Феномен синдрома сгорания и его профилактика. Синдром сгорания


Синдром эмоционального сгорания

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Термин «сгорания» обычно используется для описания чувств, связанных с длительным стрессом, имеющим непосредственное отношение к профессиональной деятельности. Педагоги особенно подвержены действию такого стресса, т.к. им приходится очень тесно работать с другими людьми. Сгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализация и снижение уровня личностных достижений, который может проявляться у людей, чья работа предполагает тесное общение с другими людьми. Это реакция на хроническое эмоциональное переутомление, являющееся следствием избыточного общения с другими людьми, особенно если у тех имеются какие-либо неприятности или проблемы. Т. О., его можно рассматривать в качестве одного из видов стресса, связанных с профессиональной деятельностью.

Характеристики синдрома эмоционального сгорания:

Утрата мотивации;

Развитие скорее негативных, нежели позитивных установок по отношению к работе, а также по отношению к другим людям;

Утрата чувства свободы выбора;

Чувство юмора теряется вовсе или приобретает черный оттенок;

Появление чувства, что все действия совершаются по принуждению.

Выделяются 3 стадии сгорания:

1. Напряжение. Первым признаком начала сгорания является ощущение эмоциональной усталости. Педагог может быть неудовлетворен собой, чувствовать себя «загнанным в клетку», ощущать тревогу и депрессию. Он чувствует, что у него осталось очень мало того, что он может дать другим людям, и он пытается справиться с этим, постепенно отгораживаясь от людей.

2. Резистенция. На этой стадии для педагогов свойственно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширения сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Все это используется для преодоления стресса, что в свою очередь ведет к появлению чувства одиночества. Окружающие представляются в негативном свете, и педагог может начать испытывать неприязнь по отношению к тем людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал. Часто педагоги могут тратить много энергии на то, чтобы по возможности избежать дополнительного общения с учениками, используя любую возможность сделать это общение как можно короче по времени и формально. На данной стадии главной установкой является негативная установка по отношению к себе и другим.

3. Истощение. У педагога, пережившего эмоциональное сгорание, в конце концов появляется чувство, что у него очень мало личных достижений. На этой стадии у педагога могут проявиться эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения. Негативная установка может приводить к неспособности адекватно оценивать себя и результаты собственного труда. Порой вся прошлая работа кажется абсолютно «бессмысленной». Именно в этот период некоторые специалисты решают вовсе уйти из своей профессии и пытаются найти такую работу, где бы они могли избежать встреч с другими людьми. Есть такие педагоги, которые учатся исправляться с этой ситуацией посредством приобретения либо «холодного», либо циничного подхода.

Есть 4 основные стратегии, при помощи которых можно справиться со сгоранием:

1) Осознание того, что данная проблема существует, Сделать это не всегда легко, т.к. часто процесс сгорания подкрадывается очень незаметно. Иногда изменения в установках человека, переживающего сгорания, замечают коллеги, что и дает возможность обсудить данную проблему. Но даже в этом случае часто бывает так, что человек отрицает какие-либо изменения в самом себе или, формально признавая наличие проблемы, считает ее внешней по отношению к себе. Очень часто специалисты переносят возникающие проблемы на свою работу, на начальство или на других людей.

2) Принятие на себя ответственности за совершение каких-либо действий, связанных непосредственно с данной проблемой. С принятием факта, что данная проблема существует, связано признание того, что если что-то необходимо менять, то инициативу по совершению каких-либо действий должен взять человек сам на себя. Обычно такие люди лишь знают, что им нужно делать, но делать это не в силах. Они зачастую чувствуют собственное бессилие и демотивированы до такой степени, что способны лишь просто «барахтаться». Это как раз тот момент, когда помощь друзей и коллег может изменить сложившуюся ситуацию. Проговаривая эту проблему и чувствуя, что другой человек его слышит, педагог может сам подойти к решению изменить ситуацию.

3) Достижения определенной степени ясности. «Сгоревший» человек часто чувствует себя загнанным в ловушку, все кажется ему теперь интересным. На данной стадии важно разобраться с тем, какие моменты оказывают влияние на появление состояния сгорания. Никогда не бывает, чтобы проблема заключалась лишь в том, что человек чувствует себя эмоционально истощенным. В его жизни происходят какие-то вещи, которые заставляют его почувствовать себя таким вот образом. Анализ событий личной и профессиональной жизни педагога может способствовать определению путей решения данной проблемы.

4) Развитие новых способов, позволяющих справится со сгоранием. Результатом достижения явности является нахождение новых способов, которые позволяют ему справится со сгоранием. До тех пор, пока не произойдет изменение в поведении, все останется по-прежнему. Первой стадией процесса поведенческого изменения является формулировка конкретных целей. Не следует думать, что можно изменить все причины, но если поставлены конкретные цели, то кое-что может быть изменено. Если говорить о целях, то они должны быть четко сформулированы и реально достижимы.

Согласно полученным результатом, у всех протестированных педагогов школы выражен синдром эмоционального сгорания, т.е. возникновение этого феномена не зависит от стажа работы, возраста опрашиваемых или пола. Существует различия в том, насколько серьезные изменения в эмоциональной сфере характерны для тех или иных педагогов. Так, для педагогов в возрасте от 22 до 38 лет более свойственны симптомы 1-ой фазы синдрома, т.е. наиболее ярко выражено напряжение. Причем, эта стадия уже сформировалась и есть вероятность того, что эмоциональный дискомфорт будет увеличиваться. Для педагогов старшего возраста характерна уже сформированная или формирующаяся стадия защиты от неблагоприятных негативных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью. На конечной стадии формирования синдрома, которая называется «истощение», находятся несколько педагогов, которые не относятся к одному возрасту. Т.е., вероятно, что это зависит от личностных особенностей педагога и внешних специфических обстоятельств. Т.е., возраст и такие глубокие эмоциональные изменения не связаны, вероятно, друг с другом. Из всех симптомов, которые характерны для синдрома, для большинства педагогов свойственны следующие:

· переживание психотравмирующих обстоятельств

· тревога, депрессия

· неадекватное избирательное реагирование

· расширение сферы экономии эмоций

· редукция профессиональных обязанностей

· личностная отстраненность

· психосоматические нарушения

Гафнер Василий Викторович, (c) Сайт автора: http://famous-scientists.ru/11180

Опубликовано в ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №10. – С. 22–24. Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Исследования по проблеме профессиональной деформации искусственно выпали из поля зрения ученых и только в последние годы всё более остро заговорили об отклоняющемся поведении учителей, об их профессиональной пригодности и деформациях. Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами: - объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой; - субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений; - объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. В передаче профессиональной деформации от одного учителя другому большое влияние имеет системное поведение людей, то есть закрепленные в сознании учителей многовековые нормы и стереотипы, представления о способах общения и типичном поведении в школе. В групповом профессиональном сознании закрепилась совершенно определенная техника взаимодействия учитель - ученик, которая как приложение к многовековой классно-урочной системе передается из поколения в поколение через десятилетия и столетия. Профессиональная деформация прочно закрепилась в существующих школьных и университетских учебниках, в методических пособиях, являющихся информационными моделями принятой педагогической системы. Степень выраженности деформации определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности педагога. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. В современной педагогической литературе выделяются следующие типы профессиональной деформации личности педагога: а) Общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. б) Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы. в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета. г) Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии. Рассмотрим краткую характеристику деформаций педагогов: 1) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога. 2) Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения. 3) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет. 4) Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта. 5) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков в удовлетворении потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих учеников. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет. 6) Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация). 7) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций. 8) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу. 9) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета. 10) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. 11) Поведенческий трансфер характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения. 12) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета; 13) Обученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей. Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление. Потребность преодоления профессиональной деформации учителя диктуется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в прямой зависимости находится становление его профессиональной компетентности. Компетентность педагога и профессиональная деформация взаимосвязаны и взаимообусловлены следующим образом: с одной стороны, развитие профессиональной деформации снижает уровень профессиональной компетентности, с другой – высокий уровень компетентности способствует коррекции профессиональных деформаций. Возможные пути профессиональной реабилитации педагога: 1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной, аутокомпетентности). 2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления профессиональных деструкции. 3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста. 4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста. 5. Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего педагога. 6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций. 7. Переход к инновационным формам и технологиям обучения. 8. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений. 9. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного. Проблема профессиональной деформации учителя ОБЖ характеризуется некоторыми особенностями. Специалисты как с педагогическим, так и с военным образованием, имеют свои собственные профессиональные специфические деформации, которые мешают представить предмет во всей полноте его межпредметных взаимосвязей и глубине содержания. У педагогов с большим стажем работы совмещение преподавания может вызвать противоречие в динамике профессиональной деятельности. Специалист, достигший определенного уровня профессионализации, в связи с усвоением содержания нового предмета и особенностей методики его преподавания, вынужден переходить к более низкой стадии профессионального становления, требующей создания системы новых знаний, сформированных навыков самообразования. Указанный процесс, протекающий на фоне уже сформировавшихся профессиональных умений и навыков, с одной стороны, и профессиональных деформаций, с другой, будет способствовать профессиональному развитию личности и становлению качественно нового профессионального уровня, либо дезорганизации деятельности с дальнейшим развитием профессиональных деструкций. Педагоги из числа бывших военнослужащих могут иметь профессиональные деформации, сформированные во время службы в армии. Они выражаются в отсутствии инициативы, самостоятельности, творческого подхода к решению проблем, трудового энтузиазма, в командно-административном стиле в руководстве и общении и др. Некоторые признаки и явления профессиональной деформации, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предупреждать путем их осознания, делая их видимыми, гласными в ходе различных обсуждений и бесед. Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции профессиональных деформаций должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности педагога, а учет влияния профессиональных деформаций на качество преподавания любого предмета, и в особенности курса ОБЖ, - предметом педагогических исследований ближайшего будущего. Рекомендуемая литература: 1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. - 272 с. 2. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. ЭФ. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 148 с. 3. Юрченко Е.В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога-психолога./Дис. канд. пед. наук. - Уссурийск, 2000.

 

 

studopedya.ru

Синдром сгорания | Красота во всем. Позитив, здоровье, молодость

Каждый человек когда-нибудь чувствовал снижение жизненного тонуса, ощущал себя полностью истощенным морально,  физически и умственно. Это состояние называется «синдром сгорания».

Пообщаемся с тобой, моя дорогая читательница, как подруга с подругой. Давай разберемся по порядку… Все хорошо в разумных пределах.  К примеру, год или два назад ты нашла работу в известной компании или тебя устроили по знакомству. Обещали продвижение по службе или хорошую прибавку к зарплате. Не жалея себя ты с энтузиазмом взялась за дело. Через три месяца из новичков осталась ты одна. Через полгода показала неплохие результаты в отделе, старалась, выбивалась из сил, а еще через пару месяцев ощутила жуткую усталость. Но ничего, сказала ты себе, скоро отпуск —  наберусь сил. Отпуск, конечно, восстанавливает силы, но при большой моральной и эмоциональной нагрузке усталость быстро дает о себе знать вновь. Любой психолог легко поставит диагноз – «синдром сгорания».

Этот термин появился в Америке еще в 70-е годы прошлого века и первоначально применялся к таким профессиям, как врачи, педагоги, юристы, психологи, психотерапевты и т. п. К группе риска чаще всего относятся все, кто работает с людьми, а так же люди с чрезмерной умственной нагрузкой, например научные сотрудники и бухгалтера. Это состояние, когда ты ощущаешь дурноту при приближении к рабочему месту; постоянное чувство напряженности и стресса, головную боль, тошноту. Ты чувствуешь себя опустошенной, раздражаешься по любому поводу, склонна к конфликтам и обидам. Начинаешь задумываться – а зачем вообще нужно все то, чем ты так добросовестно и усердно занимаешься. Самое обидное, что чем больше ты стараешься, тем менее это ценят. Самое печальное — самооценка снижается,  иммунная система ослабевает. Кажется, что перспектив больше нет нигде: ни на работе, ни в личной жизни. Это классический пример «синдрома сгорания».

Что же можно предпринять?

  • Прежде всего, не смешивай служебные проблемы с личными. Не делись на работе о проблемах в семейной жизни, а дома не рассуждай о профессиональных делах. Старайся быстрее разрешить их, не носить боль в себе. Но если ты не можешь решить проблему, то, по крайней мере, отдохни от ситуации. Работай на работе, а дома отдыхай, иначе тебя надолго не хватит, и организм даст сбой. Если ты пытаешься справиться со второй работой, откажись от нее  или возьми отпуск.
  • Иногда надо просто сказать «нет»! Учись передавать полномочия. Если слишком большое число обязанностей и обязательств утомляет и выжигает тебя, попробуй сказать «Я не буду выполнять эту работу».
  • Учись быстро перестраиваться и снимать стресс. Не берись за все сразу! Напиши список. Часто у человека происходит упадок сил, потому что он думает: «Мне так много надо сделать, я не знаю с чего начать и как все успеть». Сначала выполни важную работу, а после остальную. Установив приоритеты ты будешь прекрасно ориентироваться и оставаться энергичной.
  • Отдыхать надо понемногу, но часто, не допуская хронической усталости. Для этого и существуют выходные и праздники. Нельзя в выходные чрезмерно и постоянно нагружать себя проблемами и заботами. Учись договариваться с собой, иногда устраивай периоды «вседозволенности», когда можно забыть о дисциплине. В такие дни спи когда хочется, но не менее 6 часов и не более 9 часов. Слишком долгий сон – признак усталости организма, вследствие кислородного голодания.  Значит надо больше находиться на свежем воздухе, гулять и по возможности ходить пешком на работу или с работы, хотя бы 1-2 остановки. На время откажись от телевизора, лучше почитай.
  • Поднимай себе настроение, делай приятные  подарки. Заботься о других, особенно о слабых и больных. Именно в этот момент начинаешь ощущать себя нужной и сильной.
  • Чаще занимайся собой, думай о себе только позитивно. Не забывай, что возникающие проблемы – явление нормальное. Раскрась свой мир. Если ты живешь в старом доме, темной квартире — чувствовать себя утомленной станет привычкой. Добавь разноцветных вещей в свой интерьер и гардероб для поддержания высокого уровня энергии и сил. Красный, например, придает быстрый подъем энергии, в то время зеленый прекрасно стимулирует и поддерживает внимание в течение всего дня. Оранжевый и желтый цвета поднимают настроение.

Каждому необходимо в какой-то момент побыть наедине с собой, подумать, как ты живешь, куда и зачем идешь, с какой скоростью и с какими попутчиками? А главное — с какой целью? А некоторым людям просто необходимо ставить перед собой цели и задачи, чтобы двигаться вперед. Ищите мотивацию, без нее трудно что-либо сделать и почти невозможно выполнить задачи, требующие огромного запаса энергии и сил, если у вас не лежит к этому душа.

Жизнь быстротечна, останавливайтесь иногда, оценивайте свои поступки и результаты, возможно еще не поздно что-то изменить.  Подумайте, примите решение и двигайтесь дальше.

Берегите себя. Удачи! Всегда с Вами, Любовь.

Вам понравилось? Буду признательна, если Вы поделитесь ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

kpasotavovsem.ru

Синдром эмоционального выгорания или сгорания

Синдром эмоционального выгорания или сгорания

Синдром эмоционального выгорания или синдром сгорания — это совокупность симптомов, которые возникают у специалистов, в основном в сфере услуг, характеризуется эмоциональным истощением, обезличиванием и чувство профессиональной нереализованности.

Синдром выгорания вызывает у работника чувство усталости в конце , что вызывает психосоматические расстройства.

Кроме того, они начинают быть черствыми и ведут себя враждебно по отношению к коллегам и родственникам, из-за чего возникают другие проблемы межличностного общения.

В конце концов такие люди теряют интерес, ведет к снижению их вовлеченности и производительности труда.

Причины синдрома эмоционального выгорания

Основной причиной является непосредственный контакт с клиентами в сфере услуг; выявление их проблем, удовлетворения жалоб, контроль эмоций, все это является источниками стресса , которые испытывают профессионалы. Таким образом, его происхождение — это место работы, но бывают и другие личные факторы.

Какие факторы труда на рабочем месте помогают появлению выгорания?
  • Рабочая среда: шум, санитарно-гигиенические условия, пространство-это условия, которые помогают появления выгорания, потому что мы создаем стресс и длительный стресс на работе приводит к выгорания. Другие факторы — это ночной труд, опасности, издержки работы…
  • Конфликт ролей, отношений персонала и карьерного развития: конфликт ролей вызывается, когда нам не ясно, что это то, что предполагается нами в работе, что помогает производить выгорание. С другой стороны, отсутствие сплоченности между коллегами, отношения только формальные, между коллегами и начальством, а также агрессивные факторы, как и отсутствие возможности расти внутри компании.
  • Конфликты с технологией.
Какие личные факторы помогают появлению выгорания?
  • Социально-демографические характеристики: молодые люди более уязвимы, потому что не имеют опыта, как и все незамужние и без детей.
  • Личность: человек, конкурентные, нетерпеливость, нетерпимость, с низкой самооценкой,
  • Люди, которые пытаются решить свои проблемы является активными, имеют меньше чувств эмоционального выгорания. Это называется стратегия выживания, ориентированная на проблему.
  • Недостаток социальной поддержки.

Одно из их последствий являются: психосоматические проблемы, невыход на работу, негативное отношение, снижение производительности, разочарование или еще хуже плохое обслуживание клиентов.

Как быть?

1)Создать социальную поддержку в пределах и за пределами работы.

2)Признать стресс для того, чтобы можно было лечить эффективно.

3)Наслаждайтесь в свободное время: практикуйте методы релаксации, гулять, занимается спортом, пойдите в тренажерный зал, занятия йогой…

4)Улучшить свою самооценку: верьте в себя, чувствуйте себя безопасно и уверенно.

5)Найти контакты: покажите себя спокойным и расслабленным, показывать что вы слушаете другого человека, спрашиваете его мнение, говорите в первом лице (я чувствую…), искать точки соприкосновения с другим человеком, не обвинять никого, уважительно сказать «нет», приходить к решению, которое принесет пользу обеим сторонам а не конфликт.

6)Планируйте работу, контроль времени и приоритетности.

7)проявляйте инициативу и способствуйте групповым встречам после работы: праздники, дни рождения и т. д.

Что вы делаете, чтобы справиться с синдромом эмоционального выгорания?

 

Читайте так же:  7 вспомогательных методик на пути к просветлению

tagweb.ru

Синдром сгорания

  

Термин "синдром сгорания" был введён в 1974 г. американским психологом Фреденбергом и применялся для описания психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным общением, эмоциональным перенапряжением. Это люди, которые работают в системе "человек - человек": врачи, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. В последнее время говорят и о бизнесменах, руководителях организаций. В группу риска уже входят менеджеры по продажам, клиент- менеджеры, риэлторы, страховщики, сотрудники кадровых агентств, менеджеры - консультанты и т. д.

Врач, педагог или социальный работник, постоянно сталкиваясь с сильными эмоциональными переживаниями клиентов, испытывают чувство повышенной ответственности и это является предпосылкой к развитию «СЗ». Люди, занятые бизнесом, болеют за свое дело, а интенсивность и напряжённость рабочего дня многократно превышает все возможные нормативы.У этих людей стирается грань между работой и частной жизнью: человек не может отключиться от рабочих проблем даже в кругу семьи. Его мысли постоянно возвращаются к проблемам , связанных с работой, он не может расслабиться, отдохнуть, в результате чего развиваются бессонница, синдром хронической усталости, раздражительность, головные боли. Синдром сгорания порой влечет за собой снижение жизненного тонуса, психосоматические расстройства, даже может развиться депрессивное состояние.

Человек сам загоняет себя в ловушку чрезмерной вовлеченности, эмоциональной зависимости от работы и вдруг в какой-то момент понимает, что не может дальше нести этот груз. Человек ломается, чувствует усталость, понимает, что исчерпал все ресурсы, истощен и морально, и физически, что он "выгорел". Появляются сомнения в полезности своей деятельности, ощущение бессмысленности происходящего, снижается самооценка, начинаются переживания по поводу своей профессиональной и личной несостоятельности, кажется, что нет перспектив. Однажды подобное чувство испытал каждый. Это коварно тем, что не сразу начинает ощущаться как дискомфорт. Но если оно повторяется вновь и вновь, человек обнаруживает: то, что вчера ему было интересно и важно сделать хорошо, сегодня становится безразличным и более того – начинает отталкивать. Риск значительно повышается к третьему-четвертому году работы, когда уже нет новизны, он начинает предъявлять требования к себе, повышаются требования со стороны окружающих.

Сгоранию также сопутствуют усиление напряжённости с коллегами. В тоне разговора все чаще слышится раздражение, все больше звучит критических замечаний, время от времени всплывает тема неблагодарных учеников, клиентов. Человек становится конфликтным, трудным для своего окружения. Сам болезненно реагирует на профессиональную критику. Дальнейшее развитие синдрома приводит к негативному и циничному отношению к клиентам, коллегам. Далее следует обратный рост профессиональных достижений, подмена продуктивной творческой деятельности формальным исполнением обязанностей. Кстати, сгореть можно не только на любимой работе, но и на нелюбимой, неинтересной, плохо вознаграждаемой, которая затягивает как болото. Лучше “горят” те, кто ассоциирует свою работу с предназначением, миссией. Среди психотерапевтов это называется “комплекс спасателя”: вмешаться и исправить, спасти!

Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки руководителя настолько велики, что люди порой выгорают дотла. Очень активный, успешный человек, известный предприниматель, начинавший свое дело с небольшого кооператива, затем вставший во главе крупного акционерного общества, устал, перегорел настолько, что бросил все - семью, дело - и уехал на Тибет. Сегодня он буддийский монах. Как правило, у людей, занятых бизнесом, не хватает времени на отдых ,хобби. И в редкие моменты отдыха они не могут полностью отключиться от мыслей о работе. Поэтому многие руководители предпочитают экстрим: горные лыжи, виндсерфинг, дельтапланеризм, прыжки с парашютом и т. д. Необходимость полной концентрации, риск заставляют сосредоточиться на чем-то другом, переключить внимание.

Синдром сгорания нельзя назвать личной проблемой - она касается не только конкретного человека, но и организации, которой он руководит или в которой работает: снижается эффективность руководителя, увеличивается количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от проблем, принимаются непродуманные решения, влекущие за собой финансовые потери. Человек, который не в состоянии отвлечься от определенного вопроса не может мыслить системно, рассмотреть проблему со всех сторон, оценить совокупность всех факторов.

Предотвратить сгорание можно, но далеко не всегда. Что делать? Не смешивать профессиональные проблемы с личными, работать на работе, а отдыхать дома, учиться снимать стресс и быстро перестраиваться. Но универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания нет, и быть не может, поскольку протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят прежде всего от личностных особенностей каждого. Если человек постоянно думает о работе - вернувшись домой, тут же начинает описывать происшедшие на работе случаи или садится доделывать незавершённое – задайте простой вопрос: я это делаю по своему свободному выбору? Потому что я так хочу? Или потому, что я не могу остановиться, не знаю, что другое я мог бы делать?

Человек, который много времени проводит на работе,встроен в коллектив, в котором “горит” не он один - это массовое явление. Поэтому изоляция от внешнего мира, абсолютное погружение в реальность, где есть только коллеги и партнеры, опасно. Если появляется возможность разомкнуть этот круг - пользуйтесь. Существуют различные неформальные профессиональные объединения, клубы, где встречаются люди с другим опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы. Классическим примером этого является сообщество менеджеров Е-xecutive.ru.С трудоголизмом можно бороться, как с любой другой зависимостью. Разница будет лишь в том, что человека, который бросил пить, обязательно кто-то вознаградит – ему скажут: молодец, у тебя сильная воля. О человеке, который перестал быть трудоголиком, как правило, говорят: сошел с дистанции.

С другой стороны, синдром сгорания – это защита. На первые симптомы сгорания следует смотреть не как на опасность, которая Вас подстерегает, а как на знак, который дается для того, чтобы рост личности и ее профессиональный потенциал защитить. Как будто человеку говорят: осторожно, стоп! Использовать позитивную, активизирующую сторону этого явления даже пытаются обучающих программах - например, в тренинге «Синдром сгорания в продажах» ( г. Новосибирск, Консалтинговый центр Training&Consulting) – и , судя по отзывам участников, это неплохо работает.

Если говорить о зрелых, состоявшихся профессионалах, то они «горели», и не раз. Это не значит, что от них после первого раза остаётся пепел. Люди могут восстанавливаться, пусть даже временно, и на новом этапе вполне могут обнаружиться тревожные признаки. Может показаться нелогичным, но настоящий специалист обязан иметь в своей профессиональной биографии кризисы и признаки сгорания. Они являются показателями того, что человек созрел для роста, для развития, что в его жизнь уже просятся изменения. Да, это происходят в неприятной, подчас пугающей форме. Но любой, кто об этом подумал и помнит их на своем профессиональном пути, подтвердит, что симптомам начинающегося сгорания, в конце концов , говоришь спасибо.

konesh.ru

Феномен синдрома сгорания и его профилактика — КиберПедия

Специальность психолога-консультанта способствует развитию так называемого синдрома «сгорания», который проявляется в виде разочарования в профессии и деморализации, нарастающей склонности к тому, чтобы оставить эту профессию, ухудшении состояния психического и физического здоровья консультанта, снижения устойчивости браков, развития склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Дорогие коллеги, мы работаем в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Иными словами над нами постоянно висит угроза умственного, эмоционального и физического истощения из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (стресса). Стресс вызывается множеством требований, которые непрерывно суммируются.

Когда внутренние и внешние требования постоянно преобладают над внутренними и внешними ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к «сгоранию». «Сгорание» – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавторами (1991), выражается в:

– депрессивном состоянии,

– чувстве усталости и опустошенности,

– недостатке энергии и энтузиазма,

– утрате способностей видеть положительные результаты своего труда,

– отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими), иными словами по типу личности подходящие для эффективного консультирования, больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, оплаты и положительной оценки;

– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

– работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

– неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Когда Frendenberger (1974) предложил термин «сгорание» для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, оказалось эта модель рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой, подходит для любых специалистов помогающих профессий. Она сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и стала средством разрушения табу, которого ранее придерживались специалисты данного профиля. Синдром «сгорания» и его конечная стадия «выгорание» имеют диагностический статус МКБ – 10: Z73.

Часто специалисты, которые «сгорают», испытывают большие трудности в распознавании этого состояния. Для диагностирования наличия синдрома «сгорания», а также его тяжести предлагаем использовать перечень Maslach и Jackson (1986), которые делят признаки «сгорания» на 4 группы:

1. Изменения в поведении:

Стремление сменить профессию,

Сопротивление выходу на работу и опоздания,

Откладывание консультативных встреч,

Увеличение числа «неудачных» консультаций,

Раздражительность и агрессивность во время консультации,

Тенденция манипулировать клиентом и стремление навязывать собственные установки и ценности клиенту,

Механическое выслушивание и применение психологических техник без эмоционального участия,

Стремление побыстрее завершить консультацию,

Перенос отрицательных эмоций на окружающих, в том числе клиентов,

Утрачивание творческого подхода к решению проблем,

Снижение количества личных достижений при возрастающем количестве работы,

Усталость от общения, избегание коллег, друзей, родственников, стремление уединиться,

Увеличение потребления веществ, влияющих на настроение, включая кофеин и никотин.

Утрачивание способности удовлетворять свои потребности в развлечениях.

 

2. Изменения в чувствах:

Постоянная физическая и психическая усталость,

Постоянное ощущение неудачи, вины и самообвинения,

Часто переживаемый и трудно сдерживаемый гнев,

Повышенная раздражительность, ощущение, что придираются,

Чувство обиды или горечи,

Ощущение малой значимости решаемых проблем,

Чувство бессилия, беспомощности и несостоятельности, равнодушия,

Боязнь предстоящей консультации,

Утрата чувства юмора или «черный юмор».

 

3. Изменение в мышлении:

Упорные мысли о том, чтобы оставить работу,

Ригидное мышление, сопротивляемость изменениям,

Усиление подозрительности и недоверчивости,

Циничное, порицающее отношение к клиентам «за глаза»,

Менталитет жертвы,

Озабоченность собственными потребностями и личным выживанием,

Деперсонализация и сомнения в собственной ценности.

 

4. Изменение в здоровье:

Нарушенный сон,

Частые незначительные долго длящиеся недуги,

Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям,

Повышенная утомляемость,

Неспособность к концентрации внимания,

Усталость и истощение на протяжении всего дня.

 

Консультантам предлагается отслеживать частоту проявлений по всем четырем пунктам в течение трех недель. Если наблюдается тенденция к повторению и увеличению количества и частоты признаков синдрома «сгорания», можно с уверенностью сделать вывод о наличии у консультанта синдрома «сгорания».

По опыту автора «синдром сгорания», несомненно, легче диагностировать и проводить профилактическую работу в тех учреждениях и коллективах, где стресс не рассматривается как моральный изъян, и где к страдающим лицам не относятся оскорбительно.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма.

Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Итак, первый шаг профилактики синдрома сгорания – взять на себя ответственность за свое состояние и обязать себя изменяться. Мы должны гарантировать, что наши личные потребности удовлетворяются для того, чтобы у нас было, что давать своим клиентам и коллегам. Не существует простых и универсальных решений, есть лишь несколько рекомендаций, которые вы сможете дополнить собственными:

Люди, пораженные «сгоранием», истощены и деморализованы, поэтому, необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии.

Разработка собственной стратегии реабилитации в отношении «сгорания» позволяет перейти с позиции жертвы на позицию выигрывающего, что в свою очередь, позволяет обрести контроль над ситуацией.

Хорошим средством разрешения психотравмирующих вопросов является участие в группе поддержки профессионалов в атмосфере доверия и конфиденциальности.

Обращение за супервизорской помощью и поддержание этого консультативного контакта является одним из наиболее эффективных способов профилактики и реабилитации синдрома «сгорания».

Развитие альтернативной деятельности, так называемого «хобби», создающей условия для дополнения и стимулирования собственной профессиональной деятельности.

Физическая активность (начиная с зарядки и заканчивая тренажерным залом) и игры. Этот аспект придает жизни легкость, позволяет поддерживать тонус мышц и сбрасывать излишки агрессивности.

Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.

Удовлетворяющая социальная жизнь: наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми существует баланс.

Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.

Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.

Релаксация – терапия терапевтов, говорить о ее преимуществах можно бесконечно долго.

Четкое деление между работой и домом. Никакой работы дома, должно быть личное время и пространство для восстановления и отдыха.

Культивирование других профессиональных интересов, не связанных с консультированием: сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных статей,создание новых проектов и их реализация.

Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.

Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.

Кроме вышеперечисленных внешних шагов профилактики «синдрома сгорания» существуют еще внутренние навыки, отмеченные Р. Качюносом и на которые тоже стоит обратить внимание:

1. стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях;

2. умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;

3. способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

4. открытость новому опыту;

5. умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

6. обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

 

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.

Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом!

 

Литература

 

1. Алешина Ю.Е. Основы индивидуального и семейного консультирования. - М., МГУ, 1987.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999

4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2000.

5. Меньшов В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 1994.

7. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика психологического консультирования. - Спб., 2000.

8. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. 1997.

9. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. \ Пер с англ. ‑ М.Эксмо-Пресс, 1999. -464 с.

10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.

 

cyberpedia.su

Синдром сгорания | Кабинет психологической помощи «ПУТЬ К СЕБЕ»

Что такое «синдром сгорания »? Многим из нас знакомы чувства апатии, раздражения на коллег или клиентов  и нежелание идти на любимую прежде работу. Если это про Вас, то, скорее всего Вы столкнулись с проблемой, которую специалисты называют синдромом «психологического сгорания».Сгорание – это синдром эмоционального истощения и снижения уровня личных достижений. Чаще всего он возникает у людей, чья работа непосредственно связана с общением.Основные признаки:Пропадает желание проявлять себя в работе, добиваться успехов и признания среди коллег.Наступает эмоциональное истощение или чувство усталости – появляется ощущение, что Вы не можете ничего дать другим людям либо принести пользу фирме, где работаете. Могут появиться мысли о том, что Вы ничего не значите.Возникает негативное отношение к другим людям - недовольство окружающими, раздражительность, конфликтность.Теряется чувство юмора или, вместо обычного, появляется «чёрный юмор»Возникает ощущение, что все Ваши действия совершаются по  принуждению, а не по собственному желанию.Как помочь себе в сложившейся ситуации?Психологическая работа по борьбе с этим состоянием включает в себя несколько важных шагов:Самое трудное – осознать наличие у себя данной проблемы. Как показывает опыт, часто первыми замечают изменения Ваши коллеги. Вы же, в свою очередь, склонны приписывать изменения кому и чему угодно, только не себе: ухудшились условия на работе, люди стали к вам более агрессивны, усложнились требования со стороны работодателя и др.Необходимо взять ответственность за возможность решения проблемы на себя. На данном этапе полезна помощь друзей и коллег по работе, когда «проговаривание» болезненных чувств и переживаний способствует снятию напряжения, а также появлению желания изменить отношение к проблеме у самого «сгорающего».Третий шаг – выделить негативные моменты, которые приводят к появлению симптомов «сгорания». Чаще всего в основе этого синдрома лежат личностные и семейные проблемы, напряжённость и нерешенность которых в течение длительного времени приводят к появлению и проблем в работе.И, наконец, сформулировать чёткие цели  изменений и способы их осуществления. На данном этапе важно задать себе вопрос: чем я могу себе помочь? К счастью, ответ на этот вопрос можете дать себе только Вы! Чтобы не «сгореть» на работе:·        Имейте хобби, которое будет кардинально отличаться от Вашей профессиональной деятельности (сноубординг, горные лыжи, дайвинг, японский или китайский языки).·        Больше времени проводите с семьёй и друзьями (если подобные встречи приносят чувство удовлетворения от общения).·        Прислушивайтесь к своему психологическому состоянию: чем  Вам хотелось бы заниматься в данный момент, а что приносит чувство дискомфорта.·        Не забывайте о профессиональном правиле «поддержании границ своего Я»:  рабочие проблемы и проблемы других людей – это не Ваши проблемы! Но это не значит, что нужно становиться чёрствыми и бессердечными в общении. Просто, уходя домой, оставьте в кабинете все проблемы прошедшего рабочего дня, как будто это рабочая одежда или туфли, которые Вы носите только на работе.   ·        Как писал Ричард Бах, «не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя». Если проблема психологического сгорания возникла, значит она для чего-то Вам крайне необходима!Удачи в решении!

www.putksebe.ru

Синдром сгорания (эмоциональное выгорание) | Компания «Дмитрий Чуприна & Партнеры»

Синдром сгорания (эмоциональное выгорание)

“Профессиональное сгорание” – сегодня модный диагноз. Многие люди легко находят у себя его симптомы – нежелание идти на работу, безразличие или ненависть к клиентам и коллегам, постоянная усталость, чувство безысходности и т.д. Приятно читать о предлагаемых методах профилактики и лечения – своевременный выход в отпуск, активный и интересный отдых, грамотный тайм-менеджмент, четкое определение своей ответственности, умение сказать НЕТ людям, пытающимся переложить на вас свои обязанности и т.д. и т.п.

Мало кто подозревает, что “сгорание” – это не первичное расстройство, а осложнение более серьезных и неосознаваемых процессов. Речь идет о трудоголизме и созависимости. Оба эти состояния относятся к вариариантам зависимого поведения. То есть это как наркомания, только вместо наркотиков тут выступают определенные формы поведения. Если человек страдающий алкоголизмом со временем сталкивается с такими осложнениями, как токсический гепатит, заболевания желудка, поджелудочной железы, психические расстройства, то трудоголик и созависимый постепенно выгорают. Кстати говоря выгорание, если его вовремя не остановить тоже приводит к заболеваниям внутренних органов – это и гипертензионный синдром (то, что раньше называли гипертонией), ишемическая болезнь сердца (приводящая к инфаркту миокарда), язва желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д…

Рассмотрим причины сгорания подробнее. Начнем с трудоголизма. Трудоголизм – это уход от реальности в работу. Человек с головой погружается в какое-либо дело, посвящает ему большую часть дня, ест, засыпает и просыпается с мыслью о работе. Все это делается для того, чтобы не видеть реальный мир вокруг себя и самого себя в этом мире. Зачем уходить от реальности или от себя самого? Затем, что мир кажется трудоголику до боли несовершенным, неправильным, несправедливым и уродливым. То же самое он испытывает и к самому себе – считает себя плохим и недостойным, хотя может этого и не осознавать. Перфекционизм с одной стороны не дает видеть позитив в себе и окружающем мире, с другой стороны позволяет все глубже погружаться в трудоголизм. Ведь для перфекциониста важно не просто хорошо выполнить свою работу – она должна быть доведена до совершенства. А так как совершенства в природе не существует, то трудоголик тратит все свое время на шлифовку, никого и ничего вокруг не видит и естественно никогда до конца не доволен результатом. Со временем он теряет контакт с родными и близкими, друзьями, начинает раздражать коллег и особенно подчиненных. Затем появляются проблемы со здоровьем. Все как у алкоголика, может не столь быстро, но не менее разрушительно. В отличие от наркомании и алкоголизма, на стороне зависимости от работы стоит наша культура. Стахановцев принято уважать и ценить. Умереть “на сцене” или “у станка” почетный финал пути современного самурая. Ну и конечно же такие люди не остаются без внимания – их начинают нещадно эксплуатировать, вешать на них все, что отказываются делать остальные “бездельники”, а спустя время, когда они сгорают, их просто списывают как вышедшую из строя технику…

Теперь о созависимости. Созависимость – это навязчивое стремление контролировать кого-либо. Обычно речь идет о близком человеке – ребенке, супруге и т.д. Созависимый посвящает всю свою жизнь заботе и контролю над своим объектом. Забота и контроль – означают делать все, чтобы подопечный ни в коем случае не попал в “беду”. Для этого созависимый берет всю ответственность за здоровье, жизнь и судьбу объекта на себя. Ничего, что подопечный привыкает к безответственности и теряет всякую самостоятельность. Зато созависимый получает хорошую возможность (как и трудоголик) уйти от “дерьмовой” реальности. Конечно, созависимый хочет как лучше и считает, что действует в интересах своего подопечного, но получается так, что он способствует развитию зависимого, инфантильного существа, которое в случае недостатка ума может (не понимая своего счастья) постепенно наглеть и вести себя как “неблагодарная свинья”.

Трудоголизм и созависимость могут идти рука об руку, дополняя друг друга в одном человеке. Чаще всего эта ситуация встречается у людей “помогающих” профессий – врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Специалист нянчится с каждым своим клиентом в ужасе, что тот в любую минуту дня и ночи может “сорваться”, сделать неверный шаг, допустить фатальную ошибку, покончить с собой. Двойная зависимость помогает напрочь забыть о реальности и своих собственных проблемах, которых с каждым днем становится все больше…

Такой вот патогенез. Любая зависимость – это хроническое, рецидивирующее заболевание, очень трудно поддающееся коррекции. Трудоголизм и созависимость не исключение. Но выход все-таки есть. Если вы готовы отказаться от иллюзий, принять мир и себя, как есть, тогда вперед, к свободе! Ищите литературу, обращайтесь к грамотным психологам и психотерапевтам. Если нет – ничего страшного. Значит, ваше время еще не пришло и у вас все впереди.

chuprina.kz


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа