Сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей. Сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей


Сестринский уход при железодефицитной анемии — КиберПедия

Лекция

Сестринский уход при железодефицитной анемии

Анемия - это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.Дефицит железа в организме проходит по стадиям:- прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;- латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:- железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.Степени тяжести ЖДА:

Лёгкая: Нb г/л 90-110 Эритроциты (1012/л) 3,0 Цветной показатель0,7-0,8 Fe сыворотки мкмоль/л 14,3 – 9,1

Средней тяжести: 70-90 2,5-3,0 0,6-0,7 7,7

Тяжелая ниже: 70 ниже-2,5 ниже-0,6 ниже-7,7 Прогноз ЖДА - благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.Принципы:- Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.- Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.- Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

Этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

Классификации лейкозов

Лейкозы согласно современным классификациям, классифицироваться по следующим критериям: морфологическим, иммунологическим, биохимическим и цитогенетическим.

Морфологическая классификация:Выделяют две большие основные группы лейкозов

· Лимфобластные лейкозы

· Нелимфобластные лейкозы

Франко-Американско-Британская рабочая группа (FAB) по лейкемии в 1976 г. приняла общепринятую в настоящее время классификацию лейкозов по морфологическим характеристикам лейкозных лимфобластов.

А) L1 мелкие с узким ободком цитоплазмы и трудно различимым ядрышком клетки. Наиболее распространённая клетка при всех типах ОЛЛ у детей

В) L2 - крупнее L1, более широкий ободок цитоплазмы, одно или больше выраженных ядрышек. Клетки менее типичны, чем L1, их иногда ошибочно принимают за миелобласты.

С) L3 крупные клетки с базофильной вакуолизированной цитоплазмой и чётко выраженными ядрышками. Встречаются редко и, как правило, являются маркерами В-клеточного варианта ОЛЛ.

85% пациентов имеют L1 субтип ОЛЛ, менее 2% L3, 13%-L2. Такое деление практически важно, так как L1 имеют более благоприятный прогноз.

Иммунологическая классификация основана на происхождении от Т или В-лимфоцитов.

· 15%-25% - Т-клеточный лейкоз,

· 1-3% - В-клеточный и пре-В-клеточный

· 0 клеточный - неидентифицируемый

Цитогенетическая классификация. Если лейкемические клетки имеют гипердиплоидный кариотип (более 50 хромосом), это дает хороший прогноз по выживаемости.

Ферментная терминальная дезоксинуклеотидилтрансфераза (её нахождение в 90% случаев характерно для ОЛЛ у детей). Таким образом, дифференцируют ОЛЛ от ОНЛ.

Среди острых нелимфобластных лейкозов (ОНЛЛ) выделяют:

1. Острый миелоидный лейкоз:М0- недифференцированныйМ1 - острый миелобластный лейкоз недифференцированныйМ2 - острый миелобластный лейкоз с дифференциациейМ3 – острый промиелоцитарный лейкозМ4 – острый миеломонобластный лейкозМ5 – острый монобластный лейкозМ6- острый эритролейкозМ7 - острый мегакариобластный лейкоз

2. При Хроническом миелолейкозе выделяют взрослый тип, ювенильный тип, бластный криз.

3. Врождённый лейкоз является особой формой острого лейкоза

Клинические проявления.

Следует отметить, что в силу полиморфности клиники у большого количества детей диагноз может устанавливаться случайно. Ниже приводим наиболее частые клинические проявления острых лейкозов.

По образному выражению в основе клиники лейкозов лежат два факта:

1. У больных слишком много лейкоцитов

2. Слишком мало эритроцитов и тромбоцитов

Наиболее типичны:

· Повышение температуры тела на субфебрильных цифрах или умеренный фебрилитет. Гипертермия связана с тем, что лейкозные клетки могут продуцировать эндогенные пирогены, а у части больных в силу бактериемии или вирусемии.

· Костно-суставной синдром (иногда ложный ревматизм) - боли в трубчатых костях нижних и реже верхних конечностей, позвоночнике, ребрах. В некоторых случаях, а наблюдается ограничение подвижности, нарушение походки.

· Кожные покровы и слизистые оболочки. Бледность кожных покровов. Лейкемиды (пролифераты лейкозных клеток)- образования темно-желтого или бурого цвета, выступающие над поверхностью тела в области грудной клетки, волосистой части головы, таза. Пролифераты в костях орбиты могут приводить к экзофтальму. Со стороны полости рта за 1-5% месяца до начала заболевания могут проявляться кровоточивость и гиперплазия дёсен, герпетические периоральные высыпания. Сухость и заеды красной каймы губ. Стоматит от катарального до язвенного.

· Геморрагический синдром. Кровоизлияния чаще на коже нижних конечностей и реже на туловище. Необильные носовые кровотечения, кровотечения из дёсен. Редко - желудочно-кишечные кровотечения и гематурия.

· Лимфоаденопатия - патогномоничный признак лейкоза. Лимфоаденопатия, как правило, генерализованная. Наиболее часто увеличиваются передне и заднешейные, подчелюстные и паховые лимфоузлы. Более значительное увеличение лимфоузлов характерно для нелимфобластных вариантов лейкоза.

· Гепатолиенальный синдром - чаще имеет место умеренно выраженная гепатоспленомегалия. Печень и селезенка, гладкие при пальпации.

· Изменения со стороны нервной системы на ранних этапах в виде астеноневротического и астеновегетативного синдромов. На поздних стадиях в виде нейролейкоза. Клинические проявления нейролейкоза - тошнота, рвота, нарушения сознания, поражения черепно-мозговых нервов, парезы, параличи, судороги.

· Поражения слюнных желёз - синдром Микулича.

· Редкие проявления виде пневмониеподобного синдрома, кардиоваскулярные расстройства по типу функциональной кардиопатии, увеличение почек, лейкозная инфильтрация яичек др.

Диагноз острого лейкоза ставится клинически, но всегда должен быть подтверждён лабораторно:

· Периферическая кровь: бластные клетки, анемия, тромбоцитопения

· В типичных случаях "лейкемический провал" - отсутствие переходных форм между юными недифференцированными и зрелыми кровяными клетками

· Миелограмма - обилие бластов. Количество бластов превышающее30% в костномозговом аспирате - необходимый критерий для диагноза острой лейкемии

· Угнетение эритро и -тромбоцитопоэза

· Цитохимические критерии дифференциальной диагностики ОЛЛ и ОНЛ.

(!) Диагноз острого лейкоза без пункции костного мозга и цитологического исследования аспирата костного мозга неправомерен.

При ОЛЛ наблюдается скопление РАS-положительного материала виде гранул вокруг ядра не менее чем у 10% бластов. Гранулярная окраска на бета глюкоронидазу при отрицательных реакциях на пероксидазу, неспецифическую эстеразу.

При ОНЛЛ - положительная реакция на пероксидазу, липиды, неспецифическую эстеразу, слабое диффузное окрашивание при ШИК реакции на бета глюкоронидазу.

1. Затрудняет диагностику и «маскирует клинику».

2. Снижает эффективность последующего лечения.

Лечение острого ОЛЛ.

Какова судьба больных лейкемией, которые не получают специфического лечения?(Aplenc R, 2002)

При отсутствии специфического лечения от появления симптомов до диагноза при ОЛЛ и ОНЛЛ проходит в среднем 1,2 мес.

От установления диагноза до наступления смерти при ОЛЛ проходит в среднем3,5 мес., а при остром миелобластном лейкозе смерть наступает через 1, 2 мес.

Современные методы лечения лейкозов дают возможность не только продлить жизнь больным, но и в некоторых случаях излечиться от заболевания.

Современные схемы лечения позволяют достичь 70% выживаемости детей с ОЛЛ. При ОНЛЛ выживаемость составляет свыше 40%.

К сожалению, стоимость курса лечения очень высока и составляет примерно 3500 $ США. Операция по трансплантации костного мозга обходится по скромным подсчетам в 50 тыс. долларов. Следует отметить, что даже в развитых странах такие затраты не по силам среднему гражданину, поэтому основные денежные средства поступают от благотворительных фондов и из государственных источников. В наши задачи не входит конкретизированное изложение современных алгоритмов лечения лейкозов у детей. Ниже приводим только основные принципы терапии и ведения данной категории больных

Лекция

Сестринский уход при железодефицитной анемии

Анемия - это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.Дефицит железа в организме проходит по стадиям:- прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;- латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:- железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.Степени тяжести ЖДА:

Лёгкая: Нb г/л 90-110 Эритроциты (1012/л) 3,0 Цветной показатель0,7-0,8 Fe сыворотки мкмоль/л 14,3 – 9,1

Средней тяжести: 70-90 2,5-3,0 0,6-0,7 7,7

Тяжелая ниже: 70 ниже-2,5 ниже-0,6 ниже-7,7 Прогноз ЖДА - благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.Принципы:- Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.- Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.- Лечение сопутствующих заболеваний.

Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

cyberpedia.su

Сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

Медицина Сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

просмотров - 339

Лекция № 11

План изложения материала:

1. Понятие анемии. Классификация. Причины развития.

2. Клинические проявления желœезодефицитной анемии.

3. Принципы лечения.

4. Принципы диспансерного наблюдения.

Цель занятия:Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, вариантам течения заболеваний, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами, профилактике изучаемых заболеваний.

Представлять и понимать:

1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

2. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний и проведении диспансерного наблюдения за пациентами с желœезодефицитной анемией.

Знать:

1. Анатомо-физиологические особенности системы крови.

2. Факторы риска и причины развития изучаемых заболеваний.

3. Основные клинические проявления, проблемы пациентов, осложнения, методы диагностики.

4. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

5. Профилактику заболеваний.

    1. Анемия. Понятие. Классификация. Причины развития.

– патологическое состояние организма, при котором снижается количество гемоглобина в единице объема крови чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов.

Классификация.

Анемии делятся на:

а) дефицитные (желœезо-, витамино-, белководефицитные)

б) апластические

в) гемолитические

г) постгеморрагические

По степени тяжести анемии делятся на:

а) легкой степени тяжести (гемоглобин снижен до 90 г/ л, эритроциты до 3,0 х1012 /л)

б) средней тяжести (гемоглобин 89-70г/ л, эритроциты до 2,5 х1012 /л)

в) тяжелую анемию (гемоглобин менее 70 г /л, эритроциты менее 2,5 х1012/л

Всемирная организация здравоохранения рекомендует считать нормой содержание гемоглобина в крови у взрослых выше 120 г/л,

а у детей до 5 лет – выше 110 г /л.

Желœезодефицитной анемией является анемия, характеризующаяся снижением уровня гемоглобина в единице объема крови ниже

110 – 120 г/ л), уменьшением средней концентрации гемоглобина в одном эритроците при снижении сывороточного желœеза (ниже 12 –14 мкмоль/ л).

Желœезодефицитные анемии (ЖДА) встречаются чаще других анемий, особенно в первые годы жизни ребенка.

Причины: а) дефицит желœеза в депо (недоношенность, многоплодная беременность, анемии у беременных)

б) недостаточное поступление желœеза и других микроэлементов, белка, витаминов с пищей (одностороннее вскармливание коровьим или козьим молоком, позднее введение прикормов, несбалансированное питание, злоупотребление углеводной диетой

в) нарушение всасывания желœеза в кишечнике при заболевании органов пищеварения

г) избыточная потеря желœеза при кровотечениях, гельминтозе, экссудативно-катаральном диатезе

д) повышение потребности в желœезе в период интенсивного роста͵ частых заболеваний ребенка.

Читайте также

  • - Сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

    Лекция № 11 План изложения материала: 1. Понятие анемии. Классификация. Причины развития. 2. Клинические проявления железодефицитной анемии. 3. Принципы лечения. 4. Принципы диспансерного наблюдения. Цель занятия:Сформировать у студентов знания по особенностям... [читать подробенее]

  • - Сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

    Лекция № 11 План изложения материала: 1. Понятие анемии. Классификация. Причины развития. 2. Клинические проявления железодефицитной анемии. 3. Принципы лечения. 4. Принципы диспансерного наблюдения. Цель занятия:Сформировать у студентов знания по особенностям... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    2.1 Этапы сестринского процесса при уходе за больными с анемией (на примере железодефицитной анемии). Железодефицитная анемия

    Похожие главы из других работ:

    Изучение возможности внедрения процесса сестринского ухода в практической деятельности медсестры

    1.2 Сущность и основные положения изучения процесса сестринского ухода на факультете высшего сестринского образования

    В России более 32 медицинских вузов имеют факультеты высшего сестринского образования (ВСО). (ВСО) - одна из ступеней многоуровневой подготовки сестринских кадров. ВСО готовит высококвалифицированные сестринские кадры для клинической практики...

    Исследование рынка препаратов для беременных

    4. Обзор рынка препаратов для лечения железодефицитной анемии

    Препараты для лечения железодефицитных состояний используются практически одни и те же, как для беременных, так и для других групп населения (кроме детей)...

    Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

    2.2 Этапы процесса консультирования

    Различные невербальные техники создают основу, своего рода "банк переживаний", который в дальнейшем используется для тренинга распознавания различных эмоциональных состояний (как собственных, так и других людей) и их адекватной вербализации...

    Обучение в сестринском деле

    Этапы процесса обучения

    Первый этап -оценка потребностей пациента и (или) его семьи Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей...

    Организация сестринского процесса в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН

    2.2 ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОТДЕЛЕНИИ ТЕРАПИИ ХРОНИЧЕСКИХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ ГУ НИИ ГРИППА РАМН»

    Реформы в здравоохранении в целом и конкретно в сестринском деле, изменение взглядов на качество и объем оказываемой медицинской помощи остро поставили вопрос рациональной и эффективной организации труда не только врачей...

    Проблемы пациента с заболеванием ущемление грыжи

    1.2 Структура сестринского процесса

    Существующая до настоящего времени концепция оказания сестринской помощи, основанная на том, что сестринская деятельность не является самостоятельной, а только дополняет врачебную...

    Развитие миомы у нерожавших женщин

    2. Организация сестринского процесса

    Сестринская карта пациента Наименование лечебного учреждения НЦРМБ Дата и время поступления 27.04.15 Дата и время выписки 31.04...

    Роль медицинской сестры при уходе за пациентом с поражением опорно-двигательного аппарата (артрозоартит)

    2. Улучшение организации сестринского процесса и ухода за больными с заболеваниями суставов (артрозоартит)

    ...

    Роль сестринского персонала в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний

    Глава 3. Роль сестринского персонала в профилактике и уходе за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями

    ...

    Роль фельдшера в профилактике анемий у детей младшего и среднего школьного возраста

    3.1. Профилактика и диспансерное наблюдение при железодефицитной анемии

    Первичная профилактика заключается в употреблении продуктов, содержащих много железа (мясо, печень, сыры, творог, гречневая и пшеничная крупы, пшеничные отруби, соя, яичный желток, курага, чернослив, сушёный шиповник)...

    Сердечно-легочная реанимация

    2.3 Этапы сестринского процесса

    1. Обследование пациента. 2. Определение потребности и выявление проблем. 3. Планирование вмешательств. 4. Выполнение плана сестринских вмешательств. 5. Оценка полученных результатов...

    Сестринский процесс при инфаркте миокарда

    Глава 3. Планирование ухода за пациентом, страдающим острым инфарктом миокарда. Роль медицинской сестры в уходе за больными

    Я проходила практику в Кисловодской городской больнице в кардиологическом отделении с 20 апреля по 17 мая. Я проводила исследователькую работу на тему «Сестринская помощь при инфаркте миокарда»...

    Синдром анемии – железодефицитная анемия

    1.4 Симптомы железодефицитной анемии

    В практическом отношении целесообразно выделять стадии дефицита железа. Так...

    Структура организации отделения гинекологии

    1.5 Роль медицинской сестры в уходе за больными в послеоперационном периоде

    В гинекологическом отделении следует выделять отдельные палаты на 2-3 койки для оперированных, отвечающие всем санитарно-гигиеническим требованиям и обслуживаемые отдельным персоналом...

    Эффективность переливания тёплых растворов как метода профилактики интраоперационной гипотермии

    2.1 Особенности сестринского процесса в анестезиологии

    Современная модель сестринского дела - это наука и практика, направленные на улучшение состояния здоровья каждого пациента. Специальность медицинской сестры "сестринское дело" в последние годы приобретает все больший вес...

    med.bobrodobro.ru

    Задача №18 (железодефицитная анемия)

    В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия. При сестринском обследовании выявлены жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.

    1Объективно:

    бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации - систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.

    Анализ крови: Нв - 75 г/л, эритроциты 3,9´1012 /л., цветной показатель 0,8, лейкоциты - 4,5´109 /л, СОЭ 20 мм/час.

    2Назначено:

    1. Полупостельный режим.

    2. Диета № 15 с высоким содержанием Fe в продуктах.

    3. Ферроплекс по 1 таблетки 3 раза после еды.

    4. Витамин В6 и В12 п/к.

    5. Аскорбиновая кислота внутрь по 1 таблетке 3 раза в день.

    Задания

    1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациента.

    2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

    3. Объясните больной правила подготовки к сдаче крови на общий анализ, разъясните значение показателей (эритроциты, гемоглобин, цветной показатель СОЭ).

    4. Обучите пациентку правилам приема препарата железа, объясните побочные эффекты.

    5. Продемонстрируйте сбор системы для в/в вливаний.

    Эталоны ответов

    (1) Нарушены потребности:

    дышать, двигаться, работать, питаться, общаться.

    (2) Проблемы:

    è Настоящие:

    слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.

    è Потенциальные:

    риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности.

    è Приоритетные: отсутствие аппетита и извращение вкуса.

    Краткосрочная цель -

    стимуляция аппетита в течение 1 неделя.

    (3) Долгосрочная цель

    - восстановление аппетита ко дню выписки.

     

    (4) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

    План Мотивация
    1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа. Для ликвидация дефицита железа в пище.
    2. Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме.
    3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита.
    4. Рекомендация по приему горечей. Для стимуляции аппетита и желудочной секреции.
    5. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД,ЧДД. Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.
    6. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. Предупреждение запоров при приеме препаратов железа.
    7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты.
    8. Выполнение врачебных назначений. Для эффективного лечения.

    (5) Оценка эффективности:

    у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.

    3. Студент демонстрирует инструктаж пациентки перед сдачей крови на общий анализ и доступно объясняет значение показателей.

    4. Студент демонстрирует объяснение пациентке правил приема и побочные эффекты препаратов железа.

    5. Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в вливания в соответствии с алгоритмом действия.

     

     

    Задача №19 (сахарный диабет, инсулинозависимая форма)

    Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом: сахарный диабет, инсулинозависимая форма.

    При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.

    В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на усталость, плохой сон. На контакт идет хорошо, говорит что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.

    1Объективно:

    состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст, ЧДД 16 в мин.

    2Пациенту назначено:

    1. Диета №9, режим палатный

    2. Исследование суточной мочи на сахар, глюкозурический профиль, определение толерантности к глюкозе, уровень глюкозы в крови.

    3. Инсулин простой

    a) 8 ЕД — 8.00

    b) 4 ЕД — 12.00

    c) 4 ЕД - 18.00

    Задания

    1. Выявите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено; определите проблемы пациента.

    2. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

    3. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.

    4. Обучите пациента технике введения инсулина.

    5. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.

    Эталоны ответов

    (1) Нарушенные потребности:

    выделять, есть, пить, быть здоровым, избегать опасность, общаться, работать.

    (2) Проблемы пациента:

    è настоящие

    -жажда;

    -полиурия;

    -учащенное мочеиспускание;

    -кожный зуд;

    -слабость;

    -опасение за исход заболевания;

    è потенциальные

    -риск развития гипо- и гипергликемической ком;

    -риск развития диабетической стопы;

    -риск развития ретинопатии.

    Из перечисленных проблем пациента

    è приоритетной является жажда.

    (3) Краткосрочная цель:

    пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.

    (4) Долгосрочная цель:

    у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.

    (5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

    План Мотивация
    1. Обеспечить питание согласно диете №9. Для нормализации углеводного обмена.
    2. Обеспечить пациенту лечебно - охранительный режим. Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы.
    3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни. Для активного участия пациента в лечении.
    4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче. Для коррекции дозы инсулина.
    5. Обеспечение гигиенического ухода за кожными покровами. Для предупреждения присоединения инфекций.
    6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина. Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе.
    7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания). Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии.
    8. Выполнение назначений врача. Для эффективного лечения.
    9. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с диетой №9 Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений.

    (6) Оценка эффективности:

    пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.

    3. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.

    4. Студент демонстрирует методику обучения пациента технике выполнения инъекции инсулина.

    5. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    zdamsam.ru

    Сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

    Лекция № 11

    План изложения материала:

    1. Понятие анемии. Классификация. Причины развития.

    2. Клинические проявления железодефицитной анемии.

    3. Принципы лечения.

    4. Принципы диспансерного наблюдения.

    Цель занятия: Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, вариантам течения заболеваний, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами, профилактике изучаемых заболеваний.

    Представлять и понимать:

    1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

    2. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний и проведении диспансерного наблюдения за пациентами с железодефицитной анемией.

    Знать :

    1. Анатомо-физиологические особенности системы крови.

    2. Факторы риска и причины развития изучаемых заболеваний.

    3. Основные клинические проявления, проблемы пациентов, осложнения, методы диагностики.

    4. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

    5. Профилактику заболеваний.

      1. Анемия. Понятие. Классификация. Причины развития.

    – патологическое состояние организма, при котором снижается количество гемоглобина в единице объема крови чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов.

    Классификация.

    Анемии делятся на:

    а) дефицитные (железо-, витамино-, белководефицитные)

    б) апластические

    в) гемолитические

    г) постгеморрагические

    По степени тяжести анемии делятся на:

    а) легкой степени тяжести (гемоглобин снижен до 90 г/ л, эритроциты до 3,0 х1012 /л)

    б) средней тяжести (гемоглобин 89-70г/ л, эритроциты до 2,5 х1012 /л)

    в) тяжелую анемию (гемоглобин менее 70 г /л, эритроциты менее 2,5 х1012/л

    Всемирная организация здравоохранения рекомендует считать нормой содержание гемоглобина в крови у взрослых выше 120 г/л,

    а у детей до 5 лет – выше 110 г /л.

    Железодефицитной анемией является анемия, характеризующаяся снижением уровня гемоглобина в единице объема крови ниже

    110 – 120 г/ л), уменьшением средней концентрации гемоглобина в одном эритроците при снижении сывороточного железа (ниже 12 –14 мкмоль/ л).

    Железодефицитные анемии (ЖДА) встречаются чаще других анемий, особенно в первые годы жизни ребенка.

    Причины: а) дефицит железа в депо (недоношенность, многоплодная беременность, анемии у беременных)

    б) недостаточное поступление железа и других микроэлементов, белка, витаминов с пищей (одностороннее вскармливание коровьим или козьим молоком, позднее введение прикормов, несбалансированное питание, злоупотребление углеводной диетой

    в) нарушение всасывания железа в кишечнике при заболевании органов пищеварения

    г) избыточная потеря железа при кровотечениях, гельминтозе, экссудативно-катаральном диатезе

    д) повышение потребности в железе в период интенсивного роста, частых заболеваний ребенка.

    studlib.info


    Twitter
    Нравится

    Поиск по сайту

    Email рассылка

    Узнавай первым

    об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.

    Подробнее об этом

    Новое на форуме

    Нет сообщений для показа