Такой синдром, как «тупость эмоциональная», в психиатрии также именуют эмоциональным обеднением. Для подобного состояния характерно снижение эмоциональности, утрата способности к переживаниям и чувствам. Человек сохраняет простейшие реакции и проявляет чувства, которые направлены на удовлетворение основных инстинктов, при этом утрачиваются серьезные эмоциональные переживания.
Как проявляется эмоциональная тупость? Симптомы: чрезмерная холодность к окружающим людям, отсутствие сопереживания и сочувствия к друзьям и близким людям. В некоторых ситуациях пациент ощущает полную опустошенность, безразличие.
Основной причиной подобного явления по отношению к другим людям врачи считают существенные нарушения психики, которые вызваны органическими либо физиологическими патологиями коры головного мозга. Происходит такое нарушение психики на начальной стадии шизофрении. Основная проблема состоит в том, что появляется угроза появления полной безучастности и равнодушия, утраты эмоциональной связи с окружающим миром.
Часто тупость эмоциональная приводит к притуплению в сфере чувств и эмоциональных переживаний. По мере роста равнодушия и холодности у пациента развивается синдром ранимости, именуемый в психиатрии «феноменом стекла и дерева». Люди шизоидного типа имеют слаборазвитую психическую защиту, они ранимы, а эмоциональная холодность является защитной реакцией. Также тупость эмоциональная может появиться из-за депрессии и повреждений мозга.
Вариант лечения зависит о тех причин, которые привели к появлению заболевания. Если тупость эмоциональная выявлена в раннем возрасте, помочь может детский психиатр. Благодаря современным методикам, объединяющим педагогику и медицину, можно стабилизировать состояние ребенка.
Как у взрослых решается такая проблема, как апатия, эмоциональная тупость? Для начала осуществляется исследование работоспособности мозга, анализируется состояние центральной нервной системы, проводятся разнообразные тестирования и анализ поведенческих инстинктов. По полученным результатам определяется продолжительность и форма лечения.
Подробнее разберем такое заболевание, как эмоциональная тупость. Симптомы данной болезни хорошо изучены психиатрами.
Патологический аффект представляет собой эмоциональную реакцию ярости либо гнева, которая возникает как ответ на раздражитель. Протекает он достаточно быстро на фоне помрачнения сознания, причем пациент практически не помнит пережитое раздражение. Такое состояние возникает в случае органических поражений головного мозга, различных видах психических страданий.
Эйфория является неадекватным раздражителю радостным настроением. Человек доволен всем, не замечает реальных проблем. Он видит окружающую реальность сквозь розовые очки, даже трагические события воспринимает на позитиве. Чрезмерный оптимизм не позволяет пациенту объективно оценивать состояние своего здоровья. Эйфория может проявляться на терминальной стадии части злокачественных опухолей. Подобное явление типично для соматических и психиатрических заболеваний.
Мория представляет собой повышенное немотивированное настроение с пошлыми, плоскими шутками. Такие больные ведут себя слишком возбужденно, это характерно для пациентов, имеющих поражение лобных долей.
Дистимия – это патологически угнетенно настроение, которое появляется абсолютно без причины. Пациент воспринимает окружающую действительность негативно, пессимистично. Дистимия часто приводит к попыткам суицида.
Человек живет с мыслью о предстоящей катастрофе, неприятности, это мешает ему жить полноценно. Например, симптомом данного заболевания является повышенная тревожность. Эмоциональная тупость сопровождается медленным обеднением эмоциональных реакций. У пациента исчезают моральные, этические, эстетические, интеллектуальные чувства. Возникает полное равнодушие ко всему, что окружает больного человека, возникают постоянные депрессии. Эмоциональная тупость характерна для больных людей, которые нуждаются в помощи профессионалов.
fb.ru
В своих взаимоотношениях с людьми не забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием
(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)
Автор афоризма: Карнеги Д.
Критика имеет две составляющие — эмоциональную и конструктивную, и, как правило, чем больше одна, тем меньше другая.
(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)
Автор афоризма: Родионов Илья
Женщина своей пластичностью, мягкостью в итоге делает сердце мужчины
более мягким. Он становится более эмоциональным.
(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)
Автор афоризма: Гадецкий Олег
А ты не знаешь, что такое значитКогда мужчина — плачет!О! в этот миг к нему не подходи:Смерть у него в руках — и ад в его груди
М. Ю. Лермонтов «Маскарад»
Эмоциональность как качество личности – способность выражать силу и энергию своих эмоций, связанную с реакцией на явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта.
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам и сказал: — Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны? Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним: — Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться. Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили: — Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас? Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?» Один человек из толпы сказал: — Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям. Будда улыбнулся: — Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.
Ни для кого не будет открытием, что женщины эмоциональнее мужчин. Крайнее проявление эмоций – истерия, происходит от древнегреческого hystera (матка), что само по себе указывает на ее половую принадлежность. Женский ум тесным образом связан с чувствами, а у мужчины ум больше привязан к разуму. То есть природа женщины создала промежуток между умом и разумом, а у мужчины между умом и чувствами. Отсюда и следует танцевать. Мужчины, в силу существования зазора между умом и чувствами, живут идеями, а женщины живут эмоциями. Каждый пол от такого положения вещей что-то выигрывает, а что-то проигрывает, имеет свои преимущества и свои недостатки. Когда мужчина и женщина закружатся в радостном танце любви, происходит так необходимое им равновесие.
Большинство мужчин заблуждается, думая, что женщины на первое место в отношениях с ними ставят материальную обеспеченность или секс. Секрет в том, что женщине нужна защита от нее самой и, если мужчина берет на себя эмоциональную ответственность за ее состояние, он будет самым хорошим и пригожим. Когда мужчина сталкивается с серьезной ситуацией, он уходит «в пещеру», чтобы в одиночестве продумать все варианты своей реакции на нее. Неопытные женщины пугаются этой угрюмости и немногословности, воспринимая ее, как охлаждение чувств и отдаление друг от друга. Зачастую начинают ревновать, подозревая наличие соперницы. Проходит время, и «отшельник» выбирается из пещеры с готовым решением, энергичный и целеустремленный. Поэтому мудрая женщина уважает его состояние, понимает, что мужчине нужно набраться сил, как личности.
А что делать женщине с ее накопившимися подавленными эмоциями? Природу если гнать в дверь, она влетит в окно. Ей тоже нужно разрядиться, иначе в организме произойдет гормональный сбой. Даже здесь существуют различия. У мужчины в таких случаях страдает нервная система. И вот женщина идет к ответственному за ее эмоциональное состояние – к мужу. Накормив его после работы, начинает делиться с ним своими беспокойствами, тревогами, боязнями, страхами и переживаниями. Она не ждет от мужа советов, готовых решений, немедленных действий. Ей нужно другое. В муже она хочет видеть активного слушателя, способного снять эмоциональный перегрев, успокоить ее сердце, дать почувствовать, что у нее есть надежная защита. Если мужчина понимает женскую природу и терпит выплески ее эмоций, она его ценит и дорожит им. Помните слова песни Анны Герман: «Мне говорят, он маленького роста, Мне говорят, одет он слишком просто. Мне говорят, поверь, что этот парень Тебе не пара, совсем не пара. А он мне нравится, нравится, нравится, И для меня на свете друга лучше нет. А он мне нравится, нравится, нравится, И это все, что я могу сказать в ответ». Нравится, потому что способен дать эмоциональную защиту, обеспечить душевный покой и умиротворение. Любой человек стремится к этому счастливому состоянию души и тела. Так природа позаботилась о гармоничных отношениях между мужчинами и женщинами. Если супруги понимают природу друг друга, такая гармония легко достигается.
К примеру, читал о таком эпизоде в семейных взаимоотношениях. Супруги договорились в воскресение поехать в зоопарк с сыном. Пока она одевается, он берет сына и говорит: «Пойду машину прогрею». – «Хорошо. Я через двадцать минут буду готова». Выходит из подъезда ровно через двадцать минут, а их нет. Оказывается, ему пришла в голову какая-то идея, и они поехали с сыном, забыв про маму. Потом вспомнили, развернулись и резко рванули домой. Возвращаются минут через десять. Она стоит и угрожающе молчит, а затем молча поворачивается и идет к подъезду. Муж покорно следует за женой. Поднимаются по лестничной площадке. На ее спине уже написан жестокий вердикт. Заходят в квартиру, и она начинает на него орать. Эмоции фонтанируют не хуже, чем фонтаны в Петергофе. Муж понимает: «Нужно терпеть и молчать». Десять минут она орет, он смотрит на нее и говорит, немножко, так, грубовато: «Ты все сказала?» Жена потом рассказывает: «Когда он меня так спросил, я заглянула вовнутрь себя и поняла, что все сказала». То есть, человек выплеснул через речь все негативные эмоции, свое внутреннее напряжение и успокоился. После этого он ей говорит: «Тогда поехали!» Разворачивается и идет. И она понимает: «Нужно следовать!»
Представьте, если бы муж начал в ответ скандалить. Она б подумала: «Зачем мне в семье другая женщина? Он такой же, как и я». Авторитет мужа рассыпался бы. Но когда он ее спокойно выдержанно выслушивает, она осознает: «В этом человеке есть сила». Такой мужчина способен защитить женщину от ее же собственного беспокойного ума с каскадами чувств и эмоций. Эмоциональность женщины ищет не того мужчину, кто будет лишь исполнять ее желания, а того, кто даст надежное прибежище для ее чувств и эмоций, кто примет за нее решение, кто спасет ее от накопившихся внутренних противоречий.
Петр Ковалев 2013 годДругие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
(Просмотров 325 всего, 1 сегодня)
Такой синдром, как «эмоциональная тупость», психиатрии также называют эмоциональным обеднением. Для подобного состояния характерно снижение эмоциональности, потеря способности к переживаниям и чувств. Человек сохраняет простейшие реакции и проявляет чувства, которые направлены на удовлетворение основных инстинктов, при этом теряются серьезные эмоциональные переживания.
Как проявляется эмоциональная тупость? Симптомы: чрезмерная холодность к окружающим людям, отсутствие сопереживания и сочувствия к друзьям и близким людям. В некоторых ситуациях пациент чувствует полную опустошенность, безразличие.Основной причиной такого явления по отношению к другим людям врачи считают существенные нарушения психики, вызванные органическими или физиологическими патологиями коры головного мозга. Происходит такое нарушение психики на начальной стадии шизофрении. Основная проблема заключается в том, что появляется угроза появления полной невозмутимости и безразличия, утраты эмоциональной связи с окружающим миром. Часто эмоциональная тупость приводит к притупление в области чувств и эмоциональных переживаний. По мере роста равнодушия и холодности у пациента развивается синдром ранимости, именуемый в психиатрии «феноменом стекла и дерева». Люди шизоидного типа имеют слаборазвитую психическую защиту, они уязвимы, а эмоциональная холодность является защитной реакцией. Также эмоциональная тупость может появиться из-за депрессии и повреждений мозга.
Вариант лечения зависит от тех причин, которые привели к появлению заболевания. Если эмоциональная тупость выявлена в раннем возрасте, может помочь детский психиатр. Благодаря современным методикам, объединяющим педагогику и медицину, можно стабилизировать состояние ребенка. Как у взрослых решается такая проблема, как апатия, эмоциональная тупость? Для начала осуществляется исследование работоспособности мозга, анализируется состояние центральной нервной системы, проводятся различные тестирования и анализ поведенческих инстинктов. По полученным результатам определяется продолжительность и форма лечения.
Подробнее разберем такое заболевание, как эмоциональная тупость. Симптомы этой болезни хорошо изучены психиатрами. Патологический аффект представляет собой эмоциональную реакцию ярости или гнева, которая возникает как ответ на раздражитель. Протекает он довольно быстро на фоне помрачнения сознания, причем пациент практически не помнит пережитое раздражение. Такое состояние возникает в случае органических поражений головного мозга, различных видах психических страданий. Эйфория является неадекватным раздражителю радостным настроением. Муж доволен всем, не замечает реальных проблем. Он видит окружающую реальность сквозь розовые очки, даже трагические события воспринимает на позитиве. Чрезмерный оптимизм не позволяет пациенту объективно оценивать состояние своего здоровья. Эйфория может проявляться на части терминальной стадии злокачественных опухолей. Подобное явление типично для соматических и психиатрических заболеваний.Мория представляет собой немотивированное повышенное настроение с пошлыми, плоскими шутками. Такие больные ведут себя слишком возбужденно, это характерно для пациентов, имеющих поражение лобных долей. Дистимия – это патологически подавленно настроение, которое появляется абсолютно без причины. Пациент воспринимает окружающую действительность негативно, пессимистично. Дистимия часто приводит к попыткам суицида.
Человек живет с мыслью о предстоящей катастрофе, неприятности, это мешает ему жить полноценно. Например, симптомом этого заболевания является повышенная тревожность. Эмоциональная тупость сопровождается медленным обеднением эмоциональных реакций. У пациента исчезают моральные, этические, эстетические, интеллектуальные чувства. Возникает полное безразличие ко всему, что окружает больного человека, возникают постоянные депрессии. Эмоциональная тупость характерна для больных людей, которые нуждаются в помощи профессионалов.
stomatlife.ru
Эмоциональная изоляция – это состояние, в котором человек мысленно дистанцирован от других людей. Человек с этим состоянием может казаться онемевшим и постоянно, похоже, отстраняется от других. В дополнение к отсутствию психической связи эмоционально изолированные люди, как правило, не проявляют большого интереса к чувствам других людей.
Многие люди, страдающие от такого рода изоляции, имеют сильные социальные сети, но не имеют существенной связи со своими друзьями. Хотя они могут строить поверхностную дружбу, они часто не могут доверять многим людям. Люди, которые изолированы эмоционально, обычно чувствуют себя одинокими и не могут относиться к другим. Это состояние исторически наиболее распространено среди мужчин.
Этому условию часто предшествует или совпадает с депрессией, беспокойством и чувствами неадекватности. Трудно закончить цикл плохих чувств, связанных с эмоциональной изоляцией, поскольку любое из этих состояний может увеличить симптомы других. Наиболее распространенным методом лечения является терапия, которая касается причин плохих чувств, которые приводят к изоляции.
Несколько других условий могут привести к изоляции, хотя человек может пожелать установить связи с другими. Это может включать агорафобию, социальную тревогу и некоторые случаи нарциссизма. В этих случаях люди часто расстраиваются, потому что они чувствуют себя заблокированными от формирования эмоциональных связей.
Существуют и другие условия, приводящие к эмоциональной изоляции, при которой индивидуум не желает создавать умственные связи с другими. Это может включать аутизм и шизоидную личность. В некоторых случаях нарциссы могут также дистанцироваться от эмоций, из-за чувства превосходства. Эти случаи могут быть более сложными, так как индивидуум не может почувствовать необходимость изменения.
Многие люди, испытывающие эмоциональную изоляцию, не могут поддерживать друзей из-за нечувствительного или эгоцентричного поведения. В некоторых случаях неточное представление о себе может помешать изолированному человеку понять, что заставляет эту дружбу закончиться. Обсуждение терапии может помочь разгадать некоторые из этих тайн.
Эмоциональная изоляция часто путается с социальной изоляцией, хотя это два разных условия. Человек, который, как правило, физически удален от других, социально изолирован. Люди с этим состоянием обычно проводят много времени в одиночестве, иногда в течение нескольких дней подряд, и могут не иметь очень много друзей. Психическое состояние человека, который изолирован эмоционально, отличается, но в конечном итоге может привести к социальной изоляции. Для индивида характерно одновременно обходить оба условия.
omopariola.ileraloro.com
Детский профилактический массаж необходим каждому ребёнку с первых дней жизни. Ведь он благотворно сказывается не только на физическом, но и на эмоциональном развитии крохи. Ежедневный массаж способствует:
• укреплению сердечно-сосудистой и нервной системы малыша
• нормализации лактации у мамы
• снижению уровня гормонов стресса в детском организме и в организме матери
• лёгкому засыпанию и крепкому сну
• усилению эмоциональной связи между мамой и крохой
Ведь массаж - это прекрасный способ передать малышу всю палитру возможных тактильных и вестибулярных ощущений: давления, поглаживаний, похлопываний. Чувствуя прикосновения к ручкам, ножкам, спине, ребёнок получает представление о собственном теле, навык выражения эмоций через мимику и жесты, и пытается продемонстрировать самостоятельные движения.
Следует отметить, что использование «посредников» во время массажа, в виде кремов, масел расширяет спектр воспринимаемых тактильных ощущений и приносит другие положительные эффекты, такие как уменьшение признаков стресса во время процедуры, больший увлажняющий и успокаивающий эффект, лучшее скольжение рук, и уменьшение давления на малыша.
Помните, массаж и прикосновения - одни из самых действенных способов укрепления эмоциональной связи между мамой и крохой. Исследования показали, что прикосновения не только сближают вас, но и помогают малышу гармонично развиваться. Они влияют на то, как в будущем он будет относиться к другим людям, общаться с ними, а также на его отношение к самому себе и окружающему миру.
Поэтому прикасайтесь к крохе бережно и нежно и вы заметите, что с каждым днем вы становитесь еще ближе друг к другу.
2. Уход за кожей крохи
Уход за нежной детской кожей также позволяет сформировать и укрепить эмоциональную связь между мамой и малышом. Для этого:
• Улыбайтесь малышу, рассказывайте, что и зачем вы делаете, вместе «ищите», где находится носик, ушки крохи, и тогда процедура принесет вам обоим только удовольствие
• Ухаживая за малышом, используйте средства, разработанные специально для детей, потому что очень тонкая и нежная кожа крохи требует особенной заботы. Если малыш еще совсем маленький (0-3 месяцев), останавливайте свой выбор на продуктах с пометкой «подходит для новорожденных».
3. Купание
www.passion.ru
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.[1]
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.
Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции[2].
Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей.[1]
К методам изучения эмоций относятся[3]:
Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).[1]
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.[4]
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Не существует однозначного мнения о том, можно ли различать субъективные понятия эмоций и мотивации. И. П. Павлов зачастую употребляет эти термины как синонимы, как и один из его учеников, Ю. М. Конорски, полагающий, что оба эти явления регулируются единой драйв-системой, носящей имя эмотивной или мотивационной. И. С. Бериташвили полагает, что эмоциональное возбуждение лежит в основе мотивационной деятельности (не голод побуждает к действию, но сопровождающее его эмоциональное возбуждение). П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором[2]. Однако, другие исследователи — П. Юнг, А. В. Вальдман, П. В. Симонов — различают эти понятия. По Юнгу, эмоция не является результатом внутриорганизменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности; Симонов выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а Вальдман считает, что эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы — преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер; эмоции носят психогенную природу, в то время как мотивации — эндогенно-метаболическую, и эмоции могут возникать на базе сильной мотивации, в том числе при сильных конфликтах при попытке удовлетворить потребность[5].
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.[1]
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.[1]
Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.
Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге - "мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим"), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию[6]. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.
С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния[7] (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями)[8].
Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.[9]
Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным — приматам, собакам и другим.[10]
Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.
Слишком сильные эмоции, не зависимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.
Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.
Э П Ин-Ис
где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.
Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы.[11]
Перечисленные выше факторы являются определяющими, необходимым и достаточными, однако следует учитывать также фактор времени (эмоция как кратковременный аффект или длительное настроение), качественные особенности потребности и индивидуально-типологические особенности субъекта. Из формулы следует, что вероятность удовлетворения потребности (сравнение значений ИС и ИН) влияет на знак эмоции, и отражательная функция эмоций совпадает с оценочной функцией[7].
В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетверению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.
Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.
Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.
Согласно теории Пола Экмана, эмоции человека всегда сопровождаются по крайней мере микровыражениями, короткими непроизвольными выражениями лица, появляющимися на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Микровыражения не поддаются сознательному контролю, то есть появляются независимо от желания человека.
По ряду вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в психологии до сих пор нет единого мнения. Существует целый ряд теорий, пытающихся дать свои ответы на эти вопросы - например, биологическая теория Дарвина.
Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются OCC (Ortony-Clore-Collins) модель и так или иначе основанные на ней KARO, EMA, CogAff, модель Фоминых-Леонтьева, модель PAD (Pleasure-Arousal-Dominance), предложенная Mehrabian, и модель Плутчика.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (чувствовать себя в гармонии с природой, с людьми или человеком). Это эмоциональное созвучие.
dvc.academic.ru
Эмо́ции (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).
Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.
Эмоции, как и ощущения — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.
Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.
Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.
Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных - приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции.
Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.
Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ,представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.
К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:
По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть (страсть считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.
Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние
Всего в списке 75 названий. Некоторые из названий скорее являются пограничными состояниями, чем эмоциями, другие же содержат несколько синонимов. Поэтому список этот достаточно условен. При составлении списка эмоций нужно стараться не включать в него психические явления, заведомо эмоциями не являющиеся. Например, в предыдущем списке голод и жажда это субъективные ощущения, сопровождающие недостаток в организме пищи и воды. Эти ощущения возникают в результате сигналов от рецепторов в желудке, гортани и т.п. Они не связаны с когнитивной оценкой ситуации и эмоциями не являются. В связи с этим, возможно, имеет смысл составлять список не только эмоций, но и не эмоций. Выпишем слова из предыдущего списка, не связанные с когнитивной оценкой ситуации, и потому эмоциями не являющиеся: голод, жажда, похоть, сексуальность, усталость.
При составлении списка эмоций имеет смысл сразу разбивать их на противоположные по знаку пары. Например, в книге A. Ortony, G.L. Clore, and A. Collins, The Cognitive Structure of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988 выписаны 11 пар слов, претендующих на противоположные эмоции. gratification - remorse, gratitude - anger, pride - shame, admiration - reproach, joy - distress, happy-for - resentment, gloating - pity, hope - fear, satisfaction - disappointment, relief - fears-confirmed, love- hate.
В статье Леонтьев В.О.Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту КИИ -2008. Труды конференции. Т.1 приведено теоретическое обоснование разбиения на противоположные пары восьмерки эмоций: интерес - пренебрежение, надежда - страх, удовлетворение - гнев, радость - горе.
Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO, EMA, CogAff, Affective Computing и модель Фоминых-Леонтьева.
Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша — не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.
Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.
Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами. Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки — это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.
В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью — чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).
Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.
В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)
В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.
В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.
Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть — это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.
Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.
В статье Scherer, K. (2005).What are emotions and how can they be measured? Social Science Information Vol. 44, No. 4: 695-729 различаются понятия утилитарных и эстетических эмоций. Утилитарные эмоции, такие как страх, гнев, радость и т.д. оценивают степень достижения цели или удовлетворения потребности. Эстетические эмоции ( гармония - дисгармония, красота - уродство, благоговение - кощунство...) не связаны с достижением цели или удовлетворением потребностей и возникают, в частности, при оценке предметов искусства.
Есть еще одна группа эмоций, не связанная с потребностями и целями. Это интеллектуальные эмоции, см. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности, Психологический ж-л, 4,1998. Эти эмоции оценивают информацию, вне ее связи с утилитарными целями.Например, новая информация может подтверждать или не подтверждать старую. Четыре интеллектуальных эмоции (догадка, уверенность, сомнение, удивление) можно проклассифицировать с помощью двух бинарных признаков: предшествующие - констатирующие и подтверждающие - неподтверждающие эмоции, см. Леонтьев В.О.Что такое эмоция. Вестник биологической психиатрии №5,2004.
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).
Эмоциональный тон ощущения — это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то — к запаху бензина и т. п.)
Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.
Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.
Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.
Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.
Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.
Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.
Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.
Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.
Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель.
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.
Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.
Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.
Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:
На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.
Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.
Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.
Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.
Наивысшая степень страха, переходящая в аффект — ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.
У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности — фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)
Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.
Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.
Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.
Фрустрация — конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.
Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.
Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.
В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.
Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.
В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:
Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.
В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:
Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы … интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.
Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения — присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает прибегнуть к помощи других людей и наиболее результативно решить проблему.
Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для неё.
Выделяют так называемый австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса — дистресс — оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье — для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.
Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.
Качество эмоции определяется триединым действием темперамента, ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события.
Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.
Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции — парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.
В результате таких эмоций как «Страх» и «Злость» организм подготавливается к борьбе или бегству. Некоторые из этих проявлений наблюдаются при «Удовольствии» и «Сексуальном возбуждении». Такие эмоции как «Скорбь» или «Тоска» могут выражаться, однако, в депрессии и замедлении реакций.
Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга.
Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990)
Заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций. Такой оценке подвергается как интенсивность, так и качество эмоций. Если человек находится в состоянии неопределенной эмоции, когнитивная оценка позволяет ему оценить ситуацию. Существуют, однако, ситуации когда эмоциональное состояние не может быть оценено ни сознательно, ни преднамеренно. К таким состояниям относятся «детские страхи». В этих случаях развитие эмоционального состояния происходит по специализированным нейрональным путям в головном мозге.
Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.
Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis)
Эмоциональное состояние — настроение — оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риск более часто, чем в «хорошем».
Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность — типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. Согласно теории социального обучения (social-learning theory) агрессивное поведение может быть приобретено детьми в результате имитации поведения в сценах насилия демонстрируемых по телевидению.
Кроме того, основные эмоции могут кооперироваться с реакцией на сложные социальные задачи, приобретая характер когнитивных эмоций. Так «чувство отвращения» может возникнуть у вас при наблюдении испражнений — это основная эмоция, но чувство отвращения может возникнуть у вас и в ответ на аморальное поведение в обществе и тогда эта эмоция проявляется как высокая, когнитивная эмоция.
Помимо биологических, у человека проявляются коллективные эмоции (страх смерти, страх потери своего социального «я», страх сойти с ума и др.)
Обычно сложные эмоции более продолжительны. Продолжительность эмоций зависит от продолжительности воздействий, их вызывающих, и поэтому, не может служить основанием для их классификации. Вместо продолжительности лучше взять время возникновения эмоции относительно события. Эмоции возникшие до события называются предшествующими, после события констатирующими, см. Вилюнас В.К Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.
Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.
Улыбка
Или зависимость эмоции:
Wikimedia Foundation. 2010.
dal.academic.ru
об обновлениях на сайте по Email БЕСПЛАТНО! Как только на сайте появятся новые посты, видео или фото, Ты сразу же будешь извещен об этом одним из первых.
Нет сообщений для показа