"КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ". Зависть определение


ЗАВИСТЬ это что такое ЗАВИСТЬ: определение — Педагогика.НЭС

ЗАВИСТЬ

чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему к.-л. благом или преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился. Это желание ведет, как правило, не к попыткам "социально полезными способами" обрести данное благо (т.н. "соревновательная" или "подражательная" З.), а к стремлению к воображаемой или реальной депривации другого, что и служит дополнительным признаком З. как порока. Выделяется т.н. белая З., которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. К эмоциональным реакциям, связанным с З., относится злорадство (радость по поводу неприятностей у человека, вызывавшего З.).

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Зависть

ст.-слав.) – нравственное отрицательное качество личности или временное эмоциональное состояние души, выражающееся в желании чего бы то ни было, что есть у другого, в зависимости своей души от чего-то внешнего, преходящего. Зависть проявляется как досада на чужую удачу, желание что-то заиметь без труда, страдание по поводу отсутствия у себя того, что имеют другие, неприятие чужого счастья, чувство страдания, возникающие от благополучия других. Она существует как осуждение благополучия и удачи, как поиск несправедливости по отношению к себе. Православная церковь относит зависть к числу больших грехов против заповедей Божиих («Не желай дома ближнего твоего, …»). Она порождает зло. Согласно психологическому толкованию зависть – это страсть как проявление эмоций низшей природы человека, находящихся под управлением инстинктов. Бытующие различение зависти на «белую» и «черную» – лукавство, уводящее в сторону от сути фактически греховного, низменного человеческого качества, а значит по сути безнравственного. Зависть – это плод бездуховности. Человека с таким личностным качеством, которого «завидки берут», зовут завистливым, завидущим, завистником. В русском народе всегда осуждалось такое поведение.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЗАВИСТЬ

чувство неприязни к др. лицу (общности, организации) по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравств., культурному уровню или материальному превосходству. 3. родственна ревности и также основывается на эгоизме, себялюбии и т. п., но в отличие от нее всегда направлена на реальные преимущества др. лица. Как правило, завистливый человек желает предмету своей 3. всяческих неудач (унижения его достоинства, дискредитации в глазах общественности, несчастья и др.). 3. может стать причиной злодеяний (очернительства, клеветы, преступления). Мн. мыслители прошлого рассматривали 3. как чувство, свойственное в первую очередь неимущим слоям об-ва. Ист. опыт доказывает, что 3. носит всеобъемлющий и все-проникающий характер и может возникнуть у любого человека. Природа 3. противоречива: вызывая аморальные поступки, она в определенных условиях приводит к положительным прагматич. результатам (но не моральным), напр. способствует развитию соревноват. возможностей людей. Желание добиться того же, чего достиг др. человек, заслуживает морального одобрения только в том случае, если этот человек и его достижения не вызывают 3., а выступают как образец для подражания. Преодолевая чувство 3., человек нравственно самосовершенствуется.

Дет. 3. существенно отличается от 3. взрослых, хотя имеет ту же основу. Не обладая достаточным социальным опытом, развитыми моральными чувствами и волей, ребенок распространяет свои желания и притязания на все, что видит. Не получив соответств. воспитания, он в дальнейшем ожесточается, и 3. может перерасти в отрицат. черту характера. Предотвратить зарождение 3. невозможно за счет попыток удовлетворить все притязания ребенка, вызванные стремлением обладать тем же, что и др. ребенок. Подкрепляемый 3.-каприз («И я хочу!») со временем неизбежно натолкнется на предел материальных возможностей родителей. Но тогда уже будет слишком трудно объяснить подросшему сыну или дочери, почему родители не могут купить ему, напр., автомобиль, если этому предшествовала череда менее ценных подарков. Достижение всех возможных успехов и обладание всеми желаемыми вещами — задача для отд. человека нереальная. Каждый человек в чем-то уступает другому, но в чем-то и превосходит. Сознание преимущества другого должно побуждать ребенка устранить свое отставание путем достижения тех же целей либо, если это недостижимо, — путем переключения на иные цели и ценности, к-рые реально доступны при определенном усилии. Важно, чтобы ребенок умел добиваться конкретных, поставленных перед собой целей и ценить результаты их достижения. Следует подкреплять у ребенка мотивацию достижения успеха, к-рая в психологии противопоставляется мотивации избегания неудачи. Внутр. лень и страх перед неудачным результатом парализуют «избегающего» ребенка, лишают его надежды подняться до обладателя, и он начинает завидовать. Родители и воспитатели должны демонстрировать детям примеры доброжелательного и бескорыстного отношения к др. людям, пресекать возникающие на почве 3. неприязнь и конфликты.

 

Оцените определение:

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

didacts.ru

Зависть это что такое Зависть: определение — Философия.НЭС

ЗАВИСТЬ

порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его - чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив, то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

Зависть

Зависть - третья из психологических причин, которыми мы объясняем несовершенства действительного мира - зависит у большинства натур от той общей неудовлетворенности, которая происходит из недостатка свободного развития, из подавления инстинкта и из невозможности реализации желаемого счастья [и осознаваемых способностей - АБ].

Зависть не может быть излечена проповедью; проповедь, в лучшем случае, только изменит ее проявления и приведет к более скрытым формам. За исключением тех редких натур, у которых великодушие преобладает при любых обстоятельствах, единственное лечение от зависти - это свобода и радость жизни [самореализация, осмысленность - АБ].

Среди всех свойств обычной человеческой природы зависть приносит больше всего несчастья. Завистливый человек не только желает причинять несчастье другим и делает это, когда только можно, безнаказанно, но он и сам расплачивается несчастьем за зависть. Вместо радости от того, что у него есть, он испытывает боль из-за того, что имеют другие [отнести это можно не только к вещам и должностям - АБ].

Оцените определение:

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Зависть

одно из человеческих качеств, чувство, которое считается недостойным (в общем случае таковым оно и является) человека и в наличии которого люди стараются никому не признаваться (даже себе). Зависть обычно свойственна людям, переоценивающим себя и свое место в мире, и не является свойством любого человека, но лишь некоторых. В связи с тем, что это качество является внутренним качеством человека, доказать, что именно ты его не испытываешь, практически невозможно, в связи с чем обвинять человека в наличии данного качества - безопасно...

В то же время самонаблюдение показывает, что чувство зависти является мимолетным, имеющим место в основном в юношестве (даже не в детстве) и быстро проходит с возрастом. Заметного влияния на долгосрочное поведение и тем более жизненные позиции и отношение к другим людям не замечено, так как имеется богатый спектр других факторов, позволяющих ориентироваться среди людей и их поступков: мораль, брезгливость (чистоплотность), разум (трезвая оценка событий), любовь и ненависть.

Ассоциативный блок.

Качество, присущее скорее всего людям, недостаточно развитым.

Оцените определение:

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЗАВИСТЬ

разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого индивида, его достоинства. Признак мелочности характера и ограниченного ума. Древнегреческий философ Ксенофан отметил, что зависть направляется только на друзей, а не на врагов. Она родственна злорадству. Зависть часто не обнаруживает себя пороком. Поэтому она нередко выступает в форме праведного обличения чужих недостатков. Психологическая основа зависти – несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это т. н. "белая зависть" – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти – "черная зависть" – негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой н прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЗАВИСТЬ

неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению др. лица. 3. возникает у человека на основе себялюбия (Эгоизм) и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, напр., возбуждает у человека желание, чтобы др. потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков) Идеологи буржуазии часто пытаются изобразить З. как социальное чувство, характерное для неимущих, для трудящихся масс в целом. В ней иногда даже усматривают источник стремления трудящихся к равенству, основу морали, проповедующей равноправие и экспроприацию частной собственности (Ницше, О. Шпенглер). В действительности же в основе революционной морали лежит требование социальной справедливости: стремление угнетенных не встать на место эксплуататоров, а уничтожить эксплуатацию вообще. В коммунистической нравственности З. осуждается как один из пережитков классового об-ва. Чувству З., враждебному отношению к успехам др, противопоставляется здоровое стремление достичь и превзойти общественно полезные результаты, достигнутые др. в процессе социалистического соревнования, взаимопомощь в достижения общей цели.

Оцените определение:

Источник: Словарь по этике

ЗАВИСТЬ

Дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, а также Силы и Мощи. Зависть всегда и везде сопровождает свою сестру Победу. З. в мифологии представлялась уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка беспреррывно капает яд. З. живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается эта богиня исключительно змеиным мясом.

З. улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что комуто в этом мире хорошо. Больше всего она ненавидит, когда ктото добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.

Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы временами используют ее в своих целях. Так, помощью З. воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед ней Аглавры.

Оцените определение:

Источник: Словарь греческой мифологии

ЗАВИСТЬ

чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти как порока. Такого рода зависть следует отличать от т. н. соревновательной или подражательной зависти, которая ведет к попыткам «социально полезными способами» обрести лелеемое благо, а также от «белой», или «кроткой», зависти, которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. В комплекс эмоциональных реакций, связанных с завистью, входит также злорадство.

Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость — склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической — входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента — стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную — с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.

А. В. Прокофьев

Оцените определение:

Источник: Новая философская энциклопедия

Зависть

(Envy).

В ВЗ словоqana ? и его производные переводятся чаще всего как "зависть", а в нескольких случаях как "ревнитель", "ревность". Буквальное значение еврейского корня " сильно покраснеть", "зардеться" (от полноты чувств).

В качестве примеров в. з. употребления этого слова можно привести Быт 30:1 (Рахиль завидует своей сестре Лии, родившей детей их мужу Иакову, в то время как она сама никак не может забеременеть) и Быт 37:11 (братья Иосифа завидуют ему, когда услышали истолкование его сна).

Внекрых в. з. отрывках содержатся антропоморфические образы Божьей "ревности" (Исх 20:5, в контексте заповеди против поклонения другим богам; Втор 4:24, запрет на идолопоклонство). Кальвин пишет о второй заповеди: "Бог словно говорит нам, что только Его одного мы должны держаться… Нельзя воздавать другому того, что принадлежит Ему" ("Наставления…", 2;8.16.18).

В. з. выражение, буквально означающее "злой глаз", "подозрительно (злобно) глядеть", также служит для описания зависти (ревности). В 1 Цар 18:9 посредством глагола "подозрительно глядеть" передается зависть Саула к Давиду, одержавшему несколько побед. Необходимо отметить, что зависть Саула порождена злым духом от него отвернулся Дух Божий (1 Цар 16:1416). В духе в. з. отрицания дуализма источником злого духа считается сам Бог.

Выражение "завистливое око" встречается ивНЗ(Мк7:22, где в списке греховных деяний оно обозначает "зависть"). Обычно понятиями "зависть", " ревность" в н. 3. переводах передаются греч.phthoneo nphthonos. В Гал 5:26 употреблен глаголphthoneo ("завидовать"), крый противопоставляется жизни "по духу". Как замечает Д.Х.Филд, "зависть" присутствует сразу в нескольких списках грехов, крые приводятся в Павловых посланиях. В Рим 1:29 "зависть" черта тех, кого "предал Бог… превратному уму"; в Гал 5:21 "дела плоти"; в Тит 3:3 характерная черта людей до обращения, исчезающая у тех, кто обрел спасение; в 1 Тим 6:4 погруженность в псевдохристианские "состязания и словопрения".

Когда иудеи привели Иисуса на суд и требовали Его распятия, ими, конечно, двигала зависть, а не преданность Риму (см. особенно Мк 15:10). Это хорошо понял Пилат (Мф 27:18).

Значениеphthonos в Иак 4:5 двояко (или не совсем ясно) может иметься в виду и завистливая природа человеческого духа, и черта самого Бога, Который "до ревности (см. Исх 20:5) любит дух, живущий в нас". Полный обзор дискуссии см. у С. Jloca.

"Ревность" иногда имеет положительный смысл, но "зависть" рассматривается как неизменно плохая черта. Самым красноречивым в этом смысле оказывается пример Саула, чья зависть к Давиду "больше подорвала его здоровье, чем сама старость" (Р. Маккракен). Зависть заслуженно числится среди главных ("смертных") грехов.

V.CRUZ(nep. Ю.Т.) Библиография: D.H. Field,NIDNTT, I, 55758; S. Laws,The Epistle of James; R.J. MacCracken,What is Sin? What is Virtue?

Оцените определение:

Источник: Теологический энциклопедический словарь

terme.ru

Зависть - это... Что такое Зависть?

За́висть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств,[1] возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Спиноза определял зависть как "неудовольствие при виде чужого счастья" и "удовольствие в его же несчастье"[2]

Исследования зависти

Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, проявляющего себя по-разному в различных культурах, сообществах, сферах человеческой жизнедеятельности и исследовательских контекстах, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения».[1]

Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом и/или в настоящем."

— Ильясов Ф. Н. Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. № 6, 2007. С. 78-86.

Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi) показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.[3]

В психоанализе

По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что

Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны.

— Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.

Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку. Поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.

В религиях

В христианстве

В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого и с прекращением его благополучия - заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень.[4] Выделяются следующие этапы развития зависти:

  1. неуместное соперничество
  2. рвение с досадой
  3. порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.[4]

Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям как смирение, великодушие, благожелательство и сострадание.

В исламе

Зависть — есть черта характера, осуждаемая в Коране. Согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства. Существуют специальные советы для защиты от зависти. [5]

В литературе

Известны, как минимум, несколько произведений, непосредственно раскрывающих тему зависти:

  • Роман «Зависть» Юрия Олеши о проблеме зависти в советском обществе.[6]
  • В романе Эжен Сю «Фредерик Бастьен: зависть»,[7] зависть раскрывается в психотерапевтическом ключе, ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии.
  • Повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история.»[8] предоставляет литературный анализ проблемы зависти в человеческой жизни.
  • Зависть рассматривается в утопическом романе английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо» (1960 г.).[9]

Примечания

  1. ↑ 1 2 Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с.
  2. ↑ Этика (Спиноза), III ч.
  3. ↑ Учёные нашли в мозге зоны зависти и злорадства — membrana.ru со ссылкой на Pink Tentacle
  4. ↑ 1 2 Преподобный Амвросий Оптинский. О зависти.
  5. ↑ Как излечиться от зависти?
  6. ↑ Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. — М.: Художественная литература, 1974.
  7. ↑ Sue E. (no date) Frederick Bastien: Envy. — Boston, vol. 2. Оригинальное название (фр.) Eugène Sue. Frédéric Bastien. — Leipzig, 1848.
  8. ↑ Мелвилл Г. Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история. // Мелвилл Г. Повести. — М.: Художественная литература, 1977.
  9. ↑ Hartley L.P. facial Justice. — London, 1960, New York, 1961.

Литература

dic.academic.ru

Значение слова Зависть в толковых словарях Даля, Ожегова, Ефремовой

ж. свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе. Зависть прежде нас родилась. Лихоманка да зависть - Иродовы сестры. Где счастье, там и зависть. Завистью ничего не возьмешь (сделаешь). В зависти нет корысти. Злой плачет от зависти, добрый от радости (от жалости). Лучше быть у других в зависти, нежели в кручине (в жалости). Завистный, завистливый, астрах. завищий, завидущий, завидливый, склонный к зависти. Завистный иногда вообще к зависти, соревнованию относящийся; | вор. тамб. старательный, ретивый, усердный, ревностный в работе. | Чужое завистливо, ему завидуешь, оно вызывает зависть. На его счастье глядеть завистливо, то же. Касьяна-завистливого, 29 февр. прикладной день, високосный; по поверью, день и год бедственный: Касьян на что ни взглянет, все вянет. Николе благому помощнику два праздника в году, Касьяну завистливому один в четыре года. (Cassus, латин. пустой, порожний, бесплодный.) Завистливое око видит широко (далеко). Сытый волк смирнее завистливого человека. Завистливый поп два века живет. Хороша жена, да завистлива. С доброго будет, а завистливому шиш! Завистливый своих двух глаз не пожалеет. Он завистлив врать: не уступит. Привет за привет и любовь за любовь: а завистливому - хрену да перцу, и то не с нашего стола! заздравное пожеланье. Завистливость ж. зависть, в знач. свойства человека. Завистник м. -ница ж. кто завидует, завистливый человек, завида, завидчик. Завиствовать, завидовать, смотреть в данном случае с завистью на довольство других. Завистничать, быть вообще завистливым, завидовать всегда. См. также завидовать.

ЗАВИСТЬ, -и, ж. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. С завистью смотреть на что-н. Из зависти сделать что-н. Черная з. (глубокая и злобная). * На зависть (разг.) - так хорошо (такой хороший), что можно позавидовать. Здоровье у него на зависть.

Ударение: за́висть ж.

  1. Чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием, удачей и т.п. другого; желание обладать тем, что есть у другого.

ЗА́ВИСТЬ, зависти, мн. нет, ·жен. Чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого. Я с завистью смотрел на уезжающих в Крым. Она от зависти кусала себе губы. Меня мучила зависть. Мучиться завистью к кому-чему-нибудь.

завидность, ревность

завидность, ревность

за́висть,за́висти,за́висти,за́вистей,за́висти,за́вистям,за́висть,за́висти,за́вистью,за́вистями,за́висти,за́вистях

glosum.ru

Что такое зависть

 Каждый из нас понимает, что такое зависть. Но не каждый признается окружающим, да и себе, что склонен испытывать это чувство гораздо чаще, чем того хотелось бы.

 Определение зависти

 Что такое зависть? Зависть - это чувство огорчения и раздражения, обиды и злобы, враждебности и досады, которое возникает по отношению к тому человеку, который более успешен, благополучен и  имеет какое-либо превосходство над завистником.

 Правда, принято делить зависть на белую и черную, когда при белой зависти люди радуются успеху другого, а при черной – вредят. Но если чувство радости за человека преобладает над чувством досады, то это, пожалуй, и не зависть, а восхищение. А зависть как раз и характеризуется неумением радоваться успеху других.

 Зависть- это желание обладать тем, что имеет объект зависти. Это могут быть материальные блага (дом, деньги, машина) или нематериальные (сила духа, привлекательность, власть, успех).

Существует теория, что это чувство – врожденное, переданное нам предками. Ведь даже в первобытном строе менее успешный охотник, завидуя тому, кто приносил мамонтов в свою пещеру, придумывал более совершенное оружие охоты, чтоб превзойти хорошего охотника.

По другой версии, зависть приобретается человеком в процессе его взаимодействия с другими. Еще с детства ребенок учится зависти, причины которой кроются в воспитании матери, которая  постоянно сравнивает его с более успешными сверстниками. 

Чем опасна зависть

 Зависть, как и любая отрицательная эмоция, несет вред и завистнику, и тому, кому он завидует.

- Прежде всего, это проявляется во внутреннем психологическом напряжении. Человек тратит свои силы и энергию не на развитие себя, а на проживание чужой жизни. Он хочет не того, что ему реально нужно, а того, что есть у другого, и постоянно этим живет, не отпуская предмет зависти из своих мыслей.

- Отрицательные переживания истощают нервную систему завистника, отрицательно влияют на его пищеварительную систему, давление, пульс. Да и не зря же в народе говорят, что все болезни – от нервов.

- Завидуя, человек сам программирует свою жизнь на неудачу, постоянно неосознанно внушая себе: «У меня все плохо, у меня нет денег, у меня ничего не получается…»

- Завидуя, человек посылает негативные мысли предмету зависти, а ведь это может быть его близкий и родной человек, совершенно не виноватый в том, что он более успешен, чем его завистник.

- Порой, зависть переходит из стадии мысленного воздействия в стадию прямых действий по отношению к предмету зависти. Злословие, распускание сплетен, унижение и козни – это самое безобидное, во что может воплотиться зависть.

 Свойства зависти

 Зависть характеризуется тем, что возникает чаще между близкими людьми. Ведь если, например, в городе «какой-то мужик» открыл свой фирменный магазин – это нормально. А вот если то же самое сделала подруга, с которой вместе прогуливали уроки в школе, вот тут-то и возникает вопрос: «А чем она лучше меня? Как это ей удалось? Наверняка, любовник какой-нибудь помог…»

 Если у людей изначально большая разница в статусе или возрасте, то это снижает риск возникновения зависти. Например, 40-летняя женщина, маскирующая морщины на лице, будет завидовать не 15-летней девочке с идеальной кожей, а соседке, которая такого же возраста, но не имеет ни одной глубокой морщинки на лице.

 Замечено, что люди молодого возраста не понимают, что такое зависть, и чем она опасна, в отличие от людей пожилых. Это и понятно, ведь молодые хотят все и сразу. А с возрастом, люди становятся мудрее и  начинают понимать, что ничего не дается в жизни просто так, и нужно радоваться тому, что имеешь, а не желать зла тому, кто имеет больше.

  

  Рекомендуем почитать:  

  

_________________________

Возможно, Вам также будет интересно:

Комментарии:

happydiva.ru

Что такое зависть

Прежде всего, давайте определимся с понятием Зависти. Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Зависть — желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени».  Другое определение: «Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им» (Готфрид Лейбниц). Христианская мысль по этому поводу звучит кратко: «Зависть – это печаль души о благополучии ближнего».

Многие люди, если не большинство, утверждают, что зависть к ним не имеет никакого отношения, и что они избавлены от этого порока, и по этой причине проблема зависти не является для них настолько важной, чтобы сосредотачивать на ней свое внимание. Возможно Вы, читая эту статью, думаете также? Но ответ на вопрос «Имеет ли Зависть отношение к каждому из нас?» не так прост!  

Все мы знаем о склонности человеческого существа к зависти. Это зло так глубоко укоренилось в человеке и обществе, что мы даже склонны отождествлять его с особой чертой человека или чертой группы людей (нации, например), что мы считаем это просто некой человеческой особенностью. Но в действительности Гордыня и Зависть - это плевелы, которые были посеяны врагом  в нашем сознании и которые нам надлежит удалить от туда.

Ученые, исследовавшие влияние зависти на человека установили, что в мозге человека присутствуют зоны, отвечающие за зависть и злорадство. Оказалось, что люди, вызывавшие в себе зависть, активировали в своем мозге переднюю часть поясной извилины — регион, играющий ключевую роль в обработке боли. То есть зависть и боль оказались физиологическими близнецами.

Получается, что человек завистливый, если он этого даже не осознает, испытывает реальные боль и страдание. Это насилие над собой, насилие над своей душой.  

О зависти в Библии

Проблема зависти  оказывается чрезвычайно важной для человека и его духовности. Не зря этой проблеме были посвящены две из десяти Заповедей Моисея:

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Обратившись к Библии, мы можем вспомнить множество историй, в которых дети Божьи создавали между собой карму и часто причиной тому была элементарная зависть. Наиболее выразительны две таких истории: о том, как из-за зависти, которая затем перерастает в ненависть, Каин убивает брата своего Авеля:

«Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие, 4: 3-8)

И история о том, как одиннадцать сыновей Израиля по той же зависти продают в рабство своего наименьшего брата Иосифа:

«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его …» (Бытие, 37: 3-8).

И история распятия Иисуса Христа также была ничем иным, как историей зависти власть держащих к Тому, кто пришел и Царство его не было от мира сего.

«Пилат не был глупцом, он был целостной личностью. Ему было открыто знание о небесах и земле. Он являлся падшим ангелом, которому была дана возможность отработать огромный пласт кармы. Он мог оправдать Иисуса вопреки мнению толпы и священников, однако он повел себя, как политик. Ему было не все равно, что о нем говорят, особенно толпа. И он выполнил ее волю, хотя прекрасно знал, что все дело в зависти первосвященника и фарисеев, их зависти к силе Иисуса, которая была столь велика, что они возжелали его смерти» (Э. К. Профет, 10.07.1983)

Это все примеры личной и планетарной кармы на линии Близнецов в Ментальном квадранте. Это разделение брата с братом, нации с нацией и человека с Богом, путем искажения Бого-Мудрости через невежество, ревность и зависть. Все это наша с вами история, уроки которой мы можем извлечь, чтобы более не допускать этих ошибок.

Богиня Света в своей диктовке от 8.10.1989 говорит о величайшей важности проблемы зависти: «Благословенные, по приглашению Бога и Богини Меру я говорю с вами о черной магии и колдовстве. Но я начну свой рассказ с темы зависти и ревности – этой очень часто практикуемой формы черной магии, которая на первый взгляд не кажется смертельной. Однако я пришла сказать вам, что она воистину смертоносна! Когда у вас есть нечто прекрасное, есть проявление радости и счастья в вашей семье и среди детей, то находятся соседи, которых вы, возможно, и не знаете, или же мнимые друзья или родственники, у которых есть тяжелая карма с вами, [то есть они – ваши должники из прошлых жизней], или это могут быть даже те, кто пребывает на астральном плане, – и у них нет того, чем обладаете вы, и поэтому в них растет зависть. Она перерастает в ненависть, творения ненависти и даже гнев, и постепенно эти чувства укореняются в них, гложут их, и через дурной глаз они могут проецировать зло против всего прекрасного, что есть в вашей семье, против вашего счастья, вашего успеха»

 Проявляется ли зависть в нашей жизни? 

Зависть может проявиться в нашей жизни двумя способами. Это зависть, которую проявляем мы, т.е. направляем ее на других, и зависть, которая направлена на нас. И даже если мы из собственной самоуверенности и можем сказать, что сами не проявляем зависть, то наверняка мы можем оказаться объектом зависти. «Мысль заключается в том, что кто-то всегда будет завидовать вам …» (Марк Профет. Моментум)

Для выявления элементов зависти в нашей жизни давайте проведем следующее исследование. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. Вверху в двух частях запишите: «Мне завидуют (кто и за что)» и «Я завидую (кому и за что)». И далее ниже в каждой из частей запишите, соответственно, кому и за что Вы завидуете и кто и за что возможно завидует вам.  

 

Мне завидуют (кто и за что)

  1. _______________________________
  2. _______________________________
  3. _______________________________

Я завидую (кому и за что)

  1. _______________________________
  2. _______________________________
  3. _______________________________

 

Если вам удалось внести даже хотя бы одну запись в эту таблицы, это уже говорит, что Зависть не обошла вас стороной и она касается также и Вас.

Каким же образом проявляется зависть с точки зрения психологии и что об этом говорят Вознесенные Владыки? Знание этого даст нам возможность отслеживать проявление зависти, контролировать ее и преодолевать.

Но для начала, попробуйте самостоятельно ответить, исходя из собственного опыта, на следующий вопрос: «Как проявляется зависть в моей жизни и что чаще всего становится причиной ее проявления?» (Запишите свои размышления)

Моя зависть или зависть ко мне чаще всего проявляется по причине:

  1. ___________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________

Что же говорят об этом психологи: «Все начинается с невинного сравнения себя с другими. И в результате вдруг выясняется, что кто-то нас превосходит в определенной, значимой для нас области. Это вызывает чувство досады, огорчения, а то и унижения и осознания собственного поражения. …Теперь, когда семена зависти посеяны и проросли, они трансформируются в наше отношение к тому, кому мы завидуем. Первым делом рождается неприязнь к объекту зависти. Степень этой неприязни зависит от темперамента, воспитания и прочих сдерживающих факторов. На самых запущенных стадиях появляется желание причинить этому человеку вред или лишить его предмета превосходства»

То, что наше невинное сравнение себя с другим приводит к таким негативным последствиям, не случайность, но действие сил –противников нашей души. В человеке присутствует гордыня – это семя зла, посеянное Люцифером, которое и дает такие буйные всходы в виде зависти. Его падение заключалось в том что он захотел ограничить развитие человечества, привязав человека лишь к Земле,  к своему уделу.

Люцифер не был Высшим среди своих собратьев, но из-за ревности и зависти к Братьям он решил отделиться от единства Бытия. Однако при законе взаимообмена, всякая обособленность приводит лишь к отмиранию и смерти

Зависть на Космических Часах

Учение о Космических часах дает нам понимание того, как  происходит проявление Пламени Бога в четырех материальных планах человеческого существа. Пламя Бога троично и потому называется Трехлепестковым Пламенем. Проявление его в материальных планах последовательно и циклично: цикл за циклом оно последовательно проходит эфирный, ментальный, эмоциональный и физические планы человека, образуя таким образом двенадцать вех (подобно двенадцати линиям на циферблате часов), каждая из которых есть особое проявление одного из трех лепестков Пламени в одном из четырех нижних тел человека. Это двенадцать Христокачеств, которые человек способен проявить через себя, верно квалифицируя нисходящий в его существо Свет Бога. Искажение же этого Света приводит к проявлению негативных качеств на Космических Часах (КЧ), как антиподов соответствующих совершенств Христа в нас.

Если мы внимательно посмотрим на Космические часы, то увидим, что Пятая линия КЧ - это именно та линия, на которой проявляется зависть, как искажение качества Бого-мудрости. Все, кто изучают КЧ, знают, что Пятая линия очень особая и важная: только на этой линии Христо-пламя проявляет себя, как лепесток Мудрости в ментальном квадранте, что по своей сути являет высшее выражение Мудрости в существе человека. И поэтому Христо-совершенство на этой линии и проявляется здесь, как Бого-мудрость (см. рисунок ниже). Искажением же Бого-Мудрости на этой линии являются зависть, ревность и незнание Закона. Искажением на этой линии также являются «ментальные штампы зависти, ревности, незнания Закона, раздвоение личности, двуличность, нервозность, нетерпеливость, непоследовательность, несосредоточенность, поверхностность, многословность, болтливость, рассеянная духовная слепота, непроходимая ментальная тупость, замедленная умственная деятельность, а также искажение в чакре горла» (из Ритуала 14-ти этапов Крестного, Э. К.Профет).

 

Как победить зависть

1) Физический план. «Итак, если у вас проблемы с селезенкой, поджелудочной или желудком, то, возможно, вы завистливы в этой жизни; вы можете проявлять ревность к тому, чем обладает кто-то, а вы нет; забывая о факте, что способны в жизни получить все, что пожелаете, если готовы трудиться ради данной цели! Вы можете оставаться сверхзависимым или беззащитным. И все это из-за проблем с селезенкой, поджелудочной и желудком. Сверхсильные отклонения в работе упомянутых органов способны привести вас к подозрительности, недоверию или потворству в саможалении. И если такой человек достаточно близок к вам, то вы пытаетесь поддержать его, хотя  в действительности вы поддерживаете его селезенку, поджелудочную и желудок! … Если ваши селезенка, поджелудочная и желудок здоровы, то вы обретаете сострадание, находчивость и устойчивость. Вы становитесь непоколебимы! Совершенно непоколебимы! Что бы ни произошло: день или ночь, кто бы ни потревожил вас, в вас нуждаются там или здесь – вы по-прежнему непоколебимы!» (Элизабет Клер Профет, «Стезя индивидуального Христобытия»).

2) Сердце. Чтобы быть свободными от психических уловок, связанных с завистью, нам необходимо очищать сердце. «В соответствии с древними понятиями о человеческой анатомии и физиологии, глаз считался каналом, ведущим в сердце и от сердца, фокусом мысли и намерения. Лучи, исходящие из глаза передают склонности сердца. Добрый глаз говорил о благочестивом и благожелательном человеке. Дурной глаз и его обладатель, с другой стороны, определялись как злонамеренный, недоброжелательный и опасный. Следовало избегать взгляда и даже присутствия такого индивидуума, так как предполагалось, что дурной глаз излучает злобные и враждебные намерения. Эти злые намерения обычно отождествлялись с ненавистью, завистью, жадностью и скупостью; недовольством чужим здоровьем, успехом и социальным положением; нежеланием поделиться имуществом или дать что-то нуждающимся. …» (Э.К. Профет. Незнание закона не является оправданием). «Мы должны очистить все наше существо, включая сердце. Сердце очень отягощено завистью, ревностью, гневом. В человеческих сердцах содержатся разного рода вибрации, равно как и инертность, накопленная в результате неправильного питания на протяжении воплощения. И жир, который окутывает наше сердце, также блокирует поток энергии» (Э.К. Профет. Учения Элохим Мира и Алохи)

3) Как уже было сказано, первым шагом к зависти является наши попытки сравнить себя с другим, то противоядием от зависти может быть для нас уклонение от попыток сравнивать себя с другими. Философ сказал: «Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, — никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большего счастья» (Сенека). Это очень близко к тому, что говорил Вознесенный Владыка Эль Мория, что для нас будет лучше грести в своей дырявой лодке, чем стремиться попасть на быстроходный лайнер, но который не назначен для нас. И вот прекрасный пример верного отношения к различиям, которые мы встречаем в других людях: «Восхищайся людьми, которые делают что-то лучше тебя, и ты сможешь учиться у них. Люби людей, которые делают что-то лучше тебя, и ты сможешь стать самим собой. Благодари людей, которые делают что-то лучше тебя, и ты почувствуешь облегчение и станешь океаном. Благодари их за то, что они показывают тебе как лучше можно делать то, что ты делаешь. Через них жизнь дает тебе понять, что ты можешь быть лучше, чем ты есть сейчас. Благодари жизнь за этот урок, и тогда жизнь ответит тебе подарком, и этот подарок поднимет тебя на новую высоту в своем развитии. Перестань сравнивать себя с другими, и ты станешь самим собой».

4) Искать, понять и найти себя! Лишь так мы сможем обрести свою индивидуальность,  осознать свою дхарму и исполнить ее. А уж если мы этого объемся, можно быть уверенным, что после этого от зависти не останется и следа. И вот несколько советов, которые дает по этому поводу Элизабет Профет в своей книге «Искусство практичной духовности»:

 

  • Задайте своему внутреннему учителю конкретные вопросы, касающиеся выбора, перед которым вы сейчас стоите. И будьте открыты и готовы принять ответ, который может прийти в ответ из какого-либо источника.   
  • Воздайте молитвы великим существам света, которые готовы оказать нам помощь в наших практических делах. Наладьте с ними тесные более взаимоотношения.  
  • Примите Волю Бога, как высшее благо в своей жизни и попросите Бога защитить вас от всего, что не согласуется с Волей Бога в ваших мыслях чувствах и действиях.  
  • Воспользуйтесь фиолетовым пламенем, чтобы очистить свое сознание, мысли  и чувства и быть более восприимчивыми к Голосу Бога внутри себя.

5) Храните молчание. «Мысль заключается в том, что кто-то всегда будет завидовать вам. Поэтому не будьте настолько глупыми, чтобы рассказывать о себе все самое хорошее - что вы можете сделать, что вы сделали или как вы счастливы. Есть люди, которые завидуют вашему счастью. Будьте благоразумны и храните молчание. Молчание - золото. Молчание - золото, потому что спасет вас от массового сознания, атакующего вас» (Марк Профет. Моментум)

«Итак, будьте осторожны! Остерегайтесь, ибо этот страж может вложить в ум другого человека ревность и зависть ко всему, что вы имеете, будь то ваш муж, или жена, или дети, или ваше имущество, или ваше хорошее здоровье. Ведь вы знаете истории о дурном глазе. Лучше воздержаться от рассказов о своем счастье. Кроме того, возлюбленные, помните наказ, который дал вам Марк Профет: «Не верьте человеку». Так вот, соблюдение этого может сделать жизнь печальной, если вы не знаете учений, стоящих за этой аксиомой. Видите ли, мудро доверять лишь Христу в человеке и не доверять человеческому сознанию, которое может изменить свое решение уже через час. И поэтому вы обращаетесь к Христу в каждом. Вы обращаетесь к тому, кто над душой, вы говорите с этим ангелом-хранителем, и вы направляетесь в само сердце того, что реально во всех, кого вы встречаете. И вы поддерживаете душу, которая еще не дошла до алтаря, чтобы стать женой своего Супруга» (Геркулес и Амазония. 11 июля 1993 года)

6) Один из ключей  победы над завистью - используйте общительность для усиления единства, но не наоборот. Одним из негативов Близнецов является пустая болтовня, вместо сохранения энергий посредством краткости.

Каждое утро после сна спрашивайте себя? «Для чего я здесь?». Это поможет вам удержать перспективу дня. И отвечая на него, в вашем уме прозвучит: «Я здесь для Бога. Для Сен-Жермена. Для Эль Мории. Я здесь ради всех детей мира. Чтобы исполнить мою миссию и завершить то, что мне полагается при помощи обучения и тренировки, благодаря которым становлюсь мастером своего дела». Следите, чтобы не увлечься ситуацией, способной разрушить ваш фокус. А для этого необходим очень крепкий «янский» ум, постоянно пребывающий на страже, способный противостоять искушению уступить неуловимым импульсам, заставляющим вас забыть ваш реальный курс. Установите вертикальную связь с Богом, чтобы горизонтальные были более продуктивны. На схеме – это линия, соединяющая северную точку с южной. Она знаменует ваш прямой контакт с Богом, ваше общение с Ним, непосредственную молитву. Ведь, преклонив колени перед любым святым, распалив внутри себя сильнейший огонь, вы создаёте, таким образом, вертикальные взаимоотношения с Богом, которые очень могущественны. Их символом будет являться вертикальная линия креста. А горизонтальная – это символ нашего пребывания здесь, исполнение наших обязанностей, наша ответственность. И мы хотим быть уверены, что не расточаем свои энергии в горизонтальных взаимоотношениях.

Ибо когда Бог исключён из взаимоотношений, и остаются только горизонтальные связи человека с человеком, вы начинаете терять собственную индивидуальность.

7) Амогасидхи (Всемогущий Победитель, Тот кто безошибочно достигает своей цели) - один из пяти Дхиани Будд, воплощающий Мудрость Совершенного действия, является тем, кто способен поглотить один из пяти ядов - яд зависти и ревности. И используя Науку Изреченного Слова, мы можем обращаться к Амогасидхи, произнося его мантру «Ом, Амогасидхи, Ах», прося истребить в нас  своим огнем яд зависти и ревности.

Использование Пламени Прощения будет также очень полезно, если мы намерены развязать узы, сотканные завистью.

8) И наконец самым решительным шагом к освобождению от всего нереального, в т.ч. и зависти является ускорение во Христе: «Пока люди не получат ускорение через Христа, они зачастую будут завидовать свету и радости других. Зависть - это то, что ведет к потерям. Люди, завидующие друг другу, могут вызвать в своих жизнях бедствия. Люди смотрят друг на друга и затем кто-то решает, что ему не нравится кто-то из-за своего успеха. И внутри себя он замышляет: «Я хочу, чтобы с ним что-то случилось». Во многих случаях эта мысль подсознательна. Вы не знали об этом? Это не обязательно сознательная мысль. Это может быть подсознательное чувство: «У меня все по-другому. Почему так происходит? Я не обладаю талантом, выдающейся внешностью, деньгами, успехом, счастьем. Почему все это есть у него?» (М. Профет. Моментум)

9) Те, кто приходят к нашему порогу, как завистники, чаще всего становятся для нас немым напоминанием, о мере щедрости и милосердия, которые мы можем и должны отдавать этому миру. Ведь некоторые из этих приходящих могут быть теми бедными душами, которых мы когда-то в своем стремительном движении не заметили, пройдя стороной, и не удосужились протянули руку поддержки. И все это косвенным образом привело к тому, что эти души остались на обочине Пути без поддержки и направления. 

Зададим себе простой вопрос: почему менее всего, кому нам придет в голову завидовать, так это Богу? Может причина состоит в том, что Бог в отличие от всех нас способен быть более щедрым и милосердным. Ведь Его Щедрость и Милосердие - это то Его Всеохватывающее Действие, которое способно поглощать любое человеческое противодействие, в т.ч. и зависть. И если мы, уподобляясь Богу, сможем проявлять к своим ближним хотя бы маленькую долю той великой Щедрости, которой одаривает нас Бог, может тогда в нашем окружении завистников станет немного меньше. Потому, что как сказал философ: «С завистью можно бороться только одним способом: сделать так, чтобы жизнь завистливых была счастливее и полнее» (Б.Рассел).

Ведь справившись с собственной завистью или завистью к нам, мы сможем обрести наше Единство, необходимое для победы Света на планете Земля.

«Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль…, и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе великий грех» (Второзаконие, 15:7-9)

Чтобы укротить зависть, нужно связать гордыню, умерить свои желания и любить.  Любить так, как учит Иисус и Владыки, отдавая, самоотверженно и самоотреченно. Ибо когда мы любим отдавая, любим в действии, тогда мы защищены самой любовью. Человеческое эго требует внимания к себе, оно желает быть богом и стремиться всех преклонить, всех заставить служить себе, но так как в каждом человеке живет подобное эго, то достичь желаемого не удается и не удастся, а посему такой человек обречен на страдания. Он не сможет получить удовлетворения по той причине, что его эго ненасытно, ибо оно растрачивает божественные энергии, но не восполняет их. Человеческое эго - это черная дыра в микрокосме его существа. Бог  живущий в сердце - это солнце. Он способен удовлетворить любые потребности человека, если мы отделимся от низшего я и его разглогольствующего тирана эго. Лучи Солнца пронизывая все существо человека переполняют его чашу и поэтому возникает необходимость делиться, отдавать. И чем больше мы отдаем тем больше получаем. Бог делает нас счастливыми, когда мы можем излить часть своей любви нуждающемуся и жаждущемуся.

Лишь дружба нам поможет Тех, коих зависть гложет, Сплотить в один союз Посредством крепких уз. (Сакс Ганс)

www.amerissis.ru

Анализ зависти

/ Главная / Разные статьи / Психология религии / Анализ зависти

Узнайте подробности о новой книге профессора Юрия Щербатых

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧУВСТВА ЗАВИСТИ

 

Щербатых Ю.В., д.б.н., профессор кафедры психологии ВФ МГЭИ

 

Согласно определению, данному в толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой, зависть – это «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». В толковом словаре под редакцией Кузнецова это определение несколько расширено: «Зависть – чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого» [1]. В любом случае, завистью называют комплекс негативных эмоций, вызванных благополучием другого человека или его превосходством. В бытовом сознании под завистью чаще всего понимают неприязненное, враждебное отношение к богатству, успехам, популярности, способностям или социальному положению другого человека [3]. При этом завидующий человек непроизвольно относит объект зависти к категории победителей, а себя – к проигравшим [2], и в этот момент никакие доводы разума уже не действуют, а психику заполняют исключительно эмоции, причем только негативные.

Особенность зависти состоит в том, что если большинство других грехов сосредоточивают внимание на самом человеке и его положительных ощущениях, зависть фокусируется на других людях. При этом человек как бы «забывает» о себе и думает только об успехе или радости другого. Об этом говорит даже структурный анализ данного слова: «за-висть», «за-видовать», то есть — «видеть за другого». С другой стороны, он не видит ценности собственной жизни, не умеет радоваться собственным успехам, не замечает своей уникальности, а все свое внимание уделяет явным или мнимым преимуществам окружающих людей. Если большинство смертных грехов (похоть, обжорство, гордыня), доставляют человеку удовольствие, то зависть заставляет его переживать целый комплекс негативных эмоций, отравляющих его жизнь.

В народном сознании принято различать два вида зависти – «черная» и «белая». Первая насыщена отрицательными эмоциями и пожеланием счастливчику всяческих бед, вторая предполагает позитивное отношение к другому человеку и желание достичь подобного успеха. Можно также сказать, что «белая» зависть – это зависть, основанная на разуме. Человек анализирует свои возможности и возможности другого человека, после чего решает, что и он (она) способны достичь того же. С помощью разума и логики человек решает, кому имеет смысл завидовать, а кому нет; а, позавидовав чужому успеху, строит планы и предпринимает действия по достижению такого же или большего успеха. А «черная» зависти – пассивна и разрушительна, она не мотивирует завистника на какие-то действия и поэтому - не конструктивна. Человеку остается лишь мучится от собственного бессилия и проклинать несправедливую судьбу. Можно вывести формулу, определяющую взаимоотношение долю «белой» зависти в общем количестве зависти:

 

«Белая зависть» = Зависть *   Умение находить конструктивный подход   

                                                    Недоброжелательное отношение к людям

 

Существует две версии возникновения зависти – врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть – это некая генетическая программа, наподобие лени, которая досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Теория, в принципе, логичная, но она описывает только конструктивную, так называемую «белую» зависть, и никак не объясняет черное, иссушающее душу чувство, которое мучает человека, но не толкает его к реальному соревнованию с соперником. Поэтому гораздо больше сторонников получила теория «социального научения», которая считает, что зависти человек учится в процессе социальной жизни. Согласно этой точки зрения, врожденной склонности к зависти нет. Просто родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать свого ребенка с другими детьми – более успешными, с их точки зрения, в результате чего они невольно и засевают чистую душу ребенка «семенами греха зависти». А из этих семян и вырастают потом соответствующие плоды. Со временем зависть может привести к деформации личности. Человек становится более подозрительным и тревожным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Хроническая форма зависти напрягает нервную систему и выматывает человека до крайности не только на психологическом, но и на телесном уровне. Можно сказать, что зависть — это проявление незрелости личности. Эта несформированность личности выражается в том, что человек не умеет осознавать своего предназначения в мире, не понимает свои сильные стороны и не способен научиться их развивать. Именно поэтому люди чаще завидуют тому, что не продается и что невозможно получить ни за какие деньги. К таким явлениям относятся красота, талант, удача.

У зависти есть много корней. Это сложный психологический коктейль из разных ингредиентов, среди которых можно выделить восемь основных ингредиентов.

1.Равенство

В основе зависти может быть стремление к равенству. Человек может осознанно или подсознательно считать, что все люди примерно раны, а значит и должны получать от жизни примерно одинаково. Таких людей особенно возмущает и раздражает, когда успеха достигает кто-то из их ближайшего окружения, тот, кто стоит «на одной иерархической ступеньке».

2.Справедливость

Зависть - это особое, гипертрофированное чувство справедливости: «Все должно быть по заслугам!» или «Все в этой жизни должно быть честно!». Проблема в том, что понятие «честно» и «справедливо» каждый человек понимает по-своему. Тем не менее, для многих людей очень важно, чтобы богатство и успех приходили именно справедливым путем. Они готовы примириться с те, что человек заработал миллион долларов, напряженно работая несколько лет и во всем себе отказывая, но когда миллионером становится бомж, выигравший в лотерею – для них это невыносимо! С возрастом люди, взрастившие свою зависть из этого корня, часто выбирают себе амплуа мучеников. Они страдают от чувства несправедливости, пытаются свалить вину на более успешного. Заставляя других ощущать себя виноватыми, они в своем воображении словно восстанавливают справедливость в мире.

3.Негативное отношение к богатству и успеху

Некоторые люди могут перетерпеть умеренный успех окружающих, но излишнее (с их точки зрения) богатство – аморально. В этом случае мы имеем деле не столько с завистью, сколько с определенными этическими установками. Ио такие люди и сами внутренне не готовы к богатству, так как в детстве родители глубоко внушили им мысли, что «трудом праведным не построишь палат каменных», и «все значительные состояния заработаны нечестным путем». Поэтому таких людей очень раздражает богатство и успех других людей, особенно, когда они кичатся им.

4. Обида на судьбу.

Этот корень зависти прорастает у тех, кто излишне верить во всемогущество судьбы, и слабо верит  в собственные силы. Их очень расстраивает осознание того, что другим людям везет больше, чем им. Им кажется, что фортуна по какой-то причине их невзлюбила, а сами они ничего не могут поделать в этой жизни без помощи внешних обстоятельств. Такие люди ставят свечки в храмах, верят в приметы и фэн-шуй, возносят молитвы или занимаются магией – с переменным успехом или совсем без него.

5.Негативное отношение к другим людям

Люди, испытывающую зависть по этой причине, не очень любят людей и не доверяют им. Возможно, что это – итог воспитания, а может быть – следствие каких-то жизненных событий, после которых человек обиделся на весь свет. От ненависти к зависти – один шаг, но такая стратегия не дает выигрыша в жизненной борьбе. Ведь люди прекрасно чувствуют отношение к себе и начинают относиться к завистнику еще хуже. Возникает замкнутый круг, выйти из которого можно, только если научишься видеть в людях и хорошие, светлые стороны.

6.Ревность

Ревность и зависть - родные сестры. «Это все мое и только мое», – говорит зависть, – и я не желаю, чтобы это было и у другого». «Я хочу, чтобы только у меня была твоя любовь, чтобы ты принадлежал(а) только мне», – вторит ей ревность, и очень трудно различить их голоса.

7.Заниженная   самооценка

Люди, у которых зависть произрастает из этого корня, не верят в себя, свои силы и способности. Более того, они по-настоящему не любят и не ценят себя. Другие люди кажутся им более успешными, сильными и удачливыми, хотя объективно это может быть совсем не так. Можно сказать, что зависть таких людей  — один из компонентов их комплекса неполноценности.

8.Неумение извлекать пользу из поражений

Такие люди не научились правильно относиться к урокам, которые преподает им жизнь. Они с ужасом воспринимают даже малейшие поражения в жизненной борьбе вместо го, чтобы относиться к жизни, как к игре. Их излишне серьезное и ответственное отношение к жизни играет с ними плохую шутку, и они в душе завидуют тем, кто живет легко и непринужденно.

 

В ходе пилотного исследования чувства зависти нами было проведено тестирование нескольких десятков людей обоего пола в возрасте от 18 до 32 лет батареей тестов, направленных на изучение так называемых «семи смертных грехов» [3]. Тест на зависть включал в себя 20 вопросов и содержал 8 субшкал. Некоторые вопросы касались нескольких составляющих зависти, соответственно, баллы по ним начислялись сразу в несколько субшкал.

Средний показатель зависти по обследованной популяции (в основном это были студенты гуманитарного и экономического факультета ВФ МГЭИ, но среди обследованных были и люди из других социальных слоев) составлял 22 балла. Показатели зависти у женщин были достоверно выше (22.0±1.4 у женщин против против 16.1±1.3 у мужчин). С возрастом зависть увеличивается (по крайней мере - в диапазоне от 17 до 32 лет). Из остальных грехов, зависть достоверно коррелировала только с гневом (r= 0,47; р<0,01).

Уровень зависть был больше у людей с высоким уровнем негативной самооценки (тех, кто склонен находить у себя много отрицательных качеств).

Зависть положительно коррелировал с жадностью (жадные люди больше завидуют другим) и отрицательно – с локусом субъективного контроля Роттера (УСК). Таким образом, те , кто кто привык полагаться на себя – завидуют другим меньше, чем те, кто ждет помощи от судьбы или других людей. Показатель корреляции зависти с УСК r= -0.40, р<0.02.

Из личностных качеств (определяемых по тесту Кеттела) зависть положительно коррелировало с фактором «О» ( чувство вины») (r= +0.43; р<0.01), и отрицательно с фактором «С» показателем эмоциональной стабильности (r= -0.39; р<0.01).

В заключении можно отметить, что зависть является сложным по своей структуре чувством, которое требует дальнейшего психологического анализа.

 

 

Литература:

 

1. Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2001.

2. Веллер М. Все о жизни. – СПб.: Нева, 1998. – С. 464-472.

3. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. – М.:АСТ, 2010.

4.Эпштейн Дж. Зависть. – М.: АСТ, 2006.

 

 

Ссылка:

Щербатых Ю.В. Психологический анализ чувства зависти // Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Часть 2. - Воронеж: ВФ МГЭИ, Истоки, 2010. - С. 126-129.

Еще о зависти - ЗДЕСЬ

www.no-stress.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа