Детские страхи: как прогнать злого Бабайку? Как прогнать бабайку


Как прогнать бабайку? - Православный журнал "Фома"

«Страх — защитная реакция организма, он необходим человеку, — говорит Регина Саакян, врач-психиатр специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо г. Москвы. — Есть страхи, которые можно назвать биологическими. Они закреплены эволюционно. Например, боязнь больших и лохматых животных с большими зубами, боязнь высоты, боязнь воды…»

«Боязнь воды может проявляться при купании, — продолжает Регина Енакаева, кандидат психологических наук, ведущая школы приемных родителей Московской службы психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. — В этом смысле хороши отвлекающие игры: мы не просто купаемся, а делаем фигурки из пены, пускаем уточек. Вода становится источником радости, а не страха».

«Еще можно назвать боязнь темноты, — добавляет Регина Саакян. — Это ситуация, когда ты не видишь, не знаешь, что с тобой может произойти. На основе этих физиологических страхов, может быть, вследствие травматического опыта, повышенной индивидуальной чувствительности или пережитых реальных событий, могут сформироваться более сложные страхи. Чаще всего для детей, попавших в семью из детских учреждений, ведущими бывают страх одиночества, боязнь быть покинутым, оставленным и как раз — боязнь темноты».

«Поначалу Вика очень боялась находиться в комнате одна, — делится опытом Лариса, в семье которой воспитываются четверо детей (двое из них — приемные). — Ей было страшно засыпать. А мы по своей наивности в девять часов вечера укладывали ее в кровать, рассказывали сказку, желали спокойной ночи, закрывали дверь и уходили. Потом мы стали замечать, что девочка не спит, волнуется. С помощью наводящих вопросов выяснили, что Вика боится оставаться одна, боится темноты. Мы стали дверь в комнату оставлять открытой. И тогда она стала засыпать спокойно».

Марина (ее семья воспитывает двоих приемных дочерей): «Какие-то страхи у младшей дочки были. Внешне тревожность проявлялась, например, сосанием пальца. До сих пор иногда проявляются и остатки «качания». Дома подобного не бывает, а в детском садике, в ситуации праздника, то есть некоторого стресса, когда вокруг много людей, музыка играет, она вдруг начинает качаться из стороны в сторону. Надо понимать, что это уйдет небыстро. К этим привычкам — качаниям, сосанию пальца перед сном — надо относиться спокойно, даже с благодарностью. В свое время за счет этих привычек ребенок выжил».

«Если ребенок боится одиночества, его нельзя оставлять одного в комнате», — говорит Регина Енакаева.

«Когда речь идет об обычных детских страхах, специальная помощь не нужна, — продолжает Регина Саакян. — Это в случае, если страх не выходит на невротический уровень, то есть ситуация не нарушает жизнь маленького человека».

Регина Енакаева: «Невротический страх от страха обоснованного, здорового отличается тем, что у последнего есть источник. У невротического страха нет явного источника. Ребенок может бояться неизвестно чего. В данный момент нет ни темноты, ни страшного лохматого животного, а ребенку все равно страшно. И даже здоровый страх, если он не проходит длительное время, может перерасти в невротический».

Регина Саакян: «Чем младше ребенок, тем больше тенденция генерализации страха, когда он не просто боится, а чувствует себя полностью охваченным ужасом. Он не может отделить себя от источника страха.

Если ребенку старшего возраста действительно может помочь включенный свет, рациональное объяснение, почему его страх не имеет под собой оснований, убеждение, что его взрослые защитят, помогут, то с маленьким ребенком нужно обыграть ситуацию».

Регина Енакаева: «Например, с помощью сказки про Красную Шапочку и Серого Волка. Ребенок может побыть и в роли Красной Шапочки, и в роли волка. Если, например, ребенку кажется, что за дверью Баба-яга, нужно взять метелку и вместе с ним «прогнать» пугающего персонажа».

Елена (Елена и Александр воспитывают четверых детей, двое из них — приемные): «Прасковья у нас принесла с собой страх перед «бабайкой». Она приехала и рассказала, что есть такой страшный бабайка, он приходит к детям, которые не спят, плохо едят, и делает с ними что-то очень страшное. Избавились от страха очень просто: нарядили сына Андрюшу бабайкой. Он пришел, завернутый в одеяло, сказал: «Я — бабайка!» Она сначала испугалась, а потом осознала, что это вовсе никакой не бабайка, а наш дорогой Андрюша. И с тех пор Прасковья поняла, что бабайка — не тот персонаж, которого стоит бояться».

На заставке фрагмент фото Татьяны Дружининой.

foma.ru

Детские страхи: как прогнать злого Бабайку?

Одной из распространенных детских фобий является страх идти в парикмахерскую. Решением проблемы станет обращение к мастеру по детским стрижкам, владеющему навыками общения с юными моделями. Если истерики не избежать, психологи советуют бороться со страхом в игровой манере. Создайте дома собственный салон красоты! Используйте в качестве пеньюара простынку, разложите перед зеркалом расчески, заколки и резинки и обязательно покажите малышу, как работает настоящий фен. Оказывается, именно жужжание данного инструмента и пугает детей. О других детских страхах расскажем в следующей статье.

Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает малыша? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку.

Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д.

Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх – это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться   удвоенной силой.

Откуда берутся страхи

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.)

А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого.

В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия – одна из наиболее частых причин страха. Ребенок – существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной, что также порождает страхи. Очень часто причиной страха у ребенка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы (см. таблицу).

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

Существует много методов для выявления страхов.

Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа – важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше трех лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список с листочка.

Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

Можно попробовать переубедить ребенка, но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или, наоборот, говорить малышу о том, что все это глупости – это ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о  том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

В серьезных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка, лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психологу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.

Правильное поведение:

• Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

• Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость». Ведь страх – опасная эмоция человека.

• Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

• Постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

• Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научиться сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей родительской помощи.

• Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!

• Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, но такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

www.artofcare.ru

Как прогнать бабайку - Журнал ФОМА в Украине

ФОМА

 

«Страх — защитная реакция организма, он необходим человеку, — говорит Регина Саакян, врач-психиатр специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо г. Москвы. — Есть страхи, которые можно назвать биологическими. Они закреплены эволюционно. Например, боязнь больших и лохматых животных с большими зубами, боязнь высоты, боязнь воды...»

«Боязнь воды может проявляться при купании, — продолжает Регина Енакаева, кандидат психологических наук, ведущая школы приемных родителей Московской службы психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. — В этом смысле хороши отвлекающие игры: мы не просто купаемся, а делаем фигурки из пены, пускаем уточек. Вода становится источником радости, а не страха».

 

«Еще можно назвать боязнь темноты, — добавляет Регина Саакян. — Это ситуация, когда ты не видишь, не знаешь, что с тобой может произойти. На основе этих физиологических страхов, может быть, вследствие травматического опыта, повышенной индивидуальной чувствительности или пережитых реальных событий, могут сформироваться более сложные страхи. Чаще всего для детей, попавших в семью из детских учреждений, ведущими бывают страх одиночества, боязнь быть покинутым, оставленным и как раз — боязнь темноты».

 

«Поначалу Вика очень боялась находиться в комнате одна, — делится опытом Лариса, в семье которой воспитываются четверо детей (двое из них — приемные). — Ей было страшно засыпать. А мы по своей наивности в девять часов вечера укладывали ее в кровать, рассказывали сказку, желали спокойной ночи, закрывали дверь и уходили. Потом мы стали замечать, что девочка не спит, волнуется. С помощью наводящих вопросов выяснили, что Вика боится оставаться одна, боится темноты. Мы стали дверь в комнату оставлять открытой. И тогда она стала засыпать спокойно».

 

Марина (ее семья воспитывает двоих приемных дочерей): «Какие-то страхи у младшей дочки были. Внешне тревожность проявлялась, например, сосанием пальца. До сих пор иногда проявляются и остатки «качания». Дома подобного не бывает, а в детском садике, в ситуации праздника, то есть некоторого стресса, когда вокруг много людей, музыка играет, она вдруг начинает качаться из стороны в сторону. Надо понимать, что это уйдет небыстро. К этим привычкам — качаниям, сосанию пальца перед сном — надо относиться спокойно, даже с благодарностью. В свое время за счет этих привычек ребенок выжил».

 

«Если ребенок боится одиночества, его нельзя оставлять одного в комнате», — говорит Регина Енакаева.

 

«Когда речь идет об обычных детских страхах, специальная помощь не нужна, — продолжает Регина Саакян. — Это в случае, если страх не выходит на невротический уровень, то есть ситуация не нарушает жизнь маленького человека».

 

Регина Енакаева: «Невротический страх от страха обоснованного, здорового отличается тем, что у последнего есть источник. У невротического страха нет явного источника. Ребенок может бояться неизвестно чего. В данный момент нет ни темноты, ни страшного лохматого животного, а ребенку все равно страшно. И даже здоровый страх, если он не проходит длительное время, может перерасти в невротический».

 

Регина Саакян: «Чем младше ребенок, тем больше тенденция генерализации страха, когда он не просто боится, а чувствует себя полностью охваченным ужасом. Он не может отделить себя от источника страха.

 

Если ребенку старшего возраста действительно может помочь включенный свет, рациональное объяснение, почему его страх не имеет под собой оснований, убеждение, что его взрослые защитят, помогут, то с маленьким ребенком нужно обыграть ситуацию».

 

Регина Енакаева: «Например, с помощью сказки про Красную Шапочку и Серого Волка. Ребенок может побыть и в роли Красной Шапочки, и в роли волка. Если, например, ребенку кажется, что за дверью Баба-яга, нужно взять метелку и вместе с ним «прогнать» пугающего персонажа».

 

Елена (Елена и Александр воспитывают четверых детей, двое из них — приемные): «Прасковья у нас принесла с собой страх перед «бабайкой». Она приехала и рассказала, что есть такой страшный бабайка, он приходит к детям, которые не спят, плохо едят, и делает с ними что-то очень страшное. Избавились от страха очень просто: нарядили сына Андрюшу бабайкой. Он пришел, завернутый в одеяло, сказал: «Я — бабайка!» Она сначала испугалась, а потом осознала, что это вовсе никакой не бабайка, а наш дорогой Андрюша. И с тех пор Прасковья поняла, что бабайка — не тот персонаж, которого стоит бояться».

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!

foma.in.ua

Как прогнать бабайку - Журнал ФОМА в Украине

ФОМА

 

«Страх — защитная реакция организма, он необходим человеку, — говорит Регина Саакян, врач-психиатр специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо г. Москвы. — Есть страхи, которые можно назвать биологическими. Они закреплены эволюционно. Например, боязнь больших и лохматых животных с большими зубами, боязнь высоты, боязнь воды...»

«Боязнь воды может проявляться при купании, — продолжает Регина Енакаева, кандидат психологических наук, ведущая школы приемных родителей Московской службы психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. — В этом смысле хороши отвлекающие игры: мы не просто купаемся, а делаем фигурки из пены, пускаем уточек. Вода становится источником радости, а не страха».

 

«Еще можно назвать боязнь темноты, — добавляет Регина Саакян. — Это ситуация, когда ты не видишь, не знаешь, что с тобой может произойти. На основе этих физиологических страхов, может быть, вследствие травматического опыта, повышенной индивидуальной чувствительности или пережитых реальных событий, могут сформироваться более сложные страхи. Чаще всего для детей, попавших в семью из детских учреждений, ведущими бывают страх одиночества, боязнь быть покинутым, оставленным и как раз — боязнь темноты».

 

«Поначалу Вика очень боялась находиться в комнате одна, — делится опытом Лариса, в семье которой воспитываются четверо детей (двое из них — приемные). — Ей было страшно засыпать. А мы по своей наивности в девять часов вечера укладывали ее в кровать, рассказывали сказку, желали спокойной ночи, закрывали дверь и уходили. Потом мы стали замечать, что девочка не спит, волнуется. С помощью наводящих вопросов выяснили, что Вика боится оставаться одна, боится темноты. Мы стали дверь в комнату оставлять открытой. И тогда она стала засыпать спокойно».

 

Марина (ее семья воспитывает двоих приемных дочерей): «Какие-то страхи у младшей дочки были. Внешне тревожность проявлялась, например, сосанием пальца. До сих пор иногда проявляются и остатки «качания». Дома подобного не бывает, а в детском садике, в ситуации праздника, то есть некоторого стресса, когда вокруг много людей, музыка играет, она вдруг начинает качаться из стороны в сторону. Надо понимать, что это уйдет небыстро. К этим привычкам — качаниям, сосанию пальца перед сном — надо относиться спокойно, даже с благодарностью. В свое время за счет этих привычек ребенок выжил».

 

«Если ребенок боится одиночества, его нельзя оставлять одного в комнате», — говорит Регина Енакаева.

 

«Когда речь идет об обычных детских страхах, специальная помощь не нужна, — продолжает Регина Саакян. — Это в случае, если страх не выходит на невротический уровень, то есть ситуация не нарушает жизнь маленького человека».

 

Регина Енакаева: «Невротический страх от страха обоснованного, здорового отличается тем, что у последнего есть источник. У невротического страха нет явного источника. Ребенок может бояться неизвестно чего. В данный момент нет ни темноты, ни страшного лохматого животного, а ребенку все равно страшно. И даже здоровый страх, если он не проходит длительное время, может перерасти в невротический».

 

Регина Саакян: «Чем младше ребенок, тем больше тенденция генерализации страха, когда он не просто боится, а чувствует себя полностью охваченным ужасом. Он не может отделить себя от источника страха.

 

Если ребенку старшего возраста действительно может помочь включенный свет, рациональное объяснение, почему его страх не имеет под собой оснований, убеждение, что его взрослые защитят, помогут, то с маленьким ребенком нужно обыграть ситуацию».

 

Регина Енакаева: «Например, с помощью сказки про Красную Шапочку и Серого Волка. Ребенок может побыть и в роли Красной Шапочки, и в роли волка. Если, например, ребенку кажется, что за дверью Баба-яга, нужно взять метелку и вместе с ним «прогнать» пугающего персонажа».

 

Елена (Елена и Александр воспитывают четверых детей, двое из них — приемные): «Прасковья у нас принесла с собой страх перед «бабайкой». Она приехала и рассказала, что есть такой страшный бабайка, он приходит к детям, которые не спят, плохо едят, и делает с ними что-то очень страшное. Избавились от страха очень просто: нарядили сына Андрюшу бабайкой. Он пришел, завернутый в одеяло, сказал: «Я — бабайка!» Она сначала испугалась, а потом осознала, что это вовсе никакой не бабайка, а наш дорогой Андрюша. И с тех пор Прасковья поняла, что бабайка — не тот персонаж, которого стоит бояться».

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!

foma.in.ua

Страх темноты у малыша: как прогнать бабайку

Страх темнотыМногие взрослые могут припомнить тот первобытный страх, который в детстве сковывал все их существо с наступлением темноты. Когда пятки сверкают при перебежке из детской в туалет, а пятна ночного света выхватывают из темноты комнаты очертания мифических существ. Страх темноты естественен и наиболее сильно проявляется в возрасте 3-8 лет, когда граница между реальным и вымышленным очень размыта.Победить его, в прямом смысле слова, не получится. Можно только сделать ребенка более резистентным к нему, развивая в нем качества, которые позволят его неокрепшей психике самой логически справляться с первыми признаками возникновении страхов.

Самая неверная линия поведения в данном случае – это наказывать за проявления страха темноты, стыдить малыша или выбивать клин клином. Так к вполне безобидному страху может добавиться еще ряд более серьезных комплексов, которые впоследствии побороть будет довольно сложно.

Еще одна ошибка – игнорировать детские страхи, как возрастные, пускать их на самотек. В таком случае, страх, подобно снежному кому, может развиться и закрепиться в сознании ребенка, и в том или ином проявлении остаться с ним на всю жизнь.

Чтобы понять, как приручить детский страх темноты, следует понимать, что ребенок не так боится самой темноты, как всего того, что она может таить в себе в силу его воображения. Это могут быть страшные персонажи мультфильмов или случайно подсмотренного взрослого кинематографа, что-то выуженное и трансформированное из обрывков разговоров.

  • Первый совет, который дают психологи на этот счет, это нарисовать страх
  • Когда страх будет облачен в какую-то форму, можно посмеяться над неуклюжестью детского рисунка, наделить его какими-то комичными повадками. Смех над страхом очень благотворно влияет на малыша, а такой простой ритуал в конце, как «уничтожение монстра» — просто разорвав рисунок — поможет существенно нивелировать действие, оказываемое этим страхом. Вообще, опредмечивание страха – это первое, что предстоит сделать.

    Рисованием вряд ли можно вправиться с бытовыми страхами, вроде проникновения грабителей и других вторжений, порожденных разговорами и голубым экраном.

  • В таком случае следует решать проблему по-взрослому: обойти с ребенком все «подозрительные» места и проверить их «на прочность»: убедиться вместе, что замки, запоры окон, любые щелочки и отверстия, пугающие ребенка, надежно закрыты, а в местах, вызывающих особые волнения, можно оставить включенным свет или ночник.
  • Бывает, избыточные фантазии относительно обитателей темноты порождаются звуками. Логика здесь простая: что не можем увидеть, то попытаемся услышать. Посторонние скрипы половиц, шорохи способны нарисовать в сознании малыша весьма пугающую картину.
  • Если нет возможности полностью изолировать комнату ребенка, то можно заглушить шум размеренными тихими звуками, вроде тиканья часов, записи колыбельных или убаюкивающих звуков воды, дождя.И напоследок, зная о проблеме боязни темноты, следует внимательно относиться к тому, что транслирует дома телевизор. Даже если телепрограммы не предполагают страшного сюжета, фантазия ребенка способна облачить в пугающую мантию любое непонятное слово. Желательно также ограничить эмоциональные разговоры.Спокойствие и доброжелательность в доме – главный врачеватель детских страхов.

peredacha24.ru

Детские страхи: как прогнать злого Бабайку?

Одной из распространенных детских фобий является страх идти в парикмахерскую. Решением проблемы станет обращение к мастеру по детским стрижкам, владеющему навыками общения с юными моделями. Если истерики не избежать, психологи советуют бороться со страхом в игровой манере. Создайте дома собственный салон красоты! Используйте в качестве пеньюара простынку, разложите перед зеркалом расчески, заколки и резинки и обязательно покажите малышу, как работает настоящий фен. Оказывается, именно жужжание данного инструмента и пугает детей. О других детских страхах расскажем в следующей статье.

Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает малыша? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку.

Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д.

Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх – это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться   удвоенной силой.

Откуда берутся страхи

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.)

А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого.

В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия – одна из наиболее частых причин страха. Ребенок – существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной, что также порождает страхи. Очень часто причиной страха у ребенка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы (см. таблицу).

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

Существует много методов для выявления страхов.

Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа – важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше трех лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список с листочка.

Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

Можно попробовать переубедить ребенка, но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или, наоборот, говорить малышу о том, что все это глупости – это ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о  том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

В серьезных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка, лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психологу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.

Правильное поведение:

• Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

• Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость». Ведь страх – опасная эмоция человека.

• Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

• Постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

• Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научиться сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей родительской помощи.

• Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!

• Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, но такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

www.artofcare.ru

Детские страхи: как прогнать злого Бабайку?

Одной из распространенных детских фобий является страх идти в парикмахерскую. Решением проблемы станет обращение к мастеру по детским стрижкам, владеющему навыками общения с юными моделями. Если истерики не избежать, психологи советуют бороться со страхом в игровой манере. Создайте дома собственный салон красоты! Используйте в качестве пеньюара простынку, разложите перед зеркалом расчески, заколки и резинки и обязательно покажите малышу, как работает настоящий фен. Оказывается, именно жужжание данного инструмента и пугает детей. О других детских страхах расскажем в следующей статье.

Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает малыша? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку.

Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д.

Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх – это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться   удвоенной силой.

Откуда берутся страхи

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.)

А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого.

В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия – одна из наиболее частых причин страха. Ребенок – существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной, что также порождает страхи. Очень часто причиной страха у ребенка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы (см. таблицу).

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

Существует много методов для выявления страхов.

Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа – важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше трех лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список с листочка.

Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

Можно попробовать переубедить ребенка, но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или, наоборот, говорить малышу о том, что все это глупости – это ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о  том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

В серьезных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка, лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психологу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.

Правильное поведение:

• Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

• Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость». Ведь страх – опасная эмоция человека.

• Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

• Постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

• Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научиться сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей родительской помощи.

• Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!

• Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, но такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

www.artofcare.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа