Понятие «нормы» важно для психодиагностики и психологии индивидуальных различий.
Влияние оказывают четыре фактора.
1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной). Например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.
2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся.
3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.
4. Представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.
В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.
Итак, нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.
Вот что написано об аномальном развитии: Аномальное развитие в широком смысле – всякое отклоняющееся от нормативного (по психологическим и социокультурным нормам) развитие ребенка, в том числе и с ретардацией (задержка) и с акселерацией. Широкий смысл включает 2 категории детей:
1)с опережающим интеллектуальным, моторным, эмоциональным и социальным развитием,
2) с задержкой развития указанных сторон или с разнообразными сочетаниями нарушений развития (нарушения развития у детей с генетической, перинатальной, неврологической, психической патологией, с умственной отсталостью разных форм, с нарушениями адаптации). Аномальное развитие в узкий смысл – болезненное по происхождению (генетическая патология, органическая патология и т.д.), ведущее к дезадаптации отклонение в развитии.
В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ: «Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия». Психологические критерии, которые помогают различить нормальное и аномальное состояние:
Неадекватность поведения человека в той ситуации, в которой он находится.
Отсутствие критичности по отношению поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению.
Непродуктивность деятельности. Человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет.
Оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния "совершенства", к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы - субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.
Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.
Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Идеальное с точки зрения индивида.
studfiles.net
Мы постоянно что-то чувствуем. Каждую секунду своего существования. Радость, страх, горечь, жажду, восхищение... Такие разные, но все это - наши чувства.
Живя в мире, общаясь с ним и его обитателями, человек не может не выражать своего отношения к тому, что происходит вокруг. В этом и заключается основа взаимодействия индивидуума с окружающим его миром - явлениями, предметами, людьми - в умении чувствовать и раскрывать свои чувства, основанные на эмоциях.
Когда человек очень бурно, ярко, громко выражает свое отношение к чему-то, мнение о ком-то, мы говорим, что он эмоционален. Действительно, разбираться в вопросе чувств нельзя, не поговорив об их основе - эмоциях.
Чем лучше они развиты в человеке, тем глубже будут его отношения с другими людьми, тем ярче станет мир его внутренних переживаний. Их можно и развить и даже натренировать, потому что эмоция - это состояние (психофизиологическое), которое является индикатором, оценкой, ответом на действия извне. То есть это своего рода рефлекс.
При необходимости можно эмоции настроить. Например, в ответ на толчок в утренней давке в автобусе вы можете испытывать гнев, легкое раздражение или полное безразличие - разница впечатляет.
Существуют несколько уровней эмоциональных переживаний (явлений) человека:
Их разделяют на два типа: стенический (позитивный) и астенический (негативный). Первый тип чувств подготавливает организм человека к большим затратам энергии, он связан с возбуждением, активностью, бодростью.
Второй - является следствием отказа от действий в состоянии стресса или эмоционально напряженного окружения. Наблюдается спад активности, подавленность, апатия.
Чувства человека - это показатель его потребностей, как социальных, так и духовных. Несмотря на сложность их определения, чувства даже разделили на виды.
Степень или уровень развития сферы чувств у отдельно взятой личности - это так называемый эмоциональный интеллект человека. Он включает в себя способности узнавать и определять эмоции у окружающих, потребность делится своими чувствами и принимать их от других людей, сопереживать.
Каким бы высоким или низким не был уровень эмоционального интеллекта у человека, начинается все восприятие с органов чувств.
С чего начинается чувство? Это мы уже уяснили - с эмоционального тона, который формируется у человека на основе данных об окружающей среде и его положении в ней. А собирает человек эту информацию посредством различных органов своего тела (органов чувств).
Их у человека пять:
Таким образом, получается, что органы чувств - это органы человеческого тела, которые посредством рецепторов собирают данные из окружающего мира и отправляют их к мозгу человека, позволяя тем самым составить мнение о нем.
К дистанционным органам чувств относятся глаза, уши, нос - они способны воспринимать сигналы на расстоянии.
Иногда эти органы способны компенсировать друг друга. Так, например, известно, что у слабовидящих людей часто очень хорошо развиты слух и осязание.
Центральная нервная система анализирует информацию, поступающую посредством рецепторов, и идентифицирует ее. Так человек получает ощущения, которые в дальнейшем складываются в эмоции и чувства.
Оказывается, что у человека органы чувств развиты неравномерно.
Например, глаза могут посылать информацию к нервной системе интенсивнее, быстрее, чем уши и нос. То есть зрительные ощущения будут основными в восприятии окружающего мира. Такие люди называются визуалами. Их около 35% от всего населения планеты. Визуалы видят мир в картинках, прекрасно запоминают внешние детали. Если вы будете в общении с таким человеком использовать зрительные образы, наглядно представлять информацию, он скорее и глубже поймет вас. Фразы типа: "Посмотри, как вкусно!" - это норма для визуала. Чувство - это образ в его глазах.
25% жителей Земли сильнее и быстрее воспринимают слуховые ощущения - это аудиалы. Для них очень важен звук. Не так важно, что вы скажете, а вот тембр голоса, темп речи вызовут гораздо более сильное чувство. Это основной принцип восприятия информации. Общаясь с аудиалом, следите за эмоциональностью своей речи.
Все остальные - это кинестетики. Их мир - это в большей мере тактильные ощущения. Поэтому им важно быть рядом с собеседником, прикасаться к нему или к себе, или к чему-то еще. В наш век дистанционных технологий кинестетикам сложнее всего приспособиться. Хотите, чтобы он вас услышал? Дайте себя потрогать, хотя бы подержать за рукав.
Человек способен испытывать чувства разной силы (по эмоциональному накалу) по отношению к одному объекту.
Например, прием пищи. Насколько сильное чувство удовольствия испытает человек, обедая дома? А в гостях? В ресторане? После долгой диеты? На природе? Амплитуда чувственных переживаний будет довольно большой во всех предложенных вариантах. Так происходит потому, что сила чувств - это то количество энергии, которое получает человек от эмоций или затрачивает на них. То есть чем больше эмоций мы получаем или выражаем в комплексе (по отношению к одному объекту, действию), тем сильнее будет испытываемое чувство. Таким образом выражения типа "сильно люблю" и "несильно люблю" имеют полное право на существование.
Каждый человек способен развить в себе высокий эмоциональный интеллект, испытывать сильные и яркие чувства на протяжении всей жизни и в любой ситуации.
fb.ru
Любопытно как-то мышление устроено. Две совершенно разные фразы вызывают мысли, не имеющие отношения к самим фразам, а те опять что-то толкают в башке и вот уже хочется для самого себя зафиксировать то, что надумалось. И ещё знаю, что, пока буду писать, изменятся и сами мысли и то, что будет написано никак не будет похоже на то, о чём думал сначала. Кстати, сами фразы — одна, услышанная в интервью Марка Рубинштейна: «Основная черта интеллигентного человека – чувство меры» — а вторая о критерии выбора собеседников по интернету: «Лично-настроенческое приветствую, лично-фактическое — нет :)»
Кто может определить понятие НОРМА? Именно своё понимание. Можно сколько угодно рассуждать, что «для каждого – своё», или, наоборот, считать НОРМАльным только то, что приемлет большинство. А ведь понимание, наше собственное понимание, этой самой нормы — самое важное в оценке нами кого угодно (блин, обалденная ошибка получилась – вместо норма написал нора, чёрт, даже это сразу ассоциации вызвало, только если и об этом писать, то уж слишком громадный текст выйдет, даже жаль). Да и в определении нас самих, хоть нами же, хоть посторонними. На чём строятся любые отношения? Не обязательно близкие. Любые — деловые, дружеские, какие угодно? Можно расписывать чёрт знает сколько разных красивых слов, но всё равно основой будет определённая схожесть в том, что для обоих людей будет считаться нормой. Нормой поведения, нормой реакции, нормой восприятия. Норм ведь тоже очень и очень много. И чем ближе мы общаемся с человеком, тем ближе и должно быть это общее понимание норм. Кстати, и предательством мы называем именно высшее (в нашем понимании) нарушение каких-то норм, которые для нас незыблемы.
Так… теперь дальше, а то я застреваю на каждой фразе .
Так вот, норма — это вещь довольно растяжимая))) Не бывает что бы вот так вот и никак иначе. Как раз допускается определённое ОТ и ДО. И тут уже то главное, о чём и думается. О чувстве меры. Именно эти границы нормы и определяют (как мне кажется) меру. У каждого они свои. Ты в них? Значит, мы с тобой совпадаем в этом понимании нормы, значит мы очень многое (к чему данная норма относится) воспринимаем одинаково. Ты за этими рамками? Значит, ты нарушил норму, которая приемлема для меня. Эти границы для чего угодно. Для агрессии, для того же самого занудства, для жалости, даже для доброты. И для доброты есть норма и есть границы. Только для каждого они свои. Для кого-то пожалеть или приласкать ребёнка – выйти за определённые границ, а есть и такие, например, которые считают нормой прямо нечеловеческую доброту к бездомным собакам, с ненавистью ко всем тем, кто их не поддерживает. А представьте человека, доброго ко всем? От души доброго. Для меня он будет или воплощением жуткого инфантилизма и наивности или я смогу назвать его «добреньким". Но это МОЯ норма, которая и определяет рамки чувства меры. Или посмотрите на «бомонд» — многим кажется, что с чувством меры там не всё в порядке? Достаточно посмотреть, например, на лицо того же Зверева (родила царица в ночь снизу сына, сверху — дочь) или на манеру поведения большинства из этих персонажей. Но для них это становится чуть ли не обязательной НОРМОЙ. И так во всём, хоть даже в поведении политиков. И мы тоже как-то начинаем воспринимать эти нормы. К примеру, чиновник-миллионер — норма? Хотя все великолепно понимают, что на госзарплату так жить невозможно.
К чему я это всё? Вот сколько раз каждый из нас отвечал на вопросы типа – что для вас важнее всего из человеческих качеств? Так вот я посмею утверждать, что для всех, абсолютно для всех, самым важным всегда будет именно чувство меры, вернее, совпадение «мер» своей и других. И если нет этого совпадения – не будет и никаких других НОРМАЛЬНЫХ отношений. А если и будут, то, скорее всего, или временные, пока слишком уж разница в восприятии по глазам не ударит, или такие, в которых кто-то старается закрыть глаза на то, что второй человек – совсем другой. Кстати, вот это «совсем другой» и определяется прежде всего не чем-то, а «чувством меры». А вот если кажется со стороны, что люди «совершенно разные», что они друг другу не подходят или живут как кошка с собакой, но они всё равно вместе, то значит в чём-то таком, главном для них, есть совпадение норма, и чувство меры у них тоже в чём-то очень похоже.
К чему я всё это писал? Да ни к чему, просто попытался сформулировать, разложить по полочкам то, что закрутилось в голове. Вот как раз тот случай, когда «мыслишь постом")))
А я бы и ещё чего-нибудь дальше писал — Остапа несло)))
И кто-нибудь может сказать, как две фразы совершенно, казалось бы, не об этом, потащили за собой посторонние мысли?)))
horde.me
Оказывается, перед восторженно-засыпающими делегатами последнего, XXVIII съезда КПСС выступал «афганец» (вся грудь в орденах), который на самом деле был мошенником и никогда в Афганистане даже не появлялся. А одна серьезная и очень...
Оказывается, перед восторженно-засыпающими делегатами последнего, XXVIII съезда КПСС выступал «афганец» (вся грудь в орденах), который на самом деле был мошенником и никогда в Афганистане даже не появлялся. А одна серьезная и очень центральная газета, с целью улучшения демографии, напечатала фотографию о счастливых молодых родителях первенца, не заметив, что родители эти еще школьники, и не смутившись (по незнанию), что фамилия папы Аугшкап. А еще… Но все остальное вы прочитаете в книге Павла Гутионтова «Марзан почти не виден». Не буду микшировать удовольствие.
Эта книга доказывает правоту Пастернака: действительно «И дольше века длится день»! Тот самый один день, который живет газета. Тексты, написанные в 90-е и даже в 70-е годы прошлого века и опубликованные в «Комсомолке», «Новой газете», «Часе пик», «Среде» (а также не публиковавшиеся нигде), читаются с тем же интересом, что и тогда. Уже и некоторые газеты, где они печатались, не существуют. Хотя… интерес все-таки не тот же. То, что с пылу с жару виделось просто забавным или нелепым и абсурдным, с годами оказалось точным диагнозом. Наверно, сразу это было понять трудно — уж очень автор не похож на важного профессора, слишком для важности ироничен, тем более самоироничен. Почти всегда весело формулирует и свой диагноз. Даже когда он неутешительный.
Как сказано, «смеясь, человечество расстается со своим прошлым». Наверно, этого Гутионтов и желает человечеству, расположенному на одной шестой суши. А оно, которое на одной шестой, оказалось бережливым до скаредности, ностальгирующим — все никак не простится с тем, что его тянет назад. Еще, увы, и поэтому заметки Паши не отменяются за сроком давности. Но не только поэтому.
Удивление — вот, пожалуй, движущая сила и основной мотив многих текстов Гутионтова. В этом он очень похож на своего друга и коллегу (в том числе и по «Алому парусу» прежней «Комсомолки») Юрия Щекочихина. Врожденное знание нравственного закона, который внутри (со «звездным небом над головой» тоже все в порядке), и шестое чувство нормы рождают искреннее удивление при столкновении с многообразными антинормами, так привычно принимаемыми большинством. Паша не разоблачает эти антинормы — патетика ему вообще не свойственна — он их контрастно показывает и смеется над ними. Ведь зло уродливо, а значит, в сущности, смешно.
Но книга Гутионтова, как он сам ее определил, «о журналистике и журналистах», была бы неполной, если бы в ней не жили положительные герои — те самые, которых искала вместе с пожарными и милицией, да так и не смогла найти советская власть. Это и конструктор самодельного планера Колька, и капитан атомного ледокола Ламехов, руководитель детского хора «Весна» Пономарев… А последняя глава так и называется — «Любимые люди». Она состоит из ярких, любовно написанных портретов друзей (и, я бы сказал, коллег по норме): журналистов Алика Шумского, Ярослава Голованова, Юры Щекочихина, Олега Жадана и поэтов, занимавшихся журналистикой, — Александра Аронова и Вадима Черняка.
Эта глава добавляет книге, вызывающей некоторыми сюжетами и описанными ситуациями просто-таки гомерический смех, интонацию светлой печали — ее героев уже нет на этом свете, но какие же они живые на страницах «Марзана…»!
А вообще это смелая книга. И по тому, как в ней трагическое сталкивается с комическим — непроизвольно, как в жизни. И потому, что в нее помещены неисправленные и недополненные тексты, опубликованные еще в годы застоя. Гутионтов и тогда не писал того, чего не хотел, ему нечего стыдиться.
…Однажды в эти самые застойные годы мы сидели, как было принято, на кухне, и когда все песни были уже спеты, а байки и анекдоты рассказаны, решили от нечего делать погадать по книге. Не знаю почему я достал сборник азербайджанского фольклора. Паша назвал номер страницы и строчки, и я зачитал: «Ты большой храбрец, паша!». Все грохнули. Особенно смешно это было потому, что буквально на днях остался на Западе спортивный журналист из «Комсомолки», которому Паша недавно давал рекомендацию в партию, и даже в связи с этой историей научил моего попугая фразе «Почем родина?».
«Ты большой храбрец, Паша!» — чуть ли не хором декламировали мы. «Почем родина? Почем родина?» — кричал разбуженный попугай. Словом, как любит повторять Гутионтов, жаль, что вас не было с нами… Но гаданье-то про него сбылось!
www.novayagazeta.ru
"Нарушители": Александр Твардовский, Самуил Маршак, Владимир Соколов, Александр Межиров, Николай Рубцов, Давид Самойлов.
======================================================1. Слово рифмуется с самим собой.---------------------------------------------------------------------Александр Твардовский. Фрагмент стихотворения "Две строчки" ("Из записной потертой книжки")---------------------------------------------------------------------Среди большой войны жестокой,С чего - ума не приложу,Мне жалко той судьбы далекой,Как будто мертвый, одинокий,Как будто это я лежу,Примерзший, маленький, убитыйНа той войне незнаменитой,Забытый, маленький, лежу.---------------------------------------------------------------------http://www.rupoem.ru/tvardovskij/all.aspx#iz-zapisnoj-potertoj
======================================================2. Слово рифмуется с самим собой.----------------------------------------------------------------------Николай Рубцов. Стихотворение "Село стоит на правом берегу"----------------------------------------------------------------------Село стоитНа правом берегу,А кладбище -На левом берегу.И самый грустный все жеИ нелепыйВот этот путь,Венчающий борьбуИ все на свете,-С правогоНа левый,Среди цветовВ обыденном гробу...----------------------------------------------------------------------http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/rubtsov/poetry_22615.shtml
======================================================3. Слово рифмуется с самим собой.----------------------------------------------------------------------Владимир Соколов. Фрагмент стихотворения "Что-нибудь о России"----------------------------------------------------------------------Что-нибудь о России?Стройках и молотьбе?..Все у меня о России,Даже когда о себе.----------------------------------------------------------------------http://arinuha.narod.ru/library/autor03.htm
======================================================4. Слово рифмуется с однокоренным словом (не с самим собой; см. комментарий gomazkov http://alex-vinokur.livejournal.com/388943.html?thread=952655#t952655)---------------------------------------------------------------------Александр Межиров. Фрагмент стихотворения "Из освещенных городов"---------------------------------------------------------------------Под антресолями внизуХозяйка дома на газуБескофеинный кофе варитИ на машинке мягко шпаритЕжеминутно десять фраз.Но дело, в сущности, не в этом,А дело в том, что в мире этомНа этот раз, на этот раз,На этот раз живу приватно,Как будто нет пути обратно.---------------------------------------------------------------------https://www.facebook.com/groups/608311169303694/permalink/608395939295217/#_=_---------------------------------------------------------------------Примечание. В публикации этого стихотворения в http://magazines.russ.ru/arion/1995/4/chital3-pr.html строчка "А дело в том, что в мире этом" отсутствует. по ошибке ( https://www.facebook.com/groups/608311169303694/permalink/608395939295217/?comment_id=627876210680523&offset=0&total_comments=9&comment_tracking={%22tn%22%3A%22R0%22} )
======================================================5. Использование одного и того слова в близлежащих строках.---------------------------------------------------------------------Александр Межиров. Фрагмент стихотворения "Предвоенная баллада"---------------------------------------------------------------------И опять над радиолойК потолку наискосокПоднимается веселый,Упоительный вальсок.И под вальс веселой Вены,Шаг не замедляя свой,Парами – в передвоенный,Роковой, сороковой.---------------------------------------------------------------------http://chernov-trezin.narod.ru/ANTOL4.htm#предвоеннаябаллада
======================================================6. Использование нескольких слов с одним и тем же корнем в близлежащих строках---------------------------------------------------------------------Самуил Маршак. Фрагмент стихотворения "Когда, изведав трудности ученья"---------------------------------------------------------------------Но часто жизнь бывает к нам сурова:Иному век случается прожить,А он не может значащее словоИз пережитых горестей сложить.---------------------------------------------------------------------http://www.rupoem.ru/marshak/kogda-izvedav-trudnosti.aspx
======================================================7. Различное число слогов в рифмуемых строках---------------------------------------------------------------------Александр Твардовский. Фрагмент стихотворения "Перед войной, как будто в знак беды"---------------------------------------------------------------------Под их корой, как у бревна отхлупшею,Виднелся мертвенный коричневый нагар. // 12И повсеместно избранные, лучшиеПостиг деревья гибельный удар... // 10---------------------------------------------------------------------http://www.rupoem.ru/tvardovskij/pered-vojnoj-kak.aspx
======================================================8. Различное число слогов в чётных рифмуемых строках---------------------------------------------------------------------Самуил Маршак. Стихотворение "Пожелания друзьям"---------------------------------------------------------------------Желаю вам цвести, расти,Копить, крепить здоровье. // 7Оно для дальнего пути —Главнейшее условье. // 7
Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет. // 7Пусть добрым будет ум у вас,А сердце умным будет. // 7
Вам от души желаю я,Друзья, всего хорошего. // 8А всё хорошее, друзья,Дается нам недешево! // 8---------------------------------------------------------------------http://www.rupoem.ru/marshak/zhelayu-vam-cvesti.aspx
======================================================9. Неполная первая строфа---------------------------------------------------------------------Александр Твардовский. Стихотворение "На дне моей жизни, на самом донышке"---------------------------------------------------------------------На дне моей жизни, на самом донышкеЗахочется мне посидеть на солнышке,На теплом пенушке.
И чтобы листва красовалась палаяВ наклонных лучах недалекого вечера.И пусть оно так, что морока немалая -Твой век целиком, да об этом уж нечего.
Я думу свою без помехи подслушаю,Черту подведу стариковскою палочкой:Нет, все-таки нет, ничего, что по случаюЯ здесь побывал и отметился галочкой.---------------------------------------------------------------------http://www.rupoem.ru/tvardovskij/na-dne-moej.aspx
======================================================10. Одновременное использование нескольких близких по смыслу слов (синонимов)---------------------------------------------------------------------Давид Самойлов. Стихотворение "Стихи читаю Соколова"---------------------------------------------------------------------Стихи читаю Соколова —Не часто, редко, иногда.Там незаносчивое слово,В котором тайная беда.
И хочется, как чару к чаре,К его плечу подать плечо —И от родства, и от печали,Бог знает от чего еще!..---------------------------------------------------------------------http://samoilov.ouc.ru/stihi-chitayu-sokolova.html
======================================================11. Одновременное использование нескольких близких по смыслу слов (синонимов)---------------------------------------------------------------------Александр Межиров. Стихотворение "Звуки педалируя, ослабли"---------------------------------------------------------------------Звуки педалируя, ослаблиВсе мои кумиры, все ансамбли…
Только «Аббу» слышу и сегодня, -Как поет в далеком далеке,Отрешенно, холодно, свободно,На плохом английском языке.---------------------------------------------------------------------http://iknigi.net/avtor-aleksandr-mezhirov/85908-kakaya-muzyka-byla-aleksandr-mezhirov/read/page-5.html
======================================================12. Несколько "нарушений" 12.1. Каждая строфа начинается с одной и той же строки: Спасибо, музыка, за то 12.2. Слово рифмуется с однокоренным словом: чудо и причуда 12.3. Слово рифмуется с однокоренным словом: подделать и поделать----------------------------------------------------------------------Владимир Соколов. Стихотворение "Спасибо, музыка, за то"----------------------------------------------------------------------
Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
----------------------------------------------------------------------http://soulibre.ru/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%BE,_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0,_%D0%B7%D0%B0_%D1%82%D0%BE_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2)alex-vinokur.livejournal.com
Оказывается, перед восторженно-засыпающими делегатами последнего, XXVIII съезда КПСС выступал «афганец» (вся грудь в орденах), который на самом деле был мошенником и никогда в Афганистане даже не появлялся. А одна серьезная и очень...
Оказывается, перед восторженно-засыпающими делегатами последнего, XXVIII съезда КПСС выступал «афганец» (вся грудь в орденах), который на самом деле был мошенником и никогда в Афганистане даже не появлялся. А одна серьезная и очень центральная газета, с целью улучшения демографии, напечатала фотографию о счастливых молодых родителях первенца, не заметив, что родители эти еще школьники, и не смутившись (по незнанию), что фамилия папы Аугшкап. А еще… Но все остальное вы прочитаете в книге Павла Гутионтова «Марзан почти не виден». Не буду микшировать удовольствие.
Эта книга доказывает правоту Пастернака: действительно «И дольше века длится день»! Тот самый один день, который живет газета. Тексты, написанные в 90-е и даже в 70-е годы прошлого века и опубликованные в «Комсомолке», «Новой газете», «Часе пик», «Среде» (а также не публиковавшиеся нигде), читаются с тем же интересом, что и тогда. Уже и некоторые газеты, где они печатались, не существуют. Хотя… интерес все-таки не тот же. То, что с пылу с жару виделось просто забавным или нелепым и абсурдным, с годами оказалось точным диагнозом. Наверно, сразу это было понять трудно — уж очень автор не похож на важного профессора, слишком для важности ироничен, тем более самоироничен. Почти всегда весело формулирует и свой диагноз. Даже когда он неутешительный.
Как сказано, «смеясь, человечество расстается со своим прошлым». Наверно, этого Гутионтов и желает человечеству, расположенному на одной шестой суши. А оно, которое на одной шестой, оказалось бережливым до скаредности, ностальгирующим — все никак не простится с тем, что его тянет назад. Еще, увы, и поэтому заметки Паши не отменяются за сроком давности. Но не только поэтому.
Удивление — вот, пожалуй, движущая сила и основной мотив многих текстов Гутионтова. В этом он очень похож на своего друга и коллегу (в том числе и по «Алому парусу» прежней «Комсомолки») Юрия Щекочихина. Врожденное знание нравственного закона, который внутри (со «звездным небом над головой» тоже все в порядке), и шестое чувство нормы рождают искреннее удивление при столкновении с многообразными антинормами, так привычно принимаемыми большинством. Паша не разоблачает эти антинормы — патетика ему вообще не свойственна — он их контрастно показывает и смеется над ними. Ведь зло уродливо, а значит, в сущности, смешно.
Но книга Гутионтова, как он сам ее определил, «о журналистике и журналистах», была бы неполной, если бы в ней не жили положительные герои — те самые, которых искала вместе с пожарными и милицией, да так и не смогла найти советская власть. Это и конструктор самодельного планера Колька, и капитан атомного ледокола Ламехов, руководитель детского хора «Весна» Пономарев… А последняя глава так и называется — «Любимые люди». Она состоит из ярких, любовно написанных портретов друзей (и, я бы сказал, коллег по норме): журналистов Алика Шумского, Ярослава Голованова, Юры Щекочихина, Олега Жадана и поэтов, занимавшихся журналистикой, — Александра Аронова и Вадима Черняка.
Эта глава добавляет книге, вызывающей некоторыми сюжетами и описанными ситуациями просто-таки гомерический смех, интонацию светлой печали — ее героев уже нет на этом свете, но какие же они живые на страницах «Марзана…»!
А вообще это смелая книга. И по тому, как в ней трагическое сталкивается с комическим — непроизвольно, как в жизни. И потому, что в нее помещены неисправленные и недополненные тексты, опубликованные еще в годы застоя. Гутионтов и тогда не писал того, чего не хотел, ему нечего стыдиться.
…Однажды в эти самые застойные годы мы сидели, как было принято, на кухне, и когда все песни были уже спеты, а байки и анекдоты рассказаны, решили от нечего делать погадать по книге. Не знаю почему я достал сборник азербайджанского фольклора. Паша назвал номер страницы и строчки, и я зачитал: «Ты большой храбрец, паша!». Все грохнули. Особенно смешно это было потому, что буквально на днях остался на Западе спортивный журналист из «Комсомолки», которому Паша недавно давал рекомендацию в партию, и даже в связи с этой историей научил моего попугая фразе «Почем родина?».
«Ты большой храбрец, Паша!» — чуть ли не хором декламировали мы. «Почем родина? Почем родина?» — кричал разбуженный попугай. Словом, как любит повторять Гутионтов, жаль, что вас не было с нами… Но гаданье-то про него сбылось!
spb.dev.novayagazeta.ru
Введение
Вопрос определения, что является нормой в отношении психики человека, а что можно считать психическими отклонениями, является достаточно сложным, и граница между нормой и отклонением может быть довольно-таки расплывчатой.
Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, - правилами поведения, правилами мышления.
Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме. Такими правилами могут быть обычаи, традиции и нравственные нормы. Во всех мировых религиях также очерчены определенные правила поведения, мышления, которые, будучи верно истолкованы, направляют человека по пути его развития и сохранения его от разрушения себя и окружающего мира.
Мы учимся гармонично взаимодействовать с такими правилами, принимать их либо не принимать, исходя из собственного отношения к ним либо отношения к людям, их представляющим. Для кого-то одни правила могут быть понятными и принятыми в силу их совпадения с личными характеристиками человека, в том числе его характером. А для других такие же правила могут вызвать негативную реакцию, и это также будет обусловлено его собственными качествами характера.
В таком случае может возникнуть вопрос - какие правила брать за основу для определения «нормальности» или «ненормальности» психики человека? Что вообще означает понятие «норма»? Как можно отличить человека психически здорового от человека с психической патологией? Что является психической патологией?
В этой работе я попытаюсь ответить на указанные вопросы и разграничить клинические проявления психической нормы и патологии.
1. Психическая норма
Психическая норма - относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным суждением с использованием тех или иных критериев. В свою очередь, именно при ограничении определенной психической нормы, очерчивании ее пределов, возможно, отличить и установить здоровые состояния человеческой психики и наличие психических отклонений, то есть фактически - отклонений от психической нормы. Что же означает само понятие психической нормы?
1.1 Определение психической нормы
Норма - понятие социально обусловленное. Это руководящее правило, образец. Это среднестатистическая величина, то, что характерно для большинства людей. Обратимся к определению понятия «нормы» в словарях русского языка.
Норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии - совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа (из «Энциклопедического словаря» под редакцией Введенского Б.А.).
Норма - 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Н. поведения. Нормы литературного языка. Войти (прийти) в норму (прийти в порядок, в обычное состояние). 2. Установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выработки. Н. высева семян. Н. выпадения осадков. В норме кто-что (разг.) - чувствует себя нормально, находится в нормальном состоянии (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И.).
Норма - (ж. лат.) общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Нормальный вес, мера, принятые за общее где-либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры (из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даль В.И.).
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение "нормы": норма - этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.
Наиболее распространенным пониманием понятия «психической нормы» является следующее - это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.
То есть при определении психической нормы существует привязка к определению образцов, стандартов, к определению отклонений, то есть понятие «психическая норма», в свою очередь, опирается на определение критериев общепринятого, наиболее распространенного, и понятие «патология».
Таким образом, к определению «психической нормы» можно отнести: - состояние индивидуальной психики относительно самой себя; - соответствие общественным правилам, стандартам, наиболее распространенным характеристикам, которые являются неким образцом; - способность к адаптации, к принятию решению, к самостоятельной жизнедеятельности в обычных, «нормальных» условиях; - отсутствие психических болезней, патологий.
По сути указанных определений психическая норма - это состояние, в котором человеку комфортно, при способностях к жизнедеятельности и здоровому взаимодействию с окружающим миром, при отсутствии отклонений, и которое соотносится с общепризнанными (по различным критериям), некими установленными правилами.
1.2 Основные подходы к определению «норма - патология»
В психологии одним из источником заимствования является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие "нормы" традиционно существует в виде дихотомии "норма - патология".
Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший "психопатологии обыденной жизни". В 1908 году вышла статья Ганнушкина "Постановка вопроса о границах душевного здоровья", в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и заболеванием существует множественные многообразные ступени.
В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию "нормы":
. Статистический подход. Этот подход состоит в понимании нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут понимать как аномальную. Грубо говоря, исходя из статистического подхода, быть нормальным - значит быть как все, соответствовать усредненному стандарту оценки возможностей человека. Однако, поскольку нормативы, полученные статистическим путем, обусловлены культурно, исторически, территориально, они являются относительными и не могут в полной мере быть критериями «нормальности». Отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Статистически "нормальное" общество не будет развиваться. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.
. Адаптационный подход - исходит из такого утверждения, что быть нормальным - значит быть приспособленным, адаптированным. Достоинство такого подхода состоит в целостном взгляде на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Последователи этого подхода рассматривают «норму» в связи с понятием "адаптация". При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом норма и не норма - это постоянно процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма - процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие "нормы" смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы значительно снижается.
. Культурно-релятивистский подход. Исходя из такого подхода, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что совершенно нормально для одной социальной группы, для прочих будет рассматриваться как патология. То есть, нормальное - это то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, "социумов", к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований, исключают однозначное определение нормального и патологического поведения. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (например, требования родственников, друзей, трудового коллектива, социальной среды и т.д.). Кроме того, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.
. Психопатологический подход. Является достаточно распространенным среди исследователей, которые стали принимать за основу оценки негативные критерии нормы. Исходя из этого подхода, норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Таким образом, здоровье определяется через нездоровье, норма - через аномалию. Однако, и этот подход не лишен некоторой однобокости.
. Гуманитарный (гуманистический) подход. Проявляется в оценке нормы самой по себе при отсутствии дихотомии "норма-патология". Этот подход прямо противоположен психопатологическому подходу, поскольку описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Рассматривает не отсутствие тех или иных ущербов и недугов, а самочувствие личности как некоторое особое достояние, полнота.
Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма - это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:
эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;
принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
непосредственность, простота, естественность;
центрированность на цели;
независимость и наличие потребности в уединении от суеты;
автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
спокойное отношение к социальным поощрениям;
свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;
глубокие межличностные отношения;
разграничение целей и средств;
философское чувство юмора;
сопротивление окультуриванию.
Э. Фромм выделяет следующие характерные черты нормы: - продуктивное дело, т.е. созидание; - связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; - постижение объективной реальности своим интеллектом; - осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; - отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; - постоянное возрождение нормального человека; - нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.
Исходя из вышеизложенного, границы между «нормой» и «ненормой» есть динамичны, поэтому вопрос о «норме» и «ненорме» должен решаться «здесь и сейчас». В психологии сформулированы несколько подходов, которые имеют свои достоинства и недостатки, и применению их должен предшествовать анализ индивида сразу в нескольких направлениях, чтобы найти верное решение в отношении него. Подходов к пониманию «нормы» и «ненормы» достаточно много, поэтому для решения определенных задач в своей практике психолог должен выбирать наиболее уместный и правильный подход к норме в данном, конкретном случае.
1.3 Психическое здоровье
Здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология <#"justify">2. Определение акцентуации
Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности <#"justify">3. Психическая патология
Патологическое поведение, мысли и эмоции - это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой. Суждения о том, что считать патологией, зависят от разных обстоятельств. В мире, в котором мы живем, могут сильно воздействовать на психику крупные катастрофы и различные бедствия. И какую реакцию на негативные события в таком случае можно назвать здоровой, нормальной, а какую - нет?
3.1 Определение психической патологии
Патология (от греч. pathos - страдание и logos - учение) - учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический - больной, ненормальный. Кант называет патологическим то, что определяется чувствами или влечениями (а не является самодеятельным, не определяется свободным разумным решением).
Психология <#"justify">Выводы
В настоящее время уже не возникает сомнений в размытости границ между "нормой" и "патологией". Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений", довольно просторно представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока ещё далека от решения в виду своей сложности. Но, используя выведенные принципы, подходы и критерии в психологии и психиатрии, а также развивая и расширяя границы своего понимания человека в совокупности с определяющими его качества обстоятельствами, в том числе внешним факторами, мы имеем возможность найти и обозначить границы - где психическая норма, а где есть психическая патология.
Список литературы
1.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. - Москва: Медицина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)>, 2003. - Т. 1-4. - 2440 с.
2.Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер, 2002. - 960 с.
.Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - С. 28-30. - 607 с.
.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология - 2-е изд, - М.: Медицина, 1984. - 272 с.
.Личко А.Е. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Психопатии и акцентуации характера у подростков <http://www.psychology.ru/library/00034.shtml> / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0>, В.Я. Романова <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1>. - Санкт-Петербург <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>: Речь <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B5%D1%87%D1%8C_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>, 2009 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009>. - 256 с.
.Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М., 2001. - 592 с.
.Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики <http://www.tchernyshova.ru/Fromm-Chelovek-1.html> = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1947>) / Перевод Э.М. Спировой <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0&action=edit&redlink=1>. - Москва <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0>: Аст, 2010 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2010>. - 352 с.
.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>. Институт русского языка им. В. В. Виноградова <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%92._%D0%92._%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0>. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 2002. - 939 с.
.Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: Инфра-М, 2003. - 576 с.
Теги: Психическая норма Контрольная работа ПсихологияПросмотров: 42075Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Психическая нормаdiplomba.ru
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа