Интеллектуальные чувства: виды и примеры. Примеры чувства


Интеллектуальные чувства: виды и примеры

Определение интеллектуальных чувств связывается с процессом познания, возникают они в процессе обучения или научной и творческой деятельности. Любые открытия науки и техники сопровождаются интеллектуальными эмоциями. Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что без человеческих эмоций невозможен процесс поиска истины. Нельзя отрицать, что чувства играют первостепенную роль в изучении человеком окружающей среды. Не зря многие ученые на вопрос о том, как им удалось достигнуть успеха в своей области знания, без тени сомнения отвечали, что научное познание – это не только труд и напряжение, но и великая страсть к работе.

В чем смысл интеллектуальных чувств?

Суть данных эмоций заключается в выражении отношения человека к процессу познания. Психологи утверждают, что мысли и эмоции тесно связаны друг с другом, развиваются в комплексе. Предназначение интеллектуальных чувств – стимулировать и регулировать умственную деятельность человека. Познавательная деятельность человека должна порождать эмоциональную отдачу, переживания, которые будут основой для оценки результатов и самого процесса познания. Самый часто используемый метод развития таких чувств - интеллектуальные игры.

Самые распространенные чувства – удивление, любознательность, сомнения, тяга к истине и так далее. Взаимосвязь познавательной деятельности и эмоций доказывается одним простым примером интеллектуальных чувств: когда мы испытываем удивление, то стараемся во что бы то ни стало прийти к разрешению возникшего противоречия, ситуации, за которой последовало чувство удивления.

Еще Эйнштейн говорил о том, что самая яркая и прекрасная эмоция – это ощущение неразгаданной тайны. Именно эти чувства – основа любого подлинного знания. Именно в процессе познания и исследований человек ищет истину, выдвигает гипотезы, опровергает предположения и ищет лучшие пути развития и решения проблем. Каждый человек в своих стремлениях может заблудиться и вновь выбраться на правильную дорожку.

Нередко поиски истины могут сопровождаться сомнениями, когда в сознании человека существуют сразу несколько путей решения проблемы, которые конкурируют между собой. Завершается процесс познания чаще всего чувством уверенности в правильности решения проблемы.

В реализации творческого потенциала у человека возникают эстетические чувства, которые характеризуются отображением в искусстве чего-то прекрасного или ужасного, трагического или счастливого, изящного или грубого. Каждая эмоция сопровождается оценкой. Эстетические чувства – продукт культурного развития человека. Уровень развитости и содержательности этих чувств – первостепенный показатель направленности и социальной зрелости человека.

Базируется познавательная деятельность на следующих видах чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные. Высшие чувства отражают стабильность и не предполагают слепого следования сиюминутным желаниям и временным эмоциональным переживаниям. В этом заключается суть человеческого характера, которая отличает нас от животных, ведь у них такие чувства отсутствуют.

Методы нравственного воспитания

Воспитание и формирование личности ребенка осуществляется в тесной взаимосвязи с принципами и идеалами существующего общества. Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, которые базируются на этих целях и идеалах общества. Самым популярным методом являются интеллектуальные игры.

Задача воспитателя - с детства заложить ребенку начала гуманизма, именно поэтому и способы воспитания должны основываться на гуманности. Например, воспитание коллективизма в ребенке предполагает организацию ежедневного времяпрепровождения ребенка таким образом, чтобы развить желание и умение у подрастающего поколения трудиться совместно, учитывать желания и чувства других детей. Вместе играть, заботиться о родителях и друзьях, сообща выполнять работу и так далее. Или воспитание любви к Родине основывается на том, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, связать окружающую действительность с воспитательной работой.

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа – альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

Какие бывают интеллектуальные ощущения?

Данный тип эмоций насчитывает немалое количество вариаций. К интеллектуальным чувствам относят: чувство ясности или сомнения, удивления, недоумения, догадки и уверенности.

Чувство ясности

Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.

Чувство удивления

Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму – мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление – это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.

Чувство недоумения

Нередко в процессе познания того или иного явления на определенных этапах человек сталкивается с трудностями, когда полученные факты никак не вписываются в уже известные и установленные связи. Чувство недоумения побуждает интерес к дальнейшему процессу исследования, является источником азарта.

Догадки

В процессе познавательной деятельности мы нередко сталкиваемся с таким чувством, как догадки. Когда исследуемые явления еще не изучены до конца, но полученных знаний уже достаточно для того, чтобы строить предположения по поводу дальнейшего познания. Психологи связывают чувство догадки с этапом построения гипотез в исследовательской деятельности.

Чувство уверенности

Обычно возникает на этапе завершения познавательной деятельности, когда правильность полученных результатов не вызывает никаких сомнений. А связи между элементами изучаемого явления логичны, обоснованы и подтверждаются не только догадками, но и реальными случаями из практики.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

fb.ru

Чувства | школа жизни

Без чувства страдания не может быть гармонии в жизни человека.

В голове не укладывается вопиющий факт. В мире десятки тысяч докторов, профессоров, философов, академиков и прочее, и прочее, занимающихся социальными науками, воспитанием, психологией. При этом никому не приходит в голову заняться изучением чувств, наиважнейшей областью человеческой жизни. Тема лежит под ногами, и это атомная бомба. Народные выступления, забастовки и революции совершаются в порыве человеческих чувств. Алкоголизм и наркомания, вещизм и прелюбодеяние, чревоугодие и поиски бога, всё это напрямую касается чувств. С уверенностью говорю вам, наступивший век, будет раскрытием огромного потенциала, который заключают в себе человеческие чувства.Воистину мы живём в каменном веке, веке тьмы и невежества. Попытаемся восполнить пробел в этой области человеческой жизни.

Появление чувств. Изначально чувства появляются, когда человек или другое живое существо, обмениваются энергиями с окружающим миром.Примеры воздействия энергий окружающего мира на человека.

  • Энергия хищного животного, энергия потоков воды наводняющие местность, энергия движущегося транспорта вызывают чувство страха.
  • Энергия молодой, красивой женщины рождает у мужчины чувство восхищения, половое чувство и может вызвать чувство любви. Пожилая женщина такие чувства не рождает, но энергия ума, энергия правильных поступков, может вызвать чувства уважения, благодарности. То же самое относится к женщинам по отношению к мужчинам.
  • Чувство боли может вызвать энергия режущих инструментов, энергия падения (упал, ушибся, больно) или энергия рук массажиста.
  • Энергия обмана (энергия звука сформированная в слова) вызывает негодование и злость.
  • Энергия присвоения собственности вором вызывает у владельца различные чувства и переживания, ухудшающие его здоровье.
  • Энергия лесного воздуха, зелени листвы, пения птиц, солнечного тепла совместно вызывают чувство благодати и умиротворения.

Примеры воздействия энергии человека на окружающий мир. Возьмём изначальные и основные профессии это охота, собирательство, забота о потомстве.

  • Охота вызывает чувство азарта, возбуждение, страха, смелости, чувство победителя и др.
  • Собирательство вызывает чувство интереса, надежды, чувство познания, радость при находке.
  • Забота о потомстве вызывает чувство досады, умиления, раздражения, гордости, долга и др.

Всё вокруг различным способом организованная энергия: солнце, небо, ветер, ландшафт, растения, животные, люди, собственный организм. И всё это воздействует на человека, возбуждая в нём чувства через органы чувств – обоняния, осязания, зрения, слуха, вкуса, внутреннего видения.

Сколько чувств у человека? Чувств у человека два, это страдание и удовольствие. Если быть более точным, то чувств у человека только одно, и оно способно варьировать от самого большого удовольствия (наслаждения), до самого большого страдания.Между двумя полюсами располагается огромное количество промежуточных состояний чувств, которые переживает человек. Все они связаны с энергетической ситуацией, которая эти чувства вызвала. Например. Чувство ревности это страдание по поводу обстоятельства потерять любимого человека. Чувство локтя это положительное чувство в связи с тем, что рядом товарищи, которые помогут в трудную минуту. Чувство обмана это негодование (переживание отрицательного чувства) в связи с тем, что тебя использовали и т. д. Всё это некие энергетические ситуации, в которые попадает человек волею случая.

Зарождение чувства, приоритет. Представим плод в утробе матери. Что чувствует ребёнок? Все химические и физические процессы протекают в благоприятных условиях. В соответствии с законами природы, в благоприятных условиях организм ребёнка выделяет в кровь химические вещества создающие чувство комфорта. Это чувство жизни, слабое чувство удовольствия.Но ситуация может измениться, и только в худшую сторону, с благоприятной на неблагоприятную. Это может быть недостаток энергии пищи (страдание от чувства голода), энергия яда (отравление некачественной пищей, страдание от отравления организма), энергия громкого звука (страдание от энергии звуковой волны, нарушающей протекание процессов в организме), энергия удара (мать упала, страдание от чувства неопределённости изменения и страха) и т.д. Неблагоприятные условия отражаются в организме ребёнка различным по силе чувством страдания.Всё меняется, и наша ситуация, вновь, из неблагоприятной переходит в обычную. Какие чувства переживает при этом плод в утробе матери? Ответ. Страдание по мере улучшения ситуации будет переходить в более сильное чувство удовольствия. Условия жизни плода стали такими же, как прежде, но плод некоторое время будет переживать более глубокое чувство удовольствия, счастья.Какой вывод можно сделать из выше изложенного? Чувство удовольствия, наслаждения, счастья рождается из страдания.Посмотрим на ситуацию с другой точки зрения. Мама приняла наркотический препарат. Оба, и плод и мама переживают чувство удовольствия, счастья. Наконец, действие препарата закончилось. Что происходит? Плод и мама в благоприятных условиях будут переживать чувство страдания от недостатка наркотика.Отсюда исходит важный вывод: удовольствие нужно заработать страданием. Это правильно, это естественно природе. Но когда мы делаем наоборот, берём удовольствие взаймы за счёт химических препаратов и затем расплачиваемся страданием, это есть наркомания. Отсюда вытекает важное следствие. Когда мы страдаем, мы хотим избавиться от страдания, ищем пути и находим. Это есть развитие. Например. Человек делает монотонную работу, и страдает от этого. Ему хочется сделать работу более разнообразной, и он добивается этого. Произошло изменение, развитие.Роль чувств. Основная роль чувств у человека, оценка состояния окружающей среды и собственного организма. Среда может быть враждебна жизни, нейтральна или способствовать её проявлению и развитию.После того как человек оценил состояние окружающего мира или собственного организма чувством страдания у него появляется желание избавиться от этого страдания. Желание рождает действие. Эту энергетическую цепочку можно назвать формула жизни.

Формула жизни. Энергия вне организма или внутри него рождает чувства в виде страдания или удовольствия — чувства рождают желания  — желания рождают действия.

Чувствовать, способен не только человек, но животные и растения. Растения чувствуют температуру, влажность, солнечный свет. То, что растение поворачивает свои лисья к солнцу, говорит о чувствах растения. Реализуется формула жизни: энергия рождает чувства, чувства рождают желания, желания рождают действия.В зависимости от того какие чувства рождает энергия, положительные или отрицательные, формула жизни реализуется в противоположных направлениях.Если энергия вызывает отрицательные чувства, то чувства рождают желания, желания рождают действия.Примеры: 1. Пониженная энергия окружающего воздуха вызывает чувство холода. Чувство рождает желание согреться. Желание рождает действие переместится туда, где энергия окружающего воздуха будет более комфортна — в помещение. Или действие по одеванию более тёплой одежды.2. Вас несправедливо оболгали, послав вам в уши кодированную энергию звуковой волны. Ваши отрицательные чувства рождают желание восстановить справедливость. Желание рождает действие. Оно может быть в оправдании, в оскорблении, физических действиях по отношению к обидчику.3. Недостаток энергии пищи рождает чувство голода, чувство голода (страдание от голода) рождает желание поесть, желание рождает действие по поиску пищи.Здесь можно сделать важный вывод. Чувство страдания в жизни человека играет более важную роль, нежели чувство удовольствия, так как все действия вызываются в стремлении ухода от страдания к удовольствию. В страдании есть правда и сила, в удовольствии наркомания и слабость.Если энергия вызывает положительные чувства, то человек вскоре привыкает к этому чувству (закон угасания). Ему требуется новая доза обстоятельств для переживания чувства удовольствия. (начинается процесс изнутри человека, то есть с желания. А далее желание рождает действие по организации условий переживания положительного чувства.

Определение. Чувство это реакция организма на обмен энергиями с окружающим миром. Оно связано с изменением протекающих химических процессов в организме.Чувства реализуются в ощущениях и переживаниях. Если мы положим руку на стол, мы ощущаем его твёрдость, температуру. При этом не испытываем ни страдания ни удовольствия.Другая область чувств связана с переживанием, которое варьирует от страдания к удовольствию в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

Но не только среда энергетически воздействует на человека. Человек также способен воздействовать на окружающую среду. При этом он переживает различные чувства. Самое интересное здесь в том, что чувства переживаемые человеком при воздействии на окружающий мир, он способен изменять в нужном ему направлении. Несколько примеров. Юноша, разговаривая с девушкой, ощущает чувство неловкости, смущения, страха (отрицательные чувства). Но, проявив настойчивость и желание учиться, он начинает ощущать чувство удовольствия от общения, радости, победы над собой. Другой пример, делать домашнюю работу скучно, монотонно. Но стоит проявить желание и настойчивость и можно ощущать при уборке квартиры чувство чистоты, порядка, который делает жизнь более удобной, гигиеничной и эффективной.Чувства рождают желания, желания рождают действия. Мы должны понять, что чувства в жизни человека имеют основополагающее значение. Человек живёт чувствами и хочет их переживать, (как положительные, так и отрицательные) иначе он не будет ощущать полноты жизни. Он всецело полагается на свои чувства, которые были в нём сформированы родителями, воспитателями, ситуацией. Например, какие чувства может вызвать несправедливое перераспределение материальных благ производимых в государстве? А какие желания и действия можно ожидать при этом. Почему дворник, зимой убирая снег, спасает тысячи людей от травм и увечий. Летом, убирая мусор, спасает тысячи людей от заболеваний связанных с антисанитарией, зарабатывает меньше врача. Профилактика гораздо ценнее и благороднее последующего лечения. Что способен чувствовать в данной ситуации дворник? Чувство унижения, неуважение со стороны государства, то есть людей, к этой нужной и ценной профессии, неуважение к человеку. Опять же, чувство неуважения к некоторым профессиям, дает возможность массам людей переселяться из одной страны в другую и вытеснять коренное население. Какое чувство испытывает при этом коренное население?Формирование чувств у подрастающего поколения обязанность цивилизованного государства, его законодательных, исполнительных, правоохранительных, судебных органов, здравоохранения, образования, средств массовой информации и семьи. Как быть в гармонии с окружающим миром без чувства понимания, порядка, сострадания, сочувствия, собственности, уверенности в себе, долга, взаимовыручки, справедливости? Сейчас в сфере чувств полный мрак и анархия, как говорится, полная свобода. Результат этой свободы гомосексуализм, лесбиянство, миллионы жирных людей, пьянство, алчность, вещизм, и др.

myscool.ru

41. Чувства, их виды » Шпоры для студентов

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

shporiforall.ru

Отличие восприятия от ощущений. Виды и примеры ощущений и восприятия

Способностью чувствовать и ощущать природа наделила всех живых существ на земле, но умение воспринимать происходящее требует наличия не только нервной системы, но и более высокоразвитых функций. Психология занимается исследованием большого спектра психических процессов, в том числе ощущений и восприятия человека. Эти понятия часто используются как равнозначные и взаимозаменяемые в речи, но в рамках научного подхода каждое из них имеет свои особенности.

Определение

Ощущение - это первичный этап сенсомоторной реакции. И оно крепкими нитями связано с восприятием. Оба явления выступают посредниками в передаче окружающей обстановки, существующей вне зависимости от сознания, на основе воздействия на органы чувств: это их объединяет.

Но в психологии восприятие – это не просто чувственный образ предмета или явления, но и его осознание. Оно характеризует разнообразный спектр отношений, результатом которых становятся осмысленные ситуации. Так, восприятие можно смело назвать формой познания действительности.

Формирование восприятия

Развитие восприятия неотрывно связано с деятельностью. Решая различные задачи, человек при этом неизбежно воспринимает окружающее. И в этом процессе человек может не только видеть, но и смотреть или даже всматриваться, не только слышать, но и слушать, и возможно, прислушиваться. Таким образом, он совершает определенные действия, направленные на то, чтобы соотнести образ восприятия с предметом, необходимые вначале для осознания самого объекта, а затем для его практического применения.

Это и составляет наиболее существенное отличие восприятия от ощущений: способность не просто реагировать на чувственный раздражитель, но и проникать сознанием в то или иное качество, принадлежащее определенному предмету. Потому такое явление предусматривает достаточно высокое развитие не только сенсорики, но и двигательных функций.

Так, на примере творческой работы художника связь восприятия с деятельностью представляется особенно ярко: созерцание окружающего пространства художником и последующее изображение на картине являются составляющими единого процесса.

Ощущение как основа восприятия

Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.

Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.

Так, в психологии восприятие - это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.

Характеристика ощущений

Чтобы лучше понять, что же является фундаментом восприятия как психического явления, необходимо обратиться к природе самих ощущений, которые являются зависимыми от внешних раздражителей и, отражая их отдельные черты, обладают рядом определенных свойств:

  • Одна из основных характеристик – это качественный порог. Например, для зрительных ощущений - контрастность цвета, для слуховых – тембр голоса и т. д.
  • Количественный порог, или интенсивность – обусловлен силой действия раздражителя и состояния самого рецептора.
  • Пространственная локализация – соотнесение с определенной частью тела, которая подвергается воздействию раздражителя.
  • Адаптация – приспособление органов чувств к воздействующему раздражителю. Например, адаптация к какому-либо запаху, который постоянно окружает.

Свойства восприятия

В отличие от ощущений восприятие отражает совокупность всех свойств предмета, т. е. рассматривая его как единое целое, не дробя по частям. И при этом оно имеет ряд своих специфических особенностей:

  • Целостность – распознавание целого предмета по его отдельным частям, умение воспринимать целую картину. Например, увидев хобот, человек достраивает в своем сознании образ слона.
  • Константность – заключается в постоянстве формы, величины, цвета при варьирующихся условиях их восприятия, в соотношении объективной действительности и определенного предмета в ней.
  • Предметность – распознавание не набора ощущений, а непосредственно предмета, имеющего определенную функцию.
  • Осмысленность – осознание значения предмета, включение процесса мышления, анализа и оценки.

Так, свойства восприятия и свойства ощущения, с одной стороны, неоднородны по своей природе, а с другой - без принятия той основы, построенной из отдельных характеристик, невозможно формирование такого психического явления, как восприятие. Это целое состоит из преобразованных частей, пропущенных через призму осознания и опыта.

Классификация ощущений

Поскольку ощущения порождает определенный физический раздражитель, то и подразделяются они в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на различные рецепторы:

  1. Органические – связаны с органическими потребностями: жажда и голод, дыхание и т. д. Ощущения этого рода, как правило, обладают относительно яркой эмоциональной насыщенностью и часто являются не осознаваемыми. Так, заболевания связаны не только с болью, но и с эмотивным состоянием: проблемы сердца с дефицитом радости, любви, страхами; проблемы печени – с раздражительностью и гневом.
  2. Статические – показания о состоянии тела в пространстве, активных и пассивных движениях, а также движениях отдельных частей тела относительно друг друга.
  3. Кинестетические – вызываются возбуждениями, исходящими от рецепторов, находящихся в суставах и мышцах. Кинестезия тесно связана со зрением: зрительно-двигательные координации играют важную роль в движениях, осуществляемых под контролем зрения.
  4. Кожные – боль, температура, прикосновение, давление.
  5. Осязательные – в отличие от прикосновения, активны по своей природе, поскольку имеет место намеренное ощупывание предмета, сопряженное с воздействием на него. При осязании познание мира происходит в процессе движения.
  6. Обонятельные и вкусовые – особое значение оказывают на формирование эмоциональной обстановки, вызывающей у человека приятные или неприятные ощущения.
  7. Слуховые – носят двойной характер, иными словами, человек воспринимает звук обоими ушами. Так, люди, имеющие глухоту на одно ухо, затрудняются определить источник и направление звука.
  8. Зрительные – любой цвет оказывает воздействие на человека, что обусловлено не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями самого человека. Некоторые цвета способны возбуждать нервную систему, другие способны ввести в транс и т. д. Например, голубой цвет, как правило, ассоциируется с голубым небом, оранжевый - с огнем и т. д.

Разновидности восприятия

В отличие от ощущения восприятие подразделяется на такие виды:

  1. Восприятие пространства, величины и формы – считается продуктом развития и личного опыта человека. В зрительном восприятии пространства, в первую очередь, важны глубинные ощущения, когда чувственные и мыслительные процессы работают сообща.
  2. Восприятие движения – с одной стороны, возникает как результат слияния набора зрительных ощущений, а с другой - является специфическим переживанием, которое может разниться в зависимости от восприятия самих предметов в движении, т. е. формируется на основе нажитого опыта, а не в рамках определенных закономерностей.
  3. Восприятие времени – его основой выступает ощущение длительности, на которое оказывает влияние субъективная оценка происходящего. А переживания, в свою очередь, обусловлены ритмичностью самих жизненных процессов и органическими ощущениями человека. Так, например, по отношению к прошлому, насыщенному запоминающимися событиями, время воспринимается как длительный промежуток, и как достаточно короткий, если оно не было заполнено чем-то интересным. В отличие от восприятия настоящего, когда скучные периоды тянутся вечно, а яркий эпизод пролетает за мгновение.

Виды ощущений и виды восприятия очень плотно переплетаются, но только категории первого явления являются именно основой для создания второго, т. е. обладая зрением и слухом, человек способен к восприятию пространства, движения и т. п.

Нарушение восприятия

Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.

При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.

Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.

Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.

Синестезия как особый способ восприятия мира

Синестезия – феномен восприятия, при котором впечатление, специфичное для одного органа чувств, сочетается с другим дополнительным ощущением или образом.

Так, например, фразы типа: "соленая шутка", "горький упрек", "жалящая речь", "сладкая ложь" и тому подобные - обретают вполне конкретное ощутимое значение. Наиболее распространенным видом синестезии считаются ассоциации буква-цвет и цифра-цвет, когда, например, «6» вызывает образ желтого оттенка или буква «В» воспринимается как фиолетовый цвет.

Версия происхождения данного явления гласит, что в младенчестве все люди являются синестетами: определенные нейронные связи изначально поддерживают контакт между органами чувств, и, таким образом, звуки и запахи переплетаются в сознании, окрашивая, например, буквы алфавита в разные тона. У некоторой группы людей подобная особенность ощущения и восприятия окружающего мира сохраняется всю жизнь.

Упражнение на восприятие

Перед испытуемым выкладываются фрукты различных цветов, они могут быть разного типа и фактуры. Человек с закрытыми глазами пробует дать максимальное описание каждому из них: сначала фиксируя просто свои ощущения (холодно, горячо, гладкий, шершавый и т. д.), далее пробуя почувствовать интуитивно его цвет, и в конце, подключив мышление и опыт, дает полную характеристику объекту.

Подобный эксперимент помогает понять размытую границу между двумя явлениями и отличить восприятие от ощущений. Так, в реальной жизни это дает возможность четко осознавать, когда человек просто ощущает какое-либо явление, событие, не принимая во внимание оценку и рассуждения, а когда в процесс включается мышление.

fb.ru

Примеры развития чувства важности

Первый пример

Валентина состоит в браке и имеет трёх детей. Её муж и дети довольно счастливы и удовлетворены жизнью. Несмотря на это Валентина испытывает страхи по поводу того, что она мол не заботливая мать и плохая жена. Она, слушая окружающих, замечает, что не делает определённых вещей, которые делают другие. Постоянно соотнося свою жизнь с другими, она понимает, что, многое делает по-другому. При этом она не убеждена, что она делает лучше, от чего у неё появляется чувство вины.

Поэтому Валентина постоянно, пользуясь всяким поводом, пытается показать друзьям и знакомым, что у неё выходит всё лучше, чем у них. Не упуская шанса указывать всем постоянно, что именно они делают неправильно, в отличии от неё. Все её воспринимают как слишком самонадеянную даму, не дающей никому спокойствия.

Однако, внимательный читатель заметил, что ранее упоминалось об её неуверенности, спрятанной глубоко внутри. Изначально она сомневается в своих материнских качествах и как правильно поступающей жены. Именно это толкает показать всем, что она восхитительная. Её действия выражают это, и в ответных действиях она хочет видеть согласие и признательность.

Её чувство неполноценности по сравнению с другими заставляют обороняться и действовать с упрямством. Когда, якобы, что-либо угрожает её состоятельности как матери и жены. Поэтому Валентина находясь в сомнениях и страхах, желая ощущать себя лучшей, с каждым разом проявляет навязчивость, стаёт неумолимой и властной. Она, даже не понимая этого, поддалась собственной важности.

Валентине надо понять, что она нужна своему мужу и детям такой, какая есть, и именно то, что она делает по-другому в отличии от окружающих, больше всего подходит им. Необходимо давать себе беспристрастную, всестороннюю оценку, больше полагаясь на свой внутренний мир со своими мерами добрых и злых дел, а не примирять с собой мнения окружающих. Это первый шаг к выходу из социальной обусловленности.

Если Валентина даже начала подозревать, ввиду явных причин, недовольство близких, то вопросы нужно задавать было бы им, а не принимать решение на основе своих фантазий. Ей необходимо мириться с собой, опираясь на свою ценность в этом мире, в котором все равны. В таком случае ей бы не пришлось прибегать к навязчивости, пытаясь защитить, свои мнения, по причине отсутствия неполноценности, на ряду с другими.

Второй пример

Представим, что Михаил недавно стал управляющим банком. Он пришёл к этому посту заработав отличный послужной список. В последние годы в этом банке появились два великолепных сотрудника, подающих блестящие надежды, благодаря своему профессионализму и креативности, которые на порядок выше чем у Михаила. На первый взгляд Михаил относится к двум молодым специалистам доброжелательно и с уважением, хотя испытывал чувство несоответствия по сравнению с этими молодыми, и более энергичными, людьми, тем более его профессионализм в действительности был на порядок ниже.

До назначения Михаила управляющим этот нюанс не стоял так остро, как после. Ощущение недостойности должности и положения, так как перед глазами постоянно маячат более талантливые и компетентные двое молодых специалистов. Подобные размышления овладевают им с каждым разом больше, делая его надменным и агрессивным.

Вместо признания своих достоинств Михаил, как и Валентина, попадает в капкан сравнения себя с другими. Поэтому он не может смириться с собой, обращая внимание лишь на собственные недостатки, и чувствуя угрозу своему положению, видит во всём враждебность в свой адрес, со стороны этих парней. Он становится чересчур напыщенным и надменным. В коллективе сразу распространилось испорченное мнение о нём, зашушукались по углам, мол «повысили и сразу превознесся», «деньги и власть испортят любого, вот и он не удержался».

Для решения этого вопроса Михаилу следует признать, что он достиг своего положения и должность полностью заслужив это и соответствует им.

Комментарии в сетях:

inkusto.com

Чувства | Мир Психологии

ЧУВСТВА

Чувства (англ. sentiments) - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом.

Например, Чувства любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т.д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность). Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики его личности.

Чувства исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В.К. Вилюнас)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Чувства - высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач,

Чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений - важнейшее условие развитие человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности.

Чувства человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников.

Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т.п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. амбивалентность Ч.).

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в к-рой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека - направленность личности. Чувства, получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называют страстями.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Чувство - форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость. Чувство связано с представлением об определенных людях, предметах и явлениях. Оно может не совпадать с сиюминутной эмоциональной реакцией на них, так как имеет более устойчивый, стабильный характер.

  • Чувство двухмерно пространственное - син.: Дермолексия. Поверяется путем выяснения способности больного определять характер элементарных геометрических фигур (круг, крест, треугольник и т.п.), цифр или букв, которые обследующий вычерчивает тупым предметом (спичка, карандаш и т.п.) на коже пациента.
  • Чувство дискриминации – способность больного воспринимать несколько (обычно два) одновременно наносимых раздражения тела. Проверять его можно с помощью циркуля Вебера, состоящего из двух заканчивающихся иглами браншей, которые можно раздвигать или сближать по градуированной линейке. В норме способность к дискриминации различна на разных участках тела и варьирует в пределах от 1 мм (на языке) до 6–7 см (на коже спины, плеча или бедра).
  • Чувство массы - син.: Барестезия. Способность больного дифференцировать массу различных предметов. При проверке его целесообразно пользоваться идентичными по размеру и форме предметами, имеющими разный вес. В норме заметным оказывается изменение веса на 1/40. Для определения чувства массы могут быть применены гирьки разного веса с равными площадями опоры и объемом или барестезиометр.
  • Чувство мышечно суставное - син.: Кинестезия. Чувство позы. Чувство положения. Ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, обусловленное импульсами, поступающими в центральную нервную систему от периферических проприорецепторов. Чувство неполноценности (в психиатрии). Переживание психическим больным своей физической, моральной или интеллектуальной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценных идей, депрессии, бреда.
  • Чувство позы - см. Чувство мышечно суставное.
  • Чувство положения - см. Чувство мышечно суставное.
  • Чувство пространственное - разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местоположение источника раздражения в пространстве.
  • Чувство трехмерно пространственное - син.: Стереогноз. Для его определения в руку закрывшего глаза пациента с сохранным восприятием элементарных ощущений вкладывается тот или иной знакомый ему предмет (монета, канцелярская скрепка, ключ, английская булавка и т.п.), при этом ему предлагается ощупать предмет и назвать его. Расстройство стереогноза – астереогноз, или нарушение трехмерно пространственного чувства.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Чувство - особенно трудно выделить точные модели использования этого термина, так как даже к специальным примешиваются популярные коннотации.

  1. В общем смысле "чувство" относится к переживанию, ощущению или наличию осознанного процесса. Более конкретные значения:
  2. Сенсорное впечатление, в связи с которым упоминаются такие чувства, как тепло или боль.
  3. Эмоциональные состояния, такие как чувство благополучия, чувство депрессии, чувство желания и т.д.
  4. Одно из измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы, такие как Вундтовские три измерения чувства.
  5. Вера, как при смутном чувстве относительно чего-то, не подтверждающегося каким-либо реальным свидетельством.

Трудность, связанная с этим термином, состоит в том, что его использование почти всегда метафорично, и так или иначе все мы, кажется, совершенно убеждены, что знаем, что мы имеем в виду, когда употребляем его. Более подробно о терминологии в этой области психологии см. эмоция и следующие статьи, особенно теории эмоций.

предметная область термина

ЧУВСТВО: амбивалентность (амбивалентность чувств) 

  1. Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту - одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств. Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью отношений - с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков. Обычно обусловлена тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость). Ее особый случай-противоречие между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (например, обида, если эмоционально положительно оцениваемые личностью люди проявят к ней невнимательность). 
  2. В учении Э. Блейера - понятие для характеризации поведения шизофреников, в коем взаимно противоречивые отношения и реакции сменяются немотивированно быстро. 
  3. Согласно З. Фрейду, амбивалентность чувств до определенных пределов вполне нормальна, но высокая степень ее несомненно свидетельствует о невротизме.

ОСТАВШЕГОСЯ В ЖИВЫХ, ЧУВСТВО ВИНЫ - глубокое чувство вины, часто испытываемое теми, кто пережил некоторую катастрофу, отнявшую жизни многих других. Впервые это было отмечено и впоследствии изучалось у тех, кто пережил Холокост во время второй мировой войны, впоследствии это наблюдалось и при других обстоятельствах, включая войны, голод, землетрясения, пожары и т.д. Отчасти это чувство вины, испытываемое теми, кто выжил, происходит из ощущения, что они, так или иначе, не сделали все, чтобы спасти других, которые погибли; отчасти оно возникает из-за ощущения, что они менее достойны, чем те, кто умерли.

ЧУВСТВО ВИНЫ Бессознательное - согласно З. Фрейду - неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению.

ЧУВСТВО СТЫДА – аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения. Чувство стыда рассматривалось З. Фрейдом в связи обсуждением типических сновидений, в частности сновидений о наготе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он отмечал, что сновидец может видеть себя разгуливающим среди других людей, будучи голым или плохо одетым, без всякого сопутствующего чувства стыда. Однако типичными являются такие сновидения, когда субъект ощущает стыд и смущение, но не может изменить неприятной ситуации. «Речь идет главным образом о неприятном ощущении стыда, о том, что субъект хочет скрыть свою наготу, но не может». Причем типичным является то, что люди, которых стыдится спящий, всегда чужие, и они или не замечают наго-875 ты, неопрятности, или делают безразличные физиономии, или носят торжественные маски. Такое противоречие между чувством стыда у спящего и безразличием окружающих людей часто проявляется в сновидении.

По мнению З. Фрейда, морализирующая тенденция подобных сновидений обнаруживает смутное сознание того, что в скрытом содержании сновидения речь идет о недозволенных желаниях, подвергшихся вытеснению. Анализ невротиков показывает, что в основе таких сновидений лежит воспоминание раннего детства. Ребенок не стыдится своей наготы, и даже у детей старшего возраста можно наблюдать, что раздевание не вызывает у них чувства стыда. По мнению З. Фрейда, дети часто обнаруживают эксгибиционистские наклонности. «Это детство, лишенное чувства стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека. Поэтому-то в раю люди и ходят обнаженными и не стыдятся друг друга до того момента, когда в них пробуждается страх быть изгнанными из рая, – начинается половая жизнь и обычная работа».

В современной психоаналитической литературе нет единой точки зрения на понимание чувства стыда. Одни психоаналитики рассматривают чувство стыда через призму страха человека, возникающего у него в результате реального или возможного осуждения со стороны окружающих его людей за скрытые эксгибиционистские желания или непристойные бессознательные фантазии. Другие – соотносят его с механизмом защиты Я. Третьи – трактуют стыд как аффективную реакцию на внутренние запреты Сверх-Я или расхождения с его идеалами.

чувство юмора [от англ. humour — нрав, настроение] - способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать. Несмотря на то, что и в философии, и в эстетике проблематика комического и смешного имеет крайне пролонгированную историю изучения, несмотря на то, что в этих рамках существуют многообразные подходы к пониманию природы комического и смешного, многочисленные описания различных способов и приемов, порождающих смех и стимулирующих проявление чувства юмора, в современной психологической науке единой, целостной и при этом общепринятой теории юмора, позволяющей научно обоснованно определить и описать собственно психологическую природу и психологические основания юмора, до сих пор не существует. В то же время, если обратиться к специальной литературе по проблеме комического и смешного, то, как считают специалисты-психологи, можно достаточно четко выделить, как минимум, две основные социальные функции юмора: «1. юмор как средство борьбы и сопротивления излишнему контролю. Данная функция юмора наиболее отчетливо прослеживается на примере исследований, посвященных изучению неофициального политического юмора и анекдотов, функционировавших в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах Восточной Европы... Исследования “смеховой культуры” обществ прошлого также акцентируют внимание на революционном, взрывном характере смеха, на функции протеста, на смехе как носителе “антикультуры”, противопоставленной официальной строго регламентированной культуре средневекового общества... 2. юмор выполняет функцию контроля над членами группы для поддержания групповой солидарности... Данная функция юмора заключается в установлении и поддержании границ группы: разграничении одной группы от другой и связывании членов одной группы друг с другом... Все шутки о «других» подкрепляют чувство собственной идентичности внутри группы. юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, порождая и поддерживая стереотипы, достигая одновременно интеграции группы и ее отделения от других» (Е.А. Копылкова).

Исследовательские разработки в области психологии юмора, несмотря на их многочисленность, в конечном счете, в теоретико-содержательном плане могут быть сведены к двум основным категориям: исследования, выполненные в рамках аффективного подхода, и исследования, выполненные в логике когнитивной схемы. В этом плане базовой концептуальной платформой работ «аффективного направления» служит психоаналитическая традиция, согласно которой диссонанс между существующим и давлеющим над личностью рядом желаний и потребностей и невозможностью удовлетворить их в связи с их неприемлемостью для социума разряжается, в том числе, и с помощью юмора и смеха, снижающих избыточное психическое напряжение, повышенную тревогу, «зашкаливающую» агрессивность.

Что касается когнитивного подхода к рассмотрению психологии юмора, то здесь он выступает, прежде всего, как «восприятие несоответствия в игровом контексте, которое может сопровождаться улыбкой и смехом» (McGhee, Shultz и др.). чувство юмора в качестве одного из непреложных условий предполагает, что по отношению к какому-либо социальному объекту юмора личность, демонстрируя видение его отрицательных свойств и даже преподнося их в гротескной форме, откровенно их утрируя, сохраняет если не дружелюбие, то, во всяком случае, не выражает разрушающую, ранящую другую личность агрессию. Помимо этого, носитель подлинного чувства юмора не может не иметь некоего нравственного стержня, не может не опираться на нравственные идеалы, так как в противном случае шутки и остроты перерождаются в циничные оскорбления, пошлые высказывания, унизительные издевки. Как правило, отсутствие чувства юмора напрямую корреспондирует с эмоциональной ущербностью личности, с невысоким уровнем ее интеллектуального развития, с недостаточной креативностью и избыточной ригидностью. Кроме того, если конкретная личность внешне вполне адекватно реагирует на шутку, объектом которой стал кто-то другой, и при этом категорически не способна, что называется, смеяться над самой собой, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что данный человек имеет очевидные проблемы с самооценкой и, скорее всего, достаточно дезадаптивен. Особое внимание чувству юмора уделяется в современных теориях лидерства. Так, например, авторы концепции эмоционального интеллекта (см. «Лидерство»), убеждены, что «...умелое использование юмора всегда отличает эффективного лидера».

Данное утверждение базируется на результатах целого ряда прикладных исследований. В рамках одного из них «...проводился анализ собеседований при приеме на работу на руководящие должности. В ходе изучения фиксировалось, как часто во время беседы каждый кандидат заставлял своего интервьюера смеяться. Затем в течение двух лет ученые следили за карьерой этих людей, чтобы узнать, кто из них сумел выйти на новые рубежи. Выяснилось, что лидерам, добившимся впоследствии феноменальных успехов, удалось заставить интервьюера посмеяться над какой-либо шуткой в два раза чаще, чем посредственным руководителям. (Успех лидеров определялся по двум критериям: они должны были принадлежать к первой трети самых высокооплачиваемых сотрудников компании по размерам премиальных, увязанных с финансовыми показателями работы, и иметь отличные отзывы минимум 90% своих коллег и начальства.)

Исследователи также провели беседы с рядом руководителей высшего уровня из США и других стран, причем почти половина из них были или исполнительными, или генеральными директорами компаний. Разговор велся на предмет взлетов и падений в их карьере. В ходе интервью выдающиеся лидеры использовали в три раза больше шутливых комментариев - примерно по одному каждые четыре минуты - чем руководители среднего уровня. Таким образом, самые эффективные лидеры используют юмор более свободно; они не боятся пускать его в ход даже в напряженной ситуации и подавать людям позитивный сигнал, который меняет эмоциональный тон взаимодействия. При этом лидер может говорить о таких сухих и серьезных вещах, как пункты контракта или показатели бизнес-плана, - главное, что доброе расположение духа, которое создается смехом, поддерживает благожелательные отношения лидера с окружающими» 1. В целом, с точки зрения Д. Гоулмана и его коллег, адекватное чувство юмора лидера является не просто одним из факторов, повышающих эффективность его взаимодействия с группой, но необходимым условием, без которого полноценная коллективная деятельность и достижение действительно значимых результатов попросту невозможны. Как показали исследования роли юмора в контексте командной работы, «...уместная шутка и смех стимулируют творчество, открывают пути для общения, упрочивают чувство единения и доверия и, конечно же, делают работу более приятной. ... Хорошее настроение оказывается особенно важным, когда речь идет о командной работе. Способность лидера вселить в сотрудников энтузиазм, создать настроение единения может определить профессиональный успех команды» 2. В свете сказанного вполне очевидно, что чувство юмора как лидера, так и других членов группы непосредственно влияет на такую важнейшую характеристику системы межличностных отношений, как социально-психологический климат. Вряд ли требует специального доказательства тот факт, что удачная шутка и здоровый смех, в том числе и в эмоционально сложных ситуациях, задают позитивный тон взаимодействия и, в конечном счете, способствуют формированию благоприятного социально-психологического климата в группе.

Более того, в современной психологической науке сложилось представление о том, что смех представляет собой не просто внешнее проявление позитивных эмоций, но особую самостоятельную систему невербальной коммуникации, сформировавшуюся в процессе филогенеза как средство установления партнерских отношений в социальном взаимодействии. Именно этим объясняется особая «заразительность» смеха: «слыша смех, мы невольно начинаем улыбаться или смеяться, чем вызываем спонтанную цепную реакцию, которая завладевает всей группой. Веселье распространяется столь быстро потому, что в мозге у нас имеются участки, специально предназначенные для распознавания улыбок и смеха, они-то и вызывают ответную реакцию. Результатом такого взаимодействия является положительное эмоциональное “заражение”».

Аналогично, из всех эмоциональных сигналов самым заразительным является улыбка: она обладает почти неограниченной властью, заставляя людей улыбаться в ответ. Она обладает столь сильным действием из-за той благотворной роли, которую сыграла в эволюции. Улыбка и смех, как полагают ученые, возникли как невербальный способ укрепления союзов - сигнал того, что человек расслаблен и дружелюбен, а не насторожен и враждебен. ... В неврологическом смысле смех быстрее всего создает контакт между людьми, так как способен мгновенно соединять лимбические системы.

Эта непосредственная, непроизвольная реакция, как говорит один из исследователей, затрагивает «самую прямую из всех возможных коммуникаций между людьми: когда наш интеллект пассивен, а мозг общается напрямую с другим мозгом и происходит то, что можно назвать “лимбическим сцеплением”. В таком случае неудивительно, что люди, которые наслаждаются обществом друг друга, легко и часто смеются, а те, кто друг другу не доверяет, испытывают неприязнь или расходятся во мнениях, вместе смеются мало, а то и вовсе никогда. Следовательно, в любой рабочей обстановке звук смеха характеризует эмоциональный градус группы, т. е. дает надежный знак того, что сердца людей увлечены так же, как и их разум. Кроме того, смех коллег редко звучит в ответ на специально отпускаемые шутки, тем более избитые: исследование 1200 эпизодов смеха в ходе социального взаимодействия показало, что смех почти всегда является дружественным откликом на такие обыденные реплики, как “какая приятная встреча”, а не реакцией на “уморительные шутки”» 1. Последнее замечание существенно важно с точки зрения целенаправленного использования юмора как средства воздействия на аудиторию.

Из него следует, что положительный эффект обусловливается прежде всего не оригинальностью и изяществом остроты и даже не искренностью и способностью к самоиронии ее автора, а точностью и уместностью шутки относительно конкретного социально-психологического контекста. Не случайно авторы концепции эмоционального интеллекта, говоря об использовании юмора организационными лидерами, отмечают: «Чтобы плодотворно использовать возможности юмора, вовсе не обязательно иметь в запасе богатый комический репертуар или обладать талантом юмориста.

То, что в обычных обстоятельствах может показаться довольно глупым замечанием, в напряженный момент может стать мощным эмоциональным толчком, если эти слова вызовут смех или хотя бы улыбку»2. Примером, подтверждающим справедливость данной точки зрения, может служить случай, имевший место в одной из московских школ. Молодая учительница - выпускница педагогического ВУЗа с весьма эффектной внешностью, начав свой первый урок в одном из старших классов, писала на доске тему и в этот момент услышала довольно громкий «комплимент» в свой адрес - «Вот это формы!» Вместо того, чтобы притвориться слабослышащей или начать выяснять, «кто это сказал», как, вероятно, поступили бы на ее месте многие «опытные» учительницы, девушка обернулась и небрежно бросила «У меня, между прочим, и глаза очень даже ничего!» Вне контекста происходящего данная фраза, адресованная подросткам, может показаться не просто пустой, но и пошловатой.

Однако в конкретной ситуации такая реакция молодого педагога оказалась исключительно точной и эффективной, позволившей создать позитивную эмоциональную атмосферу и реально положившей начало открытым и при этом безусловно уважительным отношениям с учащимися. Здесь не случайно использован этот пример из реальной педагогической практики. Всем, кто по роду своей деятельности сталкивается с подростковыми группами, будь то учитель, социальный педагог или школьный психолог, хорошо известно, что вступая во взаимодействие со взрослым человеком, подростки не только высоко ценят наличие у последнего чувства юмора, но и, на первых порах, нередко откровенно провоцируют его (что и имело место в приведенном примере), тем самым проверяя способность взрослого реагировать на вызов, не впадая в ступор или агрессивный аффект.

По сути дела, таким образом тестируется зрелость эго взрослого человека, и в зависимости от результатов данного теста ему предоставляется или не предоставляется кредит доверия. В данной логике чувство юмора вполне правомерно рассматривать как своего рода эффективную и социально одобряемую форму психологической защиты и средства психологической защищенности. Практика показывает, что педагоги, лишенные чувства юмора или неспособные использовать его во взаимодействии с подростками, не только не могут установить полноценные партнерские отношения с ученической группой, но и неизбежно воспринимаются значительной ее частью в логике «насильник - жертва». В первом случае учитель становится угрозой, от которой следует максимально дистанцироваться психологически, а если возможно, то и физически. Во втором случае он превращается в объект пренебрежения, а нередко и откровенных издевательств.

Понятно, что и то, и другое фактически несовместимо со сколько-нибудь эффективной образовательной деятельностью. Еще раз подчеркнем, что хотя данные процессы наиболее отчетливо проявляются во взаимоотношениях «взрослый-подросток», в силу специфики подростковой среды, все сказанное совершенно справедливо в гораздо более широком социальном контексте. Практический социальный психолог в рамках своей профессиональной деятельности может и должен, с одной стороны, использовать юмор как средство снятия различных ситуаций межличностной напряженности в условиях выполнения групповой задачи, а с другой - учитывать, что целый ряд его подопечных может не обладать чувством юмора и вполне способен воспринимать неудачную шутку как глубокое оскорбление, как доказательство того, что их в группе не ценят и не уважают.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа