Традиционные и нетрадиционные методы закаливания (стр. 2 из 3). Нетрадиционные методы закаливания


Традиционные и нетрадиционные методы закаливания

ПЛАН

Введение

1. Основные принципы закаливания

2. Традиционные методы закаливания

2.1. Закаливание водой

2.2. Закаливание воздухом

2.3. Закаливание солнцем

3. Контрастное и нетрадиционное закаливание

Заключение

Литература

Введение.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни [2]. Основоположник отечественной медицины С.Г.Зыбелин (1735-1802 гг.) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал: "Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней". Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка. Необходимо соблюдать ряд правил:

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.

Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.

Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению [2].

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

1. Основные принципы закаливания.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.

Есть дети чувствительные, к ним применительны более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания не целесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок проведения, раздевания.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

2. Традиционные методы закаливания

2.1. Закаливание водой.

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха.

Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, в том числе с интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб [3].

При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

2.2. Закаливание воздухом

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны.

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Прежде чем объяснить родителям, как проводить закаливание воздухом, нужно напомнить им, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23o C, в возрасте от 1 до 3 мес. - 21o C, от 3 мес. до 1 года - 20o C, старше 1 года - 18o C. Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше, чем у взрослых, в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день по 10-15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1-2o C, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате [3]. Возможно использование бытовых кондиционеров, которые автоматически регулируют температуру и влажность.

mirznanii.com

Нетрадиционные методы закаливания

На главную

ПОСОБИЕ:

Верстаков Павел Васильевич

Организация и внедрение нетрадиционных методов закаливания в дошкольных учреждениях Севера

Введение
1. Значение и влияние нетрадиционных методов закаливания на организм детей
2. Организация нетрадиционных методов закаливания и их особенности
3. Организация и непосредственная работа по не традиционным методам закаливания в группах
4. Непосредственная работа воспитателя с детьми и родителями по закаливанию
5. Рекомендуемые нетрадиционные методы закаливания в дошкольных учреждениях, их формы и особенности
6. Непосредственная методика закаливания
7. Некоторые особенности при закаливании на утренней физзарядке
8. Некоторые особенности при закаливании после обеденного сна
9. Некоторые особенности при закаливании во время провидения физкультурных занятий
10. Закаливание в домашних условиях
11. Индивидуальный подход в работе со вновь поступившими и детьми, не желающими заниматься закаливанием
12. Возьми на заметку
13. Поговорим о питании, его значении и двигательной активности
14. Немного о сауне
15. Кое-что о важном
16. Контроль и учет
17. О материальной оснащенности
18. Заключение

Введение

Уважаемые руководители дошкольных учреждений и все те работники, от кого напрямую или косвенно зависит здоровье детей, посещающих ваше дошкольное учреждение, это методическое пособие, отрывок которого вы читаете, написано для вас и не в одночасье.И теперь, когда нами наработан большой практический материал, опыт работы по нетрадиционным методам закаливания ( далее этот метод будем именовать кратко Н.М.З.), когда почти с каждым руководителем дошкольного учреждения г. Нижневартовска нам пришлось беседовать и выяснять отношения к данному предмету, можно сделать определенные выводы: что работа предстоит большая и при получении вами теоретических и практических знаний можно значительно улучшить показатели состояния здоровья детей. Отсутствие надлежащей литературы, методических разработок, недостаточность обобщений опыта работы, не позволяет широко использовать так необходимые полученные теоретически и практические знания и наработки для широкого их применения. Здоровье детей дошкольников с каждым годом катастрофически ухудшается, особенно в последнее время. В начале все это проявляется у только что родившихся детей, а позже здоровье утрачивается в дошкольном возрасте. Статистика говорит, что сегодня абсолютно здоровых рождается всего 10 %, а после рождения здоровье детей падает по возрастающей. В первую очередь всему виной окружающая среда: воздух, вода, и соответственно выращенные на всем этом продукты питания. Чтобы противостоять всему отрицательному, необходимо искать новые нетрадиционные формы подхода и воздействия на организм детей. Ту же самую природу можно с успехом использовать на благо, а все это зависит от понимания, знаний и приложения сил. Мы знаем, что спирт, например, полезен в определенных добавках к основному компоненту, становится лекарством. Просто надо подходить ко всему творчески, а тем более к становлению здоровья детей, а результат обязательно окажется положительным.

1. Значение и влияние нетрадиционных методов закаливания на организм детей

Сущность закаливания заключается в трени-ровке терморегуляторного аппарата в развитии иммунной системы, снижающей чувственность организма к вредному воздействию естественных природных факторов (солнце, воздух, вода и др.) в границах физиологического стресса. Окружающий нас растительный мир постоянно подвержен значительному воздействию внешних факторов природы и благодаря этому живет своей жизнью. С другой стороны, растения, выращенные в тепличных условиях и неподверженные изменениям окружающей среды, быстро погибают при резком ее изменении. Даже семена растений предварительно закаливают холодом перед высадкой. Автор, занимаясь огородничеством, провел эксперимент. Всю зиму (а мороз достигал и более -40С) хранил горох в стручках на морозе (в помещении дачи), а весной высадил семена в лунки с картофелем. В результате семена без проращи-вания не только хорошо взошли, но и урожай гороха был отменный как по форме, так и по содержанию. Ребенок постоянно, находящийся в помещении в одних и тех же комфортных температурных условиях, как и тепличное растение, не подвергая себя, свой терморегуляторный аппарат измененным температурам обязательно будет подвержен простудным и другим заболеваниям. С рождения ребенка до конца жизни организм человека подвержен постоянно среде воздуха, который на него действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух, и не только нель-зя им пренебрегать, а, наоборот, использовать нужно постоянно и как можно продолжительнее на каждый день. С рождения ребенок должен систематически принимать естественные и специальные закаливающие процедуры, не выходя за пределы физиологических норм, в противном случае его организм не будет застрахован от отрицательных всевозможных физиологических сдвигов при влиянии на него окружающей среды (холодного воздуха, ветра, сквозняков, холодной воды и т.д.). Систематически закаливаясь, воздействуя на центральную нервную систему, мы влияем на иммунную (защитную) систему. Гибкость иммунной системы в ту или иную сторону (влияние на нее холодом или теплом), позволяет организму выдерживать различные нагрузки, вплоть до экстремальных.

2. Организация нетрадиционных методов закаливания и их особенности

Организационный момент в любом новом деле имеет большое значение, а порой и главное, тем более в таком необычном, как переориентация деятельности и психологии работников дошкольного учреждения, а главное родительского коллектива, которые традиционно мыслили и "берегли" себя и своих детей от воздействия холода, холодной воды, а больше всего от соприкосновения со сне-гом, да еще и при значительной минусовой температуре. В таком же духе воспитывались дети. Внедрение Н.М.З. должно идти в двух направлениях. Первое, подготовка коллектива работников дошкольного учреждения, т.е. всех тех, кто непосредственно вовлечен в педагогическую деятельность. И даже хозяйственный персонал не может быть в стороне, а должен иметь такую же точку зрения на внедрение закаливания. В противном случае могут возникать разговоры пагубно влияющие особенно на родительский коллектив. Вторым, самым важным моментом при вне-дрении закаливания является подготовка родительского коллектива. Имея опыт работы в организации и внедрении Н.М.З. в дошкольном учреждении, чтобы не было отрицательных моментов, а тем более срыва, мы рекомендуем выполнить следующее - руководитель дошкольного учреждения должен руководствоваться современными требованиями и новизной подхода к здоровью детей а) психологически быть готовым к внедрению Н.М.З б) проработать необходимую современную литературу о физиологических изменениях, протекающих в организме детей при закаливании (см. литературу в оглавлении)

- предварительно поставить в известность отдельных членов вашего коллектива (медработников, методиста и т.д.) о ваших планах, с целью приобщения на первом этапе большого количества единомышленников

- подготовить педсовет и обсудить вопрос о внедрении Н.М.З. в вашем дошкольном учреждении

- для работников вашего учреждения показать видеофильм "Нетрадиционные методы закаливания" (опыт работы детского сада №77 г. Нижневартовска)

- найти или подготовить специалиста по организации и проведению Н.М.З. с детьми вашего учреждения

- подготовить материальную базу для внедрения Н.М.З

а) возможно дополнить спортзал нетрадиционными снарядами

б) подготовить места для закаливания водой и снегом.

Особое внимание надо обратить на организацию и проведение педагогического совета, от решения которого будет зависеть судьба Н.М.З. Прежде всего, необходимо заранее узнать психологический настрой ваших помощников: методиста, медицинских работников и воспитателей. На заключительном этапе решения вопроса о Н.М.З. в вашем дошкольном учреждении послед-нюю точку поставит коллектив родительского собрания, а с этой целью рекомендуем провести предварительно следующую работу

- подготовить и провести общее родительское собрание по вопросу внедрения Н.М.З.

а) предварительно изучить в группах детей через воспитателей, путем анкетирования среди родителей вопрос о внедрении Н.М.З. (ниже предлагается примерная анкета для родителей)

б) порекомендовать каждому родителю прочитать книгу автора этой методики Верстаков П.В. ] Нетрадиционные методы закаливания на Севере. Тюмень: Вектор Бук, 1997г. и книгу авторов Трунов М.В., Китаев В.М. Экология младенчества. Центр экология семьи. Москва, 1993г.

3. Организация и непосредственная работа по не традиционным методам закаливания в группах

После проведенного в садике общего родительского собрания, необходимо сразу же приступить к Н.М.З. детей. Через месяц непосредственной работы буквально в каждой группе провести открытые групповые занятия по Н.М.З. Совместная встреча родителей и детей на открытом занятии по закаливанию - это самое интересное мероприятие для родителей, детей, воспитателя и ответственного работника по закаливанию. Как правило, дети ответственно демонстрируют то, что раньше было для них запретом и не только детей, но и для взрослых. Родители, в свою очередь видят свое "чадо" и не верят своим глазам, что их ранее болезненный ребенок демонстрирует с огромной радостью ныряние в ледяную ванну, бегание босым в одних плавках по снегу, испытывая восторг и даже принимая снежные ванны. Родителям достаточно показать фрагмент физзарядки закаливания, и они остаются довольны. На подобном занятии с родителями заостряется внимание на каждом ребенке, где подчеркивается его положительное отношение к закаливанию. Подобные групповые открытые занятия с теоретическим и практическим обоснованием рекомендуется проводить регулярно, но не реже одного раза в квартал. Кроме того, рекомендуется вести учет и кон-троль посещаемости родителями таких мероприятий, а в конечном итоге от посещаемости родите-лями этих мероприятий будет зависеть их познания и заинтересованность. Проведение каждого мероприятия по Н.М.З. прежде всего способствует широкой пропаганде, расширению кругозора и познаний в области закаливания. Это своего рода учеба. Групповые встречи с родителями должны иметь плановый характер и проводиться по разным схемам, но всегда с практической демонстраций занятий с детьми, а форма их может быть раз-личной, например: 1. Беседа-лекция. 2. Диспут. 3. Показ видеозаписей физкультурных занятий. 4. Обмен мнениями по выполнению домашних закаливаний. 5. Провидение анкетирования среди родителей по получению необходимых исчерпывающих данных. 6. Практическое занятие с детьми по закаливанию и т.д.

4. Непосредственная работа воспитателя с детьми и родителями по закаливанию

Вся работа по закаливанию отражается в распорядке дня и определена нормами, требованиями или правилами, которые неукоснительно выполняет воспитатель со своей группой. Основные моменты в закаливании, когда можно добиться значительных успехов, это физзарядка, после обеденного сна на организованных занятиях, прием сауны, прогулки с подвижными играми и во всех других случаях. Прежде всего, воспитатель должен быть ответственным за этот раздел работы и служить примером для его подопечных, а детям останется только подражать своему старшему наставнику. И не только чувством долга и ответственности за здоровье детей должен проникнутся воспитатель, но самое главное, чувством необходимости, так как за здоровье каждого ребенка он должен переживать даже больше, чем за свое здоровье - ведь ему доверили родители самое дорогое - жизнь своего ребенка. И от того, насколько здоров физически сам воспитатель, по какому пути идет его нравственное и физическое воспитание - выполняет ли он сам в достаточной мере то, что должно быть преподнесено и детям - в наибольшей степени все это скажется и на детях его группы.

5. Рекомендуемые нетрадиционные методы закаливания в дошкольных учреждениях, их формы и особенности

Актуальность задачи по применению Н.М.З. состоит в том, чтобы максимально использовать двигательную активность с внедрением Н.М.З., причем в основе двигательной активности должны преобладать циклические виды движений (быстрая ходьба, спортивная ходьба, бег различной интенсивности и т.д.). Распорядок дня во всех дошкольных учреждениях позволяет без особого ущерба и ущемления каких-то других направленных занятий внедрить Н.М.З., а внести не только оздоровительный эффект, но и значительно повысить психо-эмоциональную подготовку всех детей данных учреждений. Когда же можно применить специально организованные Н.М.З. в режиме дня дошкольных учреждений? 1. На утренней физзарядке. 2. После обеденного сна. 3. При проведении физкультурных занятий. 4. На физкультурных праздниках. 5. На многих других праздниках и показательных выступлениях.

6. Непосредственная методика закаливания

Нетрадиционные методы закаливания основаны на многолетнем практическом опыте физического воздействия различных видов упражнений для разогрева организма с целью дальнейшего получения дозированных холодовых и тепловых нагрузок со строгим регламентом переходного периода между теплом и холодом. Все процедуры, связанные с непосредственным закаливанием, должны выполняться после предварительного физического разогрева организма до потения. Для непосредственного разогрева можно ис-пользовать любой вид физической деятельности - общеразвивающие, силовые, прыжковые упражне-ния, игровые и т.д., но предпочтительнее все же циклические виды - быстрая ходьба, спортивная ходьба, бег с ходьбой, плавание, ходьба на лыжах.

7. Некоторые особенности при закаливании на утренней физзарядке

Хорошо организованная утренняя физзарядка (но только не гимнастика), да еще и с Н.М.З. дает детям хороший эмоциональный настрой на весь день, способствует укреплению их здоровья и профилактике болезней, пожалуй, любого направления. Традиционная организация и проведение утренней физзарядки не учитывает индивидуальный подход, другими словами детям не предоставляется возможность каждому по своей подготовленности получать нагрузку - все дети одновременно выполняют одни и те же упражнения, в одном количестве и в одном и том же темпе.

8. Некоторые особенности при закаливании после обеденного сна

Вторым по значимости, после утренней физзарядки, организованным занятием по закаливанию можно считать занятия после обеденного сна. Как правило, после обеденного сна во многих дошкольных учреждениях это время не отводится более важным занятиям. Нужно заметить, что после сна организм детей значительно заторможен, а рекомендуемое нами занятие с физической направленностью и тем более закаливанием, значительно способствует более быстрому переходу организма к дальнейшим активным занятиям в режиме дня.

9. Некоторые особенности при закаливании во время провидения физкультурных занятий

Практически в каждое физкультурное занятие включаются двигательные элементы, у которых, как правило, незначительная активность, и это не дает достаточного разогрева организма. Закаливание мы рекомендуем проводить только после интенсивной двигательной активности, когда дети нуждаются в получении холодовых процедур. На первом этапе организации Н.М.З. лучшим вариантом можно считать проведение физкультур-ного занятия с подгруппой , где представляется идеальная возможность хорошо подготовить детей к разогреву, осуществить контроль на каждом эта-пе и тем более при непосредственном выполнении закаливающих процедур.

10. Закаливание в домашних условиях

Ребенок - дошкольник постоянно нуждается в опеке, не только по уходу за собой, но и в выполнении режимного момента в повседневной жизни. Дошкольники, посещающие детские учреждения, приучены все выполнять по указаниям воспитателей. В домашних же условиях соблюдение режим-ного момента зависит от влияния родителей на детей, от подготовленности родителей и их знаний воспитательного процесса. Родители, которые в системе создают своим детям комфортные условия - излишнее пребывание в тепле, постоянно закрытые форточки в квартире и непроветренные комнаты, не достаточное пребывание на свежем воздухе, малый двигательный режим (как бы ребенок не перетрудился), отсутствие специальных закаливающих процедур: холодным воздухом, холодной водой и т.д. - рискуют в будущем оставить своих детей с массой приобретенных заболеваний.

11. Индивидуальный подход в работе со вновь поступившими и детьми, не желающими заниматься закаливанием

Было бы ошибочным полагать, что все без исключения дети дошкольного возраста с самых первых занятий включаются в закаливание. Про-блемы могут быть с детьми, которым, можно сказать, не повезло с родителями. Как правило, страх родителей за детей, их боязнь того, что дети про-студятся, передается детям и мешает им на пер-воначальном этапе приступить к Н.М.З. Индивиду-альный подход в форме дружеских бесед, щадя-щий режим, со временем помогает детям преодолеть психологический барьер. Совместная работа воспитателя с такими детьми и с родителями очень скоро выравнивает таких детей со сверстни-ками. Причем самым трудным бывает не работа с детьми, а с родителями, которые первоначально из-за страха простудить ребенка, могут несколько раз менять свое отношение к закаливанию, что не соответствует ни с моральной, ни с какой другой стороны вовлечению ребенка в Н.М.З.

12. Возьми на заметку

Приступая к внедрению Н.М.З., с первого же занятия постарайтесь заметить и определить значительную разницу многих детей в восприятии закаливания, даже еще до получения холодовой на-грузки. Одни дети с огромной охотой и нетерпением хотят закаливаться, другие же, наоборот, со страхом жмутся друг к другу перед принятием хо-лода, пока его не ощутили. В этот момент нужны подбадривающие слова воспитателя и проводящего закаливание, которые могут помочь снять лишнее напряжение у таких детей. Как же нужно поступать вам на первом зака-ливании, чтобы всем детям было хорошо, приятно и полезно? Вначале приглашаете на прием холо-довых процедур (конечно же, после подготовитель-ной работы - разогрева) всех желающих. Когда эти дети с восторгом будут выполнять закаливание друг за другом, другие же обязательно, по вашей просьбе, последуют их примеру - считайте "крещение" свершилось. Следующие занятия будут почти бесспроблемными.

13. Поговорим о питании, его значении и двигательной активности

Все ли родители и дети знают, как нужно правильно питаться? Гораздо хуже переесть, чем немного не доесть - знают ли об этом все? Все это можно сравнить с перегруженным автомобилем, который до поры, до времени может вести груз, но в конечном итоге обязательно будет его поломка. Вот так и ребенок, постоянно переедающий в домашних условиях - набирает вес, а при избыточном весе уменьшается двигательная активность потому, что хочется больше посидеть полежать и т.д. Уменьшение двигательной активности ведет к ослаблению организма и его функций. Постепенно о себе дают знать негативно основные органы: сердце, печень, легкие (при нагрузке и даже обычной ходьбе тяжело дышать), плохо работает выделительная система и т.п.

14. Немного о сауне

Если в полной мере и со знанием дела использовать сауну, то и оздоровление будет значительнее. С этой целью после каждого захода в парную, принимать закаливающие процедуры, ныряние в холодную воду (в ванну с водой), прием холодного душа, а в зимнее время выход на морозный воздух и ныряние в снежные сугробы, и тогда дети будут получать еще в одном виде закаленность.

15. Кое-что о важном

Состояние здоровья детей, их эмоциональность, настроение во многом зависит от окружающих их взрослых, от их нравственности, передающейся биоэнергетики. Самой главной фигурой для детей является воспитатель и от того, какой образ жизни он ведет, от его эмоциональности, настроения, от биологической совместимости воспитателя и детей, во многом от собственного здоровья воспитателя, зависит здоровье детей. Воспитатель - пример для детей, и что он говорит о здоровье, и как сам выполняет на глазах детей все то, что связано со здоровьем - все это будут стараться демонстрировать и дети.

16. Контроль и учет

Приступая в дошкольном учреждении к Н.М.З., медицинский работник, воспитатель группы и ответственный за проведение закаливания основательно знакомится с индивидуальными медицинскими картами детей. Значительные дополнительные сведения, характеризующие ребенка, могут сообщить родители. Получив исчерпывающую информацию о состоянии здоровья, можно с большой уверенностью приступать к регулированию предшествующей физической подготовки и к дозированной нагрузке при закаливании. Для лучшего определения закаленности вначале необходимо со всеми детьми провести пульсовую пробу по методу В.А. Иванченко, а в дальнейшем периодически осуществлять контроль. Если измерить число сердечных сокращений в минуту (пульс), то буквально через минуту после холодного душа или обливания он изменится в ту или иную сторону у практически здоровых людей на 10-15%. А вот во время закаливания колебания эти исчезают, что свидетельствует о хорошей закалке сердечно-сосудистой системы. У ослабленных и больных людей пульс может учащаться на 100%, что указывает на низкую степень закаленности.

17. О материальной оснащенности

Не все дошкольные учреждения располагают в одинаковой степени достаточной материальной базой и ее оснащенности, но во всех случаях всем без исключения можно рекомендовать приступать к Н.М.З., хотя бы в частичной форме. Для применения всех форм и методов закаливания, рекомендуемых нами, и получения наилучшего результата необходимо иметь:

- спортивный зал

- бассейн.

18. Заключение

Уважаемые руководители дошкольных учреждений и все те, кто причастен к здоровью детей ! После того, как Вы не просто прочитаете это методическое пособие и отложите его в сторону, а внимательно изучите, вы не должны остаться равнодушными. Положите на одну чашу весов все то, что получают дети в Вашем учреждении, а на другую затраченные ваши усилия для сохранения их здоровья. Теперь подумайте. Что перетягивает? И сравните ваше отношение к своему здоровью. Например, вам предлагается бесплатно на выбор два варианта. Первый - поехать на учебу, второй - в санаторий, укрепить здоровье. Что Вы выберете для себя? Нам кажется - санаторий. Вот так поступайте и по отношению к доверенным вам детям. И прикиньте, если вот это все, что вы давали детям, оставить, как было, и добавить побольше здоровья, что получится? Получится гармонично развитая Личность. На сегодня основная проблема - как остановить все более усугубляющийся процесс ухудшения здоровья. Именно вы способны это сделать! И когда вы это сделаете, у вас останется меньше и личных проблем. Ибо Вы выполните одну из главных заповедей Всевышнего - помоги ближнему.

На главную

www.zakaliv.narod.ru

Нетрадиционные методы закаливания водой дошкольников

Вода – самая распространенная составляющая жизни на Земле. Главные дары воды: здоровье, бодрость, хорошее настроение. Вода – первоисточник жизни, жизнь и вода неразделимы. Наиболее важным воздействием воды на человеческий организм, проявляющимся при применении почти всех водных процедур, является температурное. Способность человеческого организма независимо от температуры действующей на него внешней среды поддерживать одну и ту же температуру тела осуществляется через нервную систему - это называется терморегуляцией.

Воду различают: холодную 20 градусов и ниже, очень холодную до О градусов, прохладную с 32 градусов до 21 градуса, безразличную 35-33 градусов, теплую 36-40 градусов, горячую 45-55 градусов, очень горячую выше 55 градусов, в виде пара 75-100 градусов.

Под влиянием холодных и прохладных процедур замедляется дыхание, углубляется вдох, при этом усиливается поглощение кислорода, что оказывает благоприятное влияние на организм. Таким образом, температурное воздействие начинается в кожных сосудах, а затем передается при помощи нервной системы на весь организм, вызывая перестройку органов и тканей.

Воздействие прохладной воды, если оно кратковременное и нерезкое, тренирует сосуды, увеличивает работу мышц, улучшает обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы, все это способствует увеличению работоспособности организма, создаёт бодрое настроение (так действуют прохладные обтирания, обливания, души, купание). Теплая вода, вызывая расширение сосудов, замедляет процессы обмена, уменьшает тонус мышц, расслабляя их, создает в организме чувство успокоения, уменьшает раздражительность и, действуя длительно, вызывает тормозное состояние коры головного мозга, способствует спокойному сну (теплые ванны).

Постепенное повышение или понижение температуры воды вызывает медленное, спокойное расширение или снижение сосудов. Большое значение имеет состояние здоровья человека, его нервная система, здоровый тренированный человек реагирует правильно, а больной, наоборот, для того, чтобы ребенок реагировал правильно на водные процедуры, чтобы не боялся ни жары, ни холода, нужно регулярное общение с водой, необходимо использовать весь арсенал средств закаливания.

Закаливание - система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям.

По Змановскому Ю. Д. принципы соблюдения закаливания:

1. Осуществлять закаливание следует только при полном физическом здоровье детей.2. Интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соотвеветственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма.3. Систематичность и последовательность при проведении закаливания, учитывать индивидуальный подход при проведении процедурОбливание – эта процедура проводится в теплом помещении при температуре не ниже 18-20 градусов. Воспользуйтесь кувшином, ведром или резиновым шлангом. Исходная температура для маленьких 35-36 градусов, для старших 32-34 градуса, постепенно снижают для маленьких зимой до З0 градусов, летом до 28 градусов, для старших зимой до 28 градусов, летом до 26 градусов.

Продолжительность процедуры 20-30 секунд, после этого ребенка быстро вытирают насухо. Вся процедура вместе с растиранием тела не должна превышать 3-4 минуты.

Контрастные ножные ванны – попеременное применение воды с большой разницей температуры в двух тазах, в первом тазу вода с температурой 40-35 градусов, во втором тазу вода с температурой 37-32 градуса, на 3-5 градусов ниже. При выполнении этой процедуры ноги помещают на 2-3 минуты в таз с теплой водой, а затем на 30 секунд с более прохладной. Процедуру повторяют от 2 до 3 раз, после процедуры стопы следует вытереть полотенцем насухо. В дальнейшем, примерно через 10-14 дней, разницу температуры в обоих тазах доводят до 6-8 градусов , а затем до 20 градусов, это повышает устойчивость организма к холоду.

Контрастный душ оказывает на организм более сильное воздействие. Сначала подается теплый душ, температура воды 37-36 градусов на 30 секунд доводят 1,5 минуты, затем 15-30 секунд прохладная 23-20 градусов, и таким образом в течение 2 3 минут, смена температур душа 2-3 раза. Затем растирают полотенцем досуха и до покраснения тела ребенка.

Надежным заслоном от простуды служит локальное и местное закаливание. Оно полезно детям, страдающим хроническими заболеваниями носоглотки, насморком, ангиной. Приучать детей утром и вечером полоскать горло и обтирать шею холодной водой, начинать с температуры 23-22 градуса и снижать 12-10 градусов, рекомендуется также перед сном ополаскивать ноги прохладной водой 32-21 градус на 10-15 секунд.

Рижский метод - закаливание при простудных заболеваниях, на дно таза насыпают мелкие камешки, гальку, заполняют также тазик соленой водой 10-20 г соли на 1л воды так, чтобы она покрывала лодыжки ребенка. Дети гуляют по мини-пляжу в течение 2 минут, после прогулки ополаскивают ноги пресной водой, начальная температура воды 36 градусов, каждые 2-3 дня снижают на 1 градус и доводят до 22-24 градусов для 3-4-летних детей, до 20 градусов для 5-летних, до 18 градусов для 6-7-летних детей. Следующий вариант: на полу ванной комнаты расстилают грубую мешковину, смоченную 10% раствором поваренной или морской соли, по которой дети прогуливаются, это приносит большую пользу его здоровью.

Водные процедуры удобны тем, что, произвольно меняя температуру воды и длительность процедуры, можно легко и точно дозировать нагрузку.

ds31.snzsite.ru

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20-40 мин., быстро увеличивая время до 6-8 ч в день. Зимой в средней полосе России детей впервые выносят на улицу в возрасте 2-3 нед. при температуре воздуха не ниже -5o C на 15-20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5-2 ч 2 раза в день. В безветренную погоду с ребенком в возрасте от 1 до 3 мес. можно гулять при -10o C, старше 3 мес. - 12o C, старше 6 мес. - 15o C. Дети старше 1,5 лет гуляют не менее 2 раз в день по 2,5-3 ч при температуре не ниже -15-16o C [3].

В возрасте до 1,5-2 мес. ребенок зимой на улице спит на руках у взрослого, и только более старшие дети - в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.

Насморк - не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца. Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22o C для грудных детей и 18-19o C для детей 1-2 лет. Детям старше 1-2 лет, которые хорошо переносят закаливание, температура воздуха может быть снижена до 12-13o C. Вначале длительность процедуры составляет 1-2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин. для детей до 6 мес. и до 30 мин. после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет - 30-40 мин. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки.

Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но по несколько раз в день.

2.3. Закаливание солнцем.

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие.

Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно.

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн.

В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.

Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22o C и выше для грудных детей и при 20o C для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30-40 мин. и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15-20 мин., всего за лето не более 20-30 ванн.

Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30o C [3]. После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое излучение, которое еще несколько лет назад широко применяли не только на Севере, но и в средней полосе России в первую очередь с целью профилактики рахита, в настоящее время многие авторы либо не рекомендуют вообще назначать детям раннего возраста, либо использовать крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.

3. Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры. Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания.

Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается как общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии: стадию тревоги (активация функции коры надпочечников, вследствие чего уменьшается объем вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов), стадию резистентности (развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения.

Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду.

Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным [2].

Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек .

Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т.е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40o C, а в другом (в первый раз) на 3-4o C ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин. (топчет ими), затем в прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1o C и доводят до 18-10o C. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав.

Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20-22o C. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38-40o C. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42o C, а холодного снизить до 4-6o C [4]. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50o C в течение 1 мин., затем в течение 10-20 с проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15o C. Чередуют 5-10 раз.

В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90o C) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20o C, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3-4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5-7 мин. при температуре в парной около 80o C на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин. с последующим охлаждением.

mirznanii.com


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа