2) к конкретным достижениям в ней - радость, огорчение;
3) к сложившимся или возможным ситуациям и пр. Характер и динамика эмоций ситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коих они развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и пр. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено:
1) в их качественных характеристиках; к ним относится: а) знак - положительный, отрицательный; b) модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и пр.;
2) в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и пр.;
3) в динамике внешнего выражения эмоций - эмоциональной экспрессии - в мимике, речи, пантомимике. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Развитие эмоций в онтогенезе выражается:
1) в дифференциации качеств эмоций;
2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживаний (-> эмпатия), возникающих в общении с прочими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Одно из средств общения - движения выразительные, имеющие сигнальный и социальный характер. При многих общих чертах они существенно различаются в разные исторические эпохи ив различных культурах.
Эмоции – наполняют каждого человека и его жизнь, раскрашивают её различными красками и впечатлениями. Они способны дать человеку позитивные впечатления, счастье или отравить всю его жизнь страданиями. Хорошо когда много позитивных эмоций, таких как радость, не правда ли? И очень не просто и больно, когда преобладают в основном эмоции негативные – страх, гнев, обида и т.п. Для того, кто хочет стать счастливым и много добиться в жизни, быть, в итоге, и успешным и здоровым, просто необходимо научиться разбираться в своих эмоциях, управлять ими, убирать негативные и культивировать позитивные эмоции.
Но, большинство людей не знают, что такое эмоции, часто их путают с Чувствами, хотя природа чувств и эмоций абсолютно разная. Подробнее о природе Чувств – читайте тут. Начнём с определений!
Эмоция – это реакция и соответствующая ей энергия, которую генерирует подсознания (сознание) человека. Например, человека испугали, подсознание генерирует энергию страха, коротая заставляет человека бояться, дрожать, т.д. Или, например, вам нахамили и внутри тут же вскипает гнев, энергия гнева наполняет сознание и тело, и толкает вас нахамить в ответ или залепить пощёчину (эмоциональная реакция).
Эмоция, как реакция – это ответ подсознания человека на внешний или внутренний раздражитель, автоматическое подсознательное действие, которое не предполагает работы головой, анализа и осознанного принятия решений. Чаще всего, это реакция практически мгновенная.
Эмоция – энергия вырабатываемая подсознанием. Эта энергия соответствует информационной программе эмоции: испуг – энергия страха, обида – энергия обиды и т.д. Энергия эта несёт определённую программу – либо разрушительную, либо созидательную (для Души и тела).
Эмоции, в отличие от Чувств, создаются самим человеком, его подсознанием, их можно программировать и перепрограммировать, то есть заменять негативные разрушительные эмоции, на необходимые позитивные эмоции и реакции.
Негативные эмоции: страх, обида, злость, гнев, раздражение, беспокойство, зависть, ненависть, др. Хотя многие из этих эмоций, такие как ненависть, можно назвать негативными чувствами, всё же это будет не корректно. Чувства по своей природе – вообще не людьми создаются, а даются свыше, хотя и живут в сердце людей, а перечисленные негативные эмоции именно людьми и в людях рождаются, в людях живут и развиваются.
Позитивные эмоции: радость, прощение, восхищение и много других наслаждений и радостей))), совершенно уникальных по испытываемым ощущениям: радость победы, радость от смеха, радость очищения, радость встречи, радость за другого, радость поддержки, радость от труда и созидания, наслаждение от общения, наслаждение от борьбы и мн. др.
А есть эмоции более менее нейтральные, но они могут приобретать тот или иной оттенок в зависимости от ситуации, например “удивление”.
Более подробно отличия Чувств и эмоций – читайте тут.
Управление своими эмоциями – это одно из важнейших условий достижения успеха, счастья, высокой эффективности, достижения по жизни состояния комфорта, покоя и силы. Этой теме в духовных, эзотерических системах, в школах боевых искусств, а также в спецслужбах и спец. заведениях, уделяют особое внимание, посвящая этому вопросу несколько лет обучения и тренировки. Разведчик, например, должен на 100% контролировать все свои подсознательные проявления, реакции и эмоции, чтобы себя не выдать, особенно в экстремальных ситуациях.
Но управление эмоциями необходимо и обычным людям, которые не готовятся стать мастерами боевых искусств или спец агентами. От этого зависит и счастье и успех человека в целом.
90% конфликтов, которые заканчиваются жёсткими ссорами, нервотрёпкой, стрессами, а в итоге и страданиями и заболеваниями, начинаются с элементарной не сдержанности и не понимания, что делать с той или иной негативной эмоцией, например с раздражением, или завистью.
1. Если всё негативные эмоции выливать и выбрасывать на окружающих – вы останетесь, в итоге, одни одинёшеньки. Друзей и желающих с вами общаться не останется.
2. Если запихивать весь негатив в себя, сдерживать и накапливать его – рано или поздно разорвёт, будет эмоциональный и психический срыв, который закончиться каким-то заболеванием (часто неизлечимым).
И первое и второе – это не вариант!
1. Научиться их контролировать! Негатив – сдерживать, гасить, позитивом (радостью) – управлять. Неконтролируемая радость, смех и т.д. – тоже может создавать для человека неприятности. Как контролировать свои эмоции – читайте здесь!
2. Негативные эмоции – необходимо научиться устранять, уничтожать, такие как обида, гнев, зависть, для того чтобы заменить их на позитивные, необходимые адекватные реакции и качества. Обида – заменяется на прощение, Гнев – на спокойствие, зависть – на поддержку и радость за других.
3. Позитивные эмоции – научиться формировать (культивировать), для этого их нужно понять (что я хочу?), а дальше применить соответствующие техники (психологические и эзотерические). Например понять – что такое прощение и научиться прощать, вместо обиды и камня за пазухой.
Соответствующие техники работы над собой и устранения негативных эмоций – ищите на нашем сайте в статьях посвящённых соответствующим эмоциям.
Будут вопросы – пишите мне!
С уважением, Василий
www.psychology-faq.com
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D1%8F
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс[1] средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений[2]. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
Некоторые исследователи выделяют следующие виды эмоций:
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.
Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным (связанным с выживанием) эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции[3].
Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей[2].
К методам изучения эмоций относятся[4]:
Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект)[2].
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно[5].
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Не существует однозначного мнения о том, можно ли различать субъективные понятия эмоций и мотивации. И. П. Павлов зачастую употребляет эти термины как синонимы, как и один из его учеников, Ю. М. Конорски, полагающий, что оба эти явления регулируются единой драйв-системой, носящей имя эмотивной или мотивационной. И. С. Бериташвили полагает, что эмоциональное возбуждение лежит в основе мотивационной деятельности (не голод побуждает к действию, но сопровождающее его эмоциональное возбуждение). П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором[3]. Однако, другие исследователи — П. Т. Янг[6], А. В. Вальдман, П. В. Симонов — различают эти понятия. По Янгу, эмоция не является результатом внутриорганизменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности; Симонов выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а Вальдман считает, что эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы — преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер; эмоции носят психогенную природу, в то время как мотивации — эндогенно-метаболическую, и эмоции могут возникать на базе сильной мотивации, в том числе при сильных конфликтах при попытке удовлетворить потребность[7].
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях[2].
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного[2].
Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.
Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге - "мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим"), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию[8]. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.
С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния[9] (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями)[10].
Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения[11].
Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным — приматам, собакам и другим[12].
Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.
Слишком сильные эмоции, независимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.
Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.
Э$ = f( $ П $ ( $Ис-Ин$ ) ) $
где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ис-Ин) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.
Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы[13].
Перечисленные выше факторы являются определяющими, необходимым и достаточными, однако следует учитывать также фактор времени (эмоция как кратковременный аффект или длительное настроение), качественные особенности потребности и индивидуально-типологические особенности субъекта. Из формулы следует, что вероятность удовлетворения потребности (сравнение значений ИС и ИН) влияет на знак эмоции, и отражательная функция эмоций совпадает с оценочной функцией[9].
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 24 февраля 2015г. |
[[Категория:Наука:Статьи с разделами без ссылок на источники Ошибка: неправильное время]][[К:Наука:Статьи без источников (страна: Ошибка скрипта)]][[К:Наука:Статьи без источников (страна: Ошибка скрипта)]][[К:Наука:Статьи без источников (страна: Ошибка скрипта)]]Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «[»Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «[»Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «[»В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетворению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.
Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.
Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.
Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.
Согласно теории Пола Экмана, эмоции человека всегда сопровождаются по крайней мере микровыражениями, короткими непроизвольными выражениями лица, появляющимися на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Микровыражения не поддаются сознательному контролю, то есть появляются независимо от желания человека.
По ряду вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в психологии до сих пор нет единого мнения. Существует целый ряд теорий, пытающихся дать свои ответы на эти вопросы - например, биологическая теория Дарвина.
Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются OCC (Ortony-Clore-Collins) модель и так или иначе основанные на ней KARO, EMA, CogAff, модель Фоминых-Леонтьева, модель PAD (Pleasure-Arousal-Dominance), предложенная Mehrabian, и модель Плутчика.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 12 мая 2011 года. |
[[Категория:Наука:Статьи с разделами без ссылок на источники Ошибка: неправильное время]][[К:Наука:Статьи без источников (страна: Ошибка скрипта)]][[К:Наука:Статьи без источников (страна: Ошибка скрипта)]][[К:Наука:Статьи без источников (страна: Ошибка скрипта)]]Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «[»Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «[»Ошибка выражения: неопознанный символ пунктуации «[»
Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (чувствовать себя в гармонии с природой, с людьми или человеком). Это эмоциональное созвучие.
По теории основателя психологической школы права правоведа Л. И. Петражицкого, «истинными мотивами, двигателями человеческого поведения» являются эмоции, а социально-исторические образования есть лишь их проекции (Петражицкий, 1908)[1].
Шаблон:Эмоциональные процессы
ru.science.wikia.com
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа