Skip to content

Виды эмоций по выраженности и продолжительности: 3. Виды эмоциональных состояний

Содержание

3. Виды эмоциональных состояний

Классификации
эмоциональных состояний.
Эмоциональные
состояния имеют очень разнообразные
проявления. По степени интенсивности
и продолжительности они могут быть
длительными,
но слабыми
(печаль),
или сильными,
но кратковременными
(радость).

По
субъективному переживанию все многообразие
эмоций можно разделить на 2 категории:
на эмоции
положительного порядка
,
связанные с удовлетворением жизненных
потребностей человека и потому
доставляющие удовольствие, и эмоции
отрицательного
порядка
,
связанные с неудовлетворением жизненных
потребностей и потому доставляющие
неудовольствие. По содержанию эмоции
можно классифицировать на простые
и
сложные
в
зависимости от того, какого уровня
потребности удовлетворяются у человека.
К более простым относятся гнев, страх,
радость, горе, зависть, ревность, к более
сложным — моральное чувство, эстетическое
чувство, чувство патриотизма и др.

Наконец,
по форме протекания все эмоциональные
состояния делятся на чувственный
тон, настроение, эмоции, аффект, стресс,
фрустрацию, страсть,

высшие
чувства.

Чувственный
тон.
Простейшая
форма эмоционального переживания —
это, так называемый чувственный, или
эмоциональный, тон. Под чувственным
тоном понимают эмоциональную
окраску психического процесса, побуждающую
субъекта

к
его сохранению или устранению
.
Хорошо известно, что некоторые цвета,
звуки, запахи могут сами по себе,
независимо от воспоминаний, связанных
с ними, вызвать у нас приятное или
неприятное чувство. Так, хорошая музыка,
запах розы, вкус апельсина приятны,
имеют положительный эмоциональный тон.
Если отрицательный чувственный тон
переход в болезненное отвращение, то
говорят об идиосинкразии.

Чувственный
тон как бы аккумулирует в себе отражение
полезных и вредных факторов окружающей
действительности. Благодаря своей
обобщенности чувственный тон помогает
принять предварительное и быстрое
решение о значении нового раздражителя,
вместо сравнения его со всей информацией,
хранимой в памяти. Чувственный тон
нередко носит субъективную окраску и
зависит от того, как протекает деятельность:
постоянно проигрывающий нам партнер
кажется более симпатичным, чем тот,
который все время выигрывает у нас.
Несмотря на свою внешнюю незначительность,
знание и целенаправленное использование
чувственного тона позволяет воздействовать
на настроение человека, улучшать
производительность труда, интенсивность
учебы и т.д.

Настроение.
Под
настроением понимают общее
эмоциональное состояние, окрашивающее
в течение длительного времени все
поведение человека
.
Настроение
является
эмоциональной реакцией не на
непосредственные события, а на их
значение
для человека в контексте его общих
жизненных планов. Это не
специальное
переживание, приуроченное к какому-то
частному событию, а
разлитое,
общее состояние.

Настроение
очень разнообразно и может быть радостным
или печальным, веселым или угнетенным,
бодрым или подавленным, спокойным или
раздраженным и т. д. Причины
того
или иного настроения не всегда ясны
переживающему их человеку. Недаром
говорят о безотчетной грусти, беспричинной
радости, и в этом смысле настроение —
это бессознательная
оценка

личностью
того, насколько благоприятно для нее
складываются обстоятельства
.
Но эта причина всегда есть и может быть
определена. Ею могут быть окружающая
природа, события, выполняемая деятельность.
Настроение существенно зависит от
общего состояния здоровья, от работы
желез внутренней секреции и, особенно,
от тонуса нервной системы.

Настроения
могут различаться по
продолжительности
.
Устойчивость настроения зависит от
многих причин: возраста человека,
индивидуальных особенностей его
характера и темперамента, силы воли,
уровня развития ведущих мотивов
поведения. Длительное настроение может
окрашивать поведение человека в течение
нескольких дней и даже недель. Настроение
может стать устойчивой чертой личности
— на этой основе людей делят на оптимистов
и пессимистов.

В
то же время настроение может носить
кратковременный характер, что особенно
ярко выражено в детском возрасте. Не
имея сложившейся иерархии мотивов, дети
легко поддаются смене настроения: любое
эмоциональное впечатление порождает
неустойчивые, переменные, капризные
настроения. С возрастом настроение
становится более устойчивым — значимые
для личностной сферы воздействия
вызывают смену настроения.

Эмоции.
Эмоции
— это непосредственное,
временное переживание какого-нибудь
чувства
.
Так, например, чувство любви к футболу
не является эмоцией.

Эмоции
будут представлены на стадионе состоянием
восхищения, которое испытывает болельщик,
наблюдая хорошую игру спортсменов или
эмоцией возмущения, негодования при
ленивой игре или неопытном судействе.

Эмоции
могут вызываться как реальными, так и
воображаемыми ситуациями, способны
предвосхищать события, которые реально
еще не наступили, и возникают в связи с
представлениями о пережитых ранее или
воображаемых ситуациях.

С
точки зрения влияния на деятельность
человека эмоции делятся на стенические
и астенические.
К
числу стенических (или “гиперстенических”)
эмоций относятся эйфория, мания, гнев,
тревога; к числу “астенических” —
печаль, тоска, апатия, страх.

Стенические
эмоции стимулируют деятельность
человека, побуждают его к поступкам,
высказываниям. И, наоборот, астенические
эмоции характеризуются скованностью,
пассивностью. Поэтому в зависимости от
индивидуальных особенностей человека
эмоции могут по-разному влиять на
поведение. Так, у испытывающего чувства
страха человека возможно повышение
мускульной силы и он может броситься
навстречу опасности. То же самое чувство
страха может вызвать полный упадок сил,
от страха могут «подгибаться колени».
Горе может вызвать апатию, бездеятельность
у человека слабого, в то время как сильный
человек удваивает свою энергию, находя
утешение в работе и творчестве.

Эмоциональные
переживания могут носить неоднозначный,
противоречивый характер. Это явление
получило название амбивалентность
(двойственность)
чувств. Обычно амбивалентность вызвана
неоднозначностью самого объекта (так,
можно уважать кого-то за работоспособность
и одновременно осуждать за вспыльчивость).
Амбивалентность может быть порождена
и противоречием между устойчивыми
чувствами к предмету и ситуативными
эмоциями (так, например, совмещаются
любовь и ненависть при ревности).

К
основным, фундаментальным эмоциям
относится удовольствие,
радость, страдание, удивление, отвращение,
гнев, презрение, стыд, интерес, страх.

Самая
старая по происхождению, простейшая и
наиболее распространенная среди живых
существ форма эмоциональных переживаний
— это удовольствие,
получаемое от удовлетворения органических
потребностей (или неудовольствие,
связанное с неудовлетворением органических
потребностей). Практически все органические
ощущения имеют свой эмоциональный тон.
О тесной связи, которая существует между
эмоциями и деятельностью организма,
говорит тот факт, что всякое эмоциональное
состояние сопровождается многими
физиологическими изменениями организма.

Радость

положительное эмоциональное состояние,
связанное с возможностью достаточно
полно удовлетворить актуальную
потребность, вероятность чего до этого
момента была невелика или неопределенна.

Страдание

отрицательное эмоциональное состояние,
связанное с полученной информацией о
невозможности удовлетворения важнейших
жизненных потребностей, которое до
этого момента представлялось более или
менее вероятным, чаще всего протекает
в форме эмоционального стресса.

Удивление

не имеющая четко выраженного положительного
или отрицательного знака эмоциональная
реакция на внезапно возникшие
обстоятельства. Удивление тормозит все
предыдущие эмоции, направляя внимание
на объект, его вызвавший, и может
переходить в интерес.

Отвращение

отрицательное эмоциональное состояние,
вызываемое объектами, соприкосновение
с которыми вступает в противоречие с
идеологическими, нравственными или
эстетическими принципами субъекта.
Отвращение, если оно сочетается с гневом,
может в межличностных отношениях
мотивировать агрессивное поведение.

Гнев

отрицательное эмоциональное состояние,
протекающее в форме аффекта и вызываемое
внезапным возникновением серьезного
препятствия на пути удовлетворения
исключительно важной для субъекта
потребности.

Презрение

отрицательное эмоциональное состояние,
возникающее в межличностных взаимоотношениях
и порождаемое рассогласованием жизненных
позиций субъекта с жизненными позициями
объекта чувства. Последние представляются
субъекту как низменные, не соответствующие
принятым нравственным нормам и
эстетическим критериям.

Стыд

отрицательное эмоциональное состояние,
выражающееся в осознании несоответствия
собственных поступков и внешности
ожиданиям окружающих или собственным
представлениям о подобающем поведении
и внешнем облике.

Интерес
(как
эмоция) — положительное эмоциональное
состояние, способствующее развитию
навыков и умений, приобретению знаний,
мотивирующее обучение.

Страх

отрицательное эмоциональное состояние,
появляющееся под влиянием информации
о возможной реальной или воображаемой
опасности. В отличие от эмоции страдания,
вызываемой прямым блокированием
важнейших потребностей, эмоция страха
вызывается лишь вероятностным прогнозом
возможного неблагополучия.

Каждая
из указанных эмоций может проявляется
целым спектром состояний, различающихся
по степени выраженности (например,
радость может проявляется удовлетворением,
восторгом, ликованием, экстазом и т.д.).

Из
соединения фундаментальных эмоций
возникают такие комплексные эмоциональные
состояния, как, например, тревожность,
которая может сочетать в себе страх,
гнев, вину и интерес.

Аффект.
В
критических условиях при неспособности
субъекта найти быстрый выход из опасной
ситуации возникает особый вид эмоциональных
процессов — аффект. Это самая мощная
из рассматриваемых эмоциональной
реакцией.
Аффект
сильное
и кратковременное эмоциональное
состояние, сопровождаемое резко

выраженными
двигательными проявлениями и изменением
в функциях внутренних

органов.

Любое
чувство может переживаться в аффективной
форме. Сюда относятся и случаи аффективного
восторга на выступлении любимого
ансамбля, и аффективный гнев болельщиков
на стадионе, и религиозный экстаз и т.д.
Иногда аффект проявляется в напряженной
скованности движений, позы, речи. Такими
могут быть ужас, отчаяние. Или, если
человек неожиданно получает приятное
известие, он теряется, не знает, что
сказать.

Одна
из существенных функций
аффекта
состоит в том, что он представляет собой
закрепившиеся в эволюции стереотипные
действия, способ «аварийного» разрешения
ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию
и т. п.

Аффект
возникает в результате уже совершенного
действия и выражает собой его субъективную
эмоциональную оценку с точки зрения
достижения поставленной цели. Развитие
аффекта подчиняется следующему закону:
чем более сильным является исходный
мотивационный стимул поведения и чем
больше усилий пришлось затратить на
то, чтобы его реализовать, чем меньше
итог, полученный в результате всего
этого, тем сильнее возникающий аффект.

Причиной
аффекта
может стать конфликт, противоречие
между сильным стремлением человека к
чему-либо и объективной невозможностью
удовлетворить возникшее побуждение,
причем человек не в состоянии осознать
эту невозможность или не может с ней
примириться (гнев, ярость). Конфликт
может заключаться и в повышенных
требованиях, предъявляемых к человеку
в данный момент, и его переживаниях,
неуверенности в своих силах, недооценке
своих возможностей.

Отличительная
черта аффекта — ослабление сознательного
контроля, узость сознания. Аффекты, как
правило, препятствуют нормальной
организации поведения, его разумности.
При этом изменяется мышление, человек
теряет способность предвидеть результаты
своих поступков. В аффекте человек как
бы теряет голову, его поступки неразумны,
совершаются без учета обстановки. Теряя
власть над собой, человек как бы весь
отдается переживанию.

Кроме
того, изменяются основные характеристики
внимания, в поле восприятия удерживаются
только те объекты, которые соответствуют
переживаниям. Все остальные раздражители
осознаются недостаточно, и это одна из
причин практической неуправляемости
этим состоянием.

Аффекты
способны оставлять сильные и устойчивые
следы в долговременной памяти. В отличие
от аффектов работа эмоций и чувств
связана по преимуществу с кратковременной
и оперативной памятью. Аффект возникает
резко, внезапно в виде вспышки,
сопровождается сильной и беспорядочной
двигательной активностью, происходит
своего рода разрядка в действии.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая
в результате возникновения аффектогенных
ситуаций, может суммироваться и привести
к сильной и бурной эмоциональной
разрядке, которая, снимая напряжение,
часто влечет за собой ощущение усталости,
подавленности, депрессии.

Эмоциональный
стресс.
Эмоциональный
стресс представляет собой состояние
чрезмерно сильного и длительного
психологического напряжения,

которое
возникает у человека, когда его нервная
система получает эмоциональную

перегрузку.
Эмоциональный стресс появляется в
ситуациях угрозы, опасности, обиды и
т.д. Стресс дезорганизует деятельность
человека, нарушает нормальный ход его
поведения. Стрессы, особенно если они
часты и длительны, оказывают отрицательное
влияние не только на психологическое
состояние, но и на физическое здоровье
человека. Они представляют собой главные
«факторы риска» при появлении и обострении
таких заболевании, как сердечно-сосудистые
и заболевания желудочно-кишечного
тракта.

Г.
Селье выделил в развитии стресса 3 этапа.
Первый этап — реакция
тревоги

фаза мобилизации защитных сил организма,
повышающая устойчивость по
отношению
к конкретному травмирующему воздействию.
При этом происходит
перераспределение
резервов организма: решение главной
задачи обеспечивается за
счет
второстепенных задач. Человек справляется
с нагрузкой с помощью
функциональной
мобилизации, без структурных перестроек.
На втором этапе —
этапе стабилизации
все
параметры, выведенные из равновесия в
первой фазе,
закрепляются
на новом уровне. Внешнее поведение мало
отличается от нормы, все
как
будто налаживается, но внутренне идет
перерасход адаптационных резервов.

Если
стрессовая ситуация продолжает
сохраняться, наступает третий этап —
истощение,
что может привести к значительному
ухудшению самочувствия, различным
заболеваниям и даже смерти.

Показательны
в этом отношении данные, полученные
английскими исследователями. Они
обнаружили высокую смертность от
ишемической болезни сердца руководящих
административных деятелей,
летчиков-испытателей, врачей-хирургов,
пилотов реактивных самолетов, водителей
городских автобусов. Именно постоянное
пребывание в условиях стрессовой
ситуации сокращает жизнь людям этих
профессий.

Поведение
человека в стрессовой ситуации зависит
от многих условий, прежде всего от
психологических особенностей человека.
Люди с разными особенностями
нервной
системы
по-разному
реагируют на одинаковые психологические
нагрузки. У одних людей наблюдается
повышение активности, мобилизация сил,
повышение эффективности деятельности.
Опасность как бы подстегивает человека,
заставляет его действовать смело и
мужественно. С другой стороны, стресс
может вызвать дезорганизацию деятельности,
резкое падение ее эффективности,
пассивность и общее торможение.

Фрустрация.
Фрустрация
психологическое
состояние расстройства, подавленности,
вызываемое объективно непреодолимыми
(или субъективно так воспринимаемыми)
трудностями, возникающими на пути к
достижению цели
.
Фрустрация
сопровождается целой гаммой отрицательных
эмоций,
озлобленностью,
подавленностью, внешней и внутренней
агрессией.
Уровень
фрустрации зависит от силы и интенсивности
воздействующего
фактора,
состояния человека и сложившихся у него
форм реагирования на
жизненные
трудности. Особенно часто источником
фрустрации выступает
отрицательная
социальная оценка, затрагивающая
значимые отношения личности.

Устойчивость
(толерантность)

человека
к фрустрирующим факторам зависит от
степени его эмоциональной возбудимости,
типа темперамента, опыта взаимодействия
с такими факторами.

Страсть.
Страсть

еще
один вид сложных, качественно своеобразных
и встречающихся только у человека
эмоциональных состояний. По интенсивности
эмоционального возбуждения страсть
приближается к аффекту, а по длительности
и устойчивости напоминает настроение.
Страстью называют сильное,
стойкое

чувство,
определяющее направление мыслей и
поступки человека
.

Причины
формирования страсти достаточно
разнообразны — они могут определяться
осознанными убеждениями (например,
страстность ученого в науке), могут
исходить из телесных влечений или иметь
патологическое происхождение (как
бывает при паранойяльном развитии
личности). Страсть органически связана
с потребностями, избирательна и всегда
предметна — направлена на определенный
вид деятельности или предмет. Таковы,
например, наблюдающиеся у людей страсть
к знанию, страсть к музыке, страсть к
коллекционированию и т.д.

Наиболее
важной характеристикой страсти является
ее связь с волевой сферой. Страсть
выступает одним из существенных
побуждений к деятельности. Оценка
значения страсти достаточно субъективна.
Страсть может быть принята, санкционирована
личностью, а может осуждаться ею,
переживаться как нечто нежелательное,
навязчивое. Большую роль в оценке играет
общественное мнение.

Так,
например, в рамках одной культуры страсть
к накопительству осуждается как жадность,
но может быть положительно оценена в
рамках другой социальной группы как
экономность.

Высшие
чувства.
Особую
форму переживания представляют собой
высшие чувства. Чувства — личностные
образования. Они характеризуют человека
социально-психологически. Эмоции
относительно слабо проявляются во
внешнем поведении, иногда извне вообще
незаметны для постороннего лица. Они,
сопровождая тот или иной поведенческий
акт, даже не всегда осознаются, хотя
всякое поведение связано с эмоциями,
поскольку направлено на удовлетворение
потребности. Чувства человека, напротив,
внешне весьма заметны.

В
зависимости от предметной сферы, к
которой они относятся, чувства
подразделяются на нравственные,
эстетические, интеллектуальные.

Нравственными
(моральными)

называются
чувства,
переживаемые людьми при восприятии
явлений действительности и сравнении
этих явлений с нормами, выработанными
обществом
.
Нравственные нормы зависят от традиций,
обычаев,
религии,
господствующей идеологии, принятых в
обществе.

Действия
и поступки людей, соответствующие
взглядам на нравственность в данном
обществе, считаются моральными,
нравственными; поступки, не соответствующие
этим взглядам, считаются аморальными,
безнравственными. К нравственным
чувствам относят чувство долга,
гуманность, доброжелательность, любовь,
патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным
можно отнести жадность, эгоизм, жестокость,
злорадство и пр.

Интеллектуальными
чувствами

называют
переживания,
возникающие в процессе познавательной
деятельности человека
.
К интеллектуальным чувствам
относятся
удивление, любопытство, любознательность,
чувство сомнения в
правильности
решения и пр. Успешность или неуспешность,
легкость или
трудность
умственной деятельности вызывает в
человеке целую гамму
переживаний.

Наиболее
типичной ситуацией, порождающей
интеллектуальные чувства, является
проблемная ситуация. Интеллектуальные
чувства не только сопровождают
познавательную деятельность человека,
но и стимулируют, усиливают ее, влияют
на скорость и продуктивность мышления,
на содержательность и точность знания.

К
интеллектуальным чувствам относят и
обобщенное
чувство нового.
Оно
выражается в постоянном поиске нового
как в области познания, так и в практической
деятельности. Это чувство связано не
просто с потребностью в получении любой
новой информации, а с потребностью в
«когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы
в новом, неизвестном отыскать знакомое,
привычное.

Эстетические
чувства

представляют
собой эмоциональное
отношение человека к прекрасному
в
природе, в жизни и в искусстве. Человек
испытывает
эстетические
чувства при восприятии произведений
художественной литературы,
музыкального,
изобразительного, драматического и
других видов искусства.

Эстетические
чувства представляют собой сплав
моральных и интеллектуальных чувств.
Сложность проблемы состоит также в том,
что эстетическое отношение проявляется
через другие чувства: восторг, радость,
презрение, отвращение, страдание и пр.

Следует
отметить, что рассмотренное деление
чувств является достаточно условным.
Обычно чувства, испытываемые человеком,
так сложны, что их трудно отнести к
какой-либо одной категории. Так, творчество
ученого — это своеобразный сплав
интеллектуальных, нравственных и
эстетических чувств с преобладанием
интеллектуальных, а творчество художника
— это, по-видимому, тоже сплав этих
чувств, но с преобладанием эстетических.
Различия в чувственной сфере накладывают
глубокий отпечаток на весь склад духовной
жизни человека.

актуальные и приоритетные направления исследований


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

ПСИХОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: АКТУАЛЬНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Материалы ежегодной научно-практической конференции

студентов, аспирантов и молодых ученых

факультета психологии и социальной работы

Тверь 2012

Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012 …… с.

Редакционная коллегия:

Т.А. Жалагина, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии труда, организационной и клинической психологии, декан факультета психологии и социальной работы

И.Д. Лельчицкий, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, социальной работы и социальной психологии, заместитель декана по научной работе факультета психологии и социальной работы

В сборнике содержатся материалы ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, состоявшейся 4 мая 2012 г. на факультете психологии и социальной работы Тверского государственного университета.

Представленные материалы могут быть полезны специалистам в области психологии, педагогики, социальной работы.

Печатается с авторских оригиналов

Содержание

Жалагина Т.А., Лельчицкий И.Д. Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества……………………………………………. .7

Раздел 1. Научно — исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых

Ананьева А.В. Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров……………………………………………………………………………8

Васильева В.А. Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров………………………………………………………………………..11

Гудименко Ю.Ю. Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования…………………………………15

Данилина М.В. Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге……………………………….20

Кильмаева Е.А. Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы…………………24

Пыжова Е.А. Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения………………………………………………28

Теплякова Е.В. Генезис и эволюция педагогических воззрений К.Н. Вентцеля..…….32

Цветкова О.В. Особенности социальной компетентности у подростков группы риска………………………………………………………………………………36

Чернышова О. В. Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров…………………………………………………………………………..39

Швец М.А. Мотивация и самомотивация к обучению……………………………….44

Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов


  1. Актуальные проблемы социальной психологии

Булдакова Е.И. Оценка качества жизни у студенческой молодежи……………..….48

Ковыршина Н.Г. Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников………………………………………………….50

Макарова Ю.А. Представление о любви у современной молодежи…………….51

Разумова Д.Представления современной молодежи об идеальных типах юноши и девушки……………………………………………………………………………54

Рогаль В.А. Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя…………………..…………………………57

Шаповалова В.Г. Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей МЧС………………………………………………………61


  1. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии

Борисова С. В. К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов……………………………………………………………………………65

Вековешникова А.М. Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж…….…………………………………67

Канаева Е.А. Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (ПЦУ УВО МВД)………………………………………………………………………………69

Кузина Ю.С. Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога………………………………………………………………………………….71

Литвиненко И.В. Психическая саморегуляция деятельности, как основной покзатель ее эффективности……………………………………………………………………………73

Миляева П.А. Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра…………76

Сикан А.В. Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников ОВД………………………………………………………………….79

Смирнов С.В. Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы……82

Степанова Ю. А. Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации………………………………………………………………………………85

Толкаченко О.Ю. Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда………………………………………………………………………………………87

Румянцева А.М. Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда.……………………………………………………………………………………..92

Рязанова Е.С. Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы…………………………………………………………………94

Фалькова М.И. Проблема выученной беспомощности у осужденных…………………..…97

Фокина К.М. Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности……………………………………………………………………………100

III. Будущее клинической психологии

Демидова И.А. Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией…103

Коряпина Ю.А. Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (АДН)…………………………………..105

Николаева Д. С. Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации………108

Ряполова А-Т. Г. Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)…………………………………………………………110

Слугина А.В. Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления………………………………………………………………….113

Фёдорова Н.А. Особенности Я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наболюдением……………………………………….116

IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы

Алискантова З.А. Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)………..……119

Артющик Ю.В. Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения………………………………………122

Байрамова Е. А. Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников………………………………………………………………………….125

Бреус А.С. Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы…………………………………………………………………………129

Герасимова В.О. Алкоголизм в подростковой среде….……………………………..132

Гусева Е.Ю. Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде……….134

Гусева Т.А. Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста………………137

Козлова Н.В. Основные направления воздействия общественной организации родителей детей-инвалидов на субъективное благополучие семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями (на примере Общественной организации родителей детей-инвалидов г.Твери)…………………………….140

Королева В.О. Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас…………………………………………………………………………………143

Крылова Е.В. Социальная работа с детьми-инвалидами………………………………145

Кудрявцева М. М. Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников.…………………………………………………………………146

Лисичкин А.А. Личностные особенности при интернет-зависимости……………150

Мамченкова Е.А. Уровень интолерантности у подростков с девиантным поведением……………………………………………………………………..155

Можарова М.В. Воздействие телевидения на дезадоптированных подростков………158

Никуличева И.С. Молодая семья как объект социальной работы……………………160

Орлова В.С. Социальная деятельности в церкви и государства в вопросах укрепления семьи………………………………………………………………………………………………………..163

Павлова Н.Г. Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи.…………………………………………………………………………………167

Павлычева А.С. Репродуктивная сфера студенческой семьи…………………………169

Саукова Е.О. Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе……………………………………………………………172

Смирнова Т. С. Социальная работа с подростками девиантного поведения………176

Фёдорова Н.Н. Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка………………………………………………………………………….179

Чернявская А.П. Социальная безопасность в системе социальной работы………181

Шубина А.А. Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России……………………………………………………………183

V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения

Алексеева Т.Н. Гендерные особенности агрессивного поведения подростков………186

Баранова М.А. Терапевтическое воздействие искусства на человека…………………187

Бархатова М.С. Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста………………………………………………………………189

Богатырёва Е.А. Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определенные виды компьютерных игр…………………………192

Бугрова А.К. Внимание и его психологические особенности…………………………194

Гаголина О. Э. Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов………………………………………………………………197

Гацерелия Т.З. Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента..……………202

Гусева И.В. Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности…………………………………………………………………………….204

Гусева И.В. Особенности личности подростков с делинквентным поведением………206

Дементьянова М.А. Юношеский возраст и кризис идентичности……………………210

Долгов Р.М. Развитие ребенка в дошкольном периоде…………………………………213

Егорова Г.С. Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации…………………………………………………………………………218

Запруцкая К.Д. Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возратсе……219

Иванова А.В. Роль саморегуляции в становлении характера…………………………221

Кожанова Е.С. Сравнительный анализ процесса запоминания………………………224

Коринова А.В. подростковый возраст как этап формирования личности…………226

Кузнецова Н.Ю. Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников….229

Лыков М.А. Воображение и творчество……..………………………………………..231

Матвеева О.В. Исследование структуры личности……………………………..233

Никитина С.В. Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций……………………………………………………….. 236

Никифорова И.О. Эмоции и личность…………………………………………………238

Никонорова А.А. Развитие творческого мышления…………………………………….240

Никулина Т.И. Эмоции и деятельности человека………………………………………242

Новикова А.А. Связь индивидуальных способностей и темперамента личности……………………………………………………………………………244

Носкова К.В. Эмоциональные нарушения у детей и пособы их коррекции на примере арт-терапии…………………………………………………………………………247

Парчук М.С. Дидактическая игра в развитии младших школьников………………249

Петрова С.А. Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте……………252

Прянишникова К. Н. Взаимосвязь темперамента и толерантности человека………..254

Рубликова А.Ю. Теория памяти…………………………………………………………257

Семечкова А.В. Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля…………………………………………259

Скородумова В.В. Функции и виды эмоций у человека………………………………261

Сумеркина В.Н. Характер в общей психологии. Акцентуация характера……………263

Тихомирова А.О. Влияние темперамента на эффективность деятельности…………..266

Тобанёва Ю.А. Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста……………………………………………………268

Тугаринова А.Ю. Тератогенные факторы………………………………………………270

Тюменева Ю.В. Память и способности человека……………………………………272

Холодова В.А. Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений………………………………………………………………………274

Фадеева В.С. Эмоции в жизни человеака………………………………………………276

Фокина В.Ю. Игра – ведущая деятельности в развитии ребенка……………………277

Цветков С. В. Речь как психологический процесс……………………………………279

Чумак Ю.В. Факторы, влияющие на формирование откланений в поведении подростков………………………………………………………………………280

Юдина К.С. Период новорожденности…………………………………………………282

ПРИОБЩЕНИЕ ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ

К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК

РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Сегодняшним студентам системы высшего профессионального образования суждено стать непосредственными активными участниками процессов устойчивого инновационного развития нашей страны, модернизации промышленности, создания и внедрения новейших технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому значимость вовлечения молодого поколения в уникальное пространство научной деятельности является важнейшим фактором реализации присущего молодежи стремления к творчеству, проявления и развития соответствующих личностных качеств.

Особую актуальность в данном контексте обретает такое традиционное направление работы высшей школы, каким является организация и поддержка научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, молодых преподавателей, делающи первые самостоятельные шаги по сложной и тернистой тропе научного поиска.

В настоящий сборник включены сообщения, представленные на ежегодной научно-практической конференции (2012г.) молодого поколения исследователей факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета. Несомненно, представленные сообщения различны по тематике, уровню исследованности проблем, способам и стилю изложения. Между тем, значимым и предельно позитивным представляется обстоятельство, связанное с тем, что основная часть авторов публикуемых материалов — студенты, осуществляющие сегодня выбор стратегии профессионального роста как определяющего фактора реализации собственного жизненного проекта.

Возложенная на современную талантливую молодежь миссия, обусловливает необходимость поиска инновационных подходов к организации научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, молодых преподавателей, реализации качественных преобразований в научно-методическом обеспечении существующей системы становления научных кадров в высшей школе. Эти задачи рассматриваются профессорско-преподавательским коллективом нашего факультета как приоритетные основания его дальнейшего развития, как определяющий фактор формирования личности и профессионала в пространстве классического университета.

Т.А. Жалагина, декан факультета психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор.

И.Д. Лельчщкий, заместитель декана по научной работе, доктор педагогических наук, профессор.

Раздел 1.

Научно — исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых

А.В. Ананьева, аспирант,

19.00.03 — психология труда, инженерная психологи и эргономика,

Тверской институт экологии и права

Научный руководитель – доктор психологических наук,

профессор С.Н. Федотов

Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к тому, что миллионы людей оказались под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций. В этих условиях значительная часть общества оказалась неспособной преодолевать стрессогенное влияние неблагоприятных факторов социальной среды и успешно адаптироваться к новым условиям. Во многом это связано со слабой сформированностью стресс-преодолевающего поведения и слабостью психологических копинг-ресурсов.

Целью данного исследования является обоснование на основе анализа теоретических и эмпирических данных необходимости анализа механизмов копинг-поведения, особенностей базисных копинг-стратегий, личностно-средовых копинг-ресурсов и психологических резервов специалистов подземных работ (шахтеров).

На сегодняшний день копинг-поведение изучено зарубежными (Лазарус Р., Карвер К.) а также отечественными исследователями (Варшаловская Е.Б., Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В., Карвасарский Б.Д., Анцыферова Л.И., Асмаковец Е.С.). Концепция психологической защиты также является предметом научного интереса как в зарубежной, так и в отечественной психологии и рассматривается с общепсихологических позиций и в прикладном значении.

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

Б.Д. Карвасарский указывает, что если процессы совладания (по Р. Лазарусу) направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и, особенно, защиты направлены на смягчение психического дискомфорта [1]. Л.И. Анцыферова отмечает, что люди, прибегающие к механизмам психологической защиты в проблемных и стрессовых ситуациях, воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом. Люди же, предпочитающие в подобных ситуациях конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения [2, с 15].

Копинг-поведение может использоваться индивидом сознательно, выбираться и изменяться им в зависимости от ситуации, а механизмы психологической защиты неосознаваемы и в случае их закрепления становятся дезадаптивными.

Л.Ю. Субботина считает, что психологическая защита включена в триаду «личность – психологическая защита – защитное поведение» и должна быть рассмотрена как многоаспектное, многостороннее явление [5]. На сегодняшний день наука пока не располагает единой концепцией, охватывающей такое сложное явление, хотя во многих направлениях (психоанализ, гуманистическая психология, теория личности в целом, психотерапия) имеются разработки, прямо или косвенно характеризующие данный феномен. Вместе с тем, пока не выяснены фундаментальные закономерности и механизмы развития этого сложного явления, не определены конкретные инструментарии психологической защиты, отсутствует конструктивная классификация защитных механизмов, недостаточно проработана ее динамика в онтогенезе, специфика зависимости от рода деятельности, типология и т. п. [4].

Профессиональная деятельность шахтеров осуществляется в специфических и сложных условиях, где важным элементом является стресс-преодолевающее поведение (копинг-поведение). Трудовая активность шахтеров характеризуется постоянным воздействием стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности работника, обеспечивающим стресс-преодолевающее поведение и эффективность деятельности в различных профессиональных ситуациях.

Психологические механизмы копинг-поведения, копинг-стратегии и копинг-ресурсы специалистов подземных работ в России практически не изучены. В данной области пока исследованы психологические и психофизиологические особенности посттравматического стрессового расстройства у шахтеров, пострадавших в результате техногенной аварии [5]. Установлено, что посттравматическое стрессовое расстройство развивается у 50-80% переживших тяжелый стресс, а при достаточно высокой интенсивности воздействия может развиться практически у каждого человека. Распространенность ПТСР среди населения колеблется от 1% до 67% с вариативностью, связанной с методами исследования, особенностями популяции, а также в связи с отсутствием единого четкого подхода к определению диагностических критериев данного расстройства. Автором отмечается, что в мирное время удельный вес случаев ПТСР в ряду других психических расстройств относительно невелик и составляет от 0,5% до 1,2%. В последние десятилетия в нашей стране, как и во всем мире, отмечается рост количества различного рода катастроф. Это ситуации, характеризующиеся сверхэкстремальным воздействием на психику человека. Развивающиеся в дальнейшем психические расстройства иногда значительно затрудняют социально-психологическую адаптацию пострадавших и существенно снижают их трудовую активность.

Также необходимо отметить работу Т.Е. Евдокимовой, в которой исследованы клинико-динамические особенности невротических и соматоформных расстройств у шахтеров и социально-психологические факторы риска их формирования [3]. По мнению ученого, эпидемиологические исследования психических нарушений среди рабочих угольной промышленности, несмотря на ее значимость в народном хозяйстве страны, единичны. Работы, в которых рассматривались вопросы диагностики, клиники, профилактики и лечения психических расстройств у шахтеров, как правило, основывались на результатах, полученных при исследовании выборочных групп. Проводимые в 70-80-х годах прошлого века исследования сводились, преимущественно, к изучению выраженных форм психических расстройств, т.е. патологии, препятствовавшей работе под землей. Вопросы распространенности отдельных пограничных психических нарушений и психологические аспекты у шахтеров освещались лишь в узконаправленных работах (Табачников А.Е., 1989; Рымарь И.Б., 1993; Кокорина Н.П., 1994; Новиков В.Э., 2009) [Цит. по 2].

В этом смысле пока отсутствуют целенаправленные исследования, анализирующие особенности взаимосвязи различных структурно-клинических форм, социально-психологических, экологических и биопатогенных факторов, которые лишь в неразрывной связи могут дать основу для формирования научно обоснованного представления о психической и психопатологической картине состояний, наиболее характерных для шахтеров. Оценка значимости тех или иных факторов риска неоднозначна. Что касается шахтеров, то в этом случае риск заболевания на порядок выше среднестатистического, что обусловливается, прежде всего, производственными условиями, определяющимися профессиональной спецификой.

Для формирования высокой стрессоустойчивости шахтеров, связанной с использованием адаптивных механизмов адаптации (копинг-стратегий и механизмов защит), необходим теоретически обоснованный подход, поэтапно обучающий стрессоустойчивости и умению противодействовать негативным влияниям, стрессам в различных повседневных, нестандартных и экстремальных ситуациях. Ввиду узконаправленности профессиональной группы шахтеров, специфичности подземной деятельности, приоритетности угольной отрасли в промышленности РФ представляется перспективным дальнейшее эмпирическое изучение комплекса психологических факторов, обуславливаюших эффективную работу шахтеров, обеспечивающих оптимальных уровень их психического здоровья и психологической безопасности.

Литература


  1. Алексеева, Д.А. Основные типы психологической дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов. Психологическая диагностика и психотерапия [Текст] : методические рекомендации / Д.А. Алексеева, Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков, А.М. Якубзон. – Л.: Изд. института им. В.М. Бехтерева, 1990. – 18 с.

  2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – Том 15. – № 1. – С. 3-18.

  3. Евдокимова, Т.Е. Клинико-динамические особенности невротических и соматоформных расстройств у шахтеров и социально-психологические факторы риска их формирования [Текст] : автореф. дис … доктора психол. наук / Т.Е. Евдокимова. – М., 2011. – 42 с.

  4. Субботина, Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности [Текст] : автореф. дис. … доктора психол. наук / Л.Ю. Субботина. – Ярославль, 2006. – 46 с.

  5. Холодов, А.Ю. Психологические и психофизические особенности посттравматического стрессового расстройства у шахтеров, пострадавших в результате техногенной аварии [Текст]: дис. … канд. психол. наук / А.Ю. Холодов. – Ростов-на-Дону, 2008. – 235 с.

В.А. Васильева, аспирант,

19.00.03 — психология труда, инженерная психология и эргономика,

Тверской институт экологии и права

Научный руководитель – доктор психологических наук,

профессор С.Н. Федотов

Каталог: ssk
ssk -> Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
ssk -> Теоретические основы изучения специфики супружеской коммуникации в успешном браке
ssk -> Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
ssk -> Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования российское психологическое общество
ssk -> Структура социокультурной игровой практики Методические основы игровых практик. Функциональная направленность игровых технологий

Скачать 4,44 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Послеродовая депрессия: причины, симптомы и лечение

Обзор

Что такое послеродовая депрессия?

Рождение ребенка меняет жизнь. Быть родителем интересно, но также может быть утомительно и подавляюще. Это нормально испытывать чувство беспокойства или сомнения, особенно если вы родитель впервые. Однако если ваши чувства включают крайнюю грусть или одиночество, резкие перепады настроения и частые приступы плача, у вас может быть послеродовая депрессия.

Послеродовая депрессия (ППД) — это тип депрессии, который возникает после родов. Послеродовая депрессия влияет не только на роженицу. Это может коснуться и суррогатных и приемных родителей. Люди испытывают гормональные, физические, эмоциональные, финансовые и социальные изменения после рождения ребенка. Эти изменения могут вызвать симптомы послеродовой депрессии.

Если у вас послеродовая депрессия, знайте, что вы не одиноки, это не ваша вина, и помощь всегда рядом. Ваш лечащий врач может справиться с вашими симптомами и помочь вам почувствовать себя лучше.

Какие бывают виды послеродовой депрессии?

Существует три различных типа послеродовых расстройств настроения:

Послеродовая хандра или детская хандра

Послеродовая хандра поражает от 50% до 75% родильниц. Если вы испытываете бэби-блюз, у вас будут частые продолжительные приступы плача без видимой причины, грусти и беспокойства. Состояние обычно начинается в первую неделю (от одного до четырех дней) после родов. Хотя опыт неприятный, состояние обычно проходит в течение двух недель без лечения. Лучшее, что вы можете сделать, это найти поддержку и попросить помощи у друзей, семьи или вашего партнера.

Послеродовая депрессия

Послеродовая депрессия является гораздо более серьезным заболеванием, чем детская хандра, которым страдает примерно 1 из 7 новых родителей. Если у вас уже была послеродовая депрессия, риск увеличивается до 30% с каждой беременностью. Вы можете испытывать чередование взлетов и падений, частый плач, раздражительность и усталость, а также чувство вины, беспокойства и неспособности заботиться о своем ребенке или о себе. Симптомы варьируются от легких до тяжелых и могут появиться в течение недели после родов или постепенно, даже до года спустя. Хотя симптомы могут длиться несколько месяцев, лечение психотерапией или антидепрессантами очень эффективно.

Послеродовой психоз

Послеродовой психоз — чрезвычайно тяжелая форма послеродовой депрессии, требующая неотложной медицинской помощи. Это состояние встречается относительно редко, затрагивая только 1 из 1000 человек после родов. Симптомы обычно возникают вскоре после родов и являются тяжелыми, длятся от нескольких недель до нескольких месяцев. Симптомы включают сильное возбуждение, спутанность сознания, чувство безнадежности и стыда, бессонницу, паранойю, бред или галлюцинации, гиперактивность, быструю речь или манию. Послеродовой психоз требует немедленной медицинской помощи, поскольку существует повышенный риск суицида и риск причинения вреда ребенку. Лечение обычно включает госпитализацию, психотерапию и медикаментозное лечение.

Кто подвержен послеродовой депрессии?

Послеродовая депрессия является распространенным явлением. Целых 75% людей испытывают бэби-блюз после родов. До 15% этих людей разовьют послеродовую депрессию. У одного из 1000 человек развивается послеродовой психоз.

Как узнать, что у меня бэби-блюз или послеродовая депрессия?

У многих людей появляется бэби-блюз после родов. Бэби-блюз и послеродовая депрессия имеют схожие симптомы. Однако симптомы бэби-блюза длятся около 10 дней и менее интенсивны. При послеродовой депрессии симптомы длятся недели или месяцы, и симптомы более тяжелые.

У вас может быть детская хандра, если вы:

  • Приступы плача.
  • Чувство подавленности.
  • Потерять аппетит.
  • Проблемы со сном.
  • Внезапная смена настроения.

Помните, что вам не повредит сообщить о своих симптомах вашему врачу. Они могут оценить, нуждаетесь ли вы в лечении ваших симптомов.

Как долго длится послеродовая депрессия?

Послеродовая депрессия может длиться до одного года после рождения ребенка. Однако это не означает, что вы должны чувствовать себя «вылеченным» через год. Поговорите со своим лечащим врачом о ваших симптомах и лечении. Будьте честны в том, что вы чувствуете. Тщательно подумайте, чувствуете ли вы себя лучше, чем в начале постановки диагноза. Затем они могут порекомендовать продолжающееся лечение ваших симптомов.

Какие факторы повышают риск депрессии после рождения ребенка?

Определенные факторы повышают риск послеродовой депрессии:

  • Наличие в личном или семейном анамнезе депрессии, послеродовой депрессии или предменструального дисфорического расстройства (ПМДР).
  • Ограниченная социальная поддержка.
  • Супружеский или семейный конфликт.
  • Неоднозначное отношение к беременности.
  • Осложнения беременности, такие как состояние здоровья, тяжелые роды или преждевременные роды.
  • Вы моложе 20 лет или являетесь родителем-одиночкой.
  • Рождение ребенка с особыми потребностями или ребенка, который много плачет.

Симптомы и причины

Каковы симптомы послеродовой депрессии?

Некоторые люди стыдятся своих симптомов или считают себя ужасными родителями из-за своих чувств. Послеродовая депрессия чрезвычайно распространена. Вы не единственный человек, который так думает, и это не значит, что вы плохой человек.

У вас может быть послеродовая депрессия, если вы испытываете что-либо из следующего:

  • Чувство грусти, бесполезности, безнадежности или вины.
  • Чрезмерное беспокойство или нервозность.
  • Потеря интереса к хобби или вещам, которыми вы когда-то наслаждались.
  • Изменения аппетита или отказ от еды.
  • Потеря энергии и мотивации.
  • Проблемы со сном или постоянное желание спать.
  • Плач без причины или чрезмерно.
  • Трудности мышления или концентрации внимания.
  • Мысли о самоубийстве или желание умереть.
  • Отсутствие интереса к ребенку или чувство беспокойства рядом с ребенком.
  • Мысли о том, чтобы причинить боль ребенку или ощущение, что вы не хотите своего ребенка.

Если вы подозреваете, что у вас послеродовая депрессия, обратитесь к своему поставщику медицинских услуг. Это может быть ваш акушер, основной лечащий врач или психиатр. Педиатр вашего ребенка также может помочь вам.

Что вызывает послеродовую депрессию?

Необходимы дополнительные исследования, чтобы определить связь между быстрым падением уровня гормонов после родов и депрессией. Уровни эстрогена и прогестерона увеличиваются в десять раз во время беременности, но резко падают после родов. К трем дням после родов уровень этих гормонов возвращается к уровню до беременности.

В дополнение к этим химическим изменениям социальные и психологические изменения, связанные с рождением ребенка, повышают риск послеродовой депрессии. Примеры этих изменений включают физические изменения в вашем теле, недостаток сна, беспокойство о воспитании детей или изменения в ваших отношениях.

Если у вас появились какие-либо из следующих симптомов, немедленно сообщите об этом своему поставщику медицинских услуг.
  • Мысли о причинении вреда себе или ребенку.
  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве.
  • Подавленное настроение большую часть дня, почти каждый день в течение последних двух недель.
  • Чувство беспокойства, вины, безнадежности, страха, паники или бесполезности.
  • Трудности мышления, концентрации, принятия решений или решения повседневных ситуаций.
  • Потеря интереса или удовольствия от большинства занятий почти каждый день в течение последних двух недель.

Может ли послеродовая депрессия повлиять на моего ребенка?

Да, послеродовая депрессия может повлиять на вашего ребенка. Лечение важно как для вас, так и для вашего ребенка.

Исследования показывают, что послеродовая депрессия может повлиять на вашего ребенка следующим образом:

  • У вас проблемы с общением с ребенком, и вы не устанавливаете с ним контакт.
  • У вашего ребенка могут быть проблемы с поведением или обучением.
  • Вы можете пропускать встречи с педиатром вашего ребенка.
  • У вашего ребенка могут быть проблемы с кормлением и сном.
  • Ваш ребенок может подвергаться повышенному риску ожирения или нарушений развития.
  • Вы можете пренебрегать уходом за ребенком или не замечать его болезни.
  • У вашего ребенка могут быть нарушены социальные навыки.

Диагностика и тесты

Как диагностируется послеродовая депрессия?

Не существует специального теста для диагностики послеродовой депрессии. Ваш лечащий врач проведет осмотр во время послеродового визита. Этот визит может включать обсуждение вашей истории болезни, вашего самочувствия после родов, медицинский осмотр, гинекологический осмотр и лабораторные анализы. Многие медицинские работники планируют визиты через две или три недели после родов для выявления депрессии. Это гарантирует, что вы получите необходимую помощь как можно скорее.

Они могут провести обследование на депрессию или задать вам ряд вопросов, чтобы определить, есть ли у вас послеродовая депрессия. Они спросят, как вы себя чувствуете и как поживает ваш ребенок. Будьте открытыми и честными со своим поставщиком медицинских услуг, чтобы убедиться, что они получают точную картину ваших эмоций и мыслей. Они могут помочь определить, являются ли ваши чувства типичными или симптомами послеродовой депрессии.

Ваш поставщик медицинских услуг может назначить анализ крови, поскольку послеродовая депрессия может вызывать симптомы, сходные со многими заболеваниями щитовидной железы.

Помните, что ваш поставщик медицинских услуг готов поддержать вас и убедиться, что вы здоровы, поэтому будьте честны с ним. Нет осуждения, и вы не одиноки в своих чувствах.

Как врачи проводят скрининг послеродовой депрессии?

Выявить легкие случаи послеродовой депрессии бывает непросто. Поставщики медицинских услуг в значительной степени полагаются на ваши ответы на их вопросы.

Многие поставщики медицинских услуг используют Эдинбургскую шкалу послеродовой депрессии для выявления послеродовой депрессии. Он состоит из 10 вопросов, связанных с симптомами депрессии, такими как чувство несчастья, тревоги или вины. Вас просят отметить ответ, который ближе всего соответствует вашему самочувствию за последние семь дней. Более высокий балл указывает на возможную послеродовую депрессию.

Если ваш врач считает, что у вас есть признаки послеродовой депрессии, он порекомендует соответствующее лечение.

Управление и лечение

Как лечить послеродовую депрессию?

Послеродовая депрессия лечится по-разному в зависимости от типа и тяжести ваших симптомов. Варианты лечения включают успокоительные или антидепрессанты, психотерапию (разговорную терапию или когнитивно-поведенческую терапию) и участие в группах поддержки.

Лечение послеродового психоза может включать медикаментозное лечение депрессии, тревоги и психоза. Вы также можете быть госпитализированы в лечебный центр на несколько дней, пока ваше состояние не стабилизируется. Если вы не реагируете на это лечение, может быть эффективной электросудорожная терапия (ЭСТ).

Если вы кормите грудью (грудное вскармливание), не думайте, что вам нельзя принимать лекарства от депрессии, беспокойства или даже психоза. Поговорите со своим поставщиком медицинских услуг о ваших вариантах.

Какие лекарства можно принимать при послеродовой депрессии?

Ваш лечащий врач может назначить антидепрессанты для лечения симптомов послеродовой депрессии. Антидепрессанты помогают сбалансировать химические вещества в вашем мозгу, которые влияют на ваше настроение.

Если вы кормите грудью, поговорите со своим лечащим врачом о рисках и преимуществах приема антидепрессантов. Лекарства могут попасть к ребенку через молоко. Однако уровень переноса, как правило, низкий, и многие антидепрессанты считаются безопасными. Ваш врач может помочь вам решить, какое лекарство вам подходит, исходя из ваших симптомов и если вы кормите грудью.

Некоторые распространенные антидепрессанты для лечения послеродовой депрессии:

  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), такие как сертралин (Золофт®) и флуоксетин (Прозак®).
  • Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН), такие как дулоксетин (Симбалта®) и десвенлафаксин (Пристик®).
  • Бупропион (Велбутрин® или Зибан®).
  • Трициклические антидепрессанты (ТЦА), такие как амитриптилин (Элавил®) или имипрамин (Тофранил®).

Имейте в виду, что для того, чтобы антидепрессанты подействовали, требуется не менее трех-четырех недель. Поговорите со своим лечащим врачом, прежде чем прекратить прием лекарства. Слишком раннее прекращение приема лекарств может привести к возвращению симптомов. Большинство поставщиков рекомендуют уменьшить дозу перед полной остановкой.

Если ваш врач обнаружит послеродовую депрессию, пока вы все еще находитесь в больнице, он может порекомендовать внутривенное введение препаратов, содержащих брексанолон.

Как справиться с послеродовой депрессией?

Чувствовать себя подавленным — это нормально. Родительство полно взлетов и падений, и иметь ребенка нелегко. Если у вас депрессия, вы не должны страдать в одиночку. Ваш поставщик медицинских услуг может помочь найти лечение, которое вам подходит.

Вот что вы можете сделать, чтобы справиться с послеродовой депрессией:

  • Найдите кого-нибудь, с кем можно поговорить — терапевта, друга, члена семьи или кого-то, кто выслушает вас и поможет.
  • Присоединяйтесь к группе поддержки для молодых родителей.
  • Старайтесь правильно питаться и находите время для физических упражнений.
  • Отдайте предпочтение отдыху.
  • Прогуляйтесь с друзьями или поговорите с ними по телефону.
  • Найдите время для ухода за собой и занятий, которые вам нравятся, например чтения или других хобби.
  • Получите помощь по дому или поручениям.

Что произойдет, если не лечить послеродовую депрессию?

Невылеченная послеродовая депрессия опасна и затрагивает вас, вашего ребенка и тех, кто вас любит. Это может заставить вас:

  • Почувствовать, что у вас нет энергии.
  • Муди.
  • Поверьте, вы не можете позаботиться о своем ребенке.
  • Невозможно сосредоточиться или принять решение.
  • Есть мысли причинить себе вред.

Профилактика

Можно ли предотвратить послеродовую депрессию?

Послеродовую депрессию нельзя полностью предотвратить. Это помогает узнать предупреждающие признаки состояния и факторы, повышающие риск. Вот несколько советов, которые могут помочь предотвратить послеродовую депрессию:

  • Будьте реалистичны в своих ожиданиях в отношении себя и своего ребенка.
  • Ограничьте количество посетителей, когда вы впервые идете домой.
  • Попросите о помощи — сообщите другим, как они могут вам помочь.
  • Спите или отдыхайте, когда спит ваш ребенок.
  • Упражнение — прогуляйтесь и выйдите из дома на перерыв.
  • Поддерживайте связь с семьей и друзьями — не изолируйте себя.
  • Укрепляйте отношения с партнером — уделяйте время друг другу.
  • Ожидайте несколько хороших и несколько плохих дней.

Перспективы/прогноз

Каковы перспективы для женщин с послеродовой депрессией?

С профессиональной помощью почти все люди, страдающие послеродовой депрессией, могут преодолеть свои симптомы.

Жить с

Вам следует обратиться за профессиональной помощью, когда:

  • Симптомы сохраняются более двух недель.
  • Вы не можете нормально функционировать или справляться с повседневными ситуациями.
  • У вас есть мысли навредить себе или ребенку.
  • Вы чувствуете сильную тревогу, страх и панику большую часть дня.

Для немедленной помощи или если у вас есть мысли причинить вред себе или кому-либо еще:

  • В экстренной ситуации наберите 911.
  • Позвоните в Национальную горячую линию по предотвращению самоубийств (Lifeline) по телефону 1-800-273-TALK (8255) или воспользуйтесь функцией онлайн-чата. Они также могут предоставить бесплатную и конфиденциальную эмоциональную поддержку.
  • Обратитесь в службу экстренной помощи, отправив текстовое сообщение HELLO на номер 741741.

Часто задаваемые вопросы

Есть ли у меня послеродовая тревога или послеродовая депрессия?

Послеродовая тревога и послеродовая депрессия имеют некоторые общие симптомы, но это разные состояния. Чрезмерное беспокойство, чувство паники без причины и иррациональные страхи или навязчивые идеи — все это признаки послеродовой тревоги. Важно обсудить все свои симптомы со своим лечащим врачом, чтобы он мог оказать вам необходимую помощь.

Могут ли папы болеть послеродовой депрессией?

Да, оба партнера могут иметь симптомы послеродовой депрессии. Вам и вашему партнеру необходимо обратиться за медицинской помощью, если у вас появятся признаки депрессии или беспокойства после того, как вы принесете домой ребенка. По оценкам, 4% партнеров испытывают депрессию в первый год после рождения ребенка.

Что такое послеродовая дисфория?

Послеродовая дисфория — другое название детской хандры. Он начинается в течение первой недели после родов и проходит без медикаментозного лечения в течение нескольких дней.

Как я могу помочь человеку с послеродовой депрессией?

Люди с послеродовой депрессией нуждаются в большой поддержке. Вот несколько способов, которыми вы можете помочь:

  • Узнайте о признаках депрессии и беспокойства и посоветуйте своему другу или партнеру обратиться за медицинской помощью.
  • Будьте хорошим слушателем. Дайте им знать, что вы готовы выслушать и помочь.
  • Предложите им помощь в повседневных делах, таких как уборка и выполнение поручений.
  • Предложите помочь присмотреть за ребенком, пока он спит или отдыхает.
  • Поощряйте их обращаться за помощью к терапевту или другому поставщику психиатрических услуг. Предложите назначить встречу или пойти с ними в качестве человека поддержки.

Записка из клиники Кливленда

Послеродовая депрессия — это распространенное расстройство настроения, которым страдает каждая седьмая женщина после родов. Это не ваша вина, и вы ничего не сделали, чтобы вызвать это. Это не делает вас плохим родителем или плохим человеком. Биологические, физические и химические факторы, вызывающие ППД, находятся вне вашего контроля. Признаки послеродовой депрессии включают чувство грусти или бесполезности, потерю интереса к вещам, которыми вы когда-то наслаждались, чрезмерный плач и перепады настроения. Поговорите со своим лечащим врачом, если вы считаете, что у вас послеродовая депрессия. Они могут выяснить, как лучше всего справиться с вашими симптомами. Консультирование, лекарства или присоединение к группе поддержки могут помочь.

Эмоциональные изменения после инсульта | Stroke Association

Что я могу сделать со своим самочувствием?

1. Получите помощь

Когда у вас случился инсульт, вам придется справляться со многими проблемами, поэтому не бойтесь просить о помощи. Если вы беспокоитесь о том, как вы себя чувствуете, или вы думаете, что можете столкнуться с некоторыми из проблем, которые мы описали, вам нужно поговорить об этом со своим лечащим врачом, медсестрой по инсульту или терапевтом. Они смогут рассказать вам о доступной поддержке. Врачи часто упускают из виду эмоциональные проблемы, и иногда бывает трудно заставить их относиться к ним серьезно. Однако вам нужно верить, что вы знаете себя лучше, чем они, поэтому не бойтесь продолжать просить о необходимой поддержке. Если вы считаете, что не получаете должной поддержки от своего врача общей практики или инсультной бригады, обратитесь в нашу горячую линию по инсульту.

2. Поговорите об этом с кем-нибудь

Разговор о своих чувствах с понимающим человеком может действительно помочь. Вы можете сделать это с консультантом или терапевтом, или это может быть член семьи или друг — с кем вам будет удобнее разговаривать. Многие люди также находят группы поддержки полезными, потому что вы можете поговорить о своих проблемах с людьми, которые проходят через то же самое. Инсультные клубы и группы — это хороший способ познакомиться с другими людьми, пережившими инсульт, получить совет и поддержку, но существуют самые разные группы.

«Я не смог справиться со всем сам. Разговор с моим врачом и получение консультации были лучшим, что я когда-либо делал».
Крейг

3. Будьте в курсе

Инсульт может вызвать у вас подавленное состояние или тревогу. Но общение с нужными людьми и поиск ответов на ваши вопросы помогут вам чувствовать себя лучше. Для многих людей страх повторного инсульта может стать причиной сильного стресса. Поэтому поговорите со своим лечащим врачом о том, что вы можете сделать, чтобы снизить риск повторения этого. Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь себе оставаться здоровым, например, вести активный образ жизни, правильно питаться и хорошо спать. Все эти вещи также способствуют вашему эмоциональному благополучию.

Если вы беспокоитесь о том, что не сможете вернуться к работе, поговорите со своим работодателем или в Центре трудоустройства Plus о том, как вам могут помочь вернуться на работу. Если у вас есть специалист по трудотерапии, он может дать совет и поддержку. Если вы беспокоитесь о деньгах, узнайте, какую финансовую поддержку вы можете получить. Прочтите нашу информацию о финансовой помощи и льготах после инсульта или позвоните в нашу службу поддержки, чтобы узнать, какая помощь вам доступна.

Проблемы с общением могут затруднить задавание вопросов, но ваш логопед может помочь вам поговорить с другими членами вашей инсультной бригады, если это поможет вам получить необходимую информацию.

4. Успокойтесь с собой

Многие люди обнаруживают, что после инсульта им приходится снова узнавать, что для них «нормально». Это означает, что нужно прислушиваться и к своему телу, и к своему мозгу, и не ожидать от себя слишком многого, по крайней мере, с самого начала. Не нужно смущаться из-за того, как вы себя чувствуете — вам нужно со многим справиться. Будьте открыты в отношении проблем, которые у вас есть. Если вы не знаете, как поговорить об этом с другими людьми, помните, что они могут не понимать, что с вами происходит, и им может быть полезно знать об этом. Скажите им, если они могут чем-то помочь.

«Примите тот факт, что у вас будут плохие дни, и не переусердствуйте, когда это случится. Принимайте каждый день таким, какой он есть».
Мишель

5. Найдите новые цели

Многие люди чувствуют, что теряют чувство цели после инсульта. Это действительно может повлиять на вашу уверенность и заставить вас чувствовать себя подавленным. Вот почему так важно оставаться на связи с людьми и вещами в вашей жизни как можно дольше. Это может быть сложно, так как вы не сможете делать все, что делали раньше. Но будут вещи, которые вы можете сделать, поэтому сосредоточьтесь на них. Ставьте перед собой маленькие цели, к которым нужно стремиться, шаг за шагом.

Следите за своим прогрессом, так как его легко забыть, особенно если что-то происходит не так быстро, как вам хотелось бы. Это может быть особенно тяжело, если вы работали или были вовлечены во многие вещи до инсульта. Но вы должны помнить, что возможности все еще есть, возможно, вам просто нужно найти другие способы использовать свои навыки и таланты. Многие люди считают, что такие вещи, как волонтерство, участие в исследованиях или поиск новых интересов, помогают им снова почувствовать себя полезными после инсульта.

6. Будьте настолько активны, насколько можете

Когда вы активны, ваше тело выделяет химические вещества в мозг, которые делают вас счастливее. Из-за этого было доказано, что упражнения помогают решить ряд эмоциональных проблем. Это не обязательно должен быть бег или плавание, даже короткая прогулка или небольшая работа в саду могут иметь положительный эффект. Если вы не можете встать и двигаться, занятия лечебной физкультурой сделают вас активнее или попробуйте выполнять упражнения на стуле. Йога и тай-чи включают в себя элементы осознанности и расслабления, поскольку они побуждают вас сосредоточиться на своем теле и дыхании. Так почему бы не дать им шанс? Даже если у вас есть физические проблемы, многие движения можно адаптировать. Поговорите с местным инструктором или обратитесь в местную группу по инсульту и спросите о подходящих занятиях.

Прочтите нашу информацию о том, как оставаться активным после инсульта.

7. Попробуйте расслабиться

Расслабление может помочь вам справиться, когда ваши эмоции начинают переполнять вас. Исследования показали, что релаксация может быть особенно полезна при лечении беспокойства после инсульта. Есть техники, которым можно научиться, чтобы помочь себе расслабиться. Обычно они сосредоточены на дыхании или снятии напряжения с мышц. Многие люди обнаруживают, что осознанность (разновидность медитации) или другие формы медитации также помогают им. Это техники, которые побуждают вас уделять больше внимания настоящему моменту — своим мыслям и чувствам, а также своему телу и окружающему миру. Это может быть особенно полезно, когда вы чувствуете себя подавленным. Существует множество книг, DVD-дисков и веб-сайтов, которые могут научить вас расслаблению и медитации. Хотя большинство из них не предназначены для людей, перенесших инсульт, все же, вероятно, вы можете получить от них много полезного, и многие выжившие после инсульта находят их полезными. Есть также много курсов по релаксации или внимательности. Попробуйте связаться с вашим местным колледжем или библиотекой, чтобы узнать, могут ли они рассказать вам о чем-либо в вашем районе. Курсы предоставляются NHS в некоторых областях. Поэтому спросите своего врача общей практики, есть ли что-нибудь доступное там, где вы живете.

«Отдохните не только телом, но и разумом».
Патриция

8. Выражайте свои чувства

Записывание вещей поможет вам справиться с негативными мыслями и чувствами. Многие люди считают, что им помогает ведение дневника — его не нужно записывать, вместо этого вы можете вести видеодневник. Такие вещи, как искусство, музыка, фотография или поэзия, также могут дать вам способ выразить свои чувства. Из-за проблем с общением вам может быть очень трудно выразить свои чувства. Но это не должно мешать вам получать необходимую эмоциональную поддержку. Поэтому, если вы боретесь со своими эмоциями и хотели бы поговорить с кем-нибудь, сообщите об этом своему логопеду и спросите, какая поддержка доступна для вас.