Де Янг А, Кенарди Д. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей младшего возраста. В: Тремблей РЭ, Буаван М, Петерс РДеВ, ред. Рапи РМ, ред. темы. Энциклопедия раннего детского развития [онлайн]. https://www.encyclopedia-deti.com/trevozhnost-i-depressiya/ot-ekspertov/posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstroystvo-u-detey-mladshego. Опубликовано: март 2013 r. (английский). Дата просмотра 7 декабря 2022 r.
Текст скопирован в буфер обмена ✓
Причины — Посттравматическое стрессовое расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может развиться после очень стрессового, пугающего или тревожного события или после продолжительного травматического опыта.
Типы событий, которые могут привести к посттравматическому стрессу, включают:
- серьезные несчастные случаи
- физическое или сексуальное насилие
- жестокое обращение, в том числе детское или домашнее насилие
- воздействие травмирующих событий на работе, включая дистанционное воздействие
- серьезные проблемы со здоровьем, такие как госпитализация в реанимацию
- роды, такие как потеря ребенка
- смерть близкого человека
- войны и конфликты
- пытки
ПТСР развивается примерно у 1 из 3 люди, пережившие тяжелую травму.
Не совсем понятно, почему у одних людей это заболевание развивается, а у других нет.
Однако некоторые факторы повышают вероятность развития посттравматического стрессового расстройства у некоторых людей.
Кто в группе риска
Если у вас в прошлом была депрессия или тревога, или вы не получаете достаточной поддержки от семьи или друзей, у вас может быть больше шансов на развитие посттравматического стрессового расстройства после травматического события.
Также может быть генетический фактор, связанный с посттравматическим стрессовым расстройством. Например, считается, что наличие у родителя проблем с психическим здоровьем увеличивает ваши шансы на развитие этого состояния.
Почему развивается?
Хотя точно не ясно, почему у людей развивается посттравматическое стрессовое расстройство, было предложено несколько возможных причин.
Механизм выживания
Одно из предположений состоит в том, что симптомы посттравматического стрессового расстройства являются результатом действия инстинктивного механизма , призванного помочь вам пережить дальнейшие травмирующие переживания.
Например, воспоминания многих людей с посттравматическим стрессовым расстройством могут заставить вас обдумать событие в деталях, чтобы вы были лучше подготовлены, если это произойдет снова.
Чувство «на грани» (гипервозбуждение) может развиться, чтобы помочь вам быстро реагировать в другом кризисе.
Но хотя эти ответы могут быть предназначены для того, чтобы помочь вам выжить, на самом деле они очень бесполезны, потому что вы не можете переварить травматический опыт и уйти от него.
Высокий уровень адреналина
Исследования показали, что у людей с посттравматическим стрессовым расстройством наблюдается аномальный уровень гормонов стресса.
Обычно в случае опасности организм вырабатывает гормоны стресса, такие как адреналин, чтобы вызвать реакцию в организме.
Эта реакция, часто известная как реакция «бей или беги», помогает притупить чувства и притупить боль.
Было обнаружено, что люди с посттравматическим стрессовым расстройством продолжают вырабатывать большое количество гормонов борьбы или бегства, даже когда нет никакой опасности.
Считается, что это может быть причиной притупления эмоций и чрезмерного возбуждения у некоторых людей с посттравматическим стрессовым расстройством.
Изменения в головном мозге
У людей с посттравматическим стрессовым расстройством части мозга, участвующие в обработке эмоций, выглядят по-разному при сканировании мозга.
Одна часть мозга, отвечающая за память и эмоции, известна как гиппокамп.
У людей с посттравматическим стрессовым расстройством размер гиппокампа меньше.
Считается, что изменения в этой части мозга могут быть связаны со страхом и беспокойством, проблемами с памятью и воспоминаниями.
Неисправный гиппокамп может препятствовать правильной обработке воспоминаний и ночных кошмаров, поэтому тревога, которую они вызывают, со временем не уменьшается.
Лечение посттравматического стресса приводит к правильной обработке воспоминаний, поэтому со временем воспоминания и ночные кошмары постепенно исчезают.
Последняя проверка страницы: 13 мая 2022 г.
Дата следующего рассмотрения: 13 мая 2025 г.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): Симптомы, лечение и др.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может возникнуть после того, как человек переживает травмирующее событие, вызывая у него чувство страха, шока или беспомощности. Это может иметь долгосрочные последствия, включая воспоминания, проблемы со сном и беспокойство.
Примеры событий, которые могут спровоцировать посттравматическое стрессовое расстройство, включают несчастные случаи, войны, преступления, пожары, смерть близкого человека или любое жестокое обращение. Мысли и воспоминания могут вернуться, даже если опасность миновала.
Считается, что посттравматическим стрессовым расстройством страдают от 7 до 8% населения, и чаще страдают женщины, чем мужчины.
Вместо того, чтобы чувствовать себя лучше с течением времени, человек может стать более тревожным и боязливым. ПТСР может нарушить жизнь человека на годы, но лечение может помочь ему выздороветь.
В этой статье рассматривается, что такое посттравматическое стрессовое расстройство, его симптомы, возможные причины, методы лечения и многое другое.
Симптомы обычно проявляются в течение 3 месяцев после травматического события, но могут проявиться и позже.
Чтобы человеку поставили диагноз посттравматического стрессового расстройства, он должен соответствовать критериям, изложенным в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание ( DSM-5 ) Американской психиатрической ассоциации (АПА).
В соответствии с этими руководящими принципами лицо должно:
- подвергаться угрозе смерти или личной смерти, серьезной травме или сексуальному насилию, будь то непосредственно, в качестве свидетеля, в результате того, что это произошло с любимым человеком, или во время выполнения профессиональных обязанностей
- испытывают следующие симптомы в течение более 1 месяца:
- один или несколько симптомов вторжения
- один или несколько симптомов избегания
- два или более симптома, влияющих на настроение и мышление
- два или более симптомов возбуждения и реактивности, которые начались после травмы
Вот несколько примеров этих четырех типов симптомов:
Симптомы проникновения:
- ночные кошмары
- воспоминания и ощущение, что событие происходит снова
- Симплений Симплений
Симптомы избегания:
- Отказ обсуждать событие
- . Уничтожение ситуаций, которые напоминают человеку о событии
Симптомы, которые напоминают о человеке:
. аспекты события
Симптомы аросков и реакционной способности:
- Сложность Сон
- СРЕДСТВ. тревога
Кроме того, эти симптомы должны вызывать у человека стресс или трудности в работе или отношениях, и эти симптомы не должны быть связаны с приемом лекарств или других веществ или с другим состоянием здоровья.
Физические симптомы
Могут также быть физические симптомы, но критерии DSM-5 не включают: боль
отношения. Они могут начать искать ошеломляющее поведение, такое как злоупотребление алкоголем, наркотиками или лекарствами.
Дети и подростки
В возрасте 6 лет и младше симптомы могут включать:
- ночное недержание мочи после того, как они научились пользоваться туалетом
- неспособность говорить со взрослым
Однако у детей в возрасте от 5 до 12 лет воспоминаний может и не быть. Они могут четко помнить событие. Однако они могут помнить это в другом порядке или чувствовать, что был знак того, что это должно было произойти.
Они также могут разыгрывать или выражать свою травму в играх, рисунках и рассказах. Им могут сниться кошмары, они могут вести себя раздражительно, им может быть трудно ходить в школу, учиться или проводить время с друзьями.
Начиная с 8-летнего возраста реакция детей в целом аналогична реакции взрослых.
В возрасте от 12 до 18 лет ребенок может проявлять разрушительное, неуважительное, импульсивное или агрессивное поведение.
Они могут чувствовать себя виноватыми за то, что не вели себя иначе во время события, или они могут подумать о мести.
Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, с большей вероятностью:
- чувствуют страх, печаль, тревогу и изоляцию
- имеют низкую самооценку
- ведут себя агрессивно
- проявляют необычное сексуальное поведение
- причиняют себе вред
- Злоупотребление наркотиками или алкоголем
Скрининг
В рамках диагностического процесса медицинский работник может назначить человеку скрининговый тест, чтобы определить, есть ли у него посттравматическое стрессовое расстройство.
Сеанс проверки может длиться 45–60 минут. Медицинским работникам может потребоваться больше времени для оценки состояния, если есть юридические последствия или если от этого зависит заявление об инвалидности.
Если симптомы исчезнут через несколько недель, человеку может быть поставлен диагноз острого стрессового расстройства.
ПТСР обычно длится дольше. Его симптомы более серьезные и могут проявиться только через некоторое время после травматического события.
ПТСР может развиться после травмирующего события.
Примеры:
- служба в армии
- стихийные бедствия
- серьезные несчастные случаи
- теракты
- потеря близкого человека, независимо от того, сопровождалась ли она насилием или нет жертва преступления
- получив угрожающий жизни диагноз
Любая ситуация, вызывающая страх, шок, ужас или беспомощность, может привести к посттравматическому стрессовому расстройству.
Существует несколько других состояний, связанных с посттравматическим стрессовым расстройством, включая острое стрессовое расстройство, расстройство адаптации и расторможенное расстройство социальной активности.
Острое стрессовое расстройство
Острое стрессовое расстройство (РАС) — это состояние психического здоровья, которое может возникнуть после травматического события. Симптомы схожи с посттравматическим стрессовым расстройством, поэтому многие люди путают их.
Однако при РАС симптомы обычно появляются сразу после травмы и могут длиться от 3 дней до 1 месяца после травмы.
Симптомы обычно включают:
- воспоминания
- ночные кошмары
- диссоциацию или оцепенение
- чувство оторванности от обычного функционирования
Заболевание может быть относительно легким или тяжелым.
По данным APA, примерно у 13–21% людей, выживших в дорожно-транспортных происшествиях, и у 20–50% людей, переживших нападения, изнасилования или массовые расстрелы, развивается острое стрессовое расстройство.
Лечение острого стрессового расстройства направлено на контроль симптомов и предотвращение их ухудшения. У тех, кто не получает лечения, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство.
Расстройство адаптации
Стрессовое жизненное событие, такое как смерть любимого человека или развод, может вызвать расстройство адаптации. Симптомы расстройства адаптации включают:
- депрессия
- тревога
- спутанность сознания
- раздражительность
Это также может привести к физическим состояниям, таким как головные боли, мышечное напряжение и тошнота.
Симптомы расстройства адаптации могут варьироваться в зависимости от человека. Некоторые расстройства могут длиться несколько месяцев после стрессового события, в то время как симптомы других могут проявляться всего несколько недель. У людей с расстройством адаптации симптомы появляются в течение 3 месяцев после воздействия стрессора.
Лечение расстройства адаптации может включать психотерапию.
Расторможенное расстройство социальной активности
Расторможенное расстройство социальной активности — это редкое расстройство привязанности, которое может возникнуть после того, как ребенок перенес длительную травму до достижения им 2-летнего возраста.
Это может произойти, если ребенок не получает надлежащего ухода и поддержки в первые годы жизни или если у него неоднократно сменяются опекуны, например, если он часто меняет приемную семью. Это может затруднить формирование стабильных привязанностей.
Ребенок с расторможенным расстройством социальной активности может демонстрировать неуместное или чрезмерно фамильярное поведение с незнакомыми взрослыми. Например, они могут без колебаний уйти с незнакомым взрослым.
Симптомы у ребенка могут улучшиться при стабильной и позитивной домашней обстановке. Тем не менее, некоторые дети могут продолжать испытывать симптомы в подростковом возрасте. Возможны также задержки в развитии.
Лечение может включать помещение ребенка в безопасную домашнюю среду и прохождение семейного консультирования или терапии.
Остается неясным, почему у одних людей развивается посттравматическое стрессовое расстройство, а у других нет. Тем не менее, следующие факторы риска могут увеличить шансы появления у человека симптомов:
- наличие дополнительных проблем после события, например, потеря любимого человека и потеря работы
- отсутствие социальной поддержки после события
- наличие анамнеза проблемы с психическим здоровьем или злоупотребление психоактивными веществами
- опыт злоупотребления, например, в детстве
- получение физической травмы, возможно, в результате события
Что снижает риск?
Ученые изучают факторы устойчивости, которые могут помочь людям более эффективно восстанавливаться после посттравматического стрессового расстройства или избегать его.
К ним относятся:
- поиск и получение поддержки от других
- наличие или разработка позитивных стратегий преодоления трудностей
- способность чувствовать себя хорошо, когда они сталкиваются с трудностями плач, беспокойство и трудности с концентрацией внимания, но это не обязательно ПТСР.
Своевременное обращение к квалифицированному специалисту может помочь предотвратить ухудшение симптомов.
Человеку следует подумать о лечении, если:
- его симптомы сохраняются более месяца
- их симптомы достаточно серьезны, чтобы помешать ему вернуться к нормальной жизни
- он думает о причинении себе вреда
Лечение обычно включает психотерапию и консультирование, медикаментозное лечение или их комбинация.
Медицинский работник специально подберет варианты психотерапии для лечения травм. Среди них:
- Терапия когнитивной обработки (CPT): Также известная как когнитивная реструктуризация, человек учится думать о вещах по-новому. Мысленные образы травматического события могут помочь им справиться со своей травмой, чтобы обрести контроль над своим страхом и страданием.
- Длительная экспозиционная терапия: Это учит людей с посттравматическим стрессовым расстройством относиться к своим мыслям и чувствам по поводу травмирующего события. Обсуждение события и постепенное выявление причины страха в безопасной и контролируемой обстановке может помочь человеку почувствовать себя лучше.
Лекарства
Врачи могут назначить группу антидепрессантов, селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) или ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН) для лечения посттравматического стрессового расстройства.
Примеры этих препаратов включают:
- сертралин
- флуоксетин
- пароксетин
- венлафаксин
Экспериментальные методы лечения
Исследования показывают, что следующие методы лечения могут помочь, но необходимы дополнительные доказательства для подтверждения их безопасности и эффективности.
- Десенсибилизация и повторная обработка движений глаз (EMDR): Воспоминание о событии во время фокусировки на внешнем стимуле, таком как движущийся свет, заставляет глаза двигаться из стороны в сторону, что может помочь снизить уровень стресса у людей с ПТСР. Это позволяет человеку иметь больше положительных эмоций, поведения и мыслей.
- МДМА: В настоящее время ученые изучают, может ли фармацевтическая версия рекреационного наркотика экстази помочь людям с тяжелым посттравматическим стрессовым расстройством научиться более эффективно справляться со своими воспоминаниями, поощряя чувство безопасности.
- Видеоигры: Исследование, проведенное в 2017 году, связывает военную стрельбу от первого лица с меньшим количеством симптомов у некоторых ветеранов с посттравматическим стрессовым расстройством. Однако исследователи не рекомендуют использовать эти видеоигры вместо обычной терапии.
Активное преодоление трудностей является ключевой частью выздоровления. Это позволяет человеку принять влияние события, которое он пережил, и принять меры для улучшения своей ситуации.
Следующее может помочь человеку достичь этого:
- изучение посттравматического стрессового расстройства
- понимание того, что постоянная реакция является нормальной и что восстановление требует времени
- признание того, что исцеление не обязательно означает забвение уверенность в способности справиться с плохими воспоминаниями – цель исцеления
Другие вещи, которые могут помочь, включают:
- поиск человека, которому можно довериться
- общение с другими людьми, которые знают, что произошло
- информирование людей о том, что может вызвать симптомы легче расставлять приоритеты и выполнять
- физические упражнения, такие как плавание, ходьба или йога
- практика релаксации, дыхания или медитации
- прослушивание тихой музыки или проведение времени на природе
- понимание того, что для исчезновения симптомов потребуется время
- признание того, что посттравматическое стрессовое расстройство не является признаком слабости и что оно может случиться с каждым
- участие в приятных занятиях, которые могут отвлечь внимание для людей, которые имеют или могут испытывать симптомы посттравматического стрессового расстройства. Однако, если вам нужна немедленная экстренная помощь, чтобы не причинить вреда себе или другим, позвоните по номеру 911.
Вот несколько номеров, которые могут быть вам полезны:
- Национальная линия помощи при предотвращении самоубийств: 1-800-273-TALK или 988
- Национальная служба по вопросам домашнего насилия/жестокого обращения с детьми/сексуального насилия: 1-800-799-SAFE
- -800-442-HOPE
5 Горячая линия для молодежи
Если вы ищете терапевта, найдите квалифицированного и опытного специалиста в области посттравматического стресса. Институт Сидрана — это некоммерческая организация, которая оказывает помощь людям, пережившим травматические события, и предлагает советы о том, как найти подходящего терапевта.
Посттравматическое стрессовое расстройство может привести к некоторым осложнениям и сопутствующим заболеваниям.
Люди с посттравматическим стрессовым расстройством имеют повышенный риск развития:
- аффективных расстройств
- тревожных и панических расстройств
- неврологических расстройств, включая деменцию
- расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами , беспокойство, расстройство личности или злоупотребление веществами, такими как алкоголь или наркотики. Люди с посттравматическим стрессовым расстройством также имеют более высокий риск суицидальных мыслей и попыток.
Работодатели людей, работающих в профессиях, где вероятны травмирующие события, например, военные и службы экстренной помощи, могут предложить обучение или консультирование, чтобы помочь своим сотрудникам снизить риск посттравматического стрессового расстройства или справиться с ним.
В службах неотложной медицинской помощи (EMS) после определенных событий проводится форма подведения итогов, известная как управление стрессом при критических инцидентах (CISM), чтобы попытаться свести к минимуму риск стресса и развития посттравматического стрессового расстройства.
Посттравматическое стрессовое расстройство — это состояние психического здоровья, которое может возникнуть после того, как человек пережил или стал свидетелем травматического события.
Человек с посттравматическим стрессовым расстройством может испытывать навязчивые мысли и воспоминания.