6 класс. Обществознание. Человек. Человеческие чувства. Эмоции это в обществознании


Эмоции и чувства

Разделы: Школьная психологическая служба, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие.

Ощущение удовольствия или неудовольствия, иногда отчетливое, иногда едва заметное – эта своеобразная окраска ощущений. Характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.

Эмоции характеризуют собой потребности человека и предметы, на которые они направлены.

Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Но, нужно обратить внимание на то, что используются два понятия “эмоции” и “чувства”.

Эмоции – это более широкое понятие, чувства – одно из проявлений эмоциональных состояний.

В жизни эмоции – это самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.

Эмоции содействуют в реализации потребностей и достижении определенных целей. Любая эмоция положительна или отрицательна, опираясь на это, человек может судить о достижении поставленной цели. Таким образом, можно судить о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. например: покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать повышение уровня адреналина в крови и многое другое.

Типы эмоций: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции – интенсивные, бурно протекающие, кратковременные эмоциональные вспышки.

Например: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта: данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

Объяснение этому: сильное эмоциональное возбуждение, затрагивающие двигательные центры КГМ и переходящее в двигательное возбуждение, под действием которого человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает, в состоянии аффекта человек цепенеет, теряете дар речи.

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием.

В этом состоянии меняется характер протекания мыслительных процессов и человек не может предвидеть результаты своих действий. Целесообразное поведение становится невозможным.

Но!, даже в состоянии очень сильного аффекта человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Но при этом одни могут владеть своими мыслями и поступками, а другие нет.

Это происходит в первую очередь, из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые. Носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми

Причина тому то, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно удовольствие и неудовольствие.

Эмоции делятся на:

Стенические - стимулирующие деятельность человека, увеличивающие энергию и напряжение сил, побуждающие к поступку, высказываниям. В этом случае человек готов “горы перевернуть”.

Астенические – ведут к скованности, пассивности.

Фундаментальные эмоции:

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребносте.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое разногласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, не только ожиданиям окружающих. Но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

!!!! эмоциональные состояния носят неоднозначный характер: один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения – это называется амбивалентностью чувств (двойственностью).

Чувства – вид эмоциональных состояний – в большинстве случаев предметны и конкретны. И, если эмоции связаны с биологическими процессами, то чувства – с социальной сферой.

Еще одно различие: эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства имеют определенное внешне проявление, а эмоции чаще всего нет.

Чувства – еще более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Чувства всегда индивидуальны!!!

Чувства делят:

Нравственные (моральные) – переживаются людьми при восприятии явлений действительности и сравнения этих явлений с нормами, выработанными обществом.

(Моральные: любовь, чувство долга, гуманность, дружба, патриотизм…

Аморальные: жадность, жестокость, эгоизм…

Морально-политические – отношения к различным общественным учреждениям, организациям, к государствам…).

Интеллектуальные – переживания, возникающие в результате познавательной деятельности (любознательность, удивление, любопытство…).

Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусства (восторг, радость, восхищение, презрение, страдание, тоска, отвращение…).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Мысли, чувства, эмоции

Как часто нам говорят: «Думай», «Нужно подумать», «Подумай ещё раз». Как будто это так просто сделать. А что же по вашему мнению значит мыслить?

Давайте проведём с вами маленький эксперимент. Положите перед собой лист бумаги и в течение нескольких минут пишите всё, что вам приходит в голову, ну, например, о школе.

Согласитесь, что проводя этот опыт, вы, безусловно, активно мыслили, ведь способность мыслить – это отличительная черта человека и важнейшая составляющая его духовной жизни.

Ведь как говорил математик Рене Декарт: «Я мыслю, а, следовательно, я существую».

В русском языке словом «мысль» принято обозначать как сам процесс размышления, рассуждения, так и его результат.

Умение мыслить – наблюдать жизнь, понимать её, объяснять прошлое, иногда предсказывать последствия своих действий – самая драгоценная способность человека.

Не умея мыслить, человек не смог бы изобретать те вещи, без которых мы не можем представить себе нашу жизнь: компьютер, телефон, автомобиль, самолёт, поезд – этот список можно продолжать бесконечно.

Именно человеческая мысль не только открыла дорогу в космос, но и помогла человеку побывать на Луне.

Без умения мыслить не было бы той удивительно интересной, яркой жизни, которой мы живём.

Наряду с мыслью, содержание человеческого мышления составляют понятия суждения и умозаключения.

Суждение – это высказывание, содержащее определённую мысль.

Умозаключение – это несколько логично связанных между собой суждений.

Но нормальное существование человека невозможно не только без мышления, но и без эмоций и чувств, которые постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Различные события в жизни человека, поступки других людей, окружение человека в целом, заставляют его не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё отношение к чему-либо.

Горе и радость, любовь и ненависть, уважение и пренебрежение, смелость и страх. Чувства каждого человека индивидуальны и всегда направлены. Они могут проявляться по отношению к кому-то, например, к любимому человеку, друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам, учителям или по отношению к чему-то, например, к своей стране, к тому месту, где он родился, профессии, к знаковым событиям своей жизни.

То есть чувство – это внутреннее отношение человека к чему-то или кому-то.

Современный американский Писатель Митч Элбом писал: «... жить – значит общаться с людьми. Выражать свои чувства. Говорить с ними. Сопереживать им…».

Одно и то же событие может вызвать у людей совершенно противоположные чувства. Всё зависит от того, насколько произошедшее важно для конкретного человека.

Например, закрытие библиотеки останется незамеченным для большинства, но только те, кто любит читать и привык каждую неделю брать новую книгу, расстроятся.

Среди чувств человека особую группу составляют «высшие чувства».

К ним относятся нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.

Нравственные чувства – это чувства, переживаемые людьми при восприятии ими явлений действительности и при сравнении их с общественными нормами.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и так далее.

Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.

К эстетическим чувствам относят чувство наслаждения прекрасным в искусстве, в природе, иными словами – наслаждение формами и содержанием всего, что мы видим вокруг, а также чувство юмора, иронию.

Интеллектуальные чувства – это переживания, связанные с познавательной деятельностью человека.

К ним можно отнести чувство удивления, сомнения, любознательности, радость открытия и так далее.

Отношение человека к окружающему миру переживается и в виде эмоций.

Именно эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент.

То есть эмоция – это внутреннее состояние, связанное с настроением человека.

Американский психолог Изард Кэррол выделил одиннадцать основных эмоций человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе или страдание, стыд, интерес или волнение, вину, смущение.

Все остальные эмоции человека, по мнению Кэррола, являются производными от одиннадцати основных.

Для человека свойственно постоянное проявление своих эмоции.

Как говорил американский писатель Стивен Кинг: «У меня такое чувство, будто большую часть времени я провожу в стиральной машине, только в ней вместо белья мои эмоции».

Человек может выразить свои эмоции мимикой, жестикуляцией, интонацией в голосе, поведением и так далее.

Хорошо, когда человек испытывает много позитивных эмоций, таких, например, как радость, удовольствие, смех и так далее.

И очень непросто тем, у кого преобладают в основном эмоции негативные – обида, злость, гнев, раздражение и тому подобные.

Человеку постоянно необходимо выражать свои эмоции, ведь если удерживать все отрицательные эмоции внутри себя, накапливать их, то человек рано или поздно может взорваться не только эмоционально, но и психически.

Это может привести к самым негативным последствиям, а в ряде случаев человеку может потребоваться помощь квалифицированного психолога.

Вам это ничего не напоминает? Ну, например, кипящий чайник. Если его плотно закрыть и закупорить носик, то он, в конце концов, взорвётся, ошпарив окружающих.

Но не стоит сбрасывать негативные эмоции на окружающих при первой возможности. Ведь если это делать постоянно, вы можете потерять не только друзей, но и лишиться общения с близкими вам людьми.

Поэтому тому, кто хочет стать счастливым и многого добиться в жизни, быть в итоге и успешным, и здоровым, просто необходимо научиться разбираться в своих эмоциях, управлять ими, научиться видеть в жизни приятные для себя моменты.

videouroki.net

6 класс. Обществознание. Человек. Человеческие чувства. - Человеческие чувства (продолжение)

Наверняка каждый из вас сталкивался с ситуацией, когда вам нужно было принять какое-то конкретное решение или достичь какой-то конкретной цели, причём эта цель, стоящая перед вами, была по-настоящему сложной. При этом это совершенно не означает, что эта проблема была чисто учебной или трудовой. Такие проблемы возникают в повседневной жизни постоянно. В таких ситуациях вы начинаете мыслить, то есть составляете некую схему того, как преодолеть ту или иную проблему, как достичь желаемого результата. Слово «мыслить» является для вас совершенно естественным и привычным. Но что же такое мыслительный процесс? В русском языке слово «мысли» имеет двойственное значение. С одной стороны, это конечный результат того, что вы планировали, того, как бы вы хотели достичь своей цели. Одновременно с этим мыслями называется некое рассуждение человека о том, что он сейчас переживает, о тех потребностях и желаниях, которые он хочет удовлетворить. Мыслительная деятельность – один из самых сложных механизмов нашего внутреннего мира (рис. 1).  1

Рис. 1. Скульптура О. Родена «Мыслитель» (Источник)

Мыслительная деятельность – это действительно очень сложная система. Только представьте, какое количество всевозможных мыслей рождается в вашей голове постоянно. Не бывает такого, чтобы человек не думал ни о чём. Бывает, что ответом на вопрос «О чём ты сейчас думаешь?» служит фраза «Ни о чём», но это не совсем верно. У человека постоянно в голове присутствуют какие-то мысли, даже если они и не требуют воплощения. Те мысли, которые человек считает наиболее ценными, он выбирает и воспроизводит в речи либо фиксирует на бумаге. Бывает и такое, что важные мысли человек оставляет внутри себя, но он их фиксирует, останавливается на них и постоянно возвращается к ним. Такие мысли называются суждениями. Суждение – это особая категория мысли, высказывание, содержащее определённую мысль. Мы выделяем суждения из общего мыслительного процесса, потому что думать мы можем о чём угодно, но суждения – это некая веховая точка, этап.

Когда мы формируем суждения, мы что-то фиксируем на бумаге или в устной речи в качестве какой-то ступеньки, обозначаем для себя контрольные точки. Это суждение является единичным, оно пока, возможно, ничего и не означает, но если таких суждений несколько и если они все были сформулированы в рамках решения одной и той де проблемы, мы можем вывести какую-то совершенно новую мысль, новое понятие. Наверняка в ходе изучения математики вы сталкивались с такой ситуацией. Допустим, вы решаете пример, который требует от вас нескольких пошаговых действий, в результате вы получаете ответ. В мыслительной деятельности происходит аналогичная процедура. Этими действиями являются суждения, ведь изначально пример выглядел по-одному, а ответ выглядит совершенно по-другому. Но желаемым для вас был именно ответ, а привели вас к ответу именно ваши суждения, из которых вы произвели умозаключение (рис. 2). Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

  2

Рис. 2. Поиск ответа (Источник)

Когда человек ставит перед собой цель, он её осмысливает и при помощи суждений постепенно достигает желаемого результата. Действиями на этом пути являются наши с вами вложения, наш труд, при этом он может выражаться в самых разных формах: от физического труда до мыслительного. Об этом мы поговорим несколько позже.

Иногда человек, занимаясь мыслительной деятельностью, устаёт больше, чем от физического труда. Это вполне объяснимо, ведь, когда мы думаем, мы также тратим энергию, также затрачиваем калории, как если бы мы копали, бегали, занимались физической деятельностью. Но мыслительный процесс – это не единственная сфера, где человек применяет свои чувства. Ведь мы постоянно испытываем определённые переживания по отношению к предметам и людям, окружающим нас. Эти чувства очень разнообразны: это чувство радости, горя, огорчения или любви. Мы постоянно что-то переживаем, при этом самое главное, наша чувствительная сфера очень направлена. Ведь нельзя испытывать любовь вообще, она должна быть направлена на кого-то или на что-то. Например, вы любите свой мобильный телефон и не можете с ним расстаться, так как эта вещь во всём вам подходит. С другой стороны, вы не можете быть без причины расстроенным, кто-то или что-то привело вас к такому состоянию. Плохое настроение не возникает само по себе, кто-то или что-то испортило вам настроение, именно поэтому мы испытываете набор негативных чувств.

 

Чувства

Одно и то же событие, одно и то же действие может вызывать у людей самые разные чувства. Для кого-то некое случившееся событие может оказаться трагедией. Если рассматривать исторические события, то можно привести пример, когда в 1905 г. русский военно-морской флот потерпел сокрушительное поражение от японского военно-морского флота в ходе знаменитой Цусимской битвы (рис. 3).

 3

Рис. 3. Цусимская битва (Источник)

Поражение это было настолько унизительным для русских людей, что по флоту прокатилась целая война самоубийств: многие офицеры не могли вынести горечь поражения. Офицеры считали, что после всего случившегося они больше не могут жить и сражаться под Андреевским флагом. Противник не просто оказался сильнее и потопил русские корабли. Настоящей трагедией стало то, что очень много русских кораблей попало в плен, то есть спустили военно-морской флаг. До этого вся историческая традиция русского военно-морского флота предписывала погибать, но ни в коем случае не сдаваться. А в ходе этого сражения командующий русским военно-морским флотом адмирал Зиновий Петрович Рожественский (рис. 4) попал в плен. Это стал большим ударом для офицеров старой школы, которые не привыкли сдаваться, для которых честь мундира была определяющей. Они стрелялись.

 4

Рис. 4. З. П. Рожественский (Источник)

Сейчас, узнав об этом событии, вы можете сказать, что так поступать было нельзя, ведь на одном проигрыше жизнь не заканчивается. Русский военно-морской флот спустя некоторое время реабилитировался и одержал новые победы, следующая война с Японией закончилась победой СССР. Нужно уметь правильно ассоциировать, то есть воспринимать, те события, которые происходят. Нельзя быть экстремальными, думать, что если вы потерпели поражение, это непоправимо. Это всегда неверный путь. Мы должны жить в балансе и гармонии с самими собой.

Постепенно в своём разговоре мы подошли с вами к ещё одной стороне жизни, а именно – эмоциональной сфере человека. Эмоциональная сфера – это те ощущения, которые вызывает у нас наше чувственное восприятие окружающего мира. Не так просто отделить друг от друга наши чувства и эмоции, но всё-таки есть ряд нюансов, которые их отличают. Они заключаются в том, что эмоции – это проявление наших чувств в обыденной жизни, внешнее или внутреннее. Настроение человека всегда формируется под влиянием наших эмоций. Предположим, вы посмотрели футбольный матч (рис. 5) и ваша любимая команда проиграла. Ваши чувства в любом случае удовлетворены, так как вы смотрели футбольный матч, и вам было интересно. Но поскольку ваша любимая команда проиграла, вы переживаете, ваши эмоции, соответственно, негативные.

 5

Рис. 5. Футбольный матч (Источник)

Это и есть эмоции человека. При этом очень интересный момент: всякая наша эмоция возникает и протекает в различных условиях по-разному. Опять же рассмотрим пример с футбольным матчем. Бывает такое, что команда, за которую вы болели, проиграли, но вы особо не расстроены, так как другое событие, положительное для вас, перекрывает этот негатив. Наверняка вы сталкивались в жизни с такой ситуацией, когда, испытывая эмоциональный подъём от чего-то иного, на негативные события вы не обращали внимания. Вам подарили какую-то вещь, которую вы давным-давно хотели, и радость от этого события настолько велика, что тройка по контрольной вас уже не расстраивает. В то же самое время, если бы этого эмоционального заряда не было, плохая оценка по контрольной стала бы для вас самым серьёзным испытанием на сегодняшний день. Наши эмоции – это неисчерпаемый источник. Сегодня нам плохо, но завтра наше настроение поменяется, потому что чувственная сфера всякий раз реагирует на новую ситуацию.

 

Существуют несколько классификаций видов чувств. Так, выделяют практические чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности. К ним относятся скука, радости и муки творчества, удовлетворение достижением цели, увлеченность, азарт, энтузиазм, приятная усталость и т. п.

Если мы будем пытаться классифицировать нашу чувственную сферу, то увидим, что есть более важные чувства, а есть менее важные. Среди чувств выделяют, так называемые, высшие чувства. К высшим чувствам относят, например, эстетические чувства. Эстетические чувства – это жажда красоты, наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство душевной мягкости. Эстетические чувства позволяют человеку видеть в окружающем мире прекрасное. На бытовом уровне именно эстетические чувства заставляют вас прибрать свою комнату, так как беспорядок некрасив, он не радует ваш глаз и ваши чувства. А вот чистота и порядок, напротив, приносят вам удовлетворение и радость. Эстетика – сфера художественная, она затрагивает по-настоящему высшие чувства человека.

Другая сторона высших чувств – это нравственная сторона. Нравственные чувства – это чувства долга, ответственности, справедливости, чести, достоинства, совести и т.д. Нравственные чувства свойственны только человеку, у животных они отсутствуют. А человек испытывает эти чувства, более того, есть цивилизации, в которых чувство долга является определяющим, например, японская цивилизация.

Также к высшим чувствам относятся интеллектуальные чувства. Интеллектуальные чувства – это переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т.д. Вы знаете по себе, что даже поиск ответа на какую-то математическую задачу вызывает в вас эмоциональный подъём. Вас радостно потому, что вы преодолели интеллектуальную планку, которая ранее казалась непреодолимой. Тем самым вы подняли себя в собственных глазах.

Итак, подводя общий итог, можно сказать, что чувства – это сфера, которая порождает мысли человека, а мысли, напротив, будоражат чувства. то есть это взаимообратный процесс. Человек постоянно совершенствуется, в том числе и потому, что испытывает переживания. Наши ощущения и желания помогают нам получить то, что мы хотим, самым удобным для нас способом. Однако решение проблемы самым удобным способом для тебя, не должно становиться проблемой для окружающих людей, потому что человек – это не индивидуальное существо, а биосоциальное. Ни в коем случае нельзя позволять, чтобы наш эгоизм захватил нас настолько, что мы бы думали только о себе. Человек, создавая некое благо для себя, должен заботиться и о том, чтобы это стало благом для окружающих.

А на следующем уроке мы поговорим о семье как о первичной ячейке общественной организации. Мы постараемся вместе ответить на вопрос: способно ли существовать общество без института семьи?

 

Высшие чувства

Мы с вами говорили о чувстве долга, о чувстве ответственности. Задайтесь вопросом: что определяет жизнь нашей цивилизации, в том числе и нашего государства? Если отмести всё лишнее, то окажется, что в нас сидит страх. Как это ни парадоксально, но основой нашей жизни является страх, причём страх физического наказания в самых разных формах. Приведём пример. Вы делаете домашнее задание не столько для того, чтобы достичь некого учебного результат и получить пятёрку, а потому, что боитесь получить двойку и быть наказанным. При этом родители часто пугают детей совершенно несбыточными наказаниями, подстёгивая их к учёбе (рис. 6).

Рис. 6. Страх наказания – мотивация школьника (Источник)

Когда мы слышим слова, которые обещают нам наказание, мы, возможно, и понимаем, что этого не будет, но, тем не менее, на каком-то уровне испытываем страх. Взрослая жизнь устроена примерно так же: люди боятся потерять работу, иногда они не совершают противоправных действий просто потому, что боятся наказания. Взрослые люди боятся штрафов, взысканий, тюремного заключения. А вот уникальная японская цивилизация живёт также под страхом, но только не под страхом физического наказания, а под страхом быть опозоренными. Это очень сложно осознать сразу для европейского человека, но для японца гораздо ужаснее не выполнить какое-то задание, не выполнить поручение, которое было на него возложено, чем страх физического наказания. Вы наверняка слышали, что в Древней Японии практиковалось сеппуку – ритуальное самоубийство самураев. Самурай совершал это действие в тех случаях, когда не смог справиться с поручением, которое на него было возложено. В силу тех или иных обстоятельств человек не справился с заданием, возможно, обстоятельства оказались гораздо сильнее его. В европейской цивилизации человек, попавший в такое положение, оправдал бы себя тем, что условия ситуации были совершенно недопустимыми, а все окружающие приняли бы его оправдания. Но для японцев такой вопрос не стоит. Если тебе что-то было поручено, значит, это нужно было выполнить в любом случае. Японцы похожи на большой пчелиный улей, совершенную систему. Они действительно умеют делать вещи, доводя их до совершенства, западных людей это изумляет. Правда есть одна оговорка. Такая форма существования напрочь отбивает у людей желание творчески подходить к делу. Единственной целью является обязательное выполнение порученного, мыслить же творчески большинство японц

www.kursoteka.ru

Эмоция - это... Что такое Эмоция?

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.[1]

Описание и методы изучения

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции[2].

Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей.[1]

К методам изучения эмоций относятся[3]:

  • Исследования на нейрофизиологическом уровне
    • Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных)
    • Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения)
    • Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций)
  • Изучение эмоциональной экспресии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной.
    • Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique — сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности.
    • Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений)
    • Узнавание эмоциональных выражений
  • Феноменология эмоций: шкалы самооценки «ощущения эмоций».

Границы понятия

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).[1]

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.[4]

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Не существует однозначного мнения о том, можно ли различать субъективные понятия эмоций и мотивации. И. П. Павлов зачастую употребляет эти термины как синонимы, как и один из его учеников, Ю. М. Конорски, полагающий, что оба эти явления регулируются единой драйв-системой, носящей имя эмотивной или мотивационной. И. С. Бериташвили полагает, что эмоциональное возбуждение лежит в основе мотивационной деятельности (не голод побуждает к действию, но сопровождающее его эмоциональное возбуждение). П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором[2]. Однако, другие исследователи — П. Юнг, А. В. Вальдман, П. В. Симонов — различают эти понятия. По Юнгу, эмоция не является результатом внутриорганизменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности; Симонов выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а Вальдман считает, что эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы — преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер; эмоции носят психогенную природу, в то время как мотивации — эндогенно-метаболическую, и эмоции могут возникать на базе сильной мотивации, в том числе при сильных конфликтах при попытке удовлетворить потребность[5].

Особенности

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.[1]

Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.[1]

Характеристики

Валентность (тон)

Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.

Интенсивность

Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.

Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.

Стеничность

В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).

Содержание

Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге - "мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим"), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию[6]. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.

Физиология

С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния[7] (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями)[8].

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.[9]

Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным — приматам, собакам и другим.[10]

Мимическая обратная связь

Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.

Эмоции и стресс

Слишком сильные эмоции, не зависимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.

Формулы эмоций

Формула Симонова

Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.

Э П Ин-Ис

где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.

Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы.[11]

Перечисленные выше факторы являются определяющими, необходимым и достаточными, однако следует учитывать также фактор времени (эмоция как кратковременный аффект или длительное настроение), качественные особенности потребности и индивидуально-типологические особенности субъекта. Из формулы следует, что вероятность удовлетворения потребности (сравнение значений ИС и ИН) влияет на знак эмоции, и отражательная функция эмоций совпадает с оценочной функцией[7].

Формула К. В. Анохина

В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетверению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.

Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.

Мимические проявления

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.

Микровыражения

Согласно теории Пола Экмана, эмоции человека всегда сопровождаются по крайней мере микровыражениями, короткими непроизвольными выражениями лица, появляющимися на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Микровыражения не поддаются сознательному контролю, то есть появляются независимо от желания человека.

Психологические теории эмоций

По ряду вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в психологии до сих пор нет единого мнения. Существует целый ряд теорий, пытающихся дать свои ответы на эти вопросы - например, биологическая теория Дарвина.

Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются OCC (Ortony-Clore-Collins) модель и так или иначе основанные на ней KARO, EMA, CogAff, модель Фоминых-Леонтьева, модель PAD (Pleasure-Arousal-Dominance), предложенная Mehrabian, и модель Плутчика.

Эмоциональный отклик

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (чувствовать себя в гармонии с природой, с людьми или человеком). Это эмоциональное созвучие.

Литература

  • Hilgard’s Introduction to Psychology (13 Edition) 2000, (Публикуется с 1953)
  • Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001
  • Я. Рейковский Экспериментальная психология эмоций. — М., 1979.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.
  2. ↑ 1 2 А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 176. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
  3. ↑ Изард К. Методы изучения эмоций // Эмоции человека. — МГУ, 1980. — С. 16, 99-116.
  4. ↑ Березанская, Наталия Борисовна, Нуркова, Вероника Валерьевна. Психология. — Юрайт-Издат, 2003. — 576 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9692-0465-2
  5. ↑ А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 177. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
  6. ↑ А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 178. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
  7. ↑ 1 2 А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 182. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
  8. ↑ А.С. Батуев Глава 6. Факторы организации поведения. #3. Роль эмоций в организации поведения // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — Питер, 2010. — С. 183. — 317 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 978-5-91180-842-6
  9. ↑ Вейн А. М., Вознесенская Т. Г., Воробьева О.В. Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение / Под редакцией А. М. Вейна. — Москва: Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с. — 4000 экз. — ISBN 5-89481-066-3
  10. ↑ Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности.. — Москва: Педагогическое общество России, 1999. — 620 с.
  11. ↑ Раевский, Владимир Вячеславович. Формула эмоций (рус.).

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

ЭМОЦИИ это что такое ЭМОЦИИ: определение — Педагогика.НЭС

ЭМОЦИИ

от лат emoveo - потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний значимость для субъекта явлений и ситуаций и служат одним из гл. механизмов внутр регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей Э представляют собой активное состояние системы спец. мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение с целью минимизации (ослабления, предотвращения) или максимизации (усиления, повторения) этого состояния

Возникающие у человека на базе высших, социально детерминиров потребностей Э принято называть чувствами - интеллектуальными, эстетическими, нравственными Обычно в экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э носят название аффектов Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоцион состояние называют настроением В зависимости от преобладания активирующего или угнетающего влияния на поведение Э определяют как стенические или астенические Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для субъекта потребностей оказывается хронически затрудненным, порождают стойкое эмоционально отри-цат напряжение - эмоциональный стресс, способствующий развитию неврозов и психосоматических заболеваний

Поскольку в Э представлены потребность, степень прединформированности субъекта и значимость вновь поступающей информации, Э могут служить индикатором этих трех компонентов высшей нервной деятельности Потребности придают Э их качеств специфичность

В зависимости от характера потребностей человека (витальные, или биологические, социальные, идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоцион реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей Одновременно актуализация неск потребностей, каждой из к-рых присуща та или иная вероятность удовлетворения, способна породить сложное эмоцион состояние, включающее как положит. так и отри-цат Э В случае конфликта мотиваций конкурирующие потребности сочетаются со столь же разл. Э, к-рые, т о, приобретают важнейшее значение в процессе трансформации потребностей, в их усилении, ослаблении и смене мотивац доминант Э можно классифицировать также по характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей Взаимодействие может быть контактным (уже происходящим) или дистанционным, в виде овладения этими объектами, защиты от вредоносных факторов и преодоления препятствий на пути к цели В соответствии с этим выделяют 4 пары осн. Э удовольствие - отвращение, радость - горе, уверенность - страх, торжество - ярость

Как отражение к -л актуальной потребности (ее качества и степени выраженности) и возможности ее удовлетворения, к-рую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и приобретенного индивидуального опыта, Э выполняют отражательно-оценочную функцию. Они отражают предметы и события окружающей среды в их отношении к актуальным потребностям личности, выявляя значимость для нее этих предметов и событий Т. о., в отношении генеза эмоцион реакций можно говорить о порождающих (потребность) и отражающих (вероятность ее удовлетворения) компонентах.

Прогнозирование вероятности достижения цели может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности Оно осуществляется путем сопоставления информации о средствах, способах, времени и т и, прогностически необходимых и реально имеющихся у субъекта. В последнем случае речь идет не только о знании того, что и как надо делать, но и о степени совершенства соответствующих практич.навыков. Возрастание вероятности удовлетворения потребности в результате поступления новой информа ции порождает положит. Э (удовольствие, радость и т и), а падение вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицат. Э (тревога, страх, гнев). Исследования психологов и эксперименты на животных обнаружили индивидуальные особенности эмоцион напряжения, к-рое у одних субъектов достигает наивысших значений при макс неопределенности ситуации, а у других - при низкой вероятности достижения цели.

Универсальность механизма сопоставления потребности с возможностью ее удовлетворения обнаруживается в генезе даже тех элементарных Э, к-рые принято именовать эмоцион тоном ощущений. Так, эмоцион окраска ощущений от пищи, находящейся во рту (вкусно, неприятно), формируется только после того, как голодовое возбуждение (потребность) сопоставлено с афферента-цией (информацией), поступающей из полости рта и свидетельствующей о возрастании вероятности удовлетворения потребности в пище.

Поскольку представление о вероятности достижения цели субъективны, такой же характер приобретают и возникающие при этом Э. Как правило, субъективная оценка достаточно верно отражает объективную вероятность, иначе Э. утратили бы свое адаптивное значение. Но в отд. случаях, когда субъективный прогноз оказывается ложным, эмоцион оценка событий не соответствует их реальному значению («головокружение от успехов», «пуганая ворона и куста боится»).

Порождаемая потребностью Э. оказывает обратное влияние на потребность и прогноз ее удовлетворения Экспериментально показано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог С. другой стороны, чувство радости, воодушевления, возникшее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели На силу потребности способна повлиять и оценка вероятности ее удовлетворения, о чем свидетельствуют эксперименты с т и выученной беспомощностью. Поскольку вероятность достижения цели зависит от эффективности действий субъекта, важно, чтобы в любой экстремальной ситуации человек продолжал активный поиск средств и способов ее преодоления, поиск выхода из нее. Даже если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность препятствует дезорганизующему влиянию отрицат Э. Отражательно-оценочная функция Э., то, определяет их регу-ляторные функции, их участие в организации целенаправл поведения.

Положит. Э свидетельствуют о предстоящем удовлетворении потребности, а отрицательная - об удалении от него, поэтому субъект стремится максимизировать первое состояние и минимизировать второе. Будучи мерой ценностей, Э. не являются ценностью сами по себе их социальная ценность определяется той потребностью, той мотивацией, на базе к-рой они возникли Благодаря тому, что в процессе организации поведения фактически конкурируют не сами потребности, а возникающие на их основе Э, конкуренция потребностей происходит с учетом вероятности их удовлетворения, тес учетом жизненного опыта субъекта и наличной ситуации В этом заключается переключающая функция Э., к-рая регулируется механизмами воли, ориентирующими поведение на достижение отдаленных, труднодоступных целей.

Э. выполняют также подкрепляющую функцию, к-рая представляет частный случай их переключающей функции. Установлено, что без участия Э. приобретение новых навыков вообще не происходит: в эксперименте при выключении нервного аппарата Э. у животных не удается выработать условный инструментальный рефлекс. Компенсаторная (замещающая) функция Э. проявляется не только в гипермобилизации вегетативно-энерге-тич. ресурсов организма, но гл. обр. в переходе к реагированию на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), чье истинное значение, соответствие или несоответствие реальности выясняется лишь по мере сопоставления с реальностью.

В ситуации дефицита информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности Э. сами по себе не могут доставить эту информацию, к-рая добывается лишь в процессе поис-ково-исследоват. деятельности, мобилизации хранящихся в памяти следов и т. д. Не восполняя дефицит информации, Э. могут лишь компенсировать его.

Структуры головного мозга, ответственные за формирование Э. (т. н. эмо-циогенные структуры), можно разделить на исполнительные, т.е. непосредственно реализующие ту или иную Э., и регулирующие, запускающие деятельность эмоцион. центров (удовольствия, страха, ярости и т. д.). Исполнит, структуры локализованы преим. в гипоталамусе и в центр. сером веществе, к-рое связано с генерацией эффектов отвращения и с реакцией избегания отрицат. эмоциональных воздействий. Для понимания механизмов Э. принципиальное значение имело открытие амер. физиологом Дж. Олдсом (J. Olds) и канад. нейрофизиоло-гом П. Милнером (Р. Milner) в 1954 феномена самораздражения животными т. н. центров удовольствия в мозге. Экспериментально установлено, что оценка вероятности подкрепления (удовлетворения потребности) связана с деятельностью передних отделов новой коры и гиппо-кампа, причем сохранность новой коры важна для ориентации поведения на сигналы высоковероятных событий, а гип-покамп необходим для реакций на сигналы с низкой вероятностью подкрепления.

Левое и правое полушария мозга принимают разл. участие в формировании Э. Поражение левого полушария ведет к относит, преобладанию отрицат. Э., а поражение правого - к преобладанию положит. Э.

Нейрохимия Э., несмотря на свое стремительное развитие в последние десятилетия, не может пока дать однозначных и окончат, ответов на вопросы о роли тех или иных биологически активных веществ в формировании Э. Несомненным является участие в этом процессе норадренергич. и серотонинергич. систем. Полагают также, что серотонинергич. система преобладает в процессе обучения на эмоционально положит. подкреплении (пища), а норадренергическая -на отрицательном (боль), хотя, по-видимому, обе эти системы вовлечены в реализацию как положит., так и отрицат. Э. В реализацию положит. Э. вовлекаются также т. н. эндогенные опиаты, в частности лейэнкефалин, к-рый, вероятно, модулирует состояние серотонинергич. системы. Предполагают также, что норадренергич. система связана преим. с мотивационными компонентами Э. безотносительно к их виду (положит. или отрицат.), а серотонинергич. система участвует в осуществлении подкрепляющей функции Э. Холинергич. система, видимо, обеспечивает информац. процессы, т. к. холинолитики влияют, напр., на пищедобыват. деятельность животного, на преодоление препятствий, на выбор пищи (информац. компоненты), хотя состояние голода при этом сохраняется.

В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредств. регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путем сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведет к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в «обогащении сферы чувств», сколько в формировании такой иерархии потребностей, к-рые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл. обр. путем обогащения и возвышения ее потребностей.

Для устранения эмоцион. напряжения, отрицательно влияющего на деятельность и здоровье человека, необходимы макс, информированность его о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи, вооруженность соответствующими знаниями и навыками, проф. опытом, а также заблаговременное формирование тех социальных и идеальных мотивов поведения, к-рые должны занять господствующее положение в самых критич. ситуациях, оттеснив потребности самосохранения или ложно понятого престижа. Сугубо субъективная сторона Э. как феномена внутр. мира личности во всем богатстве его выразит, средств не всегда может быть предметом науки, а постигается системой выразит, средств иск-ва.

Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Линдслей Д. Б., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Л с о и т с в А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Ф p с с с П., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Костандов Э. А., Восприятие и эмоции, М., 1977; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; его ж е, Мотивированный мозг, М., 1987; Судаков К. В., Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981; S p с n с с J., I z a r d С. (Eds.), Motivation, emotion and personality, Amsterdam, 1985. П. В. Симонов.

 

Оцените определение:

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

didacts.ru

Составные эмоции - Психологос

​​​​​​​Эмоции делятся на элементарные (простые, далее неразложимые эмоции - атомы), составные эмоции (состоящие из элементарных эмоций) и сложные - эмоции, составленные из нескольких нескольких более простых эмоций, хотя и не обязательно элементарных.

Важно: элементарные эмоции нередко называют базовыми, но это неточно. Базовые эмоции могут быть и не элементарными, составными.

Зачем знать о составе составных и сложных эмоций? - Чтобы с ними эффективно работать. Обида, вина, отчаяние, разочарование, ревность, жалость, зависть - все эти составные, а иногда и сложные чувства включают в свой состав гнев и грусть. Соответственно, и эффективная работа с этими чувствами должна идти через работу с гневом и грустью - смотри работу с обидой, виной и аналогичные статьи.

Виды составных и сложных эмоций

Среди составных и сложных эмоций можно выделить смешанные эмоции, эмоции-матрешки и эмоции-динамики.

Смешанные эмоции - разные эмоции смешиваются в одну как салат. Частично остаются и сами собой, частично трансформируются во что-то третье.

Эмоции-матрешки: за проявленной эмоцией, если покопать или приглядеться, стоит ее глубинная причина - другая эмоция. Так, за злостью часто стоит страх.

Эмоции-динамики - эмоции, составленные их обязательной последовательности сменяющихся состояний. Так, многие виды смешного являются последовательностью напряжения и расслабления. Например, аникс - смех, основанный на неожиданности, резко превращающейся в озарение.

www.psychologos.ru

Разработка урока по обществознанию "Эмоциональный мир человека"

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка наличия на столах у учащихся учебников, тетрадей, дневников.

Настраиваются на работу

Актуализация знаний

Ребята, скажите: слайд №1

Посмотрите на картинки, попробуйте понять состояние людей

Ответ: это эмоции

Постановка проблемы

Слайд №2

По каким признакам вы поняли состояние, настроение людей?

А как проявляют настроение животные?

Как называют человека, который может легко заплакать при просмотре фильма или чтении книги?

Проблема: зачем человеку эмоции?

Записывают в тетрадь

Эмоции – это наши реакции на приятные или неприятные воздействия окружающего мира.

Записывают тему урока в тетради. Эмоциональный мир человека

Реализация проекта

Слайды 4-5 выполнение заданий

Давайте обратимся к схеме, о каких средствах выражения эмоций мы сегодня узнали?

Подумайте, это свойственно животным и человеку, или только человеку?

Слайд 6-7

Овидий сказал: «Спутница радости – печаль». А Джон Голсуорси «Всякая эмоция только обогащает жизнь» Объясните значение этих слов.

Слайд 8

Рабочая тетрадь стр. 27. Фото эмоций животных. Какие эмоции на ваш взгляд, выражают эти животные?

Слайд 9-10

Особенности проявления эмоций в разных странах (Япония, Италия, Англия, Грузия). Стр.53 учебника прочитать. Слайд №11

Давайте ответим на вопрос: Так зачем человеку эмоции?

Выполнение заданий в рабочих тетрадях стр. 26

Отвечают на вопросы.

Выполнение заданий. Таблица «Физиологические проявления при эмоциях»

Ответы учащихся.

Выполнение задания «Положительные и отрицательные эмоции»

Ответы учащихся.

Выполнение заданий.

Задание №8 в рабочей тетради стр. 28.

Формулируют вывод Вывод: Все, что происходит в нашей жизни, сопровождается эмоциями. Человек ежедневно испытывает множество положительных и отрицательных эмоций. Самые глубокие эмоциональные переживания перерастают в чувства.

Записывают определение понятия чувства. Чувство – глубокое эмоциональное переживание, особое отношение к кому-либо, чему-либо.

Закрепление изученного материала

Работа с учебником стр.52

Какие настроения удалось передать художникам на своих полотнах

Отвечают6 радость, печаль, презрение

Подведение итогов

Учитель консультирует

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).

multiurok.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа