Вопросы и ответы. Православие в деталях. Как жить вдове по православному


Цитаты из творений святых отцов. Вдовство, читать онлайн

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Вдовство

Если муж или жена умрет... и один из них вступит в брак, — согрешает ли вступающий в брак? Не согрешает... но если останется сам по себе, то приобретает себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие и будешь жить с Богом (св. Ерм, 94, 185—186).

***

Рассказывают о горлице, что она, будучи разлучена с супругом, не терпит уже общения с другим, но проводит безбрачную жизнь, в память прежнего супруга отказываясь от нового союза. Слышите, жены, как честно вдовство и у бессловесных предпочитается неприличию многобрачия! (свт. Василий Великий, 5, 130).

***

Вдова, достигшая шестидесяти лет, если захочет опять жить с мужем, да не сподобится приобщения Благого, пока не исцелится от нечистой страсти (свт. Василий Великий, 11,43).

***

...Оружие вдовы — это слезы, воздыхания и непрестанные молитвы; этим она может отразить не только обиду человеческую, но и нападения бесовские (свт. Иоанн Златоуст, 47, 331).

***

Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к Небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные (свт. Иоанн Златоуст, 47, 331).

***

Невоздержная вдовица — дикий зверь... (свт. Иоанн Златоуст, 50, 867).

***

Если решилась ты пребывать во вдовстве, то не веди себя, как юная. Если же и нарядов не слагаешь с себя, и присваиваешь себе имя плачущей, то одно к другому не идет. Посему, или оставь то или другое, или не оскорбляй стыдливости (прп. Исидор Пелусиот, 61, 117).

***

В одном селении жили два купца, дружившие с детства. Один был весьма богатый, а другой несколько беднее его. Первый имел необыкновенно целомудренную жену. Он вскоре умер, а второй купец захотел жениться на ней. Вдова узнала о его желании и однажды сказала ему: «Господин мой! Я вижу, что ты, смотря на меня, смущаешься.

Скажи, что тебе нужно, и я чем могу помогу тебе». Купец признался, что хочет жениться на ней. Она отвечала: «Если ты исполнишь, что я предложу тебе, то и я твое желание удовлетворю». Купец обещал все, что она повелит, исполнить. Вдова сказала: «Ступай домой и ничего не вкушай, пока я тебя не позову». Купец с радостью обещал поститься. На четвертый день, когда она его позвала, он настолько ослабел от поста, что только поддерживаемый другими дошел до нее. Вдова сказала: «Теперь можешь делать, что хочешь». «Сначала дай мне вкусить пищи, ибо я умираю от голода», — отвечал купец. — «Вот ты теперь от голода забыл все и желаешь одного хлеба. Так и впредь, когда плотские помыслы будут искушать тебя, постись и успокоишься, и знай, что по смерти мужа я ни за тебя, ни за кого другого не выйду замуж и пребуду в чистоте». Купец удивился ее целомудрию. «И так как я уверена, что ты любишь Бога больше всего, — продолжала вдова, — то расстанемся в этой жизни друг с другом навсегда, оставим этот мир и удалимся в монастыри». И как сказала, так и сделала. Она ушла в женский монастырь, а купец — в мужской. И оба они, угодив Богу святой жизнью, перешли в Вечное Царство Отца Небесного (113, 902—903).

 

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

www.biblioteka3.ru

Выйти замуж вдове. Советы семейного психолога

Если муж был хороший и погиб, женщина особенно сильно переживает утрату. И ей может быть очень трудно строить новые отношения потому, что всех встречающихся ей мужчин она невольно сравнивает со своим ушедшим мужем.

К тому же женщина в таком случае часто считает для себя невозможным «изменить» погибшему и начать строить новые отношения.

Что же делать?

Во-первых, если женщина даже после достаточно большого количества времени, прошедшего со дня утраты мужа, продолжает жить отношениями с ним и хранить ему верность, это не правильно. Потому что, значит, она всё ещё не может «отпустить» своего бывшего мужа. А это сделать надо обязательно – ведь, как учит нас христианская традиция, с ним теперь что-то другое происходит (в том мире, в который он ушёл) и не надо ему мешать.

Да, конечно, надо за него помолиться и через 9 дней, и через сорок, и через год. И в промежутках между этими датами – тоже молиться о том, чтобы простил Бог ему все его грехи и прегрешения вольные и не вольные, и чтобы дал ему Царствие Небесное.

И надо поблагодарить Бога за то, что он дал Вам пожить с этим человеком и, возможно, родить от него детей. Поплакать надо сколько положено. И отпустить. Потому что его жизнь закончилась, а Ваша – ещё нет.

Во-вторых, если женщина не смотрит на других мужчин и пребывает в унынии, то это тоже плохо. Жизнь ведь продолжается. И в ней есть другие люди, которые, возможно, тоже страдали в своей жизни и тоже нуждаются в человеческом тепле и в поддержке. Конечно, к выбору мужа надо относиться серьёзно – «сто раз примерить». Но и слишком категоричной быть не стоит – все люди не ангелы.

Надо открыться жизни и тем радостям, которые в ней есть. И предоставить судьбе возможность новой встречи с новым мужчиной – если даст Бог такую встречу, значит так тому и быть.

Жизнь очень короткая, и надо постараться в ней стать счастливой. Потому что она пройдёт, и потом уже ничего не успеешь.

ninaiunakovskaya.ru

Проблемы повторного брака / Православие.Ru

Вопрос: Несколько лет назад Сретенский монастырь проводил в Политехническом музее цикл лекций о христианской семье. Один день был полностью посвящен вопросам и ответам, и я задала свой наболевший вопрос. Почему так бывает: светлая, чистая девочка; умный, воспитанный мальчик; священник обоих знает, благословляет, венчает, а семейная жизнь не складывается? И наоборот: бурная молодость, у обоих несколько браков за спиной, дети свои и чужие; священник не благословляет, не берет на себя ответственность, потому что не видит основания для будущего счастья семьи, а они все равно женятся, и все у них хорошо – почему это так? За столом на сцене сидели несколько священников, ответил протоиерей Максим Козлов. Запомнила на всю жизнь, потому, наверное, что очень честно ответил. Дословно не воспроизведу, но смысл такой: семья – это всегда риск. Да, иногда все основания для счастья есть, люди делают все правильно, чтобы быть достойными Божией милости и семейного счастья. А счастья нет. И наоборот: накуролесят по молодости, нет основания для счастья, а Бог по Своему милосердию именно для этих людей находит основание для счастья. Это тайна от Бога. Это риск для человека. Всегда. И это честно.

Ответ: Хотя это скорее реплика, а не прямое вопрошание, постараюсь изложить свою точку зрения на данную проблему, тем более что подобные вопросы волнуют многих людей, и мне уже приходилось отвечать на них ранее.

Соглашусь с глубокоуважаемым отцом Максимом: создание семьи – это всегда риск. Как и любое непростое и важное дело. Как, например, открытие нового предприятия, строительство большого объекта или рождение ребенка. Разве не рискует женщина, особенно верующая, для которой аборт является тяжким грехом, когда зачинает и потом рожает младенца? Ведь возможны внематочная беременность, разные осложнения, угроза выкидыша и, наконец, риск умереть при родах или родить ребенка-инвалида. От этих и других опасностей никто не застрахован. Но, тем не менее, почти каждая семья, зная об этих опасностях, идет на риск. Или другой пример: езда на машине. Каждый год на российских дорогах гибнет 30 тысяч человек. Это в два раза больше, чем погибло наших воинов в Афганистане за девять лет войны. А сколько еще людей ежегодно остаются калеками и теряют здоровье в ДТП! Но, зная все это, все продолжают пользоваться автотранспортом, а некоторые работают водителями. Но каждый здравомыслящий человек, начиная небезопасное дело, старается максимально снизить степень риска. Об этом сказано и в Евангелии: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не смог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк. 14: 28–32). Пример с тем же вождением машины: кто будет попадать чаще в аварии – водитель, который прошел курс обучения, ездит осторожно и соблюдает правила, или человек, купивший права, толком не научившись водить, сплошь и рядом нарушающий правила и к тому же склонный к лихачеству? Думаю, ответ очевиден. Если женщина хочет снизить риск при беременности, она должна также соблюдать правила: беречь себя, хорошо питаться, не поднимать тяжестей, наблюдаться у врача. Если же она будет таскать тяжелые сумки, курить, употреблять алкоголь и плевать на рекомендации врачей, то весьма вероятно, что ее беременность завершится плачевно. Конечно, есть весьма небольшие шансы, что, вопреки всему этому, Господь все равно спасет ее и будущего младенца и она благополучно разродится здоровым малышом, – бывают и такие случаи. Но ясно любому, что риск для такой роженицы повышается многократно.

Теперь о браке. Если христианин хочет жить по воле Божией и спасти свою душу, он должен руководствоваться не своей собственной «правдой», а Правдой Божией, которая изложена в Священном Писании и в сочинениях святых отцов, то есть в Священном Предании, а также указаниями своей совести и советами духовного отца. Если он живет по принципу: «да будет воля моя», буду жить, как хочется, а там Господь как-нибудь управит (ведь все равно жизнь – это риск), он совершает большой грех, сознательно идет против Бога и подвергает себя большой опасности.

Священное Писание дает нам учение о браке. Не буду сейчас подробно излагать его с многочисленными цитатами – каждый при желании может найти их сам. Буду краток. Господь дает нам правила семейной жизни. Это: 1) взаимная супружеская любовь и иерархия, во образ любви и иерархии Христа и Церкви, 2) хранение чистоты до брака и верности в браке, 3) нерасторжимость супружеского союза (кроме вины прелюбодеяния): «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). Если мы строим семейную жизнь по этим духовным законам, мы сможем уберечь свою семью от многих бед и найти супружеское счастье. Конечно, бывают случаи, подобно описанному в вышеизложенном комментарии, когда церковные девственные молодые люди не находят супружеского счастья и их брак распадается. Но, если посмотреть на ситуацию в целом, разводы, измены и семейные скандалы встречаются в церковных семьях гораздо реже. Там эти явления – исключения, а в других, неверующих, семьях – дело обычное и даже закономерное. Распадаются христианские семьи не потому, что правила христианской семейной жизни плохи, и не потому, что Священное Писание устарело, а потому, что такие мы христиане – православные XXI века, забывшие, что такое настоящие любовь, семья, терпение. Ведь чтобы создать крепкую и счастливую христианскую семью, недостаточно только внешних правильных условий. Необходим наш личный труд, подвиг семейной жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил, что для спасения недостаточно только молиться, поститься и ходить в храм, нужно «стяжание Духа Святого». Так и в жизни семейной. Конечно, правильные условия нам помогают и снижают риски, но главное – это стяжание и сохранение духа любви. Истинная, жертвенная супружеская любовь – содержание брака, а правильные условия – форма.

Как опять же правильно заметил отец Максим Козлов, существует особое смотрение Божие, Его Промысл о каждом конкретном человеке и о каждой супружеской паре. Потому что у каждого человека свой путь к Богу. Кто-то в детстве не получил православного воспитания, рос в неполной семье и «по молодости накуролесил» – с него один спрос, о нем одно смотрение Божие. И очень может быть, что этому человеку, после его искреннего покаяния и осознания своих ошибок, Господь даст еще один шанс для счастья. Или наоборот: человек вырос в священнической, дружной семье, но сознательно пошел по пути греха, впал в блуд до брака, изменил жене в браке, развелся и вступил во второй брак, – ясно, что с него спрос будет уже совсем другой: «кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Да, Господь имеет особое смотрение о каждом, но на то оно и особое, что не для всех. А для всех нас существует общий план Божий: спасаться и строить жизнь (в том числе и семейную) по заповедям, по Евангелию.

Вы привели вполне конкретный пример: супруги прошли через бурную молодость, каждый имел несколько браков и несколько детей от этих браков, пошли против благословения священника, поженились, и у них все хорошо. Извините, но, как священнослужитель, регулярно принимающий исповедь, не могу с этим согласиться. Постоянно исповедуя людей, находящихся уже в не первом браке, знаю, как они, их супруги и дети мучаются от всех этих ошибок, а главное – как они сами страдают муками совести. Ни один нормальный человек не будет спорить, что брак нужно создавать один раз на всю жизнь и что это гораздо лучше, чем идти путем проб, ошибок и грехов. Ни один человек не может просто вычеркнуть негативный опыт из жизни, забыть все как страшный сон. Даже после покаяния и исповеди последствия его грехов будут с ним. Останутся его бывшие супруги, дети от прошлых браков, с которыми необходимо общаться, а также воспоминания о прошлых связях и привычка ко греху. А значит, уже не может быть «все хорошо». Но это тема для отдельного разговора.

***

Вопрос: Я развелась с мужем: мы были неверующими, молодыми. Вышла второй раз замуж. Возможна ли настоящая любовь в нашем браке, ведь я совершила большой грех, или это блуд, страсть? Сейчас я человек церковный, даже работаю в храме; мой нынешний муж в храм ходит редко, но в Бога верит.

Ответ: Да, огромная трагедия нашего народа – это оторванность от своих духовных корней. 70-летний атеистический плен сделал свое темное дело, и последствия этого безбожия будут еще долго сказываться на нас и наших потомках. Большинство людей пришли к Церкви, пройдя через многое, наделав немало ошибок и грехов. Но Господь для того и пришел на землю, чтобы дать надежду каждому человеку. И христианство – это религия воскресения; главная задача нашей веры – воскресение человеческой души. Как оно осуществляется? Через крещение и покаяние. Русь, конечно, уже крещена, и крещеных у нас более 80%, но покаяние, исповедь святые отцы называют вторым крещением, только не водой, а слезами. Многие, каясь в больших грехах, спрашивают: «Простит ли мне Бог или не простит?» Такой вопрос возникает от неправильного понимания покаяния. Как будто существует некое оскорбленное Божественное достоинство, которое ждет удовлетворения и кары для преступника. Бог – всесовершенная Любовь, Он уже давно простил всех нас, взяв на Себя наши грехи и принеся Себя за нас в жертву. Но Он ждет нашего личного покаяния, и нам нужно: во-первых, признать, что мы больны, и, во-вторых, встать на путь исправления – для нашего же блага. Не покаемся – не исправимся, а Бог хочет нашего спасения. После покаяния предстоит очень большая работа над собой, своими ошибками, и, конечно, легко не будет. Чем больше грех – тем больше его разрушительные последствия для нас и окружающих нас людей. Грех – это духовная болезнь. Болезни имеют разные степени тяжести и формы. Есть насморк, он лечится быстро, а есть туберкулез, он лечится долго, непросто и остаются последствия. Блуд, прелюбодеяние, разрушение семьи – болезни, коими страдают многие современные люди. Грехи это тяжелые, и лечатся они непросто. Церковь, врачуя болезни души, после исповеди назначает покаянную епитимию, в зависимости от тяжести греха. Конечно, сроки епитимий, которые приводятся в церковных канонах, в современной российской действительности неприменимы, поэтому епитимии даются духовниками по силам, исходя из конкретной ситуации, возможностей кающегося и степени его воцерковленности. Приведу пример. Большинство женщин нашей страны делало аборты. За аборт, по 2-му каноническому правилу святителя Василия Великого, положено на 10 лет отлучать от причастия. Представляете, что произойдет, если мы всех этих женщин отлучим на такой срок? А ведь многие из них делали не один аборт. После такого прещения некоторые вообще никогда больше не придут в храм, поэтому епитимии сейчас даются посильные – из-за немощи и разцерковленности наших людей.

Конечно, Священное Писание говорит нам о единобрачии. И Господь указывает только одну причину для развода – прелюбодеяние одного из супругов (см.: Мф. 19: 9). По церковным правилам, если брак распался по вине прелюбодеяния, потерпевшей стороне разрешалось вступать в другой брак. Также повторный брак разрешался по причине вдовства. Ныне Церковь снисходит к немощи людей, в силу вышеуказанных причин. Вот что говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», документе, принятом на Архиерейском Соборе в 2000 году: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался, был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнении епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами».

Вы спрашиваете, является ли ваш второй брак блудом, страстью, или это все-таки брак и в нем возможна любовь. Конечно, блудом ваш союз не является, это законное супружество, хотя и уже не первое. В чине венчания второбрачных, даже если венчаются вдовцы, очень четко прослеживаются покаянные мотивы, и венчание происходит без венцов, в знак того, что супруги уже не девственники и вступают в брак повторно. Церковь всегда относилась ко второму супружеству как к допустимой немощи.

Теперь о любви. Конечно, любовь в вашем браке возможна. Заповедь о любви – центральная в Новом Завете. И если так получилось, что люди вступили во второй брак, они также имеют возможность любить и быть любимыми.

Мне хотелось бы рассказать немного о трудностях и даже опасностях повторных браков. Да, покаяние очищает наши грехи, и Господь по Своему милосердию прощает их, но мы уже говорили, что неизбежно остаются весьма болезненные последствия.

Нередко можно услышать рассказы кино- и поп-звезд и всякого рода публичных людей о том, как они счастливы в четвертом или пятом браке, как прекрасно ладят со своими бывшими женами и мужьями. И у многих людей создается впечатление, что все очень легко и просто: не повезло в первом браке – не беда, можно попробовать еще раз, и наконец «моя попытка № 5» принесет счастье. Конечно, реальная жизнь звезд для нас тайна за семью печатями, но кое-что про них все-таки известно. Известно, например, что более несчастливых в семейной жизни людей, чем артисты, певцы и поэты, просто нет. В этом сообществе дружная семья и любовь на всю жизнь – редчайшее исключение. Можно ли верить их откровениям? Вспоминается рассказ актера Станислава Садальского. Он как-то сказал примерно следующее: «Мне смешно порой бывает слышать рассказы моих знакомых артистов о том, какая у них замечательная семья и как они любят друг друга. Ведь я же знаю, что там с каждой стороны такие рога, что уже в дверь не проходят». А бывает и наоборот: в интервью звезды делятся подробностями «ужасных» семейных скандалов специально, чтобы «пропиариться», создать себе дополнительную рекламу, привлечь внимание к своей персоне. Где там настоящая жизнь, а где очередной художественный фильм, понять бывает трудно. Творческие люди вообще народ непростой. Мне доводилось исповедовать профессиональных артистов, поэтов: это люди особые. Их рабочий инструмент – нервная система. Они сами признавались, что часто в обычной, реальной жизни не могут отключиться от своей игры на сцене, живут своими ролями, образами, продолжают играть их и в жизни. В этом их большая беда.

Семейный психолог с 20-летним стажем Ирина Анатольевна Рахимова однажды сказала мне, что у артистов, к сожалению, как правило, все неглубоко. Они обычно легко относятся к взаимным изменам. Но и не имеют глубоких чувств, сильной любви. Некоторое время они искренне считают, что любят, что счастливы, а потом, когда эмоции остывают, они с легкостью расстаются. К тому же, судить о том, удался брак или нет, можно только по прошествии длительного срока.

Но спустимся со звездного Олимпа на землю. А что же у нас, у обычных людей? Позвольте привести несколько примеров, свидетельствующих о том, что прошлые грехи и ошибки молодости способны очень сильно помешать в семейной жизни. Ко мне в храм приезжали супруги средних лет из Подмосковья. Хорошая, дружная семья; видно, что любят друг друга. Но у мужа этот брак второй, от первого брака имеется сын. И вот этот мужчина неоднократно рассказывал мне, что, когда ему приходится по делам встречаться с бывшей женой, у него возникают сильнейшие блудные помыслы и искушения, его начинают очень сильно мучить воспоминания об их прошлой жизни и он едва справляется с собой, чтобы не изменить нынешней жене. Не общаться с первой супругой он не может, так как должен видеться с сыном, а также помогать ей деньгами.

Другой мой знакомый, назовем его Геннадий, был женат два раза. Оба брака распались, есть дети от обеих жен. Дети еще маленькие, он вынужден общаться с ними на территории их матерей. Когда он приезжает к ним, у него периодически случается интимная связь то с одной, то с другой, притом что Гена – человек верующий, церковный.

Александр и Надежда около года сожительствовали, потом заключили брак, повенчались. У Александра до Нади была другая женщина. Теперь супруги ходят в храм, регулярно исповедаются и причащаются. Но Надежду стали мучить приступы ревности, она часто попрекает Сашу тем, что у него была до нее любовница. Да и Александр теперь нередко сравнивает жену с «бывшей» – к сожалению, не в пользу супруги.

А вот еще один пример. Совсем молодая пара из Владимирской области. Пришли в Церковь уже в браке, до брака имели друг с другом телесные отношения, но вместе не жили. До того, как встретились, также вели жизнь не слишком целомудренную. Уже несколько лет ведут церковную жизнь, часто бывают у исповеди и причастия. Но прошлая жизнь отпускать не хочет. У жены при встрече с бывшими друзьями несколько раз дело доходило почти до блуда; слава Богу, она находила силы вовремя остановиться. Супруг, подозревая неладное, начал ревновать, в семье участились конфликты, ссоры.

Кроме проблем духовного характера, второбрачных могут подстерегать и другие подводные камни.

Тем, кто не сталкивался с проблемой повторных браков, может показаться, что человеку разведенному, с «опытом», будет гораздо легче в семейной жизни, чем вступающему в брак впервые. Еще бы! Приобретен большой багаж, набиты шишки, и уж теперь есть все шансы не ошибиться в выборе и правильно построить отношения в браке. К сожалению, случаев, когда люди действительно учились на прошлых ошибках и не наступали бы снова на те же самые грабли, очень немного. Почему? Людям свойственно видеть не свои ошибки, а винить во всем окружающих: «Это не моя вина, что наш брак распался; мне просто не повезло; супруг(а) попался(лась) очень неподходящий(ая), но вот во втором или в третьем браке все будет по-другому». А в новом браке получается все абсолютно так же. Некоторое время супруги живут душа в душу, а потом повторяется вариант с первым браком. Без признания своей вины в случившемся, без глубокого анализа своих ошибок и своего поведения в целом никаких нормальных отношений в новом браке не будет.

Одна моя знакомая женщина-психолог очень рекомендовала пережившим расставание (кстати, не только в браке) некоторое время – год и более – не заводить новых знакомств, а начать работать над собой, своим духовным ростом, чтобы понять: что мешает мне быть счастливым в браке, какие недостатки? почему распался наш союз? Только тогда есть шансы на счастье в браке. Надо сказать, что с таким правильным подходом иногда удается восстановить и расторгнутый брак, и я тому свидетель. Совет «не спешить с созданием нового союза» ценен еще тем, что очень велик бывает соблазн сразу после развода начать искать новых отношений. И чаще всего из этого ничего хорошего не получается: поспешное создание семьи часто делается назло первому супругу, или человек ищет скорого утешения в новом браке, то есть руководствуется не любовью, а какими-то своими эгоистическими интересами. Иногда людям обиженным хочется вступлением в новый брак повысить свою самооценку. Следствием всей этой поспешности является неудачный выбор и дальнейшие семейные проблемы.

В любом случае, новый брак всегда начинается не с чистого листа, люди с «опытом» вольно или невольно приносят в новую семью те неправильные установки, ошибки в общении, ложные модели поведения, которые мешали им и в первом браке и способствовали его распаду. Вот об этом надо серьезно задуматься.

В заключение хочется сказать о самом главном: как же быть людям, не сохранившим свой первый союз и создавшим новую семью? Начать нужно, конечно, с исповеди, даже если вы являетесь стороной потерпевшей. Вина в разводе почти всегда обоюдная. К тому же, не увидев свою вину, своих ошибок, вы будете повторять их уже в новом браке. Второе, что нужно сделать, это сотворить «достойный плод покаяния» (Мф. 3: 8), то есть стараться жить так, чтобы в новом браке вы бы не только не повторяли старых грехов, но и постоянно взращивали и укрепляли вашу любовь и взаимоотношения. Вы должны создать семью христианскую, ориентированную на настоящую любовь, терпение, смирение и взаимные уступки. Конечно, необходима постоянная молитва к Богу с просьбой о помощи в семейной жизни и взаимная молитва супругов друг за друга.

Ранее упомянутая мной И.А. Рахимова настоятельно советует людям, вступившим в новый брак, особенно обратить внимание на основной закон семейной жизни: сделать счастливым другого человека. Не искать в новом браке утешений только для себя и решения своих собственных проблем, а выполнять заповедь о любви к ближнему.

Ну и, конечно, использовать негативный опыт прошлой жизни для того, чтобы не повторить прежних ошибок в новом союзе. Можно также посоветовать побольше читать хороших книжек о семье и браке и постоянно думать, как улучшить свою семейную жизнь. Брак – штука непростая, а для второбрачных тем более.

***

Вопрос: Мой муж ушел от своей первой жены и женился на мне, мы с ним расписаны. Прежний брак его был венчанным, остался ребенок. Недавно у нас с ним тоже родился сын. Получается, что я разбила семью. Что нам теперь делать? Мы с мужем только начали делать первые шаги в храме.

Ответ: Конечно, ваш муж совершил грех, и вы – хотя бы косвенно – в этом виноваты. Если бы ваш союз не был законным браком, а просто сожительством, я бы однозначно сказал, что вашему мужу нужно вернуться в прежнюю семью, но вы с ним находитесь в браке законном. И даже если он сейчас оставит вас, вернется к своей первой жене и попытается восстановить прежний брак, еще неизвестно, удастся ли ему возродить прошлую семью, а ваш новый брак с ним при этом будет разрушен. Думаю, что нужно оставить все как есть. Что случилось, то случилось, прошлого уже не вернешь, нужно жить настоящим. А что в настоящем? У вас семья, есть сын, ему нужны папа и мама, которые любят его и любят друг друга.

Вы только начинаете свой путь в Церкви. Начать его нужно с покаяния: и вам, и вашему супругу необходимо исповедаться и понесть епитимию от священника за ваш грех. Грех серьезный, и только духовная жизнь по заповедям, регулярная исповедь и причастие могут помочь вам залечить духовные раны.

***

Вопрос: Как бороться с блудными помыслами и нескромными воззрениями на лиц другого пола, когда весной и летом большинство девушек и женщин носят нескромную, открытую одежду? Очень тяжело бороться с греховными мыслями и желаниями. И как хранить зрение на работе, если тебя окружают красивые молодые женщины?

Ответ: Любой грех – и блуда, и пьянства и гнева – начинается с принятия помысла, мысли о нем. Например, зашел человек в магазин что-нибудь купить, и взгляд его упал на витрину со спиртными напитками. И вдруг внезапно мысль: «А не взять ли мне бутылку крепленого красного, чтобы выпить сегодня вечерком? А лучше – две». Если он с этим помыслом справился, поборол его или отвлекся, греха он не сделал, а если согласился с помыслом и воплотил его в жизнь – совершил грех пьянства. Также бывает и с помыслом блуда. В начале он появляется (чаще всего, через какой-нибудь визуальный, зрительный образ), потом человек его принимает и совершает мысленный блуд, а после и блуд или рукоблудие реальные. В аскетической святоотеческой литературе все это очень хорошо и подробно описано. Греховные помыслы – вещь обычная, чаще всего они внушаются нам самим диаволом. Святые отцы учат нас не считать их своей кровной собственностью, не бояться их, но и не беседовать с ними. Самая главная задача – научиться отсекать помыслы вовремя, когда они только появятся на границе нашего сознания.

Да, действительно, сложно современному мужчине, современному христианину хранить свои зрение и ум в чистоте. Сложно, но можно. Грех начинается тогда, когда мы смотрим на человека с вожделением, как сказано в Евангелии: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5: 28), – когда бросаем нескромные, блудные взгляды. Со взглядами вообще нужно быть очень осторожными. Если мы имеем в душе слабость к прекрасному полу, знаем эту слабинку, нужно стараться, находясь на улице, в метро и в других общественных местах, поменьше «пялиться» по сторонам. Это вообще невежливо – пристально рассматривать людей, и пользы от этого уж точно нет. Одна знакомая мне девица говорила, что ее любимым занятием в общественном транспорте является рассматривание пассажиров: как они одеты, какие у них лица, о чем они, возможно, думают в данный момент. Это занятие весьма неполезно. Почему? Сразу можно наделать несколько грехов: осудить человека по внешнему виду или выражению лица, позавидовать или соблазниться тем самым блудным помыслом. Так что лучше творить молитву, читать или слушать что-нибудь в наушниках, чем глазеть по сторонам.

Если мы знаем, что нас очень соблазняет женское тело, первое, что нужно сделать, – не фиксировать взгляд на нескромно одетых женщинах. Так, фотограф ищет, что сфотографировать, но снимает далеко не все; если ему какой-то объект не нужен, он просто переводит камеру. А вот если он нацелился и уже «щелкнул», то этот образ уже остался с ним, в его фотоаппарате, и фотограф будет его потом рассматривать. И нам, обычным людям, поэтому нужно фиксировать, «фотографировать» только то, что нам нужно. Если будем фиксировать внимание на женщинах, очень легко потом принять блудный помысел, образ и начать совершать с ней мысленный грех. Нужно поменьше замечать вокруг красивых женщин, не прилепляться к ним взором, воспринимать эту пестроту платьев и тел как некий фон, глядеть на главное, на то, что нам действительно нужно.

Второй момент. Грех не во взгляде, а в отношении. Как мы воспринимаем женщину: как цель для вожделения или как нечто нейтральное, не наше? Приведу такую аналогию. Представьте, что мы находимся в Москве, где-нибудь на Тверской улице. Кругом шикарные машины: «Ауди», «Мерседесы», «Ленд крузеры»; иногда промелькнет даже «Бентли»… А у нас скромные «Жигули», или мы вообще идем пешком. И вот у нас есть выбор: или впасть в грех (зависти, вожделения, осуждения), или просто не обращать на все это автовеликолепие внимания, а может быть, даже порадоваться за обладателей иномарок. Да, это красиво, престижно, комфортно, но это не мое и моим, скорее всего, никогда не будет.

Так же и со взглядами на женщин. Особенно это относится к мужчинам женатым. Как говорит народная мудрость: «В чужую жену бес ложку меда кладет». Для женатого должна существовать только одна женщина – его жена; он должен оценивать как женщину только ее.

Теперь о коллективе. Здесь тоже можно уберечься, даже если мы общаемся с красивыми женщинами каждый день. Ведь человек сам дает себе разрешение: на эту посмотрю, а на эту смотреть не буду – не мое. Только сам. Представим, что какой-то юноша имеет красавицу-сестру, которая еще при этом не очень скромно одевается. Или мать у него еще молодая и красивая. Но ведь даже если этот молодой человек не придерживается крепких нравственных устоев, он все равно не будет на них разжигаться, совершать с ними мысленный блуд. Он, конечно, будет всячески бороться с этими мыслями и желаниями. Ведь это немыслимо, запрещено, это моя мать и родная сестра! Значит, можно бороться? Вот и нужно представлять, что все соблазняющие нас женщины – это наши сестры и относиться к ним по-родственному, с уважением, но без вожделения. Видеть в них не соблазнительную женщину, а человека, с которым можно общаться (конечно, с осторожностью), которому можно помочь, если нужно, например, по работе, но не более. Как пишет святитель Феофан Затворник, общаясь с женщинами, нужно научиться держать сердце на привязи и смотреть на них «очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей». Помню, один известный музыкант рассказывал, как постепенно изменялось его отношение к молодым поклонницам, фанаткам, посещающим его концерты. В молодости они соблазняли его, он смотрел на них с вожделением, но со временем, где-то после 40 лет, когда уже выросли его дети, он стал смотреть на поклонниц как на своих взрослых дочерей, уже без нечистых мыслей.

То есть нужно изменить свое отношение к женщинам. Эти приемы правильного общения со слабым полом незаменимы в священнической и врачебной практике. Когда приходят за помощью дамы, очень часто молодые и красивые, да к тому же начинают рассказывать всевозможные интимные подробности своей биографии, требуется особенное трезвение, чтобы сохранять нужную дистанцию и относиться к ним просто как к людям, нуждающимся в твоем совете и помощи. У священника с годами вырабатывается некий духовный иммунитет на женщин. Ведь даже батюшкам монашествующим приходится принимать исповедь у молодых женщин, посещающих монастырь, или совершая свое служение на приходе. Приведу на этот счет одну притчу. Два монаха возвращались после престольного праздника из дальней обители в свой родной монастырь. У ручья они увидели красивую девицу; она хотела перейти на другую сторону, но боялась замочить платье. Один инок, чтобы не видеть женской красоты, отвернулся от нее. Другой молча поднял девушку и перенес через ручей. Далее монахи в безмолвии продолжили свой путь, но около самого монастыря первый инок спросил второго: «Брат, как же ты мог коснуться женщины?» Тот ответил ему: «Я просто помог ей и больше не вспоминал, оставив там, у ручья, а ты несешь ее с собой до сих пор».

О борьбе с соблазнами и страстными помыслами советую прочесть мою книгу, выпущенную издательством Сретенского монастыря, – «Православная аскетика, изложенная для мирян».

***

Вопрос: Несколько лет назад сделала аборт. Неоднократно исповедалась в этом грехе, но совесть постоянно мучает и обличает, хочется снова и снова называть это на исповеди. Почему после исповеди очень мало облегчения, не отпускает чувство вины за содеянное? И нужно ли многократно исповедовать этот грех, если он продолжает мучить?

Ответ: Как-то от одного протоиерея, авторитет которого для меня весьма высок, услышал такое объяснение вашей проблемы. Тот стыд и чувство вины, которые долго не проходят, даже после искреннего раскаяния и исповеди в тяжком грехе, даются человеку от Бога как некая епитимия, чтобы он мог немного пострадать и очистится от него.

Конечно, снова и снова этот грех исповедовать не надо, нужно верить в силу таинства исповеди. Если покаяние было принесено искренне, Господь, конечно, принял его и простил вас. То, что вас продолжает обличать совесть, это очень неплохо, ибо нашей падшей человеческой природе свойственно очень скоро забывать ошибки, а значит – возвращаться к прежнему греховному образу жизни. Очень скоро забывая грехи, человек перестает видеть свое истинное греховное состояние и может впасть в гордыню. Апостол Петр отрекся от Христа при пении петуха и до конца дней своих, слыша петушиное пение, каялся в своем грехе. Псалмопевец и пророк Давид говорит: «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50: 5). Но помня и осознавая свои грехи, нужно избегать другой крайности – отчаяния и уныния. Здесь диавольская ловушка. При совершении греха диавол представляет нам грех незначительным, а после грехопадения пытается внушить, что нам уже нет прощения. Но на самом деле нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного, лишь бы человек каялся в нем и сам хотел исправиться.

(Продолжение следует.)

www.pravoslavie.ru

Как жить по православному — Благовест

1. А что считается милостыней: Милостыня- это жертва. Есть такая поговорка : «Вот Тебе , Боже, что нам негоже». Так вот это не милостыня, если человек отдает то, что ему самому не нужно. Милостыня-то , что он отрывает от себя. Как евангельская вдова, которая , хотя пожертвовала мало-всего две лепты, но это было все, что она имела. А другой, может быть и много дает, но это ему ничего не стоит. То есть настоящая милостыня -когда человек отдает не от избытка, а делится тем, что ему самому еще, может быть, необходимо. Милостыня может быть не только в виде откровенного подаяния, но и в виде подарка, помощи, угощения.

2. Можно ли отказать в милостыне: Если это уже не милостыня , а деяние, которое толкает человека на грех, то можно отказать.

3. Если просят в долг , надо ли давать, и можно ли напоминать о долге: Давать нужно, если просят. Но напоминать, по евангельским законам не следует.

4. Кому и как надо подавать милостыню за умерших? Надо ли при этом называть имя того, за кого подаешь, с просьбой помолиться: Нужно подавать нуждающимся, просящим. А таких всегда много. И речь не только о чужих - нуждаться ведь могут и близкие люди. Подавая можно попросить: «Помолитесь за усопшего раба Божия»,- и имя назвать. А еще особый способ подачи милостыни -оставлять на могилке, чтобы кто то взял. Многие ведь, не стоят с протянутой рукой, а по кладбищу ходят, собирают.

5. Можно ли отказываться, когда тебе что то дают: Самое главное мир хранить, людей не обижать. Поэтому лучше брать, когда лают. Бывает, что у тебя не нужды в подаянии, но ведь оно может оказаться нужным другому. Ты возьми, чтобы не обижать подающего, и отдай другому.

6. Все ли вечерние и утренние молитвы надо вычитывать, или можно с малого начинать: Святитель Феофан затворник ведь как говорил ? Что в молитве главное-это качество, а не количество прочитанных молитв. Поэтому начинать , может быть, лучше с того, что отвести определенное время на молитву: вот есть полчаса, и сколько он успеет за полчаса со вниманием прочесть, то вот это и достаточно. Важно, чтобы каждое слово было соединено со вниманием, чтобы шло от сердца. Бог ведь слышит только тот разговор, который ты сам слышишь. Поэтому на молитве нужно самому слышать те слова, которые говоришь.

7. Старец Силуан советовал по нескольку раз повторять те слова в молитве ,которые затронули сердце: Раз старец так советует, и если есть потребность какая то в душе-скорбь, желание получить от Бога помощь в своей немощи,- то , конечно, можно и повторить. В молитве часто внимание рассеивается. Ту молитву, на которой вы отвлеклись, надо еще раз повторить со вниманием.

8. Часто слышишь, что молиться надо наедине. А как тогда «если двое или трое соберутся во имя Мое?»: Молитва, это тайный подвиг. Демонстрировать его нельзя. Это мы говорим о личной молитве. Но ведь есть еще и соборные молитвы, и семейные, когда мы молимся вместе. Мы можем и в поклонах молитвенность

свою показать, и в положении тела, если есть для того возможность. В если нет, то ведь и в постели можно молиться, вычитывать правила и еще что-нибудь в уголке. Главное- не мешать другим. Потому что, ревностно исполняя, нарушать покой других людей -это тоже считается не очень благочестивым поведением.

9. Что значит молитва по соглашению: Это молитва, которую читают одновременно несколько человек, договорившись просить Господа об одном и том же. А еще лучше вместе прийти в церковь. И там не двое и не торе, а гораздо больше людей , и все молятся об одном.

10. В каких случаях читаются каноны и акафисты и чем они отличаются: Канон – это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песен, в которых прославляется жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие. Чтение канона -важнейшая часть утрени. Каноны включаются и в келейные молитвенные правила.

Слово «акафист» в переводе с греческого обозначает «неседален» или гимн , при исполнении которого нельзя сидеть. Акафист- особый жанр церковных торжественных песнопений, содержанием которого является восхваление Господа, Богородицы и святых.

Каноны читаются, когда готовятся к причастию, и в случаях какой-то душевной скорби, если это разовые чтения. Для усиленного моления ,после шестой песни канона, читается акафист тому же святому или Божией Матери. Акафист можно читать и отдельно. Если это разовые чтения, в конкретных случаях, это дозволяется делать без благословения. Но если вы хотите постоянно прибавлять к своему молитвенному правилу канон или акафист, то нужно просить благословение. Потому что это маленький, но молитвенный подвиг. А когда возлагаешь на себя подвиг или обет, его нужно выполнять.

11 .Как лучше читать псалмы вслух лил про себя : Лучше вслух. Негромко, не вопить дерзостно, но лучше вслух говорить, потому что и внимание лучше так сосредоточивается

12. И еще вопрос кафизмами читать или по одному, по несколько псалмов: Лучше кафизмами читать, потому что это законченная часть. Каждая кафизма начинается и заканчивается молитвой.

14.03.2014

-Если кто то обидел, как быть ?

-Обидеть можно того кто обижается. Православный человек не должен обижаться. Если человек обижается значит, не все в порядке с духовной жизнью.

-Правда ли что нельзя причащаться, если с кем- то в ссоре? Но ведь не всегда от тебя зависит исправление отношений?

-Без примирения причащаться нельзя. Но если другой человек не желает мира. Примиритесь с ним в своем сердце, чтобы у вас не было зла и раздражения на него.

- Если чувствуешь чью то нелюбовь к себе, что делать ?

В этой нелюбви может быть повинен, и ты сам, что чаще всего и происходит. Необходимо, попытаться увидеть свою вину и покаяться в этом. Необходимо и помолиться за этого человека. Молитва у иконы Божией Матери «Семистрельная» позволяет умягчить злые сердца.

- Можно ли поучать других?

-Можно и нужно отвечать на вопросы, которые нам задают, а в случае необходимости стараться удержать человека от греха.

-Хорошо ли хвалить в лицо ?

- В Священном Писании написано: «Не судите и не судимы будете» . судить-значит оценивать не только плохое, но и хорошее. Бог- всему судья, только он может осудить грех и оценить праведность. Мы можем и ошибиться. Но бывает, что человека необходимо поддержать, в этом случае похвала имеет большое воспитательное значение. Похвалить можно, если это поможет другому человеку. Но не следует похвалой угождать другому человеку, изыскивая себе выгоду. Следует избегать и похвалы и в свой адрес.

-Что делать , если разговор пошел в пересуды, если сквернословят и ведут себя недостойно ?

Стараться перевести разговор на другую тему, если не получится, найти благовидный предлог и откланяться.

- Если страдаешь от пустого общения, как быть ?

Если человек к вам пришел, радуйтесь и не капризничайте. А если сами не ходите, куда не следует.

-Можно ли отказаться, если тебя просят от помощи или навестить?

Разговор заходит о конкретных случаях. Абстрактно об этом говорить трудно. Если вас искушают- откажитесь. В остальных случаях, что разумно, то и Богу приятно.

-Как перенести клевету?

-Со смирением надо переносить, как награду. Пусть боится тот, кто грешит. Вы- то знаете, что это не правда, И Господь знает.

-Что делать если возникает неприязнь к людям?

-Идти на исповедь и каяться в этом.

-Можно ли клясться и требовать клятвы?

-В священном писании отношение к клятве различно. В важных случаях клятва дозволительна и не греховна. Много примеров клятвы встречается в Ветхом завете. Например, «Иаков сказал (Исаву): поклонись мне теперь же. Он поклонился ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову»(Быт.25.33) встречаем мы примеры клятвы и в Новом Завете. Но Господь запрещает клясться именем его, и наказание Божие угрожает тому, кто клянется во лжи. Клятва как обещание требует выполнения этого обещания. Поэтом необходимо избегать клятв, которые даются в поспешности и раздражительности. Клятву, принимаемую на себя как обещание или обет, необходимо обсудить с духовником и взять его благословение.

-Как обрести любовь к ближним?

-Все творения святых отцов отвечают на этот вопрос, вся жизнь Церкви направлена на достижение человеком настоящей Божественной любви. Невозможно кратко ответить на этот вопрос, особенно когда сам не достиг даже малых высот в этом. Народная мудрость подсказывает нам, с чего необходимо начинать. «Мир вам да любовь «. И в повседневной жизни мы часто слышим : «Стерпится - слюбиться». Любви предшествует мир и терпение, поэтому надо сначала научиться таким, только на первый взгляд простым вещам.

-Если человек утратил уже человеческий облик, к нему все равно надо относиться с любовью? Или же он достоин презрения?

-Даже самый падший с точки зрения мира человек, не теряет образ Божий в себе.

- Можно ли навязывать свою волю, если видишь, что она принесет пользу?

-Навязывать свою волю не следует. А убеждать жить по законам Божиим необходимо, если человек вас слушает, а если нет, то остается только за него молиться. Господь вразумит. Но если речь идет о родителях и детях, то это совершенно другой разговор.

23.01.2014

blagovest.cofe.ru

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Вопрос: «Можно ли вдове второй раз выходить замуж? Или лучше уйти в монастырь?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Это зависит от многих причин. И от возраста, и от обстоятельств жизни… По правилам церкви, если вдова моложе 50-ти лет, то можно даже и третий раз выйти замуж. Если уж совсем молодая, то, конечно, лучше замуж выйти.

Протоиерей Александр Березовский:– Но апостол Павел говорил: «Лучше вам быть, как я…»

Протоиерей Димитрий Смирнов:– Это, конечно, лучше! Можно больше времени уделять молитве… Но ведь это еще зависит и от того, в каком состоянии дети и так далее. Надо все-таки взвешивать… Такие вопросы нужно решать не технически, а с учетом всех жизненных обстоятельств.

Протоиерей Александр Березовский:– Один молодой человек как-то рассказал мне о своей беседе с батюшкой в монастыре. Он сказал батюшке, что пока жениться не хочет, на что батюшка ему: «Тогда тебе обязательно надо в монастырь!» А молодой человек говорит, что он и в монастырь вроде бы не хочет… А батюшка стал стращать его: мол, вне семьи и монастыря обязательно согрешишь! И молодой человек в недоумении: действительно ли это так?

Протоиерей Димитрий Смирнов:– Совсем не обязательно.

Протоиерей Александр Березовский:– То есть возможен иной путь: и не семейный, и не монашеский?

Протоиерей Димитрий Смирнов:– Возможно всё! Взять того же апостола Павла. Он не был монахом, да тогда вообще еще монахов не было.

Протоиерей Александр Березовский:– Апостол Павел – единственный на всю Вселенную…

Протоиерей Димитрий Смирнов:– Такой путь прошли очень многие люди.

Протоиерей Александр Березовский:– А в нашем современном мире?

Протоиерей Димитрий Смирнов:– Пожалуйста! Алексей Ильич Осипов. Всем известный проповедник, профессор богословия. Зрители телеканала «Союз» знают его лучше, чем кого бы то ни было. Он избрал для себя такой путь смолоду и придерживается его до сих пор.

elitsy.ru

Письмо вдове | Православие и мир

Это письмо протопресвитер Александр Шмеман написал своей прихожанке – вдове близкого друга, уже зная о своем онкологическом диагнозе.

Получил Ваше письмо и снова пережил всю скорбь, всю непоправимость в Вашей жизни Сережиной смерти. И, конечно, чем полнее было счастье, единство, та «плоть едина», о которой или, вернее, по поводу которой сказано, что «то, что Бог соединил, человек да не разлучает», тем сильнее стучатся в сердце, в сознание те вопросы, о которых Вы пишете, о смысле этой, такой тяжелой, такой непоправимой разлуки, о семи мужьях, о той страшной стене (я — здесь, он — там), которая разделяет вас в этом мире навсегда.

Все эти вопросы — от любви, не от праздного любопытства, порожденного разлукой, но все они вместе с тем и «частичны». Вот когда нужно вдуматься, вслушаться в полноту нашей веры, в ее подлинный смысл.

А в этой полноте главное то, что христианство есть, прежде всего, превыше всего, — утверждение личности и потому — благовестие личного воскресения, то есть полноты личности человеческой.

Каждому человеку Господь подарил личность, единственную, неповторимую и […]   Успение Богородицы. Помните икону этого праздника? Христос держит в руках Богородицу, как если бы Ему невтерпеж было ждать всеобщего воскресения… И во всей службе ни одной грустной ноты. Все ликует, все радуется этому личному воссоединению Христа и Матери, Христа и невесты… Это начало зари и радости «таинственного дня».

Помните другие слова Христа, что мы читали на отпевании, — «верующий в Меня и на суд не приходит, но прешел от смерти в жизнь…»? Так вот, милая, милая живите этой верой, этой радостью. Да, на земле все еще царят время (это та самая стена) и смерть (разлука). Не подчиняйтесь ей. Господь знает Вашу печаль, но знает и то также, что для верующих сама печаль «в радость будет».

1) Благодарите Бога за Сережу. За его светлость, за его верность, за его — как сказать? — согласие с Богом, за его радость о мире, твари Божией, за его радостное изучение творения, за его добро, за его смирение. Времени плакать не будет, а если будет, сам плач будет путем к утешению и радости.

2) Молитесь и самому Сереже. Это мы на земле различаем «святых» и «не святых». В древней Церкви молитва была обоюдной. Вон он уже помог два раза. И в этой благодарности, и в этой молитве он будет жив для Вас.

3) Не доставляйте радости «врагу рода человеческого» — не унывайте.  Смерть в мире от диавола, но Христом она побеждена. Когда неверующий вспоминает о бывшем, о счастье, о любви, он только с еще большей силой вспоминает о том, чего нет и что не возвратится. Когда мы, верующие, вспоминаем, мы вспоминаем о том, что так или иначе есть и будет вовеки, ибо наше земное счастье мы готовим для вечности.

Еще одно последнее. Если в Писании, в молитвах так мало, казалось бы, говорится о «личных отношениях» в Царстве Божьем, то это потому, что там все отнесено ко Христу, создавшему нас для Себя, создавшему нас для жизни в Нем. Поэтому наше главное поминовение усопших — в Литургии. Литургия есть таинство нашего единства, нашей любви ко Христу.  Поэтому, стараясь разгадать тайны «загробной жизни» (я даже выражение это не люблю), мы теряем время и приходим к отчаянию («а все-таки тут было лучше»), но никакой «загробной» жизни нет. Жизнь — это Христос, и эта новая жизнь, вечная жизнь царствует уже и сейчас…

Вы знаете, конечно, милая, что смерть Сережи произошла почти накануне дней, когда я узнал о раке. С тех пор прошло уже несколько недель. И вот я Вам скажу: она, эта смерть, как бы сгладила неизбежный шок этого приговора. У меня не было ни минуты отчаяния, протеста, уныния. Я вдруг почувствовал какое-то непобедимое спокойствие и живу им как даром Божиим, ибо я ничего не  […] Это для меня очень важно, что то ударение на радости, которое в проповеди, в лекции или в исповеди я всегда ощущал для себя как самое главное, сердцевинное, — не ошибка и не односторонность. Сердце веры Христовой в радости: «Я вам возвещаю радость великую» (Вифлеем. Рождество), «и они вернулись в Иерусалим с радостью великой…» (Елеон. Вознесение).

Так вот, пусть Ваша земная грусть (а будут и земные радости) не противоречит этой основной христианской радости. Пусть не будет отчаянием, укором, жалобой, а только любовью. Грусть не грех, а слезы — дар Божий. И помните — Вам было дано, и остается навеки данным, огромное и редкое счастье быть навеки же соединенной со светлым, скромным и радостным человеком, в котором око было светло, светлым было и тело, светлым ум и светлой вся жизнь.

Христос с Вами

Любящий Вас всегда

о. Александр Шмеман

 

www.pravmir.ru

Православная молитва вдовы | | Управление Судьбой

В нашей жизни существует один незыблемый закон – каждый человек постоянно что-то находит, получает, приобретает и теряет. Если потери – это какие-то материальные ценности, то зачастую, человек довольно скоро оправляется и живет дальше, но если потери бесценны, например, смерть любимого мужа, осознание этого вгоняет женщину- вдову в глубокое состояние депрессии, безысходности и горя. Очень важно, чтобы в такие моменты, когда происходит утрата, рядом с вдовой были люди, которые будут способны выслушать и поддержать. Но, еще важнее то, что вдова обязана позаботиться о душе умершего любимого человека. Познавшая утрату женщина обязана читать христианскую молитву вдовы об усопшем муже и обращаться к Богу с просьбой о том, чтобы он дал ей сил пережить горе и жить дальше.

Христианская молитва вдовы – помощь душе умершего супруга

Молитва – это не микстура и возможно поможет не так быстро, как хотелось бы, это обращение смиренного сердца к Богу. От искренности и усердия молитвы, с которым она произносится, определяется время, когда Бог услышит и поможет. Очень важно молиться вдове особенно в первые сорок дней после смерти усопшего мужа– это очень важно для его души.

В первую очередь вдова должна произносить самостоятельную молитву вдовы и читать ежедневно Псалтырь, все 20 кафизм по порядку. Пойти в церковь и совершить поминальный обряд по усопшему. Если супруг был крещеным, то в церкви обязательно заказать Отпевание, Сорокоуст, Литургию и Панихиду. Исповедоваться и причаститься самой, поговорить с батюшкой об утрате, а он подскажет, как правильно поступить и что нужно сделать, чтобы душа усопшего скорее обрела покой. Также раздать милостыню нищим и одежду усопшего. Но самое главное помнить и знать, что, произнося с терпением и самоотверженностью, пускай даже своими словами, самостоятельно молитву вдовы за своего супруга усопшего поможет его душе воссоединиться с Господом.

Самая лучшая молитва вдовы  о умершем любимом муже

Божественная помощь вдове и как справиться с горем.   Горе, которое переживает вдова, может привести к одному из сильных грехов — унынию. Уныние – это результат недоверия к Богу, плод маловерия. Если не бороться с унынием может наступить душевная болезнь и тогда врядле кто-то сможет помочь. А самым эффективным средством против уныния является, конечно же, молитва. Господь обязательно услышит и даст сил справиться с бедой и искушениями. Он единственный способен помочь и дать настоящее утешение. Молитва вдовы, Молитва вдовицы за супруга, а также молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков – именно эти молитвы помогут вдове обрести душевное спокойствие, смягчить утрату потери и придадут духовных сил справиться с горем.

Есть 100% белый способ привлечь истинную любовь в свою жизнь и восстановить отношения в семье! Действие сильного амулета любви уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы не только найдете свою половинку, но и сможете убрать ссоры и негатив в семье, для этого нужно… Читать далее…

Текст православной молитвы вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

С тегами: любовь молитва обучение просветление религия семья христианство

ЭТО НАДО ПРОЧИТАТЬ

ЭТО НАДО ПОЧИТАТЬ

www.sudba.info


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа