Skip to content

Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи: Экзамен Общая психология | Экзамены Психология

Экзамен Общая психология | Экзамены Психология

Скачай Экзамен Общая психология и еще Экзамены в формате PDF Психология только на Docsity! Экзамен Общая психология тесты РК 1 Общая психология тесты 1. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология  Возрастная + 2. Как называется принцип, требующий рассматривать ( изучать, исследовать) психические явления в постоянном движении, изменении  принцип развития 3. Вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется эксперимент 4. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется  сознание 5. Для условных рефлексов характерны  Постоянство реакции на влияние определенных раздражителей +  индивидуальные реакции, приобретаемые в течении жизни ? 6. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это  тестирование 7. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория  Отражения + 8. Получение первичных образов обеспечивают  сенсорно-перцептивные процессы + 9. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет  внимание 10. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение- это порог ощущений  нижний абсолютный + 11. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям 12. известно как адаптация 13. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как объем 14. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это восприятие 15. Восприятие часто принято называть  Перцепция + 16. Вид восприятия, возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений – это осязание 17. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, особенностей его личности называется  Апперцепция + 18. Характеристикой интенсивности внимания является ее концентрация 19. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает  Внимание + 20. Привлечению внимания способствует(ют)  отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей 21. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как  Концентрация + 22. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется  память 23. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью  логической 24. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память  эмоциональная 25. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является  Активность субъекта 26. Информация лучше запоминается, если она  Включается в практическую деятельность 27. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения,  анализатор 28. Нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе  акцептор действия + 29. Исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей (рецептор) называется эффектор 30. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется рецептор 31. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются  афферентным 64. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью оперативной 65. Ранней генетической формой памяти является запоминание  непроизвольное 66. Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является Г.Эббингауз 67. Количество повторений, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем  запоминания 68. Прочность запоминания не зависит от  объема кратковременной памяти 69. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются  – мотивами, целями, способами –  Гендерными различиями субъектов + 70. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является вид деятельности 71. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти  7+-2 + 72. Два противоположных явления связывает ассоциация по контрасту 73. График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой забывания Эббингауза РК 2 Общая тесты 1. Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют  Мечта +  Дремота  Цель  Смысл  сон 2. Мечта – это такая характеристика воображения, как  Вид  Форма +  Механизм  Свойства  способ 3. Пассивная непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому  сновидение 4. Воображение, проявляющееся в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого- либо сознательного вмешательства субъекта  Пассивное +  Активное —  Репродуктивное –  Творческое –  Воссоздающее – 5. Способ синтеза образов воображения, основанный на искусственном выделении части из целого и придания ей ведущей роли в образуемом образе  Акцентирование + 6. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта  Ощущение  Воображение  Мышление  Память  Представление + 7. Соединение различных, в повседневной жизни не соединимых качеств, свойств, частей называется  Конкретизацией  Схематизацией  Типизацией  Гиперболизацией  Агглютинацией + 8. Формы непроизвольного воображения  Дремотное состояние, сновидения + 9. Стадия мыслительных операций по Пиаже, которая характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка  Стадия сенсомоторного интеллекта + 10. Стадия операционного мышления относится к возрасту  От 2 до 7 + 11. Отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей это  Обобщение + 12. Операция мышления  Обобщение + 13. Операция мышления  сравнение +  распределение  объем  устойчивость  концентрация 14. Стадия развития мышления, когда объекты могут объединяться либо на основе общих признаков, которые выбираются случайно, либо на основе правильных, но существенных для данных объектов признаков  мышления понятиями  системного мышления +  рационалистическая  синкретическая —  логическая 15. Вид мышления  Абстрактно-логическое +  Произвольное  Долговременное  Непроизвольное  интеллектуальное 16. Вид мышления  Произвольное  Интеллектуальное  Долговременное  Наглядно-действенное +  непроизвольное 17. Вид мышления, классифицируемый по степени новизны  Продуктивное +  Наглядно-образное  Наглядно-действенное –  Абстрактно-логическое  дискурсивное 18. Тип мышления, классифицируемый по степени новизны  Репродуктивное +  Практическое  Теоретическое  Логическое –  интуитивное 19. Теоретическое и практическое мышление различают  По типу решаемых задач + 20. Стадия развития мышления, когда объекты выбираются наугад без поиска каких-либо признаков, называется  Синкретическая + 21. Генетически наиболее ранняя форма мышления  Наглядно-действенная +  Наглядная  Словесно-логическая  Словесная  Наглядно-образная 22. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое является  Предмет отражения +  Активность субъекта  Ведущий анализатор  Форма существования материи  Волевые усилия 23. Стиль мышления опорой которого является непосредственный опыт, а не теория:, Варианты: —  Прагматический –  Идеалистический  реалистический +  Аналитический  синтетический 24. Какой вид мышления не классифицируется по степени обоснованности результатов мыслительной деятельности  Интуитивное –  Логическое  Аутистическое + ?  Вероятностное  эвристическое 25. К мыслительным операциям не относятся  Синтез  Конкретизация  Обобщение  Понятие +  сравнение 26. Конкретизация это операция противоположная  Классификации  Сравнению  Систематизации  Аналогии  Обобщению+ 27. Эмоционально-выразительная функция речи выражается 56. Язык, как сложное образовании имеет в своей системе  Звуковой и фонетический состав +  Речемыслительную деятельность  Коммуникативно-познавательный компонент  Наличие смысловых связей  Осознанность материала 57. Ко второй сигнальной системе относится  Речь +  Образ 58. Образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами это  Непроизвольные представления  Произвольные представления  Первичные образы памяти +  Персеверирующие образы  Зрительные впечатления 59. Иррадация это –  Противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему или кому-либо  Временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания  Прогнозирование вероятностного исхода значимых событий до их совершения  Передача какого-либо эмоционального состояния другим людям  Распространение эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается + 60. Принято считать, что начальный этап развития мышления связан с развитием  Обобщения + 61. Критерием проявления воли не является  Показатель интеллектуального развития +  Волевое действие  Волевая регуляция  Выбор мотивов и целей  Волевые качества человека 62. Выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных это  Сравнение  Генерализация  Обобщение  Абстракция +  анализ 63. Согласно концепции А.Н. Леонтьева первое “рождение” личности происходит в тот момент, когда  человек проходит первый кризис –  складывается иерархия мотивов +  происходит осознание структуры мотивов;  когда он рождается;  человек включается в производственную деятельность – 64. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуации к актуальным потребностям  Чувство  Эмоция +  Представление  Ощущение  настроение 65. Идея Платона о естественности появления слова в связи с его истинным содержанием, объектом, на которое оно направлено, называется  Натурализм +  Романизм  Структурализм  Сенсуализм  конвенционализм 66. Логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений  Индукция +  Аналогия  Понятие  Редукция  дедукция 67. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, — это  Интерес  Склонность  Желание  Мотив +  мечта 68. Иерархическую пирамиду потребностей разработал  А.Маслоу + 69. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является  Мобилизация ресурсов организма +  Желания  Потребности 70. Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры  Сознания +  Воображения  Памяти  Мышления  Восприятия – 71. Соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования это  Адаптация  Пластичность  Суммация +  Интергация  амбивалентность 72. ..объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков  Понятие +  Предложение  Умозаключение  Суждение  осознание 73. Этап формирования ориентировочной основы будущего умственного действия через ознакомление с его структурой и требованиями, предъявляемыми к нему, описан в теории  П.Я. Гальперина + Экзамен Общая психология Тесты 1. Автор культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выгодский 2. Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является Г. Эббингауз 3. В жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления или влечения, нежели сознание и разум — это взгляды –  З.Фрейда + 4. Восприятие не подвижных объектов подвижными даже в том случае, если они не предназначены для перемещения это оптическая аллестезия 5. Два противоположных явления связывает ассоциация по контрасту 6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как адаптация 7. Кратковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания это флюктуация 8. Критерием проявления воли не является показатель интеллектуального развития 9. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, —это мотив 10. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется рецептором 11. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме согласно теории Джемса-Ланге 12. По степени волевых усилии выделяют следующие виды представления непроизвольные 13. Сенсорная адаптация состоит в таких характеристиках восприимчивости рецепторов, подвергающихся длительному раздражению, как уменьшение 14. Сколько универсальных эмоции выделяется в настоящее время большинством психологов десять 15. Сенсорная память  Продолжительна  Долговременна  Лежит в основе отдельных образов  Многоуровневая  Действует на уровне рецепторов + 16. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, — это  Апперцепция  Наблюдательность –  Иллюзии –  Галлюцинации –  Осязание + 17. Восприятие не подвижных объектов подвижными даже в том случае, если они не предназначены для перемещения это  Оптическая аллестезия +  Макропсия  Микропсия  Полиопсия  Пространственный симптом 18. Представление о том, что внимание это лишь сторона особой деятельности, направленной на объект и обусловленной самим объектом, а так же потребностями, интересами, установками личности, т.е. ее общей активностью, принадлежит  С.Л. Рубинштейну +  Мясищеву  Гальперину  Рибо  Узнадзе 19. Неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным опосредованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза  Умственные способности  Интеллект  Память  Сознание  Мышление + 20. Процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах это  Экстериоризация  Интериоризация  Инкульутурация +  Социализация  Ассимиляция

Когнитивные компоненты волевого акта — Мегаобучалка

В. А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации. Что же приэтом делает человек? Как он достигает необходимого изменения побуждения.

ц По мысли В.А. Иванникова, формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. То есть действие после свершения болевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение 0 его реализации, но и в силу других мотивов. В исследовании А-В. Запорожца было показано, что в зависимости от того, какой сМысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой гРуппы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во

 

Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля

Контрольные вопросы. Тестовые задания

второй группе сообщалась его цель, т.е. их просили поднять гру3 максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд, Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситу. ацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А. И. Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой.

Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия. П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше (см. раздел 5.1.1), приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне. Поставив себя на его место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.

Еще один механизм изменения смысла принятого действия заключается в добавлении нового смысла к уже существующему. Например, не только «пробежать 2 километра», но и «по дороге пересчитать все деревья в сквере».

Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может загадать, что, если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино.

Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, не типичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). Например, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье».

Гипотеза В.А. Иванникова может быть хорошо проиллюстрирована с помощью знаменитой притчи о строительстве Шартрского собора. Когда у трех людей, каждый из которых толкал перед собой тележку, груженную камнями, спросили «Что ты делаешь?», один ответил: «Везу камни», другой: «Зарабатываю деньги, чтобы про-

рмить семью», а третий сказал: «Строю храм». Очевидно, кто из яХ толкал свою тележку с большим энтузиазмом и чье поведение ) более волевым.

g) Контрольные вопросы

1, Зачем возникают в эволюции эмоциональные процессы? I 2. Как можно объяснить тот факт, что одна и та же информация может вызвать сильную эмоцию или оставить человека равнодушным?

3. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами? ; 4. Как развивается реакция стресса?

5. Каковы основные признаки волевого действия?

6. С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия?

© Тестовые задания

‘ 1. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению — возбуждению, удовольствию — неудовольствию, напряжению — разрядке, лежит в основе теории…

I А. Джеймса — Ланге.

к Б. Шахтера — Сингера.

Б В. Кэннона — Барда.

ш 2. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?

К А. Три. Б. Десять. В. Сорок пять.

3. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку информации на…

A. Смысловом уровне.

I Б. Семантическом уровне.

B. Сенсорном (аналоговом) уровне.

4. Данные исследований показывают, что, когда человек лжет, он непроизвольно…

* А. Понижает голос. Б. Повышает голос. В. Говорит в более быстром темпе.

5. Согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является…

А. Высокий материальный доход. Б. Физическая привлекательность.

 

В. Лучшее положение по сравнению с окружающими. 6. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?

A. биологический мотив побеждает социальный.

Б. Биологический мотив трансформируется в социальный.

B. Социальный мотив побеждает биологический.

Ш Литература Основная

1. Иванников В А. Психологические механизмы волевой регуляции. М 1998.

2. Изард К. Эмоции человека. Издательство МГУ, 1980.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Лекции 48—50. М, 2000.

4. Общая психология. Сборник текстов / Под ред. В.В. Петухова. Вып. П. М., 1998.

5. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, Изд-во МГУ, 1984.

6. Психология. Комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. Минск, 2002.

Дополнительная

1. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

3. Квинн В.Н. Прикладная психология. С.-Пб., 2000.

4. Мацумото Д. Психология и культура. Современные исследования. С.-Пб.-М., 2002.

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. С.-Пб., 2001.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

7. Симонов П.В. Что такое эмоция. М., 1966.

8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. С.-Пб., 2001.

 

 

■-

■ —

 

Глава 6 Регулятивные процессы психики. Внимание

 

Гений — это внимание. В. Джеймс

6.1. Особенности внимания как психического процесса.

Объективные и субъективные явления внимания

и невнимания

На международном психологическом конгрессе 1925 г. был представлен доклад, который произвел на слушателей глубокое впечатление. Он назывался «Несуществование внимания». Докладчик, представитель гештальтпсихологии, Э. Рубин считал, что слово «внимание» является излишним и вредным, а термин «внимание» означает либо нечто весьма неопределенное, либо нечто неоднородное, в разных случаях различное». Действительно, трудно отыскать в психологии столь же противоречивый предмет, каким оказалось для исследователей внимание.

Многообразие явлений внимания приводит к тому, что каждая группа исследователей прибегает к своему (чаще всего метафорическому) объяснению того, что же все-таки представляет собой внимание. Представители психологии сознания сравнивали внимание с лучом прожектора, выхватывающим ясную область сознания; в Когнитивном подходе используется метафора фильтра, производящего селекцию поступающей информации; бытует также метафо-Ра внимания как управляющего центра, который распределяет ограниченный ресурс психической «энергии» между различными ви-Дами деятельности. Историки психологии насчитали 35 различных °Пределений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание!

Еще одна сложность в изучении внимания заключается в том,

1 внимание нигде не выступает как изолированный процесс. По

 

словам П.Я. Гальперина (1958), «и про себя, и внешнему наблюде. нию внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следователь. но, только как сторона или свойство этой деятельности». В связи с вышеизложенным очевидно, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта, который может стать предметом рассмотрения. В отличие, например, от желания — продукта моти-вационного процесса, воспоминания — продукта мнемического процесса и т.д. внимание лишь изменяет результат процесса, к которому присоединяется. Внимание — не просто регулятивный процесс психики, оно буквально «встроено» в само протекание других процессов. Таким образом, зачастую складывается мнение, что внимание не может быть суверенным предметом психологической науки. Не соглашаясь с этим мнением, другие исследователи считают, что именно содержательная «пустота» акта внимания делает его удобным для формального изучения. При таком понимании внимание служит своеобразным прототипом других психических процессов и, исследуя его, мы претендуем на получение данных, важных для психологии в целом. Недаром именно с моделей внимания в когнитивной психологии началось осмысление целостного процесса переработки информации человеческой психикой. Кроме того, не следует забывать, что существование внимания — очевидный факт внутреннего опыта каждого человека. Состояние внимания переживается как напряжение, усилие, интерес, удивление, активность и т.д. В последние годы ученых, изучающих внимание, привлек еще один феномен, связанный с явлением всеохватывающего тотального внимания, — опыт «потока». Опыт «потока» (М. Чиксентми-хайя, 1990) сопряжен с осуществлением деятельности, которая доставляет субъекту наслаждение сама по себе, вне прямой зависимости от ее конечного результата. К деятельностям такого рода молено отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т.д. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (например, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания.

Внимание в целом как психический феномен обладает рядом свойств. Во-первых, состояние внимания характеризуется не только особыми субъективными переживаниями, но и четко выраженными объективными признаками. Это различные соматические проявления (специфические позы, задержка дыхания, учащение

НУ-

яьса) и наблюдаемое повышение продуктивности деятельности, «о-вторых, внимание может быть произвольным и непроизвольным- Термины «концентрация» и «абсорбция» отражают аспект произвольности внимания. О концентрации говорят в том случае, когда мы намеренно направляем внимание на объект. Состояние абсорбции возникает в том случае, когда нечто захватывает наше внимание помимо воли. В-третьих, внимание обладает рядом динамических характеристик: оно может направляться, сосредоточиваться, удерживаться, колебаться, распределяться, переключаться и отвлекаться. В соответствии с основными свойствами внимания формулируются и вопросы конкретных исследований. Как быстро может переключаться внимание? Как долго можно удерживать внимание на одном объекте? Какова максимальная интенсивность внимания? На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Какие факторы приводят к отвлечению внимания? Наконец, надо отметить, что внимание обладает не только положительным влиянием на психические процессы. Зачастую приходится фиксировать отрицательные эффекты внимания, когда излишнее внимание нарушает плавное протекание деятельности. Можно упомянуть известный «эффект сороконожки»: как только бедное насекомое задумалось, в какой же последовательности она перебирает своими многочисленными ножками, оно уже не смогло сделать ни шагу.

Значимость проблематики внимания в повседневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с фактором внимания. Человек может быть как наблюдательным, собранным, усидчивым, внимательным, усердным, целеустремленным, так и рассеянным, халатным, разболтанным, ветреным, легкомысленным, непредусмотрительным.

Антонимом понятия «внимание» выступает «рассеянность». Можно говорить о четырех качественно различных видах рассеянности. Студенческая рассеянность переживается как состояние «пустой головы». Низкая концентрация внимания сопровождается в этом случае стремительным переключением внимания с одного предмета на другой. Поэтическая рассеянность присуща людям, Переполненным разнородными идеями. «Роение» мыслей приводит к тому, что внимание, достигающее высоких степеней концентрации в каждый отдельный момент времени, быстро перескакивает с одно-ГР объекта на другой и создает противоположный эффект. Такое Явление называют еще «скачкой идей». Профессорская рассеянность Представляет собой псевдо-рассеянность. В данном случае речь идет 0 Максимальной концентрации на одном объекте (обычно теме на-УЧныу изысканий) в ущерб адекватному реагированию на внешние

 

Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

бытовые обстоятельства. Старческая рассеянность наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. Здесь плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное вре. мя, но все же не может эффективно осуществить действие с ним.

6.2. Классические теории внимания

Насколько универсальны наши эмоции?

Нет ничего лучше миграции, чтобы показать, как вещи, которые кажутся естественными, могут быть артефактами культуры. Когда я покинул Индию, чтобы поступить в колледж в Англии, я с удивлением обнаружил, что ущипнуть себя за кадык не означает, как я думал везде, «на мою честь». Я научился ожидать только насмешки при наклонах головы из стороны в сторону, которыми я выражал степень согласия или несогласия, и приучил себя придерживаться аристотелевской бинарной системы кивков и покачиваний.

Примерно в то же время я также узнал — из британской версии «Офиса», — что слово «съеживаться» может быть прилагательным, как во фразе « так что съеживаться». Оказалось, что существует немецкое слово, обозначающее чувство, вдохновленное Дэвидом Брентом, заставляющим съеживаться боссом, которого играет Рикки Жерве в сериале: Fremdschämen — смущение, которое испытываешь, когда другие люди, возможно, не осознавая этого, смущают себя. Может быть, обладая этими словами — «съежиться», Fremdschämen — только дал мне ярлыки для чувства, которое я уже хорошо знал. Или, может быть, изучение слов и умение определять чувства были частью одного и того же процесса. Может быть, не только мой словарный запас, но и мой эмоциональный диапазон был расширен в те первые месяцы в Англии.

У многих мигрантов есть такая история. В книге «Между нами: как культуры создают эмоции» (Нортон) голландский психолог Батья Мескита описывает свое недоумение перед приездом в Соединенные Штаты по поводу использования английского слова «дистресс». Был ли он «ближе к голландскому angst («беспокойство/страх»), — задавалась она вопросом, — или ближе к голландскому verdriet/wanhoop («печаль/отчаяние»)?» Ей потребовалось время, чтобы почувствовать себя как дома при этом слове: «Теперь я больше не рисую пробел, когда используется это слово. Я знаю и , когда ощущается страдание, и то, что может ощущаться при переживании страданий. Бедствие стало для меня «эмоцией».

Для Мескиты это пример более широкой, упускаемой из виду реальности: эмоции — это не просто естественные подъемы нашей психики — это конструкции, которые мы наследуем от наших сообществ. Она призывает нас выйти за рамки работы более ранних исследователей, которые стремились определить небольшой набор «запрограммированных» эмоций, которые были универсальными и, предположительно, эволюционно адаптивными. (Обычные кандидаты: гнев, страх, отвращение, удивление, счастье, печаль.) Сама Мескита однажды признала, что, как она пишет, «эмоциональная жизнь людей различна, но сами эмоции одинаковы». Ее исследование изначально искало различия в другом: в языке эмоций, в формах и интенсивности их выражения, в их социальном значении.

Однако со временем ее убежденность начала ослабевать. «Что бы это значило, если бы эмоции были одинаковыми?» она спрашивает. Работая с турецкими и суринамскими иммигрантами в Нидерландах, а позже сама будучи иммигранткой в ​​Соединенных Штатах, она пришла к выводу, что идея культурно инвариантного ядра базовых эмоций была скорее идеологией, чем научной истиной. Во-первых, отмечает Мескита, «не во всех языках есть слово для обозначения самой эмоции».

Как насчет слов для обозначения определенных чувств? «Если бы мы нашли слова для гнев , страх , печаль и счастье повсюду, — пишет она, — это может быть признаком того, что язык «разрезает природу по суставам». Эта последняя фраза, столь любимая философами, перекликается с линия в «Федре» Платона. Он отражает надежду на то, что наши человеческие понятия соответствуют чему-то «внешнему», естественным видам, которые существуют независимо от того, что мы о них думаем или говорим. Биолог Эрнст Майр считал, что концепции видов в биологии соединяются таким образом. На него произвел впечатление тот факт, что «туземцы каменного века в горах Новой Гвинеи признают за виды точно такие же сущности природы, как и западный ученый». Являются ли «гнев» и «страх» похожими на приведенные Майром примеры синиц и малиновок?

Здесь Мескита, присоединившись к своему бывшему соавтору Лизе Фельдман Барретт и другим современным конструкционистам, использует лингвистические данные, чтобы подорвать универсалистский взгляд на эмоции. В японском языке, отмечает Мескита, есть одно слово haji , означающее одновременно «стыд» и «смущение»; на самом деле, многие языки (включая мой родной язык, тамильский) не делают такого различия. Слово бедуинов хашам означает не только стыд и смущение, но также застенчивость и респектабельность. У илонготов Филиппин есть слово, betang , что касается всего этого, а также благоговения и послушания.

Становится хуже. По словам Мескиты, «на китайском языке нет хорошего перевода слова «самоуважение». Она говорит нам, что носители лугандского языка в Восточной Африке «используют одно и то же слово okusunguwala для обозначения гнева и печали». По ее словам, японцы потрясены, узнав, что в английском языке нет эквивалентного слова до амаэ: «полная зависимость от заботливой снисходительности опекуна». Когда японский психоаналитик Такео Дои рассказал своему коллеге об этой необъяснимой лакуне, тот воскликнул: «Да ведь это делает даже щенок». Мескита заключает, что «языки очень по-разному организуют область и производят как разные виды, так и разное количество различий».

В книге Мескиты жители Запада поддались способу мышления, достаточно распространенному, чтобы стать героем фильма Pixar. В «Головоломке» маленькая девочка Райли показана с разумом, населенным пятью эмоциями — Радостью, Печалью, Страхом, Отвращением и Гневом, — каждой из которых назначен аватар. Гнев, конечно, красный. Горячий разговор между Райли и ее родителями представлен в виде активации одинаковых красных фигур у каждого из них. «Головоломка» захватывает с некоторым визуальным чутьем то, что Мескита называет МАЙНА модель эмоций, модель, в которой эмоции являются «Ментальными, ВНУТРИ человека и Эссенциалистскими», т. е. всегда обладающими одними и теми же свойствами.

В отрывке, где она излагает свои методы работы, она рассказывает нам о некоторых эмпирических результатах, которые ее озадачили. Когда ее попросили перечислить «слова для эмоций», ее респонденты из турецких и суринамских семей были особенно склонны перечислять слова, относящиеся к поведению. И поэтому слова «смех» появлялись чаще, чем «радость», а «плач» — чаще, чем «грусть». Некоторые мыслительные термины для «кричать» и «помощь» были эмоциональными словами. Все это установило для Мескиты, что «культурные различия выходят за рамки семантики»; что эмоции живут «между» людьми, а не «внутри»» 9.0003

Мескита хочет, чтобы мы рассмотрели эту альтернативную модель. Вместо того, чтобы рассматривать эмоции как ментальные и «внутренние», возможно, нам следует рассматривать их как «действия, происходящие между людьми: действия, которые приспосабливаются к текущей ситуации», а не «как психические состояния внутри индивидуума». Вместо того, чтобы рассматривать эмоции как завещанные биологией, мы могли бы рассматривать их как приобретенные: «привитые нам нашими родителями и другими культурными агентами» или «обусловленные повторяющимся опытом в наших культурах». В этой модели эмоций они находятся «вне личности, связаны с отношениями и расположены» — 9.0005 НАШИ .

Для Мескиты модель эмоций MINE естественно сочетается с индивидуалистической ориентацией Запада, в то время как «глобально более распространенная» модель OURS принадлежит коллективистскому подходу незападных, неиндустриальных обществ. Как и следовало ожидать, контраст очень не в пользу Запада. Японские спортсмены, опрошенные после соревнований, «сообщили о гораздо большем количестве эмоций в контексте отношений» по сравнению с американскими спортсменами. Западные общества, размещая эмоции внутри, а не снаружи, затруднили понимание, не говоря уже о том, чтобы сочувствовать другим способам испытывать или «делать» эмоции.

Одной из причин, по которой люди сопротивляются представлению о том, что эмоции могут быть разными в разных культурах, Мескита признает, является стремление к инклюзивности: беспокоит то, что «говорить, что люди из других групп или культур имеют разные эмоции, равносильно отрицанию их человечности. ” Наоборот, утверждает она: упорство в культурной неизменности имеет тенденцию к исключению. Модель MINE , затемняя незападные способы говорить об эмоциях и понимать их, в конечном итоге подразумевает, что то, что есть у незападных людей, должно быть чем-то иным, чем эмоции. И поэтому инклюзивисты, утверждает она, заканчивают тем, что относятся к тем, кто отличается, как к нечеловеческим. Она считает, что только признавая, что эмоции культурно специфичны, мы можем по-настоящему понять людей, с которыми мы делим эту планету. Соответственно, она предлагает рецепт: «Не думайте, что человек, который ведет себя не так, как вы ожидаете, подавляет свои подлинные, настоящие эмоции. Просить.»

Критическая тенденция, которую представляет книга Мескиты, бросила длинную тень на интеллектуальную культуру Запада в прошлом веке. Там, где мы наивно полагали человеческие универсалии, критики — антропологи, философы, а теперь, кажется, и психологи — призывают нас видеть многообразие, относительность, «несоизмеримость парадигм» и «радикальную инаковость». Перевод между эмоциональными лексиконами разных языков, который мы считали повседневным занятием, кажется невыполнимым. Даже наши самые глубокие чувства оказываются свободными от формирующей руки языка и условностей.

Психологические исследования Мескиты, как и более ранние работы по антропологии и социолингвистике, на которые она опирается, явно нацелены на то, чтобы ниспровергнуть ортодоксальные теории эмоций, как академические теории, так и «народную теорию», которая подразумевается в том, как мы говорим о наших эмоциях. А там это что-то напутали в тех теориях. Просто такие конструкционисты, как Мескита, плененные собственной теорией, могут предлагать неверный диагноз и неверный курс лечения.

Начните с ее парада социолингвистических примеров. Интерпретация их Мескитой соответствует тому, что в подобных случаях было названо «лексической ошибкой». Что мы должны вынести из того факта, что в другом языке нет других слов для обозначения стыда и смущения? Что его говорящие не могут знать, какие ситуации требуют каких эмоций? Превращается ли мое смущение из-за расстегнутой молнии в стыд, когда я нахожусь рядом с другими говорящими на тамильском языке? Мой стыд из-за того, что я забыл о дне рождения моей матери, превратился в смущение? Если уж на то пошло, все ли мои английские друзья твердо понимают это различие? (Попробуйте сделать это сами.)

В английском есть одно слово для обозначения тоски по дому. Как и немецкий ( Heimweh ). А вот французского нет. Делает ли это боль французского эмигранта от недопеченного круассана менее острой, чем боль англичанина в Нью-Йорке перед чашкой теплого чая?

Мескита много говорит о том, что у Луганды есть одно слово, обозначающее гнев и печаль. Разве английский термин «расстроен» не имеет такого же диапазона? (Носители луганды оспаривают ее рассказ и отмечают, что язык легко отмечает различие между ними.) Английское слово «скромность» охватывает почти тот же диапазон, что и бедуинское 9.0005 hasham , и умный переводчик может найти способы заставить нас увидеть диапазон илонготского betang , который можно использовать для обозначения «Я недостоин!» чувство застенчивости или подчинения. Практика перевода, осуществляемая ежедневно миллионами мигрантов, рассказывающих о своем опыте, должна дать нам больше надежды на то, что мы можем сказать словами, которые у нас есть.

University of Glasgow — Новости университета — Архив новостей — 2014 — Февраль

Люди — эмоциональные существа, чье душевное состояние обычно можно наблюдать по мимике.

Широко распространенное убеждение, впервые предложенное доктором Полом Экманом, утверждает, что существует шесть основных эмоций, которые повсеместно распознаются и легко интерпретируются с помощью определенных выражений лица, независимо от языка или культуры. Это: счастье, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение.

Новое исследование, опубликованное в журнале Current Biology учеными из Университета Глазго, поставило под сомнение эту точку зрения и предположило, что существует только четыре основных эмоции.

В новостях: BBC News Online

Их вывод был сделан путем изучения ряда различных мышц лица — или единиц действия, как их называют исследователи, — участвующих в передаче сигналов о различных эмоциях, а также временных рамок, в течение которых каждая мышца активировалась.

Это первое подобное исследование для объективного изучения «временной динамики» выражений лица, которое стало возможным благодаря использованию уникальной платформы генеративной грамматики лица, разработанной в Университете Глазго.

Команда из Института неврологии и психологии утверждает, что, хотя сигналы счастья и грусти на лице четко различаются во времени, страх и удивление имеют общий сигнал — широко открытые глаза — на ранней стадии передачи сигналов.

Отвращение и гнев, удивление и страх

Точно так же гнев и отвращение разделяют сморщенный нос. Именно эти ранние сигналы могут представлять более основные сигналы опасности. Позже в динамике сигналов выражения лица передают сигналы, которые различают все шесть «классических» выражений эмоций на лице.

Ведущий исследователь, доктор Рэйчел Джек, сказала: «Наши результаты согласуются с эволюционными предсказаниями, согласно которым сигналы формируются под воздействием как биологических, так и социальных эволюционных факторов для оптимизации их функций.

«Во-первых, ранние сигналы опасности дают наилучшие преимущества другим, позволяя быстрее убежать. Во-вторых, физиологические преимущества экспрессора — сморщенный нос предотвращает вдыхание потенциально вредных частиц, а расширенные глаза увеличивают потребление визуальной информации, полезной для побега, — усиливаются, когда движения лица совершаются рано.

«Наше исследование показывает, что не все лицевые мышцы появляются одновременно во время мимики, а скорее развиваются с течением времени, поддерживая иерархическую биологическую базовую и социально-специфическую информацию с течением времени».

При составлении своего исследования команда использовала специальные методы и программное обеспечение, разработанное в Университете Глазго, для синтеза всех выражений лица.

Генеративная грамматика лица, разработанная профессором Филиппом Шинсом, доктором Оливером Гарродом и доктором Хуэй Ю, использует камеры для захвата трехмерного изображения лиц людей, специально обученных для независимой активации всех 42 отдельных лицевых мышц.

Затем компьютер может генерировать конкретные или случайные выражения лица на 3D-модели на основе активации различных модулей действий или групп модулей для имитации всех выражений лица.

Попросив добровольцев понаблюдать за реалистичной моделью, когда она проявляла различные выражения, тем самым обеспечивая настоящий четырехмерный опыт, и указать, какая эмоция выражается, исследователи смогли увидеть, какие конкретные единицы действия наблюдатели связывают с конкретными эмоциями.

Именно с помощью этого метода они обнаружили, что сигналы страха/удивления и гнева/отвращения были спутаны на ранней стадии передачи и становились яснее только позже, когда активировались другие активные единицы.

Доктор Джек сказал: «Наше исследование ставит под сомнение представление о том, что человеческая эмоциональная коммуникация включает в себя шесть основных, психологически неразложимых категорий. Вместо этого мы предлагаем четыре основных выражения эмоций.

«Мы показываем, что «базовые» сигналы выражения лица перцептивно сегментируются во времени и следуют развивающейся иерархии сигналов с течением времени — от биологически укоренившихся основных сигналов до более сложных социально-специфических сигналов.

«Со временем и по мере того, как люди мигрировали по земному шару, социально-экологическое разнообразие, вероятно, привело к дальнейшей специализации некогда распространенных выражений лица, изменяя количество, разнообразие и форму сигналов в разных культурах».

Исследователи намерены развивать свое исследование, изучая выражения лица представителей различных культур, в том числе жителей Восточной Азии, которые, как они уже установили, интерпретируют некоторые из шести классических эмоций по-разному, уделяя больше внимания сигналам глаз, чем движениям рта по сравнению с жителями Запада.