Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии? Эмоции в психологии это определение


Понятие эмоций.

Количество просмотров публикации Понятие эмоций. - 1877

Эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Οʜᴎ имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Наши эмоции и чувства являются индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношения личности и общества (чувства). При этом различные формы отношений человека к воспринимаемому располагаются между приятным и неприятным. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность.

Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. К ним относятся только те эмоции, которые интеллектуализировались и определяются включением в структуру их работы второй сигнальной системы. По качественному уровню эмоциональной деятельности (чувств) проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и самому себе.

Эмоции имеют ряд свойств: качество, содержание, направленность, длительность, выраженность, источник возникновения и т. д.

Внешне эмоции проявляются мимикой, пантомимикой, особенностями речи и сомато-вегетативными феноменами.

Мимика – координированные движения мышц лица, отражающие эмоции человека.

Пантомимика (жестикуляция) – координированные движения тела и рук, которые сопровождают и выражают различные эмоциональные переживания и психические состояния.

Параметрами речи, выражающими эмоциональные переживания, являются ее темп, сила и напряженность голоса, его интонации, тембр, звучность.

Наибольшее значение имеет разделœение эмоций в связи с удовлетворением общественных потребностей. Различают чувства интеллектуальные, моральные, эстетические и практические. Практические связаны с процессами трудовой деятельности, с решением различных практических задач.

Высшие эмоции развиваются на соответствующей интеллектуальной базе, занимают по отношению к низшим господствующее положение.

Низшие эмоции основаны на инстинктах (голод, жажда, чувство самосохранения и т. д.), еще они называются витальными.

Учитывая зависимость оттого, какое возникает со стороны человека отношение к объектам и явлениям, выделяются эмоции положительные (дружба, родительское чувство) и отрицательные (отвращение, антипатия, оскорбленное самолюбие и т. д.). Эмоции тесно связаны с возрастными кризами. К примеру – эмоциональная жизнь подростков очень неустойчива, что объясняется временной дисгармонией между корой и подкоркой, первой и второй сигнальными системами, свойственной периоду полового созревания.

В течение жизни взрослого человека имеют место изменения типа его эмоциональности. Здоровый человек способен регулировать свои движения, действия, поступки. Значительно труднее руководить собственными эмоциями. В зрелом возрасте человек этого достигает.

Резко изменяется эмоциональная деятельность в предстарческом и старческом возрасте. В данный возрастной период эмоции становятся более лабильными. Настроение чаще становится подавленным, с элементами тревожности. В старческом возрасте появляется слабодушие, быстрый переход от угнетенно-плаксивого настроения к ровному или несколько повышенному.

Физиологические механизмы эмоций состоят как из филогенетически более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

При сильном переживании какого-либо чувства у человека наблюдаются изменения многих жизненно важных физиологических функций: меняется частота и глубина дыхания, учащается или замедляется деятельность сердца, расширяются или суживаются кровеносные сосуды, усиливается или ослабляется функция желœез внешней и внутренней секреции, меняется тонус мышц и обмен веществ в организме; другим становится выражение лица, голос, жесты, поза, движения человека. При выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникает тахикардия или брадикардия, гипотония или гипертония мышц, изменяется деятельность потовых, слезных, сальных и других желœез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется ʼʼгусиная кожаʼʼ, волосы ʼʼстановятся дыбомʼʼ и др., т. е. при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги. Многие из этих реакций организма непроизвольны. Нельзя заставить себя не краснеть при гневе или не бледнеть при страхе.

Физиологически эмоциональное переживание представляет собой целостную реакцию организма, в регулировании которой принимают участие почти всœе отделы нервной системы.

Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами. ʼʼКто отделил бы в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т. е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.?!ʼʼ (И. П. Павлов).

Исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные желœезы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы, иннервируемые симпатическим отделом вегетативной нервной системы. В результате и возникают характерные для эмоции сердечно-сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях. Также нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, напротив - усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделœение печенью сахара и т. д.

Доказано, что при эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует функцию надпочечных желœез, в связи с чем происходит увеличенное выделœение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови.

В целом эмоции возбуждения имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется то, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии. Это объясняется тем, что в состоянии эмоционального возбуждения за счёт снижения деятельности внутренних органов в результате оттока от них крови к мышцам, легким и центральной нервной системе мобилизуются значительные резервы сахара, необходимые для усиленной мышечной деятельности. Способствует этому также быстрое снижение под влиянием адреналина мышечного утомления (в страхе и гневе человек не чувствует усталости), усиление сердечных сокращении и приведение в действие гораздо большего числа эффекторных нейронов, чем это возможно при волевом усилии в спокойном состоянии.

Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга. Большое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов в коре.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному.

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те или иные эмоциональные состояния бывают вызваны не воздействием непосредственных раздражителœей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают главное значение в эмоциональных процессах, благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных переживаний. Вторая сигнальная система оказывает следующее влияние на развитие эмоций у человека: 1) через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным; 2) расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции – интеллектуальные, эстетические, моральные; 3) чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения эмоций, сформировавшиеся у человека в процессе его общественно-исторического развития, в эмоциях получают отражение общественные отношения людей; 4) повышается в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память, эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения; 5) оказывается возможным целœенаправленная передача эмоционального опыта͵ а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.

Под действием внешних или внутренних раздражителœей, связанных с удовлетворением определœенной жизненной потребности организма, в кору полушарий приходит нервное возбуждение от рецепторов тела. Оно тут же распространяется по коре и нижелœежащим нервным центрам, благодаря чему происходит немедленная перестройка физиологических функций дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, мышечной и других систем организма. Безусловно-рефлекторная перестройка жизненно важных функций организма как бы заблаговременно готовит его к удовлетворению текущих потребностей. От внутренних органов и мышц тела немедленно идут обратные сигналы в большие полушария. В результате этого в коре возникает сложное взаимодействие нервных процессов, переживаемое как определœенное эмоциональное состояние гнева, тревоги, радости, страха, стыда и т. п.

Эмоциональное переживание служит источником произвольных и непроизвольных реакций, направленных на удовлетворение возникшей потребности.

Каждое выполненное или задержанное действие вновь сигнализирует коре, что ведет к новым изменениям во взаимодействии процессов возбуждения и торможения в нервной системе; это переживается как новый оттенок чувства, и так – до полного удовлетворения потребности или временного отказа от нее. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эмоции и чувства физиологически означают сложное взаимодействие между условными и безусловными рефлексами различных видов.

Рефлекторное регулирование непроизвольных реакций организма осуществляется промежуточным, средним, продолговатым мозгом и мозжечком, включая центры вегетативной нервной системы. Подкорка постоянно оказывает влияние на кору большого мозга, что особенно отчетливо обнаруживается при сильных эмоциональных переживаниях. Возбуждение подкорки при эмоциях тонизирует кору, создавая условия для быстрого и прочного замыкания условно-рефлекторных связей. Активизирующее влияние подкорки на кору осуществляется с помощью ретикулярной формации, т. е. сетчатого нервного образования, расположенного в стволе мозга и тесно связанного с нервными центрами, регулирующими деятельность внутренних органов.

У больных с органическими поражениями коры головного мозга и ослабленным процессом торможения очень часто возникают сильнейшие вспышки гнева, ярости, страха и других эмоций по ничтожным поводам. Сходное поведение наблюдается и у бесполушарных собак. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в механизме протекания эмоций и чувств принимают участие процессы возбуждения и торможения в коре и подкорке, взаимодействующие друг с другом по законам взаимной индукции.

referatwork.ru

Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии?

Библиографическое описание:

Николаева М. Е. Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии? [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11065/ (дата обращения: 27.08.2018).



В зарубежной психологии отцом теории эмоций по праву считается К. Изард. Ему принадлежит теория дифференциальности (дифференциальных) эмоций [1]. По мнению автора, эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [1]. Он выдвигает гипотезу об основной мотивационной системе человека [1]. Им была разработана система объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. К базовым эмоциям Изард относит:

  1. эмоция интереса,
  2. эмоция радости,
  3. эмоция удивления,
  4. эмоция печали,
  5. эмоция гнева,
  6. эмоция отвращения,
  7. эмоция презрения,
  8. эмоция страха,
  9. эмоция стыда,
  10. смущение (застенчивость),
  11. вина,
  12. любовь.

Также данный автор выдвинул критерии, определяющие эмоцию как базовую:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [1].

На современном же этапе психологической науки существует сомнение по поводу точности его определения. Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно также смысл и значение человеческого существования определяются не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций с одной стороны, как мотивационной системы организма, с другой — как фундаментального личностного процесса.

Поэтому многие авторы попытались опровергнуть его теорию. Рассматривается весь спектр порождения эмоций. Некоторые определения являются достаточно противоречивыми. В данной статье предпринята попытка представить современные определения эмоции зарубежных исследователей, которые также могут подвергаться сомнению как и теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

Р. Ливенсон [9] говорит о двухуровневой модели эмоций и об интроперсональных функциях эмоций.

По его мнению, эмоции — это краткоживущие психологические и физиологические феномены, которые представляют собой действенные методы адаптации, «чтобы изменять запросы среды» [9, С. 481]. На психологическом уровне эмоции изменяют внимание, перемещают определенное поведение в ответ на определенные иерархии и активизируют ассоциативные связи в памяти. На физиологическом уровне эмоции с большой скоростью организуют ответные реакции на различные биологические системы, включая выражение лица, тонус мышечной и соматической систем, тон голоса, активность и автономность нервной и эндокринной систем, чтобы воспроизводить среду тела, что является оптимальным для эффективного ответного чувства. Эмоции служат для того, чтобы установить наши позиции vis-a–vis в нашей среде, притягивая нас к определенным людям, предметам, действиям и идеям и отталкивая от всего остального. Эмоции также служат в качестве хранилища природных и заученных действий, принадлежащих к определенным инвариантным характеристикам и другим, которые показывают значимые вариации в отношении индивидуальностей, групп и культур.

М. Хезелтон и Е. Каталаа [8] утверждают, что эмоции на самом деле означают парадокс. По мнению данных авторов, есть небольшое сомнение, что эмоции — постоянная и универсальная характеристика человеческой природы. Здесь они ссылаются на П. Экмана [4], В. Фризена [5] и Д. Фесслера [6], и, поэтому, сложно поверить, что эмоции возникают в ходе эволюции только ради того, чтобы разрушить рассудительность и принятие решений. С другой стороны, феноменология эмоций, конечно же, предлагается иначе: эффекты эмоций часто кажутся объективно иррациональными, и мы чувствуем необходимость держать их под контролем [2, с. 12].

Эмоции — это набор аффективных феноменов (другие подструктуры — это настроение, отношения и другие аффективные черты), различающиеся как краткосрочная, многокомпонентная ответная система, являющаяся началом тех изменений в текущих обстоятельствах, которые расцениваются как подсознательно, так и не подсознательно, чтобы быть личностно значимыми («хорошо для меня» или «плохо для меня»). Свободно-парный компонент системы эмоций включает в себя каскады изменений в субъективных состояниях чувств, физиологических ответных чувствах и в мозге, и в теле. Эмоции также очевидно выражаются на лице и в позах и в мыслеобразующем репертуаре [7].

Розенвейн Б. [11] задается вопросом, являются ли эмоции, по мнению многих ученых, биологическими организациями, универсальными во всех человеческих популяциях, действительно ли они сложились в ходе истории.

По мнению Нессе Р. [10], эмоции можно объяснить как особые состояния, сформированные в естественном отборе, которые увеличиваются в соответствии конкретными ситуациями. Психологические, физиологические и поведенческие характеристики характерных эмоций могут быть проанализированы как возможные предназначенные черты, которые увеличивают возможность иметь дело с угрозами и возможностями, представленных в соответствующих ситуациях.

Диксон Т. [3] считает, что в современной зарубежной психологии нет точного определения эмоции. Также он утверждает [3], что, хотя, Изард [1] и попытался дать определение эмоции, наряду с ведущими учеными, работающими в области эмоций, и, ссылаясь на ответы других экспертов, Диксон Т. значительно демонстрирует то, что, несмотря на продолжающееся распространение книг, журналов, конференций и теорий на тему предмета «эмоции», до сих пор не существует единого решения по данному определению.

Прошло больше сорока лет с создания К. Изардом теории дифференциальных эмоций, а единого определения эмоции до сих пор не существует. К. Изард попытался связать порождение эмоций с мотивационной системой человека.

Итак, исходя из определений, данных выше зарубежными учеными, мы видим, что нельзя дать точное определение понятию эмоция. Мы не можем также утверждать, что оно (данное понятие) возникло в ходе эволюции, что является ли оно чисто биологическим (физиологическим) или психологическим феноменом. Являются ли эмоции вариативными или инвариантными? Одинаково ли они демонстрируются среди различных человеческих популяций? Конечно же, на современном этапе западной психологии существует множество вопросов по объяснению данного феномена, на который пытаются ответить многие ученые, работающие в области феноменологии эмоций.

Литература:
  1. Изард К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К. Э. Изард. — Спб.: Питер, 2006. — 464 с. — (Мастера психологии).
  2. Baumeister R. F., Vohs K. D., & Tice, D. M. (in press). How emotion helps and hurts decision making. Chapter to appear in J. Forgas (ed.), Hearts and minds: Affective influences on social cognition and behavior. (Frontiers of Social Psychology Series). New York: Psychology Press.
  3. Dixon T. «Emotion»: The history of a keyword in crisis. Emotion Review. Vol. 4, No. 4 (October 2012) 338–344.
  4. Ekman P. (1992). An argument for basic emotions. Cognition and Emotion, 6, 169–200.
  5. Ekman P. & Friesen W. (1971). Constants across cultures in the face and emotion. Journal of Personality and Social Psychology, 17, 124–129.
  6. Fessler D. M. T. (1999). Toward an understanding of the universality of second order emotions. In A. L. Hinton (ed.), Biocultural approaches to the emotions. (pp. 75–116). New York: Cambridge University Press.
  7. Garland E. L., Fredrickson B., Kring A. M., Johnson D. P., Meyer P. S., Penn D. L. Upward spirals of positive emotions counter downward spirals of negativity: Insights from the broaden-and-build theory and affective neuroscience on the treatment of emotion dysfunctions and deficits in psychopathology. Clinical Psychology Review 30 (2010) 849–864.
  8. Haselton M. G., Catelaa T. Irrational Emotions or Emotional Wisdom? The Evolutionary Psychology of Emotions and Behavior. In press, J. Forgas (ed.), Hearts and minds: Affective influences on social cognition and behavior. (Frontiers of Social Psychology Series). New York: Psychology Press. 8/11/2005.
  9. Levenson R. W. Cognition and emotion, 1999, 13 (5), 481–504.
  10. Nesse M. R. Evolutionary explanations of emotions. Copyright © 1990 by Walter de Gruyter, Inc. New York. Human Nature, Vol. 1, № .3, pp. 261–289.
  11. Rosenwein B. H. Problems and methods in the history of emotions. Passions in Context I (1/2010).
  12. Varey C. & Kahneman D. (1992). Experiences extended across time: Evaluation of moments and episodes. Journal of Behavioral Decision Making, 5, 1992, 169–186.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, базовая эмоция, Диксон, основная мотивационная система, теория, ходя эволюции, человеческое существование.

Похожие статьи

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

В которой отмечалось, что развитие эмоций подчинено законам биологической эволюции. Основная функция, которую выполняют

Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе.

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими | Молодой ученый

Ланге была выдвинута периферическая теория эмоций, за основу которой была взята

У эмоций есть свои основные функции

Мотивационная. Эмоции являются своеобразным «стартом», сигналом к тому, что человеку необходимо начинать действовать.

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, ситуация, отношение, роль эмоций, эмоциональное явление, эмоциональное переживание, эмоция отвращения

Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

Психологические механизмы развития мотивации человека

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, биологическая мотивация, мотив, отношение, эмоция, мотивационное значение, мотивационная суммация, человеческая мотивация, мотивационная фиксация, эмоциональная память.

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных...

потребность, биологическая мотивация, мотив, отношение, эмоция, мотивационное значение, мотивационная

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех...

Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Основная критика в адрес теории сводится к тому, что в ней не учтены индивидуальные отличия людей.

Ф. Герцберг назвал эти факторы «поддерживающими», поскольку они необходимы, но не достаточны для построения мотивационной системы.

Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой мотивации

— анализ и общение человеческой мотивации. 1809–1882. Чарльз Дарвин. — первый шаг в поведенческом и мотивационном сближении

— были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

Проблема отвращения в современной психологии

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [18].

Мотивационное и организующее влияние отвращения.Вопрос об организующем и мотивирующем влиянии отвращения, пожалуй, единственный, который не...

Концепции мотивации персонала: содержательные...

Их опыт развития мотивации охватывает ее эволюцию от категории воздействия на человека к основной функции менеджмента.

Одной из базовых содержательных теорий мотивации является теория потребностей А. Маслоу.

moluch.ru

27. Общие понятия об эмоциях в психологии. Виды эмоциональных состояний.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Чувства, их виды.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека  и постоянно сопровождают ее.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

studfiles.net

как они возникают, проявляются и что к ним относится

В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с проявлением эмоций, не задумываясь о том, какова их роль в жизни человека. А между тем их количество огромно. Причем это понятие в психологии означает не то же самое, что чувство, настроение и прочие состояния.

Содержание статьи

Определение понятия

основные эмоции человекаОдним из видов эмоциональных процессов являются эмоции, в жизни человека их огромное множество. 

Википедия определяет это понятие как средней продолжительности психический процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к объективному миру и к наступившим или возможным ситуациям.

Характеризуют ее три компонента:

  1. Ощущение, которое переживается или осознается в психике.
  2. Процессы, которые происходят в пищеварительной, дыхательной, нервной и прочих системах организма.
  3. Наблюдаемые выразительные комплексы.

Это определение эмоции дано с пометкой, что в психологии это психическое явление изучено недостаточно, поэтому в различных источниках можно встретить несколько отличающиеся от этого варианты определений.

Говоря простыми словами, это непродолжительная психическая реакция на ту или иную ситуацию. Зачастую это понятие путают с чувствами. Более того, современные ученые, которые изучают эмоции и чувства, условно разделились на четыре группы.

Первая группа, рассматривая соотношение понятий, отождествляет их и считает синонимичными. Психологи дают им схожее определение. Другие утверждают, что чувства являются подклассом. Ученые третьей группы объединяют различные виды психических процессов как формы переживаний, включая аффекты, настроения, страсти и чувства.

Одна и та же эмоция может выражать разные чувства, как и одно и то же чувство может выражать разные эмоции.

эмоции википедия

Разнообразие эмоций

Представители последней, четвертой группы, разделяют понятия. Хотя они и тесно взаимосвязаны, между данными видами эмоциональных процессов существует разница.

Сравниваемые характеристики Чувства Эмоции
Продолжительность Длительные, стабильные Кратковременные
Привязка к объекту Отражают устойчивое отношение к какому-либо объекту Возникают по отношению к ситуации в целом, а не по отношению к кому-либо или чему-либо
Проявление Зачастую не имеют внешнего проявления. Они скрыты глубоко, о них можно лишь догадываться Внешне проявляются мгновенно, очевидно, ярко. Это может быть интонация, мимика лица, жест и т. п.
Возникновение Связано с социальной сферой Связано с биологическими процессами

Чувства к какому-либо объекту могут быть выражены посредством определенных эмоциональных реакций в зависимости от той ситуации, в которой оказывается объект.

Например, мать, которая любит своего ребенка, может переживать во время сдачи ребенком экзаменов, в зависимости от результата: тревогу в течение экзамена; в момент сообщения об успешной сдаче экзамена – радость; в момент известия о провале – разочарование, злость. Этот и ему подобные примеры наглядно демонстрируют отличие эмоций от чувств.

Классификация и функции

Эмоций существует огромное множество – несколько десятков. Большинство людей, исходя из жизненного опыта или интуитивно, легко могут их различать у других по внешним проявлениям. В психологии выделяют базовые, элементарные их виды. Из них складываются более сложные эмоциональные явления.

Виды эмоций

определение эмоции в психологииРазличные ученые предлагают свои варианты определения основных характеристик понятия. Так, Грог считает, что разделять их надо, исходя из двух основных душевных состояний: пессимизма и оптимизма.

Ученый полагал, что эти состояния способны только уменьшать энергию деятельности человека, поскольку мешают ему распознать то, что имеется, чего следует хотеть и ради чего проявлять активность.

Психолог В. Вундт предлагал классифицировать их в системе трех осей: положительные – отрицательные; напряжение – покой; энергия – вялость. Но широкого распространения в науке такая система группировки не получила, хотя и вызвала широкий интерес и была поддержана в экспериментальных исследованиях.

Основные признаки классификации следующие:

По валентности, или тону:

  • положительные. К ним относятся все состояния, связанные с чувством радости, с приятными ощущениями, с состоянием счастья;
  • отрицательные. Эта группа самая обширная;

По интенсивности. Интенсивность зависит от множества факторов, в том числе полноценности центральной и вегетативной нервной системы. 

Для иллюстрации принципа формирования положительных либо отрицательных проявлений явления различной интенсивности применяется формула психофизиолога П.В. Симонова.

По стеничности:

  • стенические (от др.-греч. Σθένος – сила). Они способны стимулировать активную деятельность. К ним относятся радость, энтузиазм и прочее;
  • астенические (от др.-греч.ἀσθένεια – бессилие). Способствуют расслабленности, подавлению воли. К ним относится, например, тоска.

По содержанию. Данная классификация включает в себя десятки различных наименований, каждое из которых сопровождается определенной физиологической реакцией. Основные эмоции человека условно можно разделить на три категории: негативные, позитивные и нейтральные.

где живут эмоции

Где живут эмоции

Отдельно можно выделить злорадство. При классификации с ним возникают затруднения. Злорадство, возникая, приносит человеку положительные реакции. Определяется как радость, вызванная неудачами других людей.

Но одновременно происходят разрушительные, негативные процессы в душе самого человека, испытывающего его. Получается, что злорадство все же относится к отрицательным эмоциям.

Функции

Человек, являясь самым эмоциональным представителем животного мира, в каждой конкретной ситуации испытывает определенные эмоции, что помогает ему жить полноценной жизнью и адекватно реагировать на происходящие события.

И их основные функции в психологии следующие: оценочная, мобилизационная, компенсирующая, коммуникативная и функция дезорганизации.

Оценочная функция

эмоции в психологииКаждому человеку известно, что очень важным является именно первое впечатление, которое он производит на нового знакомого. Сначала дается эмоциональная оценка объекта или ситуации.

Затем происходит сознательная переработка этой информации. То есть, если первое эмоциональное восприятие было положительным, то в дальнейшем формируется позитивное мнение, изменить которое не просто.

В случае с негативным восприятием также бывает трудно заменить его противоположным.

Эмоциональная оценка дается независимо от желания человека. Подсознательно происходит мгновенное оценивание всего, что происходит, формируется впечатление от знакомства и общения с другим субъектом.

Мобилизационная функция

Суть данной функции состоит в возможности стимулировать все силы организма для преодоления преград и решения возникших проблем. Функция работает на физиологическом уровне таким образом:

  1. Эмоция страха — выброс в кровь адреналина — способность к бегству.
  2. Эмоция страха — выброс в кровь чрезмерной дозы адреналина — наступает ступор.
  3. Эмоция радости, счастья — выброс в кровь определенного гормона — прилив сил.
эмоции человека

Основные эмоции человека

При возникновении сильной стрессовой ситуации, организм мобилизует внутренние ресурсы, перестраивается и функционирует в режиме стресса. Это делает возможным сделать значительно больше, чем обычно.

Затем, после решения поставленных задач, на смену подъему энергии приходит сильная усталость. Это связано с повышенным расходованием сил организма в чрезвычайной ситуации.

Компенсирующая и коммуникативная функции

как внешне проявляются эмоцииЭта функция используется организмом при нехватке информации для рационального принятия решения.

В этой ситуации организм ориентируется на эмоциональную оценку, которая при встрече с незнакомым объектом придает ему определенную окраску по аналогии с ранее встречающимися объектами.

Эта информации обобщенная, но дает возможность человеку выйти из тупика. Гипотеза проявления данного психического процесса как механизма принадлежит П. В. Симонову.

Выразительные проявления легко распознаются окружающими. Некоторые из них могут вызывать альтруистические настроения. Когда человеку понятно эмоциональное настроение другого, он может «заразиться» им. 

Например, если один из компании людей начинает весело хохотать, его смех подхватывается и остальными членами этой компании.

На заметку! Особенно важна коммуникативная функция в развитии малышей, которые еще не владеют речью, а могут общаться и познавать окружающий мир только на эмоциональном уровне.

Возникновение

На каждую жизненную ситуацию человек реагирует той или иной реакцией. Бывает так, что в схожих обстоятельствах эмоционально люди реагируют по-разному.

взрыв эмоций что это такое

Сравнение эмоций и чувств

Чтобы понять, как возникают эмоции, следует уяснить, что происходит это не автоматически, а по причине определенных факторов и обстоятельств:

  • конкретная ситуация. Например, в обидной ситуации возникает обида;
  • тип личности и настроение человека на момент возникновения ситуации. В раздраженном состоянии человек будет испытывать раздражение в большинстве случаев. И, напротив, если человек находится в позитивном настроении, большинство обстоятельств будут вызывать у него положительные реакции;
  • конкретное видение той или иной ситуации. Например, когда бегущий малыш внезапно падает, он может испытывать страх, если увидит в этом падении опасность; плачь от обиды, если ему падение покажется обидным; смех от радости, если падение будет им воспринять как приключение;
  • получение внутренних выгод. Например, нашкодивший малыш плачет: его выгода – вместо наказания родители его жалеют; в процессе спора у свекрови начинает болеть сердце: ее выгода – спор прекращается в ее пользу; девушка обижается на молодого человека, при этом может расплакаться: ее выгода – она получает желаемое.

Внешнее проявление

Поскольку классификаций очень много, для изучения их внешнего проявления потребуется продолжительное время. Но для повседневной жизни достаточно знать, как проявляются базовые семь наименований. Это поможет лучше понимать окружающих и позволит скорректировать собственные реакции.

Вот как внешне выглядит каждая из семи основных и как проявляются эмоции на лице:

  Удивление Страх Отвращение Гнев Печаль Радость Интерес
Брови Подняты, изогнуты дугообразно Приподняты и немного сведены Опущены Опущены и сведены Внутренние уголки приподняты, участки под бровями напоминают треугольники Спокойны Приподняты и слегка сведены
Морщины Горизонтальная на лбу В средней части лба   Вертикальные между бровями   Носогубные складки, гусиные лапки  
Глаза       Глядят пристально, могут быть немного выкачены наружу      
Верхние веки Открыты, над радужкой заметен белок глаз Приподняты, обнажают склеру   Напряжены      
Нижние веки Напряжены, приподняты вверх   Напряжены   Приподняты  
Нижняя челюсть Опущена            
Верхняя губа Размыкаются Напряжены, оттянуты назад Приподнята 1. Плотно сжаты, уголки прямые или опущены.

2. Раздвинуты, образуя прямоугольник, напряжены, как при крике

Дрожащие Уголки оттянуты в стороны и приподняты Поджаты
Нижняя губа Приподнята и придвинута к верхней или опущена и немного выдвинута вперед
Рот Без напряжения Открыт     Уголки опущены Закрыт Приоткрыт
Ноздри       Раскрыты      
Нос     Сморщен        
Глаза           Прищурены  
Щеки     Приподняты     Приподняты  
Взгляд             Перемещен по направлению к объекту
                       

 

Распознать эмоции зачастую бывает достаточно трудно, поскольку человек редко испытывает одну из них, обычно их возникает сразу несколько.

эмоциональные спиралиНапример, при появлении страха человек одновременно может испытывать стыд, тревогу, недовольство собой или отчаяние.

Также трудности распознания связаны с тем, что реакции человека не всегда бывают искренними, они часто рассчитаны на окружающую аудиторию.

Только человек способен испытывать огромное количество самых разнообразных психических процессов. Но в современном мире считается неприличным открыто демонстрировать собственные переживания.

Кроме того, открытый человек становится более уязвимым для окружающих. С другой стороны, насильно скрывая проявления эмоциональности, подавляя естественные реакции, можно разрушить психику.

Важно! Подавлять естественные эмоции вредно и категорически не рекомендуется. А вот бороться с чрезмерной эмоциональностью нужно

Самое меньшее, что грозит человеку при подавлении естественных реакций, – это депрессия, различные формы неврозов. Также при подавлении естественных реакций страдает эндокринная система организма.

Это приводит к гормональным сбоям и нарушениям в работе щитовидной железы и всех остальных желез организма.

эмоции это в психологии

Характеристика эмоций и чувств

Как следствие – возникновение физических и психических болезней. Поэтому подавлять естественные психические реакции вредно и категорически не рекомендуется.

Однако некоторые люди являются чрезмерно эмоциональными. У них вытеснение происходит медленнее, чем накопление. Как следствие, такой человек быстро раздражается и происходит взрыв эмоций, характеризующийся бурной эмоциональной реакцией.

Надо понимать, что это – эмоциональное реагирование, при котором происходит ослабление волевого контроля поведения. Такое состояние облегчает человеку переход к действию. Явление кратковременное, после которого появляется бессилие, полная апатия, сонливость.

Бороться с излишней эмоциональностью нужно. Рекомендуется использовать для этого физические упражнения, крик в подушку, медитации и дыхательные комплексы.

Полезное видео

Подведем итоги

Психические процессы человека играют огромную роль в его развитии выживании. Жизнь без них совершенно невозможна. Благодаря эмоциональности люди способны понимать друг друга, оценивать состояние друг друга, осуществлять совместную деятельность.

Это самая интересная, разнообразная и загадочная область человеческой психики.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

znaniya.guru

Определение эмоций

Количество просмотров публикации Определение эмоций - 433

Когда человека хотят изобразить существом, лишенным че­ловеческих качеств, прибегают к двум крайностям: либо представляют его по­добным автомату, роботу, бесстрастно вычисляющему преимущества и недо­статки своего положения в данной ситуации, либо, напротив - уподобляют его животному, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ведет себя импульсивно и эмоционально, непосредственно реагируя на происходящие события без учета возможных последствий. И наобо­рот, когда хотят придать роботу человеческие качества, его наделяют чувствами, способностью к состраданию и даже некоторой долей безрассудства. ʼʼОчелове­чиваниеʼʼ же животного связывается с приданием его поведению большей сдер­жанности, рассудительности и целœеустремленности. Взаимоотношения между чувствами и рассудком, разумом и эмоциями являются центральной темой всœей мировой художественной литературы и драматургии. Человек, способный на сильное чувство, на самопожертвование во имя любви вызывает симпатию. Ге­рой, оказавшийся в исключительно выгодном для себя положении благодаря своей холодной, бесстрастной расчетливости, вызывает чувство неприязни и презрения. В то же время человек сдержанный, способный к трезвой оценке си­туации, несмотря на обуревающие его эмоции, вызывает уважение, так же как у некоторых людей появляется чувство зависти к человеку, способному прояв­лять свои эмоции и желания естественно и непринужденно. Лавирование меж­ду ʼʼСциллойʼʼ разума и ʼʼХарибдойʼʼ чувств является вечной проблемой человека как личности.

Несмотря на то что эмоции и чувства хорошо известны подавляющему боль­шинству людей, формально определить их весьма непросто. Затруднения в пе­реводе их содержания на научный язык связаны с глубоко субъективным харак­тером переживания эмоциональных реакций, состояний и чувств и отсутствием их аналогов в иных психических явлениях. В каких бы терминах мы ни пыта­лись выразить наши эмоции и чувства, как бы полно мы это ни делали, всœегда остается нечто, что не поддается описанию.

Ссылки на такие физиологические проявления, как сердцебиение, учащение дыхания, потливость или мышечная дрожь или такие изменения в психической сфере, как утрата четкости восприятия последовательности мышления, обострение или притупление ощущений, или на ситуацию, вызвавшую ту или иную эмоцию, отчасти передают внутренние переживания эмоций, но целостный характер и отдельные иногда очень важные нюансы   Необходимыми условиями возникновения эмоций являются: наличие потребностей и знания об особеннос­тях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.  

переживаний в таких описаниях могут теряться. Именно в связи с этим люди тратят так много слов и времени для выражения того, что можно, эмоционально пережить в считанные секунды. Невыразимость эмоции с помощью речевых средств связана с их принципиально различной природой: язык дискретен, прерывист, в то время как эмоции градуальны, непрерывны. Именно в связи с этим для передачи эмоциональных состояний люди изобретают отличные от речи средства, обладающие свойствами целостного охвата происходящего и непрерывностью изменений ¾ это ʼʼязыкʼʼ искусства. В познании человеком эмоций и чувств искусство и наука взаимно дополняют друг друга. Психология поэто­му ¾ и наука, и искусство. Научная психология с помощью языка науки формально определяет психические явления и исследует их, основываясь на этих определœениях; психология как искусство ¾ это практическая психология, где понимание другого человека построено на использовании всœех доступных средств взаимодействия, в т.ч. и таких царалингвистических средств, как интонация, мимика, жестикуляция, позы и др.

Прежде чем формально определить эмоции, давайте в общих чертах, опираясь на личный опыт, вспомним, в каких ситуациях эмоции возникают и какие условия для ЭТОГО необходимы. Такой анализ неизбежно покажет, что одним из важнейших условий для возникновения эмоций является наличие какой-то подробности, желания или интереса. Нас оставляют равнодушными предметы и ситуации, которые не выражают наших интересов и потребностей. Мы смеёмся, плачем, тревожимся, негодуем, удивляемся, любим, испытываем неприязнь и т.д. только тогда, когда хотим что-либо получить или чего-либо избежать, когда получаем неожиданно много или чересчур мало из того, что хотим, или когда нам не удается получитьто, что мы желаем, или же на нас сваливается многое из того чего мы пытались всячески избежать. Сама ситуация, содержащая обещание исполнения наших желаний, или угрозу их неисполнения, или даже угрозу появления нежелаемого, или обещание неисполнения нежелательного вызывает соответствующие эмоции. Особенно сильные эмоции человек испытывает в связи с фундаментальными потребностями, удовлетворение которых имеет жизненно важное значение ¾ это потребности в самосохранении, развитии и продолжении рода.

Следовательно, необходимыми, даже на первый взгляд условиями возникновения эмоций являются: наличие потребностей и знания об Обычной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения. Для того чтобы оставаться в рамках научной психологии, нам крайне важно дать такое формальное определœение эмоций, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ учитывало бы эти основные условия. Поскольку эмоции ¾ это психические феномены, ᴛ.ᴇ. являются частью психики, Эмоции — это психическое отраже­ние в форме непо­средственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловлен­ного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.  

при установлении и родовидовых отношений между эмоциями и психикой основное свойство психики — отражение действительности — должно присутствовать и в определœении эмоций.

Итак, эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного, при­страстного переживания, жизненного смысла явлений и ситу­аций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (Психология: Словарь, 1990).

Как видим, не удалось полностью избежать некоторой тавтологии, поскольку пристрастное переживание — это и есть эмоциональное переживание. Тем не менее, в данном опре­делœении содержится одна из базовых особенностей эмоций, отличающая их, к примеру, от познавательных процессов — непосредственная представленность в них субъекту отношения между потребностью и возможно­стью ее удовлетворения.

referatwork.ru

ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ.doc - ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ...

обсуждают с трехлетними детьми возникающие у них эмоциональные состояния,тем лучше они, достигнув шестилетнего возраста, распознают эмоциональныепроявления незнакомых взрослых.Достижение цели дать представление о природе эмоций и чувствзатруднено большим числом фактов, высказываемых теорий и предположений, вкоторых отсутствует определенная упорядоченность. Но из этого я смоглавыяснить общие положения по данной проблеме. Прежде всего, эмоции и чувства,как и все остальные психические процессы, представляют собой отражениереальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия"эмоции" и "чувства" обозначают различные психические явления, которые,конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствахотражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребностиудовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненнаязначимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции— это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смыслаявлений и ситуаций в общем, можно сказать, что все способствующее илиоблегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительныеэмоциональные переживания,

препятствует, — отрицательные. Важное отличие чувств от эмоций заключается вчто этомунаоборот,все,и,том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, аэмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Подтвержденнеопровержимыми фактами сформулированный еще в прошлом веке Ч. Дарвиномтезис о врожденности эмоций, как внутрииндивидуальных процессов. Этоозначает, что эмоции имеют врожденные нейронные программы и общиепереживаемые качества. Эмоции возникают, как результат изменений в нервнойи эти изменения могут быть обусловлены каксистеме,

внутренними, так и внешними событиями. Эмоции возникают под влияниемвнешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме. Факторы,вызывающиепроцесс:эмоциональный

11

znanio.ru

Понятие об эмоциях

Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие".

Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида.

Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство "в свои руки", осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него "лежит душа". Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. (Когда "Титаник" потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей – взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.)

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, – это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимостные его стороны Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции – механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект – значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.

psyera.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа