Skip to content

Ужас эмоция: Ужас — Психологос

Что такое стыд и как к нему правильно относиться

Марк Мэнсон

Предприниматель, автор бестселлеров «Тонкое искусство пофигизма» и «Всё хреново. Книга о надежде».

У каждого есть то, что хотелось бы скрыть от других: некое убеждение, черта характера, странное желание или ужасная ошибка из прошлого. Мысль о том, что они откроются окружающим, приводит в ужас. От неё хочется свернуться в клубочек под одеялом и спрятаться от всего мира. Это ощущение и есть стыд, и все мы периодически его испытываем.

Чувство стыда, если подходить к нему неправильно, способно привести к неприятным последствиям вроде депрессии, приступов агрессии, ухудшения физического здоровья, а также превращения в самовлюблённого придурка.

По этой причине в книгах по психологической самопомощи стыд часто изображается каким‑то чудовищем. Нам советуют устранить его, освободиться от него, полностью выкорчевать его из своей жизни. Якобы лишь тогда мы достигнем земли обетованной, где царят любовь и благодать. Но давайте‑ка притормозим.

Что вообще такое стыд

Стыд — это универсальное человеческое чувство. Он присутствует во всех культурах — от современного глобализированного общества до небольших племён охотников и собирателей, которые ни разу в жизни не видели рекламу нижнего белья Calvin Klein. Стыд не был изобретён каким‑то предприимчивым дельцом, чтобы на вас нажиться (хотя многие и не прочь так поступить). Это естественная часть человеческого опыта.

Мы испытываем стыд — чувство разочарования или даже никчёмности, когда сталкиваемся с негативной оценкой себя. Он, как прожектор, высвечивает все тёмные, уродливые части нашей личности. Естественно, нам хочется поскорее спрятать то, чего мы стыдимся, будь то чувства или тайная коллекция телепузиков.

Сейчас читают 🔥

  • 20 парадоксальных жизненных истин, о которых должен помнить каждый

На стыд очень похоже чувство вины, но между ними есть одно существенное различие. Когда вы испытываете вину, вы тяготитесь тем, что сделали, а когда стыдитесь — тем, что вы за человек.

Оба ощущения могут возникнуть, когда вы совершили что‑то неправильное. Но вина появляется, если вы думаете: «Я вообще‑то не такой, я могу это исправить». А стыд — когда мысли следующие: «Я такой, и тут ничего не поделаешь». Если ничего не предпринимать, чувство вины постепенно превращается в стыд.

Перейдём к примерам. Допустим, вы не помогли другу с переездом или не позвонили маме в её день рождения. Это случилось впервые, но теперь вы, конечно, чувствуете себя виноватым. От вашей реакции на это чувство будет зависеть очень многое.

Если вы извинитесь и постараетесь быть лучше, ощущение вины пройдёт и вы станете жить дальше. Но если вы решите притвориться, что ничего не было, или начнёте обвинять друга в частых переездах, а маму в том, что она родилась в самый неподходящий день недели, чувство вины усилится и превратится в стыд. Станет чем‑то ужасным, что нужно ото всех скрывать.

И именно это скрытие и подавление, а не сам по себе стыд, вредит нам: приводит к психологическим проблемам, отравляет отношения с окружающими и подрывает амбиции. Ведь поверив, что какая‑то часть нас «плохая», мы начинаем прибегать к неудачным адаптационным стратегиям (читай: ведём себя как козлы), чтобы скрыть её и заглушить эту ужасную правду о себе.

Но, как и со всеми остальными эмоциями, со стыдом не всё так однозначно. Радость не всегда связана с позитивом, горе может принести мудрость, а стыд — быть полезным.

Зачем нам чувство стыда

Психологи различают базовые эмоции и остальные. Базовые появились, потому что нужны были для выживания. Самый яркий пример — страх. Боязнь змей и глубоких пропастей явно когда‑то помогала нам выжить.

Также к базовым эмоциям причисляют гнев, отвращение, грусть, радость и удивление. В других классификациях их четыре, а отвращение и удивление считаются подвидами гнева и страха. Но в любом случае они есть у каждого с первого дня жизни.

С возрастом наша палитра эмоций расширяется. Мы начинаем осознавать, что в мире есть другие люди и что их идеи и суждения влияют на нас. Это даёт начало так называемым эмоциям самосознания: стыду, чувству вины, смущению, гордости. Эти эмоции основаны на том, как, по нашему мнению, нас воспринимают окружающие и как мы воспринимаем сами себя. И появились эти эмоции тоже не просто так: они помогают людям сотрудничать и жить в группах.

Давайте представим, что мы дети. Я отнял у вас игрушечный грузовик, да ещё и стукнул им вас по голове. Если у меня пока не развились эмоции самосознания, то есть мне два года или меньше, я совершенно не буду из‑за этого переживать. Я просто ещё не способен постичь мысли и чувства других людей.

Узнайте больше 👂

  • Как работает эмпатия с точки зрения науки

Но если я старше, я буду испытывать чувство вины, а возможно, также немного смущения или стыда. Я верну вам игрушку и извинюсь. Я, может быть, даже предложу вам собственную машинку, и мы станем играть вместе. Теперь я буду испытывать гордость, оттого что я хороший мальчик.

Эмоции самосознания толкают нас к просоциальному поведению. Без них мы не смогли бы жить вместе. Они помогают регулировать поведение целой группы на уровне отдельной личности. Это благодаря им возможно существование городов, государств, экономики и проведение вечеринок. Говоря проще, стыд не даёт нам совершать глупые и ужасные вещи, а чувство вины мотивирует исправлять свои ошибки.

В чём парадокс стыда

Не бывает «плохих» и «хороших» эмоций. Бывают плохие и хорошие причины для эмоций. Например, счастье обычно считается позитивным чувством и многие говорят, что нужно стараться увеличивать его количество в жизни. Но если я счастливее всего, когда мучу соседского кота, то вряд ли здесь можно говорить о позитиве.

Точно так же и со стыдом. Если я по какой‑то причине стыжусь своей внешности и из‑за этого стараюсь не выходить из дома, это нездоровая форма стыда. А если я стыжусь того, что в университете изменял своей девушке, и это помогает мне не подрывать текущие отношения, то мой стыд полезен.

Возьмите на заметку 💞

  • 10 советов, как укрепить отношения

Проблема в том, что многие испытывают стыд по неверным причинам. Большинство из них связаны с семьёй и культурой, в которых мы росли. Например, если в детстве вас критиковали за смешной нос, вы можете вырасти с жутким комплексом и потом делать одну пластическую операцию за другой. Если над вами смеялись из‑за вашей чувствительности, вы можете стать жёстким и эмоционально закрытым. Если вы выросли в религиозной секте, где стыдили за любую мысль о сексе, сексуальные желания и во взрослом возрасте могут вызывать стыд.

Что делать с чувством стыда

Откажитесь от нездорового подхода, к которому нас всех так и тянет, — закопать стыд поглубже и делать вид, что его нет. Подавление эмоций вообще вредно, а отрицаемый стыд будет только усиливаться.

Вместо этого сделайте всё наоборот: посмотрите на корни своего стыда и оцените, полезен он или нет. Если да, постарайтесь принять его, если нет — избавиться от него и начать сначала.

1. Отделите свой поступок от своей личности

У всех нас есть сожаления, все мы совершаем глупости, иногда подводим других или себя. Но то, что вы когда‑то облажались, ещё не значит, что вы полный неудачник и вообще плохой человек.

Вы можете учиться на ошибках, использовать свои провалы в качестве мотивации для роста и даже помогать другим, делясь своим опытом. Так что постарайтесь поменять мысль «Я плохой человек» на «Я совершил(-а) плохой поступок».

И в целом старайтесь быть добрее к себе. Когда ваш друг совершает ошибку, вы, скорее всего, не начинаете считать его негодяем, а понимаете, что он просто оступился. Но на самих себя такой подход почему‑то распространяется не всегда. Помните об этом и будьте себе другом.

2. Поймите настоящую причину своих действий

Вряд ли вы подорвали рабочий проект, потому что вы ужасный злодей. Может, вы чувствовали, что вас на работе не ценят и не уважают, и не хотели стараться. Может, вы злились на что‑то и приняли импульсивное решение. Может, вы три дня не спали и в самый неподходящий момент просто потеряли способность что‑либо делать.

В любом случае, приняв причину своего постыдного поступка, вы поймёте, что сделать, чтобы измениться к лучшему.

3. Извлеките урок

Стыд и чувство вины могут стать мощными источниками мотивации для работы над собой. Они побуждают нас становиться лучше. Указывают, что мы сделали не так в прошлом, чтобы мы не повторяли этого в будущем.

Так что стыд может стать мудрым учителем. Прислушивайтесь к его урокам, даже если его манера преподавания не очень‑то приятна.

Станьте мудрее 🧘

  • Главное правило жизни, которому учит философия Канта

4.

Поделитесь своими ощущениями

Вопреки тому, что говорят нам инстинкты, открытое признание своего стыда и смущения обычно вызывает сочувствие окружающих, а также укрепляет отношения. Подобный эффект мы получаем, когда, напившись вместе с другом, плачемся у него на плече.

Если ваш стыд иррационален, то есть вы стыдитесь того, чего и не стоило бы, — рассказав о нём, вы почувствуете, насколько он не обоснован. Вы увидите, что люди над вами не смеются, мир вас не ненавидит, а небеса не рушатся. Это может привести к переосмыслению своих взглядов, росту самооценки и улучшению самочувствия.

Если вы действительно совершили нечто постыдное, то, поделившись беспокоящим чувством, вы откроете себе дорогу к прощению. Теперь ваша ошибка будет помогать вам становиться лучше, а не тянуть вас назад.

5. Учитесь видеть в стыде отражение своих ценностей

То, какие у вас ценности, определяет то, чего вы стыдитесь. Здоровые ценности порождают здоровый стыд, и наоборот. Например, если вам стыдно оттого, что вы не помогли другу, когда он в вас нуждался, это говорит о том, что для вас важно быть человеком, на которого можно положиться. Стыд поможет вам действовать исходя из этого: честно поговорить, извиниться и быть рядом в будущем.

А если вам неловко потому, что у вас не такие дорогие туфли, как у коллег, это сигнализирует о том, что для вас важнее одобрение окружающих, чем уважение к себе и своим вкусам. Стыд поможет заметить это и пересмотреть свои ценности. Главное — помнить, что эмоции не корень ваших проблем, а отправная точка для их разрешения.

Читайте также 🧐

  • 6 вещей, которых на самом деле не нужно стыдиться
  • Почему другие заставляют нас испытывать испанский стыд
  • 4 шага для избавления от стыда и страха

У вас на лице отражаются не ваши истинные чувства.

А что же?

  • Талия Рейчел Майерс
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Мы всегда считали, что наша мимика отражает наши эмоции и переживания. Но недавние исследования показывают, что, похоже, это далеко не так.

В 2015 году, исследуя эмоции и мимику в племенах Папуа — Новой Гвинеи, психолог Карлос Кривелли обнаружил нечто неожиданное.

Ученый показывал жителям островов Тробриан (архипелаг в Соломоновом море в юго-западной части Тихого океана, принадлежащий Папуа — Новой Гвинее. — Прим. переводчика) фотографии европейцев или американцев и просил определить, какие эмоции переживают люди на снимках.

Классическое (для западного мира) выражение ужаса на лице — широко раскрытые глаза, открытый рот — островитяне восприняли как проявление агрессии и угрозы.

Получается, то, что казалось нам универсальным выражением страха на лице, вовсе не является таковым.

Что же может означать тот факт, что жители островов Тробриан интерпретируют мимику иначе?

  • «Ты такая красивая!» Как женщины из разных стран реагируют на комплимент
  • Почему мы улыбаемся, когда нам плохо
  • Зачем люди научились плакать
  • Когда в последний раз вы чувствовали мбуки-мвуки?

Одна довольно распространенная теория гласит, что выражение лица вообще не отражает наших настоящих чувств, оно скорее показывает, какие социальные цели мы преследуем — например, намерение произвести определенное впечатление.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Классическое выражение ужаса на лице западного человека жители Папуа-Новой Гвинеи посчитали проявлением агрессии или угрозы

Наше лицо выполняет функцию своеобразного «дорожного знака, который управляет транспортным движением вокруг нас», объясняет Алан Фридлунд, профессор психологии из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

Он — соавтор исследования Кривелли, в котором оба ученых пришли к выводу, что «наше лицо — инструмент социального взаимодействия».

Наша мимика не столько показывает, что происходит внутри нас, сколько свидетельствует о том, что мы ожидаем от дальнейшего общения.

Например, недовольное лицо может означать, что вам не нравится, как идет разговор, и вы хотели бы направить его в другое русло.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Хмурое выражение или улыбка появляются на лице, как правило, инстинктивно, но они свидетельствуют о наших дальнейших намерениях в общении

«Это единственная причина, которая может объяснить мимику с точки зрения эволюции», — объясняет Бриджит Уоллер, профессор эволюционной психологии из Портсмутского университета (Британия).

По ее мнению, лицо всегда «передает какую-то важную и полезную информацию — как для отправителя, так и для получателя».

Хотя эта теория выглядит вполне логичной, ученые пришли к ней далеко не сразу.

Идея, что наши чувства — фундаментальные, инстинктивные и отражаются на наших лицах, глубоко укоренена в западной культуре.

Древние греки противопоставляли страсти уму, а философ Рене Декарт в XVII веке определил шесть основных страстей, которые могут препятствовать рациональному мышлению. Художник Шарль Лебрен нашел анатомический аналог выражения лица каждой декартовой страсти.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Идея, что наше лицо непосредственно отражает переживаемые нами эмоции, глубоко укоренена в западной культуре

В 1960-70-х гг. ученые в определенной степени подтвердили, что наша мимика отражает некоторые базовые эмоции.

Американский психолог Пол Экман путешествовал по разным странам мира и предлагал их жителям определить, какие эмоции испытывают люди на фотографиях.

Его исследование указывает на то, что некоторые выражения лица и соответствующие им эмоции узнают представители любой культуры. Такими базовыми эмоциями можно считать радость, удивление, отвращение, страх, грусть и гнев.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Из исследования Пола Экмана вроде бы следовало, что некоторые базовые эмоции, например отвращение, узнают люди всех культур, однако этот вывод оказался ложным

Теорию Экмана применяют и сегодня — например, в инструкциях правительства США по выявлению потенциальных террористов.

Впрочем, выводы его исследования неоднократно подвергались критике. Среди ярых оппонентов Экмана была исследовательница Маргарет Мид, которая считала, что мимика — поведение приобретенное, а не присущее человеку от рождения.

Новое исследование подвергает сомнению два основных положения теории эмоций.

Первое — что эмоции являются универсальными и узнаваемыми в любой культуре мира. И второе — что выражение лица точно отражает, что именно чувствует человек.

В новое исследование вошли и наблюдения Кривелли, который много месяцев изучал эмоции коренных народов Папуа — Новой Гвинеи и Мозамбика.

Ученый установил, что люди там не воспринимают выражение лица так же, как представители западного мира.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Лишь небольшое количество папуасов признало улыбку на лице проявлением радости

И это касалось не только эмоции страха. Лишь небольшое количество папуасов, к примеру, признали улыбку на лице проявлением радости.

Около половины опрошенных описали такие лица с помощью слова «смех», таким образом, называя действие, а не чувство, которое улыбка отражает.

Некоторые другие отметили, что лицо обладает «магией привлекательности» — присущей тробрианцам уникальной эмоцией, которую Кривелли толкует как восхитительное, волшебное очарование.

  • Так ли плохо быть по-британски сдержанным?
  • Каково это — жить, не испытывая эмоций?
  • Как негативные эмоции делают нас бесчувственными к чужой боли

Похожим образом описывали мимику и другие этнические группы, как выяснила психолог Мария Жендрон из Северо-Восточного университета (Бостон, США).

Представители народностей химба в Намибии и хадза в Танзании определяли не эмоции на лице (например, радость или печаль), а действия человека (смех или плач). Или делали это через объяснение возможных причин такой мимики («кто-то умер»).

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Когда другие люди интерпретируют наше выражение лица, они могут приписывать нам эмоции, которых мы на самом деле не чувствуем

Осложняет проблему и тот факт, что другие люди довольно часто неправильно трактуют наше выражение лица, приписывая нам те эмоции, которых мы не ощущаем.

Аналитический обзор более 50 исследований показал, что лицо человека выражает его истинные чувства в очень небольшом количестве ситуаций.

Самое значительное исключение: когда нам весело, это почти всегда сопровождается улыбкой или смехом.

  • Смех без причины у людей и животных: зачем это нужно?
  • Смех без причины — признак…? Почему мы смеемся некстати

Соавтор исследования Райнер Райзензейн считает, что этот феномен можно объяснить с точки зрения эволюции. Ведь откровенная демонстрация нашего внутреннего состояния, очевидно, не выгодна для нас.

Тот факт, что наше лицо правдиво не отражает наших чувств, может иметь серьезные последствия. Например, для сферы искусственного интеллекта и робототехники.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

С точки зрения эволюции, искренняя демонстрация нашего внутреннего состояния не выгодна для нас

«Разработчики искусственного интеллекта преимущественно опираются на классические выражения лица: нахмуренные брови — недовольство, улыбка — радость», — объясняет Фридлунд.

Но если человек, мрачно взглянув на работа, на самом деле чувствует что-то другое, машина наверняка отреагирует неадекватно.

«Запрограммировать робота точно распознавать эмоции на человеческом лице — очень сложная задача. Ведь для этого он должен понимать человека, иметь опыт общения с ним», — объясняет Фридлунд.

Он консультирует компании, которые разрабатывают искусственный интеллект, и советует им интерпретировать человеческие эмоции, исходя из контекста ситуации, а не выражения лица.

Впрочем, многим из нас это открытие способно помочь улучшить навыки общения.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Глядя на лицо собеседника, надо пытаться понять не его эмоции, а то, чего он ожидает от взаимодействия с вами

Мы бы достигли в этом больших успехов, если бы в лице собеседника пытались рассмотреть не то, что он там на самом деле чувствует, а то, что он хотел бы нам сказать.

Лицо собеседника надо воспринимать как дорожный знак, советует Фридлунд.

«Или как железнодорожную стрелку, которая показывает нам, в каком направлении в разговоре стоит или не стоит двигаться дальше», — объясняет исследователь.

Сердитый взгляд вашей подруги может вовсе не означать, что она сердится, а лишь то, что она хочет, чтобы вы согласились с ее точкой зрения.

Надутые губы вашего ребенка не обязательно отражают обиду, возможно, он просто хочет вашего сочувствия или защиты в неудобной ситуации.

Или, например, смех. «Когда и как вы смеетесь, имеет чрезвычайно важное значение для социального взаимодействия», — отмечает Уоллер.

Неуместный смех, например, не означает радости, а свидетельствует о том, что вы невнимательно следите за разговором, а может быть даже демонстрируете собеседнику враждебность.

Кривелли вообще сравнивает нас с кукловодами, которые дергают за ниточки разных выражений лица с целью манипулировать другими людьми.

Но и наши собеседники тоже манипулируют нами в ответ. Что тут поделаешь? Мы — существа социальные.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

20 эмоций, которые можно найти в фильмах ужасов – Советы Гидеона по сценарному мастерству: теперь вы сценарист

Фильмы ужасов продолжают оставаться одним из основных продуктов на экранах кинотеатров и в очереди на телевидении. Зрители не могут насытиться этими фильмами. Поэтому сценаристы продолжают их писать.

Фильмы ужасов должны по-прежнему следовать тропам хороших сценариев, чтобы быть успешными. Им нужно отправить зрителей в эмоциональное путешествие. Испытывая ряд эмоций, связанных с фильмами ужасов, зрители сталкиваются со своими демонами и в конечном итоге побеждают их.

Давайте взглянем на некоторые из основных эмоций, которые исследуются в сценариях ужасов:

1) ОТКАЗ

Это окончательный и абсолютный уход кого-то, заставляющий другого персонажа столкнуться с опасностью в одиночку. Получатель чувствует себя изолированным, брошенным, бесполезным и неспособным быть любимым или быть жизненно важной частью команды.

2) СТРАДА

Острое чувство эмоционального или физического неблагополучия и страдания. Это часто связано с осознанием того, что кто-то должен сделать что-то ужасное, чтобы выжить.

3) ТРЕВОГА

Резкое выражение беспокойства по поводу ситуации. Для него характерны физиологические реакции, такие как барабанный бой пальцами, стимуляция и учащенное дыхание.

4) ЖУТКОСТЬ

Это неприятное ощущение ползания воображаемых существ по коже. Это связано с тем, что «волосы на затылке встают дыбом».

5) ОТЧАЯНИЕ

Это сокрушительное чувство ing поражения. Об этом сигнализирует потеря надежды на преодоление затруднительного положения или улучшение ситуации.

6) СТРАХ

Это сильный страх или опасение, вызванное явной и настоящей или ожидаемой опасностью.

7) СТРАХ

Является реакцией на текущую и надвигающуюся опасность; как физические, так и психологические. Страх вызывает различные физиологические реакции, такие как повышенная температура тела, потливость, повышенное кровяное давление, паралич и ямка в животе.

8) ГОРЬ

Это затяжная тяжесть, сопровождающая смерть и утрату.

9) ИСТЕРИЯ

Это неконтролируемый всплеск эмоций, характеризующийся иррациональными криками, кудахтаньем, плачем и криками.

10) ПОТЕРЯ

Глубокая грусть, когда что-то или кого-то внезапно отнимают у кого-то другого.

11) НЕРВНОСТЬ

Это повышенная неврологическая реакция на надвигающуюся или предполагаемую опасность. Для него характерны физические реакции, такие как подергивание, закрывание лица.

12) ПАНИКА

Паника – это внезапное непреодолимое возбуждение, которое блокирует рациональное или логическое мышление. Он основан на неспособности реагировать на опасность, реальную или воображаемую.

13) ОСВОБОЖДЕНИЕ

Это иррациональные и нехарактерные слова или действия, призванные снять эмоциональное напряжение.

14) ШОК

Это короткая, острая эмоциональная реакция на недавнее пугающее или травмирующее событие.

15) СТРЕСС

Возникает в результате чрезмерного и длительного эмоционального напряжения из-за внешней угрозы. Характеризуется высоким уровнем адреналина и кортизола в крови. Физические проявления включают потерю сна, учащенное сердцебиение, глубокое дыхание, неспособность рационально мыслить и бессвязную речь.

16) СЮРПРИЗ

Сюрпризы в фильмах ужасов обычно имеют негативное значение. Они относятся к временному состоянию испуга или удивления неожиданными или непредвиденными событиями.

17) НАСКАЖИВАНИЕ

Это провокационные, бессердечные заявления преступника, призванные вызвать гневную реакцию. Они оскорбляют, деморализуют и унижают.

18) НАПРЯЖЕНИЕ

Психическое состояние, вызванное перевозбуждением и психологическим напряжением. Это часто изображается неловким молчанием или непрекращающимися разговорами.

19) УЖАС

Общее чувство возбуждения, тревоги и страха.

20) МУЧЕНИЕ

Это безжалостная форма психологического или физического насилия. Это определяется сильным смущением, неприятностью и дискомфортом.

Чтобы получить подробные отзывы о кино и телевидении и анализ сценариев, посетите Script Firm. Ознакомьтесь с Writer Duet, одним из лучших онлайн-инструментов для написания сценариев.

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Психология страха | Университет Конкордия, Сент-Пол Онлайн

5 минут чтения

На ТВ царит сценарный ужас. От «Американской истории ужасов» до «Ходячих мертвецов» вампиры, зомби и призраки теперь более распространены на американских экранах. И люди смотрят: премьера пятого сезона «Ходячих мертвецов» с 17,3 миллионами зрителей стала шоу с самым высоким рейтингом в истории кабельного телевидения.

Это не просто телевидение, в течение года выпускается множество фильмов ужасов. Учитывая низкие производственные затраты на хоррор и саспенс-развлечения, неудивительно, почему студии производят так много контента, основанного на хорроре. Но сложнее объяснить, почему люди так увлечены этим жанром. Что такое психология страха и почему людей тянет к азартным развлечениям?

Почему ужас?

Удовольствие, которое некоторые люди получают от страха, скорее всего, вызвано не самим страхом. Вместо этого острые ощущения возникают из-за «физического и эмоционального освобождения, которое следует за пугающими ситуациями», согласно Seeker, подразделению Discovery. Для некоторых любителей ужасов желание испытать страх является проявлением личности, стремящейся к адреналину. Страх — это «отрицательная эмоция, которая возникает, когда люди находятся в осаде или под угрозой», — сказал профессор Гленн Спаркс в интервью Seeker. Тем не менее, люди наслаждаются другими аспектами опыта.

Психолог Гленн Д. Уолтерс определил три основных фактора, которые подпитывают влечение к хоррор-развлечениям. Во-первых, это напряжение, которое продюсеры и режиссеры создают, добавляя элементы тайны, неизвестности, крови, ужаса и шока. Следующий фактор — релевантность. Фильмы ужасов опираются на этот фактор, создавая элементы, с которыми зрители будут идентифицировать себя. Это часто означает универсальную актуальность, которая играет на психологии страха смерти и неизвестности, или культурную актуальность социальных проблем. Уолтерс говорит, что зрители также испытывают личную значимость, поскольку они отождествляют себя с главным героем или осуждают антагониста.

Последний фактор, который определяет Уолтерс, — нереалистичность. Хотя хоррор-развлечения в последние годы стали более наглядными, зрители понимают, что то, что они смотрят, — фальшивка. В фильмах и телешоу используются определенные ракурсы камеры, саундтреки и даже юмор, чтобы посылать сигналы, которые напоминают зрителям, что то, что они смотрят, предназначено для развлечения. Когда фильмы ужасов и телешоу правильно используют эти факторы, они могут играть на психологии страха таким образом, чтобы это нравилось зрителям.

Биологические реакции на страх

Чтобы зрители получали удовольствие от просмотра фильмов ужасов, они также должны знать, что находятся в безопасной среде. Ужасные развлечения могут вызвать реакцию «бей или беги», которая сопровождается повышением уровня адреналина, эндорфинов и дофамина. Затем мозг может обработать окружающую среду и сделать вывод, что этот опыт не представляет реальной угрозы.

Это знание личной безопасности является одной из причин, по которой фанаты ужасов обычно смотрят страшные фильмы. Как рассказала The Atlantic социолог Марджи Керр, частично это связано с явлением, известным как передача возбуждения. После того, как учащенное сердцебиение, тяжелое дыхание и другие физические реакции на страх проходят, зрители испытывают сильное облегчение. Позитивные чувства усиливаются, и, короче говоря, «страх наполняет наш мозг химическими веществами, вызывающими хорошее самочувствие», согласно The Huffington Post.

Некоторым зрителям приятны подобные физические реакции. Около 10 процентов населения глубоко наслаждается приливом адреналина, связанным с жанром ужасов, как сказал Гленн Спаркс, профессор Университета Пердью, Psych Central. Но других людей фильмы ужасов и телешоу расстраивают. Спаркс говорит, что этим зрителям «тяжелее отсеивать нежелательные раздражители в своем окружении». В результате у них могут быть негативные психологические реакции на ужас.

В мозгу страх вызывает цепную реакцию, которая начинается со стрессовых стимулов и заканчивается описанной выше реакцией «бей или беги». Эта реакция в основном вегетативная, а это означает, что люди не осознают, что это происходит. Поскольку мозг очень сложен и непрерывно передает информацию, многие когнитивные процессы вовлечены в психологию страха. Тем не менее, Smithsonian определяет некоторых ключевых игроков:

  • Таламус определяет, куда в теле должны отправляться входящие сенсорные данные.
  • Сенсорная кора интерпретирует эти сенсорные данные.
  • Гиппокамп может хранить и извлекать воспоминания и обрабатывать стимулы для придания контекста.
  • Миндалевидное тело определяет возможные угрозы и «расшифровывает эмоции», сохраняя воспоминания о страхе.
  • Гипоталамус активирует реакцию «бей или беги».

Эти биологические компоненты работают вместе, чтобы идентифицировать страх и реагировать на него. Но есть и психологические элементы, которые заставляют людей искать развлечения в жанре ужасов.

Элементы, влияющие на психологию страха

Психологи и ученые давно интересовались, почему люди преследуют страх и наслаждаются им. Было проведено множество исследований и выдвинуты гипотезы о том, почему люди так реагируют на ужас. Например, согласно Pacific Standard, Синтия А. Хоффнер и Кеннет Дж. Левин опубликовали метаанализ 35 журнальных статей по психологии СМИ, касающихся «взаимосвязи между зрительским удовольствием и пугающими фильмами». Они нашли преобладающие теории, объясняющие, почему такие фильмы, как «Паранормальное явление», хорошо собирают кассовые сборы по всему миру, в том числе:

  • Передача возбуждения:  Эта теория утверждает, что люди, испытывающие эмоциональную реакцию на ужас, также испытывают больше удовольствия, когда угроза устранена.
  • Индивидуальная эмпатия:  По словам профессора Рона Тамборини, люди, которые менее чуткие, больше любят фильмы ужасов. Он предлагает, чтобы «зрители с высоким уровнем эмпатии не любили фильмы ужасов, потому что они негативно реагируют на страдания других».
  • Поиск острых ощущений : Люди, которые смотрят фильмы ужасов, могут захотеть стимулировать сенсорные реакции. Исследования показывают, что эти зрители могут быть более агрессивными, чем другие люди.

Понимание психологии страха

Биологические процессы, лежащие в основе психологии страха, сложны и разнообразны. Тем не менее, культурный интерес к хоррор-развлечениям, по-видимому, основан на том, кем являются люди как вид, а также на индивидуальных интересах и чертах.

Если вас интересуют актуальные темы психологии, подобные рассмотренным здесь, рассмотрите возможность онлайн-программы бакалавриата искусств в области психологии Университета Конкордия в Сент-Поле.