Кевала-кумбхака
Кумбхака бывает двух типов, а именно: сахитпа и кевала. Та, которая состоит из вдоха и выдоха, называется сахита. Та, которая лишена этих фаз, называется кевала. Вы можете попробовать кевалу после того, как хорошо овладеете сахитой. Когда после соответствующей практики кумбхака существует во многих местах, происходит без вдоха и выдоха и не ограничена ни местом, ни временем, ни числом, такая кумбхака называется абсолютной и чистой (кевала-кумбхака). Это четвертая форма «регуляции дыхания». За этойпоследней формой пранаямы приходят такие явления, как невидимое перемещение в пространстве. В «Васшитха-самхите» говорится: «Когда человек перестает вдыхать и выдыхать и с легкостью задерживает дыхание, это называется кевала-кумбхака». В этой пранаяме дыхание внезапно останавливается без вдоха или выдоха. Благодаря этой кумбхаке человек учится задерживать дыхание так долго, как ему хочется. Он становится раджа-йогом.
Когда человек овладевает этой кумбхакой, он может обходиться без вдоха и выдоха. Нет такой вещи в трех мирах, которая была бы ему недоступна. Начиная заниматься, человек сильно потеет. Йог, сидящий в падмасане, передвигается по земле прыжками, как лягушка. С течением времени он учится отрываться от земли и парить в воздухе. Он висит над землей в позе лотоса, и тогда в нем просыпается способность творить чудеса. Никакая боль, ни слабая, ни сильная, не оказывает на йога никакого влияния. Уменьшается количество выделений и продолжительность сна, слезоотделение и слюноотделение, йог не потеет, во рту его не появляется дурной запах. Затем, еще дальше продвинувшись в своих занятиях, он получает огромную силу, с помощью которой он достигает бхучара-сиддхиг которая дает ему возможность управлять всеми существами, населяющими землю: тигры, слоны, дикие буйволы и даже львы умирают от удара ладони такого йога. Он становится красивым, как сам бог любви. Благодаря сохранению семени тело йога окружает приятный аромат.
Путем кевала-кумбхаки человек познает кундалини. Энергия кундалини пробуждается, и сушумна освобождается от каких-либо препятствий. Йог достигает совершенства в хатха-йоге. Эта кумбхака исцеляет все болезни и продолжает жизнь. Вы можете делать эту кумбхаку три раза в день. Тот, кто знает пранаяму и кевалу, — настоящий йог. Разве может быть в трех мирах что-то неподвластное тому, кто овладел кевала-кумбхакой?
Кумбхака пробуждает кундалини-шакти, укрепляет сознание, дает бодрость всем системам организма и продолжает жизнь. Она помогает пищеварению, дает хороший аппетит. Она придает лицу и глазам сияние очарования. Она искореняет разнообразные болезни легких, желудка, почек, кишок и печени. Каждый раз, как вы чувствуете недомогание, угнетены или удручены чем-то, занимайтесь пранаямой.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
self.wikireading.ru
Пурака, речака, кумбхака
Все дыхательные упражнения начинайте всегда с максимально полного выдоха. Если вы сделали полный вдох и перекрыли горло, не расслабляйте мышцы-вдыхатели, в противном случае в груди возрастает давление, которое будет мешать венозному кровообращению. Любая фаза не должна сопровождаться каким-либо звуком, если это не оговорено специально. Его наличие говорит о том, что дыхательные пути не очищены. Не старайтесь ненормально растягивать ваши легкие, пусть они наполняются воздухом естественно. Только в позе Падмасана есть все необходимые условия для наилучшего функционирования легких и всей дыхательной системы.
Пурака – вдох всегда выполняется равномерно, продолжительно и ненапряженно за исключением специально оговоренных случаев. Если он сделан до отказа и остается чувство его неполноты, это значит, что он был выполнен с каким-то нарушением. Не дотягивайте вдох до счета, если он у вас не вкладывается в необходимое число матр, а лучше в следующий раз измените его продолжительность. Не заполняйте чрезмерно легкие, так как можете излишне растянуть легочную ткань, лучше учитесь пользоваться диафрагмой и расширяйте боковые части живота и груди. Не забывайте также, что, если вы выполнили асаны и после них приступаете к пранаяме, вам необходим определенный отдых для перестройки на новый режим тонких структур организма и особенно успокоения сердца, так как при незначительном завышении ритма сердца пранаяма затрудняется.
Речака. Выдох всегда выполняется в восходящей последовательности: снимается подбородочный замок, начинается выдох с помощью Уддияна-бандхи, далее сжимаются ребра, потом грудная клетка и в последнюю очередь опускаются плечи. Тазовое дно на всем протяжении выдоха остается приподнятым, а Мула-бандха не снимается до тех пор, пока весь воздух не будет выдохнут. Во всей стадии выдыхания преобладание давления остается за брюшным прессом. Этим достигается не только максимальный выдох, но также обеспечивается выжимание венозной крови из брюшных органов, а это обстоятельство особо важно для движения крови в кровяных депо. В связи с этим, даже если кумбхака не сопровождается Мула-бандхой, выдох необходимо начинать с самого низа, то есть с сокращения мышц ануса и нижней области живота, а потом с пупочной и надпупочной областей.
Кумбхака. Задержка дыхания для пробуждения Кундалини практикуется с 4 бандхами:
– Уддияна-бандха – необходимо удерживать мышцы живота сокращенными, чтобы обеспечить избыточное давление в легких и течение импульсов;
– Мула-бандха применяется тотчас после окончания вдоха, чтобы соединить прану с апаной и исключить утечку последней вниз;
– Джаландхара-бандха применяется, чтобы предотвратить утечку праны вверх;
– Набхо-мудра – рекомендуется отвести язык назад и сильно прижать его к нёбу, помимо специального действия на известный центр, здесь достигается еще и большое сжатие пазух сонной артерии, что предотвращает повышение артериального давления, вызванного резкой задержкой дыхания и влиянием сильного внутреннего давления. Пазухи сонных артерий известны современной медицине как чувствительные рецепторы, которые помогают регулировать процесс дыхания, ритм сердца и кровяное давление. Кроме того, они помогают сохранить сознание, так как в состоянии Джаландхара-бандхи они усиленно питают мозг кровью. Древние йоги хорошо знали свойства сонных артерий и умели оказывать помощью людям с повышенным давлением.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
med.wikireading.ru
Задержка дыхания на выдохе – одно из мощнейших средств Йоги. Такие задержки излечивают самые разнообразные болезни – астму, гипертонию, нарушения обмена, неврозы и невралгии, бессонницу и др. Упражнение может применяться в качестве скорой помощи в стрессовых ситуациях. Повторенное 3-4 раза, оно успокаивает и дает возможность трезво анализировать ситуацию.
yogapose.bid
32. Сурья-Бхеда-Кумбхака
Ценность и значение Сурья-Бхеда-Кумбхаки можно понять только после изучения таких явлений, как Прана-Вайю и Апана-Вайю. Каждый йогин стремится соединять и контролировать эти две силы. Сурья-Бхеда-Кумбхака незаменима для этих целей. Для начала рассмотрим происхождение названия этого упражнения. "Сурья" (Солнце) знакомо нам благодаря комплексу Сурья-Намаскар, который йогины выполняют каждое утро на рассвете. Но в данном случае речь идет о" правой ноздре, которая связана с Солнцем, т. е. Пингалой. "Бхеда" означает "пробить, проникнуть". Задача этого упражнения – открыть путь солнечной нади, сделать ее проницаемой. Многие авторы называют это упражнение просто Сурья-Бхеда, избегая Кумбхаки. Конечно же, такое название более удобно в употреблении, но я считаю, что хотя бы в заглавии стоит употребить полное имя, так как основной его характеристикой все-таки является продолжительная задержка Дыхания.
Выполнение
Сурья-Бхеда-Кумбхака выполняется только в Лотосе и Сиддхасане. Другие асаны исключаются. В крайних случаях допускается Ваджрасана. Рука и кисть приготовлены к поочередному дыханию, так как нам придется зажимать ноздри (смотрите главу 12).
Сделайте максимально возможный вдох через правую (солнечную) ноздрю (контролируя брюшные мышцы) и зажмите обе ноздри. Задержите дыхание и выполните Джа-андхара-Бандху. Перед выдохом максимально напрягите мышцы живота (Уддияна-Бандха), стараясь как можно сильнее прижать внутренние органы к позвоночному столбу. В это же время сделайте Мула-Бандху. В результате во время задержки дыхания должна получиться Бандха-Трайя. Как только вы почувствуете неудобство от Кумбхаки, медленно выдохните через левую (лунную) ноздрю.
Не прерываясь, повторяйте это упражнение, все время вдыхая через Пингалу. Для того чтобы убедиться, что вы правильно делаете упражнение, проследите за своим выдохом. Если вы выдыхаете спокойно и можете сразу же вдохнуть (т.е. вам не требуется время, чтобы перевести дыхание), значит, вы освоили технику Сурья-Бхеда. Если же вы чувствуете потребность после выдоха сделать несколько произвольных вдохов, значит, вы переоценили свои возможности и выбрали слишком медленный темп. Если это произошло один раз, – ничего страшного, но избегайте подобных повторений. Сократите продолжительность Кумбхаки, так как постоянные срывы могут привести к печальным последствиям.
Йогины достигли больших результатов в этом упражнении. Они способны задерживать дыхание до тех пор, пока не выступит пот у корней волос. Западные адепты сделали бы большую ошибку, подражая им, так как, во-первых, переходить этот рубеж во время самостоятельной практики строго воспрещается, а во-вторых, из-за разницы климата пот в Индии выделяется значительно обильней, чем у нас. Лучше заниматься дольше и медленней, чем рисковать своим сердцем и легкими.
Эффекты
В "Гхерстда-Самхите" сказано: "Сурья-Бхеда-Кумбха-ка приостанавливает старение и отдаляет смерть, пробуждает Кундалинн и поддерживает огонь в теле". Этот "огонь" – клеточное дыхание. Оно согревает все тело и активизирует пищеварение. Хатха-Иога по этому поводу добавляет: "Благодаря этому упражнению поток воздуха направляется к Сушумне". Сурья-Бхеда открывает путь по солнечной нади, а Бандха-Трайя и Кумбхака способствуют пробуждению тонких энергий. Не останавливаясь на этих мелких деталях, скажем, что Сурья-Бхеда является тонизирующим средством для психики и предназначена для тех, кто уже прошел определенный курс упражнений йоги. Нежелательно заниматься ею перед сном. Наиболее благоприятные условия – на рассвете или перед едой, но никогда после.
Если задерживать дыхание на короткий промежуток времени, то Сурья-Бхеда-Кумбхаку могут выполнять и начинающие адепты.
Итак
Медленно вдохнуть через Пингалу (правая ноздря).
Задержать дыхание с полными легкими на максимальное время (не забывая про Бандха-Трайю).
Медленно выдохнуть через Иду (левая ноздря). Для западных практикующих достаточно серии из пяти вдохов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Кевала-Кумбхака
Кумбхака бывает двух типов: сахита и кевала. Та, которая сочетается с вдохом и выдохом, называется сахитой. Та, которая лишена этих фаз, называется кевалай. Вы можете попробовать кевалу после того, как хорошо овладеете сахитой. Когда после соответствующей практики кумбхака существует во многих местах, происходит без вдоха и выдоха и не ограничена ни местом, ни временем, ни числом, такая кумбхака называется абсолютной и чистой (кевала-кумбхака). Это четвертая форма «регулирования дыхания». За этой, последней формой пранаямы следуют такие явления, как невидимое перемещение в пространстве. В «Васиштха-самхите» говорится:
«Когда человек перестает вдыхать и выдыхать и с легкостью задерживает дыхание, это абсолютная кумбхака (кевала)».
В этой пранаяме дыхание резко останавливается без вдоха или выдоха. Благодаря этой кумбхаке человек учится задерживать дыхание так долго, как ему хочется. Он становится раджа-йогом. С помощью кевала-кумбхаки йог познает кундалини. Энергия кундалини пробуждается, и сушумна освобождается от каких-либо препятствий. Йог достигает совершенства в хатха-йоге. Вы можете делать эту кумбхаку три раза в день. Тот, кто овладел пранаямой и кевалой, — настоящий йог. Разве может быть в трех мирах что-то неподвластное тому, кто овладел кевала-кумбхакой? Слава, слава таким возвышенным душам! Эта кумбхака исцеляет все болезни и продлевает жизнь.
Следующая глава >
esoterics.wikireading.ru
6. После трех циклов глубокого дыхания вы можете отдохнуть, сделать «дыхательную паузу», то есть несколько нормальных вдохов-выдохов. После этого начните снова. Во время паузы стойте свободно, держа руки на бедрах. Количество циклов глубокого дыхания подбирается в соответствии с физическими возможностями каждого человека. Сделайте 3—4 цикла, прибавляйте каждую неделю еще по одному. Глубокое дыхание — только один из видов пранаямы.
Капалабхати
Капала в переводе с санскрита означает «череп», а бхати — «сиять». Таким образом, капалабхати — это упражнение, заставляющее череп сиять. Эта крия прочищает черепную коробку. Поэтому она считается одной из шат-карма (шести очистительных процессов хатха-йоги).
Сядьте в падмасану. Руки держите на коленях. Закройте глаза. Быстро выполняйте пураку и речаку. Это нужно делать интенсивно, с силой. Вы должны обильно вспотеть. Это хорошее упражнение. Тем, кто хорошо умеет делать капалабхати, легко будет делать бхастрику. В этой пранаяме нет кумбха-ки. Основную роль здесь играет речака. Пурака тихая, медленнал и продолжительная (диргха). Речакуже следует делать быстро, с силой, сокращая мышцы брюшной полости толчком назад. При выполнении пураки расслабьте мышцы живота. Некоторые при этом непроизвольно сгибают позвоночник и наклоняют голову. Это нежелательно. Голова и туловище должны быть выпрямлены. Серия быстрых выдохов делается как в бхастрике. Для начала делайте один выдох в секунду. Постепенно вы научитесь делать два выдоха в секунду. Начните с одного сеанса по утрам, состоящего лишь из 10 выдохов. Вторую неделю делайте один сеанс утром и два вечером. И так каждую неделю, постепенно и осторожно, добавляйте при каждом сеансе по десять выдохов, пока не научитесь делать 120 выдохов за один сеанс.
Это упражнение очищает респираторную систему и носовые проходы, а также снимает спазмы бронхов. Соответственно, облегчаются приступы астмы, а впоследствии она постепенно излечивается. Верхушки легких получают достаточное количество кислорода и поэтому не создают благоприятных условий ,для туберкулезных бацилл. Капалабхати излечивает от чахотки и развивает легкие. Из крови устраняется углекислый газ и выбрасывается все нечистое. Ткани и клетки поглощают большое количество кислорода. Практикующий это упражнение обретает крепкое здоровье. Нормализуется работа сердца, значительно тонизируются система кровообращения и респираторная система.
Внешняя кумбхака (Бахья)
Втягивайте воздух через левую ноздрю в течение такого времени, за которое вы успеете три раза повторить ОМ, без задержки выпустите его через левую ноздрю, выдыхая, повторите ОМ 6 раз. Задержите выдох, пока не насчитаете 12 слогов ОМ. Затем вдохните через правую ноздрю, выдохните через левую и задержите дыхание, повторяя то же количество слогов ОМ. Делайте шесть таких упражнений утром и шесть вечером. Постепенно увеличивайте количество повторений и время кумбхаки. Не перенапрягайтесь и не утомляйте себя излишне.
Легкая, удобная пранаяма (Сукха-Пурвака)
Сядьте в падмасану или сиддхасану в комнате для медитации перед изображением вашего ишта-дэваты (личного божества-наставника). Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Очень, очень медленно вдохните через левую ноздрю. Затем закройте и левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Задержите воздух так долго, как можете, не причиняя себе больших неудобств. (Задержка дъ'г-хания осуществляется не за счет зажатия ноздрей, но за счет остановки движения легких.) Затем очень, очень медленно выдыхайте, отпустив большой палец. Это половина цикла. Затем сделайте вдох через правую ноздрю и снова задержите дыхание. Затем очень медленно выдыхайте, уже через левую ноздрю. Все эти шесть этапов составляют одну пранаяму. Делайте двадцать упражнений утром и двадцать вечером. Постепенно увеличивайте число упражнений.
Настройтесь на то, что все дайви-сампаты (божественные качества) — милосердие, любовь, прощение, мир и радость — входят в вас с тем воздухом, который вы вдыхаете, а все асури-сампаты (демонические качества) — похоть, злоба, жадность и т. д. — выходят из вас с тем воздухом, который вы выдыхаете. Во время выполнения пураки, кумбхаки и речаки повторяйте про себя ОМ или гаятри*. Трудолюбивый садхака может выполнять по 320 пранаям в день за 4 сеанса, то есть по 80 пранаям за сеанс.
Различные мантры и их эффекты описаны в моей книге «Джапа-йога». — Прим, автора.
Эта пранаям.а устраняет все болезни, очищает нади, делает ум устойчивым в концентрации, улучшает пищеварение, усиливает желудочный огонь и аппетит, помогает соблюдать брах-мачарью и пробуждает кундалини, которая спит в муладхара-чакре. Нади быстро очищаются. Вы также обретаете способность левитировать.
Пранаяма для пробуждения Кундалини
Выполняя следующее упражнение, сосредоточьтесь на му-ладхара-чакре, которая расположена в основании позвоночного столба, имеет треугольную форму и является обителью кун-Ьалини-шакти. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Медленно вдохните через левую ноздрю на три счета ОМ. Представьте себе, что вы вытягиваете в себя прану с атмосферным воздухом. Затем закройте левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем правой руки и задержите дыхание на 12 счетов ОМ. Направьте ток вниз по позвоночному столбу прямо в треугольный лотос, муладхара-чакру. Представьте себе, что этот нервный ток бьет прямо в лотос и пробуждает кундалини. Затем медленно выдохните через правую ноздрю на 6 счетов ОМ. Повторите процесс, начиная с правой ноздри, как описано выше, используя те же единицы, те же образы и ощущения. Эта пранаяма быстро пробудит кундалини. Выполняйте ее 3 раза утром и 3 раза вечером. Постепенно и осторожно увеличивайте число повторений и время в соответствии с вашими возможностями и силой. В этой пранаяме очень важна концентрация шмуладхара-чакре. Кундалини пробудится быстро, если вы достаточно интенсивно концентрируетесь и регулярно выполняете эту пранаяму.
Пранаяма во время медитации
Во время концентрации и медитации пранаяма приходит сама собой. Дыхание постепенно замедляется. Мы ежедневно неосознанно выполняем пранаяму. Когда вы читаете захватывающе интересную книгу или решаете математическую задачу, ваш ум максимально сосредоточен и поглощен этим занятием. Если вы в такие моменты обратите внимание на свое дыхание, вы увидите, что оно становится очень медленным. Когда вы следите за трагическим сюжетом в театре или кино, слышите какие-то очень неприятные известия, плачете от счастья или от горя или смеетесь, ваше дыхание замедляется — пранаяма приходит автоматически. Она приходит автоматически, когда йог выполняет ширшасану. Из этих примеров очевидно, что во время глубокой концентрации ума дыхание замедляется или останавливается. Пранаяма выполняется автоматически. Ум и прана тесно взаимосвязаны. Как только вы попытаетесь наблюдать задыханием в этих состояниях, оно тотчас вновь станет нормальным. Пранаяма приходит сама собой к тем, кто глубоко поглощен выполнением джапы, дхьяны или брахма-вичарой (изучением Атмана).
Прана, ум и вирья связаны одной самбандхой (связью). Если вы контролируете ум, прана и виръя контролируются автоматически. Если вы контролируете виръю, будучи акханда-брахмачари, то есть не выпустив за 12 лет ни одной капли семени, ум и прана контролируются автоматически. Прана и ум связаны так же, как ветер и огонь (свет). Ветер раздувает огонь. Прана раздувает ум. Если ветра нет, огонь устойчив. Хатха-йоги приближаются к Брахману путем контроля над праной. Раджа-йоги приближаются к Брахману путем контроля над умом.
www.booklot.ru
6. После трех циклов глубокого дыхания вы можете отдохнуть, сделать «дыхательную паузу», то есть несколько нормальных вдохов-выдохов. После этого начните снова. Во время паузы стойте свободно, держа руки на бедрах. Количество циклов глубокого дыхания подбирается в соответствии с физическими возможностями каждого человека. Сделайте 3—4 цикла, прибавляйте каждую неделю еще по одному. Глубокое дыхание — только один из видов пранаямы.
Капалабхати
Капала в переводе с санскрита означает «череп», а бхати — «сиять». Таким образом, капалабхати — это упражнение, заставляющее череп сиять. Эта крия прочищает черепную коробку. Поэтому она считается одной из шат-карма (шести очистительных процессов хатха-йоги).
Сядьте в падмасану. Руки держите на коленях. Закройте глаза. Быстро выполняйте пураку и речаку. Это нужно делать интенсивно, с силой. Вы должны обильно вспотеть. Это хорошее упражнение. Тем, кто хорошо умеет делать капалабхати, легко будет делать бхастрику. В этой пранаяме нет кумбха-ки. Основную роль здесь играет речака. Пурака тихая, медленнал и продолжительная (диргха). Речакуже следует делать быстро, с силой, сокращая мышцы брюшной полости толчком назад. При выполнении пураки расслабьте мышцы живота. Некоторые при этом непроизвольно сгибают позвоночник и наклоняют голову. Это нежелательно. Голова и туловище должны быть выпрямлены. Серия быстрых выдохов делается как в бхастрике. Для начала делайте один выдох в секунду. Постепенно вы научитесь делать два выдоха в секунду. Начните с одного сеанса по утрам, состоящего лишь из 10 выдохов. Вторую неделю делайте один сеанс утром и два вечером. И так каждую неделю, постепенно и осторожно, добавляйте при каждом сеансе по десять выдохов, пока не научитесь делать 120 выдохов за один сеанс.
Это упражнение очищает респираторную систему и носовые проходы, а также снимает спазмы бронхов. Соответственно, облегчаются приступы астмы, а впоследствии она постепенно излечивается. Верхушки легких получают достаточное количество кислорода и поэтому не создают благоприятных условий ,для туберкулезных бацилл. Капалабхати излечивает от чахотки и развивает легкие. Из крови устраняется углекислый газ и выбрасывается все нечистое. Ткани и клетки поглощают большое количество кислорода. Практикующий это упражнение обретает крепкое здоровье. Нормализуется работа сердца, значительно тонизируются система кровообращения и респираторная система.
Внешняя кумбхака (Бахья)
Втягивайте воздух через левую ноздрю в течение такого времени, за которое вы успеете три раза повторить ОМ, без задержки выпустите его через левую ноздрю, выдыхая, повторите ОМ 6 раз. Задержите выдох, пока не насчитаете 12 слогов ОМ. Затем вдохните через правую ноздрю, выдохните через левую и задержите дыхание, повторяя то же количество слогов ОМ. Делайте шесть таких упражнений утром и шесть вечером. Постепенно увеличивайте количество повторений и время кумбхаки. Не перенапрягайтесь и не утомляйте себя излишне.
Легкая, удобная пранаяма (Сукха-Пурвака)
Сядьте в падмасану или сиддхасану в комнате для медитации перед изображением вашего ишта-дэваты (личного божества-наставника). Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Очень, очень медленно вдохните через левую ноздрю. Затем закройте и левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Задержите воздух так долго, как можете, не причиняя себе больших неудобств. (Задержка дъ'г-хания осуществляется не за счет зажатия ноздрей, но за счет остановки движения легких.) Затем очень, очень медленно выдыхайте, отпустив большой палец. Это половина цикла. Затем сделайте вдох через правую ноздрю и снова задержите дыхание. Затем очень медленно выдыхайте, уже через левую ноздрю. Все эти шесть этапов составляют одну пранаяму. Делайте двадцать упражнений утром и двадцать вечером. Постепенно увеличивайте число упражнений.
Настройтесь на то, что все дайви-сампаты (божественные качества) — милосердие, любовь, прощение, мир и радость — входят в вас с тем воздухом, который вы вдыхаете, а все асури-сампаты (демонические качества) — похоть, злоба, жадность и т. д. — выходят из вас с тем воздухом, который вы выдыхаете. Во время выполнения пураки, кумбхаки и речаки повторяйте про себя ОМ или гаятри*. Трудолюбивый садхака может выполнять по 320 пранаям в день за 4 сеанса, то есть по 80 пранаям за сеанс.
Различные мантры и их эффекты описаны в моей книге «Джапа-йога». — Прим, автора.
Эта пранаям.а устраняет все болезни, очищает нади, делает ум устойчивым в концентрации, улучшает пищеварение, усиливает желудочный огонь и аппетит, помогает соблюдать брах-мачарью и пробуждает кундалини, которая спит в муладхара-чакре. Нади быстро очищаются. Вы также обретаете способность левитировать.
Пранаяма для пробуждения Кундалини
Выполняя следующее упражнение, сосредоточьтесь на му-ладхара-чакре, которая расположена в основании позвоночного столба, имеет треугольную форму и является обителью кун-Ьалини-шакти. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Медленно вдохните через левую ноздрю на три счета ОМ. Представьте себе, что вы вытягиваете в себя прану с атмосферным воздухом. Затем закройте левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем правой руки и задержите дыхание на 12 счетов ОМ. Направьте ток вниз по позвоночному столбу прямо в треугольный лотос, муладхара-чакру. Представьте себе, что этот нервный ток бьет прямо в лотос и пробуждает кундалини. Затем медленно выдохните через правую ноздрю на 6 счетов ОМ. Повторите процесс, начиная с правой ноздри, как описано выше, используя те же единицы, те же образы и ощущения. Эта пранаяма быстро пробудит кундалини. Выполняйте ее 3 раза утром и 3 раза вечером. Постепенно и осторожно увеличивайте число повторений и время в соответствии с вашими возможностями и силой. В этой пранаяме очень важна концентрация шмуладхара-чакре. Кундалини пробудится быстро, если вы достаточно интенсивно концентрируетесь и регулярно выполняете эту пранаяму.
Пранаяма во время медитации
Во время концентрации и медитации пранаяма приходит сама собой. Дыхание постепенно замедляется. Мы ежедневно неосознанно выполняем пранаяму. Когда вы читаете захватывающе интересную книгу или решаете математическую задачу, ваш ум максимально сосредоточен и поглощен этим занятием. Если вы в такие моменты обратите внимание на свое дыхание, вы увидите, что оно становится очень медленным. Когда вы следите за трагическим сюжетом в театре или кино, слышите какие-то очень неприятные известия, плачете от счастья или от горя или смеетесь, ваше дыхание замедляется — пранаяма приходит автоматически. Она приходит автоматически, когда йог выполняет ширшасану. Из этих примеров очевидно, что во время глубокой концентрации ума дыхание замедляется или останавливается. Пранаяма выполняется автоматически. Ум и прана тесно взаимосвязаны. Как только вы попытаетесь наблюдать задыханием в этих состояниях, оно тотчас вновь станет нормальным. Пранаяма приходит сама собой к тем, кто глубоко поглощен выполнением джапы, дхьяны или брахма-вичарой (изучением Атмана).
Прана, ум и вирья связаны одной самбандхой (связью). Если вы контролируете ум, прана и виръя контролируются автоматически. Если вы контролируете виръю, будучи акханда-брахмачари, то есть не выпустив за 12 лет ни одной капли семени, ум и прана контролируются автоматически. Прана и ум связаны так же, как ветер и огонь (свет). Ветер раздувает огонь. Прана раздувает ум. Если ветра нет, огонь устойчив. Хатха-йоги приближаются к Брахману путем контроля над праной. Раджа-йоги приближаются к Брахману путем контроля над умом.
www.booklot.ru
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа