Питта доша — лечение и рекомендации. Кумбхака и питта


Субдоши Питты

Интересные детали об «ответственности» огненной доши в нашем организме.

Обмен веществ, пищеварение, выделение тепла, сила мышления и острота глаз – за это в теле ответственна Питта-доша. 5 ее субдош: Пачака Питта, Ранджака Питта, Садхака Питта, Алочака Питта и Бхраджака Питта.

Пачака Питта.

Это субдоша «живет» в желудке и двенадцатиперстной кишечнике. Собственноее функции связаны c перевариванием пищи и расщеплением ее на питательные вещества. Пачака Питта считается нашим основным источником тепла, и она поддерживает все остальные субдоши. К этой субдоше относится и желчь, выделяемая печенью. Дисбаланс субдоши выражается в изжоге, повышенной кислотности и язвах желудка.

Ранджака Питта.

Субдоша, которая придает цвет. Она расположена в печени, селезенке, желудке, тонкой кишке и в красных кровяных тельцах, он окрашивает кровь, желчь и стул. Из баланса эту дошу выводят яды, которые попадают в организм с воздухом, алкоголем, табаком и пищей. Отражается все на печени. Также дисфункция Ранджаки может вызвать анемию.

Садхака Питта.

Садхата Питта определяет, где истина и где реальность. Она расположена в мозгу и сердце, с ее помощью мы достигаем цели, включая мирские - удовольствия, богатство и престиж, и духовные - освобождение. Это интеллект, уверенность и мужество. Садхака Питта управляет нашей умственной энергие, умственным «перевариванием» идей или убеждений. Дисбаланс этой субдоши выражается в проблемах с сердцем, нервозности, ухудшением памяти и внимания.

Алочака Питта.

Огонь, который управляет зрительным восприятием. Он находится в глазах и отвечает за прием и передачу информации из внешнего мира, а еще помогает работе других чувств. Сбалансированная Алочака - то зоркие глаза и ясный добрый взгляд. Дисбаланс субдоши проявляется проблемами со зрением.

Бхраджака Питта.

Огонь, который управляет блеском или цветом лица. Он расположен в коже и сохраняет ее цвет и красоту, также регулирует теплообмен через кожный покров. У людей типа Питта все эмоции выражаются через кожу: они быстро краснеют, при стрессах появляется сыпь и т.д. Соответственно, если субдоша в порядке, человек обладает хорошим цветом лица без косметических дефектов, если есть нарушения – появляется краснота, прыщи, рак кожи – также проявление дисбаланса Бхраджака.

Читайте также 5 субдош Капхи

Расскажи другу

ayurveda.media

КУМБХАКА | Блог йога

КУМБХАКА. Задержка дыхания для целей пробуждения Кундалини практикуется с 4-мя бандхами:а) уддияна-бандха — необходимо удерживать мышцы живота сокращенными, чтобы обеспечить избыточное давление в легких и течение известных нам импульсов;б) мула-бандха принимается тотчас после окончания вдоха, чтобы соединить прану с апаной и исключить утечку апаны вниз;в) джаландхарабандха применяется, чтобы предотвратить утечку праны вверх;г) набхо-мудра — рекомендуется отвести язык назад и сильно прижать его к небу, помимо специального действия на известный центр, здесь достигается еще и большое сжатие пазух сонной артерии. Сжатием сонных артерий предотвращается повышение кровяного давления, вызванного резкой задержкой дыхания, а также под влиянием сильного внутреннего давления. Пазухи сонных артерий известны современной медицине как чувствительные рецепторы, которые помогают регулировать процесс дыхания, ритм сердца и давление крови. Более того, сонные артерии помогают сохранять сознание, так как в состоянии джаландхарабандхи они усиленно питают мозг кровью. Здесь чувствуется еще какая-то важная особенность, но пока о ней больше нигде не сказано. Древние йоги хорошо знали эти свойства сонных артерий и помогали людям с повышенным кровяным давлением крови.Но следует иметь в виду, что практика пранаямы с бандхами чрезвычайно опасна!!! Для целей оздоровления задержка дыхания вообще может отсутствовать или быть незначительной, но даже в таком случае активность некоторых чакр будет иметь место. Кумбхака требует внимания и осторожности — в таком случае опасности нет, но сочетание ее с мудрами и бандхами требует квалифицированного руководства.Во время кумбхаки перекрывать дыхательное горло нельзя.На первом этапе вашей практики в малой пранаяме этому вопросу не придавалось значения, но на больших задержках воздуха дело обстоит иначе. Удерживать воздух в легких необходимо научиться за счет удержания грудной клетки при помощи групп мышц-вдыхателей. В это время выход воздуха исключается за счет того, что закрыт рот и нос, но даже если открыт нос, то выход воздуха не последует, так как объем легких не изменяется, мышцы его удерживают. Если же мышцы ослабнут и давление начнет возрастать, то раздуваются щеки, и это послужит сигналом к тому, чтобы распрямить грудную клетку. При закрытой голосовой щели возрастающее давление серьезно мешает венозному кровообращению, которое, в свою очередь, сведет на нет все блага пранаямы. Многие страдают из-за несоблюдения именно этого требования.Выше мы указали, что применение бандх без знания и чувства меры опасно, но следует также знать, что с бандхами легче выдерживать большие значения кумбхаки, но главное tq, что тонкие внутренние процессы опять же с бандхами проходят интенсивнее.Еще несколько существенных предупреждений. Лица, страдающие глазными и ушными болезнями, не должны выполнять кумбхаку. В начале практики кумбхаки могут появиться запоры, но потом они проходят. Если в любой пранаяме вы дышите неправильно, превышаете свои возможности в кумбха-ке, создается чрезмерное напряжение, от которого страдают диафрагма и легкие, нервная и дыхательная системы, ослабляются здоровье и ясность ума!В кумбхаке с воздухом на больших задержках может появиться чувство покалывания по всему телу в области волосяных покровов, пальцы наполняются кровью, повышается пульсация. Эти признаки считаются пределом задержки дыхания на данный момент.Случается, что во время задержки дыхания искажается лицо. Это значит, что имеет место перегрузка своих возможностей или другие нарушения. Лицо должно быть спокойным и расслабленным, язык также должен быть расслаблен, иначе во рту будет скапливаться слюна (проглатывайте ее перед выдохом). При выполнении пранаямы в ушах не должно быть давления.Практика пранаямы в высоких пределах без соблюдения целомудрия может привести к сумасшествию.

У вас до сих пор аналоговая атс? А ведь переход на цифровую атс это не только дань моде, это необходимость. Узнавайте все подробности прямо сейчас на сайте upats.ru.

blog-yoga.com

Классические пранаямы

Классические пранаямы

 

Яма – это физическое действиеПрана состоит из пяти вайю: 1. Прана вайю 2. Апана вайю 3. Удана вайю 4. Вьяна вайю 5. Самана вайю

прана вайю 1

Пранаяма приводит все вайю в равновесие. Управление праной – пранаяма Йогин стремится вдыхать более глубоко

Тело состоит из 5-ти элементов: 1. Земля 2. Вода (70%-75%) 3. Огонь 4. Воздух 5. Эфир При уменьшении огня повышается вода в теле и т. п. Пранаяма выравнивает 5 элементов, из которых состоит тело, дает гармоничный баланс. С практикой пранаямы улучшается здоровье, усиливается иммунная система.

 

КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАНАЯМЫ:1. Сурья-веди пранаяма. Хорошо практиковать при простуде Два типа: • Вдох справа, выдох слева • Вдох справа, задержка (зажать обе ноздри), выдох слева. Не делать при повышенном давлении. При повышенном давлении выполнять 1-й тип, т. е. без задержки. Хорошо воздействует на железы, балансирует гормональную систему, иммунную систему, дает хороший эффект зимой.

 

2. Уджайя пранаяма Полный вдох (через обе ноздри), выдох со звуком (шипение змеи). Два типа: • Звук только на вдохе • И вдох, и выдох со звуком Цитата из Вед: «Кто делает уджайя пранаяму, всегда выглядит молодо и светится» Вдох в аджну, выдох в вишудху. Эта пранаяма дает очень большую силу

 

3. Ситхали пранаяма. Вдох через плотно сжатые зубы, (язык при этом на уровне «между зубов»), сглотнуть слюну, выдох через нос. Пранаяма рекомендуется для тех, «кто хочет долго оставаться молодым». Можно практиковать после асан, в любое время. Необходима, когда нужно понизить внутренний огонь. Хороший эффект для легких, сердца, свежести ума, выводит внутренний жар.

 

4. Ситали пранаяма. Вдох через «язык трубочкой», (язык хорошо выдвигаем вперед), сглотнуть слюну, выдох через нос. Дает очень хорошее охлаждение Рекомендуется при бронхите, астме, тем, у кого сжимаются легкие.

 

5. Бхастрика пранаяма. Зажимаем пальцы на правой руке в махамудру – указательный, средний и мизинец вместе у основания большого пальца. Безымянным пальцем зажимаем левую ноздрю, делаем резкий выдох правой и резкий вдох правой, зажимаем правую ноздрю большим пальцем, выдох/вдох левой. Чередуем. Ускоряем по нарастающей. Когда достигли максимальной скорости, замедляем дыхание. 50-60 циклов дыхания (выдох/вдох справа, выдох/вдох слева – 1 цикл) 3 раза Начинаем с правой ноздри

 

6. Брахмари пранаяма. Дыхание шмеля. Делаем полный вдох, выдыхаем с гудением (рот закрыт, гудим носом). Язык расположен во рту ровно, касается зубов. Когда затихают все звуки, насекомые, выполняют эту пранаяму. Хорошо выполнять за час-два до сна. Рекомендуется при повышенном давлении, если сложности со сном, контролем эмоций. При астме, проблемах с легкими, сердцем. При ментальном стрессе. Хорошее воздействие на ум, сахасрару, аджну, вишудху, анахату, при заболеваниях, связанных с умом.

 

7. Нади шодхана пранаяма.

Волшебная пранаяма. Королева пранаям. Нади означает сосуды, нервы. Шодхана – очищение Складываем пальцы, как в бхастрике. Вдох на 4 счета, на 16 задержка (запираем обе ноздри), выдох на 8 счетов. Если сложно, делим на 2: 2 вдох, 8 задержка, 4 выдох. Очень хорошее воздействие на ум и тело Начинаем с 10-ти кругов (круг – это вдох справа/задержка/выдох слева и вдох слева/задержка/выдох справа). Каждый день добавлять по 5 кругов. При достижении 80-ти кругов уменьшаем по 5 каждый день. Выполнять 2-3 таких курса в год. Достигается сильный омолаживающей эффект (омоложение на 10 лет).

 

8. Палвини кумбхака. Выполняется в воде (водоеме). Лечь на воду. Вдохнуть грудью и животом, расслабить тело. Удерживать тело на воде свободно, с расслаблением, состояние шавасаны.

 

9. Кевала кумбхака. Выполняется за городом, в расслабленном состоянии. Полный выдох, вдох справа, задержка 30 секунд, выдох левой. Вдох левой, задержка 30 секунд, выдох правой (1 цикл). 5-6 циклов. Выполнять без напряжения. Не рекомендуется при повышенном давлении. Хорошо при давлении в уме, загрязнении в уме. При астме и бронхите. Эти 9 пранаям подходят всем

Пранаяму всегда практикуют с закрытыми глазами.

Чем глубже дышите, тем дольше живете

В любой пранаяме вдох начинается с груди, затем продолжается в животе. Выдох – из живота в грудь, затем опустошается грудь.

Пранаяма выполняется на восходе солнца, в полдень, на закате и в полночь.

В пранаяме три стадии: • Вдох – пурак • Задержка – кумбхака • Выдох – речака Пурак – вдох в грудную клетку, затем постепенно в живот Речак – расслабить живот и делать выдох Вдох и выдох без напряжения. Напряжение при кумбхаке.

Пранаяма выполняется утром/вечером на пустой желудок, перед пранаямой необходимо сходить в туалет. Утром разогреть тело (сделать 25 дандасан), тогда пранаяма будет иметь больший эффект.

В месте, где практикуется пранаяма, не должно быть дыма, дурного запаха и темноты. Должно быть светло, чистый воздух, не очень холодно и не очень жарко.

 

Рекомендуемые пранаямы для каждой из конституций: Для Ваты – нади шодхана, кевала кумбхака Для Питы – ситали, ситхали, нади шодхана (не рекомендуется сурья веди) Капха – не делать ситали и ситхали. Хорошо – кевали кумбхака, нади шодхана, сурья веди

 

Наталья Тоцкая

www.t-institute.com

Хатха-Йога Прадипика с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Книги по йоге он-лайн > Свами Сатьянанда Сарасвати > Хатха-Йога Прадипика с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати > Хатха-Йога Прадипика с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати - Страница 37

Шлока 41. Ограничение дыхания очищает нади и чакры и пробуждает сушумну

При систематическом обуздании праны (дыхания) нади и чакры прочищаются. Так прана вскрывает проход к сушумне и легко входит в нее.

Постоянная, непрерывная и правильная практика пранаямы активизирует сушумну. Обычно энергия в нади флуктуирует от иды к пингале, но когда энергия в них уравновешена, они прекращают функционировать и энергия поднимается через сушумну.

Если пранаяма практикуется неправильно, она может породить неуравновешенности, но ничего страшного не случится; если она выполняется в точности так, как указано гуру, она определенно приведет к подъему кундалини еще в этой жизни. Когда пранаяма выполняется правильно, это подобно бросанию здоровых семян в плодородную почву. Когда она практикуется неправильно, это подобно бросанию в почву маленьких камешков с верой, что это семена, и с ожиданием, что они должны дать всходы. Не имеет значения, насколько усердно вы будете поливать эти камни — они все равно никогда не превратятся в растения. Когда пранаяма практикуется правильно, это принесет плоды в течение вашей жизни, но неправильная практика не породит ничего.

Шлока 42. Манонмани — свободный от мыслей ум

МАНОНМАНИ

(свободный от мыслей ум)

Дыхание (прана), движущееся по среднему каналу, вызывает успокоение ума. Эта успокоенность ума сама по себе называется состоянием манонмани — свободой от мыслей.

Когда шакти движется через пингалу, активизируется левое полушарие мозга и задействованы лишь некоторые из способностей ума. Когда поток идет через иду, активно правое полушарие и задействованы некоторые другие функции ума. Однако, когда энергия идет через среднюю часть тела от одного полушария к другому, имеет место состояние равновесия. Когда устойчивый поток энергии, или праны, движется через сушумну, ум успокаивается.

Когда частота энергии устанавливается такой, что она порождает полную остановку умственной деятельности и не допускает никакого осознавания внешнего или внутреннего мира, то это состояние называется манонмани авастха. Манонмани означает «отсутствие индивидуального ума», отсутствие флуктуации в индивидуальном сознании и отсутствие состояний сознательности, подсознательности и бессознательности.

При отключении внешних воздействий на мозг в течение длительного периода времени связанные с сознанием функции мозга «отключаются» и переживается состояние шуньи, или «пустоты». Это состояние шуньи часто ведет к более позитивному переживанию состояния манонмани.

Шлока 43. Практика кумбхаки приносит совершенство

Шлока 44. Названия восьми практик кумбхаки

(43) Посредством практики различных кумбхак достигаются удивительные качества. Тот, кто является знатоком, практикует различные кумбхаки, чтобы добиться в них совершенства.

(44) Существует восемь кумбхак: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини.

Это различные способы, которыми может практиковаться пранаяма. Они используются совместно с задержками дыхания или с кумбхаками. Йоги советуют выполнять восемь конкретных техник, которые в настоящее время являются традиционными йогическими техниками пранаямы.

Наиболее важным аспектом пранаямы является кумбхака. Имеет значение также и то, каким образом вы вдыхаете и выдыхаете воздух, но развивать необходимо именно задержку дыхания. Кумбхака возбуждает присущие высшим областям мозга способности и фактически воздействует на весь мозг. Каждый тип пранаямы может возбудить различные способности и функции тела.

Существует более восьми способов, которыми может практиковаться пранаяма, но есть только два способа выполнения кумбхаки. Дыхание может задерживаться или внутренним, или внешним способами. Внешняя задержка дыхания известна как бахиранга кумбхака, а внутренняя задержка — как антаранга кумбхака. Обе эти формы кумбхаки выполняются с использованием сознательного управления дыханием, но имеется и другая форма кумбхаки, которая выполняется самопроизвольно посредством практики пранаямы. Она называется кевала кумбхака.

Когда пранаяма выполняется с усилием и не самопроизвольно, она называется сахита пранаяма. Вот восемь практик сахита пранаямы: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини. Имеются и другие формы пранаямы, такие как нади шодхана (которая уже была описана в этой главе), вилома, анулома вилома, пратилома и капалабхати, но эти формы не являются традиционными техниками пранаямы. Хотя капалабхати и является техникой пранаямы, традиционно она рассматривается как шаткарма.

В практике сурьябхеда пранаяма вдох осуществляется через правую ноздрю, активируя пингала нади, а выдох делается через левую ноздрю. Удджайи представляет собой глубокое дыхание со сжатием надгортанника. Ситкари выполняется путем медленного вдыхания через рот и зубы. Шитали выполняется путем вдыхания через свернутый в трубочку язык. Бхастрика представляет собой быстрое дыхание. Бхрамари выполняется путем произнесения при выдохе звука, напоминающего жужжание. Мурчха уделяет повышенное внимание длительной задержке дыхания до появления ощущения потери сознания, а плавини выполняется путем заглатывания воздуха в желудок.

В более позднее время пранаяма была разбита на уравновешивающие практики, оживляющие практики и успокаивающие практики. Конечно, общий эффект любой практики пранаямы является успокаивающим, однако некоторые из них особенно активируют движение праны и симпатическую нервную систему, в то время как другие успокаивают или охлаждают систему. Оживляющие практики быстро создают тепло в физическом и тонком телах; они в большей степени подходят для среднего уровня и продвинутых садхак. Начинающие всегда должны начинать с сушумна нади, чтобы уравновесить дыхание и иду/пингалу, или симпатическую/ парасимпатическую нервную систему.

Успокаивающие практики пранаямы — это те практики, которые успокаивают тело и ум. Они одновременно и увеличивают поток праны, и порождают осознавание тонких вибраций энергии. Такие формы пранаямы стимулируют активность в парасимпатической и центральной нервных системах. Эти техники должны выполняться при уравновешенности пранических потоков, и поэтому они обычно включают в себя дыхание через обе ноздри.

Шлока 45. Практикуй бандху вместе с пранаямой

Шлока 46. Маха бандха направляет прану в брахма нади

(45) В конце выдоха выполняется джаландхара бандха. В конце кумбхаки и в начале выдоха выполняется уддияна бандха.

(46) За счет сжатия промежности, сжатия горла и подтягивания вверх живота прана втекает в брахма нади.

Пранаяма, в действительности, включает в себя практику управления дыханием, выполняемую совместно с бандхами и мудрами. Без бандх пранаяма не является полной. Три бандхи — джаландхара, уддияна и мула — должны выполняться все вместе или в различных сочетаниях.

После завершения вдоха, до того как начать задержку дыхания, следует опустить голову вперед таким образом, чтобы подбородок приблизился к ключицам, а горло оказалось «заблокированным». Если обе кисти покоятся на коленях, руки в локтях должны быть выпрямлены, а плечи — приподняты. Это джаландхара бандха.

Согласно Сватмараме, уддияна, или втягивание живота, должна выполняться после задержки дыхания в начале речаки, или «выдоха». По завершении выдоха должна быть выполнена джаландхара и полностью использована уддияна. Только уддияна бандха практикуется совместно с внешней задержкой дыхания, или бахиранга кумбхакой, когда желудок и легкие являются совершенно пустыми и живот может быть легко втянут внутрь и вверх.

Мула бандха, или сжатие мышц сухожильного центра промежности или шейки матки, может выполняться либо с антаранга кумбхакой, либо с бахиранга кумбхакой. После вдоха джаландхара и мула бандхи выполняются совместно, а после выдоха выполняются все три бандхи — джаландхара, уддияна и мула. Когда выполняются все три бандхи, это носит название маха бандха. В некоторых практиках пранаямы, однако, все три бандхи не могут выполняться совместно. Неуместно, например, выполнять уддияна бандху в мурчха пранаяме.

Хотя бандхи и используются в пранаяме, они обычно рассматриваются как отдельные практики. Бандхи являются весьма сильными практиками, генерирующими и накапливающими прану в определенных участках физического и тонкого тел; их использование важно в тех практиках, которые направлены на пробуждение чакр и сушумна нади.

Брахма нади является самым внутренним стержнем сушумны и имеет чрезвычайно большое значение в процессе духовного пробуждения. Внешняя поверхность средней нади — это сушумна, внутри нее расположена ваджра нади, внутри той — читрини нади, а в самом центре — брахма нади. Сушумна представляет собой тамо гуну, или инерцию; ваджра нади — это раджо гуна, или динамизм; читрини — это саттва гуна, а брахма нади представляет собой чистое, ничем не обусловленное состояние сознания.

Если можно заставить прану проникнуть в брахма нади, то будет иметь место тотальное поглощение индивидуального сознания космическим источником. Прана представляет собой жизненную силу отдельного индивидуума, а когда она снова поглощается своим первоисточником, возникает полное единство всех аспектов вашего существа и вашего бытия.

all-yoga.ru

Питта субдоши

Питта субдоши

Питта субдоши — питта является интегральным показателем гормональной системы, ее катаболического звена. Катаболизм — это механизм расщепления энергетических и пластических субстратов. Энергия в физическом теле делится на кинетическую и потенциальную. Каждая ткань — это энергия, упакованная в вещество. Энергетическим субстратом может быть все, что угодно, однако в обычных условиях это глюкоза, циркулирующая в крови, или ее более плотная форма — гликоген, аналог растительного крахмала. При недостатке глюкозы начнется его распад, и кровь станет насыщаться глюкозой, которая может проникать с током крови повсюду. В условиях достаточного поступления кислорода из одной ее молекулы на уровне митохондрий («энергетических станций» клетки) образуются 38 молекул АТФ. При дефиците кислорода (при атеросклерозе, хронических заболеваниях легких, анемиях или пребывании в высокогорных районах) образуется только две молекулы АТФ. Источником энергии могут явиться также жиры, которые под влиянием катаболических гормонов и ферментов будут распадаться на жирные кислоты. При этом некоторые жирные кислоты при нормальном метаболизме могут дать 350 молекул АТФ. Однако это происходит лишь в случае острого и хронического стресса, поскольку, с одной стороны, повышение уровня жирных кислот может приводить к развитию атеросклероза, а, с другой стороны, клетки нервной системы могут питаться только глюкозой.

Белки также могут стать энергетическим субстратом при дефиците жиров и углеводов, например, при длительном голодании или при хронических стрессах, когда транспортные белки крови, лимфоциты и макрофаги отправляются в печень и там под воздействием кортизола — гормона коры надпочечников — превращаются в глюкозу.

Все гормоны и их исполнители — ферменты и биологически активные вещества (пища, лекарственные травы и фармакологические препараты), которые вызывают распад тканей организма или веществ, поступающих извне, — будут относиться к катаболическому звену гормональной системы, то есть к питта-доше.

Аюрведические каноны говорят, что питта формируется из первоэлементов «огня» (принцип энергии, «распакованной» из вещества) и «воды» (принцип гравитации). Правда, школа Чараки считает их равными «партнерами», а школа Сушруты (к традиции которой принадлежит наш Центр «Дханвантари») отдает первенство элементу «огонь». На это есть определенные причины. Дело в том, что, как считал Сушрута Муни, «огонь» и «вода» являются противоположными стихиями. Ведь одна «распаковывает» энергию, а другая — соединяет. Чарака Муни говорил о том, что питта не может двигаться без жидкости (то есть без крови, по которой распро-страняются катаболические гормоны). Вероятно, они оба были правы по-своему. С одной стороны, первоэлемент «вода» не может быть отнесен в буквальном смысле к жидкостным средам. С другой стороны, катаболические гормоны и ферменты не могут распространяться по «сухим» тканям.

Питта ответственна за обмен веществ и правит процессами, связанными с выделением тепла, в частности, пищеварением, а также остротой зрения и мышления.

Питта субдоши — 5 типов

1.   Пачака питта: расположена в желудке и тонком кишечнике.

Местопребывание этой очень важной субдоши – желудок и тонкий кишечник. Она ответственна за переваривание пищи и отделение питательных веществ от отходов,  регулируёт «жар пищеварения», делая его быстрым или медленным, достаточным или слабым. Выражаясь языком современной медицины к пачака питте можно отнести ферменты пищеварительного тракта (пепсин, соляная кислота, трипсин, липаза, амилаза, лактаза) и другие биологически активные вещества, способствующие расщеплению пищи в желудке. Скверный запах во время очищения кишечника и неспособность правильно отделять питательные вещества от ненужных веществ могут быть причиной дисбаланса этой субдоши. К этой субдоше также принадлежит желчь, выделяемая печенью (в ее присутствии происходит активизация пищеварительного огня, ферментов поджелудочной железы и тонкого кишечника).

      Дисбаланс пачака питты ведет к изжоге, повышенной кислотности желудочного сока, язвам и нарушениям пищеварения.

2.      Ранджака питта: расположена в красных кровяных тельцах, печени, двенадцатиперстной кишке и селезенке.

Комплексный процесс производства здоровых красных кровяных телец, балансировка химии крови и извлечение кровью питательных веществ управляется этой субдошей. Контролирует работу печени, желчеотделение, окрашивание различных субстанций в теле. Присутствие ядов в теле от нечистой пищи, воздуха, алкоголя и табака — первичная причина дисбаланса этой субдоши.           К ранджака питте относятся  катаболические гормоны и ферменты, а также часть клеток и факторов иммунной системы (макрофаги, лейкоциты). Ранджака питта контролирует депо эритроцитов и  обеспечивает окислительно-восстановительные процессы. Поэтому она формируется главным образом на уровне печени и крови.

Дисбаланс ранджака питты ведет к желтухе, анемии, различным расстройствам крови, жжению и вызывает такие эмоции, как, гнев и враждебность.

3.      Садхака питта: расположена в сердце и мозге.

Кроме контроля физиологических функций сердца, садхака питта создает сердечное довольство, а также хорошую память. Если у вас не хватает сердечной силы, чтобы идти навстречу вызову принимать решения, то наверняка эта субдоша у вас слаба.

Дисбаланс садхака питты ведет к сердечным болезням, потере памяти, эмоциональному беспокойству (печали, гневу, сердечной боли) и нерешительности. Человек не может сосредоточить внимание и теряет ясность восприятия.

4.      Алочака  питта: расположена в глазах.

Зрение — важнейшая сфера, связанная с питта-дошей. Алочака питта определяет, насколько остро ваше зрение в зависимости от ее баланса. Она также соединяет глаза с другими органами чувств и правит сопутствующими эмоциями: например, человек может «ослепнуть» от гнева или иметь злой взгляд — в этом случае Алочака питта раздражена. Будучи в равновесии, она дает ясный и острый взгляд и здоровые глаза. Теплый, довольный взор проявляет очень здоровую питту.

Дисбаланс алочака питты дает налитые кровью глаза, проблемы со зрением и глазные болезни.

5.      Бхраджака питта: расположена в коже.

Вместе с вата-дошей эта субдоша правит чувствительностью нашей кожи. Бхраджака питта обеспечивает защиту наружных покровов тела от внешних повреждающих факторов и разрушение микроорганизмов и продуктов неполного метаболизма, удаляемых через потовые и сальные железы. Эта субдоша также участвует в теплообмене.  Сильным проявлением питты служит раздраженная, красная или обожженная кожа. Люди типа питта легко краснеют и вообще проявляют свои эмоции через кожу; их реакция на стресс — веснушки, волдыри и прыщи. Баланс этой субдоши дает чистую, здоровую кожу, излучающуюся здоровьем и довольством. Дисбалас бхраджака питты — прыщи, веснушки, ожоги, рак кожи различные кожные заболевания.

Питта субдоши

www.evaveda.com

Питта доша - лечение и рекомендации

Из чего состоит Питта?

Доша Питта – это парное взаимодействие первоэлементов Огня и Воды, причем это не механическое соединение, а сложная субстанция. Доши включают в себя и качества самих первоэлементов, так и создают новые свойства.

Доши должны быть сбалансированы, иначе возникают различные заболевания. Именно дисбаланс дош аюрведа называет причиной различных болезней.

Читайте про другие доши:
Пять видов Питты

Хотите узнать, почему Питта так сильно влияет на наше здоровье? Оказывается для каждой части тела существует определенный тип Питы. Всего их пять видов. И дисбаланс каждой из этих Питт, приводит к конкретным нарушениям в организме.

  1. Алочака Питта (на уровне головы) вызывает: гиперемию глаз, плохое зрение.
  2. Садхака Питта (грудная клетка): излишняя требовательность, перфекционизм, трудоголизм, отсутствие понимания.
  3. Панчака  Питта (живот): повышенная кислотность, несварение.
  4. Ранджака Питта (нижняя часть живота, ноги): расстройства печени и органов кроветворения.
  5. Бхраджака Питта (расположена в коже): высыпания на коже, желтоватый цвет лица.

Время наибольшей активности доши 11.00-15.0023.00-3.00

 

Питта управляет теплом и преобразованием. Отвечает за метаболизм, температуру тела, пищеварение, цвет кожи, понимание, храбрость, ум.Время года, когда преобладает доша Питта: лето.Отличительные особенности: горячая, острая, легкая, влажная, текучая, распространяющаяся. Кислая, горькая, жгучая, пахучая, красная, желтая.

Расстройства, вызываемые Питтой: Высыпания на коже, прыщи, изжога, жажда, агрессивность, раздражительность, нарушение зрения, повышенная температура, облысение.

 

Урегулирование доши Питты дает:

Хорошее пищеварение, острый ум, яркую и здоровую внешность, утоление жажды, нормальную температуру тела.

  • Алочака Питта (на уровне головы): хорошее зрение.
  • Садхака Питта (грудная клетка): желание, драйв, решительность, духовность, хорошее понимание.
  • Панчака  Питта (живот): отличное пищеварение, сильный метаболизм.
  • Ранджака Питта (нижняя часть живота, ноги): сильный иммунитет, выведение токсинов.
  • Бхраджака Питта (расположена в коже): здоровая светящаяся кожа, яркий цвет лица.

Места расположения доши Питты: тонкий кишечник (основное место), желудок, потовые и сальные железы, кровь, лимфа, орган зрения.

  1. Время суток наибольшей активности доши Питты: 10.00-14.00, 22.00-2.00

Возможно, это ваши проблемы?
  1. Вы склонны быть требовательным или критическим?
  2. Вы часто бываете разочарованы, сердиты или агрессивны?
  3. Ваша кожа румяная и склонна к высыпаниям прыщей?
  4. Вы часто бываете раздражительны или нетерпеливы?
  5. Ваши волосы преждевременно седеют, истончаются и выпадают?
  6. Вы просыпаетесь среди ночи и потом с трудом засыпаете?
  7. Вы чувствуете дискомфорт в жаркой погоде?
  8. Вы перфекционист?
  9. Бывают ли у вас вспышки гнева?
  10. У вас повышенная кислотность?

Если вы ответили утвердительно на большинство из этих вопросов, ваш тип Питта-доша и вам необходимо сбалансировать Питту.

Избыток Питты вызывает:
  • Жжение, покраснение кожи, жар, усиленную пищеварительную активность, возникновение язв, гноя.
  • Испарину, экссудацию, нагноение, слабость, обмороки, токсикоз, горький и кислый вкус во рту.

medyoga.ru

описание и питание по Аюрведе

Согласно индийской Аюрведе, питание может стать как лекарством при болезнях, так и тем, что способно серьезно усугубить состояние здоровья. Согласно древней науке о жизни, всем в мире управляет пять первоэлементов: воздух, эфир, огонь, вода, земля.

Питание доши Питта по Аюрведе

Они, соединяясь в определенной комбинации, образуют три жизненные энергии – это доша Питта, доша Капха и доша Ватта. У каждого человека всегда обязательно присутствуют все три доши. Идеально, если он находятся в гармоничном соотношении, но так бывает очень редко. Под влиянием разных факторов может возникать дисбаланс, и тогда одна или несколько энергий преобладают над остальными.

Каждому человеку соответствует свой тип доши. Он может проявляться не в «чистом» виде, но один из них более силен. Определяется доша-тип по разным признакам, в том числе конституциональным. Для каждой доши показано особое питание, так как разные продукты могут как усиливать, так и подавлять ее. Именно для того, чтобы пища приносила только пользу человеку, вкушающему ее, необходимо принимать во внимание доминирующий тип доши. Более подробно про доши в Аюрведе можно узнать из этой статьи.

 

Ключевые особенности доши Питта

Доша Питта объединяет два первоэлемента – огонь и воду, образующую желчь. Само слово взято из санскрита, что фактически обозначает как «преобразование», «жар». Данная доша отвечает за все химические процессы в организме, которые способствуют протеканию метаболизма. Вся пища, попадающая через пищевод в желудок, и даже все ощущения, затрагивающие тело с помощью органов чувств, будут переработаны именно благодаря Питте. Ее цель – преобразовывать пищу, поддерживать активность и способность к обучению.

Питта кислая, горькая, маслянистая, острая, красноватая, горячая, влажноватая, легкая, желтая, с крепким запахом тела. Это ее основные качества.

 

Особенности конституции тела людей типа Питта-доши

Людей типа Питта можно распознать по различным конституциональным и прочим признакам, которые, так сказать, «на лицо». Их описание следующее:

  • Обычно обладают нормостенической комплекцией, то есть средним телосложением – ни худым, и не полным, отлично сложенным, спортивным, подтянутым. Так как у таких людей хорошо развита мускулатура, они даже при незначительных физических нагрузках способны быстро привести мышцы в здоровый тонус. Легко набирают вес и точно так же легко сбрасывают его.
  • Аппетит у них хороший, метаболизм со скоростью выше среднего.
  • Конечности и кисти – средней длины и толщины, талия узкая.
  • При малейших волнениях буквально «заливаются краской».
  • У людей типа Питты всегда теплые конечности.
  • Любят есть сладкое и холодное.

Людей типа Питта можно распознать и по запаху. В Чараке Самхите (одном из ключевых трактатов Аюрведы) говорится о том, что они источают запах мяса. Если доша Питта в порядке, то это будет запах свежего мяса. Но если она каким-то образом нарушается, то можно ощутить запах гнилого мяса.

 

К каким болезням может привести преобладание Питты

Когда Питта выходит из равновесия, начиная преобладать, в организме происходят процессы, которые можно сравнить с сильным горением огня. Питта словно сжигает сама себя. Желчь начинает проникать в ткани и органы, что приводит к инфекциям и воспалениям.

Преобладание отдельных качеств Питты выражается в таких особенностях:

  • Острая – поступающая пища отлично всасывается и переваривается. У человека отмечается заостренный нос, острые зубы, словно «острый» взгляд, узкий подбородок. Часто ощущается изжога, нередко появляется чувство жжения. Присуща раздражительность и исследовательский ум.
  • Влажная – повышенное отделение пота и выделение мочи, диарея, постоянная жажда, ослабленные мышцы.
  • Легкая – кожа тонкая и блестящая, глаза светлые, яркий свет плохо переносится.
  • Горячая – пищеварение и аппетит отличные. Повышение температуры тела. Жара становится для человека непереносимым испытанием.
  • Кислая – слюноотделение повышено, зубы чувствительное. Все из-за того, что повышается уровень кислотности желудка.
  • Маслянистая – волосы и кожа жирноваты. Наблюдается чувствительность к жареной пище с большим количеством масла.
  • Распространяющаяся – на теле появляются воспаления разных размеров, может развиваться угревая сыпь, крапивница.
  • Горькая – во рту ощущается горький вкус, отчего к нему возникает отвращение. Из-за избытка желчи человек испытывает чувство тошноты, которая может перейти в рвоту.
  • Желтоватая – вырабатывается огромное количество желчи, накапливающейся в тканях организма, что приводит к развитию желтухи. Кожа и белки глаз желтеют, моча и кал тоже приобретают аномально желтый оттенок.
  • Красноватая – белки глаз, кожа, нос и щеки сильно краснеют. Иногда настолько, что может напоминать багровое пятно.

Чаще всего чрезмерно преобладающая Питта проявляется в нарушениях и болезнях кожи, крови, потовых желез, глаз, тонкой кишки, желудка, жировой ткани.

 

Способы оздоровления Питты

Аюрведа знает способы, с помощью которых можно эффективно оздоровить Питту без серьезных усилий и естественными для человеческого организма методами:

  • При возбуждении Питты человек становится слишком подвижным и легко теряет эмоциональную уравновешенность. Поэтому показаны успокоительные средства, питательные и подсушивающие элементы.
  • Многие заболевания, развивающиеся из-за чрезмерного увеличения Питты, имеют связь с кровью (рактой). Аюрведа применяет специальные средства, направленные на ее лечение.
  • Часто возбужденная Питта сопровождается нарушениями в функционировании желудка и кишечника, поэтому показана очистка желудочно-кишечного тракта. Для этого используются средства на основе слабительных и общеукрепляющих трав. При потливости применяют вяжущие растительные сборы, при запорах – охлаждающие, несварении или накоплении токсинов – острые, при недостатке агни (Огня) – горькие.
  • Разрабатывается отдельная схема питания, включающая определенные продукты, напитки и специи.
  • Аюрведа владеет знаниями о целебной силе камней и металлов. Для Питты Пракрити можно выбирать украшения из меди или платины с изумрудом, жемчугом, бирюзой, сапфиром.

Все-таки главная задача – охладить горячую Питту, устранить ее чрезмерный пыл. Тогда она придет в равновесие и человек перестанет страдать от болезней и нарушений, вызванных преобладанием этой доши.

 

Правильное питание для людей типа Питта

Для Питта-доши Аюрведа из Индии еще несколько тысяч лет назад предложила особое питание, исходя из тех особенностей, которыми обладает эта жизненная энергия:

  1. Голодать людям типа Питта Пракрити никак нельзя. Пищеварительные соки начинают активно вырабатываться в полночь и в полдень, поэтому в течение всего светового дня им нужно хорошо питаться. Этому способствует отменный аппетит, выраженное чувство голода при длительном отсутствии пищи и отличный процесс переваривания.
  2. Следует есть умеренно питательную, маслянистую, горьковатую и сладковатую пищу. Пить стоит прохладные напитки, крепкий кофе употреблять не стоит.
  3. Нужно сформировать правильные пищевые привычки. Следует отказаться в рационе от следующего:
  • пережаренного и излишне жирного;
  • слишком холодного и слишком горячего;
  • острых специй;
  • дрожжевого хлеба;
  • кефира и других продуктов брожения;
  • крепких спиртных напитков;
  • щелочной и кислой минеральной воды.
  1. Умеренно употребляется соленое и горькое.
  2. Перед сном можно выпивать стакан теплого молока с добавлением корицы и куркумы.

Так как голодание для людей этого типа исключено, можно устраивать разгрузочные дни, основанные на сырых фруктах и овощах.

Питта-доша любит активность, поэтому таким людям стоит обязательно избыток энергии направлять на занятия каким-либо спортом (легкая атлетика, теннис, альпинизм и др.).

После тренировок для уравновешивания доши устраивайте ароматерапию, в удобной и спокойной обстановке вдыхая запахи ванили, жасмина, корицы, сандала, розы, фиалки, горького апельсина.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

indiada.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа