Чтобы понять, что такое профессиональное эмоциональное выгорание, или, как его еще иногда называют, эмоциональное сгорание, представьте себе следующую картину. Человек только приходит на новую работу. Он полон энтузиазма, готов свернуть горы, выложиться по полной, помочь всем вокруг и, конечно, сделать годовой план за пару месяцев. Но с течением времени блеск в глазах уходит, желание помогать сменяется цинизмом, безразличием и состоянием «Лучше отстаньте от меня по-хорошему». Конечно, такое превращение может быть вызвано различными причинами, однако часто речь идет именно о синдроме эмоционального выгорания. Мы предлагаем поговорить, что характеризует данное состояние, какие факторы на него влияют и что делать, если вам кажется, что эмоциональное выгорание личности – это про вас.
Фактически общее описание эмоционального выгорания мы дали выше: это постепенное угасание положительного отношения к работе вплоть до полного отвращения, депрессии и/или иных проявлений, которые значительно снижают качество жизни и способны привести в том числе к соматическим заболеваниям.
Считается, что в первую очередь синдром эмоционального сгорания характерен для тех, кто работает с людьми и их проблемами (врачи, медсестры, учителя, консультанты и т.д.). Но на самом деле это состояние может затронуть абсолютно любого, в том числе тех, кто формально вроде бы и не работает – студентов, домохозяек и т.д. В рамках этой статьи мы будем ориентироваться на эмоциональное выгорание, связанное с работой, однако то же самое может распространяться и на личную, внерабочую жизнь.
Профессиональное выгорание характеризуется рядом разносторонних симптомов, которые могут в разной степени проявляться у разных людей. Степень выраженности зависит как от характера конкретного человека, от особенностей его работы, так и от запущенности состояния. Данная вариативность и в целом неспецифичность симптомов, с одной стороны, приводят к тому, что некоторые диагностируют у себя выгорание, тогда как им надо работать над другой проблемой, другие же закрывают глаза на свое состояние и доводят его до весьма неприятных стадий.
Мы опишем наиболее типичные симптомы, однако отметим, что это далеко не единственно возможные варианты. В любом случае очень важно отличать психологическое эмоциональное выгорание от обычной усталости, общей неустроенности в жизни, чувстве незащищенности, ощущения, «что быт заел», и т.д., хотя у таких состояний действительно можно найти нечто общее с рассматриваемым синдромом.
Первая большая группа симптомов эмоционального сгорания касается настроения и самочувствия. У тех, кто подвержен этому синдрому, наблюдаются хроническая усталость, апатия, вялость, причем они не уходят даже после достаточного сна.
Все это может приводить к соматическим заболеваниям, в первую очередь сердечно-сосудистым или нервным. Кроме того, у многих отмечается снижение иммунитета, из-за чего они с легкостью подхватывают простуды и т.д. Причем организм может специально не слишком сопротивляться болезням, зная, что больничный даст отдых от нелюбимой нынче работы. К сожалению, это далеко не единственные варианты, как психологическое эмоциональное выгорание может сказаться на физическом состоянии.
Вторая группа симптомов эмоционального выгорания связана собственно с работой (основной деятельностью). С одной стороны, пропадает или до минимума падает желание делать свою работу, даже если (особенно если) раньше она человеку очень нравилась. Это вызывает недовольство собой, чувство вины перед клиентами, коллегами или руководством, что усугубляет остальные симптомы. Те, кто работает с людьми и у кого развивается рассматриваемый синдром, часто сами видят, как меняется их отношение к пациентам, клиентам и т.д.: стремление помочь постепенно перерастает в неприятие, нежелание общаться, раздражительность. У таких людей часто проявляются черты истинных мизантропов.
Многие начинают задумываться о смысле (а скорее, бессмысленности) своего труда. Это приводит к депрессивным настроениям, в том числе к депрессивному восприятию жизни в целом, о чем мы говорили выше. Вместе с тем некоторых посещает мысль (порой вполне обоснованная), что на другом месте они могли бы принести намного больше пользы, у них были бы более интересные обязанности, более высокая заработная плата и т.д. Тем не менее достаточно логичное в такой ситуации решение о смене компании принимается далеко не всеми. Прийти к нему и так не всегда просто, а в данном случае мы имеем дело с человеком, которому все надоело и ничего не хочется.
Как правило, профессиональное эмоциональное выгорание – это защитная реакция нашей психики на те или иные неблагоприятные факторы. Примерно по той же модели из врачей с течением времени получаются отъявленные циники – иначе просто не получается. Главное отличие здесь в том, что с цинизмом можно вполне успешно работать дальше, а вот эмоциональное выгорание сотрудников становится значительной проблемой как для самих работников, так и для предприятия. Причем если не обращать на это состояние никакого внимания, оно может привести к печальным результатам, например, к депрессии или неврозу.
Если говорить о наиболее частных причинах эмоционального выгорания, то для начала разделим их на две условные группы: психологического и физиологического уровня. Следует заметить, что данные группы взаимосвязаны, и главную роль в формировании профессионального сгорания играют именно психологические причины (и это логично, иначе бы мы говорили только о физическом истощении).
Де факто во многих случаях основной причиной этого состояния выступает хроническое напряжение из серии «Не успели помочь одному человеку, как тут же не успели помочь другому». Постоянные авралы и работа на пределе сил нередко приводят к тому, что организм пытается защититься от таких нагрузок. Большинство из нас может преодолеть различные трудности на своем пути (личном или рабочем). Например, какое-то время работать в две смены и/или без выходных. Мы способны напрячься, чтобы достигнуть некой цели, после чего организму обязательно нужно время на расслабление, восстановление, отдых.
Один из ключевых факторов в данном случае – наличие цели. Когда достижимой цели нет, работать на пределе сил приходится постоянно, и конца и края такому режиму не видно, ситуация в корне меняется. Использующий все имеющиеся физические и психические силы организм не успевает восстановиться, теряет резервы, переходит на режим экономии ресурсов и ищет способы защиты. Следствием всего этого может стать эмоциональное выгорание.
Конечно, резервы энергии у всех разные, и то, что одному удается без проблем, другому категорически не подходит. Например, кто-то может адаптироваться к сложному графику и после 24-часовой смены пойти на встречу с друзьями; другие же чувствуют полный упадок сил после 8-9 часов работы. Все это абсолютно нормально. Существует теория, что организм вырабатывает столько энергии, сколько нужно, чтобы покрыть наши потребности, и еще чуть-чуть. Однако в случае с эмоциональным выгоранием этого не происходит. Почему? Ответ надо искать в психологических причинах.
Формально в профилактике эмоционального выгорания не в последнюю очередь заинтересованы сами предприятия, ведь подверженные этому состоянию сотрудники менее эффективны, что отражается на результатах их работы. Однако, как мы говорили, на деле такой подход встречается не всегда, поэтому более эффективным становится принцип: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
В первую очередь не забывайте полноценно отдыхать:
Кроме того, профилактика синдрома эмоционального выгорания включает корректировку рабочего процесса. Если у вас появились первые симптомы данного синдрома, лучше провести переоценку своей деятельности и своего режима до того, как выгорание разовьется. Например, соглашайтесь на переработки только в крайних случаях – когда в этом действительно есть необходимость. Помогайте коллегам только тогда, когда у вас есть для этого время. Если вы все еще выполняете задачи уволившегося год назад коллеги, намекните руководителю, что уже пора искать замену.
Порой к выгоранию приводит то, что некоторые просто не умеют отдыхать и, приходя домой, продолжают доделывать или обдумывать рабочие задачи. Если вам это в радость – это одно дело, но если такое поведение становится плохой привычкой, которая мешает отдыхать и портит настроение, от нее стоит избавиться (в том числе при помощи квалифицированного специалиста). Это также стоит рассматривать, как одну из профилактических мер против рассматриваемого синдрома.
Если же говорить о профилактике уже поздно и пора задуматься о том, как бороться с эмоциональным выгоранием, обратитесь к нашему следующему материалу.
experimental-psychic.ru
Эмоциональные расстройства
Синдром эмоционального сгорания - форма профессиональной деформации специалистов, которые в своей практике сталкиваются с людьми, т. е.работают в сфере взаимодействия « человек-человек». Синдром развивается и у домохозяек по причине монотонной работы. Основными признаками патологии являются аномалии в поведении, нарушения функционирования организма и негативные эмоциональные проявления. Диагностику синдрома проводит психолог. Лечение зависит от причины возникновения патологии.
1
Эмоциональное выгорание: что это такое?Синдром эмоционального выгорания (эмоциональное сгорание ) - вид профессиональной деформации лиц , которые во время выполнения своих обязанностей вынуждены общаться с людьми ( преподаватели, воспитатели, медицинские и социальные работники, актеры, сотрудники общественных организаций, офисные работники и др .). Термин «burnout» (эмоциональное выгорание ) был предложен врачом-психиатром из США Фрейденбергом в 1974 г. Некоторые ученые его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание » или «профессиональное выгорание », «профессиональная деформация». Понятие «эмоциональное выгорание » активно используется в психологии, и на эту тему в настоящее время проводится большое количество исследований.
Основной причиной возникновения профессионального сгорания является постоянный стресс на работе, в связи с чем у человека нарушается психоэмоциональное состояние и происходит истощение организма. Хроническая усталость и повышенная раздражительность возникают по причине таких факторов, как:
Группы риска:
Синдром выгорания возникает у людей с определенными личностными характеристиками. Лица, склонные к идеализму и максимализму (желанию все делать правильно), с чувством повышенной ответственности, приносящие в жертву собственные интересы чаще сталкиваются с подобной патологией.
Синдром профессионального выгорания: особенности, стадии, профилактика
2
Основные клинические проявленияОсновными симптомами эмоционального выгорания является ощущение недостатка профессионального мастерства для выполнения работы. У таких людей развивается негативное отношение к своим коллегам и клиентам. Симптомы профессионального сгорания можно разделить на три группы:
Проявления | Характеристика |
Физические | Повышенная усталость и головные боли. Отмечается снижение иммунной системы организма и ощущение слабости в конечностях и теле. Наблюдаются нарушения сна, повышенное потоотделение и потемнение в глазах. Происходит снижение /повышение аппетита, которое приводит к изменению веса. |
Социально-поведенческие | Люди стремятся к изоляции и замкнутости. Наблюдается проявления злости и раздражительности. Отмечается уклонение от выполнения должностных обязанностей и желание обвинить окружающих людей в собственных проблемах. Появляется потребность в употреблении алкоголя, никотина и наркотических веществ, чтобы избавиться от эмоционального напряжения |
Психоэмоциональные | У таких людей наблюдается безразличное отношение к происходящим вокруг них событиям. Отмечается отсутствие хорошего настроения. Люди становятся вспыльчивыми и агрессивными по отношению к близким и родным людям. Они не верят в свои силы, исчезает профессиональная мотивация |
Способы управления эмоциями и развитие EQ самостоятельно
3
СтадииСуществует несколько теорий, согласно которым выделяют стадии и этапы эмоционального сгорания. Дж. Гринберг представляет выгорание в виде процесса, состоящего из пяти ступеней.
Способы борьбы со стрессом дома и на работе
4
ДиагностикаДиагностика синдрома эмоционального сгорания осуществляется при помощи психодиагностических методик. Они представляют собой опросники, пр результатам которых можно выявить наличие/отсутствие профессионального выгорания или его стадии. К таким тестам можно отнести методики Водопьяновой Н. Е и Бойко В. В, которые можно использовать для диагностики эмоционального выгорания в целом, а также для людей определенных профессий.
Опросник Водопьяновой Н. Е.содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, которые связаны с профессиональной деятельностью. Выделяют три шкалы, по которым оценивается психоэмоциональное состояние работника:
В результате подсчета баллов можно определить степень профессионального выгорания: низкую, среднюю, высокую и крайне высокую.
Методика В. В. Бойко состоит из 84 утверждений и позволяет выявить три фазы развития стресса:
В зависимости от количества набранных баллов можно определить стадию эмоционального выгорания.
5
ЛечениеЕсли у человека диагностируется синдром эмоционального сгорания, то необходимо делать большие перерывы в работе. В это время рекомендуется отвлекаться и сменять вид деятельности. Такой способ лечения психологи предлагают и домохозяйкам.
Офисным работникам рекомендуется бороться с синдромом, взяв отпуск или больничный. В этот период человек сможет восстановить силы.
Для правильного лечения обязательно надо выявить причину, которая привела к возникновению эмоциональному выгоранию. Специалисты советуют пациентам делиться эмоциями, которые они испытывают, с собеседником (близким другом или родственником) - это поможет предупредить возникновение новых нервных срывов.
6
ПрофилактикаПрофилактика должна быть направлена на нормализацию физического и психического состояния человека. Физические меры предотвращения заболевания заключаются в правильном питании, которое должно содержать минимальное количество жиров. В свой рацион следует включить овощи, фрукты и молочные продукты.
Рекомендуется соблюдать режим дня, сна и отдыха, правильно распределять физическую и эмоциональную нагрузку. Следует принимать витамины и минералы для поддержания иммунной системы. Необходимо делать зарядку по утрам и осуществлять пешие прогулки на свежем воздухе.
Психологическая профилактика заключается в том, что работник должен брать как минимум один выходной в неделю. Можно принимать ванну с ароматическими маслами для снятия стресса после рабочего дня.
Рекомендуется правильно расставлять приоритеты. Сначала надо выполнять наиболее важные дела, а остальные - по мере возможности. Необходимо избавляться от негативных мыслей о работе в свободное время. В процессе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют научиться говорить «нет» там, где это необходимо и устраивать перерывы, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут.
neurofob.com
АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика | Термин «сгорания» обычно используется для описания чувств, связанных с длительным стрессом, имеющим непосредственное отношение к профессиональной деятельности. Педагоги особенно подвержены действию такого стресса, т.к. им приходится очень тесно работать с другими людьми. Сгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализация и снижение уровня личностных достижений, который может проявляться у людей, чья работа предполагает тесное общение с другими людьми. Это реакция на хроническое эмоциональное переутомление, являющееся следствием избыточного общения с другими людьми, особенно если у тех имеются какие-либо неприятности или проблемы. Т. О., его можно рассматривать в качестве одного из видов стресса, связанных с профессиональной деятельностью. Характеристики синдрома эмоционального сгорания: Утрата мотивации; Развитие скорее негативных, нежели позитивных установок по отношению к работе, а также по отношению к другим людям; Утрата чувства свободы выбора; Чувство юмора теряется вовсе или приобретает черный оттенок; Появление чувства, что все действия совершаются по принуждению. Выделяются 3 стадии сгорания: 1. Напряжение. Первым признаком начала сгорания является ощущение эмоциональной усталости. Педагог может быть неудовлетворен собой, чувствовать себя «загнанным в клетку», ощущать тревогу и депрессию. Он чувствует, что у него осталось очень мало того, что он может дать другим людям, и он пытается справиться с этим, постепенно отгораживаясь от людей. 2. Резистенция. На этой стадии для педагогов свойственно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширения сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Все это используется для преодоления стресса, что в свою очередь ведет к появлению чувства одиночества. Окружающие представляются в негативном свете, и педагог может начать испытывать неприязнь по отношению к тем людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал. Часто педагоги могут тратить много энергии на то, чтобы по возможности избежать дополнительного общения с учениками, используя любую возможность сделать это общение как можно короче по времени и формально. На данной стадии главной установкой является негативная установка по отношению к себе и другим. 3. Истощение. У педагога, пережившего эмоциональное сгорание, в конце концов появляется чувство, что у него очень мало личных достижений. На этой стадии у педагога могут проявиться эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения. Негативная установка может приводить к неспособности адекватно оценивать себя и результаты собственного труда. Порой вся прошлая работа кажется абсолютно «бессмысленной». Именно в этот период некоторые специалисты решают вовсе уйти из своей профессии и пытаются найти такую работу, где бы они могли избежать встреч с другими людьми. Есть такие педагоги, которые учатся исправляться с этой ситуацией посредством приобретения либо «холодного», либо циничного подхода. Есть 4 основные стратегии, при помощи которых можно справиться со сгоранием: 1) Осознание того, что данная проблема существует, Сделать это не всегда легко, т.к. часто процесс сгорания подкрадывается очень незаметно. Иногда изменения в установках человека, переживающего сгорания, замечают коллеги, что и дает возможность обсудить данную проблему. Но даже в этом случае часто бывает так, что человек отрицает какие-либо изменения в самом себе или, формально признавая наличие проблемы, считает ее внешней по отношению к себе. Очень часто специалисты переносят возникающие проблемы на свою работу, на начальство или на других людей. 2) Принятие на себя ответственности за совершение каких-либо действий, связанных непосредственно с данной проблемой. С принятием факта, что данная проблема существует, связано признание того, что если что-то необходимо менять, то инициативу по совершению каких-либо действий должен взять человек сам на себя. Обычно такие люди лишь знают, что им нужно делать, но делать это не в силах. Они зачастую чувствуют собственное бессилие и демотивированы до такой степени, что способны лишь просто «барахтаться». Это как раз тот момент, когда помощь друзей и коллег может изменить сложившуюся ситуацию. Проговаривая эту проблему и чувствуя, что другой человек его слышит, педагог может сам подойти к решению изменить ситуацию. 3) Достижения определенной степени ясности. «Сгоревший» человек часто чувствует себя загнанным в ловушку, все кажется ему теперь интересным. На данной стадии важно разобраться с тем, какие моменты оказывают влияние на появление состояния сгорания. Никогда не бывает, чтобы проблема заключалась лишь в том, что человек чувствует себя эмоционально истощенным. В его жизни происходят какие-то вещи, которые заставляют его почувствовать себя таким вот образом. Анализ событий личной и профессиональной жизни педагога может способствовать определению путей решения данной проблемы. 4) Развитие новых способов, позволяющих справится со сгоранием. Результатом достижения явности является нахождение новых способов, которые позволяют ему справится со сгоранием. До тех пор, пока не произойдет изменение в поведении, все останется по-прежнему. Первой стадией процесса поведенческого изменения является формулировка конкретных целей. Не следует думать, что можно изменить все причины, но если поставлены конкретные цели, то кое-что может быть изменено. Если говорить о целях, то они должны быть четко сформулированы и реально достижимы. Согласно полученным результатом, у всех протестированных педагогов школы выражен синдром эмоционального сгорания, т.е. возникновение этого феномена не зависит от стажа работы, возраста опрашиваемых или пола. Существует различия в том, насколько серьезные изменения в эмоциональной сфере характерны для тех или иных педагогов. Так, для педагогов в возрасте от 22 до 38 лет более свойственны симптомы 1-ой фазы синдрома, т.е. наиболее ярко выражено напряжение. Причем, эта стадия уже сформировалась и есть вероятность того, что эмоциональный дискомфорт будет увеличиваться. Для педагогов старшего возраста характерна уже сформированная или формирующаяся стадия защиты от неблагоприятных негативных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью. На конечной стадии формирования синдрома, которая называется «истощение», находятся несколько педагогов, которые не относятся к одному возрасту. Т.е., вероятно, что это зависит от личностных особенностей педагога и внешних специфических обстоятельств. Т.е., возраст и такие глубокие эмоциональные изменения не связаны, вероятно, друг с другом. Из всех симптомов, которые характерны для синдрома, для большинства педагогов свойственны следующие: · переживание психотравмирующих обстоятельств · тревога, депрессия · неадекватное избирательное реагирование · расширение сферы экономии эмоций · редукция профессиональных обязанностей · личностная отстраненность · психосоматические нарушения Гафнер Василий Викторович, (c) Сайт автора: http://famous-scientists.ru/11180
|
studopedya.ru
Синдром эмоционального выгорания – что это такое и как с ним бороться?
В последнее время о синдроме эмоционального выгорания говорят все, кому не лень. Его называют «бичом» нашего времени, и, наверное, не зря. Ведь жизнь современного человека проходит в постоянном напряжении и стрессах, не всегда оставляя время на полноценный отдых и расслабление. На работе – постоянная конкуренция, гонки «на выживание» и за место под солнцем. Дома – приевшаяся «бытовуха». В этом сумасшедшем ритме людям непросто сохранять чувствительность и свои человеческие качества. Да, что там говорить, порой это даже опасно! И в какой-то момент наступает точка невозврата.
Да, синдром эмоционального выгорания не «выстреливает» сразу. Скорее, он действует по принципу бомбы замедленного действия – постепенно, но неустанно. И в результате нередко провоцирует проблемы в коммуникации с окружающими людьми и к серьезным психологическим нарушениям. Человек становится холодным и равнодушным по отношению к другим людям и к своим рабочим обязанностям. Все вокруг начинают раздражать или вызывать тоску.
Почему так происходит? Что же такое «синдром эмоционального выгорания» и что с ним делать?
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — вид профессиональной деформации лиц, которые в ходе своей деятельности тесно общаются с людьми.
Другими словами, СЭВ — это реакция организма, возникающая в ответ на длительное воздействие рабочих стрессов.
Согласно данным Европейской конференции ВОЗ (2005 г.), профессиональный стресс — важная проблема приблизительно одной трети рабочих стран Евросоюза. И лечение ее и связанных с ней проблем с психическим здоровьем обходится этим странам приблизительно в 3-4% валового национального дохода. Впечатляет, правда?
Разберем более подробно понятие СЭВ. По определению, СЭВ — это постепенная потеря эмоциональной, физической и интеллектуальной энергии, вследствие чего наблюдается эмоциональное, умственное и физическое утомление, истощение, снижение уровня удовлетворенности выполнением своей работы и личной отстраненности.
По сути, СЭВ – это защитный механизм психики, выработанный человеком в ответ на травмирующие воздействия профессиональных стрессов. Этот механизм проявляется в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на раздражители. То есть, человек просто перестает на них реагировать.
Конечно же, такая защита имеет и положительный посыл – позволяет порционно и экономно тратить энергию, не расходуя ее впустую или на то, что человек не в силах изменить. Но не стоит забывать, что также «выгорание» негативно сказывается на выполнении трудовой деятельности и отношениях с партнерами и клиентами.
В начале 70-х годов 20 века ученые заметили один интересный факт. Оказывается, многие трудящиеся после нескольких лет работы начинают испытывать близкое к стрессовому состояние и обращаются за помощью психолога. При этом в число жалоб входят постоянное утомление, иногда бессонница, головные боли, общее ухудшение здоровья. Труд перестает быть в радость, а, наоборот, раздражает и вызывает агрессию. Приходит чувство собственной некомпетентности и беспомощности, снижается внимание, выносливость, а также конкретные профессиональные достижения. Однако методы психотерапии в этих случаях не принесли нужного эффекта.
Первые научные работы по этой проблеме появились в США. В 1974 г. американский психиатр Фрейденберг назвал это явление «burnout» («выгорание»). На русский язык его переводят как «эмоциональное выгорание» или «профессиональное выгорание».
В 1976 г. социальный психолог К. Маслач определила «выгорание» так: синдром физического и эмоционального истощения, включая потерю сочувствия и понимания по отношению к клиентам или пациентам, развитие негативной самооценки и отрицательного отношения к работе.
Изначально под СЭВ считалось состояние изнеможения, сопровождающееся ощущением своей бесполезности. Позже количество симптомов данного синдрома существенно выросло. Ученые стали все больше связывать СЭВ с психосоматическим самочувствием, и относить его к состояниям, предшествующим болезни. На данный момент СЭВ относят к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» Международного классификатора болезней (МКБ-10).
В отличие от другого весьма распространенного тяжелого психического состояния – депрессии — СЭВ не сопровождается подавленностью и чувством вины. Напротив, СЭВ часто свойственны агрессия, возбуждение, раздражительность.
В ходе исследований оказалось, что СЭВ приносит серьезные убытки обществу – и экономические, и психологические. Например, бывали случаи, когда опытные летчики ни с того ни с сего начинали испытывать страх и неуверенность перед полетами. Такие эмоциональные «качели» могут спровоцировать не только личную драму человека, но и большую катастрофу. Но чаще всего подвержены выгоранию люди таких профессий, которые отдают тепло и энергию своей души другим людям.
Наиболее часто СЭВ встречается среди учителей, врачей, социальных работников, психологов, спасателей, работников правоохранительных органов (в разных сферах синдрому подвержены от трети до 90% трудящихся). В той или иной степени выраженности от СЭВ страдают почти 80% психиатров, наркологов, психотерапевтов. В 7,8% случаев такие специалисты приобретают резко выраженный синдром, ведущий к различным психовегетативным и психосоматическим нарушениям. По другим источникам, среди психотерапевтов и психологов-консультантов признаки СЭВ разной степени выраженности наблюдаются в 73% случаев, причем в 5% доходит до явно выраженной фазы истощения.
Среди социальных работников признаки СЭВ в той или иной степени проявляются в 85% случаев. Почти 63% медсестер психиатрических отделений обнаруживают у себя СЭВ.
По исследованиям английских ученых, среди врачей в 41% случаев наблюдается высокий уровень тревоги. Треть врачей для снятия эмоционального напряжения использует медикаментозные средства, кроме того, количество употребляемого спиртного превышает средний уровень. В отечественном исследовании выяснилось, что у 26% терапевтов наблюдается высокий уровень тревожности. Признаки СЭВ проявляются у 61,8% стоматологов.
СЭВ наблюдается у 1/3 сотрудников правоохранительных органов.
В большинстве случаев СЭВ рассматривают как последствие стрессов на работе, в результате чего возникает дезадаптация к рабочему месту или трудовым обязанностям. Один из важнейших факторов появления СЭВ – длительные большие нагрузки в ситуациях напряженных межчеловеческих отношений. Именно поэтому представители коммуникативных профессий – учителя, врачи, психологи, менеджеры, работники сферы услуг – нередко страдают от проявлений выгорания.
Как же распознать эмоциональное выгорание? В наше время выделяют более 100 симптомов, связанных с СЭВ. Немаловажно заметить, что иногда СЭВ можно перепутать с синдромом хронической усталости (хотя нередко они идут «в паре»). В частности, при синдроме хронической усталости люди жалуются на: нарастающую усталость, снижение работоспособности; мышечную слабость; плохую переносимость нагрузок, ранее привычных; боль в мышцах; головные боли; расстройства сна; склонность к забывчивости; раздражительность; снижение концентрации внимания и мыслительной активности.
У СЭВ же существуют три ключевых признака, отличающих его от других заболеваний с похожими симптомами. К ним относятся:
1. Развитию выгорания предшествует фаза повышенной активности, полной поглощенности работой, отказа от других потребностей и отсутствия беспокойства об удовлетворении собственных нужд. Следом за этой фазой наступает первый признак СЭВ — эмоциональное истощение. По сути, это чувство перенапряжения, исчерпания ресурсов – как физических, так и эмоциональных, ощущение усталости, не исчезающее после ночного сна. Даже после отпуска все эти явления возобновляются после возвращения в прежнюю трудовую ситуацию. Появляется безразличие, изнеможение, меняется отношение к работе – человек уже не в силах отдаваться работе, как раньше.
2. Второй признак СЭВ – дегуманизация, личностная отстраненность. Профессионалы могут расценивать такое изменение уровня сострадания к пациенту или клиенту как пробу справиться с нарастающим эмоциональным стрессом на работе. Но такое отстранение вскоре может развиться в негативное, порой агрессивное отношение к своим коллегам, клиентам, пациентам. В крайних случаях человека перестает волновать все в его профессиональной деятельности, ничто не вызывает эмоций — ни позитивные, ни негативные обстоятельства. Клиент или пациент начинает восприниматься как неживой предмет, одно присутствие которого зачастую неприятно.
3. Третий признак СЭВ — негативное восприятие себя в профессиональном плане, падение самооценки, ощущение потери собственной эффективности. Человек начинает чувствовать, что ему не хватает профессионального мастерства, не видит перспектив в своей рабочей деятельности, и, как следствие, перестает получать удовлетворение от работы.
СЭВ — это комбинация физического, интеллектуального и эмоционального утомления. В наше время нет единой концепции структуры СЭВ, но все же можно утверждать, что он являет собой деформацию личности вследствие эмоционально трудных и напряженных коммуникаций в системе «человек-человек». Последствия такого выгорания могут проявиться как в психосоматических заболеваниях, так и в психологических изменениях личности. И то, и то непосредственно влияет на здоровье человека.
Все основные симптомы СЭВ можно разделить на 5 ключевых групп:
1. Физические, или соматические, симптомы:
2. Эмоциональные симптомы:
3. Поведенческие симптомы:
4. Интеллектуальное состояние:
5. Социальные симптомы:
То есть, СЭВ – это целый комплекс нарушений в физической, психической и социальной сферах жизнедеятельности человека.
Все ли представители «опасных» для СЭВ профессий одинаково подвергаются выгоранию? Ученые выделяют три главных фактора, играющие важную роль в СЭВ — ролевой, личностный и организационный.
Личностный фактор. По данным исследований, на эмоциональное выгорание не влияют такие факторы, как семейное положение, возраст, стаж данной работы. Однако замечено, что у женщин выгорание развивается глубже и чаще, нежели у мужчин. Также более подвержены выгоранию так называемые «сверхконтролируемые личности» — люди, испытывающие недостаток автономности.
Среди основных факторов личности, влияющих на развитие СЭВ, психологи называют следующие:
Ролевой фактор. Также ученые установили связь между СЭВ и уровнем ролевой определенности и конфликтности. Так, в случаях, когда в профессиональной деятельности ответственность четко распределена, СЭВ возникает нечасто. В ситуациях же с нечеткой или неравномерно разделенной ответственностью за свои действия на работе склонность к выгоранию возрастает, даже если трудовая нагрузка сравнительно невелика. Также очень способствуют развитию СЭВ такие профессиональные ситуации, при которых не согласованы совместные усилия, отсутствует слаженность действий, имеется конкуренция между сотрудниками, и в то же время хороший результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие выгорания прямо связано с наличием напряженной эмоциональной деятельности на работе: интенсивное эмоциональное общение, восприятие, обработка получаемых данных и принятие решений. Также организационными факторами СЭВ выступают:
Главная причина СЭВ — психологическое, душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.
По мнению психологов, к основным причинам появления СЭВ можно отнести такие:
1. Превышение «лимитов». Нервная система человека имеет определенный «лимит общения» — за день человек в состоянии уделить полноценное внимание только ограниченному количеству людей. Если же их число превышает «лимит», неизбежно наступит истощение, а потом и выгорание. Такой же лимит есть и у восприятия, внимания, решения задач. Этот предел индивидуален, он очень подвижен, зависит от состояния нервной системы человека.
2. Отсутствие обоюдного коммуникативного процесса. Все мы привыкли к тому, что коммуникативный процесс с людьми двусторонний, и за позитивным посылом последует отклик: уважение, благодарность, усиление внимания. Но на такую отдачу способны далеко не все клиенты, пациенты, ученики. Нередко в виде «вознаграждения» за усилия человек получает лишь невнимание, равнодушное молчание, порой даже и неблагодарность, враждебность. И в тот момент, когда число таких неудач превышает допустимую для человека границу, начинает развиваться кризис самооценки и трудовой мотивации.
3. Отсутствие полноценного результата. Зачастую в работе с людьми очень сложно, практически невозможно правильно оценить, «пощупать» результат. Независимо от того, старается человек или нет, результат может быть одним и тем же, и очень трудно доказать, что какие-то определенные старания ведут к повышению результативности, а безразличие – к ее снижению. Особенно такая причина распространена среди работников системы образования.
4. Индивидуальные особенности человека. Кому-то проще целыми днями выполнять рутинную работу, но в случае необходимости мобилизации сил и аврального режима труда на таких людей сложно рассчитывать. Другие люди способны изначально трудиться увлеченно и активно, но быстро «выдыхаются». Есть хорошие исполнители, которым необходимы прямые указания руководителя, и творческие работники, предпочитающие в своей деятельности свободу выбора. Понятно, что в случаях, когда поставленные перед сотрудником задачи не соответствуют складу его личности, СЭВ может развиться быстрее и глубже.
5. Неправильная организация труда, нерациональное управление.
6. Профессиональная деятельность, связанная с ответственностью за здоровье, судьбу, жизнь людей.
Профилактика и лечение СЭВ во многом похожи: то, что защищает от развития выгорания, может использоваться и для его лечения.
Все лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на:
Немаловажная роль в борьбе с выгоранием отводится, в первую очередь, самому пациенту. Рекомендации специалистов таковы:
И помните, что синдром эмоционального выгорания — это не приговор, и, конечно же, не повод отказаться от недавно еще любимой профессии. Просто побалуйте себя отдыхом, обдумайте происходящее, успокойтесь и попробуйте на время сменить род занятия. Вот увидите, как только вы измените фокус внимания, СЭВ отступит!
«Любите себя, получайте удовольствие от работы и будьте всегда счастливы!» Анна Кутявина для сайта f-journal.ru
f-journal.ru
Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания
...
Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов
...
Изучение синдрома эмоционального выгорания и невротических расстройств личности в психологии
В данном параграфе мы рассмотрим понятие синдрома эмоционального выгорания, проблему его изучения в психологической науке. Труд в целом положительно воздействует на человека и его личность...
Механизмы психологической защиты
Эмоциональное выгорание - один из новейших, рассмотренных в психологической литературе механизмов психологической защиты. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания// Вестник Моск. ун-та. Психология. - №1. - 2009. - С...
Профессиональная деформация личности
...
Психологический анализ личностной самореализации персонала в профессиональной деятельности
...
Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов
Термин «burnout (эмоциональное сгорание)» введен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. [47]. А. Лэнгле под «эмоциональным выгоранием» понимает проявление неэкзистенциальной установки по отношению к жизни...
Пути оказания помощи психологам
помощь психолог эмоциональный выгорание «Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом...
Синдром эмоционального выгорания
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить...
Феномен "эмоционального сгорания"
Этот термин принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации...
Эмоциональное выгорание педагога
Одной из основных задач психологического обеспечения профессионального здоровья специалистов является ранняя профилактика синдрома эмоционального выгорания и психокоррекционная работа с теми, кто уже находится на разных стадиях выгорания...
Эмоциональное выгорание у студентов-психологов и психологов-профессионалов
...
Эмоциональное выгорание у студентов-психологов и психологов-профессионалов
Синдром эмоционального выгорания -- понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением...
Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей
Синдром выгорания (burnout) относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний...
Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей
...
psy.bobrodobro.ru
Синдром эмоционального выгорания или синдром сгорания — это совокупность симптомов, которые возникают у специалистов, в основном в сфере услуг, характеризуется эмоциональным истощением, обезличиванием и чувство профессиональной нереализованности.
Синдром выгорания вызывает у работника чувство усталости в конце , что вызывает психосоматические расстройства.
Кроме того, они начинают быть черствыми и ведут себя враждебно по отношению к коллегам и родственникам, из-за чего возникают другие проблемы межличностного общения.
В конце концов такие люди теряют интерес, ведет к снижению их вовлеченности и производительности труда.
Основной причиной является непосредственный контакт с клиентами в сфере услуг; выявление их проблем, удовлетворения жалоб, контроль эмоций, все это является источниками стресса , которые испытывают профессионалы. Таким образом, его происхождение — это место работы, но бывают и другие личные факторы.
tagweb.ru
«Синдром эмоционального сгорания» субъективно проявляется в чувстве психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия: врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, снижается самооценка, деятельность субъективно воспринимается как недостаточно успешная. Возможно появление негативного отношения к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Взаимодействуя с больным, врач перестает принимать во внимание психологические феномены, связанные с заболеванием — внутреннюю картину болезни пациента с ее сложной структурой, формирующиеся механизмы психологической защиты и копинг-поведение, не реагирует на тревогу пациента, не замечает его депрессивных, суицидальных тенденций. В высказываниях врача о своих больных могут появиться цинизм, холодное равнодушие и даже враждебность. Этот своеобразный «кризис» врачебной деятельности может повторяться время от времени. Больные перестают обращаться к врачу за помощью, иногда предпочитая менее опытных и компетентных, но более доброжелательных. В период подобного кризиса врач нуждается в отдыхе, перемене деятельности, психологической «разгрузке», участии в профессиональных тренингах или в психотерапевтической помощи. У врачей-женщин эмоциональное истощение развивается в большей степени, чем у врачей-мужчин. «Сгорающих» описывают как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, склонных идеализировать окружающих людей. Одновременно это лица эмоционально неустойчивые, с колебаниями настроения, интровертированные, лишенные достаточной степени эмоциональной поддержки.
При исследовании «синдрома эмоционального сгорания» были выделены три фазы. Первая — «фаза напряжения». Предвестником и механизмом, запускающим «синдром эмоционального сгорания», является фиксированное состояние тревожного напряжения, на фоне которого наблюдаются снижение настроения, раздражительность (признак ослабления контроля за эмоциональными реакциями и поведением в целом) и реакции депрессивного типа. Вторая фаза получила название «фазы сопротивления». Этот этап связан с появлением защитного поведения по типу «неучастия», стремления избегать воздействия эмоциональных факторов и тенденцией к ограничению собственного эмоционального реагирования в ответ на самые незначительные психотравмирующие воздействия. «Экономия эмоций», ограничение эмоциональной отдачи упрощает и сокращает процесс общения «врач-больной», привнося в него черты поверхностности и формализма. Подобная форма защиты может переноситься за пределы профессиональной деятельности, сокращая общение во всех сферах жизни, что приводит к регламентированности и избирательности межличностного взаимодействия. Третья фаза описывается под названием «фазы истощения». Она характеризуется снижением энергетического тонуса, выраженными психовегетативными нарушениями. Отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышенный уровень тревоги с признаками дезорганизации психической деятельности (снижением памяти, нарушением концентрации внимания и др.), склонность к соматизации в виде разнообразных соматических симптомов: различных болевых ощущений, нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других физиологических систем.
Синдро́м хрони́ческой уста́лости (СХУ) — заболевание, получившие наибольшее распространение в цивилизованных странах. Заболевание характеризуется длительной усталостью, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. Возникновение СХУ связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленное угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы. Провоцирующими заболевание факторами является несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности. В группе риска находятся жители крупных городов (мегаполисов), предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта). Предрасполагающими факторами являются: неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции. Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии с частичной амнезией и др. СХУ известен под различными названиями: синдром поствирусной астении, синдром хронической усталости и иммунной дисфункции, миалгический энцефаломиелит[1].
cyberpedia.su
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа