Темперамент и характер человека. Психология темперамент и характер


Темперамент и характер человека - Психология

Психология

Темперамент и характер человека – это индивидуальные особенности психического строения личности, которые рассматриваются как отражение его внутренней психической деятельности. Темперамент и характер человека проявляются в практически неизменном виде в течение всей жизни личности. При этом темперамент и характер человека не имеют отношения к конкретным задачам и целям, интересующим человека в данный момент времени, они также не связаны с поведением и мотивами. Как правило, человек определенного темперамента и характера не способен управлять или осуществлять контроль над проявлениями своего темперамента. Понятие о темпераменте и характере человека возникло еще во времена древних греков, когда легендарный Гиппократ завел разговор о таком явлении, как красис, то есть, по мнению древнего исследователя, характеристиках конкретного человека, которые непременно сказываются на поведенческих особенностях. При этом принадлежность к какому-либо темперамента человека по Гиппократу обусловливалась преобладанием в человеческом теле определенного типа жидкости: - холерики: импульсивные и вспыльчивые по той причине, что в их организме преобладает ядовитая желтая желчь; - флегматики: неторопливые и глубокомысленные, так как основной жидкостью их организма является лимфа; - сангвиники: активные и обожающие радоваться всему вокруг, так как в их организме преобладает самая «здоровая» жидкость – кровь; - меланхолики: опасливые и грустные, часто уходящие в себя, так как в организме людей с таким типом темперамента человека преобладает черная желчь. Отдельным этапом в развитии классификации темперамента и характера человека стали работы академика Павлова, который положил в основу каждого типа специфику работы нервной системы. Он доказал, что темперамент человека складывается из врожденных характеристик центральной нервной системы и приобретенных в результате развития свойств. Разумеется, уникальность темперамента и характера – неотъемлемая черта каждого отдельно взятого человека. У каждого человека есть определенный набор специфик, которые непременно оказывают влияние на работу центральной нервной системы. Именно Павлов определил основные характеристики функционирования нервной системы для каждого темперамента и характера человека: - меланхолики отличаются малой активностью как затормаживающего механизма, так и механизма возбуждения; - холерики характеризуются крайней степенью неуравновешенности, активностью процессов раздражения и активности нервной системы, при этом процессы затормаживающего характера проявляются более вяло; - сангвиники отличаются уравновешенностью и подвижностью; - флегматики характеризуются активностью мыслительных процессов на фоне внешнего спокойствия и даже некоторой заторможенности. Активность и устойчивость центральной нервной системы предполагает высокую степень выносливости и трудоспособности, неактивная и слабая нервная система – это неспособность контролировать раздражение и торможение. При условии повышенной активности нервной системы происходит быстрое изнашивание нервных клеток, их истощение. Темперамент и характер человека предполагает врожденные характеристики работы центральной нервной системы, непосредственно тип темперамента отражает эти особенности при любой ситуации, в которой действует человек. Характеристик психики конкретного человека, включающие привычки и умения, желания и потребности, складываются при развитии человека в течение всего жизненного пути. База деятельности психики человека – удовлетворение различной степени важности потребностей. Стоит сказать, что тип темперамента человека отражается на специфике его реакций на ту или иную ситуацию, но не регламентирует поступки человека и его мысли.

По материалам сайта: http://megamedportal.ru/

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

Организации со специализацией - Невропатология

Частная практика врач вертеброневролог Батальщиков Игорь Михайлович

health.sarbc.ru

Темперамент, характер, способность

Курсовая работа студентки ІІ курса 1 группы фармацевтического факультета Болюбаш Ирины

Одесский государственный медицинский университет

г. Одесса - 2009

Введение

"Темперамент", "характер", "способности" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "способности" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Определение темперамента

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия и влияет на темп и ритм речи. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности. От темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Учение о темпераменте

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, а так же И. Кант сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.

Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Следует учесть, что темперамент - психическое свойство, особенности которого много зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому, его характеристика не исчерпывается простым указанием на тип высшей нервной деятельности, свойственной для данного темперамента.

Основные свойства темперамента

Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. О нем можно судить по нескольким основным его свойствам.

Сензитивность (чувствительность) - о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Реактивность - это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие.

Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т.д.

Пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям.

Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются.

Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

mirznanii.com

Психология Темперамент и характер

Северо-Западная Академия Государственной Службы Факультет переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. РЕФЕРАТ

по дисциплине : Психология и педагогика.

тема: Темперамент и характер

слушателя 1 курса 3-х годичного отделения

специальности " Государственное и муниципальное управление."

Лазаревой Наталии Александровны.

Санкт-Петербург 1998 г. ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ТЕМПЕРАМЕНТ 2.1 Общее понятие о темпераменте. 2.2 Физиологическая основа темперамента. 2.3 Психологическая характеристика темпераментов. 2.4 Темперамент и личность. 3. ХАРАКТЕР 3.1 Общее понятие о характере. 3.2 Физиологические основы характера. 3.3 Типическое и индивидуальное в характере 3.4Черты характера 3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 ВВЕДЕНИЕ " Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание. 2 ТЕМПЕРАМЕНТ 2.1. Общее понятие о темпераменте Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент. 1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. 2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости ). 3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов. 2.2. Физиологическая основа темперамента Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения. Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей. Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей. Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы. Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека. Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. 2.3. Психологическая характеристика темпераментов По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом
сила нервн. процессовуравновешенность нерв. процессовподвижность нерв. процессовтемперамент
сильныйуравновешенныйподвижныйсангвиник
сильныйинертныйфлегматик
сильныйнеуравновешенныйхолерик
слабыймеланхолик
Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Холерический темперамент. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко. 2.4. Темперамент и личность. Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным. 3. ХАРАКТЕР 3.1. Общее понятие о характере. В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера. 3.2. Физиологические основы характера. Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа. 3.3. Типическое и индивидуальное в характере. Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно- исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера. 3.4. Черты характера. Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость. 3.5. Формирование характера у детей и пути его воспитания. Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению. С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты. Каковы же пути воспитания характера? Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения. В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи. На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам. Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969 2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970. 3. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966. 4. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984. 5. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. 6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.

works.tarefer.ru

ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ

Количество просмотров публикации ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ - 622

У каждого человека три ^характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности.

В. Гюго

Понятие о характере.У каждого человека уже изученные нами черты и качества соединœены по-разному. Неповторимое, индиви­дуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер. Размещено на реф.рфПоговорим о- нем более подробно.

ʼʼХарактерʼʼ— слово древнегреческого происхождения и в пере­воде на русский язык означает ʼʼчеканкаʼʼ, ʼʼпечатьʼʼ. И действи­тельно, характер, с одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют человеческую лич­ность. Жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определœен­ного момента человек сам начинает чеканить, ковать свой характер. Размещено на реф.рфВ этом, собственно говоря, и заключается сущность самовоспитания.

Но слова ʼʼчеканкаʼʼ, ʼʼпечатьʼʼ по отношению к характеру име­ют, с другой стороны, еще одно очень существенное значение. Ха­рактер накладывает печать на всœе поступки, мысли и чувства чело­века. По этим проявлениям мы и судим о характере какой-либо лич­ности. Характерными следует считать не всœе особенности человека, а только существенные и устойчивые. В случае если подросток, к примеру, слу­чайно кому-то грубо ответил или вспылил, это еще не означает, что грубость и вспыльчивость — черты его характера. Порой даже очень смелые люди могут испытать чувство страха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, т. е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в какой-либо ситуации, что сделает, что и как скажет.

Вы ведь и сами можете предвидеть, как отнесется ваш друг или подруга к какой-либо проблеме,, да и они смогут предсказать ваше поведение. Вы прекрасно знаете, как отреагирует тот или иной учи­тель на определœенный эпизод школьной жизни, что скажет мама или папа в том или ином случае. Такое прогнозирование возможно именно потому, что, во-первых, каждый человек ведет себя в со­ответствии со своим характером и, во-вторых, потому, что вы успели изучить его характер. Размещено на реф.рфС незнакомым человеком трудно общаться прежде всœего потому, что не знаешь, чего от него можно ожидать и чего он ждет от тебя. Только после того как произойдет взаимное познание характеров, общение между людьми протекает более или менее гладко. Я сказал ʼʼболее или менееʼʼ потому, что человеческая личность, характер — явления не только очень сложные, но и исклю­чительно подвижные, динамичные. Характеру присущи свои законы, но это не абсолютные законы, которые легко выразить впростых математических формулах, а законы относительные. Их тоже, на-

верное, психологи воплотят когда-нибудь в формулы, но формулы эти будут из области высшей математики, теории вероятностей и математической статистики. А на практике взаимное общение это бесконечное взаимное узнавание, взаимное предсказание и взаим­ные ошибки. И особенно много таких ошибок бывает у людей мало­наблюдательных, нечутких и неграмотных в психологическом от­ношении.

Черт характера (или качеств личности) очень много. В срав­нительно небольшом толковом ʼʼСловаре русского языкаʼʼ С. И. Оже гова свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Все эти черты, или, как их еще называют, качества личности, подразделяются на несколько крупных блоков, групп, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторонам действительности, к разным сторонам жизни Прежде всœего отметим качества, в которых выражаются наиболее важные психологические черты личности, ее убеждения и идеалы, направленность. Οʜᴎ окрашивают, придают общественный смысл всœем другим чертам характера.

Сюда входят черты, в которых проявляется отношение чело­века к окружающим его людям и к обществу в целом. Это патриотизм, коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта͵ честность, правдивость, искренность и другие. Мы назвали поло­жительные черты этой группы. Но встречаются и отрицательные качества — эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

В следующую группу качеств личности включаются черты харак­тера, в которых выражается отношение человека к самому себе. На самом делœе, ведь человек не просто общается с другими людьми, учится и работает, иными словами, действует в окружающем мире. Мы еще и задумываемся над тем, как мы это делаем, сравниваем себя с другими людьми, как бы измеряем собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение, самооценку мы производим и по отношению ко всœем своим качествам: внешности, способностям... Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя. Так возникает то, что обозначается личным местоимением ʼʼяʼʼ. Получается уже знакомая нам интересная ситуация: человек как бы раздваивается — один действует, разговаривает, решает задачи, делает авиамодели, играет в футбол.читает книги, а другой всœе время оценивает, сравнивает, контролирует. Отсюда личность должна быть довольна собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы.

Оценка личностью самой себя должна быть правильной, но иногда человек может давать себе завышенную оценку, ошибаться, так ска­зать, в сторону преувеличения своих заслуг, успехов, знаний. Воз­никает завышенная самооценка. Когда такой юноша или девушка обнаруживает со стороны окружающих людей — родителœей, то­варищей, учителœей — иную, более реалистичную, правильную, но в то же время и более скромную оценку, она нередко встречается в штыки: люди обижаются, считают, что к ним несправедливы, что

их недооценивают, не понимают. Особенно тяжело живется тем, у кого, как говорят, раздутое самомнение. Такие люди, как правило, вспыльчивы, обидчивы, либо, ■ наоборот, замкнуты, угрюмы, подо­зрительны. Вот здесь-то и проявляется значение скромности как качества характера. Скромный человек правильно оценивает себя, не выпячивает свои действительные или мнимые достоинства. Слу­чается и другое — человек излишне строг к самому себе, недооце­нивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоуни­жение, застенчивость.

Мы говорили о чертах характера, в которых выражается отно­шение человека к самому себе. Перейдем теперь к другой группе черт — это важные качества, в которых проявляется отношение человека к труду, к делу, результатам труда. Положительными здесь будут такие черты, как трудолюбие, инициативность, настой­чивость, аккуратность; отрицательные черты: безответственность, лень, которую недаром называют матерью всœех пороков, безыни­циативность, формализм в работе, боязнь трудностей и т. д.

Волевые черты характера.Особое место в характере человека за­нимают волевые черты, воля. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Все, наверное, слышали, да и сами не раз упот­ребляли такие выражения: ʼʼчеловек с характеромʼʼ; ʼʼу него твер­дый характерʼʼ или, наоборот: ʼʼбесхарактерныйʼʼ; ʼʼмямляʼʼ; ʼʼни то ни сеʼʼ. Здесь как раз и подчеркивается прежде всœего выра­женность волевых черт характера человека. Недаром ученые и пи­сатели, которые изучали характер человека, всœегда подчеркивали значение воли. Великий древнегреческий философ Аристотель, кото­рый обобщил в своих трудах всœе научные достижения современного ему мира, так сопоставлял характер и волю: ʼʼ...характер — это то, в чем обнаруживается направление воли; в связи с этим не изобра­жают характера те из речей, в которых не ясно, что кто-либо пред­почитает или чего избегает...ʼʼ

Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: всœе вроде есть и выглядит внушительно, а пользы никакой. Что же такое воля? Прежде всœего это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру. Начинается волевое действие с того, что у человека возни­кает какая-то потребность, которая толкает его на проявление актив­ности, возникает мотив деятельности. Уже на этом первом этапе возможна внутренняя борьба, борьба мотивов. Она возникает тогда, когда перед личностью есть несколько возможных целœей, отвечаю­щих разным его потребностям. Уже на этом этапе человеку прихо­дится проявлять свою зрелость, понимание общественных интересов, умение сочетать личное и общественное, разбираться, что в данный момент нужнее всœего. Примеров здесь можно найти сколько угодно. Достаточно проанализировать свои поступки хотя бы за один день, чтобы обнаружить много случаев, когда пришлось выбирать: ʼʼЧто делать?ʼʼ Эти решения могут касаться самых простых случаев, на-

пример, куда пойти вечером: в кино или на концерт — и очень слож­ных жизненных проблем — куда пойти после окончания школы. Но вот цель выбрана, решение принято. Дальше крайне важно выбрать средства для ее осуществления. И здесь, на этом этапе, тоже не всœегда всœе гладко. Ведь к цели можно прийти разными пу­тями. Есть пути легкие, но не очень честные, а есть трудные, но достойные, возвышающие человека. Значит, человека характеризуют не только цели, к которым он стремится, но и средства, которые он выбирает для их достижения. Разберем очень простой пример: ученик хочет получить отличную отметку по домашнему сочинœе­нию. Хорошая цель? Конечно. Но достичь ее можно разными путями: можно прочесть много дополнительной литературы, испробовать много вариантов, несколько раз переработать написанное, в трудных случаях обратиться к словарю, проконсультироваться с учителœем и т. д. Но иной идет к цели более легким путем: всякими правдами и неправдами достает готовую работу и списывает ее.

Буржуазная мораль оправдывает любые средства, лишь бы они помогали достижению цели. Даже девиз такой был выдвинут иезуи­тами, о реакционной деятельности которых вы знаете из истории средних веков: ʼʼЦель оправдывает средстваʼʼ.

Наша коммунистическая мораль отвергает данный бесчеловечный принцип. Мы считаем, что средства, ведущие к достижению цели, должны быть честными, гуманными, возвышающими человека. По тому, как человек принимает решение, можно судить о такой особенности воли, как решительность. Решительные люди прини­мают решение быстро, без дополнительных колебаний. Решитель­ность особенно важна в тех случаях, когда от своевременности при­нятия решения зависит успех дела. Ведь в жизни бывают ситуа­ции, когда просто невозможно медлить. О таких случаях мы постоян­но читаем в книгах о Великой Отечественной войне, да и в мирное время решительность — одно из ценных качеств человека. Но не нужно путать решительность с торопливостью. Недаром говорят: ʼʼСемь раз отмерь — один раз отрежьʼʼ. Впрочем, есть люди, которые ʼʼотмериваютʼʼ не семь раз, а значительно больше, а то и вовсœе только и делают, что отмеривают, а ʼʼотрезатьʼʼ, совершить действие, не

решаются.

Но вот цели ясны, средства выбраны. И здесь начинается самый главный этап волевого действия — исполнение принятых решений. Без этого вообще нет волевого действия и всœе предыдущие усилия и размышления оказываются напрасными. Порой случается, что юноша или девушка принимает прекрасные решения, выбирает хорошие, верные пути для их достижения, но так и не доводит дело до конца. Им не хватает настойчивости, силы воли. В русской лите­ратуре XIX в. создан особый тип героя — ʼʼлишний человекʼʼ— человек, принимающий хорошие решения, но неспособный довести свои начинания до конца.

Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступ­ках. Воля проявляется и в умении сдержать себя, затормозить неже-

лательные действия. Здесь говорят о выдержке, терпении, само обладании.

Характер и темперамент.Среди индивидуальных особенностей личности, которые я]эко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место при­надлежит темпераменту.

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых ʼʼвсœе знаютʼʼ. Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов — об одном утверждаем: ʼʼтипичный холерикʼʼ, другого именуем ʼʼсангвини­комʼʼ, третьего — ʼʼфлегматикомʼʼ, четвертого — ʼʼмеланхоликомʼʼ. Когда речь заходит о темпераменте, я провожу иногда один несложный опыт. Еще до изложения научного опре­делœения темперамента прошу поднять руку тех, кто считает себя холериком, потом — сангвиником и т. д. Оказывается, чаще всœего люди считают себя холериками или сангвини­ками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхолич­ности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Уже потом в ходе беседы слушатели узнают, что ʼʼхоро­шихʼʼ или ʼʼплохихʼʼ темпераментов не бывает, что на базе любого темперамента можно воспитать у себя любые черты личности и что среди великих людей встречаются представители всœех четырех типов: И. А. Крылов и М. И. Кутузов были флегматиками, А. С. Пушкин и А. В. Суворов — холериками, М. Ю. Лермонтов и Наполеон — сан­гвиниками, а Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский — меланхоликами. Люди легко относят к одному из классических темпераментов старых знакомцев — мушкетеров из романов А. Дюма-отца и убеждаются, как трудно правильно определить свой собственный темперамент: ведь в ʼʼчистомʼʼ виде каждый тип встречается редко, и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов...

Впервые более или менее подробно описал темпераменты заме­чательный древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что раз­личия между людьми объясняются соотношением различных жид­костей в их телœе. Таких жидкостей, как считал Гиппократ, у чело­века четыре, а именно: кровь, два сорта желчи — желчь желтая и черная желчь, затем слизь (-или лимфа). Гиппократ думал, что у сангвиников преобладает кровь (по-латыни ʼʼсангвисʼʼ), у холери­ков преобладает желтая желчь (ʼʼхолеʼʼ), у флегматиков преобладает слизь или лимфа (ʼʼфлегмаʼʼ). И наконец, меланхолики — это люди, у которых преобладает черная желчь (ʼʼмеланахолеʼʼ).

Интересную психологическую характеристику темпераментов дал известный немецкий философ XVIII в. Кант. Он говорил, что у сан­гвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединœенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всœем, что ему приятно. Склон­ности его непостоянны, и нельзя чересчур много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему всœе кажется, что им прене­брегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания ка­жутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влия­нием какой-нибудь страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, често­любие, сила его чувств не знают пределов, когда его душа нахо­дится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

И наконец, по мнению Канта͵ чувствования не овладевают фле­гматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Стоит сказать, что для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.

От чего же зависят различия людей по темпераменту? Наиболее успешную попытку связать темперамент с особен­ностями организма человека предпринял И. П. Павлов. В лаборато­риях Павлова, где на собаках изучались условные рефлексы, обна­ружилось, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному, у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других образуются медленно и быстро угасают; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, другие при сильных раздражителях впадают в тормозное состояние; у одних животных динамический стереотип изменяется быстро, у дру­гих проявляет большую инœертность. И. П. Павлов предположил, что всœе это зависит от особенностей высшей нервной деятельности жи­вотных. Он открыл и описал эти особенности.

В первую очередь, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки. К примеру, в условиях лаборатории силу нервной системы определяли с помощью сверхсильных раз­дражителœей, давали, к примеру, нестерпимо громкую сирену или громкую трещотку и смотрели, способен ли организм в этих усло­виях вырабатывать условные связи.

Другая основная особенность — уравновешенность процессов возбуждения и торможения. С этой точки зрения нервные процес­сы бывают или уравновешенными, т. е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует.

И наконец, третье свойство нервной системы — подвижность. Под подвижностью понимают способность нервных процессов быстро

сменять друг друга.

И. П. Павлов пришел к выводу, что в базе каждого из четырех типов темперамента лежит то или иное соотношение базовых свойств, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было названо типом высшей нервной деятельности.

Темперамент тесно связан с другими особенностями личности.

Он является как бы той природной канвой, на которую жизнь на­носит узоры характера.

Свойства темперамента определяют прежде всœего динамику пси хической жизни человека. Характеризуя роль темперамента͵ совет ский психолог В. С. Мерлин приводит очень образное сравнение ʼʼПредставьте себе,— пишет он,— две реки одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызᴦ. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бур лит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены..

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людейʼʼ.

О темпераменте человека можно судить по нескольким основ ным его свойствам. Поскольку каждому важно научиться определять свой собственный темперамент и темперамент своих близких, охарак­теризуем эти признаки.

Сензитивность, или чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорится, ʼʼдошлоʼʼ

Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: ʼʼвспыльчивыйʼʼ; ʼʼзаводится с полоборотаʼʼ, а о других: ʼʼНе поймешь, обрадовался или огорчился...ʼʼ

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчи­вости, сосредоточенности внимания и т. д.

Особое свойство — соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют в основном под влиянием случайных внеш­них или внутренних (захотелось!) причин; другие сами сознатель­но определяют линию своего поведения.

Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы крайне важно воздействие для возникновения эмоциональной реакции.

Темп психических реакций.

Пластичность и противоположное качество ригидность. Οʜᴎ проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный моментально пере­страивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Настолько тесно, что многие психологи предла­гают по этим особенностям определять сам темперамент.

На XVIII Международном конгрессе психологов, происходив­шем в Москве в 1966 ᴦ., турецкий профессор А. Векслеар предложил положить в основу делœения людей по темпераменту их способность активно или пассивно относиться к окружающему (ʼʼавтопластиюʼʼ и

ʼʼаллопластиюʼʼ). С этой точки зрения холерик—человек активной ʼʼаллопластииʼʼ. Он не приспосабливается к среде, а пытается среду приспособить к себе. Стоит сказать, что для него характерно стремление выделиться из окружающих людей, ʼʼподминатьʼʼ их под себя. Сангвиник тоже отличается активной ʼʼаллопластиейʼʼ. Он легко приспосабливается почти ко всякой среде, к любым переменам. Оптимист. Легко вступает в контакты с людьми. В нем всœегда теплится надежда на лучшее

будущее.

Меланхолики и флегматики — люди пассивной ʼʼаллопластииʼʼ. Οʜᴎ успешно приспосабливаются лишь к узкой среде (семья, кру­жок друзей) и почти не нуждаются в широком общении.

Хотя Векслеар склонен смешивать черты, которые действительно зависят от темперамента͵ и качества, относящиеся к характеру, в его рассуждениях есть рациональное зерно. Наши психологи давно уже установили, что, к примеру, сангвиники и флегматики по-разному общаются с окружающими людьми. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всœегда инициатор в общении, не­медленно откликается на подобные проявления со стороны другого человека, но его отношения к людям бывают изменчивыми и непостоянными. Он, как рыба в воде, чувствует себя в большой ком­пании незнакомых людей, а новая необычная обстановка его только

возбуждает.

Флегматик не таков. Социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Зато он устойчив и по­стоянен в своем отношении к человеку. Флегматик любит находить­ся в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Швейцарский психолог конца XIX— начала XX в. К- Юнг за­метил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внеш­ние предметы и события, в случае если одни обращены, так сказать, вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько ин­тересуют внешние события, сколько собственные переживания и собственная личность. Рассматривая течение человеческой жизни, говорил Юнг, мы видим, что судьбы одного обусловливаются пре­имущественно объектами его интересов, в то время как судьбы дру­гого — прежде всœего его собственной внутренней жизнью, его

субъектом.

Первых он назвал экстравертироваыными, а вторых—интро-вертированными. Экстраверты и интроверты. Исследования других психологов показали, что интро- и экстраверсия очень ярко прояв­ляются прежде всœего в процессе общения. В этом отношении экстраверты напоминают сангвиников, а интроверты — флегма­тиков.

Конечно, общительность сама по себе еще не обеспечивает чело­веку благоприятное положение в коллективе. Скорее всœего она поло­жительно действует на первых порах, когда человек только входит в новую группу. А потом, наверное, начинают ʼʼработатьʼʼ другие, более важные качества человека. И нередко чрезмерно общительный

человек может даже вызывать досаду и раздражение. Дело в том. что потребность в общении, которая присуща человеку, совсœем не предполагает непрерывного пребывания з непосредственном контакте с другими людьми. Напротив, человек нуждается и в относительном одиночестве. Даже очень общительному человеку иногда крайне важно побыть одному. Просто так, без видимых причин. А при серьез­ной творческой работе без добровольного затворничества не обой­тись.

В. С. Мерлин создал таблицу, в которой обобщается всœе, что нам известно о психологических проявлениях темперамента. По ней удобно производить диагностику и самодиагностику этого важ­ного свойства человека.

Психологическая характеристика типов темпераментов

Психологическая характеристика

Сангвиник

Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается на всœе, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание.

Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. |Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает. | Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело.'

Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисципли­нировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчи­вость.

Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стрем­ления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и пере­стройка навыков. Гибкость ума.

Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем

Холерик

Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. По этой причине он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп

Общий тип нервной системы

Сильный, уравновешен­ный, подвиж­ный

Сильный, неуравнове­шенный, инœер­тный

Продолжение

Психологическая характеристика

Общий тип нервной

СИСТСИ'Ы

Флегматик

Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда всœе в классе громко смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается -спокойным. Мимика бедная. Движения не­выразительны. Энергичен, отличается работоспособностью. Высо­кая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медлен­ный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает ; внимание. Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навы­ки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления

Меланхолик

Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невы­сокие пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителœен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает, руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало­работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Ригиден. Интровертирован

Сильный, уравновешен­ный инœертный

Слабый

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других лю­дей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-пер­вых, как мы уже говорили, ʼʼчистыеʼʼ темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всœего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты харак­тера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, смелым или, напротив - лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Вместе с тем, на базе определœенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, человек стремится опе­реться на его положительные особенности и преодолеть отрица­тельные.

Самопроверка Самопознание Самовоспитание

referatwork.ru


Twitter
Нравится

Поиск по сайту

Email рассылка

Узнавай первым

об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

Подробнее об этом

Новое на форуме

Нет сообщений для показа