Интеллектуальные чувства: виды и примеры. Примеры эмоций и чувств примеры


Интеллектуальные чувства: виды и примеры

Определение интеллектуальных чувств связывается с процессом познания, возникают они в процессе обучения или научной и творческой деятельности. Любые открытия науки и техники сопровождаются интеллектуальными эмоциями. Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что без человеческих эмоций невозможен процесс поиска истины. Нельзя отрицать, что чувства играют первостепенную роль в изучении человеком окружающей среды. Не зря многие ученые на вопрос о том, как им удалось достигнуть успеха в своей области знания, без тени сомнения отвечали, что научное познание – это не только труд и напряжение, но и великая страсть к работе.

В чем смысл интеллектуальных чувств?

Суть данных эмоций заключается в выражении отношения человека к процессу познания. Психологи утверждают, что мысли и эмоции тесно связаны друг с другом, развиваются в комплексе. Предназначение интеллектуальных чувств – стимулировать и регулировать умственную деятельность человека. Познавательная деятельность человека должна порождать эмоциональную отдачу, переживания, которые будут основой для оценки результатов и самого процесса познания. Самый часто используемый метод развития таких чувств - интеллектуальные игры.

Самые распространенные чувства – удивление, любознательность, сомнения, тяга к истине и так далее. Взаимосвязь познавательной деятельности и эмоций доказывается одним простым примером интеллектуальных чувств: когда мы испытываем удивление, то стараемся во что бы то ни стало прийти к разрешению возникшего противоречия, ситуации, за которой последовало чувство удивления.

принятие решения

Еще Эйнштейн говорил о том, что самая яркая и прекрасная эмоция – это ощущение неразгаданной тайны. Именно эти чувства – основа любого подлинного знания. Именно в процессе познания и исследований человек ищет истину, выдвигает гипотезы, опровергает предположения и ищет лучшие пути развития и решения проблем. Каждый человек в своих стремлениях может заблудиться и вновь выбраться на правильную дорожку.

Нередко поиски истины могут сопровождаться сомнениями, когда в сознании человека существуют сразу несколько путей решения проблемы, которые конкурируют между собой. Завершается процесс познания чаще всего чувством уверенности в правильности решения проблемы.

В реализации творческого потенциала у человека возникают эстетические чувства, которые характеризуются отображением в искусстве чего-то прекрасного или ужасного, трагического или счастливого, изящного или грубого. Каждая эмоция сопровождается оценкой. Эстетические чувства – продукт культурного развития человека. Уровень развитости и содержательности этих чувств – первостепенный показатель направленности и социальной зрелости человека.

решение проблем

Базируется познавательная деятельность на следующих видах чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные. Высшие чувства отражают стабильность и не предполагают слепого следования сиюминутным желаниям и временным эмоциональным переживаниям. В этом заключается суть человеческого характера, которая отличает нас от животных, ведь у них такие чувства отсутствуют.

Методы нравственного воспитания

Воспитание и формирование личности ребенка осуществляется в тесной взаимосвязи с принципами и идеалами существующего общества. Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, которые базируются на этих целях и идеалах общества. Самым популярным методом являются интеллектуальные игры.

Задача воспитателя - с детства заложить ребенку начала гуманизма, именно поэтому и способы воспитания должны основываться на гуманности. Например, воспитание коллективизма в ребенке предполагает организацию ежедневного времяпрепровождения ребенка таким образом, чтобы развить желание и умение у подрастающего поколения трудиться совместно, учитывать желания и чувства других детей. Вместе играть, заботиться о родителях и друзьях, сообща выполнять работу и так далее. Или воспитание любви к Родине основывается на том, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, связать окружающую действительность с воспитательной работой.

интеллектуальные чувства

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа – альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

чувство уверенности

Какие бывают интеллектуальные ощущения?

Данный тип эмоций насчитывает немалое количество вариаций. К интеллектуальным чувствам относят: чувство ясности или сомнения, удивления, недоумения, догадки и уверенности.

Чувство ясности

Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.

проведение исследований

Чувство удивления

Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму – мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление – это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.

познавательная деятельность

Чувство недоумения

Нередко в процессе познания того или иного явления на определенных этапах человек сталкивается с трудностями, когда полученные факты никак не вписываются в уже известные и установленные связи. Чувство недоумения побуждает интерес к дальнейшему процессу исследования, является источником азарта.

Догадки

В процессе познавательной деятельности мы нередко сталкиваемся с таким чувством, как догадки. Когда исследуемые явления еще не изучены до конца, но полученных знаний уже достаточно для того, чтобы строить предположения по поводу дальнейшего познания. Психологи связывают чувство догадки с этапом построения гипотез в исследовательской деятельности.

обсуждение вопросов

Чувство уверенности

Обычно возникает на этапе завершения познавательной деятельности, когда правильность полученных результатов не вызывает никаких сомнений. А связи между элементами изучаемого явления логичны, обоснованы и подтверждаются не только догадками, но и реальными случаями из практики.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

fb.ru

Чем чувства отличаются от эмоций? Разум и чувства. Проявление эмоций и чувств

«Разум и чувства» - это словосочетание так похоже на заглавия романов Джейн Остин. Но нет, термины встречаются на обложках ее книг только порознь. Но и то и другое – главные черты, отличающие номо sapiens от животного. Но между ними грань очевидна.

Первая попытка найти отличия

чем чувства отличаются от эмоцийРазбираясь в человеческой психике, гораздо труднее объяснить, чем чувства отличаются от эмоций. И тех и других довольно много. На первый взгляд кажется, что эмоции первичны и легковесны, если к ним применимо такое определение с точки зрения психолога. К примеру, чувство страха. С ним человек живет, оно выработалось, к нему не применим глагол «испугался». Этот термин характеризует внезапность и мгновенность действия. А вот когда человек насколько раз испугался, у него вырабатывается чувство страха.

Яркие примеры

Разумеется, что это не основной показатель того, чем чувства отличаются от эмоций. Бывает, конечно, что, скажем, глубокое чувство неприязни человек испытывает сразу. Но ведь до возникновения этого чувства, у него в мозгу годами складывалось приятие или неприятие чего-либо. То есть, говоря расхожим языком, чувства проверены временем, а эмоция – это своеобразная реакция организма на что-либо, она связана с определенным временем и ситуацией. Таким образом, можно сказать, что эмоции недолговременны и ситуативны. Конечно, это взгляд не профессионала, а дилетанта, и в психологии существуют конкретные определения, чем чувства отличаются от эмоций.

Вопросу тысячи лет

разум и чувстваПонятно, что эти вопросы интересовали людей со времен древности. И каждый философ, каждая школа придерживалась своих понятий и трактовок. Споры идут до сих пор. Древнегреческие мыслители считали, что существуют 4-е страсти – желание, радость, печаль и страх. Декарт увеличил число до 6-ти – удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. О чем это они? В древней Греции не удивлялись и не любили? Или два этих чувства являются составными частями желания и радости? И разве можно назвать удивление чувством? Разве ему присущи глубина и продолжительность во времени? Ведь существуют же определения «непродолжительность чувства», «мелкие чувства» и так далее. Человек, находящийся в состоянии постоянного удивления, рано или поздно попадет в «дом скорби и печали».

Грань различия очень тонкая

классификация эмоций и чувствПриходится констатировать, что классификация эмоций и чувств не только четкая, но и вообще отсутствует. Спиноза вообще считал, что существует столько чувств и эмоций, сколько объектов, их вызывающих. Может быть это и верно, иначе, почему называют иногда чувства «сложными». А в этом понятии может быть столько совместилось, что иногда возникает потребность в образовании нового термина.

Существуют, однако, главные чувства. Бесспорно, это любовь и голод. Все знают о том, что правит этим миром. Хотя голод – чувство животное, определяющее существование организма вообще, и оно должно стоять как-то отдельно от духовных понятий. Получается, первостепенное значение приобретают чувства любви. Но по силе и накалу с ними вполне может потягаться ненависть. Они очень похожи по воздействию на поступки человека. И то и другое может послужить рождению чувства патриотизма – самого благородного чувства на свете, то и другое может подтолкнуть человека к убийству.

Отсюда возникает потребность в добавочных, объясняющих данные чувства любви или ненависти, пояснениях. К примеру, «низменная любовь» или «благородное чувство ненависти». В этих случаях любовь плохая, а ненависть хорошая. Спиноза прав. Эмоции тоже с трудом поддаются классификации.

Многообразие и множество чувств и эмоций

чувства любвиДействительно, трудно толково объяснить, чем чувства отличаются от эмоций, но можно смело утверждать, что тех и других очень много. Абсолютно все, с чем сталкивается человек в окружающем мире, все, на что реагируют такие способности организма как слух, зрение, вкус, обоняние и осязание – все вызывает у индивида определенные, присущие только ему, чувства.

Может быть, отличительную черточку можно поискать с помощью такой связки как «разум и чувства»? Рассудок очень сильно ограничивает чувства – это то, что отличает человека от животного. Можно утверждать, что не все (любовь и ненависть слепят разум), но подавляющая часть человеческих чувств подвластна разуму. А эмоции, в силу внезапности возникновения, как правило, нет. Как можно контролировать разумом внезапный испуг или ужас? Никак. Подтверждение тому – выражение эмоций. Их нельзя сдержать или проконтролировать – даже если это будет не крик, а немота от ужаса, человек побледнеет или, наоборот, от гнева наливается кровью – эти оценочные реакции организма не подчиняются разуму. Разведчиков высокого класса в расчет не берем, у них отсутствие человеческих эмоций - показатель профессионализма. И только этому контролю над эмоциями наука физиогномика обязана своим появлением.

Явные различия

проявление эмоций и чувствИз вышеприведенных фактов напрашивается вывод о том, что проявление эмоций и чувств различно. Последние, как правило, можно скрывать годами, эмоции – нет. Может ли служить еще одним штрихом различия то, что к таким понятиям, как голод, уверенность в себе, юмор, патриотизм гармонично подходит существительное «чувство». А вот к испугу, внезапной бледности, дрожанию рук, становлению волос дыбом оно не применимо. Правда, это все можно обозвать реакцией организма, но это чистой воды эмоции, которые, как правило, всегда объяснимы. Чего человек испугался, почему покраснел, откуда взялось желание уснуть и проснуться через три дня. Некоторые чувства объяснить невозможно. Первая в этом списке любовь. Решительную необъяснимость ее возникновения констатирует народная мудрость про злость этого чувства и бедного козла.

Легкое объяснение причины возникновения и бессильная оторопь перед явлением – тоже ведь отличительная черта. В продолжение темы, можно рассмотреть происхождение этих понятий. «Эмоция» произошла от латинского emovere – потрясаться, волноваться, а «чувство» - исконно русское слово, в переводе с древнего языка означает быть к чему-то восприимчивым. Даже толкования у них разные. Чувство потрясает количеством, вплоть до полярности оттенков, эмоция всегда конкретна.

Множество оттенков

функции эмоций и чувствКак видно, характеристика эмоций и чувств весьма разнообразна, нет четкой научной классификации, есть очень много точек несостыковок. К примеру, одни исследователи говорят, что эмоцию скрыть не возможно, а чувство - наоборот, другие утверждают, что первые, напротив, не имеют внешнего проявления, а вторые имеют. Стоит констатировать, что в ближайшее время они не договорятся.

Если попытаться как-то обобщить вышесказанное, то может получиться такая картина. Можно утверждать, что чувства - это проявления души, а эмоции – организма. Уместно заметить, что первые относятся к социальной сфере, вторые тяготеют к химическим реакциям организма. Эмоции первичны, чувства складываются из них. Скрыть первые невозможно, сильные ощущения можно скрывать на протяжении очень долгого времени. Разве не отсюда родилось лицемерие? Чувства многоплановы, эмоции конкретны. Они различны по продолжительности. Многоплановые и долговременные ощущения, как правило, всегда объяснимы, кратковременные и внезапные существуют на бессознательном уровне. Говорить о двух этих взаимосвязанных, взаимопроникаемых явлениях можно бесконечно долго, и каждый раз будет появляться новый нюанс или штрих. То, о чем необходимо сказать еще – это функции эмоций и чувств и их влияние на человеческую жизнь.

Первичность эмоций

Эмоции первичны, поэтому надо начинать с них. Они бывают положительные и отрицательные. Охраняющие и разрушительные. От эмоций зависит само существование организма. Функции классифицированы. Существует сигнальная функция или коммуникативная. Эмоции выражаются при помощи мышц лица и тела, жестов движений. Например, человек не мог скрыть радостной улыбки в ответ на что-то или кинулся оттолкнуть ребенка с проезжей части, дал пощечину подлецу. Эти эмоции отвечают условиям существования человека в обществе.

выражение эмоцийРегулятивная функция отвечает за баланс организма. Избыток чувств может выразиться в плаче, крике – таким образом снимается напряжение. Поплакал, и стало легче. Отсюда советы близких людей в моменты, когда человеку нелегко: «а ты поплачь».

Отражательная функция носит оборонительный характер. Эмоции позволяют человеку на подсознательном уровне сконцентрироваться и избежать опасности: вовремя отдернуть руку или отклониться.

Побудительная функция (что видно из названия) подталкивает и определяет направление действия. Человек чувствует, что что-то надо сделать – наверное, отсюда родилось понятие о «внутреннем голосе».

Подкрепляющая функция заключается в том, что сильные эмоции закрепляются в памяти и перерастают в чувство или вызывают желание добиться чего-то определенного.

Переключательная функция позволяет расставить акценты и взять верх определенным эмоциям. Классический пример – преодоление чувства страха.

Основа существования человека разумного

Отсюда можно сделать вывод, что чувства и эмоции – это основа жизни. Они отвечают непосредственно за физическое существование организма, за право и возможность называться человеком. Несомненно, что чувства обогащают жизнь человека, наполняют ее смыслом, продляют, наконец. Есть такое понятие – жить во благо кого-то (или поставить на ноги внуков, или закончить начатое дело). Часто такие чувства заставляют человека жить, несмотря на недомогания, преодолевая болезнь. Эмоции и чувства стимулируют и обуславливают умственную деятельность человека. Одним словом – сама жизнь без них невозможна.

fb.ru

Общее понятие об эмоциях и чувствах

 

Понятие об эмоциях и чувствах.Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то отно­сится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него ра­дость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к раз­личным объектам; они называются чувствами или эмоциями. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком сво­его отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

В обыденной речи часто слово «чувства» употребляют в смыс­ле «ощущения». Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений, так как ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят: «Я ощущаю ра­дость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать наоборот: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Об этом надо помнить, потому что на этой основе возникает путаница между ощущениями и чувствами.

Рассмотрим тот же самый пример. Человек радуется аромату цветка. Цветок со всеми его свойствами существует вне челове­ка, независимо от него, и, если бы человек не видел цветка, тот все равно существовал бы. Но радость существует только в данном человеке как субъективное проявление. Без человека нет и его радости.

Выше мы, как и большинство психологов, употребили слова «чувства» и «эмоции» в качестве синонимов. Но в сущности эти два понятия отличаются друг от друга. Сравните, например, чувство советского патриотизма или чувство долга стакими чув­ствами, как радость, гнев и т. д., и вы сразу уловите разницу. Собственно чувство (чувство долга, чувство ответственности, чувствосоветского патриотизма, чувство коллективизма и т. д.) — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях (на­пример, чувство советского патриотизма может выражаться в эмоции радости в связи с успехами советских космонавтов, эмоции гнева в связи с клеветой кучки недоброжелателей в адрес нашего общественного строя), но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном пережива­нии. Например, у Саши сильное и глубокое чувство дружбы по отношению к товарищу Коле, но в данный момент Саша, увлек­шись каким-либо делом, может даже и не думать о Коле. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, тогда как при­митивные формы эмоцийудовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные.

В дальнейшем изложении мы будем различать понятия эмоции и чувства.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источ­ник эмоций — объективнаядействительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвен­ным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его обществен­ным бытием,— вызывает у него положительные эмоции (удоволь­ствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудоволь­ствие, горе, печаль, ненависть).

Возникновение чувств обусловлено общественным бытием че­ловека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в про­цессе общественного развития человека и связанные с отношени­ями между людьми: потребность во взаимном общении, потреб­ность в трудовой деятельности, потребность поступать в соответ­ствии с моральными нормами, принятыми в обществе, и т. д.

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, поста­новку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безраз­личный ко всему человек не способен ставить ирешать большие жизненно значимые задачи, добываться настоящих успехов и достижений. В. И. Ленин указывал, что «без «человеческих эмо­ций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скуч­ный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уро­ках плохо воспринимают материал.

Физиологические механизмы эмоций и чувств. Каждый чело­век по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений — изменяется ритм дыхания, деятель­ность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникшийв коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изме­нения в организме.

Включение подкорки и ретикулярной формации в эмоциональ­ный процесс может создавать большой резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении. Положительное эмоциональное состояние повышает работоспо­собность, снижает утомляемость человека. Даже утомленный человек в ходе сильных положительных эмоциональных пережи­ваний приобретает способность достаточно энергично и продуктив­но действовать. Положительные эмоциональные переживаниявсегда связаны со значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональные пере­живания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значитель­ному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности. Вот почему все, что усваивают школьники на уроке в состоянии воодушевления подъема, при наличии положительных чувств, понимается лучше, запоминается прочнее и надолго, т. е. учебная деятельность проходит с наибольшей продуктивностью.

И. П. Павлов связывал появление тех или иных эмоций у человека с подкреплением или нарушением динамических стере­отипов. Смена, ломка динамических стереотипов создает труд­ности для нервной системы и вызывает отрицательные эмоции. Всем известны факты неприятных переживаний, когда наруша­ется привычный распорядок нашей жизни. Поддержание, со­хранение динамического стереотипа вызывает состояние удовлет­ворения, удовольствия.

В последние годы ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы «центрами страдания» и «центра­ми наслаждения». Животным (крысам, а потом и обезьянам) в эти центры вживляли электроды. Электроды соединялись со слабым источником тока, который можно было включать, нажав на педаль. Животные выучивались нажимать на педаль и таким образом включать ток, идущий к ним в мозг. От раздражения «центров страдания» животные сразу же активно отказывались, убегали, причем все их реакции свидетельствовали о том, что они испытывают страдание. «Центры наслаждения» животные раздражали, беспрерывно нажимая на педаль много часов подряд, отказываясь от воды и пищи, вплоть до полного изнеможения. Раздражение током других центров подкорки вызывало приступы безудержного гнева и ярости у животных, которые моментально успокаивались,- как только прекращалось это раздражение.

Как уже говорилось в главе II, в целях лечения практику­ется введение тончайших электродов в отдельные участки и че­ловеческого мозга. При раздражении одних зон люди сообщают о возникновении у них приятных ощущений общего удовлетворе­ния, а также подъема, бодрости, немотивированной радости. При раздражении других зон больные говорят о чувствах трево­ги, беспокойства, угнетения, иногда беспредметного страха. Пока еще роль указанных центров в общей эмоциональной жизни человека не вполне ясна.

Что касается физиологических механизмов чувств, то в осно­ве их лежат стойкие системы связей в коре, в образовании которых решающую роль играет у человека вторая сигнальная система. Вторая сигнальная система очень влияет и на проте­кание эмоций, она может сдерживать их проявление, что откры­вает возможность человеку управлять своими эмоциями и чув­ствами.

Внешнее выражение эмоций. Изменяя жизнедеятельность чело­века, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения — в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделе­ние, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела — поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Раз­личная интонация при произнесении, например, слова «что» может выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение и т. п. По мимике и пантомимике мы, в частности, и судим о переживаемых человеком эмоциях (рис. 25).

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угро­жающим. И горе очень выразительно внешне — человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта — горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.

Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные пережива­ния не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех слу­чаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживать их, эмоции и вообще могут не проявиться внешне.

Для выражениянаиболее глубоких исложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая боль­шие чувства художников, писателей, ком­позиторов, всегда волнуют,вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.

 

Особенности эмоций

 

Положительные и отрицательные эмо­ции.Эмоции, как уже говорилось, есть непосредственное переживание отноше­ния человека к предметам и явлениям дей­ствительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным ибезразличным. Безразличное, равно­душное отношение обычно не связано скакими-либо эмоциями. Есликакие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положи­тельное отношение, положительные эмо­ции. Если нет, они вызывают отрица­тельное отношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоции человека имеют положительный или от­рицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выра­жается в таких эмоциях, как удовольст­вие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выра­жается в эмоциях неудовольствия, стра­дания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Надо отметить, что личная и общест­венная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательных не всегда совпадают. Например, такие эмо­ции, как угрызения совести, чувство стыда, переживаются человеком как не­приятные, иногда даже мучительные со­стояния, но с общественной точки зре­ния они полезны, необходимы иследо­вательно, положительны, так как содей­ствуют моральному росту личности. Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительную оценку, если они направлены на антиобществен­ные явления, па врагов нашего парода и государства, на расистов и неофашистов.

Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В не­которых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций. «Мне грустно и легко, печаль моя светла», — писал Л. С. Пушкин. Трудно сказать, «светлая пе­чаль» — больше положительное, приятное или отрицательное, угнетающее переживание. Кончая школу, ученик испытывает и радость, и грусть оттого, что безвозвратно уходят школьные годы. Встречаясь с трудностями, преодоление которых связано с тяже­лыми и неприятными эмоциями, мы одновременно испытываем радостное и бодрое состояние от сознания, что боремся за бла­городные и общественно ценные цели.

Стенические и астенические эмоции.Эмоции можно рассмат­ривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы — стенические (от греческого слова «стенос» — сила) и астени­ческие («астенос»— слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличи­вается темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбужде­ние, «спортивная злость», гнев, ненависть ит. д. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Этопечаль, тоска, уныние, подавленность. По­этому имеютопределенный смысл подобные высказывания врачей: «Веселые люди чаще выздоравливают, чем печальные», «Раны у победителей заживают быстрее и лучше, чем у побежденных». Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стенической, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Напри­мер, у одного человека горе может вызвать беспомощное, угне­тенное состояние, человек буквально цепенеет, у другого горе выражается в бурной реакции. Страх может парализовать одного человека, ослабить его духовные силы. У другого же страх мо­билизует физические и умственные силы, делает его находчи­вым и сообразительным, действия — быстрыми и точными. Да и радость бывает разной. Бурная радость — эмоция стеническая, поскольку она вызывает у человека прилив сил и жаждудеятельности. Радость тихая и спокойная обычно расслаб­ляет.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение.

Интенсивность и устойчивость эмоций. В зависимости от си­лы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.

Настроение — это относительно слабо выраженное эмоциональ­ное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении чело­века. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим — радостным и пе­чальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродуш­ным.

Соответствующее настроение вызывается различными собы­тиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины эти часто не осознаются, и у человека возникает мнение о том, что настроения беспричинны.

Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, поло­жительно влияет на окружающих. Бодрое, жизнерадостное наст­роение учителя всегда передается учащимся, а хорошее настрое­ние учащихся повышает их интерес к занятиям, улучшает вос­приимчивость, запоминание материала. Успех в учения, хороший ответ в классе, прекрасно выполненная работа создают у школь­ников длительное приподнятое, радостное настроение и желание работать еще лучше. Вот почему в борьбе с неуспеваемостью бывает очень важно создать для отстающего учащегося такие условия, чтобы он мог получить подряд несколько положитель­ных отметок. Вызванное этим состояние радостной уверенности в себе способствует дальнейшим успехам школьника.

Будучи в плохом настроении (мрачном или угрюмом), чело­век смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит: и веселый смех людей, и сосед, неосторожно толкнувший его, и погода, и т. п.

В плохом настроении учиться и трудно, и неинтересно, ма­териал усваивается тяжело, быстро забывается, ученик легко отвлекается от дела, все валится у него из рук, возникает пред­ставление о собственной неполноценности и неспособности.

Настроением можно и должно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда следует пере­ключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем, короче — заняться любимым делом. Очень хорошо преодолевается плохое настроение, если человек активно переключается на не очень тяжелый, но приятный физический труд. В результате его у человека обычно создается бодрое жизнерадостное настроение.

Особенно важно уметь преодолевать у себя плохое настроение учителю — сама профессия требует умения хорошо управлять своими психическими состояниями и не поддаваться им.

Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, воз­буждение) — это кратковременная, бурно протекающая эмоцио­нальная, реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Та­ковы, например, вспышки гнева, горя, радости. В словоупотреб­лении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость — восторг; страх-ужас; горе — отчаяние; гнев — ярость). Аффекты обычно сопро­вождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызываются аффекты сильными раздражи­телями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоя­тельствами). Более склонны к аффектам представители неурав­новешенного типа нервной системы с преобладанием возбуж­дения.

Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как- результат упорного труда, которыми че­ловек имеет все основания гордиться. Известно, например, что, закончив трагедию «Борис Годунов», А. С. Пушкин так радовался и ликовал, что пустился в пляс, приговаривая: «Ай да Пушкин!..» Великий русский ученый К. А. Тимирязев, когда открыл явление фотосинтеза, пошел плясать среди приборов и препаратов в своей лаборатории.

Чаще же всего аффективные реакции есть следствие недоста­точной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой, контролировать свое поведение. Нередко такого рода реак­ции наблюдаются у детей и подростков, так как процессы тор­можения у них еще недостаточно выражены. Порой приходится наблюдать аффекты гнева у школьников. Вот дежурный учитель ведет подростка. Его кто-то глубоко обидел, началась драка. В состоянии аффекта он укусил обидчику руку. Лицо его красно, он взъерошен, всхлипывает, дрожит, у него конвуль­сивно подергивается лицо, дергаются руки и ноги, сказать он ничего не в состоянии. А вот девочка, ученица III класса. Она в отчаянии, горько плачет,, захлебывается, слезы у нее текут ручьем, на слова не реагирует. В чем причина? Оказыва­ется, у нее чрезмерно строгие родители, которые требуют от дочери только отличных отметок и наказывают даже за тройки. Девочка получила по математике двойку, стала волноваться, представила себе строгие лица родителей, и отчаяние овладе­ло ею.

Как мы видим, в состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведе­нием, он может совершать необдуманные поступки. Однако надо владеть собой в любых обстоятельствах, даже когда это делать трудно. Трудно — не значит невозможно. Самое главное — не дать начаться аффективной реакции, постараться отвлечься на какое-либо постороннее действие. Здесь поможет и старый совет: прежде чем сделать или сказать что-то в состоянии нарастающего аффек­та, медленно, про себя сосчитай до двадцати. Что касается линии поведения учителя в отношении ученика, находящегося в состоянии аффекта, то есть хорошее правило: чем более возбуж­ден ученик, тем, более должен быть спокоен учитель. Спокойствие в сочетании с доброжелательным, мягким отношением быстро погасит возбуждение ребенка.

Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой лич­ности. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направ­ленности. Положительная страсть — это страсть к театру, музыке, спорту. Положительной страстью можно назвать неуклонное стремление к науке. Жизнь великого ученого М. В. Ломоносова — пример такого безграничного, страстного стремления к познанию окружающего мира. Страсть положительной направленности, например, к учению, искусству, науке способствует росту лич­ности, развитию ее таланта, большим достижениям в жизни.

Есть страсти отрицательные, направленные на мелкие или вообще недостойные цели, которые в итоге ослабляют волю и по­давляют психику человека. К таким страстям относится, напри­мер, страсть к обогащению, к азартным играм на деньги, к упо­треблению алкогольных напитков. Отрицательные страсти всегда носят общественно вредный характер, и с ними необходимо бо­роться как с социальным злом.

Проявления страсти могут наблюдаться и в детском возрасте, хотя в этом случае правильнее говорить об увлечениях. Страсть к чтению, футболу или хоккею, шахматам, филателии, к матема­тике, биологии — положительное явление, если только это не вносит беспорядка в режим жизни школьника и не мешает его основной деятельности — учению. Наблюдаются и нездоровые увлечения. Азартные игры (например, в карты на деньги) иногда увлекают не только взрослых, но и подростков. В этом отноше­нии учитель всегда должен быть бдительным и вовремя прини­мать меры к перестройке интересов и увлечений школьника.

Стрессовые состояния. Эмоциональные стрессовые (от англий­ского слова «стресс»—напряжение) состояния возникают в не­обычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Эти переживания, возникающие при опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необхо­димости принять быстрые и ответственные решения и т. д. Такие ситуации могут встречаться в самых различных видах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой, спортив­ной, в практике взаимоотношений между людьми, во всевоз­можных моральных конфликтных ситуациях. Стрессовое состоя­ние может, например, возникнуть у ученика при выполнении ответственной контрольной работы, к которой он слабо подготов­лен, или у учителя при необходимости принять ответственное решение в конфликтной ситуации.

Стрессы приводят к различным физиологическим изменениям и нарушениям поведения. К физиологическим изменениям при стрессе относятся учащение сердцебиения и дыхания, повышение кровяного давления. При сильном стрессе наряду с этим изме­няется поведение человека: возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, некоординированные движения и жесты, сбив­чивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания. При стрессе возможны ошибки воспри­ятия, памяти, мышления. Однако при слабом стрессе указанных нарушений не только не наблюдается, но и возникает общая физическая собранность и организованность, активизация деятель­ности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

К повторяющимся стрессам человек постепенно привыкает, приспосабливается (адаптируется). Адаптация быстрее происхо­дит у людей с сильным типом нервной системы. Большую роль в адаптировании к стрессу играют психические особенности лич­ности: сильный и цельный характер, волевые качества человека, прошлый опыт, знания, общая физическая и умственная трениро­ванность. Важнейшие условия адаптирования — моральные каче­ства человека: высокая идейность, чувство долга и ответствен­ности перед коллективом, которые помогают предотвратить дез­организацию поведения при стрессах.

 

Виды чувств

 

Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет­ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.

Моральные чувства — это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чув­ство коллективизма и т. п.

В основе чувства долга лежит осознание человеком общест­венных интересов своего народа и своих обязательств по отноше­нию к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанно­стей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает уда­чи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.

Пример проявления чувства долга — подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодо­гвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чув­ство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали.

Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству боль­ной матери, жертвуя игрой с товарищами.

Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку — при отсутствии деятельности.

Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исхо­дя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познаватель­ной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интел­лектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.

Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивлять­ся — очень важное качество, стимул познавательной деятель­ности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.

Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрас­ным. Источник эстетических чувств — произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэ­зия, а также произведения архитектуры и замечательные дости­жения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.

Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступ­кам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противо­речивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У та­кого человека эмоции и чувства возникают по случайным моти­вам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.

Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали — мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жад­ностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему.

В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различ­ные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.

Переживания человека могут быть как глубокими, так и повер­хностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко пере­живает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчи­вость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не под­вержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Чувства и эмоции

Министерство образования и науки Российской Федерации

Воронежский Государственный торгово-экономический университет

Факультет "Финансы и кредит"

Реферат по Психологии

на тему

Чувства и эмоции

Воронеж 2006

Содержание

Введение. 3

1 Понятие об эмоциях и чувствах. 4

2 Физиологические механизмы эмоций и чувств. 7

3 Выражение эмоций и чувств. 8

4 Функции чувств и эмоций. 10

5 Формы переживания эмоций и чувств. 14

6 Основные классификации эмоций. 17

Выводы.. 20

Литература. 22

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.

Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца — «ум с сердцем не в ладу» и т.д. При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается — зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни,–

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

И. А. Аксаков

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.

Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.

Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.

Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.

Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.

Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.

В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.

Охватывая все разновидности переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, — эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности — повышать активность организма, и негативным — угнетать все его функции.

Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено, в частное то, что эмоции, а именно продолжительные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.п.), играют решающую роль в развитии так называемых нейрогенных заболеваний[1] .

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.

Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.

У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку.

Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.

Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств — холодны, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна.

«…Проверил я алгеброй гармонию»

А.С. Пушкин

Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров — гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.

Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения. Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся в зависимости от обстоятельств и состояний человека. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства.

Одним из физиологических механизмов чувств является динамические стереотипы, системы временных нервных связей. Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и обиды, радости, торжества и отчаяния и т.п.

В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею рекой...

М.Ю. Лермонтов

Переживания эмоциональных состояний — радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. — всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

mirznanii.com

Виды эмоций и примеры их исследования

Виды эмоций и примеры их исследования

Эмоции - это поверхностные проявления личности. Распределим их в группы: А - природные, Б - социальные, В - личностные.

Алексей Николаевич Леонтьев.

Природные эмоции - аффекты. Это кратковременная, ярко выраженная непроизвольная и неконтролируемая защитная реакция организма в жизненно важной ситуации. Прежде всего, имеем в виду ситуацию жизненной опасности. Аффект оставляет обобщенный след, имеющий тенденцию к накоплению. Даже аффект выполняет функцию защиты. Организм может разрушаться. Это ситуативная защита. Для того, чтобы испытать аффект, надо быть в ситуации. Это немедленная или экспресс-реакция. И кроме того аффект, как кратковременная реакция - едина. Она не может быть прекращена.

Ярко выраженная - все те выражения, поведенческие, химические, биологические и т.д., выражена наиболее ярко.

Непроизвольная - реакция природная. Неконтролируемая - патологический аффект. Если человек в аффекте, это значит, что это не состояние его Я, а состояние, которое происходит с ним. Он пытается его избежать, а не может. Это смягчающее обстоятельство на суде. Если собирать данные, но интерпретировать, каждый найдет подтверждение своей точке зрения.

Мы будем рассуждать так - в случае индивида, чем строже правила, тем меньше преступлений. В Таборе, например.

А когда человек рождается второй раз, чем строже правила, тем преступлений больше.

Условная реакция вырабатывается. Время проходит, она угасает, затем опять появляется. Произошла реакция аффекта. Он угас, и опять о нем что-то напомнит, он должен отреагировать. Это и есть повторение аффективного следа. Он будет повторяться несколько раз, угасая. Если это бессознательный аффективный комплекс, с ним надо работать.

^ Методика диагностики аффективных следов

1. Методика свободных или словесных ассоциаций, предложенная Юнгом. Человек заранее составляет список ключевых слов, связанных с аффектом, вставляет среди других, нейтральных. И мгновенно говорит ассоциации на эти слова. Аффект эту типовую ассоциацию нарушает.

Комплекс стремится не только раскрыть, но и скрыть себя. И наш аффективный след нас учит скрывать себя. И мы можем называть типовые ассоциацию.

2. Лурия А. Р. Работа 20-х годов. В 30-х годах была издана за границей «Методика сопряженных моторных реакций». Лурия использует и метод Юнга - речевые ассоциации, речевой ответ на слова. Одновременно ответ тела, руки, двигательная реакция. Если аффективный след есть, если он речевую ассоциацию не вызывает, то он нарушает движения руки. Рука не только выдает человека, сколько было попыток сказать. Все это происходит почти мгновенно, рука попытку скрыть аффект выдает. Детектор лжи или полиграф. Лурия и его методика использовались для юридической практики. Для следователя она необходима и не имеет никакого отношения для судьи. Потому, что у человека может быть, а может и не быть причины преступления. Она может быть фантастической, вымышленной.

^ Эмоции вообще (социальные эмоции)

Собственные эмоции или эмоции в узком смысле. Разнообразие социальных эмоций необычайно. Чем же сходны и различны с аффектом?

Ситуативность. Они тоже ситуативны, связаны с какой-то конкретной ситуацией. Чтобы пережить эмоцию не обязательно быть в ситуации. Они связаны с представлением о ситуации. Эмоция имеет идеомоторный характер. Простейший пример реакций. Николай Ростов («Война и мир») боялся, что его охватит страх на поле боя. Предвосхищение страха - это эмоция. Тревога, тревожность -предвосхищение опасности. И тогда мы сразу выделим два вида тревожности.

Ситуативная тревожность. Связана с реальной опасностью, с ее предвосхищением. Спортсмены, парашютисты. Был замечательный человек Федор Дмитриевич Горбов - медик, отбиравший космонавтов. Он хотел, чтобы полетел такой человек, которого не сломала бы слава. Он был с абсолютным отсутствием ситуативной тревоги - Ю.А. Гагарин.

Индивидуальная или личностная тревога. Тревожность - это индивидуальная черта человека. Невротическая. Источник тревоги может быть и вымышленным. Реальной опасности нет. Может быть связана с комплексом и неверным защитным механизмом, временно снимающим тревогу, но не устраняющим причины.

1-й источник боязни - утрата любимого объекта.

2-й - боязнь утраты любви со стороны этого объекта.

3-й - боязнь утраты себя или части себя (часть джемсовского Я).

4-й - боязнь утраты любви к себе. Это наиболее опасный источник. Печаль и меланхолия.

3. Тревожность в Гештальттерапии.

Источник тревоги - это необоснованное забегание вперед - Фриц Перлз. Скованное дыхание. Перлз считает, что источник комплексов надо искать не в прошлом, как у Фрейда, и не в будущем, как у Адлера, а в непонимании своих настоящих, происходящих сейчас, подлинных переживаниях. Пример, классный журнал. Если человек пытается понять настоящие переживания, появится волнение, взволнованность объектом, подлинный интерес к объекту. Есть тревога об автобусе -загляни в фон, на людей, которые стоят рядом. Это напрямую связано с любовью Достоевского к своей эпилепсии. (Суть про защитные механизмы - дополнительно).

Карл Роджерс тоже говорит о тревожности. Тревожность - это боязнь утраты образа Я, представления о себе, и одновременно, признак необходимости изменить свое представление. У каждого есть представление о себе. И оно может быть неверным. Тревога - это признак того, что представление неверно. И чтобы снять тревогу, надо изменить себя. Гуманистическая психология рассматривает тревогу происходящим событием даже не с телом, а в сознании. Ваша неприязнь к бомжу - это ваша проблема. Это тормоз личностного развития. Это признак того, что надо изменить представление о себе.

Фрустрация - это негативное эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленной цели. Ее не изучают как таковую. Каковы реакции на фрустрацию? В курсе Левина, а ее исполнение провела его ученица Тамара Дембо.

У испытуемого 10 колец, которые он набрасывает на штыри. Кольца надо бросать до тех пор, пока все не попадут в цель. Это невозможно. Два барьера - внешний и внутренний. Круг, за который нельзя выходить, круг внешний сохраняет ситуацию, как важную для субъекта. Внешний барьер появился тогда, когда испытуемый принял эту ситуацию на себя, согласился участвовать в ней; Тогда опыт показывает, что первая реакция на фрустрацию - это агрессия, гнев. Прямая и косвенная агрессия. Прямая связана с условиями опыта. Косвенная - человек сдержал себя, но в другом месте она должна произойти. После гнева - регрессия. Снижение уровня реагирования. Эмоциональная регрессия - плач.

Регрессия так же бывает инструментальная или поведенческая, повторение шаблонных движений без результата, познавательная регрессия - снижение в мышлении. Мышление ребенка далеко не сразу является понятийным. Оно приходит к 7 - 8 годам. Вместо логики - интуиция. У Выготского комплексное мышление, допонятийное мышление ребенка - дошкольника. Это вид регрессии, когда я не решаю проблемы, а снижаюсь в своем решении

Различные варианты ухода: ушел, но не вышел из ситуации, от внутреннего барьера ушел, внешний остался.

Реакция рационализации - это попытка справиться, найти причину своей неудачи. Интересно, что здесь есть путь и позитивный. Реакция замещения - это попытка заменить исходную ситуацию подобной ситуацией

Старушка в гостях произносит эти слова обществу.

Почему два этих обряда едины - Смех и Страх. Надо эти обряды различать. Место и время проведения. В жизни одно - в познании другое. Люди задают себе вопрос: «Что делать с эмоциями?».

В древнем обществе стоики сдерживали эмоции, сторонники Эпикура - развивали и т.д. Социальный индивид должен учиться управлять своей эмоциональной сферой и сдерживать. Личность должна свои эмоции максимально выражать, потому что чувства будут выражены тогда, когда будут выражены негативные, затем позитивные эмоции.

Возникает вопрос: «Избавляться от страсти или нет?» Избавляться надо от глупости, а страсти надо переживать, потому что за ними откроются подлинные собственные мотивы.

2.2.2. Определение воли и ее критерии

Вундт о волевом процессе: если это процесс (эмоциональный, аффективный) может быть субъектом задержан или приращен, то он становится волевым.

Если аффективный процесс завершится, он так же и останется аффективным. А если он закончится волевым усилием, он будет волевой. У волевого процесса есть объективная сторона, предметное представление, т.е. мотив. Есть субъективная сторона, связанная с чувствами, переживаниями - побудительная сторона мотива. Если у этого процесса один мотив, Вундт назовет этот процесс импульсивным. В наше время это не так.

Если два мотива, то волевому процессу должно что-то предшествовать. Т.о. надо выбирать, и процесс становится произвольным. Волевую регуляцию подробно изучал Джемс.

^ Джемс о волевой регуляции

Волевая регуляция раскрывается в двух своих особенностях.

Способность отвлечься от посторонних факторов.

Для личности главное - воля. В познании - главное внимание. Джемс рассуждает. Основное понятие Джемса - поток сознания. Он сопровождает все наши действия, он дает понять, что

выполняемые действия сопровождаются потоком сознания. Все действия, начиная - подъем с кровати - волевые.

Какое-то сознательное представление вдруг усилилось, и тогда делаем вывод, что воля связана с усилием сознательного представления. Они говорят - усиль сознательное представление.

^ Критерий воли и внимания

Все параметры ориентировочного рефлекса. Наличие мышечного усилия, напряжение. Иногда это ясно связано с сосредоточением в позе.

Это структурный подход к воле. Он необходим в различных областях и имеет недостатки» Функциональный подход - для чего, в каких ситуациях необходима волевая регуляция. Упражнения из Джемса по воспитанию воли Любая деятельность, любая жизнь есть взаимодействие субъекта с объектом.

П, С - субъекты

П - простой субъект - у него один мотив

С - сложный - два мотива

ПРК - преобразование конфликтных ситуаций. Мир трудный, мотивов 2.

В конечном итоге - СТ, и человек научится и там себя вести. Джемс говорит - высшее развитие воли - это отказ от нее. Когда воля будет развитой, появятся процессы ПП - послепроизвольные, после того, как произвольность уже обеспечена. После того возник полный контроль, замечание всех препятствий, отказ от Я, важен процесс, действую ради процесса, и мне важно, что мною этот процесс совершается. Психолог Лин называет такие состояния аутолинические - самоцельные. Мир стал легким, потому что я его уже освоил полностью. У субъекта нет выбора - быть или не быть. Пример -святой или свободный человек.

Простой субъект попал в трудный мир. Столкнулся с препятствием. Невротики нас не интересуют, так как, совершая усилие по исправлению своего симптома, ему станет хуже. Обычному П надо задержать естественный процесс (возникло Т), совершить произвольную регуляцию деятельности. Задержку естественного процесса.

Зачем два слова - произвольная и волевая регуляция? Произвольная - безусловное наличие потребности или мотива, природно-данная потребность. Его потребность побуждает действовать и трудно задержать этот процесс. Волевая регуляция проявляется тогда, когда потребности действовать либо нет, либо она недостаточно интенсивна. Здесь нужно развитие воли. Конечно, французские авторы говорят об усилии. По теории Выготского, произвольность - свойство любой психической функции. Выготский здесь сместил акценты. Не только усилие предполагает произвольность, но и наличие средств. Произвольность, как результат освоения средств.

Здесь, в этой ситуации, простому человеку надо посоветовать терпеть. Терпи, и препятствие, может быть, исчезнет (терпи, работай, бессмысленная работа). На самом деле не исчезнет.

Теперь на его место ставим сложного субъекта, который попадает в легкий мир, в котором проблем нет. Здесь два мотива - Я знаю, что мне надо делать и делать этого я не хочу. Осознанное принятие решения, надо выбрать и исследовать его. Мы, в данном случае, оказываемся в области этики. Надо сделать выбор - истинно или ложно поступить. Основанием для выбора является мораль, моральные ценности - Этика. Подлинные ценности (условия) необходимы для выполнения деятельности, а мнимые - излишни.

Пример из Тарковского - для того, чтобы понять подлинность какого-то приема поведения, надо использовать какое-то техническое средство. Мотив кино - запечатлеть время, чтобы кто-то посмотрел, что было ранее. Как изобразить, сделать кино искусством, чтобы оно отражало жизнь? Как отразить события? Кино было немым. Мир еще и звучит. Режиссер Довженко «Земля». Эпизод - один человек стреляет в другого, и он падает. Видим два кадра. 1. - человек с пистолетом - дымок; 2. -человек упал. Не хватает выстрела, тогда Довженко параллельным монтажом вставляет один кадр -пасущиеся кони вскинули гривы, упал человек. Тарковский продолжает - в немом кино была открыта техника параллельного монтажа. Смена контекста. Общий прием - стимуляция творчества. В начале фильма горит свеча - остается дымок, на наших глазах он превращается в дым паровозной трубы. Необходимо понять разницу между «можно» и «нельзя». В звуковом кино этот прием излишний. Это уже не кино, а цирк. Событие не будет отражено верно. Оно будет просто показано, чтобы его смотрели. Этот прием лишний для правдивого изображения реальности.

Предположим, С - Т - преобразование или переосмысление конфликтных критических ситуаций. ПРК можно заменить творческой задачей. К такой задаче или проблеме надо прийти. Если он сталкивается, возвращается в С - Л и проверяет, а не мнимая ли это проблема? Тогда он возвращается к этой проблеме. Пять уровней возможных проблем:

Уровень социальных игр, где правила неопределенные и уровень надо менять. Уровень тупика. Негативный аспект - это барьер. А барьер - источник реакции - агрессия, регрессия, уход. Позитивный аспект тупика - полный отказ от социальных игр. В прошлом опыте нет средств для решения творческих задач.

Преобразование ситуации - решение задачи.

Есть старинная притча о девушке и жестоком парне. Царь принуждает ее выйти за него замуж. Хитрец, глупец - и подлец одновременно - положил два черных камня. Не надо менять условия, надо всмотреться - там есть фигура и фон. Фон сразу сделал решение, фигура - посторонний фактор. В фоне содержится решение. Если тупик не преодолим - это жертвенность. Да будет воля твоя на Земле как на Небе. Это уже отказ от воли.

biologrefs.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа