Прежде всего, стоит заметить (для тех родителей, которые все помечают и отслеживают «по календарику»), что кризис 3 лет у ребенка начинается вовсе не в 3й его день рождения, с выносом праздничного торта или «битьем курантов». Дата очень приблизительна. Уже с 2,5 и лет до 4 будут проявляться «симптомы» кризиса 3 лет. Их много, но не пугайтесь заранее: далеко не все малыши проходят все стадии и отражают «7 психопунктов», описанных еще Выготским:
Тем, кто интересуется глубокими психофизическими причинами каждого из проявлений описываемого пункта, стоит почитать оригиналы. Мы же поговорим о том, как смягчить ситуацию и не испортить характер ребенку, находящемуся в кризисе. Как с ним общаться?
К 2,5-3 годам малыш уже несколько освоился с непривычным огромным миром, научился вполне сносно говорить, объяснять, что ему нужно. Если кроха растет в доверии и уважении к родителям и окружающим взрослым, его не обижают старшие дети (в т.ч. — в собственной семье), не наказывают и не ругают излишне строго, дают достаточно места и времени для самостоятельного развития и занятий по собственному выбору, то он (кроха) готов в некоторой степени от любимой мамы «отпочковаться». Это ни в коем случае не значит, что он стал «по-взрослому» независимым, меньше, чем раньше, нуждается в ласке, поддержке и внимании! Просто он начинает осознавать себя как Личность (с большой уже буквы), отдельную от Мамы (всегда — только с большой). Мамы же (а также — папы, бабушки, которые очень любят воспитывать и давать советы, соседей и прочих взрослых) ребенок привычно остается маленьким и беспомощным, не имеющим своего мнения, выбора, желаний. Вот — истоки конфликта и всех «неадекватных» поведенческих реакций, присущих кризису 3 лет.
Внешне это выглядит примерно так: славный пухлый младенчик, всегда улыбчивый и с радостью идущий на контакт, превращается (почти всегда — не постепенно, а прямо на глазах) в «нечто» орущее, визглявое, истерящее, капризно-противное и совершенно «не-ваше». Бесконечны ссоры, требования, голос и тон — «с претензией», и нервы ваши постоянно на пределе напряжения… Что делать?
Выходов из любой ситуации бывает много. Пусть ваша любовь к ребенку и признание в нем полноценной личности поможет семье пережить «страшный» кризис 3 лет!
Загрузка ...Вконтакте
Одноклассники
Рекомендации для родителей по преодолению кризиса трёх летнего возраста.
Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребёнка 3 лет.
1,Постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
2.Не говорить «да», когда необходимо твёрдое «нет».
3.Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в результате его у ребёнка может повыситься чувство ответственности.
4.Не приучать малыша к лёгким победам, давая повод для самохваления: потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчёркивать свою силу и превосходительство над ним, противодействуя ему во всём, это приведёт или к безразличию во всём, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
Запомните: все, что происходит с ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, многого, не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
Чтобы кризис прошёл благополучно, любите ребёнка.
Памятка для родителей:
-Не пытайтесь настаивать жёстко на том, чтобы ваши требования всегда соблюдались. Если случай позволяет, можно и пропустить эпизод непослушания.
-Перевести по возможности острую ситуацию в игровую- например, начать вести себя парадоксально. Вместо ложки дать ему вилку, вместо носка -майку и т.д.Если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив тарелку : «Только не ешь ни в коем случае!»
-Но не принимайте этот совет за абсолютное руководство к действию. Как правило, девочки поддаются на такие условия легче, чем мальчики.
-Имейте в виду, что есть несколько областей, где важно однозначно настоять на своем, даже при необходимости применить наказание – это всё, что связано с безопасностью ребёнка.
-Не поддавайтесь на «провокации» ребенка, даже если чувствуете, что он пытается поссорить взрослых между собой. Самое неприятное осложнение детских проступков - это конфликты взрослых.
Чтобы облегчить протекание кризиса следуйте следующим рекомендациям:
-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку- это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его взбудоражат.
-Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
-Капризность и истеричность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
-Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.), «А что за окном делает ворона?» - подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю, он успокоится.
— Я сам! — настойчиво потребовал Юрик в два с половиной года. Не то чтобы с ним раньше не считались, не спрашивали его мнения, но теперь он именно так формулировал свое желание, твердо отстаивая право на самостоятельность. Сам буду одеваться, сам буду умываться, сам знаю, что кушать, где гулять!
В моей голове никак не укладывалось: моя кроха, еще недавно мирно посапывающая в люльке, требующая постоянного родительского внимания и заботы, выросла! Три года как не бывало. Уже не надо ему поддерживать голову, не нужно подстраховывать при каждом шаге, придумывать, чем бы его занять.Удивительное дело, он вполне может многое делать сам, без моей помощи. Сын явно стремился к самостоятельному принятию решений.
Готова ли я к подобным переменам? Какие сложности подстерегают меня при воспитании 3-летнего ребенка? Обратимся к теории вопроса.
Девять месяцев мама вынашивает ребенка. Они с ним словно одно целое. С перерезанием пуповины новорожденный начинает самостоятельно дышать, есть, пить, спать, но по-прежнему нуждается в неусыпной поддержке матери, всецело зависит от своих родителей.
Малыш быстро и порой незаметно для собственных воспитателей взрослеет. Сначала в семье радостно отмечают каждый месяц со дня его рождения, потом по полгода, затем каждый новый год — по-взрослому. Но к знаменитому кризису трех лет многие мамы оказываются неподготовленными.
Примерно в три года малыш ярко заявляет о том, что желания его родителей и его желания — разные вещи. Карапуз начинает упрямиться, своевольничать, делать все наперекор воли своих воспитателей.
Некоторые взрослые, воспитывая 3-летнего ребенка, активно сопротивляются, подавляют желание к самостоятельности малыша. Ругают его, что он делает все не так. Тем самым губят на корню инициативу ребенка.
Оправдывают они свои действия вполне логично:
«Зачем спрашивать ребенка, что он хочет? Мать и так знает, что для него лучше, у меня огромный опыт за плечами, а у него что? Голое желание показать свое "я"?»
«Я тороплюсь, а он назло сидит и долго завязывает шнурки на ботинках. Кто это выдержит? Сама ему завязала, так он такой рев поднял!»
«Я все для него, все ему, а он стал артачиться будто баран, все делает наоборот».
Другие стремятся все сделать за ребенка самим. Маменька сама с ложечки покормит, оденет – разденет, на горшочек посадит или в памперс четырехлетнего карапуза упакует, на детской площадке с ним поиграет, рьяно оберегая от негативного влияния сверстников.
«Мало ли чему научат. Родная мать плохого не пожелает, не посоветует!» Больше нее никто дите ее любить не будет. Живет заботливая мама по принципу: плохи те родители, которые не прокормили свое чадо до пенсии. Старается, что есть мочи, заботится о ребенке, но то, что своими руками ломает ему жизнь, и не догадывается. Всегда найдет других виноватых.
Психологи обобщили негативные проявления в поведении детей трехлетнего возраста (при этом они уточняют, что возрастные рамки кризиса, как и время его прохождения строго индивидуальны): своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.
Специалисты по детским душам дают общие для всех советы:
•Не говорите, что нельзя делать, говорите, что можно
•Уберите из взаимоотношений с детьми агрессию
•Больше уделяйте времени ребенку
•Принимайте его таким, какой он есть
•Не меняйте своих решений, идите до конца
•Поощряйте хорошее поведение, плохое - игнорируйте
•Дайте возможность ребенку набить шишки, получить собственный жизненный опыт и т.д.
Таблетки от всех болезней не существует, чтобы излечить недомогание, нужно знать конкретную причину. Так и с негативными проявлениями кризиса трехлетнего возраста у ребенка. Чтобы правильно воспитывать 3-летнего ребенка, надо знать индивидуальные особенности малыша, отличать рыбку от птички, чтобы корректировать методы воспитания.
Три года — это первый рубеж на пути к независимости ребенка от родителей. Он выделяет себя из общей массы людей. В его лексиконе появляется местоимение «Я». Он осознает свои желания. Жаждет общения со сверстниками. Ему становится тесно в узком семейном кругу, он пытается выйти наружу. И тут работает принцип: «свои не уронят, чужие не затопчут».
«Кризис трех лет» — первый этап отделения ребенка от родителей, прежде всего, от матери. Малыш постепенно осознает свое «Я», свои потребности. Само по себе такое осознание и есть отделение. «Я хочу чего-то другого, а не того, что сейчас делают со мной» — отсюда протестные настроения малыша.
Важно правильно и адекватно относиться к детским запросам. Гибко, предоставляя ребенку возможность решать и делать так, как он хочет, там, где это можно. И адекватно ограничивая там, где это делать нельзя. Требования родителей должны возникать не на пустом месте, а быть обоснованными и понятными ребенку. При этом малыш должен чувствовать готовность взрослых ему помочь, подставить плечо в трудную минуту.
Если вы понимаете векторальные особенности своего ребенка, сделать это становится легко, а конкретные проявления вашего малыша начинают легко поддаваться вашей родительской коррекции.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Ольга Князева - педагог-психолог
epsychology.ru
В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он — такой же человек, как и другие, в частности, как его родители. Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения «Я» (раньше он говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например, говорил о себе: «Миша упал»). Новое осознание себя проявляется также в стремлении во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда же, когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться и раздеваться, даже если он не умеет этого делать.
Помощь взрослого, нарушающая равенство, перестает приниматься. Конфликт обостряется тем, что многие формы поведения взрослых, которым стремится подражать ребенок, запрещены для детей. Например, им обычно запрещают гладить белье, шить, ложиться спать одновременно со взрослыми и т. п. Отказ от выполнения распоряжений, нарушающих симметричность отношений со взрослыми (так называемый пассивный негативизм) — естественная форма борьбы ребенка с подобными ограничениями.
Активный негативизм, то есть совершение действий, прямо противоположных тем, которых требует взрослый, является еще более выраженной формой утверждения своего равенства со взрослым, имитации его поведения. В активно негативистическом поведении воспроизводится важнейшая функция взрослого: принятие решения, выработка намерения. Оно строится простейшим из возможных способов: путем создания точного негатива по отношению к решению взрослого, к сформулированному им намерению. В обобщенной форме такой способ действия может быть представлен как «всегда поступать наперекор отдаваемым распоряжениям». Самостоятельность негативистического поведения чисто формальна, абстрактна. Фактическим автором намерения остается взрослый, а ребенок лишь «переводит» его, заменяя все плюсы на минусы, а минусы — на плюсы. Многие родители эффективно этим пользуются, отдавая распоряжения, противоположные своим реальным намерениям. Проведя свой нехитрый «перевод», ребенок в итоге выполняет именно то действие, которого от него хотели добиться.
Задача консультанта — объяснить родителям смысл процесса, происходящего в период кризиса трех лет, и убедить их внеобходимости перестройки отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Если родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя «как взрослый», и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приводит к преодолению симптомов кризиса.
Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве «быть взрослым». Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде всего его родители.
Автор: А.Л. Венгер
Кризис ребенка 3-х летНаконец-то вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает… Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам.
И вдруг… вдруг… С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное — в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.
— Мариночка, принеси, пожалуйста, книгу, — ласково просит мама.— Не плинесу, — твердо отвечает Маринка.— Дай, внученька, я тебе помогу, — как всегда, предлагает бабушка.— Нет, я сама, — упрямо возражает внучка.— Пойдем погуляем.— Не пойду.— Иди обедать.— Не хочу.— Послушаем сказку.— Не буду...
И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно… Как будто в доме уже не малыш, а «нерво-трепало» какое-то. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости… Любые запреты перепроверяет. То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить… Вдруг отказывается от горшка… словно робот, запрограммированно, недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не могу», «не хочу», «я не буду». «Когда кончатся наконец это сюрпризы? — переспрашивают родители. — Что делать с ним? Неуправляем, эгоистичен, упрям… Все хочет сам, а еще не умеет». «Неужели мама и папа не понимают, что их помощь мне не нужна?» — думает малыш, утверждая свое «я». — «Неужели они не видят, какой я умный, какой красивый! Я самый лучший!» — любуется сам собой ребенок в период «первой любви» к себе, испытывая новое головокружительное чувство — «Я сам!»Он выделил себя как «Я» среди множества окружающих его людей, противопоставил себя им. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них.
— «Я сам!»— «Я сам!»— «Я сам»...
И это утверждение «Я-системы» — основа личности к концу раннего детства. Прыжок от реалиста к фантазеру завершается «возрастом упрямств». Упрямством можно превратить свои фантазии в реальность и отстоять их.В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».
Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы — ведь невозможно повернуть развитие вспять. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка — та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие — открытие себя. Он независим, он все может. Но… в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства — дошкольное детство.
Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.
В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.
Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса — это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем. Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет:
По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет — это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.
Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас — действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть — можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание — как приказ. И вдруг — что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему — ребенку трудно понять.
И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.
К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковой ручки для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
Автор: А.И. Баркан
www.baby.ru
Кризис 3-х лет
К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.
Основные проявления кризиса
Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.
Протест-бунт проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.
Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятельность.
Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.
Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некий призыв к родителям показать ему, что правильно и важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.
Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?
Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство — это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства собственного достоинства. И вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения.
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не меняйте позиции.
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.
Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Каприз – это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если нет «зрителей» - мамы, например, то не кому и показывать концерт
Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу - не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться,
и здесь вам помогут фантазия и юмор.
infourok.ru
Добрый день, дорогие читатели!
У многих из вас есть детишки трех лет? Думаю, через этот детский возраст проходили многие родители. Как сложно в этот период с малышами!
Они во всем перечат, противятся советам, хотят все делать самостоятельно! Это кризис 3 лет у детей: как вести себя родителям, мы и рассмотрим.
Кризис в жизни ребенка – это переломный этап, в течение которого он переходит на более высокую ступень развития. Для родителей это сложный период, когда они вынуждены бороться с детскими капризами и необоснованными требованиями.
Однако им следует понимать, что кризис – это возможность шагнуть на новую ступеньку в самосознании и понимании мира. Ваша задача, дорогие читатели, поддержать малыша на этом пути, каким бы тернистым он вам ни казался.
Вот три кита, на которых и формируется кризис 3 лет. Сколько длится этот период? Все индивидуально. Для одних деток достаточно нескольких месяцев, чтобы перешагнуть рубеж и взойти на новую ступень развития и осознания.
Другим может понадобиться 1-1,5 года. Многое зависит от родителей: как они себя поведут, насколько они готовы видеть в своем ребенке личность, а не собственность.
Давайте спросим себя, как мы поступаем, когда малыш начинает проявлять себя, свою самостоятельность, пытаться самоутвердиться?
Чаще всего, мы кричим, ругаемся, обижаемся, стыдим. В результате еще больше «подкармливаем» кризисный процесс и разрушаем личность ребенка. Советы психолога помогут вам понять, что стоит предпринимать в, казалось бы, безнадежных ситуациях:
А теперь памятка для тех, у кого дети так любят впадать в истерику:
В этих основных истинах сходятся почти все врачи и психологи. Наиболее известными из них являются доктор Е. Комаровский и Юлия Гиппенрейтер. Какие советы они дают родителям?
Юлия Гиппенрейтер – российский психолог середины 20 века, автор книги «Общаться с ребенком. Как?». Это издание уже помогло многим родителям найти общий язык со своими детьми и наладить отношения. Поможет она и вам.
В основе концепции Гиппенрейтер лежит восприятие ребенка как чуда. Согласитесь, вы же не будете кричать на свое «чудо», бить его и причинять ему боль? Это было бы не логично и даже странно.
Автор утверждает, что воспитание не дрессура. Нужно учиться общаться с малышом как с личностью. Сколько родителей предпочитает «уткнуться» в телевизор, лишь поддакивая своему ребенку и не обращая внимание на его потребности! Однако это факт.
Нельзя требовать от крохи уважения к себе, если вы соизволите перекинуться с ним словечком из другой комнаты или проводя время с друзьями, оставляя его наедине с игрушками.
Другая крайность – вседозволенность, когда ребенок чувствует себя властелином в семье. Запреты должны быть, но их должно быть мало, и они обязаны быть беспрекословными.
Родители не должны позволять себе фамильярное отношение к ним ребенка. Это надо пресекать при первых проявлениях. Если в семье царит уважение ко всем членам независимо от возраста, кризис исключен.
Комаровский солидарен со всеми высказываниями психологов. Его советы не менее практичны. Подробно он рассказывает о них в своих передачах, призывая родителей не идти на поводу у детских истерик и проявлять уважение к личности ребенка и потребности самоутверждения.
Если вам была полезна статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях. До новых обсуждений!
Этот блог читают 10875 мам, покаиграют со своими детьми.
Поделитесь и вы с друзьями:
chesnachki.ru
Возрастные изменения психики являются одними из наиболее распространённых психологических проблем, с которыми в жизни сталкивается каждый человек. Они грозят резким изменением поведения и общего отношения к окружающим.
Бурные изменения в общем эмоциональном состоянии приводят к тому, что данная проблема начинает затрагивать не только носителя, но и окружающих. Кризис 3 лет не является исключением. Вслед за покладистым и добрым характером новое мироощущение у многих малышей приводит к тому, что он резко меняет свои нравы и становится практически неуправляемым в обществе.
Для многих родителей это время становится не из самых приятных в уходе за ребёнком. Большинство из нас до сих пор так и не понимает, что в это время происходит с малышом и как лучше всего найти к нему подход. Поэтому сегодня мы подробно рассмотрим, в чем проявляется кризис 3-х лет и как помочь малышу успешно миновать этот тяжёлый жизненный период.
Кризис 3 лет — это возрастные изменения в психологическом состоянии, которые наблюдаются в период дошкольного возраста и зачастую начинаются в возрасте около 3 лет. Процесс характеризуется быстрой и достаточной серьёзной перестройкой психических процессов у малыша, что во многих случаях ведёт за собой кардинальную перестройку поведенческих привычек. Это психологический процесс является относительным понятием, так как у него нет строгих возрастных рамок, а его проявление наблюдается не у всех детей. Возрастные изменения в возрасте 3 лет не относят к патологическим состояниям нервной системы, так как они являются закономерным проявлением развития индивидуума. Кроме того, в отличие от более стойких психологических изменений и состояний, этот период в жизни ребёнка проходит преимущественно без серьёзных последствий. Однако родителям необходимо внимательно относиться к этому возрастному периоду, поскольку их неправильное поведение с малышом может стать благоприятной почвой для возникновения более сложных проблем в будущем.
Знаете ли вы? Кризис 3 лет впервые был описан Эльзой Келер в книге «О личности трёхлетнего ребёнка». В научном труде психолог выявила и описала течение острых поведенческих изменений у детей в период от 2,5 до 4 лет.
Несмотря на всю сложность процессов, которые проходят в эмоциональном отношении к окружающему миру, кризис 3 лет носит довольно простые причины. В этом возрасте у детей проходит приобретение мелких и примитивных навыков, которые способствуют первым шагам к самостоятельности и уходу за самим собой. Малыш вдруг осознаёт, что помощь окружающих становится для него порой в тягость, так как со многими вещами он уже может справиться и сам.
Знаете ли вы? Появлению детской психологии как науки человечество обязано американскому учёному Гренвиллу Холлу. В 1883 году психолог впервые начал изучать особенности психологического развития детей. Для этих целей он создал собственную экспериментальную лабораторию в стенах Балтиморского университета США.В это время познавание окружающего мира становится главной целью малыша, которой, несмотря ни на что, он решает достигнуть в наиболее короткие сроки. При этом часто его тяга к индивидуализму и новому носит эгоистичный характер и вступает в противоречие между принятыми нормами и правилами в семье. В силу возраста и непонимания основных принципов жизни в социуме ребёнок вступает в настоящую борьбу со взрослыми за свободное проявление индивидуальности, что зачастую заканчивается настоящим конфликтом с родителями и непониманием.
Современная психология относит этот кризис к проявлению деспотичного семейного поведения в кругу малыша (особенно когда присутствуют строгие наказания за содеянное). Согласно многочисленным исследованиям, сложности в поведении с детьми наступают в семьях со строгими правилами и традициями. В большинстве случаев внимательное отношение к малышу и создание всех условий для развития его самостоятельности приводит к тому, что негативное поведение у ребёнка не проявляется. Кроме того, характер течения психологических процессов зачастую носит индивидуальный характер, но острота проявления всё же зависит исключительно от отношения к ним родителей.
Важно! Согласно мнению известнейшего американского эго-психолога Эрика Эриксона, кризис 3 лет является главным ключом к формированию у детей понятия воли, самостоятельности и независимости от окружающих. Поэтому ребёнок в этот период своей жизни должен быть окутан особой атмосферой, в которой его принимают как состоявшуюся личность.
В большинстве случаев процесс проявляется мгновенно, поэтому преимущественное число родителей так и не могут понять, как правильно вести себя при кризисе 3 лет. В короткий промежуток времени ребёнок вступает противоречие со всем окружающим. В это время родители часто не обращают внимание на первые поведенческие изменения и принимают первые протесты малыша за ежедневный каприз. Однако спустя некоторое время кризис достигает своего пика, и зачастую родители начинают терять контроль над собственным ребёнком, что приводит к настоящей проблеме. Именно в это время большинство родителей совершает консультационный поход к детскому психологу.
Основными симптомами, которые свидетельствуют о том, что малыш достиг переломного периода, являются кардинальные изменения в его общем поведении. К ним относятся: протесты, своеволие, негативизм, общее обесценивание всего интересного ранее и многое другое. В общей психологической практике это состояние характеризуется 7 основными признаками. Рассмотрим их более подробно:
Знаете ли вы? Главные психологические симптомы проявления кризиса 3 лет были впервые выделены и описаны благодаря советскому психологу-новатору Льву Выготскому в начале 1930-х годов.
Сегодня в современной теории полноценного развития и воспитания детей существует множество рекомендаций родителям, которые обеспечивают правильное поведение взрослых при кризисе 3-х летнего возраста у малыша. С их помощью удается не только обеспечить благоприятную моральную обстановку в семье, среди знакомых и сверстников ребёнка, но и довольно успешно помочь малышу в сложном периоде познавания окружающего мира, а также обеспечить правильное дошкольное воспитание.
Сегодня мы решились на то, чтобы подытожить всё сказанное ранее и свести всю доступную информацию в несколько кратких принципов.
Ознакомьтесь с рекомендациями по выбору витаминов для ребенка.Итак, как пережить кризис 3 лет у ребенка? Придерживайтесь следующих принципов в воспитании:
Важно! В случае попыток подчинить себе ребёнка силой, в будущем вы получите подростка, который полностью будет игнорировать мнение родителей либо личность с заниженной самооценкой.
Многие молодые родители задаются одним вопросом: что нужно делать для того, чтобы не усугубить ситуацию? В большинстве случаев возрастные изменения у человека носят индивидуальный характер, поэтому в каждом отдельном случае нужно следовать исходя из сложившейся ситуации. Однако современные психологи выдвинули ряд рекомендаций, с помощью которых можно наладить отношения с собственным ребёнком.
В случае возникновения кризиса 3 лет у малыша ни в коем случае нельзя:
Рекомендации носят исключительно вспомогательный характер, но даже если ваши дети переносят кризис 3 лет спокойно и без лишних противоречий с окружающим миром, это не значит, что психика малыша не переживает сложных эмоциональных процессов. Поэтому в период становления личности вашего наследника постарайтесь отнестись к нему с пониманием и достойным терпением.
Важно! Игнорирование стремления малыша к взрослению и самостоятельности, попытки подчинить его влиянию взрослых могут негативно сказаться на его психике. В будущем вас может ждать подросток с сильными невротическими расстройствами, безвольный, с низким уровнем инициативы, либо, наоборот, упрямый и жестокий.
Продолжительность строптивости и истерического характера у 3-летних детей предсказать невозможно. Этот период заканчивается так же быстро, как и наступает. У одних детей кризис проходит вовсе бесследно, у некоторых затягивается не на один год. Всё зависит от эмоциональных отношений в семье, кроме того, на это довольно серьёзно влияет отношение родителей к происходящему. Активная борьба, жесткая диктатура в воспитании грозят стойким и продолжительным сражением с волей и бушующим характером малыша. Главной рекомендацией к благополучному прохождению этого периода является полное понимание проблемы и терпение.
Кризис 3 лет — это важный этап в развитии ребёнка, но часто он сопровождается проблемами и конфликтами, так как преодолеть его благополучно удается не многим. В случае, если вы заметили у вашего малыша первые признаки появления собственного «Я сам», — отнеситесь к этому с пониманием, и уже совсем скоро мелкие истерики исчезнут бесследно. Кроме того, используя описанные в статье рекомендации, можно благополучно пройти этот возрастной кризис с минимальными расстройствами и для родителей, и для детей.
agu.life
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа