Содержание
Инструкция
|
completerepair.ru
Откуда берутся чувства?
2013-04-10 Татьяна Мацёха Версия для печати
Э.В. Ильенков тщательнейшим образом исследовал вопрос о том, откуда берется ум. В итоге он оставил нам в наследие блестящий пример того, как нужно действовать. В наше время существует острая необходимость разобраться, откуда же берутся человеческие чувства. Ведь согласитесь, что это вопрос не менее важный, чем вопрос, откуда у человека берется ум. Именно поэтому, опираясь на подход Ильенкова, давайте попытаемся найти ключ к пониманию этого сложного вопроса.
Казалось бы, что может быть проще для человека, нежели чувствовать? От рождения ребенок имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы в дальнейшем развиться в полноценную личность. Однако этого оказывается слишком мало. Вроде бы растет себе ребёночек с необходимыми биологическими предпосылками, в любящей семье, материально обеспеченный, получает необходимое образование, а человека из него не получается, скорее даже наоборот - он все менее и менее его напоминает. Все необходимые условия созданы, а нормального человека слепить не выходит!
Наверно в этом и заключается противоречивость вопроса, ведь то, что мы называем необходимыми условиями для развития чувств человека, зачастую расходиться с реальной необходимостью дальнейшего развития общественно данных предпосылок - ведь способность чувствовать не заложена в человеке генетически; эту способность также невозможно передать путем объяснений или даже развить путем подражания другому человеку. Хочется в особенности подчеркнуть, что это СПОСОБНОСТЬ, и от природы у нас нет в ней потребности, в отличие от потребности в еде, воде или защите.
Изначально, как отмечает В.А. Босенко, «чувствование человеческое и человеческие органы чувств не даны непосредственно от природы, а становятся, формируются человеческими. И происходит это по мере того, как их объект становится общественным, человеческим объектом, созданным человеком для человека в процессе включения природных вещей в практическое преобразование, изменения по общественным, человеческим потребностям» [1,с. 294-295]. Лишь активная преобразовывающая деятельность человека изменяет и развивает его самого как личность, в том числе и его органы чувств и органы мышления, формируя их совершенно не подобными органам животного.
Важно также отметить, что развитие чувственного в человеке неотъемлемо связано с процессом развития его мышления, причем, первое является первоначальной основой для второго. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" - писал Ленин. Но в дальнейшем именно практическая деятельность человека будет выступать основополагающей силой мышления человека, и лишь затем - способности глубоко чувствовать, как бы «прочувствовать» мир, познавать его «глазами всего человечества». Лишь человек образованный может познать истинность и глубину чувств, хотя из этого отнюдь не следует, что всякий образованный человек способен на глубокое чувство.
Вряд ли кто-то будет спорить, что из всего многообразия чувств именно любовь выкристаллизовывается как наивысшее, самое сильное из чувств человеческих. Как верно подметил Л. Фейербах: «и объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия - критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет и истины. Только тот представляет собою нечто, кто что-то любит. Соответственно чем больше бытия в человеке, тем больше он любит, и наоборот» [4, с. 468].
В качестве изначального образца для ребенка служат его родители, но способность чувствовать продолжает изменяться в процессе его собственного становления и взаимодействия с другими людьми. Как тонко подметил Э.Фромм, «любовь к людям является не следствием, как часто полагают, а предпосылкой любви к какому-то определенному человеку, хотя генетически она выражается в любви к отдельному индивиду» [5]. Однако в своих рассуждениях о любви как об искусстве Фромм допускает одну серьезнейшую ошибку. Он делает акцент на том, что любовь - дело сложное, которому люди учатся на протяжении всех жизни, однако не уточняет, благодаря чему учатся. Ведь невозможно научиться любви, просто прочитав об этом десятки художественных книг или прослушав рассказы знакомых. Самым главным в развитии чувств человеческих является непосредственная общественно-практическая деятельность самого человека. Только так люди способны познать суть предмета.
Стоит избегать множества существующих заблуждений о том, что же собой представляет такое чувство как любовь. К примеру, что любовь - это стечение обстоятельств, и от человека ничего не зависит; что проблема любви - это лишь проблема объекта, а не проблема способности, ведь вся сложность в том, чтобы найти человека достойного любви; а также убежденность в том, что это чувство - статично, оно или есть или его нет.
Каждый раз необходимо подчеркивать, что личность учится чувствовать, не исходя из своей индивидуальной жизни, а скорее наоборот, жизнь человека становится таковой в результате взаимодействия общественных предпосылок и его собственной активно преобразовывающей деятельности. Именно поэтому важнейшим условием для развития человеческой способности любить выступают, прежде всего, общественные отношения (то есть производственные отношения, или, как их называл Маркс, деятельные способности человека). Как говорил В.А. Босенко: «в изменении способов производства и заключено то, что определяет общественное развитие вообще. Определяет это также развитие, в конечном счете, всех возможностей и способностей человека, в том числе развитие разума и чувств» [1, с. 299].
Один из яркий примеров по созданию тех необходимых общественных отношений, в которых человек сможет сформировать всю глубину способности чувствовать, является пример Советского Союза. При всех недостатках существовавшего там социализма, фактом остается, что именно тогда любовь впервые практически стала рассматриваться как основа для создания семьи. Раньше об этом писали в романах, но на практике семья формировалась совершенно на иных основаниях. Брак в подавляющем большинстве случаев имел экономическое, а не чувственное основание.
Немаловажно и то, что воспитание детей в СССР стало рассматриваться как общественное дело. Это обстоятельство важно как с точки зрения создания экономических условий для действительно свободной любви, так и с точки зрения «воспитания чувств» будущих поколений. Какие бы не были хорошие условия для становления ребенка в семье, тем не менее, семья не может воспитать полноценного человека. Именно общество выступает здесь той благоприятной средой, которой под силу воспитать настоящего человека, тем не менее, далеко не каждая общественная формация способна это сделать. Ведь и при капитализме воспитание носит общественный характер, но поскольку это официально не признается, то никто не несет ответственности за результаты этого воспитания и никто не работает над тем, чтобы поставить его правильно.
Но при всем этом мы должны указать на те крайности, в которых протекали общественные изменения в исследуемой нами сфере. Так, к примеру, в 20-е годы в Советском Союзе это выразилось в популяризации теории «стакана воды», когда любовь приравнивалась к вещи, физиологически продиктованной природой, которую также легко удовлетворить, как выпить стакан воды.
Против теории «стакана воды» выступил А.В. Луначарский. Он отмечал, что «простецкое, нигилистическое, мнимо-научное разрешение вопроса заключалось в том, что молодежь пошла по линии наименьшего сопротивления и заявила: ну что же, это не важно, не стоит над этим много думать. Это - тот же пресловутый стакан воды. Очень приспичила половая нужда, нужно её удовлетворить. Россказни про любовь, брак - штука буржуазная. Нужно учиться у природы, у жизненной правды; она не знает ни романов, ни усложнений» [3, с. 67-68]. Данная теория, по мнению Луначарского, - это теория мужской подлости, где об общественном равенстве речи быть не может, это те рудименты патриархального буржуазного общества, которые еще не до конца искоренились. В результате теряется отношение к любви, как к акту возвышенному, необычайной важности и необычайной радости. Такого быть не должно. Ведь каждый человек - это проявление общественной сущности, который постольку человек и в такой же мере, поскольку он является совокупностью конкретно-исторических общественных отношений. В.И. Ленин акцентировал на важности того, что коммунизм немыслим без полноты любовной жизни, дающей настоящую жизнерадостность человеку.
Наиболее развитым человеком в плане чувств, оказывается тот, кто наиболее тонко проникается происходящими изменениями, в меру того, как он сам является участником этих изменений. Именно преобразование общественной и естественной природы изменяет, исправляет и развивает его самого как человека, формируя совершенно иные органы чувств и мышления.
Поэтому необходимо создание таких общественных условий, при которых каждый человек будет способен чувствовать по-человечески. А начать стоит с преобразования существующей общественной системы и создания такого общества, когда именно человек станет главной ценностью вместо товара. Когда равенство в общественных отношениях наконец-то выразится в равных взаимоотношениях в семье, когда жена перестанет быть служанкой в доме и сможет быть непосредственно включена в общественное производство. Только тогда можно говорит об изменении общественных условий для воспитания подрастающего поколения. Что мы получим взамен? Как отмечает Ф.Энгельс: «это определиться, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности» [6, с.85].
Способность чувствовать должна формироваться у ребенка с первых дней рождения, а общественные институты должны освободить руки родителям для того, чтобы они оставались тем же неотъемлемым общественным звеном, что и до рождения ребенка. С другой стороны, лишь общественное воспитание может дать ребенку понимание того, как чувствовать по-человечески. Как советовал А.С. Макаренко, который не просто знал, а практически формировал настоящую человеческую чувственность в своих воспитанниках, - учить детей нужно не рассказами об ответственности за каждый прожитый день, за каждый кусок чувства, а практическим ежедневным общественным примером и непосредственной включенностью детей в общую деятельность. Благодаря этому дети будут воспитываться не пассивными потребителями существующих благ, а активными деятелями с развитыми общественными чувствами.
Главное чтобы детям «посчастливилось попасть к людям, которые сумеют привить им любовь к труду, к знаниям, к общению с другими людьми» [2, с. 67], к общечеловеческой культуре, - говорил Ильенков, а там уж дело за малым. Вот, кажется, и весь секрет. Да еще, пожалуй, секрет в том, чтобы это счастье было не делом удачи, счастливого случая, а правилом, не допускающим исключений.
___________________
1. Босенко В.А. Всеобщая теория развития. - К.: 2001. 470 с.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2010. - 808 с.
3. Луначарский А.В. "О быте". Л.: Государственное издательство, 1927. - 82 с.
4. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Антология мировой философии. Том 3. - М.: «Мысль», 1971. - 760 с.
5. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. (Пер. Л.А.Чернышевой). - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е изд., Т.21 - М. : Политиздат, 1961. - с.23-178.
теория образование
propaganda-journal.net
14 февраля, 2015
Любое событие или явление на жизненном пути вызывает у человека то или иное чувство. Определенные чувства человек склонен испытывать не только к конкретным предметам, вещам или другим индивидуумам и животным, но также и к определенным качествам всех объектов, которые его окружают. Человек также, в отличие от животных, может испытывать эмоциональный отклик к абстрактным понятиям. Сфера человеческих чувств огромна. Это радость и горе, благоволение и отвращение, неприязнь и симпатия, страх и удивление, ярость и спокойствие.
Человеческая жизнь очень сложно представить без переживаний и публичного проявления чувств. Многие писатели-фантасты и режиссеры фантастических фильмов пытались себе представить структуру человеческого общества, начисто лишенного каких-либо чувств. И эти антиутопии пугают даже больше, чем война или насилие. В самом деле, единственным оправданием всему сомну негативных чувств, испытываемых человеком ежедневно, является чувство любви и доброты к ближнему своему.
На самом деле, ученые до конца не могут ответить на вопрос, когда же рождаются чувства человека. Многие склонны полагать, что эмоциональной чувствительностью обладает плод уже во втором триместре беременности. Не зря же ребенок в материнской утробе реагирует на все переживания матери, беспокоится от громкой музыки, успокаивается от тембра голосов родителей. Таким образом, можно полагать, что именно чувство привязанности и любви между детьми и родителями – это первое, что человек испытывает в жизни.
Наиболее развитой и сложной формой надо считать чувства, которые являются абстрактно понятийным отражением. К примеру, патриотизм, любовь к родине, гуманность, уважение, толерантность, религиозные переживания. Такие чувства, прежде всего, характеризуются чрезвычайно сложным строением и называются высшими.
Они, как правило, не меняются на протяжении длительного времени и не зависят напрямую от изменения социального статуса, состояние организма, разнообразных жизненных ситуаций. Сложность высших чувств возникает из-за их комплексного строения. Высшее чувство складывается из множеств мелких подчувств, в том числе и противоположных друг другу эмоций.
Интересно, что даже иллюзия отсутствия чувств настолько страшна, её настолько сложно представить, что в речи даже закрепились определенные ругательства, такие как «бесчувственный человек» в негативном значении. Человеку необходимо испытывать эмоции постоянно.
carcasson.com
О чувствах человека — вкус, обоняние, осязание, слух, зрение. Это все? На самом деле чувств как минимум девять. Пять — те, что всем нам известны, были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак. К примеру, согласно Аристотелю, думаем мы с помощью сердца, а у мух всего по четыре лапки.
По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства.
Термоцепция — чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.
Эквибриоцепция — чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.
Ноцицепция — восприятие боли кожей, суставами и органами тела.
Проприоцепция — или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их.
Кроме того, существуют чувства, которые есть у некоторых животных, но отсутствуют у людей. Акулы, например, обладают сильной электроцепцией, позволяющей им чувствовать электрические поля; магнитоцепция определяет поля магнитные и используется в системах навигации птиц и насекомых.
Каждый ученый имеет свое собственное мнение насчет того, существуют ли еще какие-то чувства, кроме этих девяти. А некоторые вообще убеждены, что их не меньше двадцати одного, сообщили в программе «Утро. Студия хорошего настроения».
Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного разрешения ЗАО «Столичное телевидение».
Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. Эмоции человека являются одним из наиболее важных компонентов личности, выполняя биологические и социальные функции: совершают опережающее отображение действительности, играют ключевую роль в становлении отношений с другими людьми.
Эмоции и чувства человека создают многоуровневый и многомерный мир эмоциональных явлений. Они характеризуют личность, отражая всю сложность ее взаимодействия с окружающим миром. Не понимая самого себя, невозможно понять других.
Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости факторов, действующих на человека, определением удовлетворения актуальных потребностей. Они могут быть внутренним индикатором достижения цели. Эмоциональная сфера человека очень разнообразна. Для лучшего ее понимания следует знать, что эмоциональные явления по своей сложности можно поделить на несколько уровней.
Теперь более подробно рассмотрим, какие базовые эмоции бывают у человека. Известный американский психолог Кэррол Изард включил основные эмоции человека в список, состоящий из 10 главных эмоций. Они объединяются в группы и создают эмоциональные состояния и могут стать основой психологического типа личности.
Чувства – это выборочное и стойкое эмоциональное отношение человека. Чувства отображают основные высшие социальные и духовные потребности человека. Вы уже знаете, какие виды эмоций бывают у человека, а теперь рассмотрим и основные виды чувств.
Эмоциональный интеллект является характеристикой степени развития эмоциональной сферы человека. Он включает такие способности личности, как распознавание эмоциональных состояний, точную оценку эмоций, склонность сообщать о разных состояниях других людей, внимание к ним, высокую чувствительность к потребностям и чувствам других людей.
Он обеспечивает использование знаний, которые базируются на эмоциях. Это специальная способность кодировать и раскрывать эмоциональные явления.
Важной чертой человека с развитым эмоциональным интеллектом является способность к эмпатии.
Эмпатия – это вчувствование, проникновение во внутренний мир человека, к основе которого лежит интеллектуальный и эмоциональный компонент. Эмпатическая личность способна воспринимать переживания другого человека с его позиции, идентифицируя себя с этим человеком, не теряя при этом ясности понимания собственной личности. Эмпатия является крайне ценным качеством людей, профессиональная деятельность которых связана с тесным взаимодействием с другими людьми.
Эмоции человека – это оценочное отношение личности к возникающим явлениям. Эмоции человека изучены недостаточно хорошо, поэтому часто встречаются различные определения этого явления у разных авторов. Но можно выразить общее утверждение, по которому эмоции – это регуляторы деятельности, отображающие смысл существующей или возможной ситуации в жизнедеятельности индивида. Исходя из этого, эмоции человека порождают у него переживания радости, страха, удовольствия и другие чувства. Эмоции человека, сами по себе, могут не порождать переживание, их главная задача – это внутренняя регуляция деятельности.
Эмоции прошли долгую эволюцию, они развивались из простых врождённых инстинктивных процессов (органических и двигательных изменений) в более сложные процессы, утратившие инстинктивную основу, но имеющие привязку к определенной ситуации. То есть сложные эмоциональные процессы начали выражать индивидуальное оценочное отношение к обстоятельствам и своему непосредственному участию в них.
Определяют витальные первичные эмоции, которые обеспечивают человеку выживание. К ним относят боль, ярость, страх и другие похожие.
Эмоции в жизни человека имеют непередаваемое словами значение. Так, благодаря, интересу, удивлению, печали, злости, радости, страху люди передают информацию. Их выражение сопровождается телесными проявлениями – жестами, мимикой, изменениями цвета кожи (покраснение, побледнение).
Эмоции в жизни человека – это регуляторы социальной активности и его направляющие. Человек без эмоций становится пустым, не интересным. Он перестает видеть смысл во всем, что он делает, поэтому становится апатичным, отрешенным. Иногда такое апатичное состояние захватывает человека, но со временем возвращается хорошее настроение, которое движет им вперед.
Эмоции в жизни человека выступают, как сигналы. С их помощью отображается актуальное состояние организма. Если наблюдаются положительные эмоции, то значит, он всем доволен, негативные указывают на неудовлетворенность каких-то потребностей.
Эмоции защищают организм от перегрузок и сохраняют внутреннюю энергию. Каждое эмоциональное состояние о чём-то оповещает. Так, при переживании стресса, у человека снижается активность, этим самым он оставляет энергию для выполнения чего-то более важного.
Влияние эмоций на человека очень многообразное. Они воздействуют на восприятие. Человек, переживающий позитивные эмоции, например, радость, смотрит на мир с оптимистической точки зрения. Те, кто переживает страдание или гнев, во всем видят злые намерения и негатив.
Эмоции имеют влияние на психические процессы. Так, человек в состоянии стресса не может запомнить событий, внешнего вида людей, у него происходит смешивание всех фактов и он не понимает, что правдиво, а что он мог выдумать.
Влияние эмоций на человека отображается в его учебе и работе. Если он принимается за работу с интересом, то тогда будет действовать быстро, и не утомляясь.
Эмоциональное состояние оказывает влияние на сознание. Сильные эмоции человека делают его неуправляемым, он может совсем не соображать, что он делает. Например, в состоянии аффекта (чрезвычайно сильного эмоционального состояния) человек способен на убийство, вандализм, может сделать что-то, совершенно несвойственное ему.
Роль любой эмоции в жизни человека невозможно переоценить. Люди могут быть из разных культур, по-разному воспитаны, жить в разных уголках мира, отличаться внешностью, говорить на разных языках, но эмоции у всех у них одинаковые и выражают одно и то же отношение человека к определенной ситуации или предмету. Даже животные понимают некоторые эмоции людей. Например, когда человек радуется и смеется, то собака также начинает проявлять свою радость, пританцовывая вокруг человека и виляя хвостом. Если человек грустный, собака спокойно укладывается возле него. Эти процессы не изучены должным образом, но это факт.
Виды эмоций человека существует много и они могут очень быстро менять друг друга. Например, человек находится в одном состоянии и на него внезапно действует некий стимул, и он критически изменяет свое отношение к ситуации. Человек может в один миг, будучи в веселом настроении перейти в мрачное, или, наоборот, под воздействием происшедшего события из грустного состояния переключиться на радостное.
Человек способен переживать относительно одного индивида противоположные чувства, причём одновременно. Эмоции, волнующие человека, моментально отражаются на его лице, поэтому скрыть их очень тяжело. Люди могут попытаться спрятать свои истинные чувства, свое выражение на лице, но есть и другие факторы, через которые можно определить, что испытывает человек – это поза, мимика, походка, жестикуляция и другие.
Все эмоции подразделяются на положительные эмоции людей, нейтральные и отрицательные эмоции человека.
Положительные эмоции людей — это радость, восторг, уверенность, удовлетворенность, нежность, доверие, восхищение, симпатия, любовь, признательность, умиление, облегченность, блаженство.
Негативные эмоции человека — это грусть, отчаяние, тревога, неудовольствие, тоска, огорчение, обида, страх, досада, сожаление, негодование, неприязнь, злость, оскорбление, ненависть, зависть, ревность, неуверенность, стыд, недоверие, ярость, отвращение, презрение, разочарование, нетерпение.
К нейтральным относятся безразличие, изумление, любопытство.
Каждая эмоция человека создает некий резонанс, и все что находится вокруг индивида, начинает вбирать в себя это состояние. В большей степени здесь имеются в виду люди, но благодаря некоторым исследованиям, стало известно о том, что животные и растения также способны реагировать на разные виды эмоциональных состояний.
Все люди могут испытывать базовые эмоции, но не каждому доступно прочувствовать более широкий их спектр. Таких людей в быту называют «толстокожими». Они не слишком чувствительны и не могут полностью оценить свои чувства, им трудно их идентифицировать.
Есть отдельный вид эмоций, называющийся аффектом. Аффект – это сильное эмоциональное состояние, во время которого отключается рациональное мышление и в тот момент человек начинает действовать стереотипно. Он выражается в оцепенении, агрессии, бегстве.
Эмоции готовят человека к определенным действиям. Например, когда человек попадает в критические стрессовые обстоятельства, у него появляются определенные эмоциональные и физиологические реакции. Так, в состоянии страха, тело человека может оцепенеть, но может и приготовиться бежать.
Если человек грустный, то у него вялая походка, опущенные плечи и уголки рта. В состоянии агрессии человек занимает оборонительную позицию, тело становится щитом, спина выпрямляется, все тело напрягается. В экстремальной ситуации, когда есть угроза жизни, кровь в теле сгущается и в случае ранения можно избежать её сильной потери. Когда человек переживает радость, у него вырабатываются гормоны, способные защитить организм и укрепить общий тонус.
Различные эмоциональные состояния влияют на сердечно-сосудистую систему. Длительный стресс способен нарушать нормальную работу сердца, и привести к гипертонии. Кровообращение также находится в зависимости от общего состояния.
Положительные эмоции людей влияют на приток крови к коже, на ритм дыхания. Если человек переживает длительный стресс, то у него могут возникнуть проблемы с дыханием.
Отрицательные эмоции человека очень негативно влияют на него, провоцируют различные заболевания.
Положительные эмоции людей позитивно влияют на крепкий сон, улучшая общее состояние. Оптимистичный образ жизни позитивно влияет на здоровье, поэтому нужно в любом случае мыслить позитивно.
Еще одну группу эмоциональных состояний представляют аффекты. Аффекты – сильные эмоции человека, сопровождающиеся активными действиями по разрешению острой, экстремальной, конфликтной или стрессовой ситуации. Аффект возникает внезапно и выражается во временной дезорганизации (сужении) сознания и острой активизации импульсных реакций. Они могут проявляться в различных формах.
Страх является формой аффекта, это рефлекторная реакция, которая служит биологическим защитным механизмом психики. Основные проявления страха — бегство, крик, гримаса, снижение или сильное повышение мышечного тонуса, дрожание тела, учащение пульса, повышение артериального давления, сухость во рту, расстройства кишечника и прочее.
Гнев человека также может привести к состоянию аффекта. Гнев проявляется в повышенном тоне голоса, доходящим до крика, позой нападения и угрожающей мимике.
Состояние разочарования является менее эмоционально окрашенным, чтобы привести к возникновению аффекта, но иногда и это происходит.
Чувства и эмоции человека сильно связаны с внутренними личностными качествами. Они отображают всё то, чем живёт человек, что происходит у него внутри. Человек часто боится выражать собственные эмоции или отрицает их, может перепутать их с чувствами. Некоторые вовсе их не осознают, им тяжело что-то сказать в ответ на вопрос, что они испытывают. Но это не значит, что эти люди бесчувственные. Значит, нужно разобраться, в чем причина такого состояния, почему человек не способен определить, что он чувствует к человеку, как относится к определенному событию или явлению. Человек, который не может идентифицировать свои эмоции и чувства не способен на решение жизненных проблем.
Для многих людей так и остаётся неизвестным то, что они переживают или чувствуют, но в большей степени их волнуют причины их ощущений. Причины многих состояний и чувств являются социальными. Вследствие активного развития общества, появляются новые эмоции или им предается новое значение. Например, некоторые чувства человек не способен ощущать после рождения, но может научиться позже у своего ближайшего окружения. С раннего детства родители и знакомые учат ребенка выражать свои эмоции, поощряют показывать свои чувства, рассказывают им, какие эмоции и в каких ситуациях можно выражать, а когда лучше себя сдерживать. Когда человек не в состоянии по какому-то поводу испытывать ту гамму чувств, которые захватывают всех, кроме него, тогда его считают эгоистичным и бесчувственным.
Эмоции и чувства могут выражать одно и тоже, например, человек может ощущать эмоцию и чувство радости. Эмоции появляются, когда возникает потребность и заканчиваются сразу после удовлетворения данной потребности, чувства носят предметный характер. Утоление жажды, голода и других потребностей связано с эмоцией радости. Чувство удовлетворения прямо связанно с каким-то одним незаменимым объектом, например, человеку хочется пить кофе, но есть только чай, но он не заменит кофе, он не доставит, то удовлетворение, которого ожидает человек от кофе. Чувства проявляются исключительно к какому-то объекту, если он отсутствует, тогда они не возникают.
Чувства могут воспитываться и развиваться. Выделяют уровни человеческих чувств – от практических, таких, как удовлетворение или собственность, до возвышенных чувств, которые выделяются наряду с духовными идеалами и ценностями.
Чувства развивались исторически, и в разные эпохи одно явление могло вызывать у людей разное отношение. Также чувства поддаются воздействию культуры и религии. Поэтому к одному и тому же объекту у людей разных народов возникают противоположные чувства. Например, в европейских странах женщина вполне свободно может гулять в шортах, короткой юбке и майке, это считается нормой. Если женщина в таком виде пройдется возле верующих мусульман, то это вызовет у них возмущение и презрение, поскольку их религия и культура не позволяет, чтобы тело женщины было открытым.
В жизни человека формируются практические чувства, которые напрямую связаны с его деятельностью. В теоретической деятельности формируются интеллектуальные чувства, которые связанны с познавательной деятельностью (любознательность, интерес, удивление). В отношении развития образно-избирательной деятельности возникли эстетические, такие как чувство гармонии и красоты, восхищение.
Нравственные чувства включают в себя совесть, переживание вины, долга, солидарности, справедливости, благородства. Благодаря моральным чувствам человек выражает свои переживания и отношение к другим. Еще выделяют духовные чувства, к которым относят чувства святости, просветления, благоговения, мистичности.
В многообразности чувств индивида отображается его система ценностей, потребностей и сущность личности. Относительно внешнего мира человек желает действовать так, чтобы быть к нему положительно настроенным. Поэтому чувства в отличие от эмоций можно самостоятельно регулировать.
Когда человек испытывает сильное устойчивое, положительное чувство к чему бы то ни было, которое возникает на основе недостаточно удовлетворенной потребности, он ощущает страсть. Страсть является сильным эмоциональным состоянием, которое плохо контролируется человеком, и не каждая личность может с ним справиться.
Эмоциональные состояния разнятся по их знаку (положительные или отрицательные), интенсивности, глубине, продолжительности влияния и значимости отражения в действительности (глубокие и неглубокие).
Чувства и эмоции бывают стеническими или астеническими, зависимо от воздействия на активность деятельности. Стенические активизируют человека, побуждают к деятельности, мобилизуют ресурсы и силы, к ним относят радость, интерес, воодушевление. Астенические расслабляют и сковывают силы, например, негативные эмоции человека, униженность, переживание вины, подавленности.
Эмоциональный тон ощущения показывает отношение человека к качеству чувств. То есть определенное явление или раздражитель отвечает за состояние человека. Например, шум моря, звук от потрескивания полена в костре, вид заката и тому подобное. Некоторые раздражители способны вызывать у человека идиосинкразию – болезненное отвращение к определенным индивидуально непереносимым звукам, запахам, вкусам.
Эмоциональный отклик – это быстрая реакция на изменения во внешней среде. Например, человек увидел красивый цветок — восхитился, услышал громкий гром – испугался. Эмоциональный отклик выражает эмоциональную возбудимость человека. Выделяется такой вид эмоционального отклика, как синтония, она проявляется в способности человека быть отзывчивым к другим людям и откликаться на явления и изменения явлений в окружающем мире. Синтония выражается через состояние гармонии человека с природой, в умении понимать и принимать переживания и чувства других.
Эмоциональная устойчивость проявляется в стабильности поведения человека в разнообразных ситуациях, в устойчивости перед разными жизненными трудностями, проявлении терпимости к другим людям. Преобладание положительных или негативных эмоций в опыте человека формирует у человека соответствующее устойчивое настроение.
Существует также связь между эмоциями, чувствами и мотивацией. Эмоции могут вызывать определенные поведенческие акты подобно мотивации и сопровождать саму мотивацию, переживая при этом определенные чувства. Например, еда – это не только мотивация, но и источник чувства удовлетворенности, а сам процесс, при котором человек ест, сопровождается эмоцией радости. Мотивация «включается» с помощью внутренних процессов организма и ориентируется на подавление внутреннего дисбаланса. В отличие от мотивации эмоция является ответной реакцией на внешние процессы и направляется на источник информации извне.
В природе встречается такое явление, как алекситимия. О личности с алекситимией говорят – человек без эмоций. Такие люди вычеркивают и эмоции, и чувства из своей жизни. Вместо них они занимаются размышлениями. Алекситимики считают, что важно понять смысл жизни, а не прожить её, расходуя время на ненужные переживания. Они ничего никогда не чувствуют, или по крайней мере говорят так, им трудно разобраться в себе и идентифицировать свои ощущения.
Если человек здоровый, то он испытывает чувства и переживает эмоции. Поскольку внешний мир воздействует на человека, значит, он должен отвечать на эти воздействия каким-то образом, поэтому все действия и мысли человека имеют эмоциональную окраску, что является признаком психически здоровой личности.
Алекситимия формируется в основном в детстве, когда взрослые в процессе воспитания своих детей, сами действуют так, что вызывают это расстройство. Они мешают полноценному формированию эмоций и чувств у детей, поскольку сами имеют проблемы с их выражением. Тогда, как другие родители поощряют своих детей к выражению чувств, алекситимики не в состоянии обучить этому собственного ребенка, так как им самим трудно осознать и выразить свои чувства. В большинстве случаев алекситимия проявляется у мужчин. Поскольку их с детства обучают тому, что они не обязаны плакать или выявлять свои истинные переживания, а все держать в себе или даже не допускать себе никаких чувств.
Не только в детстве, а и во взрослом возрасте алекситимия может развиваться. Это происходит в связи со стрессовыми переживаниями, сопровождающимися сильными эмоциями. При неумении осознать и пережить свои эмоции у человека появляется к ним некий барьер, он не допускает их к своему сознанию, блокирует и игнорирует. Выходит, что человек остерегает себя от внутренних переживаний, из-за невозможности делиться ими с кем-то или должным образом их проработать.
Есть люди, которые вполне осознанно отключают у себя эмоции. Они это объясняют тем, что так жить легче и намного выгоднее. Так, например, эти люди могут свободно «идти по головам», не смотря на то, что другим людям от этого плохо. Они не испытывают к людям жалость, если причинили им боль, просто бесчувственно используют их в личных целях. Они организовывают свою жизнь на все сто, делают то, что важно в первую очередь им. Вот только, со временем приходит некое понимание того, что жить нужно было иначе. Это случается, когда человек осознает всю боль, которую он причинял другим, когда его самого покидают близкие, и он ничего с этим сделать не может. Очень важно понять все это вовремя и перестать быть бесчувственным человеком.
Источники: Сколько чувств у человека Как минимум – девять!О чувствах человека — вкус, обоняние, осязание, слух, зрение. Это все? На самом деле чувств как минимум девять. Пять — те, что всем нам известны, были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак. К примеру, согласно Аристотелю, думаем мы с помощью сердца, а у мух всего по четыре лапки.http://www.ctv.by/skolko-chuvstv-u-cheloveka-kak-minimum-devyatСпособность чувствовать – главное богатство человекаЧувства и эмоции человека являются отображением его внутреннего мира. Они помогают лучше понять себя и других.Список основных чувств и эмоций достаточно широк.http://www.manalfa.com/lichnost/emocii-chelovekaЧувства человекаЭмоции человека – это оценочное отношение личности к возникающим явлениям. Эмоции человека изучены недостаточно хорошо, поэтому часто встречаются различные определения этого явления у разных авторовhttp://psihomed.com/emotsii-cheloveka/
notoffended.ru
Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают воздействие на органы чувств.
14 536 16 апреля 2015
Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают значительное воздействие на органы чувств личности. Ощущение в жизни человека занимает особую позицию: помогает воспринимать окружающий мир, выстраивать межпредметные связи на основе собственных впечатлений. Ощущения человека очень тесно взаимодействуют со всеми чувствами: зрение, слух, обоняние и осязание являются «проводниками» в таинственный внутренний мир индивида.
Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность заключается в том, что в данном процессе всегда происходит отражение внешнего раздражителя. Субъективность выражается в индивидуальном восприятии конкретного анализатора.
Как работает механизм анализатора? Его задача состоит из трех этапов:
Раздражитель оказывает влияние на рецептор, в результате чего у последнего возникает процесс раздражения, которое передается соответствующему анализатору. К примеру, если громко крикнуть, индивид обязательно повернется в сторону источника шума, даже если он и не обращен к нему лично.
Природа ощущений человека чрезвычайно многообразна. Что можно отнести к ощущениям? Это, прежде всего, наши чувства, которые составляют сущность эмоций: ощущения тревоги, чувство опасности, нереальности происходящего, неконтролируемая радость и печаль. Процесс ощущения складывается из многочисленных переживаний, которые, создавая движущуюся вереницу событий, формируют эмоциональную сферу человека с ее индивидуальными особенностями.
Для развития всех видов ощущений необходимо использовать специально подобранный комплекс упражнений. При этом рекомендуется обращать внимание на раздражители, которые будут возникать в течение дня естественным образом и стараться наблюдать за ними. Так, восход солнца может принести не меньше удовольствия, чем занятие живописью или игра на музыкальном инструменте. Научаясь замечать красоту окружающей среды, человек «тренирует» свои ощущения, задействует их работу, утончает восприятие, а потому сам становится счастливее. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно друг от друга.
Это упражнение можно выполнять на протяжении довольно длительного времени. И чем дольше вы станете его делать, тем глубже сможете освоить и развить свои зрительные ощущения. Суть его заключается в следующем: недалеко от своего жилища необходимо выбрать одно дерево, за которым вы будете периодически наблюдать. Интервалы в наблюдении должны иметь равный промежуток: два – пять дней, самое большое — неделя. Время года неважно, но желательно, чтобы была возможность понаблюдать сезонные изменения.
В установленный час выходите из дома и направляетесь к выбранному объекту. В течение десяти – пятнадцати минут просто созерцайте природную красоту, воплощенную в данном конкретном дереве. Можно подумать о чем – то своем, но главное не забывайте отмечать существенные детали. Рассматривая дерево, постарайтесь наиболее полно ответить себе на следующие вопросы: как оно выглядит, какие чувства у вас возникают, что изменилось за время последнего посещения (например, стало больше желтых листьев осенью или появились свежие, зеленые весенней порой). Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, предоставляет уникальную возможность отдохнуть душой от ежедневных забот и переживаний. Сила этого задания заключается в его простоте и доступности для каждой личности.
Данное упражнение направлено на развитие слуховых ощущений и может применяться на практике как взрослыми, так и детьми. Находясь на прогулке, поставьте себе целью различать пение птиц, прислушиваться к звукам, произносимым живой природой. Лучше всего «слушать» птиц ранним утром, когда еще отсутствуют посторонние звуки и на улице мало людей. Вы удивитесь, как многого не замечали прежде. Обязательно отмечайте ваши наблюдения в специальном блокнотике, записывайте важные мысли, которые пришли в голову.
Играть в эту игру можно хоть всей семьей. Упражнение направлено на развитие обонятельных ощущений. Задача несложная в исполнении: вы покупаете в магазине несколько продуктов разной категории и сортов. Продукты можно выбирать на свой вкус, однако, учтите, что домашние не должны знать, на чем именно остановился ваш выбор. После вы предлагаете родственникам с закрытыми глазами на близком расстоянии определить продукт. Подносите им к носу по очереди огурец, очищенный банан, йогурт, молоко, помидор. Задача ваших оппонентов – угадать, какие именно продукты питания вы принесли домой. Детям при этом разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение прекрасно поднимает настроение.
Суть этого упражнения заключается о том, чтобы как можно яснее составить для себя спектр температурных и тактильных ощущений. Чтобы достичь желаемого эффекта, выполняйте несложные рекомендации: принимая душ, включайте поочередно прохладную и теплую воду. Отмечайте свои ощущения, возникающие в эти промежутки времени. Пришедшие мысли можете записывать в специальную тетрадь, потом будет интересно читать.
Выходя в теплую погоду на улицу, постарайтесь мысленно настроиться на восприятие температуры. Заметьте, как рецепторы кожи «радуются» солнечному свету, насколько вам приятно ходить в легкой одежде, сквозь которую свободно проникает воздух. Придя домой, зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге.
Таким образом, роль ощущений в жизни человека достаточна значительна. Благодаря ощущениям становится возможным различать краски и цвета собственного настроения, видеть окружающий мир во всем его многообразии. Процесс ощущения наделяет каждого из нас способностью становиться творцом своей индивидуальности.
Сохранить статью
psyh.info
Мы постоянно что-то чувствуем. Каждую секунду своего существования. Радость, страх, горечь, жажду, восхищение... Такие разные, но все это - наши чувства.
Живя в мире, общаясь с ним и его обитателями, человек не может не выражать своего отношения к тому, что происходит вокруг. В этом и заключается основа взаимодействия индивидуума с окружающим его миром - явлениями, предметами, людьми - в умении чувствовать и раскрывать свои чувства, основанные на эмоциях.
Когда человек очень бурно, ярко, громко выражает свое отношение к чему-то, мнение о ком-то, мы говорим, что он эмоционален. Действительно, разбираться в вопросе чувств нельзя, не поговорив об их основе - эмоциях.
Чем лучше они развиты в человеке, тем глубже будут его отношения с другими людьми, тем ярче станет мир его внутренних переживаний. Их можно и развить и даже натренировать, потому что эмоция - это состояние (психофизиологическое), которое является индикатором, оценкой, ответом на действия извне. То есть это своего рода рефлекс.
При необходимости можно эмоции настроить. Например, в ответ на толчок в утренней давке в автобусе вы можете испытывать гнев, легкое раздражение или полное безразличие - разница впечатляет.
Существуют несколько уровней эмоциональных переживаний (явлений) человека:
Их разделяют на два типа: стенический (позитивный) и астенический (негативный). Первый тип чувств подготавливает организм человека к большим затратам энергии, он связан с возбуждением, активностью, бодростью.
Второй - является следствием отказа от действий в состоянии стресса или эмоционально напряженного окружения. Наблюдается спад активности, подавленность, апатия.
Чувства человека - это показатель его потребностей, как социальных, так и духовных. Несмотря на сложность их определения, чувства даже разделили на виды.
Степень или уровень развития сферы чувств у отдельно взятой личности - это так называемый эмоциональный интеллект человека. Он включает в себя способности узнавать и определять эмоции у окружающих, потребность делится своими чувствами и принимать их от других людей, сопереживать.
Каким бы высоким или низким не был уровень эмоционального интеллекта у человека, начинается все восприятие с органов чувств.
С чего начинается чувство? Это мы уже уяснили - с эмоционального тона, который формируется у человека на основе данных об окружающей среде и его положении в ней. А собирает человек эту информацию посредством различных органов своего тела (органов чувств).
Их у человека пять:
Таким образом, получается, что органы чувств - это органы человеческого тела, которые посредством рецепторов собирают данные из окружающего мира и отправляют их к мозгу человека, позволяя тем самым составить мнение о нем.
К дистанционным органам чувств относятся глаза, уши, нос - они способны воспринимать сигналы на расстоянии.
Иногда эти органы способны компенсировать друг друга. Так, например, известно, что у слабовидящих людей часто очень хорошо развиты слух и осязание.
Центральная нервная система анализирует информацию, поступающую посредством рецепторов, и идентифицирует ее. Так человек получает ощущения, которые в дальнейшем складываются в эмоции и чувства.
Оказывается, что у человека органы чувств развиты неравномерно.
Например, глаза могут посылать информацию к нервной системе интенсивнее, быстрее, чем уши и нос. То есть зрительные ощущения будут основными в восприятии окружающего мира. Такие люди называются визуалами. Их около 35% от всего населения планеты. Визуалы видят мир в картинках, прекрасно запоминают внешние детали. Если вы будете в общении с таким человеком использовать зрительные образы, наглядно представлять информацию, он скорее и глубже поймет вас. Фразы типа: "Посмотри, как вкусно!" - это норма для визуала. Чувство - это образ в его глазах.
25% жителей Земли сильнее и быстрее воспринимают слуховые ощущения - это аудиалы. Для них очень важен звук. Не так важно, что вы скажете, а вот тембр голоса, темп речи вызовут гораздо более сильное чувство. Это основной принцип восприятия информации. Общаясь с аудиалом, следите за эмоциональностью своей речи.
Все остальные - это кинестетики. Их мир - это в большей мере тактильные ощущения. Поэтому им важно быть рядом с собеседником, прикасаться к нему или к себе, или к чему-то еще. В наш век дистанционных технологий кинестетикам сложнее всего приспособиться. Хотите, чтобы он вас услышал? Дайте себя потрогать, хотя бы подержать за рукав.
Человек способен испытывать чувства разной силы (по эмоциональному накалу) по отношению к одному объекту.
Например, прием пищи. Насколько сильное чувство удовольствия испытает человек, обедая дома? А в гостях? В ресторане? После долгой диеты? На природе? Амплитуда чувственных переживаний будет довольно большой во всех предложенных вариантах. Так происходит потому, что сила чувств - это то количество энергии, которое получает человек от эмоций или затрачивает на них. То есть чем больше эмоций мы получаем или выражаем в комплексе (по отношению к одному объекту, действию), тем сильнее будет испытываемое чувство. Таким образом выражения типа "сильно люблю" и "несильно люблю" имеют полное право на существование.
Каждый человек способен развить в себе высокий эмоциональный интеллект, испытывать сильные и яркие чувства на протяжении всей жизни и в любой ситуации.
Источник: fb.ru Бизнес ТТН - это что? Как правильно заполнить ТТН? Образец заполнения ТТНТТН – это товарно-транспортная накладная, которая обязательно оформляется при перевозке любых товарно-материальных ценностей с помощью автомобильного транспорта. Составляя этот документ, водитель подтверждает ф...
Дом и семья Парафин - это что? Как использовать парафин в домашних условиях?Парафин – это что? Данный продукт хорошо известен каждому из нас. Хотя бы раз в жизни нам приходилось иметь с ним дело. Он широко используется в самых разнообразных сферах - это и медицина, и производство продук...
Дом и семья Что теряется чаще всего у человека в доме?Ежедневно у человека возникает множество вопросов. Одни являются довольно обычными и имеют однозначные ответы, другие же кажутся странными. Попробуем в этой статье ответить на вопрос о том, что теряется чаще всего в ж...
Духовное развитие Аура - это что такое? Значение ауры для человекаВы знаете, что такое аура? Какой она у вас имеет цвет? В статье вы найдёте ответы на эти вопросы и не только. Аура – это проявление духа и души человека. Именно так её интерпретируют различные эзотерические веро...
Духовное развитие Евангелие - это что? Как правильно толковать данное словоЧеловек, приходящий в христианскую веру, прежде всего задается вопросом о том, Евангелие - это что? Часть Библии или же отдельный священный текст? В целом вопросы, касающиеся Евангелия, будоражили и ...
Духовное развитие Пора разобраться, что к чему чешется у человекаНаши предки верили в приметы, сны и символы, придавали значения всем знакам судьбы. Толковали все: что приснилось, что к чему чешется и тому подобное. Это плавно перешло и в нашу жизнь. Многие люди верят в эти преметы...
Еда и напитки Абсент - это что? Как правильно пить абсент? Рецепт абсентаАбсент – это алкогольный напиток зеленого цвета, про который существует множество легенд. В некоторых из них он рассматривается как яд, и ему приписывается способность вызывать галлюцинации. В других легендах на...
Еда и напитки Шницель - это что? Как приготовить шницель? Шницель из свинины на сковороде: рецептШницель – это тонкий пласт баранины, свинины, телятины, куриных грудок и прочих сортов мяса, который обжаривается на сковороде или же запекается в духовом шкафу. Следует отметить, что готовить представленное блю...
Закон Деликт - это что? Каким бывает деликт?Юридический термин "деликт", который произошел от латинского слова delictum и переводится как "правонарушение", "проступок" или "вина", хоть и не используется российским законодательством, тем не менее широко применяе...
Здоровье Коарктация аорты - это что такое? Коарктация аорты у детейКоарктация аорты — это порок сердца, который сопровождается сужением просвета самого крупного сосуда в организме человека. По сути, это не является заболеванием сердца, так как патология локализуется вне границ ...
monateka.com
Когда тебя трахают ты испытываешь чувства
ЧУВСТВО Психическое состояние человека, его душевное переживание; любовь. О силе, глубине, новизне чувства; о степени осознанности, определенности переживания. Безотчетное, безрассудное, безудержное, безумное, бессмысленное, бесформенное, бешеное, большое, буйное, бурное, великое, вечное, властное, внезапное, врожденное, всеобъемлющее, всепобеждающее, всепожирающее, всепокоряющее, глубинное, глубокое, глухое, голое, горячее, двойственное, действенное, жаркое, жгучее, живое, запоздалое, заскорузлое, застарелое, затаенное, захватывающее, знакомое, кипучее, клокочущее, легкое, мгновенное, мимолетное, минутное, могучее, молодое, мощное (разг.) , невесомое, невольное, невыразимое, незнакомое, неизъяснимое, неистовое, ненасытное, необъяснимое, необъятное, необыкновенное, необычайное, необычное, неодолимое, неопределенное, неосознанное, неохладевающее, непонятное, непостижимое, непреодолимое, неукротимое, неясное, новое, огненное, огромное, острое, остылое, ответное, пламенное, подсознательное, полусознательное, порывистое, постоянное, приподнятое, противоречивые (лш.) , прочное, пылкое, развитое, растрепанные (лш.) , растроганные (лш.) , робкое, самозабвенное, свежее, сдержанное, серьезное, сильное, скрытое, слепое, сложное, смутное, сокровенное, стихийное, странное, страстное, тайное, темное, труднообъяснимое, тупое, увядшее, угасшее, усталое, цельное, широкое, юное, яркое, яростное, ясное. О характере, оценке чувства. Агрессивное, антипатическое, бескорыстное, беспокойное, благоговейное, благородное, благосклонное, блаженное, бодрое, божественное (поэт.) , болезненное, больное, брезгливое, великое, возвышенное, восторженное, враждебное, высокое, гадливое, гневное, гнетущее, гордое, горестное, горькое, грубое, грустное, гуманное, деликатное, доброе, досадливое, досадное, дурное, едкое, естественное, животное, жуткое, заветное, завистливое, здоровое, злое, злостное, игрецкое (устар.) , игривое, изнеженное, инстинктивное, искреннее, капризное, кроткое, ласковое, ложное, любовное, милое, миролюбивое, мстительное, мужественное, мучительное, мятежное; (поэт.) , наболевшее, наивное, наивно-ребяческое, наигранное, недоброе, нежное, неискреннее, нелепое, неподдельное, неприязненное, неприятное, низкое, низменное, нормальное, ноющее, оскорбленное, отвратительное, откровенное, отрадное, пагубное, поддельное, покойное, почтительное, пошлое, правдивое, праздничное, приятное, радостное, ревнивое, робкое, роковое, самолюбивое, светлое, своевольное, святое, священное, сердечное, скорбное, сладкое, сладостное, сладострастное, страдальческое, страдательное (устар.) , страстное, стыдливое, табунное, теплое, томительное, томное, томящее, тонкое, торжественное, тоскливое, тревожное, трезвое, трепетное, трогательное, трусливое, тягостное, тяжелое, тяжкое, тянущее, уважительное, угнетенное, умиленное, унизительное, унылое, фальшивое, хорошее, целомудренное, чарующее, человеческое, чистое, чистосердечное, чудесное, щемящее. Вязкое, выписное, заемное, мутное, мучительно-сладкое, неподкупно-правдивое, пещерное, свято-глубокое, щекотное. Верноподданническое, материнское, монархическое (устар.) , моральное, музыкальное, нравственное, отеческое, отцовское, поэтическое, родительское, творческое, христианское, человеческое, эгоистическое, эстетическое и т. п.
touch.otvet.mail.ru
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа