Урок русского языка в 7-м классе "Описание состояния человека". Описание состояние человека


Сочинение - описание состояния человека.

                          МБОУ СОШ №3

           ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ:

 «СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

                                                                 Подготовил Дмитриев Богдан.

                                        Ст. Абадзехская.

                                                    2013г.

                   

              Однажды, когда я ещё был маленьким, одно происшествие запало мне душу. Мы со своей семьёй отдыхали на побережье Чёрного моря.

               В этот день погода испортилась с раннего утра. Подул сильный ветер, и солнце затянуло тучами, небо потемнело, с одной стороны редко пробивались лучи солнца. На море вначале появились белые пенистые волны, но они стали быстро расти и вот уже на берег катились огромные валуны. Нам  было страшно наблюдать за разбушевавшимся морем. Мы боялись даже  подходить к воде, а не то чтобы  зайти в море. В это же время на берегу отдыхала одна компания молодых ребят. Они смеялись, спорили, возбуждённо кричали  и  вот наконец несколько человек  направились к  бушующему морю. Мне было жутко даже смотреть на громадные волны, которые были высотой около трёх метров. Они наводили ужас своей мощью, силой и в тоже время притягивали,  манили к себе. Видимо, и эти молодые парни хотели доказать друг другу, какие они сильные и смелые, что могут поспорить с «обезумевшей» стихией.

                 В море бросились двое ребят, и тут же громадные волны поглотили их. Люди, которые были на берегу, замерли от испуга и страха за жизнь этих юношей. Затем поднялся крик, и более взрослые мужчины кинулись к морю, чтобы оказать какую – то помощь  этим легкомысленным людям. Страх парализовал меня, я спрятался  за маму, спрашивая: «Мама, они выплывут?»  Но в маминых глазах тоже был испуг и страх за этих парней. И только через пять, а может, десять минут  волны  вытолкнули этих глупцов.

                    Ьыло  жутко  смотреть на безжизненные  тела, которые лежали неподвижно на мокром песке. Только что они были полны сил, и вот теперь страшная беда обрушилась на их семьи. Многие  люди плакали от  

безьисходности  и  от того, что не могут помочь и вернуть к жизни этих парней.

nsportal.ru

Сочинение на тему: «Описание состояния человека»Сочинения по русскому языку и литературе

загрузка...

Голосуйте за сочинение

Сочинение на тему: «Описание состояния человека»

Однажды, когда я был совсем еще маленьким, на моих глазах произошло одно происшествие, которое запало мне в душу и запомнилось на всю жизнь.

Тогда было лето и мы всей семьей отправились отдыхать на побережье Черного моря. Там мы каждый день отправлялись гулять вдоль берега, загорали и купались. Но в тот день, когда случилось это происшествие, погода испортилась с самого утра. Но мы все-таки вышли на прогулку. Небо потемнело, и солнце затянуло тучами, его лучи пробивались с большим трудом и освещали только отдельные участки начавшего волноваться моря. Поднялся ветер, и сначала появились небольшие вспененные волны, а потом они выросли и буквально через несколько минут на берег накатывались огромные валуны. Было страшно даже просто наблюдать за разбушевавшимся морем, не говоря уже о том, чтобы спуститься на берег и зайти в море.

Однако так, как мы, думали не все, потому что на берегу мы заметили компанию молодых ребят, которые, несмотря на зарождающийся шторм, возбужденно кричали, о чем-то спорили и смеялись. И вот мы увидели, как несколько человек отделились от компании и направились в сторону бушующего моря.

Мне было жутко даже смотреть на громадные волны, высота которых доходила до двух метров. Своей мощью они наводили настоящий ужас, а в то же время манили и притягивали к себе. Наверное, те молодые парни, которые отделились от компании, хотели доказать себе и своим друзьям, насколько они смелые и сильные, что готовы поспорить с обезумевшим морем.

Двое ребят бросились в море, и огромные волны поглотили их буквально за секунду. Меня в это время охватил еще больший ужас, чем тот, который вызывало у меня бушующее море. Да и те, кто остался на берегу, буквально замерли в оцепенении и в их глазах появился настоящий страх. Потом несколько более взрослых мужчин тоже бросились в море. Их не было видно несколько минут, а потом появился первый с одним из смельчаков на плечах, а потом еще двое со вторым парнем. Оба спасенных были без сознания, и я, как и друзья экстремалов, испугался еще больше. Но мужчины сделали им искусственное дыхание и они, закашлявшись, начали дышать.

Меня охватила огромная радость, ведь из-за глупого бахвальства ребята могли погибнуть. А потом я на них очень разозлился, потому что такой бессмысленный  поступок мог лишить их жизни, а виноватыми могли оказаться совсем другие люди!

Похожие сочинения

online-urok.ru

Урок русского языка в 7-м классе "Описание состояния человека"

Разделы: Русский язык

Цели:

  1. Обобщение знаний, полученные при изучении типов речи – описание.
  2. Формирование умений выделять типовые фрагменты со значением состояния лица.
  3. Совершенствование навыков исследовательской работы с текстом, анализировать фрагменты текста, содержащие состояние героев.

Ход урока

1. Введение в тему (по учебнику под ред. В. Бабайцева упражнение № 475, стр. 120 – текс проецируется).

Взаимность. Если из гнезда упала птица –Мне не спиться. Если где-то умер зверь в берлоге –Я в тревоге. Если раздавлю зерно невольно –Мне больно. Если ствол рвануло бесшабашно –Мне страшно. Им бы жить да жить на белом свете –Я в ответе. Я ведь тоже ими – как ни мерьте – Защищен от смерти.

Вчитайтесь в строки данного стихотворения. Что хотел сказать Сергей Островой? Обратите внимание на расположение строк. (чувства человека, его душевное состояние поэт выделяет отдельной строкой).

Можете ли вы предположить, какова тема сегодняшнего разговора? (записать тему урока или открыть вспомогательную доску).

2. Тренировочные упражнения.

  • Назовите. Какие разновидности описаний вы знаете?
  • Тест-опрос. Предлагается несколько видов описаний, необходимо выявить описанием чего является данный отрывок? (раздаточный материал на парте у каждого учащегося – списать по вариантам).

А чего только нет на песке у моря. Вот красные, мокрые медузы, оставшиеся после отлива. Есть звезды морские с искривленными лучами. Грудами лежат водоросли, тяжело и важно пахнут. А слева все бревна и бревна.(места)

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротеньких штанишек. Темные волосы лохматились над черными и задумчивыми глазами. (внешности)

Какой вид описания строится по такой схеме (схемы проецируются на экран):

  • - “Данное” (Кто? Что?) – предмет – “Новое” (Какой?) – признак (Описание предмета).
  • - “Данное” (Где?) – место – “Новое” (Что?) – предмет (Описание места).

3. Актуализация знаний.

  • Рассмотрите цветную иллюстрацию – вкладыш № 4, попробуйте описать состояние героев этих картин. (выслушивать мнения всех желающих сказать, не обрывать, если ответ неудачен).
  • Упражнение № 489. Вдумайтесь в содержание текста. Найдите указания на то, что предшествовало описанию, чем вызвано это состояние.

Я кивнул головой. Не знаю отчего, но эти планы на весну меня почему-то совсем не радовали. Мне было грустно, и все казалось, что сам Петр Иванович не очень верит в то, что все это сбудется… Поэтому я от всей души обрадовался, когда хлопнула входная дверь и в комнату вошла мама. (Г. Скребницкий.)

  • По аналогии со схемами описания предмета, места составьте схему описания состояния человека. (за удачно выполненную схему отметка “5”).
  • Прочитайте материал учебника, упражнение 485 (остальные).

4. Тренировочные упражнения.

  • Упражнение 486: анализ материала таблицы. Записать по одному своему примеру к каждому способу выражения состояния лица.
  • Подберите синонимичные конструкции к данным выражениям.

Она грустит. Им весело. Я нездоров. У нее тоска. Я простужен.

  • Обратимся к тексту упражнения № 435 (по учебнику под ред. В. Бабайцева, стр. 111)

Заметьте, как меняется контакт, если два человека начали разговор со слова “Здравствуйте”. После этого слова никак нельзя сказать грубость. Проявить невнимательность. Оно удивительно быстро и точно настраивает на доброжелательность. В нем заключена необыкновенная сила – способность создавать особое душевное состояние.

Деревня хранит обычай. Идешь утром улицей, каждый встречный говорит: “Здравствуйте”, и ты говоришь: “Здравствуйте”, со знакомыми перемолвишься двумя-тремя словами, незнакомому просто поклонишься и идешь себе дальше. Улица недлинная, а десять раз пожелаешь людям здоровья. И у самого на душе приятно. (И. Васильев)

- образуйте наречия от выделенных слов. Составьте с ними словосочетания. Каково значение наречий? Подберите к наречия антонимы.

  • Посмотрите, пожалуйста, на тему урока, скажите, насколько важно уметь определять состояние человека и насколько важно уметь рассказывать об этом.

Очень важно, так как это помогает в общении людей, в понимании их. Где чаще мы можем встретиться с описание состояния человека:

  • художественный текст;
  • в разговоре;
  • дневнике – обратимся к эпиграфу урока.

5. Домашнее задание:

  • Упражнение 491 (продолжить текст, введя описание состояние человека).
  • Страничка из дневника “Один день из школьной жизни” (элементами описания состояния человека).

Приложение.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Описание состояния (среды или человека)

1. На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2. Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1. Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2. Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи
Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны?
Повествование Сообщить о последовательности действий или событий. Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом?
Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

studopedya.ru

Сочинение на тему: “Описание состояния человека”

Однажды, когда я был совсем еще маленьким, на моих глазах произошло одно происшествие, которое запало мне в душу и запомнилось на всю жизнь.

Тогда было лето и мы всей семьей отправились отдыхать на побережье Черного моря. Там мы каждый день отправлялись гулять вдоль берега, загорали и купались. Но в тот день, когда случилось это происшествие, погода испортилась с самого утра. Но мы все-таки вышли на прогулку. Небо потемнело, и солнце затянуло тучами, его лучи пробивались с большим трудом и освещали только отдельные участки начавшего волноваться моря. Поднялся ветер, и сначала появились небольшие вспененные волны, а потом они выросли и буквально через несколько минут на берег накатывались огромные валуны. Было страшно даже просто наблюдать за разбушевавшимся морем, не говоря уже о том, чтобы спуститься на берег и зайти в море.

Однако так, как мы, думали не все, потому что на берегу мы заметили компанию молодых ребят, которые, несмотря на зарождающийся шторм, возбужденно кричали, о чем-то спорили и смеялись. И вот мы увидели, как несколько человек отделились от компании и направились в сторону бушующего моря.

Мне было жутко даже смотреть на громадные волны, высота которых доходила до двух метров. Своей мощью они наводили настоящий ужас, а в то же время манили и притягивали к себе. Наверное, те молодые парни, которые отделились от компании, хотели

доказать себе и своим друзьям, насколько они смелые и сильные, что готовы поспорить с обезумевшим морем.

Двое ребят бросились в море, и огромные волны поглотили их буквально за секунду. Меня в это время охватил еще больший ужас, чем тот, который вызывало у меня бушующее море. Да и те, кто остался на берегу, буквально замерли в оцепенении и в их глазах появился настоящий страх. Потом несколько более взрослых мужчин тоже бросились в море. Их не было видно несколько минут, а потом появился первый с одним из смельчаков на плечах, а потом еще двое со вторым парнем. Оба спасенных были без сознания, и я, как и друзья экстремалов, испугался еще больше. Но мужчины сделали им искусственное дыхание и они, закашлявшись, начали дышать.

Меня охватила огромная радость, ведь из-за глупого бахвальства ребята могли погибнуть. А потом я на них очень разозлился, потому что такой бессмысленный поступок мог лишить их жизни, а виноватыми могли оказаться совсем другие люди!

home-task.com

Описание состояния человека. Подготовка к написанию сочинения

Класс: 7

Учитель: Ковалик Н.Н.

Предмет: русский язык

Тема: «Описание состояния человека. Подготовка к написанию сочинения»

Учебник: М.М.Разумовская. Русский язык. 7 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование умения находить в тексте слова и выражения, передающие состояние героя художественного произведения; анализ художественного текста с точки зрения построения, стиля и типа речи; обучение построению предложений, передающих состояние человека, пользуясь богатой синонимикой глаголов, словами категории состояния, существительными со значением физического или психического состояния.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Целеполагание.

Звучит музыка П.И.Чайковского, отрывок из Увертюры До Минор.

- Что вы представили, слушая эту музыку? Какое состояние человека хотел передать композитор?

- Человек находится в состоянии тревоги, волнения, гнева, позмущения, переживания.

-Если мы вспомним произведение И.С.Тургенева «Бирюк», с которым знакомились на уроке литературы, то с каким героем у вас возникает ассоциативная связь? Мы сегодня на уроке продолжим работу над этим произведением, поэтому сейчас откроем тексты и найдем тот момент, когда мужик находится в доме у Бирюка:

«- Отпусти, Фома Кузьмич... не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как.

Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно.

- Отпусти, - повторил он с унылым отчаяньем, - отпусти, ей-Богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-Богу. Ей-Богу, с голодухи... детки, пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится».

- Вспомните, как по-разному мы восприняли музыку. А по-разному ли мы видим, в каком состоянии находится мужик? К какому выводу приходим?

- Автор произведения конкретными словами описывает состояние героя, следовательно, словами можно ярче и точнее передать состояние человека. Цель урока: на примере анализа произведения мастера слова И.С.Тургенева учиться передавать состояние человека в собственных высказываниях, пользуясь богатой лексикой русского языка, знаниями о строении текста, типах и стилях речи. А также накопить материал для написания сочинения.

- Для чего писатели вводят в свои произведения описание состояния героя? Для чего мы должны уметь передавать словами состояние человека?

- В текст вводится такое описание для того, чтобы читатель смог лучше понять и оценить действия героев. Знать, что чувствует герой, - важно.

  1. Практика под руководством учителя

- Для того чтобы обобщить наши знания, проанализируем отрывок из рассказа, уже звучавший ранее. Первая группа дает анализ с точки зрения стиля и типа речи. Вторая группа – с точки зрения построения текста. Третья группа – использования языковых средств.

Примерные ответы:

-Данный отрывок написан в художественном стиле, использован тип речи – описание. Здесь одно «данное», все остальное «новое».

- В этом отрывке мы наблюдаем прямой порядок слов, здесь «данное» - мужик, стоит в начале предложений. Например: «Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно». Еще для описания состояния характерна параллельная связь предложений. Сохраняется одно и то же «данное», в каждом предложении добавляется «новое», но в связи предложений это «новое» участия не принимает.

infourok.ru

Типовые фрагменты текста

Описание предмета

/каков предмет?/

Конь Еламана блестел, лоснился короткой гладкой шерстью. Он переступал, приседал, фыркал и мотал головой, прося повод. Еламан восхищенно посмотрел на острые, чуткие уши, на длинную упругую шею своего скакуна, вдруг ударил его пятками, пустил поводья и сорвался с места вскачь.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Описание места

/Что находится здесь/

Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. Светильник еще не зажжен. Просторная комната, не обычно пустая, кажется покинутой.

/М.Ауезов. Путь Абая./

Описание состояния человека

/Каково ему?/

Каждый день начинался со счастья: родился верблюжонок. Кенжекей прямо с ума сошла, готова жить возле него постоянно. Целыми днями она вертелась около маленького тонконогого рыжего верблюжонка, глядела ему в чистые большие смолисто-черные глаза! То и дело ей казалось, что верблюжонок вот-вот упадет, не удержится на тонких, слабых ножках.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Повествование

/Что делает предмет?/

Утром прискакал караульный, которого с вечера выставили на пригорок за аулом. Кален, Мунке, Дос вскочили, схватили оружие и понеслись вон из юрты. За аулом нарастал топот, сухо хлопали стрелы, кони на привязи храпели, взвивались на дыбы, а стригунок, котором приехал сын Калена, оборвал чембур и куда-то ускакал.

/Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение-доказательство

/Почему?/

Да, такой гнев может родить мужество... Видно, люди, говорящие на разных языках, далекие друг от друга, - защищаясь от насилия, мстя за горькие обиды, действуют одинаково, как родные братья. Разные люди, разные народы одинаково не терпят насилия и несправедливости. Значит, не родовые признаки, не принадлежность к какой-либо расе или племени руководят людьми: их гнев пробуждается сходным и угнетенным положением.

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Рассуждение-объяснение

/Что это такое?/

Этика /греч. Ethica, от ethos – обычный/ – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем.

/Словарь по этике. М, 1981/

Описание природы

/Каково вокруг?/

Закат гас, наступала темнота. Ветер утих, облака к ночи сбились, обложили небо, но грозы вроде бы нельзя было ждать. Ночь приходила теплая, душная, пищали комары, по восточному горизонту перекатывались зарницы.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение-размышление

/Как быть?/

Впереди жизнь и борьба. И в этой борьбе - он /Абай/ один. Правда, у него есть сила, надежда. Его сила – это поэзия, его надежда – народ. Но эта надежда ещё в беспробудном сне. А сила его – останется ли она непонятной, неузнанной? Хватит ли у него терпения, хватит ли воли – воли, стойкой в одиночестве?

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Итоговое задание

Проанализируйте памятку для анализа текстов разных типов. Подберите тексты (описание, повествование, рассуждение), связанные с вашей специальностью, и разберите их, пользуясь, памяткой.

Памятка к анализу текста

  1. Выявление темы и основной мысли.

  2. Стилевая характеристика высказывания:

- стилевые черты.

3. Наблюдение за влиянием стиля, темы и основной мысли на организацию текста: на отбор сведений, состав типов речи, использование языковых средств.

4. Характеристика строения текста и его частей:

  • определение микротем – составление плана;

  • выявление типового значения фрагментов и способов его выражения;

  • составление схемы строения текста;

  • анализ способов и средств связи предложений и частей текста.

studfiles.net


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа