Харизматический культ. Харизматический это


харизма - это... Что такое харизма?

   ХАРИЗМА (с. 636) (от греч. charisma - милость, благодать, божественный дар) - наделенность какого-либо лица (харизматического лидера - пророка, проповедника, политического деятеля), действия, института или символа качествами исключительности, непогрешимости, сверхъестественности в глазах его приверженцев.

   В теологии харизмой первоначально называли дары Святого Духа, излитые на апостолов. Впоследствии трактовалась как исключительное духовное свойство, ниспосылаемое Богом кому-либо ради блага церкви (пророческий дар святых, непогрешимость папы и др.).

   В социальные науки термин введен немецким теологом и социологом Э.Трёльчем и проанализирован М.Вебером в его концепции идеальных типов господства. Социально-психологический анализ харизматического лидерства был продолжен в рамках психоаналитической ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями.

   В социальной психологии харизма рассматривается как феномен, характерный для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Преимущественно возникает в экстремальных исторических обстоятельствах как реализация соответствующей социально-психологической потребности. Харизматическому лидеру приписываются успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери - как необходимые жертвы, банальные или даже абсурдные утверждения - как непостижимая мудрость). Его считают провидцем, гигантской исторической фигурой, выполняющей «великую миссию», открывающей новые горизонты. Взаимоотношения вождя и масс имеют эмоционально-мистический характер, предполагают полную «самоотдачу», слепую веру, бездумное следование за харизматическим лидером. Эти взаимоотношения характеризуются большим напряжением — требуются непрерывные «свершения», «подвиги», «энтузиазм». Социально-психологическая ситуация, связанная с искренней верой в харизму, постепенно превращается в чистую форму; харизматическое лидерство в истинном, а не формальном значении чаще всего не может длиться долго. Известны попытки распространить харизму на наследников, закрепить иерархически, но они психологически неэффективны.

   «Термин «харизма», - писал Вебер, - будет применяться к определенному качеству индивида, благодаря которому он выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, исключительными способностями и качествами. Они недоступны обыкновенному человеку, рассматриваются как исходящие от божества или образцовые, и на их основе данный индивид считается лидером».

   По мысли Вебера, не так уж важно, в чем состоит харизма лидера сама по себе. Решающее значение имеет то, как к ней относятся потенциальные последователи. Если они признают данное качество харизматическим, то его обладатель оказывается харизматическим лидером. Однако это признание не безусловно: лидер должен доказать свою харизматическую миссию, вызвав какое-либо «знамение», «чудо». В конечном счете лучшим доказательством является успех харизматического движения. Если лидер долгое время терпит неудачи, его авторитет может иссякнуть.

   По Веберу, харизматический лидер должен рассматривать свою миссию как призвание. Для этого типа лидерства характерна фанатичная преданность последователей лидеру, всякое сомнение в его харизматических качествах рассматривается как святотатство. В этом Вебер усматривает одно из важнейших отличий этого типа лидерства от лидерства традиционного или рационально-легального. Последние имеют более или менее объективное основание (традиции, закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер.

   Существенное отличие харизматического лидерства от других типов, по Веберу, состоит в том, что традиционное и бюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах и приспособлены к решению прежде всего повседневных задач (почему Вебер и называет эти два типа рутинными), тогда как харизматическое лидерство возникает на крупных поворотах истории. Вебер утверждал, что «харизматический авторитет отвергает прошлое и в этом смысле является специфически революционной силой».

   Харизматическое лидерство, по Веберу, первоначально вообще чуждо какой-либо организации. Ближайшие соратники лидера действуют исключительно от его имени и опираются на его авторитет. Вебер писал, что в чистом виде харизматическое лидерство существует лишь в момент возникновения. Но «чтобы не остаться чисто преходящим явлением, а принять характер постоянного отношения, образующего стабильную группу учеников и последователей, харизматический лидер должен радикально изменить свой характер», приспособиться к повседневной жизни и ее задачам, то есть «рутинизироваться». Причины этой трансформации харизматического лидерства в традиционное или рационально-легальное Вебер усматривает в заинтересованности последователей харизматического лидера, и особенно его ближайшего окружения, в сохранении и упрочении своих завоеваний. По завершении процесса рутинизации харизматическое лидерство сохраняет, однако, отпечаток своего происхождения - в идеологическом обосновании власти лидера, в харизматических стандартах почета и т.п. В предисловии к американскому изданию книги Вебера Т. Парсонс пишет: «В процессе рутинизации харизматический элемент отделяется от личности индивидуального лидера и воплощается в объективной институциональной структуре».

   Важный вопрос: что именно предпринимают харизматические лидеры, чтобы породить особый тип отношений с последователями? Эксперименты, призванные помочь ответить на этот вопрос, указывают на тот факт, что такие лидеры воздействуют на воображение. Они описывают, обычно живым, эмоциональным языком, образ своей группы в будущем. При этом они не просто описывают мечту или ее видение, - они предлагают пути ее достижения. Они доходчиво разъясняют своим последователям, как добраться отсюда туда. Это также очень важно, поскольку образ, кажущийся недостижимым, вряд ли может мотивировать людей пытаться его достичь. Харизматические лидеры участвуют в том, что иногда называют оформлением: они определяют цель своего движения или организации таким образом, что любые действия, исполнения которых они требуют от последователей, приобретают смысл и цель.

   Другая стратегия, используемая харизматическими лидерами, включает демонстрацию абсолютной уверенности в себе и в своих последователях, высокой степени заботы о нуждах своих последователей, превосходных коммуникативных способностей и активного стиля поведения. Наконец, харизматические лидеры часто являются мастерами управления впечатлениями, участвуя во многих мероприятиях, призванных усилить привлекательность лидера в глазах других людей. Когда эти формы поведения сочетаются с волнующими видениями, которые они же и побуждают, огромное влияние харизматических лидеров утрачивает для трезвомыслящего наблюдателя свою загадочность - фактически тут имеет место опора на хорошо изученные социальными психологами принципы и процессы.

   С этической точки зрения харизматическое лидерство представляется обоюдоострым мечом. Оно может быть использовано для достижения благотворных социальных изменений, согласующихся с высшими принципами и духовными идеалами, но также и для достижения эгоистических, незаконных или аморальных целей. Среди харизматических личностей прошлого можно выделить достойные преклонения фигуры Ганди, Черчилля или Толстого, но нельзя не вспомнить и о харизме Гитлера. Вопрос об этическом содержании харизмы таких значимых в психологии фигур, как Хаббард, Гурджиев или Ошо, остается открытым, хотя для многих здравомыслящих людей, не ослепленных сиянием мистического ореола, он давно вполне ясен.

   Следует отметить, что если изначально о харизме рассуждали лишь применительно к титаническим фигурам великих вождей, то в последние годы эти трактовки несколько принизились до уровня малой группы. Опубликовано множество руководств для лидеров «средней руки», а также всех тех, кто хотел бы принадлежать к таковым, - насчет управляемого формирования собственной харизмы. Всерьез ведется речь о харизме руководителя предприятия, в практической психологии - предводителя тренингового сообщества или инициатора нового направления (в этом смысле харизматическими личностями, безусловно, выступали Роджерс, Перлз, М.Эриксон и многие другие). В ряде случаев речь даже идет о личной харизме каждого - как о наборе привлекательных черт характера и ценных коммуникативных навыков. Впрочем, это уже явно другая проблема, к трактовке которой термин привлечен слишком искусственно. О харизме Фрейда или Рузвельта можно говорить с полным основанием, о харизме Сидорова - скорее для красного словца.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

харизма - это... Что такое харизма?

        ХАРИЗМА (от греч. хМаца - благодать) - одно из важнейших понятий христианства, получившее широкое распространение в современном гуманитарном знании и массовом сознании. 1. В христианстве понятие X. означает свойственную Богу благодать, любовь, обращенную на людей ради их спасения. 2. В качестве термина гуманитарных наук понятие X. было введено М. Вебером, который заменил прежнее теологическое толкование новыми историко-религиоведческими, социологическими и когнитивно-психологическими трактовками. В современном употреблении понятие X. утратило историческую связь с одной религией - христианством - и библейским Богом как носителем и источником X Согласно Веберу, представления о X. возникают в древних религиях в результате осознания существования выходящих за пределы повседневности сил. Эти «силы» наделяются архаическим сознанием свойствами экстраординарного могущества и власти; с ними связано формирование представлений о духах и богах, а также развитие магии как практического средства манипулирования «силой» — X По мере рационализации магических воззрений и усиления религиозной этики представления о X. переплавляются в учение о X как свойстве Бога. По Веберу, в личностном выражении X — это совокупность «вне-повседневных качеств» человека, возвышающих личность над ее окружением и обусловливающих власть над людьми. Эти качества личности, будучи «природным даром», имеют сугубо внутренние основания; они не могут быть следствием осознанного самосовершенствования, поскольку в своем генезисе харизматические качества личности неподконтрольны разуму. «Личная X» выражает себя, прежде всего, в экстраординарных психических свойствах ее носителя. Носитель «личной X» способен входить в сильнейшие состояния транса, одним из следствий которых является демонстрация невыводимых из повседневного опыта знаний, имеющих, прежде всего, провиденциальный характер. Личности, обладающие полученным из харизматического опыта знанием, претендуют в религиях на роль провидцев, пророков, в социальной практике — на роль политических реформаторов, в науке — на статус генераторов парадигматических идей. При этом важно не только то, что индивиды способны демонстрировать особые психические состояния и провиденциальные знания. Экстремальный психический феномен становится личной X. только тогда, когда социальное окружение готово рассматривать его не как расстройство психики, а как особый талант, дар, имеющий высокую общественную ценность. Поэтому личная X. — не столько индивидуально-психологический, сколько социально-психологический феномен. Окружение верит, что обладание X. связано с радикальным преображением внутреннего мира личности, и тот, кто сполна владеет X., заключает в себе сверхчеловеческие способности: подчинять своей воле не только людей, но богов и природу, пространство и время, жизнь и смерть; владеть знанием о прошлом и будущем; постигать подлинные смыслы бытия и направлять человеческие судьбы. Действуя как преображающая общество внеэкономическая сила, X. разрушает традиционный духовный и социальный уклад, трансформирует массовые стереотипы мышления в направлении новых жизненных целей и ценностей. Итогом революционизирующего воздействия X. является новая картина мира, новые жизненные ориентиры. Современные способы манипуляции людьми посредством масс-медиа и др. технологий обработки сознания позволяют создавать ореол X. вокруг личностей, в действительности не обладающих соответствующими психологическими качествами. Для обозначения таких суррогатов введен термин «псевдохаризма». В контексте современных трактовок, X. — социально-психологическое качество лидера, проявляющее себя как витальная креативная сила, которая воспринимается окружающими в качестве необыкновенного дара и оказывает на них магнетическое, вдохновляющее и мобилизующее влияние, направленное на разрыв с традицией и на создание новой системы жизненных ориентации.

        А. П. Забияко

epistemology_of_science.academic.ru

ХАРИЗМА - это... Что такое ХАРИЗМА?

    ХАРИЗМА (греч. χάρισμα — оказанная милость, дар) — особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих возможностей. В религиозном смысле харизма — “дар свыше”, “от Бога”. В Ветхом Завете харизма присутствует в представлении о людях, призванных к особому служению — царству, пророчеству или священству — и наделенных Богом особыми дарами (напр., чудотворения, как Моисей). В Новом Завете харизма — благодать: “по данной нам благодати имеем различные дарования” (Рим 12:6), поэтому “служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” (I Петр 4:10). В средневековой христианской теологии харизмой считалось исключительное духовное свойство, ниспосылаемое Богом ради блага церкви в виде даров Святого Духа, классифицируемых по тройственному принципу: дары откровения — мудрость, знание и умение различать духов; дары силы — вера, чудеса и исцеления; дары речи — пророчество, иноязыки и их истолкование. Христиане, полагающие, что харизма может изливаться на людей в настоящее время через “духовное общение” (в молитвах, особых обрядах) с Духом Святым, называются харизматиками (напр., пятидесятники).     Из религиозного в общекультурный контекст понятие харизмы было перенесено Э. Трёльчем и разработано прежде всего М. Вебером в его социологии с позиций теории социального действия. Действия человека, наделенного харизмой, отличает непоколебимая уверенность в своей правоте, в том, что на него возложена некая миссия, которую он должен во что бы то ни стало выполнить. Такой человек обладает необычайной притягательностью и в силу этого — особой властью над людьми (в отличие от власти, проистекающей не из личных дарований человека, ав силу занимаемой им должности). Харизма в этом плане является компонентом непосредственноэмоциональных и, следовательно, до-рациональных жизненных отношений между людьми. Именно здесь, по Веберу, заключен источник той социальной энергии, с помощью которой можно преодолеть инерцию традиции, конформизма, рассудочности. Харизма — ключевое понятие социологии Вебера, позволяющее объяснить причину и характер социального изменения: наиболее важный источник обновления — это вмешательство людей, способных производить манипуляции, воспринимаемые как “необычные”, оказывать влияние на других. Только с помощью понятия харизмы можно, по Веберу, объяснить социальные изменения самых крупных масштабов, которые не осуществляются обычными общественными и историческими путями и движущими силами.     В философии религии, этике, культурологии понятие харизмы позволяет фиксировать то, что выходит за рамки повседневной жизни и потому воспринимается как естественное, но чем все же не исчерпывается осознаваемая нами реальность. Больше того, в традиционном (до-рационалистическом) обществе традиции и харизма, вместе взятые, определяли почти всю совокупность ориентации человеческой деятельности: когда действует харизма, люди рвут с обществом и господствующими в нем традициями, совершают святотатство, отказываясь от старых богов. Харизма, т. о., выводит человеческую деятельность за пределы правил и обычаев, вообще за пределы имеющего смысл. Без нее не было бы той веры, которая дает силы людям совершать чудеса, преодолевать, казалось бы, непреодолимое, уповать на то, что и “невозможное возможно”.     Действие харизмы в истории, по Веберу, неравномерно: оно может как увеличиваться, так и иссякать. В 20 в. цивилизация, с его точки зрения, застывает в кругу установившихся обычаев, нравов, смыслов, в оковах рационализации, бюрократии, когда человек не находит в мире больше “ничего святого”. Этот процесс Вебер называет “разволшебствлением мира”, снятием с него всех “чар”: былая готовность к “жертвоприношению интеллекта” в пользу веры, т. е. в пользу людей, обладающих харизмой, сменяется принесением былой веры в жертву интеллекту, рациональности, расчету.     Проблема харизмы имеет значение и за пределами изучения социокультурной динамики в макроперспективе: в социологии политики ее исследование важно для определения отношений между вождями и массами, природы харизматической власти, тоталитарных диктатур; в социологии религии — для изучения фундамепгалистских движений, природы феномена, обозначаемого термином “тоталитарные секты”, и т. д.; в философии религии — для раскрытия феномена веры, природы фанатизма, природы религиозного творчества, причин рождения и умирания религий, а в более широком плане — для объяснения природы гворческой, инновационной деятельности.     Лит.: Вебер М. Наука как призвание и профессия.— Избр. произв. М., 1900; Он же. Социология религии (типы религиозных сообществ).— Избранное. Образ общества. М., 1994, с. 112—137; Он же. Хозяйственная этика мировых религий.— Избранное. Образ общества, с. 68—73; Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998, с. 282—310.

    В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Харизматический культ - это... Что такое Харизматический культ?

Харизмати́ческий культ или харизматическая группа — одна из разновидностей новых религиозных движений (НРД)[1] или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии.

Особенности понятия

Харизматический культ[2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12] создаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Признаки

Наиболее распространённое определение[2][3][4][6][7][8][9][10][11] признаков харизматического культа:

  • Обожествление вождя (культ личности) (основатель и/или руко­водитель такой религиозной организации объявляет либо самого себя богом, либо наместником Бога на земле, либо представителем какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны).
  • Малочисленность (на первых порах, хотя со временем численность может значительно возрасти)
  • Замкнутость (самоотчуждение членов от окружающего мира, контроль за членами)
  • Исключительность (мания величия) (притязания на конечную истинность своих установок и ценностей)
  • Фанатизм (непримиримость к инакомыслию и враждебность к внешнему миру)
  • Мистицизм (катастрофическо-апокалиптические взгляды)

Понятие харизматический культ применяется некоторыми исследователями[13][7][8][9] для описания харизматов, а некоторые харизматические организации используют данное понятие в своём наименовании[14].

Примечания

  1. ↑ Мартинович В.А. Сектоведение в РПЦ: «перезагрузка» // Портал Богослов.Ру, 05.11.2009.Автор — доктор теологии Венского университета, преподаватель сектоведения МинДАиС
  2. ↑ 1 2 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.— 240с. ISBN 5-88860-053-9 (копия книги)Автор — заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор и зав. кафедрой философии, социологии и истории социально-гуманитарного факультета Воронежской государственной архитектурно-строительной академии
  3. ↑ 1 2 Митрохин Л. Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. 63 с.
  4. ↑ 1 2 Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985. 154 с.
  5. ↑ Жеребятьев М. А., Феррони В. В. Феномен новых религиозных движений // Пределы светскости : общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести. – М., 2005. – С. 240–250. (копия статьи).Авторы:
    • Михаил Жеребятьев — кандидат философских наук, доцент Воронежского филиала Современной гуманитарной академии, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований;
    • Всеволод Феррони — кандидат философских наук, ассистент, преподаватель кафедры онтологии и теории познания ФИПСИ ВГУ
  6. ↑ 1 2 Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­боты М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.
  7. ↑ 1 2 3 Нарижный Ю. А. Харизматические культы (Неопятидесятники). АНАЛИЗ ВЕРОУЧЕНИЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКИ (недоступная ссылка) // «Ассоциация центров помощи пострадавшим от деструктивных и религиозных течений», 09/06/2009Автор — полковник милиции, кандидат философских наук, доцент и начальник кафедры философии Юридической академия МВД Украины (Днепропетровск)
  8. ↑ 1 2 3 Что такое харизматическая группа? (глава из книги Тимоти Лири. «Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах» (недоступная ссылка)— М.: Экслибрис, Janus Books - 125 с. ISBN 5-901620-35-6)
  9. ↑ 1 2 3 Каклюгин Н. Ресоциализация или индоктринация? Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации // «Наркология» (журнал РАМН), N4, 2009. стр. 79-92 (копия статьи)Автор — врач-психиатр, аспирант Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, член экспертно-консультативного Совета при Управлении Государственного антинаркотического комитета по Центральному Федеральному округу, руководитель проекта «Освобождение» Государственного центра социальной реабилитации психолого-педагогической коррекции наркозависимых лиц, сопредседатель Кимрского отделения общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества»
  10. ↑ 1 2 4. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО (глава из книги Келлерман П.Ф. http://psichology.vuzlib.net/book_o275.html Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов (недоступная ссылка) / Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-093-6 ISBN 1-85302-127-X (копия книги)Автор — преподаватель Иерусалимского университета, директор Иерусалимского центра психодрамы групповой работы, Председатель сертификационного комитета Израильской ассоциации психодрамы.
  11. ↑ 1 2 Гобозов И. А. Харизматический лидер. Культ личности (недоступная ссылка) // Лекция XII. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ (раздел из книги Социальная философия. Учебник. / Под редакцией И.А. Гобозова.— М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 517 с.)Автор — доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, главный редактор журнала «Философия и общество».
  12. ↑ Чамберс У., Лангоун М., Малиноски П. Шкала группового писхологического насилия (Сокращенное изложение доклада Уильяма В. Чамберса, Майкла Д. Лангоуна и Питера Малиноски, представленного на Ежегодном собрании Американской Психологической Ассоциации (Торонто, Канада, 12 августа 1996 г.) / William V. Chambers, Ph.D.; Michael D. Langone, Ph.D.; Peter Malinoski, M.A. The Group Psychological Abuse Scale. Presented to Division 36 (Psychology of Religion), American Psychological Association Annual Meeting, Toronto, Canada August, 12, 1996.) / Пер. и сокр. изложение Е.Волков // «Журнал практического психолога». № 6, 2004. с. 123-133.
  13. ↑ Безнюк Д. К. Культ (недоступная ссылка) (статья из «Религия: Энциклопедия»/ Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с. (Мир энциклопедий).Автор статьи — белорусский социолог и религиовед, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета
  14. ↑ Например, дочерние церкви ХЦПЕ «Слово Веры» зарегистрированы в Молдове как харизматические культы, см. Дочерние церкви (недоступная ссылка)

Литература

См. также

biograf.academic.ru

Харизматический культ - это... Что такое Харизматический культ?

Харизмати́ческий культ или харизматическая группа — одна из разновидностей новых религиозных движений (НРД)[1] или «сект», «культов» в зависимости от принимаемой теологической или социологической терминологии.

Особенности понятия

Харизматический культ[2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12] создаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Признаки

Наиболее распространённое определение[2][3][4][6][7][8][9][10][11] признаков харизматического культа:

  • Обожествление вождя (культ личности) (основатель и/или руко­водитель такой религиозной организации объявляет либо самого себя богом, либо наместником Бога на земле, либо представителем какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны).
  • Малочисленность (на первых порах, хотя со временем численность может значительно возрасти)
  • Замкнутость (самоотчуждение членов от окружающего мира, контроль за членами)
  • Исключительность (мания величия) (притязания на конечную истинность своих установок и ценностей)
  • Фанатизм (непримиримость к инакомыслию и враждебность к внешнему миру)
  • Мистицизм (катастрофическо-апокалиптические взгляды)

Понятие харизматический культ применяется некоторыми исследователями[13][7][8][9] для описания харизматов, а некоторые харизматические организации используют данное понятие в своём наименовании[14].

Примечания

  1. ↑ Мартинович В.А. Сектоведение в РПЦ: «перезагрузка» // Портал Богослов.Ру, 05.11.2009.Автор — доктор теологии Венского университета, преподаватель сектоведения МинДАиС
  2. ↑ 1 2 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.— 240с. ISBN 5-88860-053-9 (копия книги)Автор — заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор и зав. кафедрой философии, социологии и истории социально-гуманитарного факультета Воронежской государственной архитектурно-строительной академии
  3. ↑ 1 2 Митрохин Л. Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. 63 с.
  4. ↑ 1 2 Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985. 154 с.
  5. ↑ Жеребятьев М. А., Феррони В. В. Феномен новых религиозных движений // Пределы светскости : общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести. – М., 2005. – С. 240–250. (копия статьи).Авторы:
    • Михаил Жеребятьев — кандидат философских наук, доцент Воронежского филиала Современной гуманитарной академии, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований;
    • Всеволод Феррони — кандидат философских наук, ассистент, преподаватель кафедры онтологии и теории познания ФИПСИ ВГУ
  6. ↑ 1 2 Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­боты М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.
  7. ↑ 1 2 3 Нарижный Ю. А. Харизматические культы (Неопятидесятники). АНАЛИЗ ВЕРОУЧЕНИЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКИ (недоступная ссылка) // «Ассоциация центров помощи пострадавшим от деструктивных и религиозных течений», 09/06/2009Автор — полковник милиции, кандидат философских наук, доцент и начальник кафедры философии Юридической академия МВД Украины (Днепропетровск)
  8. ↑ 1 2 3 Что такое харизматическая группа? (глава из книги Тимоти Лири. «Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах» (недоступная ссылка)— М.: Экслибрис, Janus Books - 125 с. ISBN 5-901620-35-6)
  9. ↑ 1 2 3 Каклюгин Н. Ресоциализация или индоктринация? Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации // «Наркология» (журнал РАМН), N4, 2009. стр. 79-92 (копия статьи)Автор — врач-психиатр, аспирант Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, член экспертно-консультативного Совета при Управлении Государственного антинаркотического комитета по Центральному Федеральному округу, руководитель проекта «Освобождение» Государственного центра социальной реабилитации психолого-педагогической коррекции наркозависимых лиц, сопредседатель Кимрского отделения общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества»
  10. ↑ 1 2 4. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО (глава из книги Келлерман П.Ф. http://psichology.vuzlib.net/book_o275.html Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов (недоступная ссылка) / Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-093-6 ISBN 1-85302-127-X (копия книги)Автор — преподаватель Иерусалимского университета, директор Иерусалимского центра психодрамы групповой работы, Председатель сертификационного комитета Израильской ассоциации психодрамы.
  11. ↑ 1 2 Гобозов И. А. Харизматический лидер. Культ личности (недоступная ссылка) // Лекция XII. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ (раздел из книги Социальная философия. Учебник. / Под редакцией И.А. Гобозова.— М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 517 с.)Автор — доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, главный редактор журнала «Философия и общество».
  12. ↑ Чамберс У., Лангоун М., Малиноски П. Шкала группового писхологического насилия (Сокращенное изложение доклада Уильяма В. Чамберса, Майкла Д. Лангоуна и Питера Малиноски, представленного на Ежегодном собрании Американской Психологической Ассоциации (Торонто, Канада, 12 августа 1996 г.) / William V. Chambers, Ph.D.; Michael D. Langone, Ph.D.; Peter Malinoski, M.A. The Group Psychological Abuse Scale. Presented to Division 36 (Psychology of Religion), American Psychological Association Annual Meeting, Toronto, Canada August, 12, 1996.) / Пер. и сокр. изложение Е.Волков // «Журнал практического психолога». № 6, 2004. с. 123-133.
  13. ↑ Безнюк Д. К. Культ (недоступная ссылка) (статья из «Религия: Энциклопедия»/ Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с. (Мир энциклопедий).Автор статьи — белорусский социолог и религиовед, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета
  14. ↑ Например, дочерние церкви ХЦПЕ «Слово Веры» зарегистрированы в Молдове как харизматические культы, см. Дочерние церкви (недоступная ссылка)

Литература

См. также

dic.academic.ru

Что такое харизматичный человек? | Все ответы тут

Самые популярные материалы за последнюю неделю

загрузка...

Есть люди, которые оказывают на нас особенное влияние. Мы не отдаем себе отчета почему, но ловим каждое их слово, восхищаемся любыми их поступками, а потребность следовать за ними рождается не только из чувства правоты такого человека, но и из чувства счастья, которое наполняет нас, когда мы служим им. Про таких людей говорят, что у них есть харизма. Но что же это такое?

Феномен харизмы настолько загадочен, необъясним и привлекателен, что определение ему не пытался дать только ленивый. Историки, психотерапевты, социологи, политологи, философы, бизнес-тренеры – все стремятся объяснить, что такое харизма, и даже научить, как стать харизматичным человеком. Само представление о харизме в человеческом сознании претерпело множество изменений с древних времен до наших дней.

Первые христиане считали, что харизма – это дар Божий, божественная искра, явление мистическое, потустороннее. В начале ХХ века благодаря известному политологу Максу Веберу слово «харизма» приобретает новый смысл. Вебер считает, что харизма – это свойство личности, благодаря которому ее воспринимают как исключительную, наделенную особыми силами, недоступными для других, в таких людях окружающие видят вождя. С этого момента харизма ассоциируется с политической властью и лидерством.

По мнению Вебера харизматичный человек – это человек, способный передавать «массе», толпе огромный эмоциональный заряд. Таких примеров в истории много – Будда, Наполеон, Гитлер, Ленин…Про Наполеона генерал Вандамм рассказывал, что он испытывал от его личности настолько сильное и безотчетное обаяние, что тот мог бы заставить его даже пройти сквозь игольное ушко.

Это интересно

Феномен поклонения толпы заключается в том, что харизмат воздействует не на разум, а на чувства людей. Такому лидеру нужно лишь делать все, для того чтобы не погас огонь убеждения, разжигая его снова и снова. Это объясняет, почему многие политические организации или движения распадаются после ухода их лидера.

В современном мире понятие харизмы все больше переходит из политической в бизнес-сферу. Руководители различных предприятий отчетливо понимают, что для успеха одних финансовых вложений и профессионализма недостаточно, именно харизма помогает подняться на вершину, именно она является синонимом настоящего лидерства.

Потребность в волшебном качестве настолько возросла, что появилась целая масса тренингов, обещающих наделить им человека, пиарщики вовсю работают над формированием харизматичного имиджа для своих руководителей. Однако подобные технологии, как правило, помогают создать некую псевдохаризму, действие которой кратковременно, и в дальнейшем не возвращается никогда. В этом можно убедиться на примере многих звезд шоу-бизнеса, которые завоевав кратковременную популярность, быстро забываются своими поклонниками.

Наверняка самое первое определение и есть самое верное, поэтому не стоит забывать, что харизма – это все-таки божественная искра. Истинно харизматичный человек – это человек смелый в своих желаниях и искренний в самовыражении, Творец, наделенный высшей идеей, следующий своей миссии. Он очаровывает незаметно, манит и притягивает, постепенно превращая надежды в веру, а потом и в любовь. Его внутренний огонь привязывает нас к себе, если и не навечно, то на очень долгое время.

Источник картинки: goldenline.pl 

vseotvetytut.ru

Харизма - Психологос

Фильм "Жизнь прекрасна"

Харизма - это внутренняя свобода плюс энергетика плюс красота. скачать видео

​​​​​​​

Харизма - исходящая из человека сильная, привлекающая людей и привлекательная для людей энергетика.

"У него есть харизма" - выражение означает, что человек производит на людей сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним. См. Харизматический лидер

Развитие харизмы

Есть мнение, что харизма - врожденное качество, которое, если не дано, можно только имитировать, но нельзя развивать. Это миф. Многие люди, в детстве не отличающиеся какой-либо харизмой, становились харизматическими лидерами.

Развитию харизмы способствуют:

  • обретение внутренней свободы

Это уверенность в себе, способность к нестандартным поступкам, мышление без ограничивающих верований.

  • высокая энергетика

Высокий эмоциональный тон, высокий темпоритм, свобода от мышечных зажимов, легкость прохождения по телу эмоциональной энергии,

  • привлекающая внимания красота

Красота жестов и движений, эмоциональная экспрессия и выразительность,

Харизматик с высокой энергетикой, но без ума и красоты, превращается в маразматика.

  • наличие дара и ресурса, дающего преимущество перед окружающими.

Физическая сила, те или иные выдающие и ценимые окружающими способности, иногда это просто лидерская легенда.

Секреты харизмы

В поведении человека есть крупный, средний и общий план. Крупный план - мимика, яркие жесты (в центре внимания), общий план - человек во весь рост. Харизматичный лидер управляет вашим зумом - вы видите тот план, который входит в его планы, и переключает планы по своей воле.

Сталин - когда входили его генералы, он обычно сидел (средний план). Когда нужно было выступать - он вставал и ходил (общий план), когда он доставал свою трубку, набивал ее табаком, постукивал ею и закуривал - это уже крупный план. Поэтому Сталина было всегда много.

www.psychologos.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа