Позно-тонические реакции. Познотонического утомления


Утомление

Утомление, усталость,— временное снижение работоспособности, наступающее в процессе работы. Утомление может развиваться при любом виде деятельности.

Принято различать утомление умственное и утомление физическое, хотя в современном труде границы между ними стираются, и механизмы обеих форм утомления имеют много общего.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности умственного труда, падением внимания, трудностью сосредоточения, замедленностью мышления. Вероятная физиологическая основа этого вида утомления заключается в нарушении нормального взаимодействия процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Физическое утомление изучено более подробно, так как снижение мышечной работоспособности, являющееся показателем этой формы Утомление, может быть более точно измерено и экспериментально прослежено в опытах. Физическое утомление сказывается снижением мышечной силы, замедлением движений, уменьшением их размаха, падением интенсивности работы, нарушением точности, согласованности, ритмичности, координации. Если при наступлении утомления человек стремится поддерживать интенсивность работы на постоянном уровне, не допуская ее снижения, то понижение его работоспособности сказывается в том, что выполнение работы потребует большого усилия; затрата сил, необходимых для совершения этой работы, увеличивается. Количество энергии, расходуемой при этом на выполнение одной и той же работы, может возрастать; изменение дыхания, кровообращения и других физиологических функций может количественно и качественно отличаться от тех, которые сопровождают такую же работу, выполняемую в неутомленном состоянии. Однако рано или поздно интенсивность работы, все с большим трудом поддерживавшейся на постоянном уровне, неудержимо снижается.

Скорость наступления утомления (при прочих равных условиях) зависит от интенсивности работы; с увеличением интенсивности работы усталость наступает быстрее. Имеет значение вид работы.

Особенно быстро наступает познотоническое утомление при так называемой статической работе, характеризующейся непрерывностью напряжения мышц (например, неподвижная поза, удерживание на весу предмета).

Менее утомительны ритмические привычные движения. В сложных движениях, когда некоторые мышечные группы выполняют статическую работу, а другие — динамическую, скорость развития утомления обусловливается в первую очередь статическим компонентом работы. Движения, требующие напряженного внимания, меняющиеся по амплитуде, силе, направлению, более утомительны, чем автоматизированные, ритмические, имеющие постоянные характеристики.

Утомление может развиваться в отдельных органах и во всем организме. Изучение утомления отдельных выделенных из тела органов (например, нервно-мышечного препарата лягушки) показало, что при утомлении одновременно с уменьшением силы и высоты мышечных сокращений происходят глубокие физико-химические и биохимические изменения в мышечной ткани. В частности, было отмечено уменьшение запаса питательных веществ (углевода — гликогена), расходуемых для получения энергии мышечного сокращения, уменьшение кислорода, накопление в тканях продуктов распада веществ (углекислого газа и молочной кислоты).

На основании этих данных предлагались теории утомления. Но эти теории не применимы к цельному организму, деятельность которого регулируется центральной нервной системой. Нервные клетки отличаются высокой чувствительностью ко всем процессам, которые происходят в организме, и поэтому им, в особенности нервным клеткам коры больших полушарий головного мозга, принадлежит главная роль в развитии утомления организма. Вероятно, при этом в нервных клетках могут происходить процессы истощения и накопления продуктов распада, подобные найденным в мышечной ткани; однако вследствие особенностей функций нервных клеток указанные элементарные процессы при развитии утомления теряют первенствующее значение и на первый план выступают другие.

Изучение физиологических процессов у работающих, на производстве позволяет охарактеризовать физиологическую сущность производственного утомления. Снижение работоспособности перед обеденным перерывом и в конце рабочего дня, которое представляет внешнее выражение производственного утомления, как при физическом немеханизированном, так и при механизированном и умственном труде, объясняется изменением функционального состояния нервной системы. В процессе производственной работы происходит накопление (суммация) медленно затухающих следов нервного возбуждения, остающихся после выполнения каждого отдельного рабочего действия. В начале работы суммация следов возбуждения приводит к повышению возбудимости и убыстрению рабочих действий, а при продолжительной работе дальнейшая суммация вместо повышения возбудимости приводит к развитию в нервных клетках торможения, что является причиной уменьшения скорости, и нарушению точности рабочих действий.

Постепенный количественный переход от возбуждения к торможению в клетках и является первоначальным и определяющим в развитии сложной совокупности процессов, составляющих утомление организма.

Таким образом, прежде чем в нервных клетках произойдет истощение питательных веществ или засорение их продуктами распада, рабочая деятельность организма ослабляется и прекращается вследствие развития торможения. Поскольку торможение, возникающее при напряженной или продолжительной деятельности, предупреждает развитие более глубоких функциональных изменений в нервных и других клетках, этот вид торможения получил название охранительного.

Развитие охранительного торможения объясняет многие частные моменты в сложной картине утомления, в том числе нарушение нормального приспособления жизненных функций к данной деятельности, которое выражается в учащении дыхания, повышении частоты сердечных сокращений, в увеличении или, наоборот, уменьшении артериального кровяного давления, ослаблении рефлексов и так далее. Эти нарушения функций тесно связаны с распространением охранительного торможения по коре больших полушарий головного мозга и нарушением равновесия между процессами возбуждения и торможения. В результате процессы возбуждения, вместо того чтобы сосредоточиваться на небольшом числе работающих нервных центров, распространяются по всей нервной системе и вызывают лишние движения и лишние напряжения мышц, непосредственно не участвующих в выполнении рабочих действий.

Последовательное развитие и углубление утомления может привести к резким и долго не изглаживающимся изменениям физиология, процессов, если не принять мер к предупреждению таких результатов. Состояние организма, когда эти изменения настолько значительны, что не успевают исчезнуть в течение свободной от работы части суток и утром следующего дня после сна работа возобновляется при наличии признаков пониженной работоспособности, представляет хроническую форму утомления и называется переутомлением. Переутомление — патологическое состояние, которое можно устранить только продолжительным отдыхом и лечением.

Борьба с отрицательными последствиями утомления заключается в создании условий для сохранения высокого уровня работоспособности. Физиологи, пользуясь методами изучения высшей нервной деятельности, исследуют конкретные проявления утомления на производстве для обоснования мероприятий, способных предотвратить связанное с утомлением уменьшение работоспособности и падение производительности труда. Среди этих мероприятий большое значение имеют: механизация трудоемких работ, улучшение условий окружающей среды (вентиляция, освещение и прочее), внедрение физиологически обоснованных режимов труда и отдыха.

Для предупреждения усталости и длительного сохранения высокой работоспособности имеет большое значение эмоциональная сторона труда — интерес к работе, творческое отношение к ней. Положительные эмоции снижают утомляющее влияние работы.

Воспитание с детских лет трудолюбия, усидчивости, упорства в труде обеспечивает повышение работоспособности человека и его сопротивление действию утомления. Само выполнение утомительной работы может явиться одним из средств развития выносливости и неутомимости в труде.

Обнаружено, что при утомительной работе работоспособность нервных клеток после некоторого периода отдыха оказывается повышенной по сравнению с исходным уровнем.

Установлено также, что более быстрое развитие утомления при повышенной до известного предела деятельности является более сильным возбудителем процесса восстановления сил.

mediinfa.ru

Позно-тонические реакции

Общее представление о двигательной деятельности человека.

Двигательная деятельность включает в себя процессы осуществления двигательных актов и процессы поддержания позы.

В основе двигательной деятельности человека лежат 2 формы механической реакции мышечных волокон: 1) их фазное (тетаническое) сокращение и 2) длительное тоническое напряжение.

Фазная деятельность обеспечивает быстрые и сильные сокращения мышц при выполнении движений, а также коррекции позы. Эти сокращения осуществляются быстрыми двигательными единицами. Тоническое напряжение отличается от фазного медленным развитием, большей экономичностью, преобладанием изометрического режима и преимущественным участием медленных двигательных единиц. Оно лежит в основе поддержания определенной позы тела. Если при поддержании позы требуется значительное усилие мышц (например для выполнении угла в упоре), то включаются фазные сокращения мышц.

Процессы поддержания позы и двигательные акты скелетных мышц тесно связаны между собой. С одной стороны, движения всегда происходят на фоне определенной позы тела; с другой стороны, процессы поддержания позы обеспечиваются не только тоническим напряжением мышц, но и их фазной деятельностью.

В двигательной деятельности человека различают произвольные и непроизвольные движения и позы. Произвольные движения вырабатываются с участием сознания, а по мере их освоения могут происходить и бессознательно. Ведущую роль в осуществлении произвольных движений играют высшие интегративные области коры больших полушарий (лобные доли и др.). Еще до их выполнения в мозгу создается модель предстоящего движения, его программа. Человек сознает цель этого движения или необходимость принятия определенной позы. В процессе выполнения двигательного акта он, внося коррекции в его выполнение, добивается запрограммированного результата действия.

Непроизвольные движения и позы, выполняемые бессознательно, являются преимущественно безусловными рефлексами (ориентировочными, защитными и др.). Непроизвольными также становятся те произвольные движения и позы, которые автоматизируются при многократном их повторении. Непроизвольная двигательная деятельность может осуществляться различными отделами нервной системы.

Рефлекторная природа мышечного тонуса. В поддержании тонического напряжения мышц участвует сложная многоуровневая система нервных центров, находящаяся под контролем коры. больших полушарий. Многочисленные опыты на животных, а также наблюдения за нарушениями мышечной деятельности у человека в клинике позволили выявить значение отдельных участков мозга в осуществлении и регуляции мышечного тонуса.

По своей природе мышечный тонус является рефлекторным актом.

Для возникновения тонуса в мышцах достаточна уже рефлекторная деятельность спинного мозга. Однако тонкое перераспределение тонуса между различными мышцами, необходимое для протекания реакций целостного организма, осуществляется более высокими Этажами центральной нервной системы, а его произвольная регуляция – корой больших полушарий.

В наиболее простом случае появление тонуса обусловлено сокращением мышцы в ответ на раздражение проприорецепторов при ее растяжении. Такой рефлекс, осуществляемый спинным мозгом называется миотатическим рефлексом на растяжение. Если это растяжение длительно, то рефлекторное сокращение носит тоже длительный тонический характер. При растяжении мышцы возбуждаются чувствительные нервные окончания в мышечных веретенах. Импульсы от них направляются по толстым афферентным волокнам в передние рога спинного мозга, где непосредственно (без участия вставочных нейронов) передаются на альфа-мотонейроны и вызывают сокращение мышц. Такая же двухнейронная рефлекторная дуга лежит в основе аналогичного сухожильного рефлекса – сокращения мышцы при ударе по ее сухожилию. К сухожильным рефлексам относят рефлекс ахиллова сухожилия, коленный рефлекс и др.

В естественных условиях основным раздражителем рецепторов мышечных и сухожильных веретен является сила тяжести, растягивающая скелетные мышцы, особенно мышцы-разгибатели. Поражение спинного мозга приводит к исчезновению тонуса мышц.

Гамма-регуляция мышечного тонуса.Степень тонического напряжения мышцы зависит от частоты импульсов, посылаемых к ней тоническими альфа-мотонейронами. Частота разрядов альфа-мотонейронов, в свою очередь, регулируется импульсами от проприорецепторов той же самой мышцы. Получается замкнутое кольцо между мышцей и иннервирующими ее мотонейронами. Однако потоки импульсов в этом кольце могут регулироваться вышележащими этажами нервной системы с помощью гамма-мотонейронов спинного мозга (рис. 58). Разряд гамма-мотонейронов повышает чувствительность мышечных веретен. В результате увеличивается поток импульсов от рецепторов к альфа-мотонейронам и от альфа-мотонейронов к мышце. Тем самым повышается мышечный тонус.

Изменение напряжения мышц под влиянием деятельности гамма-мотонейронов называется гамма-регуляцией. Активность гамма-мотонейронов находится под контролем ретикулярной формации ствола мозга. В регуляции их деятельности, а следовательно, и в регуляции тонуса скелетных мышц участвуют мозжечок, подкорковые и другие структуры экстрапирамидной системы. Высший контроль осуществляется корой больших полушарий.

Значение различных отделов головного мозга в регуляции тонуса скелетных мышц. Различные отделы головного мозга, посылая импульсы к вставочным нейронам и мотонейронам спинного мозга, могут регулировать тонус скелетных мышц, изменяя тем самым позные и двигательные реакции организма. Влияния на мышечный тонус оказывают обе системы головного мозга – как специфическая, так и неспецифическая.

Неспецифическая система вызывает общее изменение тонуса различных мышц: усиление тонуса осуществляет активирующий отдел среднего мозга, а угнетение – тормозящий отдел продолговатого мозга.

Специфические системы действуют избирательно – на отдельные группы мышц. Усиление тонуса мышц-сгибателей вызывают кортико-спинальная, кортико-рубро-спинальная и частично кортико-ретикуло-спинальная системы (последняя оказывает также неспецифическое диффузное влияние). Одновременно эти системы снижают тонус мышц-разгибателей. В противоположность им вестибуло-спинальная система повышает тонус мышц-разгибателей и тормозит тоническое напряжение мышц-сгибателей. Изменения тонуса могут происходить очень быстро, нередко опережая двигательные акты. Это позволяет организму подготовиться к необходимому движению, заранее изменив позу тела.

В опытах на животных было показано, что при перерезке головного мозга между продолговатым и средним мозгом резко повышается тонус мышц-разгибателей. Это явление было названо децеребрационной ригидностью (децеребрация – лишение животного всех отделов головного мозга выше продолговатого, а ригидность – это твердость). После децеребрации у кошки напряжены мышцы спины, голова запрокинута назад, а хвост и конечности вытянуты. Этого не происходит в целостном организме, так как влияния из вестибулярных ядер продолговатого мозга, усиливающие тонус мышц-разгибателей, уравновешиваются в необходимой степени воздействиями других нисходящих систем, усиливающих тонус мышц-сгибателей. Правильное распределение тонуса различных мышц, которое лежит в основе организации определенной позы, обеспечивается деятельностью мозжечка, подкорковых ядер (полосатого тела и бледного ядра) и коры больших полушарий.

Мозжечок не имеет прямых связей со спинным мозгом, но через красные ядра среднего мозга повышает тонус мышц-сгибателей, а через вестибулярные ядра продолговатого мозга усиливает тонус Мышц-разгибателей. Поражения мозжечка нарушают правильное перераспределение тонуса скелетных мышц, что изменяет не только позные, но и двигательные реакции организма. При мозжечковых расстройствах вследствие снижения и ненормального распределения тонуса мышц конечностей нарушается походка (атаксия). Бледное ядро угнетает тонус мышц, а при его поражениях тонус усиливается. Полосатое тело, регулируя деятельность бледного ядра, снижает его угнетающее действие. Высший контроль тонической активности мышц осуществляет кора больших полушарий, в частности ее моторные, премоторные и лобные области. С ее участием происходит выбор наиболее целесообразной для данного момента позы организма, обеспечивается ее соответствие двигательным задачам.

Непосредственное отношение к регуляции тонуса имеют медленные пирамидные нейроны коры – так называемые нейроны положения, образующие медленную часть кортико-спинального пути (пирамидного тракта). По этому пути передаются прямые корковые воздействия на спинной мозг. Кроме того, изменяя активность ретикулярной формации ствола мозга, подкорковых ядер, мозжечка, ядер среднего и продолговатого мозга, кора больших полушарий оказывает через них параллельное влияние на тонус мышц.

Позы. Позой называется закрепление частей скелета в определенном положении.

Значение поз в двигательной деятельности человека. Организация позы необходима для преодоления силы земного притяжения. Поза человека служит для сохранения равновесия тела в состоянии двигательного покоя и при выполнении статической или динамической работы, а также для фиксации ряда суставов, необходимой для осуществления движения в других суставах.

При многих видах трудовой и спортивной деятельности человеку приходится принимать новые необычные позы, без которых невозможно движение. Поза, принимаемая при работе, называется рабочей позой. Правильная ее организация способствует повышению работоспособности человека. Наконец, большое значение имеют предрабочие изменения позы, которые заранее компенсируют возможные изменения центра тяжести тела и предотвращают его падение, а также препятствуют действию реактивных сил. Реакции поддержания позы обеспечиваются чаще всего тоническим напряжением мышц, а при больших нагрузках и при коррекциях, исправляющих позу,– фазными сокращениями мышц.

Во время отдыха или выполнения работы человек выбирает наиболее удобную позу, при которой возможно минимальное напряжение скелетных мышц (рис. 59). Организация такой оптимальной позы часто требует длительной тренировки. Например, при стрельбе из положения стоя только у высококвалифицированных стрелков тоническая активность мышц, обеспечивающих стояние, минимальна (на электромиограмме регистрируется наименьшая электрическая активность мышц). У спортсменов низкой квалификации и новичков наблюдается значительное напряжение этих мышц.

Частным случаем позных реакций является поддержание заданного усилия мышцы и заданного суставного угла. Усилия мышц не сохраняются постоянными. Каждый раз, когда мышца расслабляется и возникают отклонения от заданного усилия или от определенного положения костей, появляются небольшие фазные сокращения работающих мышц, исправляющие эти отклонения. Нарастание усилия мышц достигается благодаря увеличению числа активных альфа-мотонейронов спинного мозга. Таким образом, сохранение достоянного усилия и суставного угла поддерживается как тоническими, так и фазными сокращениями мышц.

Известно, что человек может (особенно в результате мышечной тренировки) очень точно дозировать усилия своих мышц и определять положение суставов. Информацию о положении конечностей сообщают в кору больших полушарий многие рецепторы – мышечные и сухожильные, зрительные, кожные, но особенно большое значение имеют рецепторы суставных, сумок.

Позно-тонические реакции мышц часто бывают кратковременными, так как возникают только в определенные фазы движения. Они способствуют, в частности, фиксации суставов при отталкивании от опоры в процессе ходьбы. Электромиографические исследования ходьбы показали, что наряду с работой мышц-антагонистов, вызывающих сгибания и разгибания нижних конечностей (например, передней большеберцовой мышцы и икроножной мышцы ноги), в фазу отталкивания носком от опоры происходит тоническое напряжение мышц стопы, фиксирующих ее свод.

Установочные рефлексы. Эти рефлексы способствуют сохранению позы. К ним относятся статические и статокинетические рефлексы, в осуществлении которых большое значение имеет продолговатый и средний мозг.

Статические рефлексы возникают при изменении положения тела или его частей в пространстве: 1) при изменении положения головы в пространстве – это так называемые лабиринтные рефлексы. возникающие в результате раздражения рецепторов вестибулярного аппарата; 2) при изменении положения головы по отношению к туловищу – шейные рефлексы, с проприорецепторов мышц шеи и 3) при нарушении нормальной позы тела – выпрямительные рефлексы с рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и сетчатки глаз. Например, при отклонении головы назад повышается тонус мышц-разгибателей спины, а при наклоне вперед – тонус сгибателей (лабиринтный рефлекс). Подобные реакции имеют место при выполнении многих физических упражнений. Так, выполнение гимнастом стойки на кистях облегчается при отклонении головы назад выполнение группировки во время прыжков в воду или акробатических прыжков – при наклоне головы вперед. Выпрямительные рефлексы – это последовательные сокращения мышц шеи и туловища которые обеспечивают возвращение тела в вертикальное положение теменем кверху. У человека они проявляются, например, во время ныряния.

Статокинетические рефлексы компенсируют отклонения тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях. Например, при быстром подъеме усиливается тонус сгибателей, и человек приседает, а при быстром спуске усиливается тонус разгибателей, и человек выпрямляется – это так называемый лифтный рефлекс. При вращении тела реакции противовращения проявляются в отклонении головы, тела и глаз в сторону, противоположную движению. Движение глаз со скоростью вращения тела, но в противоположную сторону и быстрое возвращение в исходное положение – нистагм глаз – обеспечивают сохранение изображения внешнего мира на сетчатке глаз и тем самым зрительную ориентацию.

В двигательной деятельности человека часто возникают ситуации, когда требуется подавить эти установочные рефлексы. Произвольное подавление врожденных установочных рефлексов продолговатого и среднего мозга обеспечивается тормозящими влияниями из коры полушарий. Например, для спринтера невыгодно раннее выпрямление туловища при стартовом разбеге, поэтому корой больших полушарий тормозится выпрямительный рефлекс.

Похожие статьи:

poznayka.org

Позотонические реакции - это... Что такое Позотонические реакции?

Позотонические реакции — нарушения деятельности головного мозга, вызывающие характерные изменения положения тела (конечностей) вследствие изменения мышечного тонуса. Возникают при тяжелых патологиях головного мозга, сопровождающихся нарушением функций проводящих путей большого мозга в стволовые структуры (сдавливание тканей, гипоксия, интоксикация).

Позотонический рефлекс, постуральный рефлекс (новолат. reflexus posturalis) — совокупность рефлексов и реакций, обеспечивающих сохранение определенного положения тела или его части в пространстве.[1]

Основные позотонические реакции

В зависимости от локализации патологического процесса все позотонические реакции можно разделить по симптоматическим признакам:

  • Децеребрационная ригидность
  • Декортикационная ригидность
  • Эмбриональная поза

Децеребрационная ригидность

Характерная поза при децеребрационной ригидности

Децеребрационная ригидность — повышенние тонуса мышц экстензоров (разгибателей) и относительное расслабление мышц-сгибателей, возникает в результате перерезания стволовой части головного мозга (на уровне среднего мозга) — децеребрации[2] , объясняется прекращением тормозящего действия красного ядра на ядро Дейтерса. В эксперименте на кошках, при перерезании у них структур, соединяющих вышеуказанные ядра, животные не могут выполнить сгибание.

Примечания

  1. ↑ Большой медицинский словарь. 2000 г.
  2. ↑ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Литература

  • Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  • Бадалян Л.О. Детская неврология, М., 1984
  • Гусев Е.И. и Бурд Г.С. Коматозные состояния, с. 45, М., 1983.

См. также

  Заболевания ЦНС Головной мозгЭнцефалопатия Головная боль Расстройства сна Двигательные иэкстрапирамидные расстройства Эпилептические припадкиЭпилепсия Деменция Цереброваскулярные болезни Воспалительные заболевания Демиелинизирующие заболевания Системная атрофия Митохондриальные заболевания Опухоли Спинномозговая жидкость Травмы Другие заболевания Спинной мозгМиелопатия Воспалительные заболевания Другие заболевания
Мигрень • Кластерные головные боли • Сосудистая головная боль • Головная боль напряжения
Бессонница • Гиперсомния • Апноэ во сне • Нарколепсия • Катаплексия • Синдром Клейне — Левина • Нарушения цикличности сна и бодрствования

Дискинезия: Дистония • Хорея • Миоклония • Болезнь Унферрихта — Лундборга  • Тремор (Эссенциальный тремор, Интенционный тремор) • Синдром беспокойных ног • Синдром мышечной скованности

Заболевания базальных ганглиев: Болезнь Паркинсона • Нейролептический синдром • Пантотенаткиназа-ассоциированная нейродегенерация • Прогрессирующий надъядерный паралич • Стриатонигральная дегенерация • Гемибаллизм
Локализованная эпилепсия • Генерализованная эпилепсия • Эпилептический статус • Миоклоническая эпилепсия • Туберозный склероз
Болезнь Альцгеймера • Лобно-височная деменция/Лобно-височная лобарная дегенерация • Мультиинфарктная деменция
Преходящие нарушения мозгового кровообращения (Гипертензивный церебральный криз, Транзиторная ишемическая атака) • Дисциркуляторная энцефалопатия (Церебральный атеросклероз, Подкорковая атеросклеротическая энцефалопатия, Хроническая гипертоническая энцефалопатия) • Инсульт (Ишемический инсульт, Внутримозговое кровоизлияние, Субарахноидальное кровоизлияние) • Тромбоз синусов твёрдой мозговой оболочки (Тромбоз кавернозного синуса)
Абсцесс головного мозга • Менингит • Арахноидит • Энцефалит • Менингоэнцефалит • Энцефалит Расмуссена • Клещевой энцефалит
Аутоиммунные заболевания (Рассеянный склероз, Оптикомиелит, Болезнь Шильдера) • Наследственные заболевания (Адренолейкодистрофия, Болезнь Краббе) • Центральный понтинный миелинолиз • Синдром Маркиафавы — Биньями • Синдром Альперса
Болезнь Пика • Болезнь Хантингтона • Спинномозговая атаксияСпинальная мышечная атрофия: Синдром Кеннеди • Спинальная мышечная атрофия у детей • Болезнь двигательного нейрона • Синдром Фацио-Лонде • Боковой амиотрофический склероз
Синдром Лея
Опухоль головного мозга • Туберозный склероз
Внутричерепная гипертензия • Отёк мозга • Внутричерепная гипотензия
Черепно-мозговая травма (Сотрясение мозга, Ушиб головного мозга, Диффузное аксональное повреждение головного мозга)
Спинномозговая грыжа • Синдром Рея • Печёночная кома • Токсическая энцефалопатия • Гематомиелия
Менингит • Арахноидит • Менингоэнцефалит • Миелит • Полиомиелит • Демиелинизирующие заболевания • Тропический спастический парапарез
Сирингомиелия • Сирингобульбия • Синдром Морвана • Сосудитая миелопатия • Спинальный инсульт • Сдавление спинного мозга • Энцефаломиелит

dic.academic.ru

2.Состояние утомления.

Утомление – это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

С психологической стороны наблюдается заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.

Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

3.Состояние монотонии.

Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического.

Как правило, состояние монотонии вызывается действием ряда специфических факторов внешней производственной среды и объективными особенностями самой работы, а именно: однообразием выполняемых операций, повторяющимся характером работы, бедностью внешних раздражителей, ограниченным полем наблюдения и другими. Кроме того, переживание монотонии может усиливаться под влиянием таких дополнительных факторов, как полумрак в рабочем помещении, отсутствие цветового интерьера, изолированность работающих друг от друга, недостаточность физических движений, наличие ритмических звуков.

Различия м/д утомлением и монотонией.

Утомление

Монотония

1.важнейшей особенностью утомления является расход энергии и нарастание психического напряжения

при монотонии психическое напряжение падает, а энергетические затраты уменьшаются

2. перемена вида деятельности не приводит к полному восстановлению работоспособности и производительность труда оказывается ниже оптимального уровня

смена вида работы при монотонии сопровождается восстановлением оптимальной выработки

3. утомление наступает при любой работе, если человек занимается ею достаточно длительное время

монотония возникает только при выполнении специфических видов деятельности

4.утомлению подвержен каждый человек

состояние монотонии в одной и той же объективной ситуации переживают далеко не все люди

Фазы развития монотонии:

1. В первой (начальной) фазе возникает апатия - характеризуется вялостью, безразличием к окружающему, отсутствием стремления к продолжению работы. Это состояние негативно влияет на трудовую деятельность и может в значительной степени парализовать ее.

2. Скука - представляет собою такое состояние, которое субъективно переживается в форме полной утраты интереса к выполняемой деятельности и в появлении ощущения нудности работы. В зарубежной психологии это состояние обозначается даже специальным понятием - tedium (нудность). Скука вызывает у работающего желание отвлечься, посмотреть по сторонам, поговорить с соседом по работе. Она заставляет человека концентрировать внимание на выполняемой работе усилием воли, а поскольку длительное время это делать невозможно, внимание и психическая активность работающего начинают волнообразно колебаться.

3. Сонливость.

studfiles.net

Утомление. Восстановление. Работоспособность — автореферат

   В зачетную сессию и в период экзаменов  снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления. На (рис. 2) представлено изменение умственной и физической работоспособности студентов в учебном году.

   Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов  независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работоспособности  характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности  и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий  учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применением  средств физической культуры и спорта.     

Средства  физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и  физической работоспособности. 

      Для того чтобы ускорить процесс  восстановления после напряжённой  умственной или физической деятельности, следует использовать различные  средства физической культуры. 

Средства  физической культуры: 

  1. Физические  упражнения.
  2. Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода).
  3. Гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия)
  

   Основное  средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

   Устойчивость  организма к неблагоприятным  факторам зависит от врожденных и  приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа).

   Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических  механизмов повышает устойчивость к  перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических  веществ, снижает заболеваемость и  повышает работоспособность.

   У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная  устойчивость при  выполнении напряженной  умственной или физической деятельности.

   Значительная  группа физических упражнений выполняется  в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой концентрации при их выполнении.

   Есть  также большая группа физических упражнений, особенность которых  в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры).  

  1.  Средства  физической культуры в регулировании  психоэмоционального и функционального  состояния студентов в экзаменационный  период
 

   Вуз предоставляет  студентам три вида отдыха, различных  по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой  и летом.

   Принцип активного отдыха стал основой организации  отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом  организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда  оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные  занятия физическими упражнениями.

   Активный  отдых повышает работоспособность  только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется  лишь при оптимальных нагрузках; эффект снижается при быстро развивающемся  утомлении, а также утомлении, вызванном  монотонной работой; положительный  эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем  тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного  отдыха. 

   Таким образом, направленность занятий в  экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов  иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности. 

   Состояние психической напряженности, наблюдающееся у  студентов в период экзаменов, можно  уменьшить несколькими  способами. 

   Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание — вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4, 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4, 6, 8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости. 

   Психическая саморегуляция. Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

 

  1. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.
 

   Среди разнообразных форм физической активности утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, благодаря мобилизации вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию определенного эмоционального фона. У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре был в 2,7 раза меньше, чем у не выполняющих ее. Это же в полной мере относится и к психоэмоциональному состоянию — настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%. 

   Действенной и доступной формой занятий в  вузе является физкультурная пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых студентов и повысить их работоспособность. При изучении эффективности использования в микропаузах физических упражнений динамического и познотонического характера установлено, что одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту эквивалентно выполнению познотонических упражнений в течение двух минут. Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущественно мышц-сгибателей (сидят, наклонившись вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц-сгибателей. 

   Методические  рекомендации по использованию  познотонических  упражнений. До начала интенсивной умственной работы, чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное дополнительное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5—10 мин. Чем ниже исходное нервное и мышечное напряжение и чем быстрее необходимо мобилизоваться для работы, тем выше должно быть дополнительное напряжение скелетных мышц. При продолжительной напряженной умственной работе, если она к тому же сопровождается эмоциональным стрессом, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетных мышц, сочетаемое с ритмичным сокращением небольших по массе мышечных групп (например, сгибателей и разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры лица и т.п.). 

 

  1. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря.
 

   Здоровый  образ жизни студентов подразумевает  систематическое использование  средств физической культуры и спорта в учебном году. Успешному выполнению учебно-трудовых обязанностей при сохранении здоровья и высокой работоспособности  помогает активный отдых. Среди различных  форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно-спортивные лагеря (зимние и летние).

   20-дневный  отдых в лагере, организованный  через неделю после завершения  летней сессии, позволил восстановить  все показатели умственной и  физической работоспособности, в  то время как у отдыхавших  в городе восстановительные процессы  протекали вяло. 

 

  1. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.
 

   Структура организации учебного процесса в  вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться  и при проведении учебных занятий  по физическому воспитанию, которые  также оказывают влияние на изменение  работоспособности студентов. 

   По  результатам исследований установлено, что для успешного воспитания основных физических качеств студентов  необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в  учебном году. Согласно этому в  первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70—75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств  и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120—180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70—75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120—150 удар/мин. Первая часть в семестре совпадает  с более высоким функциональным состоянием организма, вторая — с  его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают  стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное  повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

   При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет следующие особенности. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности  наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130—160 удар/мин  с интервалами в 1—3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается  при чередовании занятия с  ЧСС 130—160 удар/мин и 110—130 удар/мин. Использование двух занятий в  неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин  ведет к значительному снижению умственной работоспособности в  недельном цикле, особенно для недостаточно тренированных. Сочетание занятий  с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110—130, 130—160 удар/мин  во второй половине недели оказывает  стимулирующее воздействие на работоспособность  студентов лишь в конце недели.  

   В практике физического воспитания определенной части студентов постоянно возникает  проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение  спортивного мастерства. Вторая задача требует 5—6 учебно-тренировочных занятий  в неделю, а иногда и двух в  день.  

   При систематических  занятиях различными видами спорта воспитываются  определенные психические  качества, отражающие объективные условия  спортивной деятельности.  

   Обобщенные  характеристики успешного использования  средств физической культуры в учебном  процессе, обеспечивающие состояние  высокой работоспособности студентов  в учебно-трудовой деятельности, следующие: длительное сохранение работоспособности  в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам; средняя  выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы; успешное выполнение учебных требований и  хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе; рациональное использование бюджета  свободного времени для личностного  и профессионального развития. 

   К средствам  физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные  силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические  условия). Использование оздоровительных  сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и  деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных  привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.  

student.zoomru.ru

Утомление это (признаки)

В современном мире практически каждый стремится стать интеллектуально развитым человеком, с успешной карьерой, любимой семьей, при этом путешествовать и заниматься спортом. Активная жизненная позиция, безусловно, важна, но не стоит забывать, что резерв наших возможностей не безграничен, поэтому утомление при физической и умственной работе практически никого не обходит стороной.

Утомление – это особое ощущение, с которым сталкивается человек после продолжительной физической или умственной нагрузки. При переутомлении сильно падает работоспособность. Из-за переутомления понижается общий жизненный тонус.

При этом физиологическом состоянии организм испытывает стресс и подает сигналы о необходимом восстановлении, после чего он вновь сможет полноценно функционировать. Человек зачастую испытывает физическое утомление и угнетение после непрерывной нагрузки, связанной непосредственно с телом, которое или долгое время напряжено, или пребывает в одном положении.

Деятельность, ведущая к мышечному перенапряжению: тяжелый физический труд, постоянные командировки, интенсивные тренировки, изнуряющий образ жизни, недосып, вследствие чего сильная утомляемость ведет к нарушению мышечных функций, снижению энергии, скорости, четкости координации.

Умственное утомление у человека выражается в затрудненном мышлении, вялости, замедленной реакции, проблемами с сосредоточением внимания. При сильном умственном переутомлении проявляется депрессия или плохое настроение.

Утомление и переутомление бывают психологического (душевного) характера. Людей с определенной организацией нервной системы слишком сильная эмоциональная нагрузка приводит к неврозу, возникающему при обессиливании от напряженных психических состояний, от чувства большой ответственности и т.д.

Рекомендуем: Что значит: монотония?

Бывает так, что люди испытывают упадок сил каждый день. Некоторые уже с утра просыпаются без сил и пребывают в этом состоянии на протяжении всего дня, месяца, года – это называется хронической усталостью.

Какой бывает усталость

В зависимости от рода деятельности человека и степени усталости существуют следующие виды утомления:

  • Сенсорное.
  • Перцептивное.
  • Информационное.
  • Эффекторное.
  • Нервное.
  • Эмоциональное.
  • Умственное.
  • Физическое переутомление.

Сенсорное переутомление образуется вследствие продолжительного раздражения в виде громкого шума, яркого света, при этом человек начинает нервничать и чувствует дискомфорт в теле, особенно в области головы (глаза, уши).

Перцептивная обессиленность обычно поступает в сенсорный центр, что связано с затруднением опознавания сигнала, то есть человек сталкивается с сильными помехами в восприятии, ему трудно различать звуки и явления.

Информационное переутомление возникает при недостатке или перегрузке мозга информацией. Когда центральная нервная система не выдерживает возлагаемой на нее нагрузки или, наоборот, испытывает нехватку материала, она не в состоянии отразить адекватную картину явлений и мира.

Рекомендуем: Что такое апатия?

Эффекторное переутомление развивается при возникновении каких-либо активных изменений, особенно в центральной нервной системе человека. Изменения проявляются из-за процесса обработки информации или процесса преобразования в мозге по конкретным правилам – например, математический счёт, формирование мнения, идеи. Из-за этой мозговой деятельности возникает общее утомление, с выраженными нарушениями нервной системы человека.

Переутомление на нервной почве развивается в результате напряжения и проявляется у человека в виде большой усталости, вялости и ощущения «разбитости». В ходе эмоционального переутомления организм истощается, отсутствуют силы для выполнения каких-либо действий и проявления разных эмоций. При этом индивид не в состоянии чувствовать ни счастье, ни горе.

При интеллектуальном обессиливании понижается деятельная способность человека из-за сбоя работы процессов в мозге, в частности во всей нервной системе. Процессы обдумывания и запоминания затруднены.

Утомляемость на физическом уровне можно определить по нарушению функционирования мышц, уменьшению энергии, нестабильности координации и сильному желанию выспаться.

Рекомендуем: Причины появления тремора

С патологической усталостью человека связано переутомление. В этом состоянии стресса человеческий организм пребывает большую часть времени. Оно возникает из-за постоянных перегрузок и отсутствия полноценного отдыха, порой проявляется в виде невроза. Происходит серьезный сбой в работе центральной нервной системы. Стоит отметить, что представительницы женского пола более подвержены переутомлению, чем мужчины, в силу слабой нервной системы.

Каковы стадии усталости

Существуют три основные фазы утомления:

  • Начальное утомление: клиническая и психофизиологическая картина неустойчива, изменена, в то же время показатели не выходят за рамки нормы.
  • Компенсированное утомление: усталость и внутреннее напряжение увеличиваются, происходит изменение координации, трудно управлять телом.
  • Декомпенсированное: прекращение работы всех органов и отключение сознания.

Утомление также бывает:

1. Острым: проявляется при непродолжительной, но интенсивной работе, к которой человек не готов физически или психологически. Оно возникает при нарушении сердечной деятельности.

2. Хроническим: проявляется при постоянных перегрузках организма, недостатке сна и отдыха. Уровень работоспособности понижается настолько, что человек не способен усвоить новую информацию.

Рекомендуем: Астенический синдром — это

3. Общим: возникает при тяжелом физическом труде, в который вовлечены обширные группы мышц. Ощущается отдышка, упадок сил, учащенное сердцебиение.

4. Локальным: развивается при слишком большой нагрузке на отдельные группы мышц. Удар приходится не на все тело, а на отдельные его области.

5. Скрытым: в скрытой фазе утомления зачастую человек не теряет трудоспособности, но у него очень быстро наступает упадок сил и потеря энергии.

Иными словами, стадии утомления таковы:

1-я стадия, для которой характерно измененное восприятие, но отсутствуют серьезные повреждения или расстройства. Основные внутренние и внешние признаки утомления на данной стадии: частично нарушены сон, настроение и аппетит. Человек выглядит нервным, цвет кожи – бледноватый. Восстановиться на данном этапе несложно.

2-я стадия, при которой присутствует объективная симптоматика. Симптомы: нарушение обмена веществ, вялость, апатия. Восстановиться уже более трудно.

3-я стадия является самой запущенной. Развиваются неврозы и депрессии. Требуется интенсивное и комплексное лечение.

Причины возникновения усталости

Имеются следующие причины утомления у человека:

  • Нерегулярное питание.
  • Перегрузки на тренировках или в огороде.
  • Непрерывное вождение машины.
  • Использование компьютера.
  • Слишком большой объем информации.
  • Работа в ситуации недостатка информации.
  • Чрезмерная физическая активность.
  • Долгое сидение в одном положении.
  • Плохой или чрезмерный сон.
  • Продолжительное воздействие раздражителей.
  • Постоянное пребывание в конфликтном или некомфортном обществе.
  • Интенсивная физическая, интеллектуальная деятельность.

Все эти признаки утомления и переутомления проявляются как внутренние и внешние симптомы. Желательно их заметить до наступления утомления, так как они выступают словно сигналы предупреждения об опасности нашего организма и нервной системы.

Существуют очень действенные меры профилактики утомления, которыми не стоит пренебрегать. Например, утомление умственное можно предотвратить такими методами, как регулярные перерывы, отвлечение внимания, полноценный сон, разделение информации на порции, медитация.

Имеются и другие способы снятия усталости: правильное питание, поездки на природу, прослушивание музыки, восьмичасовой сон. Иногда стоит порадовать себя походом по магазинам или встречей с друзьями.

Для снятия усталости могут также подойти просмотр любимого кинофильма, прогулка с детьми или забавы с животными. Всё, что душе угодно.

Человеческая жизнь драгоценна, поэтому стоит ценить и беречь ее. Постоянная усталость вряд ли сделает жизнь более качественной. Стоит помнить о сигналах усталости, и если кто-то заметил у себя ее основные признаки, то профилактика утомления поможет восстановиться и вновь повысить жизненный тонус. Автор: Дарья Сергеева

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Утомление

Различают умственное и физическое, утомление, но это деление условно, так как в трудовых процессах умственный труд сочетается с физическим. Оба вида утомления — следствие изменений функций центральной нервной системы, а при физическом труде — и функций двигательного аппарата. Утомление — это снижение или потеря работоспособности.

До снижения работоспособности наблюдается дискоординация движений и вегетативных функций и снижение эффективности физиологических затрат организма во время мышечной деятельности.

При утомлении появляется усталость — ощущение утомления. Усталость не всегда соответствует утомлению. Труд, производимый с большим интересом, с сознанием цели, вызывает положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше и больше, когда нет интереса к труду, хотя признаки утомления отсутствуют.

Чем меньше возраст ребенка, тем раньше он прекращает работу, не сообщая об усталости. У детей 8-9 лет усталость не имеет значения как признак утомления. У юношей и пожилых людей она проявляется до наступления ранних признаков утомления (Р. А. Шабунин, 1971).

Утомление возникает в мозговых отделах анализаторов. В результате возбуждения, при котором возникает деполяризация и реверсия, в нейронах увеличивается содержание ионов №1 и уменьшается — ионов К. Предполагается, что дендриты предохраняют нейроны от переутомления, так как во время утомления на поверхность мембраны дендритов выталкиваются ионы Na и внутрь накачиваются ионы К. При этом ионы Na  диффундируют из тела нейрона в его дендриты, а ионы К из дендритов в тело нейрона. Торможение восстанавливает работоспособность нейронов, так как гиперполяризация повышает их возбудимость. Изменения обмена ионов через мембраны при утомлении — результат сдвига обмена веществ внутри нейрона, обеспечивающего их прохождение, и обмена медиатора.

Возбуждение при поступлении пресинаптических импульсов увеличивает выделение квант ацетилхолина из пузырьков примерно в 70 раз, а синтез ацетилхолина — в 7 раз. Особенно велик синтез ацетилхолина в нейронах коры больших полушарий, в подкорковых ганглиях и в промежуточном мозге. Чем выше пресинаптический потенциал, тем больше выделение ацетилхолина. При гиперполяризации увеличивается пресинаптический потенциал (ВПСП) и возрастает выделение и разрушение ацетилхолина. Величина ВПСП приблизительно пропорциональна количеству медиатора, действующего на нейрон. Поэтому, умножая величину ВПСП на частоту импульсов в единицу времени, можно определить количество медиатора, выделяемого и разрушаемого при ритмическом раздражении. Запас ацетилхолина в нейроне достаточен примерно для 10 тыс. импульсов. Так как ацетилхолин поступает только из тех пузырьков, которые прилегают к пресинаптической мембране, то, несмотря на постоянную замену этих опустошаемых пузырьков, истощение его запаса может превосходить потребность в его мобилизации, особенно при частых импульсах, быстро следующих друг за другом.

В результате наступит утомление вследствие нарушения передачи нервных импульсов в синапсах.

Нейроны больших полушарий головного мозга и нейроны спинного мозга имеют следующие отличия:

1. Лабильность пирамидных, двигательных нейронов примерно в б раз больше, чем моторных нейронов спинного мозга, вследствие быстрой мобилизации медиатора в пресинаптических окончаниях. Это обеспечивает высокую частоту импульсов при кратковременном раздражении.

2. Постсинаптическое торможение в двигательных нейронах больших полушарий значительно сильнее и продолжительнее, чем в спинном мозге. Это обеспечивает избирательность движений при обучении вследствие подавления торможением посторонних движений. Иррадиация импульсов в двигательных нейронах тормозится также ТПСП в тормозных нейронах коры, подкорковых ганглий и промежуточного мозга.

3. Импульсы возбуждения возникают в двигательных нейронах коры больших полушарий и подкорковых центров на шипиках дендритов, что позволяет предполагать особенную роль шипиков в обучении новым движениям.

Усиленное функционирование нейронов коры больших полушарий приводит к увеличению на синапсах шипиков участков, на которые действует медиатор, к повышению активности этих участков и к более быстрой мобилизации медиатора.

Особенности строения и свойств нейронов коры головного мозга обусловливают сравнительно медленное наступление умственного и физического утомления при переключении с одного вида умственной работы на другой и при периодической смене ее физическими упражнениями, а также при активном отдыхе после физической работы.

Адинамия и гиподинамия при умственной работе способствуют наступлению умственного утомления вследствие снижения функций проприоцепторов и резкого уменьшения притока проприоцептивных импульсов в нервную систему, понижающего ее тонус. При утомлении падает и возбудимость рецепторов.

В развитии утомления существенная роль принадлежит также изменениям функционального состояния вегетативной нервной системы, что проявляется в нарушениях вегетативных функций и прежде всего сердечнососудистой и дыхательной систем.

Таковы безусловнорефлекторные механизмы утомления. Кроме того, утомление вызывается и условнорефлекторным путем. Обстановка, в которой многократно возникало утомление, может стать условным комплексным раздражителем, вызывающим утомление и без предшествующей работы. Обстановка, в которой производилась интересная работа, не вызывает утомления.Умственное утомление проявляется в ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, вялости, сонливости. При умственном труде по мере наступления утомления повышаются пороги чувствительности анализаторов (зрения, слуха и др.). При умственном утомлении учащается пульс, повышается систолическое кровяное давление, в височной артерии оно возрастает на 20-40 мм рт. ст. К концу рабочего дня снижается высота зубца Т электрокардиограммы, отражающего восстановительные процессы в миокарде. После интенсивного умственного труда значительно понижаются мышечные усилия и динамическая работа. Легкая мышечная работа повышает умственную работоспособность, а длительная, тяжелая сильно ее снижает. Умственное и физическое утомление зависит от здоровья, гигиенических условий труда, его организации, характера, продолжительности, рабочего оборудования.

Переутомление — не нормальное физиологическое явление, а нарушение функций организма. Оно возникает при многократном повторении умственной и физической работы без достаточного интервала для восстановления работоспособности, когда наступающее утомление суммируется с остатком утомления от предшествовавшей работы. Оно результат нарушения смены работы и отдыха, чрезмерной сложности и передозировки умственного и физического труда, его однообразия, монотонности или, наоборот, чрезмерного насыщения эмоциями. Физиологическая основа переутомления — нарушение функций больших полушарий головного мозга, что проявляется в расстройстве двигательных и вегетативных рефлексов и их координации. Признаки переутомления — хронические нарушения психики: ослабление внимания, усвоения, памяти, мышления, а также головные боли, апатия, вялость, сонливость днем, бессонница ночью, ухудшение аппетита, мышечная слабость. Переутомление и перетренировка сопровождаются снижением естественных иммунологических факторов: фагоцитарной активности лейкоцитов, бактерицидных свойств кожи и лизоцима слюны (Н. А. Фомин, 1973). Переутомление может привести к нервным и психическим заболеваниям. Поэтому нужно предупреждать его появление.

Средства борьбы с утомлением

Рациональный режим и ритм работы, перерывы в умственном и физическом труде для отдыха, производственная гимнастика, физическая культура и спорт, пребывание на свежем воздухе, прием углеводов и витаминов, достаточный сон предупреждают и снимают утомление.

Углеводы (50-100 г) целесообразно принимать больше чем за 2 часа до начала работы, т. е. когда уже заканчивается синтез гликогена, или во время работы, когда они непосредственно используются для ее выполнения. Если углеводы принимаются за 30-90 мин до начала работы, то работа начинается на фоне возбуждения парасимпатической системы и продолжающегося образования гликогена, что препятствует возбуждению симпатической системы и затрудняет образование сахара из гликогена печени.

Курение и потребление спиртных напитков, наоборот, резко нарушают функции нервной системы.

Особое значение для снятия утомления имеет активный отдых — переключение на новый, интересный вид умственного или физического труда или на физические упражнения.Активным отдыхом может быть также умственная работа после физического утомления, которая вследствие индукции торможения в двигательном анализаторе быстрее восстанавливает его работоспособность, чем при пассивном отдыхе. Преимущество активного отдыха над пассивным обнаруживается не у всех людей и не в любом возрасте.

Так как возбуждение симпатической нервной системы и поступление в кровь адреналина и других гормонов восстанавливают работоспособность мышц, органов чувств и нервной системы, то задержка в наступлении утомления и повышение работоспособности в процессе труда происходит при положительных эмоциях.

Действие стимуляторов работоспособности (фенамина и др.) основано на том, что они связывают фермент моноаминооксидазу, который разрушает адреналин. Следовательно, они длительно сохраняют адаптационно-трофическое действие симпатической системы и адреналина. Работоспособность после произведенной работы восстанавливается при участии парасимпатической системы.

Утомление и торможение — это два разных физиологических процесса. Так как при утомлении понижается лабильность в синапсах и мионевральных аппаратах, то в них создаются условия для возникновения торможения, предохраняющего организм от переутомления. Следовательно, утомление снимается этим торможением после возбуждения. При активном отдыхе торможение, возникающее благодаря отрицательной индукции вокруг нервного центра, начавшего функционировать после того, как ранее работавший центр пришел в состояние утомления, также способствует восстановлению работоспособности нейронов этого утомленного центра. Наоборот, пессимальное (запредельное) торможение усиливает утомление, которое создает благоприятные условия для его возникновения.

www.polnaja-jenciklopedija.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа