Овершеринг (от англ. «overshare» — чрезмерно много делиться) — стремление человека рассказывать окружающим больше, чем стоило бы, перебарщивая с откровенностью и забывая о приватности. Термин относится как к сфере личного общения, так и к поведению пользователей в Интернете (в частности, в социальных сетях). Подобное поведение чаще всего вызывает у собеседника чувство неловкости, в отдельных случаях может даже шокировать.
С появлением Интернета и, в особенности, социальных сетей, проблема овершеринга вышла на новый уровень. Если раньше человек откровенничал с конкретным собеседником, то теперь он имеет возможность обращаться сразу ко всем пользователям Сети, которые гипотетически могут увидеть его сообщение. Адресат овершеринга, с одной стороны, обезличен, а с другой, одновременно подразумевает под собой много тысяч потенциальных собеседников. В реальной жизни подобный акт овершеринга сравним с выходом на многолюдную площадь и произнесением речи о каком-либо интимном событии в своей жизни в рупор, который можно было бы услышать из любой точки площади.
Согласно исследованию команды из университета Мичигана, опубликованному в марте 2016 года, дети вдвое чаще, чем родители, говорят о том, что у них должны спрашивать разрешение перед публикацией какой-либо личной информации.
«Большинство пользователей начинает сообщать друг другу о том, что никому не нужно знать, просто потому, что у них есть такая возможность. Это напоминает поведение маленького ребёнка, который говорит: „Мама, посмотри, я надел носок!“, — и постоянно нуждается в том, чтобы на него обратили внимание, потому что таким образом он получает подтверждение собственному существованию. Такое поведение ненормально для взрослого человека, прошедшего процесс социальной адаптации» Сьюзен Гринфилд, английский ученый, писатель и член Палаты Лордов.
Овершеринг может не считаться серьезной проблемой, когда речь идет о людях, которые делятся «с миром» информацией только о себе самих. Однако все меняется, когда мы говорим о родителях, рассказывающих о своих детях (в том числе по средствам «Instagram».
«Интернет помнит все», а это значит, что в один прекрасный день уже выросший ребёнок сможет наткнуться где-нибудь на просторах Сети на свое фото в ванной во время купания. Его реакцией скорее всего, будет смущение. Проблема в том, что эти фото может найти не только он, но и кто-то из его знакомых и даже недоброжелателей. Согласно распространенному мнению, родители, публикующие фото детей в социальных сетях, рассказывающие подробности их жизни без согласия самих детей, по сути, вторгаются в их личную жизнь и нарушают их право на приватность[Прим. 1].
Считается, что публикация фотографий учит детей принимать себя и окружающий мир такими, какими они есть, раскрепощает их. Однако даже родители с такой точкой зрения часто приходят к выводу, что договор с ребёнком, его разрешение, необходимы.
Перед тем, как что-то озвучить (опубликовать пост), стоит:
В марте 2016 года французская полиция предупредила родителей о том, что не стоит выкладывать фотографии их детей в сеть[1]:
[Предупреждение] берегите ваших детей! Если вы следите за Facebook, сейчас в моде следующая публикация «Если ты гордишься своим детьми, размести 3 фотографии и предложи 10 своим друзьям сделать то же самое!» Ну, конечно, вы все можете гордиться, и гордиться даже если вы не мама или папа прекрасных малышей, но будьте осторожны! Напоминаем вам, что размещение фотографий своих детей на Facebook может быть опасно! Это важно для защиты неприкосновенности частной жизни несовершеннолетних и их изображений в социальных сетях. Вопрос и опасность, о которой обратился к тому же Джей Парих, вице-президент по разработкам в Facebook, как сообщает статья из «Фигаро»[2]. Иногда, хорошие времена заслуживают того, чтобы «просто» поделиться радостью в реальной жизни!
По мнению медиа-аналитика Эрика Делкруа, в скором времени в Британии у детей появится возможность подавать жалобу в суд за публикацию их родителями неуместных фотографий.
В американском штате Иллинойс представитель штата от демократической партии предлагает приравнять унижение детей в социальных сетях преступлением. По его идее родители, оскорбившее ребёнка, должны выплачивать денежную компенсацию ребёнку.
cyclowiki.org
Проект «Цифровой словарь» — уникальное явление. О влиянии технологий на человечество пишут многие (и я почти все из написанного читала, потому могу судить авторитетно), но только Алексу и Дмитрию удалось все это осмыслить, разложить по полочкам, показать с неожиданного ракурса, внести собственные инсайты — и создать потрясающий по глубине аналитический портал, рассматривающий все аспекты жизни homo digitalis. Примечательно, что массу интересного для себя найдут и добровольно интернет-зависимые, и убежденные технолуддиты и медиаскеты. Строго рекомендовано всем любителям осмыслять действительность: «Цифровой словарь» дает детализированный 3D-макет цифрового мира и инструменты для его изучения.
Ирина ГусинскаяЗаместитель главного редактора, руководитель направления цифрового издательства Альпина ПаблишерЯ старею, юношеский задор постепенно начинает уступать место ностальгическому брюзжанию. Я помню момент, когда друг рассказал мне о посещённой им лекции. Тогда персональных компьютеров и сотовых телефонов ещё не было – да, такое время имело место быть. Я-то знаю, о чём говорю, ведь я родился в то время. Профессор на той лекции сказал: «В будущем будет два типа людей – технократы и техно-ретрограды». Ну, что ж, вот мы и в будущем (будущем, где нас оставили без ховербордов), и, как мне кажется, пророчество профессора сбылось. Я выбрал сторону техно-ретроградов, потому что я понял, что мир театра, «к которому я испытываю порочную тягу, словно пропащий забулдыга к своему зелью, заядлый игрок к азартным играм…», не будет подвержен технологической революции. Впрочем, я ошибался. Причиной тому стала та самая технологическая революция, которая избавилась от актёра и заменила его чудовищных размеров марионеткой, изменила сознание человека. Возможно, мы больше не способны правдиво отражать жизнь, как подобает актёру, но квантовый и интромир психолингвистики втаскивает нас за наше эго в омут крайнего нарциссизма, где нас рвут на части злобные и жестокие металлические акулы до тех пор, пока человеческие голоса цифрового детокса не разбудят нас и мы не «утонем».
«Цифровой словарь» – это утончённая перспектива того, как мы, практики и теоретики цифровых коммуникаций, смотрим на современный цифровой ландшафт. «Интернет вещей» и «Большие данные» ворвались в нашу жизнь и без сомнения изменили её в лучшую сторону. Технологические и структурные изменения как в личной, так и в профессиональной жизни, привели к социальным, культурным и политическим последствиям. Именно такую утончённую перспективу и предлагает цифровой словарь своим читателям. Как специалист по маркетинговым коммуникациям, я встречал множество исследований и аналитики, посвящённых тому, как цифровая революция открыла и продолжает открывать невероятные экономические возможности для брендов и маркетологов. Я также слышал о том, какое сильное влияние достижения в области технологий оказывают на поведение потребителей. Однако, Алекс и Дмитрий, сумели предложить альтернативный взгляд на эти изменения с точки зрения психологии и социологии. Проект «Цифровой словарь» фокусируется на теме цифровой антропологии, важность которой всё больше возрастает в наши дни по мере нашего продвижения к технологически развитому обществу.
Florent D’SouzaКонсультант и предприниматель. Специалист по вопросам стратегии и маркетинговым коммуникациям. Эрудит.Настал момент, когда мы начали нуждаться в некоем аналоге GPS, который бы помогал ориентироваться в мире гаджетов и цифровых технологий. Алекс и Дмитрий успешно его создали! Это гораздо больше, чем словарь терминов, так любимых гиками. Этот проект знакомит с ключевыми понятиями и объясняет их как с технологической, так и с культурологической точки зрения. Кроме того, в каждом разделе можно встретить ключевые предложения, выделенные специально для тех, у кого нет времени бродить по дебрям Интернета в поисках объяснения.
Tom MahonТехно-публицист, журналист и автор «Charged Bodies: People, Power, and Paradox in Silicon Valley»Нет ничего естественнее для человека, чем пытаться понять себя. Каждый день мы обдумываем своё поведение, анализируем чувства и мотивы. Технологии — часть нашей жизни, и чем дальше, тем значительнее их влияние. Это означает, что наше состояние, отношение с близкими, друзьями и коллегами тоже зависят от нового устройства мира. «Цифровой словарь» отстранённо, с помощью наблюдений и исследований, объясняет, куда мы пришли, где окажемся дальше, и почему всё именно так. Иными словами — придаёт нашим действиям осмысленность.
Этот год я начал с того, что перестал пользоваться Skype. Затем отключил все звуки на смартфоне, кроме звонков и SMS. Следом отправились уведомления о новых письмах на ноутбуке. А потом об этом узнал Алекс и сказал: «Поздравляю, ты практикуешь цифровой аскетизм. Мы с Димой собрали много интересных материалов на эту тему. Давай сделаем об этом интернет-проект?»
Егор ЯковишенSenior Frontend Developer, Look At MediaЭто очень своевременный проект. Ещё несколько лет назад предостережения в отношении новых технологий многим показались бы надуманными. Но сегодня мы понимаем, что «захочу — выключу» уже не проходит: технологии уже давно решают — посредством производственных циклов, расписания телепрограмм, будильников в телефонах, мобильных приложений, игр и носимых устройств — когда им включать и выключать нас. Важно, что в этом проекте практические рекомендации сочетаются с теоретическими объяснениями происходящего — таким образом, есть возможность не только адаптироваться к уже сложившимся условиям, но и предположить, как ситуация будет развиваться дальше. А дальше, судя по всему, довольно быстро потребуется и следующая инициатива от авторов проекта «Цифровой Словарь» — новые технологии и новые социальные изменения не заставят себя ждать.
digitalvocabulary.ru
Digital-акын — модель поведения автора в интернете, которая основана на импровизации. Когда Digital-акын создает статусы или личные сообщения, он полностью импровизирует, реагируя на какие-либо явления в обществе или на обстановку в информационном пространстве.
В местах публикаций стихийно создаются своего рода состязания акынов. Во время состязания акыны, забавляя народ, стараются отличиться или высмеять друг друга на любую произвольную тему. Инструментом для голосования являются лайки или комментарии, которые определяют меру внимания зрителей.
Скоротечный характер искусства акынов не позволяет сохранить произведения, так что большая часть творчества акынов остается потерянной или забытой в новостной ленте, если не находится журналист или этнограф, тщательно записывающий их словесное творчество.
В личных сообщениях акыны ведут бесконечные диалоги с близкими или знакомыми без конкретной на то темы. Часто поводом для разговора становится то, что они видят. Они обмениваются фото или случайными мыслями, придерживаясь принципа «что вижу, то и пою». Акыны пишут без начала и конца, не обременяя себя в сообщениях такими условностями, как «привет» или «пока».
Планшетные зомби — люди с устройствами в руках, застывшие в пространстве, как будто бы они шли куда-то, но потребность ответить на письмо в почте или проверить обновление застала их врасплох.
Могут медленно идти с планшетом в руках, напоминая зомби. Иногда забиваются в углы помещения и становятся похожими на покачивающийся на волнах планктон.
«Этот синяк я получил вчера в торговом центре, врезавшись лбом в планшетного зомби, — он уставился на свой Samsung прямо перед сходом с эскалатора».
Планшетные зомби могут создавать опасные ситуации в общественных местах, таких как метро или улица. Хотя некоторые пользователи заявляют, что могут проделать знакомый путь, уткнувшись в планшет и ни разу не взглянув на дорогу, без каких-либо сложностей, такой способ перемещения представляет опасность, как для окружающих, так и для самого человека. Человек, смотрящий в планшет и идущий по улице или метро, рискует столкнуться лбом с чем-нибудь твердым.
Facebook-душ (утренний Facebook) — явление, при котором сразу после утреннего пробуждения человек читает ленту Facebook.
Существует мнение, что такое поступление свежей информации поутру помогает мозгу проснуться. Так некоторые «заводят» свой мозг с самого утра чтением новостей или разрушением нескольких рядов шариков в компьютерной игрушке. Другие же считают, что это проявление информационной зависимости, и это действие нужно строго контролировать.
По данным исследования SOASTA 92% жителей Нью-Йорка начинают день с проверки смартфона. Чаще всего опрошенные открывают электронную почту (67%) и читают ленты Facebook (40%).
Разгадка подобного поведения, скорее всего, кроется в принципе удовольствия.
Человек получает удовольствие от действий других людей с его виртуальным профилем. Получается, что удовольствия вполне реальные, а действия в сети не требуют почти никаких затрат и энергии. Виртуальные «поглаживания» и отклики намного проще зарабатывать, чем получать их в социальном окружении, где люди намного требовательнее и не так охотно раздают комплименты.
Кроме того, причиной выхода в сеть с утра пораньше может являться желание завершить незаконченные действия, удочки которых пользователь закинул в сеть перед отходом ко сну.
Некоторые пользователи отмечают, что проверяет обновления ночью по дороге в туалет или на кухню. Такое поведение может означать то, что мозг человека не прекращает работу даже ночью, а сон им кажется довольно скучным занятием.
Если вы заметили за собой такое поведение, попробуйте завести себе новый утренний ритуал. В течение недели не бросайтесь с головой сразу, как проснетесь, проверять обновления. Замените проверку ленты на другие действия: зарядку, медитацию, стакан воды с лимоном. Проанализируйте, как меняются ваши ощущения и день.
Не кладите смарфтон или планшет рядом с собой перед отходом ко сну. Относите устройства в другую комнату или кладите их туда, докуда вы вряд ли дотянитесь рукой с кровати.
Овершерер (англ. oversharer) — человек, который в социальных сетях перебарщивает с количеством личной информации и степенью откровенности.
Так можно сказать о человеке, который публично делится интимными подробностями своей жизни или ее ошеломляющими деталями, что вызывает у других чувство неловкости, а иногда даже шокирует их.
Разумеется, болтуны были всегда, и люди бывают чересчур откровенны не только в социальных сетях. Но «овершерер» возник в первую очередь благодаря интернету. У овершерера в доступе одного клика вся аудитория сети. Можно писать, что угодно и когда угодно и не нужно искать уши, которые специально все выслушают.
Такого поведение может объясняться недостаточной воспитанностью человека или неуклюжей попыткой привлечь к себе внимание. С другой стороны, для кого-то овершеринг — способ показать другому человеку, как сильно он ему доверяет.
«Большинство пользователей начинает сообщать друг другу о том, что никому не нужно знать, просто потому, что у них есть такая возможность. Это напоминает поведение маленького ребенка, который говорит: „Мама, посмотри, я надел носок!“, — и постоянно нуждается в том, чтобы на него обратили внимание, потому что таким образом он получает подтверждение собственному существованию. Такое поведение ненормально для взрослого человека, прошедшего процесс социальной адаптации» Сьюзен Гринфилд, английский ученый, писатель и член Палаты Лордов |
Зачастую как овершеры ведут себя новички в социальных сетях. Сеть создает ощущение квазиприватного пространства. Человек даже не задумывается о том, что его слова доступны во всем интернете, и их могут увидеть не только его подписчики. Подобное ощущение квазиприватного пространства мы можем наблюдать, например, у людей, которые разговаривают по телефону в общественном месте.
Признаки появления овершеринга можно найти и распознать у себя. Это постоянное обновление статусов только «о себе», желание поделиться деталями личной жизни, бесконечные селфи и потеря интереса ко всему, что не касается собственной личности.
Фаббинг — привычка отвлекаться на мобильные устройства вместо того, чтобы поддерживать разговор с собеседником.
Слово образовано от phone (телефон) и snubbing (форма глагола «snub» — относиться с пренебрежением, игнорировать). Понятие изобретено группой австралийских писателей и специалистов по лексикологии в рамках промо-кампании словаря «Macquarie Dictionary» при поддержке австралийского отделения рекламного агентства McCann.
Для популяризации проблемы была запущена кампания «Stop Phubbing», которая призывала людей уделять больше внимания живому общению. На сайте кампании приводится тревожная статистика:
«Если бы фаббинг был чумой, то эта болезнь уже унесла бы население равное шести Китаям. В среднем ресторане можно зафиксировать 36 случаев фаббинга за ужином. И это несмотря на то, что 97% процентов опрошенных заявляют, что во время фаббинга их еда становится значительно хуже на вкус. 87% процентов подростков предпочитают общаться посредством SMS или мессенджеров, нежели лицом к лицу».
Телефоны влияют на отношения людей даже тогда, когда устройства просто находятся рядом с собеседниками. Ученые из Эссекса обнаружили, что если люди ведут личный разговор и при этом их телефон находится в поле зрения (на столе или где-то поблизости), они меньше доверяют друг другу и меньше чувствуют эмпатию, чем те, у кого телефонов в поле зрения нет.
Фаббинг является тем элементом телефонного этикета, который резко портит ваш имидж в глазах окружающих. Консультанты по имиджу при работе с политиками особенное внимание уделяют телефонному этикету, — никакого фаббинга во время разговора. Необходимо обязательное предупреждение окружающих на важной встрече, если у вас возникла необходимость срочно позвонить или ответить на письмо.
Экран-вуайеризм — наблюдение за личной жизнью людей через подглядывание за их экранами в общественном транспорте, офисе или дома.
До изобретения смартфонов все было просто, — интимные мысли собирались в блокнот или дневник, в котором, как в пещере, пряталось все тайное или же обсуждались на кухне. Сейчас у каждого кухня — на экране смартфона. Куда ни бросишь взгляд, всюду частная жизнь.
При поездке в общественном транспорте взгляд наблюдателя невольно падает на экраны, где личная жизнь вывернута наизнанку. «Милый котик, скоро буду», — хозяйка смартфона набирает сообщение, а рядом посылают личное смс, сбоку лайкают, снизу бездумно тыкают в Secret. Подобную картину можно наблюдать и в офисе: человек невольно становится свидетелем личной жизни каждого встречного экрана, в глаза бросаются фейсбуки, скайпы, личные фотографии.
Является ли случайный взгляд на чужую частную жизнь на экране смартфона этическим нарушением? А является ли подобная открытость нарушением свободы сторонних наблюдателей? Прецеденты будущего, возможно, дадут ответы на эти вопросы.
Что не так с этим парнем?digitalvocabulary.ru
Ты не вылезаешь из соцсетей и отчитываешься за каждый шаг перед своей аудиторией? Засыпаешь френдов лентами фото в Инстаграме, не оставляешь без внимания фейсбук и тщательно, 7, а то и 700 раз в день выкладываешь всё, что кажется тебе интересным? А потом бежишь в кафе на встречу с друзьями и там трещишь без умолку?
Поздравляю, ты овершерер!
Да, вчера ты был балабол или болтун в реале, а в соцсетях нарцисс. Но сегодня ты овершерер – человек, который делится излишней информацией о себе и своей жизни в социальных сетях. Ключевое «излишней». Это значит – ты задолбал всех своих френдов, и они либо от тебя отписались, либо на грани.
Есть мнение, что овершерер – это продукт эпохи. Телевизоры ломятся от программ, реалити-шоу, целых каналов, которые приглашают понаблюдать за людьми, желательно известными, быть в курсе всех нюансов их интимной жизни. Обращают твоё внимание на мелочи, детали, подробный отчёт о которых и породил такое понятие как овершеринг.
Но, давай будем честными, в большинстве своём это просто социально-болтливые люди, которые на грани спама засыпают своих бедных френдов совершенно не нужной им информацией. «Вот я поел, вот я попил, вот я сходил в туалет, вот я снова поел». Схематично это выглядит именно так. Единственное отличие в превалировании вида контента. Где-то это фотоотчёт, а где-то текст.
Тем более, что современная стадия развития соцсетей является весьма и весьма благоприятной почвой для развития овешеринга и подобных ему явлений. Которых, к слову, с каждым годом будет становится всё больше и больше.
«Как дела?» – настойчиво интересуется фейсбук. Инстаграм выдумывает всё новые и новые фото тренды. Функция прямых трансляций поглотила все передовые социальные сети. Каждый третий – бьюти-блогер, каждый второй – фешн-фотограф. Где уж тут удержаться?!
Больше интересных материалов читайте в нашем Telegram Больше интересных материалов читайте в нашем канале Яндекс Дзенgorabbit.ru
Появление социальных сетей дало нам невиданные ранее возможности для общения. Мы смогли восстановить связи со старыми друзьями, одноклассниками и родственниками, уехавшими за границу. Мы стали быстрее узнавать новости, расширили свой кругозор. Мы можем обмениваться своими мыслями, идеями, творчеством с огромным количеством людей, получать их признание и поддержку. Тем более неожиданным оказалось открытие, что социальные сети могут приносить не только радость, но и разочарование, раздражение, подавленность, вызывать депрессию. Почему наши отношения с соцсетями стали настолько противоречивыми, что иногда нам порой хочется удалиться, нажать на кнопку «выйти» и никогда больше туда не заходить? Или просто какое-то время отдохнуть?
Увлечение социальными сетями ослабляет способность к критическому мышлению. Такой вывод содержится в совместном исследовании социальных психологов из Франции, Великобритании, США и Арабских Эмиратов. Авторы подчеркивают: чем больше мы полагаемся на мнение наших «френдов» и чем чаще мы просматриваем и распространяем их записи, тем меньше мы готовы ставить под сомнение то, что в них написано*. И тем меньше шансов, что в дальнейшем мы будем строить свою точку зрения на события без оглядки на окружение.
* Journal of the Royal Society Interface, 2013, vol. 11.
Мы приходим в социальные сети прежде всего за радостью общения. Но рискуем не получить ее. Ведь по-настоящему живым и интересным может быть только общение равных людей. Но когда мы видим, что пользователи вокруг нас активно выкладывают новые фотографии, рассказывают о своих успехах, путешествиях, новых знакомствах, у нас складывается впечатление, что они живут более насыщенной жизнью. Ученые уже говорят о «спирали зависти»: пользователи, которые чувствуют себя неполноценными, пытаются приукрасить свои профили и этим уже вызывают зависть других*. Это объясняет, например, нелюбовь многих пользователей к «овершерерам» (от over – «слишком» и share – «делиться») – тем, кто выкладывает очень много личной информации на своей страничке. Ведь из-за этого возникает иллюзия, что жизнь этих людей более насыщенна, чем наша собственная.
* 11th International Conference on Wirtschaftsinformatik, 2013.
Психологи из Университета Джорджии обнаружили: общение в соцсетях вызывает чувство удовлетворения, но лишь тогда, когда в нашем виртуальном окружении преобладают те люди, с которыми у нас уже сложились хорошие доверительные отношения. Социальный психолог Сьюзан Ньюман объясняет, что обновления статуса и «лайки» дают нам чувство, что важные нам люди всегда «на связи», что они нас поддержат. Однако здесь есть и обратная сторона: привыкая к поддержке друзей, мы перестаем себя контролировать и становимся уязвимыми. Критика и несогласие в этом случае могут ранить нас сильнее.
* Journal of Consumer Research, 2013, vol. 40.
В социальных сетях мы гораздо охотнее делимся своими переживаниями, мыслями и опытом. И порой оказывается, что наше поведение в Сети резко контрастирует с тем образом, который мы создаем в повседневном общении. Больше всего это заметно, когда речь идет о мужчинах. Оказывается, мужчины чаще, чем женщины, публикуют в Сети свои творческие идеи, проекты и работы. «Когда мужчины пишут сообщения или посты, они чувствуют себя гораздо более комфортно, чем когда общаются с собеседником лицом к лицу, – говорит психолог Сет Мейерс. – Привычка общаться удаленно, при помощи электронных средств, дает мужчинам иллюзию защищенности. Они могут контролировать процесс общения, управлять им. Это позволяет им в ситуации виртуального общения быть более открытыми»*. В результате в паре может возникнуть непонимание, которое со временем перерастает в упреки: «Ты что-то скрываешь от меня? Ты предпочитаешь обсуждать важные для тебя вещи с кем угодно, но только не со мной».
* Согласно исследованию Pew Research Center, опубликованному 11 февраля 2014 года на сайте pewresearch.org
Сегодня у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, являются ли социальные сети однозначно положительным явлением или, наоборот, они скорее вредны. Да и вряд ли его удастся найти. Ведь противоречия свойственны и нашему общению в реальной жизни. В этом смысле соцсети – лишь отражение наших страхов, желаний и потребностей. «Facebook дарит нам чувство социального признания, – говорит Памела Рутедж, специалист по психологии медийных коммуникаций. – Это происходит благодаря психологическим поглаживаниям, которые мы получаем от других. Пешеход кивает вам, когда вы пропускаете его на переходе, кто-то ставит «лайк» вашей записи – все это вещи одного порядка». Социальный психолог Сьюзан Ньюман добавляет: «Мы только начинаем осмыслять, как «лайки» и «твиты» влияют на нашу психику. Все новое и неизученное вызывает отторжение именно поэтому – потому что еще не выработаны правила, традиции, нет четких границ между «можно» и «нельзя». И определить их можно только опытным путем».
читайте такжеКак вернуть способность критически мыслить?www.psychologies.ru
Шерпы – это уникальные люди, которые живут в далеких уголках Непала. Таинственные горные обитатели всегда остаются в тени Эвереста. Мало кому известно, что этот народ обладает невероятной выносливостью и отличной высотной адаптацией. Они лучше всех знают высокогорную местность и занимают лидирующую позицию по количеству восхождений на Эверест.
При дословном переводе «шерп» означает «человек с востока». Об истории этого удивительного народа известно немного. Говорят, что их предки были родом из Тибета, а сами шерпы имеют монгольские корни. Можно сказать, что шерпы – это тибетцы. Горный народ разговаривает на языке, мало отличающемся от тибетского. От своих предков шерпы переняли обычаи, одежду, тонкости кухни. Сегодня понятие «шерп» стало нарицательным. Покоритель Эвереста Тэнцинг Норгей в автобиографии «Тигр снегов» удачно охарактеризовал этот народ несколькими строчками: «Мальчик поднимает голову и видит высокую гору. Потом он переводит взгляд на землю и видит груз. Мальчик спокойно берет его и идет вместе с ношей на гору. Идти вместе с грузом – это привычное состояние шерпа. Ноша – часть его тела…» Наверное, именно поэтому среди туристов понятие «шерп» долгие годы ассоциируется с горным проводником или носильщиком.
Шерпы – это народ, у которого нет письменности. В днях недели они ориентируются по тибетскому календарю. Горные жители не используют фамилий, а их имена могут меняться на протяжении жизни. Шерпы, как и их предки, являются последователями буддизма. Однако они не придают особого значения ритуалам, обрядам, для них главное – вера в душе. Молитвам горный непальский народ уделяет особое внимание. Здесь люди верят в богов и выделяют в комнате дома угол для молитвы. Некоторые семьи во дворах устанавливают шесты, украшенные специальными флажками. Покойников шерпы сжигают, как и индийцы. Только дети и люди, умершие высоко в горах, предаются земле. По внешнему виду горный народ практически не отличается от монголов. Посмотрите, как выглядят шерпы. Фото этих удивительных людей представлено ниже.
Непальские горные жители поднимаются очень рано – с первыми лучами солнца. И сразу же начинают трудиться. Работа шерпов заключается в переноске грузов. Они доставляют соль в Катманду, а в Тибет приносят шерсть. Шерпам не страшны крутые склоны. Они проделывают в день 10-часовой путь с грузом вверх в гору и обратно. При этом отдых у них начинается только в 5 часов вечера, когда садится солнце. Они останавливаются на постоялых дворах у печки-буржуйки. Там можно не только перекусить, но и погреться. Шерпы – это удивительно выносливый народ. Они начинают работать носильщиками уже в 12 лет. А в 14 – поднимаются на новую ступень карьерной лестницы: становятся гидами. Это значит, что их ежедневная ноша становится легче, а заработок увеличивается с 7 до 15 долларов в день. Гиды, в отличие от носильщиков, могут беседовать с иностранцами, а в перспективе – быть членами группы альпинистов.
Заводят ли семьи шерпы? Где живут их дети? Попробуем выяснить эти интересные моменты. Непальский горный народ действительно заводит семьи, состоящие из мужа, жены и детей. Распределение ролей в ней такое: отец каждый день работает гидом, а мать занимается домом. Как и во многих странах, жена здесь убирает дом, готовит еду, растит детей. Кроме того, многие женщины еще держат небольшие киоски, где продаются чипсы и различные напитки. Дом шерпов открыт для каждого туриста. Можно сказать, это постоялый двор для приезжих гостей. Надо отметить, что шерпы честны. Если турист попросит их присмотреть за своими вещами, то они не откажут и обеспечат их полную сохранность. Но за эту услугу они захотят получить небольшое денежное вознаграждение.
Страна шерпов привлекает немало путешественников. Многие хотят познакомиться с этим удивительным горным народом и попробовать их местную кухню. Шерпы в еде непривередливы. Они не придерживаются определенного меню. На их столе можно увидеть мясные блюда, сушеные продукты и даже консервы, которые оставляют здесь туристы. Из традиционных блюд шерпы готовят мо-мо. По составу блюдо напоминает суп, в который добавлены пельмени. Из напитков шерпы любят пиво, которое готовится из риса и ячменя, и чай. Чайные церемонии устраиваются несколько раз в день.
Если спросить у непальцев, где главным образом живут шерпы, то они не раздумывая ответят: «В горах». Именно там «люди с востока» разместили свои жилища. Туристы не перестают повторять, что у шерпов высокогорные гены: настолько они выносливы и терпеливы. Подниматься целый день в гору для шерпа - естественное явление. Он не видит в этом ничего удивительного. Недюжинной выдержкой обладают мужчины, женщины и даже дети. Понятия «слабый пол» среди шерпов не существует. Здесь женщины наравне с мужчинами переносят тяжелые грузы и выполняют сложную работу. Увесистую ношу шерпы быстро подхватывают и надевают ее на лоб. Они считают, что это самый эффективный способ переносить тяжести на большое расстояние.
В горах Непала обитают шерпы. Где живут они конкретно и как туда дойти? Самый крупный населенный пункт шерпов – Намче-Базар, который находится в 3880 м над уровнем моря (южный район Кхумбу). Дорога в деревню горного народа проходит через речную долину Дуд-Коси. Тропинка достаточно узкая, не больше метра, и зажата она отвесными утесами. По дороге к шерпам встречаются висячие мостики, которые соединяют соседние деревни. Если тропинка начала расширяться, значит, вы находитесь недалеко от населенного пункта Намче-Базар. Здесь начинаются дома жизнерадостных и трудолюбивых шерпов. Надо отметить, что дорога в Намче-Базар напоминает увлекательный поход. Речная долина радует путешественников живописными пейзажами. По дороге к шерпам туристы могут увидеть величественный ледниковый хребет, который простирается между вершинами Кариолунг и Кангтайга.
Известно, что «люди с востока» не раз поднимались на вершину знаменитой горы. Впервые шерпы на Эвересте появились в 1953 году. Именно тогда новозеландский исследователь Эдмунд Хиллари и шерп Норгей Тэнцинг смогли взобраться на высочайшую точку земли. В честь совершенного подвига Хиллари поставил на горной вершине флаг, а Тэнцинг разложил в снегу шоколадки, чтобы отблагодарить богов за поддержку на сложном пути. Еще один шерп, Аппа Тенцинг, не раз поднимался на Эверест. Впервые он совершил этот подвиг в 1990 году. Далее Тенцинг каждый год поднимался на горную вершину. Последний раз он сделал это в 2011 году, после чего стал настоящим рекордсменом в альпинизме. Никто не смог повторить его рекорд – 21 восхождение на Эверест. Еще один шерп удивил весь мир. Пемба Дордже смог взобраться на высочайшую точку земли за 8 часов и 10 минут. А шерп Бабу Чири поднялся на гору и провел там 21 час. Эти рекорды не могут повторить самые лучшие альпинисты Земли. Шерпы заслуживают уважения. Как это ни парадоксально звучит, но Эверест смогли покорить простые тибетские носильщики и гиды. И до сих пор шерпы продолжают сопровождать туристические экспедиции в горы. Они не перестают работать в опасных условиях проводниками, потому что это главный источник их доходов. Только так они могут прокормить себя и свою семью.
fb.ru
Рера́йтинг (англ. rewriting) — обработка исходных текстовых материалов в целях их дальнейшего использования.
Рёрабрун (нем. Röhrabrunn) — посёлок (нем. Gemeinde) в Австрии, в федеральной земле Нижняя Австрия.
«Реа́л Мадри́д» (исп. Real Madrid Club de Fútbol) — испанский профессиональный футбольный клуб из города Мадрида.
Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих) (27 сентября (9 октября) 1874 года, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947 года, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.
«Реа́льные пацаны́» — российский комедийный телесериал о жизни гопника Коляна и его друзей — Антохи и Вована.
Э́рих Мари́я Рема́рк (нем. Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк, Erich Paul Remark; 22 июня 1898, Оснабрюк — 25 сентября 1970, Локарно) — немецкий писатель XX века, представитель «потерянного поколения».
Елéна Ивáновна Рéрих (урождённая Шапошникова) (31 января (12 февраля) 1879 года, Санкт-Петербург — 5 октября 1955, Калимпонг, Индия) — русский религиозный философ (в отдельных источниках философ или эзотерический философ), писательница, общественный деятель.
«Реа́л Бе́тис» (исп. Real Betis Balompié S.A.D.) — испанский профессиональный футбольный клуб из города Севилья, выступающий в испанской Примере.
24re.ru
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа