Короткий путь к сердцу: как вызывать положительные эмоции у других людей. Правила проявления эмоций человека 4 класс


Урок психологии в 4 классе «Наши эмоции»

Улазаева И.В.

Урок психологии в 4 классе

«Наши эмоции»

Цель урока: ознакомить ребят с эмоциями человека, с формами проявления эмоций.

Задачи:

научить ребенка исследовать свои эмоции для того, чтобы лучше понимать себя и других и правильно выражать свои чувства;

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

научить проявлять положительные эмоции.

Ход урока.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей,

Влияет без сомнения на всех

Нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Развеет все сомнения

Азбука настроения.

 

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: формирование положительной установки учащихся на занятие,

посредством двигательной активности.

Ведущий: Как вы думаете, что делают люди при встрече друг с другом?

(Они здороваются.)

А как люди здороваются друг с другом? Что же они желают друг другу при встрече? Я предлагаю вам поздороваться друг с другом за руку.

Затем детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? А как, мы назовём это общим словом?

Итак, ребята, чувства, которые может испытывать человек, радость, огорчение, страх, восхищение, злость, мы называем Эмоциями.

Тема нашего урока называется «Наши эмоции?

Ребята, эмоции бывают разные, положительные и отрицательные. Все эмоции дополняют нашу речь и мимику.

Посмотрите на рисунок и скажите какие эмоции здесь изображены. (на экран выводится рисунок 1)

Рис.1.

Посмотрите друг на друга и попытайтесь понять какие эмоции испытывает ваш сосед?

Какие эмоции мы относим к положительным, а какие к отрицательным?

Упражнение "Тренируем эмоции". Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Дети хмурятся   как:   осенняя грозная туча, рассерженный человек, злая волшебница.

Дети злятся как: ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту,  как человек, которого ударили.

Дети улыбаются, как: кот на солнце, само солнце, как Буратино,  как хитрая лиса,  как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо.  

Дети радуются, как: цветок на солнце после дождя, как мамонтенок, нашедший свою маму и т.д.

Обсуждение.

Игра «Мое настроение.»

 Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

 Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Игра «Передача чувств».

 Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

 Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Обсуждение.

Завершающая часть урока

 

Упражнение «Подарок». Ребята рассаживаются в круг. Ведущий берет не большой мяч, кидает в руки ребенку и говорит, что он ему дарит (радость, счастье, улыбку, восторг, бабочку счастья, птицу удачи и т.д)

Упражнение «Открытка пожеланий». Каждый ребенок из подготовленных материалов создает мини-открытку с наилучшими пожеланиями и дарит ее своему соседу по парте.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

«В мире чувств и эмоций».

Классный час в 4 классе на тему: «В мире чувств и эмоций».

Учитель: Воротникова С.О.

Данный час общения будет полезен для учителей начальной школы . Такая форма сотрудничества помогает ученикам и педагогам создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая процесс совместного обучения. Главной целью является создание «ситуации успеха», развитие умения контролировать свои чувства и эмоции. А организация интерактивных психолого-педагогических игр позволяет укрепить веру детей в то, что каждый из них является саморазвивающейся личностью, способной в дальнейшем управлять своей жизнью.Цель: ознакомить с понятиями «чувство» и «эмоция», правилами контроля собственных чувств и эмоций;развивать умение сдержанно выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих;воспитывать дружелюбие, толерантность, силу воли в проявлении собственных эмоций. Задачи: развитие мотивации к самовыражению, самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию личности;повышение уровня коллективизма путем вовлечения в парную и групповую работу.

Ход занятия:

«Существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума .»Жан-Жак РуссоI. Духовно-эстетический.1.Я хочу достать до неба, (Сидят на присядках)Я рукой к нему тянусь. (Подпрыгивают, руки вверх)Я хочу воды студеной,Сяду к речке и напьюсь. (Набирают воду в ладошки)Небо в речке поместилось, (Указывают на небо)А река в моих глазахОтразилась, заискрилась,Как огромная слеза.Значит я большой как мир! (Показывают руками шар)И такой же интересный? (Эмоция радости)И такой же непонятный? (Эмоция удивления)И такой же неизвестный.Как же мне себя понять? (Вопросительная интонация)Как же мне себя узнать?Значит буду как планету,Сам себя я открывать.(Проводить с движениями)II. Установочно – мотивационный.1. Используя методику предвидения, угадайте, о чем мы будем говорить сегодня …(разгадывание зашифрованной темы часа общения) 2. А кто сможет объяснить, что такое чувства?Упражнение «Микрофон» (ученики высказывают свои мысли)3. Беседа.Окружающий мир и самого себя человек познает с помощью чувств. Чувства и эмоции – это отношение человека ко всему происходящему в жизни. Они помогают лучше понять окружающих, разобраться в себе. Если выражение лица быстро меняется – это эмоция. А если лицо медленно меняет выражение и сохраняет его надолго, то это чувство. Зачастую эмоция – это переживание какого-либо чувства. «Я боюсь этого человека» - это чувство, «Мне страшно» - это эмоция.(На доске появляются определения понятий «чувство», «эмоция»).Эти понятия очень близки по смыслу. Можно говорить «чувство радости» и «эмоция радости». Разница состоит в длительности протекания процесса.Чувства, в переводе с английского (sentiments) – это устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Формируются они в ходе развития и воспитания человека. В чувствах отражается значение важных для человека событий, происшествий, каких-нибудь явлений, потребностей…А реакция человека на различные воздействия проявляется в виде эмоций. Это могут быть эмоции возбуждения и спокойствия, удовольствия и неудовольствия, радости и злости и многие другие.Положительные эмоции, такие как любовь, признательность, понимание, восхищение дарят человеку радость и здоровье. А отрицательные эмоции в виде проявлений гнева, ненависти, обиды, страдания приносят человеку душевную боль.4. Игра «Угадай эмоцию». Детям раздаются маски с изображением различных эмоций. К игре читаются стихи. Отгадавший эмоцию ребенок надевает маску и выходит к доске.О чем грустят кораблиОт суши вдалеке?Грустят, грустят корабликиО мели на реке,Где можно на минуточку Присесть и отдохнутьИ где совсем ничуточкиНе страшно утонуть.(Грусть)Вчера решил я добрым быть,Всех уважать и всех любить.Подарил я Свете мячик,Подарил я Пете мячик, Коле отдал обезьянку,Мишку, Зайца и собачек.Шапку, варежки и шарфПодарил я Гале…(Доброта)На окошко села птица,Клюв у этой птицы острый,Встрепанные перья.Где же мама? Где же сестры?Вот пропал теперь я!(Страх)Увидев на клумбе прекрасный цветок,Сорвать я его захотел.Но стоило тронуть рукой стебелек, И сразу цветок …улетел.(Удивление)Я кошку выставил за дверь,Сказал, что не впущу.Весь день ищу ее теперь,Везде ее ищу.(Вина)Радость - если солнце светит,Если в небе месяц есть.Сколько радости на светеНе измерить и не счесть.(Радость)Сотрясается весь дом,Бьет Сережа молотком,Покраснев от злости,Забивает гвозди.Гвозди гнутся,Гвозди мнутся,Гвозди извиваются,Над Сережею ониПросто издеваются-В стенку не вбиваются.(Гнев, злость).5. Беседа.По мнению психологов у человека наблюдается более 70 эмоций. Мы каждую минуту выражаем свои эмоции, и даже не задумываемся над этим.Ученые-психологи выделяют пять уровней эмоций человека (5 ступенек нарисованы на доске): 1. Злоба, обида. 2. Боль, грусть. 3. Страх, беспокойство. 4. Раскаяние, сожаление. 5. Любовь, понимание, признательность. Всем нам надо подняться на «пятый этаж» эмоций (на пятую ступеньку), чтобы преодолеть проявление негативных эмоций человека и сделать этот этаж домом в котором мы живем.III. Содержательно –поисковый. 1. Беседа.Судить о переживаемых человеком эмоциях мы можем по его выразительным движениям: мимике (выразительное движение лица), пантомимике (выразительное движение всего тела), голосовой мимике (интонация, повышение или понижения голоса, ударения), жестах (движение рук). Когда человек переживает радость, он улыбается, смеется, глаза его блестят. А в состоянии гнева дыхание становится тяжелым, брови хмурятся, лицо краснеет, резкими становятся движения. Если человек поник, или плачет, плечи его опущены, у рта образовалась глубокая складка, то можно сделать вывод, что случилось горе. В такой ситуации нужно всегда оказывать помощь и поддержку.А знаете ли вы, что не только люди выражают свои эмоции. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Потому что львы живут семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами и эмоции написаны у них на морде.А медведи живут в одиночку. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.2. Игра «Скоро зимние каникулы». Для проведения игры используются картинки с изображением различных эмоций. Игрок вытягивает картинку и, не показывая остальным, произносит фразу «Скоро зимние каникулы» так, чтобы остальные угадали эту эмоцию.Тот, кто угадал, становится следующим игроком. Игра очень забавная, так как иногда возникает несоответствие эмоции содержанию фразы.3. Игра «Раз, два, три …покажи». Давайте поиграем. Я вам буду давать команды:1) - раз-два-три, как я испугался, покажи. (Вы должны показать на лице и своей позой страх.)2) -раз-два-три, как я удивился, покажи. (Мимикой и пантомимикой показать удивление).3) - раз-два-три, как я обиделся, покажи. (Показать обиду).4) - раз-два-три, как я загрустил, покажи. (Изобразить грусть).Молодцы!4. Притча о двух волкахКогда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...(На доске появляется картинка с изображением злого волка).Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (Последнюю строку не договариваю, а выскажу в конце занятия)IV. Адаптивно – преобразующий.1. Коллективная работа.(На доске под магнитами карточки с разрезанными словами)Давайте попробуем, на основе вашего опыта, распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую - те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми: любовь, доброта, ненависть, гнев, великодушие (бескорыстная уступчивость, отсутствие злопамятства), зависть, жадность, щедрость (бескорыстная помощь), способность прощать, обидчивость, доверчивость, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность.ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМНенавистьГрустьВинаЗлостьЗавистьЖадностьОбидаУжас Страх ЛюбовьДобротаРадость УдовольствиеЩедростьУверенность СкромностьВесельеМолодцы, ребята, все эмоции и чувства вы расположили верно. Посмотрите еще раз и запомните какие чувства и эмоции помогают нам в жизни и являются нашими внутренними друзьями, а какие - врагами.(Хором читаем только положительные эмоции).2. Как вы полагаете, нужно ли бороться со своими внутренними врагами –отрицательными эмоциями? Если вами овладела злость или обида, нужно сосчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге все плохое и разорвать на мелкие кусочки.3. Притча «Царь и его ястреб». (В сокращении).Пересказал Джеймс БолдуинЧингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним от¬правились его друзья и слуги с охотничьими собаками.На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястре¬бов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кроли¬ка, он кидался на него быстрее стрелы.Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи ока¬залось не так много.К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в до¬лине между двумя горами.День был жаркий и царю очень хотелось пить. Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки малень¬кую серебряную чашу и подставил ее под капли.Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог тер¬петь. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину напол¬нилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, яст¬реб снова налетел и выбил ее у него из рук.Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.Теперь царь был в страшном гневе.—Как ты смеешь! — воскликнул он. — Попадись мне только, ясверну тебе шею!И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.—Ну, господин ястреб, — сказал он, — это последний раз!Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.—Ты получил по заслугам, — сказал Чингисхан.Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.—Ну и пусть, я напьюсь из источника, — сказал он себе. И полез по крутому откосу туда, откуда сочились капли воды. Это было очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источ¬ник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.—Ястреб спас мне жизнь! — вскричал он. — А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, го¬воря себе:"Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе". V. Оценочно – смысловой.1. Какова основная поучительная мысль данной притчи? Ничего не делай в гневе!Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций, должны быть человеческими и отвечать общепринятым правилам поведения.Главная наша задача – научиться управлять своими эмоциями, чтобы они не причиняли вреда окружающим.2. Чтение и обсуждение стихотворения «Учитесь управлять собой» Учитесь управлять собой, Во всем ищите добрые начала. Учитесь управлять собой, Умейте начинать сначала. Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору. При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять. Не злобствуйте, не исходите ядом. Не радуйтесь чужой беде. Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Ю. Мерзляков 3. Раз эмоции могут быть нашими врагами, нужно ли учиться управлять ими? Как этому научится? (Ответы детей)Владеть своими эмоциями это значит: уважать права других, проявлять терпимость к чужому мнению, не причинять вреда и не совершать насилия, мириться с чужим мнением, не возвышать самого себя над другими, уметь слушать и слышать.4. Работа в группах.Ребята составляют рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей).Используйте ключевые слова: уважайте чувства других, проявляйте терпимость, поощряйте других, откажитесь от , нейтрализуйте желание отомстить, избегайте …5. Проблемный вопрос: Что делать если вами овладела сильная эмоция?(Ответы детей)Советы учителя, если вами овладела сильная эмоция:1) Попросите о помощи близких.2) Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).3) Сделайте перерыв, посчитайте про себя до 10, подумайте о чём-либо приятном.4) Нужно сесть, выпрямить спину и представить, что руки упёрлись в пол и всё напряжение уходит в пол.5) Медленно подышать.6) А теперь послушайте стихотворение и скажите, что еще помогает нам справиться с отрицательными эмоциями?Когда на меня навалилась беда, и шел я по отчему краю.«Отдай свою боль мне!» - сказала вода, по горному склону стекая.Сказала мне высь: «Обернись к небесам, и в сердце растает тревога!»«Спокойно иди, я тебя не предам!» - тихонько шуршала дорога.«Взгляни на мои голубые снега!» - чуть слышно гора мне шептала.«Приляг на траву!» - поманили луга, прилег я, и легче мне стало.Вывод: Общение с природой быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.7) Упражнение «Котенок».Сядьте поудобнее, кругом тишина, закройте глаза и представьте, что у вас на коленях спит маленький котенок и мурлычет…Что вы чувствуете?8) Часто бывает, что ты долго делаешь уроки, устал. Как снять напряжение и усталость?Послушай, закрыв глаза, приятную музыку; посмотри красивые виды природы….9) В число расслабляющих процедур входит и смех. Вспомните мультфильмы, в которых героям помогала улыбка?(Дети называют мультфильмы).6. Вы, вероятно, замечали, что после забавной истории, прочитанной в книге, тоже становишься веселее, бодрее, появляются новые силы. Вот несколько таких историй из «Вредных советов» Григория Остера.Если вы по коридоруМчитесь на велосипеде,А навстречу вам из ванной,Вышел папа погулять,Не сворачивайте в кухню,В кухне твердый холодильник.Тормозите лучше в папу.Папа мягкий, он простит.Никогда не мойте руки,Шею, уши и лицо.Это глупое занятьеНе приводит ни к чему.Вновь испачкаются руки,Шея, уши и лицо.Так зачем же тратить силы,Время попусту терять.Стричься тоже бесполезно,Никакого толку нет.К старости сама собоюОблысеет голова.А можно ли заразиться хорошим настроением? (Ответы детей).7. Группа учащихся становится в круг и исполняет песню «От улыбки хмурый день светлей». (Каждый ребенок произносит фразу песни, а следующий произносит продолжение. И так до конца песни.)Что чаще всего вы переживаете в жизни?В школе мы часто испытываем различные эмоции и не знаем, как справиться с ними.Например, что вы испытываете, когда знаете, что сегодня надо отвечать стихотворение у доски? (Ответы детей: страх, волнение) 8. Упражнение «Спектр эмоций»В жизни каждому из нас важна оценка окружающих. Наше Я-эмоциональное меняется в зависимости от оценки другими значимыми для нас людьми. Я буду произносить фразы, а вы подумайте, какие чувства можете испытывать в данный момент.«Пошёл прочь, а то ударю!»«Какой ты способный!»«Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»«Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»«Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»«Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»«Как ты сегодня хорошо выглядишь!»«Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»«Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»Возможные ответы: печаль, огорчение, радость, удовольствие, страх, отчаяние, безразличие, сомнение, удивление, обида, неуверенность, растерянность, гордость, сострадание, гнев, воодушевление, негодование.Что делать с этими неприятными чувствами? (Учиться любить себя, хорошо относиться к другим и это отношение вернется к тебе.)Как мы можем помочь людям, которым не везет, и они чувствуют себя неудачниками?9. Советы учителя :никогда не смейся над неудачей одноклассника, предложи свою помощь, порадуйся его успеху. Ведь ты сам можешь оказаться в трудной ситуации.10. Упражнение «Мокрая собака».Избавиться от неприятных чувств нам поможет веселое упражнение «Мокрая собака».Каждый из вас наверняка видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте попробуем сделать то же самое.Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. Начните отряхивать ладони, локти, плечи, потрясите ногами. При этом представляйте, что все негативные чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе слетают с вас, как вода с собаки, и вы становитесь бодрее, веселее.VI. Системно – обобщающий.1 . Как реагирует ваш организм на отрицательные эмоции? Что вы чувствуете? (Стеснение в груди, уши горят, горло сдавило или пересыхает, голова болит, кулаки сжаты, ладони потеют, зубы стиснуты).Если подобная реакция организма продолжается долго, может серьезно пострадать ваше здоровье. Необходимо успокоиться, вернуть наше тело в равновесное состояние. Этому мы постараемся научить сегодня.Дети пишут на листочках отрицательные чувства и эмоции, которые они когда –либо испытывали в жизни.2. Упражнение "Волшебный магазин”.Представьте, что вы вошли в небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные вещи, как счастье, радость, удача, любовь, вдохновение, дружба… Желающие могут оставить в сундуке неприятные чувства, написанные на листе, а взамен приобрести в магазине любые позитивные вещи. Из соседнего сундука ребята вытягивают подарки с названиями положительных чувств и эмоций.Можно предложить желающим высказать свое мнение. Почему они хотят избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Получили ли они взамен желаемое?3.Упражнение – медитация «Прекрасный пруд».(Тихо играет спокойная музыка для релаксации и на ее фоне учитель завораживающим голосом читает…)Сконцентрируйте свое внимание на великолепной картине и медленно закройте глаза. Вы видите красивый пруд. Вокруг него растут деревья, трава и сотни прекрасных желтых, розовых, сиреневых, красных и фиолетовых цветов. Среди всего этого великолепия резвятся дружелюбные животные. Лев пьет воду из пруда. Он поднимает от воды голову с красивой гривой и уходит в лес, который окружает пруд. Вы чувствуете, что на вас смотрит какое-то животное. Это единорог. Он фыркает, его шерсть играет на солнце, и вам кажется, что он приветствует вас.Зеркальную сине-зеленую поверхность пруда украшают огромные белоснежные лилии. Они настолько велики, что вы можете лечь на лепестки как на надувные круги. Вы ощущаете великолепный аромат лилий, видите над собой чистое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака. Потом вы садитесь, чтобы осмотреть все вокруг, и все, что вы видите, вызывает у вас добрую улыбку. Вы видите, как кролик роет норку, как олень подходит к пруду, чтобы напиться. Оглядев все это, вы соскальзываете по лепестку лилии в воду. Здесь неглубоко. Температура воды как раз такая, какую вы любите, и вы с наслаждением плаваете. Потом появляется дельфин, приветствует вас как старого друга и плывет рядом. Вокруг много красивых рыб, которые дружелюбно плавают вокруг вас. А вот и большая мудрая щука, а рядом с ней волшебный сундук. Вы берете свои листочки, на которых писали негативные чувства и эмоции и кладете в сундук. По щучьему велению, по нашему хотению сундук исчезает. И вместе с ним всё негативное.Вы снова взбираетесь на свою чудесную лилию, вдыхаете её аромат и медленно открываете глаза.VII. Контрольно – рефлексивный.1. Вернемся к притче «О двух волках».Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (На доске появляется картинка со вторым волком). Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... 2. Работа с пословицами. (Ученики объединяются в 4 группы и собирают пословицы из рассыпавшихся слов.)Сочувствовать – значит чувствовать вместе с другими.Гнев – враг человеку, а разум его друг.Зависть – это худший из людских пороков.Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя и другого.3. Упражнение "Икебана приятных событий”.Много интересных эмоций пришлось пережить нам сегодня. В завершение хочу предложить вам составить икебану приятных событий. На вырезанных элементах икебаны вам нужно дополнить фразы: Я счастлив, когда… Я весел, когда… Я радуюсь, когда…Мне приятно когда…(Далее соединяем элементы в композицию и получаем икебану приятных событий).VIII. Духовно – эстетический (завершающий).1.Упражнение «Огонёк поддержки»Станьте в круг, улыбнитесь, возьмите друг друга за руки и пожмите их. Улыбкой и рукопожатием вы передали своему соседу «огонёк поддержки».Продолжаем поддержку. (Дети по очереди читают строки)Храните и оберегайте друг друга.Не замыкайтесь в себе, а общайтесь с теми, кто вам по душе.Разумно и с пользой проводите свой досуг.Обращайтесь за помощью к близким.Оптимизм в вашей душе не должен иссякнуть.Постарайтесь запомнить все то, о чем мы сегодня говорили и унесите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.(Дети дарят друг другу и гостям ангелочков, изготовленных на уроке трудового обучения).2. Я, как учитель, должна сообщить вам важное открытие: «Вы самые лучшие на свете!»Дети повторяют вместе: «Мы самые лучшие на свете!» (улыбаются)А теперь мы бы хотели сказать то же самое о Вас: «Вы единственная и неповторимая».А это значит, что мы лучшие в мире. Давайте поаплодируем друг другу!

intolimp.org

Урок психологии в 4 классе на тему «Эмоции и чувства»

Урок психологии в 4 классе

на тему «Эмоции и чувства»

Педагог –психолог: Дегтярёва Елена ДмитриевнаТема: Эмоции и чувства.Цели:

  • Дать понятие о невербальном общении, способствовать выработке навыка правильного невербального общения;
  • Развитие умения пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций.
Задачи:
  • Познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видом эмоций;
  • Развить у учащихся умения слушать других людей;
  • Пополнить арсенал лексических единиц, связанных со сферой чувств;
  • Развивать навыки невербальной коммуникации через отражение и узнавание внешних эмоциональных проявлений.

Оборудование: определение понятия общение, «невербальное общение», эмоции, иллюстрации «мимика».^

  1. Оргмомент:
  2. Приветствие:
Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно. Давайте подарим улыбку себе, соседу по парте, мне, гостям и всем своим одноклассникам. Молодцы!

Ребята, обратите внимание на доску.

- Что здесь написано?«Эмоции правят мной или я ими?» ( НА ДОСКЕ)

Правильно! Так сегодня называется наше занятие.. Сегодня мы узнаем что такое эмоции, какими бывают эмоции, научимся их распознавать у себя, у других людей и попытаемся найти способы управления и контроля над нежелательными эмоциями.Послушайте пожалуйста стихотворение С.Михалкова «А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

делать было нечего.

Галка села на заборе,

кот забрался на чердак

и сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.

- А у вас?

- А у меня сегодня гость.

- А у вас?

- А у нас сегодня кошка

родила вчера котят,

котята выросли немножко,

а есть из блюдца не хотят.

- А у нас в квартире газ.

- А у нас водопровод

- Вот!

- Кто герои этого стихотворения?

- Как вели они себя вначале? А потом?

- О чём это стихотворение? (об общении друзей)Каждый человек общается друг с другом.

- А при помощи чего? (при помощи слов, верно)

^

Вот сейчас, в данный момент мы с вами используем вербальный способ общения.- А есть ли ещё способ общения, кроме словесного?Да. Какой?

^ Общение без слов. Вот сегодня мы и поговорим о таком общении. Общение без слов называется невербальным, т. е.. это то общение, которое не опирается на речевые символы.2 этап Знакомство с понятием «ЭМОЦИИ»Ребята, обратите внимание на это лицо.

- Когда у нас бывает такое выражение лица? (когда бывает весело, радостно)- О чём оно говорит? ( что человеку хорошо, приятно)- А когда у нас бывает такое лицо? (когда недовольны, злимся, в гневе.)- О чём оно говорит? (что человеку плохо и он может сделать что-то плохое)

- А когда у нас бывает такое выражение лица? (когда боимся, страшно и неприятно)- О чём оно говорит? (что человеку плохо, он боится).Посмотрите ребята, вы назвали такие понятия как радость, злость, гнев, страх^ .Эмоции – это выражение нашего отношения , наших чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.Сейчас мы с вами будем учиться понимать , распознавать и проявлять свои эмоции в различных ситуациях.^ Задание: один человек из команды выполняет одно задание, учитывая те чувства и эмоции, которые указаны в карточке:

  1. Улыбнуться как:
  2. кот на солнце
  3. как будто ты увидел чудо.
    1. Испугайся как:
    2. ребёнок, потерявшейся в лесу.

1.Устань как:

2. муравей, притащивший большую муху.

  • Улыбнуться как
  • хитрая лиса
  • Как радостный ребёнок.
  1. Испугайся как:
  2. котёнок на которого лает собака.

1.Устань как:

2.человек, поднявший тяжёлый груз.

Всем спасибо. Молодцы! Здорово у вас получилось?А могут ли эмоции нанести вред человеку?

Перечислите эмоции которые можно назвать нашими врагами (злость, гнев, обида, зависть, отвращение, стыд)

Давайте попробуем их изобразить? НАРИСОВАТЬ Посмотрите, какие у нас получились неприятные лица. С такими людьми и общаться совсем не интересно.А какие эмоции можно назвать нашими друзьями? (радость, восторг, удивление, спокойствие)

Эмоции бывают положительными и отрицательными; «полезными и вредными»:Сейчас мы с вами попробуем заполнить таблицу, но прежде подумайте, что хорошего и что плохого связано с заданными эмоциями:

Эмоция Её польза Её вред
Радость Весело, приятно Нельзя радоваться, когда другим не весело, а горько.
Злость После неё отдыхаешь Можно поссориться
Стыд Знаешь, что нельзя делать Неприятно, уши краснеют, всем видно
Печаль Спокойно сидишь и размышляешь о жизни Грустных не любят, не хотят с ними общаться.

- А вы когда – либо испытывали такие чувства?

- Может скажите когда?

-А как вам было.

-Хорошо или плохо?

-А каких эмоций бывает больше: положительных или отрицательных? --Конечно отрицательных. С ними нужно бороться и здесь просто не обойтись без знания специальных способов и избавление от плохих отрицательных эмоций.^

(См. 4 этап)

ФИЗМИНУТКА

Я буду называть движения, а вы изобразите их.Покапаем как мелкий и частый дождик. А теперь как тяжёлые большие капли. Полетаем как воробей, а теперь –как чайка, как орёл. Походим как старая бабушка, попрыгаем как весёлый клоун. Пройдёмся как маленький ребёнок, который учится ходить. Осторожно подкрадёмся, как кошка к птичке. Пощупаем ногой кочки на болоте. Задумчиво пройдёмся, улыбнёмся соседу, что рядом с вами.

Почувствуйте, как солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Чувствуете, как он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями. На лбу, носу, щеках, подбородке поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он тихонько забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас , а вы подружитесь с ним. Улыбнитесь ему. Откройте глаза,. Спасибо. Работаем дальше.1.ВСЕ ВЫ ЛЮБИТЕ ЗАГАДКИ. Вот сейчас и разгадаем их:Выйдите ко мне 6 человек. Разделитесь на две команды по 3 человека. Договоритесь, кто будет первым, вторым, третьим.1.- задумывает любое животное;

3.- любую эмоцию;

2.- Должен изобразить так, как движется это животное, переживающее данную эмоцию.Соперники должны догадаться что это за зверь и какую эмоцию он переживает.

  1. «Передача чувств»
Команды выстраиваются в колонны. Последний участник в колонне поворачивается к ведущему и вытягивает одну карточку из стопки. Подумайте, как можно невербально изобразить указанную в карточке данную эмоцию. Вы должны дотронуться до плеча участника стоявшего перед вами. Он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой 1игрока. Далее эмоция невербально передаётся по цепочке,пока не достигнет впереди стоящего игрока. Он быстро возвращается в хвост колонны. После того, как все правофланговые окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать её.4. «^ (на карточках)Кто желает поучаствовать?

Желающим раздаются карточки на которых написана та или иная ситуация. В карточке подчёркнуты 2 эмоции, которые переживают персонажи. Вам даётся 5 мин. На подготовку, чтобы инсценировать описанную в карточке ситуацию, не используя человеческой речи. Мы с вами, кто не участвует, должны определить и животных, и по 2 для каждой ситуации переживания.

  1. «^ »
Есть ещё желающие?

Есть. Молодцы!

Я предлагаю вам карточки с названиями русских народных сказок. Вам нужно показать сказку так, чтобы в ней как можно больше прослеживалось эмоций.

(«Царевна – Несмеяна», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»)5.Подведение итогов занятия.Давайте посмотрим на доску и вспомним, какой вопрос мы себе задали в начале занятия?

^

- Так что мы ответим? (я)

- Правильно.

- Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств?

(цвет в одежде, комкать или рвать бумагу, с помощью счёта про себя, и ещё, если у вас плохое настроение, нужно посмотреться в зеркало, улыбаться, даже если и не хочется и настроение тоже изменится, если тебя обзывают – нужно рассмеяться, или просто уйти не обращая внимания.Все молодцы! Спасибо за работу.Д/з постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями.

5. Улыбнуться как:

  1. кот на солнце
  2. как будто ты увидел чудо.
    1. Испугайся как:
    2. ребёнок, потерявшейся в лесу.

1.Устань как:

2. муравей, притащивший большую муху.

  • Улыбнуться как
  • хитрая лиса
  • Как радостный ребёнок.
  1. Испугайся как:
1.котёнок на которого лает собака.1.Устань как:

2.человек, поднявший тяжёлый груз.

Представление урока психологии в 4 классе.Тема урока: Эмоции и чувства.Задача: познакомить детей с понятием «эмоции», с видами эмоций, со способами избавления от нежелательных эмоций.Цели: развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей, развивать умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для передачи переживаемых эмоций.

Урок первый.

Методы: словесный и игровой.

Форма урока: комбинированный, т.к. форма урока предусматривает обязательное чередование теории с практикой, использование элементов тренинга. Чем класс младше, тем более практика должна преобладать над теорией, чтобы удержать внимание детей.

Большая часть даваемых знаний должна быть хорошо понятна детям и усвоена на примерах из практики.

Материал, который будет предложен детям, должен быть насколько возможно испытан самими учащимися, как говорится «на собственной шкуре», т.е. в различных играх, упражнениях. Только после этого усвоение материала будет максимальным.

Структура урока включает следующие этапы:

  1. Приветствие учащихся.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Знакомство с понятием «эмоции».
(Я расскажу о том, какие бывают эмоции, по каким признакам можно определить что испытывает человек.)

4.Распознавание эмоций и их виды.( выясним на что именно нужно обращать внимание при распознавании эмоций.)

5.Знакомство со способами избавления от нежелательных эмоций.

6. Игровой тренинг (здесь учащимся будут предложены разные виды эмоций, где они должны будут проявить свои творческие способности.)

7. Подведение итогов занятия.

Оценки на таких занятиях не ставятся.

lit-yaz.ru

«Человек и его внутренний мир». — МегаЛекции

Основные сведения по теме «Человек и его внутренний мир»

Класс

1.Врожденные признаки (биологические) достаются нам от наших родителей.

Цвет глаз и волос, черты лица.

2.Приобретенные признаки могут сформироваться у человека только в обществе людей.

Хождение на двух ногах, развитая речь, умение понимать других людей и действовать сообща с ними, осмысленно пользоваться рукой как инструментом.

Приобретенные признаки могут сформировать у человека только в обществе людей.

3..Личность – это основная отличительная особенность человека.

Каждый человек отличается от другого своей неповторимой личностью.

Личность – это интересы, знания и мысли человека.

Личность включает в себя также переживания, привычки и способности, черты характера.

О привычках и характере человека мы можем узнать по его поступкам, по поведению. Словами, речью человека выражает свои мысли, мечты, желания, свой внутренний мир. Все стороны личности очень тесно связаны между собой.

Наша личность изменяется на протяжении всей жизни.

 

4.Психология– наука, которая изучает самого человека.

5.Эмоции– это проявление наших переживаний по отношению к людям и их поступкам, событиям и явлениям природы окружающего мира .

Положительные (счастье, радость, удовольствие, восторг) и отрицательные ( горе, печаль, отчаяние, огорчение, неудовольствие) эмоции.

Правила проявления эмоций относятся к правилам поведения в обществе.

6.Настроение – это внутреннее состояние человека, в котором положительные или отрицательные эмоции испытываются длительное время.

7.Чувства– это эмоции, которые мы испытываем к определенному лицу, предмету или явлению. Их сила и устойчивость не зависят ни от ситуации, ни от времени.

8.Тревожность– эмоциональное состояние, которое возникает у человека в ситуации неопределенности, когда неизвестно, хорошо или плохо кончится та или иная ситуация.

В состоянии тревоги мы испытываем страх, неуверенность, волнение.

Эти эмоции тем сильнее, чем более важна для нас сама ситуация или человек, предмет, существо, из – за которого мы волнуемся.

Как можно победить свою тревожность? Понять, что тревога напрасна, что для неё нет причин. Убедиться, что в данной ситуации ты зря волнуешься, потому что ты в силах справиться с этой проблемой, у тебя раньше все получалось, получится и в этот раз.

Чтобы преодолеть свою тревогу, надо понять чем она вызвана.

9.Аутотренинг– самотренировка, специальный прием психологического настраивания себя на определённое эмоциональное состояние.

« Я спокоен. У меня все получится. У меня прекрасное настроение. Моё дыхание ровное и глубокое. Мне уютно и спокойно. У меня все будет хорошо».

Наши тревоги и сомнения, плохое настроение и эмоциональные взрывы могут быть побеждены с помощью самовоспитания.

Научиться владеть собой, управлять своими эмоциями очень важно. Если ты сможешь справляться со своей тревогой, беспокойством, то научишься преодолевать неуверенность в себе, нерешительность и беспомощность. Главное – начать.

10.Характер– неповторимое, устойчивое сочетание проявлений личности .Характер, как важная особенность личности, определяет наши поступки, мысли и чувства.

11.Оптимист – это человек, который ждет от жизни только хорошее, редко огорчается неудачам, в душе всегда надеясь, что удача ждет его в будущем.

12.Пессимист– это человек, который не верит в удачу, думает, что жизнь готовит нам только неприятные сюрпризы.

13.Самопознание– размышления о самом себе, о своей личности, своих чертах характера, привычках, интересах, причинах своих поступков.

Самопознание начинается с того, что ты пытаешься понять себя, свои поступки, характер, причины своих поступков.

Наблюдение и сравнение – способы самопознания.

14.Самооценка – способ оценивания самого себя.

Самооценка и оценивание – это основа определения нашего отношения к себе и к другим людям.

Старайся составить о человеке свое собственное мнение и не спеши с окончательными выводами. Симпатии (нравится мне), антипатии (не нравится мне ).

Общаясь с человеком, мы узнаем его личность, знакомимся с его внутренним миром.

Через отношения к себе и к другим, других к нам мы познаем себя, познаем мир людей и находим свое место в этом мире.

15.Общение – это способ узнать личность другого человека и проявить свою собственную. Мимика – это различные выражения лица. Пантомимика – разнообразные позы и жесты.

 

Окружающий мир. 4 класс. Проверочная №1.

Человек и человечество.

Тема: «Человек и его внутренний мир».

1. Качества, которые человек получает в обществе – это:

а) врождённые признаки б) приобретённые признаки

2. Выпиши врождённые признаки человека:

Прямохождение, внешность, строение тела, умение пользоваться разумом, разум, умение читать

3.Чтобы увидеть личность надо заглянуть в :

а) зеркало б) внутренний мир в) эмоции г) чувства

 

4. Найди верное утверждение:

а) человек рождается со своей неповторимой личностью

б) человек, живущий в обществе, становится неповторимой личностью

5. Переживания того, что происходит в данный момент с человеком в окружающем мире – это:

а) чувства б) сила воли в) эмоции г) характер

6. Подчеркни положительные эмоции:

Испуг, огорчение, радость, восторг, раздражение, умиление, печаль, удовольствие

7. Не зависящее от места и времени отношение человека к конкретным людям или предметам – это

а) чувства б) сила воли в) эмоции г) характер

8. Состояние внутреннего мира человека зависит от:

а) характера б) силы воли в) настроения г) личности

9. Характер человека складывается из:

а) эмоций б) черт человека в) чувств г) внешности

10. Перечисли как можно больше отрицательных черт характера человека (не меньше 5-ти):

Окружающий мир. 4 класс. Проверочная №1.

Человек и человечество.

Тема: «Человек и его внутренний мир».

I вариант.

1. Качества, которые человек получает с рождения – это:

а) врождённые признаки б) приобретённые признаки

2. Выпиши приобретённые признаки человека:

Прямохождение, внешность, строение тела, умение пользоваться разумом, разум, умение читать

3.Чтобы увидеть личность надо заглянуть в :

а) зеркало б) внутренний мир в) эмоции г) чувства

4. Найди верное утверждение:

а) человек рождается со своей неповторимой личностью

б) человек, живущий в обществе, становится неповторимой личностью

5. Переживания того, что происходит в данный момент с человеком в окружающем мире – это:

а) чувства б) сила воли в) эмоции г) характер

6. Подчеркни отрицательные эмоции:

Испуг, огорчение, радость, восторг, раздражение, умиление, печаль, удовольствие

7. Не зависящее от места и времени отношение человека к конкретным людям или предметам – это

а) чувства б) сила воли в) эмоции г) характер

8. Состояние внутреннего мира человека зависит от:

а) характера б) силы воли в) настроения г) личности

9. Характер человека складывается из:

а) эмоций б) черт человека в) чувств г) внешности

10. Перечисли как можно больше положительных черт характера человека (не меньше 5-ти):

__________________________________________________________________________________

 

 

 

Выполнить 5 февраля: тема № 6. Работа в тетради с.15 – 17. Сдать контрольную работу по электронке.

Контрольная работа._____________________________________________________

«Человек и его внутренний мир» 4 класс. 2100.

I вариант.

 

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Короткий путь к сердцу человека через положительные эмоции

Автор: Oлeг Игоревич Ждaнoв, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

 

Первым элементом в построении отношений между людьми является осознание простого факта, что каждый человек несет в себе определенное значение для других. Вопрос звучит так: «Что вы хотите значить для окружающих?» Вы, скорее всего, желали бы ассоциироваться для окружающих с чем-то положительным.

Тогда вам стоит проверить, как люди реагируют на вас. Обратите внимание на реакцию другого человека в тот момент, когда вы, например, входите в комнату, чтобы поздороваться с ним, особенно в том случае, если ваш визит оказался для него полной неожиданностью. Как этот человек реагирует на ваше появление? Загорается ли в его глазах радость и энтузиазм? Что вы видите: улыбку или нахмуренные брови, а может быть, страх и замешательство? Результаты наблюдения являются хорошей проверкой того, что вы значите для этого человека еще до того, как вы начнете разговор.

Люди всегда чувствуют, как вы настроены по отношению к ним. Вы и ваши знания им будут неинтересны до тех пор, пока они не почувствуют, что вы интересуетесь ими. На уровне подсознания вы действуете как передатчик, который сообщает окружающим, какое у вас настроение: радостное или печальное, ощущаете ли вы себя победителем или ваше чувство самооценки опустилось ниже нулевого уровня! Преуспевающий человек должен излучать силу, уверенность и оптимизм.

Вряд ли вы сможете передать свой энтузиазм другим людям, если сами находитесь в скверном настроении. Сформулируем важнейшее правило: при любом общении необходимо соответствие между тем, что вы говорите и тем, что вы чувствуете:

  • Если ваше сообщение должно быть интересным, должны быть интересны вы.
  • Если ваше сообщение должно быть динамичным, должны быть динамичны вы.

 

Как передающий сообщение вы должны быть здоровым, энергичным, обладать личным обаянием. Все холодное или неприветливое в вас будет восприниматься как что-то неприветливое в вашем сообщении.

Людям нравится чувствовать себя хорошо, и они хотят быть в окружении таких же людей. Наверняка вы встречались с людьми, которые очаровывали вас. О тех, кто умеет производить благоприятное впечатление, говорят, что они привлекательны.

Что такое привлекательная личность? Это личность, которая влечет, притягивает к себе, то есть обладает личным магнетизмом. Это особого рода шарм, которым владеет человек и который он может передавать непосредственно на свое окружение.

Хорошо известно, что если на колокольне ударить в колокол и заставить его звучать, то и другие колокола зазвучат в той же тональности. Вы можете пробудить в других только то, что находится внутри вас. Ключ к окружающим вас людям лежит в вас самих.

Это особенно важно, когда вы имеете дело с людьми, бесконечно уставшими от ежедневного удовлетворения часто пустячных потребностей, склонных закрывать двери своего разума перед разумными аргументами, даже перед тем, что совершенно очевидно. Но двери подсознательного восприятия, инстинктов и эмоций не так-то легко закрыть.

Вы хотите, чтобы ваш разумный аргумент был воспринят разумно. Вы хотите, чтобы ваши слушатели были довольны, что они могут разумно рассмотреть и принять то, что вы хотите до них донести.

Но это может быть разумно принято только тогда, когда вас действительно слушают и слышат, на вас смотрят и вас видят.

Как вы можете гарантировать, что вас услышат и увидят?

Только взывая своими эмоциями, чувствами, подсознанием, вместе со своим рациональным разумом и физическим присутствием — как человек в целом — к своему слушателю как к человеку в целом: разумом к разуму, чувствами к чувствам, физическим присутствием к физическому присутствию.

Начнем с того, как вы звучите. Ваш голос и ваша речь совершенно уникальны для вашей индивидуальности. Именно ваше звучание, манера произносить слова и производит особое впечатление на других. Ваш голос выразительнее музыкального инструмента. Он возникает внутри вашего организма и не существует изолированно от него.

Голос и организм функционируют совместно и поддерживают друг друга. Ваш голос — это рельсы, по которым ваши мысли добираются до сознания и подсознания окружающих. Слова живут в колебаниях звуков. Таким образом, пробуждается их значение, и мы говорим о воодушевляющей силе слов.

Тут же заметим, что умение слушать — не менее сильный инструмент воздействия, нежели умение говорить. У каждого из нас только один рот, но два уха. И тем не менее многие люди значительно больше говорят, чем слушают. Есть один способ, с помощью которого вы сможете так научиться слушать, что станете притягивать к себе людей: проявляйте искренний интерес к своему собеседнику. Когда вы слушаете человека по-настоящему, вы дарите ему такую ценную вещь, как уважение.

Что скрывают уста, выдают руки. Ваши руки — тончайшие инструменты энергетического воздействия. Даже то, как вы пожимаете руку партнеру, составляет важную часть вашей личности и сильно влияет на производимое вами впечатление. Как мы настораживаемся при вялом рукопожатии!

Точно так же, как индивидуален голос человека, индивидуальны движения его рук. Они могут быть мягкими, крепкими, жесткими, решительными, безразличными или полными чувств. Искусство рукопожатия можно культивировать. Когда вы здороваетесь с человеком, вложите в свое рукопожатие что-нибудь такое, чтобы человек почувствовал, что вы ему искренне рады.

Теперь поговорим о взгляде. Ваши глаза являются окнами внутрь и наружу. Все тело человека может излучать спокойствие и беспокойство, но особенно интенсивно это излучение происходит через глаза.

Глаза называют зеркалом души потому, что они прямо и немедленно отражают энергетические процессы тела. Когда человек энергетически заряжен, его глаза сияют, и это хороший признак здорового состояния. Любое подавление энергетического уровня человека затуманивает блеск в глазах.

По глазам можно определить интенсивность экспрессии и ее качество. Чьи-то глаза оживленно блестят, а чьи-то тусклы и часто бывают пустыми. Конечно, выражение глаз меняется, но мы говорим о типичной экспрессии. Глаза бывают скучными и злыми, холодными и тяжелыми, а бывают мягкими и привлекательными. Пустой взгляд дает впечатление, что «никого здесь нет». Глядя в такие глаза, человек получает впечатление внутренней пустоты.

Контакт глазами является одной из самых сильных и наиболее интимной формой отношений между двумя людьми. Он включает передачу чувств на более глубоком уровне, чем словесный, потому что контакт глазами — это форма прикосновения. По этой причине он может быть очень волнующим. Многие люди избегают контакта глазами, потому что боятся того, что могут сказать их глаза.

Мы склонны доверять тому, кто не избегает нашего взгляда. Но недостаточно просто смотреть в глаза собеседнику, надо делать это с интересом. Каждый имеет печальный опыт общения с теми, кто зачастую только притворяется, что слушает.

Человек может сидеть прямо напротив вас, понимающе кивая головой, но его взгляд направлен мимо вас к двери или еще куда-нибудь. Несмотря на жесты и словесные заверения, его глаза говорят: «Мне это неинтересно», и тогда мы теряем желание продолжать разговор.

Поэтому, если вы хотите заинтересовать кого-нибудь, смотрите ему или ей прямо в глаза и старайтесь не потерять этот контакт, чтобы сохранить интерес собеседника.

 

***

Когда работают знаменитые дирижеры, они сначала настраивают весь оркестр. Только когда достигнута чистота звучания основных аккордов, они начинают концерт. Так же и вы должны постоянно настраивать самих себя.

Тот, кто теряет свое собственное позитивное излучение, тот теряет и силу воздействия на других. Осознав же значение этого воздействия в повседневной жизни и уделяя ему необходимое внимание, вы сумеете превратить несчастье в счастье, случайность в шанс.

Таким образом, стратегия привлечения и вызывания добрых чувств в людях весьма проста:

  1. Определите, с каким эмоциональным состоянием и чувствами вы хотите ассоциироваться.
  2. Затем станьте примером такого состояния и ведите себя так, чтобы пробудить такое же состояние у других.

 

Разговаривая с другим человеком, постоянно мысленно просматривайте наиболее привлекательные, убедительные и полезные моменты, которые вы хотели бы донести до внимания людей. В своем воображении «увидьте» их такими, как вам хотелось бы, чтобы их увидели люди.

Пусть вас не беспокоит, если то, что вы сейчас «видите», покажется вам слишком преувеличенным или значительным. Вам необходимо работать со своей эмоциональной природой, чтобы достичь эмоциональной природы других людей, а это совсем не то же самое, что работа с рациональным разумом.

Обычно люди хотят работать и общаться с теми, кто уверен в себе. Чем больше вы верите в себя, тем больше другие верят в вас. Тогда вы будете искренни в своих высказываниях, и это будет работать, ибо чем искреннее вы верите в себя, тем больше люди доверяют вам.

Искренность в общении необходима, т. к. если вы в чем-то неискренни, ваше подсознание в форме телесного поведения просигнализирует об этом. Результаты многих исследований показывают, насколько важным является совпадение словесного и телесного.

Даже маленький ребенок может научиться обманывать, используя для этого слова. Но ему значительно труднее контролировать телесное поведение; правда почти всегда выходит наружу. Именно поэтому большинство из нас больше склонно доверять телесной информации, нежели словесной, если они не совпадают.

Если вы, передавая информацию, хотите достичь желаемого результата, пусть ваша словесная информация находит выражение в мимике вашего лица и в тоне голоса. А поэтому будьте всегда искренни, тогда в вашем поведении не возникнет никаких несоответствий и ваша информация будет воспринята с полным доверием.

Ваш личный магнетизм получает свое выражение главным образом через голос, глаза, руки и выражение лица — основные средства общения с другими. То, как вы используете их, определяет свойственную только вам манеру поведения.

Так как ни одному человеку не дано увидеть, что у вас в голове, люди воспринимают вас через ваше поведение. Вы можете организовать и направить его таким образом, чтобы оно помогло вам достичь любой желаемой цели.

 

Освоить десятки других приемов самоменеджмента, мотивации, личной и профессиональной эффективности вы можете выбрав обучение по индивидуальному плану.

www.elitarium.ru

Конспект урока "Эмоции и темперамент человека". Окружающий мир. УМК. "Планета знаний"

Разделы: Начальная школа

Цель урока: разъяснить детям новые понятия "эмоции" и "темперамент".

Задачи урока:

- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека;

- сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка цели урока.

Сегодня мы с вами узнаем о том, что влияет на наше настроение и наши поступки. Это зависит от эмоций, которые в данный момент преобладают. Почему мы по-разному реагируем на одно и то же событие? Это зависит от нашего темперамента.

3. Основная часть урока.

Эмоции - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе.

Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.

Все эмоции делятся на положительные и отрицательные.

Как выглядят различные эмоции? ( На доске развешаны картинки, на которых изображены различные эмоции)

Я буду читать, как выглядит эмоция, а вы называйте номер картинки и как называется такая эмоция.

Злость - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

Страх - брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.

Грусть - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

Удивление - брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.

Радость - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

Спокойствие - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат конверты с картинками, на которых игрушечные животные изображают различные эмоции. Договоритесь и разделите картинки на две группы - положительные и отрицательные эмоции.

(Фронтальная проверка задания).

Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением.

Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.

О том, почему люди обижаются друг на друга и как можно избежать обиды мы с вами прочитаем в учебнике на странице 42.

Физминутка "Изобрази эмоцию". С помощью мимики и жестов ответьте на вопросы:

  • С каким настроением я проснулся утром?
  • Каким я пришел в школу?
  • Я получил двойку.
  • Я получил пятерку.
  • Я обидел друга.
  • Уроки закончились, пора домой!

Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том, насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко переживает разные события.

Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.

Различают четыре типа темперамента :

Сангвиник - очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения.

Холерик - бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле.

Флегматик - очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке.

Меланхолик - не любит шумных игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества.

Редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.

Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, мы проведем специальную анкету на определение вашего типа темперамента.

Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос, обведите одну из букв варианта ответа.

Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.

Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

А) Легко включаешься в работу;

Б) Активно действуешь;

В) Действуешь спокойно, без лишних слов;

Г) Действуешь робко, неуверенно.

2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?

А) Говоришь, что больше так делать не будешь;

Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;

В) Выслушиваешь молча;

Г) Молчишь, обижен, переживаешь.

3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?

А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;

Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;

В) Медленно, спокойно, но уверенно;

Г) С большой неуверенностью.

4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?

А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;

Б) Активен, очень возбужден;

В) Спокойно рассматриваешь окружающее;

Г) Робок, растерян.

Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.

  • А - сангвиник.
  • Б - холерик.
  • В - флегматик.
  • Г - меланхолик.

Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.

4. Итог урока.

Сегодня каждый из вас узнал свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.

Вспоминайте почаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.

Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.

5. Домашнее задание.

Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Виды и роль эмоций в жизни человека

Виды и роль эмоций в жизни человека

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только 'читать' по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме 'наблюдателя' - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.

 В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, 'навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ 'аварийного' разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.'.

На важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: 'Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма'. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения. Тем не менее, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

 Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: 'Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия'. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

 Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные 'факторы риска' при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что 'страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели'.

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Кроме качественного описания и соответствующей классификации эмоциональных состояний, представленной выше, в истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Одна из таких попыток принадлежит В. Вундту. 'Всю систему чувств, - писал он, - можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга' В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т.е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается. В своих рассуждениях об эмоциях В. Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений. Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая - с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего - аффекты.

 Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые - расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).

studfiles.net


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа