Выражение эмоций (проявление эмоций). Правила проявления эмоций


Правила проявления эмоций это что такое Правила проявления эмоций: определение — Психология.НЭС

Читать PDF

Правила выражения эмоций преподавателями российских и немецких университетов

Менджерицкая Ю., Ханзен М., Хорц Х.

Although emotional display rules and cultural display rules became intensive attention in the last years, university lecturers'' display rules in interaction with students have not been studie

Читать PDF

Функциональное проявление эмоций в процессе общения

Эксакусто Т. А.

Читать PDF

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий систем

Лужецкая А.М.

В статье рассматривается синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у представителей профессий системы «Человек -Человек».

Читать PDF

Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционал

Малышев И.В.

Профилактика психического здоровья рассматривается с позиций адаптационных возможностей личности, последствий воздействия на нее стресса, в частности на ранних этапах формирования синдрома эмоциональн

Читать PDF

Влияние гендерных особенностей в эмоциональной сфере на проявление субъектной активности

Доржиева Марина Очиржаповна

Важную роль в проявлении субъектной активности играют эмоции. Сравнительный анализ выявил существенное различие показателей личностной и реактивной тревожности у девушек и юношей.

Читать PDF

Изучение особенностей проявления рефлексии эмоциональных состояний педагогов с различными акцентуаци

Баранова Т. В.

Читать PDF

Особенности проявлений агрессивности как феномена эмоционального реагирования учащихся младших класс

Верхотурова Наталья Юрьевна

В статье рассматривается актуальная, но недостаточно исследованная проблема изучения особенностей проявления агрессивности как феномена эмоционального реагирования учащихся младших классов специальных

Читать PDF

Особенности индивидуально-личностных свойств и проявления эмоционального выгорания успешных спортсме

Штефаненко Ирина Ивановна

Цель работы – выявление индивидуально-личностных свойств спортсменов-гандболистов, отличающих более успешных от менее успешных, развитие которых может стать ресурсом повышения эффективности деятельнос

Читать PDF

Гендерные различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков

Векшина Ольга Александровна

В статье обсуждаются понятия «эмоциональная устойчивость», понятие «гендер» и гендерные различия, дана характеристика подросткового возраста и отличия в проявлении эмоциональной устойчивости подростко

Читать PDF

Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера

Полякова Татьяна Андреевна, Юдина Раиса Николаевна

В статье рассматриваются причины возникновения синдрома эмоционального выгорания у представителей профессии «тренер».

Читать PDF

Эмоциональные проявления при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников: диа

Фесенко Юрий Анатольевич

В статье исследуютсяю эмоциональная сфера у младших школьников с син-дромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и коррекция имеющихся эмо-циональных нарушений.

Читать PDF

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов направления «Физическая культур

Манойлов Артем Анатольевич

Статья раскрывает особенности развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» ФГБОУ ВПО «ВЛГАФК» на все

vocabulary.ru

Проявление эмоций и чувств

Все возможные проявления эмоций и чувств можно условно разделить на две группы: соматические и психологические.

То, что выразительные движения, проявляющиеся в мимике и пантомимике, способны отразить эмоциональные состояния и переживания, факт, не требующий доказательств. Каждый из нас сталкивается с этим постоянно. Вопрос заключается в том, насколько точно, с учетом качественной специфики эмоций и чувств, мы можем судить о переживаниях субъекта по выразительным движениям. Какие условия определяют точность этих суждений?

Попытки экспериментально установить истинную взаимосвязь выражения лица с конкретной эмоцией не дали положительных результатов (так же как попытки установить однозначную связь способностей с конкретными участками мозга). Вместе с тем выявились некоторые общие тенденции в выразительных движениях у различных лиц при одних и тех же эмоциях. Анализируя данную ситуацию, С.Л. Рубинштейн отмечал, что лишь с позиций общей теории эмоций можно рассматривать ту или иную концепцию выразительных движений. «Для того чтобы понять выразительные движения, так же как и самое переживание, надо перейти от фиктивного индивида, только переживающего, к реальному индивиду. В отличие от точки зрения имманентно-психологической (феноменологической) и физиологической, эта точка зрения биологическая и социальная.

Именно так, с биологической точки зрения, пробовал объяснить эмоции Ч. Дарвин, рассматривая выразительные движения как рудиментарные проявления прежде целесообразных действий (дополняя это основное положение двумя другими: выразительные движения являются проявлением разряда нервной системы и некоторые выразительные движения могли возникнуть в силу контраста; жесты, противоположные тем, которые выражают известные чувства, начинают употребляться как выразительные движения противоположных чувств). Связь эмоций с инстинктами не подлежит сомнению. Но даже на уровне инстинкта эмоции выполняют целый ряд функций, о которых мы говорили ранее, прежде всего мобилизационную и информационную. Вся система выразительных движений направлена на передачу определенной информации другой особи — это поза угрозы, ярости, агрессии и поза покорности, избежания. Именно данную функцию выразительных движений подчеркивает Рубинштейн. Как бы выразительные движения ни возникли, — пишет он, — они «не просто рудиментарные образования, потому что они выполняют определенную актуальную функцию, а именно — функцию общения; они средство сообщения и воздействия, они речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии».

Эта информационная функция выразительных движений не только сохраняется у человека, но и приобретает первостепенное значение.

Но если у животного выразительные движения естественны и непроизвольны, то человек может сознательно регулировать мимику и пантомимику: радость встречи, приветливая улыбка, угроза, сексуальная поза и многое другое человек отражает через выразительные движения. В определенной мере эти движения регулируются социальной нормой.

Наряду с мимикой большое значение, может быть не до конца оцененное, в выражении эмоций играет общий тонус скелетной мускулатуры (гордая поза, унылая походка и т.д.). В силу возможности произвольной регуляции выразительных движений последние часто служат у человека для маскировки истинных чувств, для провокации поведения других людей в желаемом для себя направлении. Иногда это просто безобидная приветливая улыбка, но часто и глубокая маскировка агрессивных намерений. Вместе с тем исследования показывают, что когда человек не контролирует свое поведение, выразительные движения могут многое сказать о его чувствах и отношениях.

Одним из первых успешную систему для классификации мимических выражений отдельных эмоций предложил Вудвортс (Woodworth,1938). Он показал, что по мимическим выражениям могут быть достаточно успешно категоризированы следующие шесть чувств: 1) любовь, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решительность; 5) отвращение; 6) презрение.

Особый класс выразительных движений составляют жесты. В определенной мере их можно рассматривать как развитие мимики и пантомимики. Жесты являются экспрессивным сопровождением речи. В силу сказанного, они тесно связаны с конкретными эмоциями, наделены определенной семантикой и могут служить индикаторами каких-то чувств и переживаний. При этом мы часто используем жесты неосознанно, поэтому они нас выдают. Существует целое направление в психологии, которое разрабатывает данную проблематику и ее практическое применение.

Заметим, что для понимания выразительных движений большое значение имеет опыт личных переживаний и самоанализа. Несомненно, что пониманию выразительных движений способствует и специальное обучение.

Развитие выразительных движений у человека происходит в процессе общения — субъект, воспринимая выразительные движения других и раскрывая их символическое значение, формирует и свои выразительные действия. Форма и способ использования выразительных движений во многом определяются социальной средой в целом и национальными особенностями. Нетрудно заметить, что жестикуляция русского отличается от жестикуляции грузина, грека от финна, индейца от испанца. В выразительных движениях слито природное и социальное.

Мощным индикатором эмоционального состояния является речь человека. Сравните речь, полученную на электронном синтезаторе, и естественную речь человека. Они не похожи друг на друга, хотя и могут передавать одну и ту же информацию. Но речь человека тем и отличается, что она живая, т.е. насыщенная переживаниями. В силу этого живая речь несет намного больше информации, чем составляющие ее слова. Эмоции и чувства проявляются в речи в виде интонаций, тембра, ритма, темпа, в виде повышения и понижения голоса, пауз. От волнения голос начинает дрожать, речь становится прерывистой, меняются гармонические характеристики, общий «рисунок» речи, ее построение.

Исследования, связанные с изучением психологии труда, показали, что характеристики речи служат надежным показателем напряженности труда, его эмоциональной насыщенности. В голосе проявляется вся гамма отношений между людьми. Голос может быть ласковый и суровый, радостный и печальный, успокаивающий и угрожающий, пугающий и привлекающий и т.д.

Если учесть, что речь реализуется высшими отделами мозга и насыщена эмоциями, можно сделать вывод, что эмоции находятся под управляющим воздействием высших отделов головного мозга.

Эмоции проявляются не только в выразительных движениях и речи, но и в симптомокомплексах личностных характеристик. В этом случае отдельные эмоциональные характеристики индивида объединяются в целостные эмоциональные образования, характеризующие человека как субъекта деятельности и как личность.

В качестве примера могут выступать экстравертивный и интровертивный эмоциональные типы (по К. Юнгу). Преимущественно они характерны для лиц женского пола.

Экстравертивный эмоциональный тип живет под руководством своих эмоций, которые развились в приспособленную и подвергнутую контролю сознания функцию. Эмоции данного типа соответствуют объективным положениям и общепринятым ценностям. Женщины этого типа любят «подходящего человека», который по своему званию, возрасту, состоянию, почтенности своей семьи соответствует всем разумным требованиям. Такие жены — верные подруги своих мужей и хорошие матери. Поскольку «правильно» чувствовать можно только тогда, когда ничто не мешает, а мешает прежде всего мышление, то оно у данного типа подавляется. Такая женщина может думать очень много и умно, но поступать будет в соответствии со своими эмоциями. Мышление выступает добавкой к эмоциям. Любое логическое заключение, которое может помешать чувствованию, изгоняется. Поэтому бессознательным содержанием данного типа женщин является прежде всего своеобразное мышление. Это мышление инфантильно, архаично и негативно.

В крайних степенях выражения для рассматриваемого типа характерно, что как раз вокруг наиболее ценимого объекта собираются бессознательные мысли, которые безжалостной критикой лишают этот объект ценности.

Интровертивный эмоциональный тип характеризуется преобладанием интровертивного чувствования. Женщины этого типа по большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны. Они не блистают и не выдвигаются вперед. Истинные мотивы их поведения остаются по большей части скрытыми. Они приятно спокойны, не стремятся принуждать другого к чему- нибудь, характеризуются легким оттенком инфантилизма и холодностью, которая может усилиться до равнодушия к благополучию и несчастью другого. Иногда начинают чувствовать ненужность собственного существования. К объекту, который вызывает симпатию, проявляют благожелательный нейтралитет, иногда с легким оттенком превосходства и критики, которые действуют расхолаживающе. Агрессивную эмоцию в свой адрес отражают с убийственной холодностью.

Внешняя холодность может быть обманчива, эмоции данного типа могут быть интенсивны, но они развиваются вглубь. Положительное отношение к другим выражается чаще не эмоционально, а словами и поступками. Внутренние эмоциональные переживания, сострадание к другим может внезапно вылиться в героический поступок.

Личная скрытность приводит к подозрению, что и другие все скрывают, это порождает подозрительность, подверженность к влиянию слухов, склонность к интриге и соперничеству. Такой тип характеризуется мнительным честолюбием и злобной жестокостью.

psyera.ru

Проявление и виды эмоций

Ко всему в жизни человек испытывает определенные чувства и эмоции. Именно они подталкивают к изучению большинства аспектов бытия. Вся жизнь человека сопровождается эмоциями. Процесс познания не исключение. Влияние эмоций на познание заметили еще древнегреческие философы, такие как Платон и Аристотель. Эмоции помогают найти свое призвание в жизни, ведь они отражают отношение человека к его деятельности, помогают понять насколько ему подходит то, что он выбрал.

Деятельность творческих людей полностью движима эмоциями. Музыка, картины, стихи – все это появилось в жизни людей под эмоциональным воздействием. В настоящее время психологи приходят к выводу, что эмоции являются не просто составляющим познания, но и обязательным его компонентом. Они либо улучшают и ускоряют мыслительную деятельность, либо ухудшают и замедляют ее.

В ходе экспериментов было выявлено, что восприятие учебной информации зависит от начального эмоционального состояния человека. Так же оказалось важным, насколько эмоционально преподносится им эта информация, какое эмоциональное содержание она несет в себе.

То, насколько усваивается информация зависит и от того как ее воспринял человек. Если наблюдать за тем, как воспринимает информацию ребенок в школе, то можно проследить зависимость его восприятия информации на уроках от его настроение до начала занятий. Так же наши чувства важны и для оценки результата мыслительной деятельности. Успех помогает человеку ощутить уверенность в собственных силах и устойчивым к нагрузкам.

Важно и то, что чем выше цель, тем больше она важна и вызывает более сильные эмоции, что непосредственно отражается на работоспособности человека, на его познании. Таким образом, эмоции выступают в роли фильтра для информации, способствуют поиску лучшего решения задач и формируют мнение людей об окружающем мире.

Одни люди более эмоциональны, другие – менее. Также считается, что женщины более эмоциональны, чем мужчины.

Существует четыре типа личности, рассмотрим проявление эмоций в каждом из них.

Первый тип – холерик. Холерики – прирожденные лидеры, это сильные личности, которые стремятся властвовать. Одна из сильных сторон холериков – они обычно многого добиваются в жизни, но слабая сторона – любят командовать.Холерики, как правило, целеустремленные люди, которых влекут новые идеи и возможности. У них ярко проявляются эмоции.

Второй тип – флегматик. Проявление эмоций у флегматиков отличается замедлением движений эмоций. Они настолько спокойны и сдержаны, что их вывести из себя практически невозможно. Они рассуждают логически, медленно, не эмоционально.

Третий тип личности – сангвиник. Это наиболее эмоциональный из всех типов. Сангвиники настолько живые, что, кажется, будто они скачут, а не идут по жизни. Сангвиники имеют привычку действовать на нервы холерикам. Они настолько энергичны и веселы, что не замечают вокруг себя ничего. Они хотят только одного – приятно провести время.

Меланхолики - четвертый тип - больше всего подвержены депрессии. Проявление эмоций у меланхоликов не заметно. Это серьезные люди – мыслители и организаторы. Они настолько любят порядок, что у них даже баночки со специями расставлены по алфавиту. Они считают, что все должно быть на своем месте. Это очень аккуратные люди. У них все распланировано далеко вперед. У холериков крайне ранимая душа.

Большинству из нас присущи черты двух, трех или даже четырех типов. Проявление эмоций совершенно отличается у разных типов людей.

Под влиянием эмоций меняется деятельность всех внутренних органов человека. В результате негативных эмоций человек подвергается различным болезням.

Давайте рассмотрим, какие виды эмоций существуют.

В зависимости от индивидуальной ценности переживаний можно выделить такие:

  • коммуникативные,
  • альтруистические,
  • практические,
  • альтруистические,
  • глоричные,
  • романтические,
  • гностичные,
  • мобилизационные,
  • эстетические,
  • гедоничные,
  • акизитивные.

Эмоции можно разделить на простые и сложные. Простые эмоции отражают взаимоотношения человека с разными объектами. К ним относятся приятные и неприятные запахи, цвета, вкусы.

Сложные эмоции отображают опосредованный характер. К ним относятся радость, депрессия, горе, гнев, тревога, интерес, удивление, презрение, стыд и т.д.

Также разделяют виды эмоций по характеру проявления и стабильностью: эмоции эффекта и настроения.

В зависимости от содержания эмоции бывают нравственные, познавательные и эстетические.

Еще в психологии различают такие виды эмоций, как сами эмоции, аффекты, настроения, чувства, эмоциональный стресс.

Самым мощным видом эмоций является аффект. Это яростно проходящие и кратковременные эмоциональные вспышки, такие как ярость, ужас, сильный гнев, отчаяние, бурная радость.

В таком состоянии человек теряет чувство реальности, находится вне контроля над своими поступками.Следующий вид – сами эмоции. Они носят более длительное состояние, чем аффекты. Это реакция как на текущие события, так и на вспоминаемые.

Мы рассмотрели далеко не все виды эмоций, так как это достаточно длительное исследование человеческого характера!

Светлана, www.vitamarg.com

www.vitamarg.com

Выражение чувств, проявление эмоциональных состояний

Чувства часто хочется выразить, эмоции и эмоциональные состояния нередко просто рвутся с души. Почему, зачем? Что касается целей или основных функций выражения эмоций и чувств, то этих функций три:

  • Общение, коммуникация, передача тех или иных сообщений о себе и своем эмоциональном состоянии. Когда-то бывает важно, чтобы люди, особенно близкие, вас понимали. Это помогает лучшему взаимодействию и добрым отношениям. В этом случае от выразителя чувств, как от коммуникатора, требуются адекватные формулировки сообщения о своих чувствах плюс эмоциональная выразительность. См.→
  • Воздействие на окружающих или партнера. Крик ребенка – не просто текущая информация для штатного рассмотрения, это команда для немедленного реагирования. Эмоции не просто передают сообщения, эмоции заражают и заряжают, требуют и воодушевляют, привлекают и отталкивают. См.→
  • Эмоциональное отреагирование, освобождение от внутреннего напряжения. Люди часто выражают свои чувства, поскольку те их переполняют и создают напряжение. В процессе эмоционального отреагирования, выражая чувства, достигается внутреннее облегчение. Внутренняя задача здесь - эмоциональное отреагирование, хотя в реальности чаще дело ограничивается малоконструктивным выплеском эмоций.

Как к этому относиться? - Очень по-разному, поскольку нет эмоций и чувств вообще, все очень конкретно. Какие-то эмоциональные проявления радуют всех и полезны для здоровья, другие аффективные взрывы вредны и для здоровья, и для дела, и для отношений. Здесь не идет речь о том, что какие-то эмоции являются плохими сами по себе, скорее нужно быть внимательными к тому, в какой конкретной форме, в каком контексте и с какой целью выражается то или иное чувство.

Если пытаться различить более-менее чистые формы разнообразия выражения чувств, то в качестве основных форм можно выделить:

  • Выплеск эмоции - свободное, без препятствий и без разбора, освобождение эмоционального напряжения в речи, экспрессии и действиях. Это и крики радости, и взрыв ненависти: здесь выплескивается все, что накатило изнутри.
  • Ты-высказывание - говорение о Другом с позиции Я. Оценка Другого или выплескивание чувств по поводу Другого, как мне это видится: от "Ты великолепна" до "Ты обормот!". Иногда энергичное Ты-высказывание оказывается способом выплеска эмоции.
  • Я-высказывание - высказывание, когда я говорю о своем состоянии и своих чувствах от первого лица, из первой (или нулевой) позиции восприятия. «Я боюсь», "Я готова взорваться, когда у меня ничего не выходит!".
  • Я-послание - обращение, в котором человек без обвинений и давления говорит другому о своем состоянии, чувствах и желаниях. Я-послания, как и Я-высказывания, могут быть частью вентилирования эмоций.

Насколько это легко увидеть и различить в жизни? - Сложно. Люди редко обдумывают, зачем и как они выражают свои чувства и проявляют свои эмоциональные состояния: чаще всего это происходит импульсивно, малоодуманно, нередко являясь лишь автоматизмом и продуктом привычки. Вследствие этого выражение чувств обычно является салатом, в котором смешано все: и эмоциональное отреагирование, и сообщение, и тот или иной способ воздействия. Однако чем выше психологическая культура и личностное развитие человека, тем с большей осознанностью и контролем человек подходит к выражению собственных эмоций и чувств, тем в больше степени выражение эмоций имеет определенную цель и адресата.

Думается, что для разумного человека ориентиром может быть правило: "Любая эмоция должна быть адресна и целесообразна".

Катарсис: ослабление побуждений к насилию путем агрессивных выплесков

Леонард Берковиц в книге "Агрессия: причины, последствия и контроль" критически разбирает традиционные концепции "проявления чувств" как способа освобождения от отрицательных эмоций, см.→

www.psychologos.ru

Проявление эмоций и чувств, Физиологические основы эмоций

Эмоция не ограничивается переживаниями, и лишь условно можно расчленить ее как целостное психическое явление, анализируя отдельно переживания и органические проявления. Эмоциональные периферические изменения охватывают весь организм м и имеют внешнее проявление. Они проявляются в выразительных движениях и мимике (выразительные движения лица), пантомимици (выразительные движения тела), голосовых реакциях (интонация и тембр голоса), фонетических изменениях речи перестройки синтаксического строения речи, появления"запинок"и т.д.. Эмоциональные проявления проявляются не только в сильных движениях, но и в микродвижения (тремор, реакции зрачков). Так,. Леонардо да. Винчи считал, что определенная мими ка отвечает не только переживанием горя или радости, а различным оттенкам этих переживаний; брови и губы по-разному движутся зависимости от причин плача. Это можно заметить, наблюдая плач - каприз и горький плач. К внешних проявлений эмоций относятся также слезы (от радости или горя), слюна (от волнения пересыхает во рту), пот (холодный пот от страхавід страху).

Жесты, мимика, позы, выразительные движения, интонации голоса - все это"язык"человеческих чувств

Общество поощряет проявление одних эмоций и осуждает проявление других. Так, по выражению. ЖПиаже, существуют"правила поведения во время траура"Западные цивилизации мирятся со слезами женщин, мальчикам же внушается я, что мужчинам не пристало плакать. Однако такой обычай существует не везде. Например, раньше юноши из племени маори плакали так же часто, как и женщины, однако пол влиянием англосаксонской цивилизации они. Втр. Аттилы эту привычку. Некоторые проявления радости и гнева зависят от социальной среды, и воспитание направлено на то, чтобы подавить осуждаемые обществом эмоции. Это влияние социальной среды тем сильным иший, чем более социальный характер имеет эмоция. Так, проявление моральных страданий (траур) более социализированным, чем проявление гнева, а последний в свою очередь более социализированный, чем проявление страхж вияв страху.

Общество создает настоящую язык мимики, которая обогащает спонтанные выразительные движения и делает их разнообразными. Язык мимики может быть универсальной или, наоборот, весьма специфической. Например, на. Западе плю ювок свидетельствует о пренебрежении, а в арабских странах он означает благословеннойня.

14 Физиологические основы эмоций

Эмоции являются результатом деятельности мозга их возникновения вызвано изменениями, которые происходят во внешнем мире. Эти изменения приводят к повышению или снижению жизнедеятельности, пробуждения одних потребностей и зг гасання других, к изменениям в процессах, происходящих в организммі.

Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют своим основанием как сложные безусловные, так и условные рефлексы, а потому переживания чувств человеком является всегда результатом совместной деятельности коры и под дкиркових центров. Чем большую значимость для человека приобретают изменения, происходящие вокруг него, тем более глубоки переживания чувств. Перестройка систем временных нервных связей, внаслид ок этого возникают, вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные цент ры физиологической деятельности организма: дыхания, сердечно-сосудистой системы, пищеварения и т.д.. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает успешную деятельность некоторых внутренних органов. В связи с этим переживания ния чувств сопровождается изменениями ритма дыхания, сердечной деятельности, изменениями кровоснабжения отдельных частей тела, нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту от волненияання).

Установлено, что эмоции - не столько функция коры больших полушарий и системы подкорковых центров, которой регулируется, а свойство достаточно определенных образований нервной системы. В первую очередь - ретикулярной ф формации, функции которой не являются специфическими, а лишь активизируют деятельность других мозговых механизмов. Ретикулярная формация играет большую роль в формировании того, что. ИП. Павлов называл"светлым пятном свид омости"Эта"светлое пятно сознания"освещает именно то явление в окружающем мире, которое в данный момент представляет собой наибольшее значение для организма. Влияние эмоционального характера во многом определяет фо рмування этой"светлого пятна сознания"В момент эмоциональной напряженности человек нередко находит решение, происхождение которых она не всегда способна понять. Эмоции якобы мобилизуют весь жизненный к своему д человека не только осознанный, аде и тот, который сложился за этой"светлым пятном сознаниятлою плямою свідомості".

Эмоции связаны с функционированием некоторых центров, расположенных в таламусе и гипоталамусе, в лимбической системе (ее называют"эмоциональным мозгом"). Психофизиологические исследования выявили, что у млекопитающих существует ують в гипоталамусе"центры насолоджений"и"центры страдания"При раздражении первые животные испытывают удовольствие, причем такие интенсивные, что они ищут их повторения, при раздражении второй во ни дрожат, пытаются убежать, а затем избегают тех ситуаций, которые сопровождались подобными эмоциямодібними емоціями.

Один из интересных (сенсационных) экспериментов провел испанский физиолог. Дельгадо во время испанской корриды. На аре на (место, где происходит коррида) один на один с разъяренным быком (быков специально для дбирають наиболее агрессивных) вышел невооруженный матадор и когда между животным и человеком остались метра, публика замерла в ожидании трагического конца. Однако бык повел себя не характерным для него или ном: он медленно отошел к забору и с нескрываемым удовольствием начал чесать об него сторону. Причиной такого поведения быка было то, что в его мозг (в область гипоталамуса) было вживлено датчик, воз ваючы на ??который с помощью радиосигналов можно было"присмирить"разъяренное животное. Датчик находился именно в области"центра удовольствияоволення".

Характерно, что центры удовольствия и центры страдания размещены близко друг от друга (якобы парами). Возбуждение одного из них вызывает позитивную или негативную эмоциональную реакцию, если же возбуждения я распространяется на смежные центры, возникает двойная (амбивалентна) реакция. Центры удовольствия и страдания есть не только в гипоталамусе, но и в других отделах мозга. Но есть специфика в размещении этих центров: центры страдания, которые находятся в разных отделах мозга, связаны друг с другом в одну систему, поэтому негативные по своей основной свойством эмоции переживаются как общий неблагополучное состояние в рганизму. Центры наслаждение, разбросаны по разным отделам мозга, более независимы друг от друга, в результате чего положительные качества эмоции сильнее отличаются друг от друга и переживаются более. Локальнымльно.

Возбуждение центров страдания и удовольствия выступает подкреплением, в результате которого вырабатываются условные рефлексы, прежде всего их системы (временные нервные связи). Устойчивая система временных нервных н вязки, которая соответствует определенной комбинации внешних сигналов, была названа. ИП. Павловым"динамическим стереотипом"ИП. Павлов считал, что после выработки в процессе жизни определенного динамического стереотипа"по движения""ломка"его составляет основу для переживания негативных чувств, а подготовленная его изменение - основа возникновения положительных чувствея позитивних почуттів.

Интересные данные были получены при изучении функциональной асимметрии мозга частности оказалось, что в формировании эмоций со знаком минус, например, грусти, преобладает деятельность правого полушария. Когда причина а спада настроения не осознается человеком и она может чувствовать безосновательный спад настроения, депрессию, в этом «виновата», как правило, правое полушарие. Левая же полушарие является зачинщик положительных эмоций. Как известно, левое полушарие считается"грамотной", или"логической", а правая -"образной права - „образною".

Если мы скорбим и плачем преимущественно правой,"образной"полушарием, не получается из этого, что натуры с художественным складом мышления, в которых эта полушарие доминирует, должны находиться исключительно в печальном, меланх холичному настроения. Нет, не получается. Левое полушарие, отвечая за возникновение положительных эмоций, вносит свой вклад в формирование эмоциональных реакций. Ведущую роль она играет в организации тревожной акт ивности, которая побуждает человека к поисковой деятельностияльності.

Объединенная деятельность полушарий лежит в основе эмоциональной сферы человека, окрашивая наше настроение в зависимости от обстоятельств в одних случаях в мажорные, радостные краски, в других - в тревожные, мрачные, в третьих - у в светло-печальные. Сбои в дружной работе полушарий приводят к нарушению эмоционального равновесия, и тогда начинают преобладать или отрицательные (страх, грусть), или позитивные (беспричинное, немотивированное. Оживление я - эйфория) эмоцийї.

uchebnikirus.com

Уровни проявления эмоций: Psychology OnLine.Net

Введение

Эмоции (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) - это реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

По другому можно сказать, что эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать друг у друга такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

По каким признакам можно определить, что человек переживает некоторую эмоцию? Выделяют пять уровней проявления эмоций.

  1. Субъективный план проявления эмоций.
  2. Проявление эмоций в поведении.
  3. Проявление эмоций в речи.
  4. Вегетативный уровень проявления эмоций.
  5. Проявление эмоций на биохимическом уровне.

Рассмотрим, насколько объективно можно судить том, что человек испытывает определенные эмоции, основываясь на их проявлении на каждом из указанных уровней.

1. Субъективный план проявления эмоций

Здесь отражение эмоций происходит во внутренних переживаниях, тесно связанных с личным опытом индивида и основанных на нем. Стороннее определение эмоций в этом плане не очень надежно, так как, не учитывая внешних проявлений эмоций, исследователь основывает свои заключения на результатах, полученных при использовании испытуемым метода интроспекции.

Результаты исследования могут быть недостоверны, поскольку испытуемый может не иметь желания раскрывать свои подлинные ощущения экспериментатору. С другой стороны негативную роль может сыграть искреннее желание испытуемого помочь исследователю, в результате которого тестируемый пытается предоставить именно ту информацию, которая, по его мнению, интересует исследователя. В итоге мы получаем описание некоторых фантазий испытуемого вместо истинных ощущений переживаемых эмоций.

Свою роль в некоторой необъективности выводов также играет и то, что на выходе внутреннего, богатого по оттенкам, переживания эмоций исследователь учитывает только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки", "я люблю маму", "я люблю этого человека" или "я люблю этот город" выражает одинаковые чувства.

Таким образом, мы видим, что психолог, изучающий проявления эмоций в субъективном плане, может столкнуться с большими, а в некоторых случаях, с непреодолимыми трудностями, например, при работе с детьми.

2. Проявление эмоций в поведении.

В.К. Вилюнас отмечает, что эмоции являются событием не только психологическим, и их функциональное назначение не исчерпывается разносторонними влияниями на уровне субъективного отражения. Как утверждал Р. Декарт, «главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело». Таким образом, как справедливо замечает Вилюнас, поскольку эмоции сигнализируют о значимости происходящего, подготовка в эмоциональном состоянии тела к лучшему восприятию и возможным действиям настолько целесообразна, что было бы удивительно, если бы она не закрепилась в эволюции и не стала одной из характерных особенностей эмоциональных процессов.

Ч. Дарвин замечает, что свободное выражение эмоций посредством внешних знаков делает более интенсивными эти эмоции. С другой стороны подавление внешнего проявления наших эмоций, насколько это оказывается возможным, приводит к их смягчению. Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость. Тот, кто не сдерживает проявления страха, будет испытывать его в усиленной степени. Тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие. Дарвин подчеркивает, что все эти выводы вытекают, с одной стороны, из факта существования тесной связи между всеми эмоциями и их внешними проявлениями, с другой стороны, из факта непосредственного влияния наших усилий на сердце, а, следовательно, и на мозг.

Проявление эмоций, безусловно, можно наблюдать в мимике, жестах, движениях людей, но исследование коррелятов конкретных эмоций и в поведенческом плане сталкивается со значительными трудностями. «Действительно, как получить достаточно большое число различных фотографий подлинных эмоциональных реакций? Как вызвать у человека реальное переживание эмоций, не вторгаясь в его жизнь? Стремясь преодолеть подобные затруднения, некоторые психологи прибегали к весьма драматическим методам».

Я. Рейковский, как пример таких исследований, приводит эксперименты Лэндиса, результаты которых были опубликованы в 1924г. Это были, несомненно, очень жестокие эксперименты. Так, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел или, в другом опыте, испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у того на глазах совершал эту операцию. В других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и, одновременно, подвергался удару электрического тока. Именно благодаря такой жестокости в эксперименте Лэндиса удавалось вызывать подлинные эмоции.

На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали. Чтобы облегчить объективное измерение мимических реакций, основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии - на фотографиях - измерять смещения, которые происходили при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц.

Однако попытки установить, какие группы мышц участвуют в выражении отдельных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей).

Следует подчеркнуть, что типичные мимические корреляты эмоций не были найдены не только для ситуаций, которые классифицировались как вызывающие страх, смущение и т.д., но и для тех эмоциональных состояний, которые определялись так самими испытуемыми, то есть для тех случаев, когда они утверждали, что испытывали страх, отвращение и т.п.

Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него набор мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д.

Такие результаты противоречили результатам других исследований (аналогичных по цели, но не по методу работы), а также житейскому повседневному опыту.

В некоторой степени причину такого несоответствия другим исследованиям объясняют данные дополнительных опытов, проведенных Лэндисом с тремя из его испытуемых. Он просил их попытаться изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (религиозные чувства, отвращение, страх и т.д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам их внешнего отражения, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом, как подчеркивает Рейковский, следует различать общепринятую, конвенциональную, мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций. Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое восторг Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека, но обычно мы постигаем язык эмоций только близких нам людей.

Такая индивидуальная специфика может быть как более, так и менее выраженной. Так, например, в группе из 12 испытуемых Колмен выделил только двух, у которых мимика была выразительной и обнаруживалась устойчивая связь между эмоциями и их выражением. Что касается движений всего тела — пантомимики, то здесь удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель (прежде всего звуковой) - это так называемая реакция вздрагивания (startle pattern).

С.Л. Рубинштейн, давая определение аффекту, как одному из видов эмоций, прямо говорит о его выраженности в поведении. «Аффект - это стремительно и бурно протекающий, эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками - потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности». Автор подчеркивает, что такое «сильное душевное волнение» сказывается не только на элементарной моторике, но и активно влияет на собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Такая заторможенность проявляется не только в действиях, но и не в меньшей степени в речи человека. Рассмотрим это явление в следующей главе.

3. Проявление эмоций в речи.

А.Н. Леонтьев замечает, что одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в связи с этим происходит образование специфического опыта - аффективных следов. Смысл их заключается в том, что человек, мысленно возвращаясь к событию, вызвавшему состояние аффекта, переживает аналогичные эмоции.

Такие аффективные следы («аффективные комплексы») «обнаруживают тенденцию навязчивости и тенденцию к торможению». Действие этих противоположных тенденций четко обнаруживается в ассоциативном эксперименте. Метод ассоциативного эксперимента используется в разработанном К.Г. Юнгом способе диагностики прошедшего состояния аффекта. Психологи школы Юнга установили, что аффект, прежде всего, нарушает нормальное течение ассоциаций, и при сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются.

Это явление использовалось для выявления причастности подозреваемого к преступлению. Преступление всегда связано с сильным аффектом, который у лиц, совершивших его (особенно впервые), принимает очень острый характер. Как справедливо отмечает А.Р. Лурия, «трудно предположить, чтоб от этого аффекта преступления в психике совершившего его человека не осталось никаких следов. Наоборот, многое убеждает нас в том, что психические следы после каждого преступления остаются в весьма заметной форме».

Задачи экспериментальной диагностики причастности к преступлению сводятся к тому, чтобы суметь вызвать искомые аффективные следы и, с другой стороны, суметь их объективно проследить и зафиксировать. Обе эти задачи и осуществлялись в методе ассоциативного эксперимента. Этот метод состоит в том, что испытуемому предъявляется какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. В обычных случаях испытуемый легко отвечает своим словом на предъявленное ему. Это ответное слово всегда оказывается соответствующим особым ассоциативным законам и обычно не является случайно подобранным.

Дело резко меняется, когда испытуемому предъявляется слово, возбуждающее у него то или иное аффективное воспоминание, тот или иной аффективный комплекс. В этом случае ассоциативный процесс резко тормозится. Испытуемому или приходит в голову сразу много ответных слов, которые путают его обычный ход ассоциаций, или же ничего не приходит в голову, и он долго не может дать требуемой от него ассоциативной реакции. Если же он эту реакцию все же дает, то сразу можно заметить ее своеобразную нарушенность: она проходит с заминками, многословием и сама ее форма часто бывает более примитивна, чем обычно.

А.Р. Лурия объясняет это тем, что «словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния, и эти аффективные моменты извращают дальнейший ход ассоциаций. Если мы имеем перед собою преступника, аффективные следы которого мы хотим вскрыть с помощью этого метода, мы поступаем следующим образом. Подробнейшим образом изучив по материалам следствия ситуацию преступления, мы выбираем из нее те детали, которые, по нашему мнению, достаточно тесно с ней связаны и вместе с тем пробуждают аффективные следы только у причастного к преступлению, оставаясь для непричастного совершенно безразличными словами».

После разработки группы таких критических слов, их распределяют среди большего количества других слов, не имеющих отношения к преступлению. Далее испытуемому предъявляются одно за другим слова из полученного общего списка в качестве «слов-раздражителей». Испытуемый должен сразу отвечать любым первым пришедшим ему в голову словом.

Экспериментатор записывает данный ответ и регистрирует в десятых долях секунды время, затраченное на этот ассоциативный процесс. В обычных случаях получается уже описанная выше картина: при предъявлении критических раздражителей ассоциативный процесс резко тормозится и сам ответ носит следы аффективной дезорганизации.

А.Р. Лурия приводит пример ассоциативного эксперимента, в котором в число слов-раздражителей включены следующие, входящие в ситуацию преступления слова: деньги, вентилятор, окно, сосед, ломать, инструмент. (Преступление заключалось во взломе решетки на окне с помощью инструментов и краже вентилятора с последующей продажей его соседу). Вот некоторые выдержки из протокола опыта, показывающие, как протекали реакции на предъявляемые слова:

15. Праздник - 2,2" - идет.

16. Звонить - 2,2" - телефон.

17. Ложка - 2,0" - лежит.

18. Деньги 4,2" - серебряные.

21. Булка - 2,2" - пшеничная.

26. Вентилятор - 5,0" - не знаю.

27. Фуражка - 3,6" - черная.

28. Окно - 4,2" - большое.

32. Сосед - 9,2" - как?... сосед?... забыл соседей-то?..

33. Ломать - 25,0" - ломать?... чего ломать-то?

43. Пьяный - 3,4" - бежит.

44. Инструмент - 20,0" - инструмент... не знаю, инструмент... как уже это сказать... не знаю... инструмент... стоит!..

Из приведенного отрывка видно, что реакции на раздражители, относящиеся к преступлению, не только протекают с резким замедлением, но и характеризуются иногда заметными нарушениями и самого процесса речевой реакции (№№ 26, 32, 33, 44).

А.Р. Лурия, отмечая достоинства этого метода, задается вопросом: «что же делается в том периоде, в течение которого испытуемый молчит и еще не дает нам ответа, каковы механизмы, которыми испытуемый доходит до ответа, насколько этот процесс является напряженным, аффективно возбужденным - все это выпадает из возможностей простого ассоциативного эксперимента».

Для решения этого вопроса автор предлагает «соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно протекающим

рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов поведения, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы себе отражение».

Здесь мы вынуждены вернуться к теме предыдущей главы, так как, следуя за логикой А.Р. Лурия, приходим от ассоциативного (речевого) эксперимента Юнга к методике сопряженной моторной реакции. Для того чтобы выявить скрытые при ассоциативном процессе механизмы, Лурия связывает словесный ответ с нажимом руки, регистрируемым очень точным способом. Оказывается, что состояние моторной сферы очень точно отражает эмоциональное состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции.

Регистрируя показания прибора, реагирующего на нажатие руки, в виде графика, Лурия обнаружил, что «мы получаем полную возможность объективно отличить нормальную, индифферентную реакцию (хотя бы и несколько замедленную) от реакции аффективной, конфликтной, обнаруживающей следы некоторого возбуждения. Дело в том, что моторная реакция, сопряженная с нормальным ассоциативным процессом, протекает обычно совершенно правильно и представляет собою простой правильный нажим; моторика же аффективного процесса всегда дает нам признаки резкого возбуждения: кривая нажима становится конфликтной, изломанной, покрытой резкими дрожательными движениями. Наличие этих симптомов уже является достаточным признаком аффективности реакции».

Говоря о проявлении других эмоций в речи, следует отметить, что в состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр.

Рассматривая вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в выражении эмоций голосом Я. Рейковский говорит, что врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). «При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных единиц, актуализированных к действию, что оказывает влияние на усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях».

Иногда сильное возбуждение может, наоборот, проявляться в уменьшении силы голоса (человек «шипит от ярости»). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности не издавать слишком сильных звуков.

Ссылаясь на наблюдения Вудвортса и Шлосберга Я. Рейковский замечает, что отдельные интонационные колебания высоты тона голоса могут охватывать целую октаву. Неоднократно предпринимались попытки выявить при помощи звукозаписи вызываемые эмоциями изменения голоса. Однако в виду множества факторов, от которых зависят особенности записи, эти попытки до сих пор не увенчались успехом.

Поэтому, говоря о возможностях определения переживаемых эмоций по голосу, его тембру и интонации необходимо учитывать (как и в ситуации с мимикой и поведением) индивидуальные особенности испытуемого. Об объективности такого определения можно говорить, только если мы хорошо знаем особенности речи данного человека при переживании им различных эмоций.

4. Вегетативный уровень проявления эмоций.

Методы, используемые для определения эмоций на этом уровне позволяют отслеживать фоновое эмоциональное состояние испытуемого. Реакции вегетативной нервной системы (ВНС) на испытываемые эмоции человеку труднее контролировать, чем свою речь и поведение. В качестве коррелятов эмоций на вегетативном уровне используются изменения пульса, учащение сердцебиения, дыхания, изменение диаметра зрачка, электрического сопротивления кожи (кожно-гальваническая реакция).

Испытываемые человеком эмоции вызывают, как говорит В.К. Вилюнас, «активацию нервной системы и, прежде всего, вегетативного отдела, что в свою очередь приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии». Это и объясняет изменение показателей, перечисленных выше.

Ч. Дарвин при анализе выражения эмоций у человека замечает, что «если движения (или изменения) какого бы то ни было рода неизменно сопровождают какие-либо душевные состояния, мы сразу же усматриваем в них выразительные движения. К ним могут быть отнесены поднятие волос дыбом, выступание пота, изменение капиллярного кровообращения, затрудненное дыхание и голосовые или иные звуки. У человека дыхательные органы имеют особо важное значение в качестве средства не только прямого, но в еще большей степени косвенного выражения эмоций». Дарвин также

подчеркивает, что «из всех выражений покраснение от стыда, по-видимому, является наиболее специфической особенностью человека, и притом оно свойственно всем или почти всем человеческим расам независимо от того, заметно ли или незаметно изменение цвета их кожи».

В современной науке при определении эмоций в большей степени используются именно методы, основанные на реакции ВНС. Наиболее ярким примером может служить применение «детектора лжи», который используется не только в спецслужбах, но и в некоторых коммерческих организациях. Детектор регистрирует изменения глубины и скорости дыхания, измеряет давление и регистрирует изменения в потоотделении.

Зарегистрировав изменения в указанных показателях, мы можем заключить, что человек испытывает некоторые эмоции, но мы не имеем достаточных данных, чтобы указать, какую конкретно эмоцию переживает испытуемый.

Таким образом, исследование эмоций на вегетативном уровне также не обеспечивает объективности.

5. Проявление эмоций на биохимическом уровне.

Биохимический метод определения эмоций также является косвенным. Он связан с гормональной деятельностью организма, которая обеспечивает физиологические реакции человека на испытываемые эмоции. Метод основан на анализе взятых у испытуемого физиологических жидкостей (кровь, моча). По содержанию в них соответствующих гормонов определяют, насколько сильным эмоциям был подвержен испытуемый. Из сказанного видно, что, учитывая точные количественные измерения, этот метод является достаточно надежным. К его недостаткам можно отнести то, что он не позволяет отслеживать происходящие в организме испытуемого изменения, связанные с эмоциями, в фоновом режиме. Требуется некоторая дискретность в измерениях.

Также следует отметить, что этот метод не позволяет определить, какую именно эмоцию переживает испытуемый.

Заключение

Сравнив рассмотренные методы изучения проявлений эмоций, можно заметить, что наиболее убедительными и функциональными представляются методы, основанные на выделении поведенческих (в том числе мимических) и речевых (в том числе голосовых) признаках испытываемых эмоций. В еще большей степени убедительно выглядит метод определения эмоций по реакции ВНС.

Эти методы, в отличие от исследования субъективной оценки эмоций и биохимического метода позволяют оценить эмоциональные процессы и состояния в так называемом «реальном масштабе времени», то есть непосредственно в момент протекания эмоции. Также эти методы привлекательны тем, что исключают необходимость участия испытуемого в процессе выявления признаков эмоции.

Тем не менее, полагаю, что экспериментатор, выбравший какой-либо один из понравившихся методов коррелирования эмоций, будет заблуждаться относительно того, какую именно эмоцию переживает его испытуемый. Ни один из методов, будучи примененным, так сказать дифференцированно, не может дать объективных данных на этот счет.

Поэтому считаю, что во избежание ошибок, или, во всяком случае, для значительного снижения их вероятности, для объективного определения конкретной эмоции следует обращать внимание на признаки проявления эмоций на нескольких уровнях одновременно. Например, следить за жестикуляцией и отслеживать интонации голоса или обращать внимание на учащенное дыхание и в то же время наблюдать за мимикой испытуемого.

Ведь даже операторы детектора лжи, уверяя испытуемого в «непогрешимости» своего аппарата и определяя загаданную карту, используют зачастую крапленую колоду. А также, по их же признаниям, при дальнейшей работе с тестируемым на детекторе, будучи опытными психологами, больше полагаются на свои наблюдения за речевыми и поведенческими признаками проявления эмоций.

Список использованной литературы

1. Рубинштейн С. Л. «Различные виды эмоциональных переживаний», Москва, изд-во МГУ, 1984

2. Леонтьев А.Н. «Эмоциональные процессы», Москва, изд-во МГУ, 1984

3. Вилюнас В.К. «Основные проблемы психологической теории эмоций», Москва, изд-во МГУ, 1984

4. Рейковский Я. «Экспериментальная психология эмоций», Москва, изд-во Прогресс, 1979

5. Лурия А.Р. «Диагностика следов аффекта», Москва, изд-во МГУ, 1984

6. Дарвин Ч. «Выражение эмоций у человека и животных», Москва, изд-во Просвещение, 1977

7. Экман П. «Психология лжи», Санкт-Петербург, изд-во Питер, 2000

www.psychology-online.net

Выражение эмоций (проявление эмоций) — Мегаобучалка

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Г.Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладони), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происходят обратные сдвиги: торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой лич­ностной характеристике, как экспрессивность. Чем сильнее выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об их отсутствии; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Различаются люди и по эмоциональной возбудимости: одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие – только на очень сильные.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти – эмоциональную память.

Внешние выражения эмоций.Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

Но эмоции могут формироваться и постепенно, не проявляясь и не оставляя следов в сознании. Остается только повышенная готовность к эмоциональной реакции. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

Эмоция, набравшая достаточную силу и организованность, способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Она проявляется:

- в форме выразительных движений;

- в форме эмоциональных действий;

- в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

- в форме определенного отношения к окружающему.

Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе – все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. «Для примера, – пишет Дарвин, – достаточно вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги... Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта, должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений, имевших понятный смысл».

Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций: они играютогромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именноблагодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т.д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.

Из каких же элементов складывается "язык эмоций", как усваивается он человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот.

Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание.

На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.

Принцип «физических действий», т.е. воссоздания эмоции по точному внешнему ее выражению, предложил К.С. Станиславский для правдивого отображения на сцене эмоциональной жизни персонажей. Здесь имеется в виду, конечно, не только мимика, но и другие способы внешнего выражения эмоций: жесты, движения, позы и т.д. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств является речь. Интонация, сила звука, ритм – все это всегда, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой – служит средством его выражения.

Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех – показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест в американском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости.

Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия.Унас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообще привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, веселых, удивленных и т.д. Впрочем, такая «психологизация» внешности может быть результатом не совсем правильного «прочтения» природных особенностей лица.

 

Таблица 4

megaobuchalka.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа