Какие чувства и эмоции бывают и что они означают. Эмоции чувства


Чувства и эмоции в психологии: сущность, функции и виды

Эмоции и чувства - это неизменные спутники человека, которые появляются в ответ на раздражители и события внешнего мира, а также внутренние мыслительные процессы. Эта тема с незапамятных времен исследуется психологами, но нельзя сказать, что она изучена досконально.

чем отличаются чувства от эмоций

Определение понятий

Эмоции и чувства составляют основу внутреннего мира человека. Это психические процессы, которые представляют собой отражение действительности в форме переживаний. А еще они демонстрируют степень удовлетворенности человеческих потребностей.

Чувства - это состояние, которые отражают наше отношение как к самому себе, так и к окружающим. Это субъективный показатель удовлетворенности личности внешними обстоятельствами. Специалисты утверждают, что чувства присущи только человеку. Причем по характеру протекания чувства разных людей не одинаковы.

Эмоции - это проявления, посредством которых обнаруживается чувство. Например, если человек любит музыку - это чувство. Когда он слышит красивую мелодию, то испытывает положительную эмоцию "наслаждение", а если исполнение фальшивое, слушатель испытывает негативную эмоцию "возмущение".

список чувств и эмоций человека

Чем отличаются чувства от эмоций

Эти две категории тесно взаимосвязаны, поэтому люди редко задумываются о том, что это не одно и то же. Да и среди ученых нет единства по данному вопросу. Можно представить их как разные части одного целого. Попытаемся в общих чертах объяснить, чем отличаются чувства от эмоций. Материал для удобства восприятия оформим в виде таблицы.

Эмоции Чувства
Проявляются в конкретных ситуациях, отражая отношение индивида к себе или окружению, не привязываясь к конкретным объектам Возникают на основе простых эмоций
Врожденная спонтанная реакция на внешний раздражитель Формируется в процессе приобретения жизненного опыта
Человек осознает причину возникновения эмоций Практически невозможно оценить происхождение и степень полноты чувства
Кратковременны, быстро сменяют друг друга Сохраняют актуальность на протяжении длительного периода времени
Одни и те же эмоции могут выражать абсолютно разные чувства Не изменяются в зависимости от внешнего контекста

Переживания: основные группы

Вся жизнедеятельность человека сопровождается проявлением чувств и эмоций. Их великое множество. Но наиболее распространены такие пары эмоциональных переживаний:

  • Удовольствие и недовольство. Эти эмоции связаны со степенью удовлетворения потребностей человека.
  • Напряжение и облегчение. Первая эмоция связана с появлением чего-то незнакомого или переломом привычного жизненного уклада. Когда этот процесс заканчивается, наступает облегчение.
  • Возбуждение и успокоение. Когда в кору головного мозга поступает импульс, активизируются мозговые центры. Когда кора начинает тормозить импульсы, наступает успокоение.
чувства и эмоции список

Виды состояний

Чувства и эмоции могут проявляться с разной продолжительностью и степенью интенсивности. В связи с этим можно выделить такие основные виды эмоциональных состояний:

  • Настроение - состояние слабой или средней силы, а также значительной устойчивости. Может оставаться неизменным от нескольких часов до нескольких месяцев. Это общее состояние, которое не касается какого-то конкретного события, а обусловливает все переживание, сказывается на поведении и физической активности.
  • Аффект - очень сильное, бурное и кратковременное состояние. Действия, которые его сопровождают, напоминают "взрыв". Это, как правило, проявляется в беспорядочной прерывистой речи и бурных движениях. Но может быть и обратная реакция - напряженность и скованность. Состояние аффекта сопровождается временной потерей воли и самоконтроля, вследствие чего человек совершает необдуманные поступки.
  • Воодушевление имеет огромную силу и характеризуется устремлением к определенному виду деятельности (мобилизация физических и душевных сил). Оно возникает, когда человек имеет четкое представление о способе действия и ожидаемых результатах. Воодушевление может принимать коллективные формы.
  • Стресс - это устойчивое чрезмерное психологическое напряжение, которое возникает в результате перегрузки нервной системы или попадания в экстремальные условия. Состояние сопровождается учащенным сердцебиением, затрудненным дыханием, повышением артериального давления, дезорганизацией поведения.
  • Фрустрация - это дезорганизация сознания и деятельности, вызванная наличием непреодолимых препятствий на пути к цели. Как результат, происходит внутренний конфликт между устремлением личности и реальными возможностями. Как правило, фрустрация сопровождается сильным нервным потрясением, которое выражается в форме досады, подавленности, безразличия, самобичевания или озлобленности.
стресс одно из состояний

Основные эмоции

Эмоции и чувства в психологии изучаются вот уже на протяжении нескольких столетий. Они настолько многогранны и многочисленны, что трудно выделить какую-то базу. Например, по Изарду, основными человеческими эмоциями являются следующие (см. таблицу).

Эмоция Окрас Описание
Интерес Положительный Побуждает к пополнению знаний, развитию умений и навыков
Радость Положительный Связано с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности после периода неопределенности
Удивление Положительный/ отрицательный Реакция на внезапно появившиеся обстоятельства. Имеет свойство тормозить другие переживания, чувства, эмоции
Страдание Отрицательный Реакция на получение информации о невозможности удовлетворения актуальной потребности, что до определенного момента расценивалось оптимистично
Гнев Отрицательный Реакция на внезапно возникающее препятствие на пути удовлетворения потребности или достижения целей
Отвращение Отрицательный

Состояние, вызванное столкновение с объектом или ситуацией, противоречащими моральным принципам и иным установкам

Презрение Отрицательный Зарождается ввиду рассогласованности жизненных позиций индивидов
Страх Отрицательный Появляется в ответ на информацию о возможной угрозе жизни, здоровью и благополучию
Стыд Отрицательный Эмоция вызвана несоответствием убеждений, действий и внешности ожиданиям окружающих и собственным желаниям

Основные чувства

Как можно видеть, достаточно обширным является список эмоций и чувств человека. Среди последних стоит уделить наиболее пристальное внимание следующим (см. таблицу).

Чувство Окрас Описание
Симпатия Положительный Устойчивое положительное отношение к субъекту или группе субъектов, проявляющееся в доброжелательности, восхищении, желании общаться
Привязанность Положительный Чувство близости, основанное на устойчивой симпатии
Дружба Положительный Избирательная привязанность, связанная с потребностью в общении с конкретным субъектом
Влюбленность Положительный Устойчивое эмоциональное отношение, вызванное страстным влечением к субъекту
Враждебность Отрицательный Неприязненное отношение, обусловленное конфликтом или эмоциональной несовместимостью
Зависть Отрицательный Враждебность по отношению к материальному и моральному превосходству субъекта
Ревность Отрицательный Подозрительное отношение к субъекту, вызванное сомнениями в его приверженности чувствам и взятым обязательствам
Счастье Положительный Состояние внутренней удовлетворенности условиями жизни и осуществлением человеческого предназначения

Функции чувств и эмоций человека

Большинство людей недооценивают значение эмоциональной составляющей в своей жизни. Тем не менее она оказывает существенное влияние абсолютно на все сферы деятельности. Вот какие функции выполняют эмоции и чувства в психологии:

  • Сигнальная (или коммуникативная) - эмоциональные проявления сопровождаются двигательной, мимической, вегетативной активностью. Подобные проявления дают окружающим понимание того, какие именно эмоции вы переживаете.
  • Регулятивная - устойчивые переживания руководят поведением человека и поддерживают его определенную направленность. Регулятивный механизм снижает эмоциональное возбуждение, трансформируя накал в слезы, дыхательные рефлексы, мимику и так далее.
  • Отражательная (или оценочная) - выражает обобщенную оценку действительности. Благодаря этому человек формирует отношение к окружающим предметам и явлениям, а также собственным действиям.
  • Побудительная (или стимулирующая) - подразумевает чувственное направление, обеспечивающее решение актуальных задач. Переживание дает человеку образ объекта, способного удовлетворить потребности.
  • Подкрепляющая - обеспечивает быстрое и надежное запоминание событий, вызывающих сильные эмоциональные реакции. Причем это сопровождается любовью или неприязнью к каким-либо объектам или видам деятельности.
  • Переключательная - проявляется в случае конкуренции мотивов с целью определения доминирующих потребностей (например, колебания между чувством долга и страхом).
  • Приспособительная - установление значимости определенных условия для удовлетворения потребностей.
эмоции и чувства в психологии

Таблица соответствия

Каждое чувство порождает огромное количество эмоций. В связи с этим психологи провели некоторое обобщение и группировку. В результате появилась таблица чувств и эмоций, которая поможет нам разобраться в том, что же именно вы испытываете в конкретной ситуации.

Гнев Страх Грусть Радость Любовь

Бешенство

Ненависть

Злость

Презрение

Обида

Уязвленность

Зависть

Возмущение

Отвращение

Неприязнь

Досада

Ревность

Негодование

Раздражение

Истерика

Ярость

Ужас

Испуг

Подозрение

Боязнь

Замешательство

Вина

Смущение

Ошеломленность

Сломленность

Опасение

Сомнение

Растерянность

Унижение

Беспокойство

Тревога

Оцепенение

Отчаяние

Горечь

Жалость

Отчаяние

Душевная боль

Отчужденность

Потрясение

Скука

Печаль

Безысходность

Сожаление

Разочарование

Беспомощность

Отрешенность

Счастье

Ликование

Оживление

Увлечение

Забота

Возбуждение

Надежда

Нетерпение

Изумление

Вера

Любопытство

Предвкушение

Ожидание

Интерес

Умиротворение

Восторг

Нежность

Сочувствие

Доверие

Благодарность

Симпатия

Гордость

Уважение

Влюбленность

Очарованность

Искренность

Доброта

Дружелюбие

Восхищение

Спокойствие

Блаженство

Основные теории возникновения эмоций

Развитие эмоций и чувств происходило параллельно развитию человеческой цивилизации. И с незапамятных времен ученые интересовались происхождением и природой этого явления. Вот основные теории, поясняющие возникновение эмоций:

  • Эволюционная теория Дарвина. Заключается в том, что эмоции имеют исторически обусловленное физиологическое проявление, которое либо полезно, либо имеет остаточный характер. Например, испытывая гнев, человек инстинктивно сжимает кулаки, готовясь к драке, как его далекие предки.
  • Ассоциативная теория Вундта. Эмоции представляют собой внутренние изменения под непосредственным влиянием чувств. Так, мимика и жестикуляция возникли в связи с элементарными ощущениями, а высшие чувства развились позже. Тем не менее при возникновении каких-либо эмоций тело реагирует ассоциативно, беря за основу какое-то низшее по уровню схожее чувство.
  • Периферическая теория Джемса - Ланге. Эмоции напрямую связаны с физиологическими реакциями. Например, радость сопровождается усилением моторной иннервации и расширением сосудов, что становится причиной смеха, громкой речи и активной жестикуляции.
  • Психоаналическая теория Фрейда. Мир чувств и эмоций основан на влечениях и мотивирующих факторах. Чувственные проявления являются прямым следствием бессознательных инстинктов.
  • Сосудистая теория Уэйнбаума. Лицевые мышцы находятся в тесном взаимодействии с мозговым кровообращением. Таким образом, мускулатура может регулировать кровоток, усиливая или ослабляя приток крови к мозгу, обусловливая те или иные эмоциональные реакции.
переживания чувства эмоции

Эмоциональные свойства

Настроения, чувства и эмоции у разных людей проявляются неодинаково и с разной интенсивностью. Это обусловлено эмоциональными свойствами. Вот о чем идет речь:

  • Эмоциональная возбудимость - готовность человека реагировать на разного рода раздражители. На данную характеристику существенное влияние оказывает гормон адреналин.
  • Эмоциональная глубина - степень интенсивности чувственных проявлений.
  • Эмоциональная ригидность - стабильность ("вязкость") эмоций, чувств, отношения к чему-либо, вызванная фиксацией внимания на значимых событиях.
  • Эмоциональная устойчивость - устойчивость нервной системы человека к условиям, стимулирующим генерацию чувств.
  • Экспрессивность - степень проявления эмоций.
развитие эмоций и чувств

Советы по управлению эмоциями

До бесконечности можно продолжать список чувств и эмоций. Все они ежедневно и ежечасно охватывают человека, пронизывая все сферы его деятельности. Вот как можно контролировать эмоциональные проявления и уменьшать их негативное воздействие:

  • Сосредоточение внимания на тактических задачах, а не на глобальных целях.
  • Переоценка значимости события или действия в сторону уменьшения его существенности.
  • Поиск дополнительной информации, направленной на устранение неопределенности.
  • Расширение временных рамок достижения целей в случае невозможности получения сиюминутных результатов.
  • Привычка тщательного анализа ситуации в письменной форме с целью поиска положительных моментов.
  • Прослушивание спокойной гармоничной музыки.
  • Позитивная мимика и жестикуляция в ответ на негативные переживания.
  • Развитие чувства юмора.
  • Мышечная релаксация.

fb.ru

Какие чувства и эмоции бывают и что они означают

Понятия «чувства» и «эмоции» в сознании обывателя, не имеющего никакого отношения к профессиональной психологии, настолько схожи, что их нередко подменяют между собой. В то же время у каждого из них есть четкое определение, однозначно идентифицирующее психоэмоциональное состояние человека:

эмоция – рефлекторная, непосредственная, можно даже сказать, инстинктивно-животная реакция на происходящее;чувство – осознанное переживание, результат накопленного житейского опыта, размышлений, жизненных ориентиров.

Чтобы понять и правильно оценить событие, человека и собственное отношение к нему бывает стоит осознать, какие чувства и/или эмоции «сидят» в нас в каждый конкретный момент. Зачем? Анализ психологического состояния разрешает понять целесообразность или ошибочность действий и правильно сформировать адекватную обратную реакцию, найти подходящий способ решения возникшей проблемы. Знать эмоции в лицо – значит, изменить ситуацию с пользой для себя, а в случае негативных эмоциональных всплесков избавиться от их последствий допустимыми в обществе методами.

Природа эмоций

Умение разобраться в собственных эмоциях, понять, по какой причине или вследствие чего они появились, насколько они соответствуют общественным нормам, помогает человеку узнать себя, познать собственные потребности и рационально удовлетворить их. Эмоции — своеобразный индикатор отношения к окружающему миру и инструмент приспособления к нему.

Какие чувства и эмоции бывают и что они означают

Если положительные эмоции несут в себе исключительную пользу, в какой малой доле они бы ни проявлялись, то негативные (проблемы на работе, конфликты в семье, препирательства с соседями) способны катастрофически испортить настроение себе и окружающим, отрицательно сказаться на здоровье организма. Популярная поговорка «Все болезни от нервов» выражает конкретную мысль: непонятые и неразрешенные негативные эмоции не исчезнут сами по себе, поэтому тело берет на себя физическую долю эмоциональных страданий. Отрицательное влияние негативного эмоционального состояния на благополучие человека — давно доказанный факт.

Классификация эмоций

Классификации эмоций и чувств человека разрабатываются и уточняются психологами, психиатрами и физиологами с мировыми именами.

Базовыми (фундаментальными по Кэрролу Изарду) положительными эмоциями выделяются две:

Интерес, отвечающий за приобретение новых или совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков. Возбуждающий фактор интереса представляет собой любопытство, которое двигает человека на выполнение конкретных, часто спонтанных действий.Радость связывают с благополучным удовлетворением желаний и потребностей: это довольство собой и занимаемым местом в мире, окружающими людьми и обстановкой.

Какие чувства и эмоции бывают и что они означают

К отрицательным относятся:

Горе или страдание – распространенная эмоция, связанная с невыполнением ожидаемых потребностей и протекающая как эмоциональный стресс. Тяжелейшей для человека формой страдания становится связанное с утратой близкого человека, отношений, прочих материальных и нематериальных ценностей горе.Гнев — самое интенсивное по проявлению эмоциональное состояние, которое стихийно возникает как реакция на невозможность исполнения страстно желаемых замыслов, целей, задач. Состояние аффекта – крайний случай проявления гнева. Гнев характеризуется внешним и внутренним (на саму личность) направлением.Распространенная эмоция, которая вызывается посторонними материальными и нематериальными объектами (людьми, событиями, предметами и т.д.), — отвращение. Резкое объектное противоречие с личностными принципами конкретного человека (эстетическими, духовными или физиологическими) в сочетании с вспышками гнева складывается в межличностное агрессивное поведение. Отвращение иногда направляется на самопорицание и снижение самооценки.Враждебное межличностное отношение часто выражается в презрении, причиной которого становится расхождение жизненных взглядов и позиций, норм поведения, нравственных принципов. В этом случае достойная презрения личность представляется с низменными целями и несоответствующими этическим критериям чувствами.Информация о реально возникшей или воображаемой опасности, прогнозируемой неудаче или ущербе для собственного благополучия или жизнедеятельности родных, знакомых, друзей вызывает сильную отрицательную эмоцию – страх. Страх, как эмоциональное состояние, может быть очень разным: от постоянного, с которым человек в какой-то степени сживается и пытается контролировать, — фобии, устойчивые стрессовые состояния, тревожность, подавленность, до состояния аффекта, панического страха, ужаса.

Какие чувства и эмоции бывают и что они означают

6. Стыд также относится к категории отрицательных эмоциональных состояний и выражается в понимании рассогласованности личных поступков, образа жизни, внешнего вида с общественными нормами и ожиданиями. Стыд может возникать и на почве самоанализа, который показывает несоответствие собственным представлениям о правомерности поступков и поведении. Ложное чувство стыда несет для человека определенную опасность, так как, основываясь на мнимых комплексах, вызывает все большее чувство неуверенности в себе. Это состояние редко проявляется внешними симптомами.

7. Чувство вины является пониманием предосудительности чувств, действий, мыслей. Это отрицательное состояние может стать следствием стыда, выражаться в раскаянии и сожалении о неблаговидных поступках, в тяжелых случаях способно «загнать» человека в ловушку самобичевания.

К эмоциям, носящим нейтральный характер, относится удивление. В зависимости от эмоционального знака возникших обстоятельств (радостных, трагичных, любопытных) удивление приобретает соответствующую окраску, сменяется интересом и радостью или переходит в категорию отвращения или страха. Отличающей особенностью данной эмоции является явное торможение всех прочих эмоций, которые до этого испытывал человек, — они «перебиваются» удивлением до момента осознания человеком направления дальнейших действий.

Простое арифметическое сравнение показывает, что в противовес двум положительным эмоциям человеческая психика противопоставляет список отрицательных и одно нейтральное состояние. Выдержать этот явный дисбаланс – вот задача цивилизованного человека, стремящегося к позитивному видению мира.

Какие чувства и эмоции бывают и что они означают

Зачем нам чувства?

Список чувств обширнее, нежели эмоций. Он включает в себя как базовые категории (любовь, амбиции, боль, вдохновение и т.д.), так и полутона (влюбленность, волнение, достоинство, скука), которые делают жизнь каждого человека многогранной и эмоционально насыщенной.

Положительные эмоции и чувства позволяют лучше понять окружающую среду, сделать комфортным общение с другими людьми, закрепляют в памяти приятные воспоминания о пережитых моментах. Их особенность состоит в поствременном воздействии на человека: они могут быть осознаны не прямо здесь и сейчас, а проявиться спустя некоторое время в виде позитивного опыта для удачного решения текущих проблем.

Отрицательные же эмоциональные и чувственные проявления – это вовсе не исключительный негатив, который неуместен в жизнедеятельности человека:

это четкая мотивация решения насущных проблем и попытка настроить владельца на изменении неблагоприятной ситуации;стрессовый толчок заставляет проявить сильные качества характера: наладить сотрудничество с людьми, пуститься на поиски справедливости, отстоять свою точку зрения и жизненную позицию;польза отрицательных чувств и эмоций состоит в возможности освоения нового поля психологической деятельности, накоплении информации о собственном и окружающем мире, приобретении полезного опыта;человек анализирует ситуации, находит не всегда простые решения, получая в качестве бонуса силу характера и надежный фундамент жизнедеятельности.

Прийти к пониманию того, что чувства и эмоции не только свойственны каждому человеку, но и определяют его общественные коммуникации и успешность действий в любой ситуации, позволяет личности осознать себя, свои поступки и будущий результат действий или бездействия. Боязнь и отрицание собственных эмоций, смешение эмоций с чувствами, а чувств с состояниями не позволяют адекватно воспринимать происходящее и внутреннее отношение к нему.

Какие чувства и эмоции бывают и что они означают

Эмоций и чувств у человека – превеликое множество и их окончательного списка с учетом вновь появляющихся социальных категорий вследствие развития общества не существует ни в физиологии, ни в психологии. Некоторые эмоциональные состояния и чувственные проявления заложены в нас при рождении (яркий пример – чувства и эмоции ребенка), каким-то мы учимся у родственников, знакомых, друзей, из литературных источников, даже интернета и кинематографа. Люди, не проявляющие никаких эмоций и чувств, рискуют прослыть в своем круге общения странными, бесчувственными и эгоистичными.

sunmag.me

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства

Цели:

  • дать определения понятиям «эмоции» и «чувства»
  • сформировать знания об эмоционально-волевой сфере личности
  • выработать первоначальные умения преодолевать стрессовые состояния
  • научить анализировать эмоционально-волевые проявления личности
  • выработать умения волевой саморегуляции
  • побудить учащихся к активности

В результате учебной деятельности учащийся должен знать:

Общее понятие об эмоциях и чувствах.

Классификация эмоций.

^

Эмоциональные состояния.

Высшие чувства.

Индивидуальные различия эмоциональной жизни

Тип урока: формирование новых знанийХод урока

Орг.момент

Постановка целей и задач урока

Изучение нового материалаНа все, что нас окружает в мире, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим. Компоненты эмоциональной сферы образуют сложную взаимосвязанную систему (см. рис. 4.1).

Каждая из составляющих эмоциональной сферы имеет свои специфические функции и роль в жизнеобеспечении человека. В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т.д.

Эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.Понятия "эмоции" и "чувства" нередко употребляются как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т. е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития.

Эмоции возникают лишь при наличии переживаний и потребностей. Все, что для человека безразлично, в чем он не нуждается, не затронет его эмоциональную сферу. Как остроумно заметил Ф. Энгельс, "человек без эмоций, что покойник в отпуске". До тех пор, пока человеку что-то требуется, ему что-то интересно, его всегда будут сопровождать эмоции. Классифицировать эмоции можно следующим образом (см. рис. 4.2):

Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности. Это - удовольствие, радость, восторг, любовь и т.п.

Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо. Это - боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т.д. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные - неприятные.

Но некоторые переживания настолько сложны, многогранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. Например, у А. С. Пушкина: "мне грустно и легко, печаль моя светла". В таких случаях говорят о двойственности чувств. Так, один и тот же человек может одновременно любить и ненавидеть, если испытывает чувство ревности.

Эмоции выполняют в жизни человека различные функции:

  • оценивающую - положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это;
  • побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому;
  • регулятивную - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
Эмоциональное состояние можно рассматривать как эмоциональный компонент общего психического состояния человека. От чувств оно отличается своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций - большей продолжительностью и устойчивостью.

^ Мы практически всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистическом, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний (см. рис. 4.3).

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Одного воспринимают как жизнерадостного человека, другого - как мрачного, всегда недовольного. Речь идет о преобладании того или иного настроения человека.

Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. Даже когда человек говорит, что у него "нет настроения", это не значит, что оно у него отсутствует в прямом смысле этого слова. Это означает, что у него на данный момент плохое настроение. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих.

Умение управлять своим настроением - это особенность культурного развития личности. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.

Аффект - (лат. affectus - душевное волнение, страсть) эмоциональное состояние, противоположное настроению, бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, которая захватывает всего человека. Человек теряет власть над собой, не контролирует свои действия.

Аффект возникает внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство царем Иваном Грозным своего сына.

Можно ли преодолеть аффект, регулировать его состояние? Часто человек попадает в состояние аффекта из-за собственной безответственности и ощущения безнаказанности. Главное в предупреждении аффекта - чувство ответственности перед собой и окружающими людьми.

Фрустрация (лат. frustratio - обман в ожиданиях, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от встречи непреодолимого препятствия на пути человека к значимой цели. В поведении человека появляются гнев, агрессивность либо чувства безысходности, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к самоубийству.

Самое эффективное средство противодействия фрустрации - оптимизм. Оптимист - это тот человек, который попадая в грязь, уверен, что она лечебная. Известный кардиолог Элиот сформулировал на этот счет два правила: первое - не обращайте внимания на мелочи; второе - всё в жизни - мелочи.

Стресс - (англ. stress - напряжение) это состояние сильного эмоционального напряжения, которое вызывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни. Влияют на человека факторы физиологические (большие физические перегрузки) и психологические (возрастные кризисы, информационные перегрузки, страх, горе и т. д.). Ни одному человеку не удается избежать стрессов, поэтому основная функция стресса - защитная.

Человек должен противопоставить стрессу свою волю, высокие цели и мотивы, готовность к преодолению возможной стрессовой ситуации.

^ присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, отношением к жизни и людям, убеждениями и взглядами. Чувства сопровождают человека всю жизнь и играют огромную роль в жизни наряду с умом и волей. Их можно классифицировать следующим образом (см. рис. 4.4).

^ в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе.

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) отличать хорошее от плохого. У него постепенно вырабатываются принципы

собственного нравственного поведения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно - отрицательные.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

^ возникают в процессе умственной деятельности.

К ним относятся: жажда знаний, любознательность, радость открытия, удивление, сомнение, уверенность в суждениях и др. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными. К интеллектуальным чувствам относят также юмор, иронию, сарказм, цинизм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие прекрасное в жизни.

Ирония - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ее цель - совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружающую действительность. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И. А. Крылова "Стрекоза и муравей" иронически говорит муравей стрекозе: "Ты все пела? Это - дело," считая в действительности пение бездельем.

Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше него. Люди-циники способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

^ проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди. А. М. Горький говорил: "Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все".

Индивидуальные различия эмоциональной жизни. Характеризуя человека, мы обязательно упоминаем о его эмоциональности как особой черте личности. Прежде всего, люди отличаются по эмоциональной впечатлительности: одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка взволнуют, у третьего вызовут сильнейшие переживания. Здесь очень широкий диапазон различий, от весьма чутких людей, поведение которых под влиянием эмоций совершенно меняется, до сдержанных, которых порой называют людьми с "каменным" сердцем.

Важно также помнить следующее: сдержанность необходимо отличать от своеобразной эмоциональной глухоты. О таких людях с болью и состраданием писал Ф. И. Тютчев:

^

Живут в сем мире, как впотьмах,..

Увы, души в них не встревожит

И голос матери самой! У каждого человека есть своя душевная, эмоциональная мелодия, которая характеризуется тем, какие из эмоций наиболее близки ему, наиболее желательны и постоянны. Сразу же после рождения ребенок способен проявлять эмоции типа "удовольствие-неудовольствие", направленные на удовлетворение потребности в пище, сне, тепле. Чуть позже появляются эмоции в форме гнева и страха. Далее в играх со сверстниками, в контактах с родителями и взрослыми развиваются более сложные, социально обусловленные эмоции. Какую направленность получат эмоции (положительную или отрицательную) зависит от окружающей социальной среды. От нее зависит, будет ли человек оптимистом или пессимистом, великодушным или мстительным, тревожным или уверенным, любознательным или безразличным. Со временем человек учится управлять своим эмоциональным состоянием. Это требует, прежде всего, волевых усилий. Человек, умеющий управлять своими переживаниями, считается эмоционально зрелой личностью.Закрепление материала

  1. Чем отличаются понятия «эмоции» и «чувства»?
  2. Какие эмоции относятся к познавательным (социального взаимодействия)?
  3. Что такое эмоциональное состояние?
  4. Перечислите высшие чувства.
Домашнее задание: лекционный материал

mir.zavantag.com


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа