Проявление эмоций и чувств личности в деловом общении. Чувства и эмоции в общении


Глава 12. Чувства и эмоции в общении

Чувство – основная единица анализа межличностных отношений. Когда мы говорим о своем отношении к другому человеку, мы прежде всего имеем в виду эмоции и чувства, которые он в нас вызывает. Это могут быть любовь, преданность, ненависть, зависть, возмущение. Переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, способны разрушить, укрепить, изменить отношения. Что значит «испытывать какое-то чувство» к другому человеку? Чем отличаются эмоционально-чувственные переживания, возникающие между людьми, от переживаний, которые вызваны окружающей природой, определенной деятельностью, то есть тем, что непосредственно с людьми не связано? Как мы проявляем свои чувства и эмоции? Можно ли ими управлять? Все эти вопросы будут рассматриваться в данной главе.

12.1. Основные характеристики чувств и эмоций в общении

12.1.1. Определение эмоций и чувств

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Основное отличие между ними связано с такими параметрами, как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

Сравним поэтические формулы, в которых эти различия представлены образно:

«...Без вас мне скучно, – я зеваю;

При вас мне грустно, – я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь – мне отрада;

Вы отвернетесь – мне тоска;

За день мучения – награда

Мне ваша бледная рука...»

«Признание» А. С. Пушкин

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь».

«Няне» А. С. Пушкин

Переживания, описанные Пушкиным в «Признании», – пример эмоционального состояния в конкретной ситуации: они достаточно сильны, ярки, но скорее всего быстро проходят. Чувство к няне – глубоко и относительно постоянно, оно продолжает существовать в самых различных ситуациях.

Определения чувств и эмоций, предлагаемые в словарях, отражают выделенные особенности.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувство – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость.

Эмоции

особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, страх и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

studfiles.net

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства. Их роль в деловом общении.

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. Когда появляется эмоция, изменяется не только внешний вид человека, но и деятельность внутренних органов, обменные процессы, состояние нервной системы. Отсутствие эмоциональности является признаком такого тяжелого заболевания, как шизофрения, в классификации видов которой выделяют такой ее вид, как “эмоционально тупой шизоид”.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и предшествуют рациональной оценке адекватности ему деятельности человека. Эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.д., которые играют роль ориентирующих сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно обусловленный характер, образуя высшие эмоции – социальные, интеллектуальные, эстетические, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

В настоящее время в структуре эмоциональных процессов принято выделять собственно эмоции, аффекты, чувства и страсти.

 

Особенности эмоций. Эмоции, как компонент психологической структуры личности, характеризуются тем, что они

(1) выражают состояние субъекта и его отношение к себе и миру;

(2) обладают положительным или отрицательным знаком;

(3) служат одним из главных регуляторов психического состояния личности, ее деятельности и межличностного общения.

Их роль определяется прежде всего тем, что эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Отсутствие эмоций выражается в безразличии и незаинтересованности в результатах деятельности.

Применительно к деловому общению можно констатировать, что существует некоторый средний оптимальный уровень эмоциональной активности, характерный для каждого из деловых партнеров, который и обеспечивает успешность их деятельности в разнообразных деловых ситуациях.

В деловых отношениях нужно руководствоваться в первую очередь не эмоциями, а разумом, и тем не менее эмоции играют важную роль в процессе делового общения и взаимодействия.

Для успешного делового общения и делового взаимодействия необходим баланс положительных и отрицательных эмоций. В ходе психофизиологических экспериментов было установлено, что для благополучного существования человека необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмоционально нейтральные (60%).

Эмоциональные переживания деловых партнеров многомерны и включают в себя весь спектр положительных эмоций (интерес, радость, удовлетворение, восторг, надежду, удовольствие), отрицательных (страх, тревогу, отвращение, раздражение, злость, уныние) и смешанных эмоций, в которых сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки.

Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на жизненный тонус деловых партнеров, стимулируют совместную деятельность, способствуют становлению и развитию личностных отношений. С человеком, вызывающем положительные эмоции, хочется сотрудничать, а в сложных ситуациях делового взаимодействия – находить оптимальное решение деловой проблемы.

Отрицательные эмоции тоже необходимы, но в небольшой дозе. Они возникают тогда, когда деятельность человека не дает нужных результатов. Отрицательные эмоции играют роль стимуляторов, заставляя искать новые решения, подходы, методы.

Отрицательные эмоции в больших количествах, напротив, играют дезорганизующую роль в деловом общении, блокируют возможность эффективного взаимодействия, снижают работоспособность.

Роль нейтральных раздражителей такая же, как балластных веществ в питании: на их фоне возникают положительные и отрицательные эмоции.

 

Важно для делового человека: 

(1) Человек, вступающий в общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию. Любое грубое и резкое обращение снижает его работоспособность.

(2) Если же в процессе общения человек не сдержался и обругал своего партнера, то для того чтобы восстановить его работоспособность, нужно его похвалить семь раз. Такое соотношение обусловлено соотношением между оптимальным балансом положительных (35%) и отрицательных (5%) эмоций.

Психоэмоциональные состояния выражаются на невербальном уровне через экспрессивность речи, жестов, мимики и пантомимики. Однако отсутствие внешнего проявления эмоций в деловом общении не означает, что деловые партнеры не испытывают эмоциональных переживаний. Они могут тщательно скрываться под маской вежливости, внешнего спокойствия, безразличия и невозмутимости.

Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению ситуации. Эмоциональный опыт формируется в результате эмоциональных переживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в восприятии произведений искусства, поэтому он гораздо более широкий, чем опыт индивидуальных переживаний человека.

 

Аффекты. Аффект представляет собой стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. В состоянии аффекта человек “теряет голову”, поэтому в действии в эффектном состоянии в той или иной степени может быть нарушен сознательный контроль.

В деловом общении аффекты играют отрицательную роль. Аффективные состояния возникают в ситуациях острого конфликта, когда деловые партнеры не могут справиться с неожиданно возникшей эмоциональной напряженностью. Формируясь в качестве доминанты всех психических процессов, аффекты выражаются через агрессию и гнев по отношению к деловому партнеру.

 

Чувства и страсти. В психологии выделяют такой вид эмоциональных процессов, как чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства более устойчивы, чем эмоции, и носят предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, при котором они связываются с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к другому человеку, родине, ненависть к врагу и т.п.).

В деловом общении проявляется весь многообразный спектр человеческих чувств – от самых неизменных (зависти, злобы, ненависти) до самых высоких нравственных чувств. Нравственное начало в деловых отношениях неразрывно связано с такими чувствами, как долг, совесть, честь, достоинство, справедливость, которые отражают моральные обязательства деловых партнеров друг перед другом.

Сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им, называется страстью. Страсть, при всей своей интенсивности эмоционального возбуждения, не относится к аффективным процессам, поскольку всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти очень ярко выражен волевой момент стремления: она представляет собой единство эмоциональных и волевых качеств.

Страсть означает по существу порыв, увлечение, ориентацию всех сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и носить разрушительный характер, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без страсти.

studfiles.net

Эмоции и общение

Чтобы эмоционально грамотно общаться, нужно овладеть навыком понимания, что другой человек чувствует, и как это связано с вашими действиями. Для этого нужно перестать додумывать за других. Вы не можете в точности знать, что другой думает и чувствует, и не читаете мысли другого человека. Если вам кажется, что ваш партнер такой же как вы – это иллюзия: оттенки чувств и мыслей различаются. Как нет двух идентичных сетчаток глаза, так нет двух идентичных восприятий одной ситуации. Поэтому необходимо говорить другому человеку о том, что чувствуете вы (не ожидая, что он поймет сам), и спрашивать его о том, что чувствует он, не обесценивая его переживаний. 

Чтобы хорошо понимать, что чувствуют другие, сначала желательно в достаточно степени научиться понимать, что чувствуешь ты сам. Многие люди едва ли хорошо различают свои чувства, и могут отличить гнев от обиды, вину от стыда, страх от печали, а часто и вообще ничего не могут сказать, кроме того, что испытывают приятные или неприятные ощущения. Многие находятся на уровне эмоционального онемения – то есть считают, что вообще ничего не чувствуют, либо чувствуют, но не могут выразить этого словами. 

БОльшая способность различать и выражать свои чувства, часто сопряжена со страхом того что другие люди узнают какие-то болезненные секреты и тайны, которые хранит этот человек, или что он станет более уязвим и потеряет свою силу. На самом деле, различая свои чувства, мы не становимся слабее, потому что начинаем лучше ориентироваться в окружающем пространстве, что дает больше возможностей, понимать других, улучшаем свои отношения, делая их более эффективными. Если мы не понимаем, что ранит другого человека, а что делает более спокойным и довольным, мы достраиваем в голове некий образ другого человека, и выстраиваем отношения с этим виртуальным образом. Мы обесцениваем все сигналы обратной связи от человека, мы закрыты для общения, мы продолжаем совершать те же ошибки и двигаться к печальной развязке.

Часть 2. 

Любые отношения, любое общение может иметь целительный эффект, при котором каждый участник беседы может расти и решать свои трудности.В кабинете психолога, люди приходят к осознанию, что самое трудное в проблеме для них, это не сама ситуация, а эмоции и переживания, которые в ней возникают. 

Есть несколько условий, которые полезно соблюдать в общении, чтобы оно имело целительный эффект и помогало принять себя:

1. Искренность. 

Осознание чувств и отношения к другому человеку. Доверие появляется тогда, когда мы видим, что человек является тем, кем предстает перед нами. Он проявляет те чувства, которые у него есть на самом деле, говорит то, что думает на самом деле. В таком случае мы тоже не боимся быть с ним самим собой. 

2. Открытость. 

Необходимо точно и недвусмысленно передавать свои чувства и ощущения. Дело в том, что если мы чувствуем одно, а говорим другое, то невербально мы все равно будем передавать 2 противоречивых сигнала, что будет мешать открытости. 

3. Положительное отношение и принятие другого. 

Необходимо помнить, что несмотря на то, что какие-то конкретные слова, действия, мысли, чувства другого могут носить деструктивный характер, сам он как личность все равно Ок. Личность всегда больше поведения, или каких-то конкретных чувств или мыслей человека. Поэтому человек всегда Ок. Важно это помнить и демонстрировать. 

4. Эмпатия. 

Необходимо мягко и безоценочно войти во внутренний мир другого и описывать его так же, как и он сам. Нужно сформулировать его мысли, чувства, эмоции так, чтобы он сам мог согласиться с тем, что это описание верное. Дать ему почувствовать, что вы действительно его поняли.  

shishkanovstas.ru

Роль эмоций и чувств в общении

Транскрипт

1 Психология общения Практика 3 Роль эмоций и чувств в общении Эмоции присущи человеку и животным. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, необходимые при адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Эмоции необходимы, для мобилизации внутренних резервов организма. С их помощью животные спасаются от опасности, охотятся. У человека эмоции имеют более сложный характер. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционном уровне оно занимает, тем богаче гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Эмоциональный мир пронизывает все стороны жизни. Человек, во время познания им действительности, так или иначе, начинает относиться к окружающему миру и его составляющим. Он не является бесстрастным наблюдателем, а наоборот является активным действующим лицом. Человек не только испытывает на себе воздействия других людей, их и своих поступков, но и сам оказывает действия на окружающих. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание это отношение человека к окружающему и составляет сферу чувств и эмоций. Душевная жизнь человека наполнена множеством сменяющих друг друга переживаний, это может быть радость, печаль, восхищение, презрение, удивление, грусть, тревога, страх, гнев, умиление, горе, счастье и прочее -субъективного отношения человека к действительности. Положительные эмоции возникают у субъекта в случае, если была достигнута цель и наоборот, отрицательные эмоции и переживания возникают вследствие препятствий в осуществлении цели и удовлетворения потребностей. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту, могут отличаться полярностью, т.е. обладают положительным и отрицательным знаком: веселье-грусть, удовольствие-неудовольствие и прочие. Несмотря на свой противоречивый характер, в сложных человеческих чувствах они часто образуют единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью. Ч. Дарвин в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» показал эволюционный путь развития эмоций, сравнил эмоциональные проявления. Дарвин сделал вывод о том, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, представляют собой рудименты реальных приспособительных реакций организма. Классификация и вид эмоций Эмоции это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся непосредственным переживанием, ощущением принятого и непринятого, отношения человека к миру и людям, процессу и результатам 1

2 его практической деятельности. К классификациям и видам эмоций относятся: чувства, настроения, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые «чистые эмоции», они включены в психические процессы и состояния человека. ЭМОЦИИ представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями мотивами человека. Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой - особенностями ситуаций. Эмоции сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. АФФЕКТЫ это наиболее выраженная эмоциональная реакция. Сильное, бурное и относительно кратковременное состояние, которое может полностью захватить психику человека. Это состояние связано с неуправляемостью, снижению возможного сознательного контроля человека за своими действиями. Аффект развивается в неожиданных, опасных ситуациях, при которых субъект неспособен найти адекватный выход. Аффект может сопровождать положительные эмоции: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные- ярость, ужас, отчаяние, страх, гнев. После аффекта могут наблюдаться упадок сил и раскаяние. СТРЕСС - возникает в экстремальной ситуации и требует мобилизации всех ресурсов организма и нервно - психических сил. Слабые воздействия не могут вызвать стресс, поскольку он происходит в том случае, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности организма. Небольшой уровень стресса даже полезен, потому что необходим для физической и психической активности. Стресс возникает в результате длительного психологического напряжения, вследствие которого наступает эмоциональная перегрузка. Г. Селье - основатель учения о стрессе выделял три стадии стресса: 1. «реакцию тревоги» при которой мобилизуются защитные силы организма; 2. стадию сопротивления - полную адаптацию к стрессу; 3.стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время. Необходимо отметить, что тяжелыми стрессорами являются: природные катаклизмы, транспортные катастрофы, военные действия, несчастные случаи, события несущие насильственный характер, смерть, пожар и прочие. Не всегда человек реагирует только на реальную опасность, иногда и на угрозу или напоминание о ней. Отсюда вывод, что человек является инициатором и сам аккумулирует стресс. СТРАСТЬ - еще один вид сложных эмоций, встречающихся только у людей. Это глубокое, сильное, доминирующее эмоциональное переживание. Страсть 2

3 способна захватить человека полностью, она может быть пагубной, а может быть великой. С. Л. Рубинштейн писал: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на одной цели». Собственно ЭМОЦИИ - по сравнению с аффектами более длительное и менее интенсивное состояние. В отличии от аффекта не возникают к концу действия, а смещаются к началу, как бы предвосхищая результат. Эта реакция носит оценочный характер на свершившиеся, возможные и вспоминаемые события, действия, ситуации. ЧУВСТВА - по сравнению с эмоциями, более устойчивые психические состояния, имеющие предметный характер и выражают отношение к объектам, воображаемым или реальным. Человек не способен переживать чувство без относительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек руководствуется положительными эмоциями и переживаниями, чтобы усилить или подкрепить свои положительные чувства. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные, это отношения человека к другим людям; на эстетические это чувства при восприятии искусства, явлений природы; интеллектуальные чувства связанные с познавательной деятельностью; нравственные или эстетические чувства выражают отношение человека к себе, Родине, семье, другим людям; и на практические которые связаны с деятельностью человека. НАСТРОЕНИЕ - устойчивое, относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека. Настроение зависит от взаимоотношений между людьми, от восприятия событий своей жизни. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Все эти виды эмоциональных процессов выполняют различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими его людьми. К тому же каждый из описанных видов эмоций имеет подвиды, которые оцениваются по следующим параметрам: происхождение, продолжительность, интенсивность, воздействие на организм, глубина, осознанность, динамику развития, способу выраженности и прочие. В истории психологических исследований существовала идея объединения эмоциональных состояний, в более компактную систему. В. Вундт полагал, что «Всю систему чувств, можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга.» 3

4 Различные эмоции возникающие у человека, служат для него внутренним сигналом, который ориентирует и направляет последующие мысли и действия. При этом субъект не всегда осознает истинные причины и тем не менее остается уверенным в их основаниях. В структуре эмоциональных явлений можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность. Предметом возникновения эмоционального переживания становится любое явление, событие. Примером этого могут быть: поступки других людей, природные явления, собственные мысли и прочее. Предмет определяет эмоциональное переживание и не всегда осознается. Эмоциональное переживание является субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциональной ситуацией. Примером служат: радость, переживание, страх, удивление, восторг и прочие. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и не всегда осознается субъектом. Оно способно менять сознание и внутреннее представление о мире например, восприятие, отношение, внимание, мышление, воображение, память. Оказывает влияние на физиологические процессы всего организма например, сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные. Потребность или мотив служит внутренним критерием для эмоционального определения значимости чего-либо. Значимость различных ситуаций всегда связана с актуальностью потребностей. Поэтому при их отсутствие эмоции невозможны. Например, если человек замерз, у него множество связанных с этим эмоциональных переживаний созданных соответствующей ситуацией. Как только человек согрелся, соответствующая ситуация перестает быть значимой. Из этого примера можно сделать вывод, что эмоциональные переживания можно рассматривать, как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненно ситуации. Многообразие эмоциональных переживаний у человека привели к необходимости их дифференцировать. Так например немецкий философ И. Кант по степени активности выделял два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции - переживания повышающие активность личности, и астенические - переживания, снижающие активность личности. Еще Спиноза говорил, что эмоции «увеличиваю или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее». Действительно, в приподнятом настроении, дело спорится быстрее, энергия переполняющая нас помогает справиться с большим объемом работы и при многое все получается, «работа кипит и дело спорится». В плохом настроении наоборот, ничего не хочется делать, возникает апатия, теряется уверенность в своих силах, «все валится из рук». Тем не менее, часто присутствует совмещение этих двух видов, поэтому нельзя разделять их на положительные и отрицательные по тому какое влияние они оказывают на организм, повышают или понижают его 4

5 жизнедеятельность. Эмоциональное состояние в разных условиях может быть стеническим и астеническим. Так страх обычно способствует мобилизации всех ресурсов организма, по прошествии времени наступает упадок сил. Неудовлетворенность совершенными действиями, чувство вины сначала вызывают понижение активности, а затем могут стимулировать рост активности, через стремление исправить положение. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Значение эмоций в жизни человека Значимость эмоций в жизни и деятельности организма заключается в их функциях. В психологии выделяют ряд функций: Отражательно - оценочная функция. Эта функция на психологическом уровне наиболее важна, поскольку эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения своих потребностей. Это система сигналов, дает знать субъекту о значимости событий происходящих в данный момент, в прошлом и будущем. Побудительная функция, после оценки происходящего, побуждает к действию. Может быть мотивационной, стимулирующей. Явственным мотивом поступков выступают чувства человека, целью которых является извлечение наибольшей выгоды для субъекта, рассматривание ситуации с позиции удовольствия - неудовольствия. Е. П. Ильин указывал, что «вопрос о том, откуда в побуждении берется заряд энергии, довольно сложен и дискуссионен. Исключать присутствие в побуждении к действию энергии эмоций нельзя, но считать, что эмоции сами по себе вызывают побуждение к действию, тоже вряд ли возможно». Активирующая функция связана с побудительной. Оптимальный уровень работы центральной нервной системы обеспечивают эмоции. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, которая выражала зависимость деятельности человека от его эмоционального состояния. Был сделан вывод, что слишком слабая и активность не оказывает должного влияния на мотивацию, а сильная дезорганизует. У каждого человека индивидуальная эмоциональная возбудимость, которая необходима для эффективной работы и зависит от разных факторов, например: особенностей выполняемой деятельности, условий протекания, индивидуальности человека и прочие. Эмоциональное возбуждение сопровождается разными физиологическими реакциями: учащается пульс, дыхание, изменяется кровяное давление, увеличивается содержание адреналина и сахара в крови, ускоряются обменные процессы. Эта функция мобилизует энергетические ресурсы при неблагоприятных условиях и при неблагоприятных - направляет на накопление энергии. Регулирующая функция - определяют направление и осуществляют деятельность. Эмоциональное отношение к явлению, другому человеку, 5

6 предмету - оказывает влияние на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Одни и те же события люди воспринимают по своему и зависит это от их индивидуальности. Эмоции у каждого индивидуума субъективны. В общем контексте многие психологи и физиологи конкретизируют функции регуляции, как накопление индивидуального опыта. Эмоциональные переживания оставляют след в памяти (эмоциональная память) и в дальнейшем этот опыт используется. П.К. Антохин считал, что положительные эмоции возникающие при достижении цели запоминаются и при необходимости могут быть извлечены из памяти, для достижения аналогичного результата. Отрицательные эмоции так же запоминаются и уберегают от повторных ошибок Синтезирующая функция - объединяет все события и факты в единое целое. Совокупность образов порождают эмоциональное переживание и создают образ в сознании субъекта. Один из элементов может повлечь за собой неосознанное для субъекта воспроизведение других образов, потому, что они образуют комплекс. Смыслообразование - эмоции служат для осмысления мотива. А. Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы вполне успешным, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в ту минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок.» Защитная функция - при сильных эмоциональных переживаниях, при страхе, стрессе и прочих проявлениях реальной или возможной опасности активизируются внутренние резервы организма. Они служат защитой, помогают разобраться в ситуации, помогают определить вероятность успеха и неудачи. Экспрессивная функция - служит для общения между людьми. Реализуется эта функция через мимику, жесты, интонации голоса, позы и различные выразительные движения. А также при помощи звуков, например: смеха, плача, крика, возгласов. Интересным является тот факт, что принадлежащие к разным культурам люди, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния, чтобы настроиться на общение и совместную деятельность. Так же это замечено и у народов никогда не контактирующих друг с другом, из этого можно сделать вывод, что характер некоторых эмоций врожденный, как способность их понимания. Не только человек способен понять эмоциональное состояние другого живого существа по выражению его лица, но и некоторые животные. 6

7 Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в творчестве. Собственная эмоциональная сера отражается в творчестве. Эмоции так же входят во многие психологически сложные состояния человека. Такими комплексными состояниями, включающими мышление и эмоции, являются: юмор, сатира, ирония, сарказм, и трагизм. Много интересных наблюдений, раскрывающих роль эмоций сделал Б. Спиноза: «Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они испытывают сострадание, а кому хорошо тому завидуют и относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого» «Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью..» «Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала» Эмоции являются важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека. Они возникают у человека, как необходимая сторона его душевной жизни. Эмоции оказывают воздействие на физиологические функции человека, поскольку образуют совместно с ним единую психофизическую систему. В связи с этим, эмоции сопровождаются, в той или иной степени, изменениями функций организма. К тому же возможности эмоциональной регуляции физиологических функций многообразны. Они могут изменяться в десятки и сотни раз в разных направлениях: от усиления до затухания, улучшаться и наоборот ухудшаться, ускоряться и замедляться, и прочее. На эмоциональной основе возникает большое количество различных болезней. Под влиянием эмоций человек может быть «несобранным» и наоборот быть «электро-веником». Благодаря эмоциональным переживаниям человек имеет творческое мышление и воображение, он способен творить в различных сферах. Эмоции и чувства привели к тому, что человек может любить: родных, Родину, другого человека, работу и прочее. Являясь сложными внутренними психическими процессами, эмоции хорошо вырабатываются во вне, в мимике, жестах, движениях, действиях и прочем. Все это позволяет понимать эмоциональное состояние других людей, налаживать с ними контакт и более эффективно с ними общаться. 7

docplayer.ru

Тема 5. Эмоции и чувства в общении.

Задание 1. Развитие умений и навыков вербализации чувств, восприятия и понимания эмоциональ­ного состояния партнера по общению.

Вспомните любую ситуацию, в которой вы переживали сильные чувства.

Назовите эти чувства. Опишите свое поведение, включая мимику, жесты, телесные ощущения при его переживании. Как вы ведете себя, когда переживаете злость, раздражение, гнев? Какие наиболее характерные телесные позы, мимику, жесты вы используете при этом? Как переживаются вами стыд, вина, смущение, грусть, волнение, радость, интерес и т.п.? Выражение каких чувств вам проще всего понять при наблюдении за другим человеком? При выражении каких чувств вам сложнее всего находиться рядом с другими людьми (в ситуации, когда вы сами их испытываете и когда их испытывают другие), например, когда вы злитесь или другой человек злится на вас (на других). Какие чувства вы испытываете при переживании другими стыда, грусти, нежности, зависти и т.п.? Всегда ли вам понятно эмоциональное состояние вашего собеседника? Что вы делаете, чтобы его понять?

Задание 2 Осознание влияния эмоций на поведение человека.

Напишите небольшое эссе на тему «Зачем мне нужны разные чувства?»

1. Какие чувства мы чаще всего скрываем от других людей?

2. Почему так важно переживать разные чувства? Для чего они нужны?

3. Почему необходимо некоторые чувства сдерживать и не демонстрировать другим людям или в определенных обстоятельствах?

Задание 3. Осознавание и вербализация своего эмоционального состояния.

Обратите внимание на свое эмоциональное состояние и осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это состояние (упражнение выполняется перед зеркалом). Постарайтесь описать свое состояние как можно детальнее. Сделайте это вслух или на бумаге.

Подумайте некоторое время и скажите, какие у этого состояния цвет, форма, объем. Нарисуйте его.

Опишите, почему вы выбрали этот цвет и форму изображенного переживания.

Задание 4. Развитие сензитивности в общении.

Вспомните любое событие, которое вы наблюдали или в котором вы непосредственно участвовали и человека, чье эмоциональное состояние вас потрясло или удивило. Опишите его поведение.

  • Какое эмоциональное состояние он переживал?

  • Легко или сложно вам было понять это?

  • На какие вербальные и невербальные способы выражения вы ориентировались?

  • Какое впечатление на вас это произвело?

  • Какие чувства других людей вам сложно переносить?

  • Какие чувства вы сами обычно не демонстрируете другим?

Задание 5. Развитие эмоциональной чувствительности и эмпатиии.

Вспомните кого-то из близких вам людей и его состояние в последнюю вашу встречу. Подумайте, какой цвет вы бы присвоили его эмоциональному переживанию. С каким цветом чаще всего ассоциируются окружающие вас люди?

Напишите небольшое эссе на тему «Как понимание чувств других людей влияет на ваши отношения»

Тема 6. Проблемы в общении.

Задание 1. Овладение основными понятиями: конфликтная ситуация, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт.

Опишите основные разногласия сторон в наблюдаемой вами когда-либо конфликтной ситуации, участником которой вы не были.

  • Как вели себя участники конфликта?

  • Какие эмоции они выражали, а какие сдерживали при выяснении отношений?

  • Удалось ли им урегулировать конфликт?

  • За счет чего (кого?) это удалось сделать?

Напишите им свои пожелания, которые, на ваш взгляд, помогли бы им в дальнейшем эффективно разрешать межличностные конфликты.

1. Чем межличностный конфликт отличается от внутриличностного?

2. Какой из них труднее урегулировать?

3. Как может помочь психолог человеку, испытывающему внутриличностный конфликт?

Задание 2. Осознание индивидуальных стратегий поведения в конфликтной ситу­ации.

Напишите:

1. Что такое конфликт «отцов и детей»?

2. Почему его порой сложно решить?

3. Какие установки мешают обеим сторонам?

4. Что вам мешает/помогает договориться с вашими родителями?

5. Опишите наиболее популярные стратегии поведения в конфликтной ситуации, которые используете вы?

6. Какими стратегиями чащу всего пользуются ваши родители?

7. Помогают они решать или усугублять конфликт?

8. Что бы вы посоветовали самому себе изменить в стратегии поведения?

Задание 3. Осознавание ресурсного поведения в конфликтной ситуации.

Вспомните любую конфликтную ситуацию, участником которой были вы.

Напишите:

  1. Какие стратегии решения конфликта вы использовали?

  2. Помогло ли это разрешению конфликтной ситуации?

  3. Какие способы решения конфликта и какое поведение вы никогда не используете?

  4. Легко ли вас уговорить согласиться с мнением другого человека даже, если вам оно не выгодно?

  5. Часто ли вам приходится ругать себя за «мягкотелость» или, наоборот, за чрезмерные напористость и агрессивность после того, как конфликт уже произошел?

  6. Что бы хотели изменить в своем поведении во время конфликта?

studfiles.net

Проявление эмоций и чувств личности в деловом общении

ТОП 10:

Реализация потребности в общении или, напротив, неудовлетворенность общением вызывают соответствующие эмоции и чувства.

Эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая ее, и направляя. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовлетворения и др. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.

Эмоции имеют специальную функцию – выступают средством общения. Они могут выражать оценку отдельных условий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в труде (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям. В соответствии с этим различают положительные и отрицательные эмоции. Положительныеэмоции, вызываемые полезными воздействиями на психическое состояние человека, побуждают к их достижению и сохранению. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека. К положительным эмоциям, помогающим работать, относится чувство удовлетворенности и радости от труда, чувство подъема, уверенности, чувство юмора. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. К отрицательным эмоциям, которые переживаются во время работы, относятся: а) чувство растерянности и неуверенности, как временная потеря ориентировки в деловой ситуации; б) чувство напряженности, вызываемое встречающимися трудностями, препятствиями, стоящими на пути к решению задачи, иногда новизной, непредвиденностью условий в которых приходится работать. На возникновение и укрепление во время работы положительных эмоций и искоренение отрицательных влияют условия труда, психологический климат в коллективе, условия домашней жизни.

Эмоции регулируют деятельность, оказывая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Они могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями, и, как чувства, воспринимаются личностью как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Высший продукт развития эмоций человека – чувства.

Чувства– устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, к общению с ними, к явлениям действительности (социальным и природным). Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку. Они определяют характер устанавливаемых отношений и могут реализовываться в различных эмоциях. По силе и качеству чувств человека можно судить о том, каков уровень его развития: высокий или примитивный. Чувства человека высокого уровня развития всегда пронизаны интеллектом, поскольку обязательно включают оценки, ценностные ориентации, объясняющие социальный смысл этих чувств. Исходя из объекта чувств, представленного в сфере социальных явлений, их подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (например, к партнеру, произведению искусства и др.), обобщенные (например, к музыке, к представителю делового мира какой-либо страны и др.) и абстрактные (например, чувство справедливости, трагического и др.).

В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды:

1. Настроение – длительное эмоциональное состояние (например, радостное, угнетенное, оптимистическое и др.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Настроение более других влияет на деятельность личности и её результаты. Бодрое настроение стимулирует деятельность работника, положительно влияет на окружающих. Настроением необходимо уметь управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения.

2. Аффект – сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва – ужас, ярость, страх и т.д. Он вызывается сильными раздражителями (например, словами, поведением других людей и др.). По мнению специалистов более склонны к аффектам личности неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения (холерики). Как показывают исследования, чаще всего аффективные реакции есть следствие недостаточной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой и контролировать свое поведение. Человек в состоянии аффекта может совершить необдуманные поступки.

3. Страсть – сильное, глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности.

4. Направленность – система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему миру. Она выражается в том, какие цели человек ставит перед собой в жизни, как он относится к самой жизни, к обществу. Поэтому направленность, характеризуясь целями и стремлениями человека, влияет на его жизнь и деятельность. Различают следующие направленности: на себя, на общение, на дело, на карьеру, на семью и т.п. Высшей формой направленности личности является мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение его к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этим взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации. Мировоззрение формируется в процессе обучения и воспитания личности. Оно отражает и опыт жизни. Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, стойкость и твердость – оно сказывается на всем облике человека.

Формирование внутренних качеств личности человека существенно зависит от среды. Это еще в большей мере относится к формам поведения личности, связанным с общением и взаимодействием людей. Поведение личности есть результат его общения с разными людьми в различных ситуациях, наблюдения за ними, подражания им и т.п. Следовательно, поведение человека зависит не только от его внутреннего мира, но и от внешнего мира.

Кроме индивидуальных качеств каждая личность характеризуется и общественно-психологическими свойствами. К ним относятся следующие: социализация личности, ценностные ориентации, социальные ожидания, убежденность. Рассмотрим кратко их содержание.

Социализация личности – процесс становления личности, обучения и усвоения человеческих ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Ведущим и определяющим началом социализации личности является воспитание. Наряду с тем социализация личности может происходить и в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). В настоящее время процессы социализации протекают вне официальных структур (например, в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и др.). Расширение и углубление социализации человека происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания.

В психологии используется понятие «социальные чувства» предметом, которых становятся явления и условия общественной жизни. От них зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. К ним относятся такие свойственные человеку чувства как чувство долга, ответственности, товарищества, коллективизма, патриотизма и т.д.

Ценностьориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения человека. Они формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации человека определяют: предрасположенность человека к определенному восприятию условий жизни и деятельности и к поведению на будущее, а в ситуациях нравственного выбора являются критериями принятия человеком жизненно важных решений. Будучи отражением социальных интересов личности, ценностные ориентации выражают субъективную социальную позицию личности, её мировоззрение и нравственные принципы. Непротиворечивость ориентаций – важнейший показатель устойчивости личности.

Социальные ожидания –система неформализованных требований относительно норм социального поведения, взаимодействия в группах, обществе. Они приобретают форму ожидания определенного поведения. Ожидания не являются произвольными. Они отражают степень обязательности, необходимости для группы предписываемой формы поведения, отношений, без которых группа не может успешно функционировать. Ожидания формируются на основе процессов предвидения, упреждения действий, реакций, отношений и обеспечивают прогнозируемость поведения, а также санкций и ответных реакций на него. Ожидания представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний должностных инструкций ожидания носят неформальный и не всегда осознаваемый характер. В реальных условиях следует учитывать две основные стороны ожиданий: а) право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции; б) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей.

Убежденность – особое качество личности, определяющее общую направленность всей её деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором её сознания и поведения. Убежденность выражается в глубокой обоснованной уверенности в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми руководствуется человек. Она зависит от опыта личности и ее отношений с обществом. Убежденность может выступать как глубокое понимание социально-исторических процессов, потребностей, смысла требований нравственности. Вместе с тем, следует учитывать, что убежденность может носить отрицательный характер, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость каких-либо принципов, чьего-либо авторитета.

Считается, что изучение индивидуально-типологических особенностей личности невозможно без учета социальной среды и общественных отношений, в обстановке которых живет и трудится человек, формирование которого зависит от этих факторов.



infopedia.su

Основные характеристики чувств и эмоций в общении (часть 2)

[

РевноИ кого-то — значит относиться с недоверием к словам и пост своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать на ссору и т.д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в межличностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы.

Во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер. Можно испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызывает у вас отвращение, то скрыть это чувство полностью невозможно, оно начинает определять характер вашего поведения в отношении этого человека и, следовательно, не может остаться незамеченным с его стороны, вызывая соответствующие реакции.

Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, в межличностном общении приобретают характер послания другому, т.е. становятся сообщениями, смысл которых нужно еще понять, а следовательно, возможны искажения, неточности или даже полное непонимание содержания этих сообщений. Иногда одна и та же эмоция может быть интерпретирована совершенно по-разному в зависимости от позиции интерпретатора.

В-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социализации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, чувства практически не подвергаются ограничению (трудно вообразить запрет на положительное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года), но в сфере социальных отношений, действуют разного рода санкции: кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет недоумение. Разные культуры и группы дают разные ответы на эти и подобные вопросы, но все они сходны в самом факте строгого контроля со стороны сообщества за эмоционально-чувственной сферой жизнедеятельности.

Таким образом, эмоции и чувства приобретают характер коммуникативных действий.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации И правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней — Необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правилу точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. 1 пример, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше 1 принимает ответ студента, демонстрирующего энергично-дел« настроение, чем естественное для него в этот момент чувство • вожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются тролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способна партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во мание эмоциональное состояние другого приобретает реша значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать скрываемые ими чувства, в то время как при социально-роле контактах в первую очередь следует реагировать на демонстр* мые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношен между людьми может стать не только неуместное, но и неум< проявление эмоций и чувств.

its-journalist.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа